Как ребенку найти настроение


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Может показаться, что дети получают больше удовольствия от жизни, чем взрослые, но это не значит, что они всегда всему рады. Дети тоже грустят, и ваша задача как родителя или опекуна заключается в том, чтобы выяснить, в чем проблема, и помочь ребенку. Начните с разговора о проблеме и найдите способы поднять настроение ребенку как прямо сейчас, так и в длительной перспективе.

  1. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 1

    1

    Спросите ребенка о его проблемах. Если ваш ребенок грустит, вы наверняка встревожитесь. Если ребенку грустно, он может плакать, дуться, вести себя отстраненно и в целом не так, как обычно, а это уже повод для беспокойства. Ребенок грустит не просто так, поэтому попробуйте расспросить его о том, что его беспокоит.

    • Не избегайте разговоров о сложных вещах. Если в семье была смерть, развод или расставание, признайте это и ответьте на любые вопросы, которые могут возникнуть у ребенка.[1]
    • Некоторым детям сложно выражать свои чувства словами. Наберитесь терпения и задавайте вопросы до тех пор, пока не поймете, что случилось.
    • Если ребенок не знает, как сказать о том, что его беспокоит, поиграйте в игру с двадцатью вопросами («тепло» — «холодно»). Так вам будет проще разобраться в ситуации.[2]
    • Если вы подозреваете, что знаете, почему ребенок расстроен, начните задавать ему наводящие вопросы. К примеру, можно сказать так: «Мне кажется, ты грустишь, потому что Ваня переехал» или «Я понимаю, что ты расстроилась из-за того, что Маша не захотела сидеть с тобой за одной партой».[3]
  2. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 2

    2

    Не обесценивайте чувства ребенка. Если ребенка что-то беспокоит, важно дать ему понять, что вы цените его эмоции. Это должно чувствоваться в том, как вы задаете вопросы, и в том, как вы реагируете на его слова.

    • Попросите ребенка рассказать о том, что его тревожит. Даже если речь идет о сложных темах, важно выслушать ребенка и с вниманием отнестись к его словам.[4]
    • Никогда не говорите сыну или дочери (или любому другому человеку в такой ситуации) забыть о проблеме, взбодриться или собраться. Все это наведет ребенка на мысль, что вы не воспринимаете его чувства всерьез.[5]
    • Также никогда не говорите ребенку, что все не так уж плохо. С точки зрения взрослого это может выглядеть именно так, но ребенку многие ситуации могут казаться катастрофичными — к примеру, если его друг откажется сидеть с ним за одной партой.
    • Помните, что если ребенок грустит, он может одновременно испытывать разные эмоции — к примеру, страх и злость. Наберитесь терпения и постарайтесь успокоить ребенка, если он напуган или злится на кого-либо.
  3. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 3

    3

    Расскажите о том, из-за чего вы сами грустите. Некоторым детям кажется, что их родители никогда не грустят. Родители часто скрывают свои негативные эмоции, чтобы защитить детей, и это иногда полезно, но ребенок не должен думать, что родителям никогда не бывает грустно.

    • Если вы не будете скрывать моменты, когда вам грустно, и будете говорить о своей грусти, ребенок поймет, что он не один испытывает такие чувства и что это нормально.[6]
    • Скажите ребенку, что в том, чтобы плакать, нет ничего плохого, и не бойтесь плакать перед ребенком. Закрывайте его от других детей, чтобы они его не видели и не называли плаксой.
    • Расскажите ребенку о моментах, когда вам было грустно, и добавьте, что вы тоже сами иногда плачете.

    Реклама

  1. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 4

    1

    Поиграйте. Если ребенку грустно, попробуйте поиграть с ним. Это напомнит малышу, что вы любите его и заботитесь о нем, а это может отвлечь его от проблем.[7]

    • Если ваш ребенок еще играет с игрушками, возьмите его самые любимые игрушки и поиграйте вместе с ним. Если он уже играет в видеоигры, попробуйте пройти с ним несколько уровней.
    • Дайте ребенку игрушки или предложите ему занятия, которые будут требовать работы всех органов чувств. Было установлено, что игры с тактильными материалами вроде глины, пластилина, песка, риса и даже воды могут помочь детям бороться с негативными эмоциями.[8]
  2. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 5

    2

    Интересуйтесь тем, что нравится ребенку. Ребенку могут быть интересны разные вещи, и все будет зависеть от возраста, пола и характера. Что бы ни интересовало ребенка, постарайтесь разделить с ним этот интерес. Это позволит вам стать ближе, и вполне возможно, что вы сможете поговорить с ребенком о более серьезных вещах.[9]

    • Если ребенку нравятся комиксы, спросите, какие комиксы у него любимые. Попросите его дать вам их почитать.
    • Если ребенок любит мультфильмы или сериалы, смотрите их вместе. Так вы будете лучше понимать юмор детей этой возрастной категории, благодаря чему вам будет проще развеселить ребенка, когда ему будет грустно.
    • Если ребенок увлекается спортом, посмотрите с ним игру по телевизору или купите билеты на стадион.
    • Чем бы ни интересовался ребенок, постарайтесь полюбить эти вещи сами. Так вам будет проще наладить эмоциональную связь, и вы будете знать, чем развеселить ребенка в следующий раз, когда ему будет грустно.
  3. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 6

    3

    Позвольте ребенку выразить проблемы игрой. Это подходит не всем детям, но некоторым хочется выразить в игре те проблемы, с которыми они сталкиваются. Это может быть недавнее событие в семье (например, смерть) или что-то, что ребенок видел, но до конца не понимает (к примеру, рабочие обязанности или церковные службы).[10]

    • Инсценировка — это хороший способ изучить какую-то проблему в безопасной среде.
    • Поддерживайте ребенка в его стремлениях. Возможно, вам будет грустно видеть, что ребенок играет в похороны после смерти в семье, но именно так он пытается осознать потерю, понять, что такое смерть и горе.
    • Если ребенок попросит вас поиграть с ним, не отказывайтесь, но не навязывайте свое общество, если он хочет играть сам или с другими детьми.
  4. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 7

