Как правильно составить план работы библиотеки на год

Годовой план работы – основной и обязательный документ для всех библиотек. Он определяет основные задачи и содержание работы библиотеки на новый календарный год, и в нем определяются все показатели, которых должна достичь муниципальная библиотека к концу года.

На первом этапе его подготовки, за 2-3 месяца до начала нового года (октябрь – ноябрь), проверяется ход реализации плана текущего года, выясняются его достоинства и недостатки, выясняются изменения в деятельности библиотеки в истекшем году, намечаются предложения для плана наступающего года.

Задачи, которые библиотека определит в качестве приоритетных, должны быть сформулированы, исходя из проблем обеспечения свободного доступа к информации и информационным ресурсам и новых требований функционирования библиотеки как социокультурного института в условиях формирования местного самоуправления.

В годовой план работы библиотеки целесообразно включать лишь основные, то есть главные направления её деятельности, которые являются общими для всех подразделений библиотеки или требуют координации и кооперирования их деятельности.

План включает систему показателей, определяющих в совокупности объем работы, а также затраты рабочего времени. По всем показателям плана определяются его исполнители и сроки выполнения.

В годовом плане должен обязательно предусматриваться резерв времени, трудовых и иных ресурсов на случай необходимости выполнения внеплановых работ.

Составной частью годового плана работы библиотеки является смета доходов и расходов.

Примерная структура годового плана:

  • Анализ работы за прошедший год
  • Основные задачи и направления работы библиотеки в новом году
  • Свод главных цифровых показателей по основным направлениям деятельности
  • Формирование фонда документов и отражение его в справочном аппарате библиотеки
  • Мероприятия для привлечения читателей в библиотеку
  • Массовые мероприятия
  • Участие в Федеральных целевых, республиканских программах
  • Краеведческая деятельность
  • Научно- методическая деятельность
  • Информационно — библиографическая деятельность
  • Социологические исследования.
  • Внедрение новых электронных технологий
  • Уроки информационной культуры. Реклама деятельности библиотеки
  • Повышение квалификации сотрудников библиотеки
  • Развитие материально-технической базы библиотеки

Годовой план работы библиотеки определяет основные задачи и содержание работы библиотеки на текущий год.

В этом разделе плана работы формулируются те задачи, над выполнением которых библиотека будет работать в текущем году, и не более того. Выбранная по определённому направлению деятельности задача должна быть краткой и чёткой, не надо формулировать объёмные и длинные фразы задач, заведомо невыполнимых в течение года.

Каждая, поставленная перед библиотекой задача, должна подкрепляться мероприятиями в других разделах плана работы. Например, библиотека определила задачу: способствовать повышению информационной культуры читателей. Следовательно, в информационно – библиографическом разделе должна быть предусмотрена школа информационной культуры, университет библиографических знаний, библиографический лекторий и т.д.

Другой пример. Библиотека ставит перед собой задачу обеспечения высокого качества обслуживания читателей и максимально полного удовлетворения запросов читателей. Тогда в соответствующих разделах плана работы нужно отразить внедрение информационных технологий, обеспечивающих свободный доступ к информационным ресурсам, приобретение в фонд электронных носителей информации, аудио – видеопродукции, компакт дисков CD — ROM и т. д.

Пример формулировки «Основных задач и направлений работы» библиотеки

Работа библиотеки должна быть направлена на:

  • безусловное выполнение основных контрольных показателей работы и привлечение новых читателей в библиотеку и к чтению;
  • повышение комфортности библиотечной среды, формирование положительного имиджа библиотеки, развитие рекламы;
  • распространение краеведческих знаний и воспитание у читателей интереса к истории своей малой родины, формирование патриотических чувств;
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, создание условий для чтения естественнонаучной литературы;
  • приобщение пользователей к чтению правовой и нравственной литературы, содействие повышению уровня этической грамотности, воспитание культуры общения;
  • приобщение пользователей к лучшим образцам классической отечественной и зарубежной литературы, создание условий для чтения и различных литературных занятий и т.д.

Контрольные показатели работы

Объёмы плановых заданий должны соответствовать штатному обеспечению и отвечать допустимой нагрузке на основе «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках».

Распределение показателей по кварталам в % соотношении к годовому плану работы.

1 квартал I полугодие 9 месяцев 4 квартал Читатели 60% 68% 76% Ост. Книговыдача 40% 57% 73% Ост.

Формирование фонда документов и отражение его в справочном аппарате

Здесь раскрываются вопросы изучения тематического и видового состава фонда, уточнения профиля комплектования, развития и использования фонда, мероприятия по его сохранности; совершенствование единого справочно-поискового аппарата; составляется график проверки фонда муниципальных библиотек, определяется количественный состав на списание литературы по различным причинам. Отражаются мероприятия по переводу фондов на новые технологии и организация электронного каталога, создание электронной базы данных.

Мероприятия для привлечения читателей в библиотеку.

Массовые мероприятия.

Раздел отражает мероприятия по расширению видов услуг, по введению новых форм обслуживания, по улучшению качества обслуживания, инновации и меры по формированию привлекательного образа библиотеки. Раздел отражает мероприятия по расширению видов услуг, по введению новых форм обслуживания, по улучшению качества обслуживания, инновации и меры по формированию привлекательного образа библиотеки. В этом разделе плана намечаются мероприятия по основным направлениям работы. К ним относятся:

  • Историческое направление (историческая тематика, ко Дню славянской письменности и культуры, политическая ситуация в стране, ко Дню Конституции, ГО и МЧС, события в мире, международные отношения и т. д.).
  • Патриотическое воспитание (военная тема, ко Дню защитника Отечества, ко Дню Народного Единства, ко Дню Независимости России здесь же)
  • Краеведение.
  • Духовно-нравственное воспитание Включение религиозно – познавательных программ и мероприятий в план работы библиотеки возможно, если они носят информативный характер и не сопровождаются совершением религиозных обрядов.
  • Экологическое направление (естественнонаучная тематика).
  • Нравственное направление (педагогика, этика, культура поведения, к Международному дню защиты детей, ко Дню знаний, ко Дню учителя, ко Дню пожилого человека, к 8-му Марта, ко Дню матери, к Международному Дню инвалидов)

Отдельными позициями в этом разделе плана рекомендуется выделить:

  • Работа с семьёй.
  • Правовая информация (создание ЦПИ, ведущих информационно – библиографическое обслуживание на основе фонда нормативно – правовых изданий, юридических полнотекстовых баз данных (БД) « Консультант – Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Система» и др., содержащих официальные документы, научные и практические рекомендации к ним, пояснения юристов, электронные версии журналов правовой тематики).
  • Здоровый образ жизни (формирование у читателей установок на здоровый образ жизни и профилактику асоциальных явлений – безнадзорности, алкоголизма, наркомании и преступности среди подростков ).
  • Профориентация. Социализация личности.
  • Продвижение книги и чтения (формы работы с художественной литературой, программы чтения по творчеству писателей, Неделя детской книги).
  • Эстетическое направление (искусство и спорт, мероприятия к Новому году)
  • Справочно – библиографическое и информационное обслуживание пользователей.
  • Клубы и объединения по интересам.

Практика работы с читателями вызывает к жизни достаточное количество информативных мероприятий. Энергично реагируя на потребности, учитывая интересы читателей, в библиотеках появляются новые, нетрадиционные формы работы.

Свидетельством возросшего творческого потенциала, профессионализма библиотекарей является проведение инновационных форм мероприятий:

  • Библиогид «Тысяча мудрых страниц»

Информационный обзор новинок энциклопедической и справочной литературы.

  • Литературные гонки «Великий книжный путь» (для старшеклассников)
  • Марафон культурных событий

Самый насыщенный месяц культурными событиями и памятными датами – май. В этот период, с 9 мая по 6 июня, можно провести целый цикл мероприятий под общим названием «Марафон культурных событий».

  • Поэтический марафон ( Можно провести 6 июня, в Пушкинский день.)

