Как правильно составить рабочий лист

Разработка и
использование авторских рабочих листов

Подготовила: Мальцева Влада Александровна

Здравствуйте коллеги. Меня зовут Мальцева
Влада Александровна.

Учителем я стала не так давно. Все
понимают, насколько важна математика и в тоже время насколько она сложна в
понимании учащимися. В ходе работы пришлось столкнутся с рядом трудностей.
Часто ученик по той или иной причине пропускает урок:

— заболел

— был на соревнованиях

— проспал

— во время дистанционного урока

— и множество других причин.

Это приводит к пробелам в знаниях. В итоге
у каждого ученика разный уровень подготовки. Учителю необходимо организовать
подачу учебного материала таким образом, чтобы и отсутствующие дети смогли
освоить материал. В таких случаях я все чаще обращаюсь к такому инструменту,
как Рабочий лист.

Рабочий лист (РЛ) — дидактическое средство
организации самостоятельной учебной деятельности ученика по итогам изученного
материала, этапа тематического блока или урока в целом.

 С другой стороны РЛ — это заранее
спланированная деятельность учащихся, полноценный обучающий материал для работы
на занятии.

Он позволяет организовать продуктивную
самостоятельную работу учащихся с разным уровнем подготовки, помогает
активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством
получения обратной связи.

Изначально я использовала готовые рабочие
листы из интернета. Но большинство из них просто состоят из заданий на
отработку навыка. Мне же важно научить ученика учиться, показать, что процесс
обучения может быть увлекательным, что, если ученик приложит некоторые усилия,
он испытает радость от процесса обучения, от процесса понимания и собственных
успехов.

И тогда я решила попробовать создать свой
авторский рабочий лист.

Процесс можно разделить на следующие
этапы:

1.    
Выделяем
объем блока проверки (урок, тема, глава)

2.    
Подбираем
материал (задания, схемы, формулы, исторические справки, развивающие и
творческие задачи)

3.    
Формулируем
вопросы и задания

4.    
Моделируем
рабочий лист ( продумываем структуру и композицию, располагаем материал на
листе)

5.    
Эстетически
оформляем материал ( проверяем шрифт, строчки, читаемость и визуальное
восприятие)

6.    
Выполняем
сами все задания в умеренном темпе ( определяем контрольное время, проверяем
связность заданий)

Вот мой первый рабочий лист. Все четко,
строго и без излишеств.

А вот такие рабочие листы я создаю сейчас.

Разница колоссальная. Многие подумают, что
я прошла курсы дизайна или photoshop, но нет. Эти рабочие листы созданы в word.
Они изменились не только визуально, но и по содержанию.

Американский психолог Роберт Ганье
выделяет 8 когнитивных процессов, которые необходимо пройти любому человеку для
того, чтобы хорошо запомнить информацию, а именно:

1 Привлечение внимания (восприятие)

Не стоит сразу подавать информацию, если
ваши слушатели не подготовлены. Привлеките их внимание. Все это вызовет
любопытство аудитории и заставит их обратить пристальное внимание.

2 Информирование обучающихся о целях и
задачах (ожидания)

Вам нужно проинформировать обучающихся о
том, какого результата они должны достичь и что выучить, а также о том, что
нужно сделать с этими навыками и информацией.

3 Прежние знания (восстановление)

Если для решения нужны знания из предыдущих
теме, напомните их. Попытайтесь сочетать ее с новым уроком для формирования
цепочки ассоциаций. У вашей аудитории также могут быть и свои знания на эту
тему, поэтому поинтересуйтесь этим, задав соответствующие вопросы. Это вовлечет
внимание и позволит изучить новую информацию более эффективно.

4 Новая информация

Вам необходимо представить новую
информацию в наиболее эффективной манере. Организуйте ее логически. Используйте
разные стили обучения и используйте визуальную, аудиальную и практическую
информацию. Используйте аналогии, метафоры, картинки, примеры и научитесь
рассказывать истории.

5 Сопровождение обучения

Необходимо показывать возможные пути
решения, консультировать на этапе выбора пути, помогать конструировать и реализовывать
плана.

6 Практика

Нам нужно убедиться в том, что обучающийся
не только выучит информацию, но и сумеет ее надолго запомнить. Поэтому
поощряйте своих учеников заниматься развитием навыка, причем в самых разных
формах.

7 Обратная связь

Когда ваша аудитория показала свои знания
и навыки, обеспечьте ей обратную связь для того, чтобы закрепить некоторые
моменты в случае необходимости. Наблюдайте за их действиями во время реальной
практики и обеспечьте их конструктивной обратной связью. Не критикуйте
напрямую, а используйте косвенные методы. Объясните, почему что-то не сработало.

8 Связь с жизнью

Обучающиеся не только должны понимать,
чего достигнут, но и то, зачем им вообще это нужно. Это очень важный шаг,
который позволит аудитории быть более мотивированной. Поэтому потратьте
достаточно времени на этом этапе.

Многое из вышеперечисленного отображено в
самих рабочих листах. Конечно, полностью всю работу на них не перенести, для
обучение необходим контакт учитель-ученик. Но уверена, что вы и так знаете все
эти приемы. Да и подобрать материал для вас не составит труда. Но что же
касается визуального оформления, хотела показать вам некоторые приемы, которые
я использую и которые очень помогают облегчить создание работы.

Горизонтальный формат в две колонки

Первое что мне помогло, так это альбомный
формат бумаги и деление на две колонки. Это дает возможность разместить больше
заданий. Можно тематически разграничить материал (слева уже изученное, справа
новые знания). После выполнения заданий листы остаются у учащихся в качестве
справочного материала и такой лист удобно хранить в книге сложив пополам.

