Как правильно составить технологическую карту нод

Как подготовить и провести НОД,

создать технологическую кату?

Шпаргалка для воспитателя

I. Определение темы и ведущих понятий

1. Четко определить и сформулировать тему (придумать соответствующее название).
2.Определить место темы в учебном плане.
3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данная НОД (интеграция, виды деятельности, вид, форма).

II. Определение целей и задач

Определить целевую установку НОД— для себя и для детей, понять, зачем данное НОД вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию НОД (триединство задач).

III. Планирование учебного материала

  1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
  2. Серьёзно продумать мотивацию, проблемную ситуацию.
  3. Подобрать интересные игровые  задания, целью которых является:

·         узнавание нового материала,

·         воспроизведение,

·         творческий подход к заданию.

4. Упорядочить игровые задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

IV. Продумывание «изюминки» НОД

Каждое НОД должно содержать что то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для раннего  или подготовительной группы.
         Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отобранного материала

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.
        Главное при группировке — умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей

Продумать:

·         что контролировать,

·         как контролировать,

·         как использовать результаты контроля.

Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно — наглядных пособий, приборов, ТСО, ИКТ. Проверить, все ли работает.


         После того как воспитатель провел НОД  необходимо провести самоанализ  так, как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД. 

           Технологическая карта, как новая форма написания НОД

Технологическая карта НОД – это  описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.

Для чего нужна технологическая карта? При ежедневной работе нереально составлять технологическую карту занятия, но при участии в профессиональных конкурсах умение конструировать технологическую  карту играет немало важную роль. Польза этого умения очевидна, т.к. воспитателю приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.

Также при представлении воспитателем открытого занятия должна конструироваться технологическая карта.

Подготавливая НОД, как правило, мы составляем сценарий (конспект), однако в нём не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще всего   нет  практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа. Всё это происходит при составлении технологической карты.

Разработка технологической карты.

Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. (Предлагаю рассмотреть пример технологической кары)

Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательно.

Представляю вам для образца Конспект Быстровой А. Г., воспитателя, I квалификационная категория, стаж 13 лет, МБДОУ №33, г. Ангарск, Иркутская область.

Представленная вам технологическая карта содержит конспект.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира

             Тема:   «Путешествие в страну Электряндию»

Образовательные области: познавательно — речевая и коммуникативно-личностная.

Интеграция видов деятельности: познавательно — исследовательская, коммуникативная, игровая.

Лексическая тема: «Электрические приборы»

Программное содержание:

*Систематизировать и актуализировать знания по теме: «Электрические приборы».  

*Расширять представления детей о правилах обращения с электроприборами.

*Стимулировать познавательную активность и стремление к поисковой деятельности.

*Развивать операции мыслительной деятельности.

*Активизировать и систематизировать словарь по теме: «Электроприборы».

*Упражнять в согласовании существительных с числительными.

*Закреплять произношение звука [M].

*Закреплять умение отвечать полным предложением.

*Активизировать диалогическую и монологическую формы речи.

*Формировать навыки безопасного поведения вблизи электроустановок.

*Развивать коммуникативные навыки детей, формировать умение работать в паре, воспитывать умение уважать собеседника.

Материал: проектор, компьютер, экран, картинки с изображением электроприборов, фонарик с батарейками, батарейки и диоды по количеству детей, провод с узелками, обруч, наборы разрезных картинок для работы в парах, раздаточный материал на каждого ребенка: картинки с силуэтами электроприборов,  карандаши, конверты с зрительными ориентирами для заданий, карточки с цифрами 3 и 5,  картинки-схемы с правилами пользования электричеством, презентация: 3видеофильма, игра «Четвертый — лишний», плакат по ТБ.

                                                     Технологическая карта занятия

Часть занятия

Ход занятия

Форма организации

Время

Деятельность педагога

   Деятельность детей

1.

Организационный момент

Воспитатель: ребята, вы знаете, что наши пальчики умеют говорить?

Предполагаемый ответ детей: нет.

Воспитатель: а я сейчас вас научу! Они нам подскажут тему нашего занятия.

Пальчиковая гимнастика.

Что за шум на кухне этой?

сгибание мизинцев

Будем жарить мы котлеты.

сгибание безымянных пальцев

Мясорубку мы возьмем

вращение средних пальцев вокруг друг друга

Быстро мясо провернем.

вращение указательных пальцев вокруг друг друга

Миксером взбиваем дружно

вращение больших пальцев

Все, что нам для торта нужно,

соединение мизинцев

Чтобы торт скорей испечь, 

соединение безымянных пальцев

Включим мы электропечь. 

соединение средних пальцев

Электроприборы – это чудо!

движение указательными пальцами

Жить без них нам было б худо.   

переворачивание большого пальца вниз

  Е. Игнатьева

Стоя в кругу, совместная деятельность по образцу воспитателя.

1,5 мин.

2.

Проблемная ситуация и постановка и принятие детьми цели занятия

Воспитатель: вы догадались о теме нашего занятия?

Предполагаемый ответ детей: это электрические приборы.

Воспитатель:  а мне сегодня с утра письмо от Симки пришло.

видеозапись на экране от Симки: ребята, кто-то из страны Электряндии украл все электричество. Нолик пошел в эту страну и там потерялся, ребята помогите ему!!!!!

Воспитатель: ребята, нас просят о помощи. Что будем делать?

Предполагаемый ответ детей: поможем Нолику и Симке.

Воспитатель: тогда  отправляемся в путешествие. Симка прислала нам в помощь вот такой «помогатор».  Посмотрите, что там есть (рассматривают и называют: батарейки, лампочки, фонарик).

Обращение к презентации: видео №1 — Симка.

Обсуждение проблемы и принятие цели детьми.

1,5 мин

3.

Экспериментирование с лампочкой и батарейкой.

Воспитатель: а давайте проверим, работают они или нет.

(проводим опыт с батарейкой и лампочкой,

подведение итогов: у кого горит? у кого не получилось?

