Как правильно составить предложение в диалоге

Руководство для авторов и примеры

Как писать диалоги

Как писать диалоги — пожалуй, одна из самых популярных загадок для начинающих писателей. На первый взгляд, ничего сложного: мы ежедневно обмениваемся репликами с окружающими людьми, один сказал, второй ответил… И тут оказывается, что изобретать «живые», реалистичные разговоры для других людей — не так уж легко.

Итак, главный вопрос звучит просто: «Что такое плохой диалог и как составить из него хороший?». Разберем примеры из классики и рассмотрим правила оформления беседы в литературном тексте.

Что такое плохой диалог и как сделать из него хороший?

Основные проблемы написания диалога

Диалог — элемент художественного произведения, требующий особого внимания и тщательной проработки. А главное условие качественного диалога — ничего лишнего. Всего пара ненужных фраз сделают разговор скучным и утомительным, у читателя возникнет желание его пропустить.

Избыточность может проявляться в следующих формах:

  • Если без реплики возможно обойтись, то не следует засорять ею текст. Каждая фраза должна иметь смысловую нагрузку, чтобы стать особенностью диалога.

    Молодые люди обменялись приветствиями:
     — Привет!
     — Здравствуй!
     — Как дела?
     — Потихоньку.
     — Отлично. Чем занимался?
     — На рыбалку с мужиками ходил.
     — Вот это да!

  • Ограничимся одной фразой: «Герои поздоровались».

  • Похожая проблема — многократное повторение одинаковой мысли.

    — Дмитрий отказался участвовать, причину скрыл.
    — Лишь ответил: отказываюсь?
    — Да: я отказываюсь.
    — Я удивлена. Возможно, его неверно поняли?

    Исключения встречаются, но старайтесь избегать бессмысленных излишеств.

  • Наличие несвойственных разговорной речи конструкций

    Стремитесь к естественности. Не употребляйте в диалоге сложносочиненных предложений, причастных, деепричастных оборотов и выражений, не используемых в обыденной речи.

    — Твое питание несбалансированное, в нем отсутствует необходимое количество белков, жиров, углеводов и микроэлементов, столь важных для развития молодого растущего организма.

  • Правильнее написать: «Ешь здоровую еду».

К пункту относятся устаревшие выражения.
— Богатеи окаянные, — вздохнул организатор мероприятий.

  • Минимизируйте использование глагола «сказал» и его синонимов.

    — Здесь мне лучше, — сказала девушка.
    — Оставайся. В Москве спокойнее, — ответил молодой офицер.

    Другая ошибка — употребление наречий, по смыслу дублирующих глагол.
    — Я с тобой разберусь! — злобно оскалился пират.

  • Действия «оскалился» достаточно.

Иной вариант — обязательно выделяйте в диалоге «эмоциональные» атрибуты.
— Ах ты, старый пьянчуга! — выпалил Джон.
— Ну, держись, мальчишка, — закричал старик, багровея.

Иногда добавить «чувств» в прямую речь не помешает, но сопровождать ими каждое высказывание — моветон.

  • Если речь персонажа пересказывается другим персонажем, старайтесь использовать косвенную речь. Диалог как форма от этого не страдает.

    — Я увиделась с Александром. Он задал мне вопрос: «Почему игнорируешь мои звонки?» — «Я была занята работой», — соврала я.

  • Заменяем на:
    — Сегодня я встретила Александра. Он спросил, почему я не отвечаю на его звонки. Я соврала, что была занята на работе.

  • В кино часто встречаются сцены, где злодей почти победил героя, но тут решил затянуть пятнадцатиминутную тираду о планах покорения мира. Эта схема используется довольно часто. Однако в жизни даже самая напряженная ситуация обсуждается прозаичнее.

    — Огонь захватил здание, внутри остались люди!
    — Подайте мне, пожалуйста, насос, Алексей Иванович.

