Как раскольников нашел топор

Раскольников. Художник И. Глазунов

Момент преступления Раскольникова, то есть убийства старухи-процентщицы, являются важнейшими эпизодами в романе «Преступление и наказание».

Описание момента преступления Раскольникова

Подготовка Раскольникова к преступлению

На момент знакомства читателей с Раскольниковым, то есть в начале романа, герой уже в течение месяца обдумывает убийство старухи. Молодой человек до последнего момента не уверен, пойдет ли он на убийство или нет. 

Известно, что он впервые побывал у старухи-процентщицы еще полтора месяца назад, чтобы действительно заложить часы и кольцо. 

Накануне преступления Раскольников случайно слышит на улице, что завтра в 7 часов вечера старуха будет одна в своей квартире, так как ее сестра Лизаветаы будет отсутствовать дома. Раскольников берет эту информацию себе на заметку. На следующий день он спит допоздна и просыпается около 6 часов вечера. Он начинает быстро собираться к старухе, чтобы быть там в 7 часов вечера. 

Подготовка Раскольникова к преступлению  

  1. Находясь у себя в «каморке», он разрывает старую рубашку и делает из ее части петлю для топора. 
  2. Он пришивает петлю под левую мышку. Нитки и иголка были приготовлены заранее. 
  3. Он делает подобие заклада (фальшивый заклад) так, чтобы по весу и размеру он был похож на ценную вещь. Для этого он связывает две дощечки — деревянную и металлическую. Раскольников оборачивает все это в белую бумагу и завязывает тесемочкой, чтобы посложнее было развязать. Все эти вещи были приготовлены уже давно и хранились под диваном. 
  4. Затем Раскольников выходит из своей комнаты и идет к кухне. Изначально он собирался взять топор на кухне, но в этот момент на кухне оказывается служанка Настасья. Тогда Раскольников берет топор из каморки дворника, прячет его в петле под мышкой в пальто. 
  5. После этого он отправляется к старухе. 


Описание преступления Раскольникова шаг за шагом

  1. Раскольников поднимается к старухе-процентщице на 4-ый этаж и три раза звонит в дверь. Недоверчивая старуха спрашивает, кто пришел, а затем все же открывает дверь и пускает гостя в квартиру.
  2. В волнении Раскольников проходит без приглашения в комнату старухи, чтобы показать то, что принес заложить. Это ее смущает. Она с испугом следует за дерзким клиентом.
  3. Раскольников дает старухе своей заклад-фальшивку. Старуха отворачивается к окну, чтобы раскрыть обертку.
  4. Раскольников достает топор из петли в пальто и ударяет старуху по голове. 
  5. Старуха вскрикивает, «оседает к полу», подносит руки к голове, держа в одной руке «заклад» Раскольникова.
  6. Раскольников ударяет старуху топором еще 2 раза по темени. Старуха падает.
  7. Раскольников кладет топор возле убитой, достает из ее правого кармана ключи и бежит с ними в спальню.
  8. Молодой человек возвращается в комнату, чтобы убедиться, что старуха мертва. Он замахивается над старухой топором, но опускает его. Ему становится очевидно, что старуха мертва. 
  9. На шее у погибшей он замечает шнурок. Он замахивается топором, чтобы сорвать шнурок, но не решается. Он разрезает шнурок с помощью топора, не касаясь тела топором. 
  10. На шнурке он находит два креста (кипарисный и медный), «финифтяный» образок и набитый кошелек. Кресты он сбрасывает на старуху, кошелек засовывает в карман.
  11. Затем Раскольников забирает с собой топор и снова идет в спальню старухи. 
  12. Он пытается открыть комод ключами, которые достал из кармана старухи. Ему не удается. 
  13. В спальне он лезет под кровать в поисках укладки (сундука). Найдя укладку, он открывает ее одним из ключей. Между одеждой он находит золотые драгоценности, набивает ими карманы пальто и панталон, но из-за спешки не успевает много взять.
  14. Вдруг он слышит шаги в комнате, где лежит погибшая старуха. Затем он слышит легкий крик, а потом — молчание.
  15. Раскольников берет топор и выбегает из спальни. Он видит, что Лизавета, которая не должна была прийти сейчас, стоит в комнате и сморит на убитую сестру. Шокированная женщина молча начинает отодвигаться от Раскольникова в надежде, что он ее не тронет.
  16. Раскольников убивает Лизавету топором, ударяя по голове. Затем он бежит в прихожую, но замечает на кухне ведро с водой. Он опускает топор в ведро, чтобы отмыть кровь. Берет на окне мыло и отмывает руки прямо в ведре. Он оттирает кровь с топора, после чего вытирает топор бельем, которое сушится тут же на веревке. 
  17. Раскольников вкладывает вымытый топор в петлю в свое пальто.
  18. Он осматривает свою одежду и сапоги и видит пятна на сапогах. Он мочит тряпку в воде и вытирает пятна на сапогах.
  19. Затем Раскольников бежит в переднюю (прихожую) и обнаруживает, что входная дверь все это время была открыта. Он закрывает дверь, затем снова открывает ее и выходит.
  20. Начав спускаться по лестнице, Раскольников вдруг слышит голоса людей в подъезде. Он понимает, что люди поднимаются на его этаж. 
  21. Раскольников возвращается в квартиру старухи и закрывает дверь изнутри.
  22. Неизвестный человек звонит в дверь старухи. Затем к квартире подходит еще один человек. Они возмущаются тем, что старуха не открывает дверь, ведь она все время сидит дома. Мужчины подозревают что-то нехорошее и уходят за помощью. 
  23. Дождавшись, когда незнакомцы исчезнут из подъезда, Раскольников спускается по лестнице и замечает пустую открытую квартиру на втором этаже. Здесь он пережидает какое-то время, чтобы те люди поднялись наверх к старухе. 
  24. Раскольников бежит вниз к выходу, выходит незамеченным из здания и идет на улицу. 
  25. Он приходит к своему дому, возвращает топор в дворницкую и идет к себе в каморку. Бросается на диван в изнеможении и засыпает.

После преступления

После своего преступления Раскольников просыпается на следующий день в болезненном состоянии. Он беспокоится о том, есть ли на его одежде или обуви следы вчерашнего преступления. Также Раскольникова волнует то, куда лучше спрятать награбленное. Неожиданно служанка Настасья передает ему повестку о том, что ему нужно сегодня же явиться в контору (полицию). Взволнованный Раскольников отправляется в контору, не понимаю, в чем причина вызова. 

