Как правильно составить репортаж

Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать.

Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров.

Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.

Все про репортаж как информационного жанра журналистики

Содержание:

  • Определение жанра
  • Виды
  • Структура
  • Особенности
  • Как делать:
    • Герои и диалоги
    • Детали
    • Действие
  • Примеры текстов:
    • Как нельзя делать
    • Еще одна грубая ошибка
    • Лучший вариант

Что такое репортаж

Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.

Что такое репортаж в журналистике и какова его особенность

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от заметки, тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод. То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.

Если получаете такие отзывы от читателей, значит вы все сделали правильно.

Ваша задача, чтобы человек увидел это событие вашими глазами. Но для этого вы должны сами это событие увидеть. Притом не просто в нем поучаствовать или понаблюдать. Когда вы пишите, нужно вспомнить это событие и видеть его перед глазами.

Тогда у вас все получится!

Объем репортажа от 6 до 8 тысяч знаков. Как правило, это объемный материал. Конечно же, фотографии делают материал более живым.

Виды репортажа

Есть несколько основных видов репортажа:

  1. Исследовательский (или аналитический)
  2. Постановочный (познавательный)
  3. Событийный (информационный)

В аналитическом репортаже вы исследуете какое-то явление и показываете новый для читателя мир. К примеру, вы окунаетесь в субкультуру готов. Вы начинаете с ними разговаривать, посещать их мероприятия. То есть исследуете этот мир и потом рассказываете об этом читателю.

Вот именно ваш вход в эту среду и сам рассказ являются поводом для репортажа.

Что такое аналитический репортаж в журналистике и каковы его особенности

Бывают еще и постановочные репортажи. Это когда вы пробуете себя в другой роли. Хороший пример, это передача Михаила Кожухова. Это необычная передача о путешествиях.

Автор пробует себя в разных ипостасях. Он может быть то в роли электрика, то поваром в египетском ресторане, то еще кем-то.

То есть он в различных странах и городах пробует себя в разных профессиях. При этом делает телевизионные репортажи о том, с какими сложностями сталкивается, какой этот мир данной профессии.

Также это может быть какая-то тематическая информация, которая будет интересна определенному кругу лиц.

Есть еще и событийный репортаж. О нем мы выше говорили. Это, когда что-то произошло. Вы выезжаете на место события и с него записываете репортаж.

Что такое событийный репортаж в журналистике

Структура

Структура репортажа практически такая же, как и в других жанрах журналистики. Это:

  1. Заголовок
  2. Лид (введение)
  3. Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование)
  4. Анализ или вывод (если это аналитический репортаж)
  5. Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным)

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Признаки

Вот основные жанровые признаки репортажа:

  • Повествование от лица очевидца
  • Время течет от начала к концу события
  • Действие
  • Яркие детали
  • Фото с места событий
  • Признак зигзагообразности

Все ведется от лица участника событий. То есть вы делаете это от первого лица (я, мы). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие. То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво».

Подмечайте яркие детали. Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности.

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Как написать репортаж

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

Как написать репортаж правильно чтобы понравилось всем читателям

Поэтому в материале должны быть:

  • Герои и диалоги
  • Интересные детали
  • Действия

Герои и диалоги

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое интервью в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!

Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты. Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

Детали

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!

Грубая ошибка — это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Действие

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?

Если вы пишите текст по чужим материалам (сводки новостей, сюжет с телевидения), то это уже будет реконструкция события, а не репортаж.

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму. Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.

Пример как не надо писать репортаж в газету

Плохой пример репортажа в газете

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

А не поняли потому что автор только восхищается. Он не смог передать детали. Что там происходило и почему. Репортер не смог это достаточно подробно все описать. Все идет какими-то общими предложениями.

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

Неудачный пример репортажа в информационном жанре журналистики

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или эссе. Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Хороший пример репортажа

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия). Вот ссылка на

полный текст

.

Пример текста хорошего заголовка и введения репортажа в журналистики

Хороший пример заголовка и лида репортажа

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.

Хороший пример текста репортажа об определенном событии

Пример текста репортажа

Дальше идет основной текст. Первый абзац этой составной части уже дает нам событие. Также нас познакомили с первым героем.

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.

Текст примера более удачного аналитического репортажа в журналистике

Продолжение примера аналитического репортажа

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

В данном примере будут и персонажи, и диалоги, и действия. Действие не такое насыщенное. Однако есть динамика от начала путешествия и до его завершения.

Также есть событие (что случилось). А случилось то, что на Филиппинах постоянно смывает дома. Журналист поехал это исследовать.

И дальше по ходу репортажа тоже все время что-то случается с человеком. Он знакомится с людьми, заходит в разные дома и так далее. То есть наблюдается определенная динамика.

На этом все!

Теперь вы знаете, как создается репортаж новости или какого-нибудь события. Темы для написания могут быть весьма разнообразные. Главное, придерживаться тех правил, которые были упомянуты в статье. Также для практики не забываем анализировать различные примеры.

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель – создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

репортаж пример

Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление: краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть: информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка: впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Событийный

Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

Постановочный

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий – пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически познавательный

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж – пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Проблемный

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

 репортаж примеры текстов

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж – пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый – требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго – непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж – пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.

как писать репортаж пример

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж – пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность – значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.

тематический репортаж пример

Главное – оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре «репортаж» примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Общие рекомендации при создании репортажей

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе… ), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах… ).

репортаж в газете пример

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.

Тот случай, когда новомодный «инфостиль» спасает далеко не всегда.

Надя Бойкова, автор блога «Бумагомарака», рассказывает о том, как писать репортаж.

