Как происходит развитие культуры найдите правильный ответ

Основные
подходы к пониманию культуры:
аксиологический
(ценностный) подход;
деятельностный
подход; семиотический подход;
структуралистский подход; социологический
подход; гуманитарный подход.

Что
такое сущность культуры?

Историческое
развитие представлений о культуре:
античные представления о культуре;
понимание культуры в эпоху Средневековья;
осмысление культуры в Новое время (Ж.
Ж. Руссо, Г. Гердер, И. Кант, Ф. В. Шеллинг,
Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс)

Тема
№ 5.

Морфология
культуры.

Духовная
культура: идеология, наука, мораль,
духовное общение, худо­жественное
творчество (искусство) и религия.

Материальная
культура: экономическая
культура,
физическая культура, социальная культура,
политическая культура, правовая культура.

Тема
№ 6 .
Основные
подходы и принципы типологии культуры

Понятие
типа культуры.

Историческая
типология культуры (линейный подход):
Геродот, И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, О.
Конт.

Культурно-типологические
исследования (локалистский подход): Г.
Рюккерт, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер,
Ф. Ницше, А.Дж. Тойнби, П.А. Сорокин.

Современные
подходы в типологии культуры: К. Ясперс,
А. Кребер.

Тема
№ 7.

Динамика
культуры

Стабильность
и нестабильность в культуре. Традиция:
научная, религиозная, моральная,
национальная, трудовая и др.

Культурный
застой и кризис. Маргинализация.
Социокультурная деградация.

Пути
выхода из кризиса

Тема
№ 8.
Природа,
общество, человек, культура, как формы
бытия.

Культура
как «вторая природа». Географический
детерминизм (Ж. Боден, Ш.Л. Монтескье,
Ж.Э. Реклю, И.И. Мечников).

Взаимодействие
культуры и природы. Аспекты взаимодействия:
хозяйственно-практический; экологиче­ский;
медико-гигиенический; этический;
эстетический.

Соотношение
культуры и общества (по М. Кагану),
культура — продукт деятель­ности
общества (по Э. Маркаряну).

Социальное
бытие культуры.

Маргинальная
культура. Субкультура. Контркультура.
Срединная (традиционная) культура.
Этническая и национальная культуры.

Личность
как субъект культуры. Культурный шок.
Маргинальная личность. Нарциссическая
личность.

Инкультурация.
Социализация. Инкультурация и социализация
в истории: первобытный род; раннее
Средневековье; позднее Средневековье;
XVII
— XVIII
вв.; современность.

Тема № 9. Культурная картина мира

Понятие
культурной картины мира.

Нормы
культуры. Ценности: витальные,
экономические, социальные, политические,
моральные, религиозные, эстетические.

Знаки
и символы в культуре. Семиотический
подход. Знаки-обозначения; знаки-модели;
символы.

Смысл
и значение в культуре.

Культурные
коды.

ВОПРОСЫ
К СЕМИНАРУ № 4

(Модуль 2).

Экспресс
– опрос:

(для
опроса могут быть предложены задания
в соответствии с представленными ниже
вопросами)

  1. Что
    такое «сущность культуры»?

  2. Что
    такое диалог, традиции и новации?

  3. Что
    такое масскульт?

  4. Что
    такое морфология культуры?

  5. Что
    такое моральная культура?

  6. Что
    такое тип культуры?

  7. Что
    такое субкультура?

  8. Чем
    характеризуется национальная культура?

  9. Что
    такое инкультурация?

  10. Что
    такое социализация? Каковы ее типы?

За
каждый правильный ответ – 2
балла
;
max
6
баллов

за работу.

Вопросы
для подготовки устного ответа:

  1. Каково
    современное понимание культуры?

  2. Как
    охарактеризовать аксиологический
    подход?

  3. В
    каком аспекте рассматривается культура
    в деятельностном подходе?

  4. Как
    соотносится природное и культурное?

  5. Что
    такое «технизированный» искусственный
    мир?

  6. В
    чем суть конфликта природы и культуры?

  7. В
    чем различие между художественной и
    политической культурой?

  8. Как
    можно представить организационную и
    управленческую культуру?

  9. Есть
    ли содержательная связь между культурой
    и культом?

  10. Какое
    значение для функционирования культуры
    имеют общение, диалог?

  11. Как
    следует раскрыть смысл утверждения
    «обладать культурой»?

  12. В
    чем единство и различия культуры и
    общества?

  13. Как
    соотносятся высокая и корневая,
    демократическая и элитарная культуры?

За
каждый устный ответ и содержательное
дополнение на семинарском занятии
студент может получить 5
баллов
.
Баллы суммируются и в конце занятия
подводится итог – max
10 баллов
.

ВОПРОСЫ
К СЕМИНАРУ № 5

(Модуль 2)

«Круглый
стол»:

(группа
№ 1: А –П)

  1. Как
    можно интерпретировать отношения
    общества и культуры?

  2. Что
    именно определяет способ человеческой
    деятельности?

  3. Что
    является субъектом социальной общности?

  4. Каковы
    две тенденции, прослеживаемые в истории
    человеческой культуры?

  5. Почему
    проблема личности всегда находится в
    центре исследований о культуре?

(группа
№ 2: Р – Я)

  1. Из
    каких компонентов состоит система
    общения?

  2. Как
    можно раскрыть понятие «культурная
    картина мира»?

  3. Какими
    типами можно представить совокупность
    знаковых средств?

  4. В
    чем разница между знаком и символом?

  5. Какова
    роль культуры в передаче социального
    опыта? В регуляции личностного поведения?

За
каждый устный ответ студент может
получить 5
баллов;
за
содержательное дополнение по вопросу
своей проблемной группы или вопросу
другой проблемной группы – 5
баллов
.
Баллы суммируются и в конце семинарского
занятия подводится итог – max
10 баллов
.

ВОПРОСЫ
К СЕМИНАРУ № 6

(Модуль 2)

Тест-опрос:

(для
тест-опроса студентам предлагается 10
вопросов).

ВОПРОСЫ ДЛЯ
ПОДГОТОВКИ К САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

ПО
ОСНОВНЫМ ВОПРОСАМ МОДУЛЯ № 2.

