Как составить 2 такта

Музыкальный размер очень важная составляющая нотной грамоты. Его базовая функция — организовать музыку во времени. Также он существенно влияет на характер, образ и даже жанр музыкального произведения.

Размеры бывают всего трех видов – простыми, сложными и смешанными.

Чтобы разобраться, что же такое музыкальный размер и каким образом он организовывает музыкальную ткань, нам попутно потребуется ввести несколько новых понятий. Но, обо всем по порядку.

Содержание статьи:

  • Пульсация
  • Доля
  • Размер, метр, такт
  • Ритм
  • Простые размеры 2/4, 2/8, 3/4, 3/8
  • Сложные размеры 4/4, 4/8, 6/8, 12/8
  • Относительно сильная доля
  • Смешанные размеры 5/4, 7/8
  • Группировка нот

Пульсация

Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.

Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная. И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс. Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.

Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.

Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.

Доля

Доля – единица измерения пульсации.

Каждый удар пульса называется долей. Доли равномерны во времени, но отличаются по силе. Существуют сильные и слабые доли.

Отрезок музыкальной ткани, заключённый между двумя сильными долями, называется тактом. К этому понятию мы еще вернемся.

Размер, метр, такт

Музыкальный размер показывает, сколько и каких долей включает в себя один такт. Выглядит размер как математическая дробь, где числитель — количество долей в такте, а знаменатель — длительность доли.

Tipy razmerov

Число, расположенное сверху, говорит нам сколько долей содержит один такт; указывает до скольких нужно считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т.д.). при чтении это число принято называть в женском роде: две, четыре, три, шесть.

Число из нижней части дроби, обозначает длительность каждой доли; помогает понять, какими нотами следует считать удары пульса – четвертями, восьмыми и так далее. Это число произносят как соответствующее название длительности в родительном падеже: четверти, восьмых, шестнадцатых. Исключением будет размер, где счет осуществляется половинными нотами. Так размер 3/2 читается как «три вторых». А мы рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:

Первая доля всегда сильная, она выделена красным цветом. Синим изображены слабые.

Doli dve chetverti

Метр

Очередность сильных и слабых долей называется метром.

Сильные и слабые доли чередуются в определённой последовательности, которую задаёт размер. Эта очередность долей создает метр произведения.

Такт

Отрезок музыки между двумя сильными долями называется тактом. На письме такты разделены вертикальными линиями — тактовыми чёрточками. Последний такт закрывается двумя тактовыми черточками.

Теперь, когда все элементы на месте, вы видите, что каждый такт соответствует размеру 2/4 и содержит по 2 четвертные доли.

Рассмотрим пример трехдольного размера – 3/4:

Первая доля — сильная. Размер указывает, что в одном такте должно быть 3 четвертные доли – значит вторая и третья будут слабыми.

Doli tri chetverti

Ритм

Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.

Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:

Ritm chetyre chetverti

Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.

Виды размеров

Музыкальные размеры бывают простыми, сложными и смешанными.

Простыми называют двухдольные и трехдольные размеры.

Prostye razmery

Двухдольные читаются так: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.

Трехдольные так: три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.

Рассмотрим размер 2/4 «две четверти». Он состоит из двух доле́й, каждая из которых равна четвертной ноте. Считать доли в такте следует так: «раз-и, два-и». Каждый такт должен быть наполнен нотами, которые могут быть разной длительности, главное, чтобы в сумме длительности этих нот давали две четверти.  Взгляните на пример:

Doli dve chetverti

Размер 3/4 имеет три доли, каждая из которых равняется четвертной ноте. Их так же можно разбить на более мелкие длительности или объединить в более крупную. Считаем этот размер до трех «раз-и, два-и, три-и». Вот некоторые варианты ритмического рисунка в размере три четверти:

Doli tri chetverti

Также вместо нот могут быть использованы паузы необходимой длительности:

Doli tri chetverti

Сергей Изотов

Сергей Изотов

Музыкант, аранжировщик

Задать вопрос

Появились вопросы? Задайте их мне

Сложные размеры

Сложные размеры образуются за счет сложения двух или более простых одинаковых размеров. Например, размер 4/4 это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 является суммой размеров 3/8 + 3/8.

Наиболее ходовыми сложными размерами являются:

  • Четырехдольный – 4/2; 4/4; 4/8
  • Шестидольный – 6/4; 6/8; 6/16
  • Девятидольный – 9/4; 9/8; 9/16
  • Двенадцатидольный – 12/8; 12/16

Сильная и относительно сильная доля

В сложном размере будет столько сильных долей, сколько простых размеров он включает в свой состав. Например, размер 4/4 состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4. Значит сильных долей в каждом такте будет две. На изображении я поделил пунктирной линией такт на две части, каждая из которых соответствует размеру 2/4. Красным цветом отмечены ноты, которые приходятся на сильную долю.

silnye i otnositelno silnye doli

На следующем изображении цифрами обозначены номера долей. Вы видите, что сильными долями в размере 4/4 являются первая и третья. Однако первую долю принято называть сильной, а третью – относительно сильной. Сильная доля более акцентирована и на изображении выделена знаком акцента красного цвета (>). Относительно сильная доля менее акцентирована и обозначена акцентом синего цвета.

akcenty v rasmere chetyre chetverti

Рассмотрим еще один пример – 6/8. Это шестидольный размер, где пульс шагает восьмыми нотами. Он сложен из двух простых размеров – 3/8 + 3/8. Как и всегда первая доля будет сильной, а относительно сильной будет четвертая, потому что она является начальной во втором простом размере 3/8. Взгляните:

gruppirovka vosmyh

Смешанные размеры

Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.

В опере Римского-Корсакова «Снегурочка», в заключительном хоре встречается размер 11/4. Размер причудливый, редкий. Чтобы музыкантам было легче просчитать и привыкнуть к нему, предлагают сперва потренироваться на фразе «Римский-Корсаков совсем с ума сошел». Эта фраза состоит из 11-ти слогов, которые соответствуют 11-ти долям. Фраза легко ложится на слух и после нее нотный текст разучить гораздо проще.

Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:

smeshannye razmery

Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.

summa prostyh rasmerov

От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.

Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.

Semidolnye rasmery

Трехдольный, как правило, используют в начале или в конце такта, реже — в середине. Несимметричные размеры чаще всего встречаются в музыке русских композиторов, а также в народной музыке. Неподготовленному слушателю трудно воспринимать такую музыку, однако, группа Pink Floyd сочинила песню «Money», мотив которой легко ложится на слух и запоминается.

noty money

Группировка нот

Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:

nomer nomer

Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:

gruppirovka not

В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:

gruppirovka not

Также паузы могут встраиваться в группу:

Pauzy v gruppirovke not

Группировка длительностей в такте

Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:

Gruppirovka doleyi v takte

Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.

А вот пример того, как группировать не следует:

Gruppirovka doleyi v takte ne vernaya

Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.

Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.

В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:

Gruppirovka doleyi v takte

Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:

Gruppirovka doleyi v takte

Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.

В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:

Primery razmerov

Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.

 Shest vosmyh

Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:

Shest vosmyh gruppirovka dolei

Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.

Заключение

Мы познакомились с тремя видами размеров — простыми, сложными и смешанными. Надеюсь, теперь вам понятно что такое музыкальные размеры и на что они влияют. Если статья была интересна и понятна будем рады отзывам. Если возникли вопросы – тем более пишите их в комментариях, будем вместе разбираться. Также вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на Youtube канал.