Как написать о мероприятии: основы репортажа

Светские рауты бизнес-элиты Мещанбурга. Модный показ на лучшем подиуме города. Открытие нового барбершопа в престижном районе. Премьера постановки эпатажного режиссера-постмодерниста в местном театре драмы. Вернисаж скандального скульптора-сварщика. Открытая дегустация продукции фермерского хозяйства «Мещанбургские рульки»…

Представьте, что вы должны написать об этих событиях. Сели эдак за комп и в творческом ударе разбили клавиатуру! А потом: модельер завален заказами от светских львиц, его тощие модельки в очередной раз теряют честь с бизнес-элитой за щедрые «чаевые», в барбершоп захаживает бриться самый одиозный режиссер-постмодернист, который после сенсационной премьеры уже приглашен в Нью-Йорк, Париж и Токио, а скульптор-сварщик продал свою монументальную пятиметровую «Мечту Мещанбурга» за миллион долларов в частную коллекцию куда-то в Берн… «Мещанбургские рульки» берут три приза на федеральной выставке мясных полуфабрикатов, они на столе у каждых Вани и Вали, на рауте у самого богатого бизнесмена города, и скульптор уже подумывает сварить их из стального листа в 20-кратном увеличении…

«Королева в восхищении», господа, или, другими словами: учимся писать репортаж!

Цель репортажа

Репортаж — самый капризный из информационных жанров журналистики. Его цель — вызвать у читателя эффект присутствия. Хороший репортаж читается на одном дыхании, захватывает с первого предложения и держит в напряжении до самого конца. Это, если позволите, «экшен» от журналистики, и здесь главное — не скатиться в унылый отчет, получив эффект прямо противоположный.

Сравните два текста:

«Вчера в городском выставочном зале им. И.Н. Бургомистрова состоялась открытая дегустация продукции фермерского хозяйства «Мещанбургские рульки». Мероприятие прошло при поддержке администрации города и областного кооператива фермеров. Пришедшие на дегустацию горожане увидели богатое разнообразие колбас, рулетов, сосисок и копченостей. В целом было представлено 68 наименований продукции, каждый товар можно было продегустировать и приобрести. Глава фермерского хозяйства «Мещанбургские рульки» Борислав Ненасытный отметил, что предприятие запустило новую линию с итальянским оборудованием, и теперь Мещанбург точно не останется без качественной закуски».

И:

«Взволнованные мещанбуржцы быстро заполняют выставочный зал, торопливо вверяя шубы гардеробщице, спеша вооружиться бумажной тарелкой и горстью шпажек для дегустации.

Волшебный запах мясных деликатесов стелется под потолком фойе, как дурман, официанты не успевают менять подносы с нарезкой, в центре зала журналисты окружили главу фермерского хозяйства «Мещанбургские рульки» Борислава Ненасытного.

— Запущена новая линия, оборудование самое лучшее, из Италии, — говорит он. — Вы только представьте, мы сможем производить на три тонны больше колбасно-сосисочных изделий! А наша особая грудинка, рецепт которой мы храним в секрете, уже взяла первый приз на Международной выставке в Южной Корее!

Вдруг зал загудел, кто-то восторженно ахнул, засуетились операторы, разворачивая камеры, — входит пара рослых официантов, а над ними плывет, сверкая, огромное блюдо с цельным поросенком: вьется ароматный пар, краснеет печеное яблочко в его пасти, вспышки камер превращают шествие порося в стробоскопное шоу… Сюрприз удался».

Ну и в каком случае счастливый собственник «Мещанбургских рулек» срубит жирный куш после дегустации? Думаю, ясно без комментариев.

Какими приемами можно достичь эффекта присутствия? Я вижу пять основных:

  • Линейная композиция
  • Использование глагола
  • Доминирование настоящего времени глагола
  • Использование прямой речи
  • Детализация в эпитетах и звукоподражании

Разжуем подробнее, как из всего этого великолепия слепить приемлемый рассказ о мероприятии, достигнув эффекта присутствия.

Пишем от и до

То бишь пересказ событий в хронологической последовательности. Мероприятие от и до, без ретроспекций и отзеркаливания.

Нам дано:


→ Дизайнеры-модельеры, меценаты от мира моды, прочая «элита» и масс-медиа пришли на модный показ новой коллекции Лазаря Воскресенского

→ тусовка до начала, все чмокаются и обсуждают друг друга, модельки в гримерке натягивают непостижимые наряды дизайнера

→ сам показ, описание коллекции, внимание на известных моделях и смелых тенденциях предстоящего сезона

→ выход дизайнера, поклоны, аплодисменты, съемки — афтер-пати со звездами эстрады, коксом и купанием в шампанском.


Мы должны рассказать читателю все по порядку, найдя кульминацию, выделив ее ради наших хитрых маркетинговых целей. Никакой ретроспективы а’ля «вспомним предыдущий показ: ах, как тогда удивила всех эта штучка из столицы, выйдя на подиум на восьмом месяце беременности, и ведь что самое интересное, ее муж-футболист бросил ее через полгода после родов». Никакой аналитики, зауми и отчетности — одни голые факты от завязки, через кульминацию к развязке, а в конце эдак:

«…под утро сонный дворник-узбек, шмыгая носом, сметал облетевшие блестки праздника моды. Лазарь Воскресенский подарил свою красоту всему Мещанбургу».


Мы должны рассказать читателю все по порядку, найдя кульминацию, выделив ее ради наших хитрых маркетинговых целей.