почему не получилось? в каких случаях лампочка может не загореться?)

Воспитатель: а вот и фонарик, он укажет нам путь (пробую включить). Ой, не работает.  Как вы думаете, почему???  

Предполагаемый ответ детей: там нет батареек

Воспитатель: что надо сделать?

Предполагаемый ответ детей: надо вставить батарейки.

(вставляем батарейки в фонарик, он светит, и дети идут по

лучу под музыкальное сопровождение и попадают в город Загадка)

Совместная деятельность, самостоятельное экспериментирование детьми, рассуждения детей о результатах.

5 мин.

4.

Путешествие

по стране Электряндия.

Город Загадка

Воспитатель: вот мы и попали в город Загадок.

(работа возле оформленного стенда)

Воспитатель: и первое задание — загадки:

Летом папа наш привез в белом ящике мороз.
И теперь мороз седой дома летом и зимой.

Бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты (холодильник)

Гладит хлопок он и шерсть.
Хвостик сзади с вилкой есть.
На кораблик он похож,
Обожжёшься, коль возьмёшь.
Он вещам помятым друг.
Называется…
(утюг) 

Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино (телевизор)

Вопрос — ответ, хоровые и индивидуальные ответы.

3 мин.

Воспитатель: следующее задание называется «Найди все приборы»,  надо назвать все приборы, которые изображены на картинке  и закрасить чайник (раздаточный материал на каждого ребенка).

Индивидуальные ответы и работа с карандашами за столами.

2 мин

Динамическая пауза 1

Воспитатель: мы все задания здесь преодолели, пора двигаться дальше, «Электрический портал» нам в этом поможет.

Дети пролезают в обруч  под музыкальное сопровождение.

0,5 мин

Город  «Умные приборы»

Воспитатель: Вот мы и попали в город Умных приборов.

Воспитатель: вот и первое задание. Для этого задания вам надо разделиться на пары так, чтобы в каждой паре был один ребенок из старшей группы, а один из подготовительной. Задание такое: надо собрать прибор и назвать его правильно, старшая группа начинает, подготовительная помогает и проверяет.

1.  «Собери прибор» (разрезанные картинки работа в паре);

2. «Один — три — пять» (по собранным картинкам  ст. гр. — 3, подг. гр. — 5)

Работа в парах, дети размещаются по своему желанию и выполняют задания.

5 мин.

Воспитатель: но это еще не все, следующее задание «Четвертый лишний», если вы выполните всё задание правильно, то вы увидите, кто же это украл все электричество

3.»Четвертый лишний»  на экране (4 картинки).

Воспитатель: так вот этот злодей, вы его знаете?

Предполагаемый ответ детей: это Мегамозг.

Воспитатель: ребята, а давайте обратимся к Мегамозгу : Мегамозг верни нам ток, дай нам чудо-проводок (дети хором повторяют)

Все перемещаются к экрану, обращение к презентации: игра «Четвертый лишний»,  индивидуальные ответы, хоровое закрепление звука [M].

3 мин.

Динамическая пауза 2

Воспитатель: Ребята, смотрите, а вот и провод. Давайте поиграем в игру «Ток бежит по проводам».

Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.

Дети, держатся за узелки на проводе, передвигаясь по кругу со словами.

0,5 мин.

Город Волшебное электричество

Воспитатель: Вот мы и попали в город «Волшебное электричество», что же здесь нас ожидает?

 на экране видеозапись, где  злой гений Мегамозг говорит, что Нолик у него и он не запустит электричество и приборы не будут работать, пока дети не справятся с его заданием.

находят конверт с изображением Мегамозга с картинками.

Воспитатель: ребята, а задание такое: надо  назвать правила безопасного использования электроприборов (на экране),  а вот эти схемы — помощники помогут отвечать полным предложением.

( 3 правила — индивидуальные и хоровые ответы)

Обращение к презентации: видео №2 — Мегамозг, работа с плакатом «Осторожно — высокое напряжение»в презентации, и по схемам.

3 мин.

5.

Выход из игровой ситуации

Воспитатель: давайте посмотрим, помогли ли мы, Нолику.

видеозапись:  Нолик хвалит детей и  говорит всем спасибо, потому что они справились со всеми заданиями. Прощается с детьми.

через «Электрический портал»- обруч  

под музыкальное сопровождение оказываемся в группе

Воспитатель: вот мы с вами и вернулись из путешествия, вам понравилось?

Предполагаемый ответ детей: да.

Обращение к презентации: видео №3 — Нолик, выход из игровой ситуации.

1 мин.

6.

Рефлексия

Воспитатель: Я рада, что вам понравилось спасать Нолика. А какое задание вам больше всего понравилось или запомнилось? Что было сложно сделать? (ответы детей — за ответы — смайлики)

Подведение итогов воспитателем: вы сегодня старались, …оценка деятельности детей…  Спасибо вам за работу!

Работа в кругу, речевое взаимодействие всех участников занятия.

2,5 мин.

Муниципальное казённое
дошкольное образовательное учреждение

Садовский детский сад

Технологическая
карта  интегрированной непосредственно образовательной деятельности

                                                                               
Воспитатель:

                                                                                
Медко Марина Алексеевна

с.
Садовое 2021г.

Технологическая
карта  интегрированной непосредственно
образовательной
деятельности

Области :   Социально-коммуникативное
развитие, познавательное, речевое.

 Возрастная группа:  Старшая                          

Тема :
 «Весна идет – весне дорогу

Цель : способствовать
формированию интереса детей к природе и  собственного отношения к времени года.

Задачи
Образовательные:

         —
обобщение представлений детей о характерных признаках весны;

         —
расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».