Это было описание момента преступления Родиона Раскольникова, описание сцены убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, описание деталей, подробностей преступления. 

Смотрите: 

Где взял Раскольников орудие убийства?

Кстати, и герой «Преступления и наказания» находит орудие убийства под лавкой, где тот «лежал между двумя поленами». Трудно судить, насколько сознательно и намеренно Достоевский следует здесь народной традиции, однако факт остается фактом.

Где жил Раскольников в романе?

Дом Раскольникова или дом Иохима — доходный дом в Санкт-Петербурге, в котором, по мнению исследователей творчества Фёдора Михайловича Достоевского, жил главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников.

Кого подозревают в убийстве старухи процентщицы?

Дементьев Николай (Миколка)

Кто из героев был раздавлен на улице лошадьми?

Раскольников протеснился, по возможности, и увидал наконец предмет всей этой суеты и любопытства. На земле лежал только что раздавленный лошадьми человек, без чувств по-видимому, очень худо одетый, но в «благородном» платье, весь в крови. С лица, с головы текла кровь; лицо было все избито, ободрано, исковеркано.

Как Раскольников приходит к убийству?

Главная причина преступления Вооружившись топором он отправляется к ней домой, но все планы рушит вернувшаяся не во время сестра Лизавета. Обескураженный и не знающий как себя вести, Родион убивает и ее, так как она была нежелательным свидетелем.

Как готовился к убийству Раскольников?

Оставшись без средств к существованию, он начинает закладывать у нее вещи. Затем он стал изучать детали: где хранит ключи, деньги, как принимает вещи в заклад. Он предупреждает старуху, что зайдет еще раз и принесет ей вещи. Раскольников выбирает орудие убийства, продумывает, как спрятать его под одеждой.

Где жил Разумихин?

Разумихин живет в Петербурге на съемной квартире и сам себя обеспечивает, временами находя некие подработки, связанные с издательским делом. В этой области Разумихин работает уже два года и мечтает открыть собственное издательство.

Где находится каморка в которой жил Родион Раскольников?

Если бы Раскольников мог купить себе дом, едва ли бы он выбрал ту каморку, в которой ему приходится обитать. Жильё главного героя находилось “под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру”.

В чем оклеветали Дуню?

Сластолюбивый Свидригайлов преследовал Дуню и, получив отказ, оклеветал, так что ей пришлось оставить место.

Кто признался в убийстве старухи?

Раскольников приходит в отделение пристава следственных дел. Порфирий Петрович уверяет, что у него есть факты, подтверждающие причастность студента к преступлению. Красильщик признается в убийстве старухи и ее сестры.

Где Раскольников познакомился с Семеном Захарычем Мармеладовым?

С Семёном Захарычем Мармеладовым Раскольников познакомился в церкви.

Какую вещь принес Раскольников старухе в залог?

Раскольников оставил в залог серебряные часы на стальной цепочке. Старуха напомнила ему, что уже вышел срок прежнему закладу, и юноша пообещал ей внести проценты еще за месяц.

Кому Раскольников признался в убийстве?

Соня Мармеладова — грешница поневоле

В чем преступление Свидригайлова?

Свидригайлов был женат. Он готов убить жену, если бы она была единственным препятствием. Только дело оказалось в самой Дуне: она не любит его и даже презирает. Возможно, Марфа Петровна и стала его жертвой, но за руку его не поймали.

Зачем Раскольников пришел к старухе?

История студента Раскольникова началась из-за типичной ситуации, с которой встречается любой молодой человек, обучающийся в учебном заведении – нехватка денежных средств. Именно для того, чтобы их позаимствовать их у старушки-процентщицы, и пришел Раскольников.

Кто такой Разумихин в романе Преступление и наказание?

Полное имя героя — Дмитрий Прокофьевич Разумихин. Это молодой человек, недавний студент, университетский друг Родиона Раскольникова. Возраст героя не указан в романе, но можно предположить, что Разумихину примерно столько же лет, сколько и Раскольникову, то есть около двадцати трех.

Почему Разумихина не Вразумихин?

Если попытаться разобраться в изменении фамилии мужчины, понять, зачем автор выбирает такой литературный оборот, то придется рассмотреть значение фамилии. Вразумихин – учит, вразумляет, поучает, заставляет понять какие-то истины. Разумихин – человек, обладающий разумом, образованный, умный.

Очень краткое содержание

1860-е годы, Санкт-Петербург. Одним летним вечером Родион Раскольников заложил старухе-процентщице, которую намеревался в скором времени убить, последнюю ценную вещь — часы.

Родион Романович Раско́льников
 — быв­ший сту­дент юри­ди­че­ского факуль­тета, 23 года, нищий, кра­си­вый, высо­кий, строй­ный, с тёмно-русыми воло­сами и тём­ными гла­зами, фило­соф, гор­дый, нелю­ди­мый, само­от­вер­жен­ный, спо­со­бен к состра­да­нию.

На обратном пути Раскольников зашёл в одну из дешёвых питейных, где встретил пьяного, потерявшего своё место чиновника, и выслушал рассказ о нелёгкой жизни его семьи: жили они в полнейшей бедности, жена чиновника была больна чахоткой, а старшая дочь от прошлого брака стала проституткой. Раскольников пожалел пьяного чиновника, отвёл домой и отдал его семье почти все свои деньги.

Вернувшись домой, Раскольников получил долгожданное письмо от матери и узнал, что его младшая сестра подверглась домогательствам богатого помещика, в доме которого работала гувернанткой. Девушку опозорили на весь городок, но скоро реабилитировали, и теперь она собирается замуж за богатого дельца.

Мать надеялась, что этот расчётливый человек материально поможет их семье, и Родион сможет, наконец, окончить учёбу. Завершалось письмо известием о скором переезде всех троих в Петербург.

Раскольников был против этого брака: он совершался не по любви, а из жертвенности сестры, ради счастья матери и брата. Его намерения убить старуху укрепились: её богатство могло бы помочь многим бедствующим и избавить их от необходимости жертв.

На следующий день после получения письма Раскольников собрался на убийство: добыл топор и спрятал его под пальто, а вместо предназначенного для заклада ценного предмета туго и хитро упаковал обычную деревяшку. Подготовившись, Раскольников отправился к старухе. Ему уже было известно, что к семи часам вечера она останется дома одна.