Глагол рулит

А куда же без него. Глагол — самая динамичная часть речи, он передает движение, задает темп. Дай больше глагола — и увидишь, как побежит время в твоем тексте. Вычисти глагол, и время замедлится вплоть до полного застоя. Так мы можем превратить вернисаж скульптора-сварщика в полумистическое суаре:

«Галерея в шорохах и полумраке. В каждом углу — сизо-коричневые железные колоссы, концептуальные работы известного скульптора-сварщика Андрея Заманы. Онемевшие от восхищения посетители, как призраки, между ними, и редкое будто «С-с-с-бляууу..!» от случайного прикосновения к металлу. Дрожь. Прохлада. Ясность линий. Все мировоззрение художника — в потеках сварки и напластованиях смыслов…»

А так:

«Гости все идут и идут: крупнейшая галерея принимает сегодня вернисаж эпатажного Андрея Заманы, и в Мещанбург с окрестных областей слетается вся «творческая косточка». Цветочники выгружают охапки роз от губернатора в приемной, в конференц-зале ведущие культурные обозреватели поджидают появления звезды — самого скульптора-сварщика. Замана задерживается: говорят, он лично руководит доставкой своей монументальной «Мечты Мещанбурга» от мастерской до галереи. Первые восхищенные поклонники пьют шампанское, закусывая тирамису, — повсюду слышатся ахи и охи, перезвон хрусталя, блики играют на стальной поверхности скульптур»

— мы дадим вернисажу драйва и энергии.


Дай больше глагола — и увидишь, как побежит время в твоем тексте.


Фокус с прошедшего на настоящее

Заметили, в предыдущем примере глаголы стоят в настоящем времени? Ну так это тоже один из практических приемов создания эффекта присутствия. Некий интерактив с читателем. Тот видит множество глаголов в настоящем времени и вместе с нами проживает ключевые моменты мероприятия, окунается в него, испытывает эмоции. Так после прочтения у читателя остается  искомое послевкусие, способное заставить его пойти и купить то, что там продает наш заказчик.

Засилью прошедшего времени место в унылом отчете, мол, состоялось-провели-было организовано-присутствовали-подвели итоги-решили на будущее. Репортаж с мероприятия не может позволить себе такого занудства, а посему постараемся писать, к примеру, так:

«Когда стемнело, на проспекте Центральном в Мещанбурге никто и не думал ложиться спать: на всю улицу там гремели хиты популярной инди-рок группы, голос ведущего подзадоривал прохожих, манил их присоединиться к вечеринке по случаю открытия нового модного барбершопа Lumberjack’s. И вдруг посреди шума и веселья к дверям цирюльни подкатывает роскошный Porsche и из него является собственник разреза, шахты, медиахолдинга Иосиф Альтшулер, самый богатый человек города.

— Ну как? Теперь к простому парикмахеру ходить стало немодно, — скупо улыбается он на камеры и спешит скрыться в темном лофтовом дизайне барбершопа, где его уже ждет польщенный менеджер и официантка с пузырящимся бокалом «Моет и Шандон».

Напомаженный молодой стилист усаживает Альтшулера в кресло, укутывает пеньюаром; пара пшиков пульверизатора — и ножницы мастера начинают, сверкая, летать, танцуют, поют, творят новый look…»

Не получится весь текст облачить в настоящее время, но переключайте режимы, вбрасывайте интерактив в те моменты, к которым хотите привлечь внимание.


Пишите в настоящем времени. Тогда читатель точно не уснет от вашей статейки.


Говорим напрямую

«— Как это банально: человек валит с больной головы на здоровую, когда виновата задница… Одна из певичек была спасена. Додо…

— Что?

— Может, нам пойти исповедаться?

— В чем?

— Нуу… Можно обойтись и без подробностей.

— Не в том ли, что нас угораздило родиться в этом проклятом Мещанбурге?

Диалог героев на сцене не дает зрителю расслабиться. Пьеса погружает каждого из нас в свой персональный адок, а ведь именно в том и была цель драматурга Ивана Коптилова».

Короткие яркие реплики участников, гостей, зрителей смотрятся лучше, чем длинные «кирпичи» речи организаторов события, но и от последних обязательно нужно брать комментарий.


С прямой речью в ваш репортаж войдут объем, фактурность, сиюминутность происходящего.


Из плоскости — в объем

Представьте себе репортажную фотосъемку. А как бы вы пересказали ее словами? Калейдоскоп образов, деталей, «няшек» вы сможете создать с помощью старых добрых эпитетов, звукоподражания, уместных аналогий. Напишем такой текст:

«Благотворительный вечер известного бизнесмена и мецената Иосифа Альтшулера собрал предпринимателей, общественных деятелей, актеров, музыкантов, художников, писателей и поэтов. В светлом фойе Мещанбургской филармонии с его исполинскими потолками и витыми колоннами яблоку негде было упасть: тут были и почтенные старцы-бородачи, и юные танцовщицы в органзе и сеточках на волосах, и элегантные поэтессы с веерами из перьев, и маститые мастера кисти в обнимку со своими спутницами, безмолвными музами с воловьими глазами… Зал дышал дорогими парфюмами, кожей, свежей краской, искусством.

И вдруг публика взрывается аплодисментами: вносят статуэтку премии Альтшулера — изящную серебряную нимфу с арфой. «Ф-фух-х! Пиу-у!» — летят в воздух петарды с разноцветным конфетти. «Пок! Пш-ш-ш…», — шампанское пенится в ловких руках барменов. Гости восхищенно замирают, кто-то шепотом ахает, все забывают дышать, гадая, кому же достанется почетная премия в этом году».

А теперь вынем из текста все украшательства и сравним:

«Благотворительный вечер известного бизнесмена и мецената Иосифа Альтшулера собрал предпринимателей, общественных деятелей, актеров, музыкантов, художников, писателей и поэтов. В фойе Мещанбургской филармонии толпились гости: тут были и пожилые прозаики, и танцовщицы, и поэтессы, и мастера кисти в обнимку со своими спутницами.

И вдруг публика начинает аплодировать: вносят статуэтку премии Альтшулера — серебряную нимфу с арфой. Взрываются петарды, в потолок летят пробки от бутылок с шампанским: вот-вот объявят того, кому в этом году достанется премия…»

Может, оно и так сойдет, но без вот этого шампанского «пш-ш-ш» тексту не хватает вкуса. Не пренебрегайте синонимами. И да: новомодный «инфостиль» спасает далеко не всегда. Мы не учимся писать модно — мы учимся писать хорошо.


