Содержание
- 10 правил про заголовки, цели и логику тестов
- Форматы тестов: типы вопросов, ответов и результатов
- Механики подсчета результатов
- Рубрики и подборки
- Примеры оформления
Правило 1
Начните с заголовка
Как только у вас родилась идея теста, сформулируйте черновой заголовок. Во-первых, если короткий и понятный заголовок не будет получаться, то это признак, что с вашей идеей что-то не так или тема для теста слишком сложная, — это повод доработать идею. Во-вторых, так вам будет проще понять, о чем именно будет тест. Это поможет определиться с тем, как лучше всего выстроить тест с точки зрения логики, какие именно нужны вопросы и результаты, и отсечь все лишнее. Лучше всего, когда в заголовке есть вопрос и читатель хочет узнать на него ответ. Еще лучше, когда заголовок касается конкретно человека и мы предлагаем узнать читателю что-то о себе: все любят узнавать себя.
Примеры заголовков:
- Сможете ли вы потратить триллион рублей?
- Умеете ли вы экономить по-настоящему?
- Насколько хорошо вы питаетесь по сравнению с другими россиянами?
- Как низко вы готовы пасть ради денег?
- Экспресс-тест: насколько вы счастливы?
Правило 2
Сформулируйте цель теста
Наверняка вы не хотите делать тест ради теста. А хотите чего-то большего:
- донести до читателей определенную мысль;
- достичь своих целей.
С первым все ясно: читатель должен пройти тест и узнать что-то новое или о чем-то задуматься. Например, о своих личных предпочтениях или о том, как на самом деле устроена жизнь вокруг:
Со вторым тоже все просто. Цель может быть прикладной — например, мы хотим ненавязчиво рассказать о нашем курсе по инвестициям. Тут все понятно: на заголовок кликают люди, которые интересуются темой и хотят узнать про себя что-то новое. Получают развлекательный контент и в конце узнают о курсе.
Или, наоборот, цель может быть более призрачной — например, нам важно писать про бизнес. У нас есть целый раздел про это, мы хотим подогревать интерес к теме разными способами: тот, кому пока скучно читать длинный текст, возможно, клюнет на что-то развлекательное. Скорее всего, человеку выпадет хороший результат, мы заложим в его голову идею, и, вероятно, в следующий раз он уже созреет для более серьезных форматов.
Правило 3
Нащупайте логику, на которой будет построен тест
Чтобы результаты теста выглядели убедительно, нужно придумать, на чем именно будут основаны ваши расчеты. Вам может казаться, что вы делаете максимально шуточный тест и придумывать какое-то обоснование необязательно. Но чаще всего это заметно, и у читателей возникнут вопросы:
В некоторых тестах результат можно выдавать рандомно. Подумайте, насколько такое решение уместно в конкретном тесте: оно должно выглядеть как фича, а не баг.
Примеры разных видов логики:
- «Какой вы миллиардер из кино?» — мы взяли список богатейших выдуманных персонажей «Форбса», выбрали из них киногероев, изучили их биографии, нашли пересекающиеся моменты и спрашиваем у человека, какая из описанных ситуаций больше похожа на его. В результатах рассказываем читателю краткую сводку о персонаже, с чьей биографией было больше всего пересечений, сумму его состояния и выделяем положительные свойства характера.
- «Относитесь ли вы к среднему классу?» — лучше всего, когда тест опирается на проверенный источник, будь то соцопрос или список «Форбса». В этом случае мы взяли несколько исследований, посвященных среднему классу, и сделали из них тест. Еще в тестах с такой логикой можно предлагать читателю проверить, насколько хорошо он разбирается в какой-то теме. Например, в зарплатах россиян или их мнениях по самым разным поводам.
- «Знаете ли вы, как супермаркеты нарушают ваши права?» — пример полезного теста на тему конкретной проблемы. Мы собрали случаи супермаркетного произвола, нашли законодательные акты, регулирующие эти ситуации, и предлагаем читателям рассказать, как бы в этих ситуациях они себя повели, и заодно узнать, на чьей стороне закон.
- «Финансовые предсказания: что вас ждет в следующем году?» — здесь результаты как раз распределяются более-менее рандомно, цель таких тестов — порадовать читателя, сказать ему что-то приятное, подбодрить. Но логика в распределении результатов все равно присутствует.
Правило 4
Решите, что в вашем тесте главное
Бывают тесты, в которых главное — результаты. Бывают тесты, в которых главное — вопросы. Здесь важно продумать, как правильно расставить акценты, чтобы и читатель был доволен, и вы рассказали людям все, о чем хотели.
Примеры:
- «Насколько хорошо вы питаетесь по сравнению с другими россиянами?» — в этом тесте важны вопросы. По сути, мы интерактивным способом рассказываем человеку о том, что известно статистике о пищевых пристрастиях россиян. Поэтому после ответа на вопрос мы даем уточняющую расшифровку и ссылку на источник. Обязательно собирайте все пруфы!
- «Какой страны вы достойны?» — а в этом тесте интереснее результат. Мы собрали 5 профайлов разных стран, основываясь на статистике, реальных ценах и культурных особенностях. Спрашиваем читателей об их предпочтениях, вкусах и привычках и делаем вывод, где условия для всего этого благоприятнее.
Правило 5
Старайтесь делать тесты короче
10 вопросов всегда лучше, чем 15, а 7 — лучше, чем 10. Можно пойти еще дальше и сделать тест из двух вопросов — и даже из одного! Все зависит от цели и от того, что в вашем тесте главное, — не стоит прятать это слишком далеко.
Также старайтесь соблюдать баланс: если вопросов много, то пусть и вопросы, и варианты ответов будут максимально короткими. Если вопросов мало, то можно себе позволить сделать вопросы или варианты ответов подлиннее. Варианты с картинками выбирать проще, даже если на этих картинках написан текст. Конечно, это не всегда возможно. Просто помните об этом и стремитесь к идеалу.
Старайтесь формулировать вопросы емко, убирайте лишние подробности. Избегайте длинных придаточных и громоздких фраз. Ваш вопрос должен быть понятным и конкретным.
Правило 6
Согласуйте заголовок с результатами
В идеальном мире текст результата всегда должен отвечать на вопрос в заголовке. Человек заинтересовался вопросом в заголовке и хочет получить на него ответ. А если ответа нет, то, вполне вероятно, человека постигнет разочарование. Это не те эмоции, которые нужно получать от тестов.
Правило 7
Не скупитесь на результаты
Желание увидеть результат — это главное, почему человек проходит наш тест. Проходить тест трудно. Нужно думать, читать и нажимать на кнопки. Кнопок бывает много: узнать правильный ответ, перейти к следующему вопросу, узнать результат. Это активное потребление контента. Поэтому в тестах результат — это награда. Если человек получит слишком короткий или неинтересный результат, он также будет разочарован. У него останется ощущение, что результат не стоил затраченных усилий. Поэтому к результатам надо отнестись внимательно и сделать их с любовью.
