Как ребенку найти общий язык со сверстниками

Как помочь ребенку найти общий язык со сверстниками: советы педагога

Как наладить отношения со сверстниками? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов, например, от коллектива, отношения учителя и характера самого школьника. Однако существуют и универсальные советы, которые будут актуальны для детей любого возраста.

 4 541

Каждый ребенок уникален и неповторим, но даже абсолютно разных детей часто одолевают схожие проблемы. Как подружиться с одноклассниками? Как завоевать авторитет и уважение сверстников? Где найти друзей? Подробнее о том, что мешает ребенку заводить новые отношения, и как в этой ситуации ему могут помочь родители, рассказывает Горлова Елена Александровна, педагог Wunderpark International School.

Что помогает ребенку наладить дружеские отношения?

Аккуратный внешний вид

«Встречают по одежке» — правило старое, но действенное, и забывать о нем не стоит. Какими бы ни были модные течения, но аккуратный внешний вид, удачно подобранная стрижка и опрятная одежда сразу же действуют располагающе на окружающих.

Широкий кругозор, наличие увлечений и хобби

Разносторонне развитому ребенку не составит труда найти общие интересы практически с любым одноклассником или взрослым. Чем больше дети знают, тем интереснее им обмениваться информацией друг с другом. Сверстники всегда охотно тянутся к тому, кто является специалистом в каком-либо вопросе. Особенно, если это актуальные для детей направления, например, музыка, современные танцы или популярные виды спорта.

 Собственная точка зрения

Уверенность, умение аргументированно отстаивать свою позицию вызывают уважение и помогают завоевать авторитет среди сверстников.

Умение слушать и принимать чужое мнение

Детям часто присущ эгоцентризм, однако дружеские отношения предполагают внимательное отношение к мыслям, желаниям и проблемам товарища. Терпение, уважение к чувствам друга, искреннее стремление понять — без этих качеств построить взаимопонимание будет сложно.

Умение договариваться, принимать и соблюдать правила

Компромисс — самый верный способ избежать конфликтов, а это, в свою очередь, позволит сохранять дружеские отношения. Уважение к чужим границам, соблюдение правил группы дают понять окружающим, что рядом с ними человек, который разделяет их ценности. А такое единомыслие способствует сближению членов коллектива.

Как родители могут помочь ребенку?

Поддерживаем внешний вид

Постарайтесь довериться вкусу своего сына или дочери, познакомьтесь с современной модой и примите ее, даже если не разделяете этих тенденций. Модная одежда поможет укрепить в ребенке ощущение внутреннего комфорта.

Учим общаться

Навыки общения не развиваются сами по себе. Взрослые учат ребенка начинать знакомство и поддерживать разговор, в том числе и собственным примером. При этом очень важно показать, какую роль играет умение слушать, искренность и живая заинтересованность собеседником.

Учим смещать фокус внимания

Дети очень часто озабочены вопросом, что о них думают окружающие. Роль родителя в этой ситуации — дать ребенку почувствовать, что даже несмотря на негатив с чьей-либо стороны, он любим и важен. Это поможет ему сохранить уверенность, не поддаваться на манипуляции и не поступаться собственными принципами и интересами ради внимания других людей.

Учим дружелюбию

Малыш старается, но у него не получается завести друзей? А может быть, его обидел тот, кого он считал другом? Родители могут показать, как важно уметь прощать ошибки, не оставлять попыток или пробовать завести отношения с новыми людьми. Иногда неприятные эпизоды подталкивают ребенка замкнуться в себе и никому не доверять. Но очень важно найти силы, чтобы дать второй шанс, в том числе и самому себе.

Учим признавать свое несовершенство

Дети часто считают, что просить помощи или признавать свое незнание — это признак слабости. Родители могут показать, что в этом нет ничего плохого. Наоборот, совместное решение какой-либо проблемы сближает людей, помогает родиться доверию между ними.

Учим искренности и заботе

Дети в любом возрасте хорошо чувствуют притворство. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок с детства видел искренние и честные отношения между родителями. Это даст ему понять, как строить доверительные отношения. При этом не стоит путать искренность с излишней прямотой. На первом месте всегда должна быть забота о тех, кто тебе дорог. Поэтому любую правду, даже самую неприятную, можно преподнести мягко и деликатно.

Помогаем поддерживать самооценку

У ребенка никогда не возникнет желания сохранять токсичную дружбу, если он будет уверен в себе и научится себя ценить. Самооценка малыша полностью зависит от родителей. Понимание того, что в любой ситуации его поддержат, укрепит веру в себя. Большое значение имеет и похвала. Достижения и победы должны вознаграждаться — так ребенок учится ценить себя и свою работу.

Прорабатываем сценарии общения

Общение — это практическая наука, однако некоторые ее аспекты можно изучать в теории. Например, объяснять, как предлагать помощь, с каких слов начать разговор, как реагировать на те или иные фразы собеседника. Разумеется, у ребенка не будет ответов абсолютно на все вопросы, однако это даст ему хороший старт и научит не робеть перед новыми знакомствами.

