Как правильно составить вопросительное предложение на русском языке

В русском языке вопросительное предложение содержит прямой вопрос, который оформляется с помощью различных средств: интонации, логического ударения, определенного порядка слов, вопросительных частиц, местоимений и наречий.

Узнаем, что такое вопросительное предложение, если выясним цель высказывания. Приведем примеры способов оформления вопросительных предложений.

По цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными и побудительными. Каждый из этих видов предложений характеризуется определенной целью высказывания и особой интонацией.

Что такое вопросительное предложение?

Как понятно из самого названия, вопросительное предложение содержит в себе прямой вопрос. Собеседник с помощью такого высказывания спрашивает о ком-то или о чём-то, пытается получить определенную информацию, которая интересует его в момент речи или безотносительно ко времени.

На улице идет дождь?

Это вопросительное предложение оформлено с помощью особой интонации, которая повышается в его конце, и соответствующего завершающего пунктуационного знака — вопросительного знака.

Такое предложение можно легко превратить в повествовательное, изменив интонацию его произношения:

На улице идет дождь.

Итак, дадим определение, что такое вопросительное предложение в русском языке.


Определение

Вопросительное предложение — это высказывание, в котором ставится прямой вопрос или выражается сомнение.


Смогу ли я вам помочь?

Задавая вопрос, говорящий спрашивает о чем-то неизвестном ему или же хочет получить подтверждение или отрицание высказанной им мысли:

Я могу надеяться на твою помощь? (Да или нет?)

Что ещё стало известно об этом событии?

Способы оформления вопросительного предложения

Определив, что такое вопросительное предложение, уже был затронут один из важных аспектов вопросительного предложения — это интонация.

1. Для вопросительных предложений характерна особая, с повышением голоса вопросительная интонация. Она является ярким, эмоциональным средством выражения вопросительности. Интонационно в предложении выделяется главное по смыслу слово.

Понаблюдаем:

Мы идем сейчас в парк? (Идем или отложим на некоторое время)

Мы идем сейчас в парк? (Сейчас или позже)

Мы идем сейчас в парк?  (В парк или в другое место).

Такое выделение голосом определенного слова, важного для смысла вопросительного предложения, называется логическим ударением.

2. Кроме интонации и логического ударения, в вопросительном предложении используются вопросительные частицы и определенный порядок слов, чаще обратный:

Не пойти ли нам погулять?

Неужели нельзя было подготовиться к занятию лучше?

Разве ты об этом ничего не читал?

Обратим внимание, что то, о чем спрашивается, находится в конце высказывания.

3. Вопросительность создается с помощью вопросительных местоимений и наречий.

Кто знает ответ на заданный вопрос?

О чем вы тут шушукаетесь?

Для чего используется этот прибор?

Где тут аварийный выход?

Куда вы направляетесь?

Зачем вам брать с собой столько вещей?

вопросительное предложение

Восклицательные и невосклицательные вопросительные предложения

По эмоциональной оценке вопросительные предложения бывают невосклицательные и восклицательные.

Иногда в предложении к вопросительной интонации присоединяется дополнительный оттенок выраженного сильного чувства — недоумения,  удивления, страха, ужаса и пр. Такое вопросительное предложение по силе выраженного чувства становится восклицательным.

Сравним:

Ты уже покидаешь нас?

Как, ты уже покидаешь нас?!

В конце вопросительного предложения, содержащего сопутствующее чувство, ставятся два завершающих знака препинания — вопросительный и восклицательный знаки.

Риторический вопрос

Некоторые вопросительные предложения не требуют ответа на содержащийся в них вопрос, а только привлекают внимание собеседника к поставленной проблеме, к теме обсуждения. Такие предложения содержат риторический вопрос.

Как же не заблудиться в мире прекрасных мелодий?

По сути это утвердительное по смыслу предложение, оформленное в виде риторического вопроса.

Можно легко заблудиться в мире прекрасных мелодий.

Сравните:

Кто же не знает об этом нашумевшем фильме?

Многие знают об этом нашумевшем фильме.

Примеры вопросительных предложений из художественной литературы

— Ты где пропадал? — спросил его Туман.