Правило 8
Добавьте дополнительную стоимость результатам
Если человек получил удовольствие от прохождения теста и от его результата, он становится довольно лояльным пользователем и благосклонно отнесется к нашему предложению продолжить вечеринку. Поэтому при создании теста мы сразу думаем о том, что еще предложить читателю. Мы можем предложить пройти еще один тест или прочитать текст по теме. В каждом результате может быть что-то уникальное: например, если человек показал слабый уровень знаний по какому-то предмету, мы можем отправить его читать про азы, а если высокий — проходить более сложный тест. Или во всех результатах может быть ссылка на что-то одно. Все зависит от цели.
Примеры:
- «Какой ваш финансовый возраст?» — здесь в каждом из восьми вариантов результатов читателю предлагаются разные тесты в зависимости от контекста.
- «В какую теплую страну вам пора переехать?» — здесь мы сопроводили каждый результат ссылкой на статью про конкретную страну.
- «Какой вы модератор Т—Ж?» — здесь тоже восемь вариантов результатов, но в рекомендациях — один и тот же тест.
Правило 9
Не расстраивайте читателей, а дарите им радость
Тесты — это развлекательный формат. Возможно, читателю скучно и он хочет развлечь себя. Возможно, у читателя был тяжелый день и он хочет отвлечься. Но он точно не хочет прочитать что-то неприятное про себя. Поэтому старайтесь даже в самых плохих результатах описывать недостатки мягко, упоминайте возможные сильные стороны и добавляйте во все это самоиронии и дружеского подмигивания.
Правило 10
Избегайте конкретных примеров в результатах
Помните, что и механики тестов, и сама концепция таких тестов построены на допущениях — мы даем очень приблизительный результат. Кроме того, продумать абсолютно все довольно тяжело и весьма вероятно, что где-то в вашей логике найдется слабое место. Поэтому нужно максимально застраховать себя от провалов. Если вы сами чувствуете, что халтурите или чересчур притягиваете нечто за уши, убирайте: это однозначно заметят.
Используйте слова: «возможно», «вероятно», «кажется» и так далее. Старайтесь не упоминать в результатах конкретные вещи, если механика теста не гарантирует вам, что читатель выбрал определенный результат. Зачастую бывает так: один из вариантов ответа — «обожаю хот-доги», читатель фыркает про себя, выбирает другой ответ, но по ответам в других вопросах оказывается, что он должен основать компанию по производству сосисок. Поэтому результат нужно завуалировать таким образом, чтобы даже тем, кто не любит хот-доги, было понятно, почему им выпал такой результат. Добавляйте в описание результата примеры не из вопросов, а другие, из жизни, которые расширяют картину.
Помните, что правила созданы, чтобы их нарушать. Если вы понимаете, что какое-то правило противоречит вашей идее или цели, и вы знаете, как сделать лучше, — делайте. Но сначала согласуйте все с редактором: возможно, он уже сталкивался с подобным и знает, как поступить, или просто поможет найти решение.
Виды тестов
Тесты-квизы: с правильными и неправильными ответами:
- С одним верным вариантом ответа. Например, тест «Знаете ли вы, чем лечат себя россияне?».
- С несколькими верными вариантами ответа. Например, тест «Какие финансовые вопросы россияне решают с помощью поисковика?».
- Со счетчиком: он считает заработанное или штрафы. Например, тест «Сможете ли вы избежать штрафов в другой стране?».
Тесты-стратегии: без правильных и неправильных вариантов ответов:
- С возможностью выбрать один вариант ответа. Например, тест «Насколько хорошо вы спите по сравнению с другими россиянами?».
- Экспресс-тесты: собирают статистику. Пример: тест «Как низко вы готовы пасть ради денег?».
- Со счетчиком: считает потраченное. Пример: тест «Сможете ли вы потратить 10 млрд юаней?».
- С возможностью выбрать несколько вариантов ответа. Эта механика пока в разработке.
Квесты: тесты с разветвленной системой ответов. Формат пока в разработке.
Форматы вопросов и ответов
В вопросах могут быть заголовок, текст, картинка. Что-то одно из этого или все вместе.
Ответы бывают следующие.
Радиокнопки:
- С текстом и картинкой. Например, тест «Угадайте, о каком товаре этот отзыв с „Алиэкспресса“».
- С тайлами. Например, тест «Сколько могла бы стоить ваша самая безумная свадьба?».
- С видео. Например, тест «В какой богатейшей российской семье вы могли бы родиться?».
- С аудио. Например, тест «В какую теплую страну вам пора переехать?».
Тайлы:
- С текстом. Например, тест «Насколько вы типичный читатель Тинькофф-журнала?».
- С картинками. Например, тест «Угадайте, кто из российских звезд зарабатывает больше».
Чекбоксы:
- С текстом.
- С тайлами.
- С аудио.
- С видео.
Ползунок. Например, тест «Угадайте, сколько стоит отдых в российских отелях этим летом».
Механики подсчета результатов
Подсчет баллов:
- Сумма правильных ответов. Каждый вопрос содержит верные и неверные ответы. Если пользователь выбрал верный ответ, то счетчик увеличивается на единицу или любое другое количество баллов. Если неверный — счетчик не меняется. Результат зависит от количества правильных ответов. Примеры: «Кто вы в мире госзакупок?» и «Угадайте, сколько стоят эти вещи из СССР».
- Сумма набранных баллов. Каждому ответу присваивается стоимость, результат теста зависит от набранной суммы. Примеры: «Поборы в школе: сдать или затаиться?», «Сколько стоят похороны вашей мечты?» и «Сколько вы зарабатывали в прошлой жизни?».
Частотность ответов. Каждый ответ в вопросе принадлежит одной из групп. После прохождения теста отображается результат, у которого группа была выбрана наибольшее количество раз: если больше А, то один результат, если больше Б — другой. Баллы могут быть в виде букв или цифр.
Пример: «В какой европейской стране вам будет комфортно жить?».
Квест. Каждый следующий вопрос зависит от выбранного ответа. Результат выдается в зависимости от последовательности вариантов ответов.
Пример: «Имущественный вычет: сколько вам вернут при покупке квартиры?».
В результатах могут быть:
- Счет — потраченного, заработанного, штрафов. Например, тест «Сможете ли вы разбогатеть на акциях?».
- Видео. Например, тест «Собери их все: смогли бы вы работать в налоговой?».
- Перечисление особенностей. Например, тест «Какое ваше финансовое тотемное животное?».
Рубрики
- «Психология» — тесты в формате «Какой вы?..» про людей и их предпочтения.
- «Безумие» — развлекательные тесты, гороскопы, странное.
- «ЕГЭ» — тесты на знания и финансовую грамотность.
