Конспект занятия по «Развитию речи»
в старшей группе (5-6 лет)
на тему: Составление рассказа «Как Сережа нашел щенка»
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Цель: учить составлять рассказ по набору сюжетных картинок, описывая место действия, настроение героя
Программное содержание: учить построению сложных предложений, воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением, воспитывать гуманное отношение к животным, способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.
Оборудование и материал: Сюжетные картинки 4шт., мячик.
Предварительная работа: просматривание сюжетных картин, загадывание загадок на тему «Домашние животные», чтение рассказов и стихотворений на тему «Домашние животные».
Длительность занятия 25 минут
Ход занятия:
I.Вводная часть:
Приветствие «Круг радости»
— Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Теперь повернитесь спиной в центр круга и повторяйте пожалуйста за мной:
Доброе утро лесам и полям, (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад!(поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши).
Дети садятся на свои места.
II. Основная часть:
1.Рассматривание картины «Мальчик с собакой».
На картинке изображен мальчик и рядом еще закрыт щенок.
— Посмотрите на нашу картинку, ребята кто на ней изображен? (мальчик)
-Давайте представим, что нашего мальчика зовут Серёжа. А как вы думаете кто рядышком спрятался? (даю подсказку это детеныш домашнего животного).
— Давайте вспомним и назовём детенышей домашних животных (котенок, щенок, жеребёнок, ягненок, козленок, теленок, поросенок, крольчонок).
— Молодцы, а теперь послушайте стихотворение — загадку верно ли наше предположение:
2. Чтение стихотворение – загадки:
Он игривый, энергичный,
Он почти не устает,
Любит он уж очень сильно,
Когда гладишь ты живот.
Вот подсказка: поводок.
Ну конечно же *****!
ЩЕНОК
— Правильно это щенок (открываю щенка)
— Какой щенок? (маленький, весёлый)
— А сейчас мы поиграем в игру с мячом, передавая мяч друг другу, будем называть действия, которые может выполнять щенок.
3.Игра с мячом.
Щенок (что делает?) -играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду), рычит, нюхает (траву), прыгает, бегает, виляет хвостиком, встает на задние лапы, прячется, лежит, стоит.
При затруднениях детей использует вопросы-подсказки типа «что делает щенок с мячиком?» «с костью?»
— Молодцы, а теперь передавая мяч обратно подбираем слова-признаки.
Щенок (какой?) -пушистый, гладкошерстный, ласковый, умный, толстый, маленький, рыжий, серый, пятнистый, забавный, веселый добрый, милый, хороший, черный, грязный, мокрый, игривый и т.д
— Молодцы. Как можно много сказать какой щенок и как много он умеет делать.
4.Составление рассказа по картинам:
— Сегодня на занятии мы узнаем интересную историю, которая случилась до того как мальчик нашёл щенка.
Беседа по содержанию каждой картины. На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Предлагаю детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.
Картина№1: Посмотрите на картинку. Что мы видим на ней? Какое время года изображено на этой картинке? Как одет мальчик? Что у него в руках?
Картина №2: Посмотрите сюда что мы видим на этой картинке? Что делает щенок? Как он выглядит, почему такой печальный? Почему мальчик остановились возле щенка, как вы думаете?
Картина №3: Посмотрите где находятся мальчик и щенок? Почему вы так решили? Что он делает? А как смотрит мальчик на щенка?
Молодцы. А теперь давайте немного отдохнём, сделаем физкультминутку.
5.Физкультминутка «Мой щенок»
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Во дворе щенок играл, (ходьба на месте)
Прыгал, бегал и считал: (прыжки и бег на месте)
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» —
И помчался до ворот. (бег на месте)
А потом вздохнул и сел: (глубоко вздохнуть и сесть)
Он устал и присмирел (встать и сесть на места)
— Молодцы ребята, присаживаемся на места.
— Давайте вспомним нашу историю сначала. Послушайте меня внимательно, потом сами попробуете рассказать историю как Серёжа нашёл щенка.
– Однажды в весеннюю, дождливую погоду Серёжа вышел погулять. Гуляя, он увидел щенка. Он был маленький и Серёжи стало его жаль. Он забрал его к себе домой, накормил, искупал и они стали лучшими друзьями.
— А теперь ребята вы попробуйте составить рассказ. Если у вас, что-то не получится я вам обязательно помогу (3-5 детей составляют рассказ по частям).
