Как правильно составить социограмму

Составление социограмм

Социограмма-
это графическое выражение математической
обработки результатов социометрического
теста при исследовании межличностных
отношений между членами малой группы,
это способ изображения структуры
взаимоотношений. При построение
социограмм следует помнить следующий
принцип – символы надо размещать так,
чтобы обеспечить максимальное удобство
для анализа и рассмотрения социограмм.1

4.1. Свободная или произвольная социограмма.

4.2. Круговая социограмма.

4.3. Концентрическая социограмма.

4
– лидер

2,3,7,1
– предпочитаемый выбор

6
— принятый член

5,8
– изолированный

Таблица
индивидуальных индексов

Социометрический

статус

Индекс

социальной

изоляции

Индекс

эмоциональной

экспансивности

Индекс
объёма взаимодействия

Индекс

когерентности

1

3/7=0,43

0,57

0,29

0

0

2

2/7=0,29

0,71

0,43

0,07

0,33

3

2/7=0,
29

0,71

0,
14

0,07

0,33

4

5/7=0,
71

0,29

0,
29

0,13

0,67

5

0

1

0,14

0

0

6

1/7=0,
14

0,86

0,43

0,07

0,33

7

5/7=0,71

0,71

0,43

0,07

0,33

8

0

1

0

0

0

  1. Социометрический
    статус

Полученный
выбор каждого члена группы

Sj
(R)
=




n
— 1

n
– число
индивидов в группе

  1. Индекс
    социальной изоляции

Вычисляется по
формуле:

1
Sj
(R)

Sj
(R)

социометрический
статус

  1. Индекс
    эмоциональной экспансивности

Xi(R)

E
i
(R)
=


n
— 1

Xi(R)
–число
отдельных выборов каждого члена группы

n
– число
индивидов в группе

  1. Индекс
    объёма взаимодействия

Vi
(
R )

= ½* (E
i
(R)
+ S
j
(R)
)

Взаимный
выбор каждого члена группы

Vi
(
R )

=

Все
сделанные выборы

  1. Индекс
    когерентности

ωi(R
)

Wi
(
R )

=

Xi(R)

Xi(R)
– число
взаимных выборов каждого члена группы

ωi(R
)

число всех
взаимных выборов

Вычисление групповых индексов

1.Индекс
плотности группы

P
(R)
=N/n
2

N

взаимный
контакт группы

n

число
индивидов в группе

Следовательно,
P
(R)
=
3/64 = 0,047

2.Индекс
сплочённости группы

Сплочённость
– черта психологии группы, выражающая
степень единомыслия и единодействия
её членов, является обобщённым показателем
их духовной общности и единства. Для
членов малой группы сама по себе
сплочённость – привлекательная цель
и ценность, групповое состояние, к
которому надо стремиться.2

Wi(R)

W
(R)
=

Xi(R)

Xi(R)

число всех
выборов

Wi
(R)

число
взаимных выборов

Следовательно,
W
(R)
=
3/15
=0,1

3.Индекс
групповой интеграции

Групповая
интеграция – согласованность,
упорядочённость и стабильность и
стабильность системы внутригрупповых
процессов.3

Y
(R)
= 1/
j
+ 1

j

количество
индивидов, не получивших ни одного
выбора

Следовательно,
Y
(
R)
=
0,5

Вычисление
подструктур на основе статуса

Социометрический
статус

характеристика, отражающая реальную
роль каждого члена малой группы, а также
дающая определённое представление об
общих его индивидуально — и
социально-психологических особенностях.

Статус вычисляется
с использованием метода социометрии
по результатам суммы положительных и
отрицательных выборов, получаемых
членом группы в ходе проводимого опроса,
и имеет определённый «вес», отражающий
место человека в социально-психологической
иерархии группы.

Как правило, в
группе выделяют:

  • социометрических
    «звёзд», которыми являются наиболее
    предпочитаемые члены группы, стоящие
    на вершине иерархии

  • высокостатусных,
    среднестатусных и низкостатусных
    индивидов, определяемых по числу
    положительных выборов и не имеющих
    большого числа выборов отрицательных

  • изолированных
    членов группы, у которых отсутствуют
    любые выборы (как положительные, так и
    отрицательные)

  • членов группы,
    которыми пренебрегают, имеющих большое
    количество отрицательных выборов и
    малое число выборов положительных

  • отверженных
    членов группы («изгоев»), имеющие по
    результатам социометрии только
    отрицательные выборы

Социометрический
статус члена группы — величина достаточно
устойчивая. Он не только имеет тенденцию
сохраняться в данной конкретной группе,
но и очень часто переходит с человеком
в другую группу. Объясняется это тем,
что статус- категория групповая и вне
группы не существует, человек привыкает
выполнять роли, предписываемые ему его
постоянным статусным положением.

На основе своих
вычислений, я выявила:

S
R
=
-1

Статус
« отрицательная звезда»

-1<
S
R
< 0

Отвергаемые
члены группы

S
R
= 0

Изолированный
член группы

2

0
<
S
R
< 0, 25

Принятый
член группы

3,
№4 ,№6 , №8

0,
25

<
S

R
<
0, 5

Предпочитаемый
член группы

1
№7

0,
5

<
S

R
<0,
75

Лидер

5

0,
75

<
S

R
<1,
0

Звезда

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Социометрические карточки, их типы и виды

В настоящее время распространено большое количество различающихся по оформлению социометрических карточек. В зависимости от задач и целей исследования выбираются и соответствующие виды социометрических карточек.

Вне­шний вид и качество ее оформления – важные факторы, которые влияют на отношение испытуемых к опросу. Разработаны определенные требования к карточке.

1. Карточка должна иметь следующую структуру:

– обращение к ис­пытуемому (основная задача обращения – заинтересовать респондентов в исследовании, расположить его к откровенности, что способствует внимательному и правдивому заполнению карточки);

– просьбу об участии в опросе с указанием его смысла;

– инструкцию по заполнению;

– перечень вопросов-критериев с соответствующими графами для заполнения, просьбу указать свой шифр;

– гарантии о сохранении тайны и использо­вании ответов только в научных целях;

– благодарность за участие в опросе.

2. Карточка должна быть отпечатана и умещена на одном листе с ис­пользованием обратной стороны.

