Как соколов нашел сына

Гениальный рассказ великого русского советского писателя Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» я впервые прочитал ещё в детстве и с тех пор неоднократно перечитывал, не говоря уже о не менее гениальной его экранизации Сергея Бондарчука, которую я тоже смотрел, наверное, раз десять, если не больше…

Понятно, что сюжет и многие детали рассказа я помню практически наизусть. Главный герой рассказа Андрей Соколов до войны жил в Воронеже, но после демобилизации туда не вернулся, так что этот вариант ответа отпадает. Ульяновск вообще тут не к месту, потому что действие рассказа разворачивается на донских землях, куда Андрей Соколов приехал жить после войны. Так что ответ — В Урюпинске возле чайной

Главные герои

Рассказ Шолохова небольшой по объему, он занимает всего десять страниц текста. И героев в нем не так уж и много. Главным героем рассказа является советский солдат – Андрей Соколов. Все, что происходит с ним в жизни, мы слышим из его уст. Соколов является рассказчиком всего повествования. Его названый сын – мальчик Ванюша – играет в рассказе важную роль. Он завершает печальную историю Соколова и открывает новую страницу его жизни. Они становятся неотделимы друг от друга, поэтому отнесем Ванюшу к группе главных героев.

Андрей Соколов

Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова. Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa?

Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.

Много пришлось пережить Соколову: и голод, и плен, и потерю семьи, и смерть сына в день окончания войны. Но все он вытерпел, все пережил, потому что имел сильный характер и железную силу духа. «Нa то ты и мужчинa, нa то ты и солдaт, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нуждa позвaлa», – говорил сам Андрей Соколов. Его русский характер не позволил ему сломаться, отступить перед трудностями, сдаться врагу. Он вырвал жизнь у самой смерти. Все лишения и жестокости войны, которые перенес Андрей Соколов, не убили в нем человеческие чувства, не очерствили его сердца. Когда он встретил маленького Ванюшу, такого же одинокого, как и он, такого же несчастного и никому не нужного, он понял, что может стать его семьей. «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети», – решил Соколов. И стал для бездомного мальчика отцом.

Шолохов очень точно раскрыл характер русского человека, простого солдата, воевавшего не за звания и ордена, а за Родину. Соколов – один из тех многих, которые сражались за страну, не жалея своей жизни. В нем воплотился весь дух русского народа – стойкого, сильного, непобедимого. Характеристика героя рассказа “Судьба человека” дана Шолоховым через речь самого персонажа, через его мысли, чувства, поступки. Мы идем вместе с ним по страницам его жизни. Соколов проходит сложный путь, но остается человеком. Человеком добрым, сочувствующим и протягивающим руку помощи маленькому Ванюше.

Ванюша

Мальчик лет пяти-шести. Он остался без родителей, без дома. Отец его погиб на фронте, а мать убило бомбой, когда ехали в поезде. Ходил Ванюша в оборванной грязной одежде, а ел то, что подадут люди. Когда он встретил Андрея Соколова, то потянулся к нему всей душой. “Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!” – со слезами на глазах кричал обрадованный Ванюша. Он долго не мог оторваться от отца, видимо, боялся, что потеряет его снова. Но в памяти Ванюши сохранился образ настоящего отца, он помнил кожаный плащ, который тот носил. И Соколов говорил Ванюше, что, наверное, потерял его на войне.

Два одиночества, две судьбы переплелись теперь так крепко, что не разлучить их уже никогда. Герои «Судьбы человека» Андрей Соколов и Ванюша теперь вместе, они одна семья. И мы понимаем, что жить они будут по совести, по правде. Они все выстоят, все переживут, все смогут.

Сочинение про Ванюшу

Рассказ Шолохова “Судьба человека» пронизан трагизмом войны, ее бесчеловечностью по отношению к судьбам людей. Два одиночества совершенно случайно встречаются и находят друг друга. Андрей Соколов, храбро сражавшийся в горниле войны, потерял в этой войне свою семью и Ванюшка, у которого отца убили на фронте, а мать погибла при бомбежке поезда. У них общая беда – война их осиротила. Главный герой рассказа Андрей Соколов потерял интерес к жизни, но маленький Ванюшка спас его от горькой судьбы.

Ванюшку Андрей встретил возле чайной. Несколько дней он наблюдал за беспризорным ребенком, который питался объедками. На вид это был мальчик лет 5-6, с русыми кудрявыми волосами, запутанными и непричесанными, с грязным от пыли лицом и в такой же грязной одежде. Но одежда у него была добротная, что говорило о том, что о нем очень заботилась мама.

Никто из прохожих не обращал внимания на мальчишку, ибо таких много разбросала по свету война. А вот Андрей обратил внимание, ибо он был таким же одиноким, а может и потому, что глаза мальчишки излучали теплоту и доверчивость, они были по-детски наивны и светились на замурзанном личике, как звездочки после ночного дождя.

Мальчик был доверчивым, он сразу прильнул к Андрею, когда тот сказал, что он его папа. Ванюшка обрадовался тому, что теперь не один, что у него есть родная душа, что он кому-то нужен. Возможно, он и понимал, что Андрей не отец ему, но мальчик больше всего на свете хотел, чтобы это было правдой, и он поверил в то, что у него теперь есть отец.

Андрей взял Ванюшку на воспитание, и мальчик оказался очень разговорчивым, шустрым и озорным, он внес в его жизнь большие перемены, наполнил ее счастьем и радостью. Андрей очень полюбил его и обрел смысл жизни.

Ванюшка же обрел отцовскую любовь и быстро привязался к своему новому отцу, скучал, когда того долго не было дома, встречал с работы.

Этот мальчик спас Андрея Соколова от печальной участи судьбы, он скрасил его существование, заставил поверить в будущее, которое казалась ему бесполезным и одиноким. Этот маленький мальчик полностью изменил жизнь Андрея.

В образе Ванюшки автор показал суровую правду о детях послевоенной поры, которые остались сиротами. Они голодали, беспризорничали, но не теряли воли к жизни и мужественно сносили все невзгоды и лишения. Эти дети, как и Ванюшка, обладали волей и стойкостью, душевной чистотой и наивностью. Они верили в светлое будущее.

Другие сочинения: ← История создания рассказа Судьба человека↑ ШолоховАнализ романа Поднятая целина →

Второстепенные герои

В произведении существует и ряд второстепенных героев. Это жена Соколова Ирина, его дети – дочери Настенька и Олюшка, сын Анатолий. Они в рассказе не говорят, они незримы для нас, о них вспоминает Андрей. Командир автороты, чернявый немец, военврач, предатель Крыжнев, лагерфюрер Мюллер, русский полковник, урюпинский друг Андрея – все это герои рассказа самого Соколова. У некоторых нет ни имени, ни фамилии, потому как они являются эпизодическими героями в жизни Соколова.

Реальным, слышимым героем здесь является автор. Он встречается с Андреем Соколовым на переправе и является слушателем истории его жизни. Именно с ним ведет разговор наш герой, ему он рассказывает свою судьбу.

Тест по произведению

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Что сближает образы «маленьких людей» — Акакия Акакиевича и портного Петровича? (По повести Н. В. Гоголя «Шинель».)

И Акакий Акакиевич, и Петрович — «маленькие люди», униженные и оскорбленные. Жизнь их ничего не стоит, они словно гости в этой жизни, не имеющие в ней ни своего места, ни определенного значения. Шинель — образ, с которым так или иначе связаны все герои повести: Башмачкин, портной Петрович, сослуживцы Башмачкина, ночные грабители и «значительное лицо». Так, и для Акакия Акакиевича, и для Петровича появление новой шинели – поворотное событие в жизни. Петрович «чувствовал в полной мере, что сделал немалое дело и что вдруг показал себе бездну, разделяющую портных, которые подставляют только подкладки и переправляют, от тех, которые шьют заново». Новенькая шинель, в которую облачается Башмачкин, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель — «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость».

2.2. Каким предстает лирический герой в поэзии А. А. Фета?

Поэзия А.А. Фета отражает мир «летучих настроений». В ней нет места политическим, гражданским мотивам. Основными темами являются природа, любовь, искусство.

Лирический герой Фета тонко ощущает переливы и переходы состояний природы («Шепот, робкое дыханье», «Учись у них — у дуба, у березы», «Ласточки»).

