Как ребенку исправить почерк 2 класс упражнения

Многие родители, видя  в тетради пляшущие буквы, которые старательно выводит их ребёнок, не знают как ему помочь. Бесконечное переписывание приводит к утомляемости малыша, и он начинает писать ещё хуже и грязнее. Что же делать? Как улучшить почерк ребёнка?

Во-первых, успокоиться и понять как сложно сейчас вашему малышу. Понять это совсем несложно. Попробуйте взять ручку в свою нерабочую руку и пописать хотя бы столько, сколько пишет ваш первоклассник. Трудно? То-то же! Тоже самое сейчас испытывает ваш малыш.

Во-вторых, не всегда нужно идти прямым путём. Иногда нужно отойти от проблемы и поделать специальные, но интересные для ребенка, упражнения.  И начинать занятия желательно как можно раньше.

Но сначала немного теории…  Пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. как исправить почерк у ребенка

Как исправить почерк у ребенка?

Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.

Для формирования красивого почерка необходимо :

  1. Научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме

  • Спина и плечи ровные;
  • Расстояние от уровня глаз до стола не менее 30 см;
  • Локоть ведущей руки лежит на столе, вторая рука частично лежит на столе, создавая упор;
  • Тетрадь лежит под наклоном;
  • Расстояние между столом и животом равно ширине ладони.

плохой почерк у ребенка как исправить

плохой почерк у ребенка как исправить

2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку

Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.

Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.

  • Согните указательный и большой палец.
  • Отведите большой палец немного в сторону  так, чтобы он располагался практически параллельно поверхности стола. Следите, чтобы большой палец не прижимался фалангой к ручке.
  • Проверьте, чтобы ручка легла в «ямку» и непишущий край был направлен в плечо.
  • Попросите ребенка зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцем. Так можно добиться нужное положение пальцев.
  • Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья  соприкасалась с поверхностью стола,  необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки.

плохой почерк у ребенка как исправить

3. Сформировать графический навык

Конечная цель формирования графического навыка —  это красивое и  быстрое письмо.

Показателями сформированности  графического навыка являются:

  1. Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы.
  2. Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений.
  3. Связанность (безотрывность) письма.

Связанность характеризуется  количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую. 

Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.

  1. Скорость письма.

Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и  до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса. как исправить почерк у ребенка

Секреты красивого почерка

Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь:

1.Одинаковый  наклон

Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.

2. Одинаковую высоту

Все строчные буквы  умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки.

Высота заглавных букв в два раза больше.

Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:

  • Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой. Не выходить за их пределы и не «висеть в воздухе»между строчками.
  • Для регулирования высоты букв, выходящих за пределы строки пользуемся правилом: «Сколько в строке, столько и над (под) строкой».

3. Одинаковую ширину

Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».

Ширина строчных  букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».

Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.

Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» или половине этой ширины.

Ширина между словами равна ширине строчной «ш».

При соблюдении этих условий почерк уже выглядит ровным и красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.

плохой почерк у ребенка как исправить

Но следует отметить, что есть прописи практикующие верхнее соединение букв, а есть сторонники нижнего соединения.

А теперь расскажу вам о своей методике исправления почерка у детей. Она прекрасно работает для учеников младших классов, а также для ребят постарше.

В настоящее время я начала её практиковать даже с дошкольниками. Результаты детей радуют. Причем значительные улучшения наступают уже примерно через месяц.

как исправить почерк у ребенка

Как улучшить почерк у ребёнка

Добиться хорошего результата по исправлению почерка, а также при подготовке руки к письму, можно с помощью выполнения графических упражнений. Они позволяют выработать точность движений  и развивают выносливость к письменным нагрузкам.

Все многократные переписывания не дадут нужного результата, если не сформированы необходимые графические данные. Поэтому, как показывает практика, исправлять почерк ребенка нужно даже не с прописывания элементов букв, а именно с определенных упражнений, способствующих выработке ловкости и выносливости пальчиков.

Причем эти упражнения воспринимаются ребенком как игра, вызывают интерес. Незаметно для себя ребенок начинает писать уверенней, быстрее и ровнее.

Для выполнения графических упражнений ребенку понадобятся:

  • альбом;
  • простой карандаш;
  • цветные карандаши.

При желании можно использовать фломастеры или гелевые ручки.

Важные правила!

  • Следите за правильным положением карандаша в руке.
  • Линии прорисовывать вдоль широкой стороны листа.
  • Каждое упражнение прорабатывайте до тех пор, пока не станет получаться хорошо.
  • Линия должна быть ровной, горизонтальной.
  • Линия не должна увеличиваться или уменьшаться к концу строки.
  • Только, когда добьётесь хорошего результата, можно начать отрабатывать следующую линию.
  • Чтобы разнообразить процесс, можно использовать карандаши разных цветов.

Пример графического упражнения:

Проводить вертикальные линии, удерживая их размер, наклон и расстояние между  линиями.

Если линия у малыша уходит вверх или вниз, можно поставить вспомогательные точки или нарисовать смайлики. Ориентируясь на них, ребёнку будет легче провести ровную линию.

как улучшить почерк

Постепенно задача усложняется. 

Выполнять графические упражнения желательно не менее трёх раз в неделю. Не забывайте соблюдать правила. Результат не заставит себя долго ждать. Рука окрепнет, повысится её выносливость, и почерк ребёнка обязательно улучшится.

как улучшить почерк ребенка

Также можно присоединить следующие упражнения:

  • массаж рук;
  • штриховка;
  • развитие мозга: 
  • специальные упражнения для пальцев (очень эффективные упражнения содержатся в альбоме-тренажере).

Но для тренировки пальцев рук делайте с ребенком хотя бы вот эти несложные упражнения.

Упражнение 1

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Упражнение 2

Пальцы обеих рук сцеплены в кулак. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.

Упражнение 3

На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.

Упражнение 4

Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение 5

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному и описывает кончиком пальца в воздухе круг. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Советую воспользоваться уже готовым тренажером!

Упражнения составлены по принципу «от простого к сложному». Заниматься по этому тренажеру нравится всем детям. В результате получается интересный красочный альбом на бумаге и красивый почерк в тетрадях.

Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.

О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер

Приобретая тренажер, вы получите:

  • готовый инструмент для исправления почерка;
  • 100 страниц интересных упражнений;
  • 30 графомоторных упражнений с варьированным уровнем сложности;
  • дополнительные развивающие упражнения для координации, ловкости и выносливости пальцев рук;
  • профессиональную методику, проверенную на практике.

С помощью этого альбома-тренажера вы сможете помочь своему ребенку писать красиво, занимаясь дома в удобное для вас время и не прибегая к помощи специалистов.

Ребенок получит:

  • улучшение почерка;
  • развитие внимания и координации движений;
  • ловкие и выносливые пальцы рук;
  • развитие мышления.

Рекомендуемый возраст 6-13 лет.

Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.
А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.

как исправить почерк у ребенка

как исправить почерк у ребенка


О. Наумова «Мудрое чистописание» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

65 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер

Как исправить почерк у ребенка


А также

Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

как научить ребенка красиво писать

Красивый почерк у ребенка – мечта многих родителей. Однако на самом деле писать красиво и грамотно умеют немногие дети. Выработать этот навык помогут определенные системы, методики и правила.

