Как правильно составить план урока по истории

План
урока истории

Дата________________

Тема:
__________________________________________________________________________________________

Цель урока:   обеспечить усвоение
знаний_____________________________________________________ установить и
рассмотреть историческую хронологию  проследить ход исторических событий__________________________________________________________________________________

Задачи:

обеспечить усвоение и закрепление исторических понятий, событий,
исторических личностей.

-создать условия
для формирования умений  работать в (парах, группах, осуществлять
взаимоконтроль)

-развивать навыки
работы с ЭОР(электронный образовательный ресурс)

-формировать
историческую грамотность

-воспитывать
чувства ответственности в работе, уверенности в себе, самостоятельность, навыки
контроля
термины и понятия:_____________________________________________________________________________

Планируемые результаты:

Обучающая(познавательная сфера)

-знать содержание терминов и понятий, обосновывать
историческое событие, хронологию

-классифицировать
и обобщать, объяснять связь событий, запоминать и определять термины

-расширить кругозор,
найти главное, оспорить заголовок, отсортировать информацию

Развивающая (Системно-деятельностная)

Умение :

-целеполагания,
включая постановку новых целей

-планирование пути
достижения целей

-самостоятельно
контролировать свое время , управлять им

-задавать вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером

-осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

-организовывать и
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять
способы взаимодействия, планировать общие способы работы

Воспитывающая (Личностная)

-познавательный
интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

-стремление к
самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

—понимание
значимости знаний, истории жизни людей, происходившие события

-осознание необходимости
знать историю Родины, воспитание патриотизма

Тип урока:________________________________________________________________________________

Этапы урока

деятельность

учителя

деятельность

обучающихся

1этап

орг.момент
(проверка готовности, приветствие обучающихся,отметка отсутствующих)

Приветствие учителя

актуализация
внимания обучающихся

( цель работы на
уроке)

слушают

2этап

Домашнее задание
(объяснение Д/з)

Слушают и
записывают

Инклюзивное
обучение (д/з) с объяснением

записывают

3этап

проверка
дом.задания  (исторический диктант, тест, фронт. опрос,перессказ, работа с
учебником д/и)___________________________________________________________

4этап

Выполнение упражнений

Физминутка

5этап

Закрепление: форма работы:   (исторический диктант,
тест, фронт. опрос,перессказ, работа с учебником
д/и)___________________________________

задание

6этап

Подведение итогов
урока  оценивание

рефлексия

План
урока

Дата________________

Тема:
_______________________________________________________________________

Цели урока:

Обучающая_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающая_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитывающая____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип урока:________________________________________________________________________________

Этапы урока

деятельность

учителя

деятельность

обучающихся

1

орг.момент

Приветствие учителя

актуализация
внимания обучающихся

( цель работы на
уроке)

слушают

2

Домашнее задание

Слушают и
записывают

3

Инклюзивное
обучение

4

проверка
дом.задания

5

Физминутка

Выполнение упражнений

5

закрепление

6

Подведение итогов
урока

Мнение по поводу
урока

План
урока

Дата____________

Тема:
_______________________________________________________________________

Цели урока:

Обучающая_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающая_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитывающая____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип урока:________________________________________________________________________________

деятельность

учителя

деятельность

обучающихся

Ход урока

орг.момент

Приветствие учителя

проверка готовности
учащихся к уроку

актуализация
внимания обучающихся

Сообщение темы
урока

домашнее задание

записывают

проверка
дом.задания

тест

исторический
диктант

вопросы

упражнения

новая тема

повторение

основные

понятия

даты

физминутка

Выполнение
упражнений

закрепление

вопросы

задания

Подведение итогов
урока

Мнение по поводу
урока

Выставление
оценок,рефлексия

План урока

Дата________________

Тема:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель:

Обучающая:____________________________________________________________________________                     
________________________________________________________________________________________    
________________________________________________________________________________________

Развивающая:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитательная:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Формы:_________________________________________________________________________________

Методы:________________________________________________________________________________

Тип урока:______________________________________________________________________________

Оборудование:__________________________________________________________________________

Ход урока

I .Организационный момент.     Приветствие учащихся.

                                                         
Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Проверка домашнего задания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Введение нового учебного материала______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V.Физминутка:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI.Закрепление__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII.Итоги урока, оценки, рефлексия______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII.Домашнее задания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План урока истории

Дата:_____________

Тема:
________________________________________________________________________________

Цель урока:  
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

термины и понятия:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Планируемые
результаты:

Обучающие(познавательная сфера)

Ученик  будет:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающие(системно-деятельностная
сфера)

Будет уметь:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитывающие(личностная
сфера)

Иметь:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип урока:
______________________________________________________________________________________

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.

момент

Проверка  готовности, приветствие
обучающихся,отметка отсутствующих

Приветствие учителя,

готовность  к уроку,проверяют наличие
принадлежностей к уроку.

Слушают учителя,

Актуализация

 внимания обучающихся

Сообщение плана работы на уроке, цель урока,
задачи, последовательность работы

Домашнее задание

Объяснение дом. задания

(дифференцированное)

Слушают и записывают

 Работа с дневником,задают вопросы по
домашнему заданию.                               

Проверка дом.задания 

Актуализация внимания:

        
Новая

        тема

      
Опорные

       знания

 

       Самостоя-

тельная

работа

Закрепление

Рефлексия

Подведение итогов урока 

Выставляют в дневник оценки за урок.

 Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Важным  подходом в обучении выступает  системно — деятельностный, т.е. учение, направленное на применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

 Актуально  создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Современная школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель — не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Сейчас  меняется подход к современному уроку. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Требования предъявляются к современному уроку:

правильно организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

в центре внимания урока — дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Структура современного урока:

Организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового учебного материала – активное целеполагание;

В качестве основного выступает этап, отвечающий главной обучающей цели данного урока;

Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока.

Типы и виды уроков истории по ФГОС ООО:

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

 современного урока:

Четкий алгоритм (последовательность этапов);

Необычное, нетрадиционное наполнение этапов;

Взаимосвязь первого (целевого) и завершающего (оценочного диагностического) этапов;

Деятельностный подход к организации работы учащихся на уроке.

 Построению совреного урока

1.Задачу построения многокомпонентного современного урока с диагностичными формулировками целей можно решить, используя современные образовательные технологии.

2. Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД может происходить при использовании приемов индивидуально-групповой и групповой форм обучения.

3. На уроке должно быть интересно.

4. Методические разработки «новых» уроков учителю целесообразно проводить в формате технологических карт.

Алгоритм проектирования

-четко определить и сформулировать для себя тему урока;

определить место темы в учебном курсе;

определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

Например, тема: «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов»

Урок по истории России в 8 классе. «Россия в XIX веке».

Урок «открытие нового знания».

Понятия: династический кризис; декабристы; 14 декабря 1925 г. – выступление на Сенатской площади; 29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

-Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока — зачем он вообще нужен?

Причем, перед учениками следует формулировать не цели урока, взятые из конспекта, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи, т.е. цели должны быть выражены в действиях учащихся: изучить, выяснить, доказать. Чтобы цель урока стала для учащихся личностно значимой, предлагаем детям самим формулировать цель урока.

Например, цель урока «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов» (для себя)

1.Образовательная: сформировать представление у обучающихся о роли и значении выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года 

2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.

3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.

(для учащихся)

— определить причины «междуцарствия»;

— выяснить, как скоропостижная кончина императора Александра 1 повлияла на планы декабристов;

-проследить, как планы заговорщиков были реализованы 14 дек. 1825 г.;

-определить причины восстания на юге России;

-сопоставить оценки современников, потомков выступления декабристо

-1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

  1. узнавание нового материала;

воспроизведение;

применение знаний в новой ситуации;

применение знаний в незнакомой ситуации;

творческий подход к знаниям.

Например, на этапе постановка проблемы

Прежде чем мы начнем  изучение новой темы, я хочу зачитать 2 высказывания известных людей:

«… Люди 14 декабря, фаланга героев… Это какие то  богатыри, кованные  из чистой стали с головы до ног, воины – сподвижники, вышедшие  сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни  молодое поколение…» (А. Герцен)

«Горсть дерзких злодеев и ослепленных юношей замыслили приобщить и нашу девственную нацию к ужасам и морали растленного Запада». (М. Корф)
Сегодня на уроке я вам предлагаю через призму исторических событий взглянуть на само восстание декабристов, на их поведение во время восстания и после него и решить проблему Декабристы – преступники или герои?

-Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.

Например:

Этап

УУД

1.Оргмомент.

Коммуникативные.

2.Актуализация знаний.

Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.

Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.

3.Постановка проблемы.

Регулятивные: определять цель, проблему.

Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования.

Коммуникативные:

планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны.

4.Открытие новых знаний.

Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.

5.Первичное закрепление знаний.

Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.

Познавательные: включают способность решения задач, тестов.

6.Информация о домашнем

задании.

Коммуникативные: умение принимать решение.

Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания.

7.Рефлексия.

Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

-Разработать структуру урока. Например, структура данного урока «открытие нового знания» имеет следующие этапы: оргмомент, актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний, первичное закрепление знаний, информация о домашнем задании, рефлексия.

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

что контролировать;

как контролировать;

как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Например, на данном уроке учащиеся заполняют анкету.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u168570/t1508786774aa.png

Седьмое:

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Например, на выбор: вопросы и задания к документам

 Эссе «Как могло пойти развитие России, если бы декабристы победи

—Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Модель современного урока предполагает нетрадиционное наполнение этапов урока, особенно это касается этапа усвоения нового материала. В 5 классе я проводила урок-путешествие по теме «В городе богини Афины», в 6 классе интегрированный урок обществознания и технологии «Труд и творчество» вместе с учителем технологии.

Как составить урок по истории

История — это один из базовых предметов в школе. Тщательное ее изучение гарантирует отличное понимание учениками политической. экономической и общественной обстановки, в которой они живут. Однако для учителей именно этот пункт и является очень сложным. Ведь для того, чтобы дети лучше понимали историю, урок нужно должным образом составить, структурировать и разработать.

Как составить урок по истории

Инструкция

Для начала составьте план-конспект вашего занятия. Он должен включать в себя краткое содержание темы, опираться на результаты предыдущего занятия и учитывать степень подготовленности аудитории. Не забудьте также определить для конспекта и то, насколько сложна данная тема для восприятия. Возможно какому-то событию необходимо уделить больше внимания и рассказывать, а также изучать его в течение нескольких уроков. Также опишите в вашем плане и место проведения занятия. Возможно, это будет не просто лекция в классе, а какой-либо поход в музей или исторические усадьбы.

Обязательно распишите ваш план поминутно и по пунктам. Как правило, в структуру урока входят следующие параметры: организационные моменты, проверка домашнего задания (если таковое имелось), контроль подготовки к усвоению материала нового урока, непосредственно восприятие новых знаний, закрепление пройденного материала, пункты по обобщению и систематизации новых знаний, а также сообщение информации о новом домашнем задании.

