Годовой план работы – основной и обязательный документ для всех библиотек. Он определяет основные задачи и содержание работы библиотеки на новый календарный год, и в нем определяются все показатели, которых должна достичь муниципальная библиотека к концу года.
На первом этапе его подготовки, за 2-3 месяца до начала нового года (октябрь – ноябрь), проверяется ход реализации плана текущего года, выясняются его достоинства и недостатки, выясняются изменения в деятельности библиотеки в истекшем году, намечаются предложения для плана наступающего года.
Задачи, которые библиотека определит в качестве приоритетных, должны быть сформулированы, исходя из проблем обеспечения свободного доступа к информации и информационным ресурсам и новых требований функционирования библиотеки как социокультурного института в условиях формирования местного самоуправления.
В годовой план работы библиотеки целесообразно включать лишь основные, то есть главные направления её деятельности, которые являются общими для всех подразделений библиотеки или требуют координации и кооперирования их деятельности.
План включает систему показателей, определяющих в совокупности объем работы, а также затраты рабочего времени. По всем показателям плана определяются его исполнители и сроки выполнения.
В годовом плане должен обязательно предусматриваться резерв времени, трудовых и иных ресурсов на случай необходимости выполнения внеплановых работ.
Составной частью годового плана работы библиотеки является смета доходов и расходов.
Примерная структура годового плана:
- Анализ работы за прошедший год
- Основные задачи и направления работы библиотеки в новом году
- Свод главных цифровых показателей по основным направлениям деятельности
- Формирование фонда документов и отражение его в справочном аппарате библиотеки
- Мероприятия для привлечения читателей в библиотеку
- Массовые мероприятия
- Участие в Федеральных целевых, республиканских программах
- Краеведческая деятельность
- Научно- методическая деятельность
- Информационно — библиографическая деятельность
- Социологические исследования.
- Внедрение новых электронных технологий
- Уроки информационной культуры. Реклама деятельности библиотеки
- Повышение квалификации сотрудников библиотеки
- Развитие материально-технической базы библиотеки
Годовой план работы библиотеки определяет основные задачи и содержание работы библиотеки на текущий год.
В этом разделе плана работы формулируются те задачи, над выполнением которых библиотека будет работать в текущем году, и не более того. Выбранная по определённому направлению деятельности задача должна быть краткой и чёткой, не надо формулировать объёмные и длинные фразы задач, заведомо невыполнимых в течение года.
Каждая, поставленная перед библиотекой задача, должна подкрепляться мероприятиями в других разделах плана работы. Например, библиотека определила задачу: способствовать повышению информационной культуры читателей. Следовательно, в информационно – библиографическом разделе должна быть предусмотрена школа информационной культуры, университет библиографических знаний, библиографический лекторий и т.д.
Другой пример. Библиотека ставит перед собой задачу обеспечения высокого качества обслуживания читателей и максимально полного удовлетворения запросов читателей. Тогда в соответствующих разделах плана работы нужно отразить внедрение информационных технологий, обеспечивающих свободный доступ к информационным ресурсам, приобретение в фонд электронных носителей информации, аудио – видеопродукции, компакт дисков CD — ROM и т. д.
Пример формулировки «Основных задач и направлений работы» библиотеки
Работа библиотеки должна быть направлена на:
- безусловное выполнение основных контрольных показателей работы и привлечение новых читателей в библиотеку и к чтению;
- повышение комфортности библиотечной среды, формирование положительного имиджа библиотеки, развитие рекламы;
- распространение краеведческих знаний и воспитание у читателей интереса к истории своей малой родины, формирование патриотических чувств;
- воспитание бережного отношения к окружающему миру, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, создание условий для чтения естественнонаучной литературы;
- приобщение пользователей к чтению правовой и нравственной литературы, содействие повышению уровня этической грамотности, воспитание культуры общения;
- приобщение пользователей к лучшим образцам классической отечественной и зарубежной литературы, создание условий для чтения и различных литературных занятий и т.д.
Контрольные показатели работы
Объёмы плановых заданий должны соответствовать штатному обеспечению и отвечать допустимой нагрузке на основе «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках».
Распределение показателей по кварталам в % соотношении к годовому плану работы.
1 квартал I полугодие 9 месяцев 4 квартал Читатели 60% 68% 76% Ост. Книговыдача 40% 57% 73% Ост.
Формирование фонда документов и отражение его в справочном аппарате
Здесь раскрываются вопросы изучения тематического и видового состава фонда, уточнения профиля комплектования, развития и использования фонда, мероприятия по его сохранности; совершенствование единого справочно-поискового аппарата; составляется график проверки фонда муниципальных библиотек, определяется количественный состав на списание литературы по различным причинам. Отражаются мероприятия по переводу фондов на новые технологии и организация электронного каталога, создание электронной базы данных.
Мероприятия для привлечения читателей в библиотеку.
Массовые мероприятия.
Раздел отражает мероприятия по расширению видов услуг, по введению новых форм обслуживания, по улучшению качества обслуживания, инновации и меры по формированию привлекательного образа библиотеки. Раздел отражает мероприятия по расширению видов услуг, по введению новых форм обслуживания, по улучшению качества обслуживания, инновации и меры по формированию привлекательного образа библиотеки. В этом разделе плана намечаются мероприятия по основным направлениям работы. К ним относятся:
- Историческое направление (историческая тематика, ко Дню славянской письменности и культуры, политическая ситуация в стране, ко Дню Конституции, ГО и МЧС, события в мире, международные отношения и т. д.).
- Патриотическое воспитание (военная тема, ко Дню защитника Отечества, ко Дню Народного Единства, ко Дню Независимости России здесь же)
- Краеведение.
- Духовно-нравственное воспитание Включение религиозно – познавательных программ и мероприятий в план работы библиотеки возможно, если они носят информативный характер и не сопровождаются совершением религиозных обрядов.
- Экологическое направление (естественнонаучная тематика).
- Нравственное направление (педагогика, этика, культура поведения, к Международному дню защиты детей, ко Дню знаний, ко Дню учителя, ко Дню пожилого человека, к 8-му Марта, ко Дню матери, к Международному Дню инвалидов)
Отдельными позициями в этом разделе плана рекомендуется выделить:
- Работа с семьёй.
- Правовая информация (создание ЦПИ, ведущих информационно – библиографическое обслуживание на основе фонда нормативно – правовых изданий, юридических полнотекстовых баз данных (БД) « Консультант – Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Система» и др., содержащих официальные документы, научные и практические рекомендации к ним, пояснения юристов, электронные версии журналов правовой тематики).
- Здоровый образ жизни (формирование у читателей установок на здоровый образ жизни и профилактику асоциальных явлений – безнадзорности, алкоголизма, наркомании и преступности среди подростков ).
- Профориентация. Социализация личности.
- Продвижение книги и чтения (формы работы с художественной литературой, программы чтения по творчеству писателей, Неделя детской книги).
- Эстетическое направление (искусство и спорт, мероприятия к Новому году)
- Справочно – библиографическое и информационное обслуживание пользователей.
- Клубы и объединения по интересам.
Практика работы с читателями вызывает к жизни достаточное количество информативных мероприятий. Энергично реагируя на потребности, учитывая интересы читателей, в библиотеках появляются новые, нетрадиционные формы работы.
Свидетельством возросшего творческого потенциала, профессионализма библиотекарей является проведение инновационных форм мероприятий:
- Библиогид «Тысяча мудрых страниц»
Информационный обзор новинок энциклопедической и справочной литературы.