— А в Москву ходил к барину (И.С. Тургенев. Записки охотника).

— Кто ты такой и зачем таскаешься под дверями? — произнес кузнец посуровее прежнего и подойдя ближе (Н.В. Гоголь. Ночь перед Рождеством).

— Скоро ли станция, ямщик? (В.Г. Короленко. Чудная).

— Неужели я был такой? — думал Нехлюдов, продолжая свой путь к адвокату (Л.Н. Толстой. Воскресение).

И что меня вчера понесло на мельницу? Что мне там понадобилось? (В.В. Вересаев. Порыв).

Что это? Неужели нашелся кто-то, кто переживал теперь то же самое, что я? Сомнений быть не могло: перед ним эта ночь стояла такой же мучительною и неразрешимою загадкою, как передо мною (В.В. Вересаев. Загадка).

Куда же идти? Местность была совсем незнакомая. Карельская тайга — это не шутка (Г. Скребицкий).

Тест

Вопросительные, повествовательные и побудительные предложения — три типа по цели высказывания. 5 примеров из русской художественной литературы. Составьте вопросительные предложение со словами: досуг, предмет, километр, магазин.

Предложения в русском языке делятся по цели высказывания на повествовательные, побудительные и вопросительные.

Вопросительные предложения содержат вопрос. Цель высказывания — получить в ответ некую информацию, подтверждение или опровержение собственной мысли.

Как вас зовут?

Что зрители думают об этом фильме?

Зачем мы здесь?

Вы ведь уже знакомы с Иваном Петровичем?

Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (М.Ю. Лермонтов).

В устной речи вопрос оформляется с помощью особой интонации, которая повышается в конце предложения. На письме — вопросительным знаком.

Вопросительным может быть и назывное (назывное) предложение. Например: Пожар?! Ваша фамилия?

В вопросительных предложениях используются вопросительные местоимения и наречия: кто, куда, зачем и др.

Также могут встречаться вопросительные частицы. Они добавляют оттенок сомнения, недоверия или удивления:

Неужели он приехал?

Способен ли обычный человек на такое?

Разве ты меня не узнаешь? (А.С. Пушкин)

Как, ты ее разлюбил? (М.Ю. Лермонтов)

И как могла она допустить до этого Курагина? (Л.Н. Толстой).

Помимо собственно-вопросительных предложений бывают вопросительно-побудительные предложения (Не поговорить ли нам сначала о делах?) и вопросительно-риторические, не требующие ответа (Сколько можно над нами издеваться?).

Также вопросительные предложения могут содержать отрицание того, о чем спрашивается: Разве могло случиться что-то хорошее? Стоит ли удивляться?

10 примеров вопросительных предложений из художественной литературы

    Зачем тебе в Петербург? (А.С. Пушкин)

    Что это, сударь, с тобою сделалось? (А.С. Пушкин)

    Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?.. (М.Ю. Лермонтов)

    Это кто там? (Л.Н. Толстой)

    На стол накрывать прикажете? (И.С. Тургенев)

    Любопытно, чего люди больше всего боятся? (Ф.М. Достоевский)

    Какая у нас в деревне любовь? (А.П. Чехов)

    Почему танец — красиво? (Е.И. Замятин)

    Живой еще, дедушка? (А.П. Платонов)

    Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? (М.А. Булгаков)

Интонационное выделение и порядок слов в вопросительном предложении

Интонационно в вопросительном предложении выделяется главное по смыслу слово — это называется логическим ударением. Со сменой ударения могут меняться суть вопроса и предполагаемый ответ.

Вчера ты БЫЛ в университете? — Нет, не был.

ВЧЕРА ты был в университете? — Нет, я был там позавчера.

Вчера ты был в УНИВЕРСИТЕТЕ? — Нет, я был в библиотеке.

Также на смысл вопроса может поменяться при изменении порядка слов:

Читал ты эту книгу? — Да, читал.

Эту книгу ты читал? — Да, эту самую.

Может ли ставиться несколько вопросительных знаков?

В конце вопросительного предложения не ставится более одного вопросительного знака подряд.

