Как правильно составить звуковой анализ слова

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

звуковой анализ слова

звуковой анализ слова группа

С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

звуковой анализ слова язык

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и «ъ» и «ь») звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

звуковой анализ слова группа

Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

звуковой анализ слова схема

Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. ( карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. ( карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

звуковые схемы слов 1 класс примеры, фото

например слова: ежик, танк

Традиционно принято, что каждому звуку, его характеристике требуется определенный цвет, гласные обозначают красным цветом, твердые согласные обозначают холодным синим цветом, а мягкие-теплым зеленым. Алгоритм:

Зная, какие согласные являются твердыми, а какие мягкими, можно составить на любое слово схемы, вот некоторые примеры:

Слово ТАНК будет выглядеть: синий-красный-синий-синий цвет, а ЕЖИК-красный-синий (ж всегда твердый согласный звук)-красный-синий.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Бульб­озавр
[450K]

5 лет назад 

Для первоклашек и детей, которые готовятся идти в первый класс, конечно полезным будут занятия по составлению звуковых схем слов.

Здесь сразу хотелось бы напомнить, что звуковые схемы слов, не что иное, как фонетический разбор, оформленный с помощью дополнительных приемов.

Как мы знаем, в русском языке имеются шесть гласных звуков (т. е. эти звуки состоят из одного голоса и их можно петь или долго тянуть ) , это «А»; «О»; «У»; «Э»; «И». Гласные могут быть ударными и безударными.

При составлении звуковых схем гласные звуки нужно отмечать красным цветом.

Согласные звуки, которые произносятся с использованием таких преград, как зубы, губы и язык, делятся на глухие, когда сам звук состоит только из «шума» и гласные, где звук состоит из голоса и шума.

Кроме того, согласные звуки, могут быть мягкими и твердыми.

В звуковых схемах, твердые согласные принято обозначить синим цветом, а мягкие согласные — зеленым.

В звуковых схемах принято слияния гласных звуков с согласными, обозначать прямоугольников, который делится по диагонали — верхний треугольник это гласный звук, нижний — согласный звук.

Для практической работы, можно заготовки вырезать из цветной бумаги или картона, а можно просто использовать тетрадь в клеточку и в ней раскрасить.

Для примера привожу самые простые слова, это «Лук» и «Яна», в первом случае, слово состоит из одного слога, а во втором из двух:

Божья коров­ка
[160K]

7 лет назад 

В составлении схемы, если разобраться со звуками, все просто. Нужно уметь различать гласные и согласные звуки. Среди согласных звуков нужно уметь различать твердые и мягкие, а также звонкие и глухие. Для 1 класса достаточно знать гласные и согласные твердые и согласные мягкие , чтобы составить схему слова. Далее разбираемся с обозначениями. Гласные звуки традиционно обозначают красным цветом. Это значит, что квадратик или его часть, которые обозначают гласный звук, нужно закрасить красным. Для согласных два цвета — синий для твердых согласных и зеленый для мягких. Ниже примеры.

Еще конечно нужно знать, какие бывают звуки. Эти таблички вам помогут.

А теперь примеры

дольф­аника
[379K]

6 лет назад 

На самой последней схеме примеры составления звуковых схем слова. Используются красный, синий и сине-красный цвета. Сине-красный цвет обозначает слоги слияния. Обязательно указать ударный звук. На примере схем можно составить звуковую схему слов, изучаемых в первом классе. Также можно воспользоваться отдельными таблицами , в которых слоги слияния уже разбиты по мягкому и твердому признаку, такая таблица самая последняя, есть таблицы более удобные.

Таблица, по которой можно определить слоги, какие слоги мягкие или твердые. Выписываем слово, разбиваем на слоги и подставляем правильно закрашенные квадартикию

Zolot­ynka
[551K]

5 лет назад 

Звуковые схему нужно составлять, придерживаясь определенного плана:

1) Танк: количество слогов — 1.

2) Танк: количество звуков — 4, рисуем 4 квадратика:

3) Первый звук «т»: согласный, твердый, глухой — значит, красим его синим цветом

4) Звук «а» — гласный, ударный, красим — в красный цвет.

5) Звук «н» — согласный, твердый, звонкий — синий цвет.

5) Звук «к» — согл., твердый, глухой — тоже синий.

В результате на нашей звуковой схеме все квадратики, кроме, второго (гласная буква) будут синими. А второй квадратик — красный.

**

И не забываем на схеме проставить ударение — это обязательное условие для правильного выполнения задания.

Серхи­о
[5.9K]

6 лет назад 

Недавно моему брату в школе задали схему слов: ёжик, танк.

