Как правильно составить своего персонажа

#статьи

  • 10 янв 2020

  • 15

Как создать персонажа: восемь этапов

Персонажи везде: на сайтах и упаковке, в фильмах, рекламе и рассылках компаний. Рассказываем, как их создать — шаг за шагом.

 vlada_maestro / shutterstock

Мария Ираидина

Пишет про управление в Skillbox Media. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.

У каждого иллюстратора и дизайнера свой стиль и способы работы. Поэтому единого плана создания персонажа не существует. Нет и строгих правил, которых нужно обязательно придерживаться, потому что это индивидуальный процесс. Но есть этапы, о которых нужно помнить, если хотите создать проработанного и полноценного персонажа.

С ответа на этот вопрос стоит начинать всегда. Потому что от целей зависят характеристики и внешний вид персонажа. Подумайте вот о чём:

  • для чего нужен персонаж;
  • какие задачи он должен решить;
  • сколько раз, где и как он будет использоваться;
  • будет ли персонаж изображён в одной позе или они будут меняться;
  • нужно ли анимировать иллюстрацию.

Ответы на эти вопросы помогут сориентироваться и понять, нужно ли подробно прорабатывать персонажа или хватит базовых поз и минимального количества деталей.

Например, если нужен статичный персонаж для сайта, логотипа или буклета, то можно не изображать его в движении, не продумывать мимику и выражение им эмоций. А если персонажа будут анимировать для видео, то позы и движения нужно разрабатывать гораздо тщательнее. Персонаж для комикса тоже потребует подробной проработки в динамике, а для видеоигры — ещё и деталей костюма.

Этот пункт актуален, если ваша задача — рассказать историю, в которой задействованы несколько персонажей. Нужно понимать, какая роль у каждого из них. Кто главный, а кто второстепенный. Или, возможно, все персонажи одинаково важны и никого нельзя выделять. Эти детали тоже отразятся на внешнем виде.

Вот что вам нужно понять о каждом из персонажей:

  • главный он или второстепенный;
  • положительный или отрицательный;
  • часть группы или одиночка.

Чтобы персонаж получился правдоподобным, у него должна быть история. Как и любого живого существа, у него есть прошлое, настоящее и будущее.

На первый взгляд кажется, что это неважно. Зачем продумывать биографию, если персонаж нужен для стартовой страницы сайта или приложения? Дело в том, что персонажи без истории получаются скучными и неправдоподобными. Никто про них ничего не знает, а значит, в их внешности нет ничего, что делало бы их самобытными.

Представьте пожилого художника, который всю жизнь провёл в Париже. А теперь представьте молодого программиста, который вырос в России, а теперь работает в Google где-то за границей. Картинки, которые появились у вас в голове, различаются, верно?

Любые детали — национальность, место жизни, профессия, возраст — помогают создать образ. Все эти особенности, если вы их придумали, можно обыграть во внешнем виде персонажа.

Наброски персонажа из фильма «Рататуй». Источник

Детали, которые помогут рассказать о вашем персонаже больше:

  • возраст;
  • образование;
  • профессия;
  • интересы;
  • национальность и место проживания;
  • место работы.

Это только начало — деталей может быть больше, и они могут быть какими угодно.

История важна не только для человеческих персонажей, но и для животных или любых оживлённых предметов.

На этом этапе иллюстраторы начинают делать наброски, потому что общей информации уже достаточно: база есть, а теперь пришло время уточнить физические характеристики вашего персонажа.

Может, он будет крупный и даже толстый, с выдающимся носом и торчащими усами:

Процесс создания и проработки персонажа из фильма «Храбрая сердцем». Источник

Или, наоборот, ваш персонаж будет худощавый и высокий. Подумайте, пропорционально ли его тело, или какая-то часть будет сильно акцентирована. Может быть, вы нарисуете ему длинные ноги, выдающийся нос и уши странной формы.

Кроме физических характеристик нужно продумать, как персонаж будет одет, какая у него причёска.

Процесс создания и проработки персонажа из фильма «Храбрая сердцем». Источник

Что важно во внешнем виде персонажа:

  • черты лица и формы тела;
  • пропорции;
  • одежда;
  • причёска.

Пример дизайна костюма персонажа. Источник

После того как появились первые наброски, характер персонажа уже начинает проявляться. Иногда это случается и раньше, но на этом этапе вы уже неплохо знаете своего персонажа и понимаете, каким он будет. Если ещё нет, то самое время с этим разобраться.

Характер всегда отражается на внешнем виде. Например, вы хотите показать, что ваш персонаж очень умный и эрудированный, поэтому рисуете ему очки и книгу в руках. Или нужно подчеркнуть его легкомысленность и воздушность, тогда вы добавляете ему широкую нелепую улыбку. Если вы хорошо представляете своего персонажа, то и детали, которые передают его характер, могут быть не такими банальными.

Например, так можно передать плавность и женственность, даже если вы рисуете неуклюжего медведя.

Процесс создания и проработки персонажа из фильма «Храбрая сердцем». Источник

Этот пункт — дополнение двух предыдущих. Он нужен, если после проработки внешнего вида и характера появились новые детали, которые хочется добавить в образ.

У любого персонажа должны быть свои особенности. Что-то такое, чем он отличается от остальных. Это могут быть любые детали: например, он необычно одет, нетипично двигается или у него очень оригинальная причёска. Или персонаж подчёркнуто непропорционален: голова намного крупнее туловища, а ноги такие тощие, что непонятно, как они выдерживают вес его тела.

Процесс создания и проработки персонажей из фильма «Храбрая сердцем». Источник

Продумать мимику персонажа — это важный этап работы. Нужно понять, как он реагирует в разных ситуациях: радуется, злится, смеётся. Как меняется его лицо и тело, когда он плачет или задумался.

Чтобы выбрать наиболее выигрышные для персонажа эмоции, иллюстратор обычно делает разворот, где изображает персонажа в разных состояниях. Количество состояний зависит от ситуации. Когда персонаж нужен только для размещения на главной странице сайта, можно ограничиться базовыми эмоциями. Если нужно рассказать историю, то и эмоциональных состояний нужно продумать больше.

Проработка эмоций персонажа из фильма «Рататуй». Источник

После того как разобрались с эмоциями и мимикой, нужно понять, как персонаж будет двигаться. Даже если его не придётся анимировать, надо отрисовать хотя бы несколько основных поз, чтобы образ получился более живым и правдоподобным.

Проработка движений персонажа из фильма «Храбрая сердцем». Источник

Персонаж — это не статичная картинка, он должен быть как живой. Поэтому важна динамика изображения. Чтобы понять поведение персонажа в разных ситуациях, иллюстратор делает разворот из пяти-шести поз. Например, как персонаж идёт или бежит, падает, сидит.

Проработка поз и движений персонажа из фильма «Рататуй». Источник

Если для иллюстратора не очевидно, как будет двигаться персонаж, можно сначала придумать силуэты и набросать простые геометрические формы, из которых будут состоять позы, а уже потом прорисовывать детали.

Через эти этапы проходит почти каждый персонаж, прежде чем стать таким, каким мы видим его в фильме, на сайте или в рекламе. Иногда идеи рождаются сами, а персонажи просто появляются в воображении, уже почти готовые, и остаётся только проработать детали. Но так везёт не всегда и не всем, поэтому неплохо иметь примерный план, на который можно ориентироваться.