Красиво и уверенно выводить буквы можно лишь при развитой моторике, логике и зрительной памяти. Приложив усилия, можно любой почерк превратить в изящный, и это под силу каждому человеку. Как же научиться этому? Читайте советы педагогов, как научить ребенка красиво писать:

  • Рисуйте буквы
    Для взрослого буква – это знак, обозначающий звук. Для детей же – это всего лишь картинка в виде какой-то закорючки, солнышка, месяца, лесенки, домика, человечка. Для знакомства с буквами специалисты рекомендуют в раннем детском возрасте рисовать картинки, которые у ребенка ассоциируются с определенным элементом алфавита.

  • Развивайте моторику
    Писать красиво и аккуратно невозможно без хорошо развитой мелкой моторики. С детьми полезно заниматься такими развлекательными и развивающими занятиями, как рисование и раскрашивание карандашами, лепка из пластилина, мозаика, конструирование из мелких деталей, работа с ножницами, оригами, перебирание круп. Такие регулярные задания подготовят мышцы руки к школьным нагрузкам и будут способствовать выработке красивого почерка.

  • Постоянные тренировки
    Безупречная каллиграфия возможно только при регулярных и систематических уроках. Для этого на помощь спешит пропись. Для дополнительных занятий можно купить прописи, которые используются в школе, а можно выбрать другие —  в виде забавных зверюшек и веселых картинок. Дошкольникам и первоклассникам полезно выполнять штриховку, обводку и рисование по клеточкам. Для отработки каллиграфического почерка детям 2-4 классов рекомендуется выполнять упражнения на списывание. Возьмите любой текст из учебника или книги и попросите ребенка аккуратно переписать его в тетрадь.

Каллиграфия для детей: почему это важно?

Не все взрослые понимают, зачем иметь красивый почерк, тем более во время активного использования гаджетов и цифровых технологий. Такая категория родителей не старается развивать у своих детей навыки каллиграфии. Однако есть весомые аргументы, почему важно научиться красиво писать:

  1. При разборчивом и аккуратно написанном тексте нет сомнений, что он будет правильно воспринят адресатом.
  2. Ровные и аккуратные буквы вызывают приятные эмоции, такой текст хочется читать.
  3. Имея красивый почерк, можно без стеснения подписать поздравительную открытку.
  4. Ребенок, который прилагает усилия и стремится улучшить свой почерк, вырастает дисциплинированным.
  5. Каллиграфия способствует упорядочиванию мыслей и успокоению.
  6. Красивый почерк развивает любовь к прекрасному.
  7. Во время написания букв активно развивается мышление.

Небрежное письмо неизбежно приводит к опискам и ошибкам, что влияет на успеваемость не только по русскому языку, но и по другим школьным дисциплинам. Даже математически одаренный школьник при плохом неаккуратном почерке будет допускать просчеты и опечатки.

как исправить почерк ребенку

Причины проблем с почерком у детей

Плохой почерк не всегда вызван нежеланием ребенка красиво писать. Здесь могут быть “виновны” и другие причины:

  1. Неудобное рабочее место
    Обратите внимание на стул и стол, за которым занимается малыш. Важно отрегулировать высоту мебели, чтобы она соответствовала возрасту и росту. Чтобы написать строчку, ребенок не должен тянуться вверх или, наоборот, сильно наклоняться. Это приведет не только к некрасивому почерку, но и проблемам с позвоночником. Мебель не должна скрипеть и шататься, потому что это отвлекает и раздражает. Также на рабочем месте во время выполнения упражнений должен быть порядок – никаких игрушек и отвлекающих предметов. Проследите, чтобы для правшей свет падал слева, а для левшей – справа. В вечернее время, когда дневного света недостаточно, кроме настольной лампы следует включать и верхний свет.

  2. Неправильное положение тетради
    Часто дети пишут некрасиво лишь потому, что тетрадь на столе лежит неправильно. Важно, чтобы середина рабочего листа располагалась чуть правее середины груди ребенка. Левый нижний угол листа должен быть слегка опущен, а правый верхний приподнят.

  3. Слабая спина
    Чтобы ребенок мог красиво писать, у него должна быть достаточно крепкая спина. Многие не понимают, как физическое состояние детского организма может быть связано с почерком. Ровная спина, крепкий плечевой пояс, прямая осанка – обязательные условия для аккуратного письма.

  4. Канцелярские принадлежности
    В детском возрасте важно, чтобы письменные принадлежности были не только правильными, но и привлекательными и желанными. Учителя рекомендуют покупать тетради, ручки и карандаши, выбирая их вместе с ребенком.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Нарушение письма: виды дисграфии

Нарушение письма среди детей дошкольного и раннего школьного возраста – частое явление, которое обозначается термином «дисграфия». Согласно статистике, такая проблема наблюдается от 5% до 20% младших школьников. При этом среди мальчиков нарушение встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Дисграфия – длительная неспособность овладеть навыками правильного письма. Важно, что при этом отсутствуют интеллектуальные и психические нарушения. Дисграфия имеет разные степени проявления. Иногда ребенок не может овладеть написанием определенного элемента буквы, но бывают и случаи, когда сложности возникают с воспроизведением на бумаге целой буквы.

В зависимости от сложности проблемы различают акустическую, моторную и оптическую дисграфию.

Акустическая дисграфия проявляется неспособностью ребенка различать отдельные звуки, особенно сходные по звучанию. Такое нарушение приводит к неспособности выразить эти звуки с помощью букв.

Моторная дисграфия вызвана неверным движением руки во время письма. Нарушение связано со зрительным и звуковым восприятием звуков.

Оптическая дисграфия – невозможность соотнести зрительное восприятие буквы с ее написанием.

Детский почерк – методы исправления

как научить ребенка писать красиво и быстро

Нередко родители интересуются у педагогов, как исправить почерк ребенку. Вам пригодятся наши советы, чтобы решить эту проблему:

  • Возьмите карандаш
    Работая над формированием каллиграфического почерка, используйте простой карандаш, чтобы исправить возможные ошибки.

  • Соблюдайте границы
    Научите ребенка не выходить за линии. Если буквы слишком большие или нет различий между строчными и маленькими буквами, используйте тетрадь с крупными клетками. Ребенку нужно объяснить, что строчную букву мы «прячем» в домике, потому остальные должны быть меньше в 2 раза.

  • Пишем алфавит
    Несколько раз в неделю давайте ребенку задание записать алфавит от начала до конца прописными и строчными буквами. Затем попросите написать буквы парами с различными соединениями.

Чем больше ребенок занимается каллиграфией, тем более укрепляется и совершенствуется этот навык. Для идеального написания букв важна постоянная и частая практика, которая способствует красивому почерку.

Поза при письме

Во время выполнения упражнений важно сидеть с  прямой спиной и руками, положенными на край стола. Ноги должны быть согнуты в коленях под углом 90 градусов, а стопы должны стоят на полу или на специальной подставке. Расстояние от угла глаз до тетради около 30 см. Если развалиться на стуле или согнуться над тетрадью, то не получится красиво написать буквы.

Научите ребенка правильно держать ручку

как исправить детский почерк

С первых минут, как только ребенок взял ручку, важно, чтобы он делал это правильно. Как правильно держать ручку? Она должна лежать на среднем пальце, удерживаться подушечкой большого пальца и прикрываться сверху указательным. Мизинец и указательный палец при написании служат опорой для руки и скольжения по бумаге.