Раскольников убил старуху-процентщицу и её кроткую сводную сестру, которая совершенно случайно подвернулась под руку, наскоро собрал какие-то богатства, совсем на них не глядя, и с трудом ушёл из квартиры убитых.

Подробный пересказ по главам

Названия глав — условные.

Глава 1. Раскольников и старуха-процентщица

1860-е годы, Санкт-Петербург. В начале июля Родион Раскольников отправился к старухе, которая одалживала деньги под процент.

Была жара. В бедном квартале стояла страшная вонь, которая вызывала у Раскольникова омерзение. Он шёл к старухе-процентщице, чтобы «делать пробу своему предприятию», которое задумал уже давно: убийство.

Он заложил жадной старухе свою последнюю ценность: серебряные отцовские часы, и подсмотрел, куда процентщица прячет деньги. Ушёл он смущённый и поражённый тем, что задумал.

По дороге домой Раскольников зашёл в кабак, где увидел человека, похожего на отставного чиновника.

Глава 2. История Мармеладова

Незнакомец первым заговорил с Раскольниковым, назвался Мармеладовым и рассказал историю своей жизни.

Семён Захарович Мармела́дов
 — быв­ший чинов­ник, за 50, сред­него роста, плот­ный, седой и лысо­ва­тый, запой­ный пья­ница, опу­стив­шийся и без­воль­ный, ува­жает и боится жену, любит дочь.

Будучи вдовцом со взрослой дочерью, Мармеладов женился на вдове с тремя маленькими детьми, Катерине Ивановне.

Катерина Ивановна Мармела́дова
 — жена Мар­ме­ла­дова, лет 30, ещё молода, высо­кая, строй­ная, при­вле­ка­тель­ная, больна тубер­кулёзом, обра­зо­ван­ная, вспыль­чи­вая, власт­ная, деспо­тич­ная, задав­лена крайней нище­той.

Через год после женитьбы Мармеладов потерял работу и начал пить. Переехав в Петербург, он снова устроился на службу, и его снова выгнали. Мармеладов запил ещё сильнее. Чтобы дети не умерли с голода, Сонечка стала проституткой.

Софья Семёновна Мармела́дова (Сонечка)
 — дочь Мар­ме­ла­дова, 18 лет, выгля­дит совсем ребён­ком, бело­ку­рая, худень­кая, с блед­ным остро­но­сым личи­ком и боль­шими голу­быми гла­зами, очень добрая, про­сто­душ­ная и само­от­вер­жен­ная.

Узнав об этом, Мармеладов отправился к «его превосходительству» и рассказал о Сонечке. «Его превосходительство» разжалобился и дал Мармеладову работу, но после первой же получки тот пошёл в загул, за 5 дней прогулял всё, что заработал, и теперь боялся возвращаться к жене, которая частенько его поколачивала.

Раскольников помог Мармеладову добраться до дома. Увидев голодных детей, Раскольников оставил Мармеладовым почти все свои деньги.

Глава 3. Письмо матери

Утром Раскольников проснулся в своей убогой комнатушке на последнем этаже многоквартирного дома, больше похожей на шкаф или гроб. Служанка, обслуживавшая дом, принесла ему письмо от матери.

Мать писала, что Дуня потеряла работу.

Дуня (Авдотья Романовна Раско́льникова)
 — млад­шая сестра Рас­коль­ни­кова, 22 года, очень кра­си­вая, высо­кая и строй­ная, обра­зо­ван­ная, гор­дая и само­уве­рен­ная, чест­ная, реши­тель­ная, с силь­ным харак­те­ром, склонна к само­по­жерт­во­ва­нию, обо­жает брата.

Дуня работала гувернанткой у Свидригайлова.

Аркадий Иванович Свидрига́йлов
 — бога­тый поме­щик, лет 50, высо­кий и дород­ный, блон­дин с широ­ким ску­ла­стым лицом и холод­ными голу­быми гла­зами, влю­блён в Дуню, цинич­ный раз­врат­ник.

Тот предложил девушке стать его любовницей. Этот разговор услышала жена Свидригайлова, выгнала Дуню и опозорила её на весь город. Потом у Свидригайлова проснулась совесть, и он показал письмо, в котором Дуня ему отказывает. Письмо прочли все жители города, репутация девушки была восстановлена, и к ней посватался Пётр Петрович Лужин.

Пётр Петрович Лу́жин
 — бога­тый чинов­ник и ком­мер­сант, 45 лет, но выгля­дит моложе, чопор­ный и оса­ни­стый, жад­ный, рас­чётли­вый, соблю­дает только свои инте­ресы.

Лужин сразу заявил, что хочет взять бедную жену, которая будет считать мужа благодетелем, но Дуня всё равно согласилась на брак. Мать писала, что Лужин, кажется, добрый, и надеялась, что он поможет Раскольникову закончить учёбу, но вместе с тем понимала, что жить у дочери ей не позволят.

Мать надеялась, что с её любимым сыном всё в порядке, и его «не посетило… новейшее модное безверие».

Письмо так расстроило Раскольникова, что он выбежал из дома и пошёл, «не замечая дороги».

Глава 4. Сцена на бульваре

Раскольников понимал, что Дуня жертвует собой ради него, и не хотел это принимать. Продавая себя мерзкому Лужину, Дуня сравнивалась с проституткой Сонечкой. Но если Сонечка продавала себя, чтобы не умереть с голоду, то Дуня делала это, надеясь на комфортную жизнь.

Да чего: тут мы и от Сонечкина жребия, пожалуй что, не откажемся! Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит! Жертву-то, жертву-то обе вы измерили ли вполне?

Но помешать этому браку Раскольников не мог. Даже если бы он окончил учёбу, содержать мать и сестру ближайшие 10 лет он был не в состоянии. Мармеладов говорил, что «надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти», но у Раскольникова выхода не было.

Раскольников вдруг понял, что ему придётся совершить задуманное убийство, и у него потемнело в глазах. Он огляделся, подыскивая скамейку, и увидел, что по бульвару идёт девушка в порванном платье. Она упала на скамейку, Раскольников подошёл и увидел, что девочка очень молода и сильно пьяна. Видимо, кто-то специально напоил её, чтобы надругаться.