Для своего удобства вы можете каждый пункт дополнить подробными комментариями. Например, необходимо сделать то-то и то-то для активизации умственной деятельности учащихся или для того, чтобы у детей было больше мотивации получать новые знания. Если предполагается проведение опытов или каких-то театрализованных действий (например, разыгрывание исторических сценок), то это тоже нужно отметить в плане урока.

Также подробно распишите в своем плане-конспекте, какие учебники и методические пособия вы хотите использовать для вашего урока. Оформляйте их, как и положено прописывать список литературы. Это поможет вам лично систематизировать свою работу и облегчить себе труд.

Конечно же учитывайте и современные требования к проведению урока. Занятие должно быть эмоциональным и воспитывать потребность в знаниях. Четко соблюдайте темпоритм урока — так будет удобно и интересно и самим ученикам, и непосредственно учителю. Контакт, контакт и еще раз контакт — вот то, чего вы должны достичь со своими учениками. Создавайте на уроке дружественную и теплую атмосферу. Доказано: в такой обстановке дети лучше усваивают материал. Не забывайте, что большую часть урока все-таки должны работать ученики, а не учитель. При этом задача педагога — правильно организовать данный момент.

Ну и не забудьте в конце своего плана-конспекта поставить подпись. Потому что только так будет понятно, чье это авторство, и кто несет за него ответственность.

Видео по теме

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

11

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования

Республики Татарстан»

Кафедра современных образовательных технологий

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

в соответствии с ФГОС ООО по истории России

в условиях включения историко-культурного стандарта

Выполнила слушатель группы №1:

Ильдирякова Ирина Афанасьевна

Куратор:

Сафронова Ирина Викторовна

Казань, 2016

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

в соответствии с ФГОС ООО по истории России

в условиях включения историко-культурного стандарта

Автор-составитель:

Ильдирякова Ирина Афанасьевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Елаурская СОШ» НМР

Предмет: история (история России)

Класс: 6 (шестой)

Дата проведения: по календарно-тематическому планированию

Урок № 50 (§18): «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2012

Цель урока: Формирование представления о Москве, как о центре борьбы с ордынским владычеством, и выявление значения Куликовской битвы в русской истории.

Задачи:

обучающие:

  • ознакомить учащихся с новым знанием о жизни и быте в XIV в., расширить их представления о том, как укрепились позиции Московского княжества при Дмитрии Донском, о том, как проходила Куликовская битва и каково ее значение в русской истории;

  • научить учащихся работать индивидуально и в группе, способствовать умению анализировать и оценивать результаты собственной деятельности;

  • сформировать умение применять полученные знания при решении повседневных жизненных задач

развивающие:

  • развивать умение находить нужную информацию, работать с новым материалом и выбирать главное, необходимое для работы;

  • развивать умение сравнивать и систематизировать знания;

  • развивать умение самостоятельно делать выводы;

  • продолжать развивать навык составления конспекта и плана текста

воспитательные:

  • выявить значение Куликовской битвы в русской истории, в том числе и на эмоционально-чувственном уровне;

  • продолжить развитие познавательного интереса к предмету;

  • воспитание чувства любви к Родине, готовность к защите своего Отечества;

  • способствовать формированию у учащихся чувства ответственности и деликатного отношения к одноклассникам.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, самостоятельная работа (самостоятельное изучение нового материала), работа в группах, письменная работа на листах.

Необходимое техническое оборудование: компьютерное рабочее место учителя (экран и мультимедийный проектор)

Особенность:

Включена межпредметная интеграция – синтез фактов, понятий, принципов (история, литература, культура)

Структура и ход урока

Этап. Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Компетенции

УУД

Контроль. Оценки. Отметки

Желаемый результат

I этап

Организация

Включить обучающихся в учебный процесс (учебную деятельность). Мотивация

2м.

  • Приветствие.

  • Вопросы: «Ребята, а кто из вас был Москве? Где именно вы были? Что делали там, что видели?»

  • На экране появляется картинка «Москва 14 века». И следует вопрос: «Есть ли связь между тем, что вы видели в Москве и этой картинкой?»

Оживление, проявление интереса. Высказывания, ответы на вопросы.

Высказывания собственных мыслей

Л – я на уроке истории, чтобы….(ценностно-смысловую ориентацию учащихся)

К – минианализ

Без оценок

Максимальное включение обучающихся в учебный процесс

II этап

Постановка цели и задач. Мотивация

4м.

Выносится проблема, которая выводит на самостоятельное темообразование урока обучающимися (возможна любая форма)

Мотивация к изучению материала.

Демонстрация ЗУН по предыдущим темам

Вопрос:

  • Как вы думаете, ребята, о чем будет наш урок?

Вспомним:

  • о борьбе Москвы и Твери;

  • какие территории присоединились к Москве в годы правления Ивана Калиты?

  • каковы были отношения между Русью и Ордой, и какова роль в этих отношениях русской православной церкви?

Слайд-эпитет (подсказка)

Н. Кончаловская

«Шли годы. И с Москвою во главе Неспешно, потихоньку, понемногу.

Из множества разрозненных земель Единое слагалось государство,

Как из перстов слагается кулак!»

Для мотивации можно использовать другой прием: «Домысливание».

Например: «Предлагаю тему урока и слова «помощники».

С помощью слов-«помощников» сформулируйте цели урока:

Выясним_____________________

Узнаем ______________________

Научимся ____________________

Проверим ____________________

Вспоминают. Отвечают, дополняют. Анализируют, формулируют цели, вопросы по поводу темы и цели урока.

