Как правильно составить ситуационную задачу

Министерство
здравоохранения Московской области

Государственное
бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Московской области

«МОСКОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Цикловая методическая
комиссия учебных
дисциплин и
профессиональных модулей специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело»,
«Акушерское дело»

МДК 02.01 Сестринский
уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля

2,3 курс, 5,6 семестр

Методическая разработка

для студентов.

Учебно-методическое
пособие для студентов

 по организации
внеаудиторной самостоятельной работы

«Методика решения и
оформления ситуационных задач»

 Составила 
преподаватель – Попова Н.А.

Москва 
2018 год

Содержание комплекта:

1.Пояснительная
записка;

     2. Методика
решения и оформления ситуационных задач»

   
3.Приложения:

приложение№1. Критерии
оценки решения ситуационных задач.

приложение№2.
Ситуационные задачи и их решение

 Цели
занятия:

  1. Систематизировать
    знания и возможность самостоятельно отрабатывать навыки в решении задач
    как на занятиях в аудиториях, так и во время внеаудиторных работ.

2.      Является
помощником на учебно – производственной практике, во время непосредственной
работы при выявлении проблем, составлении плана ухода и оформлении учебной
истории болезни.

Развивающие

1.Развить
умственные способности, навыки самостоятельной работы, логическое,
аналитическое и клиническое мышление.

2.Понимать
сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.

3.Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения.

Воспитательные

1.Научить студентов работать коллективно
и индивидуально

2.Формировать сознательное отношение к
важности изучения МДК 02.01

3.Способствовать
формированию личности, воспитывать ответственность, аккуратность, терпение и
такт при общении с пациентом, чувство долга. Бережно относиться к историческому
наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные
различия.

Должны
владеть профессиональными компетенциями:
;

*     
ПК . Осуществлять сестринский процесс при уходе за
пациентом

Для этого студент должен уметь:


формулировать цель каждого этапа и знать способ достижения цели;


понимать взаимосвязь собранной информации о пациенте и постановки сестринского
диагноза;


определять цели и предположительный объём сестринского вмешательства в порядке
приоритетности проблем;


используя оценочные критерии, сравнивать итоговый результат с желаемым;


используя оценочные критерии, сравнивать итоговый результат с желаемым;


анализировать информацию, заложенную в ситуационную задачу и составлять план
сестринского ухода;


объективно оценивать свои знания и умения.

Знать:

1.            
Этапы сестринского процесса.

2.            
Классификацию В. Хендерсон в интерпретации
С. А. Мухиной и И. И. Тарновской осуществление сестринской помощи проводится в
рамках 10 фундаментальных потребностей.

Литература,
использованная при составлении пособия
:

1)     С. А.
Мухина, И. И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела»./Учебное
пособие. М.:Родник 2001 год.

2)     А. И.
Шпирна, Е. Л. Коноплёва, О. Н. Евстафьева «Сестринский процесс. Универсальные
потребности человека»./Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.:ВУМЦ
2002 год.

3)     Банк задач
к предмету «Основа сестринского дела» по разделу «Сестринский
процесс»./Составитель В. Л. Осипова. М.: 2004 год.

4)     Рабочая
тетрадь студента для практических занятий по сестринскому делу, часть
I./Составитель
С. Е. Хвощова. М.: 2001 год.

Пояснительная
записка

    
Учебно – методическое пособие по решению ситуационных задач предназначено для
студентов 2-4 курсов сестринского отделения. Изложенный материал предоставляет
возможность самостоятельно отрабатывать навыки в решении задач как на занятиях
в аудиториях, так и во время внеаудиторных работ. Является помощником на учебно
– производственной практике, во время непосредственной работы при выявлении
проблем, составлении плана ухода и оформлении учебной истории болезни.

    
Данная разработка построена на базе раздела «Сестринский процесс» учебного
пособия «Теоретические основы сестринского дела» С. А. Мухиной и И. И.
Тарновской. Структура руководства предельно проста и удобна в использовании.
Здесь так же последовательно отражены все этапы сестринского процесса с примерами
и пояснениями.

    
Итог самостоятельной деятельности студента – понимание этапов сестринского
процесса, составление плана ухода.

    
По каждой теме раздела «Сестринский процесс», к данному пособию может быть
предложена преподавателем ситуационная задача

«Специалист в области сестринского дела должен уметь
анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей
профессиональной компетенции и полномочий, то есть должен уметь осуществлять и
документировать сестринский процесс при уходе за пациентом».

Из приказа «О
номенклатуре специальностей»

 Схема
(последовательность) решения ситуационных задач представлена ниже. Помимо
методического пособия обязательно прочитай 7-ю и 8-ю главы учебного пособия
«Теоретические основы сестринского дела» С. А. Мухиной, И. И. Тарновской.

1.      Цель
сестринской работы – поддержание и восстановление независимости пациента в
удовлетворении его основных потребностей. По классификации В. Хендерсон в
интерпретации С. А. Мухиной и И. И. Тарновской осуществление сестринской помощи
проводится в рамках 10 фундаментальных потребностей (дышать, питаться и пить,
отправлять, двигаться, спать, быть чистым и опрятным, иметь нормальную
температуру, быть в безопасности, трудиться, отдыхать, общаться).

2.      Сестринский
процесс – это метод организации и оказания сестринской помощи, который включает
5 этапов. Напоминаю о цели каждого этапа и ее достижении – взгляни на таблицу!

ЭТАП

ЦЕЛЬ

СПОСОБ
ДОСТИЖЕНИЯ

I

Оценка
состояния фундаментальных потребностей

Собрать
информационную базу о пациенте

Беседа
с пациентом, его родственниками, знакомство с документацией, обследование
пациента, использование лабораторных данных

II

Постановка
сестринских диагнозов и формулирование проблем пациента

Определить
нарушенные потребности пациента, выявить приоритетные проблемы

Интерпретация
данных

III

Планирование
сестринской помощи

Разработать
стратегию поставленных целей, определить их выполнимость

Составление
сестринского плана, определение первоочередных мероприятий, консультации

IV

Реализация
плана сестринского ухода

Провести
координацию действий, улучшить самочувствие пациента

Выполнение
поставленных задач

V

Оценка
сестринского ухода

Определить,
в какой степени достигнуты поставленные цели

Анализ
достигнутых целей и результатов, выявление нерешенных проблем, необходимости
дополнительной помощи

3.      В
сестринском процессе нуждается не каждый пациент, а только тот, который имеет
полную или частичную потерю независимости при осуществлении процессов
повседневной жизнедеятельности. Говоря человеческим языком – когда пациенту
трудно покушать, помыться, сходить в туалет, общаться с родными и т.д. из-за
своего болезненного состояния.