Клеточки

Второе это клеточки. Для решения задач они
намного удобнее линий или пустого блока. Я использую несколько вариантов их
создания

Самый простой, вставить под заданием
картинку фрагмент тетрадного листа

Таблица. Этот способ я использую при
оформлении контрольных работ. Он удобен тем, что можно полностью настроить
размер клеточек

Вставить картинку тетради на весь лист.
Этот вариант я использую постоянно. Он объединяет все мои рабочие листы в один
стиль. Нет необходимости вставлять для каждого задания отдельный блок решения,
сами задания кажутся вписанными в тетрадь 

Рисунки

Рисунки всегда привлекают внимание.

Стикеры очень удобно использовать для
заметок, справочного материала и просто интересной информации. Я думаю, многие
сталкивались с проблемой: подвинул картинку и текст съехал на трех листах-
чтобы этого не происходила вот что надо сделать: выберите картинку, на вкладке
«формат рисунка» выберите «обтекание текстом» => «По контуру» (можно
попробовать вариант «перед текстом» или «за текстом», поэкспериментируйте с
этим). Это позволит свободно перемещать изображения по листу, не смещая при
этом текст.

Так же я вставляю милые картинки или
раскраски, но у многих из них есть свой фон. Очень просто удалить однотонный
фон можно в самом Word’е. Для этого : выберите картинку, на вкладке «формат
рисунка» выберите «цвет» => «установить прозрачный цвет» и щелкните левой
кнопкой мыши на фоне изображения который хотите удалить. Это придаст
целостность работе.

Текстовые поля

Сам текст заданий удобно размещать в
текстовых полях. Форматирование как у картинки (по контуру, без заливки). С
помощью таких блоков задания легко менять местами, проще регулировать ширину
блока. Так же с помощью такого приема проще «вписать» задание в клеточки. А еще
эти блоки можно выделять контуром и делать заливу, что очень удобно при
акцентирование внимания на правилах.

В дальнейшем эти листы мы используем на
уроках как памятки. Создавая такие рабочие листы, мы активизируем работу
обучающихся и делаем процесс решения более интересным. Это воспринимается не
как скучное задание из учебника, а скорее, как игра. Благодаря тому, что весь
материал находится перед учеником, он не отвлекается на поиск заданий в
учебнике. С применением рабочих листов мои уроки стали эффективнее. Учащиеся
активнее отвечают и решают задания. Даже те, кто пропустил некоторые темы,
легко осваивают материал.

Рабочий лист — лист с комплексом заданий, которые необходимо выполнить по ходу изучения новой темы или повторения изученной.

Рабочие листы должны соответствовать следующим требованиям:

  • быть разноуровневыми;
  • задания строятся от общего к частному (внимание на детали);
  • присутствовать вопросы открытого и закрытого типа;
  • листы для индивидуальной и групповой работы;
  • материал для листов междисциплинарный и геймофицированный;
  • используются для создания справочника по предмету.

Мозг человека воспринимает информацию по-разному. Визуалов, аудиалов и кинестетиков нужно обучать по-разному. Материал, размещенный в рабочем листе, помогает лучше запомнить информацию. Это достигается через рисунки, схемы, диаграммы. В заданиях прописывается, как и что нужно сделать, где найти информацию, как оформить и т.д. Исходя из заданий, пути «наблюдателей», «исследователей» и «слушателей» не будут одинаковыми. Кто-то откроет интернет, кто-то спросит одноклассников, родителей, кто-то дойдет до решения самостоятельно, при помощи данного учителем материала.

Лист привлекает внимание учащихся к деталям, развивает подтемы и решает конкретные задачи внутри структуры урока. Задания направлены на проверку и подкрепление знаний и умений, на которые ученик мог не обратить внимание. Задания следует строить от простого к сложному.

Первый этап: знание. Задания для ученика: закрась, подчеркни, соедини, подпиши, перечисли, допиши, выбери, найди, обозначь.

Понимание темы приходит через задания: опиши, сравни, приведи пример, распредели, дай характеристику, заполни таблицу, сгруппируй.

После этого следуют задания на применение полученных знаний: составь схему, диаграмму, проведи эксперимент, проиллюстрируй, измени, спланируй.

После этого формируются навыки высокого порядка: анализ, синтез, оценка полученных знаний. Анализ: раздели, проверь, выдели главное, выдели части, разложи. Синтез: составь, придумай, скомбинируй, установи соответствие, найди подтверждение. Оценка: оцени свои возможности, докажи, сделай вывод, подтверди или опровергни, проранжируй, уточни.

Вопросы в рабочих листах следует ставить как закрытого, так и открытого типа. Вопросы закрытого типа требуют от ученика верной формулировки, проверяют память ребенка, но не мотивируют к собственным выводам. В вопросах открытого типа результат работы учеников будет всегда разным, так как различные формулировки и варианты ответов демонстрируют уровень мышления и подготовки

Название листа: «Как растения приспособлены к условиям жизни?»

  1. Какие бывают растения? (подборка загадок, ребусов, стихотворений).
  2. Как отличить? (задание на соответствие).
  3. Что будет, если…(предлагается обдумать вопрос, привести доказательства: что будет, если растение будет испытывать избыток влаги, тепла и т.д.)
  4. Кто есть кто? (заполнить таблицу).

Для создания рабочего листа можно использовать материал из энциклопедии. Ученикам предлагается статья, прочитав которую следует сделать выводы.