Примерные варианты, к которым должны придти обучающиеся:

  • Москва – центр всех русских княжеств;

  • Москва – сильный центр всего государства;

  • Москва не желает мириться с Ордынским игом и его владычеством

П – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при опросе

Контроль временных рамок урока

  • Определить тему и цель урока;

  • уметь вести дискуссию;

  • уметь анализировать;

  • уметь выступать;

  • уметь доказывать и отстаивать свою позицию;

  • уметь ставить цели и планировать свою учебную деятельность.

III этап

Погружение в новые знания

18 мин.

Обучающиеся получают задание для самостоятельного погружения в новый изучаемый материал.

(метод экспресс-анализа текста)

Учащимся предлагается разделиться на 4 группы (в малокомплектных классах – на 2 группы) и сформировать органы управления и действий.

(в любой форме как устно, так возможно и зафиксировать в заранее приготовленных карточках).

Каждой группе предлагается изучить § 18. А по 1 блоку составить выступление в 1 минуту в любой форме: сообщение, мини-доклад и т.д.

Делятся на группы. Каждая группа формирует свои органы управления и действий:

  • Спикер З. (отвечает за знания «это уже знали»)

  • Зам Н. (новый материал «это мы не знали»)

  • Зам Ц. (ценная информация)

  • Зам Т. (тревога, страх)

(в малокомплектных классах по 2 должности на группу).

Изучают §18, выделяют свой блок, составляют по нему конспект, простой или сложный план, а так же готовят выступление на 1 минуту.

У-П – познание нового

К – работа в группах

Л – проявление лидерских качеств

И – извлечение нужной информации

Р – способность оценивать качество сделанного

  • Составление плана-конспекта.

  • Самоподготовка к выступлению.

  • Самооценка, оценка выступления других команд

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Продолжать формировать и развивать навыки работы в группе, навыков высказывать свое мнение и защищать его.

Приучать быть способным учувствовать в диалоге, сотрудничать с другими.

IV этап

Усвоение новых знаний

8 мин.

«Проба пера»: самостоятельно составить вопросы к §18 и ответить на них.

Учитель предлагает вынести ключевые слова на экран (возможно, их обговорить с детьми, а затем показать заранее готовый слайд):

Москва, центр, сила, княжество и т.д.)

Предлагается самостоятельно составить вопросы к §18 и ответить на них

КОЗ (компетентностно — ориентированные задания):

обучающиеся самостоятельно составляют вопросы.

Например:

  • Могла ли Москва претендовать на княжеское первенство?

  • Каково отношение к Москве других княжеств?

  • Как удалось Москве стать первой среди других княжеств?

  • Каково значение Куликовской битвы? И др.

Перекрестные ответы

У-П (установление причинно-следственных связей), анализ и переработка изученного материала

К – диалог

Координация, корректировка своих предложений вопросов и ответов.

Уметь ориентироваться в

в содержании предмета и параграфа, правильно использовать информацию.

Навыки речевой и ораторской деятельности

V этап

Оценочный.

Рефлексия

8 мин.

Выявление, как обучающиеся относятся к новым знаниям, и как оценивают свою деятельность и деятельность товарищей

Обучающимся предложены вопросы на слайде:

— Давайте вспомним цели и задачи урока, удалось ли нам достичь их? Если нет- почему, если да -то как.

— Что было трудно и удалось ли преодолеть эти трудности?

— Чему научились лучше всего?

— Сохранили ли народы России сегодня любовь к Родине и стремление ее защищать?

Домашнее задание носит рекомендательный характер – прочитать еще раз §18, изучить конспект, вставить пропущенные слова в текст: «Что рассказала карта?»

Учитель: Урок окончен. Выставите оценки себе и друзьям на стенде или слайде

(см. приложение)

Дети отвечают на предложенные вопросы.

Самостоятельно определяют, подходит ли им такое домашнее задание, могут предложить другую форму (если так произойдет, нужно прислушаться к решению обучающихся и даже, возможно, принять их решение)

У-П – соотношение цели и задач

Л – личностное осмысление, эмоции, собственная позиция

К – диалоговые приемы

Р — оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Самооценка и оценка других на стенде (см. приложение)

  • Уметь систематизировать знания;

соотносить цели с результатом;

  • формировать собственное представление;

  • анализ, самоанализ и оценка

Карточка для экспресс-анализа текста

Органы управления и действий:

Спикер З (отвечает за знания «это мы уже знали») ____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зам Н (новый материал «это мы еще не знали»)_____________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зам Ц (ценная информация)_________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зам Т (тревога, страх)_______________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прием рефлексии «Незаконченное предложение»:

1. Этот отрывок повествует о: ____________________________________________________________________________________________

2. Главными идеями являются: ______________________________________________________________________________________________

3. Читая, я соглашаюсь с: __________________________________________________________________________________________________

4. Читая, я не соглашаюсь с: ________________________________________________________________________________________________

5. Два вопроса к тексту, которые мне хочется обсудить:

  1. _____________________________________________________________________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________________________________________________________________

Этот этап можно провести в виде упражнения «ПЛЮС И МИНУС = ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!»

 Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным Или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

СТЕНД или СЛАЙД:

ОТМЕТКИ. ОЦЕНКИ. РЕФЛЕКСИЯ

Ф.И.О. обучающегося

Отметка учителя

5, 4, 3, 2, 1

Отметка самого обучающегося

5-4-3-2-1

Оценка учителя и всех обучающихся «+» или «-»

П – я все понял

Н – ничего не понял

С- понял многое, но есть вопросы требующие дополнительных знаний

Смайлики

Алексеева Анна

Галеев Денис

Дмитриева Вероника

Охотникова Алина

Охотников Кирилл

Тумакова Ксения

Юринкин Даниил

Дополнительный материал к теме урока

(можно использовать на мероприятиях воспитательного характера)

Вступление учителя. Сегодня у нас урок не совсем обычный – литературно-исторический. Мы не только поговорим о создании Москвы и Московского княжества, но и вспомним строки выдающихся поэтов о Москве и образ Москвы в изобразительном искусстве.

Далее: выступления учащихся:

  • рассказы о Москве и чтение отрывков из стихотворения о Москве, сопровождающиеся показом репродукции картин А.Васнецова.

В поэме Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” есть такие строки:

Москва, как много в этом звуке
Для сердца русского случилось!
Как много в нем отозвалось!”.

Сейчас уже трудно представить себе, что когда-то Москва была маленькой крепостью на окраине огромного Владимиро-Суздальского княжества, а нынешние Суздаль и Владимир были столицами. Титул столицы у Москвы оспаривали Тверь и Рязань. Но Москва возвысилась и окрепла, собрала вокруг себя древние русские земли и стала столицей нового государства – Московской Руси.

Так же трудно представить, что когда-то наш край – Северо-Восточная Русь – считался незавидным и доставался младшим детям Великих киевских князей. Вот так и попал сюда Владимир Мономах, а затем прислал сюда одного из младших сыновей – Юрия Долгорукого, прислал во Владимир – о Москве ещё речи не было.

Однажды Юрий Долгорукий написал своему другу и союзнику – черниговскому князю Святославу: «Приди ко мне, брате, в Москов». 4 апреля 1147 года они встретились в Москве, и это событие попало в летопись. Так Москва впервые упомянута в историческом источнике. А в нашей стране по традиции годом основания города считается первое упоминание о нём.

Много было потом событий, сгорела Москва во время татаро-монгольского нашествия, отстраивалась, как и другие города. Но продолжала быть маленькой крепостью, пока Москве не повезло. А повезло ей с первыми, уже московскими князьями. Опять-таки как независимый город досталась она младшему сыну знаменитого Александра Невского Даниилу Александровичу. Произошло это в середине 13 века. Москва стала удельным княжеством, а Даниил Александрович – первым московским удельным князем, так что в Москве появилась своя династия.

Уже при первых князьях Московское княжество вырастает в несколько раз: землю будут завоёвывать, покупать, получать в наследство. Уже второй московский князь – Юрий Данилович – вступил в борьбу за ярлык на великое княжение и получил его. Особенно известен князь Иван Калита, который уговорил главу церкви – митрополита Петра – переехать в Москву. Именно Ивану Калите золотоордынский хан поручил собирать дань для Орды (ходили слухи, что часть денег Калита оставлял в Москве, и она богатела и росла). Теперь не Владимир, а Москва становится столицей.

Лермонтов: поэма “Сашка”:

Москва, Москва! Люблю тебя как сын,
Как русский – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль – зубчатый, безмятежный.
Ты жив! Ты жил, и каждый камень твой – 
Заветное преданье поколений.

Но признанным центром русских земель Москва стала при Дмитрии Донском. Именно из Москвы шли полки на Куликово поле, где в 1380 году впервые были разбиты татаро-монголы. Москва стала центром борьбы с игом. Ровно через сто лет – в 1480 году Московский Великий государь Иван Третий положил конец ордынскому владычеству.

Стихотворение Аксакова “Москва”:

Столица древняя, родная – 
Её ль не ведает страна?
Её назвать – и Русь святая
С ней вместе разом названа.
За Русь не раз она горела,
Встречая полчища племён;
За Русь не раз она терпела
И поношение, и плен.
Но в страх врагам, но в радость краю,
Она, великая, жива,
И старый клич я подымаю:
Да вечно здравствует Москва!

Действительно, повезло Москве с князьями. Но были и другие причины возвышения Москвы:

  • выгодное географическое положение: реки, по которым плавали купеческие корабли, леса и болота, которые давали безопасность;

  • поддержка церкви, которая всегда одобряла политику московских князей по объединению страны;

  • даже поддержка Орды, с которой всегда умели ладить московские князья, пока не окрепли и тогда уже возглавили борьбу с Ордой.

Стихотворение Брюсова о Москве:

Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!
Здесь Иван Васильич Третий
Иго рабства раздробил
Здесь, за длинный ряд столетий,
Был источник наших сил
Здесь нашла свою препону
Поляков надменных рать,
Здесь пришлось Наполеону
Зыбкость счастья разгадать.
Здесь как было, так и ныне – 
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят её святыни,
За кремлёвскою стеной.
Расширяясь, возрастая,
Вся во дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На семи своих холмах.

Москва навсегда стала центром России. Даже когда Пётр Первый перенёс столицу в Петербург, Москва всё равно оставалась её сердцем. Её называют матушкой-Москвой, златоглавой, белокаменной. Ей посвящали стихи лучшие поэты, писали картины о Москве лучшие художники. Много стихов мы сегодня вспомнили, послушаем стихотворение Марины Цветаевой.

У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звенят,
И гробницы, в ряд, у меня стоят —
Там царицы спят и цари.
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Легче дышится – чем на всей земле,
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Я молюсь тебе – до зари!