Пришлось вспоминать все, что учили раньше в школе. Вспомнил, что к каждому звуку подходит определенный цвет. Гласные всегда обозначают красным, мягкие согласные — зеленым, а твердые согласные синим.

Также есть слияние звуков, когда одна половина прямоугольника закрашивается одним цветом, а вторая другим.

В итоге мы с брателлой сделали следующие схемы. Слово ёжик: красный-синий-красный-синий. Слово танк: синий-красный-синий-синий.

Все делается очень просто.

Искат­ель прикл­ючени­й
[102K]

5 лет назад 

Добрый день. Давайте рассмотрим звуковую схему на примере слова «лягушка»:

1) «л» — мягкая согласная;

2) «я» — гласная;

3) «г» — твердая согласная;

4) «у» — гласная ударная;

5) «ш» — твердая согласная;

6) «к» — твердая согласная;

7) «а» — гласная.

Схема будет выглядеть следующим образом:

Для составления любой схемы вы можете пользоваться следующими подсказками:

Они всегда вам будут упрощать процесс разложения любого слова.

Любоп­ытств­о
[135K]

5 лет назад 

В первом классе дети должны знать, что в схеме мягкий согласный звук обозначается зелёным, твёрдый — синим. Гласные звуки они должны закрашивать красным карандашом и показывать ударение над звуком в ударной позиции.

В первом класс составляют звуковую схему слова в виде квадратиков. Квадратики рисуют красным, синим или зеленым цветом в зависимости от характеристик звука.

Гласный звук рисуется красным квадратиком,

согласные синим — твердый и зеленым — мягким.

Достаточно привести несколько примеров, чтобы все было понятно. Далее можно составлять схемы слов по аналогии.

Вот, допустим,

слово кот — первый квадратик с синим и красный, а второй только с синим цветом.

слово катя — первый квадратик синий и красный, второй — зеленый и красный.

слова яша — первый квадратик — красный, второй — синий и красный.

И наглядно звуковая схема для слова аист

Для учеников начальных классов все буквы и буквы имеют свой цвет при составлении звуковой схемы. Мягкий согласный закрашивается зеленым цветом, твердый согласный синим, гласный красным и т.д. При слиянии звуком прямоугольник закрашивается наполовину одним цветом, на половину другим. Можно запомнить эту несложную схему и анализировать каждый звук, в можно пользоваться уже готовым алфавитом, каждая буква которого уже раскрашена. Такие упражнения позволяют ребенку быстро научиться отделят твердые звуки от мягких, согласные от гласны.На схеме ставится ударение (Рисуется над квадратиком).

Джилл
[93.1K]

4 месяца назад 

В данном слове звуковая схема получается следующая:

Получается по цветовому фактору схема будет следующая: синий, красный, синий и самый последний тоже синий.

Слово в целом достаточно простое, главное не спешить и проговорить и прослушать все буковки.

Марин­аГр
[0]

3 года назад 

В слове ёжик 5 звуков, так как ё стоит в начале слова и обозначает 2 звука: мягкий Й и гласный О, поэтому схема будет: зеленый-красный-синий-красный-синий

Знаете ответ?

Смотрите также:

Как составить звуковую схему слов пальто, рак, окунь, маяк?

Какая звуковая схема слов: «помидор, рынок, салат»?

Какая звуковая схема слов: «Марина, малина, осина, Полина, картина»?

Какая звуковая схема слов «роса, коза»?

Как составить звуковую схему слова, её последовательность?

Как быстро научить младшего школьника составлять звуковые схемы слов?

Звуковая схема слова. 1 класс. Каким цветом изображать согласные звуки?

Звуковая схема слова. 1 класс. Каким цветом изображать гласные звуки?

Как составить звуковую схему слова атмосфера?

Как составить звуковую схему слова гусь, гуси?

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Цветовая схема слова

Число букв и звуков в словах

Практические упражнения

Фонетический разбор – что это такое?

Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».

Что изучает фонетика

Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»

1 razbor po bukvam i zvukam

2 группа «Звонкие и глухие согласные»

2 razbor po bukvam i zvukam

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) – код (шифр);
  • мак (цветок) – маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

3 razbor po bukvam i zvukam
 

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

4 razbor po bukvam i zvukam

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

5 razbor po bukvam i zvukam

Примеры от академика Звуковеда:

6 razbor po bukvam i zvukam

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Цветовая схема слова 

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

8 razbor po bukvam i zvukam

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

9 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

10 razbor po bukvam i zvukam

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

11 razbor po bukvam i zvukam

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

12 razbor po bukvam i zvukam

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

  • Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал’ч’ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
  • Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й’олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й’ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й’агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

13 razbor po bukvam i zvukam

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

14 razbor po bukvam i zvukam

Задание 2.

