Как ребенку найти команду

Команда – эффективный инструмент достижения целей. Несмотря на то что роли в ней регламентированы, командная работа дает возможность проявления индивидуальных качеств. Это единый механизм, каждый элемент которого одинаково важен и ценен. На рынке труда умение работать в команде ценится очень высоко. Но так ли просто развить этот навык? Как родитель может помочь ребенку научиться работать в команде, и какие преимущества дает это умение, расскажем в статье.

Плюсы командного сплочения для детей

Не любую совместную деятельность людей можно назвать командной работой. Чтобы взаимодействие приносило желаемые результаты, важно научить детей работать сообща, поддерживать друг друга, идти к общей цели, уважая каждого участника и разделяя ответственность за итоги.

Хорошую команду отличает:

  • Цель – четко сформулированная задача, понятная каждому участнику;
  • Открытая и безопасная коммуникация: каждый имеет право на выражение своего мнения и с уважением относится к мнению других;
  • Согласованные действия: каждый член команды знает свою роль и алгоритм действий для достижения цели;
  • Синергия: команда учитывает индивидуальные особенности ребенка, но именно совместная работа ведет к большим результатам, чем итоги действий каждого в отдельности.

veselye-rebyata.jpg

Научившись работать в команде, дети приобретают навыки, которые в будущем позволяют выстраивать здоровые личные отношения и достигать карьерных успехов:

  1. Высокий эмоциональный интеллект: работая в команде, ребенок учится понимать себя и чувства других детей;
  2. Развитие коммуникативных навыков: выстраивая отношения в группе, малыш понимает, как находить язык с каждым членом коллектива;
  3. Готовность брать и разделять ответственность: распределение задач в коллективе учит детей выполнять свои обязательства и при этом лично отвечать за результат;
  4. Объективная оценка своих возможностей: внутри команды каждый участник играет роль, учитывающую его сильные стороны. Поэтому такой подход учит детей делать акцент на преимущества;
  5. Умение мыслить шире: поиск общего решения и опыт общения с разными людьми помогает детям выходить за рамки привычного восприятия вещей.

Как научить ребёнка работать в команде

Первый опыт взаимодействия в команде малыш получает в семье, ведь это лучшая модель с общей целью, задачами и ролями для каждого участника. Именно этот опыт в дальнейшем будет оказывать влияние на успех малыша в построении отношений в детском саду, школе и взрослой жизни. Чтобы научить ребенка работать в команде, важно:

  1. Распределять обязанности в семье и следить за их исполнением. Задачи устанавливают, ориентируясь на возраст и возможности ребенка. Они не должны быть слишком сложными или чересчур легкими;
  2. Не ругать, если ребенок капризничает или не хочет выполнять свои обязанности. Лучше объяснить малышу, что неисполнение установленных в семье требований влечет за собой неприятные последствия для всех. Например, вместо того, чтобы почитать на ночь сказку, мама будет вынуждена мыть посуду или убирать разбросанные игрушки. Возможно, повторять придется не один раз. И это нормально;
  3. Открыто говорить о чувствах, не бояться конфликтов и стремиться решить их с учетом интересов всех членов семьи и установленных в ней правил. Не стоит наказывать малыша молчанием, если он совершил проступок. Лучше рассказать, что чувствует родитель, когда ребенок ведет себя неподобающе. Важно научить детей распознавать эмоции и правильно их выражать;
  4. Подбадривать и поддерживать в случае неудачи. Этот важный навык дает ребенку понимание, что поражение – это не катастрофа, а только препятствие на пути к успеху. Это укрепит уверенность малыша в собственных силах и научит его поддерживать товарищей;
  5. С уважением относиться друг к другу. Не высказывать негатив в адрес коллег, близких друзей и родственников при ребенке. Во время совместных игр учить малыша правильно реагировать на поражения и не вымещать обиду на окружающих;
  6. Не относиться к ребенку, как к центру вселенной. В командной работе важен каждый участник, никто не имеет преимущества, а ребенок-эгоист слабо оценивает свои возможности и не имеет навыка выстраивать здоровые отношения;
  7. Оставить малышу право выбора в тех вопросах, где он может справиться. Это поможет ему научиться принимать решения и нести за них ответственность.

