Тематический контроль выявляет степень
усвоения раздела или темы курса. По результатам
тематического контроля преподаватель делает
вывод о необходимости дополнительной отработки
данной темы или переходит к следующему разделу. В
тематическом контроле наиболее интересна
информация о динамике усвоения учащимися
материала раздела, о степени рациональности
мыслительных процессов или алгоритмов,
использованных для выполнения заданий. Он может
проводиться в форме устного опроса, письменных
контрольных работ, зачётов и педагогических
тестов.
Под тестом понимают задание, в котором
присутствует вопрос, на который имеется эталон
правильного ответа. В закрытых тестах вместе
с вопросом предъявляются несколько ответов,
среди которых имеется правильный ответ. Задачей
преподавателя является составление теста,
отвечающего требованиям, предъявляемым к тестам.
Задачей учащегося является правильный выбор
ответа. Если тест составлен правильно и у
преподавателя есть эталон правильного ответа, то
знания учащимся учебного материала, по которому
составлен тест, будут оценены правильно,
объективно. В открытых тестах учащийся сам
формулирует ответ, а преподаватель сравнивает
его с эталоном правильного ответа.
Составление тестов является трудоемкой и
сложной работой, требующей от преподавателя
больших знаний и опыта практической работы по
составлению и использованию тестов. Наибольшую
трудность вызывает составление тестов для
проверки умений и навыков учащихся. Большинство
тестов, использующихся в настоящее время,
проверяют знания учащихся основных
биологических терминов, понятий и
закономерностей. С помощью тестов легко
проверить следующие группы учебных элементов:
— элементы строения тех или иных биологических
структур;
— состав и количество тех или иных
биологических систем;
— последовательность событий и процессов;
— причинно-следственные связи между событиями;
— названия особенностей и функций тех или иных
веществ и структур;
— содержание терминов, понятий
— прогнозирование результатов тех или иных
воздействий на биологические системы
— вклад ученых в развитие биологии
Цели тематического контроля:
— закрепить знания по теме;
— ликвидировать пробелы в знаниях;
— стимулировать развитие общих способностей;
— систематизировать знания учащихся;
— оптимизировать затраты учебного времени.
При составлении тематических тестов, использую
тесты нескольких типов:
— закрытые тесты с выбором одного правильного
ответа (реже – нескольких правильных ответов; на
установление соответствия и установление
последовательности)
— открытые тесты, требующие формулировки
краткого ответа
— открытые тесты, требующие формулировки
развернутого ответа.
Опыт показывает, что практически любой элемент
содержания в биологии можно представить в виде
тестовых заданий всех рассмотренных форм и
подтипов, причём каждая форма обладает своими
достоинствами и недостатками или является
нейтральной. Например, для контроля усвоения
темы “Многообразие растений и их
классификация. Отделы растений” — 6 класс можно
составить закрытые и открытые тестовые задания.
Спецификация
тематического теста по биологии для учащихся 6
классов общеобразовательных учреждений
Тест по теме: “Многообразие растений и
их классификация. Отделы растений”.
1. Цели тестирования:
- Определить степень усвоения классом и каждым
учеником материала по теме “Многообразие
растений и их классификация. Отделы растений”. - Выявить наиболее трудные для учащихся элементы
содержания по данной теме. - Оценить уровень освоения основных формируемых
предметом видов деятельности на данном этапе
изучения биологии.
2. Содержание теста — Биология. Растения .
Бактерии. Грибы. Лишайники, тема “Многообразие
растений и их классификация. Отделы растений” -13
часов.
3. Тест содержит 15 заданий, которые
различаются как формой представления, так и
уровнем сложности. Работа включает следующие
типы заданий:
- Часть А — тестовые задания множественного
выбора одного ответа из 4 предложенных (12
заданий). - Часть В — тестовые задания множественного
выбора нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов, в том числе одно – на
установление соответствия (2 задания). - Часть С — тестовое задание свободного изложения
(1 задание).
4. Работа охватывает учебный материал темы:
“Многообразие растений и их классификация.
Отделы растений”, изученный в 6 классе по
программе: под редакцией Пономарёвой И.Н., 2008 г.
Природоведение 5-й класс. Биология. 6-11 классы. В
рамках каждого варианта работы проверяется
уровень подготовки школьников по всем элементам
содержания данной темы.
№ п.п. | Число заданий | Проверяемое содержание |
1. | 2 | Многообразие растений :водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные |
2. | 1 | Классификация растений |
3. | 6 | Главные признаки основных отделов |
4.
Итого |
6
15 |
Разнообразие видов. Усложнение растений в процессе эволюции |
5. Документы, определяющие содержание теста:
Содержание работы определяется следующими
документами:
— Федеральный компонент государственного
стандарта основного общего образования по
биологии (Приказ МО от 5 марта 2004 г. №1089).
— Программа среднего (полного) общего
образования по биологии, 5-11 классы. Базовый
уровень / Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко /
Программы для общеобразовательных учреждений.
Природоведение 5- класс. Биология. 6-11-й классы. — М.:
Вентана-Граф, 2008. –С.35-48.
6. Учебник, рекомендуемый для подготовки к
тестированию: Пономарёва И.Н. Биология. Растения.
Бактерии. Грибы. Лишайники, 6-й класс: Учебник для
базового уровня. — М.: Издательский центр
“Вентана-Граф”, 2009. -238 с.
7. Применяемый подход к разработке и
интерпретации педагогического теста –
полиморфный критериально ориентированный тест.
8. Структура теста — расположение заданий
согласно логике предмета.
9.Требования к уровню подготовки
респондента – базовый уровень.
10. Соотношение заданий в варианте по разделам
предмета, видам деятельности и уровням усвоения
знаний — 90%, тестовые задания ориентированы на
фактуальные биологические знания и
репродуктивный уровень усвоения.
11.Средний уровень трудности заданий — 50-80 %;
инструкции по выполнению работы представлены в
тесте; количество вариантов теста — 2.
12. Доминирующая деятельность испытуемого —
письменные тесты.
13. Форма предъявления — бланковые тесты.
14.Форма заданий по способам оценки –
дихотомическая (0/1) — для 1-12 вопросов – части А;
политомическая (0,1,2) – для заданий части В, С.
Задание с выбором ответа (часть А) считается
выполненным, если выбранный учащимся номер
ответа совпадает с верным ответом. Все задания с
выбором ответа оцениваются в 1 балл. Если ученик
выбрал более одного ответа, то задание считается
выполненным неверно. Задание В1 считается
выполнены, если записанный ответ учащегося
совпадает с верным ответом.
За выполнение задания В2 ученик получает 2
балла, если в ответе верно указана
последовательность букв, 1 балл ставится за
ответ, в котором при сохранении
последовательности букв одна буква указана
неверно, 0 баллов – если ответ неверный или
отсутствует.
Число баллов за вопрос части – С (полностью
верный ответ — 2 балла, частично верный – 1 балл,
неверный — 0 баллов). Номера верных ответов на
задания с выбором ответа, верные ответы на
задания с кратким ответом приведены в
“Рекомендациях по проверке и оценке выполнения
заданий”, которые предлагаются к каждому
варианту работы.
Максимальный балл за выполнение всей работы — 18
баллов.
15. Примерное время на выполнение одного
задания составляет:
- для заданий части — А (от 2 до 3 минут);
- для заданий части — В (от 3 до 4 минут);
- для заданий части — С (от 4 до7 минут).
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
16. Критерии оценки:
— при получении16-18 баллов учащийся получает
отметку “5” — отлично;
— при получении 12-15 баллов учащийся получает
отметку ”4” — хорошо;
— при получении 9-11 баллов учащийся получает
отметку “3” — удовлетворительно;
— при получении 8 баллов и менее учащийся
получает отметку “2” — неудовлетворительно.
Вариант 1
Часть А
К каждому заданию дано несколько ответов, из
которых только один верный. Выберите верный, по
вашему мнению ответ. Ответ занесите в бланк
ответов.
А1. Наименьшая единица систематики
растений:
1) вид;
2) род;
3) семейство;
4) класс.
А2. Главным признаком, характерным для
водорослей, является то, что они:
1) обитают в водной среде;
2) не имеют корней;
3) состоят из множества клеток;
4) состоят из одинаковых клеток и не имеют
тканей.
А3. Корни отсутствуют у:
1) мхов;
2) папоротников;
3) плаунов;
4) хвойных.
А4. К красным водорослям относится:
1 ) порфира;
2 ) кладофора;
3 ) ламинария;
4) фокус.