На импровизированной мини – площадке у библиотеки — известные писатели, поэты, юные литераторы, взрослые и подростки, дети, сменяя друг друга, читают произведения великого поэта.

  • «Праздник библиографических открытий».

Проводится с целью освоения комплекса новых форм работы. Его программа позволит читателю представить сведения об информационно – библиографических ресурсах библиотеки, познакомить с источниками информации об интересующих их изданиях.

  • День открытых дверей

Способствует росту престижа библиотеки, завоеванию благожелательного отношения заинтересованных групп населения.

  • Участие в Федеральных целевых, республиканских программах

В этом разделе следует отразить работу библиотеки по участию в целевых комплексных программах и проектах.

  • Информационно-библиографическая деятельность

В этом разделе вы отражаете свою работу по следующим направлениям:

  • Справочно-библиографические ресурсы (состояние СБА, какие картотеки, тематические папки планируете организовать в новом году)
  • Деятельность по удовлетворению запросов пользователей (количественные показатели, основные потребители справочной информации, показываете какие новые формы групповой и индивидуальной информации вы планируете использовать)
  • Справочно-информационное обеспечение деятельности органов МС (изучение потребностей, формы и методы предоставления информации, формирование базы данных законодательных актов муниципального образования)
  • Выпуск библиографических изданий: указатели, списки, досье, КЗД, путеводители. Буклеты. Закладки )
  • Социологические исследования

Социологические и маркетинговые исследования, планируемые в библиотеках, позволят выявить и предугадать изменения потребностей читателя, создать эффективную модель обслуживания, рационально организовать работу по комплектованию фондов, и, что не менее важно, увидеть результаты собственной работы.

  • Развитие материально – технической и технологической базы.

Планируются мероприятия по приобретению библиотечного оборудования, библиотечной техники, технических средств, транспортных средств и т.д., по ремонту и переоборудованию зданий и помещений.

Планирование работы и деятельности библиотек

Планирование работы библиотеки и основанная на нём отчётность – это документы, которые задают, направляют и фиксируют главные показатели. Они определяют эффективность управления в организации, что, в свою очередь, влияет на бюджетирование, дотации и финансирование проектов коллектива.

Стратеги портала Arprime предлагают рассмотреть классы и структуру этой документации подробнее.

Планирование работы и деятельности библиотек

Содержание

Виды документов деятельности библиотеки

Все планы должны быть увязаны в единую систему, которая определяет общие цели задач, сроки выполнения, последовательность работ, а также качество и количество мероприятий.

По времени выполнения различают:

  • Глобальные. К ним относятся Перспективный и Стратегический.
  • Текущие. Это Годовой, Квартальный, Помесячный и Оперативный.

По масштабам планы библиотек подразделяются на:

  • Сводный план библиотечной системы (нескольких библиотек);
  • План библиотеки;
  • План отдела или филиала библиотеки;
  • Индивидуальный план сотрудника библиотеки.

По направлениям деятельности они могут быть:

  • Универсальными (охватывающими всю деятельность в целом);
  • Тематическими (например: «Планирование библиографической работы библиотеки /филиала /подразделения», – используется для мелких библиотек, в которых отсутствует отдел библиографии).

Перспективный, Стратегический и Годовой обычно создаются для всей организации. Для филиалов или отделов обязательны Квартальные, Ежемесячные, Индивидуальные и Тематические планы.

Отсутствие Перспективных и Стратегических документов считают недостатком системы планирования библиотечной работы. Бюрократическим атавизмом и переизбытком считается слишком большое разнообразие планов, которые дублируют друг друга. А также несогласованность заявленных объёмов работы с масштабом фондов и количеством рабочего времени. Например, слишком раздутые показатели по посещаемости, выдаче и массовым мероприятиям в районном филиале со скромным фондом и 4-часовым рабочим днём ставят такую организацию под подозрение в приписках и показухе.

Цель перспективного плана библиотеки – развитие и инновации. Он пишется на 5 лет. Документ намечает основные линии адаптации организации к требованиям времени, с учётом экономических, технологических и социальных прогнозов на ближайшее будущее. Он содержит:

  1. Главные стат. данные по годам (таблицы, графики) библиотеки.
  2. Описания перспективных видов деятельности.
  3. Описание глобальных работ (реконструкций), на которые нужно больше 2-х лет (например, оцифровка фондов, формирование межбиблиотечного интернет-абонемента и т. д.).

Стратегический план: значение и структура

Он сходен с аналогичным документом в бизнесе и является эффективным инструментом менеджмента и маркетинга. Это концепция развития библиотеки на время от 2 до 5 лет, которая включает в себя такие пункты:

  • Миссия, Видение и Главная цель;
  • Профильный анализ среды (обслуживаемого населения – реальных и потенциальных читателей);
  • SWOT-Анализ библиотеки (сильные и слабые стороны, возможности и препятствия);
  • Задачи, методики и формы работы, исходящие из главной миссии организации и максимально её конкретизирующие. Можно с разбивкой на этапы и целями для каждого этапа.

Годовой план библиотеки

Задания библиотеки на год формируются двумя предыдущими глобальными разработками.

Годовое планирование библиотечной деятельности обязательно учитывает главные темы предстоящих 12-ти месяцев в стране в целом, и в населённом пункте в частности. Актуальные литературные, научные, художественные, социальные и другие события и даты календаря по плану, связанные со спецификой региона и самой библиотеки обязательно должны быть вплетены в мероприятия документа.

Обдумывая предстоящую деятельность, нужно проанализировать отчёты за предыдущие пару лет. Найдите то, что осталось не реализованным, учтите те новые формы, которые дали хорошие результаты и получили отклик у посетителей – сделайте на них акцент и введите в традиционную практику.

Годовой план библиотеки несёт 2 вида информации:

  1. Текстовая. Аналитическая. Она должна обосновывать намеченные показатели (их изменение по отношению к прошлому периоду) в библиотеке и дать чёткий ответ на вопрос: какова будет политика организации по ведущим направлениям в следующем году. Она может быть:
    • В обслуживании читателей и работе с ними;
    • В изучении читательской аудитории и её потребностей;
    • В работе со справочно-библиографическим аппаратом и информацией;
    • В обеспечении и организации новых/старых фондов;
    • В организации материально-технической базы;
    • В работе со спонсорами и внешним сотрудничеством и т. д.
  2. Статистическая. Представляет собой таблицы с цифрами стат. учёта.

    В ней отражаются предполагаемые количественные показатели:

    • Новые читатели;
    • Общее число зарегистрированных пользователей;
    • Книговыдача;
    • Посещение (в т. ч. на массовых мероприятиях);
    • Новые поступления в фонд;
    • Списание устаревшего фонда.

    И качественные показатели:

    • Документообеспеченность. Количество книг фонда, приходящееся на 1 зарегистрированного читателя. Оптимальным считается 15-17 экз. на читателя для центральной библиотеки города, из них: 10% — выпуска последних 2-х лет, 40% — последних 5 лет, 40-50% — представляющие художественную и научную ценность;
    • Обновляемость фонда. Соотношение новых поступлений и списания устаревшей и изношенной. Для плана центральной библиотеки города считается оптимальным показатель в 5%. На 1 читателя – 0,35 новых книг текущего года. Рекомендовано выписывать до 150 названий периодики.
    • Читаемость. Среднее число выданных на 1 читателя книг в год.
    • Посещаемость. Среднее количество посещений в год на 1 читателя.
    • Обращаемость фонда. Среднее количество выдач относительно общего количества фонда. Норма для города – от 1,5 и больше.

    От качественных показателей во многом зависит финансирование библиотеки и её плана.

Структура годового универсального плана

Документ имеет минимум 8 разделов:

  1. Центральные задачи и приоритеты деятельности (текстовая часть).
  2. Контрольные рабочие показатели в плане (таблицы с цифрами) библиотеки.
  3. Организация обслуживания населения (текст).
  4. Массовые мероприятия (описание и предполагаемое посещение).
  5. Работа со справочно-библиографическим аппаратом.
  6. Работа по формированию и организации фонда (обоснование+цифры).
  7. Материальная база и техника в организации.
  8. План кадровой работы.