Отгадайте загадку.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её …

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

15 razbor po bukvam i zvukam

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

16 razbor po bukvam i zvukam

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [сарока], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

17 razbor po bukvam i zvukam

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Задание 4.

18 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Звуко-буквенный анализ слова

В русском языке огромное количество слов, которые пишутся не так, как произносятся.

Например, мы говорим «хАрАшо», но знаем, что писать слово надо «хОрОшО».

Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.

Фоне́тика — это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Фонетический разбор — это анализ слова с точки зрения его правильного произношения.

Фонетический разбор еще называют звуко-буквенным разбором, т.к. при разборе идет определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация.

Таким образом, фонетический разбор отражает «звучание» слова, правильное произношение с учётом сложившихся правил и традиций русской речи. Звуко-буквенный разбор нацелен на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки, выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.

Нередко дети испытывают затруднения, выполняя фонетический разбор слов. Причины могут быть разные. Но можно выделить две основные:

  • ребенок не владеет нужными знаниями и правилами фонетического разбора;
  • или же у него плохо развит фонематический слух, т.е. способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.

Для начала необходимо четко понимать разницу между буквами и звуками.

Звуки — это наименьшие звуковые единицы речи. Звуки мы слышим и произносим. При фонетическом разборе звуки записываются в квадратных скобках.

Буквы — это знаки для обозначения звуков на письме. Буквы мы видим и пишем.

Правила фонетического разбора слова

Гласные звуки

В алфавите русского языка 10 гласных букв:

А О У Ы Э – указывают на твёрдость согласного звука

Я Ё Ю И Е – указывают на мягкость согласного звука

Но гласных звуков только 6:

[а], [о], [у], [э], [ы], [и].  Звуков [е], [ё], [ю], [я] в русском языке не существует.

Йотированные гласные — это гласные, которые обозначают 2 звука, один из которых Й.

Гласные Е, Ё, Ю, Я в некоторых случаях обозначают два звука: гласный + й. Называются такие звуки йотированными.

 Но!

Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука, только если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
  • после гласной (новая, знаю)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).

фонетический разбор слова как делать

Согласные звуки

В русском языке 21 согласная буква. А согласных звуков  36.  Как это возможно? Давайте разбираться.

Среди согласных звуков 6 пар по звонкости глухости:

[Б]  [В] [Г] [Д]  [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки

[П] [Ф] [К] [Т]  [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки

Парные звуки обозначаются разными буквами, но читаться как звонкий или глухой звук  в зависимости от положения в слове.

Есть в русском языке непарные согласные звуки:

[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]непарные звонкие согласные звуки

[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] – непарные глухие согласные звуки

Также необходимо знать:

[Ж] [Ш] [Ц] – всегда твёрдые звуки

[Ч’] [Щ’] [Й’]всегда мягкие звуки

Ъ, Ь – звука не дают. Они только указывают на твёрдость(Ъ)  или мягкость (Ь) согласного звука, стоящего перед ним.

Памятка фонетического разбора

как делать фонетический разбор слова

Запомните также следующие правила:

  1. После согласных Ж, Ш, Ц слышим звук [ы]: жираф [жыраф];
  2. Удвоенные согласные звуки обозначаются одним звуком;
  3. Все слова в транскрипции пишутся с маленькой буквы;
  4. Непроизносимая согласная не пишется;
  5. Звонкие парные согласные заменяются своей глухой парой в слабой позиции: подружка [падрушка], сапог [сапок];
  6. Звуки [о], [э] только под ударением.

В каждом кабинете начальных классов есть лента букв и звуков. Желательно, чтобы она была и дома. Её легко распечатать или нарисовать самим. Как ей пользовать более подробно разобрано здесь.

Лента букв и звуков значительно облегчает освоение звуко-буквенного разбора.

лента букв и звуков для начальной

Что такое транскрипция в русском языке?

Фонетическая транскрипция — это графическая запись звучания слова. Это то, что мы записываем в квадратных скобках. Она используется в фонетическом разборе слова. Бывают задания на проведение полного фонетического или звуко-буквенного разбора. А иногда, как более продвинутый вариант, требуется сразу записать транскрипцию слов.

Например:

корона [карона]

снег [сн’эк]

ель [й’эл’]

вьюга й’уга]

ежи [й’ижы]

ружьё [ружй’о]

серёжка [с’ир’ошка]

сказка [скаска]

Примеры звуко-буквенного разбора

Бага́ж [бага́ш] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

б [б] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а [а] – гласный, безударный;

г [г] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а [а] – гласный, ударный;

ж [ш] – согласный, парный, глухой, твёрдый.


