Как правильно составить вопросы в учебнике

Обучение
школьников составлять вопросы к тексту  как один из путей формирования навыков
смыслового обучения на уроках истории

                                                                              
Из опыта работы учителя истории и                   

                                                                      
обществознания МБОУ «Белогорская СШ №3»

           
                                                       г.Белогорска Республики
Крым Хомяковой Г.Н.

  
Современное общество является информационным обществом, и одна из важнейших
задач школы  — научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию.
Единицей информации является  текст– по сути, законченное, устное,
письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является
одним из основополагающих умений для человека.    Наряду с письмом и владением
компьютером  к базовым умениям  сегодня относится чтение.

    
  Навык чтения – это и база   всего последующего  образования. Работая много
лет учителем, заместителем директора по  учебно-воспитательной работе, могу
сказать, что именно  несформированные навыки чтения и  работы с текстом
являются одной из главных причин  низкого уровня знаний и умений обучающихся.
Недостаточный темп чтения, непонимание прочитанного не позволяют обучающимся  
усвоить информацию, а о ее преобразовании,  интерпретации  часто говорить  не
приходится. И если под руководством учителя,  пошагово, обучающиеся  еще разбираются
в учебном материале, то оставшись один на один с информацией, текстом,
(параграфом учебника,  математической задачей, тестовым заданием и т.д.) очень
многие школьники с ним не справляются. Всем учителям, конечно, приходилось
сталкиваться с ситуацией, когда на уроке школьники прекрасно усваивали
материал,  активно  отвечали, хорошо решали у доски, а  итоги  самостоятельных
и контрольных работ  оказывались  низкими.  Проводимый анализ   ученических    работ
показывает, что одной из главных причин  низкой результативности 
образовательного процесса является неумение школьников самостоятельно работать
с текстом, элементарное непонимание    читающим смыслового содержания текста. Часть
школьников вообще не работают с учебником, часть работают, как умеют, то есть
многократно прочитывают текст с установкой на запоминание.   У многих
обучающихся к концу начального обучения не сформирована даже  техника чтения
(темп, способ, правильность, выразительность чтения). Анализ же текста
проводится под полным контролем учителя.  Между тем наблюдения показывают, что 
мало кто из учителей-предметников (кроме учителей-филологов)  работают над  
формированием у обучающихся навыков смыслового чтения и работы с текстом

    
Сегодня    всем, работающим в школе, должно быть  понятно, что, если школа не
сформирует  в ребенке грамотного читателя, который способен   понимать  текст,
рефлексировать  на него и его использовать, достичь планируемых результатов
обучения будет невозможно.  Смысловое чтение является метапредметным
результатом освоения образовательной  программы основного общего
образования, а также является универсальным учебным действием.        Научить пониманию  текста  сложно, но учитель
может  создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами
понимания и совершенствования чтения в целом. Понимание и интерпретация
информации основаны на её анализе учеником.  Читая, ученик  мысленно выделяет
структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, ко­торые есть между
ними, а затем фиксирует это либо в плане, тезисе, пометках, либо в граф-схеме,
либо в таблице. Такая работа помогает ученику  всю полученную информацию
привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей
работе.  Нельзя  добиться от учащегося глубокого понимания текста без
специально  организованного  обучения приёмам переработки информации:
составлению плана, тезисов, кодированию информации в графических схемах и т. д.
Поэтому, очень важно, что в соответствии с ФГОС основного общего
образования  Основная образовательная программа  основного общего образования
предусматривает  реализацию междисциплинарной программы «Стратегии смыслового
чтения и работа с текстом».

    
Целенаправленная и систематическая работа над реализацией  этой программы
должна быть неотъемлемой частью  преподавания истории в школе.  Сформированный
навык смыслового чтения и работы с текстом является базовым условием достижения
планируемых  результатов  изучения школьного курса истории. Вместе с тем 
специфика этого  предмета  создает благоприятные условия  для  систематической
работы  над формированием у школьников умений работать с текстом и
использовать  стратегии смыслового чтения.  

    
На примере преподавания истории Древнего мира  в 5 классе   хочу поделиться
некоторым опытом работы в данном направлении, конкретно опытом обучения школьников
составлять вопросы к тексту.  Пятый класс, на мой взгляд, очень благоприятный
период  для формирования  в ребенке грамотного читателя:

-дети переходят на более «»взрослую» ступень, а они хотят быть
более взрослыми;

— интерес вызывают новые учителя;

— есть  потенциал начальной  школы;

-у детей еще есть желание учиться;

-учебник истории  содержит много интересных, доступных текстов.

       К ключевым направлениям формирования умений работы с
текстом в 5 классе относят следующие:

      
-выделение главного в тексте;

      
-составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;

 -умение
найти в тексте ответ на поставленный вопрос.

       
Выделяется пять основных приёмов осмысления текста. Основным приемом в процессе
уяснения содержания  является  постановка вопросов к тексту и поиск ответов на
них.   Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному
досмотру, выделяет главное, обнаруживает  новые связи, не всегда для него
ясные, находит  непонятные  места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их
заполнить. «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак», – сказал
великий французский писатель Оноре де Бальзак.

    
Постановка вопросов и поиск ответа на них   включает :


постановку
к тексту и поиск в тексте


рассуждения
и умозаключения;

— 
припоминание;

— 
обращение к учителю,  однокласснику .

