Как составить 2 тп отходы в модуле природопользователя

Отчет «2-ТП (отходы)» сдают организации и предприниматели, деятельность которых связана с отходами, от образования до конечных стадий (утилизации, переработки, хранения, захоронения).

Заполните отчет вручную, загрузите готовый файл отчета или создайте на основе отчета за предыдущий период.

Чтобы создать и заполнить новый отчет:

  1. На главной странице Экстерна выберите вкладку «РПН».

  2. Нажмите «Создать новый».

  3. Выберите «2-ТП (отходы)».

    Или начните вводить краткое название в поле поиска и выберите отчет из появившегося списка.

    Откроется новая вкладка для редактирования отчета.

  4. Заполните разделы отчета:
    1. Титульный лист.
    2. Раздел I. Сведения об отходах производства и ТКО.
    3. Раздел II. Сведения регоператоров об отходах ТКО — раздел заполняют только региональные операторы; операторы в субъекте РФ, где региональный оператор не выбран или не осуществляет деятельность; операторы, не передающие отходы после обработки ТКО региональному оператору; а также ЮЛ при определенных условиях.
    4. Раздел III. Эксплуатируемые объекты размещения — раздел заполняют только предприятия, эксплуатирующие объекты захоронения отходов.
  5. К отчету необходимо приложить подтверждающие документы. Прочитайте перечень документов и требования к файлам. В разделе «Приложения» нажмите на ссылку «Загрузить документы» и загрузите нужные файлы.
  6. После заполнения отчета нажмите «Закрыть», данные сохранятся.
  7. Чтобы проверить и отправить отчет, на вкладке «РПН» наведите курсор на строку с отчетностью и нажмите на появившийся значок.

    Отчет можно распечатать, нажав на значок.

    Отчет можно выгрузить в файл, нажав на значок  и выбрав действие «Выгрузить файл».

    Отчет можно сохранить, нажав на значок.

Модуль природопользователя (далее — Модуль) — бесплатное средство подготовки отчетности. Последнюю версию программы всегда можно скачать по ссылке lk.fsrpn.ru/#/rpn-user-module-page. Модуль таит в себе невероятные возможности, до которых порой можно дойти лишь случайно, хотя в нем есть раздел «Справка» и контакты разработчиков.

Что «умеет» Модуль природопользователя

На момент написания статьи в Модуле можно сформировать следующие документы:

• статистическая отчетность по форме № 2-ТП (отходы);

• отчет об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов (далее — Отчет МСП);

• заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС);

• комплект отчетов по экосбору:

– декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации;

– отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров;

– расчет суммы экологического сбора;

• декларация о плате за НВОС (далее — Декларация);

• статистическая отчетность по форме № 2-ТП (рекультивация) (Справка, кстати, об этом умалчивает);

• информация об объектах утилизации и местах сбора отходов;

• заявление о зачете, возврате или сверке сумм экологического сбора.

Технический отчет по обращению с отходами (далее — Техотчет) в Модуле сформировать нельзя, но реквизиты поданного Техотчета необходимо внести в программу для того, чтобы правильно рассчитать плату за НВОС. Это нужно сделать практически всем природопользователям, у которых в 2018 г. был действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Лимит). Но об этом мы еще поговорим.

Одной из самых сложных и коварных форм всего разнообразия отчетности природопользователя является Декларация. Да, в Модуле все настолько взаимосвязано, что, упустив даже одну маленькую деталь, природопользователь (и в конечном итоге — территориальный орган Росприроднадзора) получит на выходе совсем не тот результат, которого он ожидает. В статье подскажем несколько лайфхаков по составлению Декларации в Модуле.

Почему не проставляются лимиты

Причина 1. Лимиты не продлены

Если в вашем расчете по размещению отходов перенеслись реквизиты Лимита, созданного во вкладке «Реестр», но в графе «Устан. лимит на разм. отходов» нули, а кнопка «Подставить ЗВ»/«Пересчитать, обновить ЗВ» не помогает, то вполне вероятно, что Лимит не продлен «реально» либо «формально» (рис. 1).