В большинстве случаев практически все школьники неправильно держат ручку. Отучить от этого несложно, для этого используйте следующие приемы:

  • «Пинцет»
    С помощью этого упражнения ребенок поймет, как верно держать ручку для удобного письма. Суть метода проста: малыш должен захватить письменную принадлежность тремя пальчиками за самую верхушку – большим, указательным и средним. А затем постепенно опускаться пальцами все ниже и ниже, пока ручка сама не примет нужное положение.

  • «Контрольная точка»
    Еще один эффективный способ, который поможет быстро понять, как держать ручку правильно. Прежде чем приступать к выполнению письменных заданий, нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Она будет служить местом опоры для ручки. Затем с помощью наклейки или скотча такую же отметку сделайте на ручке. Это будет уровнем, ниже которого пальцы опускаться не должна.

  • «Салфетка»
    Дайте ребенку салфетку, чтобы он смог удержать ее мизинцем и безымянным пальцем, плотно прижав к ладошке. Объясните, что эти два пальчика заняты, потому принять участия в письме не могут. Таким образом, свободными остаются лишь верные пальцы.

Какая должна быть ручка

Выбирая пишущие принадлежности, обращайте внимание на физиологические особенности детской руки. Предмет для письма не должен быть слишком толстым, тонким и тяжелым.

каллиграфия для детей

Ручки бывают гелевые и шариковые. Для дошкольников и младших школьников подходит второй вариант. Аккуратность и красота письма зависит и от качества, и состава чернил. Гелевой ручкой надо уметь писать аккуратно, не допуская клякс и разводов. Потому детям младшего школьного возраста она не подойдет. Кроме того, такие ручки могут резко перестать писать и начинают царапать лист бумаги.

При выборе шариковой ручки тоже важно знать некоторые правила и особенности. Стержень должен быть тонким, так он будет оставлять после себя аккуратный четкий след. Перед покупкой ручку обязательно нужно проверить в деле, проведя на бумаге несколько полосок. Если предмет полностью выполнен из металла или пластмассы, это не лучший вариант – детские пальчики будут скользить по такому материалу. Желательно, чтобы место, где располагаются пальцы, имело резиновую накладку. Оптимальная длина изделия – 15 см.

Развиваем мелкую моторику

детский почерк

Плохая или недостаточно развитая моторика – основная причина некрасивого и неаккуратного почерка. У детей, которые не развивают эту способность, на письме образуется много лишних ломаных и изогнутых линий, буквы «прыгают» на строчках, их пропорции нарушены.

Развитие мелкой моторики поможет повысить подвижность пальцев и кистей руки, улучшить координации движений, которые важны при письме. Сделать это можно с помощью следующих упражнений:

  • Пальчиковая гимнастика
    Инсценируйте небольшие рассказы или сказки с помощью пальцев рук. Лучше всего выбрать рифмованные произведения, потому что они легче запоминаются. Ребенок во время таких упражнений должен заучить не только стишки, но и последовательность движений и положение пальцев. В пальчиковой гимнастике задействуются все пальцы обеих рук, при этом их сжатие чередуется с расслаблением.

  • Пальчиковый «Твистер»
    Эта настольная игра должна быть у всех детей, чьи родители желают, чтобы у них был красивый почерк. Купить ее можно в любом детском магазине или сделать самостоятельно игровое поле из картона, нарисовав на нем цветные кружочки и прикрепив крутящуюся стрелку. Также для игры вам понадобятся кубики. Суть игры – выставить пальцы на игровом поле так, как выпало в рулетке. Победит тот, кто сможет правильно расставить и удержать в таком положении пальцы обеих рук.

  • Театр теней
    Такая увлекательная игра – эффективный способ развития точных и согласованных движений пальцев и кистей рук. Также театр теней улучшает концентрацию внимания и усидчивость. Для занятия понадобится только торшер или настольная лампа, а саму игру можно проводить вечером. Осветительные приборы поставьте так, чтобы тень падала на стену. Сядьте с ребенком на расстоянии 3-4 метров от стены, чтобы тени получались нужных размеров. С помощью пальцев и кистей рук можно показывать как отдельных животных, так и целые сценарии увлекательных рассказов. Самые популярные сюжеты среди детей дошкольного и раннего школьного возраста – рождение и полет бабочки, лающая собака, лебедь или гусь.

Пространственное мышление

тренировка почерка через графический диктант

В начале обучения письму многие дети сталкиваются с нарушением межбуквенного интервала, зеркальным написанием букв, путают визуально схожие элементы, пишут слишком размашисто или чрезмерно узко. Такие нарушения указывают, что у ребенка плохо развито зрительно-пространственное мышление. Детский мозг в таком случае неправильно воспринимает положение, формы и размеры как письменных знаков, так и всех предметов в целом.

Для формирования красивого почерка выполняйте такие упражнения:

  • «Зеркало»
    Это задание поможет лучше ориентироваться в пространстве и хорошо владеть своим телом. Попросите ребенка посмотреть на себя в зеркало, а затем провести ладошкой по лицу от носа ко рту и вернуться обратно. На следующем этапе упражнения необходимо повторить движения без зеркала, а потом с закрытыми глазами.

  • Графический диктант
    Рисование в тетрадях в клетку, которое выполняется под диктовку. Взрослый говорит, на сколько шагов (клеток), ребенку нужно двигаться ручкой в тетради. В результате должен получиться законченный рисунок. Графический диктант помогает ориентироваться в пространстве тетради, а также способствует развитию зрительно-пространственного мышления. Для детей младшего возраста также полезны раскраски и лабиринты.

  • «Поиск сокровищ»
    Цель игры – найти спрятанный предмет. Вы озвучиваете подсказки, куда и как перемещаться в пространстве – дойти до окна, нагнуться, развернуться, пройти вперед. Альтернативой этого развивающего занятия также является игра «Холодно-горячо».

  • Штриховка
    Заштриховывать готовые контурные рисунки – одно из любимых занятий детей дошкольного и младшего школьного возраста. Штриховать рисунок можно разными линиями и в любом направлении – по горизонтали, вертикали, диагонали, волнистыми и даже ломаными. Штриховка способствует развитию терпения, усидчивости, аккуратности и правильного пространственного восприятия.

Формируем графический навык у детей

плохой почерк у ребенка

Закреплять графические навыки также помогают уроки рисования. Во время рисования происходит развитие левого и правого полушарий мозга, конкретно-образного и абстрактно-логического мышления. Также это занятие полезно тем, что:

  • тренирует координацию движений;

  • выстраивает связь между мышлением и речью;

  • упорядочивает большой объем полученных знаний;

  • закрепляет новую информацию.

Развитие графических навыков способствует формированию красивого почерка, если будут соблюдены следующие правила:

  1. Занятия проводятся регулярно и систематически.
  2. На уроках используются графические материалы.
  3. Дети поэтапно выполняют задания, то есть рисование не должно быть произвольным.
  4. Занятия должны проводиться в комнате с благоприятной обстановкой и творческой атмосферой.

Чтобы дети могли графически изобразить предмет, они должны иметь о нем представление. Перед учителем или родителем стоит задача – обратить детское внимание на основные свойства предмета, которые важны в их изображении на бумаге.

Секреты красивого почерка

научить ребенка красивому почерку

Научиться красиво писать помогут следующие лайфхаки:

  • правильная осанка;

  • правильное положение тетради на письменном столе.

  • образец для подражания — например, прописи, в которых уже прописаны буквы;

  • отсутствие спешки. Не стоит торопить ребенка, у всех разный темперамент: кто-то пишет быстрее, кто-то медленнее. Когда будет получаться хорошо писать буквы, можно немного ускориться.