    4

    Отправляйтесь на прогулку или катайтесь вместе на велосипедах. Физические упражнения заставляют организм вырабатывать эндорфины, которые отвечают за чувство радости. Любой организм независимо от возраста работает именно так. Если ребенок расстроен или чем-то огорчен, попробуйте вместе заняться чем-то активным, чтобы избавиться от стресса и поднять себе настроение.[11]

  5. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 8

    5

    Позвольте ребенку побыть наедине с собой. Иногда дети испытывают стресс из-за постоянного общества людей. Это может произойти даже в том случае, если ребенок просто весь день пользуется каким-либо электронным устройством. Если сын или дочь хочет посидеть с вами, не отказывайтесь, но следите за тем, чтобы у ребенка была возможность побыть в одиночестве без электронных устройств.[12]

    • Не позволяйте ребенку проводить перед телевизором или за компьютером больше двух часов в день. В эти два часа должно войти все время, проводимое перед любыми электронными устройствами.
    • Время, которое дети проводят наедине с собой, учит их полагаться на себя. Постепенно ребенок научится работать со своими эмоциями и расслабляться, не прибегая к играм или другим отвлекающим факторам.
  6. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 9

    6

    Обнимите ребенка. Это может показаться банальным, однако объятия — это отличный способ успокоить ребенка, когда ему грустно, когда он нервничает или расстроен. Обнимайте ребенка всегда, когда он грустит, и не отпускайте до тех пор, пока ему не станет легче.[13]

  7. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 10

    7

    Удивите ребенка чем-то интересным. Приятные сюрпризы — это отличный способ отвлечь ребенка от его переживаний. Но будьте осторожны — ребенок не должен ждать подарков или сюрпризов каждый раз, когда ему грустно. Важно не использовать отвлекающие факторы слишком часто и слишком интенсивно без проработки причин грусти, поскольку это может причинить вред ребенку.[14]

    • Выбирайте что-то простое, что не будет стоить очень дорого. Не стоит дарить крупные подарки, как на день рождения или Новый год. Просто удивите ребенка чем-то приятным.
    • Устраивайте сюрпризы только когда ребенку действительно очень плохо. Не стоит заглушать подарками все мелкие эпизоды грусти, поскольку так ребенку будет сложнее справляться со своими проблемами в будущем.
  8. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 11

    8

    Помогите ребенку подготовиться ко сну. Ребенку важно делать что-то успокаивающее перед сном, особенно если в его жизни происходит что-то неприятное. Следите за тем, чтобы ребенок высыпался и заранее готовился ко сну, чтобы утром он мог проснуться радостным и отдохнувшим.[15]

    • Помогите сыну или дочери избавиться от стресса перед сном. Почитайте вместе, поговорите о прошедших днях, сделайте теплую ванну.
    • Температура в комнате должна быть комфортной для сна. Рекомендуют устанавливать температуру в 18-22 градуса по Цельсию, но лучше ориентироваться на предпочтения ребенка.[16]
    • Помните, что детям нужно больше сна, чем взрослым. Ребенку в возрасте от 5 до 12 лет нужно 10-11 часов сна в сутки.

    Реклама

  1. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 12

    1

    Научите ребенка выражать эмоции. Чтобы ребенку было проще во взрослой жизни (и чтобы он мог радоваться жизни уже сейчас), важно научить его выражать свои чувства и эмоции. Некоторым детям это дается с трудом, но вы можете помочь своему ребенку с этим.

    • Попросите ребенка составить список чувств, которые он испытывает сейчас. Затем поговорите о том, почему ребенок так себя чувствует, уделяя внимание каждой эмоции и каждому чувству.
    • Попросите ребенка нарисовать свои чувства. Рисование — это хороший способ выразить то, что происходит внутри, особенно если ребенок отказывается говорить о чувствах или не умеет выражать эмоции.
    • Некоторые дети, как и взрослые, могут быть более замкнутыми и отстраненными, чем другие. Это не означает, что с ребенком что-то не так или что он что-то скрывает, но вам все равно стоит спросить, не хочет ли ребенок рассказать вам о чем-то.[17]
  2. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 13

    2

    Будьте последовательны. Чтобы ребенок дома чувствовал себя в безопасности, придерживайтесь заведенных порядков. Будьте готовы всегда быть рядом, когда вы нужны, и поддерживайте своего ребенка. На то, чтобы выработать определенные порядки, может уйти какое-то время, но это будет полезно для эмоционального спокойствия ребенка.

  3. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 14

    3

    Помогите ребенку завести дневник вдохновляющих вещей. Если ваш ребенок никогда раньше не вел дневник, помогите ему начать. Если он уже ведет дневник, предложите ему также записывать то, что его вдохновляет.

    • Такой дневник поможет ребенку понять, что все, что с ним происходит, имеет значение. Он также позволит ему справиться с плохим настроением в будущем.[18]
    • В дневнике можно писать о самых разных вещах: от новых открытий, событий и вопросов до вдохновляющих вещей.
  4. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 15

    4

    Отправляйтесь на поиски приключений вместе. Изучение новых вещей и мест поможет вам сблизиться. Это разовьет в ребенке любознательность и позволит по-новому взглянуть на мир.[19]

    • Сходите вместе в музей, на танцы, придумайте себе новое хобби.
    • Отправляйтесь в парк или в небольшое путешествие, чтобы увидеть что-то новое и интересное.
    • Приключения должны быть интересны ребенку. Попросите его предложить идеи для путешествий или расскажите о своих планах.
  5. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 16

    5

    Помогите ребенку понять, что ему удается хорошо. Ученые выяснили, что для развития ребенка ему крайне важно уметь делать что-то очень хорошо. Это помогает ему ставить перед собой цели, чувствовать, что он делает что-то не зря, и гордиться своими достижениями.[20]