Неслучайно в описании большинства этапов мы использовали слова «нарисовать», «сделать наброски», «отрисовать разворот». Для иллюстратора и дизайнера, в каких бы технике и стиле он ни работал, важно уметь рисовать, чтобы показать свои идеи в графическом виде. Если вы всерьёз интересуетесь иллюстрацией, то уже можете осваивать навыки рисования на нашем курсе «Скетчинг для дизайнеров». Тема курса шире, чем иллюстрация, но про иллюстрацию там тоже есть. Вы освоите основы композиции, научитесь рисовать человека и животных в статике и динамике, убедительно передавать мимику, эмоции и жесты и познакомитесь с разными техниками.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер
Узнать больше

Содержание

  1. Как сделать героя живым и заинтересовать читателей? Создание персонажа поэтапно.
  2. Создание персонажа и его характера
  3. Описание внешности и физиологии
  4. Темперамент
  5. Отношение к самому себе
  6. Мечты, мотивы, стремление и итог
  7. Взаимодействие героя с остальными людьми
  8. Привычки
  9. Хобби и (или) профессия, образование, семья, место жительства
  10. Любимое и нелюбимое
  11. Страхи
  12. Слабые и сильные стороны
  13. Мэри Сью
  14. Советы в описании характера персонажа
  15. Не раскрывайте весь характер сразу
  16. Близость к природе
  17. Глаза — зеркало души
  18. Избегайте клише
  19. Другие статьи

Как сделать героя живым и заинтересовать читателей? Создание персонажа поэтапно.

Описание характера вашего героя является одним из главных параметров в его создании. Несмотря на важность данного персонажа в истории, он должен иметь характер, который могут прочувствовать и другие люди. Неважно, где вы будете использовать это лицо: в книге, в ролевой игре, в рисовании или в простом фанфике. Без правильной подачи никто не поймет вашего героя, не сможет полностью оценить его роль. С помощью характеристики вы можете отделить эту личность от остальных или наоборот приобщить к одной из групп; заинтересовать читателей и заставить их с воодушевлением следить за развитием событий.

Здесь составлен список, который можно использовать для характеристики того или иного существа. Эти пункты можно внести в карточку персонажа.

Создание персонажа и его характера

Описание внешности и физиологии

Первое впечатление о персонаже всегда возникает из-за его вида. Сюда входит рост, цвет глаз, форма носа, стиль одежды, возможные проблемы со здоровьем, неряшливость. Тут должно содержаться все то, что можно заметить сразу же, взглянув на него только один раз. 

Внешность для описания характера зачастую берется для определённого посыла. Она может совсем не соответствовать личности или наоборот — только подчеркивать её и раскрывать больше деталей. Внешний вид не является главной чертой в человеке, однако с его помощью можно показать изменение внутри него.

Вообразим героя с синяками и ссадинами от частых драк, плохо расчесанными волосами, неровно поправленной одеждой, которую он носит каждый день; у него вечно уставший взгляд с оттенком злости, что никогда не сползает с лица. И вдруг за определенный отрезок времени его кожа очищается, футболка уже не выглядит неряшливо, глаза обрели прежнюю восторженность, черты лица смягчились.

Почему он так преобразился? Что произошло с его внутренним миром в этот период? Как этого добился? 

Стоит ли отвечать на эти вопросы или стоит только намекнуть — решать вам.

Темперамент

Обычно людей подразделяют на:

  • сангвиников ( повышенная возбудимость и реактивность, но при этом активность и реактивность у него уравновешены)
  • холериков ( малая чувствительность, 
    большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, они скорее экстраверты)
  • флегматиков (бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь; не находчивы, с трудом переключают внимание и приспосабливаются к новой обстановке, медленно перестраивают навыки и привычки. Работоспособны, энергичны, терпеливы)
  • меланхоликов (высокая чувствительность; обидчивы, неуверены, закрыты)

Темперамент довольно много может объяснить в личности героя. Выбор этого критерия очень важен, так как большинство поступков в частности зависят от него. 

Люди с разным темпераментом решают проблемы по-разному. Представим ситуацию: персонаж долго работал над своим проектом, потратив кучу времени на реализацию своих идей и задумок. Однако в последний момент совершает ошибку, которая влияет на итог своего творения. Для сангвиника этот провал станет опытом, он постарается исправить произошедшее и продолжит пытаться до тех пор, пока не получит желаемое. Меланхолик же даже не станет пробовать что-то изменить, такой человек просто бросит своё дело и начнет угасать на глазах. Случившееся станет для него позором.

Отношение к самому себе

В зависимости от того, как герой относится к себе, изменяется его характер. Если он ненавидит себя, боится своего тела, считает себя уродливым и ничтожным, то такой человек будет довольно пугливым и замкнутым. Если все наоборот — чувствует себя уверенно, более раскрепощенно; такой персонаж может спокойно идти по своему пути и не бояться преград. 

В первом случае для человека главным будет приобретение любви к себе. Его можно ставить в разные ситуации, разыгрывая и испытывая на прочность, на способность бороться и изменяться. За таким персонажем интересно наблюдать, смотреть на все промахи и неудачи, пытаться понять его природу мышления и раскрывать самые потайные уголки души.

Во втором — все проще. Обычно здесь идет упор на преодоление трудностей, которые мешают личности добиться своей цели. Все зависит от задумки и идеи.

Мечты, мотивы, стремление и итог

Данный критерий входит в базовое понимание характера героя. 

  • К чему он стремится?
  • Почему именно об этом мечтает?
  • Ради чего это делает?
  • По какой причине выбирает именно этот путь?
  • К чему именно приходит в конце?

Персонаж может иметь любую цель: найти своё счастье, поступить в престижный университет, познать себя, выучить множество языков. Они могут быть большими и маленькими со своей особой предысторией. Герою придется выбирать, какой дорогой пойдет, будет ли его путь оправдан. 

Решит ли человек ограбить банк ради богатства или создаст свой бизнес? Или и вовсе забьёт на свою цель? К чему это приведет? С помощью ответов на вопросы вы сможете придумать историю данной личности.

Взаимодействие героя с остальными людьми

Большинство писателей раскрывают своего персонажа при помощи описания его отношения к другому человеку. Его взгляды, тон голоса, походка, эмоции — всё это может помочь в создании первого впечатления о личности.

  • Человек на празднике с некой неприязнью и скукой слушает чужие рассказы — он часто посещает такие мероприятия и ему надоели эти люди.
  • Герой радуется любому комплименту и старается угодить остальным — он не привык к этому обществу, однако хочет влиться в компанию.
  • Он подозрительно для других ведёт себя радостно и вежливо — с ним случилось что-то хорошее или он что-то задумал.

Сюда же относят и сравнение одного персонажа с другим, что также может прояснить больше деталей в характере.

Привычки

Привычки человека могут рассказать о его психическом здоровье, нервозности. Перечислим категории привычек.

  • отрицательные/вредные (курение, употребление наркотиков, сосание пальца, привычка грызть ногти, переедание)
  • нейтральные (перемещение по одному и тому же маршруту, ежедневная поездка на работу, особый рацион питания в определенное время)
  • позитивные/полезные ( чистка зубов 2 раза в день, зарядка по утрам, чтение по несколько страниц в день)

Также привычки могут быть связаны с хобби или профессиональной деятельностью.

