Как правильно составить тест по математике

О составлении тестовых заданий к математическим дисциплинам

Авторы:

Елистратова Е. В., Гилярова М. Г. –

преподаватели ГБОУ СПО

«Волгоградский медицинский колледж»

В настоящее время в образовательной среде существует множество форм контроля обучаемых, используемых как для текущих учебных занятий, так и для промежуточной и итоговой аттестации.

Тестовые задания – один из популярных и распространенных способов проверки знаний. Тесты составляются по различным дисциплинам для разновозрастных обучающихся, используются как на бумажных, так и на электронных носителях. Преимущества компьютерного тестирования, как составляющей тестового контроля, заключается в следующем:

— объективное оценивание, одинаковое отношение преподавателя к обучаемым,

— возможность охвата большого объема материала,

— подготовка в индивидуальном ритме учащегося,

— возможность использования новейших информационных технологий для обучения,

— рассмотрение различного вида информации, не только текстовой, но и графической, мультимедийной;

— привитие навыков самообучения и самовоспитания для обучаемых.

Существует множество программных сред для проведения тестирования, которые позволяют устанавливать необходимый режим работы, анализировать полученные результаты, не обременяют пользователя сложностью установки материала в компьютерную систему.

Но основной проблемой остается грамотное составление тестовых заданий.

Рассмотрим некоторые особенности при составлении тестов по математике.

Существуют различные формы тестовых заданий. К ним относятся:

  • задания с выбором одного правильного ответа из предложенных (ВО),
  • задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенных (МВ), 
  • задания на установление правильной последовательности (УП),
  • задания на установление соответствия (УС),
  • задания с кратким ответом — целое число или слово (КО).

Для продуманного составления тестовых заданий необходимо тщательно спланировать свою деятельность и рассчитать количество нужного тестового материала. Например, при составлении тестов по математике для 10 класса учитывается количество основных разделов алгебры и геометрии.

Контролируемое содержание дисциплины

Перечень контролируемых учебных элементов

Составленные задания

№ п/п

Раздел, тема

1. Числовые функции

1.1

Свойства функций

знать: понятие функции, свойства функций, виды функций;

уметь: находить область определения функций аналитически, записывать свойства функции с использованием ее графического представления, определять нули функции, значения функции по значению аргумента, и наоборот.

Рассмотрим примеры тестовых заданий

ВО) Какому графику функции принадлежит точка (- 1; 1)?

— А) у = х2 – 2х + 5

— Б) у =

+ В) у = х4

— Г) у =

Ответ: В.

МВ) Выберите график степенной функции:

— А)  — Б)  + В)  +Г)

Ответ: В, Г.

УП) Расположите в порядке возрастания

А)

Б)

В)

Г)

Ответ: Б, Г, А, В.

УС) Дана функция у(х) = х2 – 3х + 1. Определите соответствие значений аргумента значениям функции.

1) у(- 5)

2) у(- 1)

3) у(0)

4) у(2)

А) 5

Б) — 1

В) 41

Г) 1

Ответ: 1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б.

При составлении учитывается: дисциплина, объем часов, уровень сложности, время выполнения задания, перечень контролируемых учебных элементов

Дополнительным требованием является оформление: размер и тип шрифта, начертание, выравнивание, междустрочное расстояние, поля, колонтитулы, и т.д.

Особое внимание уделяется дистракторам (отвлекающий ответ) — вариант ответа на тестовое задание закрытого типа, похожий на правильный, но не являющийся таковым. Дистрактор не должен сильно отличаться от правильного ответа, выделяться длиной, стилем изложения, представления и тому подобное.

Разновидности тестов зависят от основополагающих принципов, перечисленных далее.

  • Принцип противоречия.

Тесты, основанные на этом принципе, являются дихотомическими, то есть имеющими 2 варианта ответа, причем  одной из разновидностей является вариант с ответами «да» и « нет». Например:

Функция Y = cos X является …

  1. четной
  2. нечетной
  • Принцип противоположности.

Тесты составляются с противоположным значением дистракторов. Например:

Функция Y = tg X …

  1. возрастает на всей области определения
  2. убывает на всей области определения
  3. принимает постоянное значение для всех Х
  • Принцип однородности ответов (дистракторов).

Дистракторы записаны в одном стиле, визуально похожи. Например:

Трансцендентными функциями являются:

  1. Логарифмическая
  2. Тригонометрическая
  3. Показательная
  4. Квадратичная
  • Принцип кумуляции.

Содержание второго ответа вбирает в себя содержание 1-ого, содержание 3-его – содержание 2-ого и т.д. Например:

Фигурами вращения являются …

  1. цилиндры,
  2. цилиндры, конусы
  3. цилиндры, конусы, шары,
  4. цилиндры, конусы, шары, пирамиды
  • Принцип сочетания.

Используются сочетания слов по 2-3-4 в каждом ответе. Например:

Множество значений [ — 1; 1 ] определено для …

  1. синуса и тангенса
  2. косинуса и котангенса
  3. синуса и косинуса
  4. тангенса и котангенса

Или возможен следующий вариант: одно слово сочетается с остальными:

Нечетными являются функции:

  1. синус и косинус
  2. синус и тангенс
  3. синус и арккотангенс
  4. синус и арккосинус
  • Принцип градуирования.

Дистракторы записываются с противоположными значениями.

С увеличением значений аргумента, значения возрастающей функции …

  1. увеличиваются
  2. остаются без изменения
  3. уменьшаются
  • Принцип удвоенного противопоставления.

Перечисляются все возможные состояния рассматриваемого объекта. Например:

У обратных функций:

  1. равны область определения и множество значений
  2. равны области определения, но не равны множества значений
  3. не равны области определения, но равны множества значений
  4. область определения одной функции является множеством значений для другой, и наоборот
  • Принцип фасетности содержания задания.

Фасет — это форма записи несколько вариантов одного и того же задания. Он позволяет создавать сразу несколько вариантов одного и того же задания и, следовательно, несколько вариантов теста. Задания могут быть с 2,3, 4 и более фасетами. Например:

Монотонно возрастающими на всей области определения могут быть функции:

  1. квадратичная и линейная
  2. линейная и показательная
  3. показательная и квадратичная
  • Принцип импликации.

Содержание имеет логическую форму условного суждения вида «если…., то» (разновидность задания с «при….»). Например:

Если производная функции может быть равна нулю, то функция имеет …

  1. точки экстремума
  2. нули функции
  3. период
  4. обратную функцию
  • Сочетание принципов. Например:

Тригонометрической функцией числового аргумента является …

  1. логарифм
  2. квадратный корень
  3. косинус
  4. интеграл

Тестовые задания и по математике, и по другим дисциплинам, составляются с учетом всех вышеперечисленных признаков и форм представления.

