Как правильно составить план занятий для дошкольников

Муниципальное дошкольное учреждение Нерчинско-Заводский детский сад «Теремок»

Методические рекомендации

Требования к   плану — конспекту занятия, организованной

   образовательной деятельности по ФГОС ДО

Подготовила методист: Баранова Т.Ф

1 страница конспекта

Требования к   плану — конспекту занятия, организованной

   образовательной деятельности по ФГОС

1. Оформление титульного листа

Титульный лист 

Название учреждения (полностью, по уставу)

Конспект организованной образовательной деятельности

Тема: указать образовательная область

Группа, месяц число

Ф.И.О педагога должность (В правом нижнем углу)

Населенный пункт

 Год

2 страница конспекта

Тема ООД:

Классификация (Тип) ООД:

1. Занятия по сообщению новых знаний.

2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.

3. Занятия по обобщению и систематизации.

4. Итоговые.

 5. Учетно-проверочные.

Формы ООД:

Отдельного внимания заслуживают формы ООД в ДОУ по ФГОС, отличающиеся не только количественным составом участников, но и по характеру взаимодействия:

1. Индивидуальная, предусматривающая проведение педагогической работы с одним ребенком. Она не требует больших временных затрат, но характеризуется неэкономичностью распределения ресурсов, ограничивает возможность активного взаимодействия с другими малышами и может провоцировать эмоциональный дискомфорт.

2. Групповая (индивидуально-коллективная). Для ее реализации детей разделяют на подгруппы с учетом общности интересов или поставленных задач, при этом главной задачей воспитателя становится обеспечение их эффективного взаимодействия.

3. Фронтальная (работа со всей группой). Привлекательна единством содержания, четкостью организационной структуры, простотой управления, экономичностью распределения педагогических ресурсов, но не позволяет индивидуализировать обучение.

 Виды ООД в ДОУ по ФГОС

 Комбинированная: предусматривает объединение в один комплекс различных видов активности, не имеющих между собой обоснованных логических связей (лепка и подвижная игра). Целостность педагогического воздействия может достигаться за счет выбора единой темы.

Комплексная: организация различных видов деятельности, один из которых выделяется в качестве основного, а остальные — служат вспомогательными компонентами. Так, после беседы о правилах поведения в общественном транспорте воспитатель может предложить создать рисунки по теме.

Интегрированная: базируется на сочетании знаний из разных предметных областей для комплексного рассмотрения вопроса, например, знакомство с понятием «настроение» в ходе чтения литературного произведения, рассматривания иллюстраций, прослушивания музыки.

Цель:(Необходимо грамотно и четко составить цель, это главный компонент ООД). Организуя ООД с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта организованная образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей ОД (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

Цель – это образ желаемого результата.

Цель – намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.

Цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.

Алгоритм постановки цели:

1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.

2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.

3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).

4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной ООД.

5. Сформулируйте цель ООД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ООД. То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задачи: Задача ООД триедина: 

И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности. То есть, если педагог написал задачу в конспекте ООД, то он должен ее решить в процессе ООД. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит. В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д. Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие). Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время ООД

Предварительная работа:

 При планировании занятий педагог определяет, какая предварительная работа должна быть проведена с детьми- наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п. Для уточнения представлений детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры, в процессе которых ребенок осваивает форму, цвет, объем. В старших группах детям можно поручить провести наблюдение самостоятельно, например, при подготовке к работе на тему «Дом, в котором я живу» педагог сообщает о том, что и как следует наблюдать. Предварительная беседа способствует более внимательному рассматриванию предмета, стремлению запомнить то, что надо будет нарисовать. Ребенок приучается продумывать содержание и последовательность предстоящей работы.

Словарь новых слов это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Методы обучения:

Метод — это способ достижения цели.

Обучение осуществляется различными методами, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определённых приёмов. 

Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группе – метод беседа включает в себя распространённые приёмы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми. Одни и те же приёмы могут входить в разные методы обучения. Например, приёмы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.

Выбор метода обучения зависит от цели и содержания ООД. При обучении рисованию, конструированию, пению ведущим методом станет упражнение, т.к. без этого нельзя научить рисовать, конструировать, петь. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Практические:

— опыт

— упражнение

экспериментирование

-моделирование

Наглядные:

— наблюдение

— демонстрация наглядных пособий

Словесные:

-рассказ педагога

-беседа

-чтение художественной литературы

Игровые:

-дидактическая игра

-воображаемая ситуация в развёрнутом виде 

Оборудование и материалы:

Для педагога:

Для детей:

Наглядные пособия:

Использование Т.С.О.

Список используемой литературы:

Структура ООД

I Вводная часть

Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной) части, которая длится 3-5 минут и включает в себя:

 — Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т.п.).

— Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)

— Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.

 — Сообщение цели занятия.

На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты;

очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме;

при оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой I начало первой части, полностью слова «вводная часть» и т.п., указывать не следует. Таким образом, цель данной части занятия – вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

II. Основная часть

Вторая часть – основная состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).

При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй части, полностью слова «основная часть».

 Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).

Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам,

По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.

 Так же одним из требований к занятию является степень активности детей – больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.

 Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов – в данном случае усвоенная ребенком информация будет более системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание артикуляции – смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха или вибрацию голосовых связок. Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми

III. Заключительная часть Третья часть – итоговая

Включает в себя:

 — Обобщение

 — вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя. «Что больше всего понравилось… Какое задание было самым трудным… В какую игру научим дома играть папу…, Что запомнилось,…, Что удивило…?) Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Восп: «какое задание мы выполняли первым?». Дети: «Мячик кидали…». Восп.: «Правильно, мячик кидали и вспоминали названия домашних животных».

 — Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и т.п.). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.

 — Создание благоприятного эмоционального состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения), вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством поручений, рекомендаций, советов.

 — Выход в другой вид деятельности. Например: «К нам сегодня приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала».

 При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т.п., указывать не следует.. После составления, исправления и проверки черновика конспекта занятия, оформляется чистовой вариант по нижеизложенной схеме. Особое внимание следует уделять аккуратности, наглядности, доступности оформления конспекта занятия. Обобщенная схема конспекта занятия 1. В конспекте используется шрифт – TimesNewRoman, шрифт 14

Ход ООД пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

В январе –феврале для детей дошкольных групп с 3 лет рекомендуется организовывать недельные каникулы (музыкальные развлечения , спортивные мероприятия, Художественно-эстетическая деятельность)

Приложение 1

Структура ООД

Первая мл.гр

Вторая мл.гр

Средняя группа

Старшая группа

Вводная часть

1мин

1.5мин

2мин

3мин

Основная часть

8мин

12.5

17мин

20мин

Итоговая (Заключительная )часть

1минут

1мин

1мин

2мин


Download Article


Download Article

Writing a preschool lesson plan takes time up front, but once you establish a template that works for you the process will become much easier. Thoughtfully created lesson plans will ensure children learn and have fun while meeting necessary learning benchmarks to prepare them for kindergarten. Preschool lesson planning is done in «big picture» and «small picture» segments. The «big picture» will help you make a cohesive plan for the entire semester or year. The «small picture» will help you make meaningful and engaging lessons within that broader plan.

Sample Lesson Plan

  1. Image titled 1485495 1

    1

    Assess your students’ skills. Before you start planning your lessons, establish your students’ skill sets in communication, language awareness and reading readiness, number awareness and math readiness, gross and fine motor skills, and social and emotional development. Every child learns and develops at a different pace, and that’s okay! Rather than forcing them to engage in easier or harder lessons, plan around their skills to encourage them to grow.[1]
    Here are some things to keep in mind:[2]

    • Design lesson plans by keeping in mind the specific user groups — Preschool lesson plans have to be specifically designed to give a proper look for each user groups.
    • In draft stage itself, lesson shall be shared with each staff members
    • Preschool children develop at different rates and have various levels of support in the home, so it should be no surprise that your students will likely display a wide variety of skills and readiness in various areas of development.
    • Major areas to assess before the start of a semester include: verbal skills, phonological awareness, number awareness, fine and motor skill development
    • The number of children you have and how much time you have for assessments will likely influence the type of assessment you conduct, but in general brief assessments (when you have 20 minutes per child or less) can be structured (at a desk with a teacher, using flashcards, using paper and pencil, etc.) while longer assessments should be more naturalistic (watching them at play centers, watching their interactions with peers, etc.). Young children don’t have the patience or ability to sit for prolonged assessments.
    • Various early childhood factors contribute to each child’s skills. For example, it is not unusual for some 4 year old children to not yet know their alphabets; although more rare, others might already read at a 2nd or 3rd grade level.
    • Identify students with delays, special needs, or giftedness. These students may require additional support throughout the semester, or additional effort to tailor lesson plans to their particular needs.
    • Under law, all students are guaranteed reasonable accommodation for disabilities and developmental delays. Students with developmental delays or disabilities (including autism and learning disabilities such as ADHD) should be referred for evaluation with the district coordinator, who will conduct a specialized assessment that takes all areas of development into account and can put together an Individualized Education Plan (IEP) to ensure that children receive the services they need to thrive in preschool. This process can vary by state, so check with your site coordinator.[3]
  2. Image titled 1485495 2

    2

    Create a calendar of the semester or school year. This can be done using a simple computer program, poster board, or even a notebook. By including start and end dates and holidays, you will get an overall picture of the plan for the preschool year.