- «Микротесты» — тесты из одного вопроса.
- «Финансовое чутье» — тесты на тему чужих зарплат и стоимости чего бы то ни было.
- «Форумы и новости» — тесты на тему фольклора, россиян и того, как они живут.
- «Другое» — все, что не подходит под вышеперечисленное.
Подборки
- Тесты для тех, кто хочет узнать себя.
- Тесты для тех, кому нечем заняться.
- Тесты для эрудированных.
- Тесты из одного вопроса.
- Тесты на финансовое чутье.
- Беспощадные тесты о жизни в России.
- Тесты для тех, кто ищет место для жизни.
- Тесты для тех, кто хочет сохранить деньги.
Шаблоны
Если вы хотите сделать тест, приходите с идеями. У вас должен быть черновой заголовок и описание на абзац, в чем ваша идея и как вы хотите ее реализовать: в каком формате, на каких источниках, что будет в результатах.
Если тест готов и вы хотите показать его редактору, то самый беспроигрышный способ оформления — шрифт Arial, 11-й кегль. Обратите внимание на обязательные пункты, которые вам нужно учесть. Например, заголовки и подзаголовки для шеров результата теста в соцсетях. Вот примеры, как все может быть оформлено:
- шаблон теста с вариантами ответов;
- шаблон теста с ползунком.
эксперт образовательного центра «Каменный город».
Тесты давно стали неотъемлемой частью рабочих будней любого педагога. Раньше приходилось печатать их на бумаге, собирать листочки или тетради у каждого ученика, вручную проверять и анализировать результаты, гадать с ответами из-за почерков…
Сейчас в нашем распоряжении онлайн-сервисы на любой вкус, которые серьезно экономят время и ресурсы. Мы получаем новые возможности: дистанционный сбор ответов, автоматическую оценку результатов, мгновенное редактирование материалов.
Мы выбрали несколько сервисов с большим набором функций для создания и проведения самых разных тестов, викторин и опросов. Некоторые из них полностью бесплатные, у некоторых есть пробные бесплатные версии. Тестируйте и выбирайте то, что подходит вашим учебным задачам.
Madtest
Конструктор для создания квиз-тестов и опросов. Можно создавать тесты как на сайте Meduza.io, больше подойдет для тестирования взрослой аудитории, для медиа и тех, кто размещает тесты и опросы у себя на сайте.
Цена: бесплатный тариф с ограничениями, платный тариф от 1990 рублей в месяц.
Возможности:
- Несколько форматов — тест-викторина и личностный тест.
- Удобный и понятный редактор.
- Персонализированные результаты.
- Большой выбор СТА-действий на странице результатов — кнопки, ссылки на мессенджеры, подборки карточек, подборки товаров.
- Возможность брендирования тестов.
- Разные типы ответов.
- Комментарии к ответам.
- Много аналитики, которую автоматически собирает сервис.
- Созданные тесты можно проходить как по прямой ссылке, так и размещать на вашем сайте или блоге.
На заметку:
Сервис полностью на русском языке, но сами тесты можно делать как на русском, так и на украинском, белорусском, казахском и английском языках.
В бесплатной версии доступно создание не больше 3 квиз-тестов в месяц, не больше 8 вопросов, а так же закрыт доступ к расширенной статистике по прохождениям. Количество прохождений тестов не ограничено, но вы сможете идентифицировать не больше 10 заявок в месяц.
Обзор сервиса Madtest
Каhoot
Цена: 7 дней бесплатно, далее подписка на год – 2 390₽
Возможности:
- Использовать уже готовые викторины по любой теме (предмету) для разных возрастов.
- Создавать и редактировать опросы в короткий промежуток времени в своем аккаунте.
- Комбинировать разные виды вопросов (головоломки, тест с несколькими верными ответами, открытые вопросы, определение последовательности и др.)
- Проводить тесты дистанционно или в классе в режиме «здесь и сейчас», когда дети видят вопрос на экране и сразу же отвечают на него с помощью телефона или компьютера. Преподаватель отправляет каждому ученику индивидуальный код, по которому он входит в виртуальную классную комнату. Удобная функция, потому что не желающие расставаться с телефоном дети включаются в процесс обучения с интересом и совмещают приятное с полезным.
- На сайте есть режим бонусов за быстрые ответы. Соревновательный режим подстегивает интерес учащихся.
- Получать результаты в виде отчета с диаграммами. Можно просматривать индивидуальные успехи каждого ученика и общую успеваемость класса. Сами дети тоже могут следить за своей успеваемостью по специальной таблице. А педагог освобождает свое время благодаря автоматическому подведению итогов.
На заметку:
Приложение полностью на английском языке. Тем, кто владеет языком на начальном уровне, понадобится время, чтобы разобраться с интерфейсом. Тесты и опросы можно создавать на русском языке.
В бесплатной версии для создания тестов доступны только два типа вопросов: с одним верным ответом из четырех и формата «правда/ложь». При покупке расширенной версии вам открываются все типы вопросов и библиотека с миллионами изображений, которые можно добавлять в тесты, чтобы сделать их увлекательными и наглядными.
Socrative
Цена: бесплатно, есть Pro версия за 60$ (при покупке 5 и более учителей одной школы скидки)
Возможности:
- Педагоги могут инициировать формирующие оценки с помощью викторин, быстрых опросов, выходных билетов и космических игр на время, вызывающих интерес и азарт к учебе. Всё это доступно в полном объеме в бесплатной версии.
- Для входа в систему не обязательно создавать новый аккаунт, можно использовать адрес электронной почты домена Google.
- Результаты обрабатываются и визуально отображаются в режиме реального времени, чтобы экономить силы и время педагога и помочь ему определить возможности для дальнейшего обучения.
- Учащиеся могут подключиться к уникальной комнате педагога, открыв через любое устройство приложение или сайт socrative.com
- Тесты и отчеты с результатами к ним можно скачать, отправить по электронной почте или на Google Диск.
На заметку:
Сайт и приложение – на английском языке и полностью идентичны друг другу, легко осваиваются без знания языка. Работают только при наличии интернета.
Learningapps
Цена: бесплатно
Возможности:
- Сайт предлагает 18 обычных и оригинальных заданий, в том числе кроссворды, викторины, пазлы, игра «Кто хочет стать миллионером?», определение хронологии, аудио/видео контент, слова из букв и др.
- Почти в каждом типе заданий в настройках выбирается нужный формат – звуковой, графический, текстовый или комбинированный. Можно загружать свои изображения, аудио- и видеоматериалы.
- Огромный выбор уже готовых тестов по категориям предметов: все школьные дисциплины, иностранные языке, искусство, здоровье, религиоведение, философия, психология, труды и др.
- Есть возможность выбрать уровень сложности заданий – от дошкольного до последипломного образования.