А5. Каково практическое значение мхов?
1) образуют каменный уголь;
2) образуют торф;
3) служат доказательством эволюции растений;
4) входят в состав растительного сообщества.
А6. Половые клетки у сфагнума
образуются:
1) на зелёной части растения;
2) в коробочках со спорами;
3) в спорах;
4) в предростке.
А7. Папоротники относят к высшим
споровым растениям, так как:
1) размножаются спорами;
2) в их развитии происходит чередование
поколений;
3) в процессе фотосинтеза образуют органические
вещества;
4) имеют корни и проводящие сосуды в стебле.
А8. Папоротники — более
высокоорганизованные растения, по сравнению с
водорослями, так как они:
1) имеют хлоропласты в клетках;
2) состоят из тканей и органов;
3) имеют ядро и цитоплазму в клетках;
4) бывают одноклеточными и многоклеточными.
А9. У сосны отсутствуют:
1) плоды;
2) семена;
3) пыльцевые зерна;
4) семязачатки.
А10. Наиболее высокого уровня
организации в процессе эволюции достигли:
1) папоротники;
2) голосеменные;
3) мхи;
4) водоросли.
А11. Семенами размножаются:
1) хвощи и плауны;
2) кукушкин лен и мох сфагнум;
3) папоротники орляк и щитовник;
4) сосна, кипарис, липа.
А12. Покрытосеменные — господствующая
группа растений на Земле, так как имеют:
1) клеточное строение;
2) разнообразные ткани;
3) корень, стебель, листья;
4) наиболее высокий уровень организации.
Часть В
В1. Выберите правильные утверждения.
А) Водоросли относятся к высшим растениям.
Б) Ламинария живёт в северных морях.
B) Ламинария плавает или прикрепляется ко дну
ризоидами.
Г) Красные водоросли способны к фотосинтезу.
Д) В некоторых морских водорослях
накапливается йод.
Е) У спирогиры кольцеобразный незамкнутый
хроматофор.
Ж) Водоросли размножаются вегетативным,
бесполым и половым способами.
Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке
без знаков препинания. Ответы перенесите в бланк
тестирования.
Ответ: _________________
В2. Установите соответствие между
характеристиками растений и группами, которым
они присущи: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Характеристики:
1) первые, наиболее древние растения;
2) господствующая группа растений на Земле;
3) не имеют органов и тканей;
4) имеют вегетативные и генеративные органы;
5) имеют приспособления к опылению,
распространению плодов и семян;
6) тело состоит из одной или множества сходных
клеток
Группы
А) водоросли;
Б) покрытосеменные.
Запишите в таблицу выбранные буквы
Затем перенесите ответ в бланк тестирования,
Часть С1
В чем отличие и в чем преимущество
покрытосеменных растений перед голосеменными ?
Напишите на обратной стороне бланка краткий
ответ, включающий два — три элемента.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Запорожская основная общеобразовательная
школа»
Лекция на тему:
«Методика разработки тестов по биологии»
Учитель биологии:
Сайгина А.В.
п. Запорожское
2017 г.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1.Преимущества тестового контроля
2.Формы тестовых заданий
3.Формулировка содержательной части Т. З.
4.Принципы составления текста задания .
5.Принципы подбора вариантов ответа.
6.Закрытые тестовые задания .
7.Примеры открытых тестовых заданий .
8.Заключение.
Преимущества тестового контроля
Преимущества педагогического тестирования перед экзаменами
– многочисленны и не вызывают сомнения.
·
100 бальная шкала научно
обоснованного тестирования, оценивающая количественно все знания ученика,
позволяет объективнее оценить разницу между подготовленным и неподготовленным учеником,
чем 4-х бальная шкала.
·
итоговый тест отличается
от обычного экзамена большим количеством заданий и охватом всех элементов
содержания учебного материала, что обеспечивает системность и связность
контроля.
·
тест предлагается
участникам в нескольких (2 – 15) параллельных вариантах, равнозначных по
содержанию и трудности задания, поэтому все тестируемые оказываются в равном
положении, тогда как на экзамене может достаться «трудный» или «легкий» билет.
·
оценка теста имеет только
один правильный ответ и поэтому объективна, в отличие от экзамена с его
субъективизмом, когда возникают межличностные отношения между экзаменующим и
экзаменатором.
·
физическая стоимость
тестирования значительно ниже, тестирование вызывает меньшее
тревожноэмоциональное напряжение.
·
тестирование обеспечивает
появление положительных эмоций, так как позволяют ученику ответить хотя бы на
часть вопросов и получить положительное эмоциональное подкрепление.
·
тест является педагогическим
приёмом сохранения здоровья ученика.
·
тесты выявляют не только
уровень подготовки, но и структуру знаний учащихся на содержательном уровне.
·
работа с тестами
способствует развитию у учащихся аналитических способностей, формирует
системное мышление, позволяет лучше усвоить предмет.
·
тесты экономически
выгодны, так как не занимают много времени и не требуют квалификационных
преподавателей.
·
массовое тестирование
позволяет получать сводимые, стандартизированные, независящие от различных
критериев оценивания, сведения об уровне подготовленности учащихся в короткие
сроки подаются обществу, то есть вести мониторинг обучения как по вертикали
(сравнение с региональными показателями) так и по горизонтали (в ряду классов
школ регионов), что позволяет осуществлять государственный и общественный
контроль над качеством образования.
Достоинства тестового контроля неоспоримы и
позволяют считать тесты неотъемлемой частью педагогического процесса, в
частности при обучении биологии.
Формы тестовых заданий
Тестовое задание (ТЗ) – это минимальная законченная
составляющая единица педагогического теста в виде проверочного задания
специфической формы (тестовая форма задания).
Тестовое задание состоит из инструкции для учащихся и
текста задания (содержательной части).
Существует два типа оценки ТЗ:
1)
Дихотомическое ТЗ, когда
оценивается: верно — 1 балл и неверно — 0 баллов.
2)
Политомическое ТЗ, когда
оценивается верный ответ – 2 балла, частично верный – 1 балл, неверный – 0
баллов.
Существует несколько классификаций форм тестовых
заданий, но можно выделить 10 форм ТЗ
К
дихотомическим тестовым заданиям предъявляются следующие требования:
1) задание должно отвечать программным
требованиям и отражать содержание обучения;
2) инструкция должна быть адекватна форме и
содержанию задания, одинакова для всех тестируемых;
3) содержательная часть задания не должна нести
элементов инструкции: слов «укажите», «отметьте», «выделите», «определите»,
«найдите» и т.д.;
4) содержательная часть должна иметь краткую (не
более 250 символов) логическую форму, в ней не должны использоваться
двусмысленные и неясные формулировки, а также придаточные предложения, вводные
фразы, двойное отрицание;
5) в содержательной части и ответах должны быть
исключены по возможности слова «большой», «небольшой», «много», «мало»,
«больше», «меньше», «часто», «редко», «всегда», «никогда»;
6) все варианты ответов грамматически должны быть
согласованы с содержательной частью задания, однородны по содержанию, структуре
и (за редким исключением) примерно одинаковы по количеству слов;
7) все варианты ответов должны быть
рядоположенными понятиями;
варианты ответов должны располагаться в
определенном порядке:
а) по алфавиту;
б) по длине строки;
в) от меньшего к большему или наоборот;
г) в исторической (эволюционной) последовательности;
9) варианты ответов не должны содержать
формулировок «все перечисленные выше», «все утверждения верны», «ни один из
перечисленных ответов», «перечисленные ответы не верны» и т.д., поскольку
обычно такие ответы грубо нарушают грамматическую и логическую конструкцию ТЗ
или несут подсказку;
10)
все повторяющиеся слова
должны быть исключены из ответов и вынесены в содержательную часть задания;
11)
между ответами должны быть
четкие различия, правильный ответ однозначен и не опирается на подсказки;
12)
ни один из дистракторов не
должен быть частично правильным ответом, превращающимся при определенных дополнительных
условиях в правильный ответ;
13)
все дистракторы должны
быть равно привлекательны для испытуемых, не знающих правильного ответа;
14)
место правильного ответа
должно выбираться в случайном порядке;
15)
ответ на поставленный
вопрос не должен зависеть от ответов на предыдущие задания;
16)
среди дистракторов не
должно быть ответов, вытекающих один из другого, заданий, содержащих оценочные
суждения и выясняющих субъективное мнение ученика по какому-либо вопросу;
17)
правила оценки ответов
должны быть одинаковыми для всех тестируемых.
Формулировка содержательной части ТЗ.