    • Label breaks and holidays and number each week of instruction. These numbers will correspond to your plans.
    • Think about the big picture. What are the learning objectives for your students?

    Advertisement

  3. Image titled 1485495 3

    3

    Choose a theme for each month, and focus areas for each week. A theme is a broad category, which you can think of as an ongoing topic of discussion or emphasis. A focus area is a subcategory of that theme, or a more particular instance to draw the children’s attention to features of the theme.

    • For instance, the Mississippi State University Early Childhood program suggests monthly units such as «All About Me,» «The Community,» «Food,» «The Weather,» etc. These units would each have weekly a focus area. For example, if the month’s theme is «Food,» the weeks might be divided into the focus areas «Breakfasts,» «Lunches,» «Dinners,» and «Desserts.» The focus areas will be further developed in daily lessons (in this case, each day might be devoted to the mealtime cuisine of a separate culture).
    • Some teachers prefer to choose only a few themes and focus areas to begin with, and from there let the students’ interests guide the development of the rest of the semester’s themes.
  4. Image titled 1485495 4

    4

    Locate or write your class’s daily schedule. School day lengths vary for preschoolers, with some attending half days and some full days, so begin by writing out what time students arrive and leave and any other built-in daily activities (snack time, recess, lunch, etc.). This might look something like:

    • 8-8:10am: Arrival, pledge of allegiance, roll
    • 9-9:20am: Potty break, snack
    • 10-10:20am: Outdoor recess
    • 10:50: Gather backpacks and line up for home
  5. Image titled 1485495 5

    5

    Segment the rest of the day into subject areas. These are the areas on which you will focus your individual lessons and activities. Keeping them the same from day to day while changing up the particular activity can help students develop a routine, which helps them feel secure and confident that they know what to expect each day.

    • These might include oral language/sharing time, letter recognition/phonological awareness, fine motor centers, book time, number recognition and math readiness, small groups, etc.
    • Remember to focus on all major areas of early learning, including emotional, social, physical, and cognitive development. These are each significant in school readiness, the major goal of preschool curricula.
  6. Image titled 1485495 6

    6

    Arrange these subject areas in small blocks of time of about 10-20 minutes each, depending on the length of your school day. Preschoolers’ attention spans are short, so changing the activity regularly is a must.[4]
    This will ensure that the students are able to focus on the activity at hand and meet their learning objective, and it will also help to ward off behavioral problems that can result from boredom. At this point, your schedule may look something like this:

    • 8-8:10am: Arrival, pledge of allegiance, roll
    • 8:10-8:30: Community circle
    • 8:30-8:45: Phonological awareness
    • 8:45-9: Free play in centers OR art
    • 9-9:20: Potty break, snack
    • 9:20-9:40: Reader’s workshop
    • 9:40-10: Math
    • 10-10:20: Outdoor recess
    • 10:20-10:40: Vocabulary
    • 10:40-10:50: Community circle
    • 10:50: Gather backpacks and line up for home
  7. Image titled 1485495 7

    7

    Begin to fill in activities and lessons. Each activity or lesson should connect the theme, focus area, and subject area.

    • For instance, your theme for the month might be «All About Me» and your focus area for the week might be «My Family.»
    • In this case, sharing time in the community circle might involve stating who is in your family, math might involve writing the number of family members, and art might involve a family portrait made of dried noodles and beans.
  8. Advertisement

  1. Image titled 1485495 8

    1

    Identify your objective. The objective should target what you want your students to know or be able to do after a lesson plan has been implemented. Objectives can be skill-based, conceptual, or both.

    • Skill-based objectives require that your students learn to do something new. Examples include: Draw a triangle, button a shirt independently, spell their name.
    • Conceptual objectives require that your students understand a concept or grasp an idea. Examples include: Identify a triangle, describe the weather, share their feelings in circle time.
    • Some objectives combine skills and concepts, like sounding out a word, which requires students to understand the relationship between letters and sounds (a concept) and to put them together verbally into a word (a skill).
  2. Image titled 1485495 9

    2

    Consider the interests of your current students. Ask them about what they want to learn about, and keep an ongoing list to refer back to for ideas.[5]

    • Students of all ages learn best when they are engaged in the subject at hand. Some students, particularly those with attention or behavioral problems, benefit from lessons structured specifically around their areas of interest.[6]
    • Some common preschool interests include: animals, particularly baby animals; seasons and weather; dinosaurs; sea life; outer space; fairy tales; robots; dolls and domestic activities like cooking, cleaning, and keeping house.
    • Preschoolers also often have favorite pop culture figures and imaginary characters, and while these vary, you can get a good idea by asking your students who their favorite singers, cartoon characters, or video game characters are, or by paying attention to who is on their backpack or character apparel.
  3. Image titled 1485495 10

    3

    Choose your approach. This will vary depending on your objective, the skills of your students, and the interests of your students. You will also want to vary your approach from activity to activity and from day to day, to keep the interest of the students.[7]
    Approaches might include:

    • Writing or tracing letters or numbers
    • Painting, drawing, or other art
    • Gross motor exercises or activities
    • Books that are relevant to the theme for story time and for children to read independently
    • Songs with or without motions
    • Sorting and counting activities using small figures or toys, etc.
  4. Image titled 1485495 11

    4

    Gather your materials. This might include paper, pencils, crayons, craft supplies, books, a tape player, or other items.