Хобби и (или) профессия, образование, семья, место жительства

  • Чем занимается ваш герой или у него нет ничего того, что он делает в своей жизни? 
  • Почему он выбрал этот путь?
  • Нравится ли ему то, что он делает?
  • Где живет, с кем именно, кто состоит в его семье?
  • Как относится к родным?

Любимое и нелюбимое

Любимые и нелюбимые вещи героя в:

  • еде
  • характере других людей, в их привычках, мечтах
  • в своей профессии, хобби, учёбе

отношение к:

  • национальностям
  • расам
  • принадлежности к полу
  • к разделению труда 
  • к тем или иным возрастным категориям

страхи персонажа

Stepan Alekseev

Страхи

  • чего боится герой?
  • почему его это бросает в дрожь?
  • что стало причиной?
  • стремится ли он избавиться от него?

Вы можете проверить персонажа на устойчивость и смелость, предлагая испытания, что может послужить целью рассказа. Он не любит пауков? А как насчет того, чтобы отправить его на выставку паукообразных? 
Ваш герой боится людей? Заставьте выйти его на улицу.

Слабые и сильные стороны

Чтобы ваш герой не казался простой неживой куклой, он должен иметь сильные и слабые стороны. Человек не может быть идеален во всем, ведь все мы совершаем ошибки. Кому-то не дается математика, но он хочет изучать астрофизику, а кто-то ничего не понимает в литературе и не собирается ничего с этим делать. Есть те, у кого есть способности к чему-то, а есть и другие, которые их совсем не имеют. Для проработки этого пункта стоит ответить на вопросы:

  • Что умеет?
  • Что не умеет?
  • Пытается ли он научиться тому, чего не может?
  • Использует ли свои умения в деле?
  • Мешают ли его слабые стороны жить и продолжать свое дело?

Часто в различных творениях можно увидеть такую категорию, как Мэри (Марти) Сью

Мэри Сью

Мэри Сью или Марти Сью — персонаж, не имеющий никаких слабых сторон. Он знает всё, что ни спросишь; этот герой имеет способности во всех областях науки, специальностях. Каждое дело дается ему легко; все вокруг обожают и боготворят данную личность, возносят на пьедестал. Иначе говоря, это — пуп земли.

Этого образа нужно сторониться и всячески избегать. Подобная личность вызывает отторжение у читателей и несет за собой неприязнь и отсутствие интереса к данной персоне.

Советы в описании характера персонажа

Не раскрывайте весь характер сразу

Резкое описание всех характеристик вашего героя приведет к отсутствию увлеченности у читателя. Раскрывайте его личность так, чтобы никто не знал о нем все с самого начала. Не говорите прямо, используйте сравнения, эпитеты, метафоры. Показывайте обсуждение других людей, чтобы с помощью их слов узнать что-то новое о персонаже. Говорите о малых деталях, которые соответствуют ему. Повествуйте о поступках героя, пишите о целях, мыслях, ощущениях.

Близость к природе

Большинство писателей используют пейзажи, отношение персонажа к природе, чтобы раскрыть его душу, открыть потайные двери внутри собственного «я». Также сюда можно отнести близость к народу, к семье, к социальному слою.

Глаза — зеркало души

Глаза человека могут рассказать многое о нем. Если в повествовании отсутствует описание глаз, то значит, что с этим героем что-то не так. Словно внутри него ничего нет, будто бы он — машина без каких-либо чувств. Этот пункт может хорошо помочь в характеристике.

Избегайте клише

Клише — шаблон, по которому чаще всего описывается та или иная вещь. Конечно, вы можете использовать такие описания, как «у него были голубые глубокие глаза, как море» или «её длинные волнистые золотые волосы развивались по ветру». Однако это всё использовалось так много раз, что не оставляет практически никакого впечатления у читателя.

Другие статьи

Bullet journal : как начать вести свой ежедневник?

Наклейки для ежедневника.

Мнемоника — способ запоминания информации.

Как создать персонажа? Дизайн и характер персонажа.

Продажа Адоптов / Что такое Адопты?


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Возможно, вы хотите создать оригинального персонажа (ОП) для рассказа, романа, комиксов или другого творческого проекта. Придумать уникального и реального персонажа непросто, но вам на помощь придет ряд действенных методов. Одним из лучших способов для проработки сложных и продуманных персонажей является лист персонажа. В дополнение можно развивать персонажей на этапе проработки сцен. Также попробуйте рисовать персонажа. Сделайте несколько черновых набросков, чтобы отшлифовать детали, а затем нарисуйте окончательный вариант.

  1. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 1

    1

    Укажите личные и биографические сведения в верхней части листа. Нужно указать имя, возраст, место рождения и проживания, а также базовые личные сведения вроде принадлежности к виду и пола. Запишите как можно больше деталей, которые придут вам в голову. Совершенно нормально, если вы еще не до конца знаете своего персонажа.[1]

    • Можно написать: “Алиса, 25 лет, родилась дома, проживает в небольшом городке Маград, человек, ведьма, девушка, обладает магическими способностями”.
    • Если вы не уверены в деталях, то оставьте пустое место, которое можно будет заполнить позже. Иногда нужно время, чтобы понять своего персонажа.

    Совет: создайте собственный лист персонажа или воспользуйтесь шаблоном, который можно найти в интернете.

  2. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 2

    2

    Объясните роль персонажа в сюжете. Персонаж должен играть свою роль в истории, которую вы хотите рассказать. Задумайтесь, как ваш ОП повлияет на сюжет, затем закрепите за ним базовую роль. Позднее можно будет внести изменения, но важно иметь хотя бы общее представление об этом.[2]

    • Например, ваш персонаж может быть героем, злодеем, роковой женщиной, мудрым старцем, писателем или социальным работником. Так, женский персонаж, который использует привлекательную внешность как маску, а на самом деле занимается воровством, может стать роковой женщиной.
    • Персонаж может играть больше одной роли. Например, мужской персонаж, который влюбляется в девушку и спасает город, может быть героем и романтиком.

    Совет: предложите свою интерпретацию традиционных архетипов вроде избранного, героя, антигероя, злодея, наставника, опекуна, сироты, соблазнительницы, любовника, невинного или одиночки. Выберите архетип, который подходит вашему персонажу, но дополните его уникальными качествами, чтобы получился оригинальный персонаж.