Конспект урока по истории

Раздел: История России

Тема : Великая Отечественная война

Класс:6

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: 

Образовательная обеспечить в ходе урока изучение и успешное освоение нового материала,

Развивающая: развитие мышления, познавательного интереса, способностей, умений и навыков;

Воспитательная: формирование мировоззренческой позиции учащихся ; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активная жизненная позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний о ВОВ, героизме и мужестве русского народа;

  • воспитание чувства патриотизма и преданности своей Родине;

  • развивать интерес к настоящему и будущему своей страны, формирование исторической памяти, а также развивать умение анализировать и делать выводы в процессе обучения.

  • формирование у учащихся целостного представления о Великой Отечественной войне.

Оборудование: учебник, карта, ноутбук, презентация, оформление доски,

Методы обучения: словесный, иллюстративно-наглядный, проблемно-поисковый, работа в группах.

Литература: Учебник по Истории России С.В. Перевезенцев и Т.В. Перевезенцев

План урока:

Организационная часть 

Сообщение новых знаний 

20

Практическая работа учащихся 

10 

Сообщение задания на дом

Завершение урока 

40

Ход урока:

  1. Организационная часть

Учитель приветствует учеников, ученики также здороваются с педагогом.

  1. Сообщение новых знаний

Слова учителя.

Сегодня мы изучаем очень важную и страшную страницу истории нашей Родины – это Вов. Эта война вошла в каждый дом, в каждую советскую семью. У каждого из нас есть прабабушки, прадедушки, который воевали на этой войне. Каждый из них сделал свой весомый вклад в общую победу: кто на фронте, а кто в тылу. Наверняка вы уже что то слышали о Вов от своих родственников, но сегодня мы попытаемся более подробно разобраться в этом вопросе. (Слайд 1).

Вопрос: Что обозначает термин война? (Слайд 2)

Ответ детей:

  • это борьба народов за что – то

  • это голод, кровь, смерть близких людей, бомбежки

  • это боль, страдания людей и слезы детей

Что обозначает термин Великая Отечественная война? 

Ответ детей:

  • Это война СССР с Германией

  • Это борьба советского народа против фашизма

  • Это испытание русских людей на стойкость

  • Это проявление героизма людей

Слова учителя.

22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, обрушилась всей мощью на советскую землю. На рассвете 22 июня тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики — так началась Великая Отечественная война советского народа. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года. Голосом победы стал голос нашего земляка Юрия Борисовича Левитана. Именно Левитан сообщал всю информацию о ходе сражений, поступающую круглосуточно от советского информационного бюро. В течение долгих пяти лет он работал фактически без отдыха – с ним просыпались и засыпали жители Советского Союза. В голос Юрия Борисовича вслушивались солдаты на фронте, работники тыла и эвакуированные люди, люди в оккупированных городах. В 1945 году именно Левитан сообщил о долгожданной победе над врагом. (Слайд 3)

Слова учителя. (Слайд 4)

Гитлером был разработан особый план по захвату Советского Союза и сейчас мы сможем его увидеть. Учитель просит обучающихся посмотреть на карту «Нападение Германии на СССР». Посмотрите внимательно на карту и попробуйте догадаться какие планы строил Гитлер?

Ответы учеников:

  • Гитлер хотел захватить Ленинград и города Прибалтики

  • Он планировал завладеть Москвой, потому что это столица СССР

  • Гитлер шел в трех направлениях: на север, на юг и в центр.

Слова учителя.

По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала. Конечной целью войны было уничтожение Советского Союза как государства, превращение захваченных территорий в колонии. Вся территория вплоть до Урала подлежала заселению немцами. Особое место занимал план «Ост», согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120 – 140 миллионов человек. К границам СССР были стянуты отборные немецкие войска, получившие богатый боевой опыт ведения войны, имевшие на вооружении первоклассную по тем временам технику.

Фашистская Германия выдвинула против СССР мощную армию в количестве 5,5 млн. солдат, сведенных в 190 дивизий, вооруженная 4 тысячами танков и 5 тысячами самолетов. Советские войска, находившиеся в приграничных районах, обладали немалой силой: 170 дивизий, численность которых составляла 2,9 млн. человек, по 1,5 тысячи танков и самолетов. Дислокация советских войск страдала многими недостатками. Лишь 48 дивизий находились на расстоянии 10 -15 км от границы, остальные были удалены от нее на 80 -300 км, многие танковые корпуса не были полностью укомплектованы, большинство командиров не обладали навыками ведения современной войны «моторов».

Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.

В 1941 году Сталин направил Гитлеру конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи советских границ. В ответ Гитлер заверил Сталина честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападения на СССР.

Далее преподаватель рассказывает об основных сражениях 1941-1945 гг. (Слайд 5)

1. Московская битва (1941 — 1942 гг.)

В начале сентября 1941 года немецкое командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы. Замысел операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга с целью ее захвата. Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун».

Генеральное наступление немецких войск началось 30 сентября 1941 года, и к 7 октября им удалось окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две – южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Окруженные советские армии в течение двух недель в упорных боях сковывали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась Можайская линия обороны, срочно подтягивались резервные войска. С Ленинградского фронта был отозван Георгий Жуков, который 10 октября вступил в командование Западным фронтом.

Несмотря на большие потери, немцы продолжали рваться к Москве. Они захватили Калинин, Можайск, Малоярославец. В середине октября началась эвакуация из Москвы правительственных учреждений, дипломатического корпуса, промышленных предприятий, населения. Спешка при проведении эвакуации породила неразбериху и панику. По Москве поползли слухи о планируемой сдаче города немцам. Это вынудило Государственный комитет обороны ввести в Москве с 20 октября осадное положение.