3. В карточке должно содержаться не более 7–8 критериев, распола­гающихся по мере возрастания их сложности.

Рекомендуется использовать шифры, что позволяет символичес­ки указывать выбранных или отвергнутых. Это имеет важное значение, так как чаще всего испытуемые не желают, чтобы кто-то из чле­нов группы увидел заполненную карточку с фамилиями. Простейший шифр – пронумерованный список с фамилиями членов группы. Социо­метрическая карточка может иметь несколько форм.

Примеры социометрических карточек:

I. Образец карточки с ранжированными критериями, ограниченными по количеству

Уважаемый респондент!

С целью выработки рекомендаций для тренера по комплектованию основного состава команды для игр на первенство города просим вас ответить на следующие вопросы.

Прочтите список членов вашей группы, которых вы выбираете или отвергаете. Ваши ответы будут использованы только в научных целях и обсуждению в коллективе не подлежат.

С кем бы вы желали вместе играть в команде в играх на первенство города?

В первую очередь…

Во вторую…

В третью…

Проверьте правильность ваших ответов. Укажите номер своей фамилии по списку. Благодарим вас!

2. Образец карточки, построенной в виде социометрической шкалы, позволяющей испытуемому ранжировать всех членов группы.

Фамилии
членов коллектива

В качестве кого Вы хотели бы видеть своих товарищей по коллективу
(отметьте знаком +)

в качестве
самого
близкого
друга

в качестве
приятеля
, товарища

в качестве
человека для
деловых контактов

в качестве
человека,

с которым
я лишь здороваюсь

в качестве
человека,

с которым я не хотел бы встречаться

Иванов

         

Петров

         

Сидоров

         

……

         

Шкальная оценка

2

1

0

-1

-2

Социометрическая шкала не только фиксирует отношение испы­туемого к каждому члену группы, но и ранжирует их по ситуациям взаимодействия в зависимости от оценки приемлемости этих лиц для него.

3. Образец карточки для студентов:

Дорогие друзья!

В учебных целях студентами социологического факультета нашего университета проводится исследование взаимоотношений студентов МГУ. Мы просим вас принять участие в данном исследовании.

Ваше имя: _____

Факультет:_____

К анкете прилагается список членов вашей группы.

Отвечая на вопросы, вы можете указывать, как вам удобнее, фамилию или номер, соответствующий данной фамилии в списке.

При ответах на вопросы вы можете выбирать ТОЛЬКО учащихся вашей группы. Все поля в анкете должны быть заполнены конкретными фамилиями (номерами). Ответы типа «все» или «никто» не допускаются, т.к. они не подлежат анализу.

Мы гарантируем, что ваши ответы будут использованы только в научных целях и обсуждению в коллективе не подлежат. Вся информация, полученная в ходе исследования, будет использоваться только в обобщенном виде. Ваше имя не будет нигде фигурировать.

Поэтому просим вас отвечать на вопросы анкеты искренне.

Вопрос № 1.

А. С кем из членов вашей группы вы бы с удовольствием пошли на какое-нибудь развлекательное мероприятие (вечер в кафе, дискотека)?

В первую очередь _____

Во вторую очередь (если бы не было первого) _____

В третью очередь (если бы не было первого и второго) _____

Б. А с кем бы вы точно не хотели пойти на развлекательное мероприятие такого рода? _____

Получает распространение метод «кармашек». Это один из игровых методов, применяемых в социологии. Сущность этого метода в следующем. Вдоль стенки развешены конверты, на которых написаны социометрические критерии. Задача респондентов – опустить в кармашек (конверт) лист бумаги с написанной фамилией соответственно своему выбору (не выбору).

Основные требования для стандартизации предварительных условий социометрического спроса:

1. Обозначение сферы выборов – границ, в рамках которых прово­дятся измерения. Все члены группы должны обязательно участ­вовать в опросе. Отсутствие хотя бы одного члена, фамилия ко­торого фигурирует в ответах других лиц, поникает надежность данных опроса. Члены группы должны отчетливо представлять се­бе тот круг лиц, в рамках которого нужно совершать выборы.

2. В случае межгрупповой социометрии при выборе из нескольких групп опрашиваемых разрешается либо неограниченное, либо ог­раниченное число выборов, что задается типом социометрической процедуры и инструкцией.

3. Предварительно необходимо познакомиться с группой, объяснить цели и задачи исследования.

4. Каждый член группы отвечает на критерии социометрической анкеты самостоятельно. Заполненная карточка сдается исследователю.

5. Желательно стандартизировать условия опроса для всех лиц так, чтобы они отвечали на анкету в одном и том же помещении, фрон­тально, в один сеанс. Брать социометрическую карточку домой не разрешается.

6. Опрос можно проводить только в таких группах, которые имеют некоторый опыт совместной деятельности.

7. Социометрические группы должны быть достаточно малы, чтобы все члены их имели возможность непосредственно взаимодействовать.

Отказ от заполнения анкеты должен подсказать исследователю, что он имеет дело с каким-то из случаев внутригрупповой напря­женности. Может быть, и формальное отношение к опросу: выбираю всех, никого не отвергаю. В этом случае, скорее всего, сказывается неуверенность личности, в том, что опрос будет благоприятным для нее.

Обработка социометрической информации включает построение социоматриц, социограмм и расчет социометрических индексов.

Рассмотрим каждый в отдельности.

Социоматрица, ее назначение

Обработка информации, собранной методом социометрического опроса, начинается с построения социоматрицы. Построение социоматрицы означает сведение всех результатов социометрического опроса с индивидуальных карточек, которые были розданы респондентам, в единую таблицу.

Социоматрица – таблица, в которой в горизонтальных строках указывается, кто выбирает (j-члены), а в вертикальных столб­цах – кого выбирают (i-члены). Суммирование результатов по строкам показывает, сколько раз каждый член группы выбрал или от­верг в опросе других членов. Суммирование по столбцам показывает, сколько раз каждый член группы выбран либо отвергнут другими. Нике приведен пример матрицы по результатам опроса в группе из 8 человек. Подобная матрица составляется по результатам ответов на каждый критерий в отдельности (рис. 1).