А сейчас посмотрите джазовую пьесу «Take Five«, записанную квартетом «The Dave Brubeck Quartet» в 1959 году. это был первый джазовый сингл, разошедшийся в более чем миллионе экземпляров. Автор пьесы — Paul Desmond, саксофонист квартета. Написана эта музыка в достаточно необычном ритме 5/4. Именно отсюда и идет ее название.

Аккордовые последовательности – это наборы трезвучий или септаккордов, сменяющих друг друга. Одна короткая цепочка может замыкаться и повторяться на протяжении всей песни. Произведение может состоять и из нескольких комбинаций: одна для куплета, другая для прехоруса, третья для припева. Песня может представлять собой и одну сложную аккордовую последовательность, которая создает постоянное развитие. Количество трезвучий может варьироваться. Многие фанк-композиции строятся на одном септаккорде, но это специфика стиля. В других музыкальных произведениях, как правило, используется несколько аккордов.

Как составлять аккордовые последовательности?

Умудренные опытом продюсеры строят цепочки с хроматизмами, отклонениями, модуляциями и другими гармоническими нагромождениями. Такие ходы придают песне интересную текстуру, динамичность и драматизм. Но не стоит гнаться за сложностью. Во-первых, современному слушателю витиеватые аккордовые последовательности могут показаться старомодными. Во-вторых, начинающий композитор может запутаться в ответвлениях и сочинить что-то несуразное. Поэтому для начала придерживайтесь нескольких правил.

Работайте в одной тональности. К примеру, ля-минор включает в себя аккорды Am, Bdim (можно не использовать), C, Dm, Em (обычно вместо него играют E), F, G. Берите любой из них – и вы точно не промахнетесь. Но в другой тональности будет уже другой аккордовый состав.

Стремитесь к тонике. Старайтесь начинать или заканчивать аккордом первой ступени (тоническим трезвучием). В тональности ля-минор это Am (ля-минор). Так аккордовая последовательность будет звучать законченно, основательно. Вы и сами почувствуете это тяготение, когда начнете играть.

Опирайтесь на основные аккорды. Возьмите за основу первую, четвертую и пятую ступени. Это тоника, субдоминанта и доминанта. В ля-миноре они представлены как Am, Dm и Em (E). Это самая распространенная аккордовая последовательность. Она обеспечивает наиболее логичное гармоническое развитие.

Добавьте другие ступени и послушайте. Когда освоите проход от тоники через субдоминанту и доминанту к тонике, попробуйте заменить одну из этих ступеней третьей, шестой или седьмой. Или дополните состав, не меняя основу. И обязательно слушайте, красиво ли это звучит. Если нравится – оставляйте.

Вы можете прочитать, как использовать генератор аккордов Amped Studio и попробовать создать свою мелодию онлайн.

Как обозначают гармонические цепочки?

Представьте, что вы гармонизовали песню, но пока не нашли оптимальную тесситуру, высоту, которая была бы комфортна и для вокалиста, и для гитариста, и для басиста. Возьмем какую-нибудь нехитрую аккордовую последовательность: к примеру, Am – F – Dm – E. Если мы сдвинем ее на два тона, у нас получится уже Cm – Ab – Fm – G. Еще на тон вверх: Dm – Bb – Gm – A. Обозначения постоянно меняются.
Но мы понимаем, что общее звучание, взаимоотношения аккордов остаются теми же, меняется только тональность. Поэтому многие музыканты стали обозначать аккордовые последовательности римскими цифрами, по ступеням. Так наша гармония будет иметь вид «i – VI – iv – V». Минорные аккорды обозначают строчными символами, мажорные – заглавными.
Теперь аккорды любой тональности сводятся к семи римским цифрам. Некоторые музыканты используют даже более привычные арабские цифры. Например, так обозначают аккордовые последовательности в джазе. Основными ступенями считаются I (тоника), IV (субдоминанта) и V (доминанта). Но остальные ступени тоже очень часто используются в музыке. На всякий случай держите аккордовую шпаргалку. Здесь по ступеням расписан аккордовый состав каждой тональности.

I ii iii IV V vi vii°
C C Dm Em F G Am
C# C# D#m E#m F# G# A#m B#°
D D Em F#m G A Bm C#°
D# D# Fm Gm G# A# Cm
E E F#m G#m A B C#m D#°
F F Gm Am A# C Dm
F# F# G#m A#m B C# D#m E#°
G G Am Bm C D Em F#°
G# G# A#m Cm C# D# Fm
A A Bm C#m D E F#m G#°
A# A# Cm Dm D# F Gm
B B C#m D#m E F# G#m A#

[Таблица ступеней и аккордов в мажорных тональностях]

i ii° III iv v VI VII
Cm Cm D° D# Fm Gm G# A#
C#m C#m D#° E F#m G#m A B
Dm Dm E° F Gm Am A# C
D#m D#m E#° F# G#m A#m B C#
Em Em F#° G Am Bm C D
Fm Fm G° G# A#m Cm C# D#
F#m F#m G#° A Bm C#m D E
Gm Gm A° A# Cm Dm D# F
G#m G#m A#° B C#m D#m E F#
Am Am B° C Dm Em F G
A#m A#m C° C# D#m E#m F# G#
Bm Bm C#° D Em F#m G A

[Таблица ступеней и аккордов в минорных тональностях]

Что такое диатоника и хроматика?

Диатоника – это звукоряд, в котором все ноты располагаются по чистым квинтам (вверх) или по чистым квартам (вниз). Попросту говоря, это обычная минорная или мажорная гамма из семи ступеней. От каждой из ступеней мы можем отложить одно трезвучие. Оно будет либо мажорным, либо минорным. Если мы захотим, к примеру, в тональности ля-минор выстроить от ноты ля минорное трезвучие, у нас не получится это сделать, потому что в диатонической тональности ля-минор нет ноты до-диез, которая входит в аккорд ля-мажор.
Таким образом, диатоника дает нам четкий набор нот, интервалов и аккордов. Работая в рамках диатонического ряда, мы избегаем диссонансов и странных для слуха аккордовых последовательностей. Грубо говоря, любая тональность (например, ми-мажор, си-бемоль-минор и т.п.) – это диатоника. Что касается аккордов, то в мажоре у нас есть три мажорных аккорда (тоника, субдоминанта и доминанта), три минорных и один уменьшенный (VII ступень). В миноре у нас есть три минорных аккорда (тоника, субдоминанта и доминанта), три мажорных аккорда и один уменьшенный (II ступень). Как мы видим, состав остается тем же, меняется только порядок. Так что и мажор, и минор, и другие «натуральные» лады (фригийский, локрийский и т.д.) представляют собой диатоники.
Хроматический звукоряд – это 12 нот, расставленных по полутонам. Две соседние ноты образуют интервал, который называется «малая секунда» (например, до и до-диез). В рамках хроматической гаммы возможны любые мелодии, интервалы и аккордовые последовательности. Но произведения, построенные на хроматике, могут иметь специфическое звучание, так как по сути композитор здесь ничем не ограничен. Любые диссонансные интервалы и самые странные гармонические комбинации не будут нарушать хроматику.
Но аккуратное вплетение хроматизмов в музыку добавляет ей красоты и оригинальности. К примеру, увеличенное трезвучие до (Caug) или малый мажорный септаккорд до (C7) для тональности ля-минор являются хроматизмами, так как в Caug есть нота соль-диез, а в C7 – си-бемоль. Эти ноты не входят в тональность ля-минор. Но вы можете вплести Caug или C7 в песню в ля-миноре так, что они будут уместны.