При формулировке содержательной части тестовых заданий
выделяют три методических подхода:
1.
Задание в форме вопроса
Пример :
Какой ученый является автором закона гомологических
рядов наследственной изменчивости?
1 – В.И. Вернадский
2 – Н.И.Вавилов
3 – И.В. Мичурин
4 – И.И. Мечников
2. Задание в форме незаконченного предложения
Пример :
Автором закона
гомологических рядов наследственной изменчивости является …
1 – В.И. Вернадский
2 – Н.И.Вавилов
3 – И.В. Мичурин
4 – И.И. Мечников
3. Задание в форме предложения с пропущенным словом
Пример :
Возбудимостью и проводимостью у человека обладает ………
ткань
1 – эпителиальная
2 – мышечная
3 – нервная
4 – соединительная
Принципы составления текста задания
Для облегчения составления текста задания надо
воспользоваться принципами, предложенными В.С. Аванесовым.
I.
Принцип обратимости –
когда меняют местами вопросы и ответы.
Пример 1
Органоидами передвижения у инфузории являются:
1 – реснички
2 – жгутики
3 – псевдоподии
4 – параподии
Пример 1 (обр.)
Реснички являются органоидами передвижения:
1 – инфузории туфельки
2 – амёбы протей
3 – зелёной эвглены
4 – малярийного плазмодия
Пример 2
У покрытосеменных растений эндосперм семени имеет ……… набор
хромосом
1 – полиплоидный
2 – триплоидный
3 – диплоидный
4 – гаплоидный
Пример 2 (обр.)
У покрытосеменных растений триплоидный набор хромосом
имеет
1 – спора
2 – зародыш семени
3 – эндосперм
4 – женский гаметофит
II.
Принцип фасетности содержания – замена одного ( двух, трёх) слов или чисел в
базовом задании, которая превращает его в другое аналогичное по содержанию.
Пример 1
Бабочка капустница (слепень, москит, комар, махаон,
муравей) относится к отряду:
1 – двукрылые
2 – прямокрылые
3 – чешуекрылые
4 – перепончатокрылые
Или Пример 2 по систематике растений
Кукуруза и рожь (хризантема и роза, одуванчик и табак,
кукушкин лён и плаун…) относятся к
1 – одному семейству
2 – разным семействам одного класса
3 – разным классам одного отдела
4 – разным отделам
Пример 3
Малый (большой) круг кровообращения у птиц
(млекопитающих, человека, приматов, парнокопытных) начинается (оканчивается) в
1 – левом желудочке
2 – правом желудочке
3 – левом предсердии
4 – правом предсердии
Принципы подбора вариантов ответа
Подбор вариантов ответов рекомендуется вести в
соответствии с принципами (приёмами) предложенными В.С. Аванесовым.
I.
Принцип однородности вариантов ответов заключается в том, что подбираются
ответы из одного слова, относящиеся к одному роду или виду.
Пример 1
Часть молекулы ДНК, хранящая информацию о первичной
структуре молекулы белка, — это
1 – кодон
2 – нуклеотид
3 – ген
4 – триплет
II.
Принцип кумуляции вариантов ответов означает, что содержание второго ответа
вбирает в себя (аккумулирует) содержание первого, содержание третьего – второго
и т.д.
Пример 1
Среди беспозвоночных животных сердце имеется у
1 – ракообразных
2 – ракообразных и насекомых
3 – ракообразных, насекомых и паукообразных
4 – ракообразных, насекомых, паукообразных и
моллюсков
III.
Принцип сочетания понятий в вариантах ответов – ответы компонуются из сочетаний
слов
Пример 1
К семейству Розоцветных относятся
1 – люцерна и люпин
2 – лапчатка и роза
3 – василёк и ромашка
4 – томат и питуния
Или Пример 2
К семейству Бобовых относятся
1 – люцерна и люпин
2 – лапчатка и роза
3 – василёк и ромашка
4 – томат и питуния
IV. Принцип удвоенного противопоставления
понятий
Пример 1
Безусловные рефлексы являются
1 – врождёнными, общими для вида
2 – врождёнными, индивидуальными
3 – приобретёнными, общими для вида
4 – приобретёнными, индивидуальными
Пример 2
Размножение большинства пресмыкающихся происходит
1 – на суше, оплодотворение наружное
2 – на суше, оплодотворение внутреннее
3 – в воде, оплодотворение внутреннее
4 – в воде, оплодотворение наружное
V. Принцип
градуирования применяют упорядоченное использование ответов по возрастанию
чисел
Пример 1
Число пар ног у насекомого равно
1 – 2
2 – 3
3 – 4
4 – 5
Закрытые тестовые задания по биологии
1.
Тестовые задания
множественного выбора одного правильного ответа на установление соответствия.
Такие задания состоят из 2-х столбцов слов: слева
обычно элементы задающего множества, содержащие постановку проблемы: системы,
обобщения понятия, определение. Справа – элементы подлежащие выбору: части,
элементы, объекты, явления (обычно обозначаются буквами). Учащемуся необходимо
установить соответствие одного столбца элементам другого, при этом ему
предъявляются для выбора готовые варианты ответов.
Пример 1
Найдите соответствие
Семейства цветковых |
Представители |
1 — Злаки 2 — Бобовые 3 — Крестоцветные |
А – Левкой Б – Клевер В – Акация Г – Икотник Д – Горчица Е — Кукуруза |
Ответы: 1) 1Е, 2АГД, 3БВ; 2) 1Е, 2БВ, 3АГД;
3) 1Г, 2БЕ, 3АВД; 4) 1Д, 2АГЕ, 3БВ.
Пример 2
Найдите соответствие
Семейства растений |
Растения |
1 – Сложноцветные 2 – Крестоцветные |
А – Дурман Б – Бодяк полевой В – Чина луговая Г – Пастушья сумка |
Ответы: 1) 1Б, 2Г; 2) 1Б, 2В; 3) 1Г, 2А; 4) 1А, 2В.
Классические тесты на установление соответствия легко
изменяются по принципу фасетности, что позволяет получить много вариантов
однотипных заданий. При этом элементы левого столбца рассматриваются как
постоянные, а правого столбца – как переменные элементы.
Пример 3
Найдите соответствие
Органы |
Растения |
1 – «Стебель», 2 – Стебель, 3 – Стебель, |
А – Хвощ полевой Б – Кукушкин лён В – Щитовник Г – Плаун Д – Лиственница |
Ответы: 1) 1Б, 2АВГ, 3Д; 2) 1АБ, 2ВГ, 3Д;
3) 1Д, 2АБ, 3В; 4) 1АВ, 2ГД, 3Б.
Пример 3 фасетность
Найдите соответствие
Органы |
Растения |
1 – «Стебель», 2 – Стебель, 3 – Стебель, плод, цветок |
А – Мох сфагнум Б – Ель европейская В – Сосна обыкновенная Г – Лиственница Д – Грушанка |
Ответы: 1) 1А, 2БВГ, 3Д; 2) 1АБ, 2ВГ, 3Д;
3) 1Д, 2АБ, 3В; 4) 1АВ, 2ГД, 3Б.
2.
Тестовые задания
множественного выбора на установление последовательности
Инструкция: Расположите события (явления) в правильной
последовательности
Пример 4
Расположите в правильной эволюционной
последовательности ароморфозы наземных растений
А – Появление семени
Б – Появление цветка и плода
В – Образование покровной ткани
Г – Образование проводящей ткани
Ответы: 1) АБВГ; 2) ГБВА; 3) ГВБА; 4) ВГАБ
Пример 5
Укажите правильную пастбищную цепь, включая следующие
объекты: 1 – личинка майского жука, 2 – землеройка, 3 – ласка, 4 – корни сосны,
5 – жужелица.
Ответы: 1) 41523; 2) 54123; 3) 15423; 4) 32415.
3.
Тестовые задания на
установление аналогии
Такие тестовые задания представляют собой три слова,
причём между первыми двумя существует определённая связь. Нужно определить
характер этой связи и найти среди ответов слово, связанное с третьим словом
Пример 6
Найдите аналогию
Растение: Стебель = клетка : ?
Ответы: 1) ядро; 2) хромосома; 3) белок; 4) фрагмент
Пример 7
Найдите аналогию
Вишня : костянка = картофель : ?
Ответы: 1) клубень; 2) корнеплод; 3) ягода; 4)
коробочка
4.