    • Be sure to plan enough for every student, plus extras in case of mistakes or accidents.
  5. Image titled 1485495 12

    5

    Implement the lesson. Keep an eye on the time, but also don’t be afraid to go off script. Some of the best learning moments happen when teachers respond to their students’ questions and interests, even if it diverts from the original plan.

    • Be sure to make notes afterwards about what worked well and what did not. In future years, you can use these notes to reuse, rewrite, or scrap plans depending on how well they worked during implementation.
  6. Advertisement

  1. Image titled 1485495 13

    1

    Create a list of developmentally appropriate learning objectives for your students. While standards for childhood development exist, you may need to tailor the objectives to your particular students. For instance, in general students from lower income backgrounds tend to require more intensive interventions early on, while students from higher income backgrounds have benefited from more access to books, one-on-one time with adults, and supplemental enrichment activities throughout their early childhoods and have a head start entering preschool. The same is true for students who come from English speaking homes versus students for whom English is a second language.[8]
    Remember that the primary function of preschool is kindergarten readiness, so work with local kindergarten teachers to determine the most vital areas for focus. In general, these include:

    • Expressive and receptive language: Students should be able to speak in complete sentences most of the time, understand and follow directions with more than one step, understand vocabulary related to position, size, and comparison (such as like/different, top/bottom, in/out), and make simple predictions about a story.[9]
    • Cognitive/learning readiness: Students should be able to match similar pictures; classify objects by physical features such as color, size, and shape; recognize pattern sequences; sequence up to three story pictures; retell a simple story; complete a simple puzzle; and identify five or more colors.[10]
    • Phonological awareness and print recognition: Students should be able to recognize own name in print, point to and identify letters in name, attempt to write name, demonstrates book awareness (such as reading books from left to right and words read from top to bottom, even if they are unable to read), identify rhyming words, match at least 3 letters with their sound, use symbols or drawings to express ideas.[11]
    • Mathematics: Students should be able to count up to five objects, match numerals 0-5 with that number of grouped objects, arrange numbers in order, identify at least three shapes, count to ten, and understand the concept of more or less.[12]
    • Social/emotional preparedness: Students should be able to identify self by name, age, and gender; interact with other students; make needs known to peers and teacher; demonstrate independence by washing hands, using bathroom, eating, and dressing; and demonstrate ability to separate from parents.[13]
    • Motor development: Students should be able to use pencils, crayons, and scissors with control; copy a line, circle, and X; hop, jump, run, catch a ball.[14]
  1. Image titled 1485495 14

    1

    Remember that the most developmentally appropriate way for small children to learn is through play. Preschool lessons should be fun, engaging, and should involve a variety of senses and skills. In general, activities that involve rote memorization or repetition will be less interesting to preschoolers than similar activities.

    • Spend lots of unstructured time on the playground. While these might not seem like «lessons» in the traditional sense of the word, researchers have found that free play shapes development of the prefrontal cortex during a critical period of early childhood, which has lifelong implications for emotional regulation, planning, and problem solving.[15]
  2. Image titled 1485495 15

    2

    Build a classroom around the idea of play. Centers in the classroom should be designed to encourage imaginative, cooperative play.[16]
    This can encourage role playing, turn taking, and cooperation with peers. This can increase students interpersonal skills and self-confidence.[17]

    • Consider a center designed to mimic a playhouse, with a kitchen set, small toddler-sized table and chairs, baby dolls and bassinet, etc. Small, affordable toys from stores like Ikea or second hand shops can make this very affordable.
    • Create a costume wardrobe. This can range from fancy costumes to simple silk scarves. You can often find costumes on sale right after Halloween, or simply bring creative clothing from a second hand store like overalls, a fancy princess dress, a cowboy hat, any type of uniform, etc.
    • Plush stuffed animal toys are often the beginning of many creative games for preschoolers. Children can use their imagination to pretend that these are students in a classroom, pets in a home, animals in a rescue center or veterinary clinic, etc. Choose toys that you can easily wash every few months in a washing machine.
  3. Image titled 1485495 16

    3

    Build in adult interaction. This can often be difficult in large classes, but find a way to spend time with each child either daily or weekly, engaging in a small game or one-on-one reading time. Studies show that adult interaction is crucial for developing confidence and early literacy skills. It also reinforces the student-teacher bond which makes a child feel safer and more secure in school.[18]

    • In addition to one-on-one time, consider inviting parent volunteers to read to children once a week in small groups. The number of volunteers you get can determine the size of the groups; anything from one-on-one to groups of five students per adult will foster relationships and discussion that are key to early literacy.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Why is it necessary to include movement in the class?