Простые аккордовые последовательности

Далее мы рассмотрим конкретные цепочки, которые можно применять на практике. Не будем брать хроматизмы, так как это сложная и специфическая тема. Обратимся к комбинациям трезвучий, построенных на семи ступенях диатоники. Как мы уже сказали, количество аккордов в цепочке может быть разным. Самый простой вариант – аккордовая последовательность из двух трезвучий.
Такая форма придает песне специфическую окраску. Здесь четко улавливается возвратное движение. Мы как будто ходим вперед-назад, но не можем спрыгнуть с этой траектории. Причем ее длина может быть разной. Одному аккорду вы можете отдать хоть целый такт или даже половину куплета. А можете, наоборот, сократить дистанцию и делать смену на каждую четверть. Не важно, строите вы аккордовую последовательность в мажоре или в миноре, в любом случае у нас есть несколько паттернов.

  • I – V (например, Am – E или C – G)
  • I – IV (Am – Dm или C – F)
  • I – VII (II) (Am – G или C – Dm)
  • I – III (Am – C или C – E)
  • I – VI (Am – F или C – Am)

Как вы заметили, во всех парах присутствует тоническое трезвучие. В любом произведении есть первая ступень, иначе музыка теряет основание или первой ступенью становится какая-то другая нота. Но тяготение в тонику имеется в любом случае. Его требует наше слуховое восприятие.
Но вот пример, когда мы можем убрать тонику из аккордовой последовательности. Играйте весь куплет движение IV – V – IV – V – IV – V – IV – V (или любое другое, но без I). А припев начните с тоники. Так у вас получится гармоничное курсирование: куплет метался между неустойчивыми ступенями, но припев нашел тонический выход.
Также будет отлично работать контраст между скупым на аккорды куплетом (возьмем то же блуждание между двумя ступенями) и насыщенным аккордовыми последовательностями припевом или прехорусом. Играйте, к примеру, весь куплет i – VI – i – VI – i – VI – i – VI (Am – F), а в припеве – i – VI – III – V (Am – F – C – E). Экспериментируйте. Даже простые ходы дают возможность придумать что-нибудь необычное.

Паттерны из трех аккордов

Усложним гармонию, добавим еще одно звено. Стандартное движение как раз и состоит из трех точек: тоника – субдоминанта – доминанта. По устойчивости это, пожалуй, лучшая аккордовая последовательность во всем разнообразии мировой музыки. Но под ритм на 4 счета она не подходит, поэтому в ней дублируют или продлевают одну из трех ступеней. Получается несколько модификаций.

  • I – IV – V – V
  • I – IV – IV – V
  • I – I – IV – V
  • I – IV – I – V
  • I – V – IV – V

Почему бы не взять какую-нибудь из побочных ступеней? Композиторы часто так и поступают. Причем другие ступени способны выполнять те же функции, что и основные: II – субдоминантовую, III – тоническую или доминантовую, VI – тоническую или субдоминантовую, VII – доминантовую. То есть они создают ту же силу тяготения в тонику, что и субдоминанта и доминанта, и имеют схожий с ними характер. Вы можете как заменять этими аккордами основные трезвучия, так и добавлять их в базовую аккордовую последовательность. Получается еще больше вариантов.

  • I – II – V – V
  • I – II – II – V
  • I – I – II – V
  • I – II – I – V
  • I – V – II – V
  • I – II – IV – V
  • I – IV – II – V
  • I – III – IV – V
  • I – III – VI – IV
  • I – IV – VI – V
  • и так далее

12-тактовая аккордовая последовательность

По сути это та же базовая трехаккордовая цепочка I – IV – V, но растянутая на 12 тактов. Первые 4 такта играем тонику, затем 2 такта субдоминанту, возвращаемся обратно на тонику и стоим на ней 2 такта, потом 2 такта на доминанте и 2 такта на тонике. Начало и конец можно разнообразить: в самом последнем такте сыграть доминанту в качестве перехода к следующему паттерну, а перед этим вставить субдоминанту. В общем, получается такая схема: T – T (S) – T – T – S – S – T – T – D – D (S) – T – T (D).
Это достаточно узнаваемая аккордовая последовательность для гитары, она используется во многих блюзовых произведениях. Но еще чаще ее применяют в качестве аккомпанемента для импровизации. Один гитарист играет эту комбинацию аккордами, второй исполняет под нее джем-соло. В какой-то момент они меняются. Аккомпанирующий музыкант также задает характерный для этой формы ритм – шаффл. Это триольная пульсация (раз-два-три-раз-два-три) без второй доли. Если понимаете длительности, то это повторение рисунка «четверть – восьмая».
Аккордовую последовательность для блюза играют и на одной гитаре. Для этого нужно время от времени задавать гармонию с помощью аккордов и поддерживать блюзовый ритм. Также можно играть интервалы и пауэр-аккорды. Нередко вместо трезвучий используются септаккорды и секстаккорды. В остальное время нужно делать соло-вставки. А если исполнять эту аккордовую последовательность на пианино, ее легко разложить на партию баса-гармонии (для левой руки) и соло-партию (для правой).

Прогрессия 1950-х

Эта комбинация была особенно популярна в 50-х годах, что ясно из ее названия. Она базируется все на том же движении I – IV – V в мажоре. Добавьте сюда шестую ступень, и получится схема 1950-х. Субдоминанту в некоторых случаях заменяли второй ступенью. Таким образом, мы получаем две разновидности этой цепочки.

  • I – VI – IV – V (например, C – Am – F – G)
  • I – VI – II – V (C – Am – Dm – G)

Эту красивую аккордовую последовательность придумали еще раньше. Она использовалась даже в ранней классической музыке. Но в 1930-х на ней построили несколько песен, ставших хитами, и она стала ассоциироваться с вокальной музыкой тех времен. А в 50-е достигла наивысшей популярности и даже стала базовым элементом целого жанра – ду-воп.
Иногда эту аккордовую последовательность так и называют – «ду-воп-прогрессия». В ду-вопе вокалисты исполняют и главную мелодическую партию с текстом, и гармоническую партию аккомпанемента. Часто они пропевают как раз слоги «doo-wop», по которым жанр и получил название. Четыре вокалиста по сути могут составить полноценную группу. Но в выступлениях все равно участвовали барабаны, саксофон, рояль, гитара, контрабас. И все это обязательно двигалось по пути I – VI – IV (II) – V.

Круговые аккордовые последовательности

Как мы узнали, все ступени диатоники выстраиваются по квинтам вверх или по квартам вниз. Эту структуру можно изобразить в виде кварто-квинтового круга. Круговые цепочки трезвучий как раз основываются на этом движении по квинтам и квартам. Оно считается наиболее логичным, сильным и гармоничным. Тональность составляют куски из шести трезвучий (найдите на круге, например, уже знакомые нам F, C, G, Dm, Am, Em).