Числа в правых итоговых столбцах на матрице – персональные величины, характеризующие степень активности испытуемых в опро­се по данному критерию. В этих числах зафиксирована мера эмоциональной экспансивности членов группы в общении друг с другом на основе ситуации по критерию выборов. Первый ряд цифр в правых итоговых столбцах указывает на меру положительной экспансивнос­ти, т.е. на потребность выбирать, второй ряд – на меру отрица­тельной экспансивности, т.е. на потребность отвергать, третий – итоговый. Наибольшая положительная экспансивность наблюдается у члена Е. Наименьшая у членов – В и Ж. Наибольшая отрицательная экспансивность наблюдается у членов А и Д. В итоговых строках на матрице также имеется три ряда цифр. Это показатели социометри­ческого статуса членов группы. Первый ряд – числа, характеризую­щие степень развития положительного социометрического статуса, т.е. способность члена группы выступать объектом выбора (внима­ния, симпатии и пр.) для других. Второй ряд – числа, характери­зующие противоположную способность – выступать в качестве объек­та отрицательного выбора, т.е. в качестве такого элемента груп­повой структуры, связи с которым вызывают конфликтные реакции. Это показатели отрицательного статуса членов группы. Третий ряд – итоговый.

Из данной матрицы видно, что наибольший положительный ста­тус у члена Б, он получил пять положительных выборов, т.е. выбран большинством группы и не получил ни одного отрицательного выбора. Однако член В и член Ж проявили безразличие к Б, несмотря на то что Б выбрал В. Почему? Социоматрица на такие вопросы ответов не дает. Она лишь описывает систему выборов и стоящую за ней систе­му взаимоотношений.

Таким образом, на основе социоматрицы можно получить первое представление о характере полученных данных, сделать первые обоб­щения, косвенно описать результаты выборов.

С помощью матрицы можно выявить неформальные ядра группы, т.е. тех лиц, которые образуют между собой симметричные положи­тельные группировки. Тот же анализ можно проделать и для выявле­ния отрицательных группировок. С этой целью необходимо найти вза­имные пары, у которых совпадают взаимные выборы по диагонали справа налево, сверху вниз, например, члены А и Б. Примеры матриц выборов при изучения межгрупповых взаимоотношений и матриц выбо­ров по результатам нескольких критериев1.

кто
выбирает
(j)

Кого выбирают (i)

Число отданных выборов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

+

1

А

0

+

0

0

0

+

2

2

4

2

Б

+

0

+

+

0

0

0

3

1

4

3

В

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

Г

+

+

0

0

0

0

0

2

1

3

5

Д

0

+

0

0

0

0

1

2

3

6

Е

0

+

0

+

+

0

0

+

4

0

4

7

Ж

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8

З

0

+

0

0

+

0

0

2

1

3

Число полученных выборов

+

2

5

1

2

2

0

0

2

14

   

0

0

0

0

1

5

0

1

 

7

 

2

5

1

2

3

5

0

3

   

21

Рис. 40. Социоматрица Примечание: плюс – выбор
(положительный выбор); минус – отверже­ние (отрицательный выбор);
ноль – безразличие (нуле­вой выбор)

С помощью социоматриц исследователь получает возможность изучать различные социальные связи, можно определить лидера коллектива и «отвергнутого», социоматрица позволяет выяснить отношение членов группы друг к другу, установить сплоченность группы, выявить лидера, установить социометрический статус и эмоциональную экспансивность. Для этого используются различные математические формулы.

Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде.

Таким образом, основная задача матричного анализа – дать количественную оценку системы взаимодействия в целом примените­льно к особенностям взаимодействия данной группы.

Социограмма, ее виды

Одним из наиболее распространенных и перспективных методов анализа социометрической информации является графический метод. Графическое изображение взаимоотношений в коллективе, устанавливаемых на основе выбора, называется социограммой.

Социограмма – это схематическое изображение реакций испытуемых, выраженных ими друг к другу при ответе на социометрический критерий.

Социограмма – специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отрицаний, сделанных в ходе исследования, проведенного с помощью социометрической методики. Она позволяет высказать предположение о стиле лидерства, судить о сплоченности, организованности группы и частично о ее психологическом климате

Социограмма имеет несколько вариантов. Она представляет собой совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются номера фамилий членов исследованной группы и соединяются между собой стрелками, указывающими направленность и характер выборов. Причем индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге; лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому – в следующем кольце кнаружи и т. д. Второй вариант: социограмма, представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на котором выделены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними; расстояния, на котором располагаются друг от друга эти группировки, соответствуют характеру выборов между их членами. Третий вариант — индивидуальная социограмма. В этом случае произвольно или целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных по ходу исследования.

Различают несколько социограмм:

1. Социограммы произвольного вида, в которых члены группы располагаются так, как удобно для графического описания.

2. Социограмма локограммного вида, в которых схема расположения членов группы является моделью их действительного расположения во время работы, либо во время социо­метрического опроса. Такой тин социограмм помогает учесть пространственный принцип организация общения.

3. В круговых социограммах все члены располагаются симметрично на окружности, а свя­зи между ниш рисуются на плоскости внутри окружности. Расстоя­ние между членами может указывать на социальные дистанции. В концентрических социограммах все члены группы размещаются на щи­те, имеющим вписанные друг в друга окружности. В центральном круге располагаются лица с наивысшим социометрическим статусом – «звезды», в следующем – с менее выраженным, затем – лица со ста­тусом, близким к нулю, во внешнем круге – «отвергаемые». Основ­ная цель концентрической социограммы – подчеркнуть иерархичность структуры отношений в груше. Социограмма позволяет наглядно описать структуру общения.

Для того чтобы построить социограмму, необходимо употребить определенную символику для схематизации данных.

