Как ребенку учить составить предлоги

Консультация

«Как научить детей раннего и дошкольного возраста употреблять предлоги»

1 слайд 

2 слайд  По данным исследований,  предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – местоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги. 

Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).

3 слайд  На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).

4 слайд   В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении.

5 слайд Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.

6 слайд  Игры с предлогами для детей.

Перед тем, как проводить речевые игры с предлогами нужно выяснить, какие предлоги уже использует Ваш малыш и правильно ли он их употребляет.

Работа над предлогами с детьми раннего и среднего возраста

Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В,  НА, ПОД, ОКОЛО.

«Прятки»

В этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи, от имени разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет.

Если Вы играете с игрушкой – кошкой, то используйте стихотворение — считалочку Н. Пикулевой:

Слышу, слышу, слышу, слышу,
Кто потопал и куда!
Кошка прыгнула на крышу
И пропала без следа!
Раз-два-три, четыре, пять,
Я иду её искать!

Если ребенку 4-6 лет, то предложите ему спрятать от Вас несколько игрушек в разные места (в коробку, у коробки, за коробкой, под коробкой, на коробку и т.д.) и попробуйте отгадать, где что лежит. Затем повернитесь и вместе с малышом опишите правильное место расположения предметов: «Уточка в коробке. Бегемотик – за коробкой. Машинка – перед коробкой. Собачка – на коробке. Змейка – под коробкой». В этой игре Вы сможете понять, насколько точно, правильно, свободно Ваш малыш употребляет предлоги и в чем ему нужна Ваша помощь.

Если ребенок неправильно употребляет предлоги, то нужно ему помочь серией увлекательных речевых игр, которые помогут уточнить и закрепить значения разных предлогов. Выберите игры из списка ниже в соответствии с теми проблемами, которые есть именно у Вашего ребенка (какие предлоги им не освоены).

«Живые картинки».

Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игра может проводиться в двух вариантах:

А) Дети (ребенок)  разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия Ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы ИЗ лейки, ты положил ложку НА стол, ты спрятал что-то ПОД стол и т.д.) Потом они меняются ролями в игре.  Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.

Б) Картинка – иллюстрация рассказа или стихотворения выкладывается  ребенком на магнитной доске, фланелеграфе или коврографе. Можно инсценировать ситуации на столе с помощью реальных предметов  под строчки стихов или небылиц. Ребенок выкладывает изображения – «живые картинки»  в соответствии с текстом стихотворения или рассказа.

Стихи с предлогами для детей 3-4 лет

«Что взяла – клади на место!» З. Александрова.

Прочитайте стихотворение З. Александровой и предложите ребенку разыграть его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. В соответствии с текстом стихотворения малышу нужно будет разместить предметы.

Можно провести игру и  так, чтобы задания из стихотворения выполняла кукла Оля, а потом малыш исправил ее ошибки и помог кукле справиться с заданиями мамы.

 «Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

Игра – путаница с предлогами для детей 3-5  лет

«Пирог»  А.Валасина

Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!

Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.

Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.
Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.
Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.
Вот я  посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.
Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:
«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.
На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
Что  ж, придётся мне опять эти строчки повторять:
«На стене висит корзина, а в корзине той картина.
У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».

 Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).
В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».
Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!

Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы.

«Курочка и цыплята»

Для игры Вам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).

 Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки!

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!

Расскажите историю дальше. Не послушались цыплятки курочку, разбежались кто куда!

Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячете фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома (можно спрятать за книжку, за игрушечное дерево, под кукольной скамеечкой, на машине и т.д.).

Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА крыльце. А второй? Да, ЗА крыльцом. А третий цыпленок где? Под домом. На пруду. Под кустом. Откуда прибежал цыпленок к маме — курочке? Из-под дома. А этот откуда? Из-за куста. А этот цыпленок, где спрятался? На  травке у пруда и т.д.»

Речевая игра с предлогом «за».

Отгадай, кто спрятался за домом?

Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).