— Молодцы, ребята!
III.Заключительная часть:
— Как называлась наша история?
— О ком она была?
— А чему она нас научила? Молодцы.
— Я желаю, чтоб у каждого из вас был такой настоящий друг.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:
Составление рассказа «Как Сережа нашел щенка»
24.04.2019г.
Воспитатель Лукащова А.Н.
Программное содержание:
Учить составлять
рассказ по набору сюжетных картинок, описывая место действия, настроение героя;
учить построению сложных предложений, Воспитывать
умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять
поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным
предложением, воспитывать гуманное отношение к животным.
Материал: Сюжетные
картинки 4шт., мячик.
Методические приемы:
I ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ребята,
сегодня к нам приехали гости, давайте с ними поздороваемся. (дети
здороваются)
Приветствие
«Круг радости»
Давайте
поприветствуем друг друга. Встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто
слева от вас. Теперь повернитесь спиной в центр круга и повторяйте пожалуйста
за мной:
Доброе
утро лесам и полям, (руки вверх)
Доброе
утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе
утро, родной детский сад!
Видеть
друзей своих очень я рад!(поворачиваются лицом в круг и
хлопают в ладоши). Дети садятся на свои места.
Рассматривание картины «Мальчик с собакой»
На
картинке изображен мальчик и рядом еще закрыт щенок.
— Посмотрите на нашу картинку, ребята
кто на ней изображен?(мальчик) -Давайте представим что нашего мальчика
зовут Серёжа. А как вы думаете кто рядышком спрятался ? Даю подсказку это
детеныш домашнего животного.
— Давайте вспомним и назовём детенышей домашних
животных (котенок, щенок, жеребёнок,
ягненок, козленок, теленок, поросенок, крольчонок). Молодцы, а теперь
послушайте стихотворение — загадку верно ли наше предположение:
Он игривый, энергичный,
Он почти не устает,
Любит он уж очень сильно,
Когда гладишь ты живот.
Вот подсказка: поводок.
Ну конечно же
*****!
ЩЕНОК
— Правильно это щенок.(открываю щенка картинка №4) Какой
щенок? (маленький, весёлый)
А
сейчас мы поиграем в игру с мячом, передавая
мяч друг другу, будем называть действия, которые может выполнять щенок.
Щенок (что делает?) -играет (с мячиком), спит (сладко), лает
(громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду), рычит ,
нюхает (траву), прыгает, бегает, виляет хвостиком, встает на задние лапы,
прячется, лежит, стоит.
При затруднениях детей использует вопросы-подсказки типа «что делает щенок с
мячиком?» «с костью?»
Молодцы,
а теперь передавая мяч обратно подбираем слова-признаки.
Щенок (какой?) -пушистый, гладкошерстный, ласковый,
умный, толстый, маленький, рыжий, серый, пятнистый, забавный, веселый добрый,
милый, хороший, черный, грязный, мокрый, игривый и т.д
Молодцы.
Как можно много сказать какой щенок и как много он умеет делать.
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Сообщение цели
Сегодня на занятии мы узнаем интересную
историю, которая случилась до того как мальчик нашёл щенка.
Беседа по содержанию каждой картины. На
магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Воспитатель
предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.
Картина№1:Посмотрите
на картинку. Что мы видим на ней? Какое время года изображено на этой картинке?
Как одет мальчик? Что у него в руках?
-Картина №2:
Посмотрите сюда что мы видим на этой картинке? Что делает щенок? Как он
выглядит, почему такой печальный? Почему мальчик остановились возле щенка, как
вы думаете?
Картина №3:
Посмотрите где находятся мальчик и щенок? Почему вы так решили? Что он делает?
А как смотрит мальчик на щенка?
Молодцы. А теперь давайте немного отдохнём,
сделаем физкультминутку.
Физкультминутка.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
«Мой щенок»
Во
дворе щенок играл, (ходьба на месте)
Прыгал, бегал и считал: (прыжки и бег
на месте)
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» —
И
помчался до ворот. (бег на месте)
А потом вздохнул и сел: (глубоко вздохнуть и
сесть)
Он устал и присмирел (встать и сесть
на места)
Молодцы ребята, присаживаемся на места.
Давайте вспомним нашу историю сначала. Послушайте меня внимательно, потом
сами попробуете рассказать историю как Серёжа нашёл щенка.