Для оценивания правильности составления теста следует выполнить анализ трудности заданий по следующей схеме: в таблицу заносятся фамилии испытуемых, номера тестовых заданий, правильность ответа обозначена – 1, неправильность – 0.

Анализ трудности заданий

ФАМИЛИЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

Устинов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

0

1

17

2

Гущина

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

3

Аршинов

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

0

1

15

4

Долгачева

1

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

0

1

0

1

1

1

1

1

1

14

5

Курмашева

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

14

6

Суворова

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0

1

0

0

1

1

1

1

1

1

14

7

Павленко

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

14

8

Луковский

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

1

14

9

Жесткова

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

0

1

1

1

1

1

1

14

10

Радченко

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

1

0

1

0

1

1

1

1

14

11

Синицына

1

0

1

1

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

1

0

13

12

Селезнев

1

0

1

1

1

1

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1

1

13

13

Искатова

1

0

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

0

0

1

0

1

1

0

1

13

14

Архипова

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1

1

12

15

Сорокина

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

0

0

0

1

0

1

0

1

1

12

16

Хромых

0

0

1

0

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

1

1

1

12

17

Максимова

0

0

1

1

0

1

1

1

0

0

0

1

1

0

1

1

1

0

1

1

12

18

Будурович

0

0

1

0

1

0

1

1

1

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

1

12

19

Бакаева

0

0

1

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

0

0

12

20

Сорокина А

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

0

0

1

0

1

1

1

0

11

21

Чукова

1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

0

0

0

0

1

1

10

22

Дудин

1

1

0

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

1

0

0

10

23

Кочетова Н.

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

0

0

1

1

0

0

1

1

10

24

Астафьева

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

1

9

25

Икаева

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

1

0

9

26

Кирпичева

0

1

1

0

0

0

0

1

1

1

0

0

1

0

0

1

1

0

0

1

9

27

Иванченко

1

0

1

0

1

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

1

0

1

0

1

8

28

Оглоблина

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

1

8

29

Дудченко

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

7

30

Московск.

1

0

1

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

1

0

0

6

31

Беликов

0

0

0

1

0

0

0

0

1

1

0

1

0

0

1

1

0

1

0

0

6

32

Голавская

1

1

0

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

6

33

Перегудов

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

1

1

0

0

5

34

Сидоров

0

0

1

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

5

 Кол-во прав. отв.

22

17

25

23

16

20

18

19

21

16

9

17

14

5

19

24

24

24

19

24

Доля правильных ответов

0,65

0,5

0,735

0,68

0,47

0,59

0,53

0,56

0,62

0,47

0,26

0,5

0,41

0,15

0,56

0,7

0,7

0,7

0,56

0,7

Доля неправильных ответов

0,35

0,5

0,256

0,32

0,53

0,41

0,47

0,44

0,38

0,53

0,74

0,5

0,59

0,85

0,44

0,3

0,3

0,3

0,44

0,3

Определение трудности заданий:

Доля правильных ответов – количество правильных ответов разделить на число испытуемых.

Доля неправильных ответов – количество неправильных ответов разделить на число испытуемых.

Вывод:

  • все задания можно считать тестовыми, т. к. они дифференцируют испытуемых;
  • самое легкое задание — № 3;
  • самое трудное задание — № 14;
  • для того, чтобы соблюсти один из принципов составления тестов – возрастающую трудность заданий, надо поменять местами задания и расставить их в следующей последовательности: 3,16,17,18,20,4,1,9,6,8,15,19,7,2,12,10,5,13,11,14.

Литература

  1. Аванесов B.C. «Композиция тестовых заданий». Учебная книга. 3 изд.. доп. М.: Центр тестирования, 2002г. -240 с. 
  2. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учебное пособие. М.: Центр тестирования, 2005г.
  3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. Учебное пособие. 2 изд. М. Изд. Центр «Академия», 2010. -256 с. С. 97 — 101.

Направление: математика.

Мастер – класс «Создание тестов по математике»

Разработала

учитель математики

МБОУ «Гимназия №1»

города Курчатова Курской области

Пикалова Юлия Анатольевна

«Для всех типов учащихся периодическое проведение

хорошо сконструированных и правильно

подобранных тестов может существенно облегчить процесс учения.

Такие тесты выявляют недостатки прошлого обучения,

задают направление последующего мотивируют ученика».

А. Анастези

Введение.

Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования.

В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий.

Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений.

Преимущества тестового контроля

объективность оценки, так как в тестовом контроле влияние субъективных факторов (например, таких, как осведомленность экзаменатора о текущей успеваемости экзаменующегося, учет его поведения на уроках и т.п.) исключено;
достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
эффективность — можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов при этом производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле;
надежностьтестовая оценка однозначна и воспроизводима;
дифференцирующая способность — так как в тестах содержатся задания различного уровня;
реализация индивидуального подхода в обучении — возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся;
сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.

Отрицательные характеристики тестирования

  • большая вероятность выбора ответа наугад,

  • проверка лишь конечных результатов действий;

  • затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся;

  • категоричность оценки выполнения задания – задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено.

Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности. 

Тесты на уроках математики, как система оценки успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:

  • учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;

  • проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;

  • оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;

  • сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы;

  • использовать тесты для компьютеризации;

  • обеспечить оперативность проверки выполненной работы.

Тестирование хорошо автоматизируется с помощью компьютера. Компьютерное тестирование является высокопроизводительным инструментом контроля, что позволяет сократить время в учебном процессе на проверку и обработку результатов контроля. С психолого-педагогической точки зрения преимущества компьютерного тестирования состоят в отсутствии предвзятого отношения к ученику, повышении ответственности учащихся при подготовке и проведении теста и др.

Современные разработчики программ и программного обеспечения предлагают сотни (если не тысячи) программ автоматизации тестирования: ExaMINATOR, SunRav TestOfficePro, HyperTest, VeralTest, Quali-Test, Ассистент II, Аттестация, Конструктор тестов 2.5.3 и многие другие. Программные продукты и оболочки для тестов, несомненно, упрощают работу по сознанию тематических тестов, имеют возможности по использованию их в сети, а разработчики программ предлагают готовые тесты на проверку знаний по большому числу предметов. Однако ряд компьютерных программ сложны в освоении, что исключает возможность оперативного применения их учителями.

В своей работе я познакомлю вас с некоторыми из них, на мой взгляд наиболее простыми и покажу способы создания тестов в программах на примере создания теста по математике 5 класс

:

  • Excel

  • Pover point

  • My Test

Создание теста с помощью Excel.

Запуск программы Power Point: ПускВсе программы Microsoft Office Microsoft Office

Excel.

1 способ. Не оценивает знания, тренировочный тест, с повторением правил.