 Мы сейчас играем в прятки,
А в игре одни загадки.
Не могу найти я Сашу,
Настю, Диму и Наташу.
Никого нет за кустом,
За крыльцом и за столбом.
Мне немножечко обидно,
Что друзей совсем не видно.
Где теперь ребят искать?
Обойду весь двор опять.
Чьи же ноги за машиной?
Там присели Настя с Димой.
Сашу где искать с Наташей?
Вот они, в подъезде нашем.
Не скажу я даже вам,
Куда спрячусь после сам. (В. Пузырев)

После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т.д.). Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом, (за забором, за деревом)»

7 слайд  Обучение детей дошкольного старшего возраста

Сначала необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т.е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия.

Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч …. стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.

Научить понимать карточки схемы: (на, в, под , по и др.)

Сначала научить детей составлять простые предложения с опорой на действие предметов и явлений, затем предложения с использованием предлогов.

Далее предлагают составить предложения по картинке с одним действующим лицом ( Собака сидит в будке, Ваза на столе и т.д)

Стихи с предлогами для детей 5-7 лет

«Предлоги»  М. Яснов

Это юмористическое стихотворение лучше всего инсценировать с группой детей. Но если Вы занимаетесь с одним малышом, то можно использовать картинки и располагать их на доске или на листе бумаги в соответствии с текстом стихотворения.  Либо разыграть сценку с игрушками на столе.

Сидел прохожий на скамье,
Держал в руках кулек.
А над скамьей сидел скворец,
А под — лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над, в листве,
Глядели на того, кто на, —
Верней на то, что в.

Тогда прохожий взял кулек
И вынул пирожок.
Часть бросил над, часть кинул под,
А остальное — в рот.

И каждый принялся жевать,
Верней, один — клевать.
Пришлось для этого ему
Слететь и прыгать у.

Так теплый, мягкий пирожок
Был съеден от и до,
А смятый маленький кулек
Попал в карман пальто.

И полетел один по-над,
Другой полез из-под
И рядом с третьим побежал
За, перед —И вперед! (Михаил Яснов)

«У куста растет ромашка»

Развиваем словотворчество и сочиняем небылицы – стихи с предлогами вместе с детьми.

Идеи для этой игры с предлогами:

Вырежете из бумаги  простые силуэты — ромашку, букашку, куст, пташку, рубашку, речку, мост.

Используйте предметы – заместители, развивающие воображение малышей. И выложите картинку в соответствии с текстом стихотворения.

У куста растёт ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка.

Почему? Да потому!
Потому что за кустом —
Возле речки, за мостом —
Сохнет мокрый рыболов,
Без рубашки, без штанов.
Дома удочку забыл
И руками рыб ловил.
Так увлёкся, что споткнулся,
У реки в тоске сидит,
Сохнет, мёрзнет и грустит.

Поиграйте затем в небылицы – придумывайте необычные строчки с предлогами, которые малыш будет инсценировать – выкладывать из картинок в соответствии со значением предлога.

«Котята»

Вам понадобятся: картинки «котята» (5 штук) или игрушечные котята (5 штук)

Предложите малышу придумать новые места в комнате, куда он спрятал бы котят и назвать (за шкафом, между столом и креслом, под диваном и т.д.)

Затем сыграйте с ребенком в прятки. Пусть ребенок спрячет котят, а Вы будете отгадывать, и называть, где они находятся.  Затем поменяйтесь ролями. Обязательное правило в игре – называть место, где находится котенок, словами. Только в этом случае считается, что котенок найден и можно поменяться ролями.

 Как-то раз одни котятки
Поиграть решили в прятки:
Первый прыгнул в сапожок —
Котик маленький Снежок.
Мурзик спрятался в корзинке,
А под столик Василинка.
С синим бантиком Матрёшка
Притаилась у окошка.
Ну, а самый шустрый Гришка
В шкаф забрался, шалунишка!
Вот как малые котятки
Поиграть решили в прятки.
Очень долго их искали,
Только где они, не знали,
Лишь потом, к молочной миске
Прибежали быстро киски.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)

«Прятки в лесу»

Это стихотворение очень хорошо подходит для инсценировки с группой детей старшего дошкольного возраста или для разыгрывания в театре игрушек или театре картинок. В нем встречаются предлоги «в», «за», «на», «до», «под». После инсценировки можно придумать новые места, в которые могли спрятаться лесные жители и назвать их (в берлоге, в дупле, под пнем, на ветке и т.д.)