  • В кризисной обстановке высказывания становятся лаконичней.
    — Здание горит, внутри люди!
    — Насос, быстро!

  • Пересказ известных фактов

    Людям обычно делятся новой информацией, не вдаваясь в общепризнанные подробности.

    — Помнишь август сорок второго, когда немцы начали бомбить Сталинград? Сражения не затихали ни днем, ни ночью!
    — Да, бои шли прямо на улицах города.

  • Можно сократить до:
    — Помнишь Сталинград, когда немцы бомбили днем и ночью?
    — Разве такое забудешь….

  • С осторожностью передавайте акценты или особенности произношений. Если у читателя возникают сложности при прочтении реплики «П’ек’асная ка’тина!», то ограничитесь упоминанием, что персонаж картавит

  • Обсценная лексика и сленг

    Если герой, например, беспрестанно «ботает по фене», читатель может и не «догнать», о чем вообще речь. Использовать арго для создания колоритных второстепенных образов допустимо, но читать специфичные диалоги несколько абзацев подряд — сложно и не подходит к формату. К этому замечанию относится использование мата: его обилие отталкивает аудиторию.

Свойства хорошего диалога

Какими качествами и каким стилем обладает образцовый диалог в литературном произведении?

  • Целесообразность и информативность

    Люди ежедневно ведут бессодержательные беседы. Однако в письменной речи каждая фраза используется для достижения поставленной цели. Диалог продвигает сюжет, доносит важную информацию до читателей, выражает характер героев. При этом разговор персонажей — не сухое перечисление фактов, а естественное общение, вписанное в контекст сцены и передающее желаемое настроение.

  • Продуманность образов персонажей

    Герой должен быть живым: использовать любимые словечки, иметь определенный лексический запас и уровень грамотности, по-своему выражать эмоции и строить фразы. Этот прием создаст достоверный образ персонажа.

  • Беседы не происходят в вакууме. Вокруг ее участников — живой мир, наполненный звуками, запахами, освещением, погодой. Добавляйте описание обстановки, используйте «ключи» жанра — раскат грома, вызывающий чувство тревоги, ожидания неприятных событий. Свечи — интимное, романтичное настроение, близкое общение.

  • Герои могут жестикулировать, гримасничать, передвигаться в процессе разговора. Дополняйте диалог действиями, так читателю будет проще визуализировать сцену, понимать чувства и мысли персонажей.

  • Соответствие длины реплик сюжету

    Объем высказываний героев соотносится со скоростью развития событий. Чем сильнее напряжение и острее кризис, тем лаконичней реплики. В расслабленной обстановке позвольте красочные сравнения и обходительность.

  • Добавьте, если возможно, дополнительный смысл в диалог — «второе дно», которое будет читаться между строк. Прием сделает сцену менее прямолинейной, небанальной, интригующей. Например, яркие образные сравнения в речи героя лучше запоминаются и сильнее возбуждают интерес читателя.

Примеры интересных диалогов

Хотите научиться писать отличные тексты и сочинения с грамотной структурой? Читайте больше классической литературы. Разберем несколько отрывков диалогов из великих произведений:

  • «Внезапно словно луч света сверкнул в мозгу хозяина, который тщетно обыскивал все помещение.
    — Письмо вовсе не потеряно! — сказал он.
    — Неужели? — вскрикнул д’Артаньян.
    — Нет. Оно похищено у вас.
    — Кем похищено?».

    Разговор хозяина трактира и д’Артаньяна ускоряет темп сюжета, стремительно раскручивая интригу. Лаконичные реплики передают напряжение сцены и волнение героев.

  • «— Вы парниша что надо, — заметила Эллочка в результате первых минут знакомства.
     — Вас, конечно, удивит ранний визит незнакомого мужчины.
     — Хо-хо!»