Дополнительно могут присутствовать разделы:

  1. Планирование методической работы в библиотеке (для Центральных библиотек).
  2. Узко-тематические документы.

Квартальные планы для отделов и индивидуально-оперативные для сотрудников

Квартальную деятельность принято планировать в отделах по пунктам универсальной годовой разработки. В них идёт детализация действий и отмечаются ответственные за исполнение. Этот документ – основа для ежемесячных планов сотрудников отдела.

Оперативный план на день с детализацией обязанностей по исполнителям используют реже, только в крупных библиотеках, где большой штат и поток однообразных работ.

Планы работы городских и сельских филиалов составляются в соответствии с задачами, поставленными перед ними в сводных универсальных документах ЦБС, к которым они относятся.

Креативный пример презентации такого документа смотрите на видео:

Видео презентация плана работы сельской библиотеки на 2018 год

Источники

  • Планирование работы библиотеки – https://knigi.link/delo-bibliotekovedenie-bibliotechnoe/vopros-planirovanie-rabotyi-18280.html
  • http://mirznanii.com/a/162075/planirovanie-raboty-biblioteki
  • https://gigabaza.ru/doc/152824.html
  • Планирование. Поиск оптимальных вариантов – http://ulyanovbib.blogspot.ru/2017/10/blog-post_18.html

Планирование – необходимое условие развития библиотеки. В ходе планирования осуществля­ется
разработка системы мероприятий, в которой конкретно определяют­ся цели и
задачи, пути их достижения, плановые показатели работы биб­лиотеки на
календарный период.

Назначение плана – подчинить работу библиотеки выполнению
актуальных задач, обеспечить повышение качества библиотечного обслуживания
населения. В планировании нужно разумно сочетать необходимое
с возможным, опираясь на достигнутое, учитывая все факторы.

При планировании определяются:

— цели и задачи работы библиотеки,
основные направления её деятельности;

— тематика, содержание, формы и
методы работы;

— объём работы, выражающийся в
системе плановых показателей;

— трудовые, материально-технические
и финансовые затраты на выполнение плановых заданий.

План работы библиотеки – это
система взаимосвязанных, объединённых общей целью плановых заданий,
определяющих порядок, сроки и последовательность, выполнение работ, и, кроме
того, проведение мероприятий в библиотеке.

Он строится, исходя из поставленных
перед библиотекой задач и отражает основные направления, тематику, содержание,
формы и методы деятельности. План включает систему показателей, определяющих в
совокупности объём работы и затраты рабочего времени. По всем показателям плана
определяются его исполнители и сроки выполнения.

Показатели плана работы библиотеки
– контрольные цифры, определяющие объём работы библиотеки в планируемый период,
которые выражаются как в абсолютных величинах (количество читателей, объём
библиотечного фонда, число посещений, выдач, массовых мероприятий и др.), так и
относительных (читаемость, обращаемость, книгообеспеченность и др.).

Порядок составления
годового плана включает:

— формулировку направлений работы,
основных заданий и контрольных показателей, которую осуществляет руководство
библиотеки;

— составление и обсуждение проекᴛᴏʙ
планов в структурных подразделениях (отделах, филиалах) с учётом предложений
всех сотрудников;

— составление, обсуждение в
трудовом коллективе и утверждение директором годового плана работы библиотеки.

Примерная структура
годового плана библиотеки может выглядеть следующим образом:

1.        
Основные задачи (события) года.

2.        
Свод главных основных показателей по основным направлениям деятельности.

3.        
Формирование фонда и отражение его в справочном аппарате.

4.        
Мероприятия по привлечению читателей, ᴨᴏᴛребителей, совершенствование их
обслуживания, реклама деятельности библиотеки.

5.        
Организационная и методическая деятельность в помощь самой библиотеке и другим
библиотекам.

6.        
Развитие материально-технической и технической базы.

7.        
Доходы и расходы, мероприятия по укреплению финансовой базы, экономному и
эффективному использованию ресурсов.

8.        
Социальное развитие коллектива, повышение квалификации кадров.

9.        
Меры по совершенствованию управления библиотекой.

Разумеется, конкретная библиотека
(ЦБС) может вносить в эту структуру изменения и дополнения исходя из
перспективных и текущих задач своей деятельности.

В годовой план работы библиотеки
нецелесообразно включать весь перечень работ, осуществляемых в структурных
подразделениях. Правильнее будет отражать в нем лишь основные, главные
направления деятельности, которые являются общими для всех структурных
подразделений или требуют координации и кооперирования их деятельности, а не
перечислять все позиции планов структурных подразделений.

Виды планов

По срокам выполнения планы
делятся на перспективные (стратегические) и текущие (годовые, квартальные,
месячные, оперативные), а по объёму
планируемой работы
— на план библиотеки, структурного подразделения,
индивидуальный̆ план сотрудника библиотеки.

·       

План может быть универсальным, охватывающим работу
библиотеки в целом, и тематическим,
отражающим только одно из направлений её деятельности.

·       

Наряду с планами отдельных библиотек составляются сводные планы, охватывающие деятельность не одной, а нескольких
библиотек.

·       

Перспективный план библиотеки рассчитан на ряд лет (как правило, на 5 лет) и
намечает общую линию развития библиотеки. В нём отражаются главные, решающие
задания длительного значения; определяется уровень, которого надо достичь к
концу планируемого срока. Перспективные планы могут быть как универсальными по
своему содержанию, так и тематическими (к примеру , тематический план
комплекᴛᴏʙания библиотечных фондов, план научно-методической работы и др.).

·       

В последние годы в практику
библиотек входят стратегическое
планирование
– метод перспективного планирования, заключающийся в
установлении целей библиотеки, определении необходимых для их достижения
ресурсов и выбора наиболее рациональных путей использования этих ресурсов.
Задача стратегического планирования – целенаправленное инновационное развитие
библиотеки.

В отличии от перспективного плана,
в котором плановые задания распределяются по годам, стратегический план
составляется не по годам, а по срокам реализации намеченных целей.

·       

Годовой план работы библиотеки определяет основные задачи и содержание работы
библиотеки на текущий календарный год (в библиотеках учебных заведений –
соответственно на учебный год) , и в нём определяются все показатели, которых
должна достичь библиотека к концу года. Объём работы планируется с учётом
годового фонда рабочего времени сотрудников библиотеки и норм на библиотечную
работу.

Годовой план состоит из двух частей: тексᴛᴏʙой, в которой
предусматриваются мероприятия, необходимые для осуществления поставленных
задач, определяются нормы и методы работы библиотеки, сроки выполнения плановых
заданий и ответственные исполнители (чаще всего, не конкретные лица, а
структурные подразделения), и статистической, в которой намечаются
количественные показатели, которых должна достичь библиотека.

Годовые
планы работы составляются в сроки, определяемые руководством библиотечного
учреждения, и предоставляются на утверждение вышестоящему руководителю.

·                 

Сводный план определяет задачи и содержание работы определённой совокупности библиотек
на заданный период и имеет целью координировать и кооперировать их
деятельность. Сводные планы могут быть как перспективными, так и текущими, они
могут охватывать работу библиотек, находящихся в одном регионе, и принадлежащих
либо одному, либо нескольким ведомствам.

·                 

В сводных планах могут
рассматриваться все стороны деятельности библиотек (к примеру , план работы
ЦБС, объединяющий планы ЦБ и филиалов).

·                 

Оперативное планирование – это разработка на базе месячных планов плановых
заданий для отдельных сотрудников на короткие отрезки времени. Оперативное
планирование применяется обычно в тех отдельных крупных библиотеках, где работа
состоит из многократно повторяющихся операций и строится по нормам.
В этих условиях сотрудникам отдела устанавливается плановое задание на каждый
рабочий день.

Оперативное планирование важно и
для работников небольших и средних библиотек, ибо оно предоставляет возможность
оперативно контролировать выполнение плановых заданий, рационально использовать
рабочее время библиотечных работников.