Символика социограмм

1. Односторонне-положительная диада, активен А:

2. Взаимно-положительная диада, активны оба:

3. Односторонне отрицательная диада, активен В:

4. Взаимно-отрицательная диада, активны оба:

А

В

Положительный выбор, совершенный А

А

В

Отрицательный выбор, совершенный B

А

В

Взаимная положительная связь А и B

А

В

Взаимная отрицательная связь А и B

Рис. 41. Схема вариантов неформальных связей двух лиц

Рис. 42. Также используются другие обозначения неформальных связей лиц

1) член группы; 2) субъект связей (j-член); 3) объект связей ( i-член);
4) совмещенный ij -член коммуникационного ряда;5) мужчина; 6) женщина;
7) положительный выбор (реакция А-члена); 8) отрицательный выбор (реакция В-члена);
9) уровень связи (А-член выбран в первую, С-член во вторую очередь);
10) слабая односторонняя связь; 12) слабая взаимная связь; 13) сильная взаим­ная связь;
14) слабая разнопорядковая связь; 15) сильная нерав­ная связь, П – сильная односторонняя связь.

Рис. 43. Структуры, наиболее характерные для социограмм
Виды взаимосвязи в малой группе: а — диада, б — триада,
в — тетрада, г — «цепочка», д — «звезда»

ќписание: –ис. 2

Рис. 44. Взаимодействие индивидов в триаде

Во взаимоотношениях трех людей возможны все эмоциональные проявления, которые есть в диаде, но к ним еще добавляется ревность. В триаде возникает такое явление, как «борьба за идентичность», когда два человека стремятся образовать пару и выталкивают третьего, или наоборот: появление третьего при определенных условиях становится угрозой отношений в диаде. Ревность является одним из проявлений диадных отношений в триаде. Она невозможна только между двумя, для нее необходимо наличие третьего. Пример: любовный треугольник, где появление третьего часто создает проблемы для двоих. Появление ребенка в семье также может приводить к возникновению ревности, или рождение второго ребенка приводит к возникновению соперничества между детьми за любовь родителя, что тоже содержит в себе отношения ревности.

Взаимные связи могут вести к образованию группировок в структуре группы. Ниже представлен пример неформальных связей, образующих замкнутые группировки.

Положительные комбинации указанных взаимоотношений образу­ют устойчивые социально-психологические образования в структу­рах общения – ядра, группировки, коалиции, клики. Например, в любом классе школы всегда несколько таких группировок (рис. 45).

Маша знает Вадима и Андрея. Так же знает, что Вадим может помочь Андрею подготовить доклад.

Маша представляет Вадима и Андрея друг другу. Она помагает им наладить взаимопонимание

Отношения между Вадимом и Андрем стабилизируются. Каждый несет ответственность по данному делу

Рис. 45

Социограммы кругового ряда с выделением только взаимных связей подучены в результате изучения спортивной группы по двум различным критериям (рис. 46).

Ниже приведена социограмма с произвольным расположением членов элементов структуры: а) структура межличностных отношений на уровне решения групповой задачи; б) структура интимных вза­имоотношений.

Из социограмм видна разнокачественность эмоциональных ядер в группе по различным критериям. В сопрограмме а) четко выделяется ядро, состоящее главным образом из взаимно и положительно связанных членов 1, 2, 4, 8, 10, 13, 20 и периферия, состоящая из про­тиворечиво и слабо связанных членов, иногда образующих парные отрицательные структуры 2 и 6, 7 и 19, 6 и 7. Члены ядра не выбирают членов периферии и чаще всего отвергают их.

Рис. 46

Особенность данной социометрической конфигурации возникла в результате специфически привычной для каждого члена группы сис­темы разделения игровых ролей в соответствии с их спортивной подготовкой я способностями. Позиция официального лидера – капитана команды I совпадает с его позицией неформального лидера. Члены ядра привыкли решать групповую задачу совместно.

На социограмме б) логика межличностных отношений по деловым соображениям ломается логикой более интенсивных эмоциональных, психологических взаимоотношений по деловым соображениям. Ядро из членов в социограмме частично распадается, однако многие связи сохраняются. Это положительный факт, свидетельствующий об устой­чивости первого круга общения.

Локограмма (рис. 47)

А. Структура положительных связей по неформальному коммуникатив­ному критерию.

Б. Структура положительных связей по формальному коммуникативно­му критерию. Пунктир – границы служебного помещения, где ра­ботает группа. Член I – официальный руководитель группы.

Рис. 47

Схема расположения членов социограммы соответствует располо­жению рабочих мест в тех помещениях, где трудится группа, и где был произведен социометрический опрос. Применялись только положи­тельные критерии: а) С кем вам более всего нравится беседовать по личным вопросам; б) С кем вам более всего нравится советовать­ся по деловым вопросам?

Обе локограммы показывают, что неформальные связи выходят за пределы рабочих помещений, где трудится группа. По критерию а) существует строгая избирательность взаимодействия, которую руко­водителю следует учитывать в управлении группой.

Социограмма произвольного вида. Члены А, В, С и Д образуют ценную положительную группировку, ядро (рис.48)

Рис. 48

Если бы потребовалось резко изменить поведение группы, то наибольшего эффекта можно ожидать, изменив в нужную сторону по­ведение членов В, А и Н.

Один из вариантов социограммы называется «мишень» (рис. 49)

Рис. 49. Социограмма «мишень»

На рис. 50 пример концентрической социограммы

ќписание: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/17/96/images/m63a1e675.png

Рис. 50. Концентрическая социограмма

Допустим, в отделе, состоящем из пяти человек, при помощи социограммы проводятся исследования межличностных отношений. В этом случае каждому работнику отдела выдается карточка с обозначениями всех работников этого подразделения.

Рис. 51.

Карточка для проведения исследования в группе. Крестиком обозначен начальник (рис. 51).

Получившим карточки задаются вопросы, например: «С кем бы хотели сегодня провести вечер в ресторане?». Свои ответы обследуемые делают графически, используя известную уже символику. Затем полученные карточки с ответами накладываются друг на друга, и получается общая картина.

Рис. 52.

Результат, получившийся при наложении карточек с ответами на вопрос «С кем бы вы хотели провести вечер в ресторане?» (рис. 52).

На другой вопрос: «С кем бы вы хотели в дальнейшем продолжать совместную работу?» получим, например, такой ответ.

Рис. 53.

Рис. 53. Результат, получившийся при наложении карточек с ответами на вопрос «С кем бы вы хотели в дальнейшем продолжить совместную работу?».

Таким образом, в результате на первый взгляд невинных вопросов уже можно сделать предварительные выводы о начальнике этого отдела. Если этой группе будет задаваться 20–30 вопросов подобного характера, можно уяснить психологическую картину в группе.