- Литературные гонки «Великий книжный путь» (для старшеклассников)
- Марафон культурных событий
Самый насыщенный месяц культурными событиями и памятными датами – май. В этот период, с 9 мая по 6 июня, можно провести целый цикл мероприятий под общим названием «Марафон культурных событий».
- Поэтический марафон ( Можно провести 6 июня, в Пушкинский день.)
На импровизированной мини – площадке у библиотеки — известные писатели, поэты, юные литераторы, взрослые и подростки, дети, сменяя друг друга, читают произведения великого поэта.
- «Праздник библиографических открытий».
Проводится с целью освоения комплекса новых форм работы. Его программа позволит читателю представить сведения об информационно – библиографических ресурсах библиотеки, познакомить с источниками информации об интересующих их изданиях.
- День открытых дверей
Способствует росту престижа библиотеки, завоеванию благожелательного отношения заинтересованных групп населения.
- Участие в Федеральных целевых, республиканских программах
В этом разделе следует отразить работу библиотеки по участию в целевых комплексных программах и проектах.
- Информационно-библиографическая деятельность
В этом разделе вы отражаете свою работу по следующим направлениям:
- Справочно-библиографические ресурсы (состояние СБА, какие картотеки, тематические папки планируете организовать в новом году)
- Деятельность по удовлетворению запросов пользователей (количественные показатели, основные потребители справочной информации, показываете какие новые формы групповой и индивидуальной информации вы планируете использовать)
- Справочно-информационное обеспечение деятельности органов МС (изучение потребностей, формы и методы предоставления информации, формирование базы данных законодательных актов муниципального образования)
- Выпуск библиографических изданий: указатели, списки, досье, КЗД, путеводители. Буклеты. Закладки )
- Социологические исследования
Социологические и маркетинговые исследования, планируемые в библиотеках, позволят выявить и предугадать изменения потребностей читателя, создать эффективную модель обслуживания, рационально организовать работу по комплектованию фондов, и, что не менее важно, увидеть результаты собственной работы.
- Развитие материально – технической и технологической базы.
Планируются мероприятия по приобретению библиотечного оборудования, библиотечной техники, технических средств, транспортных средств и т.д., по ремонту и переоборудованию зданий и помещений.
Планирование работы и деятельности библиотек
Планирование работы библиотеки и основанная на нём отчётность – это документы, которые задают, направляют и фиксируют главные показатели. Они определяют эффективность управления в организации, что, в свою очередь, влияет на бюджетирование, дотации и финансирование проектов коллектива.
Стратеги портала Arprime предлагают рассмотреть классы и структуру этой документации подробнее.
Содержание
Виды документов деятельности библиотеки
Все планы должны быть увязаны в единую систему, которая определяет общие цели задач, сроки выполнения, последовательность работ, а также качество и количество мероприятий.
По времени выполнения различают:
- Глобальные. К ним относятся Перспективный и Стратегический.
- Текущие. Это Годовой, Квартальный, Помесячный и Оперативный.
По масштабам планы библиотек подразделяются на:
- Сводный план библиотечной системы (нескольких библиотек);
- План библиотеки;
- План отдела или филиала библиотеки;
- Индивидуальный план сотрудника библиотеки.
По направлениям деятельности они могут быть:
- Универсальными (охватывающими всю деятельность в целом);
- Тематическими (например: «Планирование библиографической работы библиотеки /филиала /подразделения», – используется для мелких библиотек, в которых отсутствует отдел библиографии).
Перспективный, Стратегический и Годовой обычно создаются для всей организации. Для филиалов или отделов обязательны Квартальные, Ежемесячные, Индивидуальные и Тематические планы.
Отсутствие Перспективных и Стратегических документов считают недостатком системы планирования библиотечной работы. Бюрократическим атавизмом и переизбытком считается слишком большое разнообразие планов, которые дублируют друг друга. А также несогласованность заявленных объёмов работы с масштабом фондов и количеством рабочего времени. Например, слишком раздутые показатели по посещаемости, выдаче и массовым мероприятиям в районном филиале со скромным фондом и 4-часовым рабочим днём ставят такую организацию под подозрение в приписках и показухе.
Цель перспективного плана библиотеки – развитие и инновации. Он пишется на 5 лет. Документ намечает основные линии адаптации организации к требованиям времени, с учётом экономических, технологических и социальных прогнозов на ближайшее будущее. Он содержит:
- Главные стат. данные по годам (таблицы, графики) библиотеки.
- Описания перспективных видов деятельности.
- Описание глобальных работ (реконструкций), на которые нужно больше 2-х лет (например, оцифровка фондов, формирование межбиблиотечного интернет-абонемента и т. д.).
Стратегический план: значение и структура
Он сходен с аналогичным документом в бизнесе и является эффективным инструментом менеджмента и маркетинга. Это концепция развития библиотеки на время от 2 до 5 лет, которая включает в себя такие пункты:
- Миссия, Видение и Главная цель;
- Профильный анализ среды (обслуживаемого населения – реальных и потенциальных читателей);
- SWOT-Анализ библиотеки (сильные и слабые стороны, возможности и препятствия);
- Задачи, методики и формы работы, исходящие из главной миссии организации и максимально её конкретизирующие. Можно с разбивкой на этапы и целями для каждого этапа.
Годовой план библиотеки
Задания библиотеки на год формируются двумя предыдущими глобальными разработками.
Годовое планирование библиотечной деятельности обязательно учитывает главные темы предстоящих 12-ти месяцев в стране в целом, и в населённом пункте в частности. Актуальные литературные, научные, художественные, социальные и другие события и даты календаря по плану, связанные со спецификой региона и самой библиотеки обязательно должны быть вплетены в мероприятия документа.
Обдумывая предстоящую деятельность, нужно проанализировать отчёты за предыдущие пару лет. Найдите то, что осталось не реализованным, учтите те новые формы, которые дали хорошие результаты и получили отклик у посетителей – сделайте на них акцент и введите в традиционную практику.
Годовой план библиотеки несёт 2 вида информации:
- Текстовая. Аналитическая. Она должна обосновывать намеченные показатели (их изменение по отношению к прошлому периоду) в библиотеке и дать чёткий ответ на вопрос: какова будет политика организации по ведущим направлениям в следующем году. Она может быть:
- В обслуживании читателей и работе с ними;
- В изучении читательской аудитории и её потребностей;
- В работе со справочно-библиографическим аппаратом и информацией;
- В обеспечении и организации новых/старых фондов;
- В организации материально-технической базы;
- В работе со спонсорами и внешним сотрудничеством и т. д.
- Статистическая. Представляет собой таблицы с цифрами стат. учёта.
В ней отражаются предполагаемые количественные показатели:
- Новые читатели;
- Общее число зарегистрированных пользователей;
- Книговыдача;
- Посещение (в т. ч. на массовых мероприятиях);
- Новые поступления в фонд;
- Списание устаревшего фонда.
И качественные показатели:
- Документообеспеченность. Количество книг фонда, приходящееся на 1 зарегистрированного читателя. Оптимальным считается 15-17 экз. на читателя для центральной библиотеки города, из них: 10% — выпуска последних 2-х лет, 40% — последних 5 лет, 40-50% — представляющие художественную и научную ценность;
- Обновляемость фонда. Соотношение новых поступлений и списания устаревшей и изношенной. Для плана центральной библиотеки города считается оптимальным показатель в 5%. На 1 читателя – 0,35 новых книг текущего года. Рекомендовано выписывать до 150 названий периодики.
- Читаемость. Среднее число выданных на 1 читателя книг в год.
- Посещаемость. Среднее количество посещений в год на 1 читателя.