Учимся доверять ребенку

Каждый родитель не хочет уберечь свое чадо от неприятностей и разочарований. Однако именно они иногда становятся лучшими учителями. Поэтому самая ценная помощь — это та, о которой ребенок сам вас попросил. Не спешите вмешиваться в отношения детей, позвольте им самостоятельно разобраться с проблемой. Дайте ненавязчивый совет, но не контролируйте каждый шаг. Ребенок вступает во взрослую жизнь, и ему важно научиться верить в собственные силы. Поэтому будьте рядом, покажите, что готовы прийти на помощь, но позвольте ему принимать самостоятельные решения (читайте также: Под колпаком: к чему может привести родительская гиперопека).

Гармоничные отношения с ребенком, как и отношения детей в коллективе — сложная система, состоящая из множества составляющих. Их нельзя контролировать, но можно направлять — деликатно, грамотно и осторожно. Прислушиваясь не только к словам, но и к эмоциям сына или дочери, вы поможете им найти правильный путь и завоевать уважение, внимание и дружбу сверстников.

Горлова Елена Александровна

Педагог Wunderpark International School.

    Содержание:

  1. Почему умение дружить так важно для человека?
  2. Когда ребенок начинает нуждаться в общении со сверстниками?
  3. Как помочь ребенку наладить отношения с другими детьми?
  4. Чего не стоит делать при обучении ребенка общаться со сверстниками?

Каждый родитель мечтает о том, чтобы у его ребенка были друзья — круг людей, с которыми ему или ей будет комфортно и интересно. Взрослые всячески стараются расширять круг общения своего чада, предлагают все новые и новые обстоятельства, в которых ребенок мог бы найти себе друзей. Но в силах ли родителей научить ребенка дружить с другими и зачем, собственно, дружба так нужна подрастающему человеку — об этом говорим сегодня.

Как научить ребенка дружить

Почему умение дружить так важно для человека?

Умение дружить — важный социальный навык, который человек приобретает в процессе жизни. Налаживание и поддержание доверительных отношений со сверстниками помогает ребенку в дальнейшем взаимодействовать не только с друзьями, но и малознакомыми людьми разных возрастов.

Здоровая дружба нужна детям, поскольку обеспечивает им чувство принадлежности и идентичности. Ощущать себя частью какой-то группе людей повышает самооценку и помогает справлять с критикой, которая поступает в адрес ребенка. И даже если ребенок по какой-то причине подвергнется буллингу со стороны сверстников, именно наличие друзей поможет справиться с психологическим давлением из-за травли.

Помимо этого, в процессе общения со сверстниками ребенок учится разрешать и преодолевать конфликты, ведь дружба — это, в первую очередь, про умение искать компромисс и договариваться.

Работа в декрете - это просто!

Когда ребенок начинает нуждаться в общении со сверстниками?

Когда взрослые видят своего полуторогодовалого малыша в песочнице рядом с таким же карапузом, пытающихся поделить между собой игрушки, им может показаться, что именно так завязывается первая дружба. Однако, родители глубоко ошибаются.

Потребность в социальных контактах с ровесниками возникает ближе к трем годам. До этого момента дети могут просто находить рядом в ограниченном пространстве, но необходимости в общении друг с другом они не испытывают.

Первые дружеские отношения, основанные, как правило, на физическом (одного возраста и пола) и географическом (живет рядом) сходстве. До 7 лет, друг — это товарищ по играм, с которым у ребенка похожие интересы. Чувства и точка зрения других ребят пока для ребенка не берутся во внимание.

Лишь позднее, ближе к 7-9 годам зарождается идея взаимности и осознания чувств другого ребенка. На этом этапе начинается «восприятие перспективы», или осознание того, что может чувствовать другой ребенок, учитывая наши действия. Следует отметить, что восприятие перспективы более доминирует у девочек, чем у мальчиков, на этом этапе и на всех последующих этапах развития.

Как научить ребенка дружить

Как помочь ребенку наладить отношения с другими детьми?

Есть дети, которые с легкостью заводят новые знакомства, быстро находят общий язык со сверстниками и комфортно себя чувствуют в любой социальной группе. Есть те, для кого взаимодействие с другими детьми дается довольно непросто. И для каждого ребенка помощь родителей в установлении и поддержании дружбы будет разной. Но есть несколько универсальных советов, которые помогут родителям поддержать своего ребенка.

Слушайте ребенка. Будьте внимательны и участливы к тому, что говорит ваш ребенок. «Петя сказал, что не будет больше со мной играть!» — это может стать настоящей трагедией для пятилетнего малыша! Даже если вам кажется, что очередная ссора между ребенком и его друзьями пустяк, поймите: масштаб горя для незрелого ребенка совсем иной.

Наблюдайте и помогайте, только если просят. Глобальная задача родителя — не мешать ребенку учиться устанавливать социальные контакты. Даже если, наблюдая за своим ребенком, вы считаете, что ребенок ведет себя не так, как вам казалось бы правильно, не вмешивайтесь. Вы лишь сторонний наблюдатель. И лишь в случае прямой просьбы от ребенка помогайте ему.

