Как правильно составить учетную политику на 2019 год

Учетная политика — основополагающий регламент, устанавливающий ключевые правила ведения бухгалтерского и налогового учета в 2019 году. В документе следует учесть не только изменения действующего законодательства, но и новый федеральный стандарт. О нововведениях расскажем в нашей статье.

Налоговые изменения 2019

При составлении учетной политики на 2019 год необходимо учесть все фискальные изменения, которые вступают в силу с января. Итак, формируя регламент, в части особенностей применения норм налогообложения учитывайте следующие нововведения:

  1. Увеличен НДС. Теперь налог на добавленную стоимость по общим правилам равен 20% (18% — за 2018 г.). Обратите внимание, что льготные ставки в 10% и 0% сохранены.
  2. Состав расходов по налогу на прибыль расширен. В состав основных затрат компании теперь можно включить расходы на покупку путевок для отдыха сотрудников или их родственников. Новый вид затрат действует только в отношении отдыха на территории РФ, зарубежные путевки учесть нельзя. В отношении нового вида расходов по налогу на прибыль установлен лимит — 6% от затрат на оплату труда.
  3. Ставка по налогу на прибыль может вырасти. Так, чиновники определили, что региональные власти теперь не вправе утверждать дополнительные льготы по региональной ставке налога (17%). Действующие привилегии могут упразднить уже в январе, учитывайте это при составлении документа.
  4. Налог на имущество по новым правилам. Ранее в налогооблагаемую базу по расчету налога на имущество организаций включалось все виды имущественных активов компании: недвижимость, движимые основные средства, транспорт, оборудование и прочее (ОС с 3 по 10 амортизационные группы). С 2019 год движимое имущество полностью исключено из налогооблагаемых объектов.
  5. Новые лимиты по страховым взносам. Предельные ограничения увеличены в очередной раз. По ОПС в 2019 г. – 1 1150 000 рублей, далее платим взносы по тарифу 10%, по ВНиМ — 865 000 рублей, при достижении лимита — 0% тариф.
  6. Отмена пониженного тарифа для компаний и предпринимателей на УСН, а также для аптек на ЕНВД. Поэтому если ваша компания относится к данной категории налогоплательщиков, учитывайте нововведения.

Это не все изменения, подробнее в статье: «Самые важные изменения в налоговом законодательстве в 2019 году».

Изменения бухучета 2019

Чиновники внесли существенные изменения в действующую редакцию закона № 402-ФЗ. Данные коррективы учите при составлении учетной политики на 2019 год.

К тому же, если в деятельности вашей организации встречаются расчеты и операции в иностранной валюте, придется работать по новому ПБУ 3/2006. Нововведения определяют важные правила: как проводить перерасчет операции, осуществленной в иностранной валюте, в российские рубли.

Напомним, что в бухгалтерском учете все операции без исключения должны отражаться в российских рублях.

Подробнее об изменениях, которые коснутся российских организаций в части ведения БУ, — в отдельной статье: «Самые важные изменения в бухгалтерском учете в 2019 году».

А вот учреждениям государственного сектора придется переписать учетную политику полностью. Так как в действие вступил новый приказ №274н — федеральный стандарт по БУ. Как правильно это сделать, расскажем далее.

Учетная политика по-новому

Итак, составлять документ по новым правилам придется всем бюджетникам, так как новый стандарт обязаны применять все представители государственного сектора. Но пугаться не стоит: несмотря на то что предстоит переписать документ полностью, содержание Учетной политики не поменялось.

1. Расширены нормативные основы.

В первую очередь, отметим, что документ следует составлять на основании действующих положений законодательства, ФСБУ, а также учитывать положения учетной политики учредителя. Простыми словами, теперь документ должен соответствовать не только законодательным требованиям и федеральным стандартам, но и равняться на учредителя, учитывая все особенности специфики конкретной сферы деятельности.

2. Определен круг ответственных.

С нового года определено лицо, ответственное за составление УП. Положения ФСБУ закрепляют, что ответственным лицом может быть главбух или же иной работник, на которого были возложены обязанности по ведению бухучета в учреждении. Обратите внимание, что если бухучет в организации ведет сторонняя организация, например централизованная бухгалтерия, созданная учредителем, то составить учетную политику на 2019 год обязана эта самая сторонняя организация. Данное условие придется закрепить в договоре на оказание бухгалтерских услуг.