- Педагог при разработке заданий может оставлять подсказки и комментарии по выполнению упражнений. А еще регулировать доступ для конкретных пользователей.
- Ссылки на упражнения можно отправлять в виде уникального QR-кода, который система присваивает каждому заданию.
На заметку:
В интерфейсе сайта 23 языка. Регистрацию проходит и учитель, и все учащиеся. Это нужно для формирования класса и отправки заданий.
Quizizz
Цена: бесплатно
Возможности:
- Викторины создаются и размещаются только на сайте Quizizz при регистрации аккаунта, при этом доступ к ним открыт и на самом сайте и в приложении.
- Ученики могут проходить тесты индивидуально, приглашать в игру друзей и участвовать в групповых викторинах и заданиях прямо на уроке. Каждый видит на своем устройстве вопрос и варианты ответа. Отмазка «мне ничего не видно с последней парты» больше не работает.
- Сайт открывает массу дополнительных возможностей: создавать интерактивные презентации, выбирать викторины других пользователей и редактировать их по своему усмотрению, настраивать систему мотивации, отключать или включать музыкальное сопровождение.
- Учащиеся и коллеги могут писать комментарии по презентациям и тестам, что позволяет быстро собирать обратную связь и редактировать материал при необходимости.
Учащиеся автоматически получают уведомление каждый раз, когда вы назначаете им тест, больше не нужно отправлять игровые коды.
На заметку:
В настройках приложения меняется язык, есть русский. Приятная графика и звуковые дорожки создают настроение, но не отвлекают. Сайт на английском, простой и понятный в использовании даже, если вы не знаете языка. В приложении и на сайте уже есть готовые викторины по самым разным темам: математика, языки, науки, история, география, искусство и др.
Quizlet
Цена: 7 дней бесплатно, подписка на год – 3 550₽
Возможности:
- Все функции для создания флеш-карточек становятся доступны сразу после регистрации (не обязательно оформлять платную подписку).
- Для каждой темы можно формировать модуль карточек из 5 блоков: пояснение терминов, их заучивание, прописывание ответов, сопоставление изображений или фактов и проверочный тест. Таким образом ученики осваивают материал всеми способами: визуально, тактильно и аудиально (в приложении можно слушать правильное произношение на 18 языках мира).
- Платная подписка открывает доступ к сканированию документов, загрузке собственных картинок, самостоятельному озвучиванию карточек и неограниченному количеству учебных групп.
- Тестами легко делиться с учениками сразу после их создания. А еще дети могут участвовать в играх группами по 6 человек и ставить собственные рекорды.
- Есть доступ к уже готовым тестам, разработанным другими пользователями.
- Приложение автоматически анализирует прогресс учеников и составляет отчет для педагога.
На заметку:
Приложение на русском языке. Доступно даже в оффлайн. Подходит для запоминания новых терминов и их определений любой дисциплины, но особенно эффективен «способ карточек» для изучения иностранных языков.
!! Будьте внимательны, если не планируете продлить подписку. Деньги снимаются автоматически, если вы не отписались за сутки до окончания ее действия.
Online Test Pad
Это система для создания тестов, опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий.
Цена: бесплатный
Возможности:
- Этот онлайн-сервис позволяет создавать разнообразные образовательные тесты. И не
только:) - Учащиеся могут проходить тесты без регистрации в сервисе.
- Тесты можно встроить на сайт или в блог.
- Доступна разнообразная статистика по прохождению тестов.
- Доступно множество настроек.
- Понятный русифицированный интерфейс.
- Есть возможность создавать тесты с ветвлением, добавлять обратную связь.
Минусы:
- Так как этот сервис пользуется популярностью, он периодически “падает”.
- Устаревший дизайн тестов.
- Нет возможностей геймификации.
На заметку: больше подходит для тестирования взрослой аудитории и старших школьников.
Вебинар по созданию тестов + обзор сервисов и работа Online Test Pad. Смотрите запись здесь.
Создание тестов в Google Forms
Возможности сервиса:
- Бесплатный.
- Русифицированный.
- Позволяет создавать тесты с разнообразными тестовыми заданиями.
- Интегрирован с другими сервисами Google, в том числе успешно можно
использовать с Google Classroom. - Есть возможность отслеживать статистику.
- Есть функция “ветвление”.
На наш взгляд: больше подходит для тестирования взрослой аудитории и старших
школьников.
Наш совет: используйте расширения, чтобы улучшить функционал тестов Google. Например: Flubaroo.
Экспресс-инструкция:
Статьи по теме
- Еще раз про Learningapps: создаем интерактивные упражнения
- Лучшие онлайн-сервисы для создания обучающих игр и игровых упражнений
- Как за 5 минут создать онлайн-тест для слушателей
- Делаем словарные карточки самостоятельно: как, где, зачем?
Кто помог нам разобраться
Научный сотрудник лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов в Центре психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ. Руководитель проекта «4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации». Преподаёт в Институте образования психометрику и методологию измерений в психологии и образовании.
В этой статье речь пойдёт о разработке образовательных тестов — заданий по проверке предметных знаний и навыков. Но в целом описанные правила универсальны: тесты для оценки психологических качеств или софт-скиллов разрабатываются аналогично.
Вы узнаете:
- можно ли с помощью теста, где учащийся выбирает из вариантов ответов, проверить, как он умеет рассуждать;
- можно ли измерить тестом не просто знание фактов, а понимание учебного материала;
- чем трудные задания отличаются от сложных и почему трудным тест может быть, а вот сложным его лучше не делать;
- с каких заданий лучше начинать — простых или трудных;
- какое количество вариантов ответа оптимально;
- как проверить, работает ли тест.
Психометрики называют тестом любой инструмент измерения — и ролевую игру, и эссе, и оценку портфолио. Мы подробно разберём инструмент, за которым в русском языке закрепилось слово «тест» в узком значении, — вопросы с выбором ответа из предложенных вариантов.
У стандартизированных тестов в образовании не лучшая репутация. Но психометрики по-прежнему отстаивают такой способ измерения: тесты с выбором ответа масштабируемы, справедливы и объективны. Это значит, что по одному и тому же тесту можно проверить сколько угодно учащихся, причём все будут в равных условиях, а на результат не повлияет ничьё постороннее мнение.
Но в то же время любой психометрик скажет вам, что тесты с выбором ответа — не универсальный инструмент. Способ проверки знаний выбирают с учётом того, какой именно конструкт необходимо измерить. Конструктом в психометрике называют свойство психики или способность, которые нельзя наблюдать напрямую, но можно измерить по внешним поведенческим признакам.
Для каких конструктов подходят тесты с выбором ответа? Это практически идеальный инструмент для оценки знания фактов и сугубо технических навыков. Например, для проверки знания о том, как отделить команды друг от друга при программировании на определённом языке.