«В середине 1940-х руководители СССР узнали, что в странах Северной Америки кормят скот растением огромных размеров — сочным и калорийным. Узнали и дали распоряжение: найти такое же для нас, завезти, вывести, адаптировать к местным условиям. Родина борщевика Сосновского (это один из видов борщевика, всего насчитывают ~40 видов этого растения и плюс несколько очень схожих) — горные районы Кавказа и Турции. Именно на здешний борщевик обратили своё внимание учёные, работавшие по заказу руководства Советского Союза. В Википедии указывают даже точное место происхождения борщевика, взятого для включения в государственное испытание — окрестности города Нальчик (Кабардино-Балкарская республика). Датируется это событие 1951-1952 гг. Так, растение открыли в Грузии, а для использования в качестве силосной культуры семена взяли на территории Кабардино-Балкарии, откуда и привезли борщевик в Россию. Так, местом происхождения борщевика (нашего, российского, захватывающего регионы РФ) — можно считать Кабардино-Балкарскую Республику.

Перед учёными, работавшими над проектом, стояла задача найти идеальную силосную культуру для сельского хозяйства. Однако получилось, что таким образом борщевик превратился в захватчика. На практике быстро выяснилось, что молоко становится не вкусным, а потомство скота мутирует из-за содержащихся в соке растения фуранокумаринов, которые не только вызывают появление дерматитов у людей, но и нарушают структуру хромосом. Результаты были получены еще в 1930-х годах, и постепенно от выращивания борщевика отказались».

Название: «Борщевик Сосновского».

Цель: выяснить, полезное или вредное растение Борщевик Сосновского?

  • Зачем привези из Кабардино-Балкарии?_________________
  • К чему это привело?__________________________________
  • Как вред превратить в пользу?_________________________

Листы бывают индивидуальные и групповые. При этом пара или группа не больше четырех человек, иначе снижается эффективность работы. Работа в парах или группах развивает коммуникативную компетентность, помогает выявить лидеров, повышает мотивацию учащихся. Чаще всего данный вид листов используется при стратегии активного обучения. Например: лист «Моя безопасность». «Подумай, что обозначают данные знаки?» Ученики рассматривают знаки, обдумывают ответ, советуются с соседом и заполняют лист.

При создании листа важно стараться сделать его междисциплинарным и геймифицированным. Например, при работе с текстом необходимо найти нужную информацию, представить ее в виде таблицы, провести проверку правописания и т.д. Геймификация — это использование подходов, характерных для компьютерных игр в неигровом пространстве — образовательном, с целью повышения учебной мотивации, формированию устойчивого интереса к решению задач. Геймификация повышает эффективность обучения примерно на 30%. Интерактивный лист позволяет лучше и больше применять игровые технологии в обучении.

Используя рабочие листы, можно создать свой справочник, оформленный как папка с файлами или тетрадь с вклеенными листами. В таком формате все основные знания, определения, примеры могут быть полезны при подготовке к переводным экзаменам, ВПР, при повторении изученного материала.

РАБОЧИЙ ЛИСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В
ФГОС определены ведущие задачи модернизации российского образования, одной из
которых является  учёт познавательных интересов обучающихся. Стандарт
устанавливает требование к личностным образовательным результатам, включающим
«формирование ответственного отношения к учению,  готовности  и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования… с учётом устойчивых  познавательных  интересов». Согласитесь, это
непросто, ведь в структуре учебной деятельности познавательный интерес имеет
большое значение и это, в первую очередь,  сознательная деятельность. В основе
её лежит целенаправленность, которая придаёт познавательному интересу
продуктивный характер. Интерес, лишённый цели, неустойчив. Именно осмысленность
деятельности наполняет познавательный интерес смыслом.  Стремление познать
неизвестное и  необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу не
должны сводиться только к получению результата (и уж тем более не  к поиску
ответов в сети Интернет), иначе цель  не будет достигнута. Особую роль здесь играет
процесс получения знания, и задача учителя – включить обучающихся в этот
процесс, в том числе опираясь на формы познания.

  
      Познание с помощью органов чувств – зрения, осязания, слуха – выражается
в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Понятие, суждение, умозаключение
– формы рационального познания – познания с помощью разума. На уроках русского
языка и литературы в учебной деятельности применяются формы и рационального, и
чувственного познания. Например, работая со словарными словами, формируя навык
грамотного письма я уже много лет использую приём Ломоносовской школы, когда
задействованы 3 канала восприятия  — визуальный (зрительный), аудиальный (с
помощью слуха), кинестетический (с помощью движений). Описание приёма: на
экране представлены словарные слова (начинаю работу с 5 слов, постепенно
увеличивая количество), которые обучающиеся читают хором  3 раза: 1 – громко, 2
– с понижением голоса, 3 – шёпотом, при этом активно используются зрительный и
слуховой канал восприятия. Кинестетический канал  задействуется, когда после
чтения экран выключаю, а обучающиеся по памяти должны записать слова в
тетрадь.  Ребятам эта форма работы очень нравится.

  
    На уроках литературы мне и моим коллегам никак не обойтись без форм
чувственного  познания. Работая и с лирическими, и с прозаическими художественными
текстами, мы просим обучающихся высказать свои ощущения,  из нескольких
ощущений создаётся образ – образ героя, образ автора, образ природы – а это уже
восприятие. Если же в отсутствие непосредственного контакта с объектом
обучающийся описывает его, — это уже представление. (Пример: 11 класс, пьеса
Горького «На дне», 1 урок)

  
    Всем хорошо известно, что на уроках русского языка  в рамках уроков
развития речи мы с обучающимися учимся писать сочинения по картинам. Свои
первые ощущения – нравится или не нравится – обучающийся «закладывает» в
основу  анализа, они влияют на восприятие образов, которые необходимо  описать.
Сегодня это особенно актуально, так как одно из заданий устного собеседования в
9 классе – монологическое высказывание, и обучающийся может выбрать описание
фотографии,  где также играют большую роль формы чувственного познания.

   
   Без форм рационального познания учебную деятельность представить невозможно.
Мы анализируем и сравниваем, строим умозаключения на основе полученной
информации, что позволяет сделать наиболее точные выводы на пути к цели при
решении поставленных задач.