    • Если ребенок увлекается чем-то (к примеру, любит смотреть хоккей или танцевальные конкурсы по телевизору), спросите, не хочет ли он записаться на соответствующие занятия.
    • Не принуждайте ребенка к определенным занятиям, если они ему не нравятся. Пусть он сам решит, что ему нравится, и начнет заниматься этим тогда, когда будет готов.
    • Следите за тем, чтобы ребенок не увлекся соревнованиями слишком сильно. Он сможет победить не во всех соревнованиях, поэтому хвалите его за его заслуги и говорите, что он очень хорошо проявил себя.
  6. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 17

    6

    Научите ребенка благодарности. Благодарность возникает не только из-за обладания определенными вещами. Важно, чтобы ребенок ценил все хорошее, что происходит с ним, любящую его семью, навыки, которые у него есть, и хобби, которые ему нравятся.[21]

    • Помогите ребенку научиться ценить мелкие прелести жизни — к примеру, прогулку по парку солнечным днем или стакан любимого сока.
    • Разместите на холодильнике или на стене табличку, куда ребенок мог бы записать то, что ему нравится в своей семье, в себе и в окружающем его мире.
  7. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 18

    7

    Знайте, когда нужно обратиться за помощью к специалисту. Многие дети испытывают чувство грусти, однако есть дети, которые страдают от клинической депрессии, имеют проблемы с поведением, переживают эмоциональные травмы. Если будете замечать какие-либо из перечисленных ниже симптомов длительное время, обратитесь к психотерапевту[22]
    :

    • задержки в развитии (речь, словарный запас, приучение к горшку)
    • проблемы с концентрацией внимания и обучением
    • поведенческие проблемы, включая чрезмерную агрессивность, истерики, мочеиспускание в постель, расстройства пищевого поведения
    • существенное ухудшение успеваемости в школе
    • частые эпизоды грусти, плаксивости, депрессии
    • отказ от общения, изоляция, потеря интереса к тому, что раньше нравилось
    • травля других детей или превращение в объект травли
    • бессонница
    • чрезмерная сонливость
    • частые или существенные опоздания на занятия либо прогулы учебы
    • непредсказуемые перепады настроения
    • признаки злоупотребления стимулирующими веществами (включая алкоголь, наркотики, препараты, токсикоманию)
    • неспособность приспособиться к переменам в жизни
  8. Изображение с названием Cheer up a Sad Child Step 19

    8

    Найдите психотерапевта для ребенка. Если вам кажется, что общение с психологом пойдет на пользу, важно подыскать грамотного врача. Можно также обратиться к психиатру (врачу, имеющему диплом в психиатрии), клиническому психотерапевту (врачу, занимающему психотерапией) или социальному работнику.

    • Попросите педиатра порекомендовать вам специалиста. Если он не сможет вам кого-либо посоветовать, обратитесь с этой же просьбой к близким друзьям, родственникам или коллегам.
    • Можно поискать врачей в интернете.
    • Когда найдете врача, который вам понравится, спросите, сможет ли он принять вас лично или поговорить по телефону. Прежде чем обсуждать проблемы ребенка, лучше выяснить, подходит ли вам этот врач.
    • Некоторые врачи берут деньги за предварительные консультации, а некоторые нет. Лучше выяснить все заранее.
    • Убедитесь, что у врача есть разрешение на ведение практики. Изучите информацию об образовании и опыте врача.
    • Спросите, как долго врач работает с детьми и подростками.
    • Подумайте, понравится ли ребенку этот врач и кажется ли он приятным и дружелюбным.
    • Спросите, в чем заключается специализация врача (к примеру, когнитивно-поведенческая терапия).
    • Узнайте стоимость консультаций, включая повторные.[23]

    Реклама

Советы

  • Если у ребенка есть домашнее животное, по возможности давайте ребенку поиграть с этим животным, когда ему грустно.
  • Проводите время с ребенком, когда он грустит. Важно, чтобы он знал, что вы всегда будете рядом.
  • Постарайтесь понять, что происходит с ребенком, и не осуждайте и не наказывайте его за его чувства.

Реклама

Предупреждения

  • Никогда не кричите на ребенка, если он расстроен. Никогда не приказывайте ребенку успокоиться и не обесценивайте его чувства любым другим способом.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 9724 раза.

Была ли эта статья полезной?

Консультация для родителей

«Как поднять ребенку настроение?»

Подготовила воспитатель: Мигунова А. В.

Ваш ребенок грустит? Поговорите с ним, выясните причину и сделайте все, чтобы поднять настроение.

1. Собираем слезинки

Ребенок плачет, и вы не знаете, как его успокоить? Предложите ему собрать слезинки, чтобы сварить волшебное зелье, выпив которое все обязательно будет хорошо.

2. Подходящая замена любимых вещей

Ребенок хочет одеть любимую футболку, а она в стирке, предложите ему выбрать другую, которая по 5 признакам совпадает с любимой.

3. Кому плохо — кому хорошо

Поиграйте в игру «Кому плохо — кому хорошо». Из-за дождливой погоды вы не пошли на прогулку, зато деревья и травы очень рады дождику, рано закрылся зоопарк, зато звери смогут хорошо отдохнуть.

4. Придумайте сказочную историю

Ваш ребенок потерял любимую игрушку или у него улетел воздушный шар? придумайте волшебную историю, что произошло с этими вещами и где они сейчас.

5. Составьте список на будущее

Многие дети расстраиваются, думая, что если не получилось сейчас, то не получится никогда. Составьте список на следующий раз, каких животных посмотрите в зоопарке, на каких аттракционах покатаетесь. Такой список даст уверенность, что это обязательно произойдет.

6. Играем

Подумайте, как устроить приключения, которые у вас не получилось. Устройте дома свои аттракционы, развлечения или кафе. Поиграйте в любимые игрушки ребенка, придумайте игрушечный город с кафе, парками и развлечениями.