  3. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 3

    3

    Опишите внешность персонажа. Задумайтесь над тем, как выглядит ваш персонаж. Опишите его основные черты внешности, привычную одежду, движения и позы. На данном этапе используйте столько подробностей, столько посчитаете нужным. Список всегда можно будет дополнить позже.[3]

    • Можно написать: “Алиса невысокого роста, с полноватой фигурой и бледной кожей. У нее черные вьющиеся волосы и серые глаза с желтым блеском. Предпочитает платья черного, ярко-синего или темно-фиолетового цвета. На руках следы ожогов от магических зелий, на груди большой шрам из-за неправильного заклинания. Алиса гордится своим ведьмовским происхождением и всегда уверенно ходит. Подбородок вздернут кверху”.
  4. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 4

    4

    Опишите происхождение персонажа. Расскажите о прошлом и событиях, которые привели его в нынешнюю точку сюжета. Расскажите о поступках персонажа и пережитых ситуациях. Указывайте важные события, которые сформировали характер.[4]

    • Например, “Алиса всю жизнь прожила в небольшом городке и считает себя самой талантливой ведьмой в семье. Алиса не ходила в школу, ее обучением занимались родители, которые привили ей семейные взгляды и ценности, но мало что рассказывали о современном обществе. Она всегда усердно работает над новыми заклинаниями, чем немало раздражает остальных родственников. Родители всегда поддерживали дочку и повышали ее самооценку, в результате чего Алиса обрела чрезмерную уверенность в своих способностях. После внезапного исчезновения родителей Алиса отправляется на поиски, но излишняя самонадеянность часто вынуждает ее совершать ошибки”.
  5. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 5

    5

    Перечислите личные качества, таланты и достижения персонажа. Обдумайте 5–10 действительно важных качеств. Укажите возможные таланты вроде способности хорошо петь, быстро бегать или использовать заклинания. Затем рассмотрите основные достижения персонажа, которым он может гордиться.[5]

    • Опишите его отношений к жизни. Персонаж оптимист, пессимист или реалист?
    • Личные качества Алисы могут включать трудолюбие, целеустремленность, быстроту мыслей, творческие способности, дружелюбие и верность. К талантам может относиться ее способность готовить зелья, использовать заклинания и петь. В качестве достижений можно указать случаи, когда она приготовила первое зелье в пятилетнем возрасте, стала победительницей конкурса магических пирогов, а также законное владение семейной книгой заклинаний.

    Совет: наделите персонажа странной причудой, которая будет лучше раскрывать его личные качества. Например, Алиса может иметь привычку слегка взмахивать запястьем во время бесед, поскольку она часто применяет заклинания.

  6. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 6

    6

    Расскажите о недостатках персонажа, чтобы сделать его более реалистичным. Всегда есть соблазн создать идеального персонажа, но так он будет выглядеть неправдоподобным. У всех имеются недостатки, поэтому придумайте подходящие изъяны. Это могут быть личные качества, внешние недостатки или совершенные ошибки. Опишите все изъяны в листе персонажа.[6]

    • Например, Алиса может быть чрезмерно самоуверенной, наивной или совершать поспешные действия. К физическим недостаткам могут относиться ее ожоги и шрамы, неспособность быстро бегать и слабость. Возможно, она совершила ошибку и доверилась неподходящему человеку.
  7. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 7

    7

    Наделите персонажа страхом, который может стать препятствием. Все чего-то боятся, поэтому страх сделает персонажа более реальным. Вдобавок, это позволит дополнить сюжет конкретной угрозой. Укажите в листе персонажа его главный страх.[7]

    • Например, Алиса боится потерять родителей навсегда. Вдобавок, она боится покидать родной город, но без этого она не сможет найти своих родителей.
  8. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 8

    8

    Определите мотивацию и желания персонажа. У каждого персонажа должна быть мотивация, с которой тесно связаны его желания. Это позволит двигать сюжет вперед. Подумайте, чего бы мог желать персонаж с точки зрения логики.[8]

    • Если вы уже придумали сюжет, определите мотивацию на основе сюжета. В чем заключается главный конфликт? Чего недостает персонажу? Это наверняка и станет его мотивацией.
    • В случае с Алисой мотивацией может оказаться желание найти родителей. Также она наверняка хочет доказать, что является талантливой ведьмой.

    Реклама

  1. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 9

    1

    Задавайте вопросы персонажу, чтобы обеспечить развитие. Составьте список вопросов, которые можно задать персонажу, или найдите примеры вопросов в интернете. Просмотрите весь список и дайте ответы с точки зрения персонажа. Ответы должны основываться на его происхождении, типе личности и желаниях.[9]

    • Примеры вопросов: “Какое твое любимое блюдо?”, “У тебя есть питомцы?”, “В каких отношениях с семьей ты находишься?”, “Чего ты хочешь достичь через пять лет?”, “Какое твое первое детское воспоминание?”, “Какой была бы работа твоей мечты?”, “Кому ты больше всего доверяешь?”, “Как выглядит твоя спальня?”.
    • Например, любимым блюдом Алисы может быть домашний поп-корн, так как ей очень нравится солено-сладкий вкус. Возможно, у ее есть рыжий кот и черная кошка.
  2. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 10

    2

    Создайте уникальный голос, который будет отражать личность персонажа. Наделите персонажа акцентом или манерой речи, которая будет выдавать его происхождение и личные качества. Еще можно использовать слова и структуру предложений, которые покажут его уровень образования и место в обществе. Речь позволит читателям лучше понять персонажа.[10]

    • Например, Алиса может использовать в речи устаревшие слова и говорить случайные рифмы по причине частого использования заклинаний: «Приляг и закрой очи, ежели устала очень».
  3. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 11

    3

    Показывайте персонажа в повседневных ситуациях. Чтобы лучше понять персонажа, наблюдайте за ним в повседневной жизни. Как он готовит, пьет кофе, убирает, водит автомобиль и общается с администратором. Рассмотрите, как персонаж ведет себя в такие моменты.[11]

    • Например, Алиса делает уборку и готовит пищу с помощью заклинаний. Возможно, ей непросто ходить за покупками, так как в магазине нельзя использовать магию. Это покажет, что она слишком полагается на свои магические способности.
    • В качестве примера можно показать, как Алиса пытается взять книгу в библиотеке. Возможно, она краснеет и заговаривается в беседе с библиотекарем, а также не смотрит в глаза. Причиной может быть ее стеснительность.
  4. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 12

    4

    Наделите персонажа точкой зрения по важному вопросу. У реальных людей есть собственное мнение, которое важно и для персонажей. Подумайте о вопросах, которые играют важную роль для персонажа, а затем опишите его точку зрения. Мнения важны для развития.[12]

    • Например, Алиса полагает, что чародеи должны жить отдельно от простых людей. Поэтому ей трудно общаться с людьми. Возможно, это станет причиной конфликта с другими ведьмами.
  5. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 13

    5

    Развивайте отношения персонажа с другими действующими лицами. Покажете, как ваш персонаж взаимодействует с родственниками, друзьями или антагонистом. Каждый персонаж должен быть своеобразным — так вы сможете увидеть сходства и различия между ними. Это поможет вам лучше понять ОП и его суть, мотивы.[13]

    • Например, лучшей подругой Алисы является Трикси. Однажды они встречают в лесу раненого чародея. Алиса пытается помочь и предлагает ему оставшуюся еду и воду, а Трикси закатывает глаза и говорит, что Алиса зря тратит время. Трикси отправляется за подмогой, но возвращается слишком поздно, поскольку она отвлеклась по пути. Это показывает, что Алиса очень отзывчивая, а Трикси ненадежная.
  6. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 14

    6

    Заставьте персонажа испытать лишения, чтобы создать напряжение. Создайте своему персонажу проблемы и лишите желаемого. Возводите препятствия, которые будут мешать ему достичь цели, чтобы персонаж развивался и вызывал сопереживание.[14]

    • Например, Алиса почти нашла родителей, но внезапно сбилась со следа. Также она осознала, что ее лучшая подруга Трикси тайно помогает похитителям.