- Обращаемость фонда. Среднее количество выдач относительно общего количества фонда. Норма для города – от 1,5 и больше.
От качественных показателей во многом зависит финансирование библиотеки и её плана.
Структура годового универсального плана
Документ имеет минимум 8 разделов:
- Центральные задачи и приоритеты деятельности (текстовая часть).
- Контрольные рабочие показатели в плане (таблицы с цифрами) библиотеки.
- Организация обслуживания населения (текст).
- Массовые мероприятия (описание и предполагаемое посещение).
- Работа со справочно-библиографическим аппаратом.
- Работа по формированию и организации фонда (обоснование+цифры).
- Материальная база и техника в организации.
- План кадровой работы.
Дополнительно могут присутствовать разделы:
- Планирование методической работы в библиотеке (для Центральных библиотек).
- Узко-тематические документы.
Квартальные планы для отделов и индивидуально-оперативные для сотрудников
Квартальную деятельность принято планировать в отделах по пунктам универсальной годовой разработки. В них идёт детализация действий и отмечаются ответственные за исполнение. Этот документ – основа для ежемесячных планов сотрудников отдела.
Оперативный план на день с детализацией обязанностей по исполнителям используют реже, только в крупных библиотеках, где большой штат и поток однообразных работ.
Планы работы городских и сельских филиалов составляются в соответствии с задачами, поставленными перед ними в сводных универсальных документах ЦБС, к которым они относятся.
Креативный пример презентации такого документа смотрите на видео:
Источники
- Планирование работы библиотеки – https://knigi.link/delo-bibliotekovedenie-bibliotechnoe/vopros-planirovanie-rabotyi-18280.html
- http://mirznanii.com/a/162075/planirovanie-raboty-biblioteki
- https://gigabaza.ru/doc/152824.html
- Планирование. Поиск оптимальных вариантов – http://ulyanovbib.blogspot.ru/2017/10/blog-post_18.html
Планирование – необходимое условие развития библиотеки. В ходе планирования осуществляется
разработка системы мероприятий, в которой конкретно определяются цели и
задачи, пути их достижения, плановые показатели работы библиотеки на
календарный период.
Назначение плана – подчинить работу библиотеки выполнению
актуальных задач, обеспечить повышение качества библиотечного обслуживания
населения. В планировании нужно разумно сочетать необходимое
с возможным, опираясь на достигнутое, учитывая все факторы.
При планировании определяются:
— цели и задачи работы библиотеки,
основные направления её деятельности;
— тематика, содержание, формы и
методы работы;
— объём работы, выражающийся в
системе плановых показателей;
— трудовые, материально-технические
и финансовые затраты на выполнение плановых заданий.
План работы библиотеки – это
система взаимосвязанных, объединённых общей целью плановых заданий,
определяющих порядок, сроки и последовательность, выполнение работ, и, кроме
того, проведение мероприятий в библиотеке.
Он строится, исходя из поставленных
перед библиотекой задач и отражает основные направления, тематику, содержание,
формы и методы деятельности. План включает систему показателей, определяющих в
совокупности объём работы и затраты рабочего времени. По всем показателям плана
определяются его исполнители и сроки выполнения.
Показатели плана работы библиотеки
– контрольные цифры, определяющие объём работы библиотеки в планируемый период,
которые выражаются как в абсолютных величинах (количество читателей, объём
библиотечного фонда, число посещений, выдач, массовых мероприятий и др.), так и
относительных (читаемость, обращаемость, книгообеспеченность и др.).
Порядок составления
годового плана включает:
— формулировку направлений работы,
основных заданий и контрольных показателей, которую осуществляет руководство
библиотеки;
— составление и обсуждение проекᴛᴏʙ
планов в структурных подразделениях (отделах, филиалах) с учётом предложений
всех сотрудников;
— составление, обсуждение в
трудовом коллективе и утверждение директором годового плана работы библиотеки.
Примерная структура
годового плана библиотеки может выглядеть следующим образом:
1.
Основные задачи (события) года.
2.
Свод главных основных показателей по основным направлениям деятельности.
3.
Формирование фонда и отражение его в справочном аппарате.
4.
Мероприятия по привлечению читателей, ᴨᴏᴛребителей, совершенствование их
обслуживания, реклама деятельности библиотеки.
5.
Организационная и методическая деятельность в помощь самой библиотеке и другим
библиотекам.
6.
Развитие материально-технической и технической базы.
7.
Доходы и расходы, мероприятия по укреплению финансовой базы, экономному и
эффективному использованию ресурсов.
8.
Социальное развитие коллектива, повышение квалификации кадров.
9.
Меры по совершенствованию управления библиотекой.
Разумеется, конкретная библиотека
(ЦБС) может вносить в эту структуру изменения и дополнения исходя из
перспективных и текущих задач своей деятельности.
В годовой план работы библиотеки
нецелесообразно включать весь перечень работ, осуществляемых в структурных
подразделениях. Правильнее будет отражать в нем лишь основные, главные
направления деятельности, которые являются общими для всех структурных
подразделений или требуют координации и кооперирования их деятельности, а не
перечислять все позиции планов структурных подразделений.
Виды планов
По срокам выполнения планы
делятся на перспективные (стратегические) и текущие (годовые, квартальные,
месячные, оперативные), а по объёму
планируемой работы — на план библиотеки, структурного подразделения,
индивидуальный̆ план сотрудника библиотеки.
·
План может быть универсальным, охватывающим работу
библиотеки в целом, и тематическим,
отражающим только одно из направлений её деятельности.
·
Наряду с планами отдельных библиотек составляются сводные планы, охватывающие деятельность не одной, а нескольких
библиотек.
·
Перспективный план библиотеки рассчитан на ряд лет (как правило, на 5 лет) и
намечает общую линию развития библиотеки. В нём отражаются главные, решающие
задания длительного значения; определяется уровень, которого надо достичь к
концу планируемого срока. Перспективные планы могут быть как универсальными по
своему содержанию, так и тематическими (к примеру , тематический план
комплекᴛᴏʙания библиотечных фондов, план научно-методической работы и др.).
·
В последние годы в практику
библиотек входят стратегическое
планирование – метод перспективного планирования, заключающийся в
установлении целей библиотеки, определении необходимых для их достижения
ресурсов и выбора наиболее рациональных путей использования этих ресурсов.
Задача стратегического планирования – целенаправленное инновационное развитие
библиотеки.
В отличии от перспективного плана,
в котором плановые задания распределяются по годам, стратегический план
составляется не по годам, а по срокам реализации намеченных целей.
·
Годовой план работы библиотеки определяет основные задачи и содержание работы
библиотеки на текущий календарный год (в библиотеках учебных заведений –
соответственно на учебный год) , и в нём определяются все показатели, которых
должна достичь библиотека к концу года. Объём работы планируется с учётом
годового фонда рабочего времени сотрудников библиотеки и норм на библиотечную
работу.
Годовой план состоит из двух частей: тексᴛᴏʙой, в которой
предусматриваются мероприятия, необходимые для осуществления поставленных
задач, определяются нормы и методы работы библиотеки, сроки выполнения плановых
заданий и ответственные исполнители (чаще всего, не конкретные лица, а
структурные подразделения), и статистической, в которой намечаются
количественные показатели, которых должна достичь библиотека.
Годовые
планы работы составляются в сроки, определяемые руководством библиотечного
учреждения, и предоставляются на утверждение вышестоящему руководителю.