К началу ноября защитникам города удалось остановить наступление врага, а 5 декабря советские войска, отразив еще ряд атак, перешли в наступление. На полях Подмосковья Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне, был развеян миф о непобедимости ее армии. Немцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники.

2. Сталинградская битва (1942 — 1943 гг.)

Ободренное успехами под Москвой советское руководство попыталось перехватить стратегическую инициативу и в мае 1942-го бросило крупные силы в наступление под Харьковом. Для вермахта эта операция стала полной неожиданностью, и в первое время советское наступление было серьезной угрозой для немецкой группы армий «Юг».

Военачальники Германии, впрочем, продемонстрировали, что способны в критических ситуациях принимать смелые решения, и благодаря концентрации войск на узком участке фронта смогли прорвать советскую оборону, взять наступающую группировку в «котел» и разгромить ее. «Харьковская катастрофа» стала серьезным ударом по моральному духу армии СССР, но худшим последствием было то, что дорога на Кавказ и волжское направление больше никем не прикрывалась.

В мае 1942 года фюрер Третьего рейха Адольф Гитлер лично вмешался в стратегическое планирование и приказал разделить группу армий «Юг» на две группировки. Одна из них должна была продолжить наступление на северный Кавказ, а группа «Б», включающая 6-ю армию Паулюса и 4-ю танковую армию Гота, должна была двигаться на восток по направлению к Волге и Сталинграду.

Овладение Сталинградом было очень важным для Гитлера по нескольким причинам. Это был крупный индустриальный город на берегу Волги, по которой и вдоль которой пролегали стратегически важные транспортные маршруты, соединявшие Центр России с Южными регионами СССР. Захват Сталинграда позволил бы гитлеровцам перерезать жизненно необходимые для СССР водные и сухопутные коммуникации, надежно прикрыть левый фланг наступающих на Кавказ немецких войск и создать серьезные проблемы со снабжением противостоявшим им частям Красной Армии. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина – идеологического врага Гитлера, – делал захват города выигрышным идеологическим и пропагандистским ходом.

Однако защитникам Сталинграда удалось не только отстоять свой город, но и окружить, а затем и уничтожить армию врага вместе со спешащими ей на помощь соединениями.

Только с 10 января по 2 февраля 1943 года было взято в плен свыше 91 тысячи человек, в том числе две с половиной тысячи офицеров и 24 генерала. Всего за время Сталинградской битвы противник потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около полутора миллиона человек – четвертую часть своих сил, действовавших на советско-германском фронте.

Победа советских войск в Сталинградской битве имела огромное политическое и международное значение, она оказала значительное влияние на развитие Движения Сопротивления на территории европейских государств, оккупированных фашистскими захватчиками. В результате битвы советские вооруженные силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.

3. Курская битва (1943 г.)

Успехи, достигнутые под Сталинградом, были закреплены летом того же года.

В ходе зимнего наступления Красной Армии и последовавшего контрнаступления вермахта на Восточной Украине в центре советско-германского фронта образовался выступ глубиной до 150 и шириной до 200 километров, обращенный в западную сторону – так называемая «Курская дуга». Германское командование, теша себя надеждой вернуть стратегическую инициативу, приняло решение провести стратегическую операцию на Курском выступе. Для этого была разработана и утверждена военная операция под кодовым названием «Цитадель». Имея сведения о подготовке войск врага к наступлению, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение временно перейти к обороне на Курской дуге и в ходе оборонительного сражения обескровить ударные группировки врага и этим создать благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление, а затем в общее стратегическое наступление. Для проведения операции «Цитадель» германское командование сосредоточило на узком участке около 70% танковых, до 30% моторизованных и более 20% пехотных дивизий, а также свыше 65% всех боевых самолетов, действовавших на советско-германском фронте.

5 июля 1943 года немецкие ударные группировки по плану операции начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода, а 12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка в 56 километрах к северу от Белгорода произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны. С обеих сторон в сражении принимали участие до 1200 танков и самоходных установок. Ожесточенное сражение длилось весь день, к вечеру танковые экипажи вместе с пехотой дрались врукопашную.

Несмотря на массовость наступления, советским войскам удалось остановить продвижение врага вглубь Курского выступа, а всего сутки спустя войсками Брянского, Центрального и Западного фронтов было организовано контрнаступление. К 18 июля советская армия полностью ликвидировала клин противника на Курском направлении, чуть позже в сражение были введены войска Степного фронта, которые начали преследование отступавшего противника.

Развивая наступление, советские сухопутные войска, поддержанные с воздуха ударами сил двух воздушных армий, а также авиацией дальнего действия, отбросили противника на запад, освободили Орел, Белгород и Харьков.

По данным советских источников, вермахт потерял в Курской битве свыше 500 тысяч солдат и офицеров, 1,5 тысячи танков, более 3,7 тысячи самолетов, три тысячи орудий. Потери советских войск были еще страшней. 863 тысячи человек не вернулись из боя, а бронетанковый парк оскудел на шесть тысяч машин.

Однако демографические ресурсы СССР были куда выше немецких, поэтому Курская битва более тяжело обошлась именно захватчикам. Соотношение сил на фронте резко изменилось в пользу Красной Армии, что обеспечило ей благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления. Весь мир осознал, что поражение фашистской Германии – это вопрос времени.

4. Берлинская операция (1945 г.)

