Как правильно составить программу обучения персонала

Как организовать процесс обучения сотрудников

Разбираемся, кого учить и как разработать программу обучения

Конкурентная среда рынка постоянно требует все новых и новых компетенций персонала. Текущих навыков любого специалиста может не хватить для выполнения поставленных задач. Потому успех бизнеса зависит от постоянного развития сотрудников. Open Academy рассказывает, как грамотно организовать процесс обучения сотрудников. 

Организация корпоративного обучения персонала предполагает несколько основных этапов.

Выявите необходимость обучения

Для начала определите, насколько реальная ситуация соответствует желаемому результату. Создайте профиль для каждой должности с учётом существующих компетенций. Опишите, что именно знают и умеют ваши сотрудники на текущий момент.

Возможно, что для оценки навыков потребуется проведение аттестации персонала, глубокое изучение личных дел сотрудников и анализ деятельности в период работы в вашей компании. 

Затем создайте профили должностей, исходя из желаемых компетенций. Подумайте, каких знаний и навыков не хватает вашим сотрудникам для улучшения профессиональных результатов. 

На этом этапе вы поймете, чему нужно обучать персонал.

Установите желаемые цели

Сформулируйте цели обучения по SMART. То есть цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и ограниченными по времени. Нужно четко определить:

  • чему научатся сотрудники;
  • какой результат действий считать хорошим;
  • насколько реально научить сотрудников;
  • какое значение будет иметь достижение целей для вашей компании;
  • сколько времени потребуется на обучение.

Чтобы можно было оценить качество обучения, нужно установить учебные цели так, чтобы результаты были выражены в действиях участников. Например: после обучения сотрудник научится пользоваться определенными инструментами или вырастет производительность труда.

Определите методы обучения 

Обучать сотрудников можно по-разному. Например, возможны такие варианты:

  • Обучение в процессе работы. Такой формат подойдет, если в компании есть высококвалифицированные сотрудники, способные стать наставниками. Привлекать к обучению сотрудников собственных специалистов можно, если подобные обязанности прописаны в должностной инструкции и/или они оплачиваются отдельно. Также можно рассмотреть возможность стажировки отдельных сотрудников в других компаниях (к примеру, у заграничных партнёров).
  • Готовые системы дистанционного обучения. Этот метод целесообразен, если нужно изучить определенное направление. К примеру, программисту нужно освоить новый язык или бухгалтеру необходимо освоить возможности конкретного ПО.
  • Специально организованные учебные мероприятия. В этом случае вы можете самостоятельно разработать программу обучения, включив в неё только реально полезные навыки, которых не хватает вашим специалистам.

При выборе наставничества или стажировки вы можете лишь косвенно влиять на процесс обучения. В частности, от вас потребуется постановка целей для наставника или стажёра. Выбирать готовые программы стоит только в том случае, если они соответствуют вашим целям. При разработке собственной системы обучения вы вправе самостоятельно решать, чему и как обучать.

Выберите преподавателей 

При выборе преподавателя обратите внимание на следующие критерии:

  • Практический опыт в сфере обучения. В частности, является ли преподаватель теоретиком или практиком, добившимся определённого успеха.
  • Методическая подготовка. Преподаватель должен разбираться в особенностях обучения взрослых людей, иметь навыки подготовки учебных материалов.
  • Навыки преподавательской деятельности. Выясните, умеет ли преподаватель понятно излагать важную информацию, давать качественную обратную связь и управлять групповым обучением.
  • Коммуникабельность. Любому хорошему преподавателю нужно уметь общаться с аудиторией и разговаривать с ней на одном языке.

Подготовьте сотрудников 

После того как вы выбрали специалистов, которых следует обучать, нужно убедиться, что сотрудники:

  • согласны пройти обучение и имеют такую возможность;
  • понимают, что от них требуется не только получение знаний, но и последующее использование их на практике;
  • в точности знают и понимают поставленные цели обучения;
  • готовы к проверке полученных знаний и навыков после обучения;
  • знают, по каким параметрам будут оцениваться результаты обучения.

Определите содержание процесса обучения 

Качественное обучение должно строиться на принципах естественного получения опыта. Схема обучающего мероприятия может выглядеть следующим образом:

  1. Передача информации.
  2. Практическое задание.
  3. Контроль знаний.
  4. Обратная связь.

То есть после изучения темы участник должен на практике показать, что он понял и чему научился. Далее преподаватель проверяет готовую работу и дает рекомендации и/или разбирает ошибки. 

Что касается подачи информации, то выбор методов зависит только от ваших возможностей и предпочтений.

Например, можно:

  • организовать офлайн-лекции;
  • показывать вебинары в записи;
  • вести онлайн-обучение в режиме реального времени;
  • осуществлять смешанное обучение (офлайн + онлайн).

Разработайте критерии оценки эффективности обучения

Один из самых известных способов оценки эффективности обучения — модель Дональда Киркпатрика. Согласно этой модели, нужно разделить процесс обучения на четыре уровня, которые и нужно оценивать:

  1. Реакция. Проверяем, понравилось ли обучение участникам и как они планируют применять знания. Способы оценки — опросные листы, интервью, фокус-группы.
  2. Обучение. Оцениваем качество полученных знаний. Инструменты оценки — тесты, практические задания, опросники.
  3. Поведение. Определяем изменения в поведении участников. В частности, используют ли сотрудники новые знания в рабочей деятельности. Способы оценки — обзор поведения и результатов работы, изучение рабочих планов, опросы участников.
  4. Результаты. На данном этапе оценивают экономическую эффективность обучения. Для этого нужно до начала обучения замерить определенные бизнес-показатели и после внедрения полученных знаний вновь замерить эти же показатели. Например, можно оценивать уровень продаж, повышение производительности, качество сервиса.