         —
учить использовать нетрадиционные формы рисования выдуванием из трубочки;

Развивающие:

        
развитие
творческой фантазии, образного мышления, мелкой моторики рук;

         —
развивать логическое мышление, коммуникативные навыки;

         —
развивать у детей видеть простейшие причинно-следственные связи и
закономерности;

Воспитательные:

         —
воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе;

         —
воспитывать умение внимательно слушать рассказы взрослого и своих товарищей,
дополнять ответы;

         —
воспитывать самостоятельность и аккуратность;

         —
формировать способность детей работать в коллективе.

Предварительная работа : проведение
бесед о весне, а также наблюдения на прогулке за изменениями в природе с
приходом весны; рассматривание иллюстраций о весне  и бесед по ним; чтение
художественной литературы по теме «Весна»; отгадывание загадок.

Этап,
его проддолжите -ность

Задачи
этапа

Деятельность
педагога

Деятельность
воспитанников

Методы,

формы,

приемы,
возможные

виды
деятельности

Результат

Психоло
гический настрой

1 мин.

Создание
атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная
поддержка.

Коммуникативная
игра « В круг »

Собрались
все дети в круг,

Я твой
друг и ты мой друг

Вместе
за руки возьмемся

И друг
другу улыбнемся

Слушают,

выполняю

игровые

действия
в

соответствии
с

текстом

Игровой
момент.

Позитивный

настрой,
мотивация

к
деятельности

Вводно –
организа ционный

2 мин.

Организация
направленного внимания

Беседа
по картине Вопрос: — Какое время года наступило? — Что происходит с птицами
весной? — Каких птиц вы знаете?

Высказывают
свои предположения

Беседа ,
вопросы.

Разрешение
проблемной ситуации, мотивация к поисковой деятельности.

Мотивационно-побудительный.

 2 мин.

Формирование
представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Формирование
умений слушать и руководствова ться указаниями взрослого

Дидактическая
игра «Назови птиц».
Педагог перечисляет птиц, дети должны
слушать внимательно, если они услышат что-нибудь другое, хлопают в ладоши,
топают ногами! Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Отвечают,
выполняют задание по правилам. Закрепление обобщающего понятия «Перелетные
птицы», их виды  Прилетели птицы: голуби, вороны, галки, стрижи, комары,
кукушки. Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы. Прилетели
птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже
совы- сплюшки, лебеди, скворцы…»

Отвечают,
выполняют задание по правилам.

Создание
игровой ситуации.

Закрепление
обобщающего понятия «Перелетные птицы», их виды.

Актуализация

5 мин.

Актуализация
имеющихся знаний, представлений  Создание ситуации, в которой возникает
необходимость в получении новых представлений, умений.

Конструирование
«Собери скворечник для птиц». Воспитатель предлагает детям построить
скворечник из заготовок.

Дети
слушают и конструируют самостоятельно из заготовок. Обсуждают результат.

Беседа,
игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование

Приемы
активизации самостоятельного мышления детей. Фантазирование. Моделирование.
Решение проблемных ситуаций

Закрепление
навыков конструктивной деятельности, умения изготавливать простые постройки

Динамич
еская пауза,

3 мин.

Смена
вида деятельности, предупрежден ие утомляемости

 «
Птицы» Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.
Вокруг себя повернись и в птичку превратись Стая птиц летит на юг, Небо синее
вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями) Чтоб скорее прилетать, Надо
крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее) Птички начали спускаться,
(Дети кружатся) На поляне все садятся (Дети садятся в полуприсед) Предстоит
им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и
сидят несколько секунд) Дети выполняют задание по примеру воспитателя
Повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и
работоспособности И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. (Дети
встают и машут «крыльями», «летают») Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам
пора. (Дети приседают и встают)

Дети
выполняют задание по примеру воспитателя

Игровые
приемы

Повышение
и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности

Практич
еская работа   

10 мин.

Овладение
способами действия, применение знаний, навыков, умений

Игра
образовательной ситуации: «Гнездо»
Воспитатель предлагает детям
построить гнездо из палочек Кюизенера, с заданными условиями. гнездо должно
состоять из 10 палочек одного цвета и одного размера. Предлагается детям
проверить самостоятельно соседа на правильность выполнения задания

Словесная игра
«Кто как голос подаёт»
Воспитатель предлагает детям присесть на ковер и
отгадать кто какой голос подает Соловей…(поёт), Ласточка… (щебечет), Журавль…
(курлычет), Ворона … (каркает), Кукушка… (кукует), Утка…(крякает),
Курица…(квохчет), Голубь…(воркует), Воробей…(чирикает

Дети
выполняют задание с определенными условиями, после чего проверяют друга на
правильность.

Дети
садятся на ковер и выполняют задания по правилам воспитателя.

Моделирование.
Упражнения конструктивного , творческого характера. Выполнение практической,
творческой  работы  в паре, индивидуальные формы организации деятельности

Формирование
таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать
новое

Развитие
связной монологической речи.

Заключи
тельный этап. Рефлексия, 2 минуты

Подведение
итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных
навыков самооценки.

Рефлексия.
Воспитатель задает вопросы детям: -О чем мы сегодня говорили? -Что тебе
понравилось? -Что нового ты узнал? -За что ты можешь себя похвалить? Дети
отвечают на вопросы воспитателя, демонстрируют свои работы взрослым. Развитие
связной монологической речи, составление совместного рассказа. Создание
положительного эмоционального -Было что-то, что вызвало трудности, что не очень
получилось? -С чем у вас были трудности? -Что наоборот было очень легко?
-Какое у тебя настроение? -Мне сегодня тоже очень понравилось играть с вами,
я увидела, что вы много знаете и умеете и от этого у меня очень хорошее
настроение.

Дети отвечают
на вопросы воспитателя, демонстрируют свои работы взрослым.

Беседа,
обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально — коллективная

Развитие
связной монологической речи, составление совместного рассказа. Создание
положительного эмоционального фона с родителями.

Статья
«Технологическая карта как форма написания НОД»

Технологическая карта как форма написания НОД

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ предоставил педагогическим коллективам возможность выбора (разработки) образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

• сохранение здоровья ребѐнка;

• развитие базовых качеств личности;

• построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ.

Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе:

• уход от учебной деятельности (занятий),

•повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;

• включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно — обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Воспитатели должны организовывать непрерывную образовательную деятельность (НОД) в соответствии с требованиями ФГОС ДО – в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Однако педагог часто остается единственной центральной фигурой в ходе образовательной деятельности. На это указывает и тот факт, что уровень речевой активности детей остается низким даже на занятиях по развитию речи. Причина этого в немалой степени в том, что воспитатели традиционно используют подробные конспекты НОД, где картина занятия выстроена в мельчайших деталях вплоть до возможных ответов детей. Иногда воспитатель не дает детям высказаться, потому что опасается, что не успеет выполнить то, что задумал. Но ведь цель НОД – развивать детей, а не исполнять задуманный сценарий.

Актуальность. Сегодня перед педагогами дошкольных учреждений стоит вопрос: как правильно спроектировать непосредственно образовательную деятельность в соответствии с ФГОС?

В процессе НОД, как правило, используется сценарий (конспект), однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Элементы, этапы планируются по наитию, без четкой целевой установки и видение перспективы, подчас это лишь набор предлагаемых детям заданий, в лучшем случае объединенных внешней интригой, сюжетом. При таком подходе вряд ли можно рассчитывать на высокие результаты образовательной деятельности – бессистемность и нелогичность всегда негативно отражаются на результате.

Современный педагог должен четко представлять цель и результат образовательной деятельности, в том числе каждого ее этапа.

Предлагаем педагогам использовать в работе технологическую карту НОД. Она дает представление об идее и логике образовательной деятельности, отражает последовательность действий и диалога с детьми, но не ограничивает воспитателя и детей в импровизации, идеях, свободном выборе и общении.

Технологическая карта —  своего рода современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и воспитанников на занятии. Это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов. Конструирование технологической карты полезно педагогам, осваивающим новые методики и технологии, так как её использование поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.

Технологическая карта позволит администрации образовательной организации контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. 

НОД как основная форма образовательной деятельности

в детском саду

НОД — это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования, текущей темой; решает конкретные образовательные задачи через совместную деятельность взрослого (педагога), детей конкретного возраста, непосредственного окружения ОУ

Как же проводится подготовка к НОД и что следует учитывать?

Подготовка к НОД включает следующие компоненты:

• Целевая составляющая (формулирование цели и постановка задач)

• Интеграция пяти образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя и обогащая друг друга при решении дидактических задач особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в теме, уровня подготовленности детей на данном этапе от простого к сложному;

• Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).

• соответствие и продуманность структуры НОД задачам и сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов перехода от одной части к другой) целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания.

Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится: на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).

Как определяется структура НОД? Структура НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится: на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).

Каковы этапы НОД (структура НОД)?

Рис.1

1. Целеполагание

1.1. Постановка цели

1.2. Формулирование задач для достижения цели

II.Этапы реализации НОД

2.1.Мотивационный этап

(вводно-организационный момент)

2 .2. Актуализация знаний

2.3. Восприятие и усвоение Содержательный

нового материала этап

2.4. Рефлексия

Структура НОД.

I. Целепологание

1. Цель НОД – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др., который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.

2. Формулирование задач для достижения цели (триединство — четкое определение образовательных, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО.

II.Этапы реализации НОД

1. Мотивационный этап (вводно-организационный момент) предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.

2.Актуализация знанийсоздание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений.

3.Восприятие и усвоение нового материалаэтап, на котором выполняется умственная и практическая деятельность, реализуются все поставленные задачи; осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата).

4.Рефлексия — подведение итогов и оценка результатов образовательной деятельности.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта – это технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. 

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет собой проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. 

Многие педагоги в своей работе используют различные технологии. Для того чтобы освоить эти технологии, необходимо найти способ их детального описания, конструирование НОД в соответствии с выбранной технологией, либо методикой. Одним из таких способов описания, является технологическая карта. 

Технологическая карта своего рода современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и воспитанников на занятии. Это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов. Конструирование технологической карты полезно педагогам, осваивающим новые методики и технологии, так как её использование поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.

Подготавливая НОД, как правило, мы составляем конспект, однако в нём не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще всего нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа.
Моделирование и проведение занятия с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный образовательный  процесс, обеспечить реализацию личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку педагога к занятию.

Технологическая карта занятия – это способ графического проектирования занятия, таблица, позволяющая структурировать его по выбранным педагогом параметрам.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так  как: 

— образовательный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

— используются эффективные методы работы с информацией;

— организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность детей;

— обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Технологическая карта позволит администрации образовательной организации контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. 

Параметры технологической карты

Такими параметрами могут быть этапы занятия, его цель, задачи, предварительная работа, оборудование и материалы, содержание учебного материала, методы и приемы организации образовательной деятельности воспитанников, деятельность педагога и деятельность детей.

Форма записи занятия в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов образовательной деятельности на каждом этапе занятия. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

 Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательно.

Технологическая карта позволит педагогу

— реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

— системно формировать у воспитанников целевые ориентиры;

— проектировать свою деятельность на определённый период;

— выполнять диагностику достижения планируемых результатов воспитанниками на каждом этапе освоения темы.

Задача технологической карты – отразить так называемый «деятельностный подход» в образовательном процессе.

На каждом этапе занятия педагог отслеживает свою деятельность и ожидаемые действия детей.

Технологическую карту занятия можно рассматривать как продукт мозгового штурма педагога. И для него важен визуальный образ занятия.        

Алгоритм составления технологической карты

Технологическая карта может иметь рамочный характер, поэтому может описывать только основные элементы НОД:

Таблица 1

Элементы НОД

Содержание НОД

Дата

Тема недели

Тема НОД

Цель

Задачи:

-образовательные:

-развивающие:

-воспитательные:

Материалы и оборудование

Предварительная работа

Этапы реализации НОД

Мотивационный этап

Актуализация знаний

Восприятие и усвоение нового материала

Рефлексия

Воспитатель

Элементы технологической карты.

