Как правильно составить предвыборную кампанию

Как написать предвыборную программу

Грамотно составленная предвыборная программа является неотъемлемым атрибутом любых выборов. Она помогает избирателю составить свое мнение о кандидате, его взглядах на актуальные проблемы и ознакомиться с предлагаемыми методами их решения.

Как написать предвыборную программу

Инструкция

Определите первоочередных адресатов вашей предвыборной программы. Прежде всего, ими должны быть те граждане, те социальные слои, которые потенциально способны отдать за вас свои голоса. Это люди, которые не настроены заведомо негативно в отношении вашей политической фигуры, а значит, на их конечное мнение можно повлиять. Другой целевой группой, безусловно, являются лично ваши сторонники или приверженцы той политической силы, которую вы представляете.

Оцените в своей программе текущее положение вещей в регионе, обратите внимание на наиболее насущные проблемы. Проанализируйте результаты работы своих конкурентов, в частности, действующего обладателя должности, борьбу за которую вы ведете. Объясните, почему именно вам удастся разрешить текущие проблемы, расскажите, какие шаги вы намерены для этого предпринять и какого эффекта от них ожидаете.

Если ваша личность пока не известна местным жителям в достаточной степени, и ваш стартовый рейтинг крайне низок, прибегните к помощи социальной рекламы. Вашу предвыборную программу смогут весомо дополнить жесткие высказывания относительно проблем алкоголизма, курения или охраны окружающей среды. Это поможет привлечь внимание к программе максимально широкого круга ваших потенциальных избирателей.

Разработайте свой уникальный политический имидж. Формирование определенного отношения избирателя к кандидату облегчит доведение необходимой информации до сведения целевой аудитории. Такой имидж станет основой, стержнем для всей политической риторики кандидата на протяжении избирательной кампании. Первым шагом в формировании образа зачастую является официальное заявление кандидата о начале его участия в предвыборном состязании.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

С. К. Манцуров
Одиннадцать советов по организации предвыборной компании.

1.01. Цель, которая способна оправдать затраты. Какова конечная цель проведения предвыборной компании? В предвыборной компании не может быть никакой иной цели кроме победы на выборах. Если ставится иная цель, значит эта компания не может называться предвыборной.
1.02. Вначале ставится цель, а затем находятся способы её реализации. Исходя из цели требуется определить общий план компании, собрать специалистов и разделить между ними зоны ответственности.
1.03. Время начала работы. Поздно давать старт предвыборной компании с даты её официального объявления. Лучше начать работать раньше, до того момента когда в отношение кандидата начнут действовать ограничения которые накладывает на кандидатов закон. Некоторые кандидаты вступают в избирательную кампанию в последний момент, как правило, шансов на успех у них меньше, однако существуют предвыборные технологии коротких компаний. Они актуальны лишь в определённых случаях. Лучше же вступать в избирательную кампанию, позаботившись о своём рейтинге узнаваемости.
1.04. Начало продвижения кандидата. Продвижение политического лидера формируется из общности, использованных кандидатом во время процесса кампании избирательных технологий и решений. Поэтому одной из значимых задач электорального цикла становится их эффективное использование.
Целесообразно проводить весь комплекс мероприятий: благотворительных, имиджевых, социальных и т. д. Цель этих действий — хорошее отношение к кандидату со стороны избирателей. Вектор социальной работы разноплановый: отстаивание интересов спорта, движение за чистые улицы, борьба с курением, правовая консультация, опека животных, высадка зелёных насаждений, поднятие вопросов окружающей среды и т. д. При этом требуется учитывать, что все эти мероприятия потребуют различных финансовых затрат. Невозможно проводить благотворительные мероприятия, без оказания материальной помощи нуждающимся избирателям которая может подразумевать и раздачу продуктов, и подписку избирателей на газеты, и подарки билетов на концентры, и страхование жизни спортсменов и т. д.
Имиджевые мероприятия – это мероприятия с целью формирования положительного имиджа которые, к примеру, включают в себя установки малых форм во дворах, проведение общественных уборок и субботников во дворах, очистку улиц и дворов, публичные сдачи крови, устроение чаепитий, организация круглых столов по разным темам, и многое другое.
1.05. Планирование — залог успешной избирательной компании. Заранее определяйте круг основных задач на неделю, обозначайте то, что является делами первой необходимости. Для сложных случаев разбивайте работу на части с комментариями, чтобы потом понять то, что подразумевали. Основное внимание предоставьте трудным делам, их нельзя переносить, к примеру, на конец недели. Повесьте на видном месте листочки для заметок — пишите на них задачи или вопросы. С утра делайте наиболее важные дела. Срочные вопросы звонки надо решать в первой половине дня. Психологически люди уделяют больше внимания и времени вопросам поступившим в утренние часы. Менее значительные дела лучше перенести на вторую половину дня. Последовательности проведения дня по значению равна наличию административного ресурса. Помня об этом каждый день желательно заканчивать анализом действий прошедшего дня. Во время предвыборной компании вечер — это время для того, чтобы вспомнить важное, подумать над тем, что вы не успели. Или можно было сделать лучше, на каких моментах можно было не останавливаться, какие требовали больше внимания. Так же вечером надо составить список дел на следующий день.
Важно понимать, что запланированные дела можно корректировать и изменять. Нет гарантий, что в течении следующего дня не возникнет ситуаций которые по важности перекроят планы. Список заданий можно и нужно редактировать. Создание своего личного распорядка дня — творческий процесс и интересный процесс. Осознание факта того, что этим вы творите свою судьбу принесёт удовольствие от проделанной за день работы и позволит достичь высоких результатов. Делая запланированные шаги сегодня, завтра, и каждый день, помечая дела как важные и второстепенные, кандидат идет к победе. По сути даже вне предвыборной гонки нет ничего важнее, чем планирование целей — это добавляет осознанности и создаёт прекрасное будущее.
1.06. Стратегия, тактика, цель. Действовать во время выборов надо только успешно и сохранять настрой на успех в течение всего периода выборов. Однако слепая вера в успех не нужна, она должна быть осознанной и обоснованной. Поэтому требуется выстраивать последовательные цепочки мышления которые от тактического этапа к этапу ведут к стратегическому.
Стратегия и тактика — части целого. Одна отвечает на вопрос, что необходимо донести до избирателей (стратегия), вторая определяет форму — в какой это выполнить (тактика). Задача стратегии — использовать имеющиеся ресурсы с высокой долей результативности. Тактика — подчинена основной цели (стратегии) и является инструментом стратегии. Стратегия завоевывает главные цели по средствам решения набора тактических задач по принципу «ресурсы-цель». Поэтому избирательные технологии правильно делить на стратегические и тактические. К примеру, работу разных специалистов: журналистов, фотографов, специалистов по рекламе и PR, режиссёров, водителей и других относят к тактике. Под стратегией же понимается общность целей и совокупность способов их достижения.
К примеру, стратегия партии — политическая программа, которой она придерживается. Тактика — технология проведения выборов с разными этапами: выдвижение кандидата, определение даты начала регистрации, формирование команды, регистрация кандидата составление социальной — матрицы избирателей округа, разработка предвыборной программы кандидата, вопросы печати, составление списка встреч с избирателями, обеспечение контроля в день голосования, проведение социально-политического исследования и многое другое. В основе стратегии лежит основной образ кандидата и его имиджевые характеристики.
1.07. Имидж. Определение образа кандидата — суть стратегии избирательной кампании. Развитие имиджа кандидата всегда имеет два варианта, стихийный и созданный. Стихийный, он же естественный — результат становления человека. Если кандидат выступает в своём образе которым он и так является и если данный имидж гармонично ложится на электоральное поле ожиданий, тогда имидж кандидата не требует изменений, возможны лишь некоторые корректировки.
Другой вариант требует создания нового имиджа кандидата, оно необходимо в связи с необходимостью соответствия стратегии избирательной компании. Благоприятный имидж кандидата необходим для эффективного действия всей предвыборной компании. Победа стоит за плечами имиджа кандидата который обязан демонстрировать силу и уверенность.
Имидж — это не только одежда, но еще и тактика общения, и деловая нагрузка. Входить в предвыборную гонку без представлений об имидже нецелесообразно. В избирательных технологиях сложилась маркетинговая тактика формирования имиджа. Это означает, что имидж во-первых создаётся, а во-вторых создаётся под конкретного избирателя. Формирование имиджа идёт под влиянием изучения предпочтений избирателей. После того как работа над имиджем завершена и кандидат знает каким ему надо предстать перед избирателями: туфли, спортивная обувь, пиджак, галстук, кроссовки, улыбка, жесты, манеры и.д., можно приступить к первому этапу — официальному заявлению о принятии решения выдвинуть свою кандидатуру.
1.08. Заявление о выдвижение кандидата. Такому заявлению предшествует предварительная часть: просчитывается возможность победы, определяется степень поддержки избирателями, уточняются источники поступления денежных ресурсов, определяются группы поддержки способные обеспечить победу на выборах. И остальные позиции. Грамотный подход к вопросу организации официального заявления о принятии решения выдвинуть свою кандидатуру создаётся отнюдь не для простого извещения электората о своём намерение. А является принципиальной акцией преследующей ряд тактических целей.
Так к примеру, довольно важно обратится к избирателям с рассказом, о том почему принято решение баллотироваться на выборную должность. Цель — разъяснить, что у данной кандидатуры в депутаты имеется силы и возможности, что кандидат может решать задачи округа. Кандидат может и умеет действовать для блага всего общества, остальные же претенденты таких способностей не имеют.
Не стоит забывать, что в обращение можно обозначать трудности с которыми сталкиваются люди. Их кандидат будет в дальнейшем процессе избирательной кампании. Но масштабней и с большим количеством аргументов.
Следующей принципиальной задачей подобного заявления может являться возможность внести неуверенность в стан врагов, а в наилучшем случае вообще отбить у них желание баллотироваться. Поэтому в заявление требуется уделять внимание мощным сторонам кандидата. И корневому пониманию задач, с которыми сталкивается избиратель.
1.09. Предвыборный штаб кандидата. Начало избирательной компании ознаменовывается официальным заявление кандидата. Так начинается включение кандидата в масштабную предвыборную гонку. Организуется штаб предвыборной кампании в который входят ближайшие приверженцы, помогающие кандидату. Основной объём работы ложится именно на штаб кандидата. Единых правил для предвыборных компаний различного уровня и способов их управления не существует. Также как нет и их и для организации штабов. Поэтому все они имеют значительные отличия. Однако анализ успешной штабной работы показывает, что успеха добивается штаб, руководит которым не сам кандидат, но успешный менеджер. Данный менеджер, в том числе, определяет задачи для кандидата. Первое же на, что требуется обратить внимание при организации штаба — это комфортные психологические условия.
1.10. Психологические особенности предвыборного штаба. Благоприятный психологический климат в штабной работе один из важнейших элементов победы на выборах, за этим надо следить особенно внимательно. Никоем образом не должно быть обиженных людей, тех кто выполняет работу по долгу службы, что случается когда кандидат снимает своих работников с основного места работа и принуждает их к несвойственной им деятельности. Коллектив штаба должен находится в хорошем социально-психологическом климате когда у сотрудников преобладает оптимизм и вера в победу. Эти чувства, через свою деятельность они передают избирателям. Правильно подобранный коллектив характеризуется общим доверием, открытостью, ощущениями защиты, идеями и планами карьерного роста, взаимопомощью. Сотрудники штаба должны чувствовать свою значимость и стремится к совершенствованию. Коллективы с неблагоприятным психологическим климатом, как правило, настроение сотрудников пессимистичное, случаются конфликты, склоки. Работники в себе не уверенны, закрыты, скованны, боятся совершить ошибку.
1.11. Организм предвыборного штаба. Другой важной частью организации результативной штабной работы становится четкость в определении ролей и того кто за что отвечает. Порой в штабе сотрудник не вполне понимает, что он должен делать и действует исходя из личных представлений о данной работе, тогда как его деятельность должна быть четко определенна, и он должен знать свои задачи, видеть зону ответственности. Весь штаб обязан функционировать как единый организм, одна команда. Никаких недомолвок допускать нельзя, заслуги каждого должны быть отмечены и оценены, а также стратегия кампании, цели и задачи должны быть понятными всем. Штабная работа опирается на эффективный, квалифицированный людской ресурс имеющийся в распоряжение. Все члены штаба выполняют в основном только те задачи которые у них лучше получаются и по которым имеют определённый опыт. В этой связи можно рекомендовать следующее: каждое направление деятельности штаба замыкается на конкретного человека за которое он несёт ответственность. Не должно быть функциональных обязанностей перераспределяемых между людьми. В целом формирование штаба включает в себя: назначение менеджера штаба, подбор кадров, назначение руководителей основных направлений, к примеру, руководитель PR-проектов, рекламный сектор, группа работы с агитаторами, группа работы с наблюдателями, группа распространения информации и другие направления.
С.К.Манцуров