Обучение сотрудников жизненно необходимо компаниям, которые хотят соответствовать рыночным требованиям. Частая ошибка многих руководителей состоит в том, что они пытаются обновить штат при необходимости повышения уровня сотрудников. Это не лучший способ, поскольку знания и новых сотрудников со временем устаревают. Гораздо эффективнее обучать персонал самостоятельно по мере необходимости. Но важно правильно сформулировать цели обучения и чётко обозначить желаемые результаты.

Добавить в «Нужное»

План обучения персонала: пример

Руководители организаций, заинтересованные в развитии вверенных им предприятий, понимают значение и роль в этом деле обучения сотрудников. Для этих целей ими регулярно проводятся соответствующие мероприятия. Неотъемлемым элементом данного процесса является план обучения персонала. Пример такого документа будет приведен в настоящей статье.

Что такое план обучения

Любой план – это структурированный документ, отражающий порядок действий или мероприятий, направленных на достижение конкретной цели или целей.

План обучения сотрудников представляет собой перечень мероприятий по наделению работников предприятия знаниями в определенной области для работы в конкретном направлении, рассчитанный на установленный в нем период, к примеру, месяц, квартал или год.

Такой план согласовывается руководящим составом предприятия и утверждается высшим руководством.

Далее рассмотрим порядок составления плана более подробно.

Этапы составления плана

Как правило, план обучения составляет специалист, трудовыми задачами которого являются обучение и подготовка персонала в данной организации. Как только руководству становится ясно, что имеется потребность в осуществлении обучения сотрудников, данному специалисту дается поручение подготовить соответствующий план с учетом направления, в котором выявлена недостаточная компетентность трудового коллектива.

Необходимость в обучении сотрудников может быть выявлена исходя из:

  • распорядительных документов руководства, содержащих требования к уровню подготовки персонала или рекомендации по повышению квалификации сотрудников;
  • предложений руководителей подразделений, сотрудники которых, по их мнению, нуждаются в обучении;
  • результатов аттестации персонала;
  • предложений самих сотрудников.

Для выполнения возложенной на специалиста задачи ему необходимо сделать следующее:

  • разработать программу подготовки персонала, которая будет учитывать потребности и цели обучения;
  • определить, какие мероприятия должны входить в план обучения;
  • если для обучения необходимо привлечение сторонних организаций, провести оценку рынка соответствующих услуг и выбрать наиболее подходящий вариант;
  • определить бюджет на проведение обучения с учетом расходов на внеплановые мероприятия, потребность в проведении которых может возникнуть непосредственно в ходе обучения;
  • разработать собственно план обучения сотрудников, который затем направляется руководству на согласование.

Составленный план обучения персонала (пример) рассылается руководителям подразделений, отделов предприятия для изучения и вынесения предложений по его усовершенствованию. По окончании согласований план утверждается и передается ответственным лицам для непосредственной реализации.

Что входит в план обучения

План составляется в произвольной форме и обычно содержит следующие позиции и сведения:

  • направление обучения и его цели;
  • бюджет обучения с учетом возможных внеплановых мероприятий;
  • в случае проведения обучения сторонней организацией сведения о такой организации и стоимость ее услуг;
  • сроки проведения обучения;
  • сведения об обучаемых сотрудниках (Ф.И.О., должности);
  • форма и время обучения с учетом рабочего времени персонала;
  • четко сформулированные действия и мероприятия по обучению с указанием сроков на их выполнение/проведение;
  • места для отметок о проведении мероприятий и комментариев.

В ходе реализации плана может появиться потребность в проведении дополнительных мероприятий, о чем руководитель подразделения должен заявить вышестоящему руководителю заблаговременно.

Скачать план обучения персонала (пример)

Форум для бухгалтера:

Каждой компании нужны программы обучения персонала. Они помогут быстро входить в курс дела новым сотрудникам, давать старым сотрудникам актуальные навыки, вовлекать в работу неопытных стажеров, а также повысить мораль и желание оставаться в компании.

По данным Pew Research Center, в состав рабочей силы США помимо поколения X и бэби-бумеров сейчас входит более 50 млн миллениалов. Работодателям нужно смотреть в будущее, и пока традиционные компании начинают разве что нервно моргать при упоминании слова «миллениал», современные организации ищут способы привлечь их к работе. Лучший на сегодня способ это сделать – онлайн-обучение.

Программы обучения, разработанные для ваших сотрудников, усиливают их вовлеченность в работу, что приводит к повышению продуктивности в среднем на 38% и предотвращает утечку кадров. Как утверждает колумнист Forbes и директор по персоналу компании GL Group Лиза Уилон (Lisa Whealon), содействие в развитии карьеры ваших сотрудников показывает, что «вам небезразлично их будущее, а также позволяет повысить мораль и доверие людей, которые на вас работают».

Готовы вывести процессы обучения в онлайн, но не знаете, с чего начать? Ниже приведены три простых совета по построению успешной программы онлайн-обучения сотрудников, которая даст долгосрочные результаты.


Читайте также:
Training and development — обучение и развитие персонала. Как это работает?
Чтобы не проиграть конкурентам, вы должны обучать сотрудников. Как это делают другие компании?
Апгрейд персонала: когда стоит повышать квалификацию сотрудников и как оценить эффект


1. Задайте для себя цели обучения и KPI (создание структуры)

Фото: Ennio Dybeli/Unsplash

Начнем с начала: используйте существующие онлайн- и офлайн-ресурсы по построению учебных курсов. Разумеется, все хотят получить результат как можно быстрее, однако если не торопиться и уделить время теории, будет намного проще выбрать подходящий стиль, тон и контент для программы обучения. Великие вещи не создаются в одночасье, и ваш обучающий курс – не исключение. Возможно, вы также найдете несколько похожих программ, которые сможете использовать в качестве шаблонов.