  • сосредоточенность – во время занятий важно не отвлекаться на посторонние предметы. 

Тренировка навыков письма

Начинайте развивать навыки письма только тогда, когда детская рука готова к этому. Готовность руки к письму можно самостоятельно оценить с помощью простого теста. Предложите заштриховать фигуру или контурное изображение предмета. Если штрихи ровные, параллельные, удаленные друг от друга на одинаковом расстоянии, не сильно выходят за контуры изображения, значит, можно приступать к обучению каллиграфии.

Начинайте тренировки с рисования обычных палочек, точек, крючков, завитков. Дайте малышу возможность выводить их на листе бумаги так, как он хочет. Когда ребенок будет справляться с этим заданием, переходите к работе в прописях.

Упражнения для каллиграфии

В 5-6 летнем возрасте уже можно приступать к освоению печатных букв. Здесь важно показать, в какой последовательности пишутся все элементы и какие пропорции должны быть между ними. Начните с самого простого — букв «о», «с», «а», «л», а затем переходите к более сложным. Для закрепления навыка можно каждый раз в конце занятия просить ребенка написать свое имя.

В каллиграфии есть одно важное правило – при письме не задействовать запястья. Строчные буквы необходимо писать, отрывая только пальцы от листа бумаги, а для создания завитков и заглавных букв мы используем локоть и плечо.

Рекомендации родителям по формированию красивого почерка у ребенка

каллиграфия

Не все занятия по формированию красивого почерка приносят детям пользу и дают положительный эффект. Чтобы достичь поставленных целей, важно соблюдать правила, как научить ребенка писать красиво, аккуратно и быстро:

  1. Лучше заниматься по 20-30 минут в день ежедневно, чем по несколько часов раз в 2-3 дня. Если урок длится 30-45 минут, обязательно делайте 5-ти минутный перерыв.
  2. Если у ребенка большая нагрузка в школе, чередуйте домашние задания с выполнением упражнений по развитию красивого почерка.
  3. При проверке выполненных заданий делайте акцент на успехах ребенка, а не на его неудачах. Детей обязательно нужно хватить, поощряя к получению новых знаний и совершенствованию уже приобретенных навыков. Похвала должна быть аргументированной: важно указывать, что именно ребенок выполнил правильно, чтобы он сам это видел и понимал.
  4. Занимайтесь по проверенным образовательным пособиям – прописям В.А. Илюхиной, В. Г. Горецкого или используйте специальные тетради для занятий каллиграфией.
  5. Занятия должно проходить в спокойной обстановке, без криков и резких замечаний. Обучение должно вызывать радость и вдохновение, а не страх. Важно понимать, что получаться у ребенка будет не сразу, поэтому проявляйте терпение, понимание и мягкость.

красивый почерк у ребенка

Обратите внимание, что перед школой ребенок должен обладать следующими навыками письма:

  • хорошо ориентироваться в строчках и клеточках, не теряться в них;

  • проводить прямые, косые и изогнутые линии;

  • рисовать линии по направлениям — сверху вниз, слева направо;

  • соединять противоположные углы клетки;

  • выполнять графические диктанты.

Обладая этими базовыми навыками, малыш сможет быстро адаптироваться к учебному процессу и качественно применять новые знания и умения. Скорописание позволит ребенку легко усваивать школьную программу, не отставая от одноклассников. Что ещё нужно знать будущему первокласснику? Об этом в нашей статье Что должен знать ребенок перед школой.

Айкьюша

Айкьюша и команда

Ваш ребенок пишет как курица лапой, учителя всячески проявляют недовольство, проверяя его школьные тетради, а родственники утверждают, что ваше чадо — будущий врач и плохой почерк тому подтверждение? Не стройте напрасных иллюзий. Небрежный почерк ни о чем таком не свидетельствует, напротив, это признак нарушения письма или один из видов дисграфии. Но, к счастью, письмо (почерк) можно тренировать. В материалах этой статьи вы найдете рекомендации и упражнения по каллиграфии для детей 6-11 лет.

Каллиграфия для детей: почему это важно?

Сегодня, в век компьютерных технологий, когда дети с пеленок владеют искусством нажимать кнопки пультов телевизора, легко разбираются в работе планшетов и ноутбуков, наука красного писания или каллиграфия должна бы потерять свою актуальность.

Письменная работа сегодня значительно упрощена — стоит только набрать текст, и многочисленные редакторы исправляют орфографические и пунктуационные ошибки. Для передачи эмоций во время переписки дети часто используют различные смайлики. Ведь это очень просто — один клик и есть готовая эмоция — грусть, радость, удовольствие или разочарование. С одной стороны это хорошо — потому что все делается для упрощения жизни современного человека. Но с другой стороны — такая упрощенность приводит к лености, не желанию думать и действовать творчески.Нарушение письма.jpg

Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение. На уроке письма дети учатся не только красиво писать буквы, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Письмо имеет значение для развития умственной деятельности ребенка. Не зря в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Они учатся старательно выводить иероглифы — одни из самых сложных символов современного письма.

Во время этих занятий развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь влияет на формирование коры головного мозга ребенка. Отечественные педагоги и психологи утверждают, что уроки каллиграфического письма развивают эмоциональную сферу. Современные дети и подростки пишут рукой очень мало, это обедняет их эмоциональный мир, лишает возможности подобрать слова для выражения чувств и переживаний.

Нарушение письма: виды дисграфии

Среди детей школьного возраста все чаще выявляют нарушения письма. Это явление называют «дисграфией». По приблизительным подсчетам — от 5 до 20% детей школьного возраста имеют этот недостаток. Среди мальчиков нарушения письма встречаются в 4 раза чаще, чем у девочек.

Дисграфия — это длительная неспособность овладеть навыками правильного письма человеком, который имеет нормальный уровень интеллектуального и психического развития, а также не имеет проблем со зрением или слухом. Дисграфия может проявляться в различных формах и стадиях тяжести. Иногда ребенок не способен воспроизвести какой-то определенный элемент буквы, а в другом случае — дисграфия проявляется в невозможности вообще овладеть письмом даже на элементарном уровне.

В соответствии с этим существует три вида дисграфии:

  • акустическая;
  • моторная;
  • оптическая.

Акустическая дисграфия проявляется в неумении распознавать на слух отдельные звуки (особенно сходные по звучанию). Это приводит к проблемам в их воспроизведении на письме.

Моторная или графическая дисграфия проявляется в нарушении движений руки во время письма, связанна со зрительным и звуковым восприятием звуков.

Оптическая (зрительная) дисграфия возникает тогда, когда ребенок не может соотнести зрительное впечатление с написанием звука на письме. Иногда подобные буквы дети путают на письме, например н-п, ш-щ, п-и, н-п и т.д. Часто такой вид дисграфии проявляется в написании лишних элементов букв или зеркальном их изображении.

Иногда причиной дисграфии могут быть нарушения психо-эмоционального состояния ребенка. Психологические травмы, переживания могут вызвать длительные нарушения как речевой, так и письменной деятельности ребенка.

При обнаружении дисграфии у ребенка важно направить соответствующую коррекционную работу на исправление нарушений письма, при этом важно сконцентрировать внимание вокруг решения нескольких важных задач.

