Как правильно составить словарный портрет человека

Как составить словесный портрет своего друга?

Задание для 6 класса.

Постарайся представить его так, чтобы другие люди могли его узнать в толпе. Обрати внимание на те качества друга, которые тебе наиболее симпатичны.

Составить словесный портрет (обществознание 6, 7 класс) это не красками и карандашами рисовать, а используя только слова дать характеристику друга, одноклассника или кого-то другого.

Например,

Костя Шкурихин — мой лучший друг. Учится он в параллельном классе, но мы вместе ходим на тренировки. Костя тоже увлекается гимнастикой и волейболом. Он высокий, под два метра, и худой, любит носить свободные вещи и кепку. На тренировках он очень активен, его подвижности можно только удивляться. Но при этом его голубые глаза, особенно идущие к его черным волосам, часто выглядят смеющимися. Я особенно ценю в нем юмор и честность. Костя любит шутить и смеяться, поэтому нам не бывает вместе скучно.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Zolot­ynka
[551K]

5 лет назад 

Составляя словесный портрет, следует понимать, что ваша задача состоит не в том, чтобы сухо описать близкого вам человека, а чтобы, как гениальный художник, выделить те его качества, которые вам более всего импонируют. Но сделать это нужно мастерски, ведь другие люди должны узнать его… без имени.

Итак, мой друг Х — невысокого роста, поэтому, когда мы играем в нашу любимую игру баскетбол, тренер назначает ему позицию не около сетки, а в центре зала.

Х на это совершенно не обижается: он такой быстрый и юркий, носится по залу как ураган, другие игроки редко успевают за ним. Мы даже зовем его так — наш ураганчик. Кстати, это вам первая подсказка.

Подсказка вторая: интересно, куда девается энергия Х, когда он садится за парту? Он — один из самых прилежных учеников в классе. Всегда внимателен, собран, учителя нередко обращаются к нему за помощью, когда никто в классе не может дать правильный ответ. Х всегда молчалив, он не высовывается и никогда не тянет руку. Он знает, что учителя знают, что ответ у него есть. Но он даст его ровно тогда, когда его спросят. Такой он дисциплинированный.

Третья подсказка: мой друг никогда не отказывает в помощи. Даже девчонкам. Всегда поможет и даст дельный совет.

И, наконец, четвертая подсказка. Пока я говорил, мой скромный друг делал вид, что он совсем не понимает, о ком идет речь.

Кто может назвать имя моего друга?

Enot-Nina
[110K]

3 года назад 

Чтобы составить словесный портрет друга, нужно сначала обратить внимание на его внешность. Например, мой друг Коля -это высокий и худой парень. Его легко заметить в толпе. Он немного переживает из-за своего роста, но зато он здорово играет в баскетбол. В команде таких же высоких парней он чувствует себя отлично. У Коли короткая стрижка. Его светлые волосы летом выгорают на солнце практически до белого. Лицо у него также худое, с первыми лучами солнца оно покрывается веснушками. Глазу у него голубые, девчонки просто с ума от них сходят.

Еще Колю легко узнать по спортивной одежде. В школу, он конечно ходит как все, но за ее границами предпочитает спортивный костюм, джинсы, толстовки с капюшоном.

Я дружу с Колей, потому что он настоящий и честный. Если что-то не так, то просто скажет прямо, не станет юлить, хитрить, что-то выдумывать. Многие не любят такую прямоту, а для меня — это самое ценное качество, потому что редкое. А еще мой друг — очень веселый парень, любит ходить в кино и смотреть мультики.

Хохир­а
[6.2K]

3 года назад 

Словесный портрет человека- штука непростая, ведь нужно так его описать, чтобы другие безошибочно поняли. Например:

У меня есть лучший друг Ярослав. Мы учимся с ним в пятом классе. Кстати, он отличник. У него черные, кудрявые волосы и голубые глаза. Он очень веселый и юморной. Рост у Ярослава средний, а вот телосложение плотное, я бы сказал пухлое. Но он старается похудеть, мы ходим вместе заниматься тхеквандо. Самая отличительная его черта- это родинка на правой щеке. Он, конечно, её стесняется, а я подбадриваю его и говорю, что ему идёт. Ярослав любит животных и у него есть маленькая собачка пинчер по имени Джесси. Когда я прихожу к нему в гости мы идём с ней гулять.

Мы дружим с ним с первого класса и будем дружить ещё долго-долго. Мы всегда помогаем друг другу.

Мне чем-то это задание напоминает составление фоторобота, ведь так же детально нужно описать человека, чтобы его потом найти.

На самом деле это задание не такое сложное, как может показаться на первый взгляд.

Для начала описываем внешность друга, указываем его параметры, это рост, телосложение, его приблизительный вес.

Точно описываем его внешность, это цвет глаз, волос, прическу, форму лица, разрез глаз. Что любит он носить.

Его привычки, хобби, чем увлекается.

Например, мой друг Василий невысокого роста, достаточно худощавого телосложения. Носит короткую прическу, блондин с голубыми глазами. Форма его глаз напоминает восточные глаза.

Его хобби — коллекционирование машинок. Характер у него покладистый, дружелюбный.