Люди лучше всего воспримут программу, которая отвечает их текущим потребностям. Полезно будет оценить, как характеристики успешного онлайн-курса обучения сотрудников вписываются в контекст вашей компании. Вот ключевые факторы, на которые стоит обратить внимание:

  • Какие навыки должны получить сотрудники к завершению программы?
  • Какие KPI или бизнес-метрики должны быть улучшены в результате?
  • Будет ли курс доступен в любое удобное для сотрудников время и с любого устройства?
  • Будет ли информация актуальна в повседневной работе и полезна в самых разных ситуациях?
  • Нацелена ли программа не только на оценку результатов прохождения, но и на получение обратной связи, чтобы улучшить курс?

Помните, что каждому подразделению компании важно не только качественно готовить специалистов, но и оценивать курс с позиции сотрудников, чтобы лучше его оптимизировать.

2. Создавайте контент (начать лучше с адаптации новых сотрудников)

Фото: Maarten van den Heuvel/Unsplash

После создания структуры для программы обучения нужно позаботиться о том, чтобы каждый элемент новой системы введения новых сотрудников играл на усиление команды. Приход в компанию новых кадров – идеальное время, чтобы закрыть слабые места в корпоративной культуре, наметить цели, получить ответы на рабочие вопросы и мотивировать людей развиваться.

Создавайте условия, чтобы сотрудники приветствовали приход в коллектив новых коллег и рядом всегда был кто-то, кто способен ответить на вопросы, которые неминуемо возникнут в первые недели работы и обучения.

Развитие навыков новых сотрудников и помощь им в выходе на новый уровень усиливает командный дух и вовлечение в работу. Вовлекайте в работу более опытных сотрудников, и вы сможете построить сплоченную и здоровую команду.

3. Следите за вовлечением и собирайте обратную связь (продолжайте совершенствовать курс)

Фото: Rawpixel/Shutterstock

Поскольку вы инвестируете значительное количество времени в своих сотрудников, вы захотите, чтобы они оставались в компании долгое время. Несмотря на то, что наличие программы онлайн-обучения сотрудников уже само по себе приводит к снижению утечки кадров, есть еще несколько способов улучшить ситуацию.

Важно сохранять открытость к обратной связи от участников программы (помимо других метрик), поскольку таким образом получится достичь лучших результатов в будущем. К самым полезным метрикам относятся:

  • Сколько сотрудников смогли пройти каждый курс?
  • Сколько участников успешно окончили каждый курс?
  • Положительно ли в целом они оценили этот опыт?
  • О чем сотрудники хотели бы узнать подробнее?
  • Повлиял ли курс на рабочие процессы?
  • Как быстро сотрудники записываются на дальнейшее обучение?
  • Как в ходе адаптации программы менялись KPI и бизнес-метрики, заданные на первом шаге?

Улучшение программ онлайн-обучения сотрудников быстро приводит к повышению продуктивности и позволяет качественнее решать задачи, в то время как в долгосрочной перспективе помогает усилить мораль.

От правильно выстроенной программы обучения выигрывают все

Онлайн-обучение сотрудников должно одновременно четко вводить новых сотрудников в рабочие процессы и обеспечивать возможности для устойчивого роста. Адаптировать контент курса, а также максимизировать эффективность и командную динамику, можно благодаря обратной связи и другим метрикам.

Создайте курс, отработайте его детали и предложите команде, чтобы люди могли получать необходимые навыки. С каждым новым успешно введенным курсом вы будете проводить все меньше времени за отладкой программы и все больше – отмечая новые достижения.

Источник


Материалы по теме:

Мы ввели «план развития карьеры», и сотрудникам стало проще влиять на свое положение в компании

Названы лучшие компании для удаленной работы в 2018 году

Как управлять людьми, чтобы они были счастливы (и делали все, что тебе от них нужно)

Экономика офиса, или почему мы все еще ездим на работу

Фото на обложке: shio cracho/Shutterstock

01.01.70

Методология разработки программы обучения и развития персонала

Много слов сказано и также много написано о том, что обучение и развитие персонала является необходимым элементом менеджмента организации. К сожалению, по большому счету, обучение персонала так и не стало массовым явлением. По-прежнему более пристальное внимание этим задачам уделяется в крупных организациях, внедряющих у себя технологии западного менеджмента. В большинстве российских компаний, особенно находящихся на стадии выживания и роста, отношение к данной теме весьма пренебрежительное, если не сказать более. В настоящей публикации нам не хотелось бы еще раз убеждать в необходимости и важности этой работы. Двери открыты, кому надо тот и сам войдет в них. Нам представляется более важным поделиться своими мыслями с теми, кто всерьез изучает вопросы организации повышения квалификации и развития персонала, а также реализует эти программы в практике деятельности предприятий. Тема настоящего материала — методология разработки программы обучения и развития персонала.

Проблемы в данном вопросе просты и очевидны. Но, тем не менее, следует признать, что в практике управления персоналом для большинства менеджеров по персоналу они по-прежнему остаются не разрешенными. Это приводит к тому, что результативность и эффективность обучающих мероприятий, проводимых с персоналом, не достаточно высокая. Это вызывает разочарование и усталость у работников, подвергшихся обучению, а также раздражение руководства, которое не видит «реальных» результатов такого обучения ни в результатах труда, не в производственном обучении.

Для начала сформулируем проблемы, связанные с разработкой и реализацией программ обучения и развития персонала, затем разберем причины, в результате которых эти проблемы возникают. Это позволит нам лучше понять предлагаемую методологию.

Итак, список основных проблем включает в себя:

1. Проблема отсутствия взаимосвязи между предлагаемыми программами обучения персонала и траекторией (стратегией) развития предприятия.

2. Отсутствие системы и комплексности в обучении персонала организации

3. Низкая результативность и эффективность обучения

4. Трудности в оценке изменений в работе персонала по прошествии времени

Проблема отсутствия взаимосвязи между предлагаемыми программами обучения персонала и траекторией (стратегией) развития предприятия.