Кварто-квинтовый круг

[Кварто-квинтовый круг]

Самый крепкий вариант: I – IV – VII – III – VI – II – V – I. Сыграйте и послушайте, насколько связно звучит эта аккордовая последовательность. Она также называется «золотой секвенцией». В до-мажоре это аккорды C – F – Bdim – Em – Am – Dm – G – C. Конечно, можно выстроить и другие цепочки, если, например, начать с другой ступени, отсечь какую-то область круга, поменять части местами, перевернуть.

Гармонизация гаммы

Итак, каждая натуральная (диатоническая) гамма включает в себя 7 ступеней. Хроматическая – 12. Теоретически от каждой ноты мы можем отложить 4 трезвучия. Трезвучие строится по терциям, которые бывают большими (4 полутона) и малыми (3 полутона). Соответственно, мы можем составить мажорный аккорд (4+3), минорный (3+4), уменьшенный (3+3) и увеличенный (4+4).
Но в рамках натуральной (диатонической) гаммы построить на каждой ступени 4 трезвучия не получится. К примеру, в тональности до-мажор от ноты до мы можем построить только мажорный аккорд. Если попробуем сыграть трезвучие до-минор, у нас появится нота ми-бемоль, а ее в тональности до-мажор попросту нет.
Так мы получаем ограниченный набор аккордов внутри тональности. В мажорных тональностях от ступени I строится мажорный аккорд, от II и III – минорные, от IV и V – мажорные, от VI – минорный, от VII – уменьшенный. И никак иначе. В противном случае у нас будут появляться ноты, которые не входят в гамму. Их, конечно, тоже можно использовать, но с большой осторожностью.
Использование семи аккордов в рамках одной тональности и называют гармонизацией гаммы. Используйте любые трезвучия из этого набора, и у вас будет красивая аккордовая последовательность. Некоторые песни строятся даже на последовательном движении этих аккордов вверх (I – II – III – IV – V – VI – VII) или вниз (VII – VI – V – IV – III – II – I). Такие комбинации тоже можно применять, целиком или частично.

Минорные и модальные цепочки

К минору аккордовые последовательности, рассмотренные выше, тоже применимы, в том числе восходящее и нисходящее движения. Минор имеет тот же аккордовый состав, что и мажор, меняется только порядок. I – минорное трезвучие, II – уменьшенное, III – мажорное, IV и V – минорные, VI и VII – мажорные.
К примеру, у до-мажора и ля-минора идентичный аккордовый состав. Эти тональности называются параллельными. Это позволяет начать аккордовую последовательность с минорной тоники, а закончить на мажорной в параллельной тональности (например, Am – F – Dm – G – C). Такие ходы помогают бесшовно, но эффектно менять настроение песни.
Если мы находимся в мажорной тональности (возьмем все тот же до-мажор), но в какой-то момент закрепились на шестой ступени и начали ощущать ее как первую (тонику), это означает, что мы перешли в параллельный минор (в данном случае ля-минор). То же самое можно проделать с любой другой ступенью. От II строится дорийский лад, от III – фригийский, от IV – лидийский, от V – миксолидийский, от VI – эолийский (минор), от VII – локрийский.
Конечно, не совсем корректно рассматривать эти лады как модификации мажора (он, кстати, называется ионийским ладом). Это такие же звукоряды, как мажор или минор, просто они намного реже используются. Обычно композиторы добавляют из них отдельные ноты или аккорды для придания произведению тех или иных красок. Вообще, это отдельная тема, большая и увлекательная. Если интересно, изучите ее самостоятельно.

Как использовать аккордовые последовательности при написании музыки?

Нет единственно правильного алгоритма сочинения музыки. Вы можете выстраивать композицию вокруг текста, вокруг ритмической основы, вокруг хука или музыкальной идеи. Но традиционный метод – гармонизовать вокальную мелодию. Вы просто подбираете аккорды к мелодии и слушаете, какая комбинация вам больше нравится. При этом нужно следить, чтобы между мелодической и гармонической линиями не возникало диссонансов и тесситурных конфликтов.
Обратный способ – выстроить мелодию, опираясь на аккордовую последовательность. Гармония уже дает множество звуков, которые могут подсказать мелодическое направление. И если у вас нет идей, попробуйте сначала записать комбинацию трезвучий, а затем займитесь импровизацией, напевая поверх записи все, что приходит в голову. Или просто составляйте фразы из тех нот, которые входят в гармоническую текстуру.
Как собрать аккордовую последовательность? Первый способ мы узнали в самом начале статьи: берите любые аккорды, входящие в тональность. Меняйте их местами так, как вам заблагорассудится. Слушайте и оставляйте сочетания, которые понравились больше всего. Чтобы не запутаться, опирайтесь на тонику, вас всегда будет клонить именно к ней.
Второй способ: перебирайте цепочки, предложенные в статье. Возьмите комбинации из таблиц. Попробуйте двухаккордовые сочетания. Попробуйте трехаккордовые сочетания. Может быть, вам придется по вкусу 12-тактовый блюз. Может быть, вам подойдет аккордовая последовательность 50-х. Поработайте с золотой секвенцией. Поэкспериментируйте с восходящим или нисходящим движением.
Когда освоите ступени и функции, попробуйте сломать систему. Там, где должно стоять минорное трезвучие, сыграйте мажорное. Послушайте, что получится. Попробуйте добавить в стандартную схему какой-нибудь совсем неподходящий аккорд. Поищите красивые переходы в параллельную тональность. Не замыкайте одну схему, а комбинируйте разные варианты.
Очень полезное занятие – разбор популярных песен, как современных, так и уже ставших классикой. Посмотрите аккордовые последовательности в R&B, роке, регги и других стилях. Посмотрите, как выстраивают гармонию знаменитые музыканты. Подберите аккорды и разложите их на ступени. Наверняка, вы найдете много примеров, которые вас удивят. Уловите логику и применяйте ее для написания своих песен. Учитесь у лучших.
В заключение стоит сказать, что не стоит зацикливаться на аккордах. Есть масса элементов, которые сделают ваше музыкальное произведение оригинальным и выразительным. Это и цепкие хуки, и красивая мелодия, убойный ритм, необычное композиционное строение, тембры инструментов и многое другое. Но если вы добавите ко всему этому уникальную гармонию, у вас есть все шансы создать нечто выдающееся. Нет вдохновения – запустите какой-нибудь программный генератор аккордовых последовательностей. Но не позволяйте обстоятельствам тормозить ваше творчество.

как писать диктанты по сольфеджио

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На  вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Ну а теперь перейдём к конкретным рекомендациям по вопросу, как научиться писать диктанты по сольфеджио.

Как писать музыкальные диктанты?

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант учитель обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

 Первое проигрывание музыкального диктанта.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть:

  • ключевые знаки,
  • размер,
  • размечены все такты,
  • написана первая и последняя нота.

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Диктант по сольфеджио — проигрывание второе

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы, какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, учитель, сколь тактов-то и какой размер?». Если учитель и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио — третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать, запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию, например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки, которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Еще немножко полезных советов

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную. Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Сегодня мы будем беседовать о музыкальном размере – числовом выражении метра, а также о том, как вести счет и дирижировать в различных размерах, но сначала немного повторим, что такое пульс, метр, сильные и слабые доли.