В раздумьях о гармонии и противоречиях человека и природы лирический герой находит свое предназначение — служить красоте, которую понимают только «посвященные» («Одним толчком согнать ладью живую», «Как беден наш язык!..», «Мелодия», «Диана»)… Противоречия составляют и основную черту любовной лирики. Любовь — «борьба неравная двух сердец», вечное столкновение индивидуальностей, это «блаженство и безнадежность» («Она сидела на полу», «Последняя любовь», «С какою негою, с какой тоской влюбленной»),

2.3. Какова роль женских образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Женские образы романа, яркие и самобытные, служат, прежде всего, для того, чтобы «оттенить» натуру Печорина. Бэла, Вера, княжна Мери… На разных этапах жизни героя они сыграли для него важную роль. Это совершенно разные по характеру женщины. Но у них есть одна общая черта: судьба всех этих героинь складывалась трагично. В жизни Печорина была женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Кстати, стоит задуматься над символичностью ее имени. Она была его верой в жизнь и в себя. Эта женщина поняла Печорина полностью и приняла его целиком. Хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла Вере одни лишь страдания: « …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!»

А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Но красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: «… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым».

Каждый из женских образов романа по-своему уникален и неповторим. Но у всех них есть нечто общее — пагубная страсть к таинственному, неизведанному — к Печорину. И лишь одна девушка не поддалась обаянию героя романа. Это ундина из повести «Тамань».

Все женщины в романе «Герой нашего времени» просто хотели быть счастливы. Но счастье — понятие относительное, сегодня оно есть, а завтра…

2.4. Какое значение для Андрея Соколова имела встреча с Ваней? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)

Андрей Соколов обладает удивительным мужеством и душевной крепостью, пережитые ужасы не делают его озлобленным. Главный герой ведёт непрерывную борьбу внутри себя и выходит из нее победителем. Этот человек, потерявший родных ему людей в годы Великой Отечественной войны, находит смысл жизни в Ванюше, который также остался сиротой: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки — как звездочки ночью после дождя!» Именно этот мальчик со «светлыми, как небушко, глазами» и становится новой жизнью главного героя.

Встреча Ванюши с Соколовым была значимой для обоих. Мальчик, у которого отец погиб на фронте, а маму убило в поезде, все еще надеется, что его найдут: «Папка, родненький! Я знаю, что ты меня найдёшь! Всё равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь». У Андрея Соколова просыпаются отцовские чувства к чужому ребёнку: «Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…» Славный герой рассказа снова совершает какой-то душевный, а, возможно, и нравственный подвиг, когда берёт мальчишку себе. Он помогает ему встать на ноги и почувствовать себя нужным. Этот ребёнок стал своеобразным «лекарством» для искалеченной души Андрея.

Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? М. В. Исаковский

«Судьба человека» — это рассказ о том, как человек победил свою судьбу, и символом этой победы стал ребёнок. На фронте и в немецком плену Андрей Соколов показал себя мужественным и стойким солдатом, но по характеру он человек очень мирный. В плену ему всё время снилась семья, во сне он разговаривал с женой Ириной и детьми: «… я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я крепкий, я выживу, и опять мы будем все вместе…». Так мысли о семье помогали ему выжить в фашистском лагере. Через два года, вернувшись из плена домой, он услышал от соседа рассказ о гибели жены и дочерей при бомбёжке. Но был жив его старший сын Анатолий, и Андрей Соколов опять стал мечтать о семейной жизни, как после войны женит сына и будет нянчить внуков. Его сын погиб вдень Победы от пули немецкого снайпера, и похоронил отец «в чужой, немецкой земле последнюю радость и надежду». Таким образом, за годы войны Андрей Соколов потерял всё, чем дорожил в жизни: жену, детей, дом.

Жениться в другой раз герой не мог, так как по характеру был однолюб. Этот сдержанный и суровый человек нежно любил свою жену: «Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на неё глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней её, не было и не будет!». Соколов воплощает в себе активное, творческое начало: жить только для себя, своими страданиями и тяжёлыми военными воспоминаниями герой не мог — не такой характер. Подобная концепция личности близка писателю: именно герой с мужественным и великодушным характером может противостоять трагическим историческим событиям. Андрею Соколову надо заботиться о других, отдавать себя людям, любить. Поэтому он сразу обратил внимание на беспризорного малыша у чайной, разглядел его «глазёнки», такие ясные, «как звёздочки после дождя». Примечательно следующее обстоятельство: Ванюшка несколько дней жил возле чайной, где обедали местные шофёры; много взрослых людей видели этого мальчика, кормившегося подачками и объедками, но пригрел его только Андрей Соколов. Мальчика усыновил человек с подорванным здоровьем, без дома, без жены, а, например, не бездетный друг Андрея Соколова, у которого в Урюпинске есть дом и жена-хозяйка.

Ребёнок спас героя от одиночества и отчаяния, жизнь осиротевшего взрослого человека «осмыслилась», то есть получила достойную цель, вполне соответствующую его характеру и убеждениям. Андрей Соколов подарил мальчику отцовскую любовь, о которой ребёнок так мечтал. Жизнь маленького сироты, трагичная в самом начале, выправилась, благодаря случайной встрече у чайной. Так отец и сын, осиротевшие, порознь пропадающие, обрели общую судьбу.

Шолохов оценивает Андрея Соколова как истинного героя не только потому, что солдат выжил в тяжелейших условиях фронта и лагеря, но ещё и потому, что сумел сохранить в себе доброту, сочувствие чужим страданиям и желание помочь слабым. Забота о Ванюшке стала достойным содержанием жизни главного героя. Ребёнок, а также весенний пейзаж становятся символами неоста-новимости жизни, символами надежды. Когда Андрей Соколов и Ванюшка подходят к сидящему у переправы автору, тот быстро сравнивает их внешний вид. Отец — высокий, сутулый, небрежно одетый в прожжённый ватник; мальчик — маленький, одетый в аккуратно зашитую курточку и маленькие сапожки. У одного — «большие чёрствые руки»; у другого — «розовые ручонки». У взрослого — в глазах смертная тоска, от которой автору сделалось не по себе; у маленького — взгляд доверчивый, наивно-ясный.

Начиная свою исповедь, Андрей Соколов отсылает Ванюшку к воде поиграть, и ребёнок практически выпадает из поля зрения автора, захваченного рассказом случайного собеседника. Но к концу исповеди тема обездоленного и спасённого детства выдвигается на первый план, так как через отношение к ребёнку Шолохов проверяет душевные качества взрослых героев — Андрея Соколова и автора. Андрей Соколов боится, что может умереть от сердечного приступа и мальчик опять останется сиротой, а автор отворачивается, чтобы Ванюшка не испугался слёз седою «дяди».

Подводя итог, следует отметить, что главным в «Судьбе человека» является трагический пафос, который пронизывает весь рассказ. Судьбы детей, обездоленных (Ванюшка) или убитых (родные дети Андрея Соколова), являются ярким доказательством бесчеловечности войны. Живым проклятием войне становится судьба главного героя рассказа. Даже тогда, когда Андрей Соколов находит нового сына, happy end не получается: герой каждую ночь видит во сне жену Ирину и родных детей и чувствует, что его здоровье ухудшается с каждым днём.

Это предчувствие трагического конца сложным образом переплетается с любимой идеей Шолохова о непременном, несмотря ни на что, торжестве жизни над смертью. Утверждая свой оптимистический взгляд на мир, в финалах самых трагических произведений писатель изображает весну и ребёнка — символы жизни. На последней странице романа «Тихий Дон» совершенно опустошённый, призывающий смерть как избавление, Григорий Мелехов стоит у порога родного дома и держит на руках своего сына Мишатку. В «Судьбе человека» Андрей Соколов идёт к причалившей лодке, а рядом семенит Ванюшка, его приёмный, но горячо любимый сын.

    Литература о войне — это память народа о грозных и трагических годах. Эту память несут в себе повести В. В. Быкова, Б. Л. Васильева, А. И. Адамовича и многие другие произведения. Книги о войне напоминают, какой дорогой ценой досталась победа и в какой…

    Фольклорные элементы поэтики «Судьбы человека» внешне мотивированы тем, что Соколов — выходец из трудового народа — носитель его сознания. Но их «густота», частота, а главное — разножанровость превращают его частный, личный голос…

  1. Новое!
    Михаил Шолохов властно вошёл в XX век со своими идеями, образами и населил литературу живыми человеческими характерами. Они пришли словно из самой жизни, ещё дымящейся пожарищами войн, развороченной бурными переменами революции. Силой своего великого…
  2. Новое!
    Рассказ «Судьба человека» Шолохов посвя­тил редактору издательства «Московский рабочий» Евгении Ле­вицкой. Они познакомились в 1928 году, когда Шолохов принес в издательство рукопись «Тихого Дона». Левицкая была восхищена романом и посодействовала, чтобы…

М. Шолохова «Судьба человека».