Ищите решение вместе. Если ребенок стал участником конфликта, попробуйте вместе с ребенком прийти к пониманию того, что именно послужило причиной недопонимания и как лучше выйти из этой ситуации. Не навязывайте свое мнение, дайте ребенку учиться мыслить критически самому. Ненавязчиво направляйте его к правильному решению.

Приводите примеры. Детям трудно мыслить абстрактными понятиями и размышлять в долгосрочной перспективе. Да и опыта дружбы с другими детьми у ребенка тоже нет. Поэтому гораздо понятнее будет, если какие-то ситуации вы будете объяснять ребенку на примерах их собственной жизни, мультфильмов, книг.

Дайте понять ребенку, что вы всегда рядом. Взаимоотношения со сверстниками невозможно без конфликтов. И ребенку важно понимать, что у него есть любящий и принимающий его взрослый, к которому он всегда может обратиться за помощью и поддержкой.

Как научить ребенка дружить

Чего не стоит делать при обучении ребенка общаться со сверстниками?

Иногда, преследуя благие намерения, родители допускают ошибки, когда дают советы своим детям, как выстраивать дружеские отношения. Вот самые распространенные из них.

Считать своего ребенка всегда правым. Безусловно, каждый родитель старается занимать сторону своего ребенка в любой конфликтной ситуации. Однако, в том числе в силу отсутствия опыта, ваш ребенок может оказаться не правым. И ваша задача максимально беспристрастно разобраться в ситуации, если это требуется, и научить ребенка справедливо разрешать конфликты, признавать свои ошибки.

Заставлять ребенка мириться с друзьями или менять свое окружение. Критически разбирайте любую непростую ситуацию со своим малышом и учите самому принимать решения по отношению к своим друзьям.

Не решайте конфликты за ребенка. Очень плохая идея пытать вмешиваться в детские ссоры (за редким угрожающим жизни и здоровью исключением). Ребенок должен самостоятельно учиться преодолевать конфликты, а не ждать, когда придет мама или папа и «все решит».

Не игнорируйте жалобы ребенка. Существует две крайности среди родителей: чрезмерно вмешиваться в жизнь ребенка и добровольно отстраняться от нее. Обе эти стратегии безрезультатно, само собой. И если первый тип родителей мешают ребенку учиться самостоятельности, то отчужденные мама и папа могут казаться для ребенка равнодушными и безучастными, что, несомненно, влияет на доверие между взрослыми и детьми. Поэтому слушайте ребенка и пытайтесь понять его, учитывая возраст и темперамент малыша.

Как научить ребенка дружить

В заключении, хочется сказать: чтобы ребенок учился дружить со сверстниками, у него должна быть возможность с ними общаться, поскольку дружба — это навык, который нужно тренировать. Поэтому:

  • посещайте детский сад или любое другое учреждение, где будут детки, с которыми ребенку придется выстраивать социальные контакты;

  • ходите в кружки и секции — там ребенок сможет научиться устанавливать доверительные отношения с группой детей, близких по интересам;

  • личным примером показывайте дружеские отношения;

  • если все ваши попытки тщетны, обратитесь с детскому психологу — специалист поможет определиться с истинной причиной отсутствия друзей и определит вектор, в ключе которого стоит работать.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.

Источники:

  1. https://www.mentalhelp.net/blogs/why-it-is-important-for-our-children-to-have-friends/

  2. https://raisingchildren.net.au/school-age/connecting-communicating/connecting/supporting-friendships#:~:text=Friendships%20also%20help%20children%20develop,and%20make%20friends%20at%20school

  3. https://www.verywellfamily.com/girls-friendships-and-bullying-4065064

Петрова Карина Георгиевна

Ребенок не дружит с ровесниками: что делать?

09.01.2022

В этой статье:

Когда у ребенка не складываются отношения с ровесниками, у родителей возникает тревога. Ведь если ребенок отличается от сверстников, есть вероятность, что с ним что-то не так и он не сможет найти себе место в жизни. Разберемся в причинах, по которым подросток может выпадать из компании своего возраста и окажем помощь там, где она необходима.

Почему ребенок не дружит с ровесниками?

Обычно дружба со сверстниками не складывается у подростка по следующим причинам.

  • Ребенку не интересно с ровесниками. Интерес — это общие занятия и ценности. Довольно часто трудности с взаимоотношениями возникают у детей, которые находятся в чуждой интеллектуальной среде. Например, ребенок с научными увлечениями находится в среде детей, которых на первом месте волнуют личные отношения полов, популярные блоггеры и герои массовой культуры. Или наоборот: ребенок имеет массовые интересы, но попадает в среду людей, которых объединяет какое-то хобби или направление: робототехника, определенный спорт и т.п. 
  • Ребенок не находит общий язык со сверстниками. Вторая причина — это умение ребенка общаться в коллективе, понимать гласные и негласные правила и вести себя соответственно. Так часто бывает, когда семейная культура и опыт ребенка не совпадает с культурой социальной среды. К примеру, ребенку из религиозной семьи может быть сложно в обычной массовой школе с одноклассниками в подростковом возрасте.
  • Ребенок не адаптировался к смене коллектива. Довольно часто при смене школы и места проживания ребенок оказывается в чуждой среде и не может наладить отношения со сверстниками. Довольно часто при переезде в другой регион или другую страну человек попадает в другой мир. Но иногда такой эффект может возникнуть и при смене школы — ведь культура, отношения в разных школах даже в рамках одного города могут быть совершенно разными.