Дата, тема недели, тема НОД фиксируется согласно колендарно-тематическому планированию

Целеполагание. Здесь мы имеем в виду цель, которую воспитатель ставит перед собой, т. е. это цель образовательной деятельности. Технологическая карта НОД также включает этап постановки цели для детей.

Цель НОД должна быть актуальной. Например, воспитатель организует исследовательскую деятельность с целью расширения представлений детей об объекте или явлении. Но у дошкольников не получается работать совместно: они конфликтуют, не могут договориться. Какой вывод можно сделать? На данном этапе актуальнее в этой конкретной группе сформировать навыки бесконфликтного общения. То есть цель НОД – организовать ситуацию, в которой у детей формируются навыки бесконфликтного общения.

Современный образовательный процесс в ДОО должен быть вариативным и гибким. Воспитатель может выстраивать его с учетом особенностей группы и конкретных детей.

Цель должна быть конкретной. Желательно, чтобы цель была одна. Частая ошибка воспитателей – стремление объять необъятное. Они ставят перед собой столько целей, что достичь их в отведенный на образовательную деятельность отрезок времени невозможно. Ведь необходимо не только реализовывать поставленную цель, но и отслеживать, насколько успешно это получается сделать. Это не значит, что в процессе НОД воспитанники развиваются только в одном направлении. Интеграция глубоко проникла в образовательный процесс, и дети развиваются разнонаправленно. Но педагогическая деятельность в ходе НОД станет более эффективной, если воспитатель сосредоточится на одной конкретной цели.

Цель должна быть измеримой. Воспитатель не сможет «измерить» достижение 4–5 целей, когда проводит педагогическое наблюдение. Например, у какого количества детей наметился прогресс в овладении умением? Какой уровень самостоятельности проявляют дети, выполняя практические задания? Сколько детей из группы следуют правилам? А определить, достигнута ли одна цель, ему под силу.

Цель должна быть достижимой и соотноситься с определенным сроком. Когда воспитатель планирует образовательную деятельность, не нужно ставить стратегические цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса. В последующем анализе воспитатель сможет перечислить эти условия и подтвердить, что цель НОД достигнута.

Цель НОД должна соотноситься с целью более высокого порядка. Главный принцип системы планирования – следовать от стратегических целей (целевых ориентиров) к тактическим, от годовых целей к целям на месяц, неделю, конкретным целям и задачам каждой образовательной деятельности. Цели и задачи должны быть взаимосвязаны.

Задачи НОД должны отражать те шаги, которые планирует предпринять педагог, чтобы достичь поставленной цели. Часто у педагогов задачи – это те же цели, иногда даже шире самой цели, что нелогично. Также неверно цели и задачи менять на программное содержание. Педагогическая деятельность не может быть бесцельной.

Задачи НОД представляют собой триединство — четкое определение образовательных, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО:

образовательная: повышать уровень развития ребёнка; воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения; развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Примечание. При формулировании задач используются глаголы: учить, формировать, развивать, воспитывать и пр.

Цели и задачи, обозначенные правильно, могут дать общее представление о планируемой НОД, определить материалы и оборудование, спланировать предварительную работу.

Мотивационный этап (вводно-организационный момент) предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.

Актуализация знаний — создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений.

Восприятие и усвоение нового материала – этап, на котором выполняется умственная и практическая деятельность, реализуются все поставленные задачи; осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата).

Рефлексия – последний и обязательный этап НОД. Формировать рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей – важная задача воспитателя. В конце образовательной деятельности можно и нужно обсуждать:

результат – соответствует ли он цели, ожиданиям в начале НОД (он может быть коллективный (У нас получилось?) и индивидуальный (У тебя получилось?);

  • моменты, которые требуют коррекции (Что хотели бы исправить?);

  • содержание (Что узнали? О чем расскажете дома?);

  • способы, последовательность деятельности (Как достигли результата?)

  • взаимодействие в ходе деятельности: внимание к интересам других, взаимовыручка;

  • отношение к происходящему, эмоциональный фон (с каким настроением работали?);

  • перспективы деятельности (Что еще можно сделать? Что хотели бы еще сделать? Узнать? Какой способ выбрали бы в следующий раз?).

Образец технологической карты НОД

Карточка НОД №___

Элементы НОД

Содержание НОД

Примечание

Дата

01.10.2019.

Тема недели

Добрые дела

Тема НОД

«Дом, в котором я живу»

Цель

формирование у детей навыков культуры вежливого общения и поведения, привычки употреблять слова вежливости.

Задачи:

-образовательные:

продолжать расширять представление о вежливых поступках, словах и их значении

-развивающие:

совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами; упражнять детей в использовании вежливых слов; развивать восприятие, воображение, образное мышление

-воспитательные:

воспитывать потребность в общении со сверстниками, применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях; воспитывать уважительное, бережное отношение к Родине, родному городу, своей семье.

Материалы и оборудование

ИКТ, презентация «Дом, в котором я живу», презентация из детских работ «Нарисуем вежливость»: стихи-загадки о вежливых славах, листы с написанными на них вежливыми словами, листы формата А-3 для изобразительной деятельности, акварельные краски.

Предварительная работа

чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». «Плохо». «Три сына». Чтение стихов на тему «Как вести себя в гостях». Чтение стихов из книги «Большая книга правил поведения для воспитанных детей». Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо?». Чтение и заучивание стихов о родине, родном городе, семье.

Этапы реализации НОД

Мотивационный этап

Психологический настрой.

Появление воспитателя в образе Доброй Феи со шкатулкой в руках.

Актуализация знаний

— Беседа о вежливых словах (анализ имеющихся знаний).

Просьба о помощи героине, о «заполнении шкатулки вежливыми словами»).