А вот проверить, как учащийся умеет рассуждать, взаимодействовать с коллегами или находить практическое решение в сложной ситуации, тест с выбором ответов не поможет. Чем сложнее природа конструкта, тем более гибким должен быть инструмент измерения.
Такие тесты способны выявить не любые знания. В любой дисциплине есть простые факты, и по ним легко написать вопросы с несколькими вариантами ответа. Например, спросить, в каком году Колумб открыл Америку.
А есть элементы знания, для которых простого запоминания недостаточно. Например, если мы хотим спросить, какие события и явления стали предпосылками для открытия Америки, вопрос с выбором ответа из нескольких уже не так хорош.
Каждый преподаватель хочет, чтобы студенты не только помнили факты, но и понимали материал. Но, увы, понимание как таковое пока невозможно измерить. Может быть, нейронауки в отдалённом будущем дадут возможность следить за всем, что происходит внутри черепной коробки каждого ученика. Но сейчас психометрика работает с тем, что можно наблюдать, с поведенческими проявлениями. У понимания таких универсальных проявлений нет.
Потому в педагогических измерениях, когда нужно оценить более глубокие, не фактологические знания, измеряют не само по себе понимание, а умение интерпретировать или анализировать. И более практичны, чем тесты с выбором из нескольких вариантов, тут задания с открытым ответом или компьютерные симуляции и игры. В таких инструментах среда тестирования будет более гибкой, чем стандартизированные тесты.
Если ваша задача — проверить усвоение фактологических знаний или отдельных навыков, тест с выбором ответов вполне подойдёт. Чтобы составить и распространить такой тест, не нужны сложные цифровые сервисы. Для базовых задач вполне достаточно форм Google или «Яндекса».
В этом разделе статьи разберёмся с основными вопросами о том, как составить хороший тест. А если нужно узнать по этой теме больше, советую книгу: Haladyna T. M., Rodriguez M. C. Developing and validating test items (Routledge, 2013) — и другие работы её авторов. Правда, на русском языке она, к сожалению, не выходила.
К концу теста любой учащийся устаёт. Поэтому последние задания зачастую уже не дают никакой информации о знаниях тестируемого. Получается, делать тест слишком длинным нельзя.
Но и коротким он быть не может — у небольших тестов ниже надёжность. На какой-то вопрос учащийся даст неверный ответ по невнимательности, а где-то, наоборот, случайно угадает правильный вариант. Если тест будет достаточно объёмным, больше шансов, что такого рода ошибки уравновесят друг друга и итоговый результат будет достоверен.
Так как определить, какой длины должен быть тест? Нужно отталкиваться от времени на решение одного задания. Оно зависит от трудности и может составлять от нескольких десятков секунд до пяти минут. Также стоит учитывать возраст учащихся:
- Детям до подросткового возраста нельзя давать задание дольше, чем на 20 минут, — или нужно предусмотреть возможность перерыва в тесте.
- Для старших подростков и студентов, а также взрослых лучше исходить из продолжительности привычного занятия. Например, для старшеклассника нормально посвятить тесту урок в 45 минут (или два урока с переменой между ними). А для студентов уже можно написать тест и на 80 минут.
- В дополнительном образовании взрослых следует учитывать, что взрослый человек уже не считает себя обязанным участвовать ни в каких тестах. Ему нужна дополнительная мотивация. Например, можно пообещать индивидуальную обратную связь по результатам теста (и потом обязательно её предоставить!).
Золотое правило таково: чем больше часов на тему отведено в курсе, тем больше вопросов в финальном тесте. Потому что изначально, когда курс составлялся, большее число часов было запланировано на более важную тему.
Если темы не слишком дробные, хорошо бы поставить минимум три вопроса на каждую. Опять же, потому, что случайные ошибки уравновесят друг друга. Но обратную связь потом лучше давать не только по каждому отдельному заданию, но и по теме в целом.
Небольшое отступление: в психометрике задание может быть трудным, но не сложным. Трудность в этой науке понимают так же, как обычно в русском языке. Чтобы справиться с трудным заданием, нужно обладать высоким уровнем знаний по теме. Скорее всего, немногие ученики решат трудное задание.
А сложность — отдельное психометрическое понятие. Оно характеризует, сколько действий и когнитивных операций нужно выполнить в процессе решения. Возьмём математический пример. Задание разделить 0,219 на 0,365 трудное, но не сложное: оно состоит всего из одного действия.
И начинать тест следует с более лёгких заданий, то есть с нетрудных. В начале теста уровень стресса всегда выше, что искажает результаты. Если вопросы в тесте распределены по тематическим блокам, можно в каждом из них располагать задания от лёгких к трудным.
Кстати, вопрос о распределении по тематическим блокам сам по себе непростой. С одной стороны, правильнее, чтобы тестируемый концентрировался в каждый момент теста на одной теме. С другой стороны, иногда важно проверить, может ли он быстро переключаться с одной проблемы на другую.
Как именно поступить, решают в зависимости от дисциплины и задач теста. Но важно ставить всех тестируемых в одинаковые условия, чтобы результаты были сопоставимы.
В целом делить на блоки тест правильно: так тестируемый увидит, что тест не бесконечен. В ситуации компьютерного тестирования, когда нельзя пролистать задания и понять, сколько ещё осталось, это важно. И, конечно, нужно предупредить, если время на ответы ограничено.
Наиболее привычны сегодня тесты как в ЕГЭ — с четырьмя вариантами ответа. Иногда можно услышать, что это связано с объёмом рабочей памяти: якобы четыре варианта появились, потому что именно такое количество элементов средний человек способен одновременно удерживать в уме.
Психологи-когнитивисты такое обоснование считают ненаучным. Скорее всего, к четырём вариантам ответа практики пришли случайно, и ничего биологически или психологически заданного в этой цифре нет. Вариантов может быть и меньше — например, три.
А вот придумать больше неверных ответов обычно затруднительно.
Создание неправильных вариантов ответа — на самом деле сложное психометрическое мастерство. Не зря их называют дистракторами, то есть отвлекающими внимание от верного варианта.
Суть в том, что неправильные ответы должны быть похожи на правильный и привлекательны. Очевидно неправильных ответов нужно избегать, как и ответов из другой области. Например, если в вопросе стоит формулировка «В каком году?», все ответы должны быть датами примерно из одного диапазона.
Но неверные варианты не должны содержать в себе правильный ответ или какую-то его часть — иначе нужно в вопросе объяснить, что тестируемый должен выбрать самый правильный ответ.
Высший пилотаж — неправильные варианты на основе типичных ошибок студентов. Это позволяет давать более глубокую обратную связь: не просто показывать, где учащийся ошибся, а анализировать, почему он выбрал именно такой неправильный вариант.
Кроме надёжности, у любого теста есть ещё одно важное качество — валидность. По классическому определению, валидность — свойство теста измерять то, на что он направлен. Более современное определение гласит, что результаты валидного теста можно интерпретировать в той логике, в которой он создан.