7. Мечтаем

Пережить неприятные эмоции помогут выдумки. Помечтайте с ребенком о том, что было бы, если все получилось. Чтобы вас ждало в парке аттракционов, если бы не пошел дождь, какая была бы чудесная поездка, если бы вы не заболели. Фантазии помогут успокоиться и продумать планы на будущее.

8. Праздник печального события

Если что-то не получилось и планы нарушены, не стоит грустить. Устройте праздник ненастной погоды, плохого настроения и сломанных игрушек, это может быть очень весело и интересно.

Иногда все идет не так, настроение на нуле. И хочется, чтобы кто-то обнял и взял на ручки.

Ариэль Косби — писательница и фея отдела детской литературы в книжном магазине — учит детей справляться с трудностями, поднимать себе настроение и осваивать полезные навыки с помощью магии. Да-да, вы не ослышались.

В ее книге «Твоя волшебная сила» собраны ритуалы, обряды и даже рецепты зелья, которые помогают почувствовать себя счастливее и обрести полезные привычки. Все они основаны на психологических практиках и похожи на игры.

В этой статье мы собрали несколько волшебных приемов для детей, которые помогут улучшить настроение. Если у ребенка на душе хмурая туча — приступайте к магии прямо сейчас!

Прыгаем по лужам

Иногда, чтобы поднять себе настроение, необходимо беззаботно попрыгать в луже, поднимая тучу брызг. Это идеальный ритуал для дождливого дня, когда тебе совсем не хочется сидеть взаперти, а так и тянет побыть на улице и насладиться свободой. У него есть вариации на каждое время года: осенью можно раскидать кучу осенних листьев, а зимой — разворошить сугроб.

Понадобится:

— Одежда, которую не страшно намочить и испачкать
— Резиновые сапоги или другая непромокаемая обувь
— Мелок
— Улица и лужа


Иллюстрация здесь и далее из книги «Твоя волшебная сила»

Надень свой специальный костюм для прыжков по лужам и резиновые сапоги. Составь магическую печать, которая поможет притянуть счастье. На ней может быть и общая фраза вроде . Возьми мелок и нарисуй магический символ на подошве правого сапога. Для этого используй фразу со своим желанием («мне весело», и более конкретная, например «у меня много новых друзей» или «я классно играю в хоккей») и вычеркни из нее гласные буквы. Получится шифровка («мне весело» — «МНВСЛ»).

Внимательно посмотри на символ и сделай три глубоких вдоха. Теперь иди на улицу и найди лужу. Прыгни в нее, думая о своем желании. Брызги, что мигом разлетятся во все стороны, унесут твое желание с собой и сообщат о нем Земле. Продолжай прыгать и думать о загаданном, пока магическая печать не сотрется или пока ты не устанешь.

Волшебная крепость из простыней

Более уютного и спокойного места, чем крепость из одеял и простыней, нельзя придумать. В ней здорово предаваться мечтам, читать и, конечно же, колдовать. Когда ты находишься за ее мягкими теплыми «стенами», никакие внешние силы не могут тебе навредить.

Что нужно?

— Простыни
— Малярный скотч, чтобы при необходимости закрепить простыни
— Мисочка с солью (морской, столовой или для ванны)
— Фонарик
— Одеяла и подушки

Выбери уютный уголок, где ты можешь спокойно разместиться, никому не мешая, например у кровати или рядом с диваном. Если в комнате много свободного места, поставь в центре четыре кресла или стула по кругу и разверни их спинками внутрь. Накрой кресла простыней. Используй все, что есть под рукой, чтобы получился маленький уютный шалаш, где тебе хватит места.

Прежде чем забраться внутрь, обойди свою крепость со всех сторон и произнеси заклинание:

О крепость, полная магии и счастья, защити меня и убереги от зла.

У входа поставь миску с солью, чтобы она впитала в себя всю негативную энергию, если та попытается просочиться внутрь. Возьми фонарик, приготовленные одеяла с подушками и заползай внутрь. Оказавшись внутри, ты почувствуешь, что все тяготы и невзгоды «реального мира» остались снаружи.

Сделай несколько глубоких вдохов и устройся поудобнее. Ляг на спину, включи фонарик и осмотри свою крепость, ее мягкие изгибы и складки.

Пусть все приятное и радостное остается внутри, а то, что беспокоит и расстраивает, — снаружи.

Здесь воплощаются в жизнь все твои мечты и фантазии. Оставайся в своем волшебном убежище столько, сколько захочешь.

Покидая его, помни: тебе совсем не нужно возвращаться ко всем тем проблемам, что остались у порога. Напитавшись колдовским теплом крепости, ты легко отпустишь негативные эмоции. Магическое ощущение уюта останется с тобой еще надолго.

Скакалка, оберегающая от плохого

Если тебя беспокоит какое-то чувство, ситуация или конкретный человек, сначала расскажи об этом взрослому, которому доверяешь. А уже потом выполни простой, но действенный защитный ритуал. Для него придется выйти на прогулку.

Тебе понадобится обычная скакалка. Выбери ровное место, где тебе ничто не помешает. Это может быть тротуар или уголок игровой площадки. Начинай прыгать через скакалку.

Найди удобный для себя темп, чтобы тебе было легко поддерживать равномерный ритм. Слушай, как скакалка рассекает воздух, и представляй, как вокруг тебя образуется защитная сфера.

Без твоего желания никто и ничто не проникнет внутрь. Сияние этой сферы и быстрые движения скакалки оградят тебя от того, что беспокоило тебя долгое (или не очень) время. Читай заклинание, произнося по одному слогу каждый раз, когда твои ноги касаются земли:

Раз-два, раз-два, в этой сфере нету зла.
Три-четыре, три-четыре, все спокойно в моем мире.


Повторяй магическую фразу, пока не почувствуешь, что она сработала. После этого попрыгай еще немного, произнося другое заклинание:

Вечер, ночь, утро, день. Не накроет меня тень!
Утро, день, вечер, ночь. Все дурное — пойди прочь!