    Реклама

  1. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 15

    1

    Сначала создайте лист персонажа или базовую идею. Начинайте рисовать, когда у вас будет готово общее описание. Лучше всего начать с листа персонажа, чтобы иметь точное представление. Если вы пока не хотите вдаваться в детали, то определите роль персонажа в сюжете и внешние черты.[15]

    • Базовая идея для Алисы может быть такой: “Невысокая ведьма с темными волосами в черном платье, в сюжете ей отведена роль героини”.
    • Трикси: “Высокая рыжеволосая ведьма в джинсах и желтой футболке, злодей под прикрытием”.
  2. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 16

    2

    Выберите отличительную позу персонажа. Осанка и поза могут многое рассказать о персонаже. Подумайте об этом с учетом личности и целей. Попробуйте представить себе силуэт персонажа. Это поможет вам сделать первый набросок.[16]

    • Например, Алиса стоит ровно, рука упирается в бедро, нос вздернут вверх.
    • Взгляд Трикси направлен вниз и в сторону. Руки прижаты к груди, будто она что-то скрывает.
  3. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 17

    3

    Создайте несколько набросков, чтобы выбрать желаемый вид. Быстро набросайте основной вид. Сделайте несколько набросков, чтобы примерить разные детали и углы. Рассмотрите варианты и выберите более предпочтительный вид.[17]

    • Также наброски помогут вам разогреться перед основной работой.
    • Не думайте об ошибках. Наброски могут выглядеть небрежно и не должны иметь законченный вид.

    Совет: нарисуйте персонажа под разными углами, чтобы рассмотреть несколько вариантов.[18]

  4. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 18

    4

    Выберите одежду и аксессуары, которые соответствуют личности персонажа. Наряд дополняет представление. Выберите тип одежды, цвет и аксессуары. Подумайте, как персонаж предпочитает одеваться, а затем создайте подходящий наряд.[19]

    • Например, Алиса может носить развевающиеся платья, поскольку она считает их ведьмовскими, как и в случае с темными цветами. В качестве аксессуаров она может предпочитать старый медальон с портретом бабушки.
    • Трикси может предпочитать современную одежду, поскольку она не следует традициям. Также она выбирает яркие цвета, чтобы казаться счастливой, хотя на самом деле это не так. В качестве аксессуаров она остановила свой выбор на сумке из лисенка, который когда-то бы ее питомцем.
  5. Изображение с названием Create and Develop an Original Character Step 19

    5

    Нарисуйте персонажей по наброскам. Приступайте к работе, когда точно определитесь с позой и внешностью персонажа. Рисуйте на бумаге или на компьютере. Количество деталей зависит лишь от ваших предпочтений.[20]

    • Можно использовать специальное приложение для рисования.
    • Если рисунок нужен только для вдохновения и его никто не увидит, то он не должен выглядеть идеально.
    • Если вы хотите нарисовать комикс, то многократно перерисовывайте персонажа. Не сдавайтесь и уже скоро результат превзойдет ваши ожидания!

    Реклама

Советы

  • Вы наверняка заметите некоторые схожести между уже существующими персонажами и вашим ОП. Это не страшно, если вы не копируете чужие работы.
  • Персонаж не должен быть идеален во всем, чтобы выглядеть реальным. У него должны быть как таланты, так и недостатки.
  • Черпайте вдохновение в персонажах книг, комиксов и фильмов.
  • Притворитесь своим персонажем, чтобы лучше понять его чувства и взгляды.

Реклама

Предупреждения

  • Не копируйте чужие работы и не создавайте своего персонажа на основе другого существующего персонажа, иначе у вас могут возникнуть проблемы с авторским правом.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 144 986 раз.

Была ли эта статья полезной?

22 декабря 2017

Как придумать персонажа для книги?

Когда я приступила к написанию своей первой работы, вопроса, как создать персонажа для книги, у меня не возникло. Я не не искала подсказок и советов в интернете, не читала книг, посвященных писательскому ремеслу, а наивно полагалась только на свои силы.

«Что я за автор, если не знаю, как создать своих же героев?» — думала я. А через четыре года поняла, сколько ошибок наделала в таком, как мне тогда казалось, плевом деле.

В этой статье я поделюсь с вами тем, чего не стоит делать, чтобы сэкономить себе время и нервы, а также советами, которые сработали лично для меня.

Книжные героиГерои из книг Толкина

Сколько персонажей должно быть в книге?

Ответ очевиден: ровно столько, сколько вы способны раскрыть.

Если вы уверены, что каждый из героев сыграет важную роль в общем сюжете, не затеряется в толпе персонажей, то их может быть хоть сто. Однако не торопитесь брать читателя количеством героев.

3 причины почему не стоит вводить много персонажей

Когда приступаешь к написанию книги — особенно в жанре фэнтези или фантастика — есть жгучее желание населить свою историю множеством харизматичных и уникальных персонажей. Тем более, что позитивный пример есть: существуют целые серии книг, где автору удалось управиться с большим количеством героев. Но вот 3 причины, почему я не советую это делать:

  1. Огромная трата сил

    Вы распыляетесь. Вместо того, чтобы за то же количество времени создать 3-4 интересных и проработанных персонажей, вы придумываете 20 и мечетесь между ними.

    Тут необходимо задать себе вопрос:

    Готовы ли вы потратить огромную часть сил на то, чтобы раскрыть n-кол-во героев, вместо того, чтобы написать еще одну книгу или более детально проработать сюжет?

  2. Огромная трата времени

    Создание персонажей дело непростое. И то время, которое вы посвятили раскрытию героев, можно было направить на решение других, не менее важных задач.

    Готовы ли вы к тому, что в конечном итоге можете оказаться недовольны результатом, а потраченного времени уже не вернуть?

  3. Читатель не запомнил/запутался/забыл

    На своем опыте скажу, что примерно 80% читателей, которые отписывались под первыми главами моей книги, говорили, что им трудно запоминать большое количество героев.

    Готовы ли вы к тому, что какая-то часть читателей не захочет разбираться во множестве героев и отсеется в самом начале?

Если хоть на один из трех вопросов вы ответил «нет» — стоит оставить эту задумку хотя бы до тех пор, пока вы не набьете руку.

А сколько персонажей нужно?

Считается, что три основных героя — вполне достаточно. Читатель точно не забудет кто есть кто и не заскучает. Такое количество персонажей на руку и самому автору — больше возможностей, времени и сил, чтобы развить судьбы героев на страницах книги.

Количество героев в художественной литературе

Основной, второстепенный, эпизодический: в чем отличие? Зачем нужны неключевые персонажи?

Когда вы разобрались с тем, сколько персонажей планируете, пришло время разделить их три группы:

Главный Второстепенный Эпизодический
Кто такой? Персонаж, о котором повествует история. Главных героев может быть несколько Персонаж не является в данной истории ключевым, но влияет на сюжет или/и гг. Его жизнь и отношения описываются, но не так подробно Персонаж, промелькнувший на фоне главного героя, вступивший с ним в не длительное взаимодействие. Часто такие герои не имеют имени
Как часто появляется? Ключевым персонажам отведена большая часть книги Занимают примерно 20-30% книжного времени Обычно один-два раза
Пример. Книга «Звонок» Кодзи Судзуки Главных героев двое: Асакава и Рюдзи — именно они находят проклятую видеокассету и расследуют убийства. Второстепенным персонажем можно назвать Маи Такано. Про нее не так много известно, но она связана и с Рюдзи, и Асакавой, а также играет во второй части книги значимую роль в сюжете, не являясь при этом главным персонажем Старичок-администратор, который находит на вилле Б-4 проклятую видеокассету, а затем отдает ее главному герою

Роль второстепенных героев

Если с главным героем все более-менее понятно, предлагаю чуть подробнее рассмотреть задачи героев второго плана.