Все эти планы различного наполнения
и продолжительности, выполняя определённые специфические функции, призваны
обеспечить в совокупности планомерность и согласованность развития библиотеки.

Многообразные планы, составляемые
как для библиотеки в целом, так и для каждого структурного подразделения и исполнителя,
должны быть приведены в систему, обеспечивающую непрерывную работу по плану и в
тоже время исключающую их дублирование. Только при этом условии система
библиотечного планирования будет соответствовать требованию оптимальности как
важнейшему методологическому принципу планирования.

Чем крупнее библиотека, тем более
развёрнутой будет и система её планов. Принципиальная модель системы планов
библиотеки включает:

— перспективный (стратегический)
план библиотеки;

— годовой план библиотеки;

— квартальные планы структурных
подразделений (отделов, филиалов);

— индивидуальные месячные планы
сотрудников библиотеки.


По срокам выполнения планы принято делить на:

·       

Долгосрочные (больше 5 лет) – эти
планы относятся, в основном, к категории планов-целей.

·       

Среднесрочные (от 1 года до 5 лет)
– они выполняются в виде различного рода программ, бюджетов, сетевых графиков.

·       

Краткосрочные – планируются на срок
до 1 года, разновидностью являются месячные, квартальные планы.

Если годовой и квартальный планы
оформляются в форме текстовых разделов (обслуживание читателей, справочно-библи­ографическая
и информационная работа, формирование и органи­зация библиотечных фондов,
методическая работа, работа с кадра­ми и т. п.), то месячный план оформляется
как календарный план: по числам месяца.

Требования к
составлению плана с точки зрения теории и практики библиотечной работы:

1.План
работы должен полностью соответствовать тем позициям, которые отражены в
нормативных, правовых и иных документах, принятых на государственном, региональном
и внутрибиблиотечном уровнях.

2.План
должен быть актуальным, отражать важнейшие события в жизни государства и
общества, региона, быть направленным на решение социально-личностных задач.

3.План
работы должен ставить четкие цели, быть разнообразным и интересным по форме
проведения мероприятий, учитывать особенности и традиции библиотечного
учреждения и его социального окружения.

4.План
должен быть конкретным, с указанием конкретных мероприятий, сроков
проведения, участников и организаторов; необходимо исключить из него общие
формулировки, которые являются серьезным недостатком плана.

5.План
должен быть реально выполнимым, предусматривающим равномерное
по времени распределение мероприятий, необходимых и достаточных для решения
поставленных задач.

Если библиотека
не составляет перспективные планы, то следует в годовом плане работы
предусмотреть мероприятия, которые необходимо провести с целью
совершенствования ее деятельности. Например, реорганизация функционирования
библиотеки, или отдельных её структурных подразделений, отделов, плановая
проверка фонда, переход на автоматизированную технологию, работа по
дополнительному привлечению пользователей, ремонт помещений и т.д.

Планирование и нормы рабочего времени

При работе
над годовым планом следует учитывать итоги деятельности за отчетный период,
сравнить полученные данные с данными за предыдущие 2-3 года, определить и
обосновать основные тенденции изменения объемов работ, установить контрольные
показатели, привести в соответствие
объем запланированных работ с бюджетом рабочего времени на основе нормирования
.

Нормирование
помогает составлять научно-обоснованные планы, равномерно распределять нагрузку
между сотрудниками, рассчитать объем и трудоемкость процессов, обосновать
штатную численность библиотеки, рационально использовать кадры, объективно
оценивать работу сотрудников, выявлять потери и нерациональные затраты рабочего
времени.

1.  

На начальном этапе работы по
составлению плана определяются виды работ, которые планируется выполнить в
течение года в соответствии с задачами, стоящими перед библиотекой (отделом),
затем они сопоставляются с нормами времени. Подсчитывается общее количество
времени, необходимого на выполнение всех процессов и мероприятий в библиотеке на
год.

2.  

На следующем этапе осуществляется
планирование бюджета рабочего времени. Он складывается
из фонда рабочего времени и его расхода.

Фонд рабочего времени – это
годовое количество рабочих дней библиотеки или одного сотрудника, определенное
из общего числа дней в году за вычетом выходных, праздничных дней и отпуска,
потерь рабочего времени по временной нетрудоспособности, учебных отпусков и
т.д.

Необходимо
также учитывать ненормируемые работы, которые отражают специфику библиотечного
труда, например − наличие творческих элементов, они в библиотеках в среднем
составляют до 20%.

В случае
расхождения времени, необходимого для выполнения запланированных работ, с
бюджетом рабочего времени следует провести корректировку плана.

Выполнение
мероприятий, необходимость которых возникла, но которые не были предусмотрены в
годовом плане, обеспечивается планированием резерва рабочего времени на
выполнение таких заданий.

Планирование по нормам в соответствии с фондом рабочего времени дает научно
обоснованные показатели и определяет реальные возможности работы.

Приступая к работе, вы должны знать:

• Основные
направления работы всей библиотечной системы

• План
должен быть неразрывно связан с жизнью города, района, села, и не может носить
отвлеченный характер. Необходимо конкретизировать вашу специфику,
воплощая ее в конкретные мероприятия.

• Необходимо
заранее заручиться согласием и поддержкой социальных партнеров, (учреждения
образования, общественные объединения, учреждения и организации, отдельные
лица), чтобы знать, на кого можно опереться при организации запланированного
мероприятия, обговорить масштаб такой работы (один класс, несколько
образовательных учреждений).

Если вы уже
тесно сотрудничаете с городским учреждениями, то необходимо учесть определенные
пункты их плана, чтобы как следует организовать совместную работу.

• Следующий
этап — определение главных тем года и отражение их в основных
задачах и конкретизация в плане работы. План составляется с учетом
литературных и памятных дат 
года. Познакомившись с календарем,
отметьте те даты, которые будут определяющими в новом году, и подумайте о том,
какие мероприятия, формы работы помогут вам раскрыть эти темы.

• Хорошо,
если вы сумеете обговорить предстоящие дела на следующий год со своим библиотечным
активом и заручиться его поддержкой
.

• Загляните
в анализ прошлогоднего плана: что осталось невыполненным, что не удалось.
Подумайте, что из этого следовало бы обязательно сделать в наступающем году.
Какие формы работы оказались интересными и востребованными? Сделайте их традиционными в
своей работе.

·     

формулирование тех или
процессов должно быть четким и
исключать двусмысленность толкования;

·    

сроки выполнения тех или иных видов работ должны быть реальными, четко
обозначенными и учитывать резерв времени, в случае возникновения непредвиденных
обстоятельств и внеплано­вых заданий;

·  

ожидаемый результат должен выражаться в материальном виде;

·   

объем планируемой работы
рассчитывается с учетом годового фонда рабочего времени
и принятых норм на те или иные
библиотечные процессы.

Годовой план работы библиотеки
обязательно должен включать в себя количественные показатели
, предусмотренные государствен­ным
заданием и состоять из двух частей:

                

текстовой, отражающей общую характеристику
целей, поставленных задач и предстоящих мероприятий для их реализации,
необходимых для осуществления поставленных задач; определяются нормы и методы
работы библиотеки, сроки выполнения плановых заданий и ответственные
исполнители (чаще всего, не конкретные лица, а структурные подразделения);

           

статистической, в которой намечаются
количественные показатели, которых должна достичь библиотека, в том числе
показатели государственного задания
.

Структура годового плана работы библиотеки (примерный)

                           
I.               

Основные
задачи, направления и приоритеты деятельности.

В этом
разделе плана работы формулируются те задачи, над выполнением которых
библиотека будет работать в текущем году, и не более того. Выбранная по
определённому направлению деятельности задача должна быть краткой и чёткой, не
надо формулировать объёмные и длинные фразы задач, заведомо невыполнимых в
течение года.