Утверждает новый документ, как и ранее, руководитель учреждения. Напомним, что необходимо опубликовать обновленную учетную политику на официальном сайте организации в Интернете.

3. Структура документа сохранена.

Новый ФСБУ в части определения структуры УП соответствует общепринятым требованиям Инструкции №157н. То есть кардинально менять документ не придется. Как и раньше в учетной политике придется раскрыть следующие аспекты:

  • методы оценки объектов бухучета — однако расписывать все доступные способы не нужно, описывать необходимо только те методы, которые будем использовать в работе; учитывайте положения новых ФСБУ;
  • рабочий план счетов учреждения — все счета по действующим инструкциям вносить не обязательно, обозначьте только те, на которых будут отражаться операции;
  • порядок проведения инвентаризации активов — теперь определяйте алгоритм с учетом прямых рекомендаций учредителя, установите алгоритм в соответствии с Учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
  • формы первичных и учетных документов — можно применять унифицированные бланки, например, закрепленные приказом Минфин №52н, или же разработать свои формы;
  • правила документооборота — необходимо определить, каким образом структурные подразделения будут взаимодействовать между собой, чтобы обеспечить своевременное поступление документов в бухгалтерию;
  • организация внутреннего финансового контроля — допустимо все положения о финконтроле отнести в отдельное положение, которое следует оформить отдельным приложением к УП;
  • порядок признания событий после отчетной даты — при определении положений данного раздела УП учитывайте новые требования, закрепленные в ФСБУ — приказ №275н.

Иные разделы раскрывайте по аналогии с положениями законодательства, ФСБУ, иными нормативно-правовыми актами, а также руководствуйтесь УП учредителя.

4. Вносите изменения своевременно.

Изменить положения УП можно не только с начала отчетного периода. Так, законодатели предусмотрели несколько вариантов, когда придется скорректировать документ:

  • изменение законодательства о бухучете: например, внесены существенные изменения в закон №402-ФЗ;
  • условия деятельности субъекта (организации) значительно измены: например, была проведена реорганизация субъекта;
  • применение новых способов, методов и форм учета, которые позволят получить достоверную и релевантную информацию для отчетности.

А вот отдельные поправки и корректировки УП нельзя назвать изменением, к таковым следует относить утверждение новых правил, которые будут применяться к операциям, которые встречаются в деятельности субъекта впервые. Также не считают изменением утверждение порядка применения правил в части отражения фактов хоздеятельности, отличных по существу от фактов, совершаемых ранее.

5. Исправление ошибок.

Необходимо раскрыть порядок исправления ошибок в бухучете учреждения. Обратите внимание, что способы исправления ошибок напрямую зависит от периода, в котором была обнаружена эта самая неточность.

6. Оценочные значения.

Также в Учетной политике следует определить новый термин «оценочные значения». Новый показатель следует использовать при расчетах, когда конкретное значение получить невозможно либо затруднительно, и в работе используются приблизительные значения. Изменения оценочных значений — это корректировка показателя, с учетом определенных факторов и изменений методов учета.

Это самые основные изменения, которые необходимо учесть при составлении документа. Как видим, нововведений много, однако кардинальных изменений нет. Сущность и ключевые методы учета сохранены. Суть вводимых корректировок — это сближение коммерческого и бюджетного учета. Напомним, что в настоящий момент данные виды БУ имеют многочисленные характерные особенности и отличия.

Не забудьте опубликовать на официальном сайте учреждения новый документ.

Цели учетной политики организации

Очевидно, что бухгалтерский и налоговый учет являются двумя абсолютно разными системами учета. Бухгалтерский учет обеспечивает заинтересованных пользователей объективной информацией о хозяйственной деятельности организации, а налоговый — служит единственной цели — правильному расчету налоговых платежей. В целом, расчет налогов базируется на бухгалтерских данных.

Однако если следовать при отражении операций в бухгалтерском учете правилам, которые закреплены в Налоговом кодексе РФ, в некоторых случаях это может повлечь недостоверность отчетности.

Поэтому, традиционно в 2019 году мы рекомендуем Положение об учетной политике организации оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т.п.), первый из которых должен быть посвящен учетной политике организации в области бухгалтерского учета, а второй — учетной политике в области налогообложения.