·
Сводный план определяет задачи и содержание работы определённой совокупности библиотек
на заданный период и имеет целью координировать и кооперировать их
деятельность. Сводные планы могут быть как перспективными, так и текущими, они
могут охватывать работу библиотек, находящихся в одном регионе, и принадлежащих
либо одному, либо нескольким ведомствам.
·
В сводных планах могут
рассматриваться все стороны деятельности библиотек (к примеру , план работы
ЦБС, объединяющий планы ЦБ и филиалов).
·
Оперативное планирование – это разработка на базе месячных планов плановых
заданий для отдельных сотрудников на короткие отрезки времени. Оперативное
планирование применяется обычно в тех отдельных крупных библиотеках, где работа
состоит из многократно повторяющихся операций и строится по нормам.
В этих условиях сотрудникам отдела устанавливается плановое задание на каждый
рабочий день.
Оперативное планирование важно и
для работников небольших и средних библиотек, ибо оно предоставляет возможность
оперативно контролировать выполнение плановых заданий, рационально использовать
рабочее время библиотечных работников.
Все эти планы различного наполнения
и продолжительности, выполняя определённые специфические функции, призваны
обеспечить в совокупности планомерность и согласованность развития библиотеки.
Многообразные планы, составляемые
как для библиотеки в целом, так и для каждого структурного подразделения и исполнителя,
должны быть приведены в систему, обеспечивающую непрерывную работу по плану и в
тоже время исключающую их дублирование. Только при этом условии система
библиотечного планирования будет соответствовать требованию оптимальности как
важнейшему методологическому принципу планирования.
Чем крупнее библиотека, тем более
развёрнутой будет и система её планов. Принципиальная модель системы планов
библиотеки включает:
— перспективный (стратегический)
план библиотеки;
— годовой план библиотеки;
— квартальные планы структурных
подразделений (отделов, филиалов);
— индивидуальные месячные планы
сотрудников библиотеки.
По срокам выполнения планы принято делить на:
·
Долгосрочные (больше 5 лет) – эти
планы относятся, в основном, к категории планов-целей.
·
Среднесрочные (от 1 года до 5 лет)
– они выполняются в виде различного рода программ, бюджетов, сетевых графиков.
·
Краткосрочные – планируются на срок
до 1 года, разновидностью являются месячные, квартальные планы.
Если годовой и квартальный планы
оформляются в форме текстовых разделов (обслуживание читателей, справочно-библиографическая
и информационная работа, формирование и организация библиотечных фондов,
методическая работа, работа с кадрами и т. п.), то месячный план оформляется
как календарный план: по числам месяца.
Требования к
составлению плана с точки зрения теории и практики библиотечной работы:
1.План
работы должен полностью соответствовать тем позициям, которые отражены в
нормативных, правовых и иных документах, принятых на государственном, региональном
и внутрибиблиотечном уровнях.
2.План
должен быть актуальным, отражать важнейшие события в жизни государства и
общества, региона, быть направленным на решение социально-личностных задач.
3.План
работы должен ставить четкие цели, быть разнообразным и интересным по форме
проведения мероприятий, учитывать особенности и традиции библиотечного
учреждения и его социального окружения.
4.План
должен быть конкретным, с указанием конкретных мероприятий, сроков
проведения, участников и организаторов; необходимо исключить из него общие
формулировки, которые являются серьезным недостатком плана.
5.План
должен быть реально выполнимым, предусматривающим равномерное
по времени распределение мероприятий, необходимых и достаточных для решения
поставленных задач.
Если библиотека
не составляет перспективные планы, то следует в годовом плане работы
предусмотреть мероприятия, которые необходимо провести с целью
совершенствования ее деятельности. Например, реорганизация функционирования
библиотеки, или отдельных её структурных подразделений, отделов, плановая
проверка фонда, переход на автоматизированную технологию, работа по
дополнительному привлечению пользователей, ремонт помещений и т.д.
Планирование и нормы рабочего времени
При работе
над годовым планом следует учитывать итоги деятельности за отчетный период,
сравнить полученные данные с данными за предыдущие 2-3 года, определить и
обосновать основные тенденции изменения объемов работ, установить контрольные
показатели, привести в соответствие
объем запланированных работ с бюджетом рабочего времени на основе нормирования.
Нормирование
помогает составлять научно-обоснованные планы, равномерно распределять нагрузку
между сотрудниками, рассчитать объем и трудоемкость процессов, обосновать
штатную численность библиотеки, рационально использовать кадры, объективно
оценивать работу сотрудников, выявлять потери и нерациональные затраты рабочего
времени.
1.
На начальном этапе работы по
составлению плана определяются виды работ, которые планируется выполнить в
течение года в соответствии с задачами, стоящими перед библиотекой (отделом),
затем они сопоставляются с нормами времени. Подсчитывается общее количество
времени, необходимого на выполнение всех процессов и мероприятий в библиотеке на
год.
2.
На следующем этапе осуществляется
планирование бюджета рабочего времени. Он складывается
из фонда рабочего времени и его расхода.
Фонд рабочего времени – это
годовое количество рабочих дней библиотеки или одного сотрудника, определенное
из общего числа дней в году за вычетом выходных, праздничных дней и отпуска,
потерь рабочего времени по временной нетрудоспособности, учебных отпусков и
т.д.
Необходимо
также учитывать ненормируемые работы, которые отражают специфику библиотечного
труда, например − наличие творческих элементов, они в библиотеках в среднем
составляют до 20%.
В случае
расхождения времени, необходимого для выполнения запланированных работ, с
бюджетом рабочего времени следует провести корректировку плана.
Выполнение
мероприятий, необходимость которых возникла, но которые не были предусмотрены в
годовом плане, обеспечивается планированием резерва рабочего времени на
выполнение таких заданий.
Планирование по нормам в соответствии с фондом рабочего времени дает научно
обоснованные показатели и определяет реальные возможности работы.
Приступая к работе, вы должны знать:
• Основные
направления работы всей библиотечной системы;
• План
должен быть неразрывно связан с жизнью города, района, села, и не может носить
отвлеченный характер. Необходимо конкретизировать вашу специфику,
воплощая ее в конкретные мероприятия.
• Необходимо
заранее заручиться согласием и поддержкой социальных партнеров, (учреждения
образования, общественные объединения, учреждения и организации, отдельные
лица), чтобы знать, на кого можно опереться при организации запланированного
мероприятия, обговорить масштаб такой работы (один класс, несколько
образовательных учреждений).
Если вы уже
тесно сотрудничаете с городским учреждениями, то необходимо учесть определенные
пункты их плана, чтобы как следует организовать совместную работу.
• Следующий
этап — определение главных тем года и отражение их в основных
задачах и конкретизация в плане работы. План составляется с учетом
литературных и памятных дат года. Познакомившись с календарем,
отметьте те даты, которые будут определяющими в новом году, и подумайте о том,
какие мероприятия, формы работы помогут вам раскрыть эти темы.
• Хорошо,
если вы сумеете обговорить предстоящие дела на следующий год со своим библиотечным
активом и заручиться его поддержкой.
• Загляните
в анализ прошлогоднего плана: что осталось невыполненным, что не удалось.
Подумайте, что из этого следовало бы обязательно сделать в наступающем году.
Какие формы работы оказались интересными и востребованными? Сделайте их традиционными в
своей работе.
·
формулирование тех или
процессов должно быть четким и
исключать двусмысленность толкования;
·
сроки выполнения тех или иных видов работ должны быть реальными, четко
обозначенными и учитывать резерв времени, в случае возникновения непредвиденных
обстоятельств и внеплановых заданий;
·
ожидаемый результат должен выражаться в материальном виде;
·
объем планируемой работы
рассчитывается с учетом годового фонда рабочего времени и принятых норм на те или иные
библиотечные процессы.