Для того, чтобы помочь ребенку, важно понять, с чем именно мы столкнулись: ребенок не находит общий язык с ровесниками вообще или с ровесниками в конкретной ситуации. Или же ему вообще сложно строить отношения с людьми и, как бы мы не пытались изменить среду, друзей у него по-прежнему нет. Рассмотрим ситуации разных типов

Ребенок дружит с младшими

Ребенок дружит с теми, кто младше его по возрасту, и ему и правда интересно. Взрослые его хвалят за педагогический талант, умение быть лидером среди малышей. В школе он любит занимать должности вожатого, вести уроки в младших классах и т.п. Само по себе не может не радовать, но если при этом у него нет друзей среди ровесников, мы настораживаемся.

Почему ребенку интересней с младшими, чем с ровесниками?

Если подросток с трудом находит общий язык со сверстниками, конфликтует с одноклассниками, то младшие дети могут быть для него убежищем для самооценки. Ровесники его отвергают, а младшие буквально смотрят в рот, считают авторитетом. Такое поведение нередко сохраняется на всю жизнь, люди становятся учителями и проводят больше времени с учениками, чем с друзьями. В чем здесь проблема?

Главная проблема в том, что младшие намного менее критичны по отношению к такому старшему другу. Он не сталкивается с теми проблемами, которые помогают его ровесникам пострадать, но выработать способы разрешения конфликтов с равным и более сильным.

Что делать родителям, если ребенок дружит с теми, кто младше по возрасту? 

Постараться интегрировать ребенка в мягкое общество ровесников. Возможно, это будет частная школа или клуб, где дети ведут себя более интеллигентно и вежливо чем в обычной школе.

Также имеет смысл проконсультироваться с психологом на тему самооценки ребенка и поработать над ней. Когда ребенок повысит самооценку и уверенность в себе, у него будет меньше страха перед другими подростками и он сможет влиться в коллектив ровесников.

Ребенок дружит со старшими и со взрослыми

Бывает и обратная ситуация: подросток с удовольствием тусуется со взрослыми, а ровесники ему не интересны.

Почему ребенку интересно со взрослыми?

Вообще-то, детям интересно со взрослыми. Другое дело, что не со всеми, и это иногда бывает обидно — понимать, что ты не тот взрослый, с которыми подростку интересно и прикольно.

  • Взрослые люди больше знают и умеют. И если в них есть дух наставничества и они готовы делиться с подростками, то они популярны.
  • Взрослый — это ролевая модель. Если подросток видит взрослого, на которого хочет быть похожим, а этот взрослый готов уделять ему внимание, то подросток будет доволен и счастлив.
  • Бывает, что у подростка проблемы с родителями, либо нет родителей, и тогда взрослый выполняет еще и роль, отчасти похожую на родительскую, то есть поддерживает подростка по жизни.

Что ребенку дают друзья старше него по возрасту?

Возможно, ребенок тянется не к взрослым, а к другим подросткам, которые старше его на несколько лет, а ровесников игнорирует. Так бывает и по случайному совпадению: подобралась компания. Или из-за увлечения: занялся скалолазанием, подружился с ребятами постарше.

Довольно часто старшие подростки или молодые взрослые не проводят серьезной границы между людьми в компании, игнорируют разницу в возрасте 3-5 лет. И таким образом подросток чувствует себя более взрослым, у него жизнь интересней, чем у ровесников с его точки зрения. Для взрослых ребенок 14 и 18 лет — это большая разница, но сам 14ти летний не видит эту разницу или рад, что ему удалось попасть в тусовку, где с ним обращаются как с равным, несмотря на разницу в возрасте.

Старшие друзья детей — как к ним относиться?

Родителей может беспокоить, что более старшие друзья подростка втянут его в занятия не по возрасту. Это разумное опасение и имеет смысл всерьез рассмотреть все возможные последствия.

Для начала имеет смысл познакомиться со старшими друзьями и понять, на чем основана дружба. Довольно часто ребята просто нормально общаются в разновозрастной компании просто на основе общего увлечения, которое сглаживает возрастную разницу. Скажем, многие популярные экстремальные виды спорта объединяют ребят и популярность получают те, кто делает трюки лучше, даже если им меньше лет.

Вы имеете право ставить разумные границы в общении ребенка со старшими друзьями. Скажем, гулять вечером можно, но на неделю уехать в другой город без взрослых — нельзя. Эту ситуацию нужно проговорить со всеми участниками и предложить компромиссное решение.

Если ситуация со взрослыми и старшими друзьями вам кажется опасной в силу их асоциального образа жизни, то вы имеете право ограничить контакты ребенка. И дело не в возрасте, а в тех выборах жизненного пути, которые неприемлемы для вашей семьи.

Когда ребенок не дружит с ровесниками, имеет смысл разобраться в ситуации и понять, нужна ли ему помощь. Иногда имеет смысл помочь ему найти общество сверстников, в котором ему будет интересно и комфортно. А иногда принять то, что у него сложились отношения с людьми младше или старше него по возрасту. Главное, чтобы эти отношения были не вредными для его развития.


Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Психолог Елизавета Филоненко, автор книги «Свой среди своих. Как научить ребенка дружить» отвечает на частые вопросы родителей о том, что делать, если у ребенка сложности в общении со сверстниками.

Как понять, что у ребенка проблемы в отношениях со сверстниками?

Первый способ: просто понаблюдать и оценить поведение ребенка. Например, он никак не может подойти к другим детям — очевидная проблема. Но в этом случае важно учитывать индивидуальные особенности. Одно дело, когда малыш не сразу идет к другим детям, когда первый раз приходит на площадку. Другое, когда он спустя два месяца все еще не устанавливает контакт со сверстниками. 

Второй способ: прислушаться к тому, что говорит сам ребенок. Например, у него нет друзей, он все время жалуется и дома рассказывает об этом. Или информацию об этом доносят воспитатели и учителя. 

Но стоит учитывать, что есть реальные проблемы, такие как чрезмерная замкнутость, застенчивость или повышенная агрессивность, а есть мнимые. Очень большая часть жалоб родителей связана именно со вторыми. 

Например, в два-три-четыре года общение детей часто очень тактильное и довольно грубое. Причина в том, что они еще не до конца освоили нормы поведения. Если с человеком начать общаться так, как трехлетки играют друг другом играют, он, скорее всего, просто не выдержит. А дети так устроены, что проходят через этот этап достаточно безболезненно. 

Еще одна мнимая проблема: девочки и мальчики часто дружат втроем и постоянно против кого-то объединяются. Это неприятный этап, но очень типичный и проходящий этап. Если ребенок оказался тем, против кого объединились, его стоит поддержать, но сильно впечатляться не нужно. Если не хватает собственной компетенции, полезно посоветоваться с кем-то, кто на работает с детьми — вожатый, психолог, педагог.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Как поговорить об этом с ребенком? 

К этой теме стоит подбираться в том случае, если в остальном у родителей уже налажен контакт с ребенком. Если в семье обычно не ведут разговоры на отвлеченные темы — что мне нравится, что я люблю, чего я боюсь, чего бы я хотел — не получится поговорить и о дружбе. Если родители в такой ситуации хотят обсудить проблему с ребенком, придется сначала развивать общую систему общения.

Если мы предполагаем, что, например, у ребенка 7-11 лет есть реальная проблема со сверстниками, значит, он чувствует себя одиноко, ему плохо. В этом случае стоит делать так, чтобы в семье ему было хорошо, чтобы он получал обратную связь от людей, что его любят и он нужен. Что дома его хотят слушать и готовы с ним общаться. 

Общение с ребенком полезно развивать комплексно. Найти какие-то общие дела, фильмы, книги, про которые получится говорить безотносительно конкретных проблем. Почти что все темы включают так или иначе общение людей, поэтому ее точно не избежать.

Если родитель не умел дружить, будут ли похожие проблемы у ребенка?

Влияние точно есть, но именно предопределенности нет. То, как люди дружат, зависит от большого количества факторов. Например, если у кого-то из родителей это плохо получается, но это понимает и создает для ребенка другой контекст — отдает в сад, в детский лагерь — то он не повлияет в такой степени на его коммуникабельность. А если мама или папа не умеет дружить, думает, что мир какой-то недружелюбный и все время держит чадо возле себя, то этим ему точно помешает. Все зависит от стратегии, которую выберут взрослые.

Бывает и обратная ситуация: супер коммуникабельный родитель не распознает особенности ребенка и раньше времени начинает его выталкивать к сверстникам. А тот не хочет. Эта стратегия тоже может помешать ребенку научиться дружить.

Что делать, если не нравится друг ребенка? 

Запрет на дружбу будет иметь смысл только у родителя получается претворить его в жизнь. С маленьким ребенком это просто: его можно унести с площадки, если он играет с кем-то не тем. Но как только он без вашего надзора пошел в школу или даже садик, вы теряете этот инструмент. А если родитель что-то запрещает, но не может запрет реализовать, он теряет свой авторитет. 

Кроме того, запрет на дружбу с кем-то повысит уровень конфликтности. Ребенок будет стремиться уйти из-под нежелательного контроля — врать. Запретите переписываться со своего телефона — станет переписываться с чужого. И ничего уже с этим не поделать.

Но все-таки если друг неудачный, у вас остается моральное право влиять на ребенка. И в этом случае не стоит особенно стесняться того, что вам не нравится его компания. Один из каналов влияния — просто обращать внимание на то, что такой-то человек не очень хороший, он может подвести, нагрубить, подставить. Объяснять, какие качества есть у этого «друга», и почему они вам не нравится.

Для того, чтобы ребенок вас слушал, стоит показать ему, за счет чего он зацепился за своего приятеля. Например, он очень харизматичный, а вашему подростку этого не хватает. Или приятель может себе позволить то, что ваш ребенок не решается позволять. Это классическая история Малыш и Карлсон. Ребенок что-то себе не позволяет, подавляет, хочет быть хорошим, а у друга нет таких запретов и он восхищается его свободой. При этом в разговоре полезно упомянуть и положительные качества нежелательного приятеля, иначе вы настроите своего ребенка против себя, он станет защищать товарища. 

Чтобы переключить внимание ребенка, расширить его круг общения, можно организовать ему разные новые мероприятия: отправить в лагерь, в поход, предложить какой-то кружок.


Материалы по теме:

  • Татуировки, эмоциональность, ссоры: психолог отвечает на вопросы родителей подростков            
  • Нежелание учиться, дерзкое поведение в классе и помощь с «домашкой»: психолог отвечает на вопросы родителей про школу  
  • Споры в песочнице, адаптация к садику и плохое поведение: психолог отвечает на вопросы родителей дошкольников                      

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Отношения ребенка со сверстниками

Общение — это важнейшая составляющая развития социально-личностных отношений. С его помощью ребенок познает окружающий мир, узнает что-то новое, получает внимание и заботу. И если в первые месяцы и годы жизни весь мир малыша крутится вокруг родителей, то по мере взросления круг его интересов расширяется. Он начинает взаимодействие со сверстниками. Это абсолютно нормальный и неизбежный процесс. Но далеко не всем удается сразу выработать навыки общения, некоторые сталкиваются с проблемами: агрессия, стеснительность, страх, игнорирование. В таком случае родителям необходимо поддержать ребенка и помочь ему выстроить правильные взаимоотношения с детьми.

Особенности процесса взаимодействия детей друг с другом: как формируются отношения между сверстниками

Отношения между сверстниками — это первая деятельность ребенка, свободная от влияния взрослых. Для детей взрослые люди, особенно родители, представляют собой безоговорочный авторитет и трудно достигаемый образец для подражания. Они не задумываясь принимают их точку зрения, не пытаются перепроверить полученную от них информацию. Отношения между детьми складываются совсем иначе — они могут иметь разную точку зрения. При несогласии с чем-либо предпринимаются попытки изменить мнение собеседника, что становится важной составляющей личностного развития. Ребенок в коллективе сверстников вырабатывает свою точку зрения, делает собственный моральный выбор.

Основные особенности общения детей со сверстниками:

  • Многообразность. Сверстники могут использовать больше средств общения, чем при выстраивании взаимоотношений со взрослыми. В процессе игры они могут проявить качества и личностные характеристики, которые не демонстрируются во время взаимодействия с родителями.
  • Яркая эмоциональная насыщенность. Именно в момент общения со сверстниками ребенок получает способность сочувствовать и переживать чужие эмоции как свои личные.
  • Отсутствие нормативности и регламента. Ребенок получает свободу он внутренней субординации, которой ему приходилось придерживаться при общении со взрослыми.
  • Возможность проявить инициативу. Это важно для формирования согласованных коммуникативных действий  Источник:
    Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками. Лукьяненко Е.С., Линецкая О.А. Евразийский Союз Ученых, 2015
    .

Перечисленные особенности характерны для детей дошкольного возраста — от 3 до 6-7 лет. В младшем возрасте (2-4 года) ребенку достаточно веселого совместного времяпрепровождения со сверстником. Ему не интересна его точка зрения, он не стремится доказать свою. Ему нужны только шалости и усиление общего веселья. Они могут вместе бегать, кричать, кривляться и прятаться. Все это необходимо для привлечения внимания и получения эмоционального отклика. Увидеть в другом ребенке равноценную личность можно только с помощью родителя. Взрослый акцентирует внимание малыша на привлекательных сторонах ровесника, подчеркивает, что он может выполнять такие же простые действия (например, похлопать в ладоши или попрыгать на месте).

Особенности взаимодействия детей в дошкольном возрасте

Отношения ребенка со сверстниками

Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо узнать этапы развития общения. Этот процесс протекает в несколько последовательных стадий:

  1. Отсутствие самостоятельной и специфичной потребности в общении с ровесниками. Этот период продолжается в течение первых 12 месяцев жизни. В конце первого года появляются первые эпизоды практических контактов: дети начинают совместно что-то рассматривать или перетягивать. Контакты носят кратковременный характер, они быстро прекращаются из-за невозможности произвольного регулирования детского поведения.
  2. Повышение интереса к ровесникам. Этап захватывает второй год жизни. Дети начинают развивать совместную активность: перебрасывание предметов, пересмеивание, переглядывание. Общение детей дошкольного возраста со сверстниками на этом этапе отличается яркой эмоциональной окраской: смех, визг, пение и прочие доступные проявления эмоций.
  3. Повышение значимости друга. Этап захватывает третий и четвертый годы жизни. Ребенок воспринимает сверстника как субъект общения. Их совместная деятельность становится разнообразной и значимой. Но авторитетность и привлекательность взрослого все еще остается более важной.
  4. Друг важнее взрослого. С 4 до 6 лет. Для дошкольника ровесник становится более привлекательным и предпочитаемым. Общение становится более интенсивным, появляется инициатива на контакт даже в дистанционном режиме. Обнаруживается явная коммуникативная потребность детей в общении друг с другом  Источник:
    Особенности отношений со сверстниками в ранней юности. Просекова Е.Н. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. с. 125-130
    .

Особенности взаимодействия детей школьного возраста

Отношения ребенка со сверстниками

К 6-7 годам происходит формирование нового общения с одногодками. В этом возрасте ребенок может общаться внеситуативно, без связи с происходящим в данный момент. Он может рассказать собеседнику о его недавней поездке, планах на будущее, обсудить поведение одноклассников. В этом возрастном периоде психология отношений между детьми все больше начинает напоминать модель взаимоотношений между взрослыми. Их разговоры не ограничиваются играми и игрушками. Они начинают общаться на любые темы, не совершая при этом никаких практических действий  Источник:
Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни. Тухфетуллина А.М. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2010. с. 215-220
.

К шестилетнему возрасту существенно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в жизнь одногодок. Они стремятся помочь и дать правильный совет, сохраняя при этом конкурентное и соревновательное начало. Перестают рассказывать только о себе, стараются узнать больше информации о жизни сверстника: что ему нравится и не нравится, какие есть интересы и планы.

К окончанию дошкольного возраста между детьми формируется стойкая избирательная привязанность, зарождаются первые ростки дружбы. Чаще всего дошкольники собираются в маленькие группы (2-3 человека), внутри которых выстраивается дружелюбная атмосфера. Конфликтные ситуации, как правило, развиваются по причине «кто с кем дружит». Ребенок может тяжело переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. В такой момент близким взрослым важно выслушать обиды школьника, выразить свою поддержку и дать совет. Это поможет ему справиться с первыми переживаниями и продолжить поиски друзей. Ссоры, конфликты и непринятие — это нормальная составляющая развития общения детей со сверстниками.

Почему важна социализация ребенка через общение со сверстниками

В широком смысле социализация — это усвоение образцов поведения и ценностей того общества, в котором находится человек. Усвоение социальных отношений ребенком происходит именно посредством общения с одногодками. Контактируя с ними, он активно развивает в себе навыки, умения, речь и социальный опыт. Влияние сверстников на ребенка сказывается и на формировании личной системы ценностей и потребностей.

Социализация в среде посредством общения с одногодками имеет несколько важных моментов:

  1. Формирование эмпатии. Примерно в двухлетнем возрасте малыш начинает понимать чувства других людей. В этот момент взрослым необходимо проговаривать чувства самого малыша, свои личные и окружающих. Это поможет ему в будущем лучше объяснять свои переживания и замечать эмоции других.
  2. Получение личного опыта общения: как положительного, так и негативного. Взрослым, по возможности, не рекомендуется вмешиваться в детское общение. Делать это можно только при реальной опасности, например, ребенок уже дерется или еще не может за себя постоять. Но и в таких ситуациях необходимо придерживаться нейтралитета и выступать в роли наблюдателя. Не нужно давать оценку происходящему, достаточно просто сообщить о своем наблюдении и малыш, вероятнее всего, сам поделится эмоциями.
  3. Возможность узнать границы дозволенного. Здесь вмешательство близких взрослых приветствуется. В каждой семье присутствуют границы дозволенного, поэтому малышу важно объяснить правильное для вас поведение в группе в детском саду или в школе. Например, можно обозначить несколько правил: «Нельзя обзываться», «Нельзя драться», «Нельзя забирать чужие игрушки».
  4. Разрешение конфликтных ситуаций. Во время ссоры ребенок получает отличный опыт. Постепенно он учится спокойно решать конфликты и понимать чувства друга или собеседника  Источник:
    Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Подвицкая Г.И. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018
    .

Как помочь ребенку научиться общаться со сверстниками

Отношения ребенка со сверстниками

Этим вопросом задаются многие родители. Для создания основы для формирования социокоммуникативных навыков взрослым необходимо придерживаться некоторых правил:

  • Искренность и открытость внутри семьи. Взаимоуважение и взаимопомощь среди членов семьи станет лучшим примером для ребенка. Наблюдая за моделью поведения взрослых, он будет проецировать ее на свое общение с людьми.
  • Частые разговоры. Не нужно обесценивать чувства и переживания детей. Их нужно проговаривать и обсуждать.
  • Прививайте уважение к окружающим. Ребенок должен с ранних лет понимать, что кроме его личных интересов существуют мнения других людей. Это не значит, что он должен всем уступать. Важно привить отстаивание своих интересов с возможностью договоренности и аргументации позиции.
  • Поощряйте инициативу в общении. Если ребенок не умеет общаться со сверстниками, но предпринимает попытки завести знакомство — всячески это поощряйте.
  • Регулярно посещайте места, где присутствуют ровесники: детские площадки, клубы, развлекательные центры, развивающие кружки и секции.
  • Не демонстрируйте негативные чувства по отношению к другим детям. Возможно, ребенок избегает сверстников потому, что считает ваше мнение безоговорочно правильным  Источник:
    Коррекция межличностных отношений гиперактивных детей со сверстниками. Бердникова А.А. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011
    .

Обучение общению с помощью совместной деятельности (игры)

Игры — это самый действенный метод обучения детей, особенно дошкольного возраста. Разобрать и наглядно продемонстрировать разные виды общения помогут ролевые типы игр. Для этого достаточно использовать имеющиеся дома игрушки, с помощью которых можно разыграть с малышом простые сюжеты и жизненные ситуации. Например, Зайчик хочет познакомиться с Белочкой, и предлагает ей стать друзьями. Также можно разыграть конфликтную ситуацию: Собачка обиделась на Котика за то, что он ее дразнит. Котик извинился перед Собачкой, и они продолжили играть. Ребенок, поглощенный процессом игры, подсознательно запоминает проигранные модели поведения и переносит их в реальную жизнь.

Что еще важно учесть

Если ребенка не принимают сверстники, то нужно попытаться найти причину этой проблемы. Есть несколько личностных качеств, которые чаще всего воспринимаются окружающими негативно, создавая трудности в формировании межличностных отношений:

  • Агрессивность. Если малыш агрессивен, то другие дети будут бояться с ним общаться. Они будут думать, что он может их ударить или забрать любимую игрушку.
  • Застенчивость. Если ребенок стесняется сверстников и проявляет чрезмерную нерешительность, то ему будет гораздо сложнее обзавестись друзьями.
  • Эгоизм. Если в процессе общения детей ребенок руководствуется только своими интересами, то одногодки быстро потеряют к нему интерес.
  • Пассивность. Если ребенок не играет в игры и не проявляет инициативу, то детям становится с ним банально неинтересно.

Часто задаваемые вопросы

Что делать, если ребенок не хочет общаться или играть со сверстниками? Почему это происходит?

В первую очередь, важно выяснить, почему ребенок не хочет общаться со сверстниками. С ним нужно поговорить о его коллективе и друзьях, поинтересоваться комфортно ли он себя ощущает в этой компании. Можно поинтересоваться, чем они занимаются и что бы хотел делать ребенок. Возможно, у них просто разные интересы или малыша что-то отпугивает: агрессивность, пассивность и другие неприятные для него личностные характеристики.

Как быть, если ребенка обижают сверстники? Как помочь ребенку социализироваться, если его не принимают?

Ребенок должен быть готов к тому, что не все дети добрые и относятся к окружающим хорошо. Огородить малыша от всех неприятностей невозможно, поэтому необходимо научить его правильно на них реагировать: обучить говорить «нет» в ситуациях, когда нарушаются его личные границы или поступает предложение поучаствовать в плохой затее и т.д. Стоит объяснить, что на обзывательства можно отвечать юмором — часто это ставит противника в ступор. Важно дать понять, что нельзя становится зачинщиком драки, но, если она началась, нужно защищаться.

Почему ребенок боится или стесняется сверстников?

Для преодоления стеснительности и страха у ребенка не должно быть проблем с самооценкой. Для этого взрослым необходимо внимательно относиться к нему, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его достижения и критиковать проступки исключительно конструктивно.

Что делать, если ребенок не находит общий язык со сверстниками?

Возможно, ему не подходит выбранный коллектив. Нужно помочь ребенку найти друзей в другом месте: детские центры развития, спортивные секции, театральные кружки. Дети с общими интересами чаще становятся друзьями.

Ребенок агрессивен со сверстниками: обзывается, дерется. Как быть?

Если внутри семьи и вне ее поддерживаются добрые и внимательные отношения, то у ребенка складывается правильное представление о взаимоотношениях. Поэтому стоит внимательно изучить свое ближайшее окружение — возможно, малыш кого-то копирует? Отличные примеры дружбы и доброты можно найти в литературе и мультфильмах. Взрослым можно устраивать совместные просмотры или чтения с детьми с дальнейшим обсуждением поступков героев — как поступать можно, а как делать не стоит.

Источники статьи:

  1. Особенности отношений со сверстниками в ранней юности. Просекова Е.Н. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. с. 125-130
  2. Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Подвицкая Г.И. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018
  3. Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни. Тухфетуллина А.М. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2010. с. 215-220
  4. Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте. Спицына О.А., Балашова О.С. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2016. с. 169-174
  5. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками. Лукьяненко Е.С., Линецкая О.А. Евразийский Союз Ученых, 2015
  6. Коррекция межличностных отношений гиперактивных детей со сверстниками. Бердникова А.А. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти икону ксении петербургской
  • Как найти площадь следа человека
  • Как найти время в башкирии
  • Как найти свою почту на компе
  • Как найти тангенс aob изображенного на рисунке