Говоря «реально», мы имеем в виду, что Лимит должен был быть продлен в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (далее — Порядок), но природопользователь забыл это сделать.

Говоря «формально», мы имеем в виду, что Лимит продлен, но информация об этом не занесена в Модуль.

Извлечение
из Порядка

[…]
12. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — технический отчет).
[…]

Следовательно, Техотчет существует для подтверждения действия установленных лимитов, и его нужно было подать, чтобы продлить Лимит на следующий год.

Пример
Лимит № 1111/1111 от 01.01.2015 действует до 31.12.2019. По завершении 2015 г. природопользователь обязан в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения Лимита (т.е. с 01.01.2016 плюс 10 рабочих дней), отчитаться за прошедший год и продлить Лимит на будущий год:

Отчитываемся за период

Продлеваем Лимит на период

с 01.01.2015 по 31.12.2015

с 01.01.2016 по 31.12.2016

с 01.01.2016 по 31.12.2016

с 01.01.2017 по 31.12.2017

с 01.01.2017 по 31.12.2017

с 01.01.2018 по 31.12.2018

с 01.01.2018 по 31.12.2018

с 01.01.2019 по 31.12.2019

Также из-за не введенного в Модуль Техотчета в графе «Устан. лимит на разм. отходов» могут отразиться неполные данные Лимита, т.к. Модуль будет считать, что Лимит действовал не весь календарный год, а только его часть.

Для того чтобы это исправить, во вкладке «Отчеты» создаем Техотчет с помощью кнопки .

Затем указываем основные данные (рис. 2):

• электронный ID и регистрационный номер отчета, дату регистрации;

• в таблице «Лимиты на размещение отходов» — номер и дату Лимита, сведения о перечне и количестве отходов (выбрать из выпадающего списка), даты продления.

Далее ставим галочку «Отчет закрыт», переходим во вкладку «Расчеты/Декларации» и в расчете по размещению отходов нажимаем кнопку «Пересчитать, обновить ЗВ».

После этого графа «Устан. лимит на разм. отходов» должна обновиться согласно внесенным сведениям (рис. 3). Если ваш Лимит утвержден не с начала календарного года, возможно, понадобится во вкладке «Отчеты» внести данные двух Техотчетов.

Причина 2. Лимиты в Реестре заполнены некорректно

Во вкладке «Реестр» при формировании Лимита недостаточно заполнить только годовой норматив образования отходов (рис. 4):

• в таблице 1 указываются отходы и их годовой норматив образования согласно утвержденному Лимиту;

• таблица 2 заполняется только для тех отходов, которые по утвержденному Лимиту разрешено передавать на размещение на конкретном объекте размещения отходов (далее — ОРО), находящемся в собственности другого хозяйствующего субъекта (эксплуатируемом другим хозяйствующим субъектом);

• таблица 3 заполняется в том случае, если согласно утвержденному Лимиту конкретный отход размещается на собственных (эксплуатируемых) ОРО.

Обратите внимание: в таблицах 2 и 3 не указываются отходы, передаваемые на утилизацию или обезвреживание.

Для того чтобы заполнить таблицу 2, сначала нажимаем на необходимый отход в таблице 1, в нашем случае — мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный (рис. 5). Далее в таблице 2 выбираем из выпадающего списка наименование ОРО (если в списке нет ни одного ОРО, значит, вы их еще не создали во вкладке «Реестр»).

Наименование ОРО и его собственник (эксплуатирующая организация) «подтянутся» автоматически, однако здесь необходимо будет проверить год, который Модуль также подставил автоматически в зависимости от года, в котором был утвержден Лимит.

Год нужно поменять на тот, за который отчитываемся, а также при необходимости откорректировать данные в графе «Лимит размещения отходов, т» (например, лимит размещения отличается от годовой нормы образования).

Заполнив таблицы 2 и 3 в Лимите, переходим во вкладку «Расчеты/Декларации» и в расчете по размещению отходов нажимаем кнопку «Пересчитать, обновить ЗВ». После этого графа «Устан. лимит на разм. отходов» должна обновиться согласно внесенным сведениям.