70 лет прошло с того памятного дня. Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, и у них уже родились свои дети… И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебниках истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?

Года. 1418 дней. 34 тысяч часов.

И 27 миллионов погибших соотечественников.

27 миллионов погибших. Вы представляете себе, что это такое?

Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать..43 года! 27 миллионов. За 1418 дней – это значить погибло 13 человек в минуту. Вот что значить 27 миллионов!

А сколько среди этих 27 миллионов ваших сверстников. Дети, которые так и не стали взрослыми.

Ребята мы с вами уже третий год участвуем в акции «Читаем детям о войне».

7 мая в 11.00 одновременно в самых разных уголках нашей страны и за её пределами проходит час одновременного чтения произведений о Великой Отечественной войне.

В библиотеках, школах, детских садах, приютах, больницах и других учреждениях дети читают вслух лучшие образцы художественной литературы, посвященной событиям 1941-1945 гг. и великому человеческому подвигу.

Идея проведения подобной акции родилась в Самарской областной детской библиотеке пять лет назад. Количество участников увеличивалось год от года.

В 2014 году участниками Акции стали более 350 000 детей и подростков.

Акцию проводили более 3 000 детских учреждений из 4 стран: Российской Федерации Республики, Беларусь, Республики Казахстан и Украины: большое количество учреждений культуры, образования, здравоохранения и социальной защиты: библиотеки, музеи, детские сады, и огромное количество других организаций.

Основная идея, которой: чтение произведений о наиболее ярких эпизодах войны.

Мы зачитывали с вами рассказы
Анатолия Митяева «Мешок овсянки» и А. Платонова «Маленький солдат».
В этом году мы с вами прочитаем произведение М. Шолохова «Судьба человека».

Чтение рассказа М.Шолохова.

Обсуждение прочитанного.

Заключение:

Почти полвека прошло с того времени, как был напечатан рассказ «Судьба человека»

. Всё дальше и дальше от нас война, беспощадно перемалывающая человеческие жизни, принёсшая столько горя и мук.

Но каждый раз, когда мы встречаемся с героями Шолохова, мы удивляемся тому, как щедро человеческое сердце, как неиссякаема в нём доброта, неистребима потребность уберечь и защитить, даже тогда, когда, казалось бы, о том и думать нечего. Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье много видевшего и знающего в жизни человека:

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его родина».

В этом раздумье прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное.

Вопросы к обсуждению:

Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»?

(

В годы тяже­лых испытаний для всего советского наро­да, в период Великой Отечественной вой­ны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его со­временников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского пле­на, потерю близких, погибших на передо­вой и в тылу)

Что стало с семьей Андрея Соколова?

(

В июне 1942 попала бомба в его дом, жена и обе дочери погибли. Сына дома не было. Узнав о гибели родных, он ушёл добровольцем на фронт.)

Чем поучительна для вас история А.Соколова?

(

беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования)

4. Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

(После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки — как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.)

Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?

(Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).

М. А. Шолохов – один из талантливейших русских писателей. Он — мастер создания атмосферы, колорита. Его рассказы погружают нас полностью в жизнь и быт героев. Этот писатель о сложном пишет просто и понятно, не уходя в дебри художественных обобщений. Своеобразный талант его проявился и в эпопее «Тихий Дон», и в коротких рассказах. Одно из таких небольших произведений – рассказ «Судьба человека», посвященный Великой Отечественной войне.

В чем смысл названия рассказа «Судьба человека»? Почему, например, не «Судьба Андрея Соколова», а так обобщенно и опосредованно? Дело в том, что эта история – не описание жизни конкретного человека, а показ судьбы всего народа. Соколов жил обычно, как все: работа, жена, дети. Но его обыденную, простую и счастливую жизнь прервала война. Андрею пришлось быть героем, пришлось рисковать собой ради защиты родного дома, семьи от фашистов. И так поступили миллионы советских людей.

Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы?

Герой прошел тяготы войны, плена, концлагеря, а что же помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? Дело в патриотизме героя, юморе и при этом воле. Он понимает, что его испытания не зря, он воюет против сильного врага за свою землю, которую не уступит. Соколов не может посрамить честь русского солдата, потому он не трусит, не перестает выполнять свой военный долг, а в плену продолжает держаться с достоинством. Один из примеров – вызов героя в концлагере к начальнику Мюллеру. Соколов откровенно высказался относительно лагерной выработки: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Об этом донесли начальству. Героя вынесли, чтоб допросить, ему грозил расстрел. Но герой не умоляет, не показывает своего страха врагу, не отказывается от своих слов. Мюллер предлагает выпить за победу немцев, но Соколов отклоняет предложение, зато за свою погибель готов выпить даже не одну, а три рюмки, не моргнув глазом. Стойкость героя так удивила фашиста, что «рус Иван» были помилован и награжден.

Сергей Бондарчук

Блистательный актер мечтал стать режиссером. Произведение Михаила Шолохова было выбрано для его первой дебютной работы. Бондарчуку в 1959-м было 39 лет. Он был женат на Инне Макаровой, у него была 9-летняя дочь Наташа. Но актрису пригласили на съемки «Дорогого моего человека». В картине была роль и для Бондарчука, который решил не ехать в экспедицию, а снимать свой фильм. Это стало переломным моментом их семейной жизни. Супруги расстались.

Тем более в то время Бондарчук уже был влюблен в Ирину Скобцеву, что ускорило разрыв. Макарова препятствовала общению Бондарчука с дочерью, беспокоясь о психическом состоянии девочки. И ребенок, и отец страшно переживали разлуку, что усилило драматизм сцены, в которой Соколов «признается» Ванюшке, что является его отцом.

Почему автор называет Андрея Соколова «человеком несгибаемой воли»?

В первую очередь, герой не сломался, хотя потерял всех близких и прошел ад на земле. Да, его глаза «словно присыпаны пеплом», но он не сдается, он заботится о беспризорном мальчике Ване. Также герой всегда поступает по совести, ему не в чем себя упрекнуть: если ему и приходилось убивать, то только ради безопасности, предательства он себе не позволял, самообладания не терял. Феноменально, что у него нет страха смерти, когда речь идет о чести и защите родины. Но такой не один Соколов, таков народ несгибаемой воли.

Шолохов в одной судьбе описал волю к победе всего народа, который не сломался, не согнулся под натиском сурового врага. «Гвозди бы делать из этих людей» — так говорил коллега Шолохова Маяковский. Именно эту идею писатель воплощает в своем великом творении, которое до сих пор вдохновляет нас на свершения и подвиги. Волевая сила человеческого духа, русского духа, предстает перед нами во всем своем великолепии в образе Соколова.

Павел Полунин

При рождении мальчик носил фамилию Борискин. Его отец на тот момент заканчивал театральный вуз, а затем начал сниматься. Существуют две версии, как шестилетний Павел Борискин попал в дебютную картину Сергея Бондарчука. По первой версии, режиссер высмотрел мальчика в Доме кино, где он бродил самостоятельно, пока отец был занят общением с коллегами. Мальчик сразу поразил Бондарчука своей непосредственностью.

По второй версии, Владимир Борискин привел сына уже на съемочную площадку, где из десятка других кандидатов режиссер остановился именно на Павлике, который отличался ясным взглядом и бесстрашием. После этого между родителями юного актера произошел конфликт — отец ушел из семьи, поэтому на съемочной площадке с ребенком была только мама.

Кстати, когда Павлу исполнилось 9 лет, женщина вновь вышла замуж. Фамилия отчима, заменившего мальчику отца, — Полунин. Со временем он реально усыновил пасынка. Это сыграло свою роль в жизни мальчика. В титрах он значился как Борискин. А когда пришел поступать во ВГИК, в юноше с фамилией Полунин никто не узнал талантливого мальчишку из «Судьбы человек». Тот трижды штурмовал театральный вуз, но безрезультатно.