Причин возникновения данной проблемы несколько:

Первая причина: отсутствие формализованных (содержащихся в каких либо программных документах) планов развития предприятия либо его подразделений. Для многих промышленных предприятий основным остается план производства, для предпринимательских структур — это обычно общее видение, установки в головах высших руководителей, собственников. Естественно специалисту, отвечающему за разработку программ обучения и развития персонала трудно связать будущее обучение с развитием предприятия. В лучшем случае он будет планировать то обучение, о необходимости которого прямо говорят руководители предприятия.

Вторая причина: Недостаточная управленческая подготовка специалистов управления персоналом. Знаний в кадровом менеджменте здесь явно недостаточно. Специалист в области управления персоналом должен владеть знаниями в области менеджмента, определения жизненного цикла предприятия, знать основы стратегического планирования и анализа. 1, стр. 58 Это поможет ему ориентироваться в деятельности предприятия и предугадывать тенденции развития предприятия и тем самым планировать изменения, которые должны произойти в персонале.

Решение

Решить эти проблемы возможно как минимум с помощью трех инструментов, которые должны использоваться во взаимосвязи. Использование только одного инструмента не позволяет объективно оценить потребность в обучении, связать его в дальнейшем с интересами работников и стратегией развития предприятия.

Первый инструмент — участие специалиста по управлению персоналом в ежегодном планировании деятельности предприятия. При этом руководители основных направлений деятельности должны иметь формализованные планы развития, содержащие в себе планируемые (желаемые) показатели по результатам деятельности, требуемых ресурсах, в т.ч. и в персонале. Участвуя в подобного рода заседаниях менеджер по персоналу сможет понять, на каком этапе жизненного цикла находится организация и какими будут требования к персоналу (количественные и качественные).

В таблице 1 приведен пример взаимосвязи жизненного цикла развития предприятия, предпочитаемых стратегий развития и характеристик персонала, в котором нуждается организация, реализующая ту или иную стратегию. 2, стр. 353

Таблица 1. Соответствие стадий жизненного цикла организации, стратегий бизнеса и кадровой стратегии

Стадия жизненного цикла

Тип стратегии бизнеса

Краткая характеристика стратегии

Характеристика особенностей персонала

Формирование

Предпринимательская

Привлечь внимание к товару, найти своего потребителя, организовать продажу и сервис, стать привлекательным для клиента.

Принимаются проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания — быстрое осуществление ближайших мер.

Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников.

Интенсивный рост

Динамический рост

Нарастающий рост объемов и качества услуг и соответственно числа подразделений.

Степень риска — меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Письменная фиксация политики фирмы и основных процедур.

Организационная закрепленность, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала.

Стабилизация

Прибыльность

Поддержание системы в равновесии.

В центре внимания — сохранение существующего уровня прибыльности. Минимизация затрат, возможно прекращение найма Хорошо развита управленческая система. Созданы и действуют различного рода процедурные правила.

Служащие, достигающие максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска.

Спад

Ликвидация

Ликвидация части производства, продажа с максимальной выгодой, как финансовой, так и психологической

Продажа активов, устранение возможных убытков, в будущем — сокращение работающих.

Работники, не приверженные фирме, готовые работать короткое время, узкоориентированные.

Еще одним инструментом определения потребности в обучении может являться опрос сотрудников предприятия. Данные этого опроса обобщаются по категориям работников. Данные для анализа разумно представлять в следующем виде.

Данные опроса работников других подразделений

Категории работников

Проблемы в профессиональ-ной деятельности

Проблемы в общении, самочувствия и пр.

Необходимые знания

Как указанное стыкуется с целями подразделения

Комментарии

Третьим инструментом является сбор заявок на обучение от руководителей структурных подразделений. Образец такой заявки приводим ниже.

ЗАЯВКА НА ОБУЧЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Составитель _____________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)

№ пп

Тема обучения

Что Вы хотите развить (улучшить) в поведении своих подчиненных

Что хотите улучшить в знаниях, умениях и навыках своих подчиненных

Кого из своих подчиненных Вы рекомендуете к обучению

Ожидаемый результат

(заполняется специалистом по обучению после собеседования с руководителем, сделавшим заявку)

Очень часто руководители структурных подразделений тем или иным способом пытаются исказить информацию в заявке. Нежелание руководителей участвовать в этой работе говорит о том, что соответствующие руководители не видят реальной ценности обучения, не несут и не разделяют ответственности за обучение и развитие подчиненного им персонала.

Причинами этого могут быть: отсутствие формальных требований к ним в этой области в их должностных инструкциях, отсутствия требований со стороны топ-менеджмента и мотивации руководителей в области обучения и развития вверенного им персонала.

Для того, чтобы эти проблемы снять, необходимо провести с ними разъяснительные беседы и предусмотреть ряд организационных мер для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Например, стоит обратить внимание на то, каким образом оцениваются руководители подразделений и отделов при аттестации. Проводится ли оценка того, каким образом они развивали свой персонал и насколько активно принимали участие в его обучении.

Обобщив результаты всех трех исследований, возможно более объективно определить потребность предприятия в обучении и развитии персонала.

Проблема: Отсутствие системы и комплексности в обучении персонала организации

В организациях, всерьез относящихся к своему развитию, обучение ведется на постоянной основе для различных категорий сотрудников. Тем не менее, и при такой благоприятной ситуации мы можем наблюдать отсутствие системности и комплексности данных программ. Складывается ощущение, что темы обучения как разрозненные куски. Они достаточно весомы, но не подчинены одному, чему-то важному и большому.

Причиной этого является, в первую очередь, отсутствие системного взгляда на подготовку персонала. Постоянно наблюдается дисбаланс между обучением профессиональным навыкам (обучение по профессии) и личностным развитием работников.

Решение

Комплексность обучения можно обеспечить, умело сочетая программу обучения, формы и методы обучения.

Для того, чтобы составить комплексный план обучения и развития персонала необходимо соединить следующие характеристики: категории персонала, выявленные и подтвержденные потребности в обучении и развитии. Затем подобрать адекватные формы обучения. При этом следует разделять все обучение на два больших блока: профессиональное обучение и личностное развитие. Далее приводится пример обобщения результатов этой работы в виде матриц.