1 шаг. На листе 1 набираем или копируем обычным способом задания и варианты ответа:

hello_html_3ee9b294.jpg

Шаг 2. На листе 2-4 напоминаем правила для решения заданий

hello_html_1e299c80.jpg

Шаг 3. На листе 5 оформляем страницу для правильного ответа

hello_html_m1ce2b990.jpg

Шаг 4. Делаем гиперссылки, т.е. переход на лист в зависимости от варианта ответа.

2 способ (с оценкой результата)

Объединить ячейки блока В2:Е2. Записать текст вопроса 1;

  • В блок I2:I5 записать возможные варианты ответов на вопрос1;

  • Вhello_html_53d08fe0.gif ячейку Е3 записать команду щелкнуть здесь ;

  • Выделить ячейку F3;

  • В командном меню выбрать Данные/Проверка…;

  • В появившемся окне Проверка вводимых значений во вкладке Параметры в поле Тип данных выбрать Список;

  • В появившемся поле Источник: щелкнуть левой кнопкой мыши и, выделив блок возможных ответов (I2:I5), занести его в это поле;

hello_html_m2e06845.gif

hello_html_m549ac300.gif

  • Во вкладке Сообщение для ввода в поле Сообщение: ввести текст «выбрать ответ»;

  • щелкнуть левой кнопкой мыши по ОК;

  • В результате, при щелчке по F3, рядом с ячейкой появиться значок списка ответов с подсказкой «выбрать ответ» . Щелкнув по этому значку развернется список возможных ответов .

hello_html_626bec6e.png

hello_html_m7ff45908.gif

  • В ячейку М3 записать формулу определения верного ответа: =ЕСЛИ(F3=54;1;0) (если виз списка выбирается число 54, то в учащийся получает 1 балл, иначе 0 баллов).

  • Аналогично выполняется оформления последующих вопросов теста;

  • В ячейку М30 записывается формула для подсчета всех баллов =M4+M7+M13+M14+M20+M23+M26;

Для определения оценки в ячейку D30 записывается формула

=ЕСЛИ(M30=0;« »;ЕСЛИ(И(M30>0;M30<4);2; ЕСЛИ(И(M30>=4;M30<6 );3;ЕСЛИ(И(M30>=6;M30<7);4;5))))

(если количество набранных баллов 0, то в ячейке D30 оценка не записывается,

если количество набранных баллов меньше 4, но больше 0, то ставится оценка 2,

если количество набранных баллов больше или равно 4, но меньше 6, то ставится оценка 3,

если количество набранных баллов больше или равно 6, но меньше 7, то ставится оценка 4,

если количество набранных баллов равно 7, то ставится оценка 5).

  • Скрыть данные блока можно, если

    • выделить блок;

    • с командного меню выбрать Формат/Столбец/Скрыть

При этом данные блока не будут отражены на экране. Для того, чтобы данные были доступны для просмотра необходимо выделить столбцы L и M, с командного меню выбрать Формат/Столбец/Отобразить.

hello_html_bf93fc5.jpg

Создание теста с помощью Microsoft PoverPoint.

Запуск программы Power Point: ПускВсе программы Microsoft Office Microsoft Office Power Point

Окно программы и панель Смена слайдов:

hello_html_m6f91335d.png

hello_html_m8f08bc5.gifhello_html_m5265d0fe.gifhello_html_39eed0db.gif

hello_html_m688f5d2d.gifhello_html_3a65d7e0.gifhello_html_1c4d5e9c.gif

Слайд

hello_html_m2e66f2a9.gif

Команда ПОКАЗ СЛАЙДОВ

Команда ВСТАВКА ТЕКСТ

Команда ФАЙЛ

hello_html_286a94f9.gif

Добавление эффектов для смены слайдов

hello_html_71f908ae.gif

Окно Добавление гиперссылки:

hello_html_2134e19e.png

hello_html_m1c7370fd.gif

Добавление текста подсказки

hello_html_m5be13c4e.gif

hello_html_2458c676.gif

hello_html_m24deef64.gif

Выбор слайда, на который будет указывать гиперссылка

Выбор объекта гиперссылки (файла или места в документе) текстового блока

Панели Настройка анимации и Дизайн слайда:

hello_html_m35cb47b3.gifhello_html_119b928f.png

hello_html_m667a2186.gif

hello_html_m5e53b4e6.gif

hello_html_m3d591e64.gif

hello_html_4daa2a7b.gifhello_html_53e4b8ee.gif

hello_html_2d75564b.gif

СХЕМА ПРЕЗЕНТАЦИИ – ТЕСТА:hello_html_m19272330.gif

Создание теста с помощью MyTest.

Программа MyTest разрабатывается Башлаковым Александром Сергеевичем с 2003 года. За это время вышло немало совершенно разных версий. 

С помощью программы MyTestX возможна организация и проведение тестирования, экзаменов как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями.

MyTestX это — система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее.

Программа MyTestX работает с десятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв, заполнение пропусков (MyTestXPro). В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.

Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer). 
Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTestX и использовать их на уроках.

hello_html_m23a4c800.jpg

В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа. Вы можете определить шрифт, цвет символов и фона, использовать верхний и нижний индекс, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки и формулы… Для большего удобства в программе имеется собственный текстовый редактор.

hello_html_4c975716.jpg

К каждому заданию можно задать сложность (количество баллов за верный ответ), прикрепить подсказку (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме), настроить другие параметры…

В MyTestX можно использовать любую систему оценивания. Система оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста.

hello_html_me6ca45b.jpg

Ко многим полезным функциям, которые имеются в программе для проведения компьютерного тестирования, можно ещё присоединить то, что если ученик по каким-либо причинам не может выполнять тест за ПК (например по состоянию здоровья), то буквально за 1-2 минуты можно сформировать “бумажный” вариант теста.

Бесплатно скачать любую из двух версий с сайта http://mytest.klyaksa.net/htm/download/ .

Программа работает под ОС Windows XP, Vista, 7, 8. Для работы под Linux можно использовать Wine.

Заключение.

Применение заданий в тестовой форме, в сочетании с новыми образовательными технологиями позволяет обеспечить  кардинальное улучшение учебного процесса за счёт активизации

  • обучающей,

  • контролирующей,

  • организующей,

  • диагностирующей,

  • воспитательной  

  • мотивирующей

функции таких заданий.

Многократно было показано, что задания в тестовой форме обеспечивают высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность  и прочность его изучения.

Литература

  1. Гусева И.Л., Пушкин С.А., Рыбакова Н.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 5 класс. – М.: «Интеллект-Центр», 2007. – 168 с.