    Диалог Людоедки Эллочки и Остапа Бендера иллюстрирует типажи героев, их умственные способности и манеры. Читатель, прочитав всего несколько реплик, произнесенных в процессе знакомства, сразу понимает, кем являются эти двое.

  • «— А что это за шаги такие на лестнице? — спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашке с черным кофе.
     — Это нас арестовывать идут, — ответил Азазелло и выпил стопочку коньяку.
     — А, ну-ну, — ответил на это Коровьев».

    Обмен репликами дополнен описанием действий. Так Булгаков усиливает ироничность и абсурдность сцены, ведь персонажи спокойно занимаются своими делами во время надвигающейся угрозы ареста.

Правила оформления диалогов

Правописание диалога с пунктуационной точки зрения? Зависит от косвенной речи — вовлеченности автора в диалог героев.

  • Прямая речь начинается с новой строки, перед началом каждой фразы — тире.
    — Скучаю по Саратову. Там мы впервые повстречались.
    — Мария Александровна, ваша романтичная натура не перестает меня удивлять.

  • Реплика после слов автора

    Прямая речь начинается со слов автора, далее ставится двоеточие. Реплика пишется с новой строки.

    Я услышала стук в дверь:
    — Зачем вы явились?
    Борис ответил:
    — Принес посылку.

  • Реплика перед словами автора

    Точку меняем на запятую, остальные знаки препинания не меняются. Тире, слова автора со строчной буквы.

    — Зачем вы явились? — поинтересовалась я у посетителя.
    — Принес посылку, — ответил Борис.

  • Слова автора прерывают реплику

    Реплика, тире, слова автора, затем точка, тире. Новая реплика начинается с прописной буквы.

    — Чудесный был день, — вздохнула Лиза. — Когда мы увидимся снова?

    Редкий вариант — слова автора разделяются на две части, которые относятся к разным частям прямой речи. Перед второй частью ставится двоеточие, затем тире.

    — Все нормально, — пробубнил Иванов. И моментально добавил: — Дождь собирается, давай зайдем в кафе.

  • Слова автора внутри одной фразы

    Тире, реплика, запятая, атрибуция, запятая. Далее тире, реплика начинается с маленькой буквы.

    — Мне приятно, — ответила девушка, — я обожаю розы.

  • Небольшие диалоги размером 2−3 реплики допускается писать одной строкой, выделяя кавычками.

    «Скукотища», — подумала Алиса.

    «Интересно, сколько уже лечу?» — задалась вопросом девушка.

    Кролик думал об одном: «Только бы успеть вовремя».

    Королева раздумывала: «Казнить иль помиловать?»

    Точка и запятая ставятся за кавычками, остальные знаки препинания — внутри.

Конечно, подход к оформлению диалогов индивидуален. Однако авторам, все еще ищущим собственный, нужно быть аккуратными. Соблюдайте наши советы, и, рано или поздно, ваши герои обретут собственный голос. Не забывайте про правила оформления прямой речи и пунктуацию.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Диалог — это разговор между двумя или несколькими лицами, слова которых передаются без изменений. Речевое общение в виде диалога складывается из отдельных последовательных реплик. Каждая реплика содержит вопрос, ответ, замечания одного собеседника в ответ на слова другого. Когда необходимо показать процесс активного общения действующих лиц в виде беседы, автор текста применяет диалог.

В диалоге могут отсутствовать слова автора. И это отличает его от прямой и косвенной речи.

Пунктуационное оформление диалога

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст.

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда необходимо воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда нужно передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

(Чуковский)

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– Куда идешь?

– А так иду, куда ноги идут.

– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.

(Гоголь)

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Условные обозначения:

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;

р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;

А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;

а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Слова автора стоят до реплики

А:

— Р.

А:

— Р!

А:

— Р?

Андрей сообщил:

— Завтра встречаемся в восемь и ни на минуту позже.

Андрей воскликнул:

— Завтра встречаемся в восемь и ни на минуту позже!