I:
ТЗ № 2-1

S:
Отметьте правильный ответ

назовите
известного французского философа,
одного из основоположников позитивизма,
разработавшего систему классификации
наук и выдвинувшего теорию трех стадий
интеллектуальной мысли человечества
(теологическую, метафизическую и
позитивную, или научную), определяющих
развитие общества

О.
Конт

Э.
Литтре

И.
Тэн

Ж.
Ренан

I:
ТЗ № 2-2

S:
Отметьте правильный ответ

какой
им нижеперечисленных элементов культуры
выполняет функ­цию описания, объяснения
и прогнозирования процессов и явлений
действительности на основе объективных
законов

религия

мифология

техника

наука

I:
ТЗ № 2-3

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется терпимость к чужим мнениям
и верованиям

реакция

толерантность

молчание

дипломатичность

I:
ТЗ № 2-4

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется понятие, включающее в себя
элементы социального и культурного
наследия, передающиеся от поколения к
поколению и сохра­няющиеся в течение
длительного времени

обычай

ритуал

обряд

традиция

I:
ТЗ № 2-5

S:
Отметьте правильный ответ

назовите
направление в современной гуманистике,
которое абсолютизирует роль науки в
системе культуры, в сфере гуманитарной
жизни и деятельности людей

сциентизм

науковедение

наукология

наукометрия

I:
ТЗ № 2-6

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется древнее народное сказание
о Боге, деяниях легендарных героев,
происхождении мира и жизни на Земле

песнь

эпос

легенда

миф

I:
ТЗ № 2-7

S:
Отметьте правильный ответ

какие
религии относятся к мировым

православие,
протестанизм, католицизм

буддизм,
ислам, христианство

синтоизм,
конфуцианство, бахаизм

кришнаизм,
даосизм, иудаизм

I:
ТЗ № 2-8

S:
Отметьте правильный ответ

кто
из немецких философов рассматривал
разум не как прирожденный, а как
достигаемый человеком

Л.
Фейербах

Г.
Гегель

И.
Кант

И.
Гердер

I:
ТЗ № 2-9

S:
Отметьте правильный ответ

какой
из типов культуры сциентизм абсолютизировал
в обществе

технику

науку

право

искусство

I:
ТЗ № 2-10

S:
Отметьте правильный ответ

кто
из мыслителей разрабатывал концепцию
«культурной деградации»

Д.
Дидро

И.
Фихте

Ж.-Ж.
Руссо

Ш.
Монтескье

I:
ТЗ № 2-11

S:
Отметьте правильный ответ

кому
из исследователей принадлежит следующее
высказывание: «Культурология имеет
собственный предмет исследования —
содержание общественной жизни»

Э.
Тайлору

Б.
Малиновскому

М.
Миду

Л.
Уайту

I:
ТЗ № 2-12

S:
Отметьте правильный ответ

выделите
один из элементов культуры, который
выполняет функцию описания, объяснения
и прогнозирования процессов и явлений
действитель­ности на основе объективных
законов

искусство

религия

наука

знание

I:
ТЗ № 2-13

S:
Отметьте правильный ответ

что
изучает культурология? Найдите правильный
ответ

взаимоотношение
культур и цивилизаций

универсальные
свойства, характерные для каждой культуры

взаимодействия
между культурами внутри одной цивилизации

общее
и особенное в культуре и цивилизации

I:
ТЗ № 2-14

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется некая идеальная модель
действительности, созданная на основе
научных идей и принципов и выступающая
базой построения научных теорий

философская
картина мира

научная
картина мира

религиозная
картина мира

культурная
картина мира

I:
ТЗ № 2-15

S:
Отметьте правильный ответ

какое
из приведенных ниже понятий наиболее
адекватно отража­ет следующее
определение: «Процесс приобретения
одним народом тех или иных форм культуры
другого народа, происходящий в результате
их общения»

ассимиляция

аккультурация

преемственность

аккомодация

I:
ТЗ № 2-16

S:
Отметьте правильный ответ

какая
сторона культуры является наиболее
устойчивой

культурная
традиция

преемственность

нигилизм
в отношении предшествующей культуры

тиражирование
достижений культуры

I:
ТЗ № 2-17

S:
Отметьте правильный ответ

как
происходит развитие культуры? Найдите
правильный ответ

на
основе полного отрицания предшествующей
культуры

на
основе периодического осуществления
культурных революций

на
основе тиражирования известных культурных
ценностей

это
противоречивый процесс борьбы нового
со старым, прогрессивного и

реакционного

I:
ТЗ № 2-18

S:
Отметьте правильный ответ

в
чем состоит культурологическая функция
религии

способствует
распространению определенной культуры

культивирует
в обществе только религиозную культуру

рассматривает
культуру как творение отцов церкви

способствует
распространению различных мистических
верований

I:
ТЗ № 2-19

S:
Отметьте правильный ответ

что
такое традиция

стереотипный
способ поведения, который воспроизводится
в определенном обществе или социальной
группе и является привычным для его
членов

элементы
социального и культурного наследия,
передающиеся от поколения к поколению
и сохраняющиеся в обществе, социальных
группах длительное время

особенности
повседневной жизни людей, определяемые
данной общественно-экономической
формацией

действия,
сопровождающие важные моменты жизни и
производственной деятельности
человеческого коллектива

I:
ТЗ № 2-20

S:
Отметьте правильный ответ

что
такое культурология

теория,
объясняющая взаимовлияние различных
культур в резуль­тате их общения

система
физических упражнении с различными
отягощениями (гантелями, гирями, штангой
и др.), имеющая целью развитие мускулатуры

научная
дисциплина, изучающая становление,
развитие и гибель цивилизации

общая
теория культуры, изучающая зарождение,
функционирова­ние и закономерности
развития культуры

I:
ТЗ № 2-21

S:
Отметьте правильный ответ

как
понимать термин «парадигма» в современной
науке

положение,
принимаемое на веру за непреложную
истину, незаме­нимую при всех
обстоятельствах

теория
(или модель постановки проблем), принятая
в качестве образца решения исследовательских
задач

понятие,
используемое в античной и средневековой
философии для характеристики
взаимоотношений духовного и реального
мира

понятие,
используемое для характеристики
технического и художественного творчества

I:
ТЗ № 2-22

S:
Отметьте правильный ответ

какое
из нижеприведенных понятий адекватно
отражает следующее определение: «Элементы
социального и культурного наследия,
передающи­еся от поколения к поколению
и сохраняющиеся в определенных обществах,
классах и социальных группах в течение
длительного времени»

традиция

предание

обычаи

былина

I:
ТЗ № 2-23

S:
Отметьте правильный ответ

можно
ли с позиций деятельностного подхода
к культуре утверждать, что технические
достижения являются частью культуры

нет,
поскольку нельзя отождествлять технику
и культуру

да,
так как она совершенствует как индивида,
так и общество

нет,
ибо культура — это результат духовных
достижений

да,
поскольку это результат жизнедеятельности
человека

I:
ТЗ № 2-24

S:
Отметьте правильный ответ

что
такое субкультура

автономное
целостное образование внутри господствующей
культуры

самостоятельная
культура города

автономное
образование внутри официальной культуры

культура
одной социальной группы

I:
ТЗ № 2-25

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется синтез лучших достижений
национальных культур, отражающий
общеродовые взаимосвязи человеческого
сообщества