Профессиональное развитие

Категория работников Тема Способ обучения

Топ-менеджеры Бюджетирование Участие в семинаре — тренинге

Зам.директора Розничной сети Логистика поставок Участие в семинаре-тренинге

Менеджеры отдела продаж Формирование клиентской базы Участие в семинаре — тренинге

Личностное развитие

Категория работников Тема Способ обучения

топ-менеджеры Деловой этикет Корпоративный тренинг с элементами диагностики и консультирования (коучинг)

Руководители структурных подразделений Взаимодействие с коллективом Корпоративный тренинг

Менеджеры отдела продаж Способность управлять стрессами Корпоративный тренинг с элементами коучинга

Проблема: Низкая результативность и эффективность обучения

При планировании обучения персонала специалисту, отвечающему за этот процесс, необходимо заранее прогнозировать, каких результатов необходимо добиться по окончании обучения. Итог занятий должен быть материальным, его нужно измерять. При планировании обучения необходимо проводить анализ групп работников, направляемых на обучение. Это позволит формулировать результат обучения, определять направленность обучения, что в свою очередь, дает объективные данные для определения форм, методов и средств обучения. Очень часто приходится наблюдать как в группе учатся работники, проходившие данное обучение ранее. При направлении их на обучение необходимо задаться вопросом: «Почему пройдя обучение, они не применяют полученные знания в своей повседневной деятельности?» Для данной категории работников, скорее всего, будет полезным не в очередной раз знакомиться с известным им материалом, а разобраться с пониманием изученного, а так же снять в ходе тренинга методические и психологические барьеры, которые мешают им применять полученные ранее знания. Возможно, в этом новом обучении они будут при помощи ранее приобретенных знаний решать конкретные конфликтные ситуации в своей деятельности, разрабатывать собственные правила взаимодействия, давать оценку их соблюдения и в носить в них коррективы.

Мотив направления таких работников на обучение не должен укладываться в тезис: «Пусть вспомнят». К сожалению, они не вспоминают, а откровенно скучают. Результат — отсутствие желания обучаться впредь.

Когда специалист, ответственный за персонал четко представляет сам, что должно получиться в результате обучения, ему становится проще выбрать из многообразия обучающих компаний ту, которая может гарантировать нужный ему результат. Средствами такого выбора могут стать презентация обучающей компании, рекомендации клиентов обучающей организации, пробное занятие с группой. Результатами обучения можно считать итоговые экзамены (степень усвоения знаний обучающихся сотрудников), разработка памяток, регламентов и пр.

Отправлять группу в отдельное учебное заведение, либо приглашать преподавателей/тренеров на отдельные темы становится все менее актуальным. Изучение отдельных тем не дает обучающимся целостного представления о месте изучаемой темы в комплексе работ, выполняемых сотрудникам.

Следует помнить, что изучение отдельных тем сменяется интегрированным подходом к обучению. Часто для реального повышения квалификации и, как следствие, повышения эффективности и производительности труда, обучаемым работникам требуются интегрированные знания в смежных областях. И здесь на первое место выходит роль того человека, который будет курировать данное обучение и тем самым гарантировать достижение запланированного результата.

Часто эта работа возлагается на менеджера по персоналу, но ему бывает просто не хватает времени за всем уследить. Ведь помимо обучения сотрудников ему необходимо осуществлять функции по подбору персонала, кадровому учету, оценке и пр. А если учесть, что в компании параллельно идет обучение нескольких категорий сотрудников, то можно смело утверждать, что процесс обучения становится бесконтрольным и слабоуправляемым. Достижение нужных (запланированных) результатов обучения в этом случае возможно при счастливом стечении нескольких факторов: ответственность и профессионализм преподавателей/тренеров, высокая мотивация обучающихся и пр.

Решение

Одним из выходов из этой ситуации является дополнение разделов плана обучения и развития персонала разделом «Оценка результативности обучения». Далее приведен пример.

Профессиональное развитие

Категория работников Тема Способ обучения Оценка результативности

Топ-менеджеры Бюджетирование Участие в семинаре — тренинге Доклад на совещании о том, что узнали на обучении, обсуждение

Зам.директора Розничной сети Логистика поставок Участие в семинаре-тренинге Доклад в подразделении о том, что узнали на обучении, обсуждение

Менеджеры отдела продаж Формирование клиентской базы Участие в семинаре — тренинге Отчет слушателей с оценкой того, что они узнали.

Личностное развитие

Категория работников Тема Способ обучения Оценка результативности

топ-менеджеры Деловой этикет Корпоративный тренинг с элементами диагностики и консультирования (коучинг) Тест: «Основные правила делового этикета», разработать основные стандарты этикета компании.

Руководители структурных подразделений Взаимодействие с коллективом Корпоративный тренинг Анкета слушателей с оценкой того, что они узнали. Отчет со стороны тренера об уровне взаимодействия руководителей с коллективом, рекомендации.

Менеджеры отдела продаж Способность управлять стрессами Корпоративный тренинг с элементами коучинга Тест: «Основные правила борьбы со стрессами». Отчет со стороны тренера об уровне стрессоустойчивости менеджеров, возможные рекомендации.

Проблема: Трудности в оценке изменений в работе персонала по прошествии времени

Повторимся, что руководителей больше всего раздражает то, что они не видят полноценной отдачи от средств, вложенных в обучение и развитие персонала.

Решение

Предлагаемый ниже подход позволяет руководителю предприятия еще на этапе проектирования программы обучения ознакомиться, оценить и внести необходимые корректировки в планируемые результаты улучшения работы обучаемого персонала. Для специалиста по персоналу данная методика дает четкое представление о том, каких результатов нужно добиться по прошествии определенного времени после обучения. Достижение этих результатов ложится в основу работы службы/специалиста по персоналу в планируемый период.