Однако вопросительный знак может ставиться в вопросительном предложении после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса:

Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? (А.С. Пушкин)

Что это? это? (Л.Н. Толстой)

Что я — попугай? индейка? (В.В. Маяковский)

Вопросительный знак в сложных предложениях

Вопросительными могут быть не только простые, но и сложные предложения.

В конце сложносочиненного предложения ставится вопросительный знак, если все его части или только последняя заключают в себе вопрос:
Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память?.. (М.Ю. Лермонтов)

В конце бессоюзного сложного предложения вопросительный знак ставится, если все образующие его части являются вопросительными предложениями или если только последняя часть содержит прямой вопрос:
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? (В.А. Жуковский)

В конце сложноподчиненного предложения вопросительный знак ставится, если вопрос содержится в любой из частей или в обеих сразу:
Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? (А.П. Чехов)

Однако если придаточная часть содержит косвенный вопрос, то в конце предложения вопросительный знак обычно не ставится:
Я прервал речь Савельича вопросом, сколько у меня всего денег. (А.С. Пушкин)

Восклицательные и невосклицательные вопросительные предложения

Как и любые другие предложения, вопросительные предложения по эмоциональной окраске могут быть восклицательными или невосклицательными.

Если к вопросительной интонации добавляется выражение сильного чувства (радости, удивления, страха, возмущения), такое предложение становится восклицательным.

В этом случае в конце ставятся два знака препинания — вопросительный и восклицательный знак. Сначала идет вопросительный знак, характеризующий цель высказывания, а затем — восклицательный, характеризующий интонацию.

Что вы себе позволяете?!

Неужели мы победили?!

Да разве так можно говорить о близком человеке?!

Риторические вопросы

Бывают вопросительные предложения, не требующие ответа. Это так называемые риторические вопросы. Их задача — не получить информацию, а привлечь внимание публики. По сути, это утверждения в форме вопроса. Их часто используют в публицистике, выступлениях, литературных монологах.

Кто не заключал таких условий с своей совестью? (М.Ю. Лермонтов)

Русь, куда ж несешься ты? (Н.В. Гоголь)

Любил ли кто тебя, как я? (Н.А. Некрасов)

Составьте вопросительные предложения со словами: досуг, предмет, километр, магазин

Одно из заданий для школьников — составить вопросительные предложения со словами «досуг», «предмет», «километр» и «магазин». Давайте его выполним.
Чтобы составить вопросительное предложение, нужно придумать суть вопроса. О чем мы хотим узнать? Какой ответ предполагаем получить?

Вопрос может быть закрытым (предполагающим конкретный ответ, в том числе «да» или «нет») или открытым (предполагающим длинный, развернутый ответ). Также вопрос может быть риторическим, не требующим ответа.

Чем вы занимаетесь на досуге?

О чем пишут в журнале «Досуг»?

Куда подевался этот предмет?

В чем предмет вашего исследования?

Сможете пройти на лыжах еще километр?

Ну кому в Москве может быть интересен «нулевой километр»?

Как пройти в магазин?

Сколько у солдата магазинов для автомата?

В рус­ском язы­ке вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние содер­жит вопрос и оформ­ля­ет­ся с помо­щью раз­лич­ных средств: инто­на­ции, логи­че­ско­го уда­ре­ния, опре­де­лен­но­го (да или нет?порядка слов, вопро­си­тель­ных частиц, место­име­ний и наре­чий.

Узнаем, что такое вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние.

По цели выска­зы­ва­ния пред­ло­же­ния быва­ют повест­во­ва­тель­ны­ми, вопро­си­тель­ны­ми и побу­ди­тель­ны­ми. Каждый из этих видов пред­ло­же­ний харак­те­ри­зу­ет­ся опре­де­лен­ной целью выска­зы­ва­ния и осо­бой инто­на­ци­ей.

Что такое вопросительное предложение?

Как понят­но из само­го назва­ния, вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние содер­жит в себе пря­мой вопрос. Собеседник с помо­щью тако­го выска­зы­ва­ния пыта­ет­ся полу­чить опре­де­лен­ную инфор­ма­цию, кото­рая инте­ре­су­ет его в момент речи или без­от­но­си­тель­но ко вре­ме­ни.