Когда ты остановишься, вокруг тебя останется сверхмощное силовое поле. Оно защитит тебя от всего дурного. Прибегай к этому ритуалу всякий раз, когда тебе станет не по себе. Можешь выполнять его регулярно, например раз в неделю.

Мыльные пузыри спокойствия

Иногда, когда нас охватывает радостное волнение или, наоборот, тревога, нам не хватает воздуха, словно мы разучились дышать. К счастью, есть одно приятное занятие, которое поможет тебе вернуть ровное дыхание и заодно сделать мир чуточку красивее. Надувая мыльные пузыри, ты легко избавишься от надоедливых неприятных эмоций.

Возьми мыльные пузыри. Проведи ритуал накануне события, которое заставляет тебя переживать или нервничать.

Кажется, будто у тебя в животе бьются беспокойные бабочки? Вымани их наружу и отпусти на свободу.

Найди удобное место где-нибудь на свежем воздухе, сядь и сделай несколько глубоких вдохов. Представь, будто твои волнение и тревога — это стайка беспокойных бабочек у тебя в животе, которым не терпится вырваться наружу. Конечно, они не сделают тебе ничего плохого. Вот только и тебе, и им будет лучше, если они окажутся на воле. Иногда, чтобы помочь бабочкам выбраться, нужно привлечь их внимание чем-нибудь особенным. Мыльный пузырь, переливающийся всеми цветами радуги, — то, что надо.

Прежде чем взяться за дело, произнеси заклинание:

Бабочки, бабочки, летите на волю. Пусть этот радужный пузырь унесет вас высоко-высоко. Да будет вам и мне отныне легко и спокойно.

Выдувая пузырь, представь, как одна из бабочек в твоем животе тянется к нему, зачарованная его красотой. Вот она выпархивает и оказывается внутри мыльной пленки. Смотри, как пузырь улетает в небо, и прислушивайся к своим ощущениям: в твоем животе теперь посвободнее и поспокойнее? Как только пузырь лопнет, бабочка окажется на свободе. Продолжай, пока не выпустишь всех бабочек. Напоследок выдуй еще один пузырь и загадай, чтобы все твои мечты сбылись.


Скачайте космически красивый чек-лист волшебства→

Примирение после ссоры

Если между тобой и близким человеком произошла ссора, ты расстроен и хочешь помириться, выполни этот ритуал. Он поможет прочно склеить треснувшие отношения.

Возьми цедру двух четвертинок апельсина, зубочистку, маленькую баночку, 1 столовую ложку меда, розовую ленту. Возьми зубочистку и вырежи на одном из кусочков цедры инициалы человека, с которым хочешь помириться, а на другом — свои. Положи оба кусочка в банку и полей медом. Смотри, как мед растекается по цедре и собирается на дне банки.

Сделай глубокий вдох и попробуй мысленно нащупать, где в твоем теле затаились гнев, обида или недовольство, вызванные этим человеком. Следи, как мед обволакивает и соединяет два кусочка цедры, и позволь себе отпустить эти чувства. Представь, как мед примирения заполняет твое тело. Чувствуешь, как раздражение и обида сменяются сочувствием и пониманием? Обвяжи горлышко банки лентой, чтобы эти новые чувства не улетучились, а остались с тобой и продолжали расти.

По материалам книги «Твоя волшебная сила».

Обложка статьи: иллюстрация из книги.

Поднятие настроения ребёнку – важная задача в процессе воспитания. Вы задавали себе вопрос, от чего ваш ребёнок испытывает истинное удовольствие, какие занятия ему по-настоящему нравятся? Чем он хочет заняться между обязательными «надо»?

Психологи доказали, что удовольствие – основная человеческая потребность. Если удовольствия в жизни не хватает, то и с дополнительной творческой энергией возникают проблемы, а там и до плохого настроения и капризов рукой подать.

поднятие настроения ребенку

От чего зависит настроение у ребёнка?

Настроение – это полноценный эмоциональный фон человека. Как у художника на темном фоне получается мрачная картина, так и у человека с мрачными эмоциями получается плохое настроение. Но хорошая новость состоит в том, что люди с силой воли могут управлять своим настроением, менять его.

Настроение зависит от нескольких моментов:

  • Здоровье. Если ребёнок болеет, ему плохо, то ясное дело, что ему не захочется веселиться. От физического состояния часто зависят наши эмоции. Нам нездоровится – мы грустим. Вылечились – снова радуемся жизни.
  • События в жизни. Если у ребёнка что-то произошло в школе, он получил плохую оценку, дома поругались родители, то он будет грустить и переживать. Если же, наоборот, за контрольную работу ему поставили пять, он выиграл соревнования по легкой атлетике и сходил с мамой и папой в кино – он будет веселиться и улыбаться.
  • Текущая ситуация. Ребёнок будет волноваться и печалиться, если у него за текущую четверть в школе по какому-то предмету выходит тройка, и он пока не может её исправить. Или у него заболел родственник или друг. Если же в образовательном учреждении у него всё в порядке, а на данный момент они с семьей едут отдыхать в отпуск на море, то ребёнок будет пребывать в отличном состоянии.
  • Возможность или невозможность получить что-то. Сыну или дочери хочется новую игрушку, но мама с папой пока не могут её купить – ещё одна причина для плохого настроения. Если же малыш знает, что на день рождения получит новый велосипед, он будет радоваться.

как поднять настроение ребенку

Как поднять настроение ребёнку?

Родители должны знать, как улучшить настроение детям. Для этого нужно сделать пару действий.

  • Поговорите с сыном или дочерью. Узнайте, почему у ребёнка плохое настроение, что его беспокоит и можно ли ему помочь. Сядьте в тихом месте, где вам никто не будет мешать, и заведите доверительный разговор. Тогда малыш поймет, что он небезразличен вам, что вы о нём заботитесь. В этом случае ему будет легче довериться.
  • Используйте тактильный контакт. Подойдите к крошке, обнимите, погладьте по голове, возьмите за руку, поцелуйте. С помощью проявления любящих чувств можно легко исправить ситуацию. Ещё ни один малыш не остался равнодушным, если ему говорили слова любви.
  • Проведите вместе время. У хороших родителей всегда должно быть время для своего малыша. Забудьте о работе и делах. Сходите вместе в кино, кафе, парк. Устройте семейные чтения, посмотрите вместе фильм, а потом обсудите прочитанное или увиденное. Поделитесь мыслями. Почувствуйте себя единым целым.