Задача №1 — Раскрытие главного героя

Взаимоотношения между людьми и в реальной жизни помогают узнать о человеке много нового, что уж говорить про книги, где автор специально расставляет акценты так, чтобы представить главного персонажа максимально живым и разносторонним. Роль второстепенных героев обычно отводится друзьям и коллегам, чуть реже родителям и знакомым.

Задача №2 — Раскрытие прошлого и настоящего

С помощью второстепенного героя можно приоткрыть завесу прошлого. Рассказать о том, чего не знал даже главный герой.

Пример №1 (далекое прошлое): Мардж из книги «Кошмар на улице Вязов». Именно с помощью Мардж и читатель, и главная героиня узнает о том, что много лет назад Крюгера затолкали в бойлерную и подожгли.

Пример №2 (недавнее прошлое): В той же самой книге Род стал свидетелем убийства, которое совершил Крюгер. Это преступление повесили на Рода, который позже рассказал главной героине, что в момент убийства в комнате был кто-то еще. Кто-то невидимый, кто убил их общую подругу. И тогда главная героиня начинает свое расследование.

Также второстепенный персонаж может рассказать и читателю, и главному герою о том, что происходит в настоящем — в данную конкретную минуту.

Пример: Фильм «Заложница» 2007 года. По сюжету дочь главного героя похищают. В то время, как на них с подругой нападают, дочь(второстепенный персонаж) говорит с отцом по телефону. Так и зритель, и главный герой, не находясь поблизости и не видя происходящее своими глазами, узнают о похищении молодых девушек, которое происходит в реальном времени.

Задача №3 — Влияние на сюжет

Этот пункт несколько похож на предыдущий. Но здесь роль второстепенного героя заключается не в прояснении ситуации, а в какой-то степени судьбоносном влиянии на сюжет.

Пример: Стивен Кинг «Сияние». Холлоранн, как и Дэнни (главный герой) обладает даром, который в книге зовется сиянием. Именно Холлоранн предупреждает Дэнни об отеле и говорит, чтобы тот, в случае чего, звал его изо всех сил с помощью своего дара. Этот разговор в итоге сыграл огромную роль в конце книги. Дэнни, после того, как отец пытался их убить, зовет на помощь Холлоранна, и тот спасает их с матерью.

Задача №4 — Быть просто людьми

Иногда роль второстепенного персонажа заключается в том, чтобы просто быть человеком. Иногда смешным — для комической отдушины, порой стереотипным, чтобы высмеять глубоко засевшие убеждения. Можно нередко встретить и в книгах, и в фильмах стереотипных русских или американцев, которые не являются ключевыми персонажами, но делают историю более объемной и занимательной.

Для чего нужны эпизодические герои?

Задачи второстепенных и эпизодических персонажей могут перекликаться между собой. Эпизодический герой тоже может помочь в:

  • раскрытии героя

    Пример: если ключевой персонаж едет в такси и болтовня водителя его чересчур раздражает, читатель как минимум сделает вывод о темпераменте главного героя. Как максимум — если вы правильно расставите акценты — даст понимание, что герой-то садист: всю поездку он представлял, как в прямом смысле зашивает болтливому водителю рот.

  • создании фона и атмосферы

    Если герой заходит в бар, его должны окружать люди. Как минимум бармен, как максимум — толпа довольных и не очень жизнью людей. Эпизодические герои помогут в описания места действия. В баре может быть шумно, душно от скопления народа. Такой прием с эпизодическими (фоновыми) персонажами поможет сделать сцену объемнее.

  • продвижении сюжета

    Нередко и эпизодические персонажи подталкивают главного героя к тому, с чем ему придется иметь дело на протяжении всей истории.

    Пример: Кодзи Судзуки «Звонок». Главный герой Асакава едет в такси и узнает от водителя о странной смерти на дороге. Сам автор подмечает: «Если бы в тот день Асакава все-таки решил поехать домой на метро, ему бы в голову не пришло искать связь между двумя разными происшествиями. Однако, как ни посмотри, завязка романов — это всегда стечение обстоятельств».

Как создать главного героя для книги?

Обсудили второстепенных и эпизодических персонажей, теперь предлагаю разобраться с ключевыми героями. Итак, как создать героя для книги?

Вымышленные герои - как создатьРаскрытие героев в художественной литературе

Внешность: нужно ли ее описывать?

Отвечая на вопрос выше, скажу: описывать внешность героя или нет — решать только автору. Не берусь утверждать, что без этого никак, но в большинстве книг авторы действительно описывают внешность персонажей. Хотя бы в общих чертах.

Своих героев я не очень люблю описывать по части внешности: если удается гармонично вписать черты персонажа в историю — отлично. Специально, потому что «нужно же рассказать, как выглядит герой», этого не делаю.

Поделюсь некоторыми секретами, которые использую лично я, когда описываю внешность героя:

  • Сравнение персонажей между собой.

    Например: главный герой сидит перед телевизором и смотрит какую-нибудь передачу. На экране он замечает ведущего, который в большей или меньшей степени на него похож. ГГ начинает сравнивать себя с персонажем на экране. Возможно даже представлять себя не его месте и думать о том, что если прической и слегка вздернутым носом, они похожи, то фигура у главного героя лучше — костюм сидел бы на нем как надо, и волосы бы блестели под софитами намного ярче и без каких-либо укладочных средств.

  • Взаимодействие с природой и окружающим миром. Задача: сплести вместе действие и описание внешности.

    Например: Кайс обернулся и, убрав упавшие на лицо пряди, посмотрел на Грэга в ожидании ответа. Тот, увидев движение юноши, усмехнулся и непроизвольно провел ладонью по коротким волосам, которые не смог тронуть ветер.

    Например: Габи бьет кулаком по столу, слезы текут вместе с краской по круглой веснушчатой физиономии к морщинкам около рта.

  • Через других героев. Это могут быть и диалоги, и мысли. Нередко выходит так, что в чужих глазах мы выглядим не так, как нам кажется. Обычно другие люди сразу выделяют для себя основные, самые яркие черты нашей внешности — вот это и можно взять за основу описания персонажа.

Со следующими приемами описания внешности советую быть осторожней. Они имеют место быть, но советую их и вовсе избегать:

  • Заезженные сравнения. Например: Глаза цвета океана, волосы цвета шоколада и подобное. В описании внешность с помощью сравнений нет ничего плохого, но старайтесь не использовать слишком избитые выражения.
  • Описание внешности в отражении. Такой прием имеет место быть, он используется в книге «50 оттенков серого», но уже считается штампом. И если рядовому читателю может быть все равно, как описана внешность, читатель-автор или очень разборчивый читатель может сделать негативные преждевременные выводы о истории в целом.
  • Нереалистичное, высокопарное, преувеличенное описание внешности. Например: Ее кожа была словно бархат, я вдыхал изумительный запах ее шикарных огненных волос, которые как шелк, как настоящее солнце переливались на солнце. Ее зубы — точно жемчужинки, а глаза цвета изумруда. Ее походка, фигура, все было идеально: от длинных ног я не мог оторвать глаз.