В предыдущем выпуске мы уже говорили о том, что основой музыки является равномерная пульсация. Удары пульса могут быть сильными и слабыми, причем сильные и слабые удары чередуются не как попало, а в какой-нибудь строгой закономерности.

Счет сильных и слабых долей

Чаще всего встречаются такие последовательности чередования: 1 сильный удар, 1 слабый или 1 сильный и 2 слабых. Для удобства удары пульса пересчитываются (рассчитываются на первый-второй или на первый-второй-третий, как на уроке физкультуры). Причем каждый сильный удар является первым. В зависимости от количества слабых ударов счет ведется до двух, до трех или до другой величины, пока снова не наступит сильное время. Такой счет ударов (их еще называют долями) называется музыкальным метром.

Предположим, что пульс бьется четвертными нотами, попробуем изобразить его биение в ритмической нотной записи. На нижеприведенном рисунке все удары пульса изображены четвертными нотами. Если удар сильный, то под ноткой стоит знак акцента (>), он похож на математический знак «больше».

сильные и слабые доли

Время от одной сильной доли до наступления следующей сильной доли в музыке называется тактом, такты разделяются, то есть отграничиваются друг от друга тактовой чертой. Таким образом, тактовая черта всегда располагается перед сильной долей, а это значит, что каждый новый такт начинается со счета «раз» (то есть с первой, сильной доли).

такты и тактовые черты

Какие бывают метры и такты?

Метры или такты бывают простыми и сложными. Простые – это двухдольные и трехдольные. А сложные – это такие, которые состоят из двух или нескольких простых. Причем соединяться могут как однородные метры (например, два трехдольных или два двухдольных), так и разнородные (смешиваются двухдольный и трехдольный).

Что такое музыкальный размер?

Музыкальный размер – это числовое выражение метра. Музыкальный размер измеряет наполняемость тактов (иными словами: сколько нот должно умещаться в один такт, в одну «коробку»). Записывается размер обычно в виде двух чисел, которые по типу математической дроби располагаются одно над другим, только без черточки (без знака деления). Примеры таких записей вы можете посмотреть на рисунке:

примеры записи музыкального размера

Что означают эти числа?

Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до скольких считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.). Верхнее число следует произносить при чтении как имя числительное в женском роде и именительном падеже (то есть две, три, четыре, пять и т.д.)

Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.). Нижнее число при чтении размера должно произноситься не как имя числительное, а как название соответствующей музыкальной длительности в родительном падеже.

Примеры верных названий размеров: две четверти, три четверти, три восьмых, четыре четверти, шесть восьмых, три вторых (половинных – здесь исключение из правила), пять четвертей и т.д.

Простые музыкальные размеры

Простые музыкальные размеры образуются при простом метре, то есть эти размеры тоже будут или двухдольными, или трехдольными. Примеры простых размеров: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых, три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых и т.д.

простые музыкальные размеры - двухдольные и трехдольные

Размер 2/4 «две четверти» – это такой размер, в котором две доли и каждая доля равняется одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и». Значит, в каждом такте помещается по две четвертных ноты (ни больше и ни меньше). Но эти четвертные ноты, вернее их сумму, можно «набрать» разными длительностями. Например, какую-то из долей или даже обе сразу можно раздробить на восьмые или шестнадцатые (можно в разных комбинациях), можно дробить на триоли и квинтоли. Также можно, наоборот, не дробить, а соединять две четверти в одну половинную, можно вписывать ноты с точками, используя знаки, увеличивающие длительности нот.

Вариантов ритмического рисунка в такте на две четверти может быть масса. Давайте посмотрим некоторые из них.

варианты заполнения такта в размере 2/4

Размер 3/4 «три четверти» – в нем три доли, и каждая равна одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и, три-и». Сумму трех четвертей также можно набрать разными способами. Если, например, объединить все три четверти в одну ноту, то получится половинная с точкой – это самая длинная нота, которую можно записать в такте с данным размером. Посмотрите некоторые варианты ритмического заполнения для этого размера.

варианты заполнения такта в размере 3/4

Размер 3/8 «три восьмых» – он похож на три четверти своей трехдольностью, только вот длительность каждой доли здесь восьмушка, а не четверть. Счет ведется «раз-два-три». Восьмушка – основная длительность, но ее можно дробить на шестнадцатые при необходимости или соединять в четверти (если соединяются две восьмушки) или четверти с точкой (соединить сразу три восьмушки). Распространенные варианты ритмического заполнения:

варианты заполнения такта в размере 3/8

Сложные музыкальные размеры

Наиболее часто встречающиеся в музыке сложные размеры – это четыре четверти и шесть восьмых. Каждый из них состоит из двух простых.

Размер 4/4 «четыре четверти» – содержит четыре доли, и длительность каждой доли равна одной четвертной ноте. Этот размер сложился из суммы двух простых размеров 2/4, а значит в нем два акцента – на первой доле и на третьей. Первая доля называется сильной, а третья, которой соответствует начало второго простого размера, называется относительно сильной, которая слабее, чем сильная. Дополнительно сообщим, что музыкальный размер 4/4 иногда обозначают также знаком, похожим на букву C (незамкнутый круг).

размер четыре четверти

размер шесть восьмыхРазмер 6/8 «шесть восьмых» — это шестидольный размер, он сложен из двух простых трехдольных, пульсация идет восьмыми нотами. Сильная доля в нем первая, а относительно сильная – четвертая (начало второй простого размера 3/8).

Кроме этих самых распространенных сложных размеров, музыканту могут встретиться и другие, похожие на них: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8. Все эти сложные размеры образованы по аналогичному принципу. Например, размер 9/8 – это три такта на 3/8 сложенные вместе, 12/8 – четыре таких же соединенных простых такта.

Смешанные размеры

Смешанные сложные размеры образуются, когда вместе соединяются не одинаковые, а разные простые, например, двухдольный с трехдольным. Из многообразия смешанных размеров выделяются четыре, которые попадаются на глаза чаще остальных. Это 5/4 и 5/8, а также 7/4 и 7/8. Время от времени музыкант может столкнуться и с размером 11/4, но это очень редко (например, в заключительном хоре «Свет и сила» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова).

Размеры 5/4 и 5/8 («пять четвертей» и «пять восьмых») – пятидольные, в их основе лежит один и тот же принцип, только в одном случае пульсация идет четвертными длительностями, а в другом – восьмушками. Так как эти размеры сложные, то они состоят из двух простых – двухдольного и трехдольного. Причем, возможны варианты данных размеров в зависимости от порядка следования простых.

размер пять четвертейНапример, если в 5/4 сначала идет 2/4, а затем 3/4, то относительно сильная доля приходится на третью долю. Но если в том же размере вначале поставлен трехдольный, а после двухдольных, то в таком случае относительно сильная доля будет приходиться уже на четвертую долю, таким образом, будет смещен один акцент, и от этого изменится вся внутренняя ритмическая организация в такте.

Для того чтобы исполнитель знал, с каким вариантом смешанного размера ему предстоит иметь дело, в нотах часто рядом с выставленным размером в скобочках указывается, из каких простых метров он сложен. По представленной сумме размеров обычно бывает понятно, что идет сначала – 2/4 или 3/4. Например: 5/4 (2/4 + 3/4) или 5/4 (3/4 + 2/4). То же касается и размера 5/8.