как улучшить настроение детям

Несколько простых способов улучшить ребёнку настроение

Есть несколько способов, как поднять настроение ребёнку.

  • Для начала стоит выяснить – может быть, малыш просто устал. Тогда просмотр мультиков, чтение весёлых книг, совмещенное с валянием на диване, улучшат расположение духа. 
  • Вливайтесь в мир маленького человека. Его мир – это игра. Постройте город из конструктора, проложите железную дорогу, поговорите со своим ребёнком от имени черепашки-ниндзя или робота-трансформера, так вы узнаете о его тревогах и переживаниях.
  • Улучшит настроение прогулка на свежем воздухе в солнечный день. Организуйте подвижную игру. В движении отрицательная энергия и негативные эмоции исчезнут бесследно.
  • Арт-терапия – хороший способ избавления от депрессии, как для детей, так и для взрослых. Попросите ребёнка нарисовать свое настроение. Какие цвета он выберет? Предложите малышу раскрасить мир цветами радуги. 
  • Дурачьтесь и танцуйте вместе с ребёнком под весёлую музыку. Телесный контакт с родным человеком уравновешивает психологическое состояние и дает эмоциональную разрядку. 

как улучшить настроение детям

  • Будьте креативными, устройте праздник плохого настроения: купите мороженое, торт, и отпразднуйте печальное событие – будет очень весело!
  • Организуйте в квартире уголок плохого настроения: поставьте стульчик или кресло, положите уютный плед, чтобы в минуты невзгод ребёнок мог пережить нахлынувшую печаль.
  • Считается, что улучшить настроение можно с помощью еды. Но надо знать какой. Детское горе заесть шоколадной конфетой не получится. Потому что плохое настроение – это определенный набор химических элементов в организме человека в какой-то момент времени, приправленный грустными мыслями.
  • Порадуйте ребёнка яркими сочными фруктами разных цветов. Королем-антидепрессантом считается банан. Включите в рацион ребёнка орехи, фито-чай, ягоды.

Согласитесь, дети – отражение родителей. От дуба не рождается яблоня. Дети, как губки, впитывают всё от взрослых, с которыми находятся в тесном контакте. Поэтому не стоит требовать от ребёнка блеска в глазах, если у самих меланхоличное расположение духа.  Чаще разговаривайте с любимым чадом по душам, интересуйтесь его желаниями и потребностями. Тогда, скорее всего, вам не придется разгадывать ребус – почему у вашего ребёнка сегодня плохое настроение?

В жизни ребенка непременно должны царить положительные эмоции как первооснова для его нормального психического развития. На этом подчеркивает гуманная личностно ориентированная педагогика.

Воспитание у ребенка положительных чувств и всемерное осуждение и подавление негативных всегда были и являются значимыми аспектами развития дошкольника, их считали стержневой составляющей гуманных межличностных отношений, которые в свою очередь составляют основу взаимопонимания и сосуществования в социуме.

Настроение как проявление эмоций детей

Самые сильные и стойкие эмоции ребенка проявляются в его настроении. Кого же интересует настроение малыша? Кто о нем заботится?

Конечно, первоочередное место в становлении и культивировании настроения ребенка занимает семья, и заменить ее в этом аспекте не сможет ничто и никто. Семья — это первая школа детской жизни, где идет формирование ребенка и развиваются положительные или отрицательные детские эмоции.

И решающей здесь является общая атмосфера в семейном кругу. Приветливость, любезность, вежливость присущи семье, в которой царит позитивный настрой. И наоборот — подавляющие раздражение, повышенный тон мамы, недовольство отца, отсутствие порядка формируют негативное настроение и взрослых, и детей.

Мы спросили мам (поскольку именно они ежедневно собирают детей к детскому саду), какое настроение преобладает у ребенка утром?

Большинство искренне признались, что им некогда утром обращать внимание на настроение ребенка. Исключением является лишь жалобы ребенка на самочувствие. Несколько больше внимания родители обращают на настроение ребенка в вечернее время. И прежде всего потому, что дети вечером больше капризничают, не слышат обращений взрослого, чаще плачут.

Ошибочным является убеждение взрослых о том, что чуткий, сострадательный человек — это мягкотелое, избалованное существо. Ведь кротость, сострадание и другие благородные чувства человека вовсе не свидетельствуют о его плаксивости и слабости. Ребенок может быть отзывчивым, никого не обижаться и в то же время способным не позволить ровесницу обидеть себя.

Взрослый — мудрый и любящий наставник ребенка

Нынче нередко встречаем позицию родителей, которые не склонны лелеять учтивость, благородство собственного ребенка, объясняя это тем, что формирование и воспитание таких черт не актуально, что человека вежливого и благородного быстрее «выталкивают» с дороги жизни более самоуверенные, жесткие, наглые. Лишь отрицанием ничего не изменить.

Взрослые скептически относятся к детской обидчивости, а дошкольник остро чувствует, когда с ним поступают несправедливо. Нельзя пропускать ни одной такой ситуации, взрослый должен найти способ загладить даже малейшую обиду, нанесенную ребенку.

На самом деле взрослый в основном пренебрегает этой обязанностью, отмахивается от ребенка, откупается, оскорбив, и не задумывается, что так опрометчиво пропустил удобную ситуацию органично повлиять на укрепление чувства справедливости дошкольника. Зато ребенок получает нежелательный опыт: если его обижают, то можно оскорблять и других. Сначала это фиксируется на уровне подсознания, но впоследствии способствует формированию негативной привычки.