   
    А одна из задач педагога – учёт познавательных интересов обучающихся.  Познавательная
деятельность должна быть специально организована. В арсенале каждого учителя
есть множество эффективных  инструментов для развития способностей школьников к
 самообразованию. Одним из них являются рабочие листы, преимущество которых в
том, что они «создаются учителем  на основе собственных методических идей и
предпочтений» с учётом  особенностей и способностей конкретных групп
обучающихся.  Рабочие листы дают возможность разнообразной организации работы с
предметным содержанием, фокусирования внимания на учебно-познавательной
деятельности обучающихся.

   
   Что же такое «рабочий лист»? «Рабочий лист – это одноразовое дидактическое
пособие на печатной основе, применяемое на небольшом отрезке учебного процесса
(уроке), обязательным элементом которого выступают учебные задания с
требованием ответа в специально созданных формах (заготовках)».

  
    Рабочий лист представляет собой графическое отображение шагов, которые

необходимо
выполнить ученику для достижения цели. Рабочий лист – это средство, помогающее
обучающемуся ориентироваться в теме, работать в своём темпе на разных этапах
урока. Обучающийся может самостоятельно управлять своей познавательной
деятельностью: при выполнении самостоятельной работы рабочий лист можно
использовать как технологическую карту,  при пробелах в знаниях – как
индивидуальный образовательный маршрут.  Я не очень люблю пустые рабочие листы,
заготовки, так как в них нет целенаправленных шагов. Скорее всего, без помощи
учителя и коллективного обсуждения здесь не обойтись. А в рабочих листах, где
есть последовательные шаги, обучающийся может самостоятельно идти к цели.

   
   Какие же рабочие листы могут быть? Выделить различные виды позволяет цель
применения таких листов:


обучающий рабочий лист. Особенностью этого вида рабочего листа является то, что
обучающиеся как получают знания в готовом виде, так и добывают их
самостоятельно. Обучающий лист предполагает самостоятельную работу с учебником,
освоение ранее не изученного материала, его воспроизведение и переработку;


тренировочный рабочий лист. Цель – отработка знаний и способов действий. Формы
и содержание заданий могут быть разнообразными (можно использовать таксономию
образовательных целей Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез,
оценка); Основу, например, тренировочного рабочего листа должны составлять
разноуровневые задания, направленные на усвоение новых знаний и овладение
способами действий.


исследовательский рабочий лист. Цель – найти способ решения учебной проблемы —
предполагает выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, доказательства или
опровержение;


рефлексивный рабочий лист. Его рационально использовать при повторении раздела
или темы;  


комбинированный рабочий лист.

 
      Что может включать в себя рабочий лист? Прежде всего, он не должен быть
перегружен информацией. Так как основная цель – достижение предметных и
метапредметных результатов, то учитель должен в содержании рабочего листа 
предусмотреть и отобразить ключевые этапы для достижения цели.  Материалы,
используемые педагогом в рабочем листе, призваны расширить кругозор, повысить
интерес к предмету, мотивировать на изучение (это не должно быть дублирование
учебника!) Задания должны быть грамотно сформулированы.

  
    Преимущество  рабочих листов заключается в том, что их  можно дополнять или
сокращать с учетом способностей обучающихся, можно вносить изменения, учитывая
содержание и структуру урока. Применение рабочего листа вовсе не предполагает
только самостоятельную работу обучающихся. Чаще всего, на уроке применяется 
коллективное или групповое обсуждение проблемных вопросов,  построение
умозаключений в результате обсуждения и  внесение данных в рабочий лист, работа
с учебником и дополнительной информацией, выполнение заданий различного уровня
сложности и комментирование трудных случаев и др. Главное, что обучающиеся
будут вовлечены в деятельность, направленную на приобретение знаний, а рабочий
лист, материалы которого  расположены  в определенной логической
последовательности с учётом изученного ранее, поможет им достичь цели.
Вариативность рабочих листов  обеспечивает создание условий для приобретения
знаний обучающимися с разными образовательными способностями и потребностями.

   
Далее приводятся примеры рабочих листов.

   
Основу рабочих листов составляют практические задания, направленные на усвоение
знаний и овладение способами действий.

Рабочий
лист 1. 3 задание – переработка текста и построение умозаключений. 4 задание – применение
сделанных выводов и первичное усвоение нового материала. Задание 5 – работа над
формированием навыка грамотного письма .

Рабочий
лист 2.  Задания 1-4 – на порождение субъективно новых знаний – способствуют
развитию творчества и инициативности. Эти задания требуют высокой мыслительной
активности. Задания 5 и 6 – с выбором и распределением –ориентированы на объективные
эмпирические (наблюдение) и теоретические  (анализ, синтез, обобщение) методы,
что способствует росту познавательной активности.

Рабочий
лист 3. Задания 1,3,4 подобраны таким образом, что материал усложняется
постепенно. Сначала предлагается задание на изученный материал, затем оно
усложняется новым, открытым на уроке, но требующим знания изученного ранее.

Рабочий
лист 4. Включает разноуровневые задания на отработку навыка грамотного письма,
владение грамматическими нормами русского языка. Задания 4-6 способствуют
закреплению знаний, необходимых на ЕГЭ, мотивируют обучающихся. Задание 7 –
блок контроля.

Рабочий
лист 5. Творческий рабочий лист, где сформулированы задания на применение форм
чувственного и рационального познания: постановка цели, анализ текста,
построение умозаключений (в том числе на основе сравнения), выявление позиции
автора, способствующей не просто восприятию, а пониманию содержания
художественного текста. Для развития познавательных способностей хороши задания
на сопоставление (задание 7). Задания 7 и 8  носят рефлексивный характер.  