Первая задача — преодоление оптических проявлений дисграфии и ускорение времени изучения правильного написания букв. При формировании навыков правописания данной буквы, необходимо предложить детям разнообразные упражнения с моделированием:

  • составить трудную для написания ребенком букву с палочек, спичек;
  • выложить шнурком, слепить из пластилина;
  • составить букву из представленных элементов;
  • показать правильно изображенную букву в паре, где одна изображена правильно, а вторая зеркально;
  • дополнить недостающий элемент буквы;
  • найти данную букву среди многих других;
  • назвать предмет, похожий на эту букву.

Одновременно происходит написание закрытого и открытого складов: об.аб.бо.ба, бью, б … Потом можно моделировать слова из слогов: баба, бабы, бобы…

Вторая задача — предотвращение возникновения моторной дисграфии. С первых занятий моделируется и графически прописывается предложение с вписыванием изученных слов, например: В моей бабушки есть огород. В моей ____ есть огород.

Третья задача — предотвращение возникновения акустической дисграфии.

При написании букв, обозначающий звуки, различающиеся по фонематическим признакам, можно начать работу с определением твердых и мягких звуков в словах и складах: у-ю, а-я, лук- люк, матч мяч. Дети прописывают склады и слова по данному графическому образцу с обязательным звуко-буквенным анализом и проговариванием. Затем добавляются упражнения по дифференциации звуков с глухотой и звонкостью. Для тренировки этой функции можно выполнять упражнения по словообразованию и словоизменению.

Четвертая задача — формирование активного словаря ребенка с одновременным формированием грамматически правильной речи, например: гора — горы, нос — носик, идти — прийти, зайти, перейти, отойти и т.д.

Коррекционная работа по предотвращению и преодолению дисграфии кропотливая, длительная и требует терпения, как со стороны учащихся, так и учителей, родителей. Главное — она должна продолжаться во время всего периода обучения в школе.

Как улучшить плохой почерк ребенка: советы родителям

Неумение красиво и выразительно писать может привести не только к плохим оценкам и отставанию при конспектировании важного материала на уроке, но и к снижению самооценки школьника. Причин, влияющих на качество письма и формирование плохого почерка ребенка, может быть несколько.Каллиграфия упражнения.jpg

  1. Неудобное положение ребенка во время письма. Это один из основных факторов формирования некрасивого почерка. Родителям стоит проследить за этим. Возможно стол, за которым учится ребенок, слишком высокий или, наоборот, низкий. Ребенку сидеть за ним неудобно. Спина находится в неправильном положении, а соответственно, и письмо выходит кое-как. Родителям стоит проследить за правильным положением спины и рук ребенка в течение 2-3 недель, а дальше такое положение войдет в норму школьника. Улучшится при этом и качество письма.
  2. Неправильное положение тетради во время письма. Тетрадь должна лежать под углом 15 градусов вправо к краю стола. Это позволит ребенку сформировать правильные навыки письма, легко писать буквы и слова. Важно также обратить внимание на обложки для тетрадей. Они помогают не только сохранить опрятный вид тетради, но и позволяют ей свободно скользить по столу во время письма. Поэтому родители должны отдать предпочтение гладким обложкам, и не пользоваться модными жесткими.
  3. Неправильное держание ручки во время письма. Это тоже довольно распространенная проблема. Часто дети слишком сжимают ручку или неправильно держат ее, что влияет на калиграфичнисть почерка. Письмо должно быть легким, без усилий. Ручку ребенок должен держать тремя пальцами, зажимая ее между большим и средним пальцами. Указательный палец должен быть сверху ручки. Родителям стоит обратить внимание на выбор ручки для письма. Выбирая со своим школьником или школьницей красивую ручку, они должны обязательно проверить качество письма, особенности пасты, а также удобство ручки. Часто дети хотят приобрести что-то яркое и особенное с канцтоваров, но таким принадлежностями очень часто трудно или неудобно пользоваться во время длительного письма.
  4. Нарушение мелкой моторики рук. Это может проявляться при написании букв разного размера, наклонов их в разные стороны, неправильности завитков, слова выходят за пределы строк и тому подобное. Чтобы устранить эту проблему родителям стоит заняться вместе с ребенком специальными тренировочными упражнениями — завязывание шнурков, перебирание круп, которые можно превратить в интересное соревнование на время. Развить мелкую моторику рук помогают занятия по лепке, вышиванию, плетению и тому подобное. Благодаря систематическим ежедневным занятиям можно добиться быстрых впечатляющих результатов.

Тренировка навыков письма

Для тренировки навыков письма следует использовать дополнительные прописи для ежедневных занятий ребенка дома. При этом родители и педагоги могут оценивать такую деятельность, учитывая усердие ребенка и успехи при написании определенных элементов или букв.

Не стоит сразу требовать от ребенка переписывать целые предложения и слова. Сначала достаточно обратить особое внимание на написание отдельных букв или их элементов. Для этого можно завести отдельную тетрадь с прописями.

Родителям стоит запастись терпением, поскольку обучение правильному письму — это длительный процесс, который нужно чередовать с занятиями мелкой моторики рук, чтобы укрепить мышцы, которые участвуют при письме. Перерывы на упражнения должны составлять не более 15 минут.Каллиграфия для детей 6-7 лет.jpg

Методы тренировки правильности и каллиграфичности письма:

  • Раскраски. Все дети любят рисовать. Это приносит им успокоение, уравновешивания, концентрацию внимания. Для выработки правильности письма рисование тоже имеет свою пользу. Движения юного художника становятся постепенно уверенными, а изображения и линии четкими и очерченными. Ребенок учится чувствовать пространство на бумаге, развивает внимательность.
  • Штриховка. Задания по штриховке рисунка следует подбирать по принципу от простого к сложному. Сначала это будут задания для обводки контура рисунка, а затем ребенок учится заштриховывать его горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями.
  • Срисовывание. Это упражнение предполагает перерисовки определенного рисунка в точности, это вырабатывает внимательность ребенка до мельчайших деталей, учит чувству размеров элементов рисунка.
  • Вырезание фигур по контуру. Начинать стоит с вырезания больших простых фигур — квадратов, кругов, постепенно усложняя объекты.
  • Завязывание узлов, бантов, плетение, вышивание, застегивания пуговиц — каждое из этих занятий способствует формированию мелкой моторики рук, а некоторые занятия (вышивание или плетение) могут стать хобби ребенка на долгие годы.
  • Составление мозаики, конструктора.
  • Оригами. Научив ребенка искусству оригами — изготовлению из бумаги фигурок животных, можно не только интересно провести время, но и с большой пользой для ребенка.

Упражнения для каллиграфии

Для развития каллиграфического письма стоит обратить внимание на укрепление мышц рук, спины и плечевого пояса. Именно от неправильного положения спины, сутулости может зависеть плохой почерк ребенка. Для развития этих групп мышц можно предложить следующие упражнения:

  • Рисование на листке бумаги, прилагаемом к стене.
  • Хождение по комнате с книгой на голове.
  • Упражнение «хождение на руках» («тачка») — ребенок передвигается по земле с помощью рук, а кто-то из взрослых держит его за ноги.
  • Упражнение «планка» с поднятой рукой и противоположной ногой. Так стоять 5-6 секунд, а затем поменять руку и ногу.Каллиграфия для детей 6-7 лет упражнения.jpg

При длительном письме у детей часто устают и немеют пальцы, которые держат ручку. И ребенок часто встряхивает руку в воздухе, чтобы снять напряжение с мышц. Таким детям трудно быстро писать.