Одно из требований для участия в выборах — предвыборная программа. Как ее составить, чтобы избиратели отдали свой голос именно тебе? Мы поговорили с участниками Студсовета: они поделились опытом и дали несколько советов.

Как подготовить предвыборную программу?

© Избирательная комиссия Студенческого совета

1. Расскажите, кто вы и что вам интересно

Один из основных пунктов – знакомство с кандидатом. Избирателям нужно понять, какие у вас ценности и интересы. Поделитесь прошлым опытом: значимыми для вас проектами, волонтерской деятельностью. Так другие студенты узнают вас лучше и поймут, совпадают ли ваши установки.

2. Объясните, чего вы добиваетесь

Каких целей вы хотите достичь, став участником Студсовета? Какие проблемы предлагаете решить? Укажите средства, которые будете использовать. Только стройте реальные планы и не давайте невыполнимых обещаний.

3. Узнайте запросы студентов

Член Студенческого совета должен помнить о том, что он отстаивает не только свои интересы. Попробуйте узнать у однокурсников, сожителей и знакомых из Вышки, что они хотели бы изменить или усовершенствовать. Возможно, вы поймете, что есть проблемы, с решением которых вы справитесь лучше.

4. Ведите себя достойно

Сосредоточьтесь на своих достижениях и сильных сторонах – именно это стоит узнать тем, кто, возможно, будет за вас голосовать. Не стоит критиковать чужую работу, мнение или решение. Лучше держать нейтралитет к соперникам и действующим членам Студсовета. Вы сохраните свой имидж и статус.

Блиц! Мы задали 3 вопроса о том, как составить предвыборную программу активным участникам студенческого самоуправления.

Существуют пункты, необходимые в предвыборных программах?

Анастасия Кан, экс-руководитель Социального комитета, PR-менеджер ИКСС: «Можете упомянуть, что отвечаете на вопросы в любое время суток! Укажите схожий опыт с деятельностью Студсовета: может, вы до этого уже помогали ребятам — это будет важное замечание. И лучше не обещайте много, а говорите, как вы будете что-либо делать. Сравните: «Я полностью поменяю учебный план» vs. «Я буду общаться с академическим руководителем, чтобы решить какой-то определенный кейс, беспокоящий студентов моего факультета».

Федор Духновский, член студсовета ФСН, председатель ИКСС: «Я считаю, в предвыборной программе нужно указывать то, что будет содержательно и привлечет внимание. Например, вы можете привести три значимых проблемы или направления, с которыми будете работать. И оформите более-менее оригинально, а не стеной текста на белом фоне».

Христофор Космидис, экс-руководитель Комитета по информационной политике: «Никакого топа в предвыборных программах не существует. Нет чего-то обязательного, о чем нужно сказать, и нет чего-то запрещенного. Здесь, скорее, важно не то, что ты пишешь, а как. Я думаю, что решает креативность. Советую подкреплять свои заявления какими-то знаниями: если вы говорите, что измените столовку, упомяните свой опыт взаимодействия с ней. Покажите, что знаете, как работает эта система. Иначе кажется, что это не четкая цель, а просто желание»

Чего лучше избежать, чтобы не отвернуть от себя избирателей и не потерять их доверие?

Анастасия Кан: «Не пишите огромные тексты, их вряд ли будут читать: у нас существует практика голосования за своего друга или знакомого, который попросил это сделать. Пишите емко, иначе просто потеряете время».

Федор Духновский: «Лучше воздержитесь от чего-то незаконного не используйте оскорбительные лозунги».

Христофор Космидис: «Предвыборная программа — это свободный текст и вы можете продвигать все, что вам интересно. Но, конечно, нельзя поддерживать сексизм, дискриминацию и прямо копировать чужие программы».

Программа — это не только текст? Нужно ли использовать дополнительные форматы, фото или видео?

Анастасия Кан: «Мне кажется, нужно. Особенно важно, чтобы фотографии были подготовлены специально для предвыборной программы. Не нужно просто подгружать свое фото из ВК, добавьте на нее какой-то текст, создайте мем — важно, чтобы тебя запомнили. Если тебя запомнят, за тебя проголосуют».

Федор Духновский: «Мемы и инфографика — всегда очень круто и удобно, используйте их. Но учитывайте тот образ, который хотите создать (не всем подходят мемы)».

Христофор Космидис: «Чтобы программа выстрелила, она должна быть странной, необычной. Тогда ее репостнут. Люди, как правило, не заходят в группы по выборам в Студенческий совет и не видят программы. Они просто связывают существующие проблемы с тем, какими вопросами занимается кандидат. Используйте любые способы, которые считаете нужными. Я не считаю, что это правильно, но так все работает».

Всем привет! Мы Миша, Алёна и Диана, практикующие маркетологи. Рассматриваем нестандартные темы и рассказываем о маркетинге простым языком. Сегодня объясним, почему большинство предвыборных кампаний летит в трубу, и как кандидатам это победить. Поехали!