Что делать, если ребёнок совсем не командный игрок

Каждый ли способен стать частью команды? Особенности характера влияют на способность малыша вписаться в коллектив, но даже самого закрытого и импульсивного ребенка можно со временем научить совместной работе. Итак, каким детям будет сложнее всего и что делать, чтобы им помочь:

  • Дети-звезды, яркие индивидуалисты. Такому ребенку будет трудно работать в команде, где каждый одинаково важен и ценен. Малыш всеми силами будет стремиться переключить внимание на себя и задать собственный сценарий развития событий. Не стоит расстраиваться. Из таких детей вырастают отличные лидеры. Особое внимание в воспитании в этом случае нужно уделить развитию эмоционального интеллекта и взаимного уважения к другим;
  • Дети-интроверты. Экстраверсия и интроверсия – миф или реальность: мнения психологов расходятся. Некоторые из них считают, что все зависит от окружающей среды, в которой растет ребенок. Невнимательность к чувствам и потребностям малыша заставляет его закрываться в себе. Такие дети неохотно идут на контакт, им тяжело выполнять командные задания. Чтобы помочь ребенку, нужно уделять ему больше внимания, поощрять любые попытки проявить себя. Малыш должен понять, что окружающий мир безопасен;
  • Высокочувствительные дети и малыши с повышенной агрессией. Первые способны разрыдаться от одного строгого слова, вторые сразу кидаются с кулаками на обидчика, не пытаясь решить конфликт мирно. И те, и другие не справляются со стрессом. Для таких малышей особенно важен навык распознавания и проживания своих чувств. Лучше с раннего возраста научить их правильно выражать агрессию и просить поддержки у близких. Такие дети нуждаются в помощи взрослых и остальных членов команды.

Как научить ребенка распределять роли внутри команды

При распределении ролей в команде важно учитывать:

  • Психологические качества ребенка;
  • Его навыки и пристрастия.

deti-na-kachelyah.jpg

Для взрослой команды предусмотрено 8 ролей согласно общепризнанной классификации доктора М. Билебина. Для детской их количество может быть сокращено до 6:

  1. Мотиватор: прирожденный лидер, задающий темп и настроение командной работе;
  2. Реализатор: их призвание – воплощение идеи в реальность. Они легко находят решения, изобретательны и дисциплинированы;
  3. Генератор идей: творческая личность с широким взглядом на вещи. Они могут сварить кашу из топора и облететь вокруг света за 80 дней;
  4. Критик: придира, способный увидеть самые мелкие просчеты и посмотреть на ситуацию без лишних эмоций. Этакий Витя из «Новогодних приключений Маши и Вити»;
  5. Аналитик: способен увидеть систему в целом и построить связь «почему здесь не работает»;
  6. Душа компании: всегда придет на помощь, развеселит и подбодрит, когда что-то идет не по плану.

Обучение проходит на практике. В первый раз распределить роли можно, исходя из пожеланий детей. После завершения игры необходимо оценить общий итог и индивидуальные результаты. Обратить внимание ребенка на то, как он действовал в своей роли, понравилось ли ему, не переключался ли он со своих обязанностей на чужие. Такой пример поможет детям понять, насколько легко им далось задание и смогли ли они проявить себя так, как планировали изначально. Дальнейшее распределение ролей должно основываться на навыках и пристрастиях малыша и особенностях его психики. Пока у ребенка нет четкого понимания того, что дается ему легче всего и что лучше получается, необходимо, чтобы он попробовал себя во всех ролях.                         

Цели игр на сплочение

Игровая форма обучения – одна из самых эффективных. Игра позволяет детям приобретать новые навыки и сразу же применять их на практике, а позитивный процесс закрепляет новые умения. Ребенок осознает, что, используя свои способности, он получает положительную обратную связь в виде хороших результатов и крепких отношений с товарищами. Навык естественным образом встраивается в поведение малыша.

devushka-na-sportivnoj-ploschadke.jpg

Вовлекая детей в игры на сплочение, можно достичь сразу нескольких целей:

  • Путем эксперимента помочь ребенку найти свою роль в команде;
  • Сформировать здоровое чувство собственной значимости;
  • Установить и укрепить связи в детском коллективе;
  • Сформировать навыки совместной работы в команде;
  • Научить понимать эмоции, справляться с ними и говорить о них с другими;
  • Определять сильные и слабые стороны и научиться ими пользоваться;
  • Укрепить чувство безопасности;
  • Развить взаимное уважение к членам коллектива;
  • Научиться оказывать поддержку.