    Courtney Copriviza

    Courtney Copriviza is an Elementary School Teacher based in Maui, HI. Courtney specializes in elementary education, classroom management, and social and emotional development. She holds a BA in Communication with a minor in Urban Education and an MA in Teaching from Santa Clara University. Courtney has also taught high school in Madrid, Spain. She is a member of Kappa Delta Pi International Honors Society in Education.

    Courtney Copriviza

    Elementary School Teacher

    Expert Answer

    Movement is necessary for younger elementary students because they cannot remain seated for a long time in the same place.

  • Question

    How can I build a relationship with my students?

    Courtney Copriviza

    Courtney Copriviza is an Elementary School Teacher based in Maui, HI. Courtney specializes in elementary education, classroom management, and social and emotional development. She holds a BA in Communication with a minor in Urban Education and an MA in Teaching from Santa Clara University. Courtney has also taught high school in Madrid, Spain. She is a member of Kappa Delta Pi International Honors Society in Education.

    Courtney Copriviza

    Elementary School Teacher

    Expert Answer

    To build a relationship with your students, you should be genuinely interested in what they want to say. Ask questions and give them time to speak instead of speaking yourself all the time.

  • Question

    How can I keep the class calm?

    Courtney Copriviza

    Courtney Copriviza is an Elementary School Teacher based in Maui, HI. Courtney specializes in elementary education, classroom management, and social and emotional development. She holds a BA in Communication with a minor in Urban Education and an MA in Teaching from Santa Clara University. Courtney has also taught high school in Madrid, Spain. She is a member of Kappa Delta Pi International Honors Society in Education.

    Courtney Copriviza

    Elementary School Teacher

    Expert Answer

    If the students are getting off task and the class is becoming noisy, you can use calm response techniques. You can make them do 123 eyes on me 123 eyes on you, or ask them to make a waterfall sound. The children like them and know they need to be quiet after doing them.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Ensure that your lesson plan is clear and easy to understand in case of a substitute teacher. Provide instructions on each activity in an easily accessible location.

  • Check with your child care center, school, or local licensing bodies to ensure that all necessary developmental areas are addressed in the curriculum.

  • Every time you implement a new lesson plan, take time afterwards to evaluate its effectiveness. Write notes as to what activities children particularly enjoyed and engaged in, as well as those that were not effective. Keep this lesson plan and notes to use as a reference in later years.

Show More Tips

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

Before writing a preschool lesson plan, first identify what it is you want the children to learn from the lesson, like a specific new skill or identifying a concept like shape identification. Next, think about what your students are interested in, such as animals, fairy tales, or cartoon characters. Then, incorporate those things into the lesson through art projects, songs, or gross motor activities. Gather any materials you might need and then present the lesson to the students, staying flexible and responding to their questions. If you want to learn how to create a schedule for your preschool class, keep reading the article!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 482,243 times.

Reader Success Stories

  • Tina Hughes

    «I work at Community Hospital as a Community Health Educator, we offer a daycare for the parents in our Drug &…» more

Did this article help you?

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Смотрите

Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ. План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития воспитанников.

План — это, прежде всего, целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.

План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе.

Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Календарный план — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

В плане отражаются конкретные задачи воспитательно-образовательной работы, основные виды деятельности и способы их организации, средства решения поставленных задач на конкретный отрезок времени.

Основная цель планирования — обеспечение выполнения Программы детского сада. 

К планированию календарного плана предъявляются определённые педагогические требования:

  1. Календарный план работы составляется воспитателями по очереди. Один воспитатель пишет план своей смены на 5 рабочих дней.
  2. При работе над планом нужно учитывать реальность его выполнения, систематичность, последовательность, необходимо продумывать его насыщенность разнообразными делами.
  3. Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный элемент.
  4. Последовательность и систематичность плана работы педагога помогает ему реализовать выдвинутые воспитательные задачи и соблюдать непрерывность самого воспитательного процесса.
  5. Одним из важнейших условий составления календарного плана является его согласованность с годовым планом работы ДОУ.