Устройте праздник чувственных образов: опишите цвет, запах, звук, текстуру и выведите текст из плоскости в объем.


Вместо «вишенки на торте»

А теперь возьмем наши пять приемов и напишем короткий репортаж с закрытого авторского показа штор известного в Мещанбурге дизайнера Аграфены Шпульки.

«Торговый зал магазина «Белошвея» был похож на роскошный шатер арабской принцессы: все стены украшали портьерные и тюлевые ткани. Прибывшие на закрытую презентацию авторских штор Аграфены Шпульки обозреватели мира моды Мещанбурга, блогеры, декораторы и дизайнеры интерьера в ожидании появления звезды вечера коротали время у фуршетного стола. Изысканная публика, канапе-тарталетки, игристое вино, разговоры о модных тенденциях — уникальное событие для мещанбургского мира дизайна интерьера и самобытного творчества.

— Встречайте! — кричит в микрофон взявший на себя роль конферансье маркетолог магазина. — Мастер, черпающий вдохновение у самой природы, троекратная призерша «Золотой Иглы», пятикратная — премии «Шустрые ручки», лауреатка, номинантка и прочая и прочая, прибывшая из соседнего Н-ска специально по приглашению магазина «Белошвея», А-а-аграфена Шпулька-а-а..!

По рядам гостей прокатывает восторженно-сдавленное «Ооох!», идет она, в бабушкиной пуховой шали, накинутой поверх просторного макси-платья в хохломских орнаментах, высокая, статная, с большим красным ртом.

Вопросы сыпятся лавиной.

— Для актуального сегодня в лучших домах Европы стиля кэжуал возьмите тюль из трикотажа, — плавно и с растяжкой вещает Аграфена. — Его приятная, мягкая текстура создаст уют. А для портьер в последнее время все чаще используются ворсистые ткани локальных расцветок…

В разгар вечера конферансье объявляет розыгрыш набора готовых штор для гостиной. Лотерея выбирает счастливого победителя — корреспонденту газеты «Мещанский вестник» Лидии Имярек приз вручает сама Аграфена Шпулька.

Кажется, у магазина «Белошвея» сюрпризы не кончаются. Магазин анонсирует акцию: до такого-то числа шторы самобытного мастера Аграфены Шпульки можно будет приобрести со скидкой 20%, а купившему два набора — третий достанется бесплатно.

Фуршет после презентации дал возможность гостям пообщаться с дизайнером неформально, виновница вечера отвечала на вопросы, давала советы декораторам, обменивалась визитками с дизайнерами интерьера. Радостный гул голосов в зале, звон хрусталя и возбужденную беготню дирекции магазина прервало еще одно знаковое событие: под занавес на закрытую презентацию прибыл знаменитый модельер Лазарь Воскресенский, чтобы лично познакомиться с Аграфеной.

— Ой, да вы что? Не зна-аете? — говорит он, по-свойски беря дизайнершу под руку. — Я еще в прошлом сезоне купил ее шторы. У меня дуплекс в Сытой Окраине, там еще не все закончено. Так вот туда-а я повесил эти шторы! Ну, соверше-енно невозможный талантище!

Словом, вечер удался.

На другой день после презентации все СМИ Мещанбурга наперебой говорят о неподдельном обаянии самобытной Аграфены. Ее трикотажный кэжуал сегодня в каждом доме».

Откровенно говоря, репортаж получился с элементами памфлета, но с лихвой передает суть наших пяти приемов. О сатирических жанрах поговорим как-нибудь в другой раз. За свежим памфлетом-фельетоном  о персонажах Мещанбурга (и не только) заглядывайте ко мне в блог «Бумагомарака».

Толстой музы вам в перо. Пишите да обрящете. По поиску идеального заказчика!

Надя Бойкова

Как написать о мероприятии: основы репортажа

Как написать репортаж: пример и рекомендации

В современной
журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых
популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым
появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного
из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской
терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий,
отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель – создать
«эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть
ситуацию глазами журналиста.

Композиционно
репортаж состоит из 3 частей.

ü Вступление:
краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его
участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать
желание продолжить знакомство с материалом.

ü Основная часть:
информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания
деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать
свою вовлеченность в историю.

ü Концовка: впечатление
автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль
написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это
может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло,
но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей
победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер
открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще
никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Событийный

Поводом для
создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай,
происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект
присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию
четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких
деталей.

Постановочный

Журналист
становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее
действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная
демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае
репортаж с места событий – пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически
познавательный

События и
процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю
нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный

Представляет
собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж – пример
материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность
узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Проблемный

Создавая
такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но
и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует
собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид
также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем
журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым
является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем,
волнений.

Чтобы
написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми
составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались
ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу? Когда база
собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж – пример
журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно
использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает
собственные прогнозы дальнейших событий. По какой схеме строится такой репортаж
в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка
проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса
обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог
осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей
позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный
журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование.
Первый – требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно
удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории
«специальных». В основе второго – непосредственно процесс получения информации.
Тематический репортаж – пример того, как журналист может расширять кругозор
своего читателя.

Для создания
подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума,
которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.
Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги,
постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.
Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию
и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный
репортаж – пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком
случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала
следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого
понятия? Актуальность – значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из
определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за
вечер до или непосредственно в день создания материала.

Главное –
оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение,
но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой
список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять
комментарий и выяснить подробности.