культура
человека

мировая
культура

гражданская
культура

культура
социальная

I:
ТЗ № 2-26

S:
Отметьте правильный ответ

кто
из культурологов свои основные идеи и
общую концепцию культуры изложил в трех
фундаментальных работах: «Науки о
культуре», «Эволюция культуры», «Понятие
культурных систем: ключ к пониманию
племен и нации», а также в статьях
«Культурология» и «Энергия и эволюции
культуры»

Б.
Малиновский

К.
Леви-Строс

Л.
Уайт

А.
Радклифф-Браун

I:
ТЗ № 2-27

S:
Отметьте правильный ответ

назовите
известного отечественного культуролога,
автора «семиотической» концепции
культуры

М.
Бахтин

С.
Аверинцев

Л.
Баткин

Ю.
Лотман

I:
ТЗ № 2-28

S:
Отметьте правильный ответ

назовите
науку о знаках и знаковых системах,
изучающую различ­ные свойства знаковых
систем как способов коммуникации между
людьми

филология

символизм

текстология

семиотика

I:
ТЗ № 2-29

S:
Отметьте правильный ответ

назовите
одну из символических и наиболее
динамичных форм духовной культуры,
осваивающую мир посредством системы
образов и опира­ющуюся на мир красоты

мораль

наука

искусство

религия

I:
ТЗ № 2-30

S:
Отметьте правильный ответ

назовите
основных представителей психоаналитической
концепции культуры

Т.
Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер

З.
Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм

Э.
Гуссерль, М. Шелер, Н. Гартман

Э.
Тайлор, Л. Леви-Брюль, А. Радклифф-Браун

I:
ТЗ № 2-31

S:
Отметьте правильный ответ

Л.
Уайт выделил в культуре три аспекта,
или подсистемы. Назови­те их

постиндустриальная,
этическая, национальная

техническая,
эстетическая, идеалистическая

индустриальная,
рациональная, локальная

технологическая,
социальная, идеологическая

I:
ТЗ № 2-32

S:
Отметьте правильный ответ

О.
Шпенглер полагал, что каждая культура
в своем развитии проходит несколько
этапов. Назовите их

первобытный,
рабовладельческий, феодальный,
капиталисти­ческий

рождение,
кризис, возрождение, расцвет

весна,
лето, осень, зима

дописьменный,
письменный, экранный

I:
ТЗ № 2-33

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется исторически сложившаяся,
устоявшаяся система нормативных
отношений между людьми, образующая
область культурной практики

социальная
культура

эстетическая
культура

правовая
культура

моральная
культура

I:
ТЗ № 2-34

S:
Отметьте правильный ответ

в
каких сферах осуществляется социализация
как процесс становления личности,
усвоения индивидом ценностей, норм,
установок, образцов поведения, присущих
данному обществу, социальной группе,
той или иной общности людей

деятельность,
общение, самосознание

самообразование,
самовоспитание, самоактуализация

приобретение
знаний, занятии наукой, формирование
мировоззрения

свобода
вероисповедания, свобода слона, свобода
манифестации

I:
ТЗ № 2-35

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется процесс, в ходе которого
индивид осваивает традиционные способы
мышления и действий, характерные для
культуры, к которой он принадлежит

фетишизация

инкультурация

мифологизация

инновация

I:
ТЗ № 2-36

S:
Отметьте правильный ответ

какое
из нижеперечисленных свойств способствует
культурной стабильности

элитарность

диффузионизм

замкнутость

толерантность

I:
ТЗ № 2-37

S:
Отметьте правильный ответ

как
реализует себя личность в своей
взаимосвязи с культурой – она выступает
как

носитель
культурных ценностей

субъект
культурного творчества

творец
культурного процесса

субъект
культурного воздействия

I:
ТЗ № 2-38

S:
Отметьте правильный ответ

что
в переводе на русский язык означает
латинское слово, от которого
произошло
название
культурология

культура

агрокультура

вспашка

обработка,
возделывание

I:
ТЗ № 2-39

S:
Отметьте правильный ответ

какое
название получило нечто, возникшее вне
природных процес­
сов,
созданное человеком, обществом, — продукт
культуры

архаизм

артефакт

архе

архетип

I:
ТЗ № 2-40

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется неспецифическая сфера
культуры, проявления кото
рой
в обыденной действительности люди чаще
всего не замечают; она реали
зуется
в обычных поступках людей, в их конкретной
повседневной деятель­н
ости
и ведущую роль в ней играют традиции,
нормы, обычаи, нравы, сте­
реотипы,
установки и т. п.

первобытно-общинная
культура

обыденная
культура

стереотипная
культура

народная
культура

I:
ТЗ № 2-41

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется особое поведение, неповторимость
субъекта культур
ного
творчества, проявляющиеся в нестандартной
деятельности, глубоком
и
своеобразном восприятии мира и как
следствие — богатстве и своеобразии
содержания и формы продукта творческой
деятельности — произведения
культуры

парадоксальность

самобытность

конформизм

оригинальность

I:
ТЗ № 2-42

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется сфера реализации эстетического
отношения человека
к
действительности, проявляющегося в его
внешнем облике, культуре одеж
ды
и поведения

духовная
культура

бытовая
культура

физическая
культура

материальная
культура

I:
ТЗ № 2-43

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется высший подъем духовных и
физических сил худож
ника
в процессе создания им произведения
искусства

творчество

второе
дыхание

вдохновение

экспрессия

I:
ТЗ № 2-44

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется духовная деятельность
человека, порождающая не­
что
качественно новое, никогда раньше не
существовавшее, характеризую­щееся
неповторимостью, оригинальностью и
уникальностью

творчество

креативность

изобретательность

самодеятельность

I:
ТЗ № 2-45

S:
Отметьте правильный ответ

какой
термин используется социологами и
культурологами для обо­
значения
в данной культуре (обществе) впервые
изобретенных или заимствов
анных
из других культур объектов, черт,
институтов, норм, ценностей, па­
радигм
и т.п.