Пример формулировки «Главных задач и направлений работы» библиотеки:

• выполнение
основных контрольных показателей работы и привлечение новых читателей в
библиотеку и к чтению;

• повышение
комфортности библиотечной среды, формирование положительного имиджа библиотеки,
развитие рекламы;


распространение краеведческих знаний и воспитание у читателей интереса к
истории своей малой родины, формирование патриотических чувств;

• воспитание
бережного отношения к окружающему миру, формирование активной гуманной позиции
по отношению к природе, создание условий для чтения естественнонаучной
литературы;

• приобщение
пользователей к чтению нравственной литературы, содействие повышению уровня
этической грамотности, воспитание культуры общения;

приобщение
пользователей к лучшим образцам классической отечественной и зарубежной
литературы, создание условий для чтения и различных литературных занятий и т.д.

II. Цифровые показатели
(контрольные показатели работы).

                       
III.               

Организация
библиотечного обслуживания населения.

Раздел
отражает мероприятия по расширению видов услуг, по улучшению качества
обслуживания основных категорий читателей, в т.ч. работа на дому с социально
незащищенными категориями, обслуживание книгой летних лагерей отдыха. Инновации
и меры по формированию привлекательного образа библиотеки, по введению новых
форм обслуживания, например, преобразование библиотеки в современный
информационный центр, реорганизация пространства, работа Выездных читальных
залов, создание электронного читального зала. Партнерские связи. Библиотечный
актив. Опросы и анкетирования читателей. Акции по привлечению читателей:
экскурсии в библиотеку, Дни открытых дверей, Дни прощения задолжников, реклама
библиотеки в СМИ и т.д.

IV. Содержание и организация работы с читателями (массовые мероприятия по направлениям деятельности). У нас они такие:

·       

историко-патриотическое
просвещение

·       

духовно-нравственное
воспитание, формирование семейных ценностей;

·       

правовое просвещение,
профориентация;

·       

экологическое
просвещение, здоровый образ жизни;

·       

продвижение книги и
чтения, функционирование молодежных центров чтения;

·       

межнациональные
отношения и межкультурные связи;

·       

социализация лиц
пожилого возраста, со специальными потребностями и физическими ограничениями;

·       

эстетическое
воспитание;

·       

краеведческое
просвещение

·       

клубы, любительские и
общественные объединения

V. Справочно-библиографическая и информационная работа.

VI. Формирование и организация книжного фонда.

Мероприятия
по изучению, улучшению состава и пропаганде фонда, по обеспечению максимального
доступа к фонду разных категорий читателей, его сохранности, а также по
воспитанию бережного отношения читателей к фонду.

VII. Материально-техническая база библиотеки.

VIII. Работа с кадрами.

На основе
годового плана работы составляются квартальные планы для того,
чтобы пропорционально разделить годовую нагрузку и следить за выполнением
плановых показателей.

Дополнением к универсальному плану является тематический план, который отражает отдельные направления деятельности:
план подготовки и проведения массовых мероприятий, тематический план
комплектования.

Источники:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

 «СОШ»№ 1 г.Анадырь

__________
О.А.Бойцова

ПЛАН
РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ

на 2022 –
2023 учебный год

Цель и
задачи

школьной библиотеки.

            Цель:

способствовать
формированию мотивации пользователей к саморазвитию, самообразованию через
предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого
полноценного доступа к информации.

 
  Задачи:

1.Обеспечение
участников учебного процесса быстрым доступом к максимально возможному количеству информационных
ресурсов.

2.Формирование у
читателей навыков независимого библиотечного пользователя.

3.Воспитание
культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося,
развитии его творческого потенциала.

4.Совершенствование
и освоение новых библиотечных технологий.

5.Расширение
ассортимента библиотечно-информационных услуг.

6.Сбор,
накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение её
до пользователей-педагогов и обучающихся.

7.Выявление
потребностей и удовлетворение запросов 
педагогических кадров школы
в области новых 
информационных технологий и
педагогических инноваций. Накопление базы педагогической информации школы.

8.Обработка
информационных средств: книг, учебников, журналов, газет, видеоматериалов, и
т.д.

9.Осуществление
посреднических услуг по удовлетворению запросов читателей по получению
информации о достижениях различных наук, новых информационных технологиях.

10.Оказание помощи
в 
проектной деятельности учащихся
и учителей.

11.Проведение на
базе библиотеки 
внеклассной работы.

12.Формирование
комфортной библиотечной среды

Основные
направления работы библиотеки:

— учебно –
познавательное;

— гражданско –
патриотическое;

— художественно –
эстетическое;

— нравственно –
правовое;

— экологическое;

— трудовое;

— семейное
воспитание;

Услуги,
оказываемые библиотекой
:

1. Обслуживание
пользователей на абонементе.

2. Обслуживание
пользователей в читальном зале.

3. Оказание информационной
и справочно-библиографической услуги:

   
— выполнение справок по запросам пользователей;

   
— тематический подбор литературы;

   
— составление информационных списков поступившей литературы;

   
— проведение Дней информации для педагогов;

      
— проведение индивидуальных библиотечно-библиографических консультаций

библиографических   
консультаций;

   
— проведение библиотечных уроков;

   
— проведение библиотечных обзоров литературы.

4. Проведение
массовых мероприятий по плану работы школьной библиотеки.

5. Оформление
тематических книжных выставок.

Работа с
библиотечным фондом и его сохранностью
 

№ п/п

Содержание
работ

Сроки

выполнения

Ответственные

1

Приёмка и обработка 
поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу
«Регистрация  учебников», штемпелевание.

По мере
поступления

Библиотекарь

2

Приём и выдача учебников

Май —

октябрь

Библиотекарь

3

Проведение работы по сохранности
учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников, акции-декламации
«Береги учебник»)

В
течение года

Библиотекарь

4

Работа по заказу учебников
планируемых к использованию в новом учебном году с согласованием  с
руководителями  МО, завучем по УВР.

В
течение года

Библиотекарь

Информирование учителей и
учащихся о новых поступлениях литературы

В
течение года

Библиотекарь

5

Диагностика обеспеченности
обучающихся  школы учебниками на 2022-2023 уч.год

Ноябрь

первая
декада

Библиотекарь

6

Расстановка и проверка фонда, работа
по сохранности фонда.

В
течение года

Библиотекарь

7

Контроль за правильностью
расстановки книг в фонде

Раз в
неделю

Библиотекарь

8

Своевременный прием,
систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений

По мере
поступления

Библиотекарь

9

Списание литературы и
учебников

По мере
необходимости

Библиотекарь

10

Контроль за своевременным
возвратом в библиотеку выданных изданий (работа с должниками)

Один раз
в месяц

Библиотекарь

Справочно-библиографическая и
информационная работа

Работа по пропаганде
библиотечно-библиографических знаний

№ п/п

Содержание
работ

Сроки

выполнения

Ответственные

1

Формирование
информационно-библиографической культуры: «Знакомство с библиотекой» для
первых классов

Октябрь
-ноябрь

Библиотекарь

2

Выполнение справок по запросам
пользователей.

В
течение года

Библиотекарь

3

Консультации и пояснения правил
работы у книжного фонда

В
течение года

Библиотекарь

4

Обзоры новых книг

По мере
поступления

Библиотекарь

5

Организация выставок просмотра
новых книг

По мере
поступления

Библиотекарь


Работа с читателями разных возрастных категорий библиотеки

№ п/п

Содержание
работ

Сроки

выполнения

Ответственные

1

Перерегистрация
читателей (прибытие/выбытие, перерегистрация классов)

Август-октябрь

Библиотекарь

2

Организованная
запись учащихся 1-х классов в школьную библиотеку

октябрь

Библиотекарь

3

Обслуживание читателей на абонементе:
обучающихся, педагогов, технического персонала, родителей

В
течение года

Библиотекарь

4

Обслуживание
читателей в читальном зале: учителей, обучающихся.

В
течение года

Библиотекарь

5

Рекомендательные
беседы при выдаче книг

В течение
года

Библиотекарь

6

Индивидуальные
беседы о прочитанном в книге.