     
Работу по обучению   учащихся составлять   вопросы  учителю истории нужно сразу
же с начала  работы с пятиклассниками. В первую очередь, необходимо выяснить
насколько это умение  сформировано у обучающихся в начальной школе. Для этого
можно просто  на первых уроках предлагать обучающимся задания на составление
вопросов к тексту параграфа. После того, как учитель получил   необходимую
информацию, можно начинать  работать с обучающимися  по этому направлению. 
Чтобы добиться планирумых результатов учителю нужно:

-на
первом этапе   уделять внимание обучению учащихся  составлять вопросы к
тексту   практически на каждом уроке;

-практиковать 
эту работу  на разных этапах урока, в том числе  в домашней, в проектной 
работе школьников;

-давать
обучающимся необходимые теоретические знания  с учетом их возраста и 
познавательных возможностей;

-осуществлять
постепенный переход от групповых, парных форм работы к самостоятельной работе,
сочетать эти формы работы;


с целью мотивирования обучающихся использовать разнообразные технологии, такие
приемы обучения, которые содержать элементы  игры, занимательности;

-правильно
подбирать тексты  для работы, они должны соответствовать  цели работы;

-уже в пятом классе можно учить школьников
работать не только со сплошными текстами( текст параграфа, документ, 
художественное произведение и т.д.), но и с  текстами не сплошными ( в учебнике
истории Древнего мира это карты, картосхемы, таблицы.

    
У некоторых пятиклассников  часто вызывает затруднения построение
вопросительных предложений. Поэтому в начале работы с ними  уместно будет
повторить вопросительные слова: что, где, когда, почему и поупражняться в
составлении таких предложений на разные темы. Следующим шагом может быть
задавание вопросов к предложению. Предложение несет много информации. Задача
читающего – эту информацию извлечь. Вместе с учителем  ученик  должен уметь
выполнить следующие шаги:

1)
чтение предложения;

2)
выделение главной мысли;

3)
задавание вопроса по поводу основного смысла предложения;

4)
задавание вопросов по содержанию дополнительной информации.

 
Например, на уроке  «Древнейшие люди»  работаем  с текстом  пункта 4 «Овладение
огнем»:

-Прочитайте
про себя первое предложение(Разные опасности подстерегали человека).

-Выделите
в нем главную мысль(Древнейшего человека подстерегало много опасностей).

-Задайте
вопрос по поводу основного смысла предложения(Что подстерегало древнейшего
человека?)

-Какие
еще вопросы мы можем поставить к этому предложению?(Почему жизнь древнейших
людей была  трудной?)

     
Затем переходим к следующему предложению. Текст небольшой по объему. Такая
работа позволяет не только поработать над формированием  умений  работать с
текстом, но и усвоить  учебный материал.

     
Точно такая же техника применима в работе с текстом. Информационное поле при
этом расширяется. Пошаговая деятельность аналогична той, которая проводилась
при работе над предложением:

1)
чтение текста;

2)
выделение смысловых кусочков текста;

3)
задавание вопросов к смысловым кусочкам.

     
 В практической работе учителю поможет приведенная в книге академика   А.Г.Асмолова
(«Формирование
универсальных
учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система зада­ний :
пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бур­менская, И. А. Володарская и
др.] ; под ред. А. Г. Асмолова.  — М.  :  Просвещение,  2010. )  классификация 
вопросов по Б.Блуму:

     
1.   Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты,
вспомнить,  воспроизвести некую информацию.

     
2.   Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты
говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы нужны для
предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он только что 
сказал.

      
3.Объясняющие
вопросы.
Обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на
установление причинно-следственных связей.

      
4.Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его
формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что
бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события
дальше?».

   
 5.Оценочные
вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или
иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем
один герой отличается от другого?».

    
6.Практические
вопросы.
Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и
практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?».

     
Пятиклассникам еще  трудно использовать такую классификацию.  Использую памятку
«Такие разные вопросы», которую  предлагают учителя начальных классов»:

1.
«Вопросы  с поверхности».

-Кто..?

-Что
сделал..?

-Где..?

2. 
«Вопросы – подводники».

-Почему..?

-Как..?


что если..?

-Будет
ли так..?

3.
«Вопросы из сундука».

-Как
текст связан с событиями из твоей жизни?

-Если
бы ты был на месте..?

-На
что похоже..?

-Есть
ли связь с тем, что происходит сегодня..?

-Что
хотел сказать автор?

    
Чтобы  закрепить у пятиклассников понятие о классификации вопросов, использую
прием  «тонких» и «толстых» вопросов, который широко применяют  в своей работе
многие учителя.  Этот прием может быть использован на любой из стадий урока.
Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на
которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии
осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу
чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

      
Начинаю использовать этот прием, ввожу понятие «тонких» и «толстых» вопросов    
в ходе изучения темы  «Древний Египет».  Целью первого урока по теме  «Государство
на берегах Нила»
ставлю:
сформировать у обучающихся  представление
о местоположении Египта на карте мира, особенностях природных и климатических
условий; помочь обучающимся  понять процесс образования единого государства в
Древнем Египте; способствовать  усвоению школьниками понятий: речные пороги,
оазис, рельеф, фараон, столица
.

Планируемые
результаты:

-предметные: 
устанавливать
причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни
египтян;  анализировать и обобщать данные исторической карты, использовать их
для получения нового знания;

метапредметные:


регулятивные УУД
:  самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели;

познавательные УУД:
понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний; анализировать,
сравнивать, обобщать факты; давать определения понятиям;

-работать
с  учебным текстом( правильно составлять  вопросы к тексту );

коммуникативные УУД: 
развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать
мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на
вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою
точку зрения;

личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание
необходимости изучать историю, выражать свое отношение к роли истории в жизни
человеческого общества.