Характер персонажа

Не секрет, что читатель запоминает персонажа по характеру, а не по внешности. Провал — это когда все, чем отличаются ваши герои между собой, цвет волос и глаз.

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь — при взаимодействии с окружающими людьми. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера.

Для достоверности описания характера можно:

Способ №1 — Задавать вопросы:

  • Раздражительный ли герой?
  • Что его может вывести из себя?
  • Как он отреагирует на предательство?
  • Принципиален ли он?
  • Для героя долг прежде всего?
  • Совестливый ли герой?
  • Полезет ли герой первым в драку?
  • Как относится к насилию?
  • Как решает конфликты: криком или словами?
  • Как громко говорит?
  • Болтлив ли герой?
  • Легко ли доверяет людям?
  • Для героя стакан наполовину полон или пуст?

Остальные вопросы можно придумать по аналогии.

Способ №2 — Ставить героев в неоднозначные ситуации

Также не лишним будет поставить всех ваших героев в одну и ту же щекотливую ситуацию и подумать, как они себя в ней поведут.

Например: У героя есть те, о ком ему необходимо заботиться, но он на мели. Подворачивается прибыльное, но незаконное дело: распространять наркотики, похищать людей и т.д. Пойдет ли ваш герой на это? А если при условии, что его ТОЧНО никогда не поймают?

Или другие ситуации, например, вот такая:

Способ №3 — Ассоциации

Ассоциации — это связи между психическими явлениями, при которых появление одного из них в сознании человека влечет практически одновременное появление других.

По запросу «ассоциации» вы найдете немало интересного в интернете. Задавая людям простые слова, можно очень много о них узнать. Поиграйте в ассоциации с героями. Найдите в интернете или придумайте сами список слов и ответьте за ваших персонажей на них.

Например:

семья — любовь
дом — крепость
мать — родная
отец — предательство
предательство — боль
деньги — слава
власть — насилие
мужчина — жестокость
женщина — жертва
дети — не нужны

А теперь подумайте, что можно сказать о персонаже, который провел такие ассоциации?

5 способов раскрыть персонажа

  • Через действие/бездействие

    В одних и тех же ситуациях персонажи, за плечами которых стоят собственный опыт, прошлое и мотивация, будут поступать по-разному. Их реакции на сложившиеся обстоятельства также диктуются темпераментом.

    Пример: «Десять негритят» Агаты Кристи. Десять человек заперты на острове. После первого убийства на вилле начинается настоящих хаос: все напуганы, но ведут себя по-разному. Кто-то в ярости и хочет выбраться, кто-то плачет и предрекает всем скорую смерть.

  • Через описания

    Раскрыть героя можно через описание окружающей обстановки. Его дом, кабинет, быт: соблюдает ли герой порядок? Пуст ли его холодильник, потому что он постоянно работает и просто не успевает ходить в продуктовый? Расставлены ли по дому фоторамки с семейными фотографиями? и т.д.

    Также описание погоды или радостей текущего времени года может помочь побольше рассказать о персонаже: любит ли герой сильный дождь, потому что тогда на улице нет почти никого? Нравится ли ему снег? Вызывает ли листопад какие-нибудь воспоминания о детстве? Счастливые или нет?

  • Через мысли

    Это могут мысли как самого героя, которого необходимо раскрыть, так и рассуждения о нем другого персонажа.

  • Через диалоги

    Диалоги — очень важная часть любой истории. Когда они выходят живыми, достоверными и интересными — это уже большое достижение. Казалось бы: что сложного в описании диалогов? Просто рассуждаешь устами героев о сложившейся ситуации. Так и есть, но важно КАК вы это делаете.

    Понятно, что искусственно растянутые беседы, заставят читателя скучать. Так что долгие обмены любезностями (если это не несет в себе какой-то скрытый смысл) стоит опускать. Фразы героев в большинстве своем должны быть информативны:

    • показывать отношение героя к ситуации,
    • к человеку с которым он разговаривает,
    • его настроение,
    • желание идти на компромиссы и т.д.

    Написать хороший диалог — абсолютно реально, главное практиковаться и учиться у тех авторов, которые по вашему мнению в этом хороши.

    Когда приступаете к написанию диалога, задайте себе вопрос:

    Диалог из какой книги или фильма я могу вспомнить? Какие чувства он у меня вызвал? Что именно так привлекло и понравилось? Какую сторону личности персонажа автор открыл с помощью запомнившегося разговора?

    Проанализируйте ответы. В качестве практики: попробуйте переделать этот же самый диалог только устами ваших героев (в черновике). Хорошо получилось? Подумайте какие приемы использовал автор.

    Манера речи также придаст индивидуальности вашим героям. Это может быть:

    • Акцент;
    • Коронные фразочки, устойчивые выражения. Пример: герой почти после каждой фразы добавляет: «я так считаю» или «а может и нет»;
    • Привычка давать людям прозвища;
    • Дефекты речи;
    • Темп речи.
  • Через взаимодействия с другими людьми

    Это могут быть отношения как с эпизодическими персонажами, так и с главными. Как герой ведет в себя в социуме? Вежлив ли с обслуживающим персоналом, не мешает ли прохожим, какие отношения с соседями? Как он вообще относится к людям? Раздражают ли они его? Как ведет себя с коллегами? С родителями?

Как придумать имена для персонажей книги?

Самый простой способ — открыть в интернете списки мужских и женских имен, выбрать страну, в которой будут происходить действия, и подобрать те, которые вам приглянулись. Каких имен стоит избегать: длинных и труднопроизносимых.

Если вы решили придумать имена самостоятельно, рекомендую делать их максимально благозвучными и запоминающимися.

Плохой пример: Махтрангстенбах
Хороший: Вилесса

Если героев много, постарайтесь обойтись без фамилий — это существенно облегчит жизнь читателю и поможет избежать путаницы.

Если вы решили придумывать имена самостоятельно, подумайте над тем, чтобы сделать несколько похожими имена для людей одной расы или тех, кто связан территориально. Например: все имена одной из рас оканчиваются на «у».

В «Блеске оправы» все имена кочевого племени заканчиваются на «тан»: И-тан, Миу-тан, Арк-тан и т.д. Имена всех цитуринов — на «о»: Ако, Нино, Джого, Руно и т.д.

Как придумать имя главному герою книги?

Советы, которые я описала выше, также могут помочь в подборе имени для ключевого персонажа. Главная рекомендация: пусть имя будет максимально запоминающимся. Найти имя можно:

  • в своей голове. Какое имя вы считаете благозвучным? Может вы еще в детстве придумали какое-нибудь имя для игр во дворе и оно нравится вам до сих пор? А главное: оно отлично вписывается в сюжет и место действий?
  • в списке имен в интернете.
  • в другом слове с помощью перестановки или замены букв. Например: молчание — Чанни Мол, метки — Тэки (Теки) и т.д.

Хочу напомнить, что нет никаких правил и стандартов, которые бы диктовали каким должно быть имя. Только рекомендации, советы, наблюдения. Хотите главного героя с максимально распространенным именем? Пускай. С необычным? Тоже нормально. Просто помните, что вашу историю прочтут другие люди, которые могут либо запомнить Карнодизавра Махмархатова, либо нет. Имейте это в виду.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной и вы почерпнули для себя что-то новое. Спасибо за внимание!