Восприятие и усвоение нового материала

— Д/и «Доскажи словечко» (вежливые слова).

— Физминутка.

-Изобразительная деятельность (совместная работа с родителями) «Нарисуем вежливость»:

— анализ готовых работ (работ других детей на предложенную тему);

— непосредственно изобразительная деятельность (совместная с родителями);

— анализ готовых работ;

-Беседа с детьми о ситуациях, где проявляют особую вежливость, любовь (ситуации в течении дня (режимные моменты), ситуации в пассажирском транспорте, ситуации по отношению к младшим, старшим, проявление уважения к Родине, к родному городу, к семье).

-Чтение детьми стихотворений из цикла «Дом, в котором я живу».

Рефлексия

Подведение итогов.

-Скажите нам, ребята, что вы уже знали, но сегодня вспомнили на занятии?

-Что нового узнали?

— Вы видите солнышко, но оно без лучиков. Раскрасьте, пожалуйста, каждый свой лучик определенным цветом:

— красным – если все у меня получилось отлично;

— желтым – если получилось, но не все;

-серым – если ничего не получилось.

Воспитатель

Иванова И.И.

Список использованной литературы

1. Комарова Т.С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. – М, 2015.

2. Турченко В. Дошкольная педагогика. – М.: Флинта; НОУ ВПО МПСИ, 2012.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, 2012 г.

2. https://nsportal.ru

3. http://dou26ugansk.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №92 «Веснушка»

ХантыМансийский автономный округЮгра, г. Сургут

Статья

«Технологическая карта как форма написания НОД»

подготовила

воспитатель

Сайфитдинова Лейсан Рамилевна

г. Сургут

2019

Технологическая карта как форма написания НОД

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273ФЗ «Об

образовании в РФ предоставил педагогическим коллективам возможность

выбора (разработки) образовательных программ. Но какую бы программу не

выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть

направлено на решение следующих задач:

• сохранение здоровья ребѐнка;

• развитие базовых качеств личности;

построение образовательного процесса на основе игры как основного

вида деятельности дошкольника.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное

совершенствование воспитательнообразовательного процесса, которое

воздействует на результаты работы ДОУ.

Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе:

• уход от учебной деятельности (занятий),

•повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей

дошкольного возраста;

включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ,

проектной деятельности, игровых, проблемно обучающих ситуаций в

рамках интеграции образовательных областей.

Воспитатели должны организовывать непрерывную образовательную

деятельность (НОД) в соответствии с требованиями ФГОС ДО – в форме

совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Однако педагог

часто остается единственной центральной фигурой в ходе образовательной

деятельности. На это указывает и тот факт, что уровень речевой активности

детей остается низким даже на занятиях по развитию речи. Причина этого в

немалой степени в том, что воспитатели традиционно используют подробные

конспекты НОД, где картина занятия выстроена в мельчайших деталях

вплоть до возможных ответов детей. Иногда воспитатель не дает детям

высказаться, потому что опасается, что не успеет выполнить то, что задумал.

Но ведь цель НОД – развивать детей, а не исполнять задуманный сценарий.

Актуальность. Сегодня перед педагогами дошкольных учреждений

стоит вопрос: как правильно спроектировать непосредственно

образовательную деятельность в соответствии с ФГОС?

В процессе НОД, как правило, используется сценарий (конспект),

однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь

компонентов. Элементы, этапы планируются по наитию, без четкой целевой

установки и видение перспективы, подчас это лишь набор предлагаемых

детям заданий, в лучшем случае объединенных внешней интригой, сюжетом.

При таком подходе вряд ли можно рассчитывать на высокие результаты

образовательной деятельности бессистемность и нелогичность всегда

негативно отражаются на результате.

Современный педагог должен четко представлять цель и результат

образовательной деятельности, в том числе каждого ее этапа.

Предлагаем педагогам использовать в работе технологическую карту

НОД. Она дает представление об идее и логике образовательной

деятельности, отражает последовательность действий и диалога с детьми, но

не ограничивает воспитателя и детей в импровизации, идеях, свободном

выборе и общении.

Технологическая карта своего рода современная форма планирования

педагогического взаимодействия педагога и воспитанников на занятии. Это

описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности

действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых

результатов. Конструирование технологической карты полезно педагогам,

осваивающим новые методики и технологии, так как её использование

поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать

оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально

распределить время.

Технологическая карта позволит администрации образовательной

организации контролировать выполнение программы и достижение

планируемых результатов, а также осуществлять необходимую

методическую помощь.

НОД как основная форма образовательной деятельности

в детском саду

НОД это ведущая форма организации совместной деятельности

взрослого и детей, которая определяется уровнем

освоения общеобразовательной программы дошкольного образования,

текущей темой; решает конкретные образовательные задачи через

совместную деятельность взрослого (педагога), детей конкретного возраста,

непосредственного окружения ОУ

Как же проводится подготовка к НОД и что следует учитывать?

Подготовка к НОД включает следующие компоненты:

Целевая составляющая (формулирование цели и постановка задач)

Интеграция пяти образовательных областей (соединение знаний из

разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя и

обогащая друг друга при решении дидактических задач особенностей темы

дня, недели, места данного вопроса в теме, уровня подготовленности детей

на данном этапе от простого к сложному;

Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту,

эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).

соответствие и продуманность структуры НОД задачам и сюжетная линия

НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов

перехода от одной части к другой) целесообразность распределения времени;

чередование интеллектуальной и физической деятельности,

дифференцированный подход и вариативность задания.

Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на

совместной деятельности и строится: на субъектной (партнёрской,

равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом не

монологическом) общении взрослого с детьми; на продуктивном

взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской

форме организации образовательной деятельности (возможностью

свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).

Как определяется структура НОД? Структура НОД направлена на

решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных

методов и приемов. Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на

совместной деятельности и строится: на субъектной (партнёрской,

равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом не

монологическом) общении взрослого с детьми; на продуктивном

взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской

форме организации образовательной деятельности (возможностью

свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).