И иногда на валидность может повлиять просто то, что тестируемый иначе (но не неправильно!) смотрит на ситуацию в задании.
Возьмём пример из теста на критическое мышление, разработанного в ВШЭ. Это тест‑симуляция онлайн-среды, в ней нужно общаться с ботом. Одна из задач — получить недостающую информацию для рецепта торта.
По идее, тестируемый должен задать боту конкретный вопрос, например: «Сколько яиц нужно добавить?» Но человек может начать с приветствия, и не потому, что не понял задание. Сказать «Привет, как дела?» перед тем, как уточнять рецепт, вообще‑то нормально. Но если об этом не подумать при составлении теста, такой ответ будет оцениваться как ошибочный.
Одно из частых опасений по поводу тестов и причин, почему в них предлагают добавлять больше вариантов ответа, — «угадайка». Кажется, что в задании с двумя вариантами ответа вероятность угадать составляет 50%. Но это верно только в случае, когда весь тест состоит из одного вопроса с двумя вариантами ответа.
Если добавить второй вопрос, в котором не будет подсказок к первому и наоборот, вероятности просто перемножатся. И шанс случайно угадать правильные ответы составит уже 25%. В случае с тестом из десяти заданий вероятность ответить на всё правильно случайно пренебрежимо мала.
Но такой расчёт справедлив только для тестов с хорошо написанными неправильными ответами.
На магистерской программе Института образования психометриков учат проверять работоспособность тестов все два учебных года. Попробуем коротко разобрать, что именно они изучают.
Проверить тест можно качественным или количественным методом. Качественный метод представляет собой интервью. Разработчик теста выдаёт задания представителю целевой группы, наблюдает за ним и расспрашивает. Так можно выяснить, всё ли понятно в заданиях, что именно тестируемый делает для решения, какие вопросы ставят его в тупик, а какие кажутся слишком простыми.
Цель качественной проверки — убедиться, что решение теста задействует именно те когнитивные процессы, которые требовалось вовлечь (скажем, тестируемый действительно решает математическую задачу, а не навскидку выбирает из вариантов наиболее подходящий), что варианты-дистракторы не содержат элементов правильного ответа, что все инструкции к тесту понятны и так далее.
Оценка работоспособности теста количественными методами — как раз психометрика в узком смысле слова. Проводится она через статистический анализ, для которого нужно порядка 100 наблюдений.
Понятно, что для каждого курса такую проверку не проведёшь, обычно достаточно интервью. Но количественная оценка обязательна, если по результатам теста принимается какое-либо решение — о зачислении на курс, о сертификации.
В результате разработчик теста получит все те же данные, что и при качественной оценке. К тому же количественная оценка покажет, какие вопросы и утверждения не измеряют то, что должны, а какие вообще избыточны — тест работает и без них.
Лучшие сервисы для создания тестов
Темы, на которые пишет автор:
Образование, недвижимость, FMCG, мода, ивенты, банки.
Образование:
Томский Государственный Университет, факультет психологии, специальность «Реклама и пиар»
Дата публикации:
29.11.2022
Тестирование — это критерий, позволяющий узнать, усвоили ли учащиеся то, чему их учили. Он также включает в себя возможность определить, поняли ли учащиеся содержание курса и могут ли они эффективно применять свои навыки критического мышления. Разработка тестов также необходима для оценки эффективности учебных программ. Тесты определяют прогресс студентов в достижении целей и оценивают их успеваемость при поступлении в учебные заведения.
Цикл передачи знаний и тестирования хорошо знаком и испытан каждым, кто когда-либо был студентом. С того самого момента, как мы поступаем в школу, нас ждут постоянные проверки знаний. Организаторы электронного обучения стараются сделать ее увлекательной и достоверной. Для этого существуют различные сервисы для создания тестов, программы-конструкторы тестов — рассмотрим самые популярные из них.
1. Google Forms
Google Forms широко используется преподавателями для проведения опросов, экзаменов и тестов онлайн. Форма Google поддерживает несколько типов опросов таких как вопросы с множеством вариантов ответов, открытые вопросы и т. д.
Формы Google имеют функцию загрузки изображения в качестве ответов — это облегчило жизнь учителям и ученикам, которым трудно печатать. В платформе тестирования также есть опция викторины, где можно добавлять оценки к вопросам и их правильный ответ. Выбирайте цветовую гамму, шрифт, загружайте брендированные изображения — это все бесплатно, для разработки тестов нужно лишь иметь аккаунт Google.
2. Madtest
В этом онлайн-сервисе больше возможностей персонализации и визуального оформления. Можно настроить комментарии к вариантам ответов, индивидуальный текст к каждому результату, что подходит психологическому тесту. Call to action в конце тестирования добавляется в виде кнопок мессенджеров, формы регистрации, нужных кнопок, промокодов и т.д. Madtest можно использовать как сервис создания теста для сайта, блога и даже социальных сетей. 7 дней бесплатно, далее от 990 рублей в месяц.
Источник фото: Официальный сайт Madtest
3. Каhoot
Kahoot — интерактивная платформа для тестирования, где люди могут учиться с помощью игр. Школы, университеты и другие организации используют его для проведения тестирования, онлайн-викторин и других увлекательных мероприятий, с помощью которых студенты и сотрудники могут узнавать что-то новое. С этой платформой тестирования можно создавать опросы и короткие обучающие игры за несколько минут. Добавляйте несколько изображений или видеороликов, чтобы объяснить тему, а затем позвольте пользователям играть и зарабатывать баллы. Тарифы для бизнеса можно выбрать на сайте, они начинаются от 19 евро в месяц,
4. Socrative
Сервис предлагает викторины, опросы, групповые занятия и контент от преподавателей — все в одном простом для использования инструменте оценки. Учителя могут просматривать ответы и оценки каждого учащегося по мере заполнения тестов в режиме онлайн. Эти своевременные результаты позволяют учителям лучше определять потребности класса и устранять пробелы в обучении. Можно использовать разработку тестов для сайта разных видов, в том числе для командной работы, и быстрые викторины. До 5 тестов бесплатно, далее — от 89 долларов в год.
Источник фото: loganpetlak.ca
5. LearningApps
LearningApps.org — это программа для составления вопросов и поддержки процессов обучения с помощью небольших интерактивных модулей. Их пара десятков: тест, кроссворд, викторина, заполнение пропусков и более игровые варианты. Их используют непосредственно в учебных материалах и встраивают в сценарии урока. Формат заданий предполагает, что он больше предназначен для детей. Этот сервис создания тестов полностью бесплатный.