Следом за девочкой шёл толстый франт, было видно, что намерения у него нехорошие. Раскольников не захотел оставлять несчастную в беде, позвал городового и уговорил его отвести девочку домой.

Затем Раскольников понял, что идёт к Разумихину.

Дмитрий Прокофьевич Разуми́хин
 — быв­ший сту­дент, един­ствен­ный при­я­тель Рас­коль­ни­кова, высо­кий, худой, чер­но­во­ло­сый, про­стой, весёлый и общи­тель­ный, тру­до­лю­би­вый, опти­мист.

Разумихин был единственным, с кем Раскольников подружился за время учёбы. Он знал «бездну источников» для заработка и умудрялся содержать себя.

Глава 5. Первый сон Раскольникова

Раскольников осознал, что идёт к Разумихину, чтобы с его помощью найти работу. Подумав, он решил, что сейчас эти гроши его не спасут, и он отправится к Разумихину после содеянного.

Раскольников снова пошёл куда глаза глядят, зашёл в харчевню, поел и выпил рюмку водки. От спиртного его разморило, он уснул на траве в кустах и увидел страшный сон.

Раскольникову приснилось, что он, мальчик лет семи, и в праздничный день гулял с отцом по родному городку. Подойдя к большому кабаку, он увидел, как пьяная компания садится в телегу, запряжённую маленькой, тощей крестьянкой клячей. Лошадка не смогла сдвинуть телегу, и тогда хозяин, а затем и его пьяные друзья, начали избивать её. Раскольников попытался защитить лошадь, но не смог. Несчастное животное забили до смерти.

Проснулся Раскольников весь в поту, задыхаясь от ужаса, и понял, что не сможет убить старуху-процентщицу.

…неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью…

С Раскольникова словно упал тяжкий груз, «на душе его стало вдруг легко и мирно». Он отрёкся от своего ужасного замысла и отправился домой, сделав зачем-то небольшой крюк.

Проходя по площади, он услышал, как сводная сестра процентщицы договаривается о встрече с какими-то торговцами. Раскольников понял, что завтра в 7 часов вечера старуха будет дома одна.

Глава 6. Разговор в трактире. Подготовка к убийству

Раскольников, ставший суеверным, увидел в этой встрече мистическое совпадение. В первый раз он посетил процентщицу месяца полтора назад и заложил колечко сестры. По дороге домой он зашёл в трактир и услышал, как студент и молодой офицер за соседним столиком говорят о процентщице. Студент рассказывал офицеру, что старуха очень богатая, злая и скупая. Свою сводную по отцу младшую сестру, смиренную и пугливую, она заставляла работать на себя, притесняла и била. Своё состояние процентщица завещала не преданной ей сестре, а монастырю, где будут вечно отмаливать её грехи.

Студент начал размышлять, можно ли убить вредную старуху и её деньгами поддержать «тысячу добрых дел и начинаний». Старушонка всё равно скоро умрёт, да и её жизнь «на общих весах» значит не больше, чем «жизнь вши, таракана». Порассуждав, студент и офицер решили, что всё это, может, и верно, но сами они убить старуху не смогут.

В голове Раскольникова уже бродили такие же мысли. Этот разговор он воспринял как «предопределение, указание».

После встречи с сестрой процентщицы Раскольников проспал почти сутки. Проснувшись, он подготовился: пришил к подкладке своего летнего пальто петлю для топора, достал спрятанный пакет с запакованной вместо товара деревяшкой и железкой для процентщицы. Он собирался совершить убийство хладнокровно, не оставляя улик.

Добыв топор, Раскольников отправился к процентщице.

Глава 7. Убийство

Недоверчивая старуха долго не пускала Раскольникова, но жадность всё же победила. Разворачивая фальшивый пакет с товаром, старуха повернулась к окну, спиной к Раскольникову, и тот несколько раз ударил её по голове обухом топора.

Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к её лицу; она была уже мёртвая.

Осторожно, чтобы не запачкаться в крови, он обыскал старуху, нашёл ключи и отправился в чистенькую спаленку. Потом Раскольникову показалось, что старуха ещё жива. Он вернулся проверить и обнаружил кошелёк с деньгами, висящий на шее убитой.

В спальне под кроватью Раскольников нашёл сундук с «закладами»: драгоценностями, часами, портсигарами. Он стал распихивать добычу по карманам, и в этот момент вернулась сестра процентщицы. Раскольников выскочил из спальни, женщина увидела его, и ему пришлось снова убить, что вызвало у него отвращение.

Затем Раскольников вымыл руки, топор и обувь и уже хотел уйти, как вдруг в квартиру начали ломиться «клиенты» старухи. Раскольников запер дверь на крючок. Клиенты сообразили: если дверь заперта изнутри, значит, дома кто-то есть. Решив, что дело нечисто, они отправились за помощью.

Спускаясь по лестнице, Раскольников наткнулся на возвращавшихся клиентов и спрятался в квартире, где шёл ремонт. Вернувшись домой, он положил на место топор, заперся в своей каморке и впал в забытьё.

­­Достоевский, описывая убийство старухи-процентщицы показывает,что,
уверенный в своей идее, Раскольников вовсе не уверен в том, что сможет
реализовать ее. Отсутствие ясности в мыслях и страх пронизывают его
тело: “Он вошел к себе, как приговоренный к смерти…

Всем
существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы
рассудка, ни воли v что все вдруг решено окончательно”. Мы видим, что
Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший господство
над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки
сомнениям поддался соблазну её практического осуществления.

Достоевский
утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и
страсти, но и отвлечённые теории; они обладают способностью воспламенять
душу человека, порабощать его сознание и волю. Раскольниковым
теоретически был продуман каждый его практический шаг.

Были
сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры старухи. Была
сделана «проба», во время которой герой запомнил расположение комнат и
подсмотрел, куда старуха прячет деньги. Все шаги к преступлению, которое
готовил герой, приводят его к мысли: он прав, отступать нельзя.
Но
Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние
соображения. Нелепо и его поведение в дверях квартиры
старухи-процентщицы («он чуть не вытащил её, вместе с дверью, на
лестницу»).