размер семь четвертейРазмеры 7/4 и 7/8 – сложены из трех простых, один из которых трехдольный, а оставшиеся два – двухдольные. Такой размер чаще всего можно увидеть в обработках русских народных песен, иногда также в инструментальной музыке преимущественно русских композиторов.

Варианты сложения семидольного размера различаются местом положения трехдольного метра (чаще он располагается или в начале, или в конце такта, гораздо реже – в середине).

Мы с вами разобрали основные музыкальные размеры. Как и в любом деле, здесь важно было понять принцип, тогда при встрече с каким-нибудь необычным размером, вы уже не потеряетесь. Тем не менее, если еще остались вещи, в которых вы не разобрались, то напишите свои вопросы в комментариях. Возможно, они помогут существенно улучшить данный материал.

Содержание

  • 1 Ударные и безударные ноты, акценты
    • 1.1 3 вида акцентов и динамика
  • 2 Ударные и безударные доли такта
    • 2.1 Обозначение долей барабанами
    • 2.2 Такт и тактовая черта
  • 3 Затакт
  • 4 Синкопа и её виды
    • 4.1 Междолевая синкопа
    • 4.2 Внутридолевая синкопа
    • 4.3 Междутактовая синкопа
  • 5 Метрические стопы
  • 6 Стихотворные размеры
    • 6.1 2-х дольные размеры — хорей и ямб
    • 6.2 3-х дольные размеры — дактиль, амфибрахий, анапест
  • 7 Музыкальный размер и его обозначение
    • 7.1 Определение музыкальных размеров на пратике

Здравствуйте! Это 12-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».

В нём показано легко и понятно для новичка что такое динамика, ударные и безударные ноты, метрические стопы и музыкальные размеры. Рассмотрены 2 главных понятия в ритме — что такое затакт и синкопа и её виды + время, по полочкам разложены стихотворные размеры — хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 12 — Динамика. Размеры | Нотная грамота | Easy Music Learning

ПРИМЕЧАНИЕ: при просмотре видео на сайте в них НЕТ РЕКЛАМЫ!

Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы вернёмся к ритму и рассмотрим его 2 важных понятия – динамику и музыкальные размеры и какую роль они играют в музыке. Приступим.

Из урока 4 мы знаем про 3 звена времени в музыке:

  • ритм – рисунок или узор из разных по длине нот и пауз,
  • метр – сетка для ритма или ровный отсчёт долей такта,
  • темп – скорость отсчёта метра и игры ритма.  

Сравним с речью: ноты – буквы, слоги и слова, паузы – пробелы между словами и знаки препинания, а ритм – строение речи по горизонтали и её гибкость.

Только паузы – молчание, а сплошные ноты – утомительная речь без остановок. А их грамотное чередование – приятная к восприятию речь.

В ней 2 звена: 1-ое звеноритмической рисунок – сочетания длительностей нот отдельно от их высоты. 2-ое звеноладовая основа — сочетание разных нот по высоте отдельно от ритма: записаны более ровно. Вместе они создают цепляющую мелодию.

Ударные и безударные ноты, акценты

Ещё, как в словах есть ударные и безударные слоги, так и в музыке среди нот есть явно выделяющиеся на фоне других. Здесь они в долях 1, 3 и 4. Явно это слышно, если их сделать громче, а остальные ноты – тише.  

Громкость нот удобно менять в раскладке пианино в виде столбиков. Она у нот относительна и задана в виде чисел от 0 до 127 в поле Velocity — скорость. Чем быстрее нажать клавишу фортепиано, тем громче звук. И нота 120 громче, чем нота 80.

Вот череда нот «до» с одинаковой громкостью.  Звучит неинтересно: как солдаты стоят в строю. Но если увеличить громкость нот в 1-ой и 3-ей долях или сказать этим солдатам шагнуть вперёд из строя, то зазвучит интереснее.

Такое выделение ноты среди других называется акцентом – с англ. accent – ударение, подчёркивание. Это как в речи: смысловое ударение и усиление отдельных слов.

Можно сказать просто: «Я купил гитару», а можно выделить: «Я купил гитару», а не сосед, «я купил гитару», а не украл, «Я купил гитару», а не балалайку.

Ещё интересней звучит выделение нот на счёт «раз» в сочетании 1-2-3-1-2-3-1-2.  

Ударения в нотах оживляет музыку, и слушая её, человек часто отстукивает ритм ногой или покачивает головой, двигается «в такт» музыке.

3 вида акцентов и динамика

Ноту, как ударение в слове или человека из толпы, можно выделить 3-мя способами:

1-ый способгромкостью – ударная нота громче других как сейчас. Это будто человек кричит, когда другие говорят: самый явный способ.

2-ой способвысотой – ударная нота выше других. Это как высокий человек возвышается над низкими. 

3-ий способдлительностью – ударная нота длиннее других. Это как толстый человек выделяется среди худых: самый неявный способ.

Вывод: чередование ударных и безударных нот называется динамикой – с англ. dynamics – «движение, движущая сила». То есть их громкость двигается, а не постоянная и заставляет слушателя двигаться под музыку.

Динамика в общем — это изменение чего-либо. Она есть в речи, когда мы говорим громче/тише, вы-ше/ниже, быстрее/медленнее.

Если её нет, то это «монотонное бубнение препода на скучной лекции».

Так же и в музыке: если динамика есть, то её интереснее слушать.

Ударные и безударные доли такта

Итак, в примере мелодии ноты выделены большей высотой и длиной. А вот другой пример. Ударения здесь на 1-ой и 4-ой нотах – ТА-та-та-ТА-та-ТА.  

Совет – чтобы узнать ударные ноты, спойте любые слова. Если ударения в словах и нотах совпадут, то звучит складно. Здесь это слова «верить, любить и жить». Верить – ударение на 1-ый слог, а любить – на 2-ой.

Но если их поменять местами, зазвучит нескладно. Причина: ударная нота делает безударный слог слова ударным, что искажает звучание слова.

Вопрос: если все 4 ноты одинаковы по громкости, высоте и длине — не выделяются на фоне друг друга, то почему всё равно одни ноты ударные?

Дело в том, что ударения есть не только в ритме, но и в метре. В уроке 4 мы поняли, что метр – это основа, биение, дыхание музыки. Он всегда равномерный и неизменный как тиканье стрелки в часах, что привязана к равным отметкам. Сейчас все удары одинаковые. А теперь 1-ый из 2-х громче.

То же и в метрономе: 1-ый щелчок в такте громкий, а остальные — тише.  Отсюда 1-ая и более громкая или ударная доля такта называется сильной, а безударная – слабой.

Это как ударение в слове, а число долей = числу слогов. Например, в слове «музыкальный» 4 слога, как и 4 доли в такте. И хотя в нём ударение на 3-ий слог, но если его произносить под метроном, получается будто 2 ударения – сильное на «у» — 1-ый слог и послабее на «а» — 3-ий слог.  А 2-ой и 4-ый – безударные.

То есть в такте нечётные 1-ая и 3-ая доли – сильные, а чётные 2-ая и 4-ая — слабые. Причём 1-ая доля сильнее 3-ей, поэтому 3-ья называется относительно сильной.

Вывод: метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей, тяжёлых и лёгких.