Источник фото: micool.org
6. Quizizz
Quizizz — пример платформы для создания тестов, которая сделана в стиле игрового шоу. Отличается тем, что вопросы и возможные ответы отображаются индивидуально на устройствах учащихся. Встроено использование мемов, видео, изображений и математических уравнений. Можно добавить вопрос из чужой викторины одним щелчком мыши. Есть усиление результатов за правильные и быстрые вопросы. Есть бесплатный и ограниченный тариф для учителей. Для школ и других заведений тарифы обсуждаются индивидуально, нужно заполнить заявку на сайте.
7. Quizlet
Quizlet тоже создан в стиле шоу-квиза, где можно тренироваться на карточках, тестах или в командных играх. Все возможные ответы распределяются между устройствами всех участников. Например, на три устройства может прийти 12 ответов. Для совместной игры понадобится минимум 2 команды по 3 участника. Есть бесплатный ограниченный тариф, расширенные опции разработки тестов для сайтов и других задач стоят от 2,99 долларов в месяц.
Источник фото: medium.com
8. Online Test Pad
17 типов опросов, 4 типа результатов, можно редактировать внешний вид теста с помощью шрифтов, рамок, изображений и логотипа. Устанавливайте ограничение по времени не только для всего теста, но и для определенного вопроса. Настраивайте доступ к тесту на свое усмотрение по закрытой ссылке или кодовому слову. Сервис создания тестов бесплатный, в его базе сотни готовых образовательных заданий.
9. Classmarker
Онлайн-конструктор викторин ClassMarker — простой и настраиваемый составитель вопросов для онлайн-тестирования. Создавайте онлайн-экзамены и тесты с расширенными настройками: ограничения по времени, открытый и закрытый доступ к тесту, рандомизация вопросов, мгновенная обратная связь, множественный выбор, эссе, сопоставление, краткий ответ, вопросы с видео или аудио. Можно проводить психологическое тестирование. Есть ограниченный бесплатный тариф, другие функции стоят от 19,95 долларов в месяц.
10. Мастер-Тест
Минималистичная программа и удобный интерфейс для составления тестов. Один из бесплатных конструкторов тестов, появившийся на заре онлайн-образования в России. Есть базовые функции — добавление медиа, указание разного количества баллов для вопросов и источников информации, подробные результаты тестов. Сервис полностью бесплатный.
11. Конструктор тестов
Бесплатный сервис для создания тестов онлайн с множеством готовых вариантов на разные темы. Создавался как вспомогательный ресурс для российских учителей. Элементарный функционал для разработки собственных тестов, можно поделиться результатами и встроить тест в сайт.
12. Anketolog
Сервис для создания тестов онлайн и анкетирования, который заинтересует маркетологов, специалистов по подбору персонала, развивающийся бизнес и госучреждения. Разработка тестов предлагает 21 вид вопросов и около 70 готовых шаблонов в библиотеке. Можно привлекать сторонних респондентов на опросы по выбранным критериям. Выгрузка подробных результатов и статистики в нескольких форматах. Ограниченный бесплатный период 5 дней, далее от 1490 рублей в месяц.
Источник фото: coba.tools
13. Let’s test
Платформа для тестирования с функциями для бизнеса. Компания получает закрытую систему, в которой есть составитель вопросов и все функции для разработки тестов. Можно самостоятельно добавлять или удалять пользователей. Есть функция добавления медиа, файлов, выгрузки вопросов из таблиц и текстовых документов, создание сертификата и другие инструменты тестирования, важные для крупного бизнеса или образовательных учреждений.
14. iSpring Suite
Пример программы для создания онлайн-тестов и обучения сотрудников, которая интегрируется с СДО. Доступна разработка тестов с 14 типами вопросов, широкие возможности для оформления и добавления медиа, ограничений и вознаграждений, создание разветвленных сценариев прохождения тестов, выгрузка и публикация результатов в различных вариантах. Здесь можно сделать детальную настройку теста под свои задачи, в том числе для сайтов. Пробная версия на 14 дней, далее — от 27’000 рублей в год.
15. Testograf
Онлайн-сервис, который в основном используют коммерческие организации. Есть функция разработки тестов, анкет, голосований и опросов, помогающих в бизнес-аналитике. Есть интеграция через API, визуальная кастомизация, ветвление тестов в зависимости от ответов участников, просмотр результатов в процессе тестирования, неограниченное количество вопросов и фильтров по ответам. Годовая лицензия от 34’990 рублей.
16. Pruffme
Такие сервисы создания тестов предназначены для совместной работы и онлайн-обучения. Представляет собой один из инструментов аттестации — учащиеся проходят тесты после обучения на конструкторе курсов. Вы можете создать как простые онлайн-тесты с одиночными или множественными ответами, ранжированием, так и составить творческие задания с комментированием преподавателей. Есть бесплатные версии, дополнительные опции стоят от 3’910 рублей в месяц.
FAQ
Где лучше всего создавать тесты?
Разработка тестов под разные задачи требует разных инструментов. Попробуйте разные конструкторы опросов или составитель вопросов, и поймете, подходят ли они вам.
Что такое онлайн-тесты?
Это способ оценки знаний с помощью сервисов для создания тестов онлайн. Программа автоматически подсчитывает и анализирует результаты.
Читайте также:
Как создать онлайн-тест: руководство по разработке
Образовательный процесс организуется в соответствии с потребностями обучения. Большую роль играет разнообразие способов проверки знаний, аттестации студентов. Тестирование — один из популярных форматов оценки уровня учеников. Оно позволяет быстро и в унифицированном порядке проверить знания множества студентов, без потери времени и траты лишних сил. Однако не все разделяют такое мнение, тесты считаются неполноценным форматом проверки знаний, потому как ученик может угадать ответ и получить оценку случайно.
На самом деле, это заблуждение. Вопрос не в формате, а в качестве проверочных материалов. Хорошо составленный тест позволит объективно исследовать, насколько усвоена информация. Чтобы результат был достоверным, важно ответственно подойти к составлению теста.
Онлайн-тест: что это такое
Онлайн-тест представляет собой одну из форм проверки знаний студентов, учащихся школ, средних специальных учебных заведений, ВУЗов, онлайн-организаций дополнительного образования. Конструкция теста стандартная: вопрос и варианты ответа. Студент выбирает один или несколько, в зависимости от того, как организовано тестирование.
Все реже используются средства проверки на бумажном носителе. В современной образовательной практике широко распространены электронные инструменты, сервисы, которые предоставляют удаленный доступ и проверяют результаты в автоматическом формате. Благодаря унифицированной, простой и интуитивно понятной платформе, можно оперативно и эффективно оценить знания, легко проверить качество усвоения информации. Хотя тесты могут использоваться не только в аттестационных,но и в обучающих целях.
Виды тестов
Тесты разграничивают по цели проведения. Можно выделить два вида: обучающие и аттестационные тесты.