Архан­гелог­ородо­чка
[32.9K]

6 лет назад 

Словесный портрет друга может выглядеть примерно так.

У меня есть друг.Зовут его Василий.Мы дружим с первого класса.Впервые он привлек мое внимание тем,что быстрее всех решил сложную задачку по математике.Потом я понял,что он не только умный,но и спортивный парень.Мы стали играть с ним в футбол и подружились.С моим другом интересно-он много читает,разбирается в компьютерах, у него отличное чувство юмора.А еще он всегда готов прийти на помощь.Вот однажды был случай…Василий-настоящий,верный друг,это про него в песне поется — и в беде не бросит,и лишнего не спросит.Надеюсь,мы пронесем нашу бескорыстную дружбу через всю жизнь.

Alen4­uk
[161K]

5 лет назад 

Как можно описать своего друга, ведь он друг мой и я не замечаю его недостатков, хотя мы иногда ссоримся, но и быстро миримся.

Мой друг высокого роста, на столько высокого, что я смотрю на него снизу вверх. Я не завидую ему, он просто старше на 3 года и мы еще растем, я обязательно его догоню.

Моего друга легко заметить в толпе, потому что он у меня солнечный. А солнечный потому что рыжий. Волосы его медно — красного цвета очень блестят на солнце. Он стесняется этого и поэтому делает короткую стрижку. Ему кажется, что таким образом он становится менее солнечным.А глаза у него голубые-голубые как небо. Очень редкое сочетание такого цвета волос и глаз.

У моего друга тонкие музыкальные пальцы, потому что он играет на пианино. Некоторые наши друзья подсмеиваются над ним из-за его якобы девчачьего увлечения, но я не из таких, потому что когда мой друг садится за пианино, и его пальцы словно летают над клавишами, я не могу оторвать от этого действия взгляд.

Виртуозная игра поражает.

Одевается мой друг всегда строго, он любит классические костюмы.Его обувь всегда в полном порядке в отличие от моих кроссовок.

С моего друга нужно брать пример.

Бекки Шарп
[71.2K]

3 года назад 

У меня есть друг, Борис, мы учились с ним с первого класса. Борис с самого детства занимается спортом, он футболист и добился хороших результатов.

Борис среднего роста и обычного телосложения, подтянутый. По внешнему виду он ничем не выделяется среди других мальчишек, но на уроке физкультуры он заметно отличается от одноклассников — он выносливый и сильный, у него ноги футболиста, крепкие сильные руки и отличная реакция.

Борис скромный и добрый мальчик, он смущается когда на него обращают внимание девочки. У Бориса короткая модельная стрижка, волосы у него русые. Глаза у Бори большие, карие. Боря обладает хорошим чувством юмора и порой улыбка не сходит с его лица. Боря улыбается открыто, обнажая белые ровные зубы.

Боря летом тренируется, ездит на сборы, поэтому осенью он приходит в школу загорелый.

Одевается Боря как все в нашей компании — джинсы, худи, толстовки и кроссовки.

Я очень люблю своего друга Борю. Скорей всего наши пути после школы разойдутся, но это не помешает нашей дружбе.

Барха­тные лапки
[382K]

3 года назад 

Моего друга зовут Иван.

Иван среднего роста, у него крепкое телосложение, так как он занимается спортом.

У Ивана светлые, короткие волосы, голубые глаза, светлая кожа. Когда Иван улыбается у него появляются ямочки, многим мой друг этим запоминается.

Черты лица у Ивана правильные: большие глаза, нос среднего размера, средней полноты губы, ровные белые зубы.

Иван предпочитает одеваться в спортивном стиле. Он любит спортивные костюмы, кепки и кроссовки.

Мой друг очень активный, за день он успевает очень много.

Походка у Ивана очень быстрая.

Иван общительный и веселый, у него много друзей, он всегда может поддержать разговор, любит пошутить. При этом он очень добрый человек, никогда не откажет в помощи, может посоветовать как поступить в той или другой ситуации. Иван очень любит своих родителей и всегда им помогает.

Я считаю, что мне очень повезло с таким другом.

РУДЬК­О
[257K]

5 лет назад 

Прежде всего надо описать внешность друга. При этом желательно не повторяться и идти последовательно. То есть можно начать с роста, примерного веса и фактуры (плотный, худощавый. среднего телосложения.)

Затем можно перейти к описанию причёски (цвет волос, длина волос), лица, то есть овал лица (круглое лицо, овальное), затем нос (горбатый, прямой, курносый и т.д), разрез и цвет глаз, форма подбородка (острый либо тупой), ушей (плотно прижаты или оттопырены).

Затем можно перейти к стилю одежды, который предпочитает друг и также к манере поведения друга (экстраверт или интраверт в частности), затем можно высказать собственное отношение к другу, описать его человеческие качества.

Знаете ответ?

Словесный портрет — это принятая в криминалистике система описания внешности человека с помощью стандартизованного набора характеристик. Иногда выражение может применяться и к словесному описанию внешности человека, выполненному не в соответствии с формальными правилами построения словесного портрета.