Напоминаем, в соответствие с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» изменение учетной политики может производиться при:

  1. Изменении требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;

  2. Разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;

  3. Существенном изменении условий деятельности организации.

Бухгалтерский учет в 2019 году ожидают серьезные преобразования.

Минфин РФ в Приказе от 18.04.2018 № 83н утвердил новую Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, где указано, что вступление в силу новых стандартов планируется на 2019 — 2022 годы.

Напоминаем, что с 19 июля 2017 года действующие на территории РФ 24 ПБУ, утвержденные в период с 01.10.1998 по 01.01.2013, признаны федеральными стандартами. Их полный перечень приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 N ИС-учет-8.

Нормы ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

С 06 августа 2017 г. вступили в силу поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Сама по себе новация ПБУ 1/2008 не оказывает какого-либо существенного влияния на деятельность большинства организаций. Как и прежде, в работе надлежит руководствоваться правилами, утвержденными привычными всем бухгалтерам ПБУ (переименованными в ФСБУ).

А вот компаниям, составляющим отчетность по МСФО, консолидированную финансовую отчетность, ведущим упрощенный бухучет, имеющим дочерние подразделения или при ведении нестандартных операций, не описанных в действующих ПБУ, следует составлять свою учетную политику в соответствие с новой редакцией ПБУ 1/2008.

При формировании учетной политики на 2019 год, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на следующие аспекты.

Организация самостоятельно выбирает способы ведения бухучета независимо от выбора способов ведения бухучета другими организациями. Но если основная организация утвердила свои стандарты, обязательные к применению дочерними организациями, то дочерние организации выбирают способы ведения из стандартов, утвержденных материнской организацией (п. 5.1 ПБУ 1/2008) — для обеспечения сопоставимости консолидированных данных.

Алгоритм формирования учетной политики организации следующий:

  • если федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается этот способ;
  • если ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается один из возможных;
  • если ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу — организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

Таким образом, приоритетным документом в данном случае является МСФО. И только при отсутствии необходимых способов в МСФО организация вправе ориентироваться на ФСБУ и отраслевые стандарты бухучета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Затем по нисходящей идут рекомендации органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Однако чтобы выполнить это предписание ПБУ 1/2008, необходимо достаточно свободно владеть международными стандартами. Например, в настоящее время нет федерального стандарта по аренде и лизингу, на сайте Минфина РФ пока опубликован лишь проект ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Но такой стандарт есть в МСФО. Следовательно, при выборе способа учета операций по аренде организации следует руководствоваться правилами, установленными МСФО (IFRS) 16 «Аренда».

Кроме того, при самостоятельной разработке способа учета фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), а также в отношении несущественной информации при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

Право на упрощение бухучета имеют субъекты, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т. ч. субъекты малого предпринимательства (СМП – указаны в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Наталья Сапко
Аудитор-методолог, аттестованный аудитор и профбухгалтер

Упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют СМП, подлежащие обязательному аудиту (пп.1 п. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, если ваша организация относится к СМП в силу Закона N 209-ФЗ, но подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», то права вести упрощенный бухучет у нее нет.

Предусмотрен порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики в исключительных случаях

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бухучета в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Разумеется, речь идет об исключительных случаях.

Организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики при соблюдении всех следующих условий:

  1. Определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства.
  3. Альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

В этой связи ПБУ 1/2008 содержит требования к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.

Закреплено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО

Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:

  • консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону «О консолидированной финансовой отчетности» составляется в соответствии с МСФО;
  • составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (часть 5 статьи 2 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»).

Данные организации при формировании учетной политики на 2019 год могут руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Поэтому, если применение какого-то способа ведения бухучета по ФСБУ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т. е. препятствует соблюдению этих требований), то организация вправе не применять данный способ ведения бухучета.

Вместо этого способа применяется способ, предусмотренный МСФО. Свое право необходимо закрепить в учетной политике.

ПБУ 1/2008 отменена обязанность раскрывать изменения учетной политики

Поправки в ПБУ 1/2008 (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н) отменили обязанность раскрывать изменения учетной политики на следующий год в отчетности предыдущего года. Сейчас это необходимо делать в первой отчетности периода, в котором вносятся изменения.

Утвержден новый стандарт для бюджетного учета и учреждений на 2019 год

Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Данный стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных и автономных учреждений с 1 января 2019 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2019 года.

Стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок.

Общие требования к формированию учетной политики установлены Законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Инструкцией (приказ от 01.12.2010 № 157н). Стандарт содержит аналогичные положения, однако в нем есть и нововведения.

Он раскрывает понятия перспективного и ретроспективного применения измененной учетной политики, оценочное значение, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учетную политику, как и сейчас, учреждения будут составлять самостоятельно, исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. При этом учреждения смогут также следовать учетной политике учредителя.

Следует отметить, что с января 2019 года бюджетные учреждения обязаны публиковать основные положения учетной политики на своем официальном сайте и подробно раскрывать ее положения в отчетности.

В настоящее время порядок исправления ошибок установлен Инструкцией № 157н. Стандарт предусматривает более широкий перечень способов исправления ошибок.

В учетной политике учреждению необходимо указать допустимые способы исправления ошибок, чтобы у проверяющих не возникало по ним вопросов.

Новые нормы ПБУ 3/2006 и изменения на 2019 год

Приказ Минфина РФ от 09.11.2017 № 180н внес новые нормы в ПБУ 3/2006 «Учет требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте», которые вступят в силу с 01.01.2019 года. Так, в частности, появится новая норма о том, что при отсутствии официального курса иностранной валюты к рублю стоимость актива или обязательства пересчитывается в рубли по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных ЦБ РФ.

А пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости всех активов и обязательств (а не только как сейчас перечисленных в пункте 7 ПБУ 3/2006), используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ, в рубли будет производиться по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ, действующему на отчетную дату.

Обращаем внимание, в абзаце 2 п. 5 ПБУ 3/2006 указано, что если для пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости актива или обязательства, подлежащей оплате в рублях, законом или соглашением сторон установлен иной курс, то пересчет производится по этому курсу.

То есть если иной курс таким способом установлен, необязательно определять кросс-курс, даже если ЦБ РФ свой курс не установил.

Кросс-курс — это курсовое соотношение между двумя валютами, определяемое на основе курса этих валют по отношению к третьей валюте. Расчет значений кросс-курсов строится с использованием курсов данных валют, как правило, к доллару США (то есть доллар является базой котировки для обеих валют).

Информация в учетной политике о форматах ЭДО

Основные рекомендации для учетной политики (УП) при использовании ЭДО:

  • УП должна содержать указание на использование ЭДО;
  • УП должна устанавливать, какие документы используются в целях признания факта хозяйственной жизни, а также порядок определения даты создания документов для целей бухгалтерского и налогового учета (например, если хозяйственная операция совершена на одну дату, а подпись получена в следующем отчетном периоде);
  • Форматы используемых первичных документов (включая электронные документы) должны быть включены в УП.

С момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», провозгласившего свободу форм первичных документов, ФНС взяла на себя функцию разработки форматов электронных документов.

Поскольку в соответствие с п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» одновременно с формированием учетной политики должны утверждаться, в частности, формы первичных учетных документов, тем организациям, которые приняли решение о применении (переходе) электронного взаимодействия с контрагентами, необходимо формировать (пересмотреть) свою учетную политику с точки зрения изменений в ЭДО.

Напоминаем, что с 1 июля 2017 г. применяются «новые» электронные форматы товарной накладной и акта приема-передачи работ и услуг, утв. приказами ФНС России от 30.11.2015 N ММВ-7-10/551@ и от 30.11.2015 N ММВ-7-10/552@. Также начиная с 1 июля 2017 года, стали обязательными «новые» форматы счетов-фактур (в том числе корректировочных), УПД, УКД (приказы ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@, от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@).

Налоговая учетная политика на 2019 год

В 2018 году были приняты изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики на 2019 год:

Уточнен алгоритм расчета резерва по сомнительным долгам

С 1 января 2018 года в пункт 1 статьи 266 НК РФ внесено дополнение (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ) — при наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.

Таким образом, в целях расчета сомнительного долга уменьшать дебиторскую задолженность на встречную кредиторскую задолженность нужно начиная с самой «старой дебиторки».

Учет расходов на приобретение основных средств

На период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Но повышающий коэффициент может применяться к тем объектам, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п. 2 ст. 259.3 НК РФ в ред. с 01.01.2018, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.09.2017 № 286-ФЗ). Если у компании есть такие объекты и она собирается применять специальный коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.