Теперь
попробуем:

    
— понять каждый этап сестринского процесса,

    
— выяснить, как будет заполняться документация,

    
— решить с моей и твоей помощью ситуационные задачи.

Iэтап. Будем
выявлять потребности, удовлетворение которых нарушено. Для этого:

    
— Сопоставим обычный, ежедневный стереотип удовлетворения      потребностей с
тем, как эта потребность удовлетворяется пациентом в настоящий момент.

    
— Затем постараемся выявить имеющийся дефицит самоухода. Хорошо бы узнать
причину трудностей пациента и его возможности в удовлетворении тех или иных
потребностей.

    
— сопоставим обычный, ежедневный стереотип удовлетворения потребностей с тем,
как эта потребность удовлетворяется пациентом в настоящий момент.

    
— затем постараемся выявить имеющийся дефицит самоухода. Хорошо бы узнать
причину трудностей пациента и его возможности в удовлетворении тех или иных
потребностей.

    
— собранные данные зарегистрируем в «Листе первичной оценки» предложенной в
учебнике «Теоретические основы сестринского дела» на стр. 118-121. В учебнике
дан перечень вопросов для сбора информации по каждой потребности. Но не
ограничивай себя только предложенными вопросами, каждый пациент индивидуален и
предусмотреть объем беседы невозможно.

Пример № 1.

Пациент Р. Т. Нечаев, 72 лет, находится на лечении в
неврологическом отделении.

Субъективная оценка: жалобы на то, что
проливает пищу во время еды из-за дрожания кистей рук.

Объективная оценка: вес 77
кг, рост 180 см, ЧДД 22 в 1 мин.,
Pls 86 уд. в мин., АД
150/100 мм рт. ст.,
t 36, 6.

Кожа чистая, эластичность и тургор снижен.

Аппетит хороший. Имеет полностью съемные протезы.

Малоподвижен. Тремор (дрожание) кистей рук, из-за
которого плохо удерживает предметы, появилось в последние несколько месяцев.

Задание: оформи лист
первичной оценки при нарушении удовлетворения потребности в питании и приеме
жидкости.

Лист первичной
оценки

Потребность
в питании и питье

1.      Хороший
ли аппетит?

2.      Нужно ли
обращаться к диетологу?

3.      Имеются
ли зубы?

4.      Может ли
принимать пищу самостоятельно?

1.      Да.

2.      Нет.

3.      Полностью
съемные протезы.

4.      В
настоящий момент из-за тремора кистей рук не удерживает и проливает пищу.

Заключение: Нуждается в
помощи при приеме пищи.

Пример № 2.

Пациент О. С. Хаминский, 54 года, находится длительное
время в отделении на обследовании.

При субъективной оценке жалоб не
предъявляет.

Объективная оценка: вес 85
кг, рост 190 см, ЧДД 20 в 1 мин.,
Pls 70 уд. в мин., АД
130/80 мм рт. ст.,
t 36,6.

Слух хороший, носит очки +4Д.

Во время беседы проявляет недовольство,
раздражительность, повышает голос на медицинский персонал, т. к. считает, что
его «бросили».

Имеет жену и взрослую дочь. Говорит, что хотел бы
видеть их чаще.

Задание: оформи лист
первичной оценки при нарушении потребности в общении.

Лист первичной
оценки

Потребность
в общении

1.      Имеются
ли трудности со слухом?

2.      Есть ли
нарушение зрения?

3.      Имеются
ли трудности при общении?

1.      Нет.

2.      Носит
постоянно очки +4Д.

3.      Женат,
имеет взрослую дочь. Обижен на своих близких за то, что они не уделяют
достаточно внимания. Иногда повышает голос на сестер, считает, что его «бросили».

Заключение: Нуждается в
поддержке близких и других окружающих его людей.

Пример № 3.

Пациент С. З. Жижин, 68 лет, поступил в отделение
терапии.

Субъективная оценка: жалобы на
периодическую задержку стула в течении последнего года.

Объективная оценка: вес 92
кг, рост 178 см, ЧДД 22 в 1 мин.,
Pls 88 уд. в мин., АД
160/110 мм рт. ст.,
t 37,2.

Кожа чистая, слегка влажная, эластичность и тургор в
норме.

Мочеиспускание в норме, дизурии нет.

Последний раз стул был 5 дней назад. По совету
родственников, при длительной задержки стула, принимает слабительные свечи
«Бисакодил».

Задание: оформи лист
первичной оценки при нарушении потребности в физиологических отправлениях.

Лист первичной
оценки

Потребность
в физиологических отправлениях

1.      Функционирование
мочевого пузыря

2.      Функционирование
кишечника

3.      Использование
слабительных средств

1.      В норме,
без изменений.

2.      В
последний год стул со склонностью к запорам.

3.      По
совету родственников периодически принимает слабительные свечи.

Заключение: нуждается в
урегулировании схемы лекарственной терапии лечения запоров.

IIэтап. На этом
этапе научимся формулировать сестринский диагноз. «Сестринский диагноз
(проблема пациента) должен/а отражать дефицит самоухода, имеющийся у пациента,
и должен/а быть направлен/а на его преодоление» (В. Хендерсон).

Делаем
вывод:

  
— Отдельные симптомы и признаки заболевания (например – кашель, одышка, боль)
не являются проблемой пациента.

Если
ты ставишь проблему с точки зрения симптоматического ухода, то необходимо
отразить в ее содержании дефицит самоухода с указанием этиологического фактора
(причины).

Например,
не «кашель», а «пациент не может спать из-за сильного кашля», не «лихорадка», а
«пациент жалуется на сильный озноб из-за лихорадки».

 
— Никогда не путай понятия «проблема (сестринский диагноз)» и «потребность».

Например,
«нарушение потребности в общении» — формулировка расплывчатая и неконкретная.
Проблема же указывает, в чем конкретно проявляется нарушение удовлетворения той
или иной потребности. При нарушении удовлетворения потребности «общаться»
проблемы (сестринские диагнозы) могут быть: социальная изоляция из-за
тугоухости, дефицит семейной поддержки и т.д.

Постарайся
не забыть важные советы. В подтверждении усвоенной информации вернись к нашим
примерам (№1, №2, №3). Сформулируй проблемы пациентов (сестринские диагнозы) и
сравни с эталоном №1.

Эталон №
1.

Пример №1: пациент
не может принимать пищу самостоятельно из-за тремора кистей рук.

Пример № 2: пациент
испытывает дефицит семейной поддержки, негативно относится к мед. персоналу.