    
Рабочий лист – это, на мой взгляд, эффективный инструмент организации учебной
деятельности, способствующий формированию самообразовательных умений. Его применение
методически оправдано: процесс взаимодействия учителя и обучающихся становится
более продуктивным, свободным, увлекательным. Для детей создаётся ситуация
успеха, что способствует повышению интереса к учебным дисциплинам и улучшению
результатов обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.    
Учебный рабочий лист, предполагающий самооценку
обучающегося и коллективное обсуждение выполненного задания.

РАБОЧИЙ
ЛИСТ  уч-ка/цы ___________________________                 5 кл.

1)Орфоэпическая
разминка:

приняла,
каталог, щавель, включишь, брала, банты, краны, кухонный, красивее, цепочка.

                                                                                      
Отметка: __________

2)Тестовое
задание:

В
каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь?

1.    
ты знаеш.., он не испугает..ся;

2.    
испеч.. пирог, они старают..ся;

3.    
надо двигат..ся, ты ошибаеш..ся;

4.    
привлеч.. внимание,  она наряжает..ся.

Отметка ___________

3)Работа
с учебником –стр.43, п.19, упр.88

Вывод:

Окончание в форме 3 л. мн.ч.

Безударное личное окончание

Глаголы I
спряжения

Глаголы II
спряжения

                                                                                 
Отметка ____________

4)Прочитайте
отрывок из стихотворения, определите тему (устно).

Если
ты хоть день в Москве побуд..шь (     ),

А
потом уед..шь (    )  на года,

Никогда
Москву не позабуд..шь  (     ),

Разлюбить
не смож..шь (     )  никогда.

       
Вставьте пропущенные буквы и определите спряжение.

                                                                                     Отметка
_____________

5)Самостоятельно
в тетради выполни упр. 91

НЕ ЗАБУДЬ СДАТЬ РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧИТЕЛЮ!

2.    
Учебный рабочий лист, содержащий
теоретическую и практическую части.

Рабочий
лист ___________________________________        5 класс

Тема:
«Описание предмета»

1.    
Запишите, какие бывают 
типы речи: 

2.    
_____________________ — это словесное изображение предмета, явления, события. В
___________________  перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного
предмета.

3.    
Когда мы объясняли, чем именно привлекает
наше внимание тот или иной предмет, что мы перечисляли?______________________

4.    
На какой вопрос отвечают описательные
тексты? _________________

5.     Выберите текст-описание.

1)   
Кошки – таинственные животные. Они
приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. Кошка в доме – это к удаче и
благополучию. Говорят, что они отгоняют злых духов.

2)   
Кошка была почти вся чёрная, лишь кое-где
виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое – на
кончике хвоста. У неё были большие зелёные глаза, почти изумрудные. На ушках
были кисточки, на лапках выпущенные коготки.

3)   
Стояла суровая зима. Всё было покрыто
снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти
корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали. Пожалела воробышков
добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки и каждый день сыпала их
у своего крылечка.

6.     Рассортируйте тексты на две группы: описание и
повествование.

1)    Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался
от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и
Серёжа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького
беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег.
___________________

2)    Мы пришли в парк, сели на лавочку. К нам подбежала кошка. Она
испуганно взглянула на нас, зашипела и убежала прочь. Она побежала по зелёной
траве, перепрыгнула лужу и запрыгнула на высокое дерево. _____________________

3)    Барсук – это довольно крупный, до 90 см (а с хвостом и более
метра), зверь с серебристо-серой щетиной. От носа к затылку тянутся
желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Лапы сильные с
крепкими когтями. Этими лапами он роет норы, ловко выкапывает корешки, эти лапы
служат ему и для обороны. _______________________

4)    В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в
ярко-зелёное убранство, мягкая трава стелется по земле. Воздух напоен запахом
трав и разогретой солнцем древесины. _____________________

7.    
Подчеркните слова-повторы:

У нас в
деревне есть рыжий кот Василий. На лбу у Василия было серое пятно, которое
захватывает и одно ухо. Любит Василий, когда гладишь его по волосам, –
выгнется, выпустит ногти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда
его тревожат. Или, если на лицо сядет муха, тогда Василий  злится.

Парная
работа: (устно) замените неоправданно повторяющиеся слова, откорректируйте
текст.

8.    
Работа с учебником. П.59, упр.301 (в
рабочей тетради)

3.    
Учебный тренировочный рабочий лист

Рабочий
лист___________________________                                 5 класс

Тема: 
«Однородные члены предложения»                

1.     Подчеркните
главные и второстепенные члены предложения:

Мёдом,
полевыми цветами густо пахнет в жаркий день свежее сено.

2. Разберите по составу
слова ПОЛЕВЫМИ,  ПАХНЕТ,  ЦВЕТАМИ.

3. Подчеркните однородные
члены как члены предложения:

Зимой
и летом, осенью и весной  хорош русский лес. Глубокие и чистые лежат под
деревьями сугробы. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты ветки высоких и
маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С весёлым
свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых
клестов.

4. В схеме предложения с
однородными членами  в квадратных скобках показывается грамматическая основа и
однородные члены, которые необходимо заключить в овал или кружок. Например: На
празднике мы пели и плясали.

 [
___                и               ]. В схеме показаны подлежащее «мы» и 
однородные сказуемые «пели» и «плясали».

Начертите
схемы предложений:

1)   
По всему лесу раздаётся шорох,  шелест, 
шёпот.

_____________________________________

2)   
Все видели и знают ежей.

_____________________________________

3)   
Ночью сильно пахнут  мята и ромашка.

_____________________________________

5*. Если вы справились с заданиями 1 – 4 и есть
желание, можно выполнить задание на повторение:

 расставьте
ударение в словах: инструмент,  договор, форзац, свекла, магазин, квартал, 
алфавит, звонит, торты, километр, позвонишь, обеспечение, нефтепровод.