Предлагаемая методика предусматривает введение еще одного раздела в создаваемую программу обучения и развития персонала.

Профессиональное развитие

Категория работников Тема Способ обучения Оценка результативности Практическое применение

Топ-менеджеры Бюджетирование Участие в семинаре — тренинге Доклад на совещании о том, что узнали на обучении, обсуждение Мозговой штурм, групповая работа: «Улучшение, оптимизация финансового планирования и бюджетирования на предприятии. Разработка мер».

Зам.директора Розничной сети по маркетингу Логистика поставок Участие в семинаре-трениге Доклад в подразделении о том, что узнали на обучении, обсуждение План мероприятий по улучшению оптимизации логистики, разработанный начальником торгового отдела и зам. директора РС по маркетингу (утверждается генеральным директором)

Менеджеры отдела продаж Формирование клиентской базы Участие в семинаре — тренинге Отчет слушателей с оценкой того, что они узнали. Разработка системы электронного ведения и учета клиентской базы

Личностное развитие

Категория работников Тема Способ обучения Оценка результативности Практическое применение

топ-менеджеры Деловой этикет Корпоративный тренинг с элементами диагностики и консультирования (коучинг) Тест: «Основные правила делового этикета», разработать основные стандарты этикета компании. Утверждение разработанных стандартов. Оценка этики отношений и применимости разработанных стандартов этики (ответственный зам.директора по персоналу).

Руководители структурных подразделений Взаимодействие с коллективом Корпоративный тренинг Анкета слушателей с оценкой того, что они узнали. Отчет со стороны тренера об уровне взаимодействия руководителей с коллективом, рекомендации. По окончании года оценка использования полученных знаний через: а) оценку микроклимата в подразделениях; б) анализ причин увольнения; в) оценку руководителя подчиненными при проведении аттестации.

Менеджеры отдела продаж Способность управлять стрессами Корпоративный тренинг с элементами коучинга Тест: «Основные правила борьбы со стрессами». Отчет со стороны тренера об уровне стрессоустойчивости менеджеров, возможные рекомендации. По окончании года оценка менеджером по персоналу степени использования полученных знаний через: а)оценку микроклимата и факторов на него влияющих; б)анализ причин увольнения; в)собеседование с участниками обучения: как им удается бороться со стрессами, применяют ли они полученные знания на практике.

Выводы

Для того, чтобы предлагаемая методика окончательно превратилась в инструмент развития предприятия к проделанной работе необходимо добавить сбалансированные и согласованные сроки проведение того или иного учебного мероприятия, а так же осуществить расчет стоимости обучения. Тогда руководство предприятия получит реальную картину того, как будет развиваться персонал, как это согласуется со стратегией, почему происходит выбор в пользу той или иной обучающей компании, методики и форм обучения, как это отразится на текущей работе предприятия (не будет ли срывов из-за отвлечения персонала), каких результатов следует ожидать и самое главное — сколько это стоит и когда именно нужны деньги на оплату обучения сотрудников.

Как показывает практика, руководителям трудно найти средства на обучения сотрудников, когда это обучение происходит спонтанно. Когда же руководитель видит и планирует заранее свои расходы, ему проще выделить на это средства.

Помимо этого предлагаемый подход позволяет решить еще ряд задач, отвечающих современному уровню взаимоотношений работодатель-работник, а именно:

– повысить уровень ответственности руководителей среднего за подчиненных им работников и их развитие;

– вовлечь в процесс управления развитием весь персонал организации.

Литература

1. Е. Молл, Подготовка профессионалов в области управления человеческими ресурсами // Управление персоналом №12.

2. (И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Реструктуризация предприятий и компаний // Москва «Экономика» 2001 г.

Автор: К.В. Наумов, Управляющий партнер GBC.

Дата публикации: 27.02.2011.

http://www.hrm.ru/metodologija-razrabotki-programmy-obuchenija-i-razvitija-personala

  • Оцените, нужно ли вам обучение
  • Проведите аналитику и обозначьте цели обучения персонала
  • Выберите формы и методы обучения персонала
  • Подготовьте сотрудников
  • Организуйте учебный процесс
  • Разработайте критерии эффективности обучения

Как проводить обучение сотрудников

Хороший способ узнать, как проводить обучение сотрудников – поговорить с коллегами и уточнить их запросы

Оцените, нужно ли вам обучение

Чтобы успевать за развитием мира, компаниям нужно непрерывно совершенствоваться. Рассмотрим на реальных примерах, как обучение может помочь персоналу, руководителям и бизнесу.

Когда компании может понадобиться обучение персонала?

  • Например, вы задумались о работе в другом направлении или о формировании нового подразделения. В этом случае необязательно нанимать сотрудников со стороны и заново выстраивать рабочие отношения. Попробуйте поднять квалификацию коллег и обучить их новым навыкам.
  • Когда кажется, что коллеги выгорели или не справляются с обязанностями, скорее всего, они не виноваты. Возможно, им просто не хватает мотивации и навыков для эффективной работы.
  • Повышение сотрудника в должности предполагает новые обязанности и вызовы. Чтобы на решение новых задач не уходило много времени и сил, лучше подготовиться заранее. Обученные специалисты будут проще относиться к увеличению нагрузки, меньше переживать, качественнее работать.
  • Также обучение необходимо, если вы с командой хотите достичь новых высот. Чтобы быть креативнее, лучше планировать и виртуознее работать, можно научиться этим навыкам у профессионалов.

Получается, развитие сотрудников должно происходить в режиме нон-стоп. На деле учиться без остановок сложно: ведь нужно еще работать. Рассмотрим оптимальные формы и методы обучения персонала для организаций.

обучение персонала

Наставничество – неплохой способ обучения персонала без отрыва от работы

Проведите аналитику и обозначьте цели обучения персонала

Сначала подумайте, для каких отделов или специалистов вам нужно провести обучение. Желательно четко понимать, что сотрудники уже умеют.