Пример № 3: бесконтрольный
прием слабительных средств.

IIIэтап. Здесь мы
должны определить цели и спланировать уход.

    
Существуют определенные требования к постановке целей сестринского
вмешательства:

    
А. Цель должна соответствовать поставленной проблеме.

Например, проблема
– «пациент не может спать из-за одышки и сильного кашля».

Правильно
сформулированная цель

Неправильно
сформулированная цель

Сон
пациента будет не менее 7 часов ночью.

У
пациента не будет одышки и кашля.

В. Цель должна быть достижимой.

«Пациент не
понимает необходимость отказа от курения».

Правильно сформулированная цель

Неправильно сформулированная цель

Пациент уменьшит количество выкуриваемых
сигарет до 10 – 7 в день к концу недели.

Пациент бросит курить.

С. Цель формулируется в пределах сестринской, а не
врачебной компетенции.

«Мокрота отходит
не эффективно».

Правильно
сформулированная цель

Неправильно
сформулированная цель

Пациент продемонстрирует способы
улучшения откашливания мокроты к концу беседы с сестрой.

У пациента не будет кашля с мокротой к
концу выписки.

D. Цель
должна формулироваться «от пациента».

«Пациент не умеет
контролировать АД».

Правильно
сформулированная цель

Неправильно
сформулированная цель

Пациент
продемонстрирует умение самому себе измерять АД и правильно оценивать
полученные результаты к концу 2-ого дня обучения.

Сестра
обучит пациента измерять АД самому себе.

Е. Цели должны быть конкретными, понятными и ясными,
следует избегать расплывчатых формулировок».

«Пациент испытывает
тревогу и беспокойство».

Правильно
сформулированная цель

Неправильно
сформулированная цель

Пациент
будет свободно выражать свои мысли и чувства.

У
пациента не будет душевного дискомфорта.

F. Цели
должны быть измеряемы, наблюдаемы и иметь конкретные сроки.

«Риск
обезвоживания».

Правильно
сформулированная цель

Неправильно
сформулированная цель

Пациент
будет получать не менее 2 литров жидкости в день, во время пребывания в
стационаре.

Пациент
будет получать достаточно жидкости.

По
срокам различают 2 вида целей:

1.      Краткосрочные
реализуемые за время до 1-ой недели.

2.      Долгосрочные
реализуемые за время более 1-ой недели.

Например,
проблема – «пациент не может поддерживать личную гигиену из-за слабости и
депрессии».

Краткосрочная
цель

Долгосрочная
цель

Пациент
продемонстрирует понимание необходимости проведения мероприятий личной
гигиены для улучшения самочувствия к концу беседы с сестрой.

Пациент
будет соблюдать личную гигиену в течении всего времени заболевания.

Эталон №
2.

Пример №1: Во время еды пациент будет
аккуратен, пищу проливать не будет.

Пример №2: Семья пациента будет навещать
его в больнице ежедневно в удобное время в течение всего периода нахождения в
ЛПУ.

Пример №3: Прием лекарственных средств
будет осуществляться в соответствии с назначением врача.

IVэтап.
Определены нарушенные потребности, сформулированы проблемы, поставлены цели. На
этом этапе мы будем реализовывать сестринский уход. На практике, все действия
сестры, касающиеся осуществления ухода, обсуждаются совместно с пациентом, за
исключением случаев, когда это невозможно сделать по объективным причинам
(сумеречное сознание, заболевание психики и т.д.).

Объем
вмешательств включает:


беседы


рекомендации


обучение


советы


манипуляции


контроль


консультации


привлечение пациента к процессу планирования и обеспечения ухода и т.д.

V этап. Здесь мы
подведем итог нашей работы, то есть проведем оценку и координацию ухода.

На
этом этапе ты сравнишь имеющийся результат с желаемым, используя оценочные
критерии. В качестве оценочных критериев могут быть использованы
слова и/или поведение пациента, данные объективного исследования, информация от
окружения пациента.

Например,
при обезвоживании в качестве оценочного критерия может выступать водный баланс,
а при оценке уровня боли – соответствующие цифровые шкалы.

Например:

Проблема

Цель

Вмешательство

Кратность
оценки

Итоговая
оценка

У
пациента фантомные боли в области ампутированной конечности, соответствуют
8-и баллам

Уровень
боли снизится с 8-и баллов до 3-4-х

1)Беседа
о заболевании с целью психологической поддержки.

2)Совет:
ощущения уменьшаться, если посмотреть на место ампутации.

3)Обучить
суггестивным (основанным на внушении) методам обезболивания

Однократно
и по мере необходимости

Фантомные
ощущения уменьшились, боль соответствует 4-м баллам.

Эталон
№3.

Проблемы

Цели

Вмешательство

Кратность оценки

Итоговая оценка

1.Пациент
не может принимать пищу, самостоятельно из-за тремора кистей рук.

Во
время еды, пациент будет аккуратен, пищу проливать не будет.

1)Рекомендация:
жидкую пищу принимать через коктейльную трубочку или поильник.

2)Поддерживать
пациента за локоть при приёме пищи.

Однократно.

Ежедневно.

Во
время еды, пациент аккуратен, пищу не проливает.

2.Пациент
испытывает дефицит семейной поддержки, негативно относится к медперсоналу.

Семья
пациента будет навещать его в больнице ежедневно в удобное время в течение
всего периода нахождения ЛПУ.

1)Беседа
с родственниками о необходимости психологической поддержки.

2)Рекомендация
родственникам:


ежедневно посещать пациента,


создать обстановку приближенную к домашней.

3)Привлечение
пациента к процессу планирования и обеспечения ухода.

Однократно
и по мере необходимости.

Ежедневно.

Пациент
спокоен, адекватен, охотно выполняет рекомендации медперсонала.

3.Бесконтрольный
прием слабительных средств.

Прием
лекарственных средств, будет осуществляться в соответствии с назначением
врача.

1)Беседа
о заболевании с целью мотивации пациента.

2)Объяснение
механизма действий назначенных препаратов.

3)Контроль
за выполнением назначений.

Однократно
и по мере необходимости.

Пациент
выражает понимание во время беседы. Препараты принимаются согласно назначению
врача.

  Что бы окончательно закрепить материал,  предлагаю
без подсказок и подглядываний решить ситуационные задачи и оценить себя по
5-бальной системе.

Открой «Приложение», реши задачи и оцени свои знания
на оценку.

На занятиях в аудитории преподаватель имеет право
снижать оценку за стилистические ошибки и некорректные формулировки

Приложение

Критерии оценки
решения ситуационных задач.