    Работу с учебным
текстом (обучение правильно составлять вопросы к тексту )  провожу на этапе 
изучения нового материала.Фрагмент урока

III. Работа по теме
урока

2.Разливы Нила

2.1. Работа  с
карточками.

-Прочитайте   молча
предложения, которые записаны на карточке.

-Согласны ли вы с тем,
что эти предложения -это вопросы? Почему? (они содержат вопросительные слова)

-Какую роль играют
вопросы в нашей жизни, в нашей речи?

Учитель:    в школе вас учат многому: писать, считать, думать, работать с
компьютером. Одним из основополагающих умений, которое приобретает ученик в
школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не
только его учебные  успехи в школе, но и профессиональные достижения в
последующей жизни. Очень важно, чтобы каждый из вас стал грамотным читателем:
умел   понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и
возможности, участвовать в  социальной жизни. На уроках истории мы тоже 
стараемся  стать грамотными читателями,  учимся работать с текстом.  Для этого
есть разные пути. Один из них –умение правильно ставить вопрос: Оно
поможет вам  научиться  самостоятельно работать с текстом, понимать информацию,
содержащуюся в тексте. Составление вопросов -дело  непростое, и сегодня мы 
продолжаем   ему  учиться.

     
-Распределите  вопросы, которые есть на ваших карточках  на две группы:
обозначьте цифрой 1 вопросы, на которые можно ответить одним словом, а цифрой 2
вопросы, на которые одним словом ответить нельзя.

-Зачитайте
вслух вопросы, на которые можно ответить одним словом. Объясните свой
выбор(идет обсуждение, исправление допущенных ошибок).

-Зачитайте
вопросы, на которые нельзя ответить одним словом. Объясните свой
выбор(обсуждение, исправление ошибок).

Учитель: вопросы,
требующие однословного ответа называют «тонкими» вопросами. Вопросы, требующие
размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, называют «толстыми»
вопросами.

2.2.Работа
в парах по вариантам с текстом учебника (п.2 «Разливы Нила»).

_-Прочитайте
молча в параграфе   пункт 2 «Разливы Нила».

-Составьте
к нему «тонкие»  вопросы(по  два  вопроса)  и ответьте на него:

1вариант: 
вопрос, который начинается со слова «Что?»

2
вариант: вопрос, который начинается со слова «Когда?»

3
вариант:   вопрос, который начинается со слова «Где?»

-Составьте
по одному «толстому»вопросу, который  начинается со слова «Почему?»

2.3.
Проверка  итогов работы в парах (обучающиеся зачитывают свои вопросы, отвечают
на них, класс обсуждает правильность составленных вопросов). Домашнее задание.

-Можно
ли эти вопросы назвать «тонкими», «толстыми»? Почему?

-При
подготовке домашнего задания подготовьте по  тексту параграфа «Государство на
берегах Нила» один «тонкий» и один «толстый вопрос». На следующем уроке при
проверке домашнего задания вы получите возможность задать его одноклассникам.

Приложение
№1.(карточка с вопросами)

Какой
предмет мы сейчас изучаем?

Нравиться
ли тебе этот предмет?

Почему?

Для
чего, по вашему мнению, нужно изучать этот предмет?

Какие
исторические источники вы знаете?

О
чем мы узнаем из письменных исторических источников?

Как
помогает изучать историю археология?

В
чем различие  межу письменными и вещественными историческими источниками?

    
Закрепляем умения школьников на следующем уроке
«Как
жили земледельцы и ремесленники».
Фрагмент урока:

I. Проверка домашнего
задания.

1. Игра «Задай вопрос
другу
»(закрепление умений  формулировать «тонкие
вопросы»)

-Задайте по одному
«тонкому » вопросу своему другу по теме «Государство на берегах Нила». Заданные
вами вопросы должны  помочь нам вспомнить  местоположение Египта на карте,
природу Египта, ее влияние на жизнь древних египтян.

III. Работа по теме
урока

План

1.Жители Египта.

2.Труд и жизнь
земледельца.

3. Ремесла и обмен.

4. Писцы собирают
налоги.

3.2.Работа в  группах (овладевать основами  смыслового чтения учебных и художественных
текстов).

Цель для обучающихся:

-Изучить жизнь и быт 
крестьян в Древнем Египте.

-Подумать, какое
значение для нас имеет опыт жизни и труда  древнеегипетских крестьян.

-Учиться составлять к
тексту вопросы по заданной теме.

1 группа

Задание:

1.Прочитайте  п. 1
(стр. 38-39) «Труд земледельца».

2. Составьте к
тексту   вопросы,  по   теме   «Труд земледельца»:

-два вопроса ,
которые начинаются  со слова «Как?»;

-один вопрос,
который начинается со слова  «Для  чего?».

3. Подготовьте
ответы на эти вопросы.

4. Распределите
между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.

2 группа

Задание:

1.Прочитайте  
фрагмент  «Хвалебные  песни египтян  Нилу и солнцу» (стр. 38).

2.
Составьте к тексту   вопросы  по   теме   «Труд земледельца»:

-один
вопрос, который начинается со слова  «Как?»

-два
вопроса, которые  начинаются  со слова  «Что?»

3.
Подготовьте ответы на вопросы  цитатами из текста.

4.
Распределите между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них
отвечать.