Первоначально разработана французским криминалистом Бертильоном, впоследствии усовершенствована и упрощена Рейссом. Представляет собой текстовое описание, составленное в определённом порядке с использованием унифицированной терминологии и содержащее сведения об основных видимых анатомических и функциональных признаках, по которым данное лицо может быть выделено из числа прочих и опознано. Применяется в криминалистической регистрации, для розыска и идентификации скрывающихся и пропавших без вести лиц, а также при идентификации трупов.

Составление словесного портрета вам может пригодиться, например, когда у вас потерялся кто-то близкий (а фото в данный момент отсутствует) или вы стали свидетелем преступления и запомнили преступника. Конечно, в случае чего вам могут составить словесный портрет, но лучше знать заранее как он описывается.

Полный словесный портрет содержит следующие сведения:

  • Анатомические (общефизические) признаки характеризуют собственно тело человека и включают пол, возраст, расовый тип, рост, комплекцию, относительные размеры основных частей тела, особенности строения частей тела, такие как, например, форма ушной раковины.
  • Функциональные признаки описывают особенности, проявляющиеся в движении, такие как походка, осанка, мимика, привычная жестикуляция, особенности произношения.
  • Особые приметы описывают те анатомические или функциональные признаки, которые резко индивидуальны или характерны для относительно небольшого числа людей, такие как явные врождённые или приобретённые уродства, шрамы, бородавки, татуировки, отсутствие частей тела, явная несоразмерность парных частей тела (например, резко различающаяся длина ног), заметная хромота.
  • Дополнительные внешние признаки, такие как одежда, украшения, носимые аксессуары (очки, зонт, трость, сумочка), манера носить одежду, соответствие размеров одежды размерам тела и прочее.

Для каждого признака разработан набор словесных характеристик, позволяющий с приемлемой точностью указать значение признака. Размерные признаки могут указываться относительно некоторого «среднего». Например, средним для мужчины считается рост 168—175 см, соответственно, «низким» и «высоким» будет рост ниже нижней и выше верхней границы среднего. Размеры отдельных частей тела (лица) характеризуются в сравнении с другими частями тела (лица). Показатель «средний» соответствует наиболее типичным пропорциям описываемой части тела с другими частями, «маленький», «очень маленький», «большой» и «очень большой» указывают на непропорционально малые или большие размеры по отношению к другим частям тела.

Особые приметы имеют повышенную ценность в качестве идентифицирующих признаков, поэтому они описываются как можно подробнее.

Для удобства построения словесного портрета могут использоваться специальные бланки с перечислением требуемых параметров и возможных значений характеристик, или даже атласы, наглядно представляющие вид частей тела с указанием соответствующих терминов. Последние особенно удобны, когда необходимо составить словесный портрет со слов свидетелей.

Порядок описания и характеристики отдельных признаков внешности

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному, от организма в целом к отдельным деталям
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью.
  • максимально подробно описывается голова (голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент по возможности описывается в анфас и профиль), отдельно — лицо. Сначала описываются анатомические признаки, затем функциональные, отдельно — особые приметы, последними — дополнительные. 
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур)
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.

Не все из перечисленных ниже признаков используются во всех случаях.

Общие характеристики

  • Пол
  • Возраст. Указывается либо «на вид столько-то лет», либо в следующих градациях: детский — до 12 лет, подростковый — от 12 до 16 лет, юношеский — от 17 до 21, молодой — от 22 до 35, средний — от 36 до 60, пожилой — от 61 до 75, старческий — 76 и более.
  • Расовая и национальная принадлежность. Расовый тип и национальность «на вид», например, «похож на цыгана», «.. на китайца». Важно понимать, что в данном случае существенно не точное определение реальной национальности описываемого, а указание того национального и/или расового типа, на типичного представителя которого он похож внешне.

Тело в целом

  • Рост. Указывается либо примерный диапазон роста «на глаз», например «около 170 см», либо словесное определение по шкале: «низкий-средний-высокий». Конкретные показатели для этой шкалы по разным источникам несколько различаются. Один из вариантов, принятый в МВД России: для мужчины низкий рост — ниже 165 см, средний — 165—175 см, высокий — более 175 см. Для женщин низкий рост — до 155 см, средний — 155—165 см, высокий — выше 165 см. Рост менее 1 м — «карлик», более 2 м — «великан».
    Иногда также используются определения «очень низкий», «очень высокий» (когда рост отличается от среднего очень сильно, на 15-20 см и более в меньшую или большую сторону) и «немного выше/ниже среднего» (когда рост «на глаз» отличается от среднего, но крайне незначительно)
  • Телосложение. По скелету и мускулатуре может быть слабое, среднее, коренастое, атлетическое, по полноте: худощавый, средней упитанности, полный, тучный. Здесь же указывается сутулость.