Журналист
должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный
репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут
возможные последствия? Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают,
нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре
«репортаж» примеры текстов других авторов смогут помочь создать
материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет
актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Общие рекомендации при создании репортажей

Кратчайший
совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен
чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно
заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу
бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится
бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников. Живости материалу
добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по
поводу происходящего. Запомните план того, как писать репортаж. Пример:
вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня
кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии
вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как
поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы»
кинематографа также уверены в своей победе… ), заключение (драма на сцене
вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах… ).

Осваивая
репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных
печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной
практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера
освещения важных событий.

Привет, мой друг, тебе интересно узнать все про репортаж, тогда с вдохновением прочти до конца. Для того чтобы лучше понимать что такое
репортаж, репортаж на телевидении, виды репортажей , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Журналистика.


репортаж
— это сообщение, рассказ о событии или событиях, происшедших на глазах у журналиста. Репортаж — сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортер является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции. Марина Леско считает, что в жанре репортажа выступил библейский Хам, рассказав с позиции очевидца о своем отце . Термин происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень — латинский («reporto» — передавать). Репортажи обычно подразделяются на телевизионные и газетные , хотя на самом деле могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах и/или интернет-изданиях.

Репортаж как рассказ о событии, происшедшем на глазах у журналиста, виды и примеры

Как и другие жанры, характеристика эта требует дополнительного объяснения — ведь в большинстве случаев новостная журналистика состоит именно из описаний того, что произошло на глазах у журналиста или у кого-нибудь еще. Так что же — переданное со слов других людей считать новостью, а то, что видел сам, репортажем? Конечно, нет. Но ведь об увиденном можно рассказать по-разному, пользуясь целым арсеналом средств, имеющихся в распоряжении журналиста. И одним из этих средств является репортаж. Важное отличие репортажа от новостей заключается в том, что форма написания репортажа — свободная. Можно описывать события хронологически. Распространен, например, вид репортажа «День с …», где описывается день, проведенный с мэром города, депутатом, вагоновожатым метро или участковым милиционером. А можно структурировать репортажи как описание проблем, виденных репортером, или мест, где он побывал.

Добавим, что репортаж — тот самый жанр, который сближает журналистику с литературой. Он наиболее литературен. Вспомним знаменитые репортажи Владимира Гиляровского. Его репортажи изданы отдельной книгой, которую с удовольствием читают по сей день. Гиляровский писал о речке Неглинке, о московских банях и трактирах, о нравах обитателей ночлежек и о трагических событиях на Ходынском поле. Его знание Москвы потрясает.

Сейчас, в эру Интернета и спутниковых телефонов, репортажи не менее интересны, чем сто лет тому назад. И конечно, хорошие репортажи сегодня ценятся никак не менее, чем во время Первой мировой войны, когда Хемингуэй писал свои репортажи из Европы. Ведь репортажи не только рассказывают о том, что произошло, но и показывают, как это происходило.

Что же должно быть, какие требования должны быть выполнены, чтобы репортаж был хорошим? Попробуем сформулировать их как пожелания, поскольку, как было сказано, форма репортажа свободная.

  • Журналист должен быть свидетелем события. Хороший репортаж индивидуален.
  • Событие происходит в определенном месте в определенное время. Весьма желательно, чтобы о месте и времени было прямо сказано в репортаже.
  • Репортажи обычно пишутся сразу после события.
  • Репортаж не только рассказывает о событии, но и показывает, как оно происходило.
  • Репортаж не нуждается в обобщениях. Важна непосредственность восприятия.

Типологические признаки репортажа

Основные типологические признаки репортажа:

  • последовательное изображение события — динамика повествования, связана с продолжительностью действия;
  • наглядность — создание образной картинки с помощью предметного описания деталей, наводнения подробностей, воспроизведение поступков и реплик действующих лиц;
  • максимальная документальность — репортаж не может быть реконструкцией события или творческой выдумкой (возможно в очерке или фельетоне)
  • эмоционально окрашенный стиль повествования, придает дополнительную убедительность;
  • активная роль личности репортера, позволяет не только увидеть событие глазами журналиста, но и провоцирует самостоятельную работу читательской воображения.

Предмет, цели, тематика жанра

Цель репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития — от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это — жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами. Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Как утверждает С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором» Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра — М.: Аспект Пресс, 2004, стр. 115.

Виды репортажа

В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Именно по этой причине и возникают определенные сложности не только с оценкой функциональных особенностей репортажа, но и с его внутрижанровой классификацией.

Задача классификационного построения репортажа видится том, чтобы, во-первых, более четко определить предметно-тематическую заданность различных видов репортажа; во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером, в-третьих, выявить основные авторские методы отображения действительности. Важны при этом, как пишет Б.Я.Мисонжников, не только и не даже столько, «констатация и фиксация какой-либо данности, а выработка особого методологического инструментария для более полного и глубокого познания феноменов предметно-практического характера» Мисонжников Б. Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста.- СПб.,2002, стр. 40.

Репортаж как рассказ о событии, происшедшем на глазах у журналиста, виды и примеры

Репортажи по предметно-тематическому признаку делятся на событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический.

Существует разделение репортажей на 3 группы:

  1. событийные (новостные)
  2. тематические;
  3. поставочные (осуществляются по сценарию, как осанка в театре).

— В первом случае речь идет о показе реального события, протекающего независимо от репортера , задача которого — как можно точнее и подробнее проинформировать о произошедшем. Определяющей является само событие, ее развитие.

По способу воспроизведения событий репортажи могут быть прямыми — из спортивных соревнований, торжественных заседаний, концертов. То есть репортажи, транслируемые одновременно с событием, которое происходит. Другая группа — записаны репортажи, зафиксированные и модифицированные на определенном носителе информации, транслируемых через некоторое время и является сокращенным по сравнению с продолжительностью действительной события.