Андрей спросил:

— Завтра встречаемся в восемь и ни на минуту позже?

Реплика стоит перед словами автора

— Р, — а.

— Р! — а.

— Р? — а.

— Я рада помочь тебе, — сказала Настя. — Я так рада помочь тебе! — воскликнула Настя.

—Ты поможешь мне?— спросила Настя.

Реплика разорвана словами автора

— Р, — а, — р.

— Р, — а. — Р.

— Как ни грустно, — сказала Света , — а пора расставаться. 

— Еще не поздно, — стал уговаривать её Андрей. — Еще прогуляемся к реке.

Слова автора разорваны репликой

А:

 — Р,  — а.

А:

— Р! — а.

А:

— Р? — а.

Анна произнесла:

— Странно, — и огорчилась.

Анна воскликнула:

— Как же тут весело! — и засмеялась.

Алексей спросил:

— Я позвоню тебе завтра утром? — и попрощался.

Видео «Прямая речь. Диалог (5 класс)»

Тест

Средняя оценка: 5.
Проголосовало: 2

Как правильно оформлять диалоги?
Как правильно оформлять диалоги?

Обозначения:

П — прямая речь с большой буквы
п — с маленькой

А — авторский текст с большой буквы
а — с маленькой

Схематическое написание наиболее популярных вариантов диалогов

Вариант 1:

А: «П».
А: «П!»
А: «П?»

Обратите внимание, точка всегда ставится снаружи кавычек. Вопросительный и восклицательный знаки — внутри. Запятую встречала и внутри, и снаружи.

Вариант 2:

«П,» — а.
«П!» — а.
«П?» — а.

Вне зависимости от типа знака в конце прямой речи, в данном случае это — одно предложение. Поэтому авторский текст тут всегда с маленькой буквы.

Вариант 3:

«П, — а, — п».

Авторский текст разрывает одно предложение прямой речи, поэтому после авторского текста стоит запятая, прямая речь продолжается с маленькой буквы.

«Для вас, ребята, всё это превосходно, — сказал он, — вам эта штука по душе, а мне — нет».
( из книги «Трое в лодке, не считая собаки»)

Вариант 4:

«П, — а. — П».
«П? — а. — П».
«П! — а. — П».

Авторский текст следует после законченного предложения прямой речи.

«Кажется, чёртова палатка свалилась, — говорит он. — А где Билл?
«А ты что делаешь? — кричит он в ответ. — Не можешь отпустить, что ли?»
«Ах, тогда! — ответил он, просияв. — Да, вспомнил!»
( из книги «Трое в лодке, не считая собаки»)

Вариант 5:

«П, — а и а: — П».
А: «П», — а.

«Тут не пройти, — сказал Джон. Он огляделся и проворчал: — Похоже, придётся вернуться».
Билл предложил: «А если попробовать вон там», — и указал на едва заметную тропинку вдоль самой стены.

Многоточия в прямой речи:

А: «П…»
«П…» — а.
«П!..» — а.
«П… — а. — П».
«П, — а, — п…»

Оформление диалогов происходит по тем же самым правилам

— П, — а.
— Привет, — улыбнулась Елена.

— П? — а.
— Кофе будешь? – спросил Деймон.

— П! — а.
— Привет! – улыбнулась Елена.

— П… — а.
— Не знаю… — ответила девушка.

— П, — а, — п.
— Привет, — улыбнулась Елена, — рада тебя видеть.

— П, — а. — П.
— Привет, — улыбнулась Елена. – Хорошо, что ты зашел.

— П? — а. — П.
— Уверена? – спросил Деймон. – Второго шанса не будет.

— П! — а. — П.
— Врешь! – бросил Деймон. – В первую очередь, себе самой.

— П… — а, — п.
— Он… — замялась девушка, — он признался мне в любви.

— П… — а. — П.
— Я… — девушка замялась. – Не думаю, что это хорошая идея, Деймон.