Это вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние оформ­ле­но с помо­щью осо­бой инто­на­ции, кото­рая повы­ша­ет­ся в его кон­це, и соот­вет­ству­ю­ще­го завер­ша­ю­ще­го пунк­ту­а­ци­он­но­го зна­ка — вопро­си­тель­но­го зна­ка.

Такое пред­ло­же­ние мож­но лег­ко пре­вра­тить в повест­во­ва­тель­ное, изме­нив инто­на­цию его про­из­но­ше­ния:

Задавая вопрос, гово­ря­щий спра­ши­ва­ет о чем-то неиз­вест­ном ему или же хочет полу­чить под­твер­жде­ние или отри­ца­ние выска­зан­ной им мыс­ли:

Я могу наде­ять­ся на твою помощь? (Да или нет?)

Что ещё ста­ло извест­но об этом собы­тии?

Способы оформления вопросительного предложения

Определив, что такое вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние, уже был затро­нут один из важ­ных аспек­тов вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния — это инто­на­ция.

1. Для вопро­си­тель­ных пред­ло­же­ний харак­тер­на осо­бая, с повы­ше­ни­ем голо­са вопро­си­тель­ная инто­на­ция. Она явля­ет­ся ярким, эмо­ци­о­наль­ным сред­ством выра­же­ния вопро­си­тель­но­сти. Интонационно в пред­ло­же­нии выде­ля­ет­ся глав­ное по смыс­лу сло­во.

Понаблюдаем:

Мы идем сей­час в парк? (Идем или отло­жим на неко­то­рое вре­мя)

Мы идем сей­час в парк? (Сейчас или поз­же)

Мы идем сей­час в парк? (В парк или в дру­гое место).

Такое выде­ле­ние голо­сом опре­де­лен­но­го сло­ва, важ­но­го для смыс­ла вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния, назы­ва­ет­ся логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

2. Кроме инто­на­ции и логи­че­ско­го уда­ре­ния, в вопро­си­тель­ном пред­ло­же­нии исполь­зу­ют­ся вопро­си­тель­ные части­цы и опре­де­лен­ный поря­док слов, чаще обрат­ный:

Не пой­ти ли нам погу­лять?

Неужели нель­зя было под­го­то­вить­ся к заня­тию луч­ше?

Разве ты об этом ниче­го не читал?

Обратим вни­ма­ние, что то, о чем спра­ши­ва­ет­ся, нахо­дит­ся в кон­це выска­зы­ва­ния.

Кто зна­ет ответ на задан­ный вопрос?

Для чего исполь­зу­ет­ся этот при­бор?

Зачем вам брать с собой столь­ко вещей?

Восклицательные и невосклицательные вопросительные предложения

По эмо­ци­о­наль­ной оцен­ке вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния быва­ют невос­кли­ца­тель­ные и вос­кли­ца­тель­ные.

Иногда в пред­ло­же­нии к вопро­си­тель­ной инто­на­ции при­со­еди­ня­ет­ся допол­ни­тель­ный отте­нок выра­жен­но­го силь­но­го чув­ства — недо­уме­ния, удив­ле­ния, стра­ха, ужа­са и пр.

Такое вопро­си­тель­ное пред­ло­же­ние по силе выра­жен­но­го чув­ства ста­но­вит­ся вос­кли­ца­тель­ным.

Сравним:

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния, содер­жа­ще­го сопут­ству­ю­щее чув­ство, ста­вят­ся два завер­ша­ю­щих зна­ка пре­пи­на­ния — вопро­си­тель­ный и вос­кли­ца­тель­ный зна­ки.

Риторический вопрос

Некоторые вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния не тре­бу­ют отве­та на содер­жа­щий­ся в них вопрос, а толь­ко при­вле­ка­ют вни­ма­ние собе­сед­ни­ка к постав­лен­ной про­бле­ме, к теме обсуж­де­ния. Такие пред­ло­же­ния содер­жат рито­ри­че­ский вопрос.

Как же не заблу­дить­ся в мире пре­крас­ных мело­дий?

По сути это утвер­ди­тель­ное по смыс­лу пред­ло­же­ние, оформ­лен­ное в виде рито­ри­че­ско­го вопро­са.