3 группа

Задание:

1.Прочитайте  п. 3
(стр. 40-41) «В гостях у египтянина».

2. Составьте к
тексту   вопросы,  по   теме   «Быт  древнеегипетского  крестьянина»(еда,
жилище,  одежда и укращения):

-один вопрос ,
которые начинаются  со слова «Чем?»;

-один вопрос,
который начинается со слова  «Как?»;

-один вопрос,
который начинается  со слова «Какие?»

3. Подготовьте
ответы на эти вопросы.

4. Распределите
между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.

3.3.Проверка
результатов групповой работы.

-Как
вы думаете, какое значение для нас имеет опыт жизни и труда  древнеегипетских
крестьян?

-Поделитесь,
какие мысли чувства, возникли у вас в связи с изученной темой.

    
Не требует больших затрат времени, но дает хорошие результаты прием «Задай
вопрос» . Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует
вопросы к новому учебному материалу. Например, во время самостоятельной работы
над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать
вопросы, которые начинались бы со слов «Кто…?», «Когда…?», «Где…?», «Почему…?»
и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление.
Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень
важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик
должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее,
чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая
ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный
материал.         Подобную работу   можно провести в форме  игр  «Почемучки»,
«Кто?Что?», «Где? Когда?».  Учитель   предлагает обучающимся  задать к тексту
все возможные вопросы, которые , например, начинаются с вопроса «Кто?», «Что?»,
«Почему?», «Где?»,  «Для чего?» и т.д.  Игра «Кто? Что?» может быть проведена
на уроках  «Древнейшие люди», «Родовые общины охотников и
собирателей»,«Возникновение земледелия и скотоводства», «Библейские сказания».
Игру «Где? Когда?» рекомендую провести на уроках «Финикийские мореплаватели»,
«Персидская держава «царя царей»», «Греческие колонии на берегах Средиземного и
Черного морей ».   На уроке  «Олимпийские игры в древности», «В городе богини
Афины» хорошо проходит игра «Приставалки», «Почемучки». Учебные тексты данных
уроков способствуют этому.

   
Считаю, что  для обучения школьников задавать вопросы к тексту, учитель может
успешно использовать и такой известный прием как «Маркировка текста». На
уроке «Жизнь египетского вельможи »
провожу следующую работу.Фрагмент
урока:

III. Работа
по теме урока

3.2.
Самостоятельная работа по вариантам.  Упражнение «Маркировка текста»
«В
усадьбе вельможи»(стр.43-44)

Задания
по вариантам:

1
вариант

-Прочитайте
текст, отметьте на полях буквой «Г» предложения, в которых содержится ответ на
вопрос «Где?». Задайте этот вопрос классу.

2
вариант

-Прочитайте
текст, отметьте на полях буквой «Ч» предложения, в которых содержится ответ на
вопрос «Что?». Задайте этот вопрос классу.

3
вариант

-Прочитайте
текст, отметьте на полях буквой «К» предложения, в которых содержится ответ на
вопрос «Кто?». Задайте этот вопрос классу.

Задание
для всех:

-Сравните
быт  крестьянина и  быт вельможи в Древнем Египте. Сделайте свои   выводы.

-Подумайте,
чему вы научились, выполняя   это задание.

    На уроке «Военные
походы фараонов»
  так использую прием  «Цепочка вопросов».

Фрагмент
урока
:

III. Работа
по теме урока

3.2.
Фронтальная работа с текстом учебника параграф 8, п.2 (стр. 47-48) «Боевые
колесницы» (
продолжить 
работу по овладению навыками смыслового чтения). Игра «Цепочка   вопросов».

а/Задание
обучающимся. Чтение текста  молча:


Мы продолжаем с вами учиться быть грамотными читателями. Из начальной школы вы знаете 
способ чтения «цепочкой». Сейчас мы с вами тоже будем читать «цепочкой». Но
«цепочкой» необычной, а «цепочкой» , состоящей из вопросов.

-Прочитайте
текст молча. Попробуйте заменить  предложения вопросами к ним.

 Затем
мы  «цепочкой » будем читать вслух эти вопросы. Из игры выбывает тот, кто  не
смог или неправильно заменил предложение  вопросом.

б/игра
«Цепочка вопросов»(учащиеся читают текст вслух, заменяя предложения вопросами к
ним).

-Почему
колесницы считались самым грозным оружием египтян?

-Дома
подготовьте вопросный план по  теме «Боевые колесницы». Подготовьте по нему
устный рассказ.

     Уже в 5 классе на
уроках истории мы обучаем школьников составлять  простой план текста.  Учить 
составлению вопросов к тексту мы можем на примере вопросного плана. Для этого
на уроке «Искусство Древнего Египта» использую прием «Экскурсовод».Фрагмент
урока:

 Ход урока:

II. Работа по теме
урока

План

1. Первое из чудес
света.

2. Храмы-жилища богов.

3. Гробница фараона
Тутанхамона.

4. Пойдемте в музей.

2.1. Самостоятельная
работа с текстом  параграфа 11 «Искусство Древнего Египта» стр. 56-57(п.1
«Первое чудо света») Упражнение «Экскурсовод»(
составление
простого плана в виде вопросов  по тексту)

-Представьте себя
экскурсоводом, которому предстоит провести   экскурсию  к одному из чудес
света, первому чуду света- египетским пирамидам. Экскурсантами  являются ваши
одноклассники.  Вам необходимо подготовиться к  этой  экскурсии,  чтобы она
была интересной и познавательной. Поможет вам в этом материал учебника(стр.
57-56 «Первое чудо света»).