 Расскажу я вам, ребятки,
Как играли звери в прятки.
Собрались они в лесочке.
Кто попрятался за кочки,
Кто на дерево залез,
Кто ушел поглубже в лес,
А зеленый крокодил –
Он водил.
К кенгуру скакал сынок,
Добежал и в сумку скок!
Мишка косолапый
Спрятался за папой.
А бобрята, как всегда,
Добежали до пруда
И туда!
Вот жираф-акселерат
Росту своему не рад.
Где ж ему укрыться
С высотой пять тридцать.
Передумал он играть:
«Лучше буду наблюдать.
Мне с такого роста
Все увидеть просто».
Колючие ежата
Спрятались под елку.
Их там совсем не видно,
Они как ель – в иголках,
А крокодил в чащобу
Забраться не  захочет.
И вот сидят ежата
И шепотом хохочут.
Обиделся Зеленый,
Под нос себе бормочет,
Что он устал и больше
Играть уже не хочет.
Играть сегодня в прятки
Мне больше нет охоты,
Теперь меня пусть ищут»
И плюхнулся в болото. (А. Прокофьев)

«Найди ошибку»

Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая предложения с ошибками, включайте в них типичные ошибки Вашего малыша. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи употребления предлогов  просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,

 Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)

  • Я сорвал яблоко над дерева (я сорвал яблоко с дерева)
  • Птенчики выпали от гнезда (птенчики выпали из гнезда)
  • Я возьму игрушку у шкафа (я возьму игрушку из шкафа)
  • Кошка прыгнула от стула (кошка прыгнула со стула)

8 слайд   Дидактические игры для обучения детей умению правильно употреблять предлоги в речи

Как научить детей дошкольного
возраста с нарушениями речи употреблять предлоги
.

ПРЕДЛОГ
– несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения
между словами в предложении.

Предлоги,
как известно , помогают, выразить многообразие отношений между предметами
окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается
сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с нарушением речи часто
опускают их или воспринимают как часть слова.

Правильность
и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности
ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые
расстройства как дислексия и дисграфия.

Предлоги
делятся на группы:

      1. Предлоги (в, на, под, за,
около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.

      2. Предлоги (по, от, вокруг,
к, в, из) – направление действия предметов или объектов.

      3. Предлоги (по, между, с,
перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.

      4. Предлог (у) – наличие
какого-либо свойства у предмета или объекта.

      5. Предлоги (для, о, об) –
направление действия на предмет или объект.

      6. Сложные предлоги (из-за,
из-под).

Работа
над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии
с программой. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при
обследовании в начале года.

Большое
внимание уделяется подбору наглядности, практическим действиям с предметами,
игрушками и пособиями.

Главное
место в работе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята
усваивают и закрепляют полученные знания.

Как
проводить игры с предлогами?

Лучше
всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.

      от игры с игрушками и
предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное
место и называя предлог)

      к рассматриванию картинок
(где? назови)

      к решению задач без наглядной
опоры – словесных задач без картинок и игрушек.

Работа над предлогами с детьми
раннего  и среднего возраста

В
норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в,
на, под, около, за, перед, между
.
 Но многие малыши в случае
отсутствия специальных речевых занятий и игр  затрудняются в точном
употреблении пространственных предлогов и часто их путают.

Рекомендуемые игры:

Одна
из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная
игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные
предлоги В,  НА, ПОД, ОКОЛО.

«Прятки»

В
этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи,  от имени
разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря.
Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно
меняя каждый раз ее сюжет.

Варианты: 
«Найди
зайчику морковку», «Найди кукле бантик», «Найди собачке миску с едой».
Воспитатель рассказывает сюжет и производит манипуляции с игрушками, всё
проговаривая сам ( в столе нет бантика, под столом тоже нет, на столе  ……)

«Котёнок
и собака» ( с пальчиками) 
— воспитатель рассказывает рассказ о собачке и кошке. Дети
пальчиками изображают.   ( кулачок – домик кошечки, пальчик указательный —
кошечка)

«Загадки»
— 
предметы
раскладываются в коробке, на коробке, за коробкой.  Задание: «Найди в коробке
большой мяч» и т.д.