Если ребенок с дошкольного возраста привыкает к безразличию со стороны окружающих, он шаг за шагом теряет способность к гуманным поступкам. Взрослому следует придерживаться обязательного правила воспитания ребенка: его жизнь должна быть положительно эмоциональной. Поэтому весь процесс сопровождения жизнеобеспечения ребенка стоит делать эмоционально выразительным, постоянно провоцируя ребенка проявлять свое отношение к ситуациям, собственных действий; объяснять ему непонятные ситуации, особенно те, что противоречат общепринятым социальным правилам.

Можно еще долго выстраивать цепочку жизненных ситуаций, в которые ежедневно попадает ребенок в первые годы жизни — период, когда активно происходит осознание самого себя, становление самосознания, когда он еще не способен дать себе совет в оценке событий, свидетелем и субъектом которых является. Миссия быть мудрым наставником дошкольника здесь принадлежит близким взрослым. И есть у каждого малыша такой безгранично любящий наставник? Ответ на этот вопрос должны дать в том числе и работники дошкольных учреждений, ведь они тоже являются наставниками для своих воспитанников.

Внимательное отношение к ребенку утром — залог его хорошего настроения в течение дня

Каждому взрослому, кто взял на себя ответственность за сопровождение полноценного развития ребенка, следует прежде всего ответить на вопрос: достаточно ли я внимателен к переживаниям ребенка?

Формировать настроение ребенка в дошкольном учреждении следует начинать с простого, правда, несколько забытого ныне утреннего приема ребенка в группу. Каждое утро ребенка должно встречать не просто фигура воспитателя «на воротах в красных сапогах», чтобы ответить на приветствие и зафиксировать присутствие.

Общеизвестно, что рекомендация программных документов имеет целью передачу ребенка от мамы к воспитателю, и главное при этом — настроение дошкольника. Заметим, если бы воспитатели каждый раз акцентировали внимание на настроении малыша, здороваясь с ним утром, спрашивали, что случилось, если ребенок не в настроении, то каждая мама старалась бы не осрамиться перед воспитателем и позаботиться, чтобы настроение ребенка был максимально положительным. И если настроение дошкольника уже испорчено, изменить его на лучше имеет доверительный разговор с учетом знания педагогом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, его предпочтений, особенностей семейных обстоятельств.

Результатом такой утренней встречи в дошкольном учреждении должны быть озаренные радостью детские глаза, ведь общее эмоциональное настроение ребенка (радостный, грустный, бодрый, вялый, пассивный и тому подобное) влияет на протекание всех его психических процессов. С радостным настроением дошкольник все воспринимает в позитивном ключе, в тревожном — отовсюду ожидает неприятностей.

Плохое настроение ребенка, вызванное определенным незначительным событием, длится обычно недолго и проходит незаметно. А вызванное стойкое болезненное отношение к определенным жизненным ситуациям, вроде недовольства близких взрослых, частых поражений, болезней, переутомления, плохое настроение может переживаться глубоко и продолжаться долго. У ребенка из-за плохого настроения происходит всплеск эмоций. Нам незаметны значительные внутренние изменения в его организме в это время, а только яркое их проявление снаружи, которое мы не всегда понимаем. Именно внешнее проявление плохого настроения часто дезорганизовывает утром поведение и ребенка, и взрослого.

Главное, что ребенок не всегда осознает причины своего настроения. А именно от него зависит его глубина и продолжительность.

Поэтому внимательное отношение к настроению каждого ребенка утром, выявление причин ее плохого настроения и создания условий для бодрого имеет огромное значение для счастливого проживания ребенком каждого дня. Не стоит забывать, что радостное, приподнятое настроение предотвращает проявления негативных черт характера, а это — важное условие воспитания. И здесь пригодится способность взрослого чувствовать ребенка сердцем: услышать ее во время индивидуального и осторожного разговора, понять, что стоит за его объяснением или молчанием, найти те волшебные слова, которые вернут ему радость, чувство защищенности. Должны помнить, что эмоциональное состояние имеет значительную обратную силу влияния на всю деятельность ребенка, а в дошкольный период — это особая связь.

Не будем равнодушными к детям

Все ли мы делаем для того, чтобы найти путь к сердцу каждого ребенка? Как часто взрослые разговаривают с ребенком наедине с целью понять его мысли, чувства, желания? Подавляющее большинство обращений воспитателя адресована всем детям, при этом педагоги добиваются, чтобы каждый ребенок высказался перед всеми.

Если у воспитателя сформирован образ абстрактного ребенка, то он и применяет одинаковые приемы воздействия, способы взаимодействия с дошкольниками, а результатом такого подхода является формализм в воспитательных средствах и ничтожные результаты работы. Формальное отношение взрослого к ребенку в плохом настроении является источником для переживаний ею несправедливости. Состояние нервного возбуждения притупляет чувствительность, провоцирует тревожность или же расслабленность ребенка, что еще больше угнетает настроение.

В таком состоянии дошкольник не в состоянии адекватно воспринимать окружающую действительность, не чувствует добра вокруг, а потому и сам не способен на гуманные поступки. Взрослым стоит помнить о том, что под влиянием систематических переживаний таких эмоций может также меняться и характер ребенка.

Нельзя проявлять равнодушие к детским обращений. Часто можно наблюдать ситуацию, когда ребенок по несколько раз обращается к взрослому, а в ответ слышит что-то вроде «Подожди, я занята», «Ой, не сейчас» или же просто отговорку. Это лучший грунт для неискренности. Ребенку не присуща эта черта, он перенимает неискренность от родных и близких взрослых. Ребенок — мудрый и очень быстро оценивает выгоды от неискренности, одна из которых — с пользой для себя скрыть истину. А взрослые, когда замечают неискренность ребенка, редко признают в этом свою вину. Так и подрывается доверие. Ведь искренность, доверие и любовь не могут существовать врозь.