Рожь [рош] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

р [р] – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о [о] – гласный, ударный;

ж [ш] – согласный, парный, глухой, твёрдый;

ь [-]


Я [й’а] — 1 слог, 1 буква, 2 звука.

я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

   [а] –  гласный, ударный.


Ящик [й’ащик] – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.

я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

   [а] –  гласный, ударный.

щ [щ’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;

и [и] –  гласный, безударный;

к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.


Её [й’и й’о] — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.

е [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

   [и] –  гласный, безударный;

ё [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

   [о] –  гласный, ударный.


Ель [й’эл’] — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.

е [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

   [э] –  гласный, ударный;

л [л’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь [-]


Ёжик [й’о́жык] – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.

ё [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

   [о] –  гласный, ударный;

ж [ж] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

и [ы] –  гласный, безударный;

к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.


Ночь [ноч’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

н [н] – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о [о] – гласный, ударный;

ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь [-]


Обед [аб’эт] 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

о [а] – гласный, безударный;

б [б’] – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е [э] – гласный, ударный;

д [т] – согласный, парный, глухой, твёрдый.


Кольцо [кал’цо] — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый;

о [а] – гласный, безударный;

л [л’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь [-]

ц [ц] – согласный, непарный, глухой, твёрдый;

о [о] – гласный, ударный.


Чайка [ч’ай’ка] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;

а [а] – гласный, ударный;

й [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый;

а [а] – гласный, безударный.


Беречь [б’ирэч’] — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

б [б’] – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е [и] –  гласный, безударный;

р [р’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

е [э] –  гласный, ударный;

ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь [-]


Июнь [ий’ун] – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

и [и] –  гласный, безударный;

ю [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    [у] –  гласный, ударный;

н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь [-]


Маяк [май’ак] – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.

м [м] – согласный, непарный, звонкий, твердый;

а [а] –  гласный, безударный;

я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    [а] –  гласный, ударный;

к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.


Осень [ос’ин’] — 2 слога, 5 букв, 4 звука.

о [о] –  гласный, ударный;

с [с’] – согласный, парный, глухой, мягкий;

е [и] –  гласный, безударный;

н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь [-]


Жить [жыт’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

ж [ж] – согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и [ы] –  гласный, ударный;

т [т’] – согласный, парный, глухой, мягкий;

ь [-]


Россия — [рас’ий’а] — 3 слога, 6 букв, 6 звуков.

р [р] – согласный, непарный, звонкий, твердый;

а [а] –  гласный, безударный;

с [с’] – согласный, парный, глухой, мягкий;

и [и] –  гласный, ударный;

я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    [а] –  гласный, безударный.


Мяч [мач] – 1 слог, 3 буквы, 3 звука.

м [м’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

а [а] –  гласный, ударный;

ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий.


Пень [пэн’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

п [п’] – согласный, парный, глухой, мягкий;

о [э] – гласный, ударный;

н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь [-]


Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово. Для этого нужно много знать, понимать и помнить. Надеюсь, что статья помогла  разобраться в том, как делать фонетический анализ слов.

Вам могут пригодиться карточки по русскому языку в каждую из которых включено задание на звуко-буквенный разбор слова.

Карточки по русскому языку

В качестве игрового материала предлагаю скачать игру, способствующую автоматизации навыков чтения и письма, развивающая звукопроизношение и звуковосприятие. Также игра способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи, памяти и внимания.
Игра будет интересна и полезна и дошкольникам, и младшим школьникам.

Скачать игру

Смотрите также:

Разбор слова по составу

Лента букв и звуков

Предлагаю также вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России


О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи


Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»

Как развить речь ребенкаКак развить речь у детей


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в Книжную лавку© за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

В русском языке 6 гласных звуков – А, У, О, И, Э, Ы. На схемах они чаще всего обозначаются красным цветом.

Гласных букв – 10. Это буквы, соответствующие вышеуказанным звукам, и йотированные, которые обозначают 2 звука – Е, Ё, Ю, Я:

в начале слова;

после гласного звука;

после мягкого и твердого знаков.

В остальных случаях йотированные гласные обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук (Я – А, Ю – У, Е – Э, Ё – О). Гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость согласных звуков.

Глухие согласные звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Всегда глухие (непарные) согласные: Ч, Ц, Ч, Щ.

Звонкие согласные звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Всегда твердые: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие: Й, Ч, Щ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как в эксель найти асимметричность
  • Как найти дома прослушивающее устройство
  • Как составить заключение в реферате пример
  • Как найти игру на марсе
  • 0xc0000098 hal dll windows 7 при запуске как исправить