Одна из последних стратегических операций советских войск на европейском театре военных действий, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе. Операция продолжалась 23 дня – с 16 апреля по 8 мая 1945 года, в течение которых советские войска продвинулись на запад на расстояние от 100 до 220 км.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны у мирового сообщества уже не было сомнений, что антигитлеровская коалиция одержит победу в затянувшейся войне. Однако руководство Германии до последнего надеялось смягчить последствия войны. В частности, немцы хотели заключить сепаратный мир с Великобританией и США, а затем, оставшись с Советским Союзом один на один, постепенно восстановить стратегическое равенство.

Потому от советского командования потребовались быстрые и смелые решения, направленные на скорейшее завершение войны. Необходимо было подготовить и провести операцию по разгрому группировки немецких войск на берлинском направлении, захвату Берлина и выходу к реке Эльба на соединение с войсками союзников. Успешное выполнение этой стратегической задачи позволяло сорвать планы гитлеровского руководства.

Для проведения операции привлекались войска трех фронтов: 2-го Белорусского под руководством маршала Рокоссовского, 1-го Белорусского (маршал Г. К. Жуков) и 1-го Украинского (маршал И. С. Конев). Всего в составе наступавших войск было до 2,5 млн солдат и офицеров, 41 600 орудий и минометов, 6250 танков и самоходных артиллерийских установок, 7500 самолетов, а также часть сил Балтийского флота и Днепровской военной флотилии.

По характеру выполняемых задач и результатам Берлинская операция делилась на три этапа. Сначала был прорван одерско-нейсенский рубеж обороны противника, затем войска противника были окружены и расчленены.

30 апреля 1945 в 21:30 части 150-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора В. М. Шатилова и 171-й стрелковой дивизии под командованием полковника А. И. Негоды штурмом овладели основной частью здания Рейхстага. Оставшиеся гитлеровские части оказывали упорное сопротивление. Драться приходилось за каждое помещение. Ранним утром 1 мая над Рейхстагом был поднят штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, однако бой за Рейхстаг продолжался еще весь день, и только в ночь на 2 мая гарнизон Рейхстага капитулировал.

1 мая в руках немцев остались только район Тиргартен и правительственный квартал. Здесь располагалась имперская канцелярия, во дворе которой находился бункер ставки Гитлера. В ночь на 1 мая по предварительной договоренности в штаб 8-й гвардейской армии прибыл начальник генерального штаба немецких сухопутных войск генерал Кребс. Он сообщил командующему армией генералу В. И. Чуйкову о самоубийстве Гитлера и о предложении нового правительства Германии заключить перемирие. Однако правительство Германии отклонило требование о безоговорочной капитуляции, и советские войска с новой силой возобновили штурм.

В первом часу ночи 2 мая радиостанциями 1-го Белорусского фронта было получено сообщение на русском языке: «Просим прекратить огонь. Высылаем парламентеров на Потсдамский мост». Прибывший в назначенное место немецкий офицер от имени командующего обороной Берлина генерала Вейдлинга сообщил о готовности берлинского гарнизона прекратить сопротивление. В 6 утра 2 мая генерал артиллерии Вейдлинг в сопровождении трех немецких генералов перешел линию фронта и сдался в плен. Через час, находясь в штабе 8-й гвардейской армии, он написал приказ о капитуляции, который был размножен и при помощи громкоговорящих установок и радио доведен до частей противника, обороняющихся в центре Берлина. По мере доведения этого приказа до обороняющихся сопротивление в городе прекращалось. К концу дня войска 8-й гвардейской армии очистили от противника центральную часть города. Отдельные части, не пожелавшие сдаваться в плен, пытались прорваться на запад, но были уничтожены или рассеяны.

В ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции Германии. Так Великая Отечественная война подошла к концу. (Слайд 6)

Рассказ учителя о подвигах детей во время войны. (Слайд 7,8)

На слайде 9 преподаватель демонстрирует плакаты военных лет и объясняет их назначение.

Далее учитель говорит о поэзии, которая отразила нелегкие военные годы.

  1. Практическая часть

На слайде 10 демонстрирует пример (возможно, прочтение стихов на тему войны. По — желанию учеников)

Далее учитель предлагает ученикам посмотреть на слайд 11 и из своего личного опыта попытаться соединить кадры из фильмов и их названия.

  1. Сообщение задания на дом

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок. Прочитать параграф 7, ответить на вопросы после параграфа письменно.

  1. Завершение урока(Слайд 12)

Учитель, дав задание ученикам, завершает урок.

Список используемой литературы:

1. Бобылев, П.Н. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / П.Н. Бобылев, С.В. Липицкий, М.Е. Монин, и др.. — М.: Политиздат, 2011. — 430 c.

2. Бурляй, А.А. Великая отечественная война Советского Союза. Краткая история / ред. М.М. Минасян, А.А. Бурляй, Н.В. Крестникова, и др.. — М.: Воениздат; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 632 c.

3. Быков, Василь Владимирович Великая Отечественная война в русской литературе / Быков Василь Владимирович. — М.: АСТ, 2012. — 395 c.

4. Важнейшие операции великой отечественной войны 1941-1945 гг. / ред. П.А. Жилин. — М.: Воениздат, 2016. — 624 c.

5. Великая Отечественная Война Советского Союза. — М.: Воениздат, 2002. — 617 c.

6. Великая Отечественная Война. 1941-1945. В 4 книгах. Книга 3. Освобождение. — М.: Наука, 2009. — 560 c.

7. Великая Отечественная Война. 1941-1945. Словарь-справочник. — М.: Издательство политической литературы, 2013. — 528 c.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти ком порт в биосе
  • Прототип 2 как найти ланс бертрам
  • Как найти путь груза на пружине
  • Как найти аккаунт в баду
  • Как найти мутацию в гене