– Однажды в весеннюю, дождливую погоду
Серёжа вышел погулять. Гуляя, он увидел щенка. Он был маленький и Серёжи стало
его жаль. Он забрал его к себе домой, накормил, искупал и они стали лучшими
друзьями.
2.4. Составление рассказа ребенком
А
теперь ребята вы попробуйте составить рассказ. Если у вас, что-то не получится
я вам обязательно помогу. (3-5 детей составляют рассказ по частям).
Ой, наш щенок так весело играл что перепутал все картинки. Давайте вспомним
с чего начинался наш рассказ. Я раздам картинки, разрезанные на части
(как пазлы), а вы их сложите и дадите описание у какой команды какая картинка.
Так мы с вами восстановим их последовательность. (Дети собирают «пазл» и
рассказывают рассказ, воспитатель вывешивает картинки по очереди на доску) Молодцы.
Подведение итога: Как называлась наша история? О ком она была? А
чему она нас научила? Молодцы. Я желаю чтоб у каждого из вас был такой
настоящий друг.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Как Сережа нашел щенка»
(с использованием метода наглядного моделирования)
Тема: Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка».
Цель: Обучение связному последовательному составлению рассказа с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи: Продолжать учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, характер и настроение героев; включать описание внешнего вида персонажей, опираясь на наглядную модель. Формировать умение составлять предложения из набора слов.
Скачать конспект
Развивать способность к наглядному моделированию; самостоятельность ответов и суждений. Развитие неречевых процессов: внимания, памяти, наглядно-образного мышления.
ЗКР: Добиваться внятного и четкого произнесения чистоговорки, включающей звук [щ’], с разной силой голоса, используя схему.
Воспитывать бережное заботливое отношение к животным.
Материалы: письмо – загадка; опорная схема для составления рассказа; схема способа проговаривания слов с разной силой голоса.
Ход:
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу: «Друг на друга посмотрели,
крепко за руки взялись.
Влево — вправо повернулись
И друг другу улыбнулись!»
(дети садятся на стульчики)
2. – Ребята, когда я сегодня утром шла на работу, то встретила очень расстроенного мальчика. Друг прислал ему письмо, в котором нарисованы слова знакомой вам песенки, но мальчик её не знает и никак не может её прочитать. Давайте ему поможем.
( «читают»: «Воробей с березы на дорогу прыг,
Больше нет мороза «чик-чирик!»)
-Спасибо вам большое, обязательно ему передам, что вы помогли разгадать песенку.
3. -А я непросто рассказала вам о мальчике, ведь он был не один. А с кем, отгадайте:
Этот зверь, увидев кошку
Громко лает у окошка.
Вечно крутиться у ног
Этот маленький … (Щенок)
– Я хочу, чтобы сегодня вы придумали рассказ на тему «Как Сережа нашел щенка». А что нам может помочь в составлении рассказа?
(схемы, рисунки, таблицы, игрушки).
— Давайте рассмотрим схему для составления рассказа. Сначала расскажите, как Сережа пошел гулять, как увидел щенка. Опишите, какой был щенок и как назвал его Сережа. А потом расскажите, что было дальше: как Сережа ухаживал за щенком, как они играли и дружили.
(ребенок рассказывает, далее задаются вопросы)
-Вам понравился рассказ?
-Какую кличку придумал Сережа щенку?
-Почему он так назвал щенка?
-Что можно добавить, изменить в этом рассказе, чтобы он стал еще лучше?
(выслушиваем ответы детей)
— Давайте ещё раз составим рассказ, но рассказывать будем по очереди: кто-то один начнет, другой расскажет о щенке, третий – о том, как Сережа ухаживал и играл со щенком.
— Очень интересный и складный рассказ у вас получился. После занятия я запишу его и дам почитать родителям, чтобы они смогли узнать, как хорошо вы научились рассказывать.
4. Физминутка:
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
5. Игра «Живые слова».
— Ребята, давайте поиграем в игру «Живые слова». Пусть ко мне подойдут шесть детей. Они будут разными словами.
(воспитатель говорит каждому ребенку, каким словом он будет; проверить, как дети запомнили слова: щенок, мальчик, весело, быстро, бежит, прыгает)
-Из этих слов мы можем составить различные предложения про мальчика и щенка. Предложение должно состоять из трех слов. Кто придумает, тот поднимает руку. Заранее говорить предложение не следует – нужно выстроить слова по порядку, а потом уже «прочитать».