По прогнозируемость выделяют планируемые репортажи, ситуационные (репортаж с незапланированной события) и с экстренной ситуации (проблемы отражения события — быстрое прибытия на место действия, передача в редакцию к выпуску).

— В тематическом репортаже журналист подбирает объект показа и события, происходящие в соответствии с заданной темы и идеи произведения. Этот вид репортажа еще называют «смотровой», в других случаях «проблемным» или «аналитическим» (может содержать мини-комментарий). Такой репортаж чаще всего связан с показом интересной для зрителей регулярной действия.

Тематический репортаж тоже требует основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Репортер становится участником действия. Роль репортера — предоставить собранной информации популярной, захватывающие формы. Репортаж в коем случае не должен быть стандартизированным.

Разновидностью тематического репортажа является так называемый неподиевий (познавательный) репортаж, который не связан с актуальной одномоментной событием и помогает реципиентам изучать жизнь в разных ее проявлениях. Классическим образцом в западной журналистике познавательного репортажа является репортажи о жизни животных, экзотические страны и др.

— В условно названном поставочных репортажи журналист откровенно выступает организатором события. Этот метод получил название «смоделирована ситуация».

Есть еще одна система градации различных типов репортажа, предложенная французскими учеными:

  • горячий репортаж (о неожиданной событие, о предполагаемой событие, которое нужно освещать немедленно и которая имеет неожиданный финал)
  • теплый репортаж (о событии, которое начинают освещать в процессе ее развития — на второй день катастрофы: организация помощи или поиск причин катастрофы, о событии, которое длится во времени и которая может повториться снова)
  • холодный репортаж (о событиях, известны заранее: слушания в суде, выход книги, визит президента, выборы) . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Среди холодных репортажей отличаются такие, которые возвращаются на страницы прессы определенного числа ежегодно.


репортаж на телевидении

Телевизионный репортаж показывает зрителю событие. Описательную функцию в этом случае выполняет т. н. видеоряд. Это обстоятельство является определяющим в выборе сюжета, независимо от значимости информационного повода. Зрелищность и убедительность предлагаемой картинки — условия «смотрибельности» репортажа.

Состоит из четырех основных элементов :

  • закадровый текст сообщения, написанный репортером и/или редактором и записанный в студии;
  • видеоряд — смонтированные фрагменты видеоизображения, отобранные из т.н. исходников (отснятого оператором материала);
  • звуковой фрагмент или синхрон;
  • шумы (интершум и люфт) — это звук, синхронный изображению, который звучит параллельно (интершум) или вместо (люфт — пауза) закадрового текста.

Люфтпауза — (нем. Luftpause, букв. — воздушная пауза) — небольшая пауза, с помощью которой при исполнении музыкального произведения выделяется начало нового раздела, эпизода, также этот прием используется и в ораторском искусстве.

Интершум в видеосъемке — набор звуковых событий, имитирующий или передающий атмосферу окружающего пространства; некоторый «задний план» звуков.

Примеры:

  • при футбольной трансляции — интершум — какофония звуков стадиона;
  • при трансляции концерта — интершум — аплодисменты зрительского зала;
  • при записи видео школьной линейки — фон этого события — гудеж задних рядов, шелест ветра и т. д.

Ирвинг Фэнг подчеркивал значимость звуковых фрагментов:

Написать текст к видеосюжету — не значит просто должным образом соотнести слова и изображение. Авторы текста и видеоизображения должны уметь работать со звуком. Под этим подразумевается выбор лучшей из имеющихся цитат, той, которая содержит самую ценную информацию и передает ее наиболее четко и увлекательно.

Есть два варианта подготовки сюжета категории breaking news (экстренной новости):

  • 1) Материал, подготовленный до выхода в эфир: автор мониторит ход событий из студии и при необходимости обновляет закадровый текст.
  • 2) Прямая трансляция с места события: репортер знает или вычисляет, что событие состоится во время выхода новостей в эфир. Тогда на место действия выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС) и в эфир выдается прямое включение, у журналиста есть возможность эфирить стендап на фоне происходящего.

Стендапом на отечественном ТВ называют работу в кадре, как правило, на фоне описываемых событий. Стендапы подразделяются на три категории:

  • начальный;
  • «мостик» (переход от одного фрагмента к другому);
  • и финальные, когда журналист подводит резюме и представляет себя и съемочную группу.

Репортаж в печатных СМИ

В журналистике все начинается именно с репортажа: редактор готовит публикацию/сюжет после того, как репортер «собрал урожай новостей» . Подчеркивается, что репортеры

обязаны распознавать новости, то есть такую информацию, которая будет интересна и полезна читателям, видеть факты, из которых может сложиться потенциальный материал, улавливать связи между разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле есть части целого.

Материалы для репортажа :

  • документы и записи;
  • интервью;
  • личные наблюдения.

Оперативность имеет ключевое значение, что генерирует высокий уровень конкурентной борьбы :

Только желание утереть друг другу нос двигало, к примеру, фотографами из агентств «Ассошиэйтед Пресс» и ЮПИ, когда им было поручено сфотографировать далай-ламу, покидавшего Тибет в 1959 году. Оба наняли по самолету, организовали эстафеты мотоциклистов, чтобы доставить фотоснимки с китайской границы до ближайшего передатчика в Индии. Когда далай-лама показался в дверях самолета, фотографы ринулись вперед, сделали снимки и устремились к уже набиравшим обороты самолетам. После сумасшедшей гонки в воздухе и на земле победил корреспондент ЮПИ.

Интервью

Интервьюер обязан убедиться, что интервьюируемый отдает себе отчет, с кем именно говорит :

С обычными информаторами проблем, как правило, не возникает. Они могут возникнуть при интервьюировании людей, которые редко (если вообще когда-либо) общаются с прессой.

Их следует уведомить, что информация будет опубликована.