Социометрические индексы

Способность личности занимать определенную позицию в по­добных структурах общения – величина, измеряемая с помощью со­циометрии. Оценка другого лица как форма ответа на социометри­ческий вопрос указывает на существование либо отсутствие этого реального отношения или на потенциальную возможность такой меж­личностной связи. В то же время такой ответ является выражением самооценки личности.

Социометрия ставит перед испытуемым задачу на оценивание в виде вопросов. В результате выборов ответов возникает социо­метрическая конфигурация, которая отражает реальные структуры взаимоотношений в группе. Эта структура часто не осознается членами группы.

Социально-психологические свойства личности в социометрии описываются с помощью понятий «социометрический статус» и «эмоциональная экспансивность».

Социометрический статус – это показатель социально-психоло­гических свойств личности как объекта коммуникаций в группе. Он призван характеризовать ролевые способности личности как члена данной структуры общения, ее авторитетность как источника инфор­мации. Мерилом социометрического статуса является количество вы­боров, полученных испытуемым от других членов его группы. Чем сильнее личность способна сосредоточить на себе систему связей в группе, тем выше ее социометрический статус, авторитет, спо­собность управлять группой.

Социометрический статус учитывает лишь психологическое от­ношение группы к испытуемому, но не учитывает его отношение к группе.

Эмоциональная экспансивность, наоборот, описывает социа­льно-психологические свойства личности как субъекта коммуникаций, т.е. его отношение к группе, но не учитывает отношение группы к нему. С количественной стороны эмоциональная экспансивность характеризуется числом выборов, сделанных лицом по отношению к группе.

Социометрические индексы количественно характеризуют явле­ния взаимодействия в коллективе. Все социометрические индексы можно разделить на две группы: персональные (ПСИ) и групповые (ГСИ).

К первым относятся индексы социометрического статуса и экспансивности индивида в группе, ко вторым – индексы групповой сплоченности, конфликтности и экспансивности группы.

Персональные социометрические индексы (ПСИ)

ПСИ дают характеристики индивидуальных социально-психологи­ческих свойств личности как свойств отдельного элемента в систе­ме взаимодействия со свойствами других членов в группе. Основны­ми ПСИ являются индексы социометрического статуса и эмоциональ­ной экспансии, а также может быть рассчитан индекс объема взаи­модействия, силы и интенсивности взаимодействия, способности к концентрации взаимодействия. Данные для расчета ПСИ берутся из соответствующей социоматрицы.

Индекс социометрического статуса индивида вычисляется по формуле:

,

где — социометрический статус индивида группы; – суммирование по вертикали; – число положительных выборов, полученных членом группы (со знаком плюс); – число отрицательных выборов, полученных членом группы (со знаком минус); N – количество членов в группе.

Возможен также расчет отдельно положительного и отрицательного социометрического статуса по формулам:

;

.

Эмоциональная экспансивность характеризует стремление каждого j – члена выбирать других, отражает потребности личности в общении, совместной деятельности и т.д.

Индекс экспансивности индивида в группе вычисляется по формуле:

,

где — эмоциональная экспансивность индивида группы; — положительные выборы, отданные членом в группу; — отрицательные выборы, отданные членом в группу; Ν — количество членов в группе.

Измерить объем коммуникации (V) члена группы – это значит установить, с кем и как часто он общается, обменивается информацией. Для этого необходимо подсчитать число взаимных и невзаимных коммуникаций j-члена, полученные данные суммировать и поставить их в отношение к числу теоретически возможных коммуникаций в данных условиях взаимодействий.

.

Таким образом, чтобы высчитать объем взаимодействия члена с группой, необходимо суммировать все виды связей этого лица с окружающими лицами в группе и разделить сумму на максимально возможное число связей.

Индекс интенсивности взаимодействия ( ) показывает качество величины . Для расчета степени величины интенсивности взаимодействия требуется введение коэффициента q. Данный коэффициент равен I в случае взаимоположительных связей данного j-члена с другим j-членом группы, равен i в случае взаимоотрицательных связей и равен 0 в случае нейтральных отношений.

Алгебраически суммировав оценки по всем связям и поделив сумму оценок на число связей j членa, получим индекс интенсивности взаимодействий.

.

Общая формула ;

где– сумма величин связей j – индивида

– сумма связей j – члена с i – членами другой группы.

Индекс концентрации взаимодействия показывает способность личности как члена группы сосредоточивать потоки психологической информации в группе на себя. Он учитывает не только качественно-количественное отношение группы к индивиду, но и индивида к группе. В общем виде формула индекса концентрации взаимодействия может быть выведена двумя способами:

а)

[] индекс концентрации = {объем взаимодействия j индивида} × {интенсивность взаимодействия j индивида},

где – концентрация взаимодействия в той точке структуры общения, где локализован i j-индивид;

б)

,

Формула (б) удобна для расчетов в более многочисленных группах, ибо имеет константу в знаменателе. В малочисленных группах удобно пользоваться формулой (а).

Персональные индексы при анализе социоматрицы выборов по самооценочным критериям:

индекс положительной самооценки,

индекс отрицательной самооценки.

В общем виде ,

где – число лиц, выбранных j членом группы в качестве тех, кто, по его мнению, выбирает его в роли i-члена группы.

– число лиц, выбранных j индивидом в качестве тех, кто, по его мнению, отвергает его в роли i-индивида.

Индекс адекватности самооценки

,

где m – число правильных угадываний, n – общее число угадываний (выборов).

;

Индекс социометрической конформности

Эта величина противоположна величине социометрического статуса. Индекс социометрической конформности рассчитывается по самооценочному критерию. X указывает, как часто лицо выбирается в роли наиболее экспансивного по отношению к другим членам группы.

Групповые социометрические индексы (ГСИ)

ГСИ характеризуют структурно-функциональные свойства социо- метрических конфигураций в целом. Они свидетельствую о количественных особенностях динамики и структуры общения в группе, диагностируют степень психологической взаимности и т.п.

Индекс социометрической когерентности указывает на степень связанности элементов структуры взаимодействия в группе по числу межличностных связей, отраженных в социограмме. Вывести его формулу можно трояким путем: представить его в виде среднеарифметической по всем персональным величинам , либо по величинам , либо высчитать, взяв данные из матрицы.