  2. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
    http://lesayau.ucoz.ru/load/0-0-0-45-13-1 
    http://le-savchen.ucoz.ru/index/0-108 
    http://test.fromgomel.com/ 
    http://manual.ucoz.net/ 
    http://www.alivt.com/product23.html

Введение

В настоящее  время можно говорить о тестовой культуре как составной части жизнедеятельности общества. Тесты применяют в медицине, спорте, технических испытаниях машин и механизмов, в системе профессионального отбора, психологии и, конечно, в педагогике.
В современном российском образовании происходят процессы, обозначенные как модернизация. Под этим термином подразумевается и создание новой линии учебников ХХI века, и оснащение всех школ компьютерными классами с выходом в Интернет, и проведение эксперимента по внедрению тестовых технологий в учебный процесс и профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений.

Тесты дают возможность заметно улучшить образовательный процесс, ибо они обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний. Они значительно снижают затраты на проверку знаний, помогают выявить индивидуальный темп обучения каждого учащегося. С помощью тестов можно быстро выявить пробелы в текущей и итоговой подготовке обучающихся. Тесты позволяют наладить самоконтроль, который считается самым полезным для обучения и относится к наиболее гуманным формам контроля знаний. Наконец, с помощью систем тестирования можно организовать рейтинг – эффективное средство повышения учебной мотивации.
Укажем и на такой важный фактор, как сохранение и укрепления здоровья учащихся. В условиях, когда здоровье детей и подростков ухудшается, организация экзаменов в форме теста будет действовать как здоровьесберегающая технология в современном образовании. Тесты позволяют устранить субъективизм по линии взаимоотношений учитель – ученик, объективно оценить результаты обучения, затратить меньше времени (не более полутора – двух часов) на экзамен, что уже само по себе снижает стрессовые нагрузки.

Существует и ряд недостатков. Тестовая культура, как и любая другая, содержит присущую ей атрибутику, включающую термины, понятия, требования к составлению тестовых заданий и тестов. Для более широкого внедрения тестовой системы нужно приложить немалые усилия, в том числе и организационного характера.

Для успешной сдачи экзамена тестированием, например, требуется соответствующий опыт, знания хотя бы элементарных приемов составления тестовых заданий и тестов, т.е. всего того, что в психологии и тестологии обозначается понятием «искушенность тестовая». Но психологи считают, что у людей, отличающихся повышенной мнительностью, тревожностью, эмоциональной нестабильностью и некоторыми другими индивидуально-личностными особенностями, недостаточная или полностью отсутствующая тестовая искушенность может привести к значительным искажениям результатов тестирования.
Отличаются различия в отношении к тестам. Обращает на себя, внимание нередко встречающаяся поляризация мнений – от горячего одобрения до резкой критики, а то и обостренного неприятия. Одни рассматривают тесты как средство радикального преобразования учебного процесса в сторону его технологизации. Снижения трудоемкости. И становится энтузиастами этого метода. Другие видят в тестах средство принижения роли педагога, а само тестирование воспринимают, как выражение недоверия к традиционно выставляемым ими оценками. А потому проявляют определенную настороженность. Третьи считают именно тесты виновными в различных нарушениях педагогической этики, необоснованной дифференциации учащихся и потому решительно отвергают тестовый контроль знаний. Четвертые критикуют, приводя при этом довольно спорные аргументы.
Вместе с тем, следует сказать, что прежде чем применять тестовые процедуры, их нужно хорошенько изучить и адаптировать к существующим реалиям. Не следует идти путем механического копирования, теряя собственные практические наработки. Серьёзные преобразования целесообразно осуществлять лишь после тщательной методической и психологической подготовки к ним преподавателей и учащихся.

Виды и типы тестовых заданий

Тест —  это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.
Тест – это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющих выявить типы поведения, уровень владения какими – либо видами деятельности и т. п.
В тестовом задании внимание педагога привлекает в первую очередь, содержание и форма. Содержание определяется как отображение фрагментов учебной дисциплины в тестовой форме, форма как способ связи, упорядочения элементов задания. Содержание теста существует, сохраняется и передается в одной из четырех основных форм заданий. Вне тестовых форм ни тест, ни его содержание не существуют.
По форме все известные в теории и практике тестовые задания можно разделить на:

Открытого типа Закрытого типа

— дополнения  
— свободного изложения

— альтернативных ответов
— множественного выбора
— восстановление соответствия  
— восстановление последовательности.

                                                              
Тесты дополнения.

Тесты – подстановки. Они могут иметь в задании разнообразные виды информации – формулы (уравнения), чертеж (схему) или график, в которых пропущены составляющие существенную часть, условные обозначения или изображения элементов схем. Получив задание должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места («пропуски»).

Тесты свободного изложения образуют задания, в которых правильный ответ надо дописать, обычно это одно слово, или один знак.
Заданиям этой формы предшествует стандартная инструкция – дополнить.

Например:
Заполните пропуски, чтобы получилось верное высказывание.

  1. Если стороны многоугольника являются хордами окружности, то окружность называется __________________.
  2. Если стороны многоугольника являются касательными к окружности, то многоугольник называется ______________________.
  3. Если диаметр круга равен 4 сантиметра, то его площадь равна _________________.

Тесты альтернативных ответов.

Тесты опознания. Учащимся задается вопрос, требующий альтернативного ответа: «да» или «нет», «является» или «не является», «правильно» или «не правильно». Задания альтернативных ответов являются простыми, но не самыми распространенными при составлении тестов.

Например. Верны или нет следующие утверждения (в случае «нет») напишите рядом верный ответ:

Утверждение

«да», «нет»

а) любой треугольник является правильным, если все его стороны равны между собой
б) в любой правильный многоугольник можно вписать окружность и притом только одну
в)если вершины многоугольника лежат на окружности, то многоугольник называется вписанным.

Тесты множественного выбора образуют, задания с выбором одного или нескольких ответов. Если к заданиям даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный ответ и остальные неправильные), то такие задания лучше называть заданиями с выбором одного правильного ответа.

Например:

Комната с размерами 4 метра и 6 метров составляет ¾ площади всей квартиры. Какова площадь всей квартиры?

а) 18 м²;            б) 32 м²;
в) 64 м²;            г) 92 м².

В наше  время, наряду с выбором  одного ответа, все больше распространение начинает приобретать задания с выбором нескольких правильных ответов. По содержанию они труднее, чем задания с выбором одного ответа. Этим заданиям предшествует инструкция – обвести кружком номера всех правильных ответов.
Характер мыслительной деятельности школьников усложняется при выполнении тестовых заданий в которых дается несколько правильных ответов. В этом случае общее число ответов школьникам не сообщается. Тестовые задания подобного типа побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Поэтому задания такого рода могут широко использоваться для проверки результатов обучения на обязательном для всех уровне овладения учебным материалом.

Задачи с выборочными ответами.

В задании формулируется условие задачи и все необходимые исходные данные, а в ответах представлено несколько вариантов результата решения в числовом или буквенном виде. Учащийся должен решить задачу и показать какой ответ из представленных он получил.
Тесты восстановления соответствия образуют задания, состоящие из элементов двух столбцов. Таким заданиям предшествует инструкция.
Тесты восстановления последовательности – это задания процессуального  или алгоритмического толка. Задания на восстановление последовательности используются в тестах редко. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки.