Тестовые задания
множественного выбора нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
Инструкция: Выберите все верные ответы по вашему мнению
Пример 8
В браке мужчины, больного дальтонизмом, и женщины –
носительницы гена дальтонизма в браке будет потомство
1) 100% дочерей здоровы
2) 100% сыновей здоровы
3) 50% сыновей дальтоники
4) 50% дочерей здоровы, но носительницы дальтонизма
5) 100% дочерей здоровы, но носительницы дальтонизма
Пример 9 этот пример с использованием принципа
фасетности
К отряду Чешуекрылые (Жёсткокрылые, Двукрылые,
Перепончатокрылые, Прямокрылые) относятся
1) божья коровка 6) кузнечик
2) капустница 7) оса
3) комар
саранча
4) махаон 9)
шмель
5) муравей 10) шубная
моль
5.
Тестовые задания
альтернативных ответов
В левой стороне даны утверждения, которые верны надо
отвечать «Да», если не верны «Нет»
Пример 10
Растения семейства Лилейные имеют
1 |
Простые листья |
да |
нет |
2 |
Сложные листья |
да |
нет |
3 |
Мочковатую корневую |
да |
нет |
4 |
Стержневую корневую |
да |
нет |
5 |
Число частей |
да |
нет |
6 |
Число частей |
да |
нет |
Ответы: 1-да; 2-нет; 3-да; 4-нет; 5-нет; 6-да
Существуют открытые тестовые задания, где не даётся
готовых ответов
Среди открытых ТЗ различают тестовые задания
дополнения и свободного изложения. Чаще используются типичные открытые ТЗ
дополнения в виде незаконченного предложения с пропущенным словом: задание обычно
формируется в виде утверждения, которое превращается в истинное высказывание,
если ответ правильный, и в ложное высказывание, если ответ неверный. Такие
тесты являются дихотомическими, оцениваются «верно» — 1 балл или «неверно» — 0
баллов.
Правила составления открытых тестов.
1.
Задание формулируется
кратко, просто, однозначно, конкретно, отсутствуют двусмысленные и неясные
формулировки, а также придаточные предложения, вводные фразы, двойное
отрицание.
2.
Каждое задание нацелено
только на одно дополнение – ключевой элемент.
3.
Искомое дополнение
ставится в конце задания или ближе к концу.
4.
Содержательная часть
задания может быть сформулирована в невербально – вербальной форме: рисунок,
схема, график.
5.
При формулировке
правильных ответов надо учесть все синонимы.
6.
Примеры открытых
тестовых заданий на дополнения
Пример 1
У цветковых растений триплоидная ткань семени, содержащая запас
питательных веществ, — это …. (Эндосперм)
Пример 2
Как называются молекулы, в составе которых зашифрована первичная
структура всех белков клетки? (ДНК)
Пример 3
В лесу между берёзами и елями происходит ……(межвидовая) борьба
за существование.
В виде открытого ТЗ дополнения можно сформулировать экологическую,
генетическую или физиологическую задачу.
Пример 4
В пищевой цепи, состоящей из объектов: 1-майский жук, 2-лисица,
3-обыкновенный уж, 4-травяная лягушка, уж является консументом ….. порядка. (третьего)
Пример 5
При скрещивании особей, гомозиготных по двум доминантным аллелям, с
особями, рецессивными по этим аллелям, на доминантного родителя будет походить
….% потомства. (100%)
Некоторые открытые ТЗ дополнения легко видоизменяются по принципу
фасета, особенно в заданиях на систематическую принадлежность.
Пример 6
Плод семянка (костянка, зерновка, боб, стручок) имеют растения
семейства ….
Открытые ТЗ дополнения легко видоизменяются по принципу обратимости в
форме фасета.
Пример 7
Растения семейства Сложноцветные (Крестоцветные, Бобовые, Злаковые)
имеют плод ….
7.
Открытые ТЗ на
установление соответствия.
Пример 8
Найдите соответствие
Компоненты |
Организмы |
1 – Продуценты 2 – Консументы 3 – Редуценты |
А – Рыба Б – Водоросли В – Личинки комара Г – Гнилостные Д – Двустворчатые |
Ответы: 1Б, 2АВД, 3Г
Пример 9
Установите соответствие между грибом и характером его питания
Гриб
Характер питания
А – пеницилл 1 – сапротрофный
Б – фитофтора 2 – паразитический
В – спорынья
Г – дрожжи
Д – головня
Е – шампиньон
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
8. Открытые ТЗ на установление последовательности
Пример 10
Укажите правильную последовательность смены одного растительного
сообщества другим:
А- ельник, Б- осоковое болото, В- березняк, Г- суходольный луг
Ответы:
Б, Г, В, А.
Пример 11
Укажите последовательность цифр в пищевой цепи состоящей из объектов :
1-майский жук, 2-лиса, 3-листья, 4-уж, 5-травяная лягушка
Ответы:
3,1,5,4,2
9. Открытые ТЗ задания дополнения на нахождение
аналогии
Пример 12
Продолжите аналогию
Семянка : подсолнечник = зерновка : ?
Ответ:
пшеница
Заключение
Обладая хорошей методикой владения составления разных
форм тестовых заданий, можно легко составлять разные тестовые задания и
успешно применять при текущем , тематическом , рубежном, итоговом контролях в
учебном процессе.
ЛИТЕРАТУРА
1.Аванесов В.С Композиция тестовых заданий .Учебная книга для
педвузов
М. Адепт 1998—217
с
2.Клайн П. С,
Справочное руководство по конструированию тестов.
Киев 1994 -283 с.
3. Дятлова К .Д.
Разработка заданий в тестовой форме и тестов по биологии
У.М.П. Новосибирск
2008-120с.
4. Тестовый
контроль знаний учащихся по биологии.
Пособие для
учителя В.З. Резникова, А Н.Мягкова
М. Просвещение
1997-152 .с
е
Состав тестовых заданий и правила их составления
Нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверки знаний, знакомство школьников с различными видами тестов и обучение работе с ними.
Тестовое задание – основная составляющая часть теста, которая состоит из инструкции для учащихся, текста задания (вопроса), имеет однозначный правильный ответ и характеризуется набором показателей[1].
Тестовые задания должны быть составлены с учетом определенных правил:
- Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения
- Вопрос должен содержать одну законченную мысль
- Вопрос должен быть четко сформулирован
- Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания
- Следует использовать короткие, простые предложения, без зависимых оборотов
- Реже стоит использовать отрицание в основной части вопроса
- Предпочтительнее использовать длинный вопрос и короткий ответ.
- Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов
Сделать задания разнообразными, значительно менее утомительными и даже интересными поможет вариативность форм представления заданий; она же дает возможность тестирования нескольких сразу специальных умений, например, умения работать с таблицами и немыми рисунками и умения читать графики можно проверить вместе с проверкой знаний по определенной теме.
Вопросы или задания могут быть сформулированы в виде фразы, текста, рисунка, схемы.
Для разных элементов содержания образования подходят разные по форме задания.
Для сложных определений, проверки понимания фактического материала подходит задания альтернативных ответов, для заданий временных, или пространственных явлений – задания на восстановление последовательности.
Важно помнить о целях тестирования: для локальных целей тесты с заданиями одного вида вполне допустимы, тогда как тематическая проверка знаний предполагает использование тестовых заданий разных видов.
Каждый новый вид задания требует обучения работе с ним. На первых этапах применения тестовых заданий важно обучить учащихся работе с каждым новым видом задания.
I. Тестовые задания закрытого типа
Задания закрытого типа включают задания четырех видов: альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия, восстановления последовательности.
Это задания с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.
В педагогике спорным остается вопрос о числе ответов в задании. Предлагаются задания, содержащие от двух до восьми ответов. Экспериментальная проверка тестовых заданий показала, что двух ответов недостаточно, так как в этом случае сильно возрастает вероятность угадывания правильного ответа. В то же время включение в задание шести-восьми ответов также является неэффективным. В этом случае у учащихся уходит много времени на выполнение заданий и теряется одно из ведущих преимуществ нетрадиционных форм проверки – экономия времени. Наиболее целесообразным считается включение в тестовое задание четырех-пяти ответов.
Тестовые задания множественного выбора
1.Задания с выбором одного правильного ответа
По форме такие задания могут быть разнообразными. Чаще всего они требуют утвердительного ответа на вопрос.
Легче всего обучающиеся справляются с заданиями в которых даются определения и предлагается выбрать их названия.