«5»


выделены и сформулированы приоритетные проблемы,


грамотно определены цели сестринского вмешательства,


подробно описаны сестринские вмешательства,


соответственно целям дана текущая и итоговая оценка.

«4»


выделены и сформулированы приоритетные проблемы,


грамотно определены цели сестринского вмешательства,


неполный объем сестринских вмешательств,


соответственно целям дана текущая и итоговая оценка.

«3»


выделены и сформулированы приоритетные проблемы,


ошибочно определены цели сестринского вмешательства,


неполный объем сестринских вмешательств,


соответственно целям дана текущая и итоговая оценка.

«2»


ошибочно выделены и сформулированы приоритетные проблемы,


не верно определены цели сестринского вмешательства,


скудно и кратко описаны сестринские вмешательства,


не корректно дана текущая и итоговая оценка.

Задача №1

    
Григорьев В. П., 75 лет, находится на лечении в неврологическом отделении с
болезнью Паркинсона.

   
ЧСС – 88 в минуту, ЧДД – 18 в минуту, АД – 140/90 мм рт. ст.,
t тела
36,6, рост – 170 см, вес – 70 кг.

    
В. П. медлителен и неразговорчив. Не проявляет интереса к окружающему, не
старается быть опрятным. Большую часть времени предпочитает лежать. Ходит
медленно, походка шаткая, склонен к падениям. Обращает внимание сильное
дрожание рук, тонкая, сухая кожа. Во время еды столовые приборы удерживает
плохо. В пространстве и времени ориентирован.

Задание: Оформи лист
первичной оценки при нарушении удовлетворения потребности безопасной окружающей
среды
. Выяви проблемы пациента и составь план сестринского ухода.

Задача №2

    
Ивашин Григорий Михайлович, 45 лет, поступил в терапевтическое отделение
болезни по поводу сахарного диабета. Принимает сахароснижающие таблетки.

    
ЧСС – 90 в минуту, ЧДД – 20 в минуту, АД – 120/70 мм рт. ст.,
t тела –
36,6. Рост – 182 см, вес – 80 кг.

    
Аппетит резко снижен. Жидкость пьет до 1800 мл в сутки. Врачом назначена диета
№9. Пациент понимает необходимость соблюдения диеты. Съедает от предлагаемой
порции только несколько ложек. Водный баланс: пациент за сутки выделяет 2000 мл
мочи. Алкоголь не употребляет. Зубы имеются полностью.

Задание: Оформи лист
первичной оценки при нарушении удовлетворения потребности адекватного
питания и питья.
Выяви проблемы пациента и составь план сестринского ухода.

Задача №3

    
Сорокин Алексей Петрович, 45 лет, находится на лечении в хирургическом
пульмонологическом отделении.

    
ЧСС – 90 в минуту, ЧДД – 22 в минуту, АД – 130/80 мм рт. ст.,
t тела –
37,2, рост – 175 см, вес – 55 кг.

    
Пациента беспокоит частый кашель, сопровождающийся отхождением большого
количества зловонной мокроты. Пациенту назначено принимать 4 раза в день по 40
минут дренажное положение, но А. П. не хочет этого делать, т. к. ему очень
неудобно лежать в таком положении, и «мокрота и так хорошо отходит».

Задание: Оформи лист
первичной оценки при нарушении удовлетворения потребности нормального
дыхания.
Выяви проблемы пациента и составь план сестринского ухода.

Эталоны
решения задач

Задача №1

Первичная оценка

Потребность
в безопасной окружающей среде

1.      Может ли
обеспечивать свою безопасность?

2.      Имеются
ли какие-нибудь двигательные и сенсорные нарушения?

3.      Имеются
ли трудности в понимании окружающей действительности?

4.      Ориентирован
ли в пространстве и времени?

1.      Склонен
к падениям, риск ожога.

2.      Склонен
к падениям, дрожание рук, очень медлителен.

3.      Медлителен
и не разговорчив.

4.      Да.

Заключение: нуждается в
помощи при передвижении из-за нарушения походки, риск ожога горячей пищей.

План ухода

Проблема

Цели с/в

Сестринское вмешательство

Кратность оценки

Оценка результата

Риск
падения при ходьбе из-за нарушения походки

Риск
падения должен быть сведен к минимуму

1.      Обеспечить
специальными приспособлениями для ходьбы (палочка, ходунки)

2.      Оказывать
помощь при ходьбе

3.      Попросить
родственников принести удобную, безопасную обувь (тапочки с задниками)

4.      Предложить
пациенту использовать судно

5.      Убрать с
пути перемещения предметы, которые могут вызвать падение

6.      Предложить
пациенту использовать кресло – каталку.

Ежедневно

В
индивидуальном режиме

Однократно

В
индивидуальном режиме

Постоянно

Однократно

Падений
при ходьбе нет

Риск
ожога

Не
допустить ожога

1.      Не
оставлять рядом с пациентом посуду с горячим содержимым

2.      Оказывать
помощь пациенту во время еды

3.      Допустимая
температура пищи и питья – 35-40

4.      Использовать
для питья стаканчик с плотно закрывающейся крышкой и соломинкой

5.      Использовать
вспомогательные приспособления для принятия пищи

Ежедневно
и во время еды

Ожога
нет

Задача №2

Первичная оценка

Потребность
в адекватном питании и приеме жидкости

1.      Хороший
ли аппетит?

2.      Нужно ли
обращаться к диетологу?

3.      Требуется
ли специальный совет по диете?

4.      Болеет
ли сахарным диабетом?

5.      Количество
употребляемой жидкости.

6.      Водный
баланс.

7.      Употребление
алкоголя.

8.      Наличие
зубов или протезов.

1.      Резко
снижен, съедает несколько ложек от предлагаемой порции.

2.      Нет.

3.      Нет,
понимает необходимость соблюдения диеты.

4.      Да,
принимает сахароснижающие таблетки.

5.      1800 мл
в сутки.

6.      Количество
выделенной мочи превышает количество выпитой жидкости (2000 мл).

7.      Нет.

8.      Полностью
собственные зубы.

Заключение: нуждается в
регулярном приеме пищи, риск снижения массы тела.

План ухода

Проблема

Цели с/в

Сестринское вмешательство

Кратность оценки

Оценка результата

Снижение
аппетита, риск снижения массы тела

Масса
тела не должна отличаться от идеальной более чем на 10%

1)Предложить
родственникам приносить любимые блюда пациента в пределах назначенной диеты

2)Следить
за количественным и качественным составом употребляемой пищи

3)Определять
вес пациента

Однократно

Ежедневно
пациент съедает: 50% каши, 100% чая, 75% супа. 25% пюре, 100% мяса, 100 %
овощей.