История Миши

Прошел день, второй, седьмой в таком режиме. Мы уделяли работе по 1-2 часа в день и ходили вместе. Нам за эту неделю заплатили по 15K на лицо, и мы такие: «ЧИИИВООО? Ни за что по 15K за неделю! Норм!».

Вот подходит день выборов, и мы снова обходим все квартиры с подписями и приглашаем людей прийти, за каждого якобы приглашенного нам давали еще по 500р. За каждого, КАРЛ! Для нас, студентов, это стратосфера.

По итогу, за этот день выборов мне заплатили 23K, а девушке – 27K. За якобы приглашенных людей. ЗП считали по плюсикам в наших табличках (УДИВЛЕНИЕ).

В тот момент я осознал всю абсурдность этого мероприятия и то, какие деньги выкидывались на ветер с нулевой для кандидата эффективностью.

Что было по факту – дворы все разбитые, бедность и серость. Что было на бумагах и на словах – обещания непосредственно от будущего депутата (ПАЛЕЦ ВВЕРХ), что в этот раз все точно будет по-другому.

Если подходить с маркетинговой точки зрения, это тотальный провал и эпик фейл. Огромный открученный рекламный бюджет в кратчайшие дни превратился просто в пыль. Миллионы рублей на рекламу, которая не сработала.

Кандидат проиграл, и дело даже не в фальсификациях и т.д. и т.п. Дело в принципе, в том, что изначально это была провальная стратегия.

История Алёны

Номер раз

Студенческая общага. К нам с подругой стучится сосед и предлагает подзаработать. Мы и еще 50 бедолаг грузимся в автобус и едем в далекие степи Тверской области. Там в большом актовом зале местного ДК выступает небезызвестный политик. Партию собирает. Всего явилось больше 200 человек – явка обеспечена, партия собрана. Задача выполнена, нам платят по 1000 на человека и везут обратно. Что стало с партией – не знаю. Кажется, те же самые организаторы ее и развалили.

Номер два

Та же самая общага. Тот же самый сосед. «Пс, девчонки, по 2500 на нос хотите?» Естественно, хотим! Идем за открепительными удостоверениями, едем опять же в степи Тверской области и проходимся там с этими удостоверениями по всем участкам для выборов, голосуя за известного кандидата. Не помню точную механику, почему нам позволяли голосовать по одному и тому же заявлению несколько раз, но как-то мы это провернули. По факту, за кого мы там проголосуем, никто не проверял. Главное было посетить все участки и сходить в избирательные кабинки.

Номер три:

Естественно, общага. Ночью нас грузят в машину и везут в далекий город с пачкой газет. Агитация за 3 дня до выборов запрещена. Но не для нас. Мы взламываем кодовые замки подъездов с помощью нашего знакомого хакера и распихиваем газеты. Вскоре нам это надоедает, и пачки газет оказываются на ближайшей помойке.

Вывод:

Для того, кто столкнулся с механикой выборов, все, что происходит в современной политике – фарс и неуместная трата денег. Выигрывают, по сути, только студенты, которые получают свои несколько тысяч за непонятную работу.

Стратегия развития для будущего депутата aka политика

Во-первых, скажем, что маркетинговый анализ и база по личному бренду работает, как aвтомат Калашникова – абсолютно всегда и абсолютно везде.

Первое, что необходимо четко уяснить: нужно грамотно работать с позиционированием и обрастать лояльной аудиторией. Желательно быть не ближе к народу, а быть тем самым человеком из народа – как минимум, создавать такую видимость.

В самом начале пути нужно понять:

– Кто те люди, которые ходят на выборы и почему они это делают?

– Кто то те люди, которые остаются нейтральными и относятся безразлично к политике и почему?

– Кто те люди, которые рьяно отрицают любые выборы в нашей стране и почему?

Затем необходимо:

  • Составить 3 четких портрета своей ЦА.
  • Узнать и выписать для каждой аудитории по отдельности их ЖЕЛАНИЯ, их БОЛИ, их СТРАХИ, их ВОЗРАЖЕНИЯ.

Еще раз: ПО КАЖДОЙ АУДИТОРИИ В ОТДЕЛЬНОСТИ.

Это нужно, чтобы понять, что и каким образом мы должны делать, чтобы завоевать доверие максимально большего числа людей.

Приведу пару ярких примеров:

Возьмем, для примера, Фургала из Хабаровского края. У него было прекрасное позиционирование, он действительно человек из народа. Он не то, что был выше над людьми и даже не наравне. Он ставил себя, всех чиновников и депутатов своего края ниже обычных людей и всячески это демонстрировал своими поступками. Именно из-за такого подхода он дико хайповал в ютубе. Это необычно, как минимум, реально искренне показывать, что ты слуга народа.

Возьмем Навального. Мощнейшая медийка, он один из первых в политике понял, что медийка в соцсетях в наше время решает практически любой вопрос. Крутой продакшн, достойного уровня контент, знает, как хайповать на освещении острых тем. Крутая команда по медийной составляющей.

НО

У первого не было достаточной медийки и блогерской составляющей.

У второго не было настолько крутого позиционирования. Он был слишком радикален во взглядах и считал правильным только свое мнение.

Давайте возьмем мощное позиционирование Фургала и плюсанем к нему крутую работу с медийкой, как у Навального.

В итоге получаем крутого своего чувака, который реально влияет на события в пользу людей, круто всю эту тему освещает и наращивает обороты.

3 важные для нас вещи мы уже поняли:

  • АНАЛИЗ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ;
  • ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ, ЛИЧНЫЙ БРЕНД;
  • ЗАНЯТЬ ПЛОЩАДКИ, НА КОТОРЫХ НАХОДИТСЯ ТВОЯ АУДИТОРИЯ И СТАТЬ ЛИДЕРОМ МНЕНИЙ.

Считаю, что в наше время прям стопудово без медийки в соцсетях никуда не пролезешь. Никакие фальсификации с тобой не сработают, если ты будешь самым крупным лидером мнений по РФ. Вы представляете ведь, как можно качнуть личный бренд с такими возможностями?

Коллаборации с крупными блогерами, прямые эфиры с реальными решениями вопросов, которые задают люди. Не прятаться и по максимуму быть на виду. Освещать свою жизнь и быть слугой своей аудитории. Это ведь в буквальном слове НЕУЯЗВИМОСТЬ. Если у тебя аудитории, как у Хабиба, и все тебя любят – тебя не могут посадить в тюрьму, просто «убрать» и т.д.

Люди сами тебя со временем вытолкнут на позицию президента, и никто с этим ничего не сможет поделать.

Очень глупо целиться только в аудиторию телика и газет в наше время. Это значит втупую отсечь 80% всей аудитории, от которой реально зависит наше будущее. Стань кумиром молодежи, показывай истинного лидера и настоящий пример для подражания – и ты действительно станешь главой целой страны.

Вопросы, комментарии? Пишите, обсудим!

За
основу разработки проекта предвыборной
кампании мы используем описанную выше
структуру декомпозиции работ. Исходя
из того, что конечной целью является
победа на выборах, всю предвыборную
кампанию можно разделить на следующие
подпроекты:

  1. разработка
    общего плана кампании;

  2. формирование
    штаба;

  3. организация
    финансирования кампании;

  4. информационная
    и аналитическая деятельность, мониторинг;

  5. предвыборная
    агитация;

  6. день
    выборов.

Начинать
предвыборную кампанию можно еще до
официального объявления. Одни кандидаты
вступают в избирательную кампанию в
последний момент, другие готовятся
заранее. Каждый обладает правом выбирать
время старта. Для тех, кто хочет вступить
в избирательную кампанию, имея рейтинг
(узнаваемость избирателей), пригодятся
следующие рекомендации.

Для
начала раскрутки потенциальные кандидаты
могут использовать:

  1. социальную
    рекламу

  2. благотворительность

  3. имиджевые
    акции

Задачей
всех вышеперечисленных направлений
является создание положительного
отношения к кандидату со стороны
избирателей.

Социальная
реклама возможна по самым разнообразным
направлениям: борьба с курением, защита
животных, окружающей среды и так далее.

Благотворительность
подразумевает оказание материальной
помощи особо нуждающимся избирателям
(раздача продуктовых наборов, бесплатная
подписка пенсионеров на газеты).

Имиджевые
акции – любые мероприятия направленные
на создание положительного имиджа
(проведение субботников, очистка улиц,
установка скамеек во дворах, публичная
сдача крови, кружки для чаепития с именем
кандидата и т.д.).

Организация
и проведение избирательной кампании
предполагают реализацию комплекса
различных мероприятий. Чтобы эта
деятельность была успешной, она должна
быть спланированной, обоснованной и
отличаться целостным характером. Это
означает, что проект избирательной
кампании должен включать, две части:
одна дает ответ на вопрос, что необходимо
донести до избирателей, чтобы они
проголосовали заданного кандидата
(стратегия), вторая — в какой форме это
сделать (тактика). Исходя из этого,
разграничения осуществляется и
практическая деятельность по организации
и проведению избирательной кампании.
Соответственно, используемые избирательные
технологии можно разделить на
стратегические и тактические.