Стихийность и в самом убийстве («расстегнул пальто и
высвободил топор, но не вынул совсем… руки были слабы… ему слышалось,
как они …немели и деревенели… он боялся… вдруг голова как бы
закружилась… вынул топор…, взмахнул его обеими руками, едва себя
чувствуя, …почти машинально опустил на голову обухом»Состояние страха и
ужаса, которые ощущает герой, закономерны. Само действие убийства
человеком человека уже
противоестественно. Раскольников пока не понимает, что совершил ошибку.

На
мгновение герою захотелось всё бросить и уйти. Затем ему показалось,
что старуха ожила, и он возвращается в комнату и замечает на шее старухи
кошелёк; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на пробе. Старуха
убита.

Вроде всё, что хотел герой, сделано. Но тут возвращается
домой Лизавета – одно из тех беззащитных существ, ради которого герой
допускал «кровь по совести».
Убивая Лизавету, Раскольников вопреки
расчетам превращается не в благодетеля, а во врага слабых людей.
Получается, что Раскольников ударил топором
не только по
старухе-процентщице, но и по своей теории: он неожиданно убивает и
Лизавету — ту самую “униженную и оскорбленную”, ради которой, как он
пытается внушить себе, и был поднят топор.

С этого времени в душе
Раскольникова, раздираемой муками совести, поселяется страх перед
разоблачением, который травит его изо дня в день и не дает почувствовать
ту свободу, к которой он так стремился.

Ощущение превосходства
над всеми так и не приводит к желаемому.

Желание чем-то заполнить
душевный вакуум начинает принимать болезненные, извращенные формы,
напоминающие тягу к самоистязанию. Героя тянет в дом старухи, и он идет
туда, еще раз слушает, как отзывается мучительным, но все-таки живым
чувством в иссохшей душе звон колокольчика, который в момент
преступления глубоко потряс его.


Анализ эпизода «Убийство старухи процентщицы» (2 пример)

Основа
всего романа «Преступление и наказание» заключатся в «преступлении», а
именно в убийстве. Этот момент в произведении играет ключевую роль, ведь
именно он «включает» основную цепочку действий, поэтому достаточно
важно правильно сделать анализ этого эпизода. Убийство Раскольниковым
старухи-процентщицы происходит в самом начале романа, и после него уже
идёт основное действие с тем самым «наказанием».

В основе
преступления лежит теория Родиона Раскольникова о делении людей на
«право имеющих» и «тварей дрожащих». Именно эта идея в голове героя
привела его к жестокому убийству и, как следствие, наказанию за
содеянное. Саму теорию воспринимает и одобряет «тёмная сторона»
персонажа, которая презирает слабых людей и восхищается такими, как
Наполеон. Светлая же пытается бороться с заблуждениями разума и привести
к искуплению, к примеру, при помощи снов, которые достаточно важны в
романе.

Сама теория направлена на выявление в обществе якобы
слабых и сильных людей, а Раскольников стремится доказать себе, что он
относится ко вторым. Вся его идея заключается в том, что человечество
делится на два лагеря: на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые
якобы живут без смысла и нужны как какое-то «топливо» для вторых,
которые будто бы важнее остальных. В реальности это не так, и
Достоевский доказывает это примером главного героя, который спустя время
и испытания смог разубедиться в своих заблуждениях.

То, почему
Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы, лучшим образом
демонстрирует, на что способны спровоцировать человека заблуждения его
разума. Родион был готов совершать страшнейшие поступки ради теории и
собственного эгоизма:

Герой принёс бабку и её сестру, как он
считал, «в жертву» во благо чужого счастья, хотя на самом деле сделал
это исключительно для себя самого.
Никакого альтруизма в теории
Раскольникова нет, им двигало только желание «оправдать» себя и
причислить к «право имеющим», к таким, как его кумир Наполеон.

Теория
с самого начала неверна, так как люди не могут делиться на «тех, кого
убивают» и «тех, кто убивает». Часть самого героя старается разубедить
его в верности теории, большую роль в этом играют сны Родиона.
Человеческая
жизнь ценна абсолютно одинаково, и совершенно не имеет значения,
хороший человек или плохой, он, так же, как и все, имеет право на жизнь,
и никто не может её у него забирать.

Может показаться, что
рассуждение на тему, кого же убил Раскольников, немного нелепо, ведь
понятно же, что старушку и её сестру, однако не всё так просто. Само
убийство лишь начало цепочки событий, ведущих к гибелям ни в чём не
виновных людей. Можно сказать, что этих двух Родион убил
собственноручно, но есть и другие жертвы:

  • Старуха-процентщица.
    Единственная «запланированная» жертва героя, которую он зарубил топором
    якобы, чтобы помочь семье, забрав у неё свой заклад и деньги.
  • Сестра
    бабки, Лизавета. Становится случайным свидетелем убийства, за что
    Родион её убивает, хотя изначально не планировал этого делать. Возможно,
    именно её смерть сильно подкосила героя и запустила процесс
    развенчивания всей теории.
  • Ребёнок Лизаветы. Существуют мнения и
    версии, что сестра процентщицы была беременна, поэтому, убив девушку,
    Раскольников, возможно, ещё и убил нерожденного младенца.
  • Мать
    героя, Пульхерия Раскольникова. Не выдержав наказания сына, скончалась.
    Таким образом, можно понять, что сам Родион довёл мать до смерти своими
    действиями, поэтому его также можно назвать её убийцей.
  • Сам
    Родион. Убив старуху, Раскольников полностью переменился и в конце даже в
    каком-то роде переродился. Получается, что он убил «старого» себя или
    же свою «тёмную» личность. Это доказывают слова самого персонажа: «Я
    ведь не старушонку убил, я себя убил!».
  • Действия Родиона в сцене
    с убийством старухи запустили основной механизм всего произведения.
    Преступление дало старт наказанию, которое, в первую очередь, сам
    Раскольников создавал для себя.

Он начал активную борьбу с
самим собой и пришёл к искуплению, на пути к которому ему сильнейшим
образом помогла Соня Мармеладова и немаловажную роль сыграли Порфирий
Петрович и Аркадий Свидригайлов.


Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым

                            В
романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский тщательно прорисовал
время и общество, которые толкают человека на совершение преступления.
Доведённый до отчаяния человек создаёт собственную теорию, которая
должна изменить его жизнь, а вседозволенность – решить проблемы других
страдающих. Совершённое Раскольниковым убийство старухи-процентщицы –
это результат крайнего отчаяния загнанного  жизнью в угол
человека.            