Например:
Цитология – наука, изучающая строение и функции
- клеток
- тканей
- органов
- молекул
Группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, функцией и происхождением называется
1) тканью
2) органом
3)системой органов
4)прослойкой между органами
В животной клетке, в отличие от растительной, имеются
- пластиды
- вакуоли с клеточным соком
- клеточный центр
- хромопласты
Функцию обмена веществ между клетками и межклеточным веществом выполняет
- ядро
- аппарат Гольджи
- плазматическая мембрана
- цитоплазма
Округлые тельца, внутри которых находятся ферменты – это
- лизосомы
- рибосомы
- митохондрии
- ядро
Носителями наследственных свойств организма, передающихся от родителей потомству, являются
- белки
- углеводы
- хромосомы
- хроматиды
Значительно сложнее задания, в которых дается термин, а необходимо выбрать его правильное определение.
Например:
Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции, называются
- гормонами
- ферментами
- катализаторами
- индикаторами
- мономерами
Скопления отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы называются
- нервами (нервными волокнами)
- нервными узлами (ганглиями)
- нервными окончаниями
- нервными импульсами
Иногда в вопрос включается отрицательная частица «НЕ», слова «нельзя», «НЕ следует».При выполнении заданий этого типа школьники часто не обращают внимание на отрицание в вопросе. Чтобы привлечь внимание к отрицанию вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом.
Например:
Какие функции НЕ выполняют гормоны?
- Обеспечивают рост и развитие организма
- Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
- Обеспечивают гомеостаз
- Обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве
- Контролируют процессы обмена веществ
Какие железы НЕЛЬЗЯ отнести к экзокринным?
- потовые железы
- печень
- сальные железы
- надпочечники
НЕ следует относить к соединительной ткани
- кровь
- связки
- сухожилия
- сердце
Среди заданий с выбором одного ответа наиболее сложны тесты, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак. Например основную причину биологического явления или процесса, значение органа и т. д. Ученику в этом случае предстоит определить наиболее точный ответ. Подобные тесты позволяют выявить полноту и глубину знаний, учат анализировать явления и процессы, выделять главное. Их можно использовать для проверки повышенного уровня усвоения.
Например:
Свойства молекулы белка зависят от ее:
- первичной структуры
- вторичной структуры
- третичной структуры
- четвертичной структуры
В чем состоит главное значение выделения пота для организма?
- В закупорке пор
- В увлажнении кожи
- В обезвоживании организма, защите от микробов
- В выведении из организма солей и излишка воды, в регуляции температуры тела
Основная функция крови
- защитная
- транспортная
- регуляция температуры тела
- гуморальная
Может быть использован вариант тестовых заданий на определение последовательности событий. Обучающимся предлагается несколько ответов с заданной последовательностью явлений и предлагается определить правильную.
Например:
Каков путь передачи нервного импульса в центральную нервную систему?
- От рецептора к → чувствительному нейрону → центральной нервной системе.
- От чувствительного нейрона к → рецептору → центральной нервной системе.
- От рецептора к → двигательному нейрону → центральной нервной системе.
- От двигательного нейрона к → вставочному нейрону → центральной нервной системе.
Тестовые задания на установление последовательности процессов и явлений в живой природе позволяют проверить умение обучающихся устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами, таксонами. Наиболее простые задания этого типа можно давать в начале изучения курса для определения уровня общеобразовательной подготовки учащихся.
Например:
В пищеварительной системе человека желудок располагается вслед за:
1) пищеводом
2) тонкой кишкой
3) глоткой
4)тонкой кишкой
В процессе мейоза профаза второго деления наступает после:
1) интерфазы
2) метафазы первого деления
3) телофазы первого деления
4) анафазы первого деления
2.Задания с выбором нескольких правильных ответов.
Наиболее простым при этом будет тип задания, когда правильным будет любой порядок записи вариантов ответов.
Например:
Чем животные отличаются от растений?
- Состоят из клеток
- Тесно связаны со средой обитания
- Питаются готовыми органическими веществами
- Сами создают готовые органические вещества из неорганических.
- Обладают рефлекторной деятельностью.
Белки выполняют в организме
- строительную функцию
- ферментативную функцию
- двигательную функцию
- транспортную функцию
- терморегуляторную функцию
Ткань – это группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим
- строением
- функцией
- местом расположения
- происхождением
Жировая соединительная ткань выполняет
- запасающую функцию
- опорную функцию
- защитную функцию
- сократительную функцию
- дыхательную функцию
Клетка – это элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к
- самообновлению
- саморегуляции
- самообразованию
- самовоспроизведению
- самосовершенствованию
Тестовые задания на восстановление последовательности
Вопрос может требовать выбора нескольких правильных ответов, при этом предусматривается соблюдение строго определенной последовательности в записи ответа.
Это требуется чаще всего в тех случаях, когда из данных в беспорядке ответов определить последовательность биологических процессов или явлений.
Например:
Как происходит митоз в клетке?
- Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.
- Хроматиды расходятся к полюсам клетки.
- Происходит спирализация ДНК, хромосомы становятся компактными.
- К хромосомам прикрепляются нити веретена деления.
- В клетке возникает поперечная перегородка.
- Вокруг хромосом формируется ядерная оболочка.
Правильный ответ: 3.1.4.2.5.6.
Если порядок букв будет другим, значит ответ неправильный.
Как кислород поступает в клетки тела?
- Из легких кислород проникает в капилляры легочных пузырьков.
- Через носоглолотку, трахею, бронхи кислород поступает в легкие.
- Из капилляров кислород вместе с кровью поступает в легочные вены.
- Из левого желудочка кровь, насыщенная кислородом, поступает в аорту.
- Из легочной вены обогащенная кислородом кровь течет в левое предсердие.
- Аорта ветвится, образуется сеть артерий и капилляров, капилляры снабжают клетки тела кислородом.
- Из левого предсердия кровь попадает в левый желудочек.
Правильный ответ: 2.1.3.5.7.4.6.
. Тестовые задания на установление соответствия
Задания, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества, можно назвать заданиями на установление соответствия.
1. Тестовые задания на классификацию объектов и процессов
Задания, в которых даются только правильные ответы, а требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу, относятся к разряду сложных.
Например:
Назовите признаки, которые характеризуют митоз и мейоз. Соответствующие буквы впишите в таблицу.
- После интерфазы клетка делится один раз.
- 2) после одной интерфазы клетка делится два раза.
- В профазе первого деления происходит коньюгация хромосом.
- Коньюгация хромосом в профазе не происходит.
- Образуются две клетки с таким же числом хромосом, как и в материнской клетке.
- Образуются четыре клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом.
Определите место расположения костной, хрящевой, волокнистой соединительных тканей.
- скелет
- органы дыхания
- ушная раковина
- связки
- сухожилия
- дерма
- прослойки между органами
костная |
1. |
хрящевая |
1.2.3. |
волокнистая |
4.5.6.7. |
Определите функции рибосом, лизосом, митохондрий и укажите особенности их строения
- плотные тельца, содержащие белок и РНК
- уплощенные тельца с внутренними складками (кристами)
- округлые тельца, внутри которых находятся ферменты
- в них синтезируется белок
- они расщепляют белки, жиры, углеводы
- в них синтезируется вещество, богатое энергией (АТФ)
рибосомы |
1.4. |
лизосомы |
3.5. |
митохондрии |
2.6. |
Определите, в каких сосудах течет венозная, а в каких артериальная кровь.
- в венах малого круга
- в венах большого круга
- в артериях большого круга
- в артериях малого круга
артериальная кровь |
1.3. |
венозная кровь |
2.4. |
Тестовые задания альтернативных ответов
Задания альтернативных ответов АО (верно – неверно, правильно – неправильно), являются самыми простыми, но не самыми распространенными при составлении тестов. Это связано со специфичностью того материала, которому соответствует эта форма заданий.
Задания альтернативных ответов применяют для оценки одного элемента знаний. Использование таких заданий в виде отдельного вопроса часто приводит к возможности на 50 % отгадать правильный ответ на вопрос. Взятые отдельно вопросы альтернативных ответов не очень эффективны. Эта форма наиболее целесообразна при использовании заданий в серии, когда для одного элемента знания задается несколько вопросов.
Задания в форме АО подходят для выявления уровня овладения определениями различной сложности, сложными процессами, теми элементами знаний, которые могут быть структурированы или разбиты на более мелкие. Вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения.
Например:
Инструкция. Обведи ответ «да» или «нет». (Если ты согласен с утверждением – обведи кружком «да» в окошке таблицы ответов, а если не согласен – обведи «нет»).