Голова

  • Размер. Малая, средняя, большая.
  • Высота черепа. Низкий, средний, высокий.
  • Форма (по теменной части). Плоская, куполообразная, яйцевидная;
  • Затылок. Плоский/выпуклый, вертикальный/скошенный/выступающий.
Как составить словесный портрет
Формы головы
а – прямоугольная; б – ромбовидная; в – килевидная; г – трапецевидная

Лицо

  • Тип. Европейский, азиатский, еврейский, монгольский, кавказский и т. д.
  • Форма. Округлая, овальная, треугольная, прямоугольная, квадратная, ромбовидная.
  • Соотношение размеров. Удлинённое, среднее, широкое.
  • Полнота. Худощавое, средней полноты, полное.
  • Особенности кожи лица. Особенности цвета (например, румяное), пигментация, прожилки, рубцы, веснушки, морщины, ямочки, выступающие скулы, прыщи, обрюзгшее (обвисающая кожа).
Как составить словесный портрет
Формы лица
а — овальное; б – круглое; в – прямоугольное; г – треугольное; д – ромбовидное

Лоб

  • Высокий, средний, низкий.
  • Широкий, средний, узкий.
  • Прямой, выпуклый, вогнутый
  • Скошенный, вертикальный, выступающий
  • Особенности. Лобные бугры и ямки, резко выраженные надбровные дуги.
Как составить словесный портрет
Лоб
а – вертикальный; б – скошенный; в – наклоненный вперед; г – высокий; д – средний; е – низкий

Брови

  • Длина. Короткие, средние, длинные, очень длинные.
  • Ширина (высота). Узкие, средние, широкие, очень широкие.
  • Густота. Редкие, средние, густые.
  • Форма и расположение на лице. Горизонтальные, скошенные наружными концами вверх, вниз.
  • Расположение относительно края глазной орбиты. Высокие, средние, низкие.
  • Цвет. Тёмные, светлые, рыжие, седые.
  • Особенности. Отсутствие бровей, кустистые, сросшиеся, асимметричные и т. д.

Глаза

  • По положению глазной щели. Горизонтальные, косонаружные, косовнутренние.
  • Размер. Большие, средние, малые.
  • Треугольные, щелевидные, миндалевидные, округлые, овальные.
  • Выпуклые, впалые, нормальные.
  • Цвет. Голубые, серые, зеленоватые, карие, чёрные.
  • Форма внутренних углов глаз. Округлые, заострённые.
  • Особенности и аномалии. Косоглазие, бельмо, протез, разноцветность, радужка с пятнами иного цвета, радужка с сероватой каймой.
Как составить словесный портрет
Глаз
1 – бровь, 2 — верхнее веко, 3 – наружный угол глаза, 4, 8 – белочная оболочка, 5 – нижнее веко, 6 – зрачок, 7 – ресницы, 9 – внутренний угол глаза, 10 – слезное мясцо, 11 – ресницы, 12 – радужная оболочка

Нос

  • По длине. Длинный, средний, короткий.
  • По высоте (в профиль). Большой, средний, малый.
  • Ширина. Широкий, средний, узкий.
  • Переносица. Ширина — широкая, средняя, малая. Глубина — малая, средняя, большая.
  • Форма спинки носа. Прямая, вогнутая, выпуклая, извилистая.
  • Основание носа. Горизонтальное, опущенное, приподнятое.
  • Кончик. Округлый, заострённый.
  • Крылья носа. Приподнятые, опущенные, средние.
  • Контур ноздрей. Овальный, треугольный, щелевидный.
  • Величина ноздрей. Большие, средние, малые.
  • Особенности. Очень широкий/узкий/выступающий, искривлённый, оттенок цвета отличается от остальной кожи лица (красноватый, синеватый и пр.).

Рот

  • Большой, средний, малый.
  • Форма. Прямой, углы приподняты/опущены.
  • Особенности. Приоткрытый, запавший, асимметричный и пр.

Губы

  • Толстые, средние, тонкие.
  • Выступающие, втянутые (одна верхняя, одна нижняя), выступание отсутствует.
  • Ширина каймы губ. Большая, средняя, малая.
  • Форма контура верхней губы. Прямой, извилистый, овальный.
  • Особенности. «Заячья губа», вывернутая верхняя губа, потрескавшиеся.
  • Цвет. Ярко-красные, бледные, синеватые и пр.
Как составить словесный портрет
Губы
а – тонкие; б – средние; в – толстые

Подбородок

  • Высокий, средний, низкий.
  • Широкий, средний, узкий.
  • Форма в профиль. Прямой, выступающий, скошенный.
  • Форма (в фас, по контуру нижнего края). Овальный, треугольный, квадратный.
  • Особенности. Ямка, раздвоенность, поперечная борозда, «двойной», отвислый и пр.

Уши

Точное и подробное описание ушей имеет большую идентификационную ценность, так как разнообразие строения ушей у разных людей очень велико, у конкретного человека оно сохраняется всю жизнь, а изменить его без хирургического вмешательства невозможно. Также существенно то, что уши, как правило, можно без труда подробно рассмотреть, находясь сбоку от описываемого (в толпе, в зале и пр.) и не обращая на себя его внимания.