Игры на сплочение детского коллектива

Существует множество игр на сплочение детского коллектива, ниже приведены несколько из них. Они могут быть изменены или дополнены. Также могут служить основой для создания совершенно новых упражнений.

  1. Неразрывный круг. Дети, взявшись за руки, образуют круг, в центре которого стоит ведущий с закрытыми глазами. Малыши, не размыкая ладони, «путаются» между собой, затем ведущий открывает глаза. Его задача – распутать круг, не нарушая его целостности;
  2. За грибами. Задача участников – при помощи мимики и позы изобразить гриб (съедобный или несъедобный). Задача ведущего – «собрать» в корзинку только съедобные экземпляры;
  3. Пикассо. На стену крепится большой лист бумаги, задается тема рисунка. Дети становятся в линию и с завязанными глазами по очереди рисуют один элемент картины;
  4. Угадай, кто. Взрослый шепотом сообщает первому игроку имя одного из ребят. Первый игрок пытается объяснить второму, о ком идет речь. После того как ребенок отгадан, он становится третьим игроком, а второй игрок загадывает ему имя следующего участника;
  5. Алфавит. Участники делятся на две команды, каждому выдается листок А4 с распечатанной буквой. Ведущий загадывает загадку. Задача детей – отгадать ее и выстроить слово в правильном буквенном порядке;
  6. Горячо-холодно. Ведущий выходит за дверь, остальные дети прячут в комнате какой-то предмет. Задание для ведущего – найти спрятанное. Задача команды – помочь ему сделать это как можно быстрее при помощи подсказок «горячо», когда ведущий приближается к тайнику, и «холодно», когда удаляется. Температура повышается («жарища», «сейчас расплавишься»), если ведущий находится вблизи спрятанного предмета, и понижается («холодрыга» «Северный полюс» и т.д.), если он стоит далеко от него;
  7. Современное искусство. Все дети выходят за дверь, взрослый загадывает первому игроку тему скульптуры. Задача ребенка – принять позу в соответствии со своим представлением о загаданной теме. Каждому следующему участнику ведущий повторяет загаданную тему, чтобы малыши придумали свое продолжении композиции;
  8. Не зевай. У одной стены комнаты стулья выстраивают в ряд, на них садятся участники, ведущий встает перед ними и начинает рассказывать любую историю, на самом интересном месте он прерывается и кричит: «Не зевай!», участники должны вскочить, добежать до соседней стены и вернуться на место. Ведущий бежит со всеми. Тот, кто остался без стула, назначается новым ведущим;
  9. Поймать за хвост. Все участники выстраиваются в шеренгу, каждый держит соседа спереди за пояс. Самый первый в линии назначается головой, самый последний – хвостом. Задача «головы» — поймать «хвост», задача «хвоста» — не дать себя поймать. Задача остальных участников – не расцеплять руки и не разрывать шеренгу;
  10. Гамма. Участники садятся в одну линию и кладут руки на колени соседей справа и слева. Крайние участники одну руку оставляют на своем колене. Задача ребят – поочередно хлопнуть по колену соседа справа налево и в обратном порядке. Тот, кто нарушил очередность убирает одну руку. Для усложнения игры можно ускорять темп;
  11. Высшая математика. Дети встают в круг и по очереди начинают считать от одного до десяти. Тот ребенок, на которого приходится цифра, заранее определенная ведущим (например, четыре), должен совершить какое-то действие. Можно присесть или назвать свое имя. Задача следующего участника продолжить считать с учетом пропущенной цифры.