2
раза в неделю

Через
неделю масса тела пациента не изменилась и составляет 80
кг

Задача №3

Первичная оценка

Потребность
в нормальном дыхании

1.      Имеется
ли одышка?

2.      ЧДД.

3.      Пульс.

4.      АД.

5.      Имеется
ли кашель (сухой/влажный)?

6.      Является
ли курильщиком?

7.      Требуется
ли кислород?

8.      Требуется
ли специальное положение в постели?

1.      Нет

2.      22 в
мин.

3.      90 в
мин.

4.      130/90 мм
рт. ст.

5.      Частый
кашель, сопровождающийся отхождением большого количества зловонной мокроты.

6.      Нет.

7.      Врачом
не назначен.

8.      Врачом
назначено дренажное положение, которое пациент отказывается принимать, так
как по его мнению оно не удобно.

Заключение: пациенту
необходимо выполнять назначение врача, улучшающее отхождение мокроты.

План ухода

Проблема

Цели с/в

Сестринское вмешательство

Кратность оценки

Оценка результата

Пациент
не хочет принимать положение, улучшающее отхождение мокроты (дренажное
положение)

Через
3 дня после обучения пациент продемонстрирует умение правильно занимать
дренажное положение

1)Беседа
о заболевании и значении врачебных назначений.

2)Обучение
и помощь пациенту в выполнении дренажного положения.

3)Контроль
над выполнением назначения.

4)Контроль
за наполнением плевательницы и регулярная ее смена.

Однократно
и по мере необходимости

В
течении 2-3-х дней

Ежедневно
4 раза в день

По
мере необходимости

Пациент
проявляет заинтересованность и внимание во время беседы и обучения.

Через
3 дня пациент самостоятельно принимает положение улучшающее отхождение мокроты
(дренажное положение).

Использования ситуационных задач в образование
является важным творческим процессом в деятельности преподавателя.

В процессе исследования нами разработана технология конструирования
ситуационных задач по специальным дисциплинам
профессионально-педагогической подготовки учащихся педагогического
колледжа.. Источником содержания практического обучения является
профессиональная деятельность специалиста, а точнее, состав
профессиональных задач, которые составляют содержание
профессиональной деятельности. Таким, образом, источником содержания
ситуационных задач являются педагогические ситуации,
возникающие в образовательном процессе.

Ситуационная задача представляет собой результат рефлексии
профессионального опыта педагога деятельности преподавателя. Тезис о
том, что именно опыт является источником ситуационных задач,
вряд ли у кого вызывает сомнение. Заслуживает обсуждения лишь то, в
какой степени опыт предопределяет содержание и форму ситуационной
задачи
.

Образовательный процесс во всем своём многообразии выступает
источником сюжета, проблемы и фактологической базы ситуационной
задачи
.

Другим источником выступает содержание педагогического образования.
Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания.

Наука – еще один источник ситуационной задачи, как
отражательного комплекса. Она задает две ключевые методологии,
которые определяются аналитической деятельностью и системным
подходом, а также множество других научных методов, которые
интегрированы в ситуационной задаче и процессе ее анализа.

Соотношение основных источников ситуационной задачи может быть
различным. Отсюда, по степени воздействия основных источников
ситуационных задач,
может быть проведена их классификация:

  • практические ситуации, которые отражают реальные жизненные
    ситуации;

  • учебные ситуации, основной
    задачей которых выступает обучение;

  • научно-исследовательские ситуации,
    ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Как было сказано ранее, основная задача
ситуационного обучения заключается в том, чтобы детально и
подробно отразить реальную ситуацию образовательного процесса.

По сути дела, ситуационная задача создает
практическую модель педагогической ситуации. При этом учебное
назначение такой ситуационной задачи может сводиться к
закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений)
учащихся в данной ситуации. Такие ситуационные задачи
должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл
сводится к обретению способности к оптимальной деятельности. Хотя
каждая ситуационная задача несет обучающую функцию, степень
выраженности всех оттенков этой функции в различных ситуациях
различна. Поэтому ситуационная задача с доминированием
обучающей функции отражает реальность не один к одному.

Во-первых, ситуационные задачи отражает типичные ситуации,
которые возникают наиболее часто, и с которыми придется столкнуться
будущему педагогу в процессе своей профессиональной деятельности.

Во-вторых, в учебной ситуационной задаче на первом
месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет
значительный элемент условности при отражении в нем реальности.
Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а
такие, какими они могут быть в жизни.

Они характеризуются искусственностью, «сборностью»
из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такая ситуационная
задача
мало дает для понимания конкретного фрагмента
действительности.

Однако она обязательно формирует подход к такому фрагменту, позволяет
видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность
анализировать посредством применения аналогии.

Подобное же свойственно и для исследовательской ситуационной
задачи
. Ее основной смысл заключается в том, что она выступает
моделью для получения нового знания ситуации и поведения в
ней. Обучающая функция таких ситуационных задач сводится к
обучению навыкам научного исследования посредством применения метода
моделирования. Строится эта задача по принципам создания
исследовательской модели. Поэтому применять ее лучше всего как метод
продвинутого обучения.

Выделенные выше источники ситуационных задач следует называть
базовыми, или первичными, поскольку они определяют наиболее значимые
факторы воздействия на ситуации. Вместе с тем можно выделить и
вторичные источники формирования ситуационных задач, которые
носят производный характер от базовых источников. Среди них
выделяются:

1. Учебная литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде
случаев определять сюжеты ситуационных задач.

Поучительные ситуации можно выделить из
известных произведений художественной и публицистической литературы.

Эффективно использование фрагментов из
художественной литературы и публицистики, которые благодаря таланту
их авторов могут не только украсить ситуационную задачу, но и
сделать ее интересной, динамичной, хорошо усваиваемой.

Фрагменты из публицистики, включение в ситуационные
задачи
оперативной информации из СМИ значительно актуализирует
ситуацию, повышает к ней интерес со стороны учащихся.

2. Нельзя недооценивать и значение материала из
повседневной жизни образовательного учреждения, учебной группы и т.п.

Учащиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо
знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в
ситуационных задачах. Преподаватель также чувствует себя
увереннее, организуя обсуждением ситуаций, который базируется
на актуальном для учащихся материале.

3. Научность и строгость ситуационным задачам
придают статистические материалы. При этом данные материалы могут
играть роль средства для оценки ситуации, а могут выступать в
качестве материала для расчета показателей, которые наиболее
существенны для понимания ситуации.

При использовании статистических материалов
учащемуся необходимо осмыслить эти материалы, ответив на несколько
вопросов: «Какую роль играют эти материалы в характеристике
ситуации?», «Что в самих материалах
непосредственно характеризует ситуацию?», «Как
рассчитываются или выделяются эти характеристики?» и т.д.