Самооценка:
________________________________________

Отметка
учителя: ____________________________________

4.    
Рабочий лист, включающий блок контроля
знаний.

Рабочий лист       _________________________________________
       10 класс

Тема:  «Имя числительное»                                                                              

1. Работа с текстом. Выпишите
числительные, определите разряд, какие они по составу.

Примерно четыре тысячи
лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного
Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на
звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли
семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати
восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из
семи дней посвятить одному из божеств. Так возникла семидневная неделя, которая
перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.  Определите часть речи у
слов, имеющих числовое значение.

Тройка за ответ, три
товарища, трехместный корабль, утроить усилия, сотый по списку, сто деревьев,
столетний дуб, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, пять
секунд, пятый день, пятиэтажный дом.

3. Просклоняйте числительное  748
(деревьев)

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. Замените числовую запись
буквенной:

– Вытянул 500-й номер — ___________________________________________________________________
 

– Около 600 километров пути —
___________________________________________________________________
– Поезд с 278 экскурсантами — ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________
– Высота равна 2159 метрам — ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________
– Свыше 770 гектаров — __________________________________________________________ 

– Речь идет о 476 рублях —

____________________________________________________________________

– Более (полтораста) штук — ____________________________________________________

5.  Подчеркните
существительные, которые могут  сочетаться с собирательным числительным.

Двое (зайчонок, машинист, девочка, ножницы)
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани)
Четверо (лисят, очки, подруга, малыш)

6.  Найдите ошибки и
исправьте:


В этом году город отметил пятьсотлетие.
____________________________


На обоих террасах стояли цветы.
____________________________________
– Среди членов комиссии было трое женщин.____
_________________________
– За время приема участковый врач успевал принять тридцать двух человек.

____________________________________________________________________

– Мы опоздали всего на полторы сутки.
_________________________________

7.  Тест

1. Найдите
числительное, употребленное с ошибкой:

а) Т. п. —
пятьюстами сорока одним;

б) П. п. —
о триста девяноста семи;

в) Р. п. —
двухсот шестидесяти пяти;

г) Д. п. —
четыремстам двадцати одному.

2. Определите
правильное написание числительного в Д. п. и Т. п.:

а) сто сорок
семи, сто сорок, семи;

б) ста сорока
семи, ста сорока семь;

в) сто сорок
семи, сто сорок семью;

г) ста сорок
семи, ста сорок семью.

3. В каком
сочетании нет грамматической ошибки?

а) к восемь
целым двум пятым прибавить шесть;

б) трое
подружек;

в) с
двухстами книгами;

г) четверо
медвежат.

4. Укажите предложение с ошибкой
в употреблении числительного.

А. Обе подруги неразлучны.
Б. У обоих сел одинаковые названия.
В. На обоих баржах везли уголь.
Г. С обоими друзьями случилось несчастье.

5.    
Творческий рабочий лист, содержащий
рефлексивное задание.

(При создании рабочего листа
использованы материалы Румянцевой Е.А.)

Родная
литература                                                                                   10
класс

Юрий
Павлович Казаков «Поморка»

Картинки по запросу "юрий казаков" 

                     
1. _____________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1.    
Цель — ________________________________________________________

2.    
Опираясь на текст рассказа, заполните
таблицу:

1.

Природа и быт северной деревни

2.

Дом поморки, её быт

Сделайте вывод: каково отношение автора к
описываемому?

3.

Образ поморки

портрет

В молодости

В старости

судьба

речь

Сделайте вывод: чем восхищается автор?

4.

Проанализируйте гл.3. Какая тема
поднимается? Каково отношение Марфы к этому?

Сделайте вывод: в чём причины долголетия
героини? Где истоки её силы?

3.    
Монументальность образа.  « Святая,
одно слово – поморка!…»

Рассмотрите
и сопоставьте изображение Богоматери и портрет жительницы северной деревни.
Выскажите  своё  мнение.

img1.jpg (16886 bytes)              
https://urok.1sept.ru/articles/608780/img2.jpg

4.     
Подведём итог (вернёмся к цели урока): так
в чём же загадка характера старой поморки? 
_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Источники:

1.    
Миренкова В.Е. Рабочий лист как средство
организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном
образовании // Ценности и смыслы. 2021. № .1(71). С.115 – 130.

2.    
Шеховец М.Д. Роль рабочего листа в
управлении познавательной деятельностью учащихся, ориентированной на повышение
результативности учебного процесса. –
Электронный
ресурс
https://www.infouroki.net/issledovatelskaya-rabota-rol-rabochego-lista-v-upravlenii-poznavatelnoy-deyatelnostyu.html

3.    
Электронный ресурс https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/poznanie-mira

Бездействие и невключенность ребенка в урок, отсутствие мотивации – всего этого можно избежать, если использовать рабочий лист.

идеальный урок

Собрать идеальный урок: метод «рабочий лист»

Используя рабочий лист, печатный или в электронном формате, мы предъявляем ученику видимую и понятную структуру урока: перед ним лист, который в процессе обучения обрастёт результатом его работы. Учитель может поставить отметку за работу на уроке, основываясь на качестве заполнения листа.

Какие варианты использования рабочего листа можно предложить 

Краткое изложение

В рабочем листе содержится теоретический материал в формате саммари (краткое изложение), это миниатюрная копия параграфа учебника, где собрано самое важное. Можно говорить о двух форматах использования саммари:

  1. Дается информация, на основе которой ребята выполняют задания, тесты, решают задачи.
  2. В тексте есть пропуски – термины, выводы, пояснения к рисункам. Читая текст, ребята восстанавливают его целостность. 