,

где С – социометрическая когерентность группы, N – число величин , – суммированных в числителе (т.е. число членов).

;

;

Следовательно , где K социометрическая когерентность.

Индекс эмоциальной экспансивности группы

А показывает, сколько в среднем делает выборов каждый член группы, т.е. насколько экспансивна группа в выборах по средним значениям этого показателя независимо от знака величины экспансивности.

Индекс взаимности указывает на удельный вес парных взаимных связей в группе по отношению к теоретически возможному числу такого рода связей.

где – число персональных взаимных связей в группе по числу членов, имеющих положительную взаимность.

Индекс конфликтности в группе симметричен индексу положительной взаимности и представляет собою индекс, отрицательной взаимности, указывает на наличие и степень взаимно отрицающих пар. Присутствие таких пар снижает процессы консолидации структуры, уменьшает способность группы сохранять равновесие.

где – число взаимно отрицательных выборов в группе.

Индекс референтности группы указывает на степень взаимно-положительных связей по отношению к числу положительных связей в группе.

;

где сумма взаимно положительных выборов в группе;

сумма положительных выборов в группе. Чем выше индекс референтности, тем теснее связи элементов ядра группы, поведение которых определяет процессы выработки чувства общности.

Индекс интегративности группы указывает на способность группы сохранять сложившуюся структуру взаимоотношений и ролевых функций при данных условиях деятельности.

где N0 – число членов с нулевым социометрическим статусом.

Индекс внутригруппового предпочтения используется при анализе данных в межгрупповой социометрии.

,

где JP – индекс внутригруппового предпочтения;

N1 ‒ одна группа;

N – другая группа;

P0 ‒ возможное соотношение выборов в группе и вне ее;

x1 ‒ количество выборов в группе, а y1 – количество выборов вне ее.

Индекс объема взаимодействия в группе

может измеряться в пределах от 0 до +1.

Индекс интенсивности взаимодействия в группе.

,

где сумма сил связей в группе. f может измеряться от +1 до – 1.

Индекс концентрации взаимодействия в группе

;

.

Перечисленные выше индексы являются показателями реакций изучаемой группы на сигнал, выраженные в количественной форме, т.е. в виде числа.


B9e97f3ad3d0m.jpg

Как составить социограмму

  1. Составь список воспитанников, расположив их в порядке уменьшения влиятельности или власти в группе. Например: Владимир, Евгений, Виктор, Иван, Павел, Андрей, Саша.
  2. Напротив имени каждого воспитанника запиши три положительные черты его характера и одну отрицательную (см. таблицу <Группа воспитанников>). Это поможет тебе понять природу влияния воспитанников друг на друга. Это также поможет тебе определить направления, по которым тебе предстоит работать с каждым воспитанником. Твоя цель — помочь им развить сильные стороны их характера и преодолеть свои слабости.
  3. Обведи каждое имя в кружок. Вокруг имени воспитанника, оказывающего наибольшее влияние на группу, будет самый большой круг, а вокруг имени воспитанника, оказывающего на группу наименьшее влияние, — самым маленький. Размеры остальных кругов должны быть пропорциональны влиянию, оказываемому соответствующим воспитанником на группу.
    Soc01.jpg
  4. В центре чистого листа бумаги поставь жирную точку. Размести круги воспитанников вокруг этой точки. Круг воспитанника, пользующегося в группе наибольшей популярностью, размести ближе всех к точке, а того, кто пользуется наименьшей популярностью — дальше всех от центральной точки.
  5. Начерти линии, соединяющие воспитанников, которые связаны друг с другом теми или иными взаимоотношениями. Если взаимоотношения крепкие, линия должна быть жирной. Для обычных взаимоотношений используй линию обычной толщины. Слабые, нерегулярные взаимоотношения изобрази пунктирной линией.
  6. В конце каждой линии нарисуй стрелку, показывающую, кто был инициатором взаимоотношений. Если инициаторами взаимоотношений являются оба их участника, поставь стрелки на обоих концах линии.

Таблица <Группа воспитанников>

Имя воспитанника Сильные стороны Слабые стороны
1. Владимир Хорошо играет на гитаре и поет

Любит природу
Организатор

Противится правилам лагеря
2. Евгений Лидер

Чистый и опрятный
Хорошее чувство юмора

Конфликтует со взрослыми
3. Виктор Дружелюбный

Умная голова
Целеустремленность в спорте

Курит
4. Иван Компанейский характер

Командный игрок в футбол
Миротворец

Скверные мысли и язык
5. Павел Легко прощает

Любит читать
Отзывчивый

Одиночка
6. Андрей Настойчивость в занятиях спортом

Положительное отношение

Хвастливость, эгоистичность
7. Саша Отзывчивый

Доброжелательный
Поддерживает вожатого

Заниженная самооценка

Soc02.jpg

Анализ социограммы

  1. Обрати внимание на группировку из трех человек: Евгений, Виктор и Иван. Им, может быть, и нравится быть вместе, но это отрицательно влияет на единство группы. Виктор чувствует себя очень хорошо в компании Ивана и Евгения и не обращает никакого внимания на остальных четверых товарищей по группе.
  2. Павел — одиночка. Он держится в стороне от остальных, у него ни с кем не налажены взаимоотношения. Его душа наполняется скукой, разочарованием и болью.
  3. Сашина неуверенность в себе не позволяет ему наладить хорошие взаимоотношения с другими воспитанниками. Евгений, Андрей и Владимир пытаются вовлечь его в дела группы, но Саша на это не реагирует.
  4. Между Владимиром и Андреем сложились тесные взаимоотношения, так что в группе уже две группировки.
  5. Владимир, Андрей и Евгений прилагают немало усилий, чтобы навести мосты, но они должны признать Павла и действовать на благо единства всей группы.
  6. Обрати внимание на резкие различия в размере кругов.

Этой группе нужен творческий лидер. Если вожатый оставит без внимания проблемы во взаимоотношениях, в группе не будет никакого взаимодействия, а будут споры, которые могут перерастать в драки. Некоторые ребята станут курить. У Андрея может начаться психологическое охлаждение. Наша троица в результате останется всем вполне довольна. Владимир и Андрей, вероятно, дотянут до конца смены, но один-два воспитанника группы обязательно будут разочарованы и дома опишут лагерь в мрачных
тонах.