После
того, как  ребёнок освоил употребление предлогов на, под, в, около, можно
переходить  к обучению употреблять предлоги  ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.

Игры
в стихах:

Что
взяла, клади на место»

      «Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.

      На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?

      Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?

      Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

Шаг
1.
 Прочитайте
стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе
обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.

Шаг
2.
 Исправьте
вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите
вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА
кровать), ботинки (ПОД

Стихотворение
к игре — путанице: «Пирог»

Обучение
детей дошкольного старшего возраста

1.    
Сначала
необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его
значении в предложении, т.е. без определенного предлога нельзя понять смысл
предложения и выполнить те или иные действия.

Например,
предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч
…. стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.

2.    
Научить
понимать карточки схемы: ( на , в, под , по и др)

3.    
Сначала
научить детей составлять простые предложения с опорой на действие предметов и
явлений, затем  предложения  с  использованием предлогов.

4.    
Далее
предлагают составить предложения по картинке с одним действующим лицом ( Собака
сидит в будке , Ваза на столе и т.д)

Особенно
широко используются  в работе по обучению употреблению предлогов —
интерактивные игры, презентации.

Постепенно
дети учатся составлять предложения с разными предлогами и без опоры на
наглядность. Они могут обозначать предложения символами или зарисовывать его
схему карандашом. Нравится им и такое задание как: «Составить предложение по
заданной схеме, которая изображена на карточке». Такую карточку можно дать
каждому ребенку, и дети придумывают различные предложения с предлогами.

Для
развития интереса детей в работе можно помимо перечисленных и такие задания
как: «Если правильно ответишь на вопрос, на наборном полотне появятся персонажи
сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» или «Репка» и др.».

Работа
с детьми усложняется после того, как ребята научились читать. Они составляют
предложения по картинкам, подбирая нужный предлог, написанный печатными буквами
на маленькой карточке. В прочитанное предложение без предлога дети вставляют
нужный предлог вместо точки. Для этого используются карточки с различными
предложениями. Н-р: Весной. лесу много цветов.

Вся
работа с детьми по теме «Предлог в предложении» проводится в тесном контакте с
воспитателями.

Примерные
игровые упражнения представлены в картотеке, а также можно найти материал в 
пособие В.И Селивёрствова,  «Игры в логопедической работе с детьми»,  Нищева 
«Обучение детей дошкольного возраста правильному использованию предлогов «,
можно заказать книгу почтой.

Подготовила: учитель-логопед гр. №10:
Нихаева О.В.

У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова», так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:
НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)
В – это означает внутри чего-то (в столе)
ПОД – внизу под чем-то (под столом)
НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)
ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)
ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)
ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия).

Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги

В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития таких компонентов речи как фонетико-фонематических и лексико-грамматических.

Для подготовки детей к успешному обучению в школе необходима система занятий по формированию устной речи. В процессе работы над понятиями «предложение», «словосочетание» немаловажную роль играет правильное употребление детьми предлогов в речи.

ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении. Поэтому правильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

Предлоги можно скомпоновать в следующие группы:

1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.

2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов.

3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.

4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.

5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.

6. Сложные предлоги (из-за, из-под).

Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой подготовительной группы. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных

при обследовании в начале года.

Большое внимание уделяется подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями (cм. рисунок в приложении).

Главное место в работе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания.

Сначала необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т.е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия. Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч …. стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.

Дети быстрее выполняют задание, если применить игровые приемы. Например, Незнайка находит игрушки в домике (под столом, около шкафа в кукольном уголке) и называет предложения с определенным предлогом.

На следующем занятии дети упражняются в понимании значений предлогов (в, на, за, около, под). Они играют в прятки с игрушкой-кошкой. Ребята говорят, где она сидит. Например, в шкафу, на шкафу, за шкафом, под шкафом. Затем они угадывают и называют, где на картинках сидит белка. Например, под елкой, на елке, за елкой, в дупле. На этом же занятии дети учатся обозначать предложения с предлогами символами. Они узнают, что маленькое слово обозначается зеленой полоской, но покороче, чем обычное слово и пишется с другими словами в предложении раздельно (см. рисунок в приложении).