Вопрос 1. Гормоны – биологически активные вещества…
Варианты ответа:
да |
нет |
— выделяемые железами внутренней секреции |
да |
нет |
— действующие только на живые клетки |
да |
нет |
— действующие на определенные органы-мишени |
да |
нет |
— обладающие низкой биологической активностью |
да |
нет |
— обеспечивающие гомеостаз |
Ответ: да – да – да – да – нет – да.
Вопрос 2. Введение инсулина в кровь человека…
Варианты ответа:
да |
нет |
— уменьшает синтез гликогена |
да |
нет |
— увеличивает потребление глюкозы мышцами |
да |
нет |
— усиливает распад гликогена |
да |
нет |
— увеличивает концентрацию глюкозы в крови |
Ответ: нет – да — нет – нет.
Задания в форме альтернативных ответов представленные в виде серии заданий могут быть эффективно использованы для текущей и итоговой проверки знаний. Их можно назвать заданиями на определение правильности суждения.
II. Тестовые задания открытого типа
Задания обычно сформулировано так, что готового ответа нет. Каждому испытуемому во время тестирования ответ приходится вписывать самому, в отведенном для этого месте. После дополнения задания определенным ответом получается истинное или ложное высказывание.
В свою очередь задания открытого вида делятся на подгруппы, в зависимости от обстоятельности предполагаемого ответа Принципиальной разницы между заданиями с коротким и заданиями с расширенным ответом нет, поскольку технологически эти задания идентичны, и способы формализации ответов, которые при этом могут быть использованы, также схожи.
Задания свободного изложения (свободного конструирования)
Такие задания предполагают свободные ответы по сути задания. Формулировки заданий должны обеспечивать наличие одного правильного ответа. Основным требованием к заданиям такого типа является формализация ответа на задание.
Например:
Инструкция. Закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ.
Вопрос 1. Вставьте пропущенные слова в текст о процессах жизнедеятельности, протекающих в клетке.
« Разнообразные вещества проникают в клетку через …. Синтез белков из аминокислот осуществляется в …, а сложные углеводы и липиды синтезируются в …. Молекулы белков, жиров и углеводов окисляются в …. При этом освобождается энергия, которая запасается в молекулах …».
Вопрос 2. Вставьте в текст пропущенные слова о строении и функциях белков.
«Белки – сложные органические вещества, …. Они состоят из мономеров — …. Аминокислоты располагаются в молекуле белка в определенной последовательности, чем определяется его … структура. Закрученная в спираль полипептидная цепь представляет собой … структуру. Благодаря чему молекула приобретает компактную форму. Функции белков чрезвычайно разнообразны. Из белков состоят органоиды клетки. Клеточные мембраны. Это … функция. Белки ускоряют химические реакции в клетке, выполняя … функцию, способствуют перемещению веществ, выполняя … функцию».
Задания дополнения (задачи с ограничением на ответы)
В этих заданиях испытуемые должны также самостоятельно давать ответы на вопросы. Однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания. Обычно инструкция для заданий дополнения выглядит так: вместо каждого многоточия впишите только одно слово, символ, знак.
Например:
Инструкция. Впиши пропущенное слово (впиши ответ в отведенное место; одному пропуску соответствует только одно слово).
Вопрос 1. Группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением, называется … (тканью).
Вопрос 2. Гистология – это наука о … (тканях).
Вопрос 3. Плотно прилегающие друг к другу клетки, небольшое количество межклеточного вещества характеризуют … ткань. (эпителиальную).
Вопрос 4. Клетки расположены рыхло, хорошо развито межклеточное вещество – это характеристика … ткани. (соединительной).
Вопрос 5. В основе развития организма лежит заложенная предковыми формами совокупность наследственных признаков и свойств — … . (генотип).
Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются: краткость и однозначность ответов;
необходимость воспроизведения ответа по памяти;
простота проверки.
В биологии подобные задания часто включаются в терминологические диктанты. Тогда они используются с целью лучшего запоминания и проверки усвоения специфической терминологии. Диктанты с заданиями дополнения и свободного изложения могут быть многократно изменены.
Таким образом, тестовые формы и методы проверки знаний и умений обучающихся чрезвычайно многообразны, их можно широко использовать как для текущего, так и для итогового контроля. Из тестовых заданий составляются тесты применимые также для проведения тематических зачетов, для выявления успешности усвоения знаний и овладения умениями за четверть, полугодие, год. Повышению достоверности полученных результатов способствует применение разнообразных тестовых заданий в сочетании с практической проверкой знаний и умений обучающихся.
[1] А. Н. Майоров «Теория и практика создания тестов для системы образования» Народное образование 2000
Лекция на тему:
«Методика разработки
тестов по биологии»
Подготовила:
Трусова Татьяна Сергеевна
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1.Преимущества тестового контроля.
2.Формы тестовых заданий.
3.Формулировка содержательной части.
4.Принципы составления текста задания .
5.Принципы подбора вариантов ответа.
6.Закрытые тестовые задания .
7.Примеры открытых тестовых заданий .
8.Заключение. Преимущества тестового контроля
Преимущества педагогического тестирования многочисленны и не вызывают
сомнения.
тест предлагается участникам в нескольких (2 – 15) параллельных вариантах,
равнозначных по содержанию и трудности задания, поэтому все тестируемые
оказываются в равном положении.
оценка теста имеет только один правильный ответ и поэтому объективна.
физическая стоимость тестирования значительно ниже, тестирование вызывает
меньшее тревожноэмоциональное напряжение.
тестирование обеспечивает появление положительных эмоций, так как позволяют
ученику ответить хотя бы на часть вопросов и получить положительное
эмоциональное подкрепление.
тест является педагогическим приёмом сохранения здоровья ученика.
тесты выявляют не только уровень подготовки, но и структуру знаний учащихся
на содержательном уровне.
работа с тестами способствует развитию у учащихся аналитических способностей,
формирует системное мышление, позволяет лучше усвоить предмет.
массовое тестирование позволяет получать сводимые, стандартизированные,
независящие от различных критериев оценивания, сведения об уровне
подготовленности учащихся в короткие сроки подаются обществу, то есть вести
мониторинг обучения как по вертикали (сравнение с региональными показателями)
так и по горизонтали (в ряду классов школ регионов), что позволяет осуществлять
государственный и общественный контроль над качеством образования.
Достоинства тестового контроля неоспоримы и позволяют считать тесты
неотъемлемой частью педагогического процесса, в частности при обучении биологии.
Формы тестовых заданий
Тестовое задание (ТЗ) – это минимальная законченная составляющая единица
педагогического теста в виде проверочного задания специфической формы (тестовая
форма задания).
Тестовое задание состоит из инструкции для учащихся и текста задания
(содержательной части).
Существует два типа оценки ТЗ:
1) Дихотомическое ТЗ, когда оценивается: верно 1 балл и неверно 0 баллов.
2) Политомическое ТЗ, когда оценивается верный ответ – 2 балла, частично
верный – 1 балл, неверный – 0 баллов.
2 Существует несколько классификаций форм тестовых заданий, но можно
выделить 10 форм ТЗ
Тестовые задания
Закрытые
(наличие готовых ответов)
Открытые
(отсутствие готовых ответов)
множественного
выбора одного
ответа
множественного
выбора нескольких
ответов
дополнения
свободного
изложения
типичные
на соответствие
типичные
на соответствие
на аналогию
на аналогию
на последовательность
на последовательность
К дихотомическим тестовым заданиям предъявляются следующие требования:
1)задание должно отвечать программным требованиям и отражать содержание
обучения;
2)инструкция должна быть адекватна форме и содержанию задания, одинакова
для всех тестируемых;
3)содержательная часть задания не должна нести элементов инструкции: слов
«укажите», «отметьте», «выделите», «определите», «найдите» и т.д.;
4)содержательная часть должна иметь краткую (не более 250 символов)
логическую форму, в ней не должны использоваться двусмысленные и неясные
формулировки, а также придаточные предложения, вводные фразы, двойное
отрицание;
5)в содержательной части и ответах должны быть исключены по возможности
слова «большой», «небольшой», «много», «мало», «больше», «меньше», «часто»,
«редко», «всегда», «никогда»;
6)все варианты ответов грамматически должны быть согласованы с
содержательной частью задания, однородны по содержанию, структуре и (за редким
исключением) примерно одинаковы по количеству слов;
3 7)все варианты ответов должны быть рядоположенными понятиями;
8)варианты ответов должны располагаться в определенном порядке:
а) по алфавиту;
б) по длине строки;
в) от меньшего к большему или наоборот;
г) в исторической (эволюционной) последовательности;
9)варианты ответов не должны содержать формулировок «все перечисленные
выше», «все утверждения верны», «ни один из перечисленных ответов»,
«перечисленные ответы не верны» и т.д., поскольку обычно такие ответы грубо
нарушают грамматическую и логическую конструкцию ТЗ или несут подсказку;
10) все повторяющиеся слова должны быть исключены из ответов и вынесены в
содержательную часть задания;
11) между ответами должны быть четкие различия, правильный ответ однозначен
и не опирается на подсказки;
12) ни один из дистракторов не должен быть частично правильным ответом,
превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный ответ;
13) все дистракторы должны быть равно привлекательны для испытуемых, не
знающих правильного ответа;
14) место правильного ответа должно выбираться в случайном порядке;
15) ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от ответов на предыдущие
задания;
16) среди дистракторов не должно быть ответов, вытекающих один из другого,
заданий, содержащих оценочные суждения и выясняющих субъективное мнение
ученика по какомулибо вопросу;
17) правила оценки ответов должны быть одинаковыми для всех тестируемых.