С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ введено понятие «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Порядок его применения установлен новой ст. 286.1 НК РФ.

С 2018 года налогоплательщики вправе уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств, относящихся к 3 — 7 амортизационным группам).

Указанные расходы можно будет вычитать полностью: до 90% из региональной части, до 10% — из федеральной части налога.

Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т. е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.

Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект ОС, либо изменена его первоначальная стоимость.

Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет не подлежат амортизации.

В случае продажи имущества, в отношении которого применялся инвестиционный вычет, после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство, по которому был применен инвестиционный налоговый вычет, будет реализовано до истечения срока его полезного использования, налогоплательщику придется восстановить суммы налога, не уплаченного в связи с применением вычета, а также уплатить соответствующие пени. При этом в расходах будет учтена первоначальная стоимость такого основного средства.

Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый пункт 8.8 статьи 88 НК РФ).

Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн. рублей (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ).

Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.

Учитывая, что такие нововведения улучшают положения налогоплательщиков, субъекты РФ смогут принять соответствующие законы и распространить их действие на период с 1 января 2018 г. Однако, решение об использования вычета должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Поскольку его применение — право налогоплательщика, а не обязательная норма.

Учет расходов на НИОКР

Произошли дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (Федеральный закон от 18.07.2017 № 166-ФЗ). В частности, перечень затрат на НИОКР дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988, которые разрешено учитывать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ). С 01.01.2018 расходы по Перечню с коэффициентом 1.5 формируют первоначальную стоимость амортизируемых НМА — исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в результате выполнения НИОКР. В налоговой учетной политике необходимо закрепить выбранный порядок признания расходов.

Правило 5% при раздельном учете входного НДС

С 1 января 2018 года вступили в силу поправки, касающиеся компаний, у которых есть облагаемые и не облагаемые НДС операции. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

Как известно, при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС. Но если расходы на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превышают 5 %, налогоплательщик вправе не вести раздельный учет и всю сумму НДС принять к вычету.

Выполнение «правила 5 %» в налоговом периоде больше не позволяет налогоплательщикам не вести раздельный учет входного НДС при осуществлении облагаемых и освобождаемых от налогообложения операций. Сохранилась лишь возможность принимать к вычету весь «общехозяйственный» НДС, т. е. НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования одновременно и в облагаемых и необлагаемых операциях.

Напомним, что налоговые органы и Минфин РФ дают аналогичные разъяснения применения «правила 5 %», опираясь на определение ВС РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 по делу № А40-65178/2015. Верховный Суд РФ указал, что по товарам (работам, услугам), приобретенным исключительно для необлагаемых операций, принять к вычету НДС нельзя, даже при соблюдении «правила 5 %». С 1 января 2018 года позиция ВС РФ официально закреплена в п. 4 ст. 170 НК РФ.

Поэтому положения учетной политики для целей налогообложения на 2019 год в части ведения раздельного учета НДС нужно формировать в соответствии с новой нормой статьи 170 НК РФ.

В завершении добавим, что по общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения и оформляется приказом, распоряжением, стандартом организации, датированным декабрем предшествующего отчетному году.

При этом нет смысла переписывать в учетную политику то, что и так сказано в Налоговом кодексе или ФСБУ. Вносить надо только те условия, в которых вы выбираете один из предложенных законодателем способов учета. Это справедливо и для изменений. Вписывать их в учетную политику необходимо, если поправки касаются способов учета, которые применяет ваша организация.

Типичные недочеты положений учетной политики

В ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности специалисты нашей Компании проводят анализ учетной политики организации на предмет полноты и адекватности раскрытия принятых ею основных способов ведения бухгалтерского и налогового учета и соответствия ее положений действующим нормативным актам РФ.