  • Величина ушной раковины. Большая, средняя, малая.
  • Форма ушной раковины. Прямоугольная, треугольная, круглая, овальная.
  • Наклон. Вертикальная, скошенная назад, наклонённая вперёд.
  • Прилегание (оттопыренность). Верхнее, нижнее, общее.
  • Особенности. Асимметричность ушей по размерам и/или форме.
  • Величина мочки уха. Большая, средняя, малая.
  • Форма мочки уха. Закруглённая, треугольная, овальная, прямоугольная.
  • Особенности строения мочки уха. Слитая со щекой, наличие и направление складок, проколы.
  • Противокозелок по положению. Горизонтальный, скошенный.
  • Противокозелок по форме. Прямой, вогнутый, выпуклый.
  • Завиток и противозавиток. Указывается наличие характерных особенностей формы и взаимного положения.
Как составить словесный портрет
Ухо
1 – бугорок (дарвинов), 2 – завиток, 3 – противозавиток, 4 – полость ушной раковины, 5 – противокозелок, 6 – мочка, 7 – наружный слуховой проход, 8 – козелок

Волосы на голове

  • Длина. Короткие, средней длины, длинные (более 10 см для мужчин, более 30 см для женщин)
  • Форма. Прямые, волнистые, кудрявые, курчавые.
  • Густота. Густые, средней густоты, редкие.
  • Цвет. Чёрные, тёмно-русые, русые, светло-русые, каштановые, рыжие, светлые.
  • Контур линии роста. Прямая, дугообразная, извилистая, ломаная.
  • Причёска. Стрижка низкая, высокая, зачёс (назад, направо, налево), пробор (прямой, слева, справа) и пр.
  • Степень облысения и расположение залысин. Общее, на темени, на затылке, висках и пр.
  • Волосы на лице. Усы, бакенбарды, борода, их цвет, густота, фасон стрижки.

Зубы

  • Величина. Крупные, средние, мелкие.
  • Контур. Ровный, извилистый.
  • Цвет. Белые, жёлтые, почерневшие и пр.
  • Особенности. Отсутствие, повреждения, протезы, пломбы, коронки; редкие, кривые и пр.

Шея

  • Длина (высота). Длинная, нормальная, короткая.
  • Толщина. Тонкая, нормальная, толстая.
  • Особенности. Состояние кожи, морщины, выделяющийся кадык.

Плечи

  • Ширина. Широкие, нормальные, узкие.
  • Наклон. Прямые (горизонтальные), покатые (опущенные), приподнятые.

Грудь

  • Ширина. Широкая, нормальная, узкая.
  • Форма. Плоская, вогнутая, выпуклая.
  • Положение. Впалая, выступающая.

Спина

  • Ширина. Средняя, узкая, широкая.
  • Форма. Прямая, вогнутая, выпуклая (сутулая).

Руки

  • Общая длина и толщина. Длинные, короткие, средние; толстые, тонкие, средние.
  • Длина и ширина кисти.
  • Пальцы. Длина, толщина, особенности.

Ноги

  • Общая длина и ширина.
  • Ступня. Длина, ширина, особенности.

Особые приметы на теле

Для всех особых примет на коже максимально точно указывается положение на теле, форма, размер, цветовые особенности.

  • Рубцы, шрамы.
  • Родимые пятна.
  • Опухоли.
  • Татуировки.
  • Мозоли.
  • Неестественное окрашивание отдельных участков кожи.

Функциональные признаки

  • Походка. Медленная/быстрая, легкая/тяжелая, шатающаяся, вразвалку, подпрыгивающая, вихляющая, семенящая. Хромота. Пользование тростью.
  • Жестикуляция. Указательная/изобразительная, оживлённая/сдержанная.
  • Осанка. Прямая/сутулая/сгорбленная.
  • Мимика. Маловыразительная/развитая. Щурится, моргает, дёргается щека/глаз/голова и пр.
  • Голос:
    — тембр — бас, баритон, тенор, альт, дискант, сопрано;
    — сила — сильный, средний, слабый;
    — чистота — чистый, хриплый, глухой, сиплый.
  • Манера речи. Медленная/быстрая, спокойная/возбуждённая, отрывистая, невнятная, картавит, шепелявит, глухонемой. Наличие иностранного акцента. Характерные присловья, часто повторяемые слова и выражения, склонность к англицизмам, манерность и пр.
  • Характерные моторные привычки. Стоя на месте переваливаться с пяток на носки и обратно, переступать с ноги на ногу; держать руки в карманах/по швам/за спиной, потирать руки, вертеть в руках предметы и пр.; при разговоре наклонять голову к плечу; класть ногу на ногу; грызть ногти; сплёвывать и пр.
  • На вид похож на: спортсмена, интеллигента, чиновника, отставного военного, торговца, уголовника, алкоголика, больного, бродягу, проститутку, студентку и пр.

Особые и броские приметы

Особые и броские приметы описываются максимально подробно. Необходимо указать их расположение, направление, степень выраженности, форма, размеры, цвет и пр.

  • Особые приметы. Особенности, характерные для сравнительно небольшого числа людей. В том числе отсутствие частей тела, ампутации, шрамы, рубцы, ожоги, родинки, бородавки, родимые пятна, татуировки.
  • Броские приметы. Особенности, которые легко заметны и которые затруднительно замаскировать. Выраженное косоглазие, сильное заикание, большие родимые пятна на открытых участках тела или лице, отсутствие глаза, руки, ноги, наличие горба, резко выраженная асимметрия парных частей тела и пр.