Можно лег­ко заблу­дить­ся в мире пре­крас­ных мело­дий.

Сравните:

Кто же не зна­ет об этом нашу­мев­шем филь­ме?

Многие зна­ют об этом нашу­мев­шем филь­ме.

Примеры вопросительных предложений из художественной литературы

-Ты где про­па­дал? — спро­сил его Туман.

-А в Москву ходил к бари­ну (И. С. Тургенев. Записки охот­ни­ка).

-Кто ты такой и зачем тас­ка­ешь­ся под две­ря­ми? — про­из­нес куз­нец посу­ро­вее преж­не­го и подой­дя бли­же (Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством).

-Скоро ли стан­ция, ямщик? (В. Г. Короленко. Чудная).

-Неужели я был такой? — думал Нехлюдов, про­дол­жая свой путь к адво­ка­ту (Л. Н. Толстой. Воскресение).

И что меня вче­ра понес­ло на мель­ни­цу? Что мне там пона­до­би­лось? (В. В. Вересаев. Порыв).

Что это? Неужели нашел­ся кто-то, кто пере­жи­вал теперь то же самое, что я? Сомнений быть не мог­ло: перед ним эта ночь сто­я­ла такой же мучи­тель­ною и нераз­ре­ши­мою загад­кою, как пере­до мною (В. В. Вересаев. Загадка).

Куда же идти? Местность была совсем незна­ко­мая. Карельская тай­га — это не шут­ка (Г. Скребицкий).

В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

Условные обозначения, применяемые на графических схемах

План действий по составлению схемы предложения

Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
  • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
  • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

Простые и сложные предложения

  • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

Как определить количество частей в сложном предложении

  • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
  • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

Условные обозначения членов предложения

  • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
  • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

Прямоугольные скобки для обозначения простых и сложных предложений

  • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

Круглые скобки для обозначения придаточных предложений

  • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

Синтаксический разбор простого предложения

Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

Составляем план простого предложения

Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:

Схема простого предложения

Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:

  • составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
  • простые – Даниил плавал ;
  • составные глагольные – Даниил хотел плавать .

Простое предложение с однородными членами

Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.

В кружках отражены роли однородных членов предложения

С вводными словами или обращением

На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.

Вводные слова в предложении

К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.

Обращение в предложении

С деепричастным либо причастным оборотами

Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.

Причастный оборот на схеме

Как создать схему предложений с прямой речью

На схеме прямая речь выделяется следующим образом:

  • выделяются границы предложения;
  • для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
  • ставятся знаки препинания.

Прямая речь в предложении

Как составить схему сложного предложения

Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.

Сложносочиненное предложение на схеме Бессоюзное сложное предложение на графической схеме

Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.

Прямоугольные скобки — для главных предложений, круглые — для придаточных

Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.

Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

    Графические обозначения

    Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

    Графические обозначения в схеме

    Схема простого предложения

    А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

    Вот безличное односоставное предложение, где главный член – сказуемое:

    Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.

    Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

    Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

    Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

    И сложное именное:

    Схемы с обращениями и вводными словами

    В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

    Схемы с причастными и деепричастными оборотами

    Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

    Схемы с прямой речью

    Схема сложного предложения

    В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

    Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

    А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

    В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

    Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

    Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

    Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

    Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

    Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

    Существует мнение о том, что больше всего вопросов в мире задают именно дети, поскольку, развиваясь, они многое хотят для себя открыть, понять что и как работает. Однако не только дети часто употребляют вопросы. Все люди, которые так или иначе вступают в диалог при общении, вынуждены прибегать к помощи вопросов.

    Если мы хотим выяснить какую-либо информацию, спросить как кого-то зовут, сколько ему лет, что он любит и чем занимается, нам приходится использовать вопросы. Общение просто невозможно без вопросов и ответов.

    Вопросно-ответная структура — это чрезвычайно важный и необходимый элемент человеческого общения, а также мышления. Однако, вопросы можно задавать не только кому-то, но даже себе.

    Вопросы выполняют две основные функции: познавательную и коммуникативную.

    Вопрос чаще всего заключает в себе просьбу или же требование какой-то информации.