General Motors представил концепты летающих авто и многое другое на CES 2021

Кому не следует употреблять мед, и почему он не является эликсиром здоровья

«Сила крови». Звезда «Кухни» Мария Горбань показала фото с мамой и дочкой

Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора?

Война ставит людей в крайние, критичные обстоятельства, поэтому именно тогда проявляется все лучшее и худшее в человеке. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? Оказавшись в немецком плену, герой спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев. Соколов задушил предателя. Сложно убить своего, но если этот человек готов предать того, с кем вместе рискует жизнью, может ли такой считаться своим? Герой никогда не выбирает путь предательства, действует по соображениям чести. Его выбор – это постоять за родину и отстоять ее любой ценой.

Та же простая и твердая позиция проявилась в ситуации, когда он стоял на ковре у Мюллера. Эта встреча весьма показательна: немец, хоть и подкупал, угрожал, был хозяином положения, не смог сломить русский дух. В этой беседе автор показал целую войну: фашист наседал, но русский не сдавался. Как бы не старались Мюллеры, Соколовы их переиграли, хотя преимущество было на стороне противника. Нравственный выбор Андрея в этом фрагменте – это принципиальная позиция всего народа, который хоть и находился далеко-далеко, но своей несокрушимой мощью поддерживал своих представителей в минуты тяжких испытаний.

Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней?

Потери СССР в Великой Отечественной войне бьют все рекорды, в результате этой трагедии целые семьи погибали, дети теряли родителей и наоборот. Главный герой рассказа тоже остался совершенно один на свете, но судьба свела его с таким же одиноким существом. Какую же роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? Взрослый нашел в ребенке надежду на будущее, на то, что не все в жизни кончено. А ребенок нашел потерянного отца. Пусть жизнь Соколова не станет прежней, но в ней еще можно найти смысл. Он шел к победе ради таких мальчишек и девчонок, чтобы они жили свободно, не оставались одни. Ведь именно в них будущее. В этой встрече автор показал готовность изможденного войной народа вернуться к мирной жизни, не ожесточиться в боях и лишениях, а восстанавливать свой дом.

Очень краткое содержание

Первой послевоенной весной, на Дону, рассказчик познакомился с Андреем Соколовым.

Андрей Соколо́в
 — шофёр, вдо­вец, пере­жил войну, сме­лый, чест­ный и муже­ствен­ный, высо­кий и суту­ло­ва­тый, с гла­зами, напол­нен­ными «неиз­быв­ной смерт­ной тоской».

Приняв рассказчика за шофёра, Соколов разговорился и рассказал историю своей жизни.

Родился Соколов в 1900 году. Во время Гражданской войны служил в Красной Армии. В 1922 году все родные Соколова умерли от голода, но ему удалось выжить. Он выучился на слесаря и женился. Родилось трое детей: сын и две дочки. Соколов увлёкся машинами и стал шофёром.

В самом начале Великой Отечественной войны Соколов ушёл на фронт, работал шофёром. В первый год войны он был дважды ранен. В мае 1942 года Соколов попал в немецкий плен. Убежать ему не удалось — он попал в Польшу, а оттуда — в Германию.

В лагере под Дрезденом Соколова чуть не расстреляли за критику в адрес немцев, но коменданта лагеря поразила стойкость русского солдата, и он помиловал его. В июне 1944 года Соколову удалось бежать, он попал к своим на передовую, а оттуда — в тыловой госпиталь.

В госпитале Соколов узнал, что в его дом попала бомба, жена и обе дочки погибли, а сын ушёл добровольцем на фронт.

Вскоре Соколов получил письмо от сына: тот окончил артиллерийское училище и сейчас воевал. Соколов обрадовался, но встретиться с сыном ему не довелось: 9 мая 1945 года в Берлине парня убил снайпер.

После войны Соколов снова работал шофёром, начал выпивать. Однажды у чайной он подобрал мальчика-сироту, все родные которого погибли, и усыновил его. Тоска по жене и детям не давала Соколову осесть на одном месте, он и его приёмный сын бродили «по русской земле». Соколов надеялся «угомониться», когда мальчику придёт пора идти в школу.

Рассказчик распрощался с Соколовым. Ему хотелось верить, что этот сильный человек воспитает из сына настоящего защитника родины. Рассказчик с грустью глядел им вслед. Вдруг мальчик обернулся и помахал ему. Рассказчик отвернулся, чтобы ребёнок не увидел, как он плачет.

Подробный пересказ

Деление пересказа на главы — условное.

Знакомство с Андреем Соколовым

Первая послевоенная весна на Верхнем Дону выдалась ранней и тёплой. В степи растаял снег, реки вышли из берегов, и дороги стали непроходимыми. Рассказчик с товарищем ехали на бричке в отдалённую станицу через непролазную грязь.

Рассказчик
 — пожи­лой муж­чина, посе­дев­ший за годы войны, немно­го­слов­ный, имя в рас­сказе не упо­ми­на­ется, но в нём уга­ды­ва­ется сам Шоло­хов.

Им надо было переправиться через разлившуюся реку, на другом берегу которой их ждал легковой автомобиль, а на этом поджидал шофёр. Оставив товарища с вещами на берегу, рассказчик с шофёром переплыли реку на лодке.

Подогнав автомобиль к реке, шофёр поплыл обратно, а к рассказчику подошёл мужчина с маленьким мальчиком, велел тому поздороваться с дядей и сам присел рядом. Мальчик был одет просто, но добротно, его одежда была заштопана заботливой женской рукой. Мужчина выглядел более неряшливо, его одежда была зашита крупными мужскими стежками.

Мужчина, Андрей Соколов, принял рассказчика за шофёра. Отправив мальчика поиграть у воды, он начал рассказывать о своей жизни.

Довоенная жизнь Соколова

Повествование в этой и пяти последующих главах ведётся от лица Андрея Соколова.

Свою довоенную жизнь Соколов назвал обыкновенной. Родился он в 1900 году, во время Гражданской войны служил в Красной Армии. В голодный 1922 год Соколов работал на кулаков и выжил, а его семья умерла от голода. Вернувшись через год домой, Соколов продал родительский дом и поехал в Воронеж. Сначала работал плотником, потом пошёл на завод, выучился на слесаря, женился на Ирине.

Ирина
 — жена Соко­лова, сирота, выросла в дет­ском доме, не кра­са­вица, но умная и хозяйствен­ная, жена-подруга.

Ирина оказалась неизбалованная, «смирная, весёлая, угодливая и умница». Для Соколова не было красивей и желанней её. Вскоре пошли дети: сын и две дочки. В 1929 году Соколов увлёкся машинами и стал шофёром грузовика.

Через 10 лет началась война. На фронт Соколова провожала вся его семья. Расстроенная Ирина прощалась с ним, словно навсегда. Увидел Соколов, что другие жёны так не плачут, разозлился, оттолкнул Ирину, крикнул: «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!». Потом заметил, что она не в себе, обнял…

Тут Соколов замолчал, опустил голову. Рассказчик видел, как ему тяжело. Соколов сказал, что до смертного часа будет помнить, как оттолкнул тогда Ирину, не простит себе, и продолжил рассказ.

Война и плен

На войне Соколов тоже был шофёром. В первый год войны он перенёс два лёгких ранения, повоевать ему толком не пришлось. Этот год Соколов назвал «тошным временем». Многие бойцы в письмах жаловались жёнам на трудности, но Соколов считал, что расстраивать женщин нельзя, им и без того трудно.

На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала.

В мае 1942 года Соколов вызвался везти боеприпасы для артиллерийской батареи, но не довёз: снаряд упал совсем близко, взрывной волной перевернуло машину. Соколов потерял сознание.

Когда он очнулся — понял, что оказался в тылу врага. Соколов увидел идущих к нему фашистов с автоматами, с трудом поднялся, решив умереть достойно, но фашисты не стали его убивать, а потребовали снять сапоги. Соколов сапоги отдал, а следом протянул и портянки, из-за чего немец сильно разозлился.

Соколова с колонной пленных, в том числе и из его дивизии, повели на запад. Заночевали в холодной церкви. Один из пленных, бывший военврач, вправил Соколову руку — настоящий доктор везде «своё великое дело делал». Затем фашисты застрелили верующего, который просил выпустить его из церкви справить нужду, и ещё нескольких человек. Под утро Соколов услышал, как лежащий рядом грозится выдать фашистам молоденького офицера, и задушил предателя, как «гада ползучего».