Каковы этапы НОД (структура НОД)?

Рис.1

1. Целеполагание

1.1. Постановка цели

1.2. Формулирование задач для достижения цели

IIтапы реализации НОД

2.1.Мотивационный этап

(вводноорганизационный момент)

2.2. Актуализация знаний

2.3. Восприятие и усвоение Содержательный

нового материала этап

2.4. Рефлексия

Структура НОД.

I. Целепологание

1. Цель НОД это образ желаемого результата (намерение, желание,

устремление, мечты, социальный заказ и др., который

ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий

необходимых и достаточных для их достижения.

2. Формулирование задач для достижения цели (триединство четкое

определение образовательных, воспитательных и развивающих задач) с

учетом интеграции ОО.

II.Этапы реализации НОД

1. Мотивационный этап (вводноорганизационный момент)

предполагает организацию детей, переключение внимания детей на

предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание

эмоционального настроя, точные и четкие установки на

предстоящую деятельность.

2.Актуализация знаний создание ситуации, в которой возникает

необходимость в получении новых представлений и умений.

3.Восприятие и усвоение нового материала этап, на котором

выполняется умственная и практическая деятельность, реализуются все

поставленные задачи; осуществляется индивидуализация обучения

(минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ,

дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый

ребенок достиг результата).

4.Рефлексия подведение итогов и оценка результатов

образовательной деятельности.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из

промышленности. Технологическая карта это технологическая

документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса

изготовления, обработки, производства определенного вида продукции,

производственных операций, применяемого оборудования, временного

режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет собой

проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с

использованием инновационной технологии работы с информацией.

Многие педагоги в своей работе используют различные технологии.

Для того чтобы освоить эти технологии, необходимо найти способ их

детального описания, конструирование НОД в соответствии с выбранной

технологией, либо методикой. Одним из таких способов описания,

является технологическая карта.

Технологическая карта своего рода современная форма планирования

педагогического взаимодействия педагога и воспитанников на занятии. Это

описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности

действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых

результатов. Конструирование технологической карты полезно педагогам,

осваивающим новые методики и технологии, так как её использование

поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать

оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально

распределить время.

Подготавливая НОД, как правило, мы составляем конспект, однако в

нём не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще

всего нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения

постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не

видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа.

Моделирование и проведение занятия с использованием технологической

карты позволяет организовать эффективный образовательный процесс,

обеспечить реализацию личностных умений в соответствии с требованиями

ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку

педагога к занятию.

Технологическая карта занятия это способ графического

проектирования занятия, таблица, позволяющая структурировать его по

выбранным педагогом параметрам.

Использование технологической карты обеспечивает условия для

повышения качества обучения, так как:

образовательный процесс по освоению темы (раздела) проектируется

от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально

познавательная и рефлексивная деятельность детей;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в

практической деятельности.

Технологическая карта позволит администрации образовательной

организации контролировать выполнение программы и достижение

планируемых результатов, а также осуществлять необходимую

методическую помощь.

Параметры технологической карты

Такими параметрами могут быть этапы занятия, его цель, задачи,

предварительная работа, оборудование и материалы, содержание учебного

материала, методы и приемы организации образовательной деятельности

воспитанников, деятельность педагога и деятельность детей.

Форма записи занятия в виде технологической карты дает возможность

максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить

рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания,

методов, средств и видов образовательной деятельности на каждом этапе

занятия. Следующий шаг оценка каждого этапа, правильности отбора

содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их

совокупности.

Технологическая карта должна предусматривать все элементы

образовательной деятельности и подготовки к ней. Конспект как таковой

может входить в технологическую карту, но это не обязательно.

Технологическая карта позволит педагогу

реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

системно формировать у воспитанников целевые ориентиры;

проектировать свою деятельность на определённый период;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов

воспитанниками на каждом этапе освоения темы.

Задача технологической карты отразить так называемый

«деятельностный подход» в образовательном процессе.

На каждом этапе занятия педагог отслеживает свою деятельность и

ожидаемые действия детей.

Технологическую карту занятия можно рассматривать как продукт

мозгового штурма педагога. И для него важен визуальный образ занятия.

Алгоритм составления технологической карты

Технологическая карта может иметь рамочный характер, поэтому может

описывать только основные элементы НОД:

Восприятие и усвоение нового

материала

Элементы технологической карты.

Дата, тема недели, тема НОД фиксируется согласно колендарно

тематическому планированию

Целеполагание. Здесь мы имеем в виду цель, которую воспитатель ставит

перед собой, т. е. это цель образовательной деятельности. Технологическая карта

НОД также включает этап постановки цели для детей.

Цель НОД должна быть актуальной. Например, воспитатель организует

исследовательскую деятельность с целью расширения представлений детей об

объекте или явлении. Но у дошкольников не получается работать совместно: они

конфликтуют, не могут договориться. Какой вывод можно сделать? На данном

этапе актуальнее в этой конкретной группе сформировать навыки бесконфликтного

общения. То есть цель НОД организовать ситуацию, в которой у детей

формируются навыки бесконфликтного общения.

Современный образовательный процесс в ДОО должен быть вариативным и

гибким. Воспитатель может выстраивать его с учетом особенностей группы и

конкретных детей.

Цель должна быть конкретной. Желательно, чтобы цель была одна. Частая

ошибка воспитателей стремление объять необъятное. Они ставят перед собой

столько целей, что достичь их в отведенный на образовательную деятельность

отрезок времени невозможно. Ведь необходимо не только реализовывать

поставленную цель, но и отслеживать, насколько успешно это получается сделать.

Это не значит, что в процессе НОД воспитанники развиваются только в одном

направлении. Интеграция глубоко проникла в образовательный процесс, и дети

развиваются разнонаправленно. Но педагогическая деятельность в ходе НОД

станет более эффективной, если воспитатель сосредоточится на одной конкретной

цели.