    Интересно то, что вопрос обладает довольно сильным активизирующим воздействием на слушателя. Он оживляет речь, привлекает внимание аудитории, вызывая у нее интерес, пробуждая инициативу, а также стремление активно участвовать в коллективном размышлении. В споре, точно также как и в любом другом виде речевого общения, ведущая роль принадлежит именно вопросу.

    По определению, можно сказать, что вопрос – это высказывание, истинность которого не установлена или до конца не определена. Практически любой вопрос основан на каком-либо знании. Формулируя свой вопрос, человек тем самым хочет уточнить информацию, которой он уже частично владеет. К примеру, «Кто является владельцем сети гипермаркетов Ашан?». Этим вопросом человек пытается расширить уже имеющуюся у него частичную информацию. Он знает о том. Что существует сеть таких гипермаркетов и хочет узнать, кто ею владеет.

    Типы вопросительных предложений

    Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов: 

    Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы завершили ваш проект? Она уже пришла? 

    Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете с нами? Это уже решено? Ну, поехали? 

    Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особо эстетично? И что же вы можете нам поведать? 

    Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений. 

    Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим нашу тренировку? Займёмся сначала растяжкой? Ну, начнем? 

    Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Мечты… Какая польза от напрасных мечтаний?

    Как же образуются вопросы в русском языке?

    Вопросы в русском языке могут формироваться различными способами: при помощи интонации, с добавлением вопросительных слов (кто?, что?, где?, зачем?, почему?, как?, какой? ), при помощи частицы «ли» (Знаете ли?, Правда ли?).

    На вопросы можно отвечать полным ответом или кратко. Например: «В сколько ты вернулся из кинотеатра?» — «Я вернулся из кинотеатра в 8» (полный ответ), «в 8» (краткий ответ). На некоторые вопросы, в частности на вопросы, образованные при помощи вопросительной интонации (Ты знаешь, что твой брат уже приехал из Парижа?) и так называемые «ли-вопросы» (Правда ли, что хлеб подорожал?), можно отвечать однозначными словами «да» или «нет». Однако, на такие вопросы можно отвечать и по-другому. К примеру, «нет, я этого не знал», «да, я об этом знаю».

    Существуют в русском языке простые вопросы и сложные вопросы. С простыми вопросами все довольно понятно. Они состоят из одного простого предложения (Как тебя зовут?). А сложный вопрос представляет собой совокупность простых вопросов, которые связаны в единое целое при помощи союзов и, или, либо.., либо, если… то и др. Сложный вопрос может состоять из нескольких матриц и одной неизвестной переменной (Каковы финансовые и материальные активы вашего холдинга и какие у нас шансы на успех?).

    Среди простых вопросов можно выделить открытые и закрытые. Смысл открытых вопросов является неоднозначным, поэтому ответы на такие вопросы не ограничены строгими рамками и могут быть в свободной форме. Например, на вопрос «Каковы перспективы развития финансовой системы на Уругвае?». На этот вопрос можно дать ответ можно дать ответ в форме доклада и при этом рассмотреть разные аспекты этого вопроса. Закрытый вопрос является однозначным и определенным, поэтому ответ на него должен быть мотивирован жесткими рамками: определенным характером и точной дозировкой запрашиваемой информации. «Кто построил это здание?».

    Автор статьи

    Светлана Остапенко

    Эксперт по предмету «Русский язык»

    преподавательский стаж — 10 лет

    Задать вопрос автору статьи

    Общая характеристика вопросительных предложений

    Определение 1

    Вопросительные предложения – это синтаксические конструкции, коммуникативной целью которых является получение информации, которой сам говорящий не обладает.

    С позиции структурного подхода Н.Ю. Шведова выделяют следующие виды вопросительных синтаксических конструкций:

    1. Вопросительные предложения с местоименными вопросительными словами (местоимения ими или наречиями): Кто ты? Что ты здесь делаешь? Как тебя зовут? Откуда ты прибыл?
    2. Вопросительные по цели синтаксические конструкции без вопросительных слов: Возможно ли счастье? Как не желать похвал?

