Как правильно составить рассказ по картинке 2 класс

По русскому языку или литературному чтению очень интересные задания, самому придумать историю, мини рассказ по картинке. Это развивает речь и грамотность.

Рисунок про детей, время года — зима.

Изображение можно назвать «Зимняя прогулка».

Текст описание:

Наступила зима. Ребята очень ждут, когда выпадет первый снег. В выходной день наш двор полон детворы. Мягкий и пушистый снег завалил всё вокруг большими сугробами. Мальчишки решили построить снежную крепость и вышли с лопатками. Школьник Максим вынес большую лопату, чтобы помогать малышам. Настя повесила кормушку для птиц и насыпала в неё семечки. Маленькая девочка с интересом смотрит на старшую сестрёнку и подаёт ей корочки хлеба. Второклассник Ваня катает братика на санках. Весело зимой ребятам. Каждый найдёт для себя дело и интересную игру.

Русский язык. 2 класс

Урок 35. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Что такое сочинение. Признаки текста;

2) Работа над содержанием рассказа;

3) Составление плана;

4) Написание текста.

Глоссарий по теме

Рассказ – повествовательное произведение небольшого размера, словесное изложение каких-нибудь событий.

Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Тема – предмет описания, изображения, исследования, разговора (о чём говорится в тексте).

Главная мысль – реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чём он сообщает (что хотел сказать автор).

Заголовок – название какого-либо произведения или отдельных его частей.

Опорные слова – ключевые слова, обозначающие тему, основную мысль и последовательность рассуждений.

Сюжетные картинки – предмет изображения последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.

Вопросы – высказывания, имеющие целью побудить слушающего сообщить говорящему нечто требующее выяснения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.74.

Моя письменная речь: учеб. тетрадь. 2 класс / Г.С. Щёголева. – 7-е изд. – СПб. : Первый класс, Специальная Литература, 2015. С.16-17. С.22 – 23. С. 36 – 37

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Задача первая. Понять, что такое текст.

Вспомните, что сочинение – это изложение своих мыслей и чувств по заданной теме, в результате которого создаётся свой текст. Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Выделяют следующие признаки текста.

А) Текст состоит из предложений.

Б) Предложения объединены темой.

В) Предложения связаны между собой по смыслу.

Г) Текст может иметь заголовок.

Предложения в тексте объединены темой и главной мыслью.

Задача вторая. Поработайте над содержанием рассказа.

Рассмотрите картинку.

Ответьте на вопросы:

  1. Кого нашёл мальчик в лесу?
  2. Какая беда приключилась с зайцем?

Дополните предложения:

Однажды мальчик_______________________________.

У зайчика ______________________________________.

Слова для справок: увидел, бедный, сломана лапка.

Рассмотрите картинку.

Ответьте на вопросы:

  1. Как заботился мальчик о зверьке?
  2. Слова для справок: принёс домой, кормил, ухаживал, заботился.

2.Как он лечил зайчику лапку?

Выберите слова для ответа на вопрос: перевязал, забинтовал, смазывал лапку.

Рассмотрите картинку.

Ответьте на вопрос по картинке:

Куда мальчик отнёс зайчика после выздоровления?

Слова для справок: вскоре, выздоровел, отпустил на волю.

Задача третья. Составьте план.

Текст состоит из частей. В тексте будет три части, по количеству картинок. Чтобы по порядку рассказать о том, что происходило на картинках, как сменялись события и чем закончились, составьте план текста. Дайте название каждой картинке. Это и будут пункты плана для составления текста.

Перед вами примерный план текста:

1. Беда.

2. Забота о зайчике.

3. На волю.

Задача четвёртая. Подберите сходные по значению слова.

Чтобы при составлении предложений не было повторов, подумайте, как по-другому можно назвать зайца? Подберите слова, которыми можно заменить слова «заяц» и «мальчик».

Заяц – зайчик, зайчонок, зайчишка, серый, косой, грызун, животное.

Мальчик – мальчуган, мальчишка, Ваня (или любое другое имя), спаситель, он.

Задача пятая. Подберите заголовок к тексту.

К тексту надо подобрать заголовок. Заголовок может отражать тему текста (то, о чём говорится в тексте) или его главную мысль (то, что хотел сказать автор). Перед вами варианты заголовков к тексту. Выберите заголовок, который отражает главную мысль или придумайте свой вариант.

Варианты заголовков:

По теме: Заяц. В лесу. Мальчик и заяц.

По главной мысли: Спаситель. Помощь зайчику. Не бросил в беде. Здоровым на волю!

Задача шестая. Подготовьтесь к написанию текста.