Утром фашисты начали выяснять, есть ли среди пленных командиры, комиссары, коммунисты. Предателей больше не нашлось. Расстреляли только еврея и троих русских, похожих на евреев.

Всю дорогу до Познани Соколов думал о побеге. Наконец представился случай, и он убежал. На четвёртые сутки его догнали. Месяц Соколова держали в карцере, потом отправили в Германию.

За два года Соколов объехал половину Германии, работал на заводе, в шахтах, «на земляных работах».

На волоске от смерти

Работая на каменном карьере в лагере возле Дрездена, Соколов сказал другим пленным: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Кто-то донёс, и Соколова вызвал к себе Мюллер.

Мю́ллер
 — комен­дант лагеря для воен­но­плен­ных, невы­со­кий, плот­ный, белобры­сый, с гла­зами навы­кате, жесто­кий.

На отличном русском языке Мюллер заявил, что окажет Соколову большую честь: расстреляет собственноручно. Соколов повёл себя спокойно, с достоинством. Тогда Мюллер налил стакан водки, отрезал хлеба с салом и предложил Соколову выпить перед смертью «за победу немецкого оружия».

…меня будто огнём обожгло!.. Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант?..

Соколов выпил «за свою погибель и избавление от мук» и заявил, что после первого стакана не закусывает. Мюллер налил второй стакан, Соколов выпил, но закусывать снова отказался: надеялся хоть напиться перед смертью. Мюллера это развеселило, он налил Соколову третий стакан, тот выпил и откусил маленький кусочек хлеба: хотел показать, что в фашистских подачках не нуждается.

После этого Мюллер сказал, что уважает храбрость русского солдата, видит достойного противника и расстреливать не станет. В честь того, что немецкие войска вышли к Волге и заняли Сталинград, Мюллер решил помиловать Соколова, а за храбрость дал ему буханку хлеба и кусок сала.

Выходя из комендантской, Соколов боялся, что Мюллер выстрелит ему в спину, и он не донесёт еду товарищам. Продукты Соколов разделил поровну.

Освобождение из плена

В 1944 году Соколов стал шофёром у немецкого майора-инженера. Майор приказал везти его за город: он руководил постройкой укреплений. По дороге Соколов оглушил майора, забрал пистолет и погнал машину к фронту. Немецкие автоматчики увидели машину майора, подняли крик, замахали руками, давая понять, что туда ехать нельзя, но Соколов увеличил скорость.

Пока фашисты опомнились, Соколов уже был на ничьей земле. Там он попал под обстрел и немцев, и наших, но успел доехать до советской территории. За привезённого майора Соколова обещали «к награде представить».

Соколова отправили в госпиталь. Там он написал письмо жене и через две недели получил ответ от соседа. В июне 1942 в его дом попала бомба — Ирина и обе дочери погибли. Сына дома не было; узнав о гибели родных, он ушёл добровольцем на фронт.

Соколов замолчал. «В эти минуты скорбного молчания» прекрасный весенний мир показался рассказчику иным.

Выписавшись из госпиталя, Соколов получил месячный отпуск, добрался до Воронежа, посмотрел на воронку на месте своего дома и отправился обратно в дивизию.

Сын Анатолий

Месяца через три Соколов получил письмо от сына Анатолия.

Анатолий
 — сын Соко­лова, артил­ле­рист, моло­дой, кра­си­вый, пле­чи­стый.

Оказалось, он окончил артиллерийское училище и пошёл на фронт. Отцу написал, что получил звание капитана, командует артиллерийской батареей, имеет шесть орденов и медали. Обрадованный Соколов начал мечтать о послевоенной жизни вместе с сыном, о внуках, но и здесь у него «полная осечка» вышла.

Отец и сын одновременно оказались в Берлине, но Соколов увидел сына уже в гробу: 9 мая 1945 года Анатолий был убит снайпером.

После войны

Соколова демобилизовали, в Воронеж он не поехал, а отправился в Урюпинск, в гости к сослуживцу. Тот с женой были бездетные, жили в собственном домике. Сослуживец работал шофёром в автороте, куда устроил и Соколова. Он поселился у сослуживца, начал выпивать.

Останавливаясь перекусить и выпить в чайной, Соколов каждый раз встречал Ванюшку — грязного, голодного мальчика, с глазками, «как звёздочки ночью после дождя».

Ванюшка
 — малень­кий бес­при­зор­ник, сирота, усы­но­влён­ный Соко­ло­вым.

Однажды он взял Ванюшку в машину прокатиться, расспросил. Его мать погибла при авианалёте, отец был убит на фронте. Соколов сказал ему, что он его отец.

Кинулся он ко мне на шею, целует в щёки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь!..»

Соколов усыновил мальчика. Жена сослуживца помогала смотреть за ребёнком. Осенью машину Соколова занесло на грязной дороге, и он случайно сбил корову. Корова не пострадала, но шофёрскую книжку автоинспектор отобрал.

Зиму Соколов проработал плотником, а потом списался с другим сослуживцем, тоже шофёром, и тот пригласил его к себе. Обещал, что в другой области Соколову выдадут новую шофёрскую книжку. Соколов с сыном отправился в путь и по дороге познакомился с рассказчиком.

Соколов признался, что даже не случись этой аварии с коровой, он всё равно уехал бы из Урюпинска: тоска не давала ему долго засиживаться на одном месте, вот и шагали они с Ванюшей «по русской земле». Когда Ванюшка подрастёт и в школу пойдёт, может, и он угомонится, осядет на одном месте.

Прощание с Соколовым и Ванюшкой

Тут пришла лодка, рассказчик распрощался с Соколовым и стал думать об услышанном. Он пытался представить, что ждёт впереди этих двух осиротевших людей. Рассказчику хотелось верить, что этот русский человек несгибаемой воли выдержит и вырастит сына, который, повзрослев, сможет всё преодолеть, если этого потребует родина.

Рассказчик с тяжёлой грустью смотрел им вслед. Вдруг Ванюшка обернулся на ходу и помахал розовой ручонкой. У рассказчика сжало сердце, и он поспешно отвернулся, чтобы мальчик не видел, как плачут поседевшие за годы войны мужчины. «Тут главное — уметь вовремя отвернуться… не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза».

Пересказали Ю. Песковая и М. Штокало. За основу пересказа взято издание рассказа из собрания сочинений Шолохова в 8 томах (М.: Гос. изд-во худож. лит., 1960).
Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Содержание

  1. Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».)
  2. Сочинение 2
  3. Эпос войны в произведениях Шолохова «Судьба человека» и «Они сражались за Родину» (стр. 13 из 14)
  4. м. а. шолохов»судьба человека»почему Соколов усыновляет мальчика-сироту?

Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».)

В известном произведении Шолохова «Судьба человека» ярким, чистым и непорочным образом является Ванюшка. В годы Великой Отечественной войны у мальчика погибли родители, отец скончался на фронте, а мать подорвалась на бомбе. У бедного мальчика совершенно никого не осталось, кто мог бы его поддержать. Осенью 1945 года судьба сводит Ванюшку с Андреем Соколовым. Дальнейшее внимание автора сосредотачивается на этом человеке. Однако, описание данного образа было бы неполным без самого Ванюшки.

Андрей повстречал бедного мальчишку, когда тому было всего от силы лет 5-6. Ванюшка выглядел неопрятно, был грязным, лохматым и голодным. Андрей решил взять мальчишку на воспитания, сказав, что он его отец. Ванюшка обрадовался этому очень, однако, в душе он понимал, что это неправда. Мальчик соскучился по обычной заботе, поэтому принял Андрея, как родного человека. Ребенок был безгранично рад такой неожиданной встрече, постоянно обнимал мужчину, целовал и искренне радовался.

Мужчина полюбил мальчика как своего родного сына, заботился о нем. Андрей подстриг мальчика, искупал, уложил спать, купил много чего: рубашку, сандалии, картуз. Ванюшка, в свою очередь, безмерно скучал по Андрею в его отсутствие. Произошло по истине чудо: два человека, которые были одиноки, нашли друг друга и стали счастливы.

В гениальном рассказе «Судьба человека» Шолохов не дает полную портерную характеристику мальчишке. Он все это делает постепенно. Все повествование идет от главного героя. Шолохов описывает маленького Ванюшку как мальчика, с русыми кудрявыми волосами, руки были розовые от холода. Глаза были очень выразительные и красивы: светло-голубые, как небо.