-Прочитайте
самостоятельно  текст учебника, составьте на его основе план своей экскурсии. 
Пусть он будет в виде вопросов, отвечая на которые, вы  сможете  интересно  и
грамотно рассказать туристам  о египетских пирамидах.

-Расскажите по 
составленному плану  о египетских  пирамидах.

     Интересным приемом
работы по  обучению пятиклассников задавать вопросы по тексту может стать игра
«Следопыт (Вслед за героем)». На уроке «Поэма Гомера «Одиссея» мы предлагаем
обучающимся  с помощью вопросов проследить путь Одиссея и его товарищей от Трои
до Итаки( где он оказался, что с ним произошло, кого Одиссей встретил, куда он
направился дальше и.т.д.). Этот же прием можно использовать на уроках  «Поход
Александра Македонского на Восток», «Вторая война Рима с Карфагеном»,
«Восстание Спартака».  

     Для обучения 
пятиклассников составлению вопросов использую прием   «Тайм-аут» (Чтение с
остановками).   «Тайм -аут»- одна из стратегий смыслового чтения.  Цели
стратегии: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах
и в группе.   Подробный  алгоритм реализации стратегии следующий :

1. Прочитайте самостоятельно про себя 1-й
пункт   текста параграфа. Дальше работайте в парах.

2. Задайте друг другу вопросы уточняющего
характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности   в правильности ответа,
вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с 
текстом.

3. Проделайте ту же работу со следующими
абзацами.

4. Найдите значение новых слов, пользуясь
любой стратегией.

5. Суммируйте то новое, что вы узнали из
текста,

6. Составьте краткий пересказ из
нижеследующих предложений, расположив их в нужном порядке.

  Многие учителя 
истории  дают учащимся задания творческого характера. Среди них есть и задания,
которые   способствуют    формированию  умения   вдумчиво читать,
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования,  а
также составлять вопросы по тексту.  Упражнение «Составь задание»   может 
предусматривать  составление   тест, учебная задача по  теме  или составление 
викторины, ребуса, кроссворда, головоломок. Но в 5 классе  к таким  заданиям
следует относиться  взвешено.  В течение   традиционного урока ученик не
обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или
остроумную головоломку. Поэтому такие задания  лучше  задать на дом. Можно
предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание.  Такая
работа  уже не просто беглое  прочтение учебного текста. Это его осмысление,
анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Подготовленные школьниками
задания можно использовать для проверки домашнего задания, повторения
изученного.

     
Обучение школьников постановке вопросов к тексту и поиску ответов на них 
является важнейшим условием формирования у обучающихся  стратегий смыслового 
чтения и работы с текстом.   Умения  школьников ставить  вопросов к тексту и
находить в тексте  ответы  на них –основа для    уяснения обучающимися 
содержания  учебного текста . Вести работу по обучению школьников ставить
вопросы к тексту и находить ответы на них  можно на всех этапах урока. 
Творчески работающий учитель может успешно использовать существующие  
образовательные технологии, приемы для обучения школьников стратегиям
смыслового чтения и работе с текстом. Уроки истории играют большую роль в
формировании этого важнейшего метапредметного  универсального учебного
действия. А для учителя истории  открываются новые возможности для
педагогического творчества,   профессионального роста.

Источники:

1.
А.Г.Асмолова («Формирование универсальных учебных действий в основной школе :
от действия к мысли. Система зада­ний : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов,
Г. В. Бур­менская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова.  — М. 
:  Просвещение,  2010.

2.Сметанникова, Н.Н.
Стратегиальный подход к обучению чтению: Междисциплинарные проблемы чтения и
грамотности.-М.: Школьная библиотека,2005.-512 с.

3.Сметанникова, Н.Н.
Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки
и развития чтения // Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения
: проблемы и возможности : научно-практический сборник / сост.: Е.И. Кузьмин, О.К.
Громова. – М.: МЦБС, 2007.

4.Соболева
О. В. Обучение пониманию текста: учебная книга — учитель — ученик //
Психологическая наука и образование. — 2006. — № 1.

Для того чтобы правильно составить вопросы по содержанию произведения, нужно внимательно с ним ознакомиться. Вопросы можно задать простые, не требующие подробного изложения материала — на такие вопросы обычно дается краткий односложный ответ.

Есть и более сложная категория вопросов, на них нужно давать полный ответ. Очень часто такие вопросы заставляют детей думать, рассуждать и выдвигать свои версии ответа.

Приведу вопросы к рассказу Льва Толстого «Акула», а его как раз и изучают во 2-ом классе.

Простые вопросы, допускающие короткие ответы:

▪ Где происходят события?

▪ Что такое Африка?

▪ В чем купались матросы?

▪ Как Толстой называет акулу?

▪ Кто такой артиллерист?

▪ Почему ребята плыли в море?

▪ Что сделали дети, когда заметили акулу?

▪ Как повел себя артиллерист при появлении акулы?

▪ Кто из героев понравился вам больше всего?


Представляю вопросы, ответы на которые должны содержать рассуждения:

▪ Для чего автор дал описание меняющейся погоды?

▪ Что вы можете рассказать об акулах, опасны ли они?

▪ Правильно ли поступили мальчики, устремившиеся в море?

▪ Почему автор назвал артиллериста «старым»?

▪ Какие чувства испытывал артиллерист?

▪ Как относится Толстой к происходящему?

▪ Как можно оценить поступок артиллериста?