Прежде чем писать текст, необходимо составить устно каждую часть. В этом вам помогут картинки, план и слова-помощники.

СЛОВА-ПОМОЩНИКИ

однажды, в лесу,
увидел, зайчик, сломана

принёс, домой, кормил, перевязал, заботился, лечил

вскоре, выздоровел, отпустил

ПЛАН

Беда.

Забота о зайце.

На волю.

КАРТИНКА

При составлении предложений старайтесь избегать повторов. При написании предложений обратите внимание на выделенные буквы в опорных словах!

Задача седьмая. Представьте вариант текста.

Прочитайте, какой рассказ по этим сюжетным картинкам составил второклассник Петя Иванов.

Спаситель

Однажды в лесу Ваня увидел зайца. Мальчик хотел с ним поиграть, но заметил, что у зайчишки сломана лапка.

Спаситель принёс домой бедного зверька и перевязал ему лапу. Ваня каждый день заботился о зайчике. Он старательно перевязывал ему лапку и кормил с ложечки.

Вскоре заяц выздоровел, и мальчик отпустил его на волю.

Задача восьмая. Напишите текст.

Напишите свой яркий и интересный рассказ по картинкам.

Не забудьте, что новое предложение пишется с заглавной буквы и в конце каждого предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Каждую новую часть пишите с красной строки.

Проверьте текст, если заметили ошибки, исправьте.

Дайте прочитать рассказ другу или маме.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Высказывание.

Выберите правильные высказывания:

А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.

Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.

В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.

Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.

Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.

Подсказка: должно быть четыре правильных ответа.

Правильный ответ:

А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.

Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.

В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.

Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.

Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.

Задание. Заголовок.

Выделите цветом заголовок, который более точно отражает то, о чём говорится в тексте.

А) Мальчик и заяц.

Б) Беда.

В) Не бросил в беде.

Г) Случай в лесу.

Подсказка: всего один правильный ответ.

Правильный ответ:

А) Мальчик и заяц.

Б) Беда.

В) Не бросил в беде.

Г) Случай в лесу.

Связная речь —
разверну
тое изложение
определенного
содержания, которое
осуще­
ствляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Известны два основных
вида
речи — диалогическая и монологическая.

Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких
человек, постанов
ка вопросов и ответов
на них)
побуждает к
неполным, одно
сложным ответам.
Неполное
предложение, восклицание, междометие, яркая эмоциональная выразительность, жест, мимика — основные черты диалогической речи. Таким образом, диалогическая речь более элементарная по сравнению с другими видами речи.

Монологическая речь
развернутый вид речи одного лица,
требующий полноты, четкости и взаимосвязи
отдель
ных звеньев повествования. Монолог,
рассказ, объяснение
направлены на
умение сосре
доточить свою мысль на
глав
ном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

    Прием
комментирования
своих предметных
действий,
продуктивных видов деятель­ности,
таких как рисование, лепка, подводит ребенка
к со­
ставлению рассказа. Наблю­дение
ребенка за демонстри­
руемыми
действиями взросло
го (мама на кухне, папа за работой по хозяйству и пр.) с последующим составлением рассказа о виденном поможет составлению рассказов без на­блюдаемого действия. Очень важно — образец
рассказа должен дать взрослый.

Для развития связной
речи
детей используют пересказ, составление рассказов-описаний,
повествований.

   По ведущему виду
позна
вательной деятельности в работе по составлению рассказов различают тексты трех видов: по восприятию, представлению, воображению .

Рассказы по восприятию могут быть:

описательными — по предмету, предметной картинке, пейзажной картине;

   — повествовательными   — по сюжетной картине, серии сюжетных картинок. Рассказы по представлению
рассказы из личного опыта. Значение их велико для развития личности, лич­ностного
общения.

Рассказы по воображению творческие рассказы (придумывание начала и конца рассказа, составление сказки по аналогии, предложенному сюжету

Памятка
по составлению

повествовательного рассказа

по
картинкам, серии картинок

1
Время действия (время года,

   часть суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

5. Происшествие (случай, событие).

6. Исход происшествия (случая, события).

7. Настроение
персонажей. 

    Логика построения: завязка

 развитие действия
кульминация     — развязка.

    Речевые шаблоны начала:

 «Однажды зимой…»,
«Как-то раз

в лесу…», «Был дождливый

осенний день…».

Речевые шаблоны

        кульминационного момента

«Вдруг…».
«Неожиданно…», «Что

 
делать?»,

Речевые шаблоны окончания:
«Все окончилось тем, что…»,
«Наконец…», «Настро
ение было…»,
«Рады (огорче
ны) тем, что…».