Помимо педагогических существуют требования к оформлению плана:

  • План должен быть написан аккуратно, крупным и понятным почерком или напечатан.
  • На первой странице размещается: полное название учреждения, заглавие, номер и возраст группы, имена и отчества обоих воспитателей, а также даты начала и окончания плана. 
  • С обратной стороны первой страницы: прилагается таблица, в которой зам по УВР делает отметки об их проверке, а также оставляет свои рекомендации.
  • На второй странице указываются годовые задачи ДОУ.
  • Учебный план ДОУ на учебный год
  • План работы ДОУ по профилактике ДДТТ на учебный год
  • Циклограмма комплексно-тематического планирования на учебный год (где указывается: месяц, неделя, тема месяца, тема недели, итоговое событие).
  • Список детей группы в алфавитном порядке с датами рождения
  • Список детей по подгруппам
  • Режим дня на учебный год
  • Расписание НОД на учебный год
  • Образовательная нагрузка воспитанников группы.
  • Режим двигательной активности.
  • Титульный лист на каждый месяц.
  • Сетка «Система образовательной работы с детьми» (на месяц, где указывается дата, образовательная область по которой проходит НОД, тема НОД, используемая метод.лит-ра (автор, стр., № занятия; для того, чобы не указывать каждый раз автора, можно распечатать УМК(учебно-методический комплекс) и вложить после циклограммы, но стр. и № занятия указывать обязательно!!!)
  • например, Обучение грамоте. — «Усвоение звука и буквы М» — Ушакова О. А. стр. 56;
  • Комплекс утренней гимнастики (выдает руководитель по физре)
     

При написании плана на неделю указывается:

  1. ВО ВСЕХ ПУНКТАХ ОБЯЗАТЕЛЬНО — ЦЕЛИ!!!
  2. Работа с родителями.
  3. Обогащение развивающей среды в группе.
  4. Утренняя гимнастика, виды ходьбы, подвижная игра.
  5. Сюжетно-ролевая игра с перечислением цели игры, атрибутов и игровых ролей.
  6. Все утренние мероприятия проводятся с целью создания у детей положительного эмоционального настроя на весь день и побуждения их к активному участию в жизни группы.
  7. Планирование утреннего отрезка времени.
  8. При планировании индивидуальной работы необходимо уточнять вид деятельности, его цель и с кем конкретно из детей педагог планирует данную работу.
  9. Беседа — тема, цель, вопросы, оборудование (если необходимо), кому адресована.
  10. Игры — какие (название), цель, атрибуты (материалы) проводятся с подгруппой детей и рассчитаны на индивидуальную работу с ребёнком.
  11. Планирование режимных моментов. При написании режимных моментов обязательно планировать художественное слово (ясельная, младшая, средняя группы).

Планирование учебных занятий:

  • Тема занятия
  • Программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные задачи)
  • Материалы и оборудование
  • Виды детской деятельности
  • Целевые ориентиры
  • Словарная работа (обогащение словаря)
  • Вопросы
  • Художественное слово (название произведения и автор)
  • Физминутка
  • Рефлексия

По изодеятельности:

  • Вид занятия (рисование, аппликация, лепка, ручной труд)
  • Тема занятия
  • Оборудование
  • Основные технические приёмы
  • Пальчиковая гимнастика

Планирование прогулки:

Прогулка обязательно должна проводиться в любую погоду. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 

Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса:

П.11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий.

При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.

Содержание прогулки должно соответствовать физиологическим, педагогическим требованиям во всех возрастных группах. При организации прогулки большую роль играет наличие и состояние участков каждой группы, их планировка и благоустроенность.

Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Есть общепринятая структура прогулки.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Существует различные виды прогулки:

Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

Комбинированная, состоящая из двух частей:

  1. первая часть — целевая прогулка;
  2. вторая часть — свободная деятельность детей.

Пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки — трудовые акции. 

Рассмотрим прогулки каждого вида. 

Прогулки — походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.

Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду. 

Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников. 

Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни. 

В прогулках — трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе — это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.). На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы — это результат совместного труда всех. 

Наблюдение (тема, цель, художественное слово, вопросы).

Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10–15 минут.

Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень.

Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности.

Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.

При организации любых видов наблюдений должно быть обязательно использовано художественное слово:

  • Стихи
  • Пословицы
  • Поговорки
  • Загадки
  • Потешки
  • Приметы
     

С приметами начинают знакомить со средней группы.

Виды наблюдений:

  1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
  2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
  3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом (с разрешения администрации ДОУ). Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
  4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
  5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (с разрешения администрации ДОУ).
     

ОВД (основные виды движений)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения).

В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие).

Индивидуальная работа по физвоспитанию

У которых есть проблемы в освоении основных движений

Подвижная игра.

Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.

Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время — с бегом, метанием, прыжками.

Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).

Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.

Индивидуальная работа (вид деятельности, цель, с кем проводится).