Дополнительные (косвенные) признаки

  • Во что одет, обут.
  • Какие вещи имеет / может иметь при себе.
  • Манера ношения одежды. Соответствие размера одежды размерам тела.
  • Носимые аксессуары. Украшения, солнцезащитные очки, трость, зонт.
  • Предпочтения в еде, напитках.
  • Особенности поведения. Скромен/распущен, болтлив/молчалив, открыт/замкнут, мягок/агрессивен, гуманен/жесток, невозмутим/вспыльчив, легко входит в доверие, смел/труслив, осторожен/склонен к авантюрам, импульсивен/тщательно продумывает действия и пр.

Как составить словесный портрет

Методика составления словесного портрета была разработана еще в 80-х годах XIX века французскими криминалистами. Мера эта была вынужденная, ведь тогда не всегда была возможность сфотографировать преступника. Сегодня, когда это можно сделать даже мобильным телефоном, словесный портрет все равно остается актуальным и умение его составлять может вам пригодиться даже в быту.

Как составить словесный портрет

Инструкция

Начните словесный портрет с описания анатомических особенностей человека. Дайте характеристику его внешности, отметив пол, возраст, расовую принадлежность, рост и телосложение. При затруднении идентифицировать расу, можно сказать на представителя какого народа он похож: на цыгана, бурята, японца. Телосложение человека бывает слабым, средним, коренастым и атлетическим. По степени упитанности его можно отнести к худощавым, нормальным, полным, тучным. Здесь же можно упомянуть об особенностях его фигуры – наличии горба, сутулости или выраженной асимметричности.

Перейдите к описанию формы головы, волосы и лица. В качестве характерных признаков головы укажите ее размер относительно общего телосложения и форму затылка – вертикальную, скошенную, выпуклую. Говоря о волосах, отметьте их цвет, длину, густоту, структуру (прямые, вьющиеся), наличие седины и залысин, признаки окрашенности. Опишите прическу и стрижку.

Говоря о лице, дайте не только общие сведения о его форме, контуре, степени полноты и таких особенностях, как наличие прыщей и морщин, но и сведения обо всех остальных частях подробно. Опишите высоту, ширину и контур лба и бровей. Рассказывая о глазах, отметьте их цвет, взаимное расположение, разрез, форму и выпуклость. Если человек носит очки, то укажите это. Не менее подробно опишите форму и расположение носа, губ, рта, зубов, подбородка и ушей.

Опишите характерные признаки других частей тела: шеи, плеч, груди, спины и конечностей. Особое внимание уделите ладоням и пальцам – толщине, отсутствию отдельных пальцев или их фаланг, признаков артрита, форме и размерам ногтей.

Большое значение при составлении словесного портрета уделяется функциональным признакам – походке, осанке, жестикуляции, мимике, голосу. Они могут быть специально изменены и не так устойчивы, как анатомические признаки, но часто помогают дополнить общее представление о человеке.

Если они есть, то дайте описание особых примет – шрамов, татуировок, пирсинга, отсутствию частей тела, хромоты. Опишите одежду и аксессуары, которые были на человеке. Словесный портрет готов!

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

МИНОБРНАУКИ
РОССИИ

Федеральное
государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования

«Южный
федеральный университет»

Факультет
филологии и журналистики

Кафедра
английской филологии

Языковой портрет личности

В
качестве объекта исследования я выбрала следующую личность: женщина преклонного
возраста, вдова военного; образование средне-специальное в технической сфере,
по профессии работала только 1 год, всю остальную жизнь была домохозяйкой.

Итак,
для начала рассмотрим психические факторы, повлиявшие на речь испытуемой.

Что
касается типа темперамента личности, то пройти тест отказалась, объясняя это
боязнью «наговорить чего-нибудь»: «я уже старая, возьми какую-нибудь молоденькую,
не надо, детка». Такой ответ сразу же натолкнул меня на мысль о типе
акцентуации личности, я решила, что в характере преобладает тревожность.
Просмотрев по источникам характеристику людей с данным типом акцентуации, я
убедилась, что была совершенно права. Привожу описание по Леонгарду.

 Тревожный
тип(по Леонгарду)

Людям
данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость,
пугливость, неуверенность в себе
. Дети тревожного типа часто боятся
темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких
сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и
застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто
стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации
взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние.

По поводу этой черты пишет и Личко А.Е. в работе
«Психопатии и акцентуации характера у подростков»( я посчитала необходимым
прочитать и эту статью, исходя из того, что социальная среда и семья в которой
рос человек оказывают на его характер и речь непосредственное влияние),-
тревожный тип она называет сенситивным,- «К родным сохраняется детская привязанность.
К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются.
Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения
и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест…». Действительно,
она любит приговаривать: «меня в 19 лет муж привез и оставил жить с его
родителями, я была совсем молоденькая, ничего не умела
…», далее обычно
следует рассказ о том, как она послушно училась всему у свекрови. Чувство
привязанности и теплоты к родителям мужа выражается в том, что она никогда не
называет их свекровь или свекор, а всегда говорит мама и папа.