Дошкольный возраст — очень важный период с точки зрения формирования характера ребенка. Он постепенно усваивает моральные принципы, у него зарождается совесть. На основе эмоционального и духовного опыта выстраивается содержание и форма поведения — основа характера. Ничто, конечно, не реализуется само собой, автоматически, с возрастом. Этот процесс требует бережного гуманного сопровождения близких взрослых.

Определяем детское настроение

Для наглядности и подтверждения вышеприведенных тезисов предлагаем картинку из жизни современных детей. Мы провели опрос в группе дошкольного учебного заведения, в котором приняли участие 27 детей. Утром каждого ребенка просили охарактеризовать свое настроение. У трети оно оказалось: «плохой», «не очень», «грустный» и даже «ужасный». Затем мы провели беседу со всеми детьми, чтобы выяснить, что портит им настроение.

Вот какие ответы мы услышали:

  • когда на меня кричат;
  • когда мама сердитая;
  • когда со мной не играют;
  • когда обижают;
  • когда дети дерутся;
  • когда забирают игрушку;
  • когда заставляют есть;
  • когда у меня что-то не получается;
  • когда меня обзывают;
  • когда долго не забирают домой.

И это только те высказывания, которые касаются жизни в группе детского сада, то есть собственно того, что мы можем изменить. Детям дали домашнее задание подумать над тем, какие правила следует ввести в группе, чтобы в течение дня у них не портилось настроение.

На следующее утро мы снова общались с каждым. Не все сумели высказаться, кто-то просто забыл про домашнее задание. Осмысленных высказываний было 18.

Пятеро детей вместе с родителями дома записали и принесли такие правила — дети должны:

  • уважать друг друга;
  • уметь извиняться, если чем-то обидел другой;
  • не злиться на товарища;
  • прощать, забывать обиды и снова дружно играть;
  • не говорить плохих слов другом даже когда сердит на него;
  • учиться дружно играть, делиться игрушками, не драться.

В других своих высказываниях дети повторяли эти же правила в разных вариациях, добавляя причины собственных обид: обзывания, агрессия отдельных детей, нежелание спать днем или все доедать.

Параллельно с опросом причины плохого настроения детей утром выясняли во время цикла индивидуальных бесед и консультаций практического психолога и воспитателя-методиста с родителями воспитанников.

Основными темами встреч были:

  • Внимательны ли  взрослые к переживаниям ребенка?
  • Замечают ли взрослые обиды, печаль, гнев, страх, которые переживают дети?
  • Что является источником этих переживаний?
  • Какой след оставляют эти переживания в душе ребенка?
  • О каких правилах эмоциональных контактов с ребенком следует знать?

Учитывая то, что дошкольники достаточно часто среди причин, которые портят им настроение, называли то, что их «загоняют» спать, для мам и бабушек этих детей была специально организована консультация практического психолога на тему «Вечерняя идиллия, гармония, спокойствие».

Речь шла о необходимости создавать ребенку атмосферу спокойствия именно перед ночным сном, чтобы он был полноценным и детский организм отдыхал, набирался сил. Мамам было предложено вспомнить, какими их дети становятся в конце дня, как себя ведут.

Большинство взрослых отметила, что дети вечером часто капризничают, становятся непослушными, раздражительными и упрямыми. Все это показатели утомления детской психики, которая требует отдыха после активно проведенного дня. Кроме того, возбужденная и уставшая за день ребенок теряет способность саморегуляции — вот и капризничает. Взрослый своим авторитетом заставляет ее готовиться ко сну и укладываться в кровать, однако процесс засыпания при этом, как правило, далек от желаемого. Ребенок плачет, долго вертится, жалуется на что-то, капризничает, пока ее не сморит сон. В результате нервничает вся семья и страдает ребенок.

Когда практический психолог предложил родителям подумать, как помочь плохому настроению ребенка перед сном, то услышал от них интересные высказывания,

В высказываниях 10 дошкольников — в которых родители будто оправдывались за свои ошибки в отношениях с детьми: «У меня так много дел собирается вечером, что я порой забываю за часами следить. Вот и загоняю уже наскоро», «Он привык выторговывать у нас всех еще немного времени, чтобы поиграть или посмотреть телевизор. А как начинает капризничать, приходится совершать чуть жестче» и тому подобное.

Практический психолог посоветовал взрослым постараться изменить свое поведение. В частности, обязательно выделять для ребенка 10-15 минут для интимного, личностного общения с ней во время подготовки ко сну. Такая порция маминой ласки и любви может принимать разные формы, в частности это может быть песенка или рассказ о чем-то волшебное, воспоминания о счастливых ситуации или мечты о следующем выходном дне в семейном кругу.

Одним словом — «психотерапия маминой (или папиной) любви». В эти минуты следует наложить табу на все неприятное, негативное. Должна царить лишь гармония счастья, за которой наступит спокойный, приятный отдых.

Но самое важное — минуты гармонии родных душ перед сном нельзя игнорировать при любой занятости.

Правила спокойного и здорового сна

  1. Укладывайте ребенка спать каждый день в одно и то же время.
  2. Выделите 10-15 минут для душевного общения с ребенком, чтобы он почувствовал вашу любовь, ласку, заботу и внимание.
  3. Создайте «сонную» атмосферу в комнате: зашторьте окна, выключите телевизор, закройте дверь комнаты и т.п.
  4. За несколько часов до сна не организовывайте шумные игры, развлечения.
  5. Придумайте свой ритуал укладывания ребенка спать, которого будете придерживаться каждый день, например, чтение сказки или пение колыбельной.
  6. Не оскорбляйте малыша: хорошее настроение — залог крепкого сна.

Мы представили не основательное исследование, а лишь поверхностную картинку из жизни современных детей. Но она должно насторожить взрослых.

Ведь эмоциональный комфорт, формирование и переживания положительных эмоций является необходимым условием и основой для формирования многогранной личности ребенка, его полноценного развития и жизнедеятельности.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь окружности если знаем длину
  • Найдите наибольшее значение функции как решать
  • Как могу найти номер девушки
  • Как найти среднее арифметическое рациональных чисел
  • Как найти врача реабилитолога