Определите, каких навыков им не хватает, а какие следует прокачать. Это поможет вам определиться с направлением обучения и его интенсивностью.

Чтобы обучение не просто стало галочкой в списке планов, а решало бизнес-задачи, нужно ставить конкретные цели.

Попробуйте использовать метод SMART, позволяющий запланировать достижимую и понятную цель – на определенный период и с конкретными показателями.

Для формирования цели проанализируйте свой бизнес:

  • какие показатели сейчас у вас, а какие у конкурентов;
  • чего вы хотите достичь в будущем;
  • в чем ваши слабые места и в чем вам нужно вырасти.

После этого станет понятнее, к чему вы придете после обучения:

  • будет ли это новый поток клиентов или более глубокий контакт с имеющимися;
  • сможете ли вы быстрее закончить работу над текущим продуктом или запустите новый;
  • научатся ли ваши коллеги лучше взаимодействовать друг с другом.

Четко сформулированная цель – залог хорошо проведенного обучения.

Выберите формы и методы обучения персонала

В зависимости от цели выделяют три вида обучения персонала.

  • Профессиональная подготовка – прокачивание имеющихся навыков и освоение новых для качественной работы в своей должности.
  • Переподготовка – получение новых знаний, если должность осталась той же, а требования сильно изменились.
  • Повышение квалификации необходимо, чтобы идти в ногу с изменениями, расти в должности и не отставать от конкурентов.

Можно разделить обучение на индивидуальное и групповое.

  • Индивидуальное подойдет, если вам нужно повысить компетенции точечно. Например, чтобы подтянуть отстающих или поддержать тех, кто ждет повышения.
  • Групповое – для передачи общей информации сразу всем сотрудникам или в разные отделы.

формы методы виды обучения сотрудников

Если планируете проводить лекции, проследите, чтобы они не были скучными

Методы обучения персонала можно разделить на две большие группы: очные и дистанционные.

К очным методам относятся

  • Наставничество.

Обучение на рабочем месте от «старших» коллег. Более опытные сотрудники могут делиться своим опытом с новичками, помогая им влиться в коллектив, либо делиться знаниями сразу со всеми.

Проводить уроки можно в форматах советов, мастер-классов и разбора ошибок. Плюс в том, что учиться можно без отрыва от производства. Здесь же кроется и минус метода – наставничество отвлекает людей от работы и создает дополнительную нагрузку на специалиста-учителя.

Поэтому стоит проверить, закреплены ли такие обязанности в должностной инструкции наставника. Если нет, стоит поощрить сотрудника самостоятельно. Это будет дешевле и проще, чем нанимать человека со стороны, и при этом улучшит отношения в коллективе.

Карьерный рост: как продвигаться быстрее и выше

  • Лекции.

Не для галочки и скучные, как в университете, где все старались выспаться на последних партах, а полезные и динамичные. Раз уж вы платите спикеру за выступление, проследите, чтобы материал был актуальным, а подача – бодрой. Монолог лектора можно прерывать диалогами, кофе-брейком и интерактивом, а в конце закрепить материал командной игрой.

Не превращайте обучение в «обязаловку», пусть оно ассоциируется у сотрудников с хорошими воспоминаниями и реальной пользой.

  • Семинары.

Практическое применение услышанного на лекции.

Вспомните университет. Наверняка семинары всегда были интереснее лекций. Там можно было решать задачи, проводить обсуждения, общаться с товарищами и высказывать свое мнение. Перенесите этот формат на корпоративное обучение.

Отбросьте скучное, оставьте самое важное и упакуйте красиво. Так ваши коллеги не пострадают от студенческих флешбэков, а получат концентрированный заряд знаний.

  • Тренинги.

Что-то на молодежном, но не про личностный рост. На тренингах участников ждет практика, практика и еще раз практика.

На лекции вам рассказали, что делать. На семинаре вы обсудили, что делать. А на тренинге вы наконец начнете делать: звонить клиентам, верстать презентации, настраивать оборудование и так далее.

Сергей, 30 лет: «В 2018 году я работал в небольшом контент-агентстве. Мои руководители были сильными спикерами с развитым личным брендом. Они проводили очные курсы для желающих и заодно приглашали туда новичков. Сотрудники учились бесплатно.

Чтобы узнавать новое, мы часто оплачивали один курс на всех от каких-нибудь мэтров digital-маркетинга и слушали его прямо из офиса. Заказывали пиццу, проводили время вместе, обсуждали услышанное. Совмещали приятное с полезным».

Преимущество очных методов – в прямом контакте спикера и слушателей. Сотрудник пришел на «урок» и фокусировался на учебе целый час или даже день. При живом контакте меньше возможностей отвлечься или проигнорировать занятие.

Есть и недостатки. Для организатора, например, это могут быть дополнительные расходы на аренду помещения. А для участников – необходимость выделить личное время, чтобы добраться до места проведения.

Поэтому альтернативой в последнее время часто выступают дистанционные методы – вебинары и видеоуроки. Их можно прослушать прямо из дома или офиса, в рабочее время, после работы или в выходные.

Тепленькое местечко. Как найти работу по душе и на что жить во время поиска

Технологичное образование вылилось в полноценную отрасль под названием EdTech. Вы наверняка слышали про курсы от Skillbox, «Нетологии» или «Яндекс.Практикума», видели рекламу или даже обучались онлайн.

Согласно статистике, в 2021 году россияне впервые потратили на дистанционное обучение больше, чем на очное. Онлайн-обучение прошли 18 млн человек, а самыми популярными направлениями стали IT, маркетинг и образование.

Трудитесь в IT-сфере? В Совкомбанке вы можете оформить ипотеку по льготной ставке от 3,9% на срок от трех до тридцати лет! Рассчитайте свой ежемесячный платеж и оставьте заявку на ипотеку прямо сейчас!

Рассмотрим дистанционные методы подробнее.

  • Вебинары.