Необходимые действия.

  1. На протяжении дня используй каждую возможность похвалить воспитанника за то, что он делает хорошо и правильно. Например, Иван рассказывает ребятам что-то хорошее о своих родителях. На это ты можешь сказать: <Иван, ты уважаешь своих родителей. Молодец!> А Евгения можно похвалить так: <Твоя постель и вещи всегда в порядке. Спасибо за то, что ты заботишься о чистоте в комнате!>.
  2. Узнай интересы каждого воспитанника; предложи ему поделиться с тобой тем, что его занимает; раздели его энтузиазм и используй каждую возможность вместе заняться его любимым делом.
  3. Узнай, зачем каждый воспитанник приехал в лагерь, и помоги ему осуществить свои желания.
  4. Наладив с воспитанниками хорошие взаимоотношения, поговори с каждым из них о недостатках его характера и о том, что вы вдвоем можете сделать, чтобы преодолеть эти недостатки. Такой разговор нужно вести наедине. Начни с вопроса: <По-твоему, как ты мог бы стать лучше?> Воспитанник обычно знает ответ. Если он честен, то ответит тебе, и ты сможешь ему помочь. Если же он еще не готов разобраться со своим недостатком, то будет отрицать его наличие или отказываться говорить о нем. Не нужно давить на парня, просто больше верь в него.
  5. Составь вторую и третью социограмму, которые отразят дальнейшее развитие взаимоотношений в группе. Взаимоотношения будут меняться либо в лучшую, либо в худшую сторону. Можно предложить каждому воспитаннику начертить собственную социограмму; желающие могут показать тебе, что у них получилось. Социограмму можно составлять и всей группой. Воспитанники будут участвовать в этом проекте с большим интересом и в результате совместной работы станут более тактично относиться друг ко другу.

Если вожатый замечает проблемы во взаимоотношениях уже в начале смены, у него есть возможность работать над решением этих проблем и превратить посредственные или даже негативные впечатления воспитанников в радостный и успешный лагерный опыт.

Soc03.jpg

Анализ социограммы

Успешные действия вожатого по руководству группой и личное участие в жизни каждого подопечного позволили добиться очень хороших результатов. Вот некоторые из них:

  1. Одиночка Павел влился в состав группы.
  2. Группировка из трех человек (Иван, Виктор, Евгений) растаяла и слилась с остальной группой.
  3. Каждый воспитанник старается наладить взаимоотношения со всеми остальными.
  4. Власть и контроль смягчились. Круги стали более близкими по размеру, уменьшилась борьба за лидерство в группе.
  5. Владимир использовал свое влияние во благо и через тесные взаимоотношения с Сашей укрепил в нем чувство собственного достоинства.
  6. Сашино чувство собственного достоинства повысилось до такой степени, что теперь он с уверенностью сходится с остальными ребятами в группе.
  7. Андрей состоит с каждым в хороших взаимоотношениях. Его уважают и любят все остальные воспитанники.
  8. Иван стал прилагать гораздо больше усилий к тому, чтобы быть <командным игроком>. Однако ему по-прежнему нужно признать Владимира и протянуть руку Павлу.
  9. Виктор также поработал над развитием взаимоотношений с другими воспитанниками, но ему следует больше задумываться над тем, как найти общий язык с Сашей и Павлом, и предпринимать практические шаги в этом направлении.
  10. Евгений показывает заметный рост. Его лидерские качества помогли ему крепко подружиться с каждым членом группы.

Эта группа за три дня добилась больших успехов и способна достичь еще большего. В ней очевидно присутствие командного духа. А когда в группе на основе прочных межличностных взаимоотношений установился командный дух, ее вожатый может достичь очень многого.

Если к пятому дню достигнут такой уровень групповой динамики, через несколько дней в этой группе можно ожидать нравственного прорыва. Это обязательно произойдет, если будут усиленно к этому как сам вожатый, так и другие сотрудники лагеря. Вожатому этой группы нужно сосредоточиться на характере каждого воспитанника, терпения, чтобы не волноваться слишком сильно, и полагаться на референтность детской группы, а не на собственное влияние в этом аспекте своей деятельности в лагере.

Soc04.jpg

Теперь начерти схему, отображающую взаимоотношения между тобой и каждым твоим подопечным во второй день смены.
Для обозначения каждого воспитанника используй круг того же размера, что и на <Социограмме воспитанников>. Нарисуй круг, обозначающий тебя. Его размер должен соответствовать твоему влиянию на группу и соотноситься с влиянием воспитанников.
Если ты оказываешь на группу больше влияния, чем Владимир, сделай свой круг бoльшим, чем его; если твое влияние меньше, то и размер круга должен быть меньшим.
Расположи круги воспитанников вокруг своего круга. Воспитанники, с которыми у тебя самые хорошие взаимоотношения, должны располагаться к тебе ближе всех.
Воспитанники, с которыми у тебя взаимоотношения практически отсутствуют, должны располагаться дальше всех (см. образец).

Необходимые действия.

Изобразив свои взаимоотношения с воспитанниками графически, задай себе необходимые вопросы и проанализируй интенсивность этих взаимоотношений (или их отсутствие). Прими соответствующие решения. Посоветуйся с координатором программы. Согласен ли он с тем, как ты нарисовал социограмму?
Предлагаемые ниже вопросы и соображения помогут тебе проанализировать состояние твоих взаимоотношений с каждым воспитанником.

  1. Не мешает ли близость между мной и Павлом моим взаимоотношениям с остальными воспитанниками? Почему Павел так старается стать моим другом?
  2. Почему Андрей холоден по отношению ко мне?
  3. Я должен простить Виктору то, что он курит, не ставить равенства между борьбой с его курением и им, и последовательно прилагать усилия к тому, чтобы принять его в своем сердце. Я должен протянуть ему руку.
  4. Самый влиятельный среди воспитанников группы — Владимир. Если между мной и им ничего не изменится, то скоро я потеряю контроль над группой. Мне срочно нужна помощь координатора программы.
  5. Бедный Саша. У него такой мягкий характер. Как мне помочь ему, чтобы он чувствовал себя достойным меня и общался со мной открыто?
  6. Евгений оказывает на группу большое влияние. Я подозреваю, что он держится от меня на расстоянии из-за своих проблем с родителями. Мне следует быть мудрее, чтобы правильно относиться к нему.
  7. Иван, наверное, хочет получать от меня больше помощи, но я сдерживаю себя в этом, потому что мне отвратительно его сквернословие. Я не должен так к нему относиться. Мне стоит прекратить осуждать Ивана и больше симпатизировать ему.