Например: на доске логопед символами обозначает предложения с предлогом «В», который стоит на первом месте (в дупле сидит белка). Дети на столах обозначают предложения (белка сидит в дупле), где предлог стоит на третьем месте. Таким образом, ребятам дается понятие, что «маленькое слово» в предложении может стоять на любом месте.

Полученные знания о правильном употреблении предлогов в речи закрепляются в играх. Например: в игре «Таня-растеряша» дети помогают девочке Тане найти в комнате школьные принадлежности, которые она не положила на место. Для этой игры можно применить интерактивную доску.

Игра «Где живет зайчик?». В трехэтажном доме одна квартира свободна.

Проводятся и такие словесные игры как: «Что где лежит или стоит у нас в группе?», «Где находится твоя любимая игрушка», «Куда спрятали игрушку» и др.

Можно детям давать и различные задания. Например: «Придумайте предложение о каком-либо предмете, который находится в нашей группе с предлогами (в, на, за, под, около) и назовите предлог».

Хорошо использовать картинки, на которых предметы или объекты можно двигать. Или две картинки, где на одной – предмет не двигается, а на другой – передвинулся. Например: Собака в будке и она вышла из будки. Бабочка на цветке, бабочка улетела с цветка и т.д.

После того, как дети научатся составлять предложения с предлогами с опорой на действия предметов или объектов, детям даются картинки с одним действующим лицом, по которым предложения можно составить только с одним определенным предлогом. Например: Собачка сидит в будке, собачка выходит из дома, собачка сидит на траве (см. рисунок в приложении).

Ребята учатся составлять предложения с предлогами с опорой на панно или интерактивную доску, по которым можно составить предложения с предлогами. На панно можно выставлять картинки с изображением животных, домика, мальчика, солнышка, тучки и птиц. Это панно удобно в обучении детей, так как все предметы и картинки на нем можно передвигать, показывая, как осуществляется действие. Ребята составляют предложения с предлогами на наглядно-действенной основе.

Постепенно дети учатся составлять предложения с разными предлогами и без опоры на наглядность. Они могут обозначать предложения символами или зарисовывать его схему карандашом. Нравится им и такое задание как: «Составить предложение по заданной схеме, которая изображена на карточке», такую карточку можно дать каждому ребенку, и дети придумывают различные предложения с предлогами.

Для развития интереса детей в работе использовали помимо перечисленных и такие задания как: «Если правильно ответишь на вопрос, на наборном полотне появятся персонажи сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» или «Репка» и др.».

Работа с детьми усложнилась после того, как ребята научились читать. Они составляли предложения по картинкам, подбирая нужный предлог, написанный печатными буквами на маленькой карточке. В прочитанное предложение без предлога дети вставляют нужный предлог вместо точки. Для этого используются карточки с различными предложениями. Н-р: Весной. лесу много цветов.

Вся работа с детьми по теме «Предлог в предложении» проводится в тесном контакте с воспитателями.

Приложения к работе можно скачать здесь.


                     
                            Уважаемые родители!

Проблема развития речи
дошкольников в последнее время обострилась в большей степени. Связано это с
тем, что многие родители недостаточно уделяют внимания в общении с ребёнком.
Дети большую часть времени предоставлены сами себе, играя за компьютером или с
другими игрушками. Речь ребенка развивается через подражание взрослым, которое
должно осуществляться в совместных играх и
деятельности.                      

      Важно
уделять внимание словесным играм
с детьми
дома, на даче или в дороге:

— «Назови ласково»,

— «Один много»,

 
«Назови одним словом»,

— «Назови детёныша животного»  и др.    

Основная цель словесных игр— развивать
речевую активность ребёнка, умение соотносить действие со словом,  добиваться понимания значения слов,
правильного их произношения, правильного согласования слов в предложении.

Одним из показателей грамотной речи ребёнка является
умение правильно использовать предлоги.