гуманизм

индивидуальность

человечность

универсализм

I:
ТЗ № 2-46

S:
Отметьте правильный ответ

если
кратко определить культурологию, это

филологическая
наука

интегративное
знание

описательная
наука

эмпирическое
знание

I:
ТЗ № 2-47

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется «сфера человеческой
деятельности, охватывающая
общественные
отношения, в совокупности которых
осуществляется распредмечивание
вещей,
явлений и процессов, относящихся к миру
материальной
и духовной культуры, освоения им
материальных и духовных ценностей»

культура
профессиональных взаимодействий

культура
человеческих отношений

культура
человеческой деятельности

социология
культуры

I:
ТЗ № 2-48

S:
Отметьте правильный ответ

назовите
термин, которым древние греки обозначали
воспитание,
обучение,
образованность, просвещение, предполагая,
что в них содержит
ся
идея связи образования и воспитания,
овладения навыками в искусстве, п
олитике
и т.д.

катарсис

номос

мимезис

пайдейя

I:
ТЗ № 2-49

S:
Отметьте правильный ответ

назовите
мыслителя, полагавшего, что мир
человеческой культуры
является
продуктом мыслительной деятельности
людей, а символ — единственный инструмент
культурного освоения действительности

А.
Бергсон

К.
Ясперс

Э.
Кассирер

Ж.-П.
Сартр

I:
ТЗ
№ 2-50

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется перевод внутренней нравственной
установки личнос­
ти
во внешнюю, выражающуюся наиболее ярко
в правилах этикета

культурная
установка

культура
языка

культура
поведения

культура
чувств

I:
ТЗ № 2-51

S:
Отметьте правильный ответ

как
называются ценности, связанные с идеалами
здоровой жизни,
физического
и духовного здоровья, идеального образа
жизни

трудовые

витальные

социальные

нравственные

I:
ТЗ № 2-52

S:
Отметьте правильный ответ

как
в культурологии называется процесс
освоения членом конкретно
го
общества основных черт и содержания
культуры своего общества, ментали
тета,
культурных образцов и стереотипов

адаптация

инкультурация

аккомодация

инновация

I:
ТЗ № 2-53

S:
Отметьте правильный ответ

какой
из перечисленных методов рассматривает
культуру как знаков
ую
систему

морфологический

цивилизационно-типологический

структурно-функциональный

семиотический

I:
ТЗ № 2-54

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется теоретическое направление,
представители которого иссле
дуют
образ жизни, динамику развития города,
а также формирование
самосознания
его жителей

метаболизм

конструктивизм

урбанизм

моноцентризм

I:
ТЗ № 2-55

S:
Отметьте правильный ответ

представители
какой отрасли знания рассматривают
культурологию как раздел своей науки

филологии

этнографии

семиотики

археологии

I:
ТЗ № 2-56

S:
Отметьте правильный ответ

что
такое «артефакт»

жизнеописание
лиц, объявленных церковью святыми

преднамеренное
подражание древним формам искусства

устаревшее
слово или объект, вышедшие из употребления

процесс
или образование, несвойственные объекту
в нормальном для него
состоянии и возникающие обычно в ходе
его исследования

I:
ТЗ № 2-57

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется совокупность вещественных
и личностных элемен­
тов
культуры, с которыми взаимодействуют
социальный субъект и которые
оказывают
влияние на его жизнедеятельность,
формируют потребности,
интересы
и ценностные ориентации

культурные
элементы

культурные
средства

культурный
слой

культурная
среда

I:
ТЗ № 2-58

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется совокупность внешних свойств
и отношений предме­
та,
принадлежащего к определенному
культурно-историческому типу, ко
торые
раскрывают его сущность

культурный
императив

культурный
арсенал

культурный
феномен

культурный
комплекс

I:
ТЗ № 2-59

S:
Отметьте правильный ответ

какой
из нижеперечисленных

подходов
к объяснению феномена культуры
разрабатывали Э. Кассирер, А
.
Уайтхед,
Л. Уайт

натуралистический

социологический

символистический

общественно-исторический

I:
ТЗ № 2-60

S:
Отметьте правильный ответ

как
называются элементы культуры, обладающие
определенной зна­
чимостью,
измеряемой их вовлеченностью в сферу
человеческой жизнедея­
тельности,
интересов и потребностей, социальных
отношений

культурные
достижения

культурные
феномены

культурные
императивы

культурные
ценности

I:
ТЗ № 2-61

S:
Отметьте правильный ответ

каким
термином в молодежной субкультуре
выражается резкое не
приятие
молодым поколением традиционной культуры

контркультура

конформизм

конфликт

контраст

I:
ТЗ № 2-62

S:
Отметьте правильный ответ

как
происходит развитие культуры? Найдите
правильный ответ

на
основе полного отрицания предшествующей
культуры

на
основе периодического осуществления
культурных революций

на
основе тиражирования известных культурных
ценностей

это
противоречивый процесс борьбы нового
со старым, прогрессивного и

реакционного

I:
ТЗ № 2-63

S:
Отметьте правильный ответ

назовите
одного из «отцов» семиотики, для которого
языки выступа­
ли
как знаковые системы, а первоэлементом
семиотического анализа и мо
делью
любого совершающегося действия был не
знак, а процесс коммуника
ции,
знаковый обмен

Ч.
Пирс

Ф.
де Соссюр

Б.
де Куртенэ

Ч.
Моррис

I:
ТЗ № 2-64

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется процесс, связанный с
ослаблением значимости высо
ких
сфер культуры, ее примитивизацией,
ростом прагматической направ­
ленности
общественного сознания, то есть с набором
фактов, вызванных стан­
дартизацией
жизни в условиях массового общества

культурная
деградация

культурный
упадок

культурное
изменение

культурный
кризис

I:
ТЗ № 2-65

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется результат погружения и
незнакомую культуру не
подготовленного
посетителя

культурный
коллапс

культурный
взрыв

культурный
шок

культурная
революция

I:
ТЗ № 2-66

S:
Отметьте правильный ответ

какую
цель преследует движение и теория
«экология культуры»? Это сохранение

памятников
культуры

памятников
природы

памятников
духовной культуры

культурной
среды

I:
ТЗ № 2-67

S:
Отметьте правильный ответ

назовите
стандарт культурной деятельности,
регулирующий поведение лю
дей
и свидетельствующий об их представлении
о должном,

желательном

закон
культурный

традиция
культурная

норма
культурная

образец
культурный

I:
ТЗ № 2-68

S:
Отметьте правильный ответ

в
чем смысл социализации? Найдите правильный
ответ

превращение
животного в человека

приобретение
человеком прямой походки

умение
охотиться, трудиться, думать, любить

превращения
личности в инициативного, творческого
субъекта деятельности

I:
ТЗ № 2-69

S:
Отметьте правильный ответ

найдите
правильное определение культурной
среды

часть
биосферы, оказывающая решающее влияние
на человека как социобиологическое
существо