Заключение

Нелегко доверить ребенка в чужие руки. Хочется быть уверенным, что малышу дадут лучшее, отнесутся с заботой и вниманием. Проект SportZania существует уже 6 лет. Ежегодно наши лагеря посещает более 1 000 детей. Наша цель – дать детям лучшее из возможного, подготовить их к взрослой жизни, где они смогут полностью реализовать свой потенциал, создать крепкие и здоровые отношения, стать счастливыми и делать прекрасным мир вокруг себя.

devochka-smeetsya.jpg

SportZania – это не просто детский лагерь. Каждая смена – отдельная история с отдельной темой, атмосферой и уникальными мероприятиями. Это высококвалифицированные педагоги и теплая обстановка. Преподаватели разделяют с нами эти ценности и стремятся окружить детей заботой и вниманием. Мы считаем, что именно игровая деятельность лучше всего помогает малышам овладеть навыками работы в команде, проявить лидерские качества и увидеть свои сильные стороны. Программа смены дает возможность каждому ребенку попробовать себя в разных сферах деятельности и выбрать то, что нравится больше всего.

Трудности в общении имеются у многих современных детей. Причин тому много: проблемы в семье, отсутствие внимания и понимания со стороны родителей и других взрослых, сложности в школе, вытекающие отсюда комплексы неполноценности и, как следствие, уход в гаджеты, компьютеры, замещение реальности компьютерными играми и соцсетями. Отсутствие навыков элементарного живого общения, неумение вести себя в коллективе и проживание жизни в себе — серьезная проблема детей нашего времени.

Как помочь будущему специалисту на этапе взросления и становления личности? Один из вариантов — это постоянная практика активного взаимодействия и командообразования между членами детского коллектива в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Значение командообразования в обучении детей или как не вырастить замкнутого айтишника

  1. Что такое команда и зачем она нужна
  2. Какие бывают формы командообразования
  3. Практика командообразования в Компьютерной Академии РУБИКОН

Что такое команда и зачем она нужна

Cлово «команда» (франц. commande) обозначает временную или постоянную группу людей, нацеленную на выполнение определенной общей работы, задания [Бизнес словарь 2014]. Почему так важно научиться ребенку работать в команде?

Цифровая грамотность ребенка — повод для гордости родителей. Это ключ к быстрому эффективному обучению и к успешному профессиональному будущему. Но сегодня этого явно недостаточно, чтобы вырасти гармонично развитой и счастливой личностью. Мы живем и трудимся в окружении себе подобных, и именно умение коммуницировать часто играет решающую роль в нашей жизни. Порой освоить новые технологии гораздо легче, чем найти общий язык с другим человеком. И гораздо сложнее уметь сотрудничать и объединять свои силы на пути к общей цели.

Часто из детей, которых в детстве не научили работать в команде, получаются специалисты, который плохо находят общий язык с коллегами и не стремятся к диалогу. Никого не напоминает? Почему-то сразу приходят на ум айтишники. Часто их выделяют в особую касту специалистов, которые имеют отличительные черты поведения. Такие люди специфичны в общении, могут мыслить иначе, и даже их юмор не доступен большинству. Речь не идет о профессии в целом, а лишь о часто встречающихся типичных случаях. Работодатели в IT (здесь пойдет речь именно об этой сфере) всячески стремятся сблизить членов коллектива, предлагая комфортные наравне с домашними условия труда, обустраивая зоны совместного отдыха, устраивая тимбилдинги, совместные выезды на природу и пр. Только прочный коллектив способен образовать команду, которая принесет результат, — с этим вряд ли поспоришь. Сильная команда — важная часть любой проектной работы.

Важны не только знания ребенка, но и то, как он умеет общаться и и работать в команде

Все больше IT-компаний стремится сформировать не просто прочный коллектив (совокупность людей, работающих вместе), но создать команду, которая составляет единое целое в движении к конкретной цели. Винтики одного механизма, которые слаженно взаимодействуют между собой, — это команда, способная свернуть горы и принести немалый доход.

Задача взрослых — научить подрастающее поколение действиям сообща и пониманию того, что только слаженная работа всех участников любого проекта приведет к общей победе.

Какие бывают формы командообразования

Мероприятия по командообразованию (тимбилдинги) учат ребят терпению, сочувствию, уважению, умению общаться и договариваться друг с другом. Также они помогают стать увереннее в себе и своих силах.

Какие бывают формы командообразования? Приведем несколько примеров.