В
течение года

Библиотекарь

7

Рекомендательные
и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в
библиотеку.

По мере
поступления

Библиотекарь

8

Изучение и анализ читательских
формуляров

В
течение года

Библиотекарь

9

Обслуживание учащихся согласно
расписанию работы библиотеки

В
течение года

Библиотекарь

10

Просмотр читательских формуляров
с целью выявления задолжников

Один раз
в месяц

Библиотекарь

11

Проводить беседы с вновь
записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности
за причинённый ущерб книге или учебнику.

В
течение года

Библиотекарь

12

Рекомендовать художественную
литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого
читателя

В
течение года

Библиотекарь

13

Рейды по классам по состоянию
учебников

Один раз
в четверть

Библиотекарь

Совет старшеклассников

Организация
библиотечно-массовой работы

№ п/п

Название

мероприятия

Форма
проведения

Сроки

Ответственные

1

«Знакомьтесь – это библиотека»
(знакомство с библ.)

Библиотечный
урок (для 1 класса)

Октябрь-ноябрь

Библиотекарь

2.

«В литературной гостиной»

Книжные
выставки к юбилейным датам писателей

1. 6 ноября — 170 лет со дня рождения Д.Н. Мамина-Сибиряка, писателя
(1852-1912)

2. 15 декабря — 190 лет со дня рождения Павла Михайловича
Третьякова, предпринимателя, мецената, основателя Третьяковской галереи
(1832-1898)

3.22 декабря — 85 лет со дня рождения детского писателя Э.
Успенского (1937 — 2018)

4. 10 января -140 лет со дня рождения А.Н. Толстого, писателя
(1885-1945)

 5. 4 февраля- 150 лет со дня рождения М.
Пришвина, писателя (1873-1954)

6.8 февраля — 195 лет со дня рождения Ж.
Верна, французского писателя (1828-1905).

7. 19 февраля — 200 лет со дня рождения русского педагога, писателя
Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1870).

8. 12 марта- 110 лет со дня рождения С. Михалкова, поэта, драматурга
(1913-2009)

9. 12
апреля –200 лет со дня рождения русского драматурга Александра Николаевича
Островского (1823–1886)

Книги-юбиляры

100 лет – «Алые паруса» (1922) А. Грин

100 лет – «Одиссея капитана Блада»
(1922) Р. Сабатини

100 лет – «Мойдодыр» (1922);
«Тараканище» (1922) К.И. Чуковский

50 лет – «Домовёнок Кузька» (1972) Т.И.
Александрова

190 лет – «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
(20-21 марта 1833 года вышло в свет первое полное издание романа)

160 лет – «толковый словарь живого
великорусского языка» (1863) В. И. Даль

150 лет – «Снегурочка» (1873) А.Н.
Островский

100 лет – «Дерсу Узала» (1923) В.К.
Арсеньев

100 лет – «Красные дьяволята»
(1923) П.А. Бляхин

100 лет – «Чапаев» (1923) Д.А.
Фурманов

100 лет – «Аэлита» (1923) А.Н.
Толстой

В
течение

года

Библиотекарь

4

«Рассказывает справочное бюро»

Обзор  справочной
литературы

Октябрь

Библиотекарь

5

Литературный батл

Читать это модно!

викторина ( 8-11
классы)

Ноябрь

Библиотекарь

6

«Помним. Славим. Гордимся» (дни боевой славы)

Книжная
выставка

Декабрь

Библиотекарь

7

«В гостях у зимушки-зимы» 

Литературная
ёлка

4,5 и 6
класс

Декабрь

Библиотекарь

8

 «Секреты
хорошего настроения» (Всемирный день «спасибо»)

Выставка-игра

Январь

Библиотекарь

9

Блокада Ленинграда

Выставка

Январь

Библиотекарь

10

«Под
знаком Пушкина»

День
памяти  А.С.Пушкина

Февраль

Библиотекарь

11

Литературный герой

Викторина

Февраль

Библиотекарь

12

«Выпускнику на
заметку» 

Информационный
обзор

Февраль

Библиотекарь

13

«Армейский калейдоскоп» 

Книжная
выставка к Дню защитника Отечества

Февраль

Библиотекарь

14

«Календарь
перевернём…»

Выставки
к календарным датам и праздникам

В
течение года

Библиотекарь

15

Добрый доктор,Айболит!

Ремонт
книг

Март

Библиотекарь ,учащиеся.

16

«Весна. Книжный
праздник» 

1) «Трамвай сказок и загадок»

2) «Передай добро по кругу»

3) «В стране весёлого
детства» 

Цикл
мероприятий к неделе детской книжки

Март

Библиотекарь

17

«Очень
интересно знать»

Викторина
— игра

Апрель

Библиотекарь

18

«Птичьи трели»

(Международный день птиц)

Выставка

Апрель

Библиотекарь

19

««Была весна – весна
Победы» 

Цикл
мероприятий

к 9 маю

Апрель,

май

Библиотекарь

20

«Просветители земель славянских»

 (день
славянской письменности и культуры

Урок-презентация

Май

Библиотекарь

Месячник
школьной библиотеки
 

    №

пп

Название
мероприятия

(форма
проведения)

Сроки

выполн.

Категория

учащ-ся

Ответственные

1.      

«А в портфеле всё в порядке?»

(памятка-напоминание о
сохранности учебников)

с 10.10
по 21.10

1-11 кл

Библиотекарь

2.      

«Книга, а какая она?»
(библиотечный урок-презентация о структуре книги)

с 17.10
по 21.10

2-е кл

Библиотекарь

3.      

«От
улыбки хмурый день светлей»

(выставка-досье
к всемирному дню улыбки)

07.10

1-10 кл

Библиотекарь

4.      

«Хочу всё знать» (обзор
справочной литературы)

с 19.10 по 23.10

5-е кл

Библиотекарь

5.      

 «Каждому человеку, путь
открыт в библиотеку»:

1.     «Мир через культуру» 

 (кн.выставка писателей
зарубежных стран)
.

2.     «Под
открытым зонтиком добра» (беседа – игра).

3.     «Давай
пожмём друг другу руку.

с 07.10

по 28.10

1-10 кл

  1-4 кл

  2-е, 6-е
кл

Библиотекарь

  Библиотекарь

Классные
руководители

Библиотекарь

6.      

«Литературная забава»
 

Весь
период

1-10 кл

Библиотекарь


Повышение квалификации
 

№ п/п

Содержание
работ

Сроки

выполнения

1

Изучать через Интернет и профессиональные
журналы опыт других библиотек и внедрять его в практику своей работы

В
течение года

2

Участие в семинарах методического
объединения

В
течение года

3

Расширение ассортимента
библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе
использования новых технологий

В
течение года

Прочие
работы

№ п/п

Содержание
работ

Сроки

выполнения

1

Составление анализа-отчёта о
работе библиотеки за 2022-2023 учебный год

Май

2

Составление плана работы библиотеки
на 2023-2024 учебный год

Июнь

3

Ведение дневника работы
библиотеки

Постоянно

4

Ведение журнала учёта справок

По мере
запросов

5

Вывоз макулатуры (списанные
учебники)

По
мере необходимости

Дорогие коллеги!

Предлагаем вашему вниманию ежегодные рекомендации по планированию работы на очередной календарный год. Что будем планировать, а затем воплощать в жизнь? Все ли получится, что задумаем? Мы видим, как стремительно меняется жизнь мира, страны и нашей библиотечной сферы. Что было раньше – неактуально, появились другие приоритеты, они тоже претерпевают изменения. Всю работу мы теперь делим на два: офлайн и онлайн. Внутри этих двух направлений – еще множество: для детей, родителей, педагогов, коллег. Дальше – больше: по возрастам, по интересам, по темам и т. д.

Приоритетные направления работы и названия мероприятий

• Поддержка и развитие детского чтения.
Названия мероприятий: «Друзья в переплете», «Жил однажды прекрасный поэт…», «Каждой книге – ее читателя», «С днем рождения, книжка!», «Книгопортация», «Классное внеклассное чтение», «Твои друзья – писатели и книги», «Город открытых книг», «Читай, или проиграешь!», «Забытые книги желают познакомиться».