При формулировке содержательной части тестовых заданий выделяют три
Формулировка содержательной части.
методических подхода:
1. Задание в форме вопроса
Пример :
Какой ученый является автором закона гомологических рядов
наследственной изменчивости?
1 – В.И. Вернадский
2 – Н.И.Вавилов
3 – И.В. Мичурин
4 – И.И. Мечников
2. Задание в форме незаконченного предложения
Пример :
Автором закона гомологических рядов наследственной изменчивости
является …
1 – В.И. Вернадский
2 – Н.И.Вавилов
4 3 – И.В. Мичурин
4 – И.И. Мечников
3. Задание в форме предложения с пропущенным словом
Пример :
Возбудимостью и проводимостью у человека обладает ……… ткань
1 – эпителиальная
2 – мышечная
3 – нервная
4 – соединительная
Принципы составления текста задания
Для облегчения составления текста задания надо воспользоваться принципами,
предложенными В.С. Аванесовым.
I. Принцип обратимости – когда меняют местами вопросы и ответы.
Пример 1
Органоидами передвижения у инфузории являются:
1 – реснички
2 – жгутики
3 – псевдоподии
4 – параподии
Пример 1 (обр.)
Реснички являются органоидами передвижения:
1 – инфузории туфельки
2 – амёбы протей
3 – зелёной эвглены
4 – малярийного плазмодия
Пример 2
У покрытосеменных растений эндосперм семени имеет ……… набор хромосом
1 – полиплоидный
2 – триплоидный
3 – диплоидный
4 – гаплоидный
Пример 2 (обр.)
У покрытосеменных растений триплоидный набор хромосом имеет
1 – спора
2 – зародыш семени
3 – эндосперм
4 – женский гаметофит
II. Принцип фасетности содержания – замена одного ( двух, трёх) слов или чисел
в базовом задании, которая превращает его в другое аналогичное по содержанию.
Пример 1
Бабочка капустница (слепень, москит, комар, махаон, муравей) относится к
отряду:
5 1 – двукрылые
2 – прямокрылые
3 – чешуекрылые
4 – перепончатокрылые
Или Пример 2 по систематике растений
Кукуруза и рожь (хризантема и роза, одуванчик и табак, кукушкин лён и
плаун…) относятся к
1 – одному семейству
2 – разным семействам одного класса
3 – разным классам одного отдела
4 – разным отделам
Пример 3
Малый (большой) круг кровообращения у птиц (млекопитающих, человека,
приматов, парнокопытных) начинается (оканчивается) в
1 – левом желудочке
2 – правом желудочке
3 – левом предсердии
4 – правом предсердии
Подбор вариантов ответов рекомендуется вести в соответствии с принципами
Принципы подбора вариантов ответа
(приёмами) предложенными В.С. Аванесовым.
I.
Принцип однородности вариантов ответов заключается в том, что
подбираются ответы из одного слова, относящиеся к одному роду или виду.
Пример 1
Часть молекулы ДНК, хранящая информацию о первичной структуре
молекулы белка, это
1 – кодон
2 – нуклеотид
3 – ген
4 – триплет
II. Принцип кумуляции вариантов ответов означает, что содержание второго
ответа вбирает в себя (аккумулирует) содержание первого, содержание третьего –
второго и т.д.
Пример 1
Среди беспозвоночных животных сердце имеется у
1 – ракообразных
2 – ракообразных и насекомых
3 – ракообразных, насекомых и паукообразных
4 – ракообразных, насекомых, паукообразных и моллюсков
6 III. Принцип сочетания понятий в вариантах ответов – ответы компонуются из
сочетаний слов
Пример 1
К семейству Розоцветных относятся
1 – люцерна и люпин
2 – лапчатка и роза
3 – василёк и ромашка
4 – томат и питуния
Или Пример 2
К семейству Бобовых относятся
1 – люцерна и люпин
2 – лапчатка и роза
3 – василёк и ромашка
4 – томат и питуния
IV. Принцип удвоенного противопоставления понятий
Пример 1
Безусловные рефлексы являются
1 – врождёнными, общими для вида
2 – врождёнными, индивидуальными
3 – приобретёнными, общими для вида
4 – приобретёнными, индивидуальными
Пример 2
Размножение большинства пресмыкающихся происходит
1 – на суше, оплодотворение наружное
2 – на суше, оплодотворение внутреннее
3 – в воде, оплодотворение внутреннее
4 – в воде, оплодотворение наружное
V. Принцип градуирования применяют упорядоченное использование ответов по
возрастанию чисел
Пример 1
Число пар ног у насекомого равно
1 – 2
2 – 3
3 – 4
4 – 5
Закрытые тестовые задания по биологии
7 1.
Тестовые задания множественного выбора одного правильного
ответа на установление соответствия.
Такие задания состоят из 2х столбцов слов: слева обычно элементы задающего
множества, содержащие постановку проблемы: системы, обобщения понятия,
определение. Справа – элементы подлежащие выбору: части, элементы, объекты,
явления (обычно обозначаются буквами). Учащемуся необходимо установить
соответствие одного столбца элементам другого, при этом ему предъявляются для
выбора готовые варианты ответов.
Пример 1
Найдите соответствие
Семейства цветковых растений
1 Злаки
2 Бобовые
3 Крестоцветные
Представители
А – Левкой
Б – Клевер
В – Акация
Г – Икотник
Д – Горчица
Е Кукуруза
Ответы: 1) 1Е, 2АГД, 3БВ; 2) 1Е, 2БВ, 3АГД;
3) 1Г, 2БЕ, 3АВД; 4) 1Д, 2АГЕ, 3БВ.
Пример 2
Найдите соответствие
Семейства растений
1 – Сложноцветные (Астровые)
2 – Крестоцветные (Капустные)
Растения
А – Дурман обыкновенный
Б – Бодяк полевой
В – Чина луговая
Г – Пастушья сумка
Ответы: 1) 1Б, 2Г; 2) 1Б, 2В; 3) 1Г, 2А; 4) 1А, 2В.
Классические тесты на установление соответствия легко изменяются по
принципу фасетности, что позволяет получить много вариантов однотипных заданий.
При этом элементы левого столбца рассматриваются как постоянные, а правого
столбца – как переменные элементы.
Пример 3
Найдите соответствие
Органы
1 – «Стебель», «листья»
2 – Стебель, листья, корень
3 – Стебель, листья, корень, семя
Растения
А – Хвощ полевой
Б – Кукушкин лён
В – Щитовник мужской
Г – Плаун булавовидный
Д – Лиственница сибирская
Ответы: 1) 1Б, 2АВГ, 3Д; 2) 1АБ, 2ВГ, 3Д;
8 3) 1Д, 2АБ, 3В; 4) 1АВ, 2ГД, 3Б.
Пример 3 фасетность
Найдите соответствие
Органы
1 – «Стебель», «листья»
2 – Стебель, листья, корень
3 – Стебель, листья, корень, семя
плод, цветок
Растения
А – Мох сфагнум
Б – Ель европейская
В – Сосна обыкновенная
Г – Лиственница сибирская
Д – Грушанка круглолистная
Ответы: 1) 1А, 2БВГ, 3Д; 2) 1АБ, 2ВГ, 3Д;
3) 1Д, 2АБ, 3В; 4) 1АВ, 2ГД, 3Б.
2.