часть
экологической среды, удовлетворяющая
насущные потребности
человека

часть
социальной среды, ее ценностной среды,
включающая в себя вещественные,
социальные и личностные элементы

часть
ноосферы, включающая в себя как природные,
так и социальные
факторы, влияющие на человека

I:
ТЗ № 2-70

S:
Отметьте правильный ответ

понятие
«вторая природа» употребляется как
синоним одного из пе­речисленных
терминов. Назовите этот термин

общество

техника

культура

цивилизация

I:
ТЗ № 2-71

S:
Отметьте правильный ответ

мировоззрение
– это

компонент
общественного и индивидуального сознания

универсальный
способ духовного освоения действительности

смысложизненная
установка

все
перечисленное

I:
ТЗ № 2-72

S:
Отметьте правильный ответ

какие
компоненты входят в структуру мировоззрения

познавательный

ценностно-нормативный

эмоционально-волевой

все
перечисленные

I:
ТЗ № 2-73

S:
Отметьте правильный ответ

исторически
первой формой мировоззрения было

искусство

мифология

социология

религия

I:
ТЗ № 2-74

S:
Отметьте правильный ответ

в
каком смысле употребляется в научной
литературе понятие «вторая природа»

общество

культура

техника

образование

I:
ТЗ № 2-75

S:
Отметьте правильный ответ

кто
из мыслителей этимологию слова «культура»
возводил к латинскому глаголу «
culture»
(обрабатывать, возделывать землю)

Цицерон

Марк
Порций Катон

В.
фон Гумбольдт

О.
Шпенглер

I:
ТЗ № 2-76

S:
Отметьте правильный ответ

укажите
в данной классификации лишний тип
культуры

идеалистическая
культура

материалистическая
культура

идециональная
культура

чувственная
культура

I:
ТЗ № 2-77

S:
Отметьте правильный ответ

что
в переводе на русский язык означает
латинское слово, от которого
произошло
название
культурология

культура

агрокультура

вспашка

обработка,
возделывание

I:
ТЗ № 2-78

S:
Отметьте правильный ответ

кто
из ученых одним из первых предпринял
сравнительно-историчес
кое
изучение сюжетов Ветхого Завета в
сравнении с мифологией других на­
родов

Дж.
Фрэзер

Л.
Морган

М.
Мид

Ч.
Дарвин

I:
ТЗ № 2-79

S:
Отметьте правильный ответ

результатом
какой деятельности людей является
культура

материальной

духовной

материальной
и духовной

I:
ТЗ № 2-80

S:
Отметьте правильный ответ

результатом
какого процесса в обществе является
культура

развитие
науки

жизнедеятельности
человека

индивидуального
творчества

I:
ТЗ № 2-81

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется в культурологии резкий
поворот в истории, знамен
овавший
собой переход от древних культур к
духовному историческому пр
орыву

парадигма

культурная
революция

культурный
перелом

«осевое
время»

I:
ТЗ № 2-82

S:
Отметьте правильный ответ

назовите
термин, обозначающий одну из сфер
культуры, охватывающий весь спектр
поведенческих
норм:
право, мораль, нравственные предписания
религии,
этикет и т.д.

культура
нормативная

культура
предметная

культура
общения

культура
правовая

I:
ТЗ № 2-83

S:
Отметьте правильный ответ

когда
появился термин «культура» в его
современном значении

в
XVII в.

в
XVIII в.

в
XIX в.

в
XX в.

I:
ТЗ № 2-84

S:
Отметьте правильный ответ

культурология
— это

социальная
наука

гуманитарное
знание

интегративное
знание

I:
ТЗ № 2-85

S:
Отметьте правильный ответ

выберите
правильное высказывание

культурология
— интегративная дисциплина, изучающая
содержание общественной жизнедеятельности
людей

культурология
— система наук о природе и обществе

культурология
— область естественнонаучного знания

I:
ТЗ № 2-86

S:
Отметьте правильный ответ

согласно
теории Лесли Уайта, основным вектором
эволюции является

постепенный
переход от ручного труда к автоматизации
производства

изменение
технологии получения, накопления и
трансляции информации

изменение
технологии получения и использования
энергии

путь
от «несвободы к свободе»

I:
ТЗ № 2-87

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется подход к исследованию
культуры с точки зрения цен­
ности
ее содержания

структурологический

диалогический

коммуникативный

аксиологический

I:
ТЗ № 2-88

S:
Отметьте правильный ответ

как
называются в аналитической психологии
К. Юнга врожденные п
сихические
структуры, которые являются результатом
исторического развития человечества

архаизмы

архетипы

ареалы

артефакты

I:
ТЗ № 2-89

S:
Отметьте правильный ответ

выберите
правильное словосочетание, которым
обозначается сохранение

тем или иным народом своих исторических
традиций

культурное
наследие

развитие
библиотечного дела

историческая
память

развитие
архивного дела

I:
ТЗ № 2-90

S:
Отметьте правильный ответ

что
современные исследователи духовных
сфер жизни отождествля
ют
с совокупностью форм, ценностей и
идеалов, выполняющих функцию
социальной
ориентации в конкретном обществе

цивилизацию

искусство

этику

культуру

I:
ТЗ № 2-91

S:
Отметьте правильный ответ

кто
является автором книги «Первобытное
общество», в которой дано одно из первых
определений культуры

Л.Уайт

Л.
Морган

М.
Мид

Э.
Тайлор

I:
ТЗ № 2-92

S:
Отметьте правильный ответ

какое
из нижеперечисленных исследовательских
направлений пони
мает
культуру как адаптацию людей к природному
окружению

историзм

эволюционизм

функционализм

конструктивизм

I:
ТЗ № 2-93

S:
Отметьте правильный ответ

представители
какой научной школы уподобляли культуру
жив
ому
организму и понимали этот организм в
прямом смысле, т.е. как це­
лое,
в котором существуют различные органы,
выполняющие определен­
ные
функции

функциональной

эволюционной

структурной
антропологии

структурно-исторической

I:
ТЗ № 2-94

S:
Отметьте правильный ответ

ведущий
подход к изучению культуры через ее
описание

семиотический

структурный

функциональный

I:
ТЗ № 2-95

S:
Отметьте правильный ответ

что
в переводе на русский язык означает
латинское слово, от которого
произошло
название
культурология

культура

агрокультура

вспашка

обработка,
возделывание

I:
ТЗ № 2-96

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется направление в западной
философии, которое обозна­
чает
использование культуры в ее философских
аспектах средствами и ме­
тодами
философии

культурфилософия

культурология

культурантропология

культуртрегерство

I:
ТЗ № 2-97

S:
Отметьте правильный ответ

как
называется в культурологии резкий
поворот в истории, знамен
овавший
собой переход от древних культур к
духовному историческому пр
орыву