Годовой план работы библиотеки
обязательно должен включать в себя количественные показатели, предусмотренные государственным
заданием и состоять из двух частей:
—
текстовой, отражающей общую характеристику
целей, поставленных задач и предстоящих мероприятий для их реализации,
необходимых для осуществления поставленных задач; определяются нормы и методы
работы библиотеки, сроки выполнения плановых заданий и ответственные
исполнители (чаще всего, не конкретные лица, а структурные подразделения);
—
статистической, в которой намечаются
количественные показатели, которых должна достичь библиотека, в том числе
показатели государственного задания.
Структура годового плана работы библиотеки (примерный)
I.
Основные
задачи, направления и приоритеты деятельности.
В этом
разделе плана работы формулируются те задачи, над выполнением которых
библиотека будет работать в текущем году, и не более того. Выбранная по
определённому направлению деятельности задача должна быть краткой и чёткой, не
надо формулировать объёмные и длинные фразы задач, заведомо невыполнимых в
течение года.
Пример формулировки «Главных задач и направлений работы» библиотеки:
• выполнение
основных контрольных показателей работы и привлечение новых читателей в
библиотеку и к чтению;
• повышение
комфортности библиотечной среды, формирование положительного имиджа библиотеки,
развитие рекламы;
•
распространение краеведческих знаний и воспитание у читателей интереса к
истории своей малой родины, формирование патриотических чувств;
• воспитание
бережного отношения к окружающему миру, формирование активной гуманной позиции
по отношению к природе, создание условий для чтения естественнонаучной
литературы;
• приобщение
пользователей к чтению нравственной литературы, содействие повышению уровня
этической грамотности, воспитание культуры общения;
• приобщение
пользователей к лучшим образцам классической отечественной и зарубежной
литературы, создание условий для чтения и различных литературных занятий и т.д.
II. Цифровые показатели
(контрольные показатели работы).
III.
Организация
библиотечного обслуживания населения.
Раздел
отражает мероприятия по расширению видов услуг, по улучшению качества
обслуживания основных категорий читателей, в т.ч. работа на дому с социально
незащищенными категориями, обслуживание книгой летних лагерей отдыха. Инновации
и меры по формированию привлекательного образа библиотеки, по введению новых
форм обслуживания, например, преобразование библиотеки в современный
информационный центр, реорганизация пространства, работа Выездных читальных
залов, создание электронного читального зала. Партнерские связи. Библиотечный
актив. Опросы и анкетирования читателей. Акции по привлечению читателей:
экскурсии в библиотеку, Дни открытых дверей, Дни прощения задолжников, реклама
библиотеки в СМИ и т.д.
IV. Содержание и организация работы с читателями (массовые мероприятия по направлениям деятельности). У нас они такие:
·
историко-патриотическое
просвещение
·
духовно-нравственное
воспитание, формирование семейных ценностей;
·
правовое просвещение,
профориентация;
·
экологическое
просвещение, здоровый образ жизни;
·
продвижение книги и
чтения, функционирование молодежных центров чтения;
·
межнациональные
отношения и межкультурные связи;
·
социализация лиц
пожилого возраста, со специальными потребностями и физическими ограничениями;
·
эстетическое
воспитание;
·
краеведческое
просвещение
·
клубы, любительские и
общественные объединения
V. Справочно-библиографическая и информационная работа.
VI. Формирование и организация книжного фонда.
Мероприятия
по изучению, улучшению состава и пропаганде фонда, по обеспечению максимального
доступа к фонду разных категорий читателей, его сохранности, а также по
воспитанию бережного отношения читателей к фонду.
VII. Материально-техническая база библиотеки.
VIII. Работа с кадрами.
На основе
годового плана работы составляются квартальные планы для того,
чтобы пропорционально разделить годовую нагрузку и следить за выполнением
плановых показателей.
Дополнением к универсальному плану является тематический план, который отражает отдельные направления деятельности:
план подготовки и проведения массовых мероприятий, тематический план
комплектования.
Источники:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«СОШ»№ 1 г.Анадырь
__________
О.А.Бойцова
ПЛАН
РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ
на 2022 –
2023 учебный год
Цель и
задачи
школьной библиотеки.
Цель:
способствовать
формированию мотивации пользователей к саморазвитию, самообразованию через
предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого
полноценного доступа к информации.
Задачи:
1.Обеспечение
участников учебного процесса быстрым доступом к максимально возможному количеству информационных
ресурсов.
2.Формирование у
читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
3.Воспитание
культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося,
развитии его творческого потенциала.
4.Совершенствование
и освоение новых библиотечных технологий.
5.Расширение
ассортимента библиотечно-информационных услуг.
6.Сбор,
накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение её
до пользователей-педагогов и обучающихся.
7.Выявление
потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы
в области новых информационных технологий и
педагогических инноваций. Накопление базы педагогической информации школы.
8.Обработка
информационных средств: книг, учебников, журналов, газет, видеоматериалов, и
т.д.
9.Осуществление
посреднических услуг по удовлетворению запросов читателей по получению
информации о достижениях различных наук, новых информационных технологиях.
10.Оказание помощи
в проектной деятельности учащихся
и учителей.
11.Проведение на
базе библиотеки внеклассной работы.
12.Формирование
комфортной библиотечной среды
Основные
направления работы библиотеки:
— учебно –
познавательное;
— гражданско –
патриотическое;
— художественно –
эстетическое;
— нравственно –
правовое;
— экологическое;
— трудовое;
— семейное
воспитание;
Услуги,
оказываемые библиотекой:
1. Обслуживание
пользователей на абонементе.
2. Обслуживание
пользователей в читальном зале.
3. Оказание информационной
и справочно-библиографической услуги:
— выполнение справок по запросам пользователей;
— тематический подбор литературы;
— составление информационных списков поступившей литературы;
— проведение Дней информации для педагогов;
— проведение индивидуальных библиотечно-библиографических консультаций
библиографических
консультаций;
— проведение библиотечных уроков;
— проведение библиотечных обзоров литературы.
4. Проведение
массовых мероприятий по плану работы школьной библиотеки.
5. Оформление
тематических книжных выставок.