Обычно проводятся в рамках одной темы. Вебинар – форма обучения персонала, когда на онлайн-встрече спикер рассказывает теорию и показывает примеры, а в конце отвечает на вопросы из чата. В процессе ученикам могут транслировать презентации, видеоролики, мастер-класс или «говорящую голову». Это похоже на семинары или тренинги, только онлайн.

  • Видеоуроки.

Как вебинар, только в записи и без разбора ответов в режиме реального времени. Спикеры записывают материал в формате видео и открывают доступ поштучно, блоками или сразу ко всему курсу. Иногда в обучении участвует куратор, который отвечает на вопросы или проверяет домашнее задание.

Минус онлайн-образования – в недостатке контроля. Люди часто откладывают просмотр видеоуроков или забывают выполнять задания.

Хорошее решение в этом случае – совместить форматы. Например, дать сотрудникам доступ к видеоурокам и время на их изучение. А потом вместе обсудить материал и закрепить на практике.

как организовать обучение сотрудников

Тимбилдинг – более активный и веселый формат обучения

Подготовьте сотрудников

Вы можете просто поставить сотрудников перед фактом. Но лучше подойти к информированию более ответственно.

Руководителю может быть очевидно, зачем сотрудникам компании нужно обучение, а вот подчиненным – не очень. Это может спровоцировать недовольство или безответственный подход к урокам.

Расскажите сотрудникам о целях грядущего обучения. Ответьте на вопрос, как это поможет компании и – в особенности – каждому из них. Предупредите, будет ли оцениваться качество полученных знаний или все получат «зачет автоматом».

Еще лучше – спросить людей, чему конкретно они хотели бы обучиться, а также позаботиться о распределении нагрузки. Удобно ли заниматься после работы или в выходные? А если учеба проходит в рабочее время, не пострадает ли от этого рабочий процесс и не придется ли людям перерабатывать? Учтите нюансы, чтобы всем было комфортно.

Комментарий автора: «В Совкомбанке часто проводят обучение для сотрудников. Форматы бывают разные.

Например, раз в год проходят семинары по продуктам банка. Мы повторяем материал, углубляемся в детали, узнаем о нововведениях и активно общаемся. Спикер отвечает на все наши вопросы; встречи получаются очень плодотворными.

Еще нам помогают прокачивать «хард скиллс» самостоятельно. Мы выбираем книги, которые хотим прочесть, – и в отделе появляется библиотека для всех желающих.

Если нужно повысить компетенции в отдельных вопросах, доступно индивидуальное обучение.

Не забывают в компании и про «софт скиллс». На онлайн-вебинарах нас учат бороться со стрессом, планировать и управлять.

Но самое любимое – это очные тренинги и тимбилдинг. Этот формат объединяет отдых и активное вовлечение в задания. После таких встреч заряжаешься энергией и вдохновением на несколько месяцев вперед, а общение в коллективе и сплоченность становятся в разы лучше».

Организуйте учебный процесс

  • Выберите подрядчика

Соберите исходные требования к образовательному процессу и решите, кто будет заниматься поисками подрядчика. Как правило, это делают руководители или HR-специалисты.

Подумайте, что вам нужно: отдельные спикеры, собственная программа обучения или готовые курсы.

  • Организуйте площадку

Если обучение будет проходить очно, заранее найдите и арендуйте площадку.

Если онлайн – уточните, не нужна ли вам отдельная платформа для сбора образовательных материалов.

Используете готовые курсы? Уточните у организаторов, как предоставить доступ коллегам.

Если обучение длительное или требует командировки, подумайте о комфортных условиях для слушателей: обеспечьте доступ к воде, еде и удобствам, запланируйте перерывы, забронируйте отели и трансфер.

С картой «Халва» оплату онлайн-курсов на Skillbox можно разделить на 24 месяца без переплаты. Кроме того, в разделе «Образование» вы найдете рассрочку для множества образовательных площадок самых разных направлений: бизнес, ногтевой дизайн, иностранные языки, фуршеты, архитектура, репетиторство, психология и многое другое.

Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она словно швейцарский нож содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 12% с бесплатным обслуживанием. Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!

  • Проследите, чтобы обучение прошло эффективно

Проинструктируйте сотрудников заранее, чтобы все подготовились, нашли место проведения или успешно зарегистрировались на онлайн-платформе.

В день обучения проверьте, все ли на местах и готовы грызть гранит науки в хорошем расположении духа. Убедитесь, что у всех есть блокноты, ручки и другая канцелярия для конспектов.

Не забудьте закрепить знания на практике и получить от участников обратную связь.

Ольга, 33 года: Я работаю инженером-технологом на заводе фармацевтических препаратов. Это довольно консервативное заведение. Вместо тимбилдингов у нас субботники и корпоративы, а за обучение новичков отвечают старшие товарищи и жизнь.

Шутки шутками, но компания серьезно относится к внедрению новшеств. Например, вместе с поставкой нового оборудования к нам приезжают специалисты, которые на месте показывают, как его использовать.

Также нам организуют выездное обучение в крупных городах. Оформляют командировку, покупают билеты, бронируют гостиницу, возмещают дневные расходы. Кроме образовательной программы в такие поездки заложена и культурная. В общем, учат нас редко, но метко.

Разработайте критерии эффективности обучения

Важно понять, как вы будете оценивать полученные знания. Можно использовать научный подход в оценке эффективности. Либо использовать два основных параметра.

  • Насколько удовлетворены сотрудники. Соберите обратную связь лично, анкетированием или онлайн-опросами.
  • Каких результатов вы достигли. В начале статьи мы писали о постановке целей. По окончании обучения вы можете отследить, насколько выросли ключевые показатели.

Вся информация о ценах и партнерах актуальна на момент публикации статьи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти город сиракузы в греции
  • Как найти нормальную силу трения
  • Как составить полином по точкам
  • Как можно найти время встречи
  • Как найти свой идеальный вес по росту