— П, — а. А: — П.
— Согласна, — кивнула Елена. Сделав пару шагов в сторону Деймона, она с улыбкой добавила: – Думаю, мы отлично проведем время.

— П, — а. А. — П.
— Согласна, — кивнула Елена. На лице Деймона отразилось удивление – он явно не ожидал подобного ответа. – Думаю, мы отлично проведем время.

— П? — а. А: — П.
— Уверена? – спросил Деймон. Несколько минут он пристально смотрел на Елену, после чего предупредил: – Второго шанса не будет.

— П? — а. А. — П.
— Согласна? — удивилась Елена. Услышав тон ее голоса, Деймон отвернулся. – Не думаю, что это хорошая идея.

— П! — а. А: — П.
— Отлично! – ухмыльнулся вампир. Внимательно осмотрев Елену с головы до пят, он заключил: – Теперь тебе нужно купить новое платье.

— П! — а. А. — П.
— Ух ты! – обрадовалась девушка. Деймон, увидев ее реакцию, улыбнулся. – В таком случае, хочу еще и туфли.

— П… — а. А: — П.
— Хм… – изобразил удивление вампир. С минуту подумав, он согласился: – Твоя взяла, Елена.

— П… — а. А? — П.
— Кофе… – Елена растерялась. Какое кофе может быть, если ей страшно оставаться с Деймоном наедине? – Пожалуй, нет.

На самом деле, есть еще немало вариантов, в которых одни знаки препинания заменяют другие.
Главное – знать основные правила написания, а это: слова автора пишутся после запятой/троеточия/знака вопроса/знака восклицания с маленькой буквы!

Пунктуация. Пробелы

Они являются камнем преткновения для очень многих авторов. Запомните раз и навсегда следующее.

Пробел никогда не ставится перед: двоеточием, троеточием, запятой, точкой, точкой с запятой, восклицательным или вопросительным знаком. Отдельно хочу выделить дефис – он вообще не отделяется пробелами (кроме одного редкого случая, не имеющего к данной теме никакого отношения).

Пробел всегда ставится: перед тире, открывающими скобками и открывающими кавычками; после тире, двоеточия, троеточия, запятой, точки, точки с запятой, восклицательного или вопросительного знака. В случае кавычек и скобок, то после их закрытия пробел ставиться лишь тогда, когда продолжается текст без каких-либо знаков препинания. Во всех остальных случаях (точка, запятая, какой-либо знак и пр.), пробел не нужен.

Пунктуация. Запятая

С запятыми многие куда в большей ссоре, чем с пробелами..

Запятая при обращении.
Многие почему-то забывают, что любые обращения, будь то имена, прозвища и пр., выделяются запятыми.

— Елена, все хорошо.
— Ты невыносим, Деймон Сальваторе!
— Конечно, друг, о чем речь.
— Ну что, красотка, прогуляемся?

Запятая при оборотах.
Запомните: деепричастные обороты всегда выделяются запятыми, независимо от того, в какой части предложения стоят:

Старший Сальваторе сидел на диване, распивая бутылку виски.
Стоя под струйками горячей воды, девушка мечтала о том, как шикарно пройдет сегодняшний вечер.

Чтобы правильно расставить запятые при причастном обороте, вам необходимо знать определяемое слово.
Если оборот стоит после этого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. Если перед – запятые не ставятся:

Джинсы, неприлично низко посаженные на бедрах, норовили в любую секунду сползти еще ниже.

Определяемое слово – джинсы. Если переставить оборот перед определяемым словом, получается следующее:

Неприлично низко посаженные на бедрах джинсы норовили в любую секунду сползти еще ниже.

Если определяемое слово выражено личным местоимением, то расположенный перед ним оборот все же выделяется запятой:

Эгоистичный в своей страсти, Деймон мечтал обладать Еленой единолично.