Цель должна быть измеримой. Воспитатель не сможет «измерить»

достижение 4–5 целей, когда проводит педагогическое наблюдение. Например, у

какого количества детей наметился прогресс в овладении умением? Какой уровень

самостоятельности проявляют дети, выполняя практические задания? Сколько

детей из группы следуют правилам? А определить, достигнута ли одна цель, ему

под силу.

Цель должна быть достижимой и соотноситься с определенным сроком.

Когда воспитатель планирует образовательную деятельность, не нужно ставить

стратегические цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях

познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать

образовательную ситуацию для развития познавательного интереса. В

последующем анализе воспитатель сможет перечислить эти условия и подтвердить,

что цель НОД достигнута.

Цель НОД должна соотноситься с целью более высокого порядка. Главный

принцип системы планирования – следовать от стратегических целей (целевых

ориентиров) к тактическим, от годовых целей к целям на месяц, неделю,

конкретным целям и задачам каждой образовательной деятельности. Цели и задачи

должны быть взаимосвязаны.

Задачи НОД должны отражать те шаги, которые планирует предпринять

педагог, чтобы достичь поставленной цели. Часто у педагогов задачи это те же

цели, иногда даже шире самой цели, что нелогично. Также неверно цели и задачи

менять на программное содержание. Педагогическая деятельность не может быть

бесцельной.

Задачи НОД представляют собой триединство четкое определение

образовательных, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО:

образовательная: повышать уровень развития ребёнка; воспитательная:

формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения;

развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес,

творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности речь,

память, внимание, воображение, восприятие.

Примечание. При формулировании задач используются глаголы: учить,

формировать, развивать, воспитывать и пр.

Цели и задачи, обозначенные правильно, могут дать общее представление о

планируемой НОД, определить материалы и оборудование, спланировать

предварительную работу.

Мотивационный этап (вводноорганизационный момент)

предполагает организацию детей, переключение внимания детей на

предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального

настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.

Актуализация знаний создание ситуации, в которой возникает

необходимость в получении новых представлений и умений.

Восприятие и усвоение нового материала этап, на котором выполняется

умственная и практическая деятельность, реализуются все поставленные задачи;

осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы,

напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание

условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата).

Рефлексия последний и обязательный этап НОД. Формировать

рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей – важная задача

воспитателя. В конце образовательной деятельности можно и нужно обсуждать:

результат соответствует ли он цели, ожиданиям в начале НОД н может

быть коллективный (У нас получилось?) и индивидуальный (У тебя получилось?);

моменты, которые требуют коррекции (Что хотели бы исправить?);

содержание (Что узнали? О чем расскажете дома?);

способы, последовательность деятельности (Как достигли результата?)

взаимодействие в ходе деятельности: внимание к интересам других,

взаимовыручка;

отношение к происходящему, эмоциональный фон каким

настроением работали?);

перспективы деятельности (Что еще можно сделать? Что хотели бы

еще сделать? Узнать? Какой способ выбрали бы в следующий раз?).

Образец технологической карты НОД

Карточка НОД №___

формирование у детей навыков культуры вежливого общения и

поведения, привычки употреблять слова вежливости.

продолжать расширять представление о вежливых поступках, словах

и их значении

совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать

собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и

фразами; упражнять детей в использовании вежливых слов; развивать

восприятие, воображение, образное мышление

воспитывать потребность в общении со сверстниками, применять

полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях;

воспитывать уважительное, бережное отношение к Родине, родному

городу, своей семье.

ИКТ, презентация «Дом, в котором я живу», презентация из детских

работ «Нарисуем вежливость»: стихизагадки о вежливых славах,

листы с написанными на них вежливыми словами, листы формата А3

для изобразительной деятельности, акварельные краски.

чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». «Плохо». «Три

сына». Чтение стихов на тему «Как вести себя в гостях». Чтение

стихов из книги «Большая книга правил поведения для воспитанных

детей». Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо?». Чтение и

заучивание стихов о родине, родном городе, семье.

Психологический настрой.

Появление воспитателя в образе Доброй Феи со шкатулкой в руках.

Беседа о вежливых словах (анализ имеющихся знаний).

Просьба о помощи героине, о «заполнении шкатулки вежливыми словами»).

Д/и «Доскажи словечко» (вежливые слова).

Физминутка.

усвоение нового

материала

Изобразительная деятельность (совместная работа с родителями)

«Нарисуем вежливость»:

анализ готовых работ (работ других детей на предложенную тему);

непосредственно изобразительная деятельность (совместная с

родителями);

анализ готовых работ;

Беседа с детьми о ситуациях, где проявляют особую вежливость, любовь

(ситуации в течении дня (режимные моменты), ситуации в пассажирском

транспорте, ситуации по отношению к младшим, старшим, проявление

уважения к Родине, к родному городу, к семье).

Чтение детьми стихотворений из цикла «Дом, в котором я живу».

Подведение итогов.

Скажите нам, ребята, что вы уже знали, но сегодня вспомнили на занятии?

Что нового узнали?

Вы видите солнышко, но оно без лучиков. Раскрасьте, пожалуйста,

каждый свой лучик определенным цветом:

красным – если все у меня получилось отлично;

желтым – если получилось, но не все;

серым – если ничего не получилось.

Список использованной литературы

1. Комарова Т.С. Интеграция в воспитательнообразовательной работе детского сада. М,

2015.

2. Турченко В. Дошкольная педагогика. – М.: Флинта; НОУ ВПО МПСИ, 2012.

Использованные материалы и Интернетресурсы

1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, 2012 г.

2. https://nsportal.ru

3. http://dou26ugansk.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти колонку яндекс в приложении яндекс
  • Как можно найти телефон подруги
  • Как найти изменения в эксель
  • Как найти массовую долю углерода в спирте
  • Как найти работу в 2014 году