парадигма

культурная
революция

культурный
перелом

«осевое
время»

I:
ТЗ № 2-98

S:
Отметьте правильный ответ

какая
из моделей социокультурной динамики
исторически является
нормой

линейная

циклическая

спиралевидная

волновая

I:
ТЗ № 2-99

S:
Отметьте правильный ответ

кто
из известных культурологов и мыслителей
противопоставляет п
онятия
«культура» и «цивилизация»

М.
Бахтин и С. Аверинцев

Э.
Тайлор и Т. Парсонс

О.
Шпенглер и Н. Бердяев

Г.
Зиммель и П. Сорокин

I:
ТЗ № 2-100

S:
Отметьте правильный ответ

что
первоначально подразумевалось под
словом «культура»

способы
обработки земли

правила
поведения в обществе

интеллектуальные
достижения человечества

создание
искусственной природы

История художественной культуры

Понятие «художественная культура» Выберите правильные варианты ответов 1) В чем состоит специфика социогуманитарного знания? а) человек является объектом и субъектом познания; б) социогуманитарному знанию присущи ценностные установки; в) всё…

Целостность мира художественной культуры

Выберите правильные варианты ответов 1) Какие отрасли знания изучают искусство? а) эстетика; б) физиология; в) социология; г) психология; д) все перечисленные. 2) Как происходит развитие культуры? Найдите правильный ответ. а) развитие культуры…

Культура. Пути развития.

Пути развития культуры.

Развитие культуры, накопление культурных ценностей идет по двум направлениям: по вертикали и горизонтали.

  • Вертикальное направление — передача культурных ценностей от поколения к поколению.

Преемственность – это передача культурных ценностей от одного поколения к другому. Без евклидовой геометрии не было бы геометрии Н. Лобачевского, а без открытий И. Ньютона — теории относительности А. Эйнштейна.

Традиции – это всё то, что унаследовано от предшественников.

 Элементами культурного насле­дия являются идеи, ценности, обычаи, обряды, вкусы, взгляды, социальные нормы, образцы поведения, способы мировосприя­тия. Οʜᴎ сохраняются и передаются от поколения к поколению.

  • горизонтальное направление — создании новых явлений культуры, а также наследование художест­венных произведений, прошедших эпох, которые сейчас воспри­нимаются совершенно иначе

Культура не может существовать не обновляясь. Единство традиции и обновления — универсальная характеристика любой культуры.

Например, популярны экранизации произведений У. Шекспира, действия пьес которого перенесены в современность (к примеру, история Ромео и Джульетта в современном городе).

Происходит взаимодействие традиции и новаторства.

 Новаторство – это появление в культуре новых, творческих направлений. Новаторские произведения мо­гут вступать в конфликт с традициями, но это не вредит разви­тию культуры, а, напротив, обогащает ее. Так, конфликт худож­ников передвижников и Академии художеств в середине XIX века привел к расцвету русского изобразительного искусства.

При этом далеко не всякое новаторство становится фактом культуры. История расставляет всё на свои места. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей. Так было, к примеру, с труда­ми К. Циолковского, принципом сохранения материи и движе­ния М. Ломоносова, картинами художников-импрессионистов и т.д.

Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дают основание для классификации обществ на тра­диционные и современные.

 В традиционных обществах традиция господствует над творчеством. Отклонения от нормы, как пра­вило, не одобряются и отрицаются.

В современном обществе базисной ценностью является об­новление, новаторство. Повтор или копиро­вание оценивается обществом весьма невысоко. Истинный ху­дожник или ученый – это всегда создатель нового. Каждая культурная ценность носит неповторимый, уникальный характер.

Пути развития культуры.
  • Консервативный, охранительно-академический, традиционный путьсохранение и поддержание культуры путём подражания традициям художественной культуры прошлого, с включением некоторых новаторских элементов, заимствованных из авангарда и постмодернизма.
  • Инновационный путь – появление новых тенденций развития культуры.
  • Глобализация культуры, диалог культур.

Белягина И.А., МОУ СОШ №26, (для 10 кл.)

Вhello_html_m2e181e90.gifикторина по мировой художественной культуре

10 класс

I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

1.Что первоначально подразумевалось под словом « культура»:

а) способы обработки земли б) правила поведения в обществе

в) интеллектуальные достижения человека г) создание искусственной природы

2.Какое из отношений к культуре пропагандирует автор четверостишия:

I. Мы во власти мятежного, страстного хмеля,

Пусть кричат нам: вы красоты палачи!

Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

а) нигилистическое отношение б) новаторское отношение

в) консервативное отношение г) традиционное отношение?

II.Какие произведения художественной литературы вам известны, где пропагандируются аналогичные взгляды?

3. Какое из нижеприведенных суждений правильно раскрывает понятие миф:

а) сказание, раскрывающее сведения о реальных героях и событиях

б) короткий устный рассказ о каком-либо событии, будто бы имевшем место в действительности

в) сказание, передающее представление древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях

г) тайный религиозный обряд, к участию в котором допускаются только посвященные

4.Найдите из приведенных суждений правильное определение понятия «цивилизация»:

а) материальная культура общества, достигнутая им в процессе исторического развития

б) совокупность материального и духовного достижения общества в процессе его исторического развития

в) культура общества, взятая на этапе высшего развития общества

г) совокупность гуманитарных достижений общества на определенном этапе его развития

5. Что такое традиция:

а) стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов

б) элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе, социальных группах длительное время

в) особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической формацией

г) действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человеческого коллектива

6. Укажите известные вам образы-символы в культуре.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7hello_html_m6dae7b6f.gif.О чем повествуется в каждой из категории мифов (при соотношении названия категории и содержании мифов поставьте буквы соответствующие, на ваш взгляд, правильному ответу)

Категории мифов

Содержание мифов

а) этиологические

рассказы о происхождении животных, растений, небесных светил, явлений природы, религиозных и социальных институтов

б) космогонические

о происхождении человека

в) антропогонические

о происхождении Вселенной в целом и ее частей, о структуре мира и описание его различных моделей

г) астральные

о звездах и планетах

д) тотемические

мифы, повествующие о важнейших моментах жизни героя

е) героические

мифы о фантастическом, сверхъестественном родстве между людьми и тотемами племен

ж) есхатологические

мифы, рассказывающие о конце мира

8.Как происходит развитие культуры (найдите правильный ответ):

а) развитие культуры происходит на основе отрицания предшествующей культуры

б) на основе периодического осуществления культурных революций

в) на основе тиражирования культурных ценностей

г) развитие культуры – противоречивый процесс борьбы нового со старым

9.Что такое культурология:

а) теория, объясняющая влияние различных культур в результате их общения

б) система физических упражнений, направленная на развитие мускулатуры

в) научная дисциплина, изучающая становление, развитие и гибель цивилизации

г) общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры.