    В соответствии с академической грамматикой русского языка под вопросительным предложением понимается такая синтаксическая структура, в которой с помощью специальных языковых средств адресант может получить интересующуюся его информацию о субъекте действия, его месте, времени и цели, а также о дополнительных обстоятельствах совершения действия.

    Основными средствами выражения вопросительной интенции в таких синтаксических конструкциях служат:

    1. Интонация. Сравни два предложения: На улице дождь (Повествовательное). На улице дождь? (Вопросительное). С точки зрения строения и лексико-грамматического состава предложения идентичны, различия наблюдаются лишь в интонационном оформлении. В первом случае мы видим восходяще-нисходящую интонацию, во втором – восходящую, маркирую вопросительную интенцию говорящего.
    2. Порядок слов, который также может выражать значение вопроса. Например, повествовательное предложение «Паша в институте» может быть трансформировано в вопросительное путем изменения прямого порядка слов: «В институте Паша?».
    3. Грамматические средства: вопросительные местоимения (Кто из вас художник? Что здесь лежит? Какая из аудиторий свободна?), местоименные наречия (Как туда добраться? Где ты прятался? Зачем нам запасная лодка?), вопросительные частицы (Пойдешь ли со мной в кино? Как же я тебя забыл? Неужели поздно? А что?).

    Основной сферой функционирования вопросительных конструкций является устная диалогическая речь. Вопросно-ответная форма общения характерна как для бытовой коммуникации, так и для официально-делового и научного общения.

    «Типы вопросительных предложений в современном русском языке» 👇

    Типы вопросительных предложений в современном русском языке

    Вопрос классификации вопросительных предложений является актуальным в современном русском языке, поскольку существующие классификации не до конца раскрывают сущность данной синтаксической структуры.

    Традиционно в основу типологии кладут лексико-грамматический признак, подразделяя вопросительные предложения на местоименные и неместоименные. Между тем синтаксической точки зрения данная классификация является малоинформативной, поскольку учитывает только лексический и морфологический состав предложений без рассмотрения их структуры.

    Когда в основу классификации кладут семантический критерий, то выделяют следующие типы вопросительных предложений:

    1. Собственно вопросительные (или предложения с первичной вопросительной семантикой).
    2. Риторические вопросы (предложения, которые выглядят как вопросительные лишь по форме, на самом деле являясь средством привлечения внимания адресата к информации).
    3. Вопросы-побуждения – высказывания, объединяющие семантику вопроса и императивности (Ты не сходишь со мной в театр?).
    4. Однако данная классификация выглядит неполной, поскольку не исчерпывает семантику вопросительных конструкций. Помимо указанных типов, можно также выделить вопросы-угрозы (Ты меня плохо слышал?), вопросы-предположения (Не горячка ли у неё?), вопросы-утверждения (Не ты ли всем говорил об этом?) и др.

    Очевидно, что в основу подобной классификации должен быть положен не один, а ряд признаков, например, характер речевой интенции адресанта, модальный компонент вопросительной конструкции, способы выражения значения вопроса в предложении.

    Функциональная классификация учитывает прагматический аспект существования вопросительных предложений в речи. В соответствии с ней выделяют:

    1. Собственно-вопросительные, цель которых состоит в выяснении необходимой информации, которая отсутствует у говорящего.
    2. Вопросительно-побудительные, задача которых состоит не в том, чтобы получить информацию, а в том, чтобы заставить адресата что-либо сделать (Ты не почистишь картошку? Не передадите ли мне соль? Не хотите прогуляться?).
    3. Вопросительно-повествовательные, совпадающие по функции с риторическими вопросами. Данные предложения содержат некое утверждение, к которому привлекает внимание автор, оформляя его в виде вопроса (Любить? Но кого же? Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?).

    Рассмотрев вопрос о классификации вопросительных предложений, можно прийти к выводу, что данная проблема по-прежнему остаётся дискуссионной в лингвистике и нуждается в уточнении и дальнейшем теоретическом обосновании.

    Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

    Поиск по теме

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  8. Как найти номер окпо организации
  9. Как найти синус если есть косинус калькулятор
  10. Найти песню горит как огонь
  11. Экран компьютера перевернулся на 180 как исправить
  12. Как найти статус песню