Статистические материалы размещают либо в самом
тексте описания ситуации, либо в приложении.

4. Материалы к ситуационным задачам можно получить посредством
анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той
или иной проблеме.

Если произведения публицистики и художественной
литературы придают эмоциональную насыщенность и предметную
осязаемость ситуационной задаче, то произведения науки придают
ей большую строгость и корректность. Наиболее интересные
научные публикации по педагогике и психологии могут выполнять в
ситуационной задаче две функции: первая заключается в том, что
научные публикации и их фрагменты могут выступить составляющими
задачи, а вторая – в том, что они могут быть включены в
список литературы, необходимой для анализа и понимания ситуации.

5. Источником содержания для ситуационных задач является
Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной
масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Все источники информации для ситуационных задач представляют
собой продукты деятельности. В них проявляются интересы людей, их
субъективизм, а порой и заблуждения. Под заблуждением обычно
понимается факт, который ошибочно принимается за истину. Возникает
вопрос о том, можно ли использовать заблуждения при построении
ситуационных задач? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя
по многим причинам.

С гносеологической точки зрения относительности
знания каждый предыдущий этап в познании действительности содержит в
себе заблуждения. С практической точки зрения заблуждение
предопределяет неоптимальность деятельности, с педагогической точки
зрения такие факты должна быть исключены из преподаваемого знания.

По-нашему мнению, в ситуационных задачах
можно в ряде случаев использовать и заблуждения, которые создают
препятствия при продвижении учащихся к решению. Однако необъективные
факты недопустимы в теоретическом знании. И самое главное в том, что
заблуждения обязательно должны быть вскрыты в процессе анализа
ситуации
.

Такой подход требует проверки на истинность всех материалов и
источников ситуационных задач. Вот почему необходимо тщательно
проверять информационную базу ситуационных задач, добиваясь
максимального соответствия ситуации реальной жизни.

Применение ситуационных задач в
профессиональном обучении выдвигает на первый план проблему их
конструирования в соответствии с научными принципами.

Заметим, что в науке выделяются два термина «проектирование»
и «конструирование». Под проектированием понимается
процесс создания модели, проекта той или иной системы. Под
конструированием понимается обычно создание действующей конструкции
этой модели.

По отношению к построению ситуационных задач как специфических
интеллектуальных продуктов, представляющих собой тексты, эти термины
различаются лишь тем, что проектирование предполагает процедуры
обдумывания проектируемых ситуаций, а конструирование –
это само написание ситуационных задач, т.е. воплощение проекта
в текст, к которому предъявляются определенные требования.

Проектирование и конструирование ситуационных задач
представляет собой довольно сложный процесс. Для того чтобы создать
ситуационную задачу, необходимо, прежде всего, сформулировать
требования.

  1. быть умело рассказанной реальной историей,

  2. отражать реальную проблему,

  3. описывать драматическую ситуацию,

  4. содержать контрастные сравнения,

  5. позволять оценить принятые решения,

  6. быть короткой (оптимальный объем текста не должен превышать 8-12
    страниц плюс 5-10 страниц таблиц и графиков),

  7. содержать необходимую статистическую информацию

На основании изучения опыта создания ситуационных
задач
можно представить следующий список требований (табл. 1).

Таблица 1

Требование к ситуационной задаче

Развернутая характеристика

Фабула, история

Реальная, интересная, жизненная

Конфликт

Напряженность, психологичность, неоднозначность,
профессиональность

Проблема

Сложность и скрытый характер проблемы

Действия

Многовариантность, реальность, напряженность

Персонажи

Привлекательны, обладают выраженными личностными
качествами

Концепция

Должна быть основой ситуационной задачи

Решения

Возможность принятия решений, их
многовариантность, неоднозначность

Опыт

Концентрируется в содержании

Информация

Информативность и многоплановость

Объем

Краткость

Если попытаться опросить по этой таблице учащихся и
преподавателей, то, по нашим наблюдениям, может обнаружиться
интересная закономерность: учащиеся отдают предпочтение интересности,
многоплановости ситуационной задачи, напряженности его фабулы,
а преподаватели ориентируются на ее информативность, концепцию,
богатство опыта. По отношению к конструированию ситуационных задач
в практике сложились два подхода: творческий и технологический.
Согласно творческому подходу создание ситуационной задачи
представляет собой творческий процесс, который не поддается полной
алгоритмизации. Вторая позиция оказывается более жесткой. Она
предполагает разработку некоторой технологической схемы,
своеобразного технологического процесса, реализация которого и
обеспечивает создание ситуационной задачи.

Каждый из этих подходов имеет достоинства и недостатки. Творческий
подход заставляет рассматривать создание ситуационных задач
как творческий процесс построения оригинальных методических
материалов, которые могут применяться регулярно в процессе обучении.
Технологический подход предполагает создание простых ситуационных
задач
, без которых трудно представить себе реальный
образовательный процесс. Таким образом, тот и другой подходы имеют
право на жизнь.

Творческие аспекты ситуационного обучения довольно
многообразны. Они пронизывают и создание, и решение ситуационных
задач
. Под творчеством мы понимаем нетрадиционное, новаторское
решение задачи.

Ситуационное обучение в творческом аспекте
представляет собой сложные и многоплановые процессы генерирования
знания. От научного творчества творческие процессы ситуационного
обучения
отличаются тем, что знание здесь не является
принципиально новым, хотя не исключает того, что учащимся может быть
предложено оригинальное решение проблемы.

Творчество складывается из множества частных
открытий и озарений для отдельных учащихся, открытии педагога
относительно понимания им учащихся, для всех учащихся, когда
завершается анализ ситуации и становится понятным проблема и
пути решения ситуационной задачи.

Следует отметить что, творческое содержание ситуационных задач
определяется также творческим содержанием интегрированных в них
методов аналитической деятельности и методов и форм обучения. Методы
аналитической деятельности выступают средством, а методы и формы
обучения способами организации учебной деятельности.

Литература:

  1. Шеремета П., Канщенко Г. Ситуационный метод /под ред. О.И.Сидоренко.
    – 2-е изд. –К.: Центр инноваций, 1999. – 80 с.

  2. Олимов К.Т. Педагогические технологии. Ташкент «Наука и
    технология». 2011. 276 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ситуационная задача, задача, ситуация, материал, ситуационное обучение, аналитическая деятельность, источник, источник содержания, образовательный процесс, обучающая функция.