10.Кинофильмы какого российского режиссера критики относят к элитарному искусству:

I. а) Н. Михалкова б) М. Захарова

в) А. Сокурова д) Э. Рязанова

Ihello_html_m72ad1215.gifI. Приведите примеры известных вам фильмов этих режиссеров

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКИМ ЭПОХАМ

hello_html_m2ed9da33.jpg

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

1. Культ – это

а) сокращение от слова культура

б) поклонение кому-то, обожествление кого-то, чего-то

в) коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка

г) первоначальная форма общности первобытных людей

2. Назовите одну из ранних форм религии, связанную с поклонением какому-либо животному или с верой в происхождение от него:

а) фетишизм в) анимизм

б) тотемизм г) магия

3. Каким образом в нашей сегодняшней жизни можно встретиться с первобытными религиозными воззрениями ? (приведите примеры)

4. Одна из особенностей первобытного искусства заключалась в том, что в нем не выделялись и не различались такие виды искусства как: изобразительное искусство, театр, музыка и танец, поэтому искусство носило характер:

а) пессимистический в) синтетический

б) синкретический г) нигилистический

5. Какое название носили первые рисунки первобытного человека:

а) лапша г) макароны

б) вермишель д) спагетти

6. Что символизировали изображения первобытного человека (символика узоров)

(hello_html_1a43cbe.gifсоотнесите правильные ответы при помощи )

рисунки первобытного человека (узоры)

символика из значения

волнистые узоры

символ женского божества, посылающего на землю «небесную влагу»

бегущая спираль

солнечный диск

ромбы

течение реки

крест

непрерывное движение времени солнца

зигзагообразная линия

растение или злаковый колос

«елочка»

змея – покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя

7. В первобытной архитектуре последовательное чередование менгиров и дольменов, образующее форму круга, носило название:

а) менгиры б) дольмены

в) кромлех г) зиккураты

Самое известное сооружение этого типа________________________________________

Кhello_html_42f094c9.jpgУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

1. Главным культом Древнего Египта считался:

а) культ мертвых в) культ красоты человека

б) культ Зверя г) культ природы

2. К классическим пирамидам не относится:

а) пирамида Хеопса в) пирамида Джосера

б) пирамида Хефрена г) пирамида Микерина

3. Почему классические пирамиды называли самым большим компасом в мире?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Одним из принципов построения храмовых сооружений эпохи Нового царства было наличие гипостильных залов, т.е.:

а) сверхстильных залов б) содержащих множество колонн

в) с полным отсутствием колонн г) со всяким отсутствием стиля

5. Как называется верхняя часть колонны:

а) канитель б) капитель

в) канифоль г) верхушка

6. Укажите храмы эпохи Нового царства:

а) Рамзеса II б) царицы Хатшепсут

в) в Луксоре и Карнаке г) храмовый комплекс фараона Джосера

7. Для эпохи Нового царства были характерны:

а) гигантизм б) демонизм

в) следование канону г) новаторство

8. Фараон в переводе с древнегреческого:

а) Большой правитель б) Большой дом

в) Большой человек г) Бог

9. Г. Картер прославился тем, что открыл:

а) пирамиду Хеопса в) гробницу Тутанхамона

б) греч. Трою г) храмовый комплекс Рамзеса II

hello_html_334acdc5.jpghello_html_m294df61c.jpg

Чhello_html_m2b3433e6.gifТО ТАКОЕ…?

1.Рёандзи – так называется в Японии:

а) время года в) водоемы

б) сад камней г) вид живописи

2.«Горы-воды», «цветы – птицы» — так называли:

а) курорты Японии в) вид тканей в Китае

б) пейзажная живопись в Китае г) вид поэзии в Японии

3.Гуатама в истории культуры Индии:

а) литературное произведение в) театр Др. Индии

б) имя великого учителя Будды г)название блюда индийской национальной кухни

4.Нэцкэ — это японский:

а) вид живописи в) вид скульптуры

б)вид архитектурных сооружений г) форма поэтического произведения

5.Медресе – это в исламском мире называется:

а) медсестра в) головной убор

б) духовная семинария г) скульптурное сооружение

6. Назовите,

где появились следующие понятия: алгебра, число «Пи»,квадратный корень, синус, цифра:

а) в Китае в) в Месопотамии

б) в Японии г) в Индии

7.Определите

страны, для которых характерны следующие культурно-мировоззренческие позиции:

а) центр творческих поисков – природа и закономерности ее развития, человек лишь малая частичка природы______________________________________________________________

б) «покорность», «подчинение» единому Богу______________________________________

в) цель искусства – постижение красоты — через незаметное и первозданное_____________

гhello_html_4173c03a.gif) идея единства мирового процесса и вечной жизни ________________________________

15.3. Развитие культуры

Культура сыграла большую роль в духовной подготовке перемен, именуемых перестройкой. Деятели культуры своим творчеством подготавливали общественное сознание к необходимости перемен (фильм Т. Абуладзе «Покаяние», роман А. Рыбакова «Дети Арбата» и др.). Вся страна жила ожиданием новых номеров газет и журналов, программ телевидения в которых как свежий ветер перемен давалась новая оценка историческим деятелям, процессам в обществе, самой истории.

Представители культуры активно включались в реальную политическую деятельность: избирались депутатами, руководителями городов, становились лидерами национально-буржуазных революций в своих республиках. Такая активная общественная позиция привела интеллигенцию к расколу по политическому признаку.

После распада СССР политический раскол в среде деятелей культуры и искусства продолжался. Одни ориентировались на западные ценности, объявляя их общечеловеческими, другие придерживались традиционных национальных ценностей. По этому признаку раскололись почти все творческие связи и группы. Перестройка отменила запреты на многие виды и жанры искусства, вернула на экраны отложенные на «полку» фильмы и запрещенные к публикации произведения. К этому же периоду относится и возвращение блистательной культуры серебряного века.

Культура рубежа XIX и XX веков явила нам целый «поэтический континент» тончайших лириков (И. Анненский, Н. Гумилев, В. Ходасевич и др.), глубоких мыслителей (Н. Бердяев, В. Соловьев, С. Булгаков и др.), серьезных прозаиков (А. Белый, Д. Мережковский, Ф. Сологуб и др.), композиторов (Н. Стравинский, С. Рахманинов и др.), художников (К. Сомов, А. Бенуа, П. Филонов, В. Кандинский и др.), талантливых исполнителей (Ф. Шаляпин, М. Фокин, А. Павлова и др.) [1]. Такой поток «запрещенной» литературы имел кроме положительного и негативный момент: молодые писатели, поэты, сценаристы были лишены возможности публикации в государственных изданиях. Продолжался и кризис в архитектуре, связанный с сокращением расходов на строительство.