  • Интеллектуальные соревнования, игры, тренинги (в IT — хакатоны). Команды должны выполнить задания, которые требуют командной работы и мозгового штурма, а также умений выстраивать логические цепочки и использовать эрудицию.
  • Арт-тимбилдинги. На таких мероприятиях ребята создают коллективную творческую работу, проявляют свою фантазию и креатив. Например, это может быть нарисованная командой картина или кулинарный шедевр.
  • Активные командные игры. Такие мероприятия со спортивными элементами очень нравятся детям. Все участники команды должны проявить максимальную силы и ловкость, чтобы команда одержала победу.
  • Квесты. В таких мероприятиях команде потребуется немало совместных усилий в поиске решений головоломок. Ребята должны использовать навыки аналитического и логического мышления, умение применить нестандартные выходы из ситуаций.
  • Психологические тимбилдинги. Такие игры смогут помочь даже очень замкнутым ребятам. Они направлены на снятие стресса, укрепление эмпатии и доверия, устранения страха общения, формирование позитивного видения.
  • Тимбилдинг в Академии РУБИКОН, направленный на снятие стресса, развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта ребенка
  • Нетворкинги. Как правило, в них принимают участие незнакомые друг с другом люди. Нетворкинг позволяет ребятам познакомиться и узнать друг друга. Вместе они выполняют задания, объединяются в команды и устанавливают отношения внутри команды. Такое мероприятие нацелено на расширение круга общения и целенаправленный поиск друзей и единомышленников.

Формы мероприятий по командообразованию могут быть любыми. Главное, чтобы каждый ребенок был задействован в процессе и имел свое место в команде.

Часто требуется помощь взрослых в выборе лидера и распределении ролей участников, ведь от этого напрямую зависит успех проекта. Стеснительного ребенка на первых порах не стоит ставить в лидеры; лучше, чтобы он выполнял несложные функции, но при этом не стоял в стороне. При правильном и чутком подходе постепенно такие дети находят общий язык с другими винтиками, проявляют таланты и находят друзей.

Практика командообразования в Компьютерной Академии РУБИКОН

В Академии РУБИКОН мы не только обучаем ребят IT-профессиям. Работа в команде, правильная презентация себя и своих проектов – этому мы также учим ребят в Академии РУБИКОН.

Легко сходиться с людьми, без стеснения говорить о себе, уметь слушать других, формировать социальные связи и дружить – не какие-то сверхспособности, данные при рождении. Это вполне обычные навыки, которые тоже можно прокачать. На мой взгляд, коммуникации играют огромную роль в создании и реализации любых проектов, в частности в IT.

Почему так? Для реализации успешного IT-проекта недостаточно знаний в программировании или дизайне. Половина успеха будет зависеть от того, насколько эффективно выстроена коммуникация между членами команды разработки, руководителями и собственниками. Здесь важны и навыки самих членов команды. Помните басню про лебедя, рака и щуку? Ситуация до боли знакомая. Здесь и приходит на помощь ценное умение коммуницировать, когда дизайнер понятно и аргументированно доносит свою творческую идею до глубокого математика в душе — программиста. А есть еще проджект-менеджер, который является руководителем IT-проекта и должен уметь выстроить коммуникацию между всеми участниками.

От навыков дружелюбности, умения договариваться с людьми, быстро и доступно объяснить задачу, вдохновить сотрудников, презентовать свою идею, выполнить задачу в срок будет зависеть успех или провал проекта.

Одна из важных миссий Академии — наладить общение и сблизить студентов, чтобы сделать обучение максимально комфортным и результативным. Командные игры, соревнования, хакатоны, квесты, психологические тимбилдинги, нетворкинги — мы стараемся помочь детям проявить себя, прокачать soft skills и установить контакты друг с другом.

Как мы делаем это? Расскажем на конкретных примерах.

Осенью 2022 года мы провели в Академии Хакатон RNT-hack для студентов 11-16 лет. Ребятам было очень интересно соревноваться, зарабатывать баллы и получать оценки от жюри. Многие студенты участвуют в таком мероприятии не первый раз. Командные состязания для них — это вдохновение, азарт, бурные обсуждения вариантов решения задач и стремление к общей цели. Вместе они выполняют it-проект на заданную тему и в полной мере могут проявить свои лидерские, организаторские качества, умение брать на себя ответственность и принимать решения.