Понятие и особенности выполнения ситуационных задач в ВУЗе

Современное образование нацелено на развитие практических навыков студентов в рамках осваиваемой ими профессии. Несмотря на наличие практических занятий, стажировок и иных видов практической деятельности в учебном процессе, большинство работодателей отмечает доминирование «теоретического подхода» к подготовке дипломантов. В целях развития реальных профессиональных качеств в учебный процесс внедряются ситуационные или ситуативные задачи.

Что это такое?

Образовательная программа в любой сфере включает в себя аудиторную работу, которая делится на сугубо теоретическую часть и практические виды подготовки. Ко второй группе чаще всего относят семинарские занятия, практикумы, выполнение лабораторных работ и пр. В целях развития определенных общих и профессиональных компетенций в учебном процессе используется специальный прием или метод – решение ситуативных (ситуационных) задач.

Под данной категорией понимают особый вид заданий, нацеленный на развитие аналитических качеств и развитие навыков по применению полученных теоретических знаний на практике.

Ситуационная задача – это прежде всего задание с определенными условиями. В ее основе будет лежать не просто числовые данные (дано), но и описание существенных процессов, условий и пр. То есть в рамках данного вида материалов будут присутствовать как качественные, так и количественные показатели.

Специфические черты ситуационных задач

Специфические черты ситуационных задач

Среди очевидных специфических черт ситуативных упражнений можно отметить:

  • В условиях задания будет содержаться описание конкретной ситуации, затрагивающей деятельность определенного специалиста;
  • Все параметры и описания будут уложены в определенную научную область, дисциплину или специальность в целом. Также они должны учитывать текущий уровень подготовки студента;
  • Характер задачи зависит от осваиваемой профессии, при этом важно обосновать полученное решение с профессиональной точки зрения: как автор пришел к выводу, какое решение получил и почему и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Выполнение ситуационных задач позволяет студентам развивать общие, профессиональные и междисциплинарные знания и навыки. Среди функций данного метода подготовки учащихся можно отметить:

  • Развитие навыков по работе с информацией: умение отбирать и сортировать данные по видам, ориентироваться в соответствующих разделах науки или профессии, подбирать схему решения и обосновывать полученные выводы/позицию и пр.;
  • Развитие аналитических способностей и умения выделять первостепенные и второстепенные факты, отслеживать логику событий и устанавливать причинно-следственные связи, разрабатывать план решения;
  • Обосновывать полученный результат и/или искать альтернативные пути по решению задачи/проблемы.

Нередко ситуационные задачи напоминают «деловые игры», так как в ее условиях может быть задействовано несколько участников, каждый из которых выполняет определенную миссию.

Решение ситуативных заданий нацелено на всестороннее развитие студента, как будущего специалиста. При решении подобных упражнений учащиеся закрепляют освоенный материал и развивают предметные и метапредметные знания, а также совершенствуют личностные характеристики (самостоятельность или командную работу, лидерство и авторитет и пр.).

Решение ситуационных задач позволяет студентам обрести навыки по применению теоретического багажа на практике, позволяют развить коммуникационные и организаторские, аналитические навыки и сформировать навыки по констатации экспертного мнения.

Решение ситуационных задач фактически заставляет студентов «пережить» описанные обстоятельства и оценить их с профессиональной точки зрения, определить возможное решение и обосновать его эффективность, актуальность и целесообразность.

Более того, работа с подобным материалом отлично формирует навыки исследовательской деятельности, а порой содействует развитию инноваций в профессиональной и научной среде.

Виды ситуационных задач в студенческой практике

Ситуативные задачи – это не просто описание процесса или явления с констатацией фактов, изменений, проблематики. Данный комплекс заданий – особая каста в системе профессионального образования.

Разновидности ситуационных задач

Разновидности ситуационных задач

В рамках подготовки студентов принято выделять следующие виды ситуационных задач.

  1. В зависимости от осваиваемой специальности или дисциплины принято выделять экономические, юридические, педагогические, психологические, технические, физические, естественнонаучные, лингвистические и иные варианты. В данном случае специфика упражнения кроется именно в той области, которую осваивает студент, то есть ему необходимо будет воспользоваться узкоспециализированными знаниями, навыками, относящимися к конкретной дисциплине или деятельности;
  2. В зависимости от цели осваиваемого предмета или темы можно выделить ситуационные задачи на закрепление пройдённого материала, развитие сугубо аналитических качеств, а также профессионально ориентированные (работа с конкретными научными и отраслевыми канонами: формулы методики, документы и пр.);
  3. По характеру и месту в учебном процессе используют учебные — то есть нацеленные на более глубокое понимание предмета (умение классифицировать данные по видам, значимости, возможностям применения и пр.), практические – основанные на описание реальной ситуации и требующие всестороннего анализа условий и выработки научного и практического решения, плана действий с учетом особенностей изложенных условий/тенденций/качественных и количественных факторов, научно-исследовательские – нацелены на самостоятельное углубление знаний, получение новых представлений и опыта, развитию минимальных исследовательских качеств.

Чаще всего в подготовке студентов используют последнюю классификацию. Учебные задачи нацелены на закрепление пройденного материала, практические – на выработку умений по использованию теоретического багажа на практике, а исследовательские – на углубление и саморазвитие специалиста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности решения ситуационных задач

Решение ситуативных задач – особое искусство, требующее определенных знаний в рамках предметной или профессиональной области.

Классическая схема по выполнению ситуационных заданий представлена ниже:

  • Шаг 1. Изучение условий задачи, предполагающее внимательное прочтение. На данном этапе важно понять какие процессы происходят, какие роли выполняют «участники задачи», какие данные предоставлены и что требуется решить (то есть какой результат должен быть получен).
  • Шаг №2. Анализ условий задачи. В данном случае важно определить описанные тенденции, стороны, числовые данные (показатели или иные точные сведения). Не помешает соотнести заявленные сведения с теоретическими канонами и определить: какие формулы допустимы, какие правила применимы в данном ситуации или случае, нормы и пр.
  • Шаг №3. Сортировка данных и построение логики решения. На данном этапе важно классифицировать сведения и установить их связь с определёнными научными, учебными и иными критериями, подобрать наиболее подходящие условия формулы алгоритмы, методики, правила и пр.
  • Шаг №4. Определение точной последовательности действий. В данном случае важно определить достаточность данных для решения задачи, необходимость и способы получения дополнительной или недостающей информации для выработки решения. По результатам четвертого шага студент должен определить точную последовательность действий и описать ее в виде решения по этапам, обосновав каждый момент.