Развитие материальной базы культуры резко замедлилось, что сказалось не только в отсутствии новых фильмов и книг на свободно формируемом рынке, но и в том, что наряду с лучшими зарубежными образцами культуры в страну хлынула волна продукции сомнительного качества и ценности.

Без четкой государственной поддержки (об этом свидетельствует и опыт развитых западных стран) в условиях рыночных отношений у культуры мало шансов выжить. Сами по себе рыночные отношения не могут служить универсальным средством сохранения и приумножения духовного и социокультурного потенциала общества.

Глубокий кризис, в котором находится наше общество и культура, есть следствие длительного пренебрежения объективными законами общественного развития в советский период. Строительство нового общества, создание нового человека в советском государстве оказалось невозможным, так как на протяжении всех лет советской власти люди были разлучены с истинной культурой, с истинной свободой. Человека рассматривали как функцию экономики, как средство, а это так же дегуманизирует человека, как техногенная цивилизация. «Мир переживает опасность дегуманизации человеческой жизни, дегуманизацию самого человека… Противиться такой опасности может только духовное укрепление человека» [2].

Исследователи различных культурологических концепций говорят о цивилизационном кризисе, о смене парадигм культуры. Образы культуры постмодерна, культуры конца тысячелетия (Fin Millenium) многократно превзошли наивный декаданс модернистской культуры конца столетия (Fin de Sitcle). Другими словами, суть происходящих изменений (применительно к смене культурологической парадигмы) состоит в том, что не культура находится в кризисе, но человек, творец, а кризис культуры лишь проявление его кризиса. Таким образом, внимание к человеку, к развитию его духовности, духа есть преодоление кризиса. Книги Живой этики обращали внимание на необходимость сознательного подхода к грядущим изменениям культурно-исторической эволюции человека и выдвигали на первый план этические проблемы как важнейшее условие развития человека и общества. Эти мысли перекликаются и с современным пониманием жизни человека и общества. Так, П. Костенбаум, специалист по вопросам воспитания руководящих кадров Америки, считает, что «общество, построенное не на этике, не на зрелых сердцах и умах, долго не проживет». Н. Рерих утверждал, что Культура — культ Света, Огня, почитание духа, высшее служение совершенствованию человека. Утверждение истинной Культуры в сознании человека является необходимым условием преодоления кризиса.

Читайте также

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Со второй половины XIV в., по мере разворачивания процесса объединения северо-восточных русских земель вокруг Москвы, происходил значительный рост частного крупного землевладения. Рост двора московских князей,

Развитие культуры в XV в.

Развитие культуры в XV в.
XV век ознаменовался рядом новых явлений в области духовной культуры. Прежде всего — это увеличение числа классических школ, где преподавание велось на латыни, и университетских коллегий. Распространение образования было связано с увеличением

3. Укрепление и развитие учреждений культуры

3. Укрепление и развитие учреждений культуры
В годы реконструкции и создания фундамента социалистической экономики основным содержанием работы учреждений культуры было оказание активной помощи Коммунистической партии в идейно-политическом воспитании трудящихся, в

Развитие культуры

Развитие культуры
Период 1861 —1914 гг. был наиболее созидательным и продуктивным в истории украинской культуры. Во многом благодаря серьезным социальным, политическим и экономическим изменениям, происходившим в это время, возникли созидательные силы такого потенциала,

3. Развитие учреждений культуры

3. Развитие учреждений культуры
В период завершения реконструкции народного хозяйства деятельность учреждений культуры была направлена на активную идейно-политическую мобилизацию трудящихся на выполнение второго пятилетнего плана, решений XVII съезда ВКП(б).В годы

Развитие культуры

Развитие культуры
Москвичи активно интересовались всем новым, что появлялось в столице. Когда стали изготовлять кирпичи для вновь возводимого Кремля (на смену старому, белокаменному), наиболее любознательные наблюдали за изготовлением этого ранее неизвестного

77. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЕ XIX В

77. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЕ XIX В
Для решения технико—экономических задач, которые ставились промышленностью, транспортом и сельским хозяйством, требовался новый подход кявлениям природы. Развитие торговли и международных сношений, исследование и освоение

15.3. Развитие культуры

15.3. Развитие культуры
Культура сыграла большую роль в духовной подготовке перемен, именуемых перестройкой. Деятели культуры своим творчеством подготавливали общественное сознание к необходимости перемен (фильм Т. Абуладзе «Покаяние», роман А. Рыбакова «Дети Арбата» и

5.2.5. Развитие духовной культуры

5.2.5. Развитие духовной культуры
Возникновение капитализма вызвало крупные сдвиги в духовной культуре. Для обслуживания новой техники нужны были не просто грамотные, а образованные люди. Возникло и получило развитие всеобщее образование, вначале начальное, а потом и

Борьба за восстановление монополии и развитие культуры

Борьба за восстановление монополии и развитие культуры
Христианская идеология вынуждена была мобилизовать всю свою гибкость для максимальной ассимиляции и утилизации всего того, что вызревало в гуще народных масс, лишь под непосредственным давлением последних:«Вся

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

18 век занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление. В этом веке была создана система общего и специального образования, открыт университет, возникает периодическая печать,

1. Развитие русской культуры в XIX веке

1. Развитие русской культуры в XIX веке
XIX век был веком мощного культурного подъёма России. Ни гнёт царизма, ни равнодушие и прямо враждебное отношение помещиков и буржуазии, преклонявшихся перед иностранщиной, — ничто не смогло сломить творческих сил русского народа. В

Глава XII РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ

Глава XII РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ
Осуществление реконструкции народного хозяйства требовало привлечения к активной созидательной деятельности всех трудящихся. Это значительно поднимало роль культурного фактора в социалистических преобразованиях, следовательно, выдвигало

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В V-VII вв.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В V-VII вв.
О неоднородности и специфических чертах культуры различных районов Таврики можно судить по предметам украшения из некрополей Боспора, Горзувит, Херсонеса и других мест края. Античность оставила здесь замечательное наследство — вполне

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно составить заявление от элементов
  • Как найти корзину на андроиде asus
  • Как исправить ошибку в электронном больничном листе работодателем
  • Плов получился слишком жирным как исправить
  • Как найти днк в митозе