Отметим некоторые, наиболее часто встречающиеся замечания по учетной политике. Например, в учетной политике организации не полностью раскрыты следующие положения:

  • порядок внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни (ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 4 ПБУ 1/2008);
  • не утверждены приложения: рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации, способы оценки активов и обязательств, правила документооборота и др. (п. 4 ПБУ 1/2008);
  • порядок определения стоимости арендованных объектов основных средств при ее отсутствии в договоре аренды (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, п. 7.1 ПБУ 1/2008);
  • порядок и методика проверки на обесценение финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость (п. 38 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н);
  • порядок и методика создания резерва по сомнительным долгам (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
  • метод расчета величины оценочного обязательство по оплате предстоящих отпусков (п. п. 4, 5, 15 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н, п. 7.1 ПБУ 1/2008);
  • порядок и методика формирования резерва под снижение стоимости МПЗ (п. 25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н, п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н);
  • метод определения величины текущего налога на прибыль (п. 21, п. 22 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н);
  • метод отражения в бухгалтерской отчетности (свернуто или развернуто) отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств (п. 19 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н);
  • не утвержден показатель существенности для детализации показателей по статьям бухгалтерской отчетности и для признания ошибки (абз. 2 п. 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, п. 3 приказа Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н, п. 3 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н).

Рассмотрим пример Приказа об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета в торговой организации на упрощенной системе налогообложения.

Содержание

  • Учетная политика по БУ
    • Приложение N 1. Рабочий план счетов
    • Приложение N 2. Первичные учетные документы
    • Приложение N 3. Регистры бухгалтерского учета
  • Учетная политика по НУ

Учетная политика по БУ

Приказ N _

Об утверждении учетной политики ООО «ТЕХНОМИР»
для целей бухгалтерского учета

г. Москва                                                                                                       31 декабря 2019 г.

ПРИКАЗЫВАЮ

Ввести в действие с 01 января 2020 года следующую учетную политику ООО «ТЕХНОМИР»:

1. Бухгалтерский учет осуществлять посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н. Рабочий план счетов бухгалтерского учета представлен в Приложении N 1.

2. В качестве первичных учетных документов для оформления фактов хозяйственной жизни использовать утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлениями Госкомстата РФ, а также самостоятельно разработанные формы, представленные в Приложении N 2.

3. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета разработаны организацией самостоятельно и представлены в Приложении N 3.

4. Инвентаризацию имущества и обязательств осуществлять в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе ежегодно при составлении годовой бухгалтерской отчетности.

5. Ведение бухгалтерского учета осуществлять с применением специализированной бухгалтерской компьютерной программы 1С.

6. Ведение бухгалтерского учета осуществлять по следующим правилам:

1. Учет основных средств

1.1. Объекты, сроком службы более 12 месяцев и стоимостью не более 40 000 руб. учитываются в составе материально-производственных запасов.

1.2. Амортизация начисляется линейным способом по всем объектам основных средств.

1.3. Переоценка основных средств не производится.

2. Учет нематериальных активов

2.1. По нематериальным активам срок полезного использования устанавливается приказом и определяется при их принятии к учету исходя из индивидуальных характеристик объекта и разрешительной документации руководителем организации.

2.2. Амортизация начисляется линейным способом по всем объектам нематериальных активов.

2.3. Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов».

2.4. Переоценка нематериальных активов организации не производится.

3. Учет материально-производственных запасов

3.1. Материалы учитываются по фактической себестоимости с отражением в учете на счете 10 «Материалы».

3.2. Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением материалов включаются в стоимость материалов.

3.3. При выбытии материалов их оценка производится по методу ФИФО.

3.4. Затраты на приобретение спецоснастки, стоимостью не более 40 000 руб., учитываются в составе расходов равномерно по линейному способу – пропорционально сроку полезного использования.

3.5. Затраты на приобретение спецодежды, стоимостью не более 40 000 руб., учитываются в составе расходов равномерно по линейному способу – пропорционально сроку полезного использования.

4. Учет товаров

4.1. Товары учитываются на счете 41 «Товары» с отражением в учете по фактической себестоимости.

4.2. Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются в себестоимости товаров на счете 41 «Товары».

4.3. Расходы, связанные с продажей товаров, работ и услуг учитываются на счете 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» и в конце месяца списываются в полном объеме в себестоимость проданных товаров — в дебет счета 90.07 «Расходы на продажу».

4.4. При выбытии товаров их оценка производится по методу ФИФО.

4.5. В розничной торговле товары учитываются по цене приобретения без использования счета 42 «Торговая наценка».

5. Учет готовой продукции

5.1. Учет готовой продукции ведется на счете 43 «Готовая продукция» без применения счета 40 «Выпуск готовой продукции». Оценка готовой продукции в процессе ее производства осуществляется по нормативной (плановой) цене выпуска, которая определяется приказом руководителя организации.