В частности, при первичном изучении условий ситуативного кейса важно выписать: ключевые параметры и точные данные, действия и пр. Сделать это можно в любой удобной форме. Далее студенту предстоит грамотно соотнести условие задачи с наиболее подходящими научными канонами и правилами, определить «конечную формулу» для решения проблемы, определив при этом недостающие «звенья» или параметры. Далее восполнив все пробелы важно найти ответ на поставленный вопрос и предоставить точный ответ.

  • Шаг №5. Оформление ситуационной задачи. Данный вариант зависит от условий ее реализации: на семинаре достаточно устно озвучить решение и обосновать его, в виде письменного задания – представить в соответствующем виде (кратко, емко и обоснованно изложив ход мыслей и решения, результат).

В решении ситуационных задач важна внимательность студента, так как ему предстоит не просто выделить формальные данные – отдельные показатели числа, но и обратить внимание на описанные условия их реализации: текущие процессы и действия, их связь с научными канонами и правилами, возможность увязать в определенную формулу или тенденцию и пр.

Особенности выполнения ситуационных задач

Действие

Условия

Результат

Изучение условий задачи, дано Анализ описанной ситуации Получение первичного представления о ситуации
Сортировка Распределение информации по видам: качественная/количественная, полезная/бесполезная, первичная/вторичная Определение достаточности данных для решения, поиск недостающих аргументов и параметров, восполнение дефицита информации
Анализ Выработка решения Определение последовательности действий и получение конечного результата
Оформление Описание хода решения задачи Получение конечного ответа, результата и его констатация

У каждой ситуационной задачи есть свое наименование. Если оно представлено. От обязательно обратите на него внимание, так как итогам можно уследить цель и проблему (то есть что требуется сделать, что решить),

Несмотря на специфичность, ситуативная задача – это прежде всего задача, то есть конкретное задание, требующей предприимчивость, выработку определенных действий и получение конечного результата.

В числе основополагающих принципов по работе с ситуационной задачей можно выделить следующие каноны:

  • Целенаправленность. Все ситуационные задачи призваны разить общие или сугубо профессиональные компетенции в рамках осваиваемой специальности, поэтому они будут полагаться преимущественно на профильные дисциплины. Важно владеть теоретической базой по предмету и теме/модулю, чтобы понимать суть задания и найти оптимальное решение на поставленный вопрос.
  • Междисциплинарность. Данный подход предполагает, что при решении ситуативных заданий можно полагаться не только на правила текущего предмета, но и пользоваться подходящими методами из иных научных областей. Главное – чтобы они были уместными, допустимыми и корректными.
  • Логичность. Решение ситуационной задачи основывается на определённой последовательности действий. Поэтапному раскрытию проблемы и ее решение: сначала нужно собрать всю информацию и затем на ее основе выработать конкретный план с учетом научных положений и пр.
  • Обоснованность. Решение ситуационной задачи основывается на анализе описанной ситуации. Выдвигаемое решение или последовательность действий (что получает автор, зачем, как и для чего) важно обосновать, показав необходимость и важность действия и результата. Обоснование носит научный характер, то есть опирается на конкретные правила, методики, научные факты и пр.
  • Точность. Решение задачи должно быть целенаправленным и конкретным. Даже если там не требуется что-то рассчитать и предоставить точный (числовой) ответ, важно сделать решение предельно понятным, емким и обоснованным по принципу «проблема-решение».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Достоинства и недостатки использования ситуационных задач в учебном процессе

Использование данного приема в образовательном процессе позволяет достичь определённых успехов. Они проявляются в достоинствах подхода:

  • Побуждение интереса студента к предмету и рост мотивации по его изучению;
  • Развитие творческих и профессиональных компетенций одновременно, то есть совпадение науки и реальности в рамках выполнения конкретного задания с перенесением полученного опыта в реалии;
  • Повышение уровня самостоятельности в процессе обучения, проведения исследований и пр.;
  • Развитие аналитических способностей с акцентом на критическое мышление, логичность и последовательность действий, обоснованность суждений и результатов;
  • Всестороннее развитие индивида с акцентом на особенности отрасли или научной области по профилю, а также обретение общих полномочий и навыков, пригодных как в профессиональной так и повседневной жизни;
  • Развитие навыков по применению полученных предметных знаний в рамках учебной деятельности, а также за ее пределами с учетом подходящих условий, ситуаций и обстоятельств;
  • Более глубокое понимание научных канонов и умение определять их уместность в реалиях.

Принципы ситуационных задач

Принципы ситуационных задач

То есть ситуационные задачи позволяют адаптировать знания студентов под реальные нужды и обстоятельства, пользоваться ими во благо не только в рамках определенной отрасли, но и в рядовых отношениях для получения выгоды и пользы.

Среди минусов ситуационных кейсов можно отметить такие моменты, как:

  • Требуют дополнительной и тщательной проработки с учетом текущего уровня подготовки студента, тематической нацеленности и пр. В ситуационных заданиях описывают реальную и правдоподобную ситуацию, которая должна укладываться в научные границы и программу обучения студента;
  • Уровень сложности кейса может быть индивидуальным и зависеть от текущей подготовки учащегося: для одного студента задача покажется «плевой», а для другого – сверхсложной;
  • Ситуационные задачи чаще всего объемы в изложении и решении. Несмотря на некую громоздкость они должны быть включены в учебный план в состав ФОС или КОС;
  • Междисциплинарный подход может усложнять восприятие условия задачи и ход его решения, поэтому комбинация параметров, действий и условий должна быть оптимальной;
  • И пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации экспертов Дисхелп по решению ситуационных задач

Решение ситуационной задачи – миссия непростая, требующая серьезной подготовки. Как минимум студенту предстоит внимательно изучить условия задачи, если есть сомнительные ил неизвестные ему моменты (термины, фразы, формулы и пр.), то придется их оперативно ликвидировать. Поэтому для работы с данным видом практических заданий важна хорошая подготовка и знание дисциплины. Понимать одну конкретную тему из всего модуля или курса недостаточно.

Определение пути по решению ситуативной задачи предполагает тщательный анализ данных и распределение имеющейся информации на ряд параметров: качественная (описательный характер: действия, изменения, тенденции) и количественный (определённые числовые показатели и пр.), полезная (важная для формирования решения, отмечающая отдельные особенности явления/процесса/объекта) и бесполезная/второстепенная (носит вводный характер (например отмечает время года, пол участнике и пр.)). Притом в ходе создания решения студенту предстоит учесть все нюансы, чтобы выдвигаемое решение было оптимальным, корректным и эффективным в одном лице.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить дефект в декоративной штукатурке
  • Как найти пропавшие фотографии на айфоне
  • Как найти супругу по номеру телефона
  • Как найду я тебя ты моя милая
  • Как составить список прочитанных книг