У
них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и
этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются
замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в
большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость,
чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо
слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость
насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду
при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими,
играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут
поддержки и опоры.
Они обладают дружелюбием, самокритичностью,
исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами
отпущения, мишенями для шуток.

Безусловно,
не все перечисленные характеристики можно приписать испытуемой (присущие черты
выделены курсивом), но это и естественно, т.к. в каждом человеке сочетаются
различные черты, и акцентуация – это лишь преобладание какой-либо черты.

Вернемся
к типу темперамента, скорее всего, это либо флегматик, либо меланхолик. Об этом
свидетельствует бедная мимика, невыразительные и медленные движения. Говорит
тихо, даже в конфликтной ситуации не кричит, а лишь слегка увеличивает
громкость и понижает тон, речь сдержанна, не содержит бранных слов. Однако, я
все таки склонилась к флегматику, потому что меланхолики обладают пониженной
работоспособностью, а испытуемая – женщина очень активная и деятельная. А
теперь по поводу жестов, ими моя подопечная почти не пользуется, исключение
составляют только те случаи, когда необходимо показать форму или размер предмета.
Однако я наблюдала очень интересный случай использования жеста и поняла, что
жест может выполнять функцию эвфемизма. Говоря о полной женщине, чтобы не
произносить, что у нее грудь и попа больших размеров, она лишь сделала движения
руками в этих областях, как бы изображая пышные формы.

Информация,
судя по всему, в большей степени поступает по зрительному каналу: вижу я –
дела плохи, сделала замечание
; меньше – по слуховому: будем говорить
так, сказала в ответ
. Однажды во время конфликта ею была сказана очень
занимательная в этом отношении фраза, в которой есть указание на все 3 канала:
«Я тебе замечание сделала, а ты мне сказала в ответ. Ты мне указываешь на то,
что я делаю неправильно,  а меня тыкать носом не надо».

Гендерный
фактор тоже прослеживается в использовании уменьшительно-ласкательных суффиксах
слов: мамочка, Оленька, Викочка, приготовила себе кашку, пошла лечить зубки,
как твой носик, а горлышко не болит.
Кроме того, разговор для нее является
частью решения проблемы: «Спасибо, что выслушала, я выговорилась – мне стало
легче».

Теперь
рассмотрим речь в социолингвистическом аспекте.

Испытуемая
всю свою жизнь прожила с военным, и это заметно отразилось как в ее характере,
так и в речи. Например, ее речь чрезвычайно сдержанна (как я уже говорила, даже
при конфликтах она никогда не прибегает к крику и оскорблениям), а все мы
знаем, что в среде военных недопустимо выражение эмоций. Она всегда очень
тщательно подбирает слова и говорит, хоть и тихо, но очень четко и разборчиво,
что тоже свойственно военным людям. Говоря о муже, она называет его по имени
отчеству и, даже общаясь со знакомыми, обращается по имени отчеству. Скорее
всего, эта привычка привита вследствие долгого пребывания в формальной
обстановке среди сослуживцев и командования мужа.

В речи
наблюдается причудливая смесь грамотных выражений и конструкций и просторечных
слов или неправильных форм. На мой взгляд, это обусловлено с одной стороны
общением с умным, грамотным мужем, а с другой – недостаточным уровнем
собственного образования.

«Я
закончила радиво-технический техникум
(протеза, характерна для диалектов,
просторечия). Потом меня послали на моторно-силовую трансформаторную
катушку, а я хотела в отдел технического контроля
(сложные термины,
закрепившиеся в сознании, видимо, вследствие частого употребления в течение
определенного промежутка времени). Использует неправильные формы: мужев
отец, реагировает
.

В
заключенье мне хотелось бы сказать, что составление языкового портрета личности
оказалось для меня очень интересны видом работы. Я выяснила, как забавно в
человеке могут сочетаться, казалось бы, совершенно противоположные вещи, как
влияет на речь тип темперамента и акцентуации, пол, образование, семья. А
главное, я убедилась, что по речи, действительно, можно понять, что за человек
перед вами.

Мной представлен практический опыт работы по обучению детей составлению описательных рассказов о человеке с использованием мнемотаблиц.

Целью практической работы по данной теме является развитие социальной перцепции у детей с нарушением зрения при обучении составлению речевого портрета человека.

Социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка человеком других людей.

Наш детский сад посещают дети с различными нарушениями зрения. Составить описательный рассказ о человеке для наших воспитанников является сложным заданием, так как они не имеют представлений о внешнем облике человека. Поэтому, способность к познанию других людей и осознанию самого себя через познание других проходит длительный путь обучения. Представление о своем внешнем облике и облике других людей формируется в процессе общения. Процесс формирования носит спонтанный характер, так как нет системной работы при обучении. Так, Л.И. Плаксина отмечала, что формирование способностей воспринимать людей и правильно их оценивать доступно и детям дошкольного возраста, но для этого необходимо специальное обучение, построенное на знания механизмов и закономерностей восприятия человека и представлений о нем. Формирование перцептивного образа другого человека является одним из исходных и принципиально важных моментов, обусловливающих развитие познания окружающего мира ребенком и осознание самого себя.