Предложенное
разграничение стратегии и тактики
избирательной кампании не безупречно.
В частности, что касается различных
рекламных материалов (листовок, плакатов,
буклетов, календарей, видеороликов и
т.д.), то здесь важны не только форма, но
и содержание. В этом случае целесообразно
использовать следующий дополнительный
критерий: то, что требует для своей
разработки привлечения конкретных
специалистов (журналистов, фотографов,
художников, специалистов по рекламе,
клипмейкеров и др.), следует отнести к
тактике.В
соответствии с широко распространенной
точкой зрения под стратегией следует
понимать совокупность целей и задач
какого-либо вида деятельности, а под
тактикой — совокупность способов
достижения целей и решения задач. Такая
трактовка стратегии и тактики в целом
соотносима и с избирательной кампанией.
Однако, она недостаточно инструментальна.
Предположим, в выборах участвуют два
кандидата, и цель каждого — победа. Чем
в таком случае будут кардинально
отличаться стратегии их избирательных
кампаний? Если же рассматривать стратегию
как содержательную составляющую
кампании, то такие различия проявятся.
Итак, стратегия избирательной кампании
— это ее содержательная составляющая,
на которой строятся организация и
проведение всей кампании. Стратегия
включает в себя основные цели, задачи
и направления действий кандидата/партии
для победы на выборах. Тактика – это
набор конкретных способов воплощения
целей в жизнь, она представляет собой
план действий, направленных на победу
в выборах. К примеру, стратегия партии
включает политическую программу
(платформу), которой она придерживается
и считает ее эффективной для какого-либо
региона, либо страны в целом. Тактика
является технологией проведения выборов,
и она может включать следующие этапы:


определение даты проведения выборов;


выдвижение кандидата, формирование его
команды;


сбор подписей в поддержку кандидата;


регистрация кандидата;


составление социально-психологической
и политической матрицы избирателей
округа;


разработка предвыборной программы
кандидата и широкое ознакомление с ней
избирателей;


составление плана агитационно-пропагандистских
мероприятий, встреч кандидата с
избирателями;


мониторинг избирательной кампании;


формирование денежного фонда кандидата;


мобилизация организационно-технических
средств;


обеспечение контроля в день голосования,
оперативного сбора информации о ходе
голосования;


проведение заключительного
социально-политического исследования.

Основу
стратегии составляет образ, или имидж,
кандидата (партии), который является
стержнем информационного воздействия,
оказываемого на избирателей. Выбор
основных параметров этого образа и
будет определять суть стратегии
избирательной кампании.

В
рамках реализации стратегии избирательной
кампании используется ряд технологий,
основной среди которых является
технология формирования имиджа. Но
поскольку избирательные технологии
относятся к группе технологий
маркетингового типа, формированию
имиджа предшествует изучение предпочтений
избирателей. Однако начинать следует
не с исследования электорального рынка,
а с целей кампании.Определение
целей избирательной кампании, строго
говоря, находится за пределами области
стратегии. Собственно, стратегия и
тактика кампании разрабатываются исходя
из поставленных целей. Если все последующие
мероприятия относятся к компетенции
различных специалистов, то цель кампании
определяет сам кандидат. Правда,
руководитель кампании должен определить,
насколько достижима и каких ресурсов
потребует эта цель. Наиболее естественная
для избирательной кампании цель —
победа на выборах.

Часто
кандидатами упускается такой важный
момент как официальное заявление о
принятии решения выдвинуть свою
кандидатуру на тех или иных выборах.
Это заявление требует большой
подготовительной работы, которая
включает решение многих вопросов:
уточняется вероятность победы на
выборах, степень поддержки избирателями,
определяются источники мобилизации
финансовых ресурсов, необходимых для
проведения избирательной кампании,
выявляются возможности группы поддержки,
ее способность обеспечить победу на
выборах. Было бы ошибкой думать, что
официальное заявление о принятии решения
выдвинуть свою кандидатуру на тех или
иных выборах — это просто уведомление
общественности. Такое заявление
преследует много различных целей и
призвано решить ряд задач. Главными из
них являются следующие.

Во-первых,
в данном заявлении кандидат обращается
к избирателям с объяснением, почему он
принял решение баллотироваться на
выборную должность. Цель обращения —
убедить избирателей в том, что только
ему под силу сделать для них и для блага
всего общества то, что другие сделать
не могут.

Во-вторых,
уже в данном обращении к избирателям
обозначаются те конкретные проблемы,
которые затем будут звучать в ходе всей
избирательной кампании, но более
масштабно и аргументировано. По поводу
этих проблем будут разворачиваться
дискуссии с оппонентами.

В-третьих,
выступая с заявлением, претендент не
упускает возможности поколебать или
вообще отбить желание баллотироваться
у соперников. Поэтому он всемерно
подчеркивает свои сильные стороны:
возможности собрать достаточные средства
на проведение кампании, глубокое
понимание общественных проблем.

После
официального заявления кандидата о его
включении в предвыборную борьбу
начинается широкомасштабная предвыборная
кампания. Для ее осуществления необходим
специальный аппарат – штаб предвыборной
кампании.

Штаб
предвыборной кампании обычно составляют
ближайшие сторонники, поддерживающие
кандидата. Именно на штаб ложится
основной объем работы по проведению
предвыборной кампании. Характер различных
предвыборных кампаний, принципы
управления в них, организация штабов
могут достаточно сильно отличаться
друг от друга в различных ситуациях.
Однако существует ряд правил, соблюдение
которых одинаково важно во всех случаях
для организации успешной работы:

1.
штабом руководит менеджер.

2.четкость
в определении ролей и обязанностей
членов штаба.

3.
штаб кампании должен функционировать
как команда.

4.
стратегия кампании должна быть понятной
членам штаба.

5.
точное и своевременное выполнение
решений руководителя кампании.

6.
в штабе должен быть благоприятный
психологический климат.

Как
показывает практика, структура штаба
выстраивается на основе того людского
и квалификационного ресурса, который
имеется в распоряжении. В связи с этим
члены команды штаба выполняют те функции,
которые у них лучше получаются, или в
которых у них есть накопленный опыт, и
функциональные позиции в штабе часто
формируются под особенности и опыт
людей, в него включенных.

Однако,
как бы ни перераспределялись ответственности
между членами штаба, необходимо так
распределить людей по функциональным
обязанностям, чтобы не выпало из сфер
ответственности никакое направление
деятельности штаба или не произошла
перегрузка каких-либо членов штаба по
взятым ими ответственностям, которая
помешала бы им качественно выполнять
каждую из них.

Основная
рекомендация здесь следующая: за каждое
направление деятельности штаба должен
отвечать конкретный человек, естественно
перераспределяемые между людьми
функциональные обязанности в конечном
итоге должны быть распределены так,
чтобы каждый член штаба не находился
под перегрузкой ответственности, что
нарушало бы структуру управления.

Итак,
работа по формированию штаба включает
в себя следующие подпроекты:

  1. назначение
    руководителя/ менеджера предвыборной
    кампании

  2. подбор
    кадров, в том числе назначение
    руководителей основных направлений
    (например, руководитель аналитической
    группы, руководитель группы рекламы,
    группы материального обеспечения).

  3. публикация
    в прессе информации о работе общественной
    приемной штаба

  4. организационное
    и техническое обеспечение штаба (аренда
    помещений для офиса, обеспечение
    работников связью и техникой, закрепление
    транспорта и т.д.)

В
случае, когда существует необходимость
работы в районах, данный список может
быть дополнен соответствующими пунктами
о работе региональных или районных
штабов.

Предвыборная
кампания – это довольно сложный и
трудоемкий процесс, включающий в себя
различные направления работы. Поэтому
формируя штаб все это необходимо
учитывать. То есть предвыборный штаб,
помимо менеджера, бухгалтера (казначея),
технического персонала, должен содержать
следующие группы специалистов:


проектная группа – аналитический и
исполнительный орган избирательной
кампании. Функциями аналитической
группы в рамках проекта являются
мониторинг действий избирательного
штаба и штаба соперников в округе;
установление контактов с журналистами,
редакторами и другими представителями
СМИ; исследование всех известных и особо
применяемых грязных избирательных
технологий на территории данного округа;
выявление слабых сторон кандидата и
уязвимых эпизодов в его биографии;
оперативная подготовка мер по
противодействию грязным избирательным
технологиям и включение их в стратегию,
тактику, планы избирательной кампании;
отслеживание и документирование всей
негативной информации по предвыборным
кампаниям и акциям политических
соперников.


группа рекламы, агитации и пропаганды.
К функциям данной группы относятся:
разработка и исполнение плана
агитационно-пропагандистских мероприятий;
организация митингов против использования
соперниками «грязных» избирательных
технологий в адрес кандидата; подготовка
и размещение материалов, направленных
против использования «грязных»
избирательных технологий соперниками,
в СМИ; заказ и распространение различных
видов наглядной агитации (майки, ручки,
листовки, брошюры).