И сильные доли такта делятся своей силой с нотами внутри себя. Поэтому в примере 1-ая и 4-ая ноты ударные.

Сильно ударная нота в 1-ой доле обозначена знаком перевернутой галочки « » и её подчёркивают ноты гармонии. А менее сильная нота в 3-ье доле обозначается знаком больше «>».

В мелодии про ёлочку ударные ноты в 1-ой и 3-ей долях. Их можно показать большими слогами ТА, а во 2-ой и 4-ой – маленькими.  То же и в мелодии про горного короля.  

Обозначение долей барабанами

Ударность долей явно показана в игре барабанов: в сильных долях играет большой барабан, причём в 1-ой громче, чем в 3-ей, а в слабыхмалый.

Это похоже на движение молотка: сильная доля – удар, слабая – взмах, когда удара нет.  

1-ая доля: сильный удар по гвоздю, что глубоко вгоняет его в дерево, 2-ая доля взмах, 3-ья доля: снова удар, что до конца забивает гвоздь и 4-ая доля взмах. На этом 1 гвоздь забит или 1 такт сыгран и переходим к следующему.

Такт и тактовая черта

Такт – это отрезок времени от одной сильной доли до другой.

Такты отделены друг от друга тактовыми чертами — короткими вертикальными линиями поперёк линеек нотоносца.  Они есть 2-ух видов:

  1. Одинарная – просто разделяет такты,
  2. Двойная – ставится в конце произведения и в местах смены ключевых знаков.

Это делается через меню Insert – вставка -> Meter/Key Change. Для примера выберем тональность F.

Затакт

С долями такта связаны 2 важных понятия – затакт и синкопа.

Затакт — это звук или группа звуков без сильной доли или неполный такт, когда ноты играют до начала такта: перед тактовой чертой. Он в виде одной ноты есть в мелодии про ёлочку.

Более плавный затакт – из 3 нот по ступеням, как здесь. Без затакта это звучит, будто мужик сразу вещает с трибуны.

А с затактом кажется, что он сначала забирается к ней по ступенькам и потом начинает говорить.

Затакт в виде 3-х триолей есть в мелодии из телесериала «Семейка Адамс».

Причём он также есть и в середине такта. Это как в речи: если мелодия сама речь, то затакт — это подготовка к ней из прочистки горла и вводных слов — кхм, итак, внимание.

Цель затакта – подготовить слушателя к восприятию речи и звучанию музыки.

Синкопа и её виды

Теперь о синкопе. Мы знаем, что метр озвучивает метроном – ровные удары в долях, а ритм – ноты, по-разному вписанные в эти доли.

И акценты или ударения есть и в метре, и в ритме.

Они могут совпадать друг с другом, как в мелодиях про ёлочку и горного короля. Щелчки и ноты звучат одновременно.

А могут и не совпадать. Вот 2 половинные ноты в сильных долях такта. Сместим 2-ую ноту на 8-ую длительность назад – во 2-ую долю. При этом она разделится на 2 ноты, связанные лигой.

Это и есть синкопа –  с греч. «рубка, сечка» — смещение ноты с сильной доли такта на слабую, когда ударения в ритме и метре не совпадают и противоречат друг другу. А лига – её явный признак.

Она есть в мелодии из терминатора: длинные слигованные ноты смещены во 2-ую долю из 3-ей. Если вернуть их на место, мелодия звучит более скучно и топорно.

Синкопа часто применима в музыке, делает ритм неровным и цепляющим и есть 3-х видов:

Междолевая синкопа

1-ый вид синкопымеждолевая – как сейчас, когда нота начинается на слабой доле и продолжает звучать на сильной.

Чаще всего это её сдвиг из начала 3-ей доли на середину 2-ой. Ноты при этом долгие – ½ и ¼.

Примечание: в музыке барабаны обозначают метр, а гармония — сильную долю: поэтому аккорды всегда начинаются в начале такта.

Мелодия на синкопе будто зависает. А без неё звучит не интересно. Это смещение на 8-ую длительность, а это на 16-ую.

Междолевая синкопа — основа ритма в песне Майкла ДжексонаBilly Jean.

Ещё она же + затакт из 1-ой ноты есть во 2-ой части мелодии из «Семейки Адамс». Нота здесь смещена на 8-ую вперёд, а не назад и звучит в половине 3-ей сильной доли и в начале 4-ой слабой. Звучит менее интересно, если сдвинуть ре на 3-ью долю и сделать ритм ровным.

Внутридолевая синкопа

2-ой вид синкопывнутри долевая – охватывает одну долю или четверть такта, поэтому ноты здесь короткие – 8-ые и 16-ые.

Суть в том, что в любой доле такта, без разницы сильная она или слабая, есть 2 времени: сильное – её начало или 1-ая четверть и слабое – остальное: 2-ая, 3-ья и 4-ая четверти.

И если в сильное время звучит длинная нота, а в слабое короткая, то акценты ритма и метра совпадают и синкопы нет.

Она будет, если на сильное время играть короткую 16-ую ноту, а на слабое более длинную 8-ую. Это синкопа 16-ая-8-ая-16-ая.

В самом простом виде это игра 8-ыми в серединах долей такта. Это часто применяется к тарелке хэт в барабанной установке, чтобы создать рельефный ритм.

Это музыканты обычно называют игрой хэта на слабую долю, а игра на сильную не так интересна.

Примечание: здесь слово «доля» заменяет слово время. Не путайте доли внутри долей такта с самими долями такта.

Цепляющий рисунок образуется, если играть 16-ую ноту в каждой доле такта в разных местах: в середине доле, во 2-ой четверти, в начале и в 4-ой четверти. При этом между нотами одинаковое расстояние – 8-ая с точкой.

Такой приём называется полиритмией – с лат. поли – много, когда вместе звучит 2 разных ритма: ровный и неровный.

Ещё её создаёт игра 4-ных и 8-ых триолей, когда ноты внутри долей такта делятся на 3, а не на 2. Здесь только 1-ый удар из каждой группы совпадает с долями такта. Уберём его и будет явная неровность.

Если в каждой группе 8-ых триолей убрать среднюю ноту, то получится ритм в жанре джаз под названием shuffle – с англ. «тасовать, перемещать».  Заметьте: лиги и ноты с точками указывают на неровность ритма.

Междутактовая синкопа

2 вида синкопы – между и внутри долевая ещё называются внутри тактовыми, так как они не выходят за пределы одного такта.

3-ий вид  синкопы – между тактовая – когда нота начинается в одном такте, чаще в его конце или 4-ой доле и длится в начале другого. Это мост в виде лиги через реку – тактовую черту.

Вот пример мелодии с такой синкопой. Заметьте: эта нота «до» с лигой есть в составе аккордов F и C. Такой приём, когда опорная нота мелодии появляется раньше, чем она же в аккорде в следующем такте, называется опережением. Без него звучит скучнее.

Метрические стопы

2 вывода: 1-ый – динамика или чередование ударений в нотах звучит интереснее, чем ноты без ударений. 2-ой – положение ударений в ритме влияет на его звучание на фоне метра.

Сейчас они попадают на ноты 1, 4 и 7 и на счёт РАЗ-2-3, РАЗ-2-3, РАЗ-2.

1-ое ударение совпадает с метром, 2-ое – нет, а 3-ье – да.