• Воспитание гражданственности и патриотизма.

В годовые планы на 2023 год обязательно должны быть включены государственные праздники, памятные даты и Дни воинской славы России.

  • День Защитника Отечества (23 февраля);
  • День Победы (9 мая);
  • День России (12 июня);
  • День памяти и скорби (22 июня);
  • День Государственного флага РФ (22 августа);
  • День народного единства (4 ноября);
  • День героев Отечества (9 декабря).

В рамках Месячника Защитника Отечества рекомендуется организовать мероприятия, посвященные в 2023 году юбилеям выдающихся военачальников, маршалов, героев Советского Союза и России:

  • 240 лет со дня рождения Н. А. Дуровой, первой в русской армии женщины- офицера и писательницы;
  • 130 лет со дня рождения И. В. Панфилова, советского военачальника, Героя Советского Союза;
  • 130 лет со дня рождения М. Н. Тухачевского, советского полководца, маршала;
  • 125 лет со дня рождения Р. Я. Малиновского, советского полководца, маршала, дважды Героя Советского Союза;
  • 115 лет со дня рождения Н. Ф. Гастелло, военного летчика, Героя Советского Союза;
  • 110 лет со дня рождения А. И. Покрышкина, военачальника, летчика;
  • 105 лет со дня рождения Е. И. Чайкиной, участницы партизанского движения, Героя Советского Союза;
  • 100 лет со дня рождения З. А. Космодемьянской, партизанки, Героя Советского Союза.

Говоря о сохранении исторической памяти и воспитании патриотизма, следует обратить внимание на исторические даты 2023 года:

80-летие:

  • прорыва блокады Ленинграда в ходе операции «Искра» (18 января);
  • со дня победного завершения Сталинградской битвы (2 февраля);
  • подвига Александра Матросова (27 февраля);
  • танкового сражения под Прохоровкой в ходе оборонительной фазы Курской битвы (12 июля)
  • победы Красной армии в Курской битве (23 августа)
  • завершения битвы за Кавказ в ходе Великой Отечественной войны (9 октября)

Юбилейные даты (события) связанные с ВОВ можно объединить в исторический цикл «Правда о великой войне», организовав такие мероприятиялитературно-исторический час «И превратились в белых журавлей» (рассказ о ржевском мемориале с исполнением стихов/песни «Журавли» и изготовлением бумажного журавлика (в 2023 году отмечается со дня рождения поэта Р. Гамзатова), познавательная викторина «Помнит сердце, не забудет никогда» марафон военных строк «Нам дороги эти позабыть нельзя», чтение-впечатление «Полевая почта: письма из прошлого»; «Через все прошли и победили!», конкурс чтецов «Это русское раздолье, это Родина моя» исторический цикл «Слава России сквозь призму веков» викторина «Россия в вопросах и ответах», цикл бесед-портретов «Русской истории славные лица» беседа «Символика, рожденная историей», тематический час «Народы едины под солнцем России»; книжные выставки «Бессмертный книжный полк»; «Строка к строке о той войне»; «Читать, чтобы помнить»; «И памяти войны верна Россия»; «Моя весна! Моя Победа!», выставка-вернисаж, беседа «Множество культур – одна страна» .

В планах по гражданско-патриотическому воспитанию желательно также отразить:

  • 35-летие первого этапа вывода войск из Афганистана (15 мая 1988 г.). С этой датой можно связать и 85-летие со дня рождения писателя Александра Проханова, значительный период творчества которого посвящен войне в Афганистане;
  • День воссоединения Крыма с Россией (18.03.2014);
  • 100 лет государственному гербу СССР (1923);
  • 30 лет Государственному гербу Российской Федерации (1993).

«Мы – граждане одной страны», «Вместе под одним небом», «Милосердие – отклик души», «И нравы, и язык, и старина седая», «Прошлое требует слова», «Грядущему веку о землях отцов», «История страны – моя история», «Душа России в символах её», «Три цвета России», «Страницы Победы. Читаем! Гордимся!»,
«Шли мои земляки по дорогам войны», «Как хорошо на свете без войны!».

• Содействие успешной социализации подрастающего поколения.
«Мы интересны миру – мир интересен нам», «Найти свою дорогу в жизни», «Обязан и имею право», «Я – правознайка», «Большие права – маленьким», «Жизнь дана на добрые дела», «Каждый особенный – все равные» «Я иду тебе навстречу», «В добрый путь к самому себе».

• Поддержка образования, развитие интеллекта, общей культуры.
«Что мы знаем? Что мы хотим узнать?», «Сегодня школьники – завтра учёные», «Очень интересно всё то, что неизвестно», «Назад в будущее: науки, изменившие мир», «Вы спрашиваете – книги
отвечают!», «Чтобы умными нам быть – нужно с книжками дружить!», «Мир через культуру», «Живёт на свете красота», «Золотая россыпь русского фольклора», «Живописные сказки»,
«Человек богат знаниями! Мудрость и знания в книгах!», «Кто знает Аз да Буки, тому и книгу в руки!».

• Здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности.
«Быть независимым – модно!», «Сделай правильный выбор», «На волне здоровья», «Пословицы и поговорки о спорте и ЗОЖ», «Успех в твоих руках», «Безопасность в каждый дом!», «Раскрась
жизнь яркими красками», «Книжные истории о здоровье», «Скажи жизни «ДА», «Здоровый образ жизни – наш путь к успеху!», «Не допустим мы пожара», «Знать правила дорожного движения, как
таблицу умножения».

• Работа с семьей, организация семейного чтения и общения, привлечение к сотрудничеству родителей.
«Всей семьей у книжной полки», «Вместе весело читать», «Прижаться к маме и читать!», «Дружим с книгой всей семьей», «Мамам и папам по секрету о детских книжках», «Чтение ребенка – это чтение семьи», «Родительская академия», «Супер- Мама», «Я плюс бабушка моя», «Как на книжкины именины
собрались мы всей семьей», «Сказочные бабушки и дедушки», «Вместе читаем, играем, мастерим».

• Продвижение экологических знаний.
«Сделай мир лучше!», «Оглянись вокруг – везде жизнь таинственная и удивительная», «Полюби, познай и будь за все в ответе», «На этот мир завещано беречь», «Книжки умные читаем и природу уважаем», «Как прекрасен этот мир – посмотри!».

• Ознакомление с историей, литературой, природой Башкортостана.
«Малая родина: тайны и открытия», «Я на этой земле родился…», «И нашим землякам есть, кем гордиться!», «Знай и читай башктрских писателей», «Литературное пространство Башкортостана», «Башкирская история в книгах», «Сказания о земле Башкирской», «Знаменитые краеведы», «Башкирам есть, чем с миром поделиться!», «Край берёз и сосен и грибных полян», «Всяк кулик своё болото хвалит!».

• Развитие информационной культуры учащихся.
«Информационный зонтик», «Компьютерная азбука», «Ваш виртуальный мир», «Книги, Интернет и я – вместе мы друзья», «Информационная грамотность – успешная личность», «Лучший
путешественник в мире информации», «Мир цифровой Вселенной», «Литературный континент», «Галерея книжных новинок»: смотри и читай!», «Библиотека – навигатор в море информации».

• Изучение пользователей.
«Подросток в мире и мир подростка», «Твой взгляд на чтение – это учение, мучение или увлечение?», «Какой книги не хватает в библиотеке?», «Считаешь ли ты себя здоровым человеком?», «ЗОЖ – это…», «Узнай писателя по его портрету».