Можно с уверенностью сказать, что Ванюшка, безусловно, сильная личность. Он очень много пережил за свою короткую жизнь. Именно этот мальчика сумел растопить лед в душе Андрея Соколова.

Произведение «Судьба человека» — это рассказ о том, как человек победил свою судьбу. Ванюшка, такой маленький, но сильный духом, стал смыслом жизни для человека, который уже потерял надежду на счастья, ведь судьба у него уже забрала всех родных ему людей и смысл жизни.

Сочинение 2

Этот рассказ очень разнообразен трогательными и мужественными персонажами. Всё внимание автора обращено на главного героя Соколова Андрея. Его образ был бы не завершенным, если бы маленького и смелого ребенка – Ванюшки.

Действие в произведении происходит от лица повествующего, а также от имени главного героя. Повествующий познакомился с Соколовым по чистой случайности. Он ожидал свою машину, и в этот же момент к нему подошел мужчина с маленьким мальчиком. Главный герой принял автора за своего товарища по работе, такого же обычного шофера, каким и сам является. Именно из-за этого диалог развивается слишком откровенно. Ребенок оказался тоже смелым, и по-приятельски протягивает ручонку, чтобы поздороваться. Рассказчик её пожал, и очень удивился, что рука холодная. Он пошутил, назвав мальчика словом «старик». Тот обнял Андрея за ноги и воскликнул, что он никакой не старик, а маленький мальчик.

В данном произведении характеристика Ванюшки не очень большая, но яркая. Как уже раньше говорилось, что ему приблизительно лет 5-6. Волосы у него кудрявые, а ручки холодные и розовенькие. Глаза у мальчика светлыми и какими-то завораживающими. Автор его охарактеризовал как символ наивности и чистоты. Этому ребенку удалось согреть душу и сердце Соколова, которые многое пережили за свой период жизни.

Андрей рассказал историю своей жизни: о том, как он жил в молодости, во время войны, и какова его жизнь на сегодняшний день. Когда началась Великая Отечественная, его призвали в армию. Естественно, пришлось оставить свою семью дома, которая была довольно большая. Она состояла из жены и троих детей. В первые годы ему было более-менее легче на войне. Но после он попал к немцам в плен, из которого долго и муторно, но выбрался.

После этого он узнает, что в его дом попала бомба, в котором находились некоторые члены его семьи. Его надежда не угасала на встречу с выжившим сыном, но и его позже убивают. Андрей остался совсем один, никого у него не осталось. Но тут он неожиданно встречает мальчика Ванюшку, который тоже остался один. Судьба ребенка взволновала Андрея, и поэтому с тех пор они всегда вместе.

Ванюшка не принимал активного участия в рассказе, но он был ярким объектом, делая произведение более трогательным.

Эпос войны в произведениях Шолохова «Судьба человека» и «Они сражались за Родину» (стр. 13 из 14)

Ученик: Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений, однако при этом он становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

Учитель: Почему Соколов решается убить Крыжнева? Что он переживает при этом?

Ученик: В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу — это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не прием лет. Потому и решается он убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасение.

Учитель: О чем думает Соколов, готовясь к смерти при вызове к Мюллеру? Зачем. Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина? Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

Ученик: Кульминацией рассказа становится сцена в комендантской. Вызванный к лагерфюреру Мюллеру Соколов понимает, что должен погибнуть, однако перед смертью он испытывает жалость не к себе, а к своим близким: к жене и детишкам. Но он еще не знает, что его ожидает не только расстрел. Казни должен предшествовать некий ритуал, смысл которого проясняется в тот момент, когда комендант предлагает заключенному выпить за победу немецкого оружия. Мюллеру необходимо крайнее унижение противника, то есть повторение того, что, как он считает, произошло под Сталинградом. Он воображает, что, поставив на колени русского солдата, он тем самым как бы сольется со своей победоносной армией.

Учитель: Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно-исторического значения, и частным эпизодом, изображенным в рассказе? Как расширяется за счет этой параллели содержание образа главного героя? В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?

Ученик: Комендант лагеря хотел повторения Сталинграда, и он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом — это прежде всего победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственную русскому народу. Готовность выстоять «выдюжить» становится жизненным кредо Соколова: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Учитель: Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

Ученик: Самым страшным из военных испытаний стала для Соколова потеря близких. О перипетиях своей военной биографии герой рассказывает чаще всего сдержанно, почти спокойно, как о чем-то обыкновенном, житейском, а вот гибель семьи по-прежнему остается для него незаживающей раной. Дважды прерывает Соколов свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях.

Учитель: Какой символический смысл вкладывает Шолохов в образ церкви с разбитым куполом?

Ученик: Символом поругания святынь, разрушений, принесенных войной, становится образ церкви с разбитым куполом, церкви, превращенной фашистами в тюрьму для военнопленных.

Учитель: Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?

Ученик: Нельзя в одиночку спасти мир от разрушения, но, по мысли Шолохова, человек способен противостоять разрушению собственной личности. Потерявший всех своих близких, герой рассказа не может остаться безучастным к чужому одиночеству.

Учитель: Почему Соколов решается усыновить мальчика? Что общего в их судьбах?

Ученик: Не может пройти Андрей Соколов мимо сироты Ванюшки, так как в разъединении людей, обездоленных войной, во всеобщем сиротстве он видит глубокую несправедливость: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!»

Учитель: Что испытывает сирота Ванюшка, нашедший «отца»?

Ученик: Святая неправда, сказанная Соколовым Ванюшке в кабине автомобиля, возвращает радость жизни мальчонке, который в свои пять-шесть лет «уже научился вздыхать».

Учитель: Что переживает сам Соколов, сказавший мальчишке святую неправду?

Ученик: Не менее важно и то, что происходит с самим героем. «Легко и как-то светло» стало у него на душе, когда он решил усыновить сироту, а радость мальчишки совсем отогрела сердце Соколова. «А у меня в глазах туман…» — говорит герой. Может быть, этот туман и есть те самые невыплаканные слезы, что наконец-то проступили на глазах и облегчили душу.

Учитель: Чего не смогла отнять у Соколова война?

Ученик: Война, отнявшая у героя, казалось бы, все, не смогла отнять у него самого главного — человечности, стремления к семейному единению с людьми.

Учитель: Одинок ли Соколов в своей способности сострадать?

Ученик: И в этом герой не одинок: хозяин и хозяйка, у которых Андрей поселился после войны, поняли все без слов, когда их постоялец привел в дом своего приемного сынишку, и сразу принялись помогать Соколову ухаживать за Ванюшкой. Все это свидетельствует о том, что Соколов не исключительная личность, а воплощение гуманистической сущности всего народа.

Учитель: Что испытывает Соколов, нашедший сына? Что тревожит его?

Ученик: Но и об этом своем подвиге — подвиге гуманизма — Соколов рассказывает без всякой патетики. Не столько радость от обретения семьи или гордость за то, что помог обездоленному ребенку, наполняют его душу, сколько тревога за судьбу Ванюшки: «Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».

Учитель: Каким чувством наполнена авторская речь в финале рассказа? Как смотрит автор на положение человека в XX веке?

Ученик: Эпическое повествование органически сменяется лирическим монологом автора, в котором выражена вера в человека, в его способность «все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Но одновременно звучит в финале и горькая нота. С грустью смотрит автор-повествователь вслед своему новому знакомцу. Грусть эта названа «тяжелой». Та тяжесть, что давит сердце героя, теперь передалась и автору. И в том, что он отвернулся, чтобы не ранить сердца ребенка, еще раз проявляется его духовная близость к Андрею Соколову: оба они люди, способные сострадать, но умеющие по-мужски не выдавать свою душевную боль. Финал рассказа оптимистичен, но этот оптимизм оплачен слишком дорогой ценой, потому и завершает свое повествование Шолохов упоминанием о «жгучей и скупой мужской слезе».

Учитель: В чем смысл названия рассказа?

Ученик: Рассказ называется «Судьба человека». С одной стороны, это свидетельствует о внимании автора к отдельной человеческой личности, с другой стороны, Шолохов не конкретизирует понятие «человек» и таким образом подчеркивает, что судьба Андрея Соколова — это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы самой кровопролитной войны XX века и сохранившего самые высокие гуманистические ценности.