            Вынашивая свою теорию,
Раскольников с каждым днём всё больше убеждается в своей правоте, ему
кажется откровением то, что поначалу он считал шуткой. Герой причисляет
себя к числу исключительных людей, которым разрешено всё – даже
убийство. Если цель принесёт благо большинству, то можно преступить
через то, что считается законом – божьим и человеческим. Жестокость
теории не смущает Родиона, ведь не все человекоединицы одинаково ценны.
Он сам разрешает себе выбрать жертву, которая будет участвовать в
эксперименте. Цель этого действа – подтвердить, что он тоже “великий”,
не “материал” и не “вошь”.

Ошибка Раскольникова в том, что
человеческая жизнь одинакова ценна, кем бы ни был другой человек –
злодеем или святым. Люди не должны решать, кому жить, а кого можно
лишить жизни; не они создали этот мир, не им и вершить судьбы.
Обстоятельства складываются таким образом, что всё будто бы подталкивает
Родиона к убийству старухи: он случайно подслушивает разговор Лизаветы,
становится свидетелем беседы людей, осуждающих Алёну Ивановну,
встречает пьяную обманутую девушку и ему становится страшно за судьбу
своей сестры.

Нельзя сказать, что Раскольников готовился к
убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на
части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым,
которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым.
Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и
беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается
победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм
не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос
срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой
сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы,
который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая
заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе
герой.           

                        Душевные терзания,
сны, осознание собственной слабости, несостоятельности убивают героя на
протяжение долгих лет. Такое наказание страшнее любой казни, любого
приговора. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и её
сестру Лизавету, которая случайно вернулась домой и стала невольной
свидетельницей. Всё, что он делает в этот момент происходит будто бы во
сне, молодой человек находится на грани потери сознания, не отличает
реальность от забытья. Взяв драгоценности, он покидает дом старухи и
прячет их, чтобы после воспользоваться добром во благо нуждающихся.

Теория
терпит провал, все последующие дни Раскольников проводит в страшных
муках: ему мерещится неотвратимость наказания, все кажутся
подозрительными, даже родные становятся чужими и далёкими, ведь теперь
его со всем миром разделяет страшная тайна. Раскольникову снится сон,
где он пытается убить старуху, а она смеётся над ним, смех слышен
повсюду. Мучимый совестью, после разговора с Сонечкой Мармеладовой он
решает пойти с повинной в полицию и осуществляет задуманное. В последней
главе романа герой всё таки понимает, как он был не прав, видит ужасные
плоды своей философии. Любовь к Соне меняет его жизнь и даёт шанс на
исцеление.

Нельзя сказать, что Раскольников готовился к
убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на
части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым,
которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым.
Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и
беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается
победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм
не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос
срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой
сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы,
который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая
заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе
герой.           

                        Душевные терзания,
сны, осознание собственной слабости, несостоятельности убивают героя на
протяжение долгих лет. Такое наказание страшнее любой казни, любого
приговора. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и её
сестру Лизавету, которая случайно вернулась домой и стала невольной
свидетельницей. Всё, что он делает в этот момент происходит будто бы во
сне, молодой человек находится на грани потери сознания, не отличает
реальность от забытья. Взяв драгоценности, он покидает дом старухи и
прячет их, чтобы после воспользоваться добром во благо нуждающихся.

Теория
терпит провал, все последующие дни Раскольников проводит в страшных
муках: ему мерещится неотвратимость наказания, все кажутся
подозрительными, даже родные становятся чужими и далёкими, ведь теперь
его со всем миром разделяет страшная тайна. Раскольникову снится сон,
где он пытается убить старуху, а она смеётся над ним, смех слышен
повсюду. Мучимый совестью, после разговора с Сонечкой Мармеладовой он
решает пойти с повинной в полицию и осуществляет задуманное. В последней
главе романа герой всё таки понимает, как он был не прав, видит ужасные
плоды своей философии. Любовь к Соне меняет его жизнь и даёт шанс на
исцеление.