группа добровольцев и координаторов.
В рамках проекта функциями данной группы
являются подготовка и инструктаж
активистов и наблюдателей за ходом
выборов по методам возможного использования
«грязных» избирательных технологий
соперниками; вскрытие и коррекция
негативных установок общественного
мнения по отношению к кандидату;
регулярный обход избирательного участка
с целью выявления фактов расклейки
листовок, появления граффити и т.п.,
порочащих нашего кандидата; раздача
брошюр и листовок избирателям, где даны
рекомендации по распознаванию «грязных»
избирательных технологий, разработка
сценариев и информационное обеспечение
выступлений активистов в поддержку
нашего кандидата, против которого были
использованы методы «грязных»
избирательных технологий.


юридическая группа выполняет такие
функции, как юридическая оценка материалов
наглядной агитации, текстов выступлений
кандидата, теле- и видеороликов с точки
зрения исполнения норм избирательного
права; защита прав и интересов кандидата
в суде при обращении в суд по поводу
фактов использования грязных избирательных
технологий соперниками данного кандидата.


среди функций группы безопасности
обеспечение информационной безопасности
проводимой кампании; противодействия
противоправным действиям политических
оппонентов; мероприятия по локализации
возможных ошибок кандидата.

Первая
и наиболее важная работа, которую берет
на себя укомплектованный штаб – это
организация финансирования предвыборной
кампании.

Финансирование
— один из главных, определяющих факторов
избирательной кампании. В самом общем
виде у избирательных кампаний есть
четыре составляющие: кандидат, круг,
поднятых им проблем, аппарат, организующий
эту кампанию, и денежные средства на ее
проведение. Если денег нет, то первые
ее составляющие теряют всякий смысл.
Финансовые средства необходимы для
проведения предвыборной кампании: для
организации выдвижения кандидатов, их
встреч с избирателями, выступлений по
телевидению, радио, в печати с изложением
программных обещаний, для размножения
разного рода печатной продукции,
организации широкой рекламы, организации
и проведения самих выборов.

Для
организации финансирования не обязательно
создавать группу, как правило, достаточно
одного человека (казначей или бухгалтер).
В обязанности казначея входит подробное
ведение счетов и учет
всех
поступивших средств и расходов,
осуществленных кандидатом или от его
имени. Отчетность должна своевременно
отражать все поступившие пожертвования
и сделанные расходы. После окончания
предвыборной кампании казначей должен
представить финансовую документацию
за отчетный период.

В
рамках организации финансирования
кампания необходимо выполнить следующие
работы.

Во-первых,
необходимо определить источники и
условия финансирования (какие расходы
покрываются из средств республиканского
бюджета, размер избирательного фонда,
возможные пожертвования). И на основе
этих данных разработать схемы финансового
и ресурсного обеспечения кампании,
схемы наполнения избирательного фонда.

Во-вторых,
определение всех возможных расходов.

В-третьих,
составление единой сметы, бюджета
кампании и ее утверждение.

И
последнее — составление финансового
отчета.

Для
удобства проведения расчетов предлагается
разработка и использование подобных
таблиц:

Таблица
для расчета расходной части бюджета
избирательной кампании

Реклама
и ПР

Статья
расхода

Тираж,(количество):

Cумма

Печатная
продукция:

Плакаты,

Календари,

Листовки

Наклейки

Другое

Биллборды

Растяжки

Брошюра

Газета

Реклама
в электронных СМИ

Реклама
в печатных СМИ

Изготовление
рекламных роликов

Наклейки
в транспорте

Иная
рекламная продукция

Услуги
дизайнера

Итого
по разделу:

Работа
штаба и кандидата

Статья
расхода

Кол-во
единиц

Сумма

Оргтехника:

Компьютер

Принтер

Ксерокс

Другое

Помещение
для штаба

Телефоны,
телефонные переговоры

Оборудование
для офиса

Расходы
на кандидата

Канцелярские
расходы

Почтовые
расходы

Зарплата
штатных сотрудников штаба (секретарь,
бухгалтер и т.д.)

Зарплата
временных сотрудников (водители,
помощники)

Сбор
подписей

Зарплата
агитаторов

Оплата
наблюдателей в день выборов

Прочие
расходы

Итого
по разделу:

Всего
(общая сумма расходов):

После
того как определены источники и условия
финансирования, начинается работа по
информационно-аналитическому обеспечению
кампании и мониторингу.

Информационно-аналитическое
обеспечение избирательной кампании
составляют сбор и анализ необходимой
информации. Для того чтобы обеспечить
выбор избирателей в пользу конкретного
кандидата, необходимо хорошо знать как
минимум объект воздействия. А объект
этот чрезвычайно сложен — ведь речь
идет о тысячах (иногда — миллионах)
избирателей, имеющих свои интересы,
стереотипы, предпочтения, на формирование
которых оказывают влияние самые разные
факторы. От информационно-аналитического
обеспечения избирательной кампании во
многом зависит ее ход, а значит, и ее
результат.

Аналитические
исследования начинаются с постановки
четырех важных тем:

  1. Постановка
    проблемы (зачем изучать?).

  2. Определение
    целей и задач исследования (что изучать?).

  3. Виды
    социологических исследований (как
    изучать?).

  4. Принципы
    ценообразования (сколько это будет
    стоить?).

Чаще
всего аналитические исследование
избирательной кампании преследуют
совершенно определенные цели, а именно:
найти ответ на два основных вопроса:

Можно
ли победить на выборах?

И
если можно, то как победить на выборах?

Вся
логика исследований, все методы и
инструменты будут подчинены одной цели
— поиску ответа на эти два вопроса.

Чтобы
эту цель реализовать необходимо разрешить
как минимум следующие задачи:

Инвентаризация
ресурсов;

Описание
ситуации в регионе;

Возможные
сценарии развития предвыборной борьбы;

Определение
приоритетов избирательной кампании.

Избирательная
кампания относится к тому типу проектов,
план мероприятий которых строится
исходя из имеющихся ресурсов. Это
означает, что их наличие в том или ином
объеме является определяющим при выборе
соответствующей модели стратегии и
тактики кампании.

Инвентаризация
ресурсов сводится к тому, чтобы определить
наиболее значимые из них (а также их
наличия для обеспечения кампании):

  1. Информационные
    ресурсы:

а)
подконтрольные СМИ, «дружественные»
журналисты и программы;

б)
способность «производить новости».

  1. Финансовые
    ресурсы.

  1. Административные
    ресурсы (кроме их наличия необходимо
    также умение ими распоряжаться).

  1. Человеческий
    фактор (способность команды и
    политтехнологов мыслить стратегически,
    видеть перспективы)

а)
креативность команды. Способность
производить качественную печатную
продукцию (листовки, буклеты, наружную
агитацию);

б)
организаторские способности, способность
выстроить слаженную работу команды,
быстро и четко принимать решения.

  1. Электоральный
    ресурс (кредит доверия, электоральная
    база) -мобилизованность избирателей
    конкретного политика отражает степень
    определенности в политическом выборе
    избирателя;

а)
объем электоральной базы показывает,
какая часть избирателей считает возможным
проголосовать за политика;

б)
стратификация электората — какие группы
избирателей представлены и чем они
отличаются друг от друга.

  1. Политический
    вес кандидата (шансы на победу):

а)
способен ли политик решать те или иные
проблемы;

б)
уровень доверия политику;

в)
пользуется ли он, по мнению избирателей,
авторитетом среди других политиков.

Наиболее
важные пункты исследования ситуации в
регионе — это электоральная история
региона, проблемные зоны региона,
перспективы региона, а также электорат
и поддержка основных политических сил,
включая партии и движения. По результатам
исследования составляется паспорт
округа, включающий в себя также подробное
описание округа: число избирателей,
число населенных пунктов, наиболее
крупные предприятия, воинские части.

В
области электоральных исследований
наиболее эффективными являются технологии
сегментирования и позиционирования.

Сегментирование
электората — это выделение групп
избирателей, ведущих себя одинаково по
отношению к «товару», т.е. кандидату или
политической партии.

Сегментирование
осуществляется на основе различных
критериев или их комбинации. В зависимости
от степени заинтересованности, проявляемой
к кандидату, можно выделить следующие
группы:

1)
твердые сторонники — на их поддержку
кандидат может всегда рассчитывать;

2)
нетвердые сторонники — симпатизируют
кандидату, но воздерживаются от активных
действий в его поддержку;

3)
безразлично настроенные граждане — не
имеют четко выраженной политической
позиции и не проявляют определенных
симпатий к каким-либо политическим
силам, демонстрируя равнодушное отношение
к политике вообще;4)
негативно настроенные граждане — те,
кто разочаровался в политике и не видит
ни одной достойной политической силы;

5)
нетвердые противники — симпатизируют
другому кандидату, но их предпочтения
нельзя назвать устойчивыми;

6)
твердые противники — активно поддерживают
другого кандидата и решительно настроены
против всех остальных;

7)
лишние сторонники — это те, чья поддержка
ослабляет позиции кандидата или даже
дискредитирует его.