III. Слово учителя.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы.

История не может предъявить Андрею Соколову счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства. Но вот она перед ним за его личную жизнь — в долгу, и Соколов осознает это. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!».

Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумою. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы. Смысл названия рассказа в том, что человек, несмотря на все тяготы и невзгоды, все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

IV. Задание по творчеству М.А. Шолохова (сочинение-размышление) на тему: «Нужна ли была святая неправда А.Соколова?»

V. Домашнее задание.

Задания для самостоятельной работы над рассказом в 11 классе.

1. Выбор героя. Сопоставьте героя рассказа «Судьба человека» с известными вам героями военной прозы 40—50-х годов. В чем их принципиальное отличие? Какой смысл заключен в названии рассказа?

2. Шолоховская концепция войны в рассказе. В чем сходство и в чем отличие изображения войны в «Донских рассказах», «Тихом Доне» и «Судьбе человека»?

3. Как раскрывается характер Андрея Соколова в военных эпизодах рассказа? Что роднит героя с персонажами других шолоховских произведений?

Источник

м. а. шолохов»судьба человека»почему Соколов усыновляет мальчика-сироту?

О красоте души советского человека говорится в рассказу М. Шолохова «СЧ», в котором герой сумел подняться над своей личной трагической судьбой и жизнью, во имя жизни одолеть смерть. Андрей Соколов рассказывает о своей жизнью, которая была полна мук, «горюшка», которого ему «пришлось хлебнуть по самые ноздри и выше».

Читаешь рассказ, и кажется, будто прямо в душу тебе глядят опустошённые, как бы «присыпанные пеплом глаза Андрея, которые были наполнены такой неизбывной, смертной тоской». Но оказывается, что эти глаза, видевшие муки и гибель, видевшие чудовищно изощрённого в своём стремлении убить в людях всё человеческое врага, на каждом шагу видевшие в глаза смерть, — не утратили способности видеть и чутко воспринимать всё чистое, прекрасное в природе, в окружающей жизни. Сердце Соколова исполнено доброты к живому, к людям. Его потрясла судьба маленького человека — Ванюшки, в чём-то схожая с его собственной печальной судьбой. Много страданий выпало на долю Андрея Соколова.


Встреча с Ванюшей сыграла большую роль в жизни А. Соколова. Этот мальчик-сирота, со «светлыми, как небушко, глазами», оживил его душу. Всю свою отцовскую любовь, всю теплоту своего сердца Андрей отдаёт этому мальчугану. Встреча этих двух людей, всё потерявших в годы войны, помогает им обоим «выдюжить».

Источник

Краткое содержание «Судьба человека»

Краткое содержание «Судьба человека»

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 36024.

Обновлено 31 Октября, 2022

О произведении

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» повествует о жизни солдата Великой Отечественной Войны Андрея Соколова. Нагрянувшая война отняла у мужчины всё: семью, дом, веру в светлое будущее. Волевой характер и твёрдость духа не позволили сломиться Андрею. Встреча с осиротевшим мальчиком Ванюшкой привнесла в жизнь Соколова новый смысл.

Данный рассказ входит в учебную программу литературы 9 класса. Перед тем как познакомиться с полной версией произведения, вы можете прочитать онлайн краткое содержание «Судьба человека» Шолохова, которое познакомит с самыми важными эпизодами «Судьбы человека».

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа охватывают примерно первую половину ХХ века, действие происходит в Советском Союзе. Основные действия — годы Великой Отечественной войны и весна 1946 года.

Главные герои

  • Андрей Соколов – главный герой рассказа. Работал шофёром в военное время, пока фашисты не взяли его в плен, где он провёл 2 года. В плену значился под номером 331.
  • Анатолий – сын Андрея и Ирины, ушедший на фронт во время войны. Становится командиром батареи. Анатолий погиб в День победы, его убил немецкий снайпер.
  • Ванюшка – сирота, приёмный сын Андрея.

Другие персонажи

  • Ирина – жена Андрея
  • Крыжнев – предатель
  • Иван Тимофеевич – сосед Андрея
  • Настенька и Олюшка – дочери Соколова

Краткое содержание

На Верхнем Дону наступила первая весна после войны. Припекающее солнце тронуло лёд на реке и началось половодье, превратившее дороги в размытую непроездную жижу.

Автору рассказа в эту пору бездорожья нужно было попасть на станцию Букановская, до которой было порядка 60 км. Он добрался до переправы через реку Еланку и вместе с сопровождающим его шофером переплыл на дырявой от старости лодке на другой берег. Водитель вновь уплыл, а рассказчик остался его ждать. Так как шофёр обещал вернуться только через 2 часа, повествователь решил сделать перекур. Он достал папиросы, которые намокли во время переправы, и разложил их сушить на солнышке. Рассказчик присел на плетень и призадумался.

В скором времени от мыслей его отвлёк мужчина с мальчиком, которые двигались по направлению к переправе. Мужчина подошёл к рассказчику, поздоровался с ним и поинтересовался, долго ли ждать ещё лодку. Решили вместе перекурить. Повествователь хотел спросить собеседника, куда он в такое бездорожье направляется с маленьким сыном. Но мужчина его опередил и заговорил о прошедшей войне.
Так повествователь и познакомился с историей жизненного пути Андрея Соколова.

Жизнь до войны

Несладко пришлось Андрею ещё в довоенное время. Будучи молодым парнишкой, уехал он на Кубань работать на кулаков (зажиточных крестьян). Это был суровый период для страны: шёл 1922 год, голодное время. Вот и умерли мать, отец и сестра Андрея с голоду. Остался он совсем один. Вернулся он на родину только через год, продал родительский дом и женился на сироте Ирине. Хорошая попалась супруга Андрею, послушная и не ворчливая. Ирина любила и уважала мужа.

В скором времени у молодой пары появились дети: вначале сынишка Анатолий, а затем дочки Олюшка и Настенька. Обустроилась семья хорошо: жили в достатке, дом свой отстроили. Если раньше Соколов выпивал с друзьями после работы, то теперь спешил домой к любимой жене и детям. В 29-м ушёл Андрей с завода и стал работать шофёром. Пролетели для Андрея ещё 10 лет незаметно.

Война нагрянула неожиданно. Андрею Соколову пришла повестка из военкомата, и он уходит на фронт.

Военное время

Провожали Соколова на фронт всей семьёй. Плохое предчувствие терзало Ирину: будто в последний раз она видится с мужем.

Во время распределения получил Андрей военный грузовик и отправился на нём на фронт. Но повоевать ему долго не пришлось. Во время наступления немцев Соколову было дано задание: доставить боеприпасы солдатам в горячую точку. Но довести снаряды к своим не получилось: фашисты подорвали грузовик.

Когда чудом выживший Андрей очнулся, то увидел перевёрнутый грузовик и подорванные боеприпасы. А бой уже шёл где-то позади. Тут Андрей понял, что попал прямо в окружение к немцам. Русского солдата фашисты сразу приметили, но убивать не стали: рабочая сила нужна. Так оказался Соколов в плену вместе с однополчанами.

Пленников загнали в местную церквушку переночевать. Среди арестованных оказался военный врач, который пробирался в темноте и опрашивал каждого солдата о наличии ранений. Соколова очень беспокоила рука, вывихнутая во время случившегося взрыва, когда его выбросило из грузовика. Доктор вправил Андрею конечность, за что солдат был ему очень благодарен.

Ночь оказалась беспокойная. В скором времени один из пленных начал просить немцев выпустить его справить нужду. Но старший конвоя запретил кого-либо выпускать из церкви. Пленный не выдержал и заплакал: «Не могу, — говорит, — осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин!». Немцы застрелили надоедливого богомольца и ещё несколько пленных.

После этого арестованные притихли на некоторое время. Затем начались разговоры шёпотом: стали друг друга расспрашивать, кто откуда родом и как попал в плен.

Соколов услышал рядом с собой тихий разговор: один из солдат угрожал взводному, что расскажет немцам о том, что тот не простой рядовой, а коммунист. Угрожавшего, как выяснилось, звали Крыжнев. Взводный умолял Крыжнева не выдавать его немцам, но тот стоял на своём, аргументируя, «что своя рубашка к телу ближе».