Топор

Раскольников бросился стремглав к лавке, где между поленами должен был лежать топор. Топора не было! Дворницкая – та самая, в С – м переулке, пыльная, с двумя скрипящими ступеньками, ведущими в полутьму, и лавка стояла на месте, у стены, а вот орудие предстоящего убийства, определяющего так много в русской литературе, да что там в литературе – в жизни, отсутствовало.
Голова трещала после вчерашнего спора в рюмочной о праве вши на самоопределение. Родион ощупал пустые петли, пришитые к изнанке пальто, и подумал: «Надо было вернуться домой до полуночи»?
Он обшарил каморку, в надежде, что инфернальное орудие труда все-таки где-нибудь да обнаружится, просто дворник запамятовал и переложил его.
Тщетно: под лавкой не было, на лавке тоже, в углу с инвентарем он долго шарил, не нашел. Видимо, бес на этот раз был не на стороне философа.
«Что же делать! Боже мой!» Проклятие вырвалось из его души.
Родион выскочил на улицу и поспешил к заветному дому, где старушка в тошнотворно-желтых покоях щелкала деревянными костяшками на счетах, подбивая проценты. Проходя мимо лавочки, где продавали хлеб и булки, он увидел странного господина. Невысокого роста в побитом молью пальто, он глядел пронзительным взглядом из-под циммермановской шляпы на Раскольникова, и когда тот поравнялся с ним, ухватил его за рукав и указал на стенные часы в лавке: было десять минут восьмого.
От господина веяло чем-то инфернальным, алицо казалось смутно знакомым. Студент отшатнулся, но тут он узрел часовые стрелки, и мысли его побежали в другом направлении.
«Время! Время! Где достать топор? Может, сойдет что-нибудь другое?» Представился перочинный ножик, которым он точил карандаши. Таким ножиком, пожалуй, только вшу и можно раздавить. Родион почувствовал, как мурашки побежали по спине. «Вздор! Лучше совсем ничего не думать!”
Лучше всего подошла бы дубинка. Но дубинку в городе не достанешь.
Так и не решив, что предпринять, раскольников свернул в подворотню. Окна, выходившие на огромный квадратный двор, были отворены. В квартире на втором этаже жарили котлеты, и от мясного вперемешку с луковым запаха у Раскольникова подвело желудок.
– Маша! Горит у тебя, опять травиться будем, – возмущался мужской голос в глубине квартиры.
«Лучше яду ей в котлеты!» – мелькнула мысль.
А что? Вполне аристократический способ лишения жизни.
«Яду, мне яду, Маша!» – бывший студент, без пяти минут инфернальная звезда литературы, сглотнул слюну. Заметнов гад подливать-то подливал надушенными ручками в перстнях, да на закуске сэкономил. Вот кто вошь дрожащая. Котлет бы сейчас, даже с ядом!
Но не было ни яду, ни дубинки, ни даже перочинного ножика. Раскольников хотел было повернуться и уйти, но все та же темная личность в заношенном пальто стояла в чугунных воротах и сверлила его угрюмым взглядом из-под циммермановской шляпы.
«Следит, что ли? И где-то я видел его. Кажется, в бреду…Ба! Да он тоже вчера был в рюмочной, и что-то все записывал за мной карандашиком в блокнот, пока Заметнов подливал». Вспомнить бы еще, что он вчера наговорил, что-нибудь неблагонадежное, а это, значит, уже следят за ним. Все они твари дрожащие! Чувствуя непреодолимый страх и отвращение к странному прохожему, Раскольников распахнул дверь на черную лестницу и заскочил в подъезд.
Он не помнил, как огромными шагами, перескакивая через ступеньки, преодолел первый пролет. На втором этаже он остановился и, прижимая руки к груди, чтобы унять стукающее сердце, прислушался. Тихо… Он перегнулся через перила и глянул вниз. Никого…. Странный человек не шел за ним.
«Хвост, оторвался», – подумал студент. – «Самое время найти топор».
Он огляделся. Одна квартира стояла отворена на площадку, свежеокрашенные полы блестели в ней. Людей не было. Родион заглянул внутрь, даже и не надеясь, что здесь будет топор. Его и не было.
Тихо, крадясь, он стал подниматься дальше. На четвертом этаже он остановился перед заветной дверью и, поправив на себе одежду, позвонил в колокольчик.
«Хорошо ли я выгляжу? Она недоверчива… Может, надо было в бакалею заскочить… Деньги, деньги, прокляты деньги.. Нет денег, нет бакалеи. И, кстати, чем я буду доказывать, что не тварь я дрожащая и право имею…Ни топора, ни дубинки… »
Мелькнула еще мысль о какой-то предтече позитивизма, ее перебил фальшивый звук шарманки, хранящийся на задворках памяти… Говорят, в Сибири не так уже плохо…
Меж тем за дверью было тихо. Родион хотел дернуть колокольчик еще раз, но тут услышал шаркающие шаги. Дверь с щелчком отворилась и на Раскольникова уставились два вострые настороженные взгляда. Они долго ощупывали его с головы до ног. Раскольников вспомнил, что небрит, да и рожа после вчерашнего, верно, опухшая. Он заволновался и толкнул дверь, цепочка натянулась.
– Кто таков? Чего? Куды прешь? – возмутилась старуха и рванула дверь на себя.
– Бонжур, Алена Ивановна, Я к вам вещь в заклад принес. Эту…как ее… портсигар! – заторопился Раскольников, опасаясь, что дверь закроется. – Что вы, Алена Ивановна! Это я, ваш клиент, студент и философ Раскольников.
В глазах старухи мелькнула искра узнавания, и она, отцепив цепочку, посторонилась, впуская студента.
– Ну? – она выжидающе смотрела на руки Раскольникова, – Где?
Студент полез во внутренний карман пальто, но папиросочницы там не было. Тогда он сунул руки в брюки, там болталась мелочь – всего должно быть около полтинника. Еще он нащупал скатанную шариком бумажку, это вчера, он выпросив у господина в циммермановской шляпе листочек из блокнота, он записал Сонечкин адресок. Ах, Соня! Страусиное перо на шляпке призывно качается! Однако же где портсигар? Может Заметнов стащил, или господин в шляпе?
Заклада не было, и Раскольников в растерянности замер. Взгляд его смотрел куда-то поверх Алены Ивановны, губы шевелились, в голове складывалась новая комбинация, и когда пальцы наткнулись на сеченое ребро монетки, озарением вспыхнула идея: если старый план не удался, пора импровизировать!
– Алена Ивановна, заклад потом. У меня к вам другой вопрос: не хотите ли вы расширить ассортимент банковских услуг?
Не зря он посетил несколько лекций по экономике еще до того, как философия поразила его ум.
– Что такое?! Ничего не пойму! – вскричала вздорная старуха.
– Да я говорю не для заклада пришел, а спросить не сдадите ли в аренду одну вещь? Вы мне вещь на попользоваться, я вам – деньги.
Старуха непонимающим куриным глазом смотрела на его подбородок, силясь понять, о чем он говорит.
“Вот тупая, карга! С такой пустоголовой каши не сваришь». Раскольников почти совсем отчаялся, но тут в голове у старухи что-то щелкнуло, и она оживилась:
– Какую вещь?
– Топор мне нужен! Топор! – он почти кричал, уже не заботясь о том, что может спугнуть процентщицу.
Голод, больная от похмелья голова и преследование странного господина слились в этом крике души.