Задача
политических технологов состоит в том,
чтобы удержать в поле своего внимания
первые две группы, привлечь на свою
сторону третью и четвертую и нейтрализовать
действия тех, кто принадлежит к оставшимся
группам. Особенно важными с точки зрения
достижения успеха в избирательной
кампании являются те группы, которые
не определились с выбором.

Технология
сегментирования представляет собой
ступень, необходимую для того, чтобы
выбрать те группы избирателей, на которые
будет оказываться информационное
воздействие, т.е. целевые группы. Поэтому
сегментирование естественным образом
предполагает последующее проведение
позиционирования. Позиционирование —
это выявление тех групп, на которые в
дальнейшем будет оказываться воздействие,
определение параметров, которыми будет
отличаться предлагаемый этим группам
образ кандидата.

Существуют
как минимум две причины необходимости
технологии позиционирования.

Во-первых,
ее использование позволяет избежать
рассеивания информационного воздействия.
Если кандидат раздает предвыборные
обещания, стремясь охватить как можно
более широкую аудиторию, то он рискует
потерять даже часть своих твердых
сторонников.

Во-вторых,
технология позиционирования позволяет
предотвратить распыление ресурсов.
Если кандидат апеллирует ко всём
избирателям округа, то определенная
доля ресурсов расходуется и на тех, кто
ни при каких обстоятельствах не собирается
голосовать за него, а значит — впустую.
В то же время редкий кандидат обладает
неограниченными финансовыми или
материально-техническими ресурсами,
не говоря уже об остальных. Соответственно,
необходимо такое проведение кампании,
которое даст наилучшее соотношение
затрат и прибыли.

Для
того чтобы избежать обозначенных
недостатков в проведении избирательной
кампании, необходимо решить, на что
направить основные усилия, т.е. определить
те электоральные сегменты, которым
будет уделено приоритетное внимание.

Технология
позиционирования строится на том, что
следует не только определить группы
избирателей, на которые будет оказываться
воздействие, но и разработать для каждой
группы отдельный комплекс мероприятий.

Для
выделения из состава электората применяют
множество классификаций, к одной из них
относится следущая:


по демографическому признаку (молодые
и пожилые, женщины и мужчины);-
по профессиональному (военнослужащие,
учителя, предприниматели и т.д.);


по территориально-поселенческому
(городские и сельские жители, жители
больших и малых городов);


по уровню доходов (богатые, средний
класс, бедные);


по положению в политическом спектре
(сторонники левых, центристов, правых)
и т.д.

Для
систематизации данных при проведении
подобных исследований возможно применение
следующих таблиц:

Социально
— демографические данные необходимые
для проведения избирательной кампании

Общее
количество избирателей

Количество:

мужчин
(%)

женщин
(%)

Возрастные
характеристики:

18-24
(%)

25-
44 (%)

45
– 59 (%)

60
и старше (%)

Семейное
положение

Национальный
состав

Профессиональный
состав

Образовательные
характеристики

Количество
пенсионеров

Количество
многодетных семей

Количество
малоимущих

Количество
активно верующих

Количество
беременных женщин (средняя рождаемость
за последний год)

Количество
семей с малолетними детьми

Количество
семей, дети которых в армии

Количество
безработных

Статистические
данные для проведения избирательной
кампании

Количество
промышленных предприятий (названия,
кол-во работающих на каждом)

Количество
учебных (высших) заведений (кол-во
учащихся в каждом конкретном)

Наличие
воинских частей

Советы
пенсионеров

КТОСы

Чернобыльцы

Афганцы

Ветеранские
советы

Женские
объединения

Студенческие
и молодежные организации

Религиозные
объединения

Беженцы

Другое

Электоральные
исследования, сегментирование
избирательного корпуса и позиционирование
позволяют перейти к реализации технологии
формирования имиджа, которая, является
осью всей стратегии кампании.

Имидж
в избирательной кампании — это сложившееся
в сознании избирателей представление
о кандидате (политической партии).

Ядром
имиджа кандидата или партии является
какая-либо основная черта, на которую
при формировании имиджа накладываются
и другие, дополняющие и усиливающие ее.

Формирование
имиджа ни в коем случае не может быть
произвольным. На этот процесс определяющее
влияние оказывают три фактора: сам
кандидат, избиратели и конкуренты.

Центральным
компонентом электорального образа
является какая-либо одна главная черта.
Однако это не исключает его многомерности.
В числе других составляющих имиджа
кандидата можно выделить следующие:

• социальное
происхождение, возраст, этническая и
конфессиональная принадлежность,
семейное положение, образование, сроки
проживания в округе;

• профессия
и этапы трудовой деятельности;

• личностные
качества (особенности темперамента и
характера, ораторские и организационные
способности, коммуникабельность и пр.);

• внешние
данные (физиологические параметры,
одежда, аксессуары, мимика, жесты и
т.д.);

• жизненный
и политический опыт;

• членство
в политических и общественных организациях;

• наличие
судимостей или подозрений в махинациях;

• окружение
кандидата (семья, соратники, друзья).

Важно
отметить, что характеристики формируемого
по этим параметрам образа должны
подчеркивать основное качество и не
вступать с ним в явное противоречие.
Ключевое положение технологии формирования
имиджа в избирательной кампании
определяется тем, что имидж и есть
главная идея кампании, и его раскрытию
должны быть подчинены все коммуникативные
мероприятия. Это, однако, не означает,
что кандидат должен представлять свой
имидж, напрямую сообщая избирателям,
что он самый сильный или самый честный.
Предъявление имиджа происходит через
тематику кампании.

Тема
избирательной кампании — это идея, на
которой строятся обращения кандидата
(лидеров политической партии) к избирателям
с целью получения их поддержки.

Число
разрабатываемых в кампании тем должно
быть ограничено тремя-пятью, причем
одна из них является ключевой, а остальные
— вспомогательными.

Основное
требование при выборе тем кампании —
это их соответствие имиджу кандидата.
Например, для кампании кандидата,
имеющего имидж «сильной личности», в
качестве ключевой темы могут выступать
борьба с коррупцией или наведение
порядка.

Другое
важное требование — злободневность
тематики кампании. Темы кампании — это
всегда отражение имиджа кандидата. С
другой стороны, одному и тому же образу
может соответствовать целый набор тем.
Среди них следует выбрать ту (прежде
всего это касается ключевой темы),
которая в большей степени отвечает
конкретной электоральной ситуации.

Особое
значение имеет также описание возможных
сценариев выборов. Это необходимо,
прежде всего, для оценки шансов кандидата.
Естественно, что сценарии отражают
неопределенность ситуации. Эта
неопределенность выражается с помощью
всевозможных «если» в сценариях: ситуация
будет развиваться так-то и так-то, если
произойдет то-то и то-то. А если же
произойдут такие-то и такие-то события,
то развитие ситуации будет таким-то. По
сути, оценка шансов кандидата сводится
к оценке вероятности развития того или
иного сценария, а вероятность развития
ситуации по тому или иному сценарию
зависит от вероятности этих самых
«если».

Схема
оценки шансов на успех

На
основании аналитики электората, ресурсов
всех кандидатов и ситуации в регионе
мы можем судить о вероятности того, что
произойдут или не произойдут те или
иные события (насколько вероятны все
«если»). Вероятность того, что предвыборная
борьба будет развиваться по тому или
иному сценарию равна сумме вероятностей
всех «если», способствующих этому
сценарию. А уже на основании знания
сценарных вероятностей мы можем оценить
и шансы на успех кандидата в предвыборной
гонке.

После
того, как проведены все соответствующие
исследования, определен имидж кандидата
и тематика всей избирательной кампании,
можно приступать к одному из самых
важных элементом предвыборной кампании
– предвыборной агитации. Работу штаба
по проведению предвыборной агитации
можно разделить на четыре направления:

  • встречи
    кандидата с избирателями;

  • агитация
    через СМИ;

  • наглядная
    агитация, политическая реклама;

  • акции.

Каждое
из этих направлений предполагает большой
объем работы, поэтому за каждым из них
следует закреплять, по крайней мер
одного ответственного.

Встречи
кандидата с избирателями — это одна из
наиболее эффективных и широко используемых
избирательных технологий, поскольку
ничто не заменит личного общения
кандидата, его доверенных лиц с
избирателями. Если
кандидат умеет хорошо говорить и
держаться на публике, то встречи с
избирателями – это наиболее действенная
форма агитации. Проводить встречи с
избирателями необходимо на протяжении
всей избирательной кампании с момента
регистрации вплоть до выборов.
Организовывать встречи будущего
кандидата с населением можно и до
регистрации, во время сбора подписей.
Можно и раньше, но повод должен быть
значимым. Правда, в этом случае нельзя
напрямую агитировать за кандидата, то
есть призывать голосовать за него. Но
обсуждать волнующие людей проблемы
запретить никто не может. Встречи до
регистрации обычно носят информационный,
тематический, дискуссионный и иной
характер.