Команда M212023 — победитель хакатона RNT-hack

Также осенью 2022 года в Академии состоялся нетворкинг для студентов 14-16 лет. «Хорошо, когда всё хорошо» — так называлось мероприятие. И это очень символично, т.к. 1,5 часа дети провели в теплой дружеской атмосфере, общаясь на разные темы и узнавая друг друга, ведь большинство из них видели друг друга впервые. Во время специальной игровой программы ребята знакомились, рассказывали о себе, объединялись в команды, рисовали друг друга, обменивались событиями и впечатлениями. На нетворкинге раскрылись даже самые стеснительные студенты, которые привыкли общаться в основном онлайн. После такой встречи многие ребята стали добрыми приятелями и ещё больше сплотились на почве общего интереса к IT. Это означает, что у ребенка уже будет опыт, как быстро познакомиться, как выстроить рабочий диалог, как не стесняться и рассказать о себе так, чтобы другим было интересно.

Нетворкинг «Хорошо, когда всё хорошо»

Опыт проведения подобных мероприятий в Академии РУБИКОН доказывает, что игры и тренинги на сплочение и командообразование среди студентов как нельзя лучше способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы среди учащихся.

IT-квест, на котором ребята выполняют разные задания в командах

Ребята учатся доверять друг другу, начинают понимать ценность каждого отдельно взятого члена команды и приходят к осознанию того, что многие задачи лучше решать сообща. У них появляется ответственность за общий результат, терпимость и лояльность к индивидуальным качествам и особенностям других людей.

Несомненно, у таких ребят есть все шансы не только вырасти профессионально, но и стать важным участником любой команды и внести свой значимый вклад в достижение общей благой цели!

КАК ВЫБРАТЬ КОМАНДУ

Организуя игры, соревнования или тренировки, важно быстро разделить детей на команды или подгруппы. Один из способов — это использование фишек из цветного изолона. На практике у детей часто возникают конфликтные ситуации при выборе команды, ее названия и оче­редности выполнения задания. Фишки способствуют решению данной проблемы в игровой форме, а также повышают дви­гательную плотность физкультурно-оздо­ровительного мероприятия.

Фишки по количеству детей разложены в удобном месте зала. Дети по желанию выбирают себе одну фишку. Место трени­ровки (или снаряд) обозначено такой же фишкой, но большей по размеру. Ориенти­руясь в пространстве, дети самостоятельно находят свой снаряд или месторасположе­ние команды. На обратной стороне фишек написаны номера. Выбрав фишку, дети строятся в команды по порядку номеров.

Фишки стимулируют речевую актив­ность, способствуют формированию инте­реса к занятиям физическими упражнени­ями и потребности в них.

Скачать:

Автор: Жарова Оксана Григорьевна

Организация: МОУ СОШ № 17

Населенный пункт: г. Орехово-Зуево

«Игра — огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Сухомлинский В.А

Как часто, когда необходимо организовать работу учащихся по группам или игру с участием команд, перед педагогом встаёт вопрос: ”Как это сделать быстро, интересно и, самое главное, без обид для детей»?

Из личного опыта знаю, как только детям позволить распределиться на команды самостоятельно, то они, в первую очередь, группируются по личным интересам. И, в результате, получаются неравнозначные команды, что делает мероприятие заведомо проигрышным. Дети сами видят, что более сильные учащиеся быстрее и эффективнее справляются с заданиями, что приводит к отрицательным эмоциям, снижению интереса к мероприятию и, как следствие, даже демонстративный выход из игры в команде. В результате — разочарование у детей от проведённого мероприятия, неудовлетворённость у педагога, который столько времени потратил на подготовку к мероприятию, которое закончилось ссорой между игроками.

С самого начала своей работы в школе я часто провожу уроки и внеклассные мероприятия в игровой форме и данная проблема меня коснулась достаточно близко. Естественно, как педагог, ищущий новые приёмы в работе, я стала думать над тем, как распределить детей на команды быстро, весело, без обид, чтобы команды были примерно равнозначными. Для этого я разработала несколько способов и хотела бы поделиться с коллегами своим опытом работы по организации детей на мероприятии.

Приём №1. Под нижней частью сиденья ученического стула, на который усаживается ничего не подозревающий участник игры, заранее прикрепляется листочек с номером/названием /символом команды и, после некоторого вступления и установки на начало мероприятия, данный участник выясняет принадлежность к своей команде и быстро пересаживается за тот стол, на котором данный номер/название/символ установлен. Так, без учёта личных интересов формируются команды игроков.