Работа с
библиотечным фондом и его сохранностью
№ п/п |
Содержание |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Приёмка и обработка |
По мере |
Библиотекарь |
2 |
Приём и выдача учебников |
Май — октябрь |
Библиотекарь |
3 |
Проведение работы по сохранности |
В |
Библиотекарь |
4 |
Работа по заказу учебников |
В |
Библиотекарь |
Информирование учителей и |
В |
Библиотекарь |
|
5 |
Диагностика обеспеченности |
Ноябрь первая |
Библиотекарь |
6 |
Расстановка и проверка фонда, работа |
В |
Библиотекарь |
7 |
Контроль за правильностью |
Раз в |
Библиотекарь |
8 |
Своевременный прием, |
По мере |
Библиотекарь |
9 |
Списание литературы и |
По мере |
Библиотекарь |
10 |
Контроль за своевременным |
Один раз |
Библиотекарь |
Справочно-библиографическая и
информационная работа
Работа по пропаганде
библиотечно-библиографических знаний
№ п/п |
Содержание |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Формирование |
Октябрь |
Библиотекарь |
2 |
Выполнение справок по запросам |
В |
Библиотекарь |
3 |
Консультации и пояснения правил |
В |
Библиотекарь |
4 |
Обзоры новых книг |
По мере |
Библиотекарь |
5 |
Организация выставок просмотра |
По мере |
Библиотекарь |
Работа с читателями разных возрастных категорий библиотеки
№ п/п |
Содержание |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Перерегистрация |
Август-октябрь |
Библиотекарь |
2 |
Организованная |
октябрь |
Библиотекарь |
3 |
Обслуживание читателей на абонементе: |
В |
Библиотекарь |
4 |
Обслуживание |
В |
Библиотекарь |
5 |
Рекомендательные |
В течение |
Библиотекарь |
6 |
Индивидуальные |
В |
Библиотекарь |
7 |
Рекомендательные |
По мере |
Библиотекарь |
8 |
Изучение и анализ читательских |
В |
Библиотекарь |
9 |
Обслуживание учащихся согласно |
В |
Библиотекарь |
10 |
Просмотр читательских формуляров |
Один раз |
Библиотекарь |
11 |
Проводить беседы с вновь |
В |
Библиотекарь |
12 |
Рекомендовать художественную |
В |
Библиотекарь |
13 |
Рейды по классам по состоянию |
Один раз |
Библиотекарь Совет старшеклассников |
Организация
библиотечно-массовой работы
№ п/п |
Название мероприятия |
Форма |
Сроки |
Ответственные |
1 |
«Знакомьтесь – это библиотека» |
Библиотечный |
Октябрь-ноябрь |
Библиотекарь |
2. |
«В литературной гостиной» |
Книжные 1. 6 ноября — 170 лет со дня рождения Д.Н. Мамина-Сибиряка, писателя 2. 15 декабря — 190 лет со дня рождения Павла Михайловича 3.22 декабря — 85 лет со дня рождения детского писателя Э. 4. 10 января -140 лет со дня рождения А.Н. Толстого, писателя 5. 4 февраля- 150 лет со дня рождения М. 6.8 февраля — 195 лет со дня рождения Ж. 7. 19 февраля — 200 лет со дня рождения русского педагога, писателя 8. 12 марта- 110 лет со дня рождения С. Михалкова, поэта, драматурга 9. 12 Книги-юбиляры 100 лет – «Алые паруса» (1922) А. Грин 100 лет – «Одиссея капитана Блада» 100 лет – «Мойдодыр» (1922); 50 лет – «Домовёнок Кузька» (1972) Т.И. 190 лет – «Евгений Онегин» А.С. Пушкин 160 лет – «толковый словарь живого 150 лет – «Снегурочка» (1873) А.Н. 100 лет – «Дерсу Узала» (1923) В.К. 100 лет – «Красные дьяволята» 100 лет – «Чапаев» (1923) Д.А. 100 лет – «Аэлита» (1923) А.Н. |
В года |
Библиотекарь |
4 |
«Рассказывает справочное бюро» |
Обзор справочной |
Октябрь |
Библиотекарь |
5 |
Литературный батл Читать это модно! |
викторина ( 8-11 |
Ноябрь |
Библиотекарь |
6 |
«Помним. Славим. Гордимся» (дни боевой славы) |
Книжная |
Декабрь |
Библиотекарь |
7 |
«В гостях у зимушки-зимы» |
Литературная 4,5 и 6 |
Декабрь |
Библиотекарь |
8 |
«Секреты |
Выставка-игра |
Январь |
Библиотекарь |
9 |
Блокада Ленинграда |
Выставка |
Январь |
Библиотекарь |
10 |
«Под |
День |
Февраль |
Библиотекарь |
11 |
Литературный герой |
Викторина |
Февраль |
Библиотекарь |
12 |
«Выпускнику на |
Информационный |
Февраль |
Библиотекарь |
13 |
«Армейский калейдоскоп» |
Книжная |
Февраль |
Библиотекарь |
14 |
«Календарь |
Выставки |
В |
Библиотекарь |
15 |
Добрый доктор,Айболит! |
Ремонт |
Март |
Библиотекарь ,учащиеся. |
16 |
«Весна. Книжный 1) «Трамвай сказок и загадок» 2) «Передай добро по кругу» 3) «В стране весёлого |
Цикл |
Март |
Библиотекарь |
17 |
«Очень |
Викторина |
Апрель |
Библиотекарь |
18 |
«Птичьи трели» (Международный день птиц) |
Выставка |
Апрель |
Библиотекарь |
19 |
««Была весна – весна |
Цикл к 9 маю |
Апрель, май |
Библиотекарь |
20 |
«Просветители земель славянских» (день |
Урок-презентация |
Май |
Библиотекарь |
Месячник
школьной библиотеки
№ пп |
Название (форма |
Сроки выполн. |
Категория учащ-ся |
Ответственные |
1. |
«А в портфеле всё в порядке?» (памятка-напоминание о |
с 10.10 |
1-11 кл |
Библиотекарь |
2. |
«Книга, а какая она?» |
с 17.10 |
2-е кл |
Библиотекарь |
3. |
«От (выставка-досье |
07.10 |
1-10 кл |
Библиотекарь |
4. |
«Хочу всё знать» (обзор |
с 19.10 по 23.10 |
5-е кл |
Библиотекарь |
5. |
«Каждому человеку, путь 1. «Мир через культуру» (кн.выставка писателей 2. «Под 3. «Давай |
с 07.10 по 28.10 |
1-10 кл 1-4 кл 2-е, 6-е |
Библиотекарь Библиотекарь Классные Библиотекарь |
6. |
«Литературная забава» |
Весь |
1-10 кл |
Библиотекарь |
Повышение квалификации
№ п/п |
Содержание |
Сроки выполнения |
1 |
Изучать через Интернет и профессиональные |
В |
2 |
Участие в семинарах методического |
В |
3 |
Расширение ассортимента |
В |
Прочие
работы
№ п/п |
Содержание |
Сроки выполнения |
1 |
Составление анализа-отчёта о |
Май |
2 |
Составление плана работы библиотеки |
Июнь |
3 |
Ведение дневника работы |
Постоянно |
4 |
Ведение журнала учёта справок |
По мере |
5 |
Вывоз макулатуры (списанные |
По |
Дорогие коллеги!
Предлагаем вашему вниманию ежегодные рекомендации по планированию работы на очередной календарный год. Что будем планировать, а затем воплощать в жизнь? Все ли получится, что задумаем? Мы видим, как стремительно меняется жизнь мира, страны и нашей библиотечной сферы. Что было раньше – неактуально, появились другие приоритеты, они тоже претерпевают изменения. Всю работу мы теперь делим на два: офлайн и онлайн. Внутри этих двух направлений – еще множество: для детей, родителей, педагогов, коллег. Дальше – больше: по возрастам, по интересам, по темам и т. д.
Приоритетные направления работы и названия мероприятий
• Поддержка и развитие детского чтения.
Названия мероприятий: «Друзья в переплете», «Жил однажды прекрасный поэт…», «Каждой книге – ее читателя», «С днем рождения, книжка!», «Книгопортация», «Классное внеклассное чтение», «Твои друзья – писатели и книги», «Город открытых книг», «Читай, или проиграешь!», «Забытые книги желают познакомиться».
• Воспитание гражданственности и патриотизма.
В годовые планы на 2023 год обязательно должны быть включены государственные праздники, памятные даты и Дни воинской славы России.
- День Защитника Отечества (23 февраля);
- День Победы (9 мая);
- День России (12 июня);
- День памяти и скорби (22 июня);
- День Государственного флага РФ (22 августа);
- День народного единства (4 ноября);
- День героев Отечества (9 декабря).