Ответственный
за встречи кандидата с избирателями
(эксперт по организационным вопросам):

  • определяет
    технологию непосредственного
    взаимодействия кандидата с избирателями;

  • составляет
    программы личной активности кандидата
    (график, план встреч кандидата);

  • утверждает
    основные тезисы выступлений кандидата
    перед избирателями, типового сценария
    встреч кандидата с избирателями;

  • подготовка
    и проведение конкретных встреч (например,
    с медицинскими работниками, с работниками
    системы образования), неофициальных
    встреч, встреч с конкурентами.

Эффективная
коммуникация со средствами массовой
информации является основой успешной
деятельности в период избирательной
кампании. Медиа — это, прежде всего важный
канал обращения к потенциальной аудитории
кандидата – избирателям, элитам,
политическим конкурентам, властным
структурам и другим группам общественности.
Построение доверительных отношений со
СМИ помогает кандидату уверенно выиграть
избирательную кампанию, то есть
способствует его избранию. Взаимодействие
со СМИ составляет около 80% всей работы
штаба и занимает существенную часть
расходов кампании. СМИ обладают
максимальным «поражающим эффектом» и
придают информации определенный статус
объективности. Именно поэтому необходимо
наладить хороший контакт со СМИ и понять,
как лучше с ними общаться.

Одним
из важных шагов в этом направлении
является построение стратегии
взаимодействия со СМИ. Ее разработка
требует глубокого понимания того, где
находится кандидат, куда он хочет
продвинуться и как этого можно достичь.
Строить стратегию помогают ответы на
девять ключевых вопросов:

  1. Цели
    (чего мы хотим?);

  2. Аудитория
    (кто это может нам дать?);

  3. Месседж
    (что им нужно услышать?);

  4. Говорящие
    (от кого им это нужно услышать?);

  5. Передача
    (как мы можем сделать так, чтобы они это
    услышали?);

  6. Ресурсы
    (что у нас есть?);

  7. Недостатки
    – «дыры» (что нам нужно развить?);

  8. Первый
    шаг (с чего нужно начать?);

  9. Оценка
    (как мы увидим, что это работает?).

Взяв
за основу ответы на эти вопросы, можно
добиться ясности в построении стратегии
взаимодействия со СМИ и определить ее
основные направления.

Существуют
три основные возможности информационного
сотрудничества кандидата со СМИ:


создание информационных поводов, которые
заинтересуют журналиста или издание;


информационный бартер (предоставление
журналисту эксклюзивной информации в
обмен на «нужную» публикацию);


размещение заказных материалов.

В
общем виде построение эффективных
отношений со СМИ включает в себя:

  • анализ
    существующей в избирательном округе
    системы СМИ, публикаций в СМИ, сбор
    информационного досье из открытых и
    служебных источников информации
    (составление списка СМИ; выбор журналистов;
    подготовка и распространение
    пресс-релизов, проведение пресс-конференций,
    организация неформальных контактов,
    пресс-туров журналистов федеральных
    СМИ в регион, бал региональной прессы).

  • Заполнение
    информационного пространства. Создание
    портфолио. Изготовление и размещение
    информационных и рекламных материалов.
    Пополняемый видеоряд, сценарии аудио-
    и видеоклипов, политических роликов.

  • участие
    в жеребьевке эфирного времени и газетных
    площадей (бесплатного и платного).

  • закупка
    необходимых площадей и эфирного времени.

  • разработка
    и утверждение медиаплана (плана
    использования СМИ для целей избирательной
    кампании Кандидата).

  • Интернет.

  • организация
    системы «обратной связи» (прямые линии
    в СМИ, прямые эфиры, отчеты о работе по
    решению проблем конкретных избирателей
    и организаций, подготовка и проведение
    встреч с избирателями с последующим
    освещением в СМИ и т.п.).

  • мониторинг
    печатных и электронных СМИ.

Несмотря
на то, что использованию телевизионной
рекламы уделяется большое внимание в
мировой практике проведения избирательных
кампаний, она имеет существенный
недостаток — высокую стоимость, как
производства рекламных материалов, так
и эфирного времени. В этой связи большое
распространение получают различные
акции, проводимые в поддержку кандидата.
Это могут быть митинги, шествия,
демонстрации, концерты, встречи с
артистами и спортсменами, проведение
конкретных PR-акций,
тематические проекты, приглашение
избирателей на выборы и т.д.

Особое
место в организации и проведении
избирательной кампании отводится
технологиям работы с избирателями «на
дому». Оно представляет собой сферу
информационного воздействия на
избирателей, которая осуществляется
при участии команды активистов кампании
(агитаторов). По оценкам специалистов,
этот комплекс мероприятий эффективнее
по своему воздействию на электорат,
нежели реклама в СМИ. Обусловлено это
тем, что здесь есть возможность обратиться
напрямую к конкретному избирателю,
выслушать конкретно его, вникнуть
конкретно в его проблемы.

Реализация
технологий работы с избирателями «на
дому» осуществляется посредством ряда
мероприятий (кампания «от двери к двери»,
кампания «телефонного внедрения»,
технология «директ-мэйл», или адресная
доставка.

Особое
значение имеет также наглядная агитация
и политическая реклама. Это направление
предполагает агитационно-пропагандистское
и информационно-рекламное сопровождение
кампании (определение рациональных
форм и методов воздействия; наглядная
агитация, печатные материалы, агитация
по ТВ и радио, агитация в местах скопления
людей). Осуществляется экспертами по
рекламе (идеологами избирательной
кампании) и включает в себя:

  • разработку
    плана мероприятий политической рекламы
    (как в СМИ, так и вне СМИ);

  • определение
    идеи и концепции для разработки всех
    видов полиграфии, слогана кампании;

  • подготовка
    моделей образцов наглядной агитации,
    оригинал-макеты информационных
    материалов, выбор исполнителей по
    изготовлению макетов наглядной агитации;

  • изготовление
    наглядной агитации;

  • размещение
    информационных и рекламных материалов;

  • массированный
    выброс листовок и плакатов.

Окончание
агитационного периода вовсе не означает
конец избирательной кампании. Последний
этап – это день выборов. Основная работа
уже проведена, однако необходимо еще
раз сказать избирателям, что их голоса
важны, и напомнить им придти на
избирательные участки.

Расписание
мероприятий кампании в день выборов
должно предоставлять кандидату и членам
его команды возможность как можно чаще
появляться на публике. Например,
добровольцы могут ходить по главным
улицам с броскими плакатами кампании
или стоять с ними на перекрестках в часы
пик. Кандидат может, например, пожимая
руки людям, ожидающим пригородные
поезда, просить их проголосовать за
него. В обеденное время можно организовать
небольшие митинги с участием кандидата
около популярных кафе или в других
местах, где обычно бывает много людей.
Также необходимо заранее поставить
прессу в известность обо всех подобных
мероприятиях — эти события обычно
освещаются в утренних, дневных и вечерних
выпусках новостей, и их могут услышать
и увидеть многие избиратели, перед тем
как они пойдут на избирательные участки.

Как
отмечалось выше, предвыборная кампания
часто начинается задолго до официального
объявления о выборах, однако будем
исходить из законодательно определенных
сроков. Согласно Закону «О выборах в
Республике Казахстан» выдвижение
кандидатов в Президенты начинается со
дня, следующего за днем объявления и
заканчивается за два месяца до выборов.
В тот же день начинается регистрация,
которая заканчивается за сорок дней до
дня выборов. Регистрация партийных
списков начинается за два месяца и
заканчивается за один месяц до выборов.
Следовательно, предвыборная кампания
длится в среднем два месяца. Исходя из
этого, работу штаба можно разделить на
следующие этапы:

Этап

Цель
этапа

Время

1.

Информационный

Повышение
узнаваемости, формирование рейтинга.
Для действующих политиков «отчет
перед избирателями»

Первый
месяц избирательной кампании

2.

Пропагандистский

Увеличение
рейтинга, максимальная узнаваемость

Остальное
время

3.

Закрепляющий
(побуждающий)

Формирование
установки голосовать за кандидата

За
две недели до выборов

4.

Тотальный
контроль

Наблюдение
за ходом выборов

День
выборов

Обобщая
все вышесказанное проект предвыборной
кампании можно представить в следующем
виде:

Этап
предвыборной кампании

Продолжи-

тельность

Дата

начала

Дата
окон-

чания

Официальное
заявление о принятии решения выдвинуть
свою кандидатуру

Регистрация
кандидата

Формирование
штаба предвыборной кампании

1.

назначение
руководителя/

менеджера
предвыборной

кампании

2.

подбор
кадров

3.

назначение
руководителей основных направлений

4.

публикация
в прессе информации о работе общественной
приемной штаба

5.

организационное
и техническое обеспечение штаба

Разработка
и согласование плана кампании

1.

определение
целей

2.