Год педагога и наставника 2023 – какие актуальные мероприятия можно провести

Учителя и наставники — это основа любого общества. Какие нравственные основы заложит, каким навыкам обучит учитель своего ученика, таким будет ученик. Говоря о великих личностях истории, мы обязательно вспоминаем их наставников: Александра Македонского и Аристотеля, Петра I и Семеона Полоцкого. Образование в жизни общества всегда было значимо: оно развивало экономику государств, воспитывало культуру поведения людей. А на сегодняшний день образование даёт молодым людям получить профессию и быть востребованным специалистом. Особенное отношение к учителям было на протяжении веков: в древнем Риме учителя имели ряд привилегий: им выплачивался гонорар, в средневековье учителя воспринимали как человека, способного направить ученика на путь добродетели. Живший в XIII веке учёный-монах Винсент де Бове писал, что хороший учитель должен иметь «талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие, опыт преподавания». В Древней Руси к труду учителей, или, как их тогда называли, мастеров грамоты, относились с уважением. «Почитай учителя как родителя», гласит русская пословица. В царской России и первые годы советской власти образ учителя воспринимался как образ наставника, пример для подражания. В настоящее время престиж педагога не высок. Среди факторов, повлиявших на снижение престижа профессии, — низкий уровень подготовки современных педагогов, небольшая зарплата.

Возродить престиж профессии педагога, поднять её на качественно новый уровень, признать особый статус педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность — вот цель объявленного президентом Года педагога и наставника в 2023 году.

Тему года педагога и наставника помогут раскрыть следующие виды выставок:

Выставка-обзор новинок педагогической литературы «Новые книги в учительском кейсе»;

Выставка-обзор «Нет на свете мудрее профессии» (художественные произведения об учителях); Выставка-признание «Учителя! Ваш труд, как жизнь, бесценен»;

Выставка-поздравление «День учителя — праздник прекрасный»;

Выставка-персоналия о выдающихся педагогах «Такая есть профессия — учитель», «Нет на свете мудрее профессии»; Выставка-рекомендация «Книги детства наших учителей»;

Выставка рисунков «Букет любимому учителю»;

Выставка поздравительных открыток «Классный учитель»;

Фотовыставки «Весёлые мгновенья школьных перемен», «Улыбка учителя».

Выставка-история «Как учились в старину» (о первых школах на Руси, либо о том, как учились в античные и средние века, в век просвещения);

Выставка-экскурс «Юным — наставление, незнающим — вразумление» (высказывания исторических личностей с наставлением в учении);

Выставка-путешествие «По самым старым учебным заведениям России»;

Выставка-словарь «Откуда слово школьное пришло?» (значение самых известных слов, таких как педагог, декан, парта);

Выставка-представление «Учительство в лицах», «Педагоги-писатели», «Великие педагоги прошлого». Выставка-представление «Педагогические идеи древних философов», «Популярные методики преподавания».

Тематическая выставка «За страницей школьного учебника»;

Выставка-рекомендация «Скоро в школу малышам».

Массовые мероприятия можно посвятить известным писателям, в последствие ставшими учителями, кинофильмам об учителях, молодым педагогам, школе и школьным предметам, началу учебного года.

Конкурсы и акции в год педагога и наставника

Конкурс эссе «О любимом учителе хочу я сказать»;

Акция-видеопривет «Здравствуй школа»;

Акция-воспоминание «Школьные годы чудесные»;

Акция «Весёлые школьные новости» (проводится в первую неделю сентября, используются новости из книг, Интернета, каверзные вопросы, квилт пожеланий в новом учебном году);

Акция-пожелание любимому учителю.

Игровые программы и интерактивные формы работы

Игровая программа «Снова в школу мы идём!» (представление школьных знаний в форме интересных игр); Интерактивное мероприятие «Звенит звонок, начинается урок» (исполнение песен и чтение стихов о школе, викторина «Здравствуй, школа», просмотр отрывков из мультипликационных фильмов);

Первоклассный урок «Самый первый школьный день» для первоклассников (рассказ об истории традиционных школьных принадлежностях, используемых на уроках: ручке, тетради, карандаше; викторины);

Кругосветное путешествие по школам разных стран (история появления школ в разных странах);

Школьный этикет «Вот пришли мы в школу…» (какой должна быть школьная форма, как правильно вести себя на уроках, в столовой и с одноклассниками).

Вечера-чествования учителей;

Литературные гостиные   об   учителях,  ставших  писателями,  и   их произведениях;

Киновечер «Большая перемена. Образ учителя в кино».

Презентации «День Знаний в разных странах», «История Дня учителя»;

Веб-путешествие по образовательным порталам «Интернет — мой помощник в учёбе»;

Онлайн-обзоры книг о школе, учителях;

Онлайн-кроссворды и   онлайн-викторины  «Ученики   и   учителя  из мультфильмов, кино и книг»;

Онлайн-беседы о профессии учителя.

Используйте календарь дат, особенно значимых в Год педагога и наставника

17 января Международный день наставничества

21 января Международный день аспиранта

25 января День студента

7 февраля День российского бизнес-образования

19 февраля День рождения Константина Ушинского. Главная дата Года педагога и наставника

4 марта Международный день числа «Пи», поздравляют учителей математики

13 марта 135-летие педагога Антона Макаренко

24 мая День славянской письменности и культуры

1 сентября День знаний

8 сентября Международный день распространения грамотности

26 сентября День учителя иностранных языков, День европейских языков

27 сентября День педагога дошкольного образования

28 сентября 105 лет педагогу Василию Сухомлинскому

1 октября Международный день музыки, День учителя музыки

2 октября День социального педагога

5 октября День учителя

19 октября Всероссийский день лицеиста  Последний понедельник в октябре День школьных библиотек

30 октября День матери в РФ (мама – главный наставник!)

17 ноября Международный день студентов

4 декабря День информатики

14 декабря День Наума Грамотника

В 2023 году Россия будет праздновать 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова – композитора, пианиста, дирижера, ставшего символом русской музыки во всем мире. (Указ Президента РФ от 25 января 2020 г. N 62). Предлагаем при планировании мероприятий воспользоваться следующими материалами: (Мероприятия к 150-летию С.В. Рахманинова).

Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. Одна из них – Сталинградская битва, продолжавшаяся с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Битва, подобной которой не знала история войн. Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании 80-летия разгрома Cоветской армией фашистских войск в Сталинградской битве (Указ Президента РФ от 15 июля 2022 г. N 457).  При организации мероприятий, посвященных этой исторической дате, рекомендуем воспользоваться следующими методическими материалами: (Мероприятия к 80-летиюСталинградской битвы).

Каждый год отмечается множество юбилейных дат, приуроченных к дням рождения известных поэтов, прозаиков, ученых, композиторов и общественных деятелей. Не стал исключением и 2023 год. В числе тех, кто будет отмечать круглую дату со дня рождения – Александр Николаевич Островский – один из известнейших русских писателей, талантливый драматург, основоположник современного русского театра. Его пьесы стали классическими для общемировых театральных площадок и еще долго будут привлекать умы и сердца отечественных и зарубежных зрителей глубокой и широкой обобщенностью своих героев, их общечеловеческими свойствами, неповторимостью своего оригинального драматургического мастерства. Президентом РФ подписан указ «О праздновании 200-летия со дня рождения А.Н. Островского» от 13.11.2020 года.

2023 г. – празднование 100-летия со дня рождения Р.Г. Гамзатова. Указ Президента РФ от 1 июля 2021 г. № 383

С 1 сентября 2022 года во всех школах и колледжах нашей страны стартовал масштабный образовательно-воспитательный проект – цикл классных часов на тему «Разговоры о важном».

Сегодня каждая новая неделя в учебных заведениях России начинается с внеурочного занятия. На повестке – актуальные для школьников вопросы и темы: от безопасности до взаимоотношений со сверстниками. Но больше половины классных часов направлены на патриотическое воспитание и историческое просвещение подрастающего поколения.

Пройдя по ссылке можете посмотреть расписание тем Разговора о важном на 2022-23 учебный год:

https://урок.рф/library/klassnie_chasi_razgovori_o_vazhnom_raspisanie_te_161610.html 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти нахождение числа по его дроби
  • Как найти молекулярную массу серебра
  • Как найти пару шрифту
  • Как найти человека с помощью собаки
  • Как найти поставщиков памперсов