– Топор! – еле удерживаясь от того, чтобы затопать, выкрикнул Раскольников и перевел дух.
Старуха развернулась и молча ушла в кухню.
– Да! Да! Да! Топор. То-по-ррр! – кричал ей вслед Раскольников, – Именно, топор. На «то» начинается, на «рррр» кончается, а в середине «по». По! Не Эдгар Алан По, а просто «по». По! П-по-по-нятно?
Его вдруг затрясло мелкой дрожью, он схватил себя за волосы и принялся их рвать, и топал ногами, упиваясь тем, что можно уже больше не притворяться.
– Что ж ты, батюшка, так разволновался. Будет тебе топор, – зазвучало над ухом. – На вот, выпей водички.
Раскольников приоткрыл глаз: рядом стояла старуха, в одной руке у нее был топор, а в другой стакан с водой.
– Вишь, до чего учеба в ваших университетах доводит. Разве так можно волноваться.
Раскольников вдруг почувствовал, что во рту у него пересохло, он схватил стакан и огромными глотками принялся пить тепловатую с металлическим привкусом воду. Говор старухи успокаивал его.
– Я вот все свои сбережения и без университетов смогла скопить. Хотя всю жизнь мечтала. Да мечтала! Я тоже была когда-то молодой и мечтала о том, что вот еще чуток насобираю деньжат и поступлю на курсы благородных девиц. Ведь не вошь же я какая, а тоже поди право имею. И буду белом фартуке и бантах танцевать на выпускном балу с каким-нибудь усатеньким гимназистом. Ну вот таким, как ты. А тут крутишься как белка в колесе, какие банты, вишь, какое тряпье ношу, фланель вокруг шеи. Вот, вроде, встанешь утром, думаешь, ага, Лизавету отправила, отдохну, значит, сама. Вот хотя бы платок повяжу красивый, пойду на Невский выйду – все перемена в жизни. А тут звонок, и пошли посетители, и все на круги своя…
Раскольников удивленно смотрел на старуху, не замечал он за ней таких глубин мысли. Почти что родственная душа.
– Эх, сансара… – шмыгнула носом старуха. – Так будешь топор-то брать, философ?
– Ах, да, – спохватился Раскольников. – Сколько?
– Пятьдесят копеек за день за день, и рубль залога. Смотри, аккуратней пользуйся.
– Рубль пятьдесят! – вскричал Родион, у него всего-то полтинник, – Да вы грабительница, Алена Ивановна.
Как он ошибся на счет родственной души! Скрягой всю жизнь и была, скрягой помрет.
– Да мне надо-то на полчаса всего! Плачу двадцать пять копеек за полчаса аренды топора и двадцать пять – залога.
– Сорок! Сорок за аренду и сорок залога, – в глазах старухи заплясал огонек наживы.
«Итого, восемьдесят копеек! Грабительница! Удушительница молодых дарований!» Раскольников был в отчаянии, никто ему столько не одолжит. Заметнову он до сих пор пять рублей не вернул. Ох, эти деньги…
– Двадцать пять за двадцать минут аренду, и двадцать пять залога! – он снова задрожал каждым нервом.
– Ладно, тридцать – за пятнадцать минут! – не уступала старуха.
– За пятнадцать минут я не успею. А, черт с тобой! Давай за двадцать пять копеек на пять минут, – он был на таком пределе, что, пожалуй, и минуты хватит.
– Продано! – воскликнула старуха и топнула ногой.
Глаза ее сияли, и даже фланелевая тряпка на шее не уродовала ее в этот миг, отметил Раскольников.
– Уфф, уморила ты меня, Алена Ивановна. На, держи, свои копейки, – Раскольников достал из кармана деньги и ссыпал мелочь в сложенную ковшиком старухину ладонь.
Он взялся за топорище, но старуха не отдавала.
– Что еще? – спросил философ.
– Как же! А залог? Двадцать пять копеек залога – мало. Рубль давай, серебром. Как же, дуру нашел. Пятьдесят копеек за топор, и смылся. Ищи тебя потом по всему Петербургу.
– Да у вас же адрес мой есть! – не сдержался Раскольников.
– Адрес наврать можно.
– Я не врал. Ну, нету у меня рубля, ни серебром, ни золотом!
– Как же! Все, поди, на философские книжки потратил, вместо того, чтобы инвентарь купить. Не зря я все же на курсы не поступила. Денежки целее будут.
Раскольников и старуха, вцепившись в топор, стояли друг против друга. Старуха щупала взглядом худого небритого студента, с опухшим от похмелья лицом, одетого в какую-то рванину, которую уже и одеждой-то неловко назвать. Инстинктом учуяв, что больше пятидесяти копеек здесь взять нечего, она сдалась:
– Ладно, пятьдесят копеек за все и паспорт в залог.
Паспорт у Раскольникова всегда был при себе. Носил после того, как их забрали в кутузку из «Хрустального дома». Сиде всю ночь в компании воров и забулдыг до выяснения личности.
Оно вытащил из нагрудного кармана сложенный вчетверо лист и протянул старухе.
– Подавись, грымза старая!
Та взяла, и, продолжая второй рукой удерживать топор, встряхнула бумагу, та развернулась. Старуха прочитала: «Раскольников Родион Романович… ага, описание..»
Она измерила взглядом фигуру студента и заключила:
– Похож.
Убрала паспорт запазуху и только после этого отпустила топор.
Раскольников, радостный, прижал топор к груди и, думая о том, что все же смог уломать эту стерву, бросился к двери.
– На пять минут! Не забудь. А то проценты будут! – крикнула вслед старуха.
– Да-да, я помню, Алена Ивановна, – пробормотал Родион и побежал вниз, перескакивая через ступеньки.
Надо было торопиться, отсчет времени начался. Он выскочил на улицу. Странный господин в циммермановской шляпе прогуливался по двору. В руке у него был блокнот и карандашик. Он оглянулся на стук двери, и брови его поползли вверх при виде всклокоченного молодого человека с топором. Послюнив карандаш, он лихорадочно застрочил что-то в блокнотике.
«Ходит тут, пишет! Гусь в шляпе!» – подумал Родион.
– Га! На тебе! – крикнул студент.
Подскочив к «гусю», студент вручил ему топор. Блокнотик и карандашик полетели на землю.
– Эй! Куда? – крикнул ему господин. – А как же дело?!
Но молодой человек не слышал. Только на Кузнецком мосту он остановился и, с непониманием глядя на пустые руки, произнес:
– Вот черт!
Кажется, у него был топор. Или не был? Он не помнил. Морок что ли? Бред? Горячка? Почесав затылок, он огляделся, никого рядом не было. Тогда он решился. Подошел к перилам и посмотрел на отражение в реке. Всклокоченный, расхристанный, но вполне нормальный гражданин. Облегчение снизошло на его душу, он почти повеселел. Сунув руку в карман и нащупав там скатанную шариком бумажку, он подумал: Сонечка!
Насвистывая фривольную мелодию, он развернул бумажку, на ней было написано: «Родиону Раскольникову от Федора Достоевского с любовью. Преступление, мой юный друг, и есть наказание».
«Достоевский какой-то? Неужто тот хмырь в шляпе? А где же Сонин адрес?»
Он сунул бумажку обратно в карман и пошел в рюмочную. Может, Заметнов знает.
Он всегда и все знает. Хороший человек, пока деньги требовать не начнет. Как вчера.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить биологические часы
  • Как найти программы для скачивания торрент
  • Ваганьковское кладбище есенин как найти могилу
  • Как найти натяжение нити для подвешенного груза
  • Как составить программу перевода информационной ленты машины поста