Вноси в свой дневник необходимые записи о каждом воспитаннике (у тебя должна быть заведена отдельная страница для каждого). Запасись мудростью, терпением и пониманием, чтобы найти общий язык с каждым из своих подопечных. Ищи идеи, которые помогут усилить связь между тобой и каждым воспитанником.

Вожатому желательно в середине смены составить вторую социограмму <вожатый и воспитанники>, чтобы наглядно отобразить и проанализировать развитие своих взаимоотношений с каждым воспитанником. Первая социограмма показала наличие серьезных проблем во взаимоотношениях. Теперь тебе нужно подвести итог предпринятых усилий и определить, с кем твои взаимоотношения улучшились, а с кем нет.

Поскольку в оценке своих отношений с воспитанниками тебе трудно быть объективным, всегда следует привлекать к составлению социограммы <вожатый и воспитанники> координатора программы.

Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Как социограмма группы может помочь вожатому улучшить взаимоотношения в группе и групповую динамику?
  2. Что вожатый должен сделать для того, чтобы собрать сведения, необходимые для составления социограммы группы?
  3. Какие сведения и указания вожатый должен дать своим подопечным, прежде чем поручать им составление собственных социограмм группы?
  4. Рискнешь ли ты предложить воспитанникам вместе составить социограмму группы? Почему? В каком случае ты не будешь делать этого?
  5. Как социограмма группы может помочь более полноценной заботе вожатого о каждом из его подопечных?
  6. Покажешь ли ты воспитанникам составленную тобой социограмму группы? Если да, когда это уместно сделать? (Когда ты уже обсудил и первую, и вторую социограмму с координатором программы, наладил личные взаимоотношения с каждым воспитанником, похвалил его за его сильные стороны и помог ему в борьбе с недостатками.)

Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков.

Содержание

  • 1 Уловные обозначения социограммы
  • 2 Групповые социограммы
    • 2.1 Конвенциональная социограмма
    • 2.2 Социограмма-мишень
  • 3 Дифференциальная социограмма
  • 4 Индивидуальные социограммы
  • 5 Карта-монограмма
  • 6 См. также

Уловные обозначения социограммы

Символы-социограммы.png

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо он дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов:

Анализ-социограммы.png

Пользуясь только социометрической матрицей, трудно в деталях представить картину взаимоотношений, сложившихся в группе. Для получения более наглядного их описания прибегают к социограммам.

Они бывают двух типов:

  • групповые
  • индивидуальные

Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.

Групповые социограммы

Групповая социограмма имеет два варианта: конвенциональная социограмма и социограмма-мишень.

Конвенциональная социограмма

На конвенциональной социограмме индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения. При построении конвенциональной социограммы индивиды располагаются по вертикали в соответствии с количеством полученных ими выборов таким образом, чтобы в верхней части социограммы оказались те, кто получил наибольшее количество выборов. Индивидов необходимо располагать на таком расстоянии друг от друга, чтобы оно было пропорционально порядку выбора.

Конвенциональная социограмма, изображающая отношения в группе из 11 человек
Конвенциональная-социограмма.png

Если, например, два индивида, А и Г, выбрали друг друга в первую очередь, то расстояние между изображающими их кружочками на рисунке должно быть минимальным; если индивид Д выбрал А в третью очередь, то длина стрелки, соединяющей А и Д, должна быть примерно в три раза больше, чем длина стрелки, соединяющей А и Г.

Социограмма-мишень

Второй тип групповой социограммы – социограмма-мишень – представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

Социограмма-мишень.png

Дифференциальная социограмма

Существует вариант социограммы-мишени, учитывающий статистическую значимость количества полученных выборов. Испытуемые, получившие достоверно большее, чем у других, количество выборов, располагаются в центре социограммы – «звезды». Индивиды, количество выборов которых не достигает верхней границы, находятся во второй окружности – «предпочитаемые»; если количество выборов равно или меньше нижней границы, – в третьей окружности – «игнорируемые»; если выборы отсутствуют, то – «изолированные» – располагаются в пределах самой большой окружности.

Дифференциальная-социограмма.png

Индивидуальные социограммы

Для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе нередко строят индивидуальные социограммы, которые изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

Индивидуальные-социограммы.png

Карта-монограмма

Полезной для анализа взаимоотношений в группе будет социометрическая карта-монограмма, изображающая отношения каждого члена группы с остальными ее участниками. Карта-монограмма содержит количество ячеек, численно равное количеству членов группы. Все ячейки нумеруются в нижнем левом углу, в них заносятся фамилии индивидов. В каждой ячейке, закрепленной за конкретным индивидом, изображаются выборы, которые сделаны им и адресованы ему.

2
18→°→12
1. Андреев
2
11←°→31
4. Гаврилова
7.
1
32←°↔17
2. Борисов
38
21→°←11
5. Денисов
8.
8
26→°→16
3. Петров
6. Гусев 9.

В карте-монограмме дается социометрический срез группы в индивидуально-детализированном виде.

Типичные социометрические связи

  • Взаимные:

а) парные – когда индивид находится во взаимных отношениях не более чем с одним членом группы;

б) групповые – включающие взаимные выборы с двумя и более членами группы.

  • Односторонние:

а) изолированные – сам индивид выбирает других, а его не выбирает никто;

б) блуждающие – индивида выбирают одни члены группы, а сам он выбирает совершенно других;

в) обособленные – индивиду отдают предпочтение, а сам он никого не выбирает.

См. также

Социометрическая матрица | Социометрические индексы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти период оборота формула
  • Как составить родословную своей семьи генетика
  • Как найти длину окружности по формуле 2пr
  • Как быстро найти эмоции
  • Как найти ближайший спавнер в майнкрафт команда