6. Учет доходов и расходов

6.1. Прямые расходы на производство продукции, работ и услуг учитываются на счете 20 «Основное производство». Состав прямых расходов определяется согласно спецификациям, технологическим картам, актам контрольного замера и иным документам, подтверждающих состав затрат, необходимый для производства продукции, оказания услуг, выполнения работ.

6.2. Распределение прямых расходов между видами готовой продукции (работ, услуг), осуществляется пропорционально плановой стоимости выпуска готовой продукции (работ, услуг).

6.3. Оценка незавершенного производства готовой продукции, выполненных работ на конец месяца осуществляется на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья, материалов и полуфабрикатов, которые были переданы в производство и подверглись обработке. Иные прямые расходы не учитываются в составе НЗП.

6.4. Прямые расходы по оказанным услугам не распределяются на остатки НЗП, а полностью уменьшают доходы отчетного периода.

6.5. Общепроизводственные расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и в конце месяца распределяются в состав прямых расходов пропорционально плановой стоимости выпуска продукции (работ, услуг).

6.6. Общехозяйственные расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и в конце месяца списываются в полном объеме в себестоимость проданной продукции, работ и услуг — в дебет счета 90.08 «Управленческие расходы».

6.7. Доходы и расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду учитываются в качестве прочих доходов и расходов соответствующим образом на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

7. Учет государственной помощи

7.1. Организация принимает бюджетные средства к учету по мере фактического получения средств.

7.2. Доходы будущих периодов, связанных с получением бюджетных средств на финансирование капитальных затрат, представляются в отчетности обособленно. В бухгалтерском балансе как обособленная статья в составе долгосрочных обязательств. В отчете о финансовых результатах суммы, отнесенные на финансовые результаты, как обособленная статья в составе прочих доходов.

8. Учет процентов по займам

8.1. Проценты по заемным средствам включаются в состав прочих расходов, в том числе при приобретении (создании) инвестиционного актива.

9. Исправление ошибок

9.1. Существенной считать ошибку, которая приводит к изменению общей величины активов (пассивов), а также доходов (расходов) в отчетности более чем на 5% либо приводит к изменению группы статей баланса или отчета о финансовых результатах на сумму от 100 тыс. руб. включительно.

9.2. Существенная ошибка, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности, исправляется записями в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» без ретроспективного пересчета показателей.

10. Оценочные значения

10.1. Создание резервов по сомнительным долгам осуществляется по каждому сомнительному долгу в отдельности по методике, указанной в Приложении N 4 к учетной политике.

11. В процессе ведения бухгалтерского учета не применяются нормы положений по бухгалтерскому учету

  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»
  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»
  • ПБУ 16/2002 «Информация по прекращаемой деятельности»

Генеральный директор                                                                                            /

Приложение N 1. Рабочий план счетов

Ознакомиться с рабочим планом счетов

Приложение N 2. Первичные учетные документы

Приложение N 2 к Приказу  «Об утверждении учетной политики ООО «ТЕХНОМИР»
для целей бухгалтерского учета»

Первичные учетные документы

1. Общество применяет следующие первичные учетные документы по унифицированным формам:

  • По учету основных средств – формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7;
  • По учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда – формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1;
  • По учету материалов – формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а;
  • По расчетам с подотчетными лицами – форма N АО-1, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 N 55
  • При перевозке грузов – форма транспортной накладной, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272;
  • По учету кассовых операций – формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88;
  • По отгрузке товаров – форма N ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132
  • По учету результатов инвентаризации — формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88;

При применении унифицированных форм обязательно заполнение всех реквизитов, указанных в Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Иные реквизиты заполняются по необходимости.

2. Общество применяет следующие первичные учетные документы в соответствии с самостоятельно разработанными формам:

  • По учету списания материалов – Акт о списании материалов;
  • По учету выполненных работ или услуг – Акт выполненных работ (оказанных услуг).
  • По отражению прочих фактов хозяйственной жизни – Бухгалтерская справка

3. Вышеуказанные формы унифицированных, а также разработанных документов являются рекомендованными к применению, и могут быть добавлены или изменены по распоряжению руководителя. Формы первичных учетных документов для оформления определенных сделок так же могут быть согласованы с контрагентом при заключении с ними договоров.