Самостоятельная деятельность детей (выносной материал)

Трудовая деятельность (вид труда: ручной труд, поручения, — кому, цель; коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в цветнике — тема, цель)

Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе, должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.

Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.

Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.

Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.

II половина дня.

Во вторую половину дня деятельность детей разнообразна. Нужно дать детям возможность реализовать то, чо им понравилось за день. В это время отводится для различного рода игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных, настольно-печатных). При планировании игр указывается: вид, тема игры, оборудование (театрализованные и сюжетно-ролевые — роли).

Для желающих детей может быть организовано прослушивание музыкальных произведений, сказок, пение песен при планировании этого вида деятельности необходимо указать название произведения, автора или композитора.

Один раз в неделю, в среду, планируется развлечение. Никакая другая работа в этот день не планируется. При планировании развлечения указать:

Тему, цели, материалы и оборудование (см. папку взаимодействия с физруком и музруком)

Вечером детей нужно ненавязчиво привлекать к какой-либо спокойной деятельности. Это может быть рисование, вырезание, игра с мелким строителем, мозаикой и т.д.

Автор: Светлана Роменская



Рекомендации
к написанию плана занятия

Рекомендации к вхождению в тему

1. Сюрпризный момент

·        
письмо
с проблемным заданием

·        
закадровый
голос

·        
приход
в гости персонажа

·        
яркий
элемент на доске (фланелеграфе, шторе, шкафу), например из-за кустика выглядывают
чьи-то ушки.

2. Педагог, перевоплощенный в
какого-то героя, имеющий проблему

3. Использование модели 3-х
вопросов

·        
что вы
знаете о….?

·        
откуда
вы это знаете?

·        
Что бы
вы хотели ещё узнать?

Материал (пример):

Раздаточный:

Зеркала – 10 шт., карандаши зелёные и синие – по
количеству детей, изображения домашних животных: кошка, собака, корова, коза,
лошадь, баран.

Демонстрационный:

Воздушный шар – 1 шт., мягкая игрушка «щенок» — 1 шт.

Модель
составления формулировки программных задач

Наименование задачи

Слово для начала
формулировки задачи

На что может быть
направлена задача

Обучающая

Учить

Формировать

Способствовать

Знакомить

Обобщить

Расширить представления

-выполнять основные виды
операций;

-представления о …;

-осознавать признаки
понятий, технологию процессов;

-определять
причинно-следственные связи, закономерности;

— правила поведения;

— и т. п.

Развивающая

Развивать

Формировать

Обогащать

Систематизировать

Обобщить

Стимулировать

— …умения и навыки;

—  словарный запас детей;

— способность
анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия,
ставить и разрешать проблемы;

— сенсорную сферу
(глазомер, ориентировка в пространстве, точность, различение формы и цвета);

— двигательную сферу
(мелкую моторику рук, сноровку, соразмерность движений);

— познавательный интерес;

— …вида памяти
(оперативная, зрительная, слуховая);

— самостоятельность;

— способности к …;

— и т.п.

Воспитательная

Воспитывать

Способствовать

— нравственные, эстетические,
трудовые, патриотические и др. качества личности (уважение к труду и
работающему человеку, любовь к природе, традициям своего народа и др.);

— общечеловеческие
ценности (чувство меры, тактичность и др.);

— коммуникативные
способности (доброту, взаимопомощь и др.)

Алгоритм
написания плана занятия

 Вводная часть
(организационный, сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка цели
занятия).

Игровая мотивация.
Потребность своей значимости ребёнок может
реализовать, помогая различным игрушкам решать практические и интеллектуальные
проблемы.

Мотивация общения.
Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и
значимость в условии помощи взрослому.

Мотивация личной
заинтересованности.
Побуждает ребёнка к созданию разных
предметов для собственного потребления.

Основная часть
(последовательное решение всех поставленных задач)

·        
Описание основных форм и методов
организации индивидуальной, групповой деятельности воспитанников.

·        
Методика изложения нового материала

·        
Описание форм и методов достижения
поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учётом индивидуальных
особенностей воспитанников

·        
Постановка целей самостоятельной работы
детей

·        
Определение возможных действий воспитателя
в случае, если ему или воспитанникам не удаётся достичь поставленных целей

·        
Описание методов организации совместной
деятельности воспитателя с учётом индивидуально-дифференцированных особенностей
воспитанников

·        
Обязательно прописывать вопросы к детям.