В рамках Месячника Защитника Отечества рекомендуется организовать мероприятия, посвященные в 2023 году юбилеям выдающихся военачальников, маршалов, героев Советского Союза и России:
- 240 лет со дня рождения Н. А. Дуровой, первой в русской армии женщины- офицера и писательницы;
- 130 лет со дня рождения И. В. Панфилова, советского военачальника, Героя Советского Союза;
- 130 лет со дня рождения М. Н. Тухачевского, советского полководца, маршала;
- 125 лет со дня рождения Р. Я. Малиновского, советского полководца, маршала, дважды Героя Советского Союза;
- 115 лет со дня рождения Н. Ф. Гастелло, военного летчика, Героя Советского Союза;
- 110 лет со дня рождения А. И. Покрышкина, военачальника, летчика;
- 105 лет со дня рождения Е. И. Чайкиной, участницы партизанского движения, Героя Советского Союза;
- 100 лет со дня рождения З. А. Космодемьянской, партизанки, Героя Советского Союза.
Говоря о сохранении исторической памяти и воспитании патриотизма, следует обратить внимание на исторические даты 2023 года:
80-летие:
- прорыва блокады Ленинграда в ходе операции «Искра» (18 января);
- со дня победного завершения Сталинградской битвы (2 февраля);
- подвига Александра Матросова (27 февраля);
- танкового сражения под Прохоровкой в ходе оборонительной фазы Курской битвы (12 июля)
- победы Красной армии в Курской битве (23 августа)
- завершения битвы за Кавказ в ходе Великой Отечественной войны (9 октября)
Юбилейные даты (события) связанные с ВОВ можно объединить в исторический цикл «Правда о великой войне», организовав такие мероприятия: литературно-исторический час «И превратились в белых журавлей» (рассказ о ржевском мемориале с исполнением стихов/песни «Журавли» и изготовлением бумажного журавлика (в 2023 году отмечается со дня рождения поэта Р. Гамзатова), познавательная викторина «Помнит сердце, не забудет никогда» марафон военных строк «Нам дороги эти позабыть нельзя», чтение-впечатление «Полевая почта: письма из прошлого»; «Через все прошли и победили!», конкурс чтецов «Это русское раздолье, это Родина моя» исторический цикл «Слава России сквозь призму веков» викторина «Россия в вопросах и ответах», цикл бесед-портретов «Русской истории славные лица» беседа «Символика, рожденная историей», тематический час «Народы едины под солнцем России»; книжные выставки «Бессмертный книжный полк»; «Строка к строке о той войне»; «Читать, чтобы помнить»; «И памяти войны верна Россия»; «Моя весна! Моя Победа!», выставка-вернисаж, беседа «Множество культур – одна страна» .
В планах по гражданско-патриотическому воспитанию желательно также отразить:
- 35-летие первого этапа вывода войск из Афганистана (15 мая 1988 г.). С этой датой можно связать и 85-летие со дня рождения писателя Александра Проханова, значительный период творчества которого посвящен войне в Афганистане;
- День воссоединения Крыма с Россией (18.03.2014);
- 100 лет государственному гербу СССР (1923);
- 30 лет Государственному гербу Российской Федерации (1993).
«Мы – граждане одной страны», «Вместе под одним небом», «Милосердие – отклик души», «И нравы, и язык, и старина седая», «Прошлое требует слова», «Грядущему веку о землях отцов», «История страны – моя история», «Душа России в символах её», «Три цвета России», «Страницы Победы. Читаем! Гордимся!»,
«Шли мои земляки по дорогам войны», «Как хорошо на свете без войны!».
• Содействие успешной социализации подрастающего поколения.
«Мы интересны миру – мир интересен нам», «Найти свою дорогу в жизни», «Обязан и имею право», «Я – правознайка», «Большие права – маленьким», «Жизнь дана на добрые дела», «Каждый особенный – все равные» «Я иду тебе навстречу», «В добрый путь к самому себе».
• Поддержка образования, развитие интеллекта, общей культуры.
«Что мы знаем? Что мы хотим узнать?», «Сегодня школьники – завтра учёные», «Очень интересно всё то, что неизвестно», «Назад в будущее: науки, изменившие мир», «Вы спрашиваете – книги
отвечают!», «Чтобы умными нам быть – нужно с книжками дружить!», «Мир через культуру», «Живёт на свете красота», «Золотая россыпь русского фольклора», «Живописные сказки»,
«Человек богат знаниями! Мудрость и знания в книгах!», «Кто знает Аз да Буки, тому и книгу в руки!».
• Здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности.
«Быть независимым – модно!», «Сделай правильный выбор», «На волне здоровья», «Пословицы и поговорки о спорте и ЗОЖ», «Успех в твоих руках», «Безопасность в каждый дом!», «Раскрась
жизнь яркими красками», «Книжные истории о здоровье», «Скажи жизни «ДА», «Здоровый образ жизни – наш путь к успеху!», «Не допустим мы пожара», «Знать правила дорожного движения, как
таблицу умножения».
• Работа с семьей, организация семейного чтения и общения, привлечение к сотрудничеству родителей.
«Всей семьей у книжной полки», «Вместе весело читать», «Прижаться к маме и читать!», «Дружим с книгой всей семьей», «Мамам и папам по секрету о детских книжках», «Чтение ребенка – это чтение семьи», «Родительская академия», «Супер- Мама», «Я плюс бабушка моя», «Как на книжкины именины
собрались мы всей семьей», «Сказочные бабушки и дедушки», «Вместе читаем, играем, мастерим».
• Продвижение экологических знаний.
«Сделай мир лучше!», «Оглянись вокруг – везде жизнь таинственная и удивительная», «Полюби, познай и будь за все в ответе», «На этот мир завещано беречь», «Книжки умные читаем и природу уважаем», «Как прекрасен этот мир – посмотри!».
• Ознакомление с историей, литературой, природой Башкортостана.
«Малая родина: тайны и открытия», «Я на этой земле родился…», «И нашим землякам есть, кем гордиться!», «Знай и читай башктрских писателей», «Литературное пространство Башкортостана», «Башкирская история в книгах», «Сказания о земле Башкирской», «Знаменитые краеведы», «Башкирам есть, чем с миром поделиться!», «Край берёз и сосен и грибных полян», «Всяк кулик своё болото хвалит!».
• Развитие информационной культуры учащихся.
«Информационный зонтик», «Компьютерная азбука», «Ваш виртуальный мир», «Книги, Интернет и я – вместе мы друзья», «Информационная грамотность – успешная личность», «Лучший
путешественник в мире информации», «Мир цифровой Вселенной», «Литературный континент», «Галерея книжных новинок»: смотри и читай!», «Библиотека – навигатор в море информации».
• Изучение пользователей.
«Подросток в мире и мир подростка», «Твой взгляд на чтение – это учение, мучение или увлечение?», «Какой книги не хватает в библиотеке?», «Считаешь ли ты себя здоровым человеком?», «ЗОЖ – это…», «Узнай писателя по его портрету».