Пример рабочего листа по теме «Гаметогенез» по биологии для 10 класса

Смысловое чтение

Для формирования навыков смыслового чтения после знакомства с текстом предлагаю ребятам выполнить рисунок-иллюстрацию, это помогает учащимся представить биологические процессы, природные явления. Так развивается воображение, творческое мышление. 

Методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой, возможно, цветными карандашами. Красочность и привлекательность рабочему листу придают иллюстрации, репродукции картин известных художников, таблицы, диаграммы и другие наглядные примеры.

Содержание рабочего листа можно построить по следующим направлениям работы с информацией:

  • получение,
  • поиск,
  • фиксация.

В содержании таких материалов входят задания на перекодировку информации, сравнение объектов, структурирование и классификацию.  

Рабочий лист «Семейства цветковых растений»

Рассмотрим пример рабочего листа по теме «Семейства цветковых растений» для подготовки старшеклассников к ЕГЭ по биологии. Вариантов использования может быть несколько:

  • сделать по одному листу для изучения каждого из семи семейств цветковых растений, представленных в вопросах ЕГЭ и ОГЭ по биологии;
  • скомпоновать книжечкой и сразу раздать ребятам для самостоятельного заполнения после изучения темы.

Оригинальность этого дидактического материала — в метапредметном подходе, который отражается в структуре рабочего листа. К семейству розоцветные ребята подобрали цитату из стихотворения поэта Серебряного века Николая Гумилева: 

«Перед воротами Эдема 
Две розы пышно расцвели, 
Но роза — страстности эмблема, 
А страстность — детище земли. 
Одна так нежно розовеет, 
Как дева, милым смущена, 
Другая, пурпурная, рдеет, 
Огнем любви обожжена».
 

А в качестве примера из истории привели пример войны Алой и Белой розы в Англии. 

Самостоятельная работа

В рабочем листе прописаны все задания, которые ученики могут выполнить на уроке и чёткие указания, как и что они должны сделать. Такие листы удачно вписываются в формат урока для обобщения и повторения материала. Логика может быть любая, например, от простого к сложному, по классификации процессов, по их последовательности.

Пример рабочего листа «Гипотезы возникновения жизни на Земле» по биологии для 11 класса 

Индивидуальный рабочий лист

Такие листы можно использовать для дифференциации сложности заданий для ребят с разной подготовкой по изучаемой теме.

В профильный десятый класс объединяются ученики из разных классов, школ, с разным багажом знаний. Чтобы более подготовленным ребятам было не скучно на уроке со знакомой темой, предлагаю рабочие листы с заданиями повышенной сложности.

Пример рабочего листа по теме «Органоиды клетки» для 10 класса, работа с рисунками

«Развивашки»

Через рабочий лист можно реализовать развивающую функцию урока: задания на развитие у детей памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности. Такие рабочие листы хороши в 5-6 классах при изучении ботаники.

Удержать внимание и интерес к уроку можно, создавая рабочий лист с рисунками – «развивашками», например, «найди путь пыльцы в завязь пестика» или «найди три отличия споры от семени».

Пример рабочего листа для 5 класса по теме «Грибы»

Рабочий лист-навигатор по ходу урока 

Такой рабочий лист может применяться как для классной, так и для домашней работы в условиях дистанционного обучения.

Учителю необходимо выстроить четкую логическую структуру содержания нового материала, дать возможность проработать материал, выполнив задания, и получить обратную связь.

В качестве рабочего листа в таком случае может выступать пост по теме урока на сайте или странице педагога в соцсети. 

Пример урока для 5 класса по теме «Строение клетки» в моем блоге «Царство Флоры и Фавны»  

Исследовательский рабочий лист

Развивает умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. Составляя рабочий лист, учитель может предусмотреть задания по применению полученных знаний при постановке опытов.

Биологию невозможно преподавать без постановки опытов, работы с живыми биологическими объектами, например, выполнение практических работ с натуральными биологическими объектами (семенами, листьями, цветами и так далее).

Структура рабочего листа, ориентированная на развитие навыков самостоятельной работы, позволит организовать работу каждого ребенка в своем оптимальном для него темпе.

Пример рабочего листа для 6 класса «Условия прорастания семян»

Как сделать рабочий лист

Для создания рабочих листов чаще всего используют Google Docs, Power Point, Word или Photoshop.

Есть ресурсы с готовыми материалами, например, сайт Worksheets содержит готовые рабочие листы, которые помогают дополнить УМК, сделать процесс изучения темы увлекательным, отработать и оценить знания по пройденному материалу. К сожалению, далеко не для всех предметов и тем есть готовые рабочие листы, но там можно взять идеи для создания собственного продукта.

Рабочий лист – это творчество учителя. Он сам определяет, какие задания включит в рабочий лист. Большой помощник в этом – Пинтерест, сайт с рекомендациями и картинками. У меня есть отдельная доска «Рабочий лист», куда складываю интересные идеи по всем предметам. 

Чтобы организовать способ сохранения бесконечных листочков, можно использовать личные папки с вкладышами, вклеивание в рабочие тетради или что-то ещё.

Преимущества при работе с рабочим листом

Возможность оценить как отдельные задания, так и выполнение работы в целом. Работа по алгоритму позволяет ребятам адекватно провести самооценивание. Рабочий лист особенно полезен становится для учителя, когда у ребят нет рабочих тетрадей по предмету. 

Недостатки метода

Дополнительное время для создания рабочих листов. Эта работа требует времени, идёт после подбора мультимедийных материалов, написания конспекта урока. Если делать рабочие листы без особенного дизайна, то уходит от 30 минут до 1,5 часа. Стоит ли тратить время? Считаю, что стоит, потому что это облегчение жизни учителя на уроке.

Рабочий лист как средство организации учебной деятельности

Лешкевич Галина Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 1»

Цель мастер-класса: рассказать коллегам о технологии создания и применения рабочих листов учащихся в предметной деятельности учителя.