(ребенок выходит и, не называя слов, составляет предложение)
— Теперь скажи, какое предложение ты придумал? Проверим, правильно ли ты поставил слова.
— Слова, называйте себя по порядку.
— А кто придумал другое предложение? И т. д.
— Молодцы, как много разных предложений вы придумали.
6. – А сейчас, ребята, послушайте чистоговорку и определите, какой звук вы слышите чаще всего?
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
— В каких словах чистоговорки вы слышали этот звук?
-Давайте проговорим эту чистоговорку медленно, чтобы было четко слышно каждое слово.
-А теперь расскажем её с разной силой голоса, а поможет нам опорная схема.
(дети проговаривают чистоговорку с разной силой голоса группой и индивидуально)
Итог:
— Ребята, вы сегодня замечательно занимались, молодцы! Что вам понравилось больше всего? А что ещё мы делали? В конце хочу дать вам небольшое задание: в свободное время изобразите с помощью опорной схемы любую песенку или стихотворение, а мы попробуем «прочитать».
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Конспект проведения занятия по обучению рассказыванию
в старшей группе
тема: «Как Сережа нашел щенка»
Программные задачи:
— продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию рассказа;
— продолжать учить работать над выборочным пересказом;
— продолжать развивать слуховое и зрительное внимание и память;
— продолжать развивать воображение;
— продолжать воспитывать желание оказать помощь окружающим людям;
— продолжать воспитывать чувства товарищества;
— воспитывать культуру речевого общения;
— активизировать словарь;
— обогащать детей новыми словами: беззащитны, крошечны, забавны, неуклюжи, потешные.
Ход работы:
I. Вводная часть
— Здравствуйте, дети!
Сейчас я прочитаю вам стихотворение, и вы узнаете, о ком сегодня мы будет говорить.
У собаки Эльмы — сын и дочка.
Два смешных хорошеньких щеночка.
Слепы, беззащитны и нежны
Крошечны, забавны и… черны.
Маленькие хвостики и лапки.
Мордочки потешные так сладки.
Ползают, не видят ничего.
Им два дня-то, отроду, всего.
То в друг дружку тычутся носами.
То прижмутся крепко к доброй маме.
То пищат, как птенчики в гнезде.
Во всем доме слышно их, везде.
Толстячки, пушисты, неуклюжи.
Эльма, как орел над ними кружит.
Не дает дотронутся до них.
Сразу лает, даже на своих.
Их, конечно, обожают дети.
Лучше нет зверят на целом свете.
Вся семья им рада от души.
Побыстрей растите, малыши!
Вопросы:
1. О ком это стихотворение?
2. Какие щенки у собаки Эльмы?
— Дети, сейчас мы с вами намного поиграем:
Игра называется «Дополнение предложений»
Я буду вас задавать вопросы, а вы будете отвечать на них, вариантов ответов может быть несколько:
– Где можно гулять на улице? (в парке, около дома, в лесу, на бульваре…)
– Где можно встретить щенка? (около подъезда, в парке, на детской площадке, около магазина…)
– Как можно играть и ухаживать за собакой? (кидать щенку игрушку, палку, бегать, кормить, гулять, мыть…)
– Какие клички можно дать щенка? (уголек, рыжик, снежок…)
II. Основная часть
— Сегодня мы будем придумывать рассказ на тему «Как Сережа нашел щенка».
Трое детей составляют рассказ по частям.
— Сначала один из вас сейчас расскажет как Сережа пошел гулять, как он увидел щенка, другой – расскажет о щенке, какой он был, третий – расскажет что Сережа сделал после того как он нашел щенка (ухаживал за щенком, как они играли и дружили). Рассказывать будете по очереди: кто-то один из вас начнет, другой расскажет о том, что было дальше, третий закончит.
Дети рассказывает, далее задаю детям вопросы:
— Вам понравился этот рассказ? (да)
— Где Сережа нашел щенка?
— Какой был щенок?
— Какое имя придумал Сережа щенку?
— Почему он так назвал щенка?
— Как он ухаживал за щенком?
Молодцы! А сейчас один из вас расскажет еще один рассказ «Как Сережа нашел щенка». Можно придумать новый и интересный рассказ.
Потом вызываются еще 1 ребенок и он составляет еще один рассказ.
После рассказа мы с детьми начинаем анализировать 2 полученных рассказа, чей рассказ лучше, почему, что еще можно добавить… и т.д.