Сбор информации

Несмотря на используемые средства, каждый хороший репортаж начинается с ответа на шесть базовых вопросов по проблеме:

  • Что?
  • Кто?
  • Где?
  • Когда?
  • Почему?
  • Как?

Шесть основных вопросов помогают журналистам собрать основные факты, необходимые для создания сильного сюжета. Будьте таким конкретным и точным, насколько это возможно. Не забывайте называть полностью места и имена и фамилии. Убедитесь, не ошиблись. Во время непосредственной работы над репортажем убедитесь в том, что информация, собранная вами, еще никому не известна и обычные граждане смогут понять ее.

До начала работы над сюжетом полезно провести расследование определенной вами темы. Хороший журналист всегда хорошо разбирается в теме, которую он освещает.

Детальный, с подробностями репортаж лучше, чем общий. Одно дело, например, написать, что на демонстрации присутствовали силы безопасности. И совсем по-другому выглядеть, когда аудитории дать понять, что представители сил безопасности относятся к министерству внутренних дел, а не армии.

Различить факт и собственное мнение иногда бывает весьма непросто. Вам не стоит примешивать к фактам собственные чувства и мысли по проблеме. Также важно уважать право аудитории сформировать свое собственное мнение, основанное на предоставленных вами фактах.

Репортаж как рассказ о событии, происшедшем на глазах у журналиста, виды и примеры

Примеры правильно заданных шести ключевых вопросов — что, кто, где, когда, почему и как — и ответов на них:

Что случилось?

  • Резюмируйте точно, что именно произошло.
  • Какой результат?
  • Или было повреждено имущество?
  • Кто выиграл?
  • Кто-то умер? Будьте конкретны.

хорошо Сегодня избиратели Васипи пришли на избирательные участки на первые национальные демократические выборы.

плохо Сегодня отмечается праздник, когда наша великая нация вступает в новую, более благополучную эпоху.

Кто участвовал?

  • Объясните, кто там был.
  • Сколько людей?
  • По каким заинтересованных групп?

хорошо Более 223 студентов мурсинских вузов приняли участие в фестивале Пантамы.

плохо Много людей было там.

Где это произошло?

  • Обеспечьте сюжет данным о стране, регион, город, район, площадь, предприятие, здание и т.д. — добавьте конкретные детали.
  • Может быть важна (а может и нет) политическая, этническая и религиозная принадлежность людей в этом регионе.
  • Это город?
  • Или сельская местность?
  • Военная база?

хорошо Матч сыграли на временном, бывшему тренировочном поле университета за пределами Квасипуни.

плохо Декабрь проводили не на обычном стадионе.

Когда это произошло?

  • Назовите точную дату — день, месяц и год.
  • Не только день, но и час может оказаться важной в условиях стремительного развития событий.
  • Если для описания событий важна время года, было ли это какой-то праздник или режим прекращения огня, — включите эту информацию.
  • Это было днем ​​или ночью?

хорошо Запланированный ранее на вечер 6 мая 2023 выступление Бозуна Маделиса перенесено на 14 августа.

плохо Выступление всемирно музыканта был запланирован на сегодня, но перенесен на следующую неделю.

Почему это произошло?

  • Какая причина происшествия?
  • Какая предыдущая история этого?
  • Избегайте предположений.
  • Используйте известные факты.
  • Произошла одиночная событие или ситуация складывалась постепенно?
  • Это было спланировано? Если да, то кем?
  • Кто за это заплатил?
  • Кто это организовал?

хорошо По словам пресс-секретаря инженерного корпуса, мост не выдержал давления воды, нахлынувшей на него во время шторма, и был разрушен.

плохо Мост некачественно построили за коррупции в правительстве, так что шторм его разрушил.

Как это произошло?

  • Опишите развитие событий — наблюдение отличаются от рассуждения.
  • Как все развивалось?
  • Начиналось и развивалось постепенно? Произошло быстро?
  • Был определенный переломный момент?

хорошоЛюди начали собираться утром. К вечеру сотни людей собрались на площади, скандируя и размахивая транспарантами, требуя отставки министра здравоохранения после того, как 38 детей умерли на прошлой неделе из-за испорченной вакцину от КОВИ.

плохо Пришло много людей, они громко требовали увольнения министра здравоохранения, обвиняя его в смерти детей.

Как писать репортаж?

Репортаж как рассказ о событии, происшедшем на глазах у журналиста, виды и примеры

Фактоиды

Для создания успешных коротких рассылок время стоит и полезно позаботиться о сборе «фактоидив». «Фактоиды» — главная основа хорошего репортажа. Фактоидамы называются ключевые части фактологической информации, которую вы можете использовать, чтобы убедиться, хорошо и эффективно вы отвечаете на вопрос ЧТО, КТО, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и КАК.

Цифры и статистика — это фактоиды:

  • Как много?
  • Во сколько началась событие?

Подробности темы — это фактоиды. Кратко опишите, каким образом что-то работает (что бы это ни было).

  • Где все началось?
  • Если окажется результат?
  • Кто вовлечен?
  • Кто противостоит этому?
  • Кто это поддерживает?

Наблюдение — это фактоиды. О физических описания порой просто забывают, а они — мощный тип фактоидив.

  • Как выглядит комната?
  • Во что он одет?
  • Как выглядит место происшествия?

Высказывания — это фактоиды. Высказывания драматизируют и персонализируют вашу позицию. Высказывания могут быть заявлениями о существенных фактах и мысли — как считает первоисточник. Не важно, что это — констатация факта или мысли. Самое главное, что это ФАКТ о том, что было сказано, и это имеет ценность для журналиста.

Репортажная тема

Для событийного репортажа тему выбирают по таким же критериям, что и для новости (см. гл. 2). Напомню эти критерии:

  • • значение события (касается всех или многих);
  • • масштаб события (число участников или сумма денег);
  • • участие в событии знаменитостей;
  • • «человеческий» фактор;
  • • близость события (изменяет влияние остальных критериев).