Задачи, решаемые на мастер-классе:

1) показать роль рабочих листов в процессе организации познавательной деятельности школьников на уроках по предметам школьной программы;

2) рассказать о технологии создания рабочих листов учащихся;

3) создать макет рабочего листа учащегося с использованием ИК-технологий.

Используемый материал: рабочие листы, онлайн генераторы.  

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции учителей начальных классов, совершенствование их практических навыков по применению рабочих листов на уроках.

Структура мастер-класса: 

1. Теоретическая часть

Вступительное слово по теме: «Рабочий лист как средство организации учебной деятельности».

2. Практическая часть

Создание рабочих листов.

3. Рефлексия

Сценарий мастер-класса

1. Теоретическая часть 

Здравствуйте, участники мастер-класса. Спасибо, что посетили мой мастер-класс по теме «Рабочий лист как средство организации учебной деятельности». В настоящее время одной из основных образовательных задач, решаемых школой, является обучение учащихся работе с различными источниками информации. Современный урок должен быть привлекательным и содержательным для обучающихся с разными образовательными способностями.

Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить учащимся на различных этапах урока.

Рабочий лист помогает активизировать учеников на любом этапе урока, позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом, является замечательным средством получения обратной связи.

Что такое рабочий лист?

Рабочий лист — это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.

Главная задача рабочего листа – обучать ученика, учить его учиться, показывать, что процесс обучения может быть увлекательным, если ученик приложит некоторые усилия, он испытает радость от процесса обучения, от процесса понимания и собственных успехов.

Организуя работу на уроке с рабочим листом, учитель решает несколько педагогических задач:

Обучения  

Психологической поддержки  

Организации учебного процесса

Контроля  

Оценки 

Организации дистанционного обучения

Формирования предметных знаний и общеучебных умений

Развития внимания, мышления

Можно использовать рабочий лист как на урок, так и на определенный промежуток времени- долгосрочный (Н. изучение темы-составление памяток или алгоритма)

Какие задачи решает РЛ?

Соответствие требованиям ФГОС.

Вариативность обучения (более глубокое изучение темы), формирование метапредметных УУД.

Индивидуальный подход.

Рабочий лист не привязан к учебнику, что актуально на сегодняшний день при работе с конструктором. Можно использовать любимых персонажей, разнообразные задания в зависимости от возраста.

Разнообразие форм учебной деятельности.

Рабочий лист предполагают различные варианты заданий с включением занимательных и игровых моментов.

Возможность многоразового использования.

Можно создать шаблон и редактировать для использования в разных классах. Можно заламинировать.

Лучший способ запоминания.

За счет возможности визуализации информация лучше запоминается. Кроме того, рабочий лист можно использовать как кластер.

Наполнение портфолио

Можно оформить рабочий лист как срезы по темам, читательский дневник, анкеты, листа достижений.

2 Практическая часть

Сейчас мы с вами создадим макет рабочего листа.

Знакомство с требованиями оформления рабочего листа.

Требования к оформлению рабочего листа

Выбрать тему

Прописать сценарий РЛ

Продумать наполнение.

Содержание РЛ не должно быть объемным, перегруженным информацией.

— Рабочий лист конкретного урока следует рассматривать как «дорожную карту», приближающую ученика к цели — достижению определенных предметных и метапредметных результатов.

Выбрать удобную программу.

Способы оформления заданий, стили и вариации рабочих листов могут быть различны. К формулировкам заданий предъявляются традиционные для них требования: грамотность, лаконичность, однозначность понимания и др.

Структура рабочего листа выглядит следующим образом:

— Тема (чаще всего пустое поле, которое необходимо заполнить);

— Инструкция (понятная максимально, соответствующая возрасту обучающихся);

— Целеполагание (используем опорные слова для детей младшего школьного возраста);

— Задания (очень простое – простое –сложное – твое собственное задание.

Рядом с заданием вся теоретическая информация, которая необходима ребенку, для того, чтобы успешно справиться с ним, образцы, зона самопроверки в виде QR-кода или «перевернутого» правильного ответа);

— Рефлексия на каждом этапе урока.

Весь рабочий лист должна объединять легенда, которая отражает интересы детей, их увлечения. Исходя из этого, придумываем интересные названия номерам заданий (операция №1, шаг №1, дело№1, улика 1 и тд). Всё это способствует повышению мотивации к обучению.

Создание рабочего листа слушателями (одно задание).

Демонстрация работ.

3 Заключение

Стоит помнить, что рабочие листы не являются доминирующим (основным) инструментом для организации самостоятельной познавательной деятельности учеников, а применение их на большинстве уроков неоправданное и даже вредное. Познавательная деятельность человека многогранна, следовательно, и методическое обеспечение формирования познавательных умений учащихся не должно замыкаться на относительно узком круге методических средств. 

4. Рефлексия

Уважаемые коллеги, мой мастер-класс подошел к концу, я попрошу вас ответить на несколько рефлексионных вопросов для меня. И с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Лист рефлексии

1. Актуальность данной темы

2. Доступность объяснения в практической части

3. Возможность применения данного инструмента на вашем уроке

4. Какие вопросы у вас остались без внимания

Список интернет – ресурсов:

https://b4.uralschool.ru/site/pub?id=267

https://cyberleninka.ru/article/n/rabochiy-list-kak-sredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy-poznavatelnoy-deyatelnosti-v-estestvenno-nauchnom-obrazovanii

https://uchitelya.com/pedagogika/195949-primenenie-instrumenta-rabochiy-list-na-urokah-otkrytiya-novyh-znaniy.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти макетную плату
  • Как составить техническое задание для презентации
  • Как найти длину кольца формула
  • Как в автокаде найти разрыв линии
  • Как гармонию составить для своей песни