Запятая в сложных предложениях.
Очень просто и доступно все сказано здесь: www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_PunctSentCm.htm. От себя хочу добавить: учитесь быстро разделять сложные предложения на простые. Если вы объединяете несколько простых предложений, каждое из которых имеет подлежащее и сказуемое, то непременно должны использовать правильные пунктуационные знаки.
В большинстве случаев запятой бывает достаточно:

Полнолуние наступит всего через каких-то семнадцать часов, и это мизерное время – все, что у них осталось.

Кому интересно — почитайте о правилах применения запятой здесь: new.gramota.ru/spravka/rules/?rub=zap.

На первый взгляд диалоги — непонятное нагромождение пунктуационных знаков, которые в разных случаях ставятся по-разному. Но на самом деле всё проще, чем кажется, если вы помните следующие правила. 

Длинное тире 

Длинное тире выглядит вот так: — . Не вот так: — , это дефис. 

В диалогах в начале реплики и перед словами автора ставится длинное тире, а не дефис.

Как надо:

Как не надо:

  

Вася прав — на клавиатуре есть только дефис, но при помощи горячих клавиш он легко превращается в длинное тире.

Три способа поставить длинное тире: 

1) зажать клавишу Alt и на цифровой клавиатуре набрать 0151;

2) зажать клавиши Ctrl и Alt и нажать на клавишу с дефисом, при этом не забыть включить NumLock на клавиатуре;

3) зажать клавиши Shift и Alt и нажать на клавишу с дефисом.

Кавычки

Есть кавычки-ёлочки: «». Есть кавычки-лапки: » «. И есть правильное оформление кавычек: ёлочки — снаружи, лапки — внутри. Выглядит это так: «ка»выч»ки». Не важно — диалог или обычный текст, лапки — только внутри ёлочек.

«Представляешь, я прочитала статью «Как правильно оформлять диалоги», и теперь ставлю кавычки правильно!» — Маша восторженно рассказывала подруге.

Горячие клавиши для кавычек, если у вас Windows:

« — Alt и 0171 на цифровой клавиатуре

» — Alt и 0187

» — Alt и 0132

Горячие клавиши для кавычек, если у вас Mac:

 « — Alt и Shift и клавиша =

» — Alt и клавиша =

» — Alt и Shift и клавиша /

Авторский текст

Прямая речь — это одно предложение, поэтому авторский текст всегда будет писаться с маленькой буквы, даже если на конце восклицательный или вопросительный знак.

«Привет», — сказал авторский текст.

«Привет!» — воскликнул авторский текст.

«Привет?» — неуверенно произнёс авторский текст.

Если авторский текст разрывает прямую речь, после него ставится запятая и прямая речь продолжается с маленькой буквы.

«Привет, — дружелюбно проговорил авторский текст, — давай знакомиться?».

«Привет! — восторженно закричал авторский текст. — Нам обязательно нужно познакомиться!».

Атрибутивные глаголы 

Атрибутивные глаголы — это как раз все «сказал», «воскликнул» и «произнёс» выше.
С ними нужно обходиться осторожно: если понятно, кто что говорит, и не нужно добавить эмоцию в слова героя, то атрибутивные глаголы можно спокойно убрать.

Как надо:

 Как не надо:

  Атрибутивные глаголы легко спутать с основным текстом, который должен идти уже после прямой речи.

— Эх, вот и статья закончилась, а такая интересная была.                                                                                                    Надя грустно нажала на крестик в верхнем углу страницы и продолжила листать новостную ленту.

— Я столько нового узнала — и про кавычки, и про длинное тире, и даже про атрибутивное что-то там! — рассказала Оля коту после прочтения статьи.

Правильное оформление диалога — это важно, но ещё важнее — чтобы диалог звучал естественно. Скажите нет заумным фразам и трёхэтажным конструкциям текста — люди так не говорят. Если глаз замылился, попробуйте вслух прочитать диалог: если что-то режет слух — вычеркните или переформулируйте. 