Персонажи в литературе

Анкета персонажа: как собрать на своего героя настоящее досье

Анкета персонажа поможет автору избежать смысловых дыр и нестыковок в романе. Благодаря разработанному досье вы сможете выстроить логичный сюжет, создадите живого объемного героя. В статье предлагаем шаблон анкеты персонажа.

Редактор,
куратор блога Band

В материале мы расскажем:

Досье на героя

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Хороший писатель знает о своем герое самые интимные подробности: кто, откуда, зачем и почему он такой. Даже если полная предыстория вымышленного персонажа не попадает в финальную версию книги, она все равно имеет значение.

Чтобы держать все детали в фокусе и не пририсовывать герою внезапных новых «талантов» в середине книги, писатели используют анкету персонажа. Анкета помогает автору избежать смысловых дыр и нестыковок, формирует полноценную, живую личность героя. Чем детальнее досье, тем более реалистичен персонаж. Более того, хорошо прописанное досье на персонажа может двигать сюжет, помогать автору придумывать новые линии и повороты.

Что такое анкета персонажа

Анкета персонажа

это документ, подробно описывающий героя книги, новеллы, сценария, игры. Автор разрабатывает его до начала работы с произведением. На каждого значимого героя пишется отдельное досье. Документ должен включать такие блоки как происхождение героя и его бэкграунд, внешность, особенности характера, взаимосвязи и другое.

Под этим документом могут также иметь виду «досье героя», «матрица героя» и даже «зарисовка героя» (хотя последнее скорее о чем-то более коротком).

Шаблон анкеты персонажа

Даже если вы сейчас не планируете использовать эти данные в книге, все равно заполните каждый пункт. Можете добавить что-то свое. Тогда герой получится настоящим. У него будет личная история и читатель это почувствует.

Когда вы, как автор, будете обдумывать эти детали, в голове начнут прорисовываться сцены с их использованием.

Традиционно анкета для создания персонажа содержит следующие блоки и пункты.

  • Имя: ФИО + прозвище + как называла мама (бабушка, папа) в детстве.
  • Возраст: дата рождения + знак зодиака + возраст на момент событий в книге + соответствует ли персонаж своему возрасту внешне и внутренне + как его воспринимают окружающие (старик? юноша? мужчина в самом расцвете лет?).
  • Гендер: пол персонажа + сексуальная ориентация + кем себя считает.
  • Биологический вид: кто это? человек? существо с другой планеты? эльф? какая раса, национальность? Если это вымышленное существо, хоббит, например, то продумать историю народа традиции, особенности.
  • Биометрические данные: цвет глаз, волос, рост, вес и т.д.
  • Физические особенности: есть ли какие-то отклонения от норм – хромота? лишний палец? жабры?
  • Внешний вид: любимая одежда, повседневная одежда, опрятность, какие-то необычные элементы или пристрастия в одежде, прическа.
    Не переусердствуйте в погоне за индивидуальностью образа. Зачастую настоящие герои – обычные во внешности люди, но добавить запоминающуюся изюминку можно.
  • Речь: грамотная или нет, есть ли дефекты речи, использует ли сленг, может быть, особенные словечки?
  • Тип личности: интроверт или экстраверт? флегматичен, меланхоличен?
  • Уровень самоуверенности: уверен в себе или нет, как это проявляется.
  • Привычки, принципы: жестикуляция (щелкать пальцами, например, когда разговаривает), ежедневная рутина (начинать утро с бокала шампанского), принципиальная позиция (не врет или не женится).
  • Фобии и мании: чего боится, на чем зациклен.
  • Все, что считаете важным и интересным: злопамятный или нет, простодушный или продуманный, отзывчивый и добрый или замкнутый и озлобленный.
  • Семья: кто родители, какие были взаимоотношения в семье, есть ли братья и сестры, бабушки и дедушки.
  • Браки и любовь: были ли браки, есть ли сейчас, какие отношения с партнером.
    На значимых партнеров (любовников) необходимо завести свой профиль героя и так же расписать его историю, чтобы глубже понять взаимоотношения.
  • Важные события в жизни, которые могли бы повлиять на характер: что интересного и судьбоносного происходило? Может, гибель друга? Буллинг в школе? Выиграл в лотерею?

Анкету можно расширять до бесконечности, но для начала достаточно этих 19 пунктов. Важно, чтобы они коррелировали между собой. Ведь если ваш главный герой – бедный подросток из неблагополучной семьи, то вряд ли он будет обладать кристальной речью, а в одежде предпочитать итальянские бренды.

Что еще почитать по этой теме:

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Как вести и использовать досье героя

Самый простой способ – выписать профиль персонажа на лист бумаги (word, google docs) и держать под рукой во время работы, периодически заглядывая в него. На каждого героя свое распечатанное досье.

Если значимых персонажей несколько, можно использовать таблицы excel.
Например так:

Еще можно взять в работу сервисы по созданию mind map (интеллект карты). В картах можно прорисовывать причинно-следственные связи. Выглядит примерно так:

В сети много бесплатных сервисов по созданию mind map, интерфейс интуитивно понятен.

Пример анкеты персонажа

Приведем упрощенный пример анкеты на одного из известных литературных героев.

    • Имя: Коровьев, он же Фагот, он же Длинный и Клетчатый.
    • Физические особенности: высокий рост (под 2 метра), худощав.
    • Гендер: мужчина, традиционной ориентации.
    • Биологический вид: нечистая сила, рыцарь тьмы в человеческом обличье.
    • Биометрические данные: голова маленькая, маленькие глазки, усы перышки.
    • Физические особенности: высокий рост (под 2 метра), худощав.
    • Внешний вид: носит клетчатый пиджак, картуз и пенсне, одно стеклышко которого треснуто. Вид неопрятный. «На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок…»
    • Речь: «треснувший», «дребезжащий», «трескучий», «разбитый», «громкий козлиный» тенор. В речи может использовать блатной жаргон, может паясничать. Разговаривает развязно и весело.
    • Сфера деятельности: помощник Воланда, официально – его переводчик на время визита в Москву. Также маг, чародей, регент. Также рыцарь тьмы.
    • Друзья: кот Бегемот и демон Азазелло.
    • Увлечения: фокусы, шутки, розыгрыши.
    • Тип личности: экстраверт в виде Коровьева, но замкнутый интроверт в истинном обличье.
    • Уровень самоуверенности: самоуверен.
    • Все, что считаете важным и интересным: хитрый, глумливый, может быть жесток.
    • Семья: неизвестна.
    • Браки и любовь: нет.
    • Важные события в жизни, которые могли бы повлиять на характер: когда-то давно темный рыцарь неудачно пошутил, за что и был наказан образом шута.

Анкета из примера составлялась по готовому литературному образу, но в действительности все наоборот – сначала анкета, а потом введение героя в литературное произведение.

Если в голове уже возник персонаж, оживите его в деталях, зафиксируйте их на листе, используя шаблон персонажа.

И приходите на наши курсы литературного мастерства за новыми знаниями, вдохновением и практическими заданиями. Наши редакторы подскажут и дадут обратную связь.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти параллельную тональность для мажора
  • Как найти название структурной формулы
  • Как исправить край шарфа
  • Как найти шаг статистика
  • Как найти потерянную вещь ответы