Памятка
по составлению описания животных, птиц, рыб

 1Название, обобщающее понятие             (к кому относится).

2.
Величина.

3. Покрытие тела.

4. Цвет.

5. Особенности частей
тела.

6. Место обитания (лес, водоем, дом,

    хлев).

7. Название жилища (нора, берлога,

    логово, гнездо, дупло).

8. Чем питается.

  9.
Название детенышей.

10. Польза (для домашних

      животных и птиц).

Памятка по составлению           описания предмета

1. Название.

2. Величина.

3. Вес.

4. Качество.

5. Форма.

6. Цвет.

7. Запах.

8. Вкус (для
съедобных).

  
9. Принадлежность (обоб
щающее

      
понятие).

  
10. Как используется

Памятка по составлению

 описательного рассказа

по картинке

1. Какое время года
изобра
жено?

2. Какая погода?

3. Какую местность
видим?

4. Какие видим неживые объекты?

5. Действия живых объек­тов.

6. Какое настроение передает

    картинка?

 Памятка
по составлению

рассказа
из личного опыта

(о событии, факте, собственном впечатлении)

1. Время действия (время года,

     часть   
суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

5. Описание
происшедшего.

6. Настроение.

  

                Рисунок2.png

2017
г.

Сочинение по картине пишется по следующему плану:

  1. Вступление (Какую картину описываем? Начинаем со слов: «Перед нами картина…. (автор, название)….»

  2. Основная часть (Что изображено? Что видим на картине? Что изображено в центре картины? Что на переднем плане? Что на заднем плане? Какое время года изображено на картине?)

  3. Заключение (Твоё отношение к картине. Нравится ли картина? Почему? Что хорошего, необычного в ней?)

Перед тем как начинать писать сочинение, внимательно рассмотри картину. Определи её тему, главную мысль. В сочинении по картине не описывай то, чего на ней не изображено.

Напиши первый вариант сочинения на черновике, проверь его, исправь ошибки. Перепиши текст.

Каждая часть пишется с красной строки. После того, как сочинение будет написано, обязательно проверь его еще раз. Желаю удачи!

Сочинение по картине пишется по следующему плану:

  1. Вступление (Какую картину описываем? Начинаем со слов: «Перед нами картина…. (автор, название)….»

  2. Основная часть (Что изображено? Что видим на картине? Что изображено в центре картины? Что на переднем плане? Что на заднем плане? Какое время года изображено на картине?)

  3. Заключение (Твоё отношение к картине. Нравится ли картина? Почему? Что хорошего, необычного в ней?)

Перед тем как начинать писать сочинение, внимательно рассмотри картину. Определи её тему, главную мысль. В сочинении по картине не описывай то, чего на ней не изображено.

Напиши первый вариант сочинения на черновике, проверь его, исправь ошибки. Перепиши текст.

Каждая часть пишется с красной строки. После того, как сочинение будет написано, обязательно проверь его еще раз. Желаю удачи!

                             

                                 

                              Разработка по русскому языку 2 класс.

              Составление рассказа – описания по картине Ф. П. Толстого

                                   «Букет цветов, бабочка и птичка.»

Разработку выполнила учитель ГБОУ НОШ № 615 Михлина Тамара Николаевна

Ход урока.

Постановка цели урока. Рассматривание картины. Работа над словарём.

Учитель: Дети, сегодня мы продолжаем учиться составлять рассказ по картине. Её написал художник Фёдор Петрович Толстой. Я приготовила небольшую презентацию об этом художнике. Послушайте и посмотрите. Как вы поняли, Ф.П. Толстой не только художник, но ещё и скульптор и медальер. Сегодня мы будем работать с картиной этого художника. Она называется Букет цветов, бабочка и птичка. Такой вид картины называется натюрморт.  Рассмотрим эту картину. Она изображена в нашем учебнике на с…

Скажите, понравилась Вам эта картина? Что особенно понравилось?

Ученики:  Да, мне понравилось, как художник изобразил цветы и траву. (  Мне понравилось, как художник изобразил бабочку, птичку и гусеницу).

Ответы детей могут быть разными. Учитель должен добиваться развёрнутых ответов. Не одним словом.

Учитель: Картина очень красивая. Когда мы будем описывать цветы, траву, птичку, бабочку и другие элементы этой картины, мы будем использовать разные слова. Какая трава, какая птичка, и т.д.  Подумайте, слов какой части речи мы будем использовать больше всего?

Дети: Эти слова имена прилагательные.

Учитель: Правильно, молодцы.