Например, пронумеровать правильную последовательность действий.

Чтобы решить линейное уравнение, надо:

Раскрыть скобки;
Записать ответ;
Привести подобные слагаемые;
Перенести неизвестные слагаемые в одну часть, а известные в другую, изменив их знаки на противоположные;
Найти неизвестный множитель.

Рассмотрев, альтернативные классификации заданий мы убеждаемся, что многообразие тестовых заданий можно свести к 2 типам, это дает нам широкие возможности для стандартизации заданий. Кроме того, рассмотрев все многообразие форм заданий, мы убедились в том, насколько богаты, и широки возможности тестирования, что практически любые элементы знаний могут быть размещены в тестах при умелой выборе форм тестового задания.

Различные цели тестирования

Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный. Текущий. Тематический и итоговый контроль знаний, умений. Учет успеваемости академических достижений.

Предварительный контроль. Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов. Которые изучались на предшествующих этапах обучения. Оценить это удается с помощью тестирования, которое осуществляется с помощью специально разработанных для этой цели заданий.

Текущий контроль. Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный. Фронтальный, магнитофонный и др. тестовые задания для текущего контроля (их количество не превышает 6-8) формируют так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. Длительность выполнения теста не должна превышать 10-12 минут.

 Тематический контроль. Составление тематического тестового задания требует кропотливого и тщательного труда. Для тематического тестового контроля лучше всего использовать готовые тестовые задания, разработанные профессионалами службы педагогического тестирования.

Итоговый контроль. Осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года. А также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. Главное требование к итоговым тестовым заданиям одно – они должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Тесты должны быть составлены таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели составляются задания различной степени сложности: одна группа заданий – на обязательном для усвоения всеми учащимися уровне, а другая – на повышенном уровне. Например тест содержит 20 заданий, из которых 15 составлены и соответствуют обязательному уровню, а 5 даны на повышенном уровне и предлагаются для выполнения учащимся, интересующимися математикой.
Известно, что с помощью тестов нельзя проверить все виды знаний и особенно умений. Поэтому целесообразно для итоговой проверки использовать тестовые задания в сочетании с традиционными заданиями.

Показатели качества тестов

  Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор задания нельзя назвать тестом.

  1. Надежность контрольного задания – это способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать исследуемый в дидактических экспериментах показатель одними и теми же заданиями, но в разные моменты времени.
  2. Валидность – проверка определенного уровня знаний по определенной теме. То что хочет проверить учитель.
  3. Определенность. После прочтения заданий каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать.
  4. Простота. Формулировка заданий и ответа должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
  5. Однозначность. Задания должны иметь единственный правильный ответ – эталон.
  6. Равнотрудность.  При соответствии тестов нескольких вариантов, Равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Правила, этапы и требования к составлению тестов

Тестовые задания должны быть составлены с учетом правил:

  • Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа. Тем самым вы сведете к минимуму возможность столкнуться с такими проблемами, как наличие более одного правильного ответа или наличие только неправильных ответов.
  • Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.
  • Вопрос должен содержать только одну законченную мысль. Тестовое задание должно проверять один элемент знания, в противном случае будет не ясно, с каким элементом знаний ученик не справляется.
  • При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда». Эти слова сами по себе содержат неопределенность.
  • Вопрос должен быть четко сформулирован, исключается, по возможности, слова «большой», «небольшой», «мало», «много», «меньше», «больше» и т.д.
  • Избегайте вводных фраз или предложений, имеющих мало связей с основной мыслью. Не следует прибегать к пространственным утверждениям, так как они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не знает.
  • Правильные ответы должны быть разумны умело подобраны не должно быть явных неточностей подсказок.
  • Не следует задавать вопросы с подвохом (скорее всего в заблуждение будут введены наиболее способные или осведомленные учащиеся, которые знают достаточно для того, чтобы попасться в ловушку).
  • Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания, в любом случае следует использовать короткие простые предложения без зависимых или независимых оборотов.
  • Как можно реже использовать отрицание в основной части; с одной стороны, это приводит к противоречиям при чтении задания, с другой – отрицание знания не так видны, как позитивные.
  • Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.
  • Правильные или неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре или общему количеству слов; применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.
  • Если ставить вопрос количественного характера, то ответы к нему должны располагаться, от меньшего к большему или наоборот.
  • Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».
  • Избегайте повторения в вариантах ответа. Чтобы этого избежать, общее начало всех трех-четырех альтернатив обычно переносят к вопросу.
  • Не упрощайте вопросы, не стоит переводить их на более понятный «детский язык».
  • Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
  • Проанализируйте задание с точки зрения возможности неверного ответа наиболее подготовленных учеников.

Системно-деятельностный подход является методологической основой для разработки контрольно-оценочных материалов для оценки образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Значительную трудность для педагогов составляет проектирование деятельностно-ориентированного теста, который позволил бы оценить не только знания и умения, но и уровень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся.

В качестве научной основы для разработки контрольно-измерительных материалов во многих образовательных организациях Свердловской области используется система оценки, основанная на анализе компонентов деятельности, разработанная в Институте  развития  образования  Свердловской области. [1] Эта система основана на идеях отечественной теории деятельности, в которой  выделяются шесть типов ведущей деятельности субъекта деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, творческая как деятельность подростка и профессиональная деятельность. [2] Каждый тип ведущей деятельности субъекта способствует формированию определенных ведущих системообразующих  действий  субъекта деятельности.

Таблица 1.

Формирование компонентов деятельности в процессе онтогенеза в рамках ведущих типов деятельности

Тип ведущей деятельности

Развитие субъектных качеств

Личностное развитие

Компоненты

деятельности

Непосредственно — эмоциональное общение

Формирование мотивации

Эмоционально — психологическое развитие

Эмоционально — психологический

Предметно-манипулятивная деятельность

Планирование и организация деятельности

Ответственность, исполнительность

Регулятивный

Игровая

 деятельность

Работа с информацией,

в коллективе

Социализация

в коллективе

Социальный

Учебная деятельность

Анализ, планирование

Нравственность

Аналитический

Творческая деятельность

Решение творческих задач

Креативность

Творческий

Профессиональная деятельность

Решение профессио

нальных задач

Способность к самосовершенствованию

Самосовершенст

вования

В соответствии с законом системной дифференциации развития сложных систем  — законом микрогенезиса Хайнца Вернера [3], каждая деятельность субъекта совершается в соответствии с той последовательностью, которая характерна для становления субъекта в процессе онтогенеза, рассмотренной выше. Структура деятельности остается постоянной для каждого возраста.