Диалоги — это одно из самых проблемных мест в текстах начинающих писателей. С точки зрения содержания, чаще всего встречаются следующие ошибки: 

  • затянутость (замедленная динамика произведения);
  • перебор с атрибуцией (то есть авторскими комментариями, поясняющими реплики персонажей — к примеру: пробормотал он, воскликнула она, одернул он, сообщила она и так далее), и уточняющими наречиями, дублирующими основной смысл глагола (злобно оскалился, всхлипнула плаксиво); 
  • обилие пустых и ничего не значащих реплик; неестественность речи и несоответствие ситуации (преобладание в диалоге/монологе устаревших и не подходящих социальному положению персонажа реплик); 

Про то, как интересно и правильно писать диалоги (и как их писать не надо) мы уже рассказывали вот здесь. А сегодня поговорим не про смысловую составляющую интересного книжного диалога, а про его правильное грамматическое оформление. Ведь там, где кроются проблемы, всегда находится и точка роста. Тренируя и улучшая свой литературный навык в категории «Диалоги», на выходе вы получаете грамматически правильные и качественные художественные тексты. 

Итак, давайте разберемся, как правильно оформлять диалоги, онлайн-переписку, а также общение героев в мессенджерах.  

Что нужно вспомнить перед началом написания диалога? То, что их запись напрямую относится к правилам оформления прямой речи. 

Рассмотрим варианты оформления диалога в книге

Вариант 1

Сначала идут слова автора, после них начинается диалог между персонажами. 

Голос его теперь звучал отчужденно. Дело было сделано, и, хотя магазин оставался свободным от других клиентов, ему хотелось, чтобы я уже ушел.

— Возможно, вы сможете дать мне совет относительно кое-чего другого. Какой самый лучший отель в городе?

(11.22.63 С. Кинг)

Вариант 2

Диалог без слов автора. Прямая речь начинается с новой строки, перед началом каждой фразы ставим тире (длинное).

— Может сходим завтра куда-нибудь пообедать? Вместе.

— Ох, Наденька! Ваши романтические порывы не перестают меня удивлять.

Вариант 3

Слова автора идут после реплики персонажей.

— Зачем ты пришла? — поинтересовалась она у горничной.

— Вам посылку привезли, — ответила Беатрис.

Вариант 4

Реплика персонажа находится между словами автора.

— Отлично провели время, — сказал Артем. — Может в воскресенье устроим пикник?

Вариант 5

Слова автора разрываются репликами персонажей.

Он произнес:

– Вот это неожиданность! – и потянулся к ящику в письменном столе.  

Вариант 6

Оформление в одну строку. Небольшие диалоги (монологи) из пары реплик допустимо писать одной строкой, выделяя кавычками.

По дороге домой я молил лишь об одном: «Только бы успеть…»

«Просто удивительная женщина! Как она все успевает?», — подумала Сьюзан.

Обратите внимание на разницу между дефисом и тире при написании диалога

Дефис (короткая черта) нужен для разделения слов и их частей, то есть используется в пределах одного слова (жар-птица, вице-премьер, экс-чемпион, блок-схема, пресс-центр, мини-платье, по-весеннему).

Тире (длинная черта) — пунктуационный знак, который используется в пределах предложения, а не слова. Именно с тире начинаются диалоги, а не с дефиса. 

Как в Mac Os поставить тире

Нажать клавишу получим дефис ‑

Зажимаем клавиши option получим среднее тире –

Зажимаем клавиши option получим тире —

Как в Mac Os поставить елочки кавычки «» (раскладка должна быть на русском языке)

Зажимаем клавиши option
получаем «

Зажимаем клавиши option получаем »

Если вы пишете свои тексты в Google docs https://docs.google.com/, то добавить тире очень просто:

нажимаем клавишу с тире один раз ‑ получим дефис

нажимаем клавишу с тире два раза ‑‑ получим среднее тире

нажимаем клавишу с тире три раза ‑‑‑ получим длинное тире

Такого встроенного рабочего варианта под Windows нет, чтобы работало везде (либо это работает только в Word). Попробуйте воспользоваться дополнительной программой Типографская раскладка.