Чтобы преодолеть эту проблему лучшими будут упражнения с пластилином:

  • Упражнение «дождик» — ребенок быстро отрывает маленькие кусочки пластилина. Их потом наклеивает на цветной картон и завершает свою картину фломастерами или карандашами.
  • Упражнение «змея» — ребенок раскатывает с куска пластилина длинную колбаску и сдавливает ее пальцами по всей длине.
  • Упражнение «шарик» — состоит в том, что между ладонями ребенка относится кусок пластилина, из которого надо скатать шарик. Сначала это упражнение ребенок выполняет, оперев локти на стол, а потом можно предложить ему сделать это, подняв руки над головой.
  • Упражнение «пинцет» — перенос мелких объектов (бусинок, бисера и т.д.) с помощью пинцета. Можно с помощью этого упражнения попробовать создать вместе с ребенком картину.
  • Бусы. Интересным, простым и полезным занятием для ребенка будет нанизывания бусинок на нитку. При этом можно дать волю фантазии и создать неповторимое украшение.
  • Конструкции из спичек. С помощью спичек, клея и картона можно создать картинки, или составлять домики — интересное увлекательное занятие, которое несет большую пользу развития моторики рук.

Рекомендации родителям по развитию каллиграфии детей

Родителям очень важно в подготовительный период ребенка к школе, включить в его ежедневные занятия такие упражнения, которые будут формировать мастерство рук, точность движений и координацию, например:

  • Лепка из пластилина;
  • Складывание мозаики;
  • Игры с конструктором;
  • Изготовление аппликаций;
  • Разрисовывание, штриховки рисунков;
  • Завязывание узелков на веревке;
  • Работа с мелкими предметами (семена, бисер, крупа).

А также использование подготовительных упражнений, которые, с одной стороны, обеспечивают подготовку руки ребенка к письму, а с другой готовят ребенка к письму, как коммуникативной деятельности, поскольку нацеливают на слушание (или чтение) и осознание текста, на его запоминание и последующее воспроизведение.

Как тренировать у детей красивый почерк? Подготовка рук к письму в школе

ребенок пишет карандашом

В современном обществе такая проблема, как плохой почерк, уже давно не редкость. В советское время этому вопросу уделялось особенное внимание. В начальной школе специально вводился урок каллиграфии, на котором детям вырабатывали красивый, аккуратный и разборчивый почерк. Сейчас этого, к сожалению, нет.

Школьная программа стала гораздо более насыщенной и расширенной. Это привело к тому, что для каллиграфии времени просто не осталось. Вот и получается, что учителя не работают специально над детским почерком. В конце концов имеем то, что имеем: многие дети, и это необходимо признать, пишут «как курица лапой». Проще говоря, неразборчиво, криво и малопонятно.

Почему же так происходит, чем вредит ребёнку, и можно ли улучшить почерк?

Содержание

Причины плохого почерка у детей

Современные учителя отмечают, что проблема плохого, неразборчивого почерка у детей среднего звена приняла пугающие масштабы. Причём, с каждым годом она усугубляется, а не улучшается. Дети пишут неровно, не соблюдают границы строчек, неаккуратно выводят буквы, и в целом текст получается неразборчивым. В чём же причина?

Прежде всего в том, что в начальной школе никто специально не трудится над выработкой аккуратного почерка. Предмет каллиграфия (чистописание) давно вычеркнут из основной школьной программы, и этому вопросу, который давно уже стал насущным, не уделяется никакого внимания.

Большинство программ первого класса требуют как можно быстрее изучить прописные буквы и приступить к более важным темам. Если в СССР и в первые годы Перестройки красивый почерк был в приоритете, и детям приходилось трудиться буквально над каждым элементом, то сейчас такого нет. На написание букв отводится минимум времени, обычно – первые две четверти первого класса, а в некоторых программах и того меньше. Более того, над ним никто специально не работает. Итог можно увидеть, открыв детские тетради.

Ребята пишут так, как могут. Нет никакой системности, а за грязный почерк сейчас не принято снижать оценки. Вот и получается, что в начальной школе не научили писать красиво, а в средней проблема только усугубилась. Во взрослой жизни она не улучшится и не исправится, если только человек сам не захочет поработать над своим почерком.

работа над почерком у ребенка

Однако стоит признать, что отсутствие системности и специального подхода в этом вопросе – основная, но не единственная причина. Есть и другие:

  • Использование гаджетов. Сейчас дети приходят в школу с неразвитой или малоразвитой мелкой моторикой, особенно, если речь идёт о мальчиках и девочках, которые не посещали детский сад. Родителям проще дать ребёнку в руки гаджет, чем сидеть и учить его выводить различные элементы в прописях, обводить буквы, раскрашивать и закрашивать фигуры, выполнять иные полезные упражнения. А что происходит, когда малыш тыкает кнопки или водит по сенсорному экрану? Его увлекает это занятие, однако оно не несёт полезной нагрузки для пальцев. Проще говоря, мелкая моторика практически никак не развивается.
  • Использование ручек и карандашей. Раньше этому вопросу уделялось пристальное внимание. Детей буквально с трёхлетнего возраста учили правильно держать ручку и карандаш, постоянно работая над этим. В старших группах детского садика воспитатели постоянно контролировали данный процесс. Получалось, что в начальной школе у детей уже была поставлена рука, и они уверенно брали канцелярские принадлежности. Сейчас такого практически нет, особенно, если говорить о ребятах, которые не посещали детский сад и не занимались специально.
  • Неготовность высших психических функций. Дело в том, что чистописание – это не просто полезный навык. Строго говоря, оно отражает степень развития таких важнейших функций человеческой психики, как: память, мышление, восприятие, внимание, речь и воображение. Если они ещё не достигли необходимого уровня, ребёнку просто физически не дастся письмо. Даже если он будет стараться, усиленно работать, выводить буквы и элементы, они не получатся такими, какими должны быть. Психологи уверены: красивый почерк – это итог и очень яркий показатель именно психического развития человека. А это значит, что нужно работать не только и не столько над ним, сколько над всеми основными функциями в целом. Причём, обязательно комплексно.
  • Организация рабочего места. Ещё одно причина некрасивого или неправильного почерка кроется именно в этом. Дело в том, что малышу должно быть не просто удобно. Ему необходимо организовать такое рабочее место, которое бы полностью соответствовало всем возрастным требованиям, а также не мешало физическому развитию. Правильно подобранные стол и стул, направленный свет, достаточное пространство. Родители должны уделить всем перечисленным моментам большое внимание. Ведь если сыну или дочери будет дискомфортно, то занятие не принесёт желаемого результата. Более того, может привести к совершенно противоположному итогу. В компании «Приоритет» вы всегда можете купить современную мебель, полностью подходящую всем требованиям.
  • Отсутствие интереса. Наконец, сами занятия. Их нужно организовывать таким образом, чтобы дошкольнику или младшему школьнику было интересно. А это значит, обязательно в игровой форме. Маленькие дети не воспринимают иных способов обучения. Они развиваются только в игровой деятельности. И тут задача педагогов и родителей – оригинально и увлекательно организовать занятие. Если ребёнок не будет заинтересован в том, что он делает, мы опять же не получим желаемого результата. Более того, если малыша заставлять, это вызовет сильнейший эмоциональный дискомфорт и отторжение.