▪ Что помогло артиллеристу принять правильное решение?

▪ Кому вы сопереживали во время чтения рассказа?

▪ Можно ли назвать рассказ «Акула» поучительным?

▪ Как следует себя вести в сложной ситуации?

Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.

Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.

Правильный вопрос: какой он?

Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.

Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека

Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека

Почему так важно уметь задавать нужные вопросы? 

Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.

Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.

А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.

Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»

Чего можно добиться правильным вопросом?

 Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:

  • пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию;
  • повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог;
  • управлять диалогом, направляя его в нужное русло;
  • удерживать инициативу в общении.

Спрашивать могут не все. Задавать вопросы – удел смелых людей, которые не боятся обозначить свою позицию, раскрыть собственную систему ценностей собеседнику.

Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.

Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение

Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение

Типы вопросов

Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.

Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!

Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.

Закрытый вопрос

Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».

С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».

Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».

Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.

Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)

Открытый вопрос

Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.

Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.

Особенность таких вопросов в следующем:

  • собеседник обдумывает высказывание, постоянно пребывая в активном состоянии;
  • у собеседника появляется шанс отбирать информацию для оппонента на свое усмотрение;
  • открытый вопрос устраняет барьеры между собеседниками, снимает с оппонента ощущение сдержанности и замкнутости;
  • партнер не ощущает давления, так как понимает, что является обладателем важной информации, идей, предложений.

Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.

Наводящие вопросы

Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.

Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».

В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:

  • разве,
  • конечно,
  • ведь,
  • тоже,
  • не правда ли.

Есть также основные, второстепенные и последующие вопросы. Их можно продумать заранее или задать спонтанно. Цель таких вопросов – уточнить услышанное.

Альтернативные вопросы

Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.

Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»

Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.

А вот для беседы с чрезмерно разговорчивым человеком рекомендуются закрытые вопросы

Название

Риторический вопрос

На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.

Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»

Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.

Переломный вопрос

Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.

Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»

Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.

Вопрос для обдумывания

С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.

Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»

Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.

Зеркальный вопрос

Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.

Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.

Контрольный вопрос

Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.

Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).

Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.

Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:

  1. Вопросы для проверки компетентности (практические). Здесь задают теоретические и практические вопросы, связанные с опытом и знаниями собеседника. Сложный практический вопрос может стать вопросом-капканом. Поэтому перед тем, как его задать, убедитесь, что сами знаете на него ответ. Примеры практических вопросов: «А что бы вы предприняли в такой ситуации?», «Каким образом можно осуществить это на практике?». Чаще всего прием практических вопросов встречается в сфере изучения естественных наук (географии, химии, физики, экологии). Их суть заключается в том, чтобы любые сведения и знания заземлить на практике
  2. Вопросы для демонстрации знаний. Они нужны, чтобы предоставить собеседнику возможность блеснуть знаниями, компетенцией. Их хорошо задавать, если собеседнику необходимо самоутвердиться, заслужить уважение.
  3. Провокационные вопросы. Их задают, если хотят поймать собеседника на противоречии между сказанным сейчас и ранее. На собеседованиях иногда пытаются ввести собеседника в состояние смущения, задавая провокационные вопросы. Цель – посмотреть, как собеседник выкручивается из ситуации, как он себя ведет в ситуации неудачи, может ли он признавать поражение, а иногда – вывести из равновесия и заставить думать в нестабильной обстановке.

Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.

Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.


У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Также рекомендуем:

Процесс издания книги в деталях

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Также рекомендуем

Листы: печатные, авторские и другие

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Также рекомендуем:

Как искать информацию для научной статьи

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Также рекомендуем:

Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.



Например:

Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах.

(Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.



Например:



Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.


Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:


Все люди смертны.


Кай — человек.


________________________________


Следовательно, Кай смертен.


Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему.

(Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков,

таблиц

. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Также рекомендуем:

Научный стиль

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Также рекомендуем:

Как оформить список литературы

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (

внешние рецензенты

).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете

предварительно посчитать

, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное

издательство

— и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

Тема: Современные приёмы работы по формированию умения задавать вопросы

Своё выступление хочу начать строчками из  стихотворения С.Я. Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «Почему?»

Существуют несколько  причин, провоцирующих пассивность детей в отношении вопросов.

  1. Преобладающая доля уроков на репродуктивном уровне. Вопросы задаёт только учитель.
  2. Доминирование в образовательном процессе информационного подхода, а не деятельностного.
  3. Отсутствие условий на уроке, способствующих постановке вопросов.
  4. Особенности личности детей с нарушениями интеллектуального развития.
  5. Многим, особенно старшим школьникам, очень трудно бывает преодолеть психологический барьер. Подросток стесняется, не уверен в том, что вопрос будет грамотным, интересным.

Один греческий философ считал, что основной обязанностью учителя является «научить ребенка задавать вопросы». Но философ все же был не совсем прав. Ребенка не нужно учить задавать вопросы – важно не подавить у него это желание, а укрепить, развить и превратить в Призвание. Почему? Ответом на этот вопрос  будут высказывания известных людей, которые представлены на слайде.

Говоря словами Элисон Кинг, «умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая автора вопроса к умственному труду. Умение задавать вопросы – ключевой навык любой коммуникации.

Зачем нужны вопросы?

Психолог В. М. Снетков выделяет несколько функций вопросов:

1. Получение новой информации. (С помощью вопроса можно получить новую информацию.)

2. Уточнение имеющейся. (Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.)

3.  Перевод разговора на другую тему. ( Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.)

4.  Подсказка ответа. (Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.)