Поэтому, реализуя данную цель, я поставила перед собой следующие задачи:

  • Познакомить детей с различными внешними особенностями человека (цвет и форма глаз, форма носа, форма бровей и губ, цвет волос, фактура и длина волос, форма лица и цвет кожи).
  • Сформировать представления детей о различных эмоциональных состояниях (радость, грусть, спокойствие, огорчение, удивление, страх…).
  • Учить детей определять и называть пол и статус человека (девочка, мальчик, девушка, парень, женщина, мужчина, бабушка, дедушка).
  • Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицы.
  • Закреплять пространственные представления о частях тела человека.
  • Развивать умение логически правильно выстраивать свой рассказ.
  • Развивать зрительное восприятие.
  • Развивать образное мышление, память.
  • Прививать познавательный интерес.
  • Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.
  • Проявлять самостоятельность, инициативу.

В нашем дошкольном учреждении были подготовлены условия для эффективной работы с детьми: изготовлены и приобретены модели человека, схемы для предметно-практической деятельности, мнемотаблицы. Были подобраны фотографии сотрудников детского сада, фотоальбомы с детскими и семейными фотографиями наших воспитанников, подобраны репродукции художников – портретистов, доступных для детского восприятия.

Основными методами работы при обучении детей составлению речевого портрета, как на занятиях, так и в повседневной жизни является наблюдение. Дети всматриваются в лицо товарищей, своих близких, отмечают особенности внешнего вида. При описании лица человека применяются специальные упражнения на описание лица человека (по образцу, по плану, по алгоритму). При рассматривании себя дети пользуются зеркалами.

Обучая детей, упражняю в подборе имен прилагательных, обозначающих качества, свойства личности. Дети учатся составлять речевые портреты человека: самого ребенка, взрослого, друга, мамы, папы, сотрудников детского сада, человека другой профессии. Большую помощь в составлении речевого портрета оказывают фотографии. Рассматривая фотографию, дети выделяют цвет, форму глаз, носа, губ.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Сначала дети рассматривают отдельно по картинкам внешние особенности человека (цвет глаз, форма носа, форма лица и т.д.). А потом уже, используя мнемотаблицы, составляют описательные рассказы. Схема, предложенная детям, несет в себе заложенную определенную информацию. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные не только на развитие восприятия, памяти, внимания, образного мышления, но и умения преобразовывать абстрактные символы в образы.

Как учитель-дефектолог, на занятиях по развитию социально-бытовой ориентировки, провожу коррекционные занятия и реализую представленные раннее задачи.

Перспективно – тематический план

Возраст

Темы занятий

Младшая группа

  1. Я и мое имя
  2. Знакомство с профессией воспитатель
  3. Я и мое тело
  4. Знакомство с трудом няни
  5. Я и мое лицо
  6. Эмоции: радость и грусть
  7. Знакомство с трудом медсестры
  8. Мои руки- помощники
  9. Мои ноги и их действия
  10. Эмоции: удивление и спокойствие
  11. Знакомство с трудом повара
  12. Семья и я
  13. Что могут наши глазки
  14. Для чего человеку уши
  15. Вот какие наши зубки

Средняя группа

  1. Вот и вышел человечек
  2. Мои умные помощники
  3. Знакомство с трудом продавца
  4. Нарисую я портрет
  5. Папы, мамы – взрослые, а мы дети
  6. Знакомство с трудом прачки
  7. Для чего нужен нос
  8. Такие разные эмоции
  9. Знакомство с трудом врача
  10. Для чего нужен язык
  11. Папин портрет
  12. Никого роднее в целом мире нет
  13. Расти коса до пояса
  14. Эмоция – страх
  15. Кто я? Какой я?

Старшая группа

  1. Расту я — растет мое имя
  2. Путешествие в страну радости
  3. В гости к заведующему и старшему воспитателю
  4. Язык чувств (мимика, жесты)
  5. Кто работает в детском саду
  6. Познай себя
  7. Глаза – орган зрения
  8. Кожа, скелет и мышцы человека
  9. Уши – орган зрения
  10. Знакомство с транспортными профессиями
  11. Рассказ о папе
  12. Моя семья
  13. Моя мама самая лучшая
  14. Строительные профессии
  15. Мой портрет

Подготовительная группа

  1. Все профессии нужны, все профессии важны
  2. День пожилого человека
  3. Есть у каждого лица, два красивых озерца
  4. Влияет без сомнения, на все нас настроение
  5. Развитие слуха у человека
  6. Что такое дружба? Мой лучший друг
  7. Секреты нашего тела
  8. Знакомство с профессией библиотекаря
  9. Жесты эмоций
  10. Какой мой папа?
  11. Рассказы о семье
  12. Мамин портрет
  13. Рассказы о сотрудниках (по фото)
  14. Что я знаю о себе
  15. Профессия – учитель

Полный текст статьи см. приложение

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти рентабельность вложений
  • Как найти агентство по номеру телефона
  • Как найти что значит иероглиф
  • Каха серго ты как меня нашел
  • Как найти сумму вычетов формула