Приём №2. На доске заранее прикрепляются с помощью прозрачного скотча небольшие листочки бумаги разной формы и цвета (в зависимости от тематики). На обратной стороне таких листочков пишутся номера/названия/символы команд. Учащиеся, перед входом в кабинет, информируются о том, что мероприятие будет проходить в форме игры и для этого необходимо распределиться на команды. Данный приём лучше использовать в работе с учащимися 8-11 классов, которые быстро понимают установку, данную учителем перед началом мероприятия (8-11 классы).

Приём №3. На доске, как и в приёме №2, заранее, прикрепляются с помощью прозрачного скотча небольшие листочки бумаги разной формы и цвета (в зависимости от тематики). На обратной стороне таких листочков пишутся имена учащихся, присутствующих в данный момент на мероприятии. Если в классе несколько Ирин или Павлов, то рядом с именем пишется фамилия или её первая буква. К доске приглашаются помощники, по желанию, а таких, как правило много, но достаточно будет 1-3 человека, согласно количеству команд. Каждый помощник формирует одну из команд, прикрепляя под её названием, написанным на доске, маленькие, уже перевёрнутые листочки и оглашает имя игрока. Учащиеся, согласно жеребьёвке, перемещаются к тому столу, на котором установлено название его команды. Данный приём формирования команд присутствует полная прозрачность и открытость, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребят, ориентирует их на позитивное отношение к игре.

Приём №4. Присутствующим в классе учащимся даётся установка на начало игры (количество команд, наличие капитана у каждой команды, который будет выбираться случайным способом). И опять на доске вывешены листочки, как в приёме №3. К доске приглашается желающий/помощник. На своё усмотрение, он переворачивает 2-4 листочка с именами капитанов будущих команд. Выбранные капитаны выходят к доске и называют, по очереди, имена ребят, которые будут играть в их команде. Названные игроки группируются за столами, определёнными их капитаном.

Приём №5. Данный приём имеет такую же основу, как и приём №4. Отличие состоит в том, что выбранные капитаны команд, в слепую, набирают состав своих команд, выбирая листочки на доске, переворачивая и оглашая имя игрока своей команды.

Таким образом, использование вышеназванных приёмов формирования команд и выбора капитанов, позволяют мне группировать ребят в команды, состоящие как из слабых и сильных, дружащих между собой и проявляющих антипатию, общительных и мало общающихся. Ребята, объединенные в команду, понимают, что задание нужно выполнить хорошо, быстро, чтобы получить баллы. Стремление к победе объединяет учащихся, мобилизует их творческий потенциал. Ведь ребёнок, отстающий в учебе, “тихоня”, в команде может раскрыть свои потаённые качества такие как остроумие, артистичность, находчивость и т.д.

Во время формирования команд учащиеся чувствуют свою причастность к процессу — они вершители игры. Так и должно быть. Педагог руководит процессом ненавязчиво, уходя на второй план, создавая атмосферу успеха у школьников. А дети убеждены в том, что именно они организуют игру, но под чутким руководством своего учителя.

Приложения:

  1. file0.docx.. 7,5 МБ

Опубликовано: 05.04.2020

Как научить ребёнка работать в команде

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • воспитание в семье
  • команда
  • эмоциональный интеллект
  • ребенок в обществе

Как научить ребёнка работать в команде

«Одна голова — хорошо, а две — лучше!» — гласит народная мудрость.  Когда задачу выполняют несколько человек, то вероятность того, что решение будет более интересным, гораздо больше. Как и вероятность заметить ошибку.

Командные результаты всегда выше, чем результат, который способен получить один человек, даже очень талантливый. Умело «жонглируя» способностями разных людей, можно достичь самых смелых целей.

Почему «игра стоит свеч»?

Работа в команде нужна для того, чтобы ребенок:

  • чувствовал себя комфортно в обществе;
  • развивал коммуникативные навыки;
  • умел строить «здоровые» отношения и находить друзей;
  • лучше понимал свои чувства и чувства других людей;
  • научился нести ответственность;
  • объективно оценивал свои слабые и сильные стороны;
  • научился искать нестандартные способы решения задач;
  • умел находить язык с разными людьми.