разработка
стратегии и тактики

Организация
финансирования предвыборной кампании

1.

определение
источников и условий финансирования

2.

составление
сметы расходов

3.

разработка
единой сметы – бюджета, его утверждение

4.

финансовая
отчетность

Информационно-аналитическое
обеспечение

1.

сбор
необходимой информации

2.

инвентаризация
ресурсов

3.

описание
ситуации в регионе, включая электоральные
исследования (технологии позиционирования,
сегментирования и т.д.)

4.

описание
возможных сценариев выборов

Предвыборная
агитация

1.

организация
встреч кандидата с избирателями

2.

агитация
через СМИ

3.

наглядная
агитация и политическая реклама

4.

организация
проведения акций

День
выборов

1.

организация
контроля за голосованием

2.

акции,
митинги и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица
1
Анализ соответствия главы 5 «Предвыборная
агитация» Конституционного закона
Республики Казахстан «О выборах в РК»
(с изменениями и дополнениями по состоянию
на 15.04.05 г.) рекомендациям Миссии БДИПЧ/ОБСЕ
по итогам выборов в 2004 и в 2005 гг.

Рекомендовано
ОБСЕ

В
ВЫБОРНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РК

Реализовано

Частично
реализовано

Не
реализовано

1

Внести
изменения в статьи с 27 по 32 Закона «О
выборах» в РК с целью минимизации
государственного вмешательства в
избирательный процесс

Внесены
изменения в статьи с 27 по 32 Закона «О
выборах» в РК

2

Внести
изменения в статьи 27–32 в отношении
участия и освещения хода выборов СМИ.

Частично
внесены изменения в статьи 27–32 Закона
«О выборах» в РК

3

Исключить
из текста Закона п.5 ст.28

Не
реализовано

4

П.1.
ст. 28 изложить в следующей редакции:
«Гарантировать всем кандидатам доступ
к электронным СМИ в те дни и часы,
которые предоставляют возможность
обратиться к примерно одинаковому
числу избирателей».

Не
реализовано

5

П.2.
ст. 28 изложить в следующей редакции:
«Обеспечить, чтобы программы обращений
не начинались слишком рано в ходе
кампании или слишком близко ко дню
выборов, чтобы у кандидатов были равные
условия по времени доступа к электронным
СМИ».

Не
реализовано

6

Внести
изменения в ст. 28 с целью точного
определения платной политической
рекламы и определения ее спонсора

Не
реализовано

7

Внести
изменения в п.9 ст. 28 с целью опубликования
предвыборных опросов общественного
мнения

Реализовано
в п.9 ст. 28

8

Внести
изменения в Закон «О выборах» в РК,
установив контролирующим органом по
выполнению обязательств закона,
регулирующих деятельность СМИ во
время выборов – ЦИК РК

Не
реализовано

9

Внести
изменения в Закон «О выборах», установив,
что ЦИК вправе обеспечить исполнение
предусмотренных законом обязательств
по использованию СМИ в период выборов

Не
реализовано

10

Уточнить
положения Закона «О выборах в РК» о
сбалансированном освещении предвыборной
кампании государственными СМИ

Соответствующие
поправки были внесены от 15.04.05 г. в
Закон РК «О выборах» в п.7 ст.27

11

Изменить
п.6. ст.28, включив запрет на показ
избирательных материалов на расстоянии
50 метров от избирательного участка

Не
реализовано

12

Изменить
п.2 ст. 32, запретить в день выборов
сохранение или размещение печатных
агитационных материалов, ранее
вывешенных в помещении избирательной
комиссии на определенном расстоянии
от помещений, (например 50 метров)

Не
реализовано

Таблица
2
Анализ соответствия правил осуществления
предвыборной агитации через СМИ и
информационного обеспечения выборов
депутатов Мажилиса Парламента РК,
избираемых по партийным спискам, и
выборов депутатов маслихатов РК
рекомендациям Миссии БДИПЧ/ОБСЕ в
области правил ведения предвыборной
агитации

Рекомендовано
ОБСЕ

В
правилах осуществления предвыборной
агитации через СМИ и информационного
обеспечения выборов депутатов Мажилиса
Парламента И маслихатов РК

Реализовано

Частично
реализовано

Не
реализовано

1

Законодательным
органам или ЦИК следует утвердить
положения о приоритете просьб кандидатов
о выделении рекламных щитов, находящихся
в государственной собственности, и
рекламной площади в течение официального
периода агитации. Частные компании,
предоставляющие рекламную площадь
одному из кандидатов, следует обязать
предоставлять ее всем кандидатам на
равноправной основе

Не
реализовано

2

Количество
мест, где разрешено размещать
агитационные материалы, следует
значительно увеличить, чтобы позволить
кандидатам вести полноценную агитацию

Не
реализовано

3

Следует
принять меры для обеспечения того,
чтобы госслужащие и другие лица,
работающие на должностях, оплачиваемых
из средств госбюджета, не злоупотребляли
своим служебным положением, угрожая
или запугивая активистов агитационной
кампании в период выборов. Лица,
допустившие такие злоупотребления,
должны нести ответственность за свои
действия

Частично
реализовано в п.12 и п.32

4

Правоохранительным
органам, местным администрациям и
другим государственным службам не
следует вести наблюдение за рабочими
помещениями и деятельностью кандидатов

Не
реализовано

5

Следует
пересмотреть правила, регламентирующие
финансирование избирательной кампании,
установив потолок расходов на таком
уровне, который позволил бы вести
полноценную агитацию, обеспечил
прозрачность финансирования кампании
и контроль за данным процессом, включая
опубликование финансовой отчетности
о кампании

Не
реализовано

6

Регистрацию
политических партий следует проводить
своевременно

Не
реализовано

Таблица
3
Анализ соответствия правил осуществления
предвыборной агитации через СМИ и
информационного обеспечения выборов
депутатов Мажилиса Парламента РК,
избираемых по партийным спискам, и
выборов депутатов маслихатов РК
рекомендациям Миссии БДИПЧ/ОБСЕ для
СМИ в области правил ведения предвыборной
агитации

Рекомендовано
ОБСЕ

В
правилах осуществления предвыборной
агитации через СМИ и информационного
обеспечения выборов депутатов Мажилиса
Парламента и маслихатов РК

Реализовано

Частично
реализовано

Не
реализовано

1.

Тиражи
газет не должны подвергаться конфискации,
в особенности в период выборов

Не
реализовано

2.

Следует
принять меры по диверсификации
структуры медиасобственности и
обеспечить соблюдение владельцами
независимости редакционной политики
СМИ в их собственности

Не
реализовано

3.

Государственным
электронным и печатным СМИ следует
обеспечить беспрепятственный доступ
к средствам массовой информации на
недискриминационной основе всем
политическим группам, а также
непредвзятое и справедливое освещение
их деятельности

Частично
реализовано в п.31

4.

СМИ
следует занять последовательную
позицию по разделению деятельности
представителей административных
органов в рамках занимаемых ими
должностей и их деятельности в качестве
представителей кандидатов или
политических партий, принимающих
участие в выборах. Во время избирательных
кампаний не должно допускаться
привилегированного отношения к
государственным органам

Не
реализовано

5.

Кроме
ЦИК, в определении правил проведения
дебатов должны принимать участие
кандидаты и партии

Не
реализовано

Средства
массовой информации, освещавшие
избирательный процесс

Телевидение

Печатные
издания

Интернет-ресурсы

«Казахстан»,
«Хабар», «КТК», «Астана», «31 канал»,
«Тан»

Алматы-инфо,
Алтын орда, Аргументы и факты –
Казахстан, Азат, Айкын, Ана тiлi, Ap.KZ,
Бизнес и власть, Время, Газета КЗ,
Деловая неделя, Дала мен кала, Деловой
Казахстан, Егемен Қазақстан, Евразия,
Жас Алаш, Жас Қазақ, Жас Қазақ үні,
Известия – Казахстан, Капитал, Қазақ,
Қазақ әдібиет, КурсивЪ, Қазақстан,
Казахстанская правда, Комсомольская
правда – Казахстан, Қазақстан Zaman,
Караван, Литер, Мегаполис, МК в
Казахстане, Начнём с понедельника,
Новая газета, Новое поколение, Панорама,
Правда Казахстана, Президент және
халық, Республика, Central Asia Monitor, Сегодня,
Столичная жизнь, Страна и мир, Свобода
слова, Тасжарған, Туркiстан, Экспресс
К.

Kazakhstan
today,
Казинформ; akorda.kz,
government.kz,
azattyq.org,
geo.kz,
zonakz.net,
nomad.su,
kub.kz,
osdp.kz,
akzhol-party.kz,
otan.kz,
zakon.kz,
centrasia.org,
dialog.kz,
algadvk.info,
inkar.info
и др.,qazaq.kz

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти настоящих роботов
  • Частота как найти зная длину волны
  • Как найти молярную массу н2о
  • Как найти своего парня на карте
  • Как найти ускорение через длину пути