Названные причины, действительно, приводят к формированию у детей неправильного почерка. Это чревато грязью в тетрадях и в целом – соответствующим отношением к учёбе. Ведь аккуратность свидетельствует о собранности, отличной самоорганизации и высокой концентрации. Это важно понимать педагогам и родителям.

В чём секрет красивого почерка?

тренажер для письма для детей

Красивый почерк – это, безусловно, показатель готовности ребёнка к обучению и его нацеленности на высокий результат. Кроме того, он говорит о хорошей самоорганизации и производит очень приятное впечатление.

Многие люди хотели бы писать красиво, но у них это не получается. Выше обозначены причины, лежащие в основе проблемы. Теперь речь пойдёт о секретах красивого почерка.

Прежде всего, он является результатом долгой и серьёзной работы. Если начать тренировать руку ребёнка с маленького возраста, это, несомненно, приведёт к отличным результатам. Психологи рекомендуют заниматься развитием мелкой моторики с младенчества. Пусть для начала это будут игрушки разных размеров. Примерно с трёх месяцев ребёнок начинает активно осваивать свои руки. Родителям целесообразно давать ему различные погремушки, чтобы развивались, в том числе, и тактильные ощущения. Выбрать подходящие игрушки можно на сайте компании «Приоритет». Здесь вы найдете множество товаров для детей от года до двух лет. Например, очень хорошо тренируют мелкую моторику и подготавливают руку, в том числе, к письму шарики для сухого бассейна. Они учат малышей правильно захватывать и удерживать предметы.

Кроме того, в основе красивого почерка часто лежат природные задатки человека. Кому-то написание букв сразу даётся легко и просто, а кому-то – тяжело даже после долгих тренировок. Это нормально. Все люди разные, и от природы каждому даны собственные таланты, умения, способности. Однако даже при таком раскладе не стоит опускать руки. Постоянные тренировки. терпение и выполнение специальных упражнений помогут исправить почерк. Для этого можно приобрести вот такие дидактические игрушки. Они учат ребёнка обводить элементы и активно готовят руку к письму по бумаге.

Наконец, если вы хотите выводить каллиграфически чёткие, красивые и ровные буквы, необходимо регулярно заниматься. Учёными доказано, что даже взрослый человек, если задастся целью, может скорректировать собственный почерк. Помните, что в основе любого впечатляющего результата лежат месяцы, а иногда и годы тренировок. Если заниматься совершенствованием почерка постоянно и осознанно, это обязательно даст хорошие плоды.

Как улучшить почерк ребёнка?

набор тренажеров для письма для детей

Ребёнок всегда открыт к обучению, которое строится на игровой основе. Он легко увлекается новыми, интересными заданиями, старается, выполняет упражнения, полностью отдавшись им. Вот почему не стоит переживать, видя, что у малыша плохо выходят буквы. Это легко корректируется, если правильно подойти к вопросу.

Но для начала поговорим о пропедевтике. Ведь все знают, что профилактика всегда лучше лечения. То же самое касается и такого серьёзного вопроса, как выработка правильного почерка у детей.

Итак, пропедевтика, иными словами, предупреждение проблемы. Она заключается в специальных занятиях и упражнениях, направленных непосредственно на развитие мелкой моторики. Может проводиться с младенческого возраста. Ниже будут предложены различные упражнения, которые понравятся даже грудничкам.

Полезные советы

Итак, первый совет – не затягивать, а начинать развивать мелкую моторику как можно раньше. Ребёнок уже примерно с трёх месяцев начинает тянуться к погремушкам, осваивая свои ручки. Родителям следует всячески поощрять это стремление малыша. Предлагать различные погремушки, отличающиеся не только размерами, но и материалами, фактурой поверхности. Это значительно обогатит сенсорный опыт.

Различные упражнения

По мере вырастания ребёнка меняются и его интересы. Однако задача развития мелкой моторики остаётся приоритетной на протяжении всего дошкольного периода. Дело в том, что научно доказано: если работает рука, то активно развивается и мозг. А это значит: формируются все психические функции, необходимые для дальнейшего успешного обучения. Вот почему так важно проводить следующие упражнения:

  • игры с бизибордами, которые можно найти на сайте «Приоритета» в каталоге;
  • игры с различными тактильными мешочками, дорожками и панелями;
  • игры на ощупывание и определение форм, материалов, размеров предметов;
  • игры на захват, удерживание и манипулирование разными предметами;
  • игры, предполагающие перебор круп и других сыпучих материалов или мелких объектов;
  • лепка из пластилина и глины, рисование, раскрашивание картинок;
  • работа с заданиями в прописях, штриховка и обводка различных фигур.

Одним словом, необходимо как можно больше и активнее тренировать мелкую моторику ребёнка. Для среднего и старшего дошкольного возраста очень хорошо подойдут такие игрушки, как специальные тренажёры для развития письма. Они будут более подробно описаны ниже.

Подбор мебели и канцтоваров

Немаловажен выбор подходящей мебели и письменных принадлежностей. Помните, что ребёнку должно быть удобно за столом, и это – одно из главных условий успеха. Компания «Приоритет» предлагает современную мебель, которая полностью соответствует всем требованиям. Удобная, эргономичная, анатомически правильная, она обязательно понравится мальчикам и девочкам. Столы можно посмотреть и выбрать по ссылке. Большинство моделей относятся к растущим, поэтому их хватит не только на дошкольный, но и на часть школьного периода обучения.

Кроме того, «Приоритет» предлагает и комфортные стульчики, рассчитанные на использование с этими столами. Вместе они организуют удобную рабочую зону. Чтобы заниматься усердно и эффективно, ребёнок должен чувствовать себя хорошо. Такая мебель правильно распределит нагрузку на позвоночник и обеспечит максимальный комфорт вашему сыну или дочери. Она подходит как для индивидуального использования, так и для установки в группах детского сада и других учреждениях.

Канцелярские товары тоже важны. Во-первых, они должны идеально подходить ребёнку. Сейчас производители предлагают даже специальные насадки на ручки, формирующие правильную постановку пальцев. Подобрать такие изделия можно не только правшам, но и левшам. Они значительно облегчают процесс обучения письму. Ведь гораздо проще научить правильно держать ручку сразу, чем потом переучивать.

Во-вторых, малыши охотнее занимаются с тем, что им нравится. Подбирайте яркие, привлекательные карандаши и ручки, но не слишком отвлекающие на дизайн. Ведь это не игрушка, а принадлежность для письма.

На сайте «Приоритета» вы найдёте оригинальные прописи и другие дидактические товары, которые тоже помогут подготовить детскую руку к письму. Все они полностью соответствуют требованиям ФГОС и позволяют решать поставленную задачу в увлекательной для малышей форме.

Веселая гимнастика

занятия с педагогом для улучшения почерка у ребенка

Наконец, занятие не должно ребёнка утомлять – это один из самых важных советов. Как только малыш устал, любая деятельность утрачивает свой смысл.

Здесь следует обратиться к особенностям физиологии. Поймите, ребенку писать – это совсем не то же самое, что и взрослому. Малышам очень трудно долго пребывать в одном и том же положении. Они буквально испытывают неприятные, порой даже болезненные ощущения. Маленький человек так устроен, что должен постоянно двигаться. В этом поможет специальная гимнастика.