Главное условие — журналист должен присутствовать на месте

события, когда оно происходит, или пока сохранились последствия либо доступны очевидцы случившегося.

При выборе темы для тематического репортажа (табл. 3.3) исходят из того, что читателям интересно погрузиться в ту среду, которая отличается от их повседневности. Автор немецкого учебника по написанию репортажей Михаэль Халлер (Michael Haller) утверждает, что хорошая репортажная тема должна содержать преодоление дистанции или барьеров, а еще лучше — одновременно того и другого1.

Требования к темам для тематического репортажа

Характеристика

Описание

Пример

Преодоление географической дистанции

Побывать там, где не сможет побывать читатель

Поездка в Афганистан или Антарктиду

Преодоление социальной дистанции

Пообщаться с представителями социального слоя, с которыми читатель в обычной жизни не соприкасается

Посещение ночлежки бомжей или виллы олигарха

Преодоление

институциональных

барьеров

Побывать в закрытом учреждении

Репортаж из мест принудительного содержания — тюрьмы или психиатрической клиники

Подача темы «с другой стороны прилавка»

Поработать кем-то и описать свой опыт

Журналист трудится продавцом в супермаркете, официантом в кафе или таксистом

Провоцирование

события

Организовать что-то и описать свой опыт

Журналист пробует открыть свое дело, вывести людей на митинг, избраться депутатом

Дистанция бывает географической, когда журналист едет куда-то далеко, и социальной, когда журналист погружается в какую-то непривычную для читателей социальную группу и описывает ее жизнь изнутри. Примеры преодоления географической дистанции — репортажи с полюса холода в якутском поселке Оймякон и с архипелага Шпицберген . Пример преодоления социальной дистанции — описание того, как журналистка провела неделю с работниками прокуратуры .

Преодоление барьеров происходит, когда журналист проникает в закрытые учреждения, куда читателя не пустят. Например, в психоневрологический интернат . Преодоление и дистанции, и барьеров подразумевает поездку и в далекое, и в недоступное для читателей место на Земле. Например, в охваченную гражданской войной африканскую страну Сомали .

Помимо физических барьеров журналист может преодолевать моральные, то есть сделать нечто, на что читатель не решился бы из-за своих догм и предрассудков. Пример преодоления моральных барьеров — репортаж о том, как журналистка повесила на стекло своей машины объявление «Ищу мужа» и свой телефон.

Если же тема не содержит преодоления дистанции или барьеров, то для ее раскрытия подойдет репортаж из серии «журналист меняет профессию». Пример — репортаж о том, как журналистка работала продавцом в супермаркете . Другой прием — найти необычную точку для наблюдения. Например, временно «ослепнуть» и пойти в супермаркет за покупками[10]. Само по себе посещение супермаркета — обычное для читателей дело. Но как с этим справится слепой и как будут реагировать окружающие, аудитории интересно.

Чем обыденнее тема, чем меньше дистанции и барьеров она содержит, тем труднее оформить ее как репортаж. В этом случае журналист должен найти какой-то неожиданный аспект этой темы, например, рассказать о ней «с другой стороны прилавка», из-за кулис, чтобы знакомую ситуацию показать как новую. Еще один прием — провоцировать события, чтобы сделать их центром репортаж

Вопросы для самопроверки:

1. Что из перечисленного ниже — пример фактоиду? (Ответов несколько)

  1. Цифровые данные.
  2. Цитаты.
  3. Личное мнение.
  4. Ни один из перечисленных вариантов.

2. базовые темы или вопросы, на которые вы должны ответить или раскрыть в репортаже это —

  • правило «Кто», «что», «где», «когда», «как» и «почему»
  • правило 6С Скандалы, Сенсации, Страх, Смерть, Секс, Смех
  • правило 6С + 1Д Скандалы, Сенсации, Страх, Смерть, Секс, Смех, Деньги
  • правило трех «С» – секс, смерть и страх
  • правило 5W это What? (Что), Who? (Кто?), Where? (Где?), When? (Когда?) и Why? (Почему?/Зачем?)
  • правило 5W+H Пять W это What? (Что), Who? (Кто?), Where? (Где?), When? (Когда?) и Why? (Почему?/Зачем?). H — это How?, то есть «Как?».

3. Что препятствует хорошем репортажа? (Один ответ)

  1. Затрудненный доступ.
  2. Ограниченное время.
  3. Предвзятость.
  4. Все перечисленные варианты.

4. Выберите пример хорошего ответа на ключевые вопросы репортажа:

  1. Приезд Президента был запланирован на вторник.
  2. Немало болельщиков так и не смогли попасть на матч.
  3. Очевидно, причиной всему был сильный снегопад.
  4. 22 мая 2029 в Марсипи состоялся V Международный молодежный фестиваль «Кадивана», в котором приняли участие более 223 студентов из разных регионов Марикосы , а также Бурмису, Мальты .

Вау!! 😲 Ты еще не читал? Это зря!

  • интервью , виды интервью ,
  • сюжет , фабула ,
  • заметка , событийная заметка ,
  • информационная корреспонденция ,
  • видеоряд , видеорепортаж ,
  • язык репортажа , стиль репортажа ,
  • видеоряд , видеорепортаж ,

Тебе нравиться репортаж? или у тебя есть полезные советы и дополнения? Напиши другим читателям ниже. Надеюсь, что теперь ты понял что такое репортаж, репортаж на телевидении, виды репортажей
и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания,
то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории
Журналистика

Ответы на вопросы для самопроверки пишите в комментариях,
мы проверим, или же задавайте свой вопрос по данной теме.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти валентность po4
  • Как найти неопределенный интеграл с подробным решением
  • Как найти символ в списке python
  • Loveplanet как найти пользователя
  • Mss32 dll что это за ошибка как исправить windows 7