Год педагога и наставника 2023 – какие актуальные мероприятия можно провести
Учителя и наставники — это основа любого общества. Какие нравственные основы заложит, каким навыкам обучит учитель своего ученика, таким будет ученик. Говоря о великих личностях истории, мы обязательно вспоминаем их наставников: Александра Македонского и Аристотеля, Петра I и Семеона Полоцкого. Образование в жизни общества всегда было значимо: оно развивало экономику государств, воспитывало культуру поведения людей. А на сегодняшний день образование даёт молодым людям получить профессию и быть востребованным специалистом. Особенное отношение к учителям было на протяжении веков: в древнем Риме учителя имели ряд привилегий: им выплачивался гонорар, в средневековье учителя воспринимали как человека, способного направить ученика на путь добродетели. Живший в XIII веке учёный-монах Винсент де Бове писал, что хороший учитель должен иметь «талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие, опыт преподавания». В Древней Руси к труду учителей, или, как их тогда называли, мастеров грамоты, относились с уважением. «Почитай учителя как родителя», гласит русская пословица. В царской России и первые годы советской власти образ учителя воспринимался как образ наставника, пример для подражания. В настоящее время престиж педагога не высок. Среди факторов, повлиявших на снижение престижа профессии, — низкий уровень подготовки современных педагогов, небольшая зарплата.
Возродить престиж профессии педагога, поднять её на качественно новый уровень, признать особый статус педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность — вот цель объявленного президентом Года педагога и наставника в 2023 году.
Тему года педагога и наставника помогут раскрыть следующие виды выставок:
Выставка-обзор новинок педагогической литературы «Новые книги в учительском кейсе»;
Выставка-обзор «Нет на свете мудрее профессии» (художественные произведения об учителях); Выставка-признание «Учителя! Ваш труд, как жизнь, бесценен»;
Выставка-поздравление «День учителя — праздник прекрасный»;
Выставка-персоналия о выдающихся педагогах «Такая есть профессия — учитель», «Нет на свете мудрее профессии»; Выставка-рекомендация «Книги детства наших учителей»;
Выставка рисунков «Букет любимому учителю»;
Выставка поздравительных открыток «Классный учитель»;
Фотовыставки «Весёлые мгновенья школьных перемен», «Улыбка учителя».
Выставка-история «Как учились в старину» (о первых школах на Руси, либо о том, как учились в античные и средние века, в век просвещения);
Выставка-экскурс «Юным — наставление, незнающим — вразумление» (высказывания исторических личностей с наставлением в учении);
Выставка-путешествие «По самым старым учебным заведениям России»;
Выставка-словарь «Откуда слово школьное пришло?» (значение самых известных слов, таких как педагог, декан, парта);
Выставка-представление «Учительство в лицах», «Педагоги-писатели», «Великие педагоги прошлого». Выставка-представление «Педагогические идеи древних философов», «Популярные методики преподавания».
Тематическая выставка «За страницей школьного учебника»;
Выставка-рекомендация «Скоро в школу малышам».
Массовые мероприятия можно посвятить известным писателям, в последствие ставшими учителями, кинофильмам об учителях, молодым педагогам, школе и школьным предметам, началу учебного года.
Конкурсы и акции в год педагога и наставника
Конкурс эссе «О любимом учителе хочу я сказать»;
Акция-видеопривет «Здравствуй школа»;
Акция-воспоминание «Школьные годы чудесные»;
Акция «Весёлые школьные новости» (проводится в первую неделю сентября, используются новости из книг, Интернета, каверзные вопросы, квилт пожеланий в новом учебном году);
Акция-пожелание любимому учителю.
Игровые программы и интерактивные формы работы
Игровая программа «Снова в школу мы идём!» (представление школьных знаний в форме интересных игр); Интерактивное мероприятие «Звенит звонок, начинается урок» (исполнение песен и чтение стихов о школе, викторина «Здравствуй, школа», просмотр отрывков из мультипликационных фильмов);
Первоклассный урок «Самый первый школьный день» для первоклассников (рассказ об истории традиционных школьных принадлежностях, используемых на уроках: ручке, тетради, карандаше; викторины);
Кругосветное путешествие по школам разных стран (история появления школ в разных странах);
Школьный этикет «Вот пришли мы в школу…» (какой должна быть школьная форма, как правильно вести себя на уроках, в столовой и с одноклассниками).
Вечера-чествования учителей;
Литературные гостиные об учителях, ставших писателями, и их произведениях;
Киновечер «Большая перемена. Образ учителя в кино».
Презентации «День Знаний в разных странах», «История Дня учителя»;
Веб-путешествие по образовательным порталам «Интернет — мой помощник в учёбе»;
Онлайн-обзоры книг о школе, учителях;
Онлайн-кроссворды и онлайн-викторины «Ученики и учителя из мультфильмов, кино и книг»;
Онлайн-беседы о профессии учителя.
Используйте календарь дат, особенно значимых в Год педагога и наставника
17 января Международный день наставничества
21 января Международный день аспиранта
25 января День студента
7 февраля День российского бизнес-образования
19 февраля День рождения Константина Ушинского. Главная дата Года педагога и наставника
4 марта Международный день числа «Пи», поздравляют учителей математики
13 марта 135-летие педагога Антона Макаренко
24 мая День славянской письменности и культуры
1 сентября День знаний
8 сентября Международный день распространения грамотности
26 сентября День учителя иностранных языков, День европейских языков
27 сентября День педагога дошкольного образования
28 сентября 105 лет педагогу Василию Сухомлинскому
1 октября Международный день музыки, День учителя музыки
2 октября День социального педагога
5 октября День учителя
19 октября Всероссийский день лицеиста Последний понедельник в октябре День школьных библиотек
30 октября День матери в РФ (мама – главный наставник!)
17 ноября Международный день студентов
4 декабря День информатики
14 декабря День Наума Грамотника
В 2023 году Россия будет праздновать 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова – композитора, пианиста, дирижера, ставшего символом русской музыки во всем мире. (Указ Президента РФ от 25 января 2020 г. N 62). Предлагаем при планировании мероприятий воспользоваться следующими материалами: (Мероприятия к 150-летию С.В. Рахманинова).
Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. Одна из них – Сталинградская битва, продолжавшаяся с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Битва, подобной которой не знала история войн. Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании 80-летия разгрома Cоветской армией фашистских войск в Сталинградской битве (Указ Президента РФ от 15 июля 2022 г. N 457). При организации мероприятий, посвященных этой исторической дате, рекомендуем воспользоваться следующими методическими материалами: (Мероприятия к 80-летиюСталинградской битвы).
Каждый год отмечается множество юбилейных дат, приуроченных к дням рождения известных поэтов, прозаиков, ученых, композиторов и общественных деятелей. Не стал исключением и 2023 год. В числе тех, кто будет отмечать круглую дату со дня рождения – Александр Николаевич Островский – один из известнейших русских писателей, талантливый драматург, основоположник современного русского театра. Его пьесы стали классическими для общемировых театральных площадок и еще долго будут привлекать умы и сердца отечественных и зарубежных зрителей глубокой и широкой обобщенностью своих героев, их общечеловеческими свойствами, неповторимостью своего оригинального драматургического мастерства. Президентом РФ подписан указ «О праздновании 200-летия со дня рождения А.Н. Островского» от 13.11.2020 года.
2023 г. – празднование 100-летия со дня рождения Р.Г. Гамзатова. Указ Президента РФ от 1 июля 2021 г. № 383
С 1 сентября 2022 года во всех школах и колледжах нашей страны стартовал масштабный образовательно-воспитательный проект – цикл классных часов на тему «Разговоры о важном».
Сегодня каждая новая неделя в учебных заведениях России начинается с внеурочного занятия. На повестке – актуальные для школьников вопросы и темы: от безопасности до взаимоотношений со сверстниками. Но больше половины классных часов направлены на патриотическое воспитание и историческое просвещение подрастающего поколения.
Пройдя по ссылке можете посмотреть расписание тем Разговора о важном на 2022-23 учебный год:
https://урок.рф/library/klassnie_chasi_razgovori_o_vazhnom_raspisanie_te_161610.html