В старших группах детского сада и в начальной школе рекомендуется в обязательном порядке разбавлять уроки физминутками. Дети не должны долго сидеть, не разминясь. Для этого существуют различные «пятиминутки», в которых весь коллектив вместе с воспитателем или учителем может выполнять простые упражнения в соответствии с текстом. Например:

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

Таких разминок очень много, и всегда можно подобрать именно тот вариант, который идеально подойдёт определённой группе или классу. А при необходимости – даже придумать свой собственный стишок для короткой гимнастики.

Кроме того, существует специальная гимнастика, направленная на непосредственное развитие мелкой моторики. Это так называемые «игры с пальчиками». Их существует огромное множество, от самых простых до достаточно сложных упражнений. Вот только несколько интересных примеров:

  • Мышка

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

  • Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Надуваем быстро шарик.

(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом — шарик надут)

Он становится большой.

(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)

Вдруг шар лопнул,

воздух вышел —

(Смыкаем вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!

Наконец, можно организовывать различные веселые задания, которые будут активно тренировать пальчики малышей. Вариантов подобных упражнений – сотни, вот только несколько из них:

  • Чередовать различные типы движений: сжатие, расслабление, растяжение. Можно ускорять или замедлять темп.
  • Рвать листы бумаги, причём не хаотично, а на полоски разной ширины или какие-либо геометрические фигуры (круг, квадрат и т.д.).
  • Перебирать косточки в чётках или бусины в различных аксессуарах. Можно дать задание самостоятельно собрать украшение.
  • Пришивать пуговицы, причём не просто, а создавая какое-либо простое изображение.
  • Собирать мозаики, в том числе очень популярные сейчас «алмазные» картинки.
  • Вышивать цветные изображения. Очень хорошо, если при этом будут использоваться разные техники работы.
  • Ставить спектакли в пальчиковом театре. Особенно эффективно, если «актёров» для него ребёнок тоже сделает сам. Их можно склеить из бумаги или картона, сшить из ткани или фетра, нарисовать на пластмассовых пробках и т.д. В общем, всё, что позволит фантазия.

Как видите, вариантов полезных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики – огромное множество. Помимо уже предложенных, всегда можно придумать свои собственные, и это будет ещё интереснее.

Тренажёры для улучшения письма

Современные производители не стоят на месте. Они опираются на достижения науки, ориентируются на рекомендации психологов и педагогов, выпуская действительно полезные тренажёры, которые не только эффективно работают, но и увлекают детей. А это, как вы помните, – самое главное, если речь идёт о дошкольнике или младшем школьнике.

Компания «Приоритет» предлагает оригинальные дидактические изделия, с помощью которых вы полноценно подготовите ребёнка к дальнейшему обучению. Психологи рекомендуют: прежде чем начинать писать, малыш должен научиться правильно держать ручку. Именно на это, в первую очередь, рассчитаны описываемые тренажёры. Выбрать подходящий из них можно в разделе тактильных панелей. Каждый выполнен из безопасных материалов, с которыми очень удобно работать. При необходимости тренажёры можно помыть. Они легко очищаются. Стилусы надежно прикреплены к доскам, не оторвутся и не потеряются.

Это интересно! Как ещё можно развивать мелкую моторику у детей читайте в статьях:

  • Игры с прищепками для детей
  • Какие развивающие игрушки купить детям?

Примеры упражнений для почерка

детский тренажер для рук

Сам по себе красивый почерк не выработается, если только у ребёнка нет природной склонности к нему. Но даже и в таком случае придётся работать над постановкой руки и умением выводить ровные, чёткие буквы, соблюдая границы строк и полей в тетрадях. Что уж говорить о тех детях, которые не имеют врожденной предрасположенности к чистописанию. Им эта наука даётся с огромным трудом. Но, как и в любом деле, дошколятам и младшим школьникам всегда можно помочь. Специально для таких целей и разработаны упражнения, тренирующие почерк.

Прежде всего, это разного рода прописи, содержащие графические задания. Причём, это не только обводка букв и их элементов. Сейчас разработано огромное множество более интересных упражнений:

  • штриховка фигур и рисунков в указанных направлениях;
  • написание изображений без отрыва от бумаги;
  • раскрашивание и дорисовка различных картинок;
  • проведение персонажей по лабиринтам и т.д.

Тренировать почерк помогают и другие упражнения. Например, правильное вырезание фигур из бумаги, черчение рисунков палочкой на песке и многое другое. Тут главная задача – натренировать саму руку в соответствующих движениях.

Помимо специальных упражнений, необходимо обращать внимание еще на ряд определённых факторов. Вот основные из них:

  • использование только удобных ручек или карандашей;
  • развитие свободного хвата, не стесняющего положение руки при письме;
  • проведение небольшой разминки или гимнастики перед тем, как писать;
  • использование бумаги в удобном для ребёнка положении;
  • практикование приёмов чистописания в любое свободное время;
  • использование разлинованной бумаги или специальных шаблонов.

Всё это поможет развить у малыша красивый, понятный почерк. Конечно, тут важно запастись терпением, потому что сразу вряд ли получится добиться желаемого. Но если работать планомерно, целенаправленно и постоянно, в соответствии с заранее разработанной схемой, всё будет именно так, как нужно.

Рекомендуем почитать

Какие игрушки нужны детям

Как выбрать правильные игрушки для мальчиков и девочек? Какая игрушка подойдет ребенку от 3 лет? Обзор и рекомендации игр для развития детей. Требования к безопасности и качеству игрушек.

Настольные игры для детей

Виды настольных игры: какие бывают? Какую настольную игру выбрать в зависимости от возраста? Правила выбора и польза настолок для детей. Классификация игр: для всей семьи, для двоих, головоломки, загадки, ходилки-бродилки, стратегии.

Развитие творческих способностей у детей

Виды творческой деятельности для детей. Занятия и игры для развития творческих способностей в детском саду. Диагностика и анализ способностей.

    Как исправить плохой почерк?

          В прошлом учебном году мне пришлось взять 2 класс, я была удивлена тем, что  очень у  многих  детей  в классе очень плохой почерк. Мне захотелось что-нибудь сделать, чтобы исправить почерк  моих учеников. В процессе своих наблюдений я заметила у детей слабую координацию движений, медленную реакцию на различные положения рук, а также быструю мышечную усталость в связи с большим объёмом  письменной работы. Всё это заставило меня включить в свою работу серию упражнений для рук, для пальцев, для формирования  хорошего почерка. Некоторые упражнения я позаимствовала у учителей музыки, некоторые у хореографов, а некоторые придумала сама. Вначале эти упражнения выполнялись детьми с трудом, многие упражнения не получались. Но занимательный их  характер делал тренировки учащихся настойчивыми, так что вскоре мы стали включать их в физкультминутки. Вот несколько упражнений.

       Упражнение 1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала с одной руки, затем с другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

        Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

         Упражнение 3. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следят, чтобы ручка  не опускалась ниже большого пальца.

         Упражнение 4.  На столе лежат 10-15 карандашей( палочек). Одной рукой( не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному, затем положить карандаши на стол, кладя их по одному.

         Упражнение 5.  Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение 6.  Ученики зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Большой конец ручки находится дальше от груди. Дети переворачивают ручку и вкладывают её длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладывают её в правую руку и т.д.

         В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Если поставить локти на парту, то это упражнение даёт возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости.

          Упражнение 7. Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик большой , или средний, или маленький, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти число которое возвели в квадрат
  • Как найти очень хорошую работу
  • Как исправить заломы на лбу
  • Как найти магазин в омске
  • Как исправить размытый шрифт в приложениях windows 10