Тестовые задания множественного выбора на установление
последовательности
Инструкция: Расположите события (явления) в правильной последовательности
Пример 4
Расположите в правильной эволюционной последовательности ароморфозы
наземных растений
А – Появление семени
Б – Появление цветка и плода
В – Образование покровной ткани
Г – Образование проводящей ткани
Ответы: 1) АБВГ; 2) ГБВА; 3) ГВБА; 4) ВГАБ
Пример 5
Укажите правильную пастбищную цепь, включая следующие объекты: 1 –
личинка майского жука, 2 – землеройка, 3 – ласка, 4 – корни сосны, 5 – жужелица.
Ответы: 1) 41523; 2) 54123; 3) 15423; 4) 32415.
Тестовые задания на установление аналогии
3.
Такие тестовые задания представляют собой три слова, причём между первыми
двумя существует определённая связь. Нужно определить характер этой связи и
найти среди ответов слово, связанное с третьим словом
Пример 6
Найдите аналогию
Растение: Стебель = клетка : ?
Ответы: 1) ядро; 2) хромосома; 3) белок; 4) фрагмент
9 Пример 7
Найдите аналогию
Вишня : костянка = картофель : ?
Ответы: 1) клубень; 2) корнеплод; 3) ягода; 4) коробочка
4.
Тестовые задания множественного выбора нескольких правильных
ответов из предложенных вариантов
Инструкция: Выберите все верные ответы по вашему мнению
Пример 8
В браке мужчины, больного дальтонизмом, и женщины – носительницы гена
дальтонизма в браке будет потомство
1) 100% дочерей здоровы
2) 100% сыновей здоровы
3) 50% сыновей дальтоники
4) 50% дочерей здоровы, но носительницы дальтонизма
5) 100% дочерей здоровы, но носительницы дальтонизма
Пример 9 этот пример с использованием принципа фасетности
К отряду Чешуекрылые (Жёсткокрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые,
Прямокрылые) относятся
1) божья коровка 6) кузнечик
2) капустница 7) оса
3) комар саранча
4) махаон 9) шмель
5) муравей 10) шубная моль
Тестовые задания альтернативных ответов
5.
В левой стороне даны утверждения, которые верны надо отвечать «Да», если не
верны «Нет»
Пример 10
Растения семейства Лилейные имеют
1 Простые листья
2 Сложные листья
3 Мочковатую корневую систему
4 Стержневую корневую систему
5 Число частей цветка, кратное 4 или 5
6 Число частей цветка, кратное 3
Ответы: 1да; 2нет; 3да; 4нет; 5нет; 6да
да
да
да
да
да
да
нет
нет
нет
нет
нет
нет
Существуют открытые тестовые задания, где не даётся готовых ответов
Среди открытых ТЗ различают тестовые задания дополнения и свободного
изложения. Чаще используются типичные открытые ТЗ дополнения в виде
10 незаконченного предложения с пропущенным словом: задание обычно формируется в
виде утверждения, которое превращается в истинное высказывание, если ответ
правильный, и в ложное высказывание, если ответ неверный. Такие тесты являются
дихотомическими, оцениваются «верно» 1 балл или «неверно» 0 баллов.
Правила составления открытых тестов.
1.
просто,
Задание формулируется кратко,
конкретно,
отсутствуют двусмысленные и неясные формулировки, а также
придаточные предложения, вводные фразы, двойное отрицание.
однозначно,
2. Каждое задание нацелено только на одно дополнение – ключевой элемент.
3. Искомое дополнение ставится в конце задания или ближе к концу.
4. Содержательная часть задания может быть сформулирована в невербально –
вербальной форме: рисунок, схема, график.
5. При формулировке правильных ответов надо учесть все синонимы.
6.
Примеры открытых тестовых заданий на дополнения
Пример 1
У цветковых растений триплоидная ткань семени, содержащая запас
питательных веществ, это …. (Эндосперм)
Пример 2
Как называются молекулы, в составе которых зашифрована первичная структура
всех белков клетки? (ДНК)
Пример 3
В лесу между берёзами и елями происходит ……(межвидовая) борьба за
существование.
В виде открытого ТЗ дополнения можно сформулировать экологическую,
генетическую или физиологическую задачу.
Пример 4
В пищевой цепи, состоящей из объектов: 1майский жук, 2лисица, 3
обыкновенный уж, 4травяная лягушка, уж является консументом ….. порядка.
(третьего)
Пример 5
При скрещивании особей, гомозиготных по двум доминантным аллелям, с
особями, рецессивными по этим аллелям, на доминантного родителя будет походить
….% потомства. (100%)
Некоторые открытые ТЗ дополнения легко видоизменяются по принципу фасета,
особенно в заданиях на систематическую принадлежность.
Пример 6
Плод семянка (костянка, зерновка, боб, стручок) имеют растения семейства ….
11 Открытые ТЗ дополнения легко видоизменяются по принципу обратимости в
форме фасета.
Пример 7
Растения семейства Сложноцветные (Крестоцветные, Бобовые, Злаковые) имеют
плод ….
7.
Открытые ТЗ на установление соответствия.
Пример 8
Найдите соответствие
Компоненты биоценоза
1 – Продуценты
2 – Консументы
3 – Редуценты
Ответы: 1Б, 2АВД, 3Г
Пример 9
Организмы
А – Рыба
Б – Водоросли
В – Личинки комара
Г – Гнилостные бактерии
Д – Двустворчатые моллюски
Установите соответствие между грибом и характером его питания
Гриб Характер питания
А – пеницилл 1 – сапротрофный
Б – фитофтора 2 – паразитический
В – спорынья
Г – дрожжи
Д – головня
Е – шампиньон
Б
А
В
Г
Д
Е
8. Открытые ТЗ на установление последовательности
Пример 10
Укажите правильную последовательность смены одного растительного
сообщества другим:
А ельник, Б осоковое болото, В березняк, Г суходольный луг
Ответы: Б, Г, В, А.
Пример 11
Укажите последовательность цифр в пищевой цепи состоящей из объектов :
1майский жук, 2лиса, 3листья, 4уж, 5травяная лягушка
Ответы: 3,1,5,4,2
12 9. Открытые ТЗ задания дополнения на нахождение аналогии
Пример 12
Продолжите аналогию
Семянка : подсолнечник = зерновка : ?
Ответ: пшеница
Заключение
Обладая хорошей методикой владения составления разных форм тестовых
заданий, можно легко составлять разные тестовые задания и успешно применять при
текущем , тематическом , рубежном, итоговом контролях в учебном процессе.
13
Как составить проверочные тесты по биологии
Для оценки знаний учащихся педагоги используют проверочные тесты. Именно на основе тестирования можно сделать вывод о подготовке учеников к годовым экзаменам, а также узнать «пробелы» в знаниях у группы людей. Подготовка самих вопросов очень важна, ведь именно они дадут четкую картину успеваемости класса. Например, проверочные тесты по биологии.
Инструкция
Тесты бывают разноуровневыми. Например, для одной группы людей определенные вопросы будут достаточно простыми. Тогда как для других этот тест покажется очень сложным и непонятным. Поэтому очень важно выявить способность коллектива к усваиванию информации, которую вы им доносите. Это делается достаточно легко: в процессе работы с коллективом вы оцениваете их возможности, то есть при диалоге или практических занятиях способности людей будут очевидны.
При составлении проверочных тестов, вы должны знать, каким временем вы располагаете. Например, достаточно сложно будет сориентироваться учащимися, если тест будет состоять из 100 сложных вопросов, рассчитанных на 45 минут.
Составьте вопросы по биологии, исходя из пройденного материала. Например, если вы не проходили строение микроскопа, то спрашивать, что находится в нижней части тубуса – нецелесообразно. Помните, что ученики неохотно изучают материал самостоятельно.
Составьте вопросы в достаточно легкой и понятной форме, не стоит нагружать их сложными понятиями и тяжелыми для восприятия оборотами. Ответа на вопрос может быть несколько, но это только усложнит задачу для учащихся, поэтому такие проверочные тесты лучше проводить для группы людей, которые углубленно изучают биологию.
Если вы в ходе обучения проводили с коллективом какие-либо опыты (например, с горохом), то можете включить вопросы, касающиеся этих экспериментов. Включите вопросы из всех пройденных разделов. Также вы можете сформулировать вопросы, на которые ученики должны ответить, включив логику. Например, какие нижеперечисленные растения имеют вьющийся стебель? Ответы: земляника, вьюнок, пшеница, яблоня, тополь.
Включите в проверочный тест и определения. Например, реснички – это органы передвижения.… И далее идут ответы: хламидомонады, вольвокса, эвглены зеленой, инфузории-туфельки, арцеллы.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.