Работа в команде учит понимать потребности других, договариваться, спорить, доверять, искать компромиссы. Вот и автор книги «Полная вовлеченность» Брайан Трейси отметил это: «Один из секретов успеха в жизни состоит в умении не соглашаться с кем-то, но вести себя при этом корректно».

В команде особенно видны сильные и слабые стороны участников, что даёт возможность найти своё место. Командная работа даст плоды только тогда, когда каждый будет «кайфовать» от своей роли, осознавать свою значимость.

Команда стимулирует получать новые знания и навыки, дети гораздо охотнее расширяют кругозор под влиянием интересов друг друга.

Почему ребенку бывает сложно работать в команде

Сложнее всего приходится интровертам. Однако психологи считают, что замкнутыми дети чаще всего становятся из-за отсутствия поддержки взрослых.

Как исправить? Будьте в курсе: узнавайте про проблемы сына или дочки, учите дружить — приглашайте друзей, организовывайте совместные игры, поощряйте инициативу.

Ребенку может мешать излишняя эмоциональность, когда он крайне чувствителен к словам или поступкам других людей, когда не умеет проигрывать.

Как исправить? Учите справляться с эмоциями. Концентрируйте внимание чада на том, как весело, интересно, увлекательно работать в команде.

Как учить ребенка работать в команде

Личный пример. Ребенок многое берет из семьи, и если мама сможет организовать командную работу по выполнению домашних обязанностей всех членов семьи, исходя из наличия свободного времени, «вкусов» и предпочтений родственников, да так, чтобы каждый осознавал свою значимость, — это будет прекрасным примером. Ребенок наверняка возьмет полезные советы на вооружение.

У ребенка не должно возникать ощущения, что «его эксплуатируют», «трудится только он», родители лишь командуют, а ему приходится постоянно подчиняться. В команде существует только одна формулировка — «Мы». Успешный результат будет общим и заслуженно принадлежать каждому.

Сплоченность. Учите помогать и не стесняться просить помощи — цель одна, а значит, «один за всех, и все за одного!»

Долой сравнения! Не сравнивайте детей с другими — это способствует зависти и агрессии. Подбадривайте, если ребенок усомнился в своих достоинствах. Твердите о том, что у каждого свои таланты, а, объединив их, можно добиться даже невозможного!

Эгоизм нам не друг! Не стоит относиться к своему ребенку, как к центру вселенной. Не воспитывайте в нем эгоиста. В противном случае выстраивать здоровые отношения ему будет крайне трудно.

Да здравствует похвала! Самооценка ребенка изначально формируется родителями. Научитесь видеть его достоинства и вдохновлять, тогда он будет делать все с наибольшей самоотдачей. Не стоит оставлять ребенка с проблемами наедине. Помогите ему справиться с задачей и поверить в себя.

В то же время ребенок должен уметь признавать свои ошибки, не злясь и не обижаясь.

Язык чувств. Ребенка нужно научить распознавать эмоции и справляться с ними. Научите его уважать чужие чувства, не обижать других, уважать других, адекватно воспринимать критику, прощать людей.

Если в детском коллективе назревает конфликт, покажите ребенку, как можно «направить» его в нужное русло, поменять установки на более конструктивные, сделать выводы, которые помогут в будущем.

Хорошо, если вы научите ребенка хвалить других детей, подбадривать их, замечать их старания, строить дружественную атмосферу.

Свобода в принятии решений. Начиная с детсадовского возраста, ребенку нужно давать право выбора. Следует позволять совершать ошибки, чтобы он мог выстроить правильную схему «поступок-последствия» и научиться принимать решения более взвешенно.

Софья Шевченко

Фото с сайта bereznik.bezformata.com

Дружба – это важные отношения в жизни каждого человека. Какие друзья у вашего ребенка? Не вредит ли он себе или им этой дружбой? Может ли эта дружба пройти испытание временем? Пройдите данный тест на сайте www.ya-roditel.ru и узнайте ответ.

Пройти тест

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти что то спрятанное на айфоне
  • Как на сайте городского суда найти дело
  • Как составить семейный бюджет в процентах
  • Как найти клиентов по работам сантехники
  • Как найти частоту красного цвета