Заключительная
часть
(подведение итогов занятия, обобщение)

Оценка
деятельности детей, создание благоприятного фона, выход в другой вид
деятельности, фиксация в речи детей нового знания или способа действия,
организация рефлексии и самооценки собственной и коллективной деятельности,
осмысление достижений, определение перспективы полученных знаний, мотивация на
дальнейшее использование полученных знаний, умений и навыков

«Форма и структура написания плана — конспекта занятия в ДОУ по ФГОС»

С введением ФГОС дошкольного образования  изменился подход, к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Наряду с  традиционными занятиями, построенными в логике учебной модели, проводятся занятия в   форме увлекательной совместной деятельности, в процессе которой педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится где-то  «помощником», а где-то «координатором» или «наставником», а где-то непосредственным источником информации.

Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Новые  подходы, к организации и проведению занятий  с детьми естественным образом влекут за собой изменения в оформление сопровождающих образовательный процесс методических материалов, а именно конспектов.

Большинство педагогов, не придаёт этому значение, продолжая писать конспекты в виде длинных текстов, где в основном описывается деятельность педагога («воспитатель рассказывает», «воспитатель предлагает» и т.д.). Такая устаревшая форма конспекта не даёт полного и целостного представления о совместной деятельности взрослых и детей на занятии:

  • соблюдение структуры занятия;
  • смена видов детской деятельности;
  • смена форм организации детей;
  • соотношение совместной и самостоятельной детской деятельности;
  • плотность занятия;
  • адекватность форм организации, методов и приёмов поставленным задачам и т.д.

В конспекте педагоги размещают стихи, загадки, игры и прочие материалы, которые увеличивают объём конспекта в разы и затрудняют восприятие и понимание сути (ядра) самого мероприятия. Гораздо целесообразней было бы эти материалы оформить в виде приложения к конспекту.

Кроме того существует проблема определения цели и задач занятия —  педагоги часто путают эти понятия; дают своим мероприятиям названия не отражающие ни сути, ни цели педагогического взаимодействия.

         В связи с этим, возникает острая необходимость прийти к общему пониманию логики оформления конспектов.  Важно выработать единую форму, которая была бы не только информативной, т.е. давала бы точное представление о содержании деятельности как, педагога так и детей на занятии,   но и уже на стадии составления конспекта помогла педагогу сориентироваться в  ключевых моментах педагогического мероприятия для грамотного его построения.

Структура конспекта

Цель  

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. поэтапное решение поставленных задач приводит к  достижению цели. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели:

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной ООД.
  5. Сформулируйте цель ООД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ООД.

То, что предлагает взрослый, ребенку обязательно должно быть интересно для него, а осмысленность для ребёнка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими

Развивающими

Воспитывающими

Воспитание – это формирование первичных ценностных представлений («что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).

Развитие  — развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать анализировать, делать выводы (когнитивные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать своё поведение и настроение (регуляторные способности); развивать специальные способности и одарённости.

Обучение – это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Технические средства обучения

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано в ООД (например: проектор, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Демонстрационный материал

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Раздаточный материал

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Предшествующая работа

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию:

что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.

Предварительная работа

После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

Словарная работа

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Далее содержание образовательной деятельности описывается в таблице, которая называется план-конспект.  

Образец:                             План — конспект

Части

занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

деятельности, приёмы

Деятельность воспитателя

Действия детей

Задачи

I

Вводная часть

Мотивация, создание проблемной ситуации

900 — 903

Приветствие

Игра «…»

Воспитатель предлагает…

Дети стоят стайкой (в кругу, сидят на ковре и т.д.)

Какие

задачи

решаются

в этой

части

занятия —

создать доброжелательное настроение,

вызвать интерес к предстоящей деятельности

и т.д.

Сюрпризный момент:

«Кукла Маша пришла в гости к ребятам…»

II

Основная часть

1.Совместная и деятельность

903– 908

2. Самостоятельная деятельность

908 – 912

Динамическая пауза «Зоопарк»

3. Совместная и деятельность

912 – 916

4. Самостоятельная деятельность

916– 920

III

Заключительная

часть

Рефлексия (анализ собственной деятельности)

920 — 922

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта, выглядит следующим образом:

  1. Тип, вид, тема ООД с указанием возрастной группы детей
  2. Программное содержание : цель, задачи

 (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).

  1. Словарная работа.
  2. Оборудование занятия.
  3. Демонстрационный материал.
  4. Раздаточный материал.
  5. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
  6. Предварительная работа с детьми

(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).

  1. Структура занятия в виде плана — конспекта

В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Типы занятий:

  1. Занятия, по сообщению новых знаний.
    2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
    3. Занятия по обобщению и систематизации.
    4. Итоговые.
    5.Учетно-проверочные.
    6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
    7. Комплексные.
    8. Интегрированные

(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).

Интеграция может быть по тематическому принципу.

Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива.

Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому.  Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти электроника в бесконечном лете
  • Как найти зародыш в яйце
  • Как найти координаты объекта по адресу
  • Драйвер поврежден или отсутствует код 39 как исправить
  • Как найти хранилище временных файлов