Ведущая деятельность каждого возраста определяет  лишь  «вектор»  личностного развития  субъекта. Компоненты деятельности наполняются новым содержанием в соответствии с типом ведущей деятельности. Соответственно каждый возраст развивает деятельностные способности человека, однако именно в период ведущей деятельности он становится сенситивным  к формированию тех или иных субъектных качеств как основы для формирования культуры человека.

Таким образом, в любой деятельности выделяются следующие компоненты деятельности, соответствующие этапам становления субъекта деятельности (т.е. типам ведущей деятельности):  эмоционально-психологический,  регулятивный,  социальный,  аналитический,  творческий,  самосовершенствования.

Данные критерии сформированности компонентов деятельности явились основой для оценки деятельностных образовательных результатов обучающихся.[4]

В соответствии с данными компонентами соотнесены универсальные учебные действия, которые формируются в рамках данных компонентов деятельности.   

Таблица 2

Соотношение компонентов деятельности и формируемых универсальных учебных действий 

Компоненты

учебной деятельности

Типы УУД

Универсальные учебные действия

Эмоционально — психологический

Личностные

Мотивация к учению, смыслообразование,

нравственно-этическое оценивание

Регулятивный

Регулятивные

(планирование)

Целеполагание, планирование

Социальный

Коммуникативные

Поиск и работа с информацией, планирование и организация совместных действий, сотрудничество

Аналитический

Познавательные

Логические действия постановки

и решения проблем

Творческий

Личностные

Креативные действия

Самосовершен

ствования

Регулятивные

(контроль)

Контроль, коррекция, оценка

Данный подход явился основой для суммирующей оценки деятельностных результатов в процессе преподавания математики.

Задания в тесте разрабатываются по возрастающей сложности и в соответствии с компонентами деятельности.

Эмоционально-психологическому, регулятивному, социальному компоненту деятельности соответствуют задания достаточно простые, форма заданий – тестовые задания закрытого типа, можно использовать подсказки в виде заданий с выбором ответа, с альтернативным ответом, на соответствие, на установление последовательности. Начиная с аналитического компонента, задания усложняются, используются задания закрытого типа: с кратким ответом, со свободным ответом, свободного содержания.

Представим модель – алгоритм для разработки деятельностно- ориентированного теста по компонентам деятельности. [4]   

Таблица 3

Алгоритм разработки  теста по компонентам деятельности 

Компонент

деятель

ности

Характеристика

знания

Содержание

тестового задания

Примерная форма тестового задания

УУД

Эмоционально – психологи

ческий

Невербаль

ное знание

Задание на узнавание

Задания с альтернативным ответом (да/нет)

Личностные

Регулятивный

Знание – закон

Задания на базовые знания и умения

Задания закрытого типа с множественным выбором

Регулятив

ные

Социальный

Знание – информация

Задания на знание  законов и др. информации

Задание на установление последовательности, на соответствие, открытого типа на дополнение

Коммуника

тивные

Аналитический

Теоретиче

ское знание

Задания на анализ,

анализ ошибок

Задания с заданной структурой ответа, со свободным структурированным ответом

Познава

тельные

    Творческий

Открытое знание

Задание – проект

Задания со свободным ответом (обязателен модельный ответ)

Личностные

Самосовершен

ствования

Знание повышенно

го уровня

Задания повышенного уровня

Задания с заданной структурой ответа

Регулятив

ные

Приведем пример деятельностно-ориентированного теста по математике, разработанный совместно с учителем математики Ботнарюк Н. А.:

Тест по математике для проведения итогового контроля в 8 классе по теме «Квадратные неравенства» 

Цель: установление уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся по теме «Квадратные неравенства».

Требования стандарта:

  1. Личностные результаты:
  • формирование ответственного отношения к учению,
  • формирование готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
  • Овладение приемами решения неравенств,
  • Развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач,
  • Умение составить квадратное неравенство по заданным условиям и на основе имеющихся знаний по теме.
  1. Метапредметные результаты:
  1. Предметные результаты:

Таблица 5.

Спецификация 

Уровни деятельности

УУД

Критерии

№ задания

Макс. балл

Эмоц.-психол.

Личност

ные

Знание определения квадратного неравенства.

1

1

Регуля-тивный

Регуля-тивные

Умение выполнять вычисления с рациональными числами, сравнивать рациональные числа.

2

1

Знание алгоритма решения квадратного неравенства методом интервалов.

3

1

Социальный

Коммуни

кативные

Знание способов решения и алгоритма решения квадратного неравенства.

4

4

Анали-тиче

ский

Познава

тельные

Знание способов решения и алгоритма решения квадратного неравенства.

5

4

Умение выполнять разложение квадратного трехчлена на множители.

Умение изображать числа точками координатной прямой.

Умение изображать на координатной прямой множества решений неравенства.

Умение решать квадратные неравенства на основе графических представлений.

Творчс-кий

Личност

ные

Умение составить квадратное неравенство по заданным условиям и на основе имеющихся знаний по теме.

6

3

Самосовершенствования

Регуля-

тивные

Решение квадратного неравенства повышенного уровня сложности (многошаговая задача).

7

5

 Инструкция по выполнению работы

            На выполнение всей работы отводится 40 минут.

Работа состоит из 7 заданий. Среди них 3 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных (задания 1 – 3), 1 задание на соотнесение (задание 4), 1 задание с кратким ответом  (задание 5), 1 задание на составление квадратного неравенства (задание 6) и 1 задание, требующее подробное аргументированное решение.

            Задания 1 – 3. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл.  Задание 4 на соотнесение. Учащиеся вписывают в приведенную в ответе таблицу под каждой цмфрой соответствующую букву. За каждую верно указанную пару начисляется 1 балл. Максимальный балл за задание 4.

Задание 5 со свободным ответом. Учащиеся представляют решение на черновике и выписывают в бланк полученный ответ. Максим. балл за задание 4.

Задание 6 на составление квадратного неравенства по заданным условиям и на основе имеющихся знаний по теме. Максимальный балл за задание 3.

Задание 7 предусматривает подробное решение. Макс. балл за задание 5.

Максимальное количество баллов за всю работу – 19.

Вариант 1

1. Из предложенных выражений выберите квадратное неравенство. Выпишите правильный ответ.

       а) х2 + 5х = 0                                 в) х2 – 2х < 7

       б) – 6х – 8 > х + 3                         г) х + 9 = 4х – 16 

2. Выясните, решением какого неравенства является число 2. Выпишите правильный ответ.

а) х2х < 0                                в) х2 + х – 3 > 0

б) – х2 + 4х – 5 > 0                     г) х2 – 2х < 0 

3. Решите неравенство методом интервалов и выпишите верный ответ:       

 (х – 5)(х + 3) > 0

 

4. Установите соответствие между квадратными неравенствами и их решениями. Ответ запишите в таблицу. 