Обучающие тесты используются не так широко, однако набирают популярность как дополнительный путь усвоения знаний и информации. Суть в том, чтобы акцентировать внимание обучающегося на тех или иных сведениях, закрепить материал. Если студент допускает ошибку, программный помощник указывает на проблему и, в идеале, разъясняет, почему ответ неверный, какой нужно было выбрать. Такие тесты требуют не только составления правильных вопросов, но и грамотного информационно-методического сопровождения. Преподаватель и по совместительству создатель теста должен подумать над обучающей составляющей каждого вопроса.
Аттестационные тесты — классика жанра. Они позволяют проверить знания студента, проводятся как промежуточные методы аттестации (вместе или вместо контрольных и пр.). Также могут проводиться в конце курса, как способ аттестации. Аттестационные тесты используются шире всего, но обычно не изолированно, а в системе с другими методиками и формами учебной работы.
В тестировании используются вопросы разных типов: на запоминание, понимание, применение. Каждый ориентируется на разные уровни мыслительной работы, интеллектуальной активности. В некоторых случаях разработчики составляют монотесты, которые состоят из вопросов одного типа. Но, как показывает практика, лучшее решение — создавать опросы на базе разных типов вопросов.
Общий порядок составления тестов
На первый взгляд, составить тест кажется делом простым. На самом деле как раз из-за такого безответственного отношения тестирование часто оказывается игрой в угадайку, бессмысленным мероприятием, которое только путает студента и вводит в заблуждение преподавателя. Педагог думает, что его ученики обладают достаточными знаниями.
При составлении теста рекомендуется использовать различные типы вопросов. Все они составляются по одинаковой схеме.
Сначала необходимо поставить конкретную задачу. Это может быть вопрос «в лоб», казус (конкретная смоделированная ситуация) или что-то другое. Готовый вопрос должен быть предельно конкретным, однозначным и понятным, чтобы не вызывать у студента путаницы и непонимания.
Далее составитель готовит правильный ответ. Задача такая же — не допустить двусмысленности или сомнений. Ответ должен быть однозначным, подходящим к конкретному вопросу.
На третьем этапе разработчик готовит неправильные ответы или дистракторы. Составлять их можно по-разному: действовать от противного, предлагая полностью неправильный вариант, готовить ответы, которые верны только наполовину. Единого рецепта нет, все зависит от того, что хочет получить преподаватель, какие знания он надеется проверить и пр.
Каких правил нужно придерживаться при составлении тестов
При составлении тестов нужно тщательно продумать всю структуру. Тестирование — один из самых сложных форматов в плане методических подходов, разработки, поскольку нужно учитывать множество нюансов. В противном случае достоверность результата окажется нулевой. Есть две категории правил, которые следует придерживаться.
Правила составления вопросов
Можно выделить 5 принципов:
- Существенность информации. Важно, чтобы тестирование помогало проверять или закреплять знания крупного пласта действительно важной информации. Все второстепенное и несущественное нужно отсекать.
- Простота языка. Не нужно перегружать вопрос сложными терминами, длинными предложениями и второстепенными речевыми конструкциями. Только предельная точность.
- Однозначность. Важно, чтобы вопросы были точными, четкими. Двусмысленность, разные толкования названий, терминов исключены.
- Минимум отрицаний. Они могут пройти мимо взгляда, остаться вне поля зрения студента, а это прямой путь к ошибке. Если отрицание все же необходимо, его выделяют заглавными буквами, например «НЕ», «НЕТ» и т.д.
- Отсутствие неумышленной помощи. Вопросы нужно строить так, чтобы вытянуть ответ из них было невозможно.
Виды вопросов можно и нужно чередовать: с одним правильным ответом, с несколькими и т.д.
Составление ответов
При составлении ответов нужно придерживаться схожих принципов, среди них:
- Однотипность. Все ответы к конкретному вопросу должны выглядеть одинаково.
- Адекватность и правдоподобие дистракторов. Не стоит представлять студенту откровенно бредовые ответы, которые не могут рассматриваться как правдоподобные.
- Соответствие знаниям. Пользователь, студент должен отвечать в пределах полученных знаний. Выходить за программу не стоит.
- Обоснованность. Вытекает из предыдущего пункта. Дистракторы должны быть такими, чтобы студент мог обосновать, почему они неправильные. Использовать спорные, дискуссионные положения, варианты ответов нельзя.
- Количество ответов. Должно быть равно 4-6.
- Случайный порядок ответов. Чтобы не было никакой системы, иначе тестирование превратится в соревнование, кто кого обманет.
- Отсутствие подсказок и обобщений. Так преподаватель будет уверен, что получит верный, однозначный результат.
- Отсутствие одинаковых фраз.
Для лучшей проверки знаний стоит добавлять вопросы разного характера, формата.
Программы для разработки тестов
Бумажные тесты используются все реже. Им на смену пришли удобные конструкторы, которые позволяют организовать тестирование прямо на сайте, просто распространив ссылку среди студентов. Учащемуся достаточно нажать несколько кнопок, как и преподавателю, который составляет работу.
Один из вариантов организации тестирования — платформа Unicraft. Есть и более простые, доступные аналоги. Например, Гугл-документы, которые предлагают создать тесты-опросники, пусть и не такие удобные, как профессиональные средства. Хотя решение от Google обладает необходимыми настройками, позволяет быстро создать тест, провести оценку и выставить итоговый балл каждому участнику.
Основные этапы создания теста
Резюмируя все сказанное в этой статье, можно привести такой пошаговый алгоритм создания теста:
- Определение цели тестирования: проверка знаний или обучение.
- Разработка структуры тестирования: количество, типы и последовательность вопросов.
- Формулирование конкретных вопросов и ответов.
- Выбор платформы, ресурса для организации онлайн-тестирования.
Далее все зависит от того, в каком формате будет проводиться проверка. Самый простой способ отправить студентам на почту или в группу в соцсети, мессенджере ссылку, по которой обучающиеся будут переходить и сдавать тест. Результаты оформляются в автоматическом или полуавтоматическом режиме.
Как повысить эффективность и достоверность тестов
Главный способ повышения достоверности теста — правильно составленные вопросы. Важно разрабатывать их собственными силами. Если хотя бы в минимальной мере положиться на готовые решения из сети, с большой вероятностью к ним можно найти готовые ответы. Студенты, особенно без контроля со стороны, обязательно воспользуются этим способом и полезут в поисковик.
Второй метод — наблюдение за обучающимися. Не обязательно в аудитории. Организация контроля в режиме реального времени возможна и с помощью средств видеосвязи, групповой конференции. С другой стороны, встает вопрос оценки поведения. Многие готовы идти на хитрость даже перед преподавателем, а если группа большая, уследить за всеми просто невозможно. Но выход из ситуации есть.
Чтобы организовать контроль на онлайн-мероприятии, рекомендуется использовать системы прокторинга. Например,
ProctorEdu. Программный комплекс автоматически оценивает поведение студентов, достоверность результатов аттестации. Более подробная информация представлена в видеопрезентации.