На доске появляются речевые опоры:

     Букет цветов (Какой?)  Птичка (Какая?)     Муха (Какая?)     Бабочка ( Какая?)       Ваза (Какая?)     Гусеница (Какая?)   Карандаш (Какой?)

По мере того, как картина рассматривается, учитель дописывает наиболее удачные слова или словосочетания на доску.

Рассмотрим букет цветов. Скажите цветы одинаковые? Что кроме цветов есть в этом букете?

Ученики: Цветы в этом букете разные. Одни крупные, а другие мелкие. Все они разного цвета.

Есть синие и красные, белые и жёлтые.

Кроме цветов в букет собрана трава. Травинки узкие и широкие. Длинные и короткие. На одной травинке сидит муха. Она как будто уснула.

Рассмотрим птичку. Это щегол. Это не очень крупная птица. Обратите внимание, что птичка раскрашена разными цветами.

Назовите, какие это цвета?

Ученики: Около клюва красные пёрышки, грудка серая, на крыльях жёлтые перья. Спинка тёмная.

Учитель: Как художник расположил щегла? Где он изображён?

Дети: Щегол сидит на карандаше. Он цепко держится лапками за карандаш.

Рассмотрим бабочку.

Учитель: Рассмотрите, какая бабочка, где она изображена.

Ученики: Бабочка очень красивая. Она крупная. Бабочка жёлтая с чёрными узорами по краям. Бабочка села на вазу с цветами.

Рассмотрим вазу с цветами.

Учитель: Подумайте, из чего сделана ваза.

Ученики: Ваза стеклянная. Сквозь стекло видны стебли цветов и травы.

Учитель: Рассмотрите, что изображено около вазы.

Ученики: Около вазы мы видим листья и гусеницу.

Учитель: Какая гусеница? Какие листья?

Ученики: Гусеница жёлто — чёрная, покрыта ворсинками. Листья засохшие. Они завяли.

После словарной работы на доске должны быть дополненные речевые опоры:     Букет цветов( Какой? Яркий, красивый, с разными цветами, синий, красный, жёлтый, белый)  Птичка ( Какая? Нарядная, яркая, перья красные, жёлтые, серые, не очень крупная)     Муха (Какая? Маленькая, сонная). Бабочка (Какая? Красивая, жёлто- чёрная, большая, жёлтая с чёрными узорами)       Ваза (Какая? Из прозрачного стекла)     Гусеница (Какая? Яркая, чёрная с жёлтым, с ворсинками) Листья около вазы (Какие? Засохшие, почти завяли)  Карандаш (Какой? Тонкий, длинный)

Составление текста  — описания.

Для составления текса – описания можно воспользоваться планом и заготовкой текста с пропущенными словами.

Учитель: Для того, чтобы составить текст – описание воспользуемся планом.

План.

1.Вступление.

2. Основная часть.

3.Заключение.

Работа по первому пункту плана.

Вступление.

Эта часть даётся в готовом виде.

На картине Ф.П. Толстого мы видим растения и животных. Это натюрморт. Картина мне ______________.

Работа по второму пункту плана.

Основная часть.

В этой части текста много пропусков, которые ученики могут заполнить, пользуясь речевыми опорами.

Мы видим ___________ букет. Там ___________ цветы и _____________ трава. На ______________

травинке сидит _______________ муха. Возле вазы ___________ листья и _____________ гусеница. Ваза сделана из стекла. Сквозь стекло видны___________ стебли. На ____________ карандаш сел щегол. Это ____________ птица. Природа щедро раскрасила перья этой птицы. Около клюва _____________ перья, грудка — _______________, на крыльях  ___________ пёрышки. _____________ бабочка села на вазу с цветами. Она сама похожа на ____________________ цветок. Она _____________ цвета с __________ узорами.

Заключение.

Эта часть тоже даётся в готовом виде.

Когда смотришь на эту картину – удивляешься и любуешься разнообразием и красотой  природы.

Работая над составлением текста. Ученики работают с распечаткой. Заполняют пропущенные слова. Можно выслушать 2 – 3 учеников.

Если учитель предполагает письменный вариант, то нужно сделать распечатки, предложить вставить слова, проверить ошибки, а уже потом списывать в тетрадь с готового проверенного текста.

Итог урока.

Учитель:

Чему учились на уроке?

Ученики:

Мы учились составлять текст – описание по картине Ф.П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка.

Примечание: Презентация к уроку Развитие речи 2 класс о художнике Ф. П. Толстом прилагается.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти наибольшую длину волны света
  • По защите прав потребителя как правильно составить претензию на
  • Как можно найти направление магнитного поля
  • Как найти обувь в раздевалке
  • Как исправить микро в дискорде