5.  Демонстрация своего мнения. (Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение)

6.  Оценки, позиции. (обозначить свою позицию.)

7.  Настройка сознания и эмоций собеседника на определенный лад   (С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.)

Для обучения постановки правильных вопросов следует соблюдать некоторые условия:

1. Не делайте трагедии, если ученик не может ответить на поставленный вопрос. Это нормальная ситуация — он же ученик, он учится. Учитель рядом, чтобы помочь.

2. Задавайте больше творческих вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов и которые могут продлить диалог.

3. Рекомендуется начинать вопросы со слов: «Кстати, интересно…», которые обращены как бы ни к кому.

4. Вопросы, которые начинаются со слова «Почему», да еще при соответствующей интонации, вызывают у ученика желание обороняться.

Представлю и расскажу о некоторых приёмах, позволяющих развивать умение задавать вопросы.

Приёмы, позволяющие развивать умение задавать вопросы.

Знакомые для Вас приёмы технологии РКМЧП

1. «Толстый и тонкий вопросы» Может быть использован на любом этапе урока. Задание может выполняться в парах и группах.

2. «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума» (по имени американского психолога и педагога Бенджамина Блума), которая представляет  шесть лепестков — шесть типов вопросов.  

  • Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
  • Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бывсе ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?
  • Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?
  • Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики. Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?

3. «Кубик Блума».  Прием » уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. 

Вместо стандартных вопросов можно использовать следующие: «Опиши. Сравни. Назови ассоциацию. Сделай анализ. Примени. Оцени

4. Прием «Горячий стул»  Часто используется на стадии рефлексии.  На стул садится ученик (по желанию), а остальные задают ему «тонкие» вопросы по изучаемому материалу.

5.  Приём «Вопросительные слова»

а) Данный приём можно увидеть на странице учебника  Плешакова «Окружающий мир» 1 класс. «Задайте разные вопосы отом, что бы вы хотели узнать о нарисованных предметах».

б) Подобное задание – «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?» Мы кладём на столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т.п.

в) Учащиеся по просьбе учителя заполняют  таблицу, состоящую из двух колонок. В левой колонке записаны вопросительные слова, а  в правую колонку учащиеся записывают  понятия, связанные с изучаемой темой. После этого ученикам предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Работа может быть как индивидуальная, так и парная.

г) Подбери вопросительные слова.

Учитель на доске записывает ряд вопросительных слов и выражений: Почему? Докажи, что … Какова взаимосвязь …? Каковы причины …? Каковы следствия …? Что произойдет, если …?

Затем выбирает из текста учебника 2-3 предложения, которые можно использовать для конструирования творческого задания. Зачитывает эти предложения вслух и выписывает их на доске. К каждому предложению предлагает подобрать варианты вопросительных слов и сконструировать задание творческого характера.

Большие возможности для обучения школьника умению ставить вопросы с разной целью предоставляет работа с текстом. Предлагаю несколько приёмов развития умения для правильной формулировки вопросов.

6. Приём  “Вопрос к тексту”

а) Заполнить таблицу после прочтения текста.

А) Заполни таблицу вопросов, после прочтения текста.

Что?

Кто?

Когда?

Где?

Почему?

Зачем?

б) Предложить сформулировать  вопросы  к каждому предложению текста (или к выделенным предложениям)

в)  Вдумчивому отношению к содержанию текста учит чтение и восстановление его по цепочке вопросов. (Данный приём применяется в работе с текстом, где присутствует сюжет.) Можно работать в группах. Группы составляют вопросы друг для друга, с помощью которых, потом пересказывают текст.)

г) Выстроить «логику» вопросов из предложенных (основанием может быть последовательность сюжета). Учитель даёт готовые вопросы, а учащиеся должны расположить их в определённой последовательности.

д) Постановка вопросов к заголовку текста.

Учитель готовит карточки. На карточках текст. Название текста открыто, а содержание текста закрыто. Предлагаем учащимся к тексту в соответствии с заглавием задать «тонкие»  вопросы «Что? Кто?», «Где?», «Когда?» «Какие?», на которые могут быть в тексте даны ответы. Вопросы фиксируются на доске. Поработав с вопросами, учащиеся открывают текст,  читают (можно в группах, в парах) и сопоставляет свои вопросы с материалом текста.

В итоге проводим рефлексию:

-На какие вопросы нашли ответы?

-Какой вопрос остался без ответа? Ответ предлагается (если это возможно) найти в дополнительной литературе.

д) «Угадай, какой заголовок придумал автор»

Учитель говорит, что автор дал название тексту, который вы сейчас услышите или прочитаете,  в форме вопроса. Предположите, какое название может быть у этого текста. 

Заголовок – окошко для взгляда вперед.

 Посмотри и подумай: что тебя ждет?

 Заголовок – это не просто слова:

 Эти слова – всему голова.    (С.Бондаренко)

(Что отражает заголовок теста? Зачем нужен заголовок?)

Или другой пример:  

 Очень часто пересказ

 Вы твердите много раз.

 Это трудно – много раз.

 Это нудно – много раз.

 И поэтому у нас

 Есть другой совет для вас.

 Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

 И задумайтесь о нем:

 Что рассказано? О чем?

 Что за чем произошло

 И к чему все привело?

 Прочитайте еще раз –

 И запомнится рассказ.(С.Бондаренко)

— Какой  заголовок в форме вопроса придумал автор?  «Как правильно приготовить пересказ текста?».