А

[–6; 2]

1

х2 + 4х – 12 ≥ 0

Б

(–∞; –2] U [6; +∞)

2

х2 – 4х – 12 ≤ 0

В

(–∞; –6] U [2; +∞)

3

х2 + 4х – 12 ≤ 0

Г

[–6; –2]

4

х2 – 4х – 12 ≥ 0

Д

[–2; 6]

Е

(–∞; 2] U [–6; +∞)

5. Решите квадратные неравенства и запишите полученные ответы. 

а) – 2х2 – 5х + 3 ≤ 0                            б) 3х2 – 4х + 7 > 0
  ______________                                 _____________  

6. Подберите числа a и b и составьте квадратное неравенство, решение которого приведено на рисунке:                                                                                   
7. Запишите решение квадратного неравенства.

Вариант 2

1. Из предложенных выражений выберите квадратное неравенство. Выпишите правильный ответ.

       а) – х2 + 3х < 2                                в) х2 – 8х = 16

       б) 4х – 9 = х + 7                              г) х + 5 > 2х – 3

2 Выясните, решением какого неравенства является число 3. Выпишите правильный ответ.

а) х2 – 4х > 0                                в) х2х > 0

б) – х2 + 2х + 3 < 0                      г) х2х – 5 < 0

3. Решите неравенство методом интервалов и запишите верный ответ:   

 (х – 3)(х + 4) < 0

4. Установите соответствие между квадратными неравенствами и их решениями. Ответ запишите в таблицу.

А

(–∞; –5] U [3; +∞)

1

х2 – 2х – 15 ≤ 0

Б

[–5; –3]

2

х2 + 2х – 15 ≥ 0

В

[–3; 5]

3

х2 – 2х – 15 ≥ 0

Г

(–∞; 3] U [5; +∞)

4

х2 + 2х – 15 ≤ 0

Д

[–5; 3]

Е

(–∞; –3] U [5; +∞)

5. Решите квадратные неравенства и запишите полученные ответы.

а) – 2х2х + 6 ≥ 0                            б) 2х2 – 5х + 6 < 0
 ______________                               _____________  

6. Подберите числа a и b и составьте квадратное неравенство, решение которого приведено на рисунке:

                                                                                 
7. Запишите решение квадратного неравенства. 

Таблица 6.

Ответы 

№ задания

1

2

3

4

5

7

Ответ

1 в

в

в

в

ВДАБ

а) (-∞; -3]U[0,5; +∞)

б) (-∞; +∞)

 (-∞; -1,5] U (-2/3; 1] U (5; +∞)

2 в

а

в

в

ВАЕД

а) [-2; 1,5]

б) пустое множество

 (-2; -1/3] U (2,5; 6]

Таблица 7.

Критерии оценки

Критерии оценки

Балл

5

  • верно выполнено разложение на множители,
  • представлено правильное решение квадратного неравенства,
  • выписан верный ответ.

2

4

  • выполнены все условия, но допущена вычислительная ошибка, с ее учетом все шаги выполнены верно.

1

  • представлен графический способ решения неравенства,
  • выписан верный ответ.

2

  • верный ответ выписан, но не представлено графическое решение.

1

  • другие случаи.

0

6

  • верно подобраны числа,
  • правильно составлено квадратное неравенство (по формуле разложения квадратного трехчлена на множители), выбран знак неравенства в соответствии с условием,
  • безошибочно раскрыты скобки.

3

  • выполнены два условия из трех,
  • выполнены все условия, но допущена вычислительная ошибка, с ее учетом все шаги выполнены верно.

2

  • выполнено одно условие из трех.

1

  • другие случаи.

0

7

  • верно найдены корни квадратного уравнения,
  • выполнено разложение на множители квадратного трехчлена,
  • отмечены числа на координатной прямой, разбиты интервалы,
  • исключен 0 из знаменателя («выколотые» точки на корд. прямой),
  • определены знаки на интервалах, выписаны промежутки.

5

  • выполнены четыре условия из пяти,
  • выполнены все условия, но допущена вычислительная ошибка, с ее учетом все шаги выполнены верно.

4

  • выполнены три условия из пяти.

3

  • выполнены два условия из пяти.

2

  • выполнено одно условие из пяти.

1

  • другие случаи.

0

Таблица 8.

Критерии оценивания тестового контроля знаний

Оценка «отлично»

79 – 100 % правильных ответов

15 – 19 баллов

Оценка «хорошо»

42 – 78 % правильных ответов

10 – 14 баллов

Оценка «удовлетворительно»

21 – 41 %  правильных ответов

5 – 9 баллов

Оценка «неудовлетворительно»

20% и менее правильных ответов

0 – 4 балла

Таблица 9.

Результаты  тестовой  работы 

Компоненты деятельности

Эмоц

психол

Регулятив

ный

Социа

льный

Аналитиче

ский

Творче

ский

Самосо

вершенст

вования

Итого баллов

Номер задания

1

2

3

4

5 (а)

5 (б)

6

7

ФИО обучающихся

/баллы

1

1

1

4

2

2

3

5

19

1

1

1

1

0

0

3

2

0

1

0

4

2

0

3

4

13

3

1

0

1

3

2

0

3

4

15

4

1

1

1

4

0

1

1

0

9

5

1

1

1

0

2

5

6

1

1

1

4

2

0

3

4

16

7

1

1

1

4

2

0

0

8

8

1

1

1

4

2

0

3

5

17

9

1

1

0

3

1

6

………………

19

1

0

1

2

0

0

2

1

7

20

1

1

0

4

2

0

7

21

1

1

1

3

1

0

3

3

14

22

1

0

1

4

0

0

0

5

23

1

1

0

2

2

2

2

4

14

24

1

1

1

3

2

2

4

14

Реал. баллы

22

38

70

41

33

46

Макс. баллы

24

48

96

96

72

120

Процент достижения

92%

80%

73%

43%

46%

38%

Для нахождения процента достижения каждого компонента деятельности сумма реальных баллов, полученных обучающимися, делится на сумму максимальных баллов по каждому компоненту деятельности.

Если тест составлен правильно, получается убывающая «лесенка» результатов, кроме творческого компонента, т.к. задания должны располагаться по возрастанию сложности.

Для нахождения процента сформированности универсальных учебных действий предлагаются следующие формулы: процент сформированности личностных универсальных учебных действий подсчитывается как среднее арифметическое процентов достижения эмоционально-психологического и творческого компонентов деятельности, процент сформированности регулятивных универсальных учебных действий подсчитывается как среднее арифметическое процентов достижения регулятивного компонента и компонента самосовершенствования, процент коммуникативных универсальных учебных действий берется из социального компонента деятельности, познавательных – из аналитического без изменения.

Таблица 10.

            Структура сформированности универсальных учебных действий

УУД

Личностные

(эмоцион-психол+творч.)

2

Регулятивные

(регулятивные+

самосоверш.)