Генеральный директор                                                                                            /

Приложение N 3. Регистры бухгалтерского учета

Приложение N 3 к Приказу «Об утверждении учетной политики ООО «ТЕХНОМИР»
для целей бухгалтерского учета»

Регистры бухгалтерского учета

Общество применяет следующие регистры бухгалтерского учета в соответствии с самостоятельно разработанными формами:

  • Для формирования сводных данных — Оборотно-сальдовая ведомость.
  • Для формирования развернутых данных по счету учета — Оборотно-сальдовая ведомость по счету или Анализ счета.

Формы являются рекомендованными к применению и могут быть добавлены или изменены по распоряжению руководителя.

Генеральный директор                                                                                            /

Учетная политика по НУ

Приказ №

Об учетной политике ООО «ТЕХНОМИР»
для целей налогового учета

г. Москва                                                                                                      31 декабря 2020 г.

ПРИКАЗЫВАЮ

Ввести в действие с 01 января 2021 года следующую учетную политику для целей налогового учета ООО «ТЕХНОМИР» при применении упрощенной системы налогообложения:

1. Аналитический учет доходов и расходов для определения налоговой базы по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения ведется в Книге учета доходов и расходов.

2. Ведение налогового учета осуществляется на основе первичных бухгалтерских документов и аналитических регистров бухгалтерского и налогового учета, и осуществляется с применением специализированной бухгалтерской компьютерной программы 1С.

3. Ведение налогового учета осуществлять по следующим правилам:

1. Объект налогообложения

1.1. Организация применяет упрощенную систему с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

2. Учет расходов при определении налогооблагаемой базы

2.1. Материальные расходы учитываются в составе расходов, уменьшаемых налогооблагаемую базу, если одновременно выполняются условия – материалы получены и оплата за них поставщику произведена.

2.2. Расходы по приобретению товаров включаются в состав расходов Книги учета доходов и расходов в соответствии с НК РФ только после того, как товары приняты к учету, оплата за них произведена поставщику, и произведена реализация данных товаров.

2.3. Расходы на доставку приобретенных товаров до склада организации, если стоимость их доставки не включена в цену товаров (выделена отдельно), включаются в состав расходов Книги учета доходов и расходов в соответствии с НК РФ только после того, услуги по доставке товаров оказаны, после их фактической оплаты.

2.4. Дополнительные расходы учитываются в составе расходов, уменьшаемых налогооблагаемую базу, если одновременно выполняются условия – расходы осуществлены (услуги оказаны) и оплата за них произведена.

2.5. НДС, предъявляемый поставщиками, при приобретении Организацией товаров, включается в состав расходов Книги учета доходов и расходов отдельной строкой в момент включения затрат на приобретение данных товаров в Книгу учета доходов и расходов.

2.6. Таможенные платежи, уплаченные при импорте товаров, включается в состав расходов Книги учета доходов и расходов в момент включения затрат на приобретение данных товаров в Книгу учета доходов и расходов.

2.7. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств включатся в состав расходов Книги учета доходов и расходов в соответствии НК РФ только после введения основных средств в эксплуатацию и после их фактической оплаты. Если основное средство оплачено частично, то в Книге учета доходов и расходов делается запись на частичную сумму оплаты.

2.8. Суммы входящего НДС по основным средствам и нематериальным активам при расчете единого налога учитываются в их стоимости.

2.9. Расходы на приобретение (создание) нематериальных активов включатся в состав расходов Книги учета доходов и расходов в соответствии с НК РФ только после принятия нематериальных активов к бухгалтерскому учету и после их фактической оплаты. Если нематериальный актив оплачен частично, то в Книге учета доходов и расходов делается запись на частичную сумму оплаты.

Генеральный директор                                                                                            /

Образец Учетной политики 2020 скачать Word

Пример Учетной политики для торговли УСН 2020 PDF

Образец Учетной политики 2019 скачать Word

Пример Учетной политики для торговли УСН 2019 PDF

См. также:

  • Конструктор учетной политики
  • Пример УП для работ и услуг
  • Пример УП для производства
  • Пример УП для торговли

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти женщину которая будет содержать меня
  • Как составить ролик для радио
  • Все формулы как найти площадь фигур
  • Ошибка е3 на принтере hp m1132 как исправить
  • Как быстро найти деревню в майне