Как рассчитать плату для субъектов МСП без повышающего коэффициента

Известно, что у субъектов МСП лимитами на размещение отходов являются те объемы, которые у них по факту образовались и были переданы на размещение в отчетном периоде.

Извлечение
из Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду

(утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255; в ред. от 29.06.2018)[1]

[…]
13. Лица, обязанные вносить плату, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в отношении объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 18 настоящих Правил, а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил.
[…]

Согласно п. 18 Правил плата за размещение отходов в соответствии с Отчетом МСП рассчитывается с применением коэффициента за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, равного 1.

В случае превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в Отчете МСП плата рассчитывается с применением коэффициента за объем или массу отходов, размещенных с превышением объема или массы отходов, указанных в Отчете МСП, равного 5 (п. 20 Правил).

Соответственно, если Отчет МСП не был подан в установленные законодательством сроки, плата за размещение отходов рассчитывается с применением пятикратного повышающего коэффициента.

Если Отчет МСП был подан вовремя, а в Декларации лимиты не проставляются, необходимо воспользоваться кнопкой «Корректировка».

Для этого во вкладке «Расчеты/Декларации» в расчете за размещение отходов нажимаем на отход и выбираем «Редактировать» (рис. 6).

Появится форма, в которой находится кнопка «Корректировка» (рис. 7).

В случае если кнопка «Корректировка» неактивна, необходимо перейти во вкладку «Реестр» и поменять в поле «Размер и численность» категорию субъекта предпринимательства — с «Не установлено» на «МКП (микро предприятия)»/«МП (малое предприятие»/«СП (среднее предприятие)» (рис. 8).

После этого кнопка «Корректировка» в расчете платы за размещение отходов станет активной и можно будет внести основные изменения: в пустых полях «Остаток лимита на размещение» и «В пределах лимита» указываем фактический объем образованного отхода и нажимаем кнопку «Рассчитать» (рис. 9).

Затем нажимаем кнопку «ОК», и плата будет пересчитана без применения повышающего коэффициента.

Надеемся, приведенные в статье наглядные советы помогут вам корректно сформировать один из самых непростых документов в области охраны окружающей среды.

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3, 2019.

Составление и согласование декларации платы за НВОС

6900 руб. *

*цена зависит от количества площадок и наличия источников сброса

Модуль природопользователя

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду формируется в Модуле природопользователя. Данная программа потребует от Вас занесения определенной информации о предприятии: реквизиты, вид деятельности, действующий лимит на размещение отходов, разрешение на выброс ЗВ в атмосферный воздух, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также информацию о продлении лимитов (сдаче технического отчета о неизменности производства).

ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЕЙСТВУЮЩАЯ ВЕРСИЯ МОДУЛЯ — 2.8.1 от 02.07.2015 г. ОБНОВИТЕ МОДУЛЬ БОЛЕЕ РАННЕЙ ВЕРСИИ.

Инструкция по установке модуля природопользователя 2.8.1 —  смотреть на официальном сайте Росприроднадзора.

Инструкция по работе с модулем (версия 2.8.1)  —  смотреть на официальном сайте Росприроднадзора.

Пример создания расчета платы в модуле природопользователя 2.8.1 — смотреть на официальном сайте Росприроднадзора.

С официального сайта Росприроднадзора: с 17 декабря 2012 года, Росприроднадзор переходит на прием отчетности от природопользователей в электронном виде через веб-портал приема отчетности. На веб-портале приема отчетности принимаются следующие отчеты:

  • 2-ТП (Отходы)
  • Отчет субъектов МСП
  • Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (только с электронной подписью (ЭП). Расчеты без ЭП принимаются по старому)

Во всех территориальных органах Росприроднадзора при подаче бумажной версии отчета и подтверждающих документов, необходимо будет назвать электронный номер отчета, выданный веб-порталом приема отчетности. Электронные версии отчетов должны быть подготовлены в формате программы «Модуль природопользователя» версии 1.7.1 или более поздних.

Полный швах с экологической