Оформление онлайн-переписки в книгах

Со времен выхода «Одиночество в Сети» прошло больше 20 лет. И если в 2001 тема онлайн-общения в книгах была довольно новой и свежей, а в 2008 году с выходом финского романа «Последние сообщения» (его текст почти полностью составлен из смс) начала становится популярнее, то современные романы, где сюжет развивается в наши дни, уже просто не могут обойтись без упоминания электронной почты, социальных сетей и мессенджеров. Именно поэтому у начинающих писателей возникает очень много вопросов по оформлению онлайн-переписки, в том числе в чатах и социальных сетях, которую ведут литературные персонажи.

Скажем сразу — однозначных и строгих общепринятых правил оформления онлайн-диалогов нет. Вполне допускается творческий подход, главное — это соблюдение грамматических и пунктуационных норм. Из самых распространенных вариантов: оформлять онлайн-переписку как обычный диалог, или же использовать стиль текста, будто скопированного из чата в буфер обмена. Как это может выглядеть на практике, смотрим в примерах ниже. 

Выбрав самого симпатичного парня из предложенного списка, я отправила подмигивающий смайлик. Через несколько секунд от него пришло первое сообщение:

Стив: «Привет. Познакомимся?» 

Я: «С удовольствием».

Профессор Майлз, [12.05.21 14:45] 

Мы только что получили результаты последнего эксперимента. Надо сказать, что вся лаборатория крайне удивлена… 

Лаборант Сандерс, [12.05.21 14:47] 

Скоро буду! 

[12.05.21 14:45] Профессор Майлз: Мы только что получили результаты последнего эксперимента. Надо сказать, что вся лаборатория крайне удивлена… 

[12.05.21 14:47]  Лаборант Сандерс: Скоро буду! 

Психолог аккуратно достала из пакета и повертела в руках обычный телефон. Ничего особенного, средняя ценовая политика. Она включила его, зашла в меню и выбрала «входящие сообщения»…

– Привет, это Алексей. Дед, наверно, увез случайно ключи от комнат. Будешь дома в 8?

Доставлено 28.09.2013 в 07.30.

* * *

– Привет, это Алексей. Случайно не помнишь наш почтовый индекс?

Доставлено 07.10.2013 в 07.30.

* * *

(Роман в SMS , Елена Федорова)

От кого: Незнакомый номер

Ты представить себе не можешь, как я терпеть не могу эти понедельники! На меня снова накричал начальник. Я скоро готова буду превратить его в жабу. Ну, или в хорька, на крайний случай.

Макс перечитал трижды это сообщение, но так и не сумел понять причем здесь он, хорек и какой-то начальник? 

(Какао на рождество, Мария Данилова)

Представленные выше примеры, это лишь часть того, как могут выглядеть онлайн-диалоги и сообщения в мессенджерах ваших книжных героев. У многих современных авторов собственный стиль оформления, который может чем-то отличаться от тех, что мы сегодня рассмотрели. Бывает, что даже в одной книге стиль оформления таких диалогов и переписок отличается от главы к главе. Такое можно увидеть, например, в книге «Роман в sms» В. Никишина. 

Многое к вам придет с практикой и опытом, чем больше вы будете писать, тем интереснее и грамотнее будут ваши тексты. Также не стоит пренебрегать очевидными вещами, повышающими вашу литературную квалификацию, вроде книг для начинающих писателей. Все вместе это дает вполне ощутимый результат! 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти хорошее там где его нет
  • Как найти площадь сектора если известен радиус
  • Могила меркадера как найти
  • Как найти диаметр стены
  • Illegal attribute value как исправить