2

Коммуника

тивные

(социальный)

Познавательные

(аналитический)

Процент достижения

69%

59%

73%

43%

В соответствии с результатами тестовой работы оформляется аналитическая записка:

Аналитическая записка по результатам тестовой работы по теме «Квадратные неравенства»

Цель: установление уровня образовательных достижений обучающихся по теме «Квадратные неравенства» на основе требований ФГОС.

Класс: 8  Дата проведения тестовой работы: 04.04.2013. 

Тестовая работа устанавливала уровень сформированности следующих метапредметных  и  личностных результатов:

  • · формирование ответственного отношения к учению,
  • · формирование готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  • · умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
  • · умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
  • · овладение приемами решения неравенств,
  • · развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач.       

По итогам тестирования получены следующие результаты:

Предметные результаты:

На высоком уровне сформированности знания: 

  • · определение квадратного неравенства,
  • · способы решения и алгоритм решения квадратного неравенства.

           умения:

  • · осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

На низком уровне сформированности умения: 

  • · решать квадратные неравенства на основе графических представлений,
  • · готовность и способность обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

Наиболее сформированными являются следующие компоненты деятельности:

  • · эмоционально-психологический,
  • · регулятивный.

и универсальные  учебные действия:

  • · коммуникативные.

Наименее сформированными являются следующие компоненты деятельности:

  • · самосовершенствования.

и универсальные   учебные действия:

  • · познавательные.

Уровни достижения компонентов деятельности:

                 Эмоционально — психологический   92 %

                 Регулятивный                                     80 %

                 Социальный                                       73 %      

                 Аналитический                                   43 %

                 Творческий                                         46

                 Самосовершенствования                  38 %.          

Уровни    сформированности    универсальных учебных действий: регулятивные УУД —   59 %, Коммуникативные УУД  — 73  %, Познавательные УУД  — 43 %, Личностные УУД  —   69% %.

Выводы:

      1. По результатам тестирования выявлен высокий уровень сформированности теоретических знаний по предмету, умение осознанно выбрать наиболее эффективные способы решения квадратных неравенств; эмоционально-психологический и регулятивный компоненты деятельности, коммуникативные УУД.

      2. Выявились недостатки в подготовке обучающихся: недостаточно сформировано умение решать квадратные неравенства графически, менее сформирован творческий компонент и самосовершенствования, познавательные УУД.

 Предложения:

 В ходе учебных занятий необходимо уделить внимание формированию компонентов деятельности и универсальных учебных действий, освоению предметных и личностных результатов: повышать уровень сложности задания, включать задачи нестандартного характера, требующие творческого подхода к решению, создавать для обучающихся условия, способствующие самосовершенствованию.

Таким образом, анализ результатов проведенного теста позволил выявить проблемы в формировании компонентов деятельности и соответствующих им универсальных учебных действий.

Данная методика позволяет проводить качественную оценку деятельностных результатов по предмету, поскольку оцениваемые компоненты деятельности остаются неизменными при изменении тем по математике, наборов конкретных знаний, умений и навыков, опыта практической деятельности.

Сравнение процентов достижения каждого компонента поможет выявить тенденции в формировании образовательных результатов и организовать мониторинг качества образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

29.03.2016

Создание обучающих тестов для уроков математики

Клочкова Нина Ивановна

Статья о создании обучающих тестов для уроков математики на основе программы MyTest.

Оценить




758

Содержимое разработки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 имени А.М. Горького»

городского округа город Фролово

Подготовила: учитель математики Клочкова Нина Ивановна

«Для всех типов учащихся периодическое проведение хорошо сконструированныхиправильно подобранных тестов может существенно облегчить процесс учения. Такие тесты  выявляют недостатки прошлого обучения, задают направление последующего,  мотивируют ученика».

А. Анастези

Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования.

В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий.

 Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации обучебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений.

Преимущества тестового контроля:

1

Объективность оценки

в тестовом контролевлияние субъективных факторов (например, таких, как осведомленность экзаменатора о текущей успеваемости экзаменующегося, учет его поведения на уроках и т.п.) исключено

2

Достоверность информации

об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения

3

Эффективность

можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов при этом производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле

4

Надежность

тестовая оценка однозначна и воспроизводима

5

Дифференцирующая способность

в тестах содержатся задания различного уровня

6

Реализация индивидуального подхода в обучении

возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся

7

Сравнимость результатов тестирования

для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.

Отрицательные характеристики тестирования

большая вероятность выбора ответа наугад,

проверка лишь конечных результатов действий;

затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся;

категоричность оценки выполнения задания – задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено.

 Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности. 

Тесты на уроках математики, как система оценки успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:

учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;

проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;

оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;

сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы;

использовать тесты для компьютеризации;

обеспечить оперативность проверки выполненной работы.

  Тестирование хорошо автоматизируется с помощью компьютера. Компьютерное тестирование является высокопроизводительным инструментом контроля, что позволяет сократить время в учебном процессе на проверку и обработку результатов контроля. С психолого-педагогической точки зрения преимущества компьютерного тестирования состоят в отсутствии предвзятого отношения к ученику, повышении ответственности учащихся при подготовке и проведении теста и др.

Современные разработчики программ и программного обеспечения предлагают сотни (если не тысячи) программ автоматизации тестирования. Программные продукты и оболочки для тестов, несомненно, упрощают работу по сознанию тематических тестов, имеют возможности по использованию их в сети, а разработчики программ предлагают готовые тесты на проверку знаний по большому числу предметов. Однако  ряд компьютерных программ сложны в освоении, что исключает возможность оперативного применения их учителями.  

 В своей  работе  я познакомлю вас с одной из программ, на мой взгляд, наиболее простой и удобной в обращении.

MyTest(авторБашлаков Александр Сергеевич)

MyTest это — система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее.

Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках.

При наличии компьютерной сети можно организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время. Так же можно организовать раздачу тестов учащимся через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры.

Программа MyTest работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. Подробнее смотрите на странице Типы заданий.

Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестов (MyTestServer).

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время).

Программа поддерживает несколько режимов: обучающий, штрафной и свободный. В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме за не верные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно.

Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям для каждого отдельного теста — все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов — один тест – один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат.

И, наконец, при правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно-обучающих программах позволяет испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля. При включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках и верных ответах.

Систематический контроль знаний и умений учащихся — одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

Список использованной литературы

Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. — М: Знание, 1980.

Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К — М: Просвещение, 1988.

Баймуханов Б. Б. Тематический контроль и учет знаний // Математика в школе, 1989 №5.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/195872-sozdanie-obuchajuschih-testov-dlja-urokov-mat

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти знаки функции на прямой
  • Как составить годовой отчет организации
  • Как найти сменку если ты ее потерял
  • Как найти инстаграм иностранцев
  • Как найти видео в хроме