После услышанного Андрея затрясло от ярости. Он решил помочь взводному и убить подлого партийца. Впервые в жизни Соколов убил человека, и так противно стало ему, будто он «какого-то гада ползучего душил».

Лагерные работы

Утром фашисты стали выяснять, кто из пленных относится к коммунистам, комиссарам и евреям, чтобы расстрелять их на месте. Но таковых не оказалось, как и предателей, которые могли выдать.

Когда арестованных пригнали в лагерь, Соколов начал думать, как ему к своим вырваться. Однажды представился пленному такой случай, удалось убежать и оторваться от лагеря на 40 км. Только по следам Андрея шли собаки, и в скором времени его поймали. Натравленные собаки порвали на нём всю одежду и искусали в кровь. Поместили Соколова в карцер на месяц. После карцера последовали 2 года тяжких работ, голода, издевательств.

Попал Соколов на работы в каменный карьер, где пленные «вручную долбили, резали, крошили немецкий камень». От тяжёлых работ погибло больше половины рабочих. Не выдержал как-то Андрей и произнес в сторону жестоких немцев: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».

Нашёлся предатель среди своих и доложил об этом фрицам. На следующий день Соколова попросило к себе немецкое начальство. Прежде чем вести солдата на расстрел, комендант блока Мюллер предложил ему выпить и закусить за победу немцев.

Практически глядя в глаза смерти, отважный боец отказался от такого предложения. Мюллер только улыбнулся и приказал пить Андрею за свою погибель. Терять пленному уже было нечего, и он выпил за избавление от своих мук. Несмотря на то, что боец был очень голодным, к закуске фашистов он так и не притронулся. Немцы налили второй стакан арестованному и снова предлагают ему закусить, на что Андрей ответил немцу: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать». Рассмеялись фашисты, налили Соколову третий стакан и решили не убивать его, потому что он показал себя как настоящий, верный своей родине солдат. Его отпустили в лагерь, а за проявленную смелость дали буханку хлеба и кусок сала. В блоке разделили эту провизию поровну между всеми пленными.

Побег

В скором времени Андрей попадает работать на шахты в Рурскую область. Шёл 1944 год, Германия стала сдавать свои позиции.

По случайности немцы узнают, что Соколов бывший шофёр, и он поступает в услужение немецкой конторы «Тодте». Там он становится личным водителем толстого фрица, майора армии. Через некоторое время немецкого майора посылают в прифронтовую полосу, а вместе с ним и Андрея.

Вновь пленного стали посещать мысли о побеге к своим. Однажды подметил Соколов пьяного унтера, завёл его за угол, снял с него все обмундирование. Форму Андрей спрятал под сиденье в машине, а также припрятал гирю и телефонный провод. Для осуществления плана всё было готово.

Как-то утром приказывает майор Андрею везти его за город, где тот руководил постройкой. В дороге немец задремал, и, как только выехали за город, Соколов достал гирьку и оглушил немца. После герой достал припрятанную форму, быстро переоделся и поехал во весь опор в сторону фронта.

На этот раз удалось храброму солдату добраться к своим с немецким «гостинцем». Встретили его как настоящего героя и обещали к государственной награде представить.
Дали бойцу месяц отгула: подлечиться, отдохнуть, с родными повидаться.

Отправили Соколова для начала в госпиталь, откуда он сразу написал письмо жене. Прошло 2 недели. Приходит с родины ответ, но не от Ирины. Письмо писал их сосед, Иван Тимофеевич. Нерадостным оказалось это послание: жена и дочки Андрея погибли ещё в 42-м. Немцы подорвали дом, где они жили. Осталась от их хатёнки лишь глубокая яма. Выжил только старший сын, Анатолий, который после гибели родных попросился на фронт.

Андрей приехал в Воронеж, посмотрел на место, где раньше стоял его дом, а теперь яма, наполненная ржавой водой, и в этот же день отправился в дивизию обратно.

В ожидании встречи с сыном

Долго не верил Соколов своему несчастью, горевал. Жил Андрей только надеждой свидеться с сыном. Между ними началась переписка, и отец узнаёт, что Анатолий стал командиром дивизии и получил множество наград. Гордость переполняла Андрея за сына, и в мыслях он уже стал рисовать картины, как заживут они с сыном после войны, как он станет дедом и будет нянчить внуков, встретит спокойную старость.

В это время русские войска стремительно наступали и отодвигали фашистов к немецкой границе. Теперь вести переписку не было возможности, и только к концу весны отец получил весточку от Анатолия. Солдаты подошли вплотную к германской границе, 9 мая наступил конец войне.

Взволнованный, счастливый Андрей ждал с нетерпением встречи с сыном. Но недолгой была его радость: Соколову сообщают, что командира батареи подстрелил немецкий снайпер 9 мая 1945, в День Победы. Проводил отец Анатолия в последний путь, похоронив сына на немецкой земле.

Послевоенное время

В скором времени Соколова демобилизовали, но возвращаться в Воронеж он не захотел из-за тяжёлых воспоминаний. Тогда он вспомнил о военном друге из Урюпинска, приглашавшем его к себе. Туда он и направился.

Друг жил с женой на окраине города, детей у них не было. Пристроил приятель Андрея работать шофёром. После работы Соколов часто заходил в чайную, чтобы пропустить стаканчик-другой. Возле чайной Соколов приметил беспризорного мальчишку лет 5-6. Андрей узнал, что беспризорника звали Ванюшка. Ребёнок остался без родителей: мать погибла во время бомбёжки, а отца убили на фронте. Андрей решил усыновить ребёнка.

Привёл Соколов Ваню в дом, где жил с семейной парой. Мальчика вымыли, накормили и одели. Стал ребёнок своего отца в каждый рейс сопровождать и ни за что не соглашался оставаться дома без него.

Так и жили бы сынишка с отцом ещё долго в Урюпинске, если бы не один инцидент. Ехал как-то Андрей на грузовике в непогоду, машину занесло, и сбил он с ног корову. Животное осталось невредимым, а Соколова лишили водительских прав. Списался тогда мужчина ещё с одним сослуживцем из Кашары. Тот пригласил его к себе поработать и обещал, что поможет получить новые права. Вот они и держат сейчас путь с сыном в Кашарский район. Признался Андрей рассказчику, что всё равно бы долго в Урюпинске не выдержал: тоска не даёт ему засиживаться на одном месте.

Всё бы хорошо, но сердце у Андрея стало пошаливать, боится: не выдержит, и сынишка один останется. Каждый день своих покойных родных стал мужчина видеть, будто зовут его к себе: «Разговариваю обо всем и с Ириной, и с детишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть, — они уходят от меня, будто тают на глазах… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…»

Тут показалась лодка. На этом и закончилась история Андрея Соколова. Он попрощался с автором, и они двинулись к лодке. С грустью рассказчик смотрел этим двум близким, осиротевшим людям вслед. Ему хотелось верить в лучшее, в лучшую дальнейшую судьбу этих чужих ему людей, ставших для него за пару часов близкими.

Ванюшка повернулся и помахал повествователю на прощание.

И что в итоге?

Андрей Соколов и Ванюшка — вместе держат путь в Кашарский район.

Ирина — погибает в 1942 году, когда Андрей был в немецком лагере.

Заключение

Заключение

В произведении Шолохов поднимает проблему человечности, верности и предательства, храбрости и трусости на войне. Условия, в которые поставила жизнь Андрея Соколова, не сломили его как личность. А встреча с Ваней подарила ему надежду на лучшее и цель в жизни.

Познакомившись с рассказом «Судьба человека» в сокращении, рекомендуем вам прочитать полную версию произведения.

Тест по рассказу

Пройдите тест и узнаете, насколько хорошо запомнили краткое содержание рассказа Шолохова.

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Зарина Джаксимбаева

    11/12

  • Юрий Магас

    12/12

  • Вика Позитив

    10/12

  • Djama Alhilov

    12/12

  • Артем Давыдов

    12/12

  • Дарья Чикишева

    8/12

  • Асламбек Эльдарханов

    12/12

  • Елена-Владимировна Куделькина

    12/12

  • Роман Савченко

    12/12

  • Наталья Ивановская

    12/12

Рейтинг пересказа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 36024.


А какую оценку поставите вы?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти минимальное значение элемента массива
  • Как найти длину волны этого излучения
  • Как исправить плохо покрашенную дверь
  • Как найти проекцию вектора на ось координат
  • Как в эксель найти количество значений