Хорошо! Вот какие интересные рассказы вы сегодня придумали. А сейчас немного поиграем, я задам вопрос, а вы ответите на них. Игра называется: «Расскажи, какой?»
– Сережа (какой?) – веселый, трудолюбивый, старательный, заботливый, добрый…
– Щенок (какой?) – маленький, несчастный, добрый, пушистый…
III. Заключение
— Сегодня у нас очень интересные и складные рассказы получились. Молодцы! Все сегодня занимались хорошо!
Сейчас вы все нарисуйте на своих листочка щенка, про которого мы сейчас рассказывали.
Конспект занятия по нравственному воспитанию
Тема: «Серёжа и щенок»
Старшая группа
Задачи:
1. Учить детей анализировать поступки героев и высказывать своё мнение.
2. Дать детям представление что «хороших» и «плохих» детей не бывает, а бывают разные поступки.
3. Учить в проблемной ситуации находить решение.
4. Формировать желание участвовать в коллективных играх.
5. Учить детей расслабляться
Ход занятия:
Воспитатель: — Сейчас послушайте историю про Серёжу, который очень любит машины.
Воспитатель: — Серёжа вышел во двор с красивой машиной. Ребята подбежали к нему. Не успели ему даже слова сказать, как Серёжа жестом дал понять — это моё. Никому не дам! Пошёл Серёжа сел в песочницу и стал играть в машину.
А ребята организовали другую игру, им было весело играть всем вместе.
Серёжа оглянулся. Но почему же мне так грустно? Почему?
Воспитатель: — Ребята, а почему Серёже стало грустно?
Воспитатель: — Правильно ли поступил Серёжа?
Воспитатель: — Как бы вы поступили на месте Серёжи?
Воспитатель: — Как вы думаете ребята возьмут Серёжу играть?
Воспитатель: — А вот другая история про Серёжу.
Воспитатель: — Во дворе его дома жил щенок. Однажды щенок вышел из подвала на улицу.
О, что это? – удивился щенок.
— Почему всё кругом белое?
Щенок попробовал языком, пожевал. Ничего! Ещё попробовал. Фу, вода. А вот поиграть можно, следы остаются. Ещё пробежал, понюхал. Вдруг со двора прибежали мальчишки. Они налепили снежков и стали бросать в щенка. Как страшно, больно, обидно. Щенок заскулил, забился в кусты, спрятался.
Но что это? Опять шаги?
Испугался щенок: кто-то опять идёт? Что будет?
Это Серёжа вышел на улицу, увидел щенка, взял его на руки, согрел, понёс в подъезд, дал молока. Щенок согрелся и уснул на руках.
Воспитатель: — Что испытал, почувствовал щенок, когда в него бросали снежки?
Воспитатель: — Что можно сказать о мальчишках которые бросали снежки в щенка?
Воспитатель: — Как вы себя ведёте, если видите щенка, котёнка?
Воспитатель: А когда щенку стало хорошо? Почему?
Проблемная ситуация:
1. Вы играете в мяч. Вам весело. Серёжа стоит около забора один. Ему грустно. Что вы сделаете, что вы скажете Серёже?
2. У тебя заводная машина, а у Серёжи книга. Тебе хочется её посмотреть. Как ты поступишь? Что ты скажешь?
3. Серёжа пришёл в группу. Он поздоровался только с воспитателем и пошёл играть с детьми. Что Серёжа забыл сделать?
4. Воспитатель на участке разговаривает с другим воспитателем. Тебе нужно обратиться к своему воспитателю. Как ты это сделаешь?
Серёжа и щенок стали друзьями. Они любили играть в разные игры. Особенно им нравилась игра «Пожалуйста».
Воспитатель: — Ребята давайте встанем в круг. Вы будете показывать движения только в том случае, если я скажу «пожалуйста».
Психотренинг «Сон»
Воспитатель: — Ну вот мы и поиграли вместе с Серёжей и щенком. Щенок устал, лег на коврик (как лёг щенок на коврик). Серёжа с трудом борется со сном, зевает, руки и ноги его не слушают. Серёжа лёг спать. Глаза сразу закрылись, тело расслабилось. Как хорошо отдохнуть после игр.
Спать пора!
Уснул бычок.
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать
Головой кивает слон
Он слонихе шлёт поклон.
Воспитатель включает любую спокойную музыку.