То, как ритм ложится на метр называется метрической стопой.

Представьте: метр – это шагает отец, а ритм – рядом с ним за руку топает маленький сын. Сын не может отстать или опередить отца – держится за него так же, как и ритм вписан в метр.

Но зато сын может чередовать свои маленькие шаги внутри 1 большого шага отца как хочет: 2 мелких – 1 длинный, 2 длинных, 4 мелких и т.д.

Ещё он сам выбирает силу шага:

  • либо весь свой вес перенести на ногу – сделать шаг или ноту ударной,
  • либо часть веса перенести на отца через ухват за руку – безударная нота,
  • либо вообще повиснуть на его на руке – нет шага или пауза вместо ноты.

Стихотворные размеры

Сравним с речью: ударения делят слоги в словах на группы по 2 и по 3 слога.

Например, слово фортепиано мысленно делится на 2 части — форте – 2 слога и слабое ударение на «о» и пиано – 3 слога и сильное ударение на «а».

В поэзии для сочинения стихов выбирается стихотворный размер — порядок чередования ударных и безударных слогов. Он есть 2-х видов – 2-х и 3-х дольный.

2-х дольные размеры — хорей и ямб

В 2-х дольных размерах 1 слог ударный и 1 безударный. Их 2 вида:

1-ый – хорей – 1-ая доля сильная, а 2-ая – слабая, как в слове скрипка и в стихе: «буря мглою небо кроет».  

2-ой вид – ямб – наоборот, 1-ая доля – слабая, а 2-ая сильная, как в слове труба и в стихе: «мороз и солнце, день чудесный».

Совет как их запомнить и не путать: сильная доля в хорее 1-ая и она раньше, чем у ямба — 2-ая.

Также 1-ая буква в слове хорей – Х раньше в алфавите, чем буква Я — у Ямба.

Ещё пример – ХОрей – это ХОлм или ударная доля, и мы с него скатываемся в безударную. А ЯМб – ЯМа или безударная доля, и мы из неё взбираемся на ударную долю.

3-х дольные размеры — дактиль, амфибрахий, анапест

В 3-х дольных размерах 1 слог ударный и 2 безударных. Их 3 вида:

1-ый виддактиль – из 3-х долей ударная 1-ая как в слове «колокол» и в стихе «как хорошо ты, о море ночное».  

2-ой видамфибрахий – из 3-х долей ударная 2-ая или средняя как в слове «гитара» и стихе «однажды в студёную зимнюю пору», или гимне «РоссИя свящЕнная нАша держАва».  

3-ий виданапест – из 3-х долей ударная 3-ья или как в слове «барабан» и в стихе «о весна, без конца и без краю».

Запомнить их и не путать легко с помощью связи ударений в словах и сильных долей:

  • дактиль – ударение на 1-ый слог, как в слове первый – 1-ая доля,
  • амфибрахий – посередине слова – средняя или 2-ая доля из 3-х и как в слове второй,
  • анапест можно произнести как анапЕст – с упором на 3-ий слог.  

Ещё их 1-ые буквы образуют слово ДАМА: Д – дактиль – 1-ая буква и 1-ый слог ударный, АМ – амфибрахий – средние буквы и 2-ой слог ударный, А – анапест – последняя буква и 3-ий слог ударный.

Эти 5 размеров – 2 2-х и 3 3-х дольных – основа, кирпичики для строительства динамики и метрических стоп. Здесь они отдельно друг от друга, но их также можно смешивать.

Так цепляющий ритм РАЗ-2-3-РАЗ-2-3-РАЗ-2 – это 2 дактиля + 1 хорей.

Музыкальный размер и его обозначение

Размеры есть не только в ритме, но и в метре – в игре барабанов.

Но на практике применимы лишь 2 – хорей и дактиль, потому что 1-ая доля такта всегда сильная.

Размеры со слабой 1-ой долей не используются: роль малого барабана – обозначать слабую долю и вы не услышите песни, где он играет на 1-ую сильную долю: на ней всегда большой барабан.

И если названия размеров — хорей, дактиль относятся к стихосложению, то метр, выраженный в цифрах, это музыкальный размер. Он обозначается дробью и записывается после ключа.

Самый распространённый размер — 4/4 и в нём мы работали до сих пор.  

Числитель – это количество долей в такте, а знаменатель – их качество. 4/4 значит, что долей в такте 4 и длина каждой доли – четверть.

Числитель может быть чётным и нечётным, а знаменатель – только чётным, потому что основные длительности чётные – ½, ¼, 1/8, 1/16.

Это похоже на торт:  если его резать вдоль всего диаметра, число кусочков всегда будет чётным. А числитель показывает, сколько кусочков торта осталось за вычетом съеденных.

4/4 – торт целый из 4-х кусков. И сумма всех длительностей нот в одном такте не превышает длительности 4-х четвертей или 1 целой.

Если 2 четверти или кусочка торта убрать, то будет размер – 2/4 – сильная и слабая доли. И теперь сумма нот в такте равна половинной длительности.

Если ¼ добавить, то будет размер ¾ – 1 сильная и 2 слабые доли. Он используется в вальсе и сумма нот внутри 1 такта – половинная с точкой.

Размеры 2/4 и ¾ называются простыми, потому что в них всего одна сильная доля и она первая. Для сравнения в размере 4/4 2 сильные доли – 1-ая и 3-ья.

По сути, метр и размер такта — это одно и то же, как звук и нота. Размер – это обозначение метра, а нота – звука.

Определение музыкальных размеров на пратике

Теперь определим размер на практике на примере мелодии «С днём рождения».

Заметьте: 2 связанные ребром ноты безударные, а ударная 3-ья.

Значит, они затакт и мелодию нужно сдвинуть до тактовой черты, чтобы ударная нота попала на сильную долю.

Заметьте: длинные и ударные ноты мелодии отстоят друг от друга на ¾. Значит это и есть размер мелодии. Вставим его с сильной доли через меню Insert – вставка -> Meter/Key Change – смена размера и ключа.

В поле Beats Per Measure – число долей в такте впишем 3, а Beat Value – значение доли оставим 4. Как видите, мелодия отлично укладывается в этот размер.

Важно: последний такт будет неполным ровно настолько, чтобы сумма длительностей в нём и первом такте составляла ровно такт. В конце половинная нота, это 2/4, а в начале затакт занимает ¼, что в сумме и даёт ¾.

Ещё пример – мелодия Greensleeves – зелёные рукава.

Здесь размер виден сразу благодаря нотам в гармонии: они играют вместе с ударными нотами мелодии, а по длине равны половинной с точкой.

Значит, здесь тоже размер ¾. Теперь ноты гармонии меняются в началах тактов, как и должны.

А до этого они стояли как попало – в каждом такте на разной доле – 4-ой, 3-ей и 2-ой.        

Заключение. В этом уроке вы познакомились с понятием динамики в музыке, синкопой, стихотворными и музыкальными размерами. Поняли, что ноты ритма и доли метра могут быть ударными и безударными и накладываться друг на друга, совпадая или не совпадая при этом.

В следующем уроке мы поговорим подробнее о видах ритмов, размеров и темпов.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти скачанные документы в телефоне
  • Форум как найти мужика
  • Как найти всех родственников по дереву
  • Как исправить позвоночник от сутулости
  • Как найти бассейн с горкой