Данный приём  очень удобен и  интересен  на этапе актуализации знаний при  подготовке к сочинению, при делении текста на смысловые части, а также для  «сопровождения» домашнего задания по составлению плана текста.

  1. Приём «Данетка»

Английское название данетка это головоломка для нестандартно мыслящих. Ведущий излагает необычную или странную ситуацию, которую отгадывающие, с помощью наводящих вопросов, пытаются прояснить. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы рассказчик мог на них ответить: ДА или НЕТ. Иногда допускают и третий ответ:
НЕ ЗНАЮ или НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ.

Например: 

  1. Найдите причину события с помощью вопросов. 

Учитель предлагает детям ситуации.

Например:

1. «Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?»

2. «Дети слепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, второй – стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так получилось?».

3.  «Серёжа готовился к уроку, но, когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать не слова. Как вы думаете, почему?».

4. «Милицейский вертолёт целый день летал над Кольцевой автодорогой. Как вы думаете, почему?».

 Учащиеся строят свои предположения, почему так произошло. Можно выполнять коллективно, называя вопросы вслух. Правильного  ответа на подобные вопросы нет, поэтому можно устроить конкурс, кто последний сформулирует вопрос, тот победитель.

Подобные задания можно найти в рабочей тетради «Юный эколог – исследователь» и использовать на занятиях по внеурочной деятельности.

  1. «Интересные  задачи»

Учащимся предлагается решить задачу, которая невольно подталкивает ребёнка задать вопрос, т.к. задачу решить нельзя.

Для развития умения задавать вопросы можно использовать различные конкурсы и игры, что особенно нравится детям. Конкурсы представлены на слайде. Хотелось бы  прокомментировать  некоторые игры.

  1. Игра  «Угадай, о чѐм спросили». 

Ученику, вышедшему к доске, даѐтся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Какие бывают вещества?».

Ученик отвечает: «Вещества бывают твёрдые, жидкие и газообразные». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Вопросы должны быть  сформулированы по изученному материалу.

2.  Игра «Черный ящик».

С помощью вопросов надо отгадать, что в ящике? Нельзя задавать вопрос: « Что это?» и «Как это называется?» Выигрывает тот, кто задал меньше вопросов и угадал, что спрятано. Следовательно, вопросы должны быть содержательными, конкретными.

3.  «Вопросы в шкатулку» или «Шапка вопросов».

По ходу урока учащиеся задают вопросы на листочке и кладут в «шкатулку». В конце урока каждый «тянет» любой вопрос и пытается на него ответить. Задавать вопросы может и педагог.

4. «Купи слоника».

(Помните «вредную» детскую игру «Купи слоника»? Напомню. Подходит один ребенок к другому и говорит: «Купи слоника!». Тот отвечает: «Не нужен мне никакой слоник!». А первый возражает: «Все говорят: Не нужен мне никакой слоник!, а почему не нужен!». «А потому что я слонов вообще не люблю»  Первый: «А почему ты слонов не любишь?» Второй: «Потому  что они серые и большие» Этот диалог может длиться бесконечно долго. Помимо выдержки и терпения он, видимо, развивает умение найти такую словесную конструкцию, которая позволяет успешно выйти из сложной ситуации или наоборот, как можно дольше продержаться в диалоге.

Первый спрашивает: — Где живут белые медведи?

— Белые медведи живут на Северном полюсе.

— А почему они живут на СП?

— Потому что они приспособились к условиям СП.

— А как  приспособились белые медведи жить на СП?

— У них густая шерсть и большие лапы.

— А зачем медведю большие лапы?

— Чтобы не проваливаться в снег.  и   т. д.

  1. Другие приёмы.
  • «Задай вопросы по иллюстрации».

Детей делят на две группы. Каждой группе показывают свою репродукцию столько времени, сколько они попросят. Затем репродукцию первой команды показывают детям второй команды и просят задавать вопросы по репродукции о всех деталях детям первой команды. Потом делают наоборот. Та команда, которая ответила на все вопросы, считается выигравшей.

  • Обучение формулированию вопросов с определенным словом.

● Составить вопросы к готовому кроссворду.

● Подготовить 5 вопросов для блиц-опроса по теме.

● В конце урока, темы, текста, смысловой части учащиеся готовят по одному вопросу.

● Переформулировка вопросов.

● Прочитай задание в учебнике. Найди в задании условие и вопрос. Задай этот вопрос.

● Взаимное редактирование вопросов.

● Дано начало вопроса. Задание: доформулировать вопрос.

● Из вопросов учебника выбери вопросы, на которые можно ответить одним предложением? Вопросы, которые требуют формулировки правила, вывода, понятия, причинно-следственных связей?

● Выдели в вопросе ключевые слова? Обоснуй.

● Выдели ключевые слова в тексте (теме, абзаце). Сформулируй с этим словом (словосочетанием) вопрос.

●Заполнить схему-кластер интересующими вас вопросами. Исследуйте эти вопросы. Составьте рассказ (доклад, реферат и т. д.)

● Выстроить «логику» вопросов из предложенных (основанием может быть последовательность сюжета).

 Вывод. Когда учащиеся сами задают вопросы, их познавательная деятельность на уроке протекает более продуктивно. Через вопросы учащихся включается мотивационный механизм личности, активизируются интересы, потребности, стремления.  Систематическое использование данных приемов обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как в инсте найти своих друзей
  • Горечь в молоке как исправить
  • Как найти цену деления динамометра 7 класс
  • Если проблемы с сервером как исправить
  • Как составить конспект занятия при алалии