В норме к четырем годам ребенок научается правильно
употреблять простые предлоги:  в, на, под, около, за, перед, между.
Многие дети затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и
часто их путают (например, говорят «на столе» 
вместо «в столе» или просто говорят «тута», «вот» и молча показывают
пальцем, не зная как правильно сказать).                                          

Прежде всего, важно помочь ребёнку
усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького
слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в
своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают
маленькие слова:

НА – это значит на поверхности чего-то (на корзине)

В – это означает внутри чего-то (в корзине)

ПОД – внизу под чем-то (под корзиной)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над
корзиной)

ОКОЛО – рядом с чем-то (с корзиной)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (за корзиной)

ПЕРЕД – впереди чего-то (перед корзиной)

Значение каждого предлога
объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и
неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку
значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а
теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия). То же самое
проделывается и с другими предлогами. При объяснении значений предлогов можно
использовать схемы.

После объяснения ребёнку имеющихся в
схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый
показывает ребёнку картинку и называет, что на ней изображено, а ребёнок должен
показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым
предлога. При этом ребёнок видит, что расположение кружочка по отношению к
квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов.

Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил
значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу
на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т. д. Безошибочное
выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения
предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном
употреблении предлогов самим ребёнком.

Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги
просто, если использовать речевые игры с детьми.

Одна из любимых игр — прятки.

Взрослый спрашивает: «Где лежит книга? »
(месторасположение предмета должно меняться).

Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на
тумбочке и т. д. » Примерно также отрабатываются и остальные предлоги.
Обязательно надо обращать внимание на различие окончаний существительных,
употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу).

Как усложнение можно взять два
предмета (например, карандаш и книгу) и по-разному располагать их в
пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладут то на книгу, то под
книгу, то в книгу, то перед книгой и т. п. Ребёнок каждый раз должен говорить,
где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог.

Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны
такие упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным
значением.

— Карандаш
кладут на коробку – карандаш берут с коробки.

— Карандаш кладут в коробку – карандаш берут из
коробки.

— Карандаш кладут за коробку – карандаш берут из-за
коробки.

— Карандаш кладут под коробку – карандаш берут из-под
коробки

1. Игра
«Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов). Взрослый предлагает
ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги,
обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между,
перед, сзади и др.)

• Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она
стоит?

• Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где
он лежит?

• Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты
поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?

• Посади мишку за куклой. Куда ты посадил мишку? Где
он сидит?

• Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко?
Где оно лежит?
 

3. Игра «Скажи 
наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих
направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ) .

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку
сказать наоборот.

• Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч
из коробки.

• Девочка налила воду в кувшин. — …

• Мама положила яблоки на стол. -.

• Ваня поставил лампу на тумбочку. — …

• Машина подъехала к магазину. — …

4. Игра «Исправь ошибки Незнайки»  (закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ) . Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и
ему надо помочь. 
Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:

• Я перепрыгнул по лужу. — Я перепрыгнул через лужу.

• Машина едет через дороге. — Машина едет по дороге.

• Кот перепрыгнул по кресло. — Кот перепрыгнул через
кресло.

• Дети перепрыгнули по ручей. — Дети перепрыгнули
через ручей

5. Игра 
«Что изменилось? (предлоги в, на, под, около)

Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку
посадите на игрушечную машину, зайку — в кабину машины, куклу и лису — около
машины, лягушку — под машину.

Предложите ребенку  запомнить, кто где
находится.  Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно
завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и
предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь
сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на
машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался — теперь
твоя очередь мне загадку загадывать.

Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки
местами. А Вы отгадываете, что изменилось.

         Для овладения всем многообразием
окончаний имен существительных, употребляемых с различными предлогами,
необходимо достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае
ребёнку
  задавайте вопросы и просите
ответить полным предложением:

— «Где лежит мяч? 
Где кукла? » и др.

— «С чем можно пить чай? (с печеньем, с конфетой, с
вареньем и т.д.,

— С чем можно сделать бутерброд? » (с маслом, с сыром,
с колбасой и т. д.),

— Из чего делают игрушки? (из ваты, из дерева, из
пластмассы, из металла и т. д.)

6. Игра  «Что где находится»  (по сюжетной картинке)

Желаю Вам успехов в обучении детей правильному употреблению
предлогов!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить дырку в столешнице
  • Как найти напряжение в болте
  • Как найти давно забытую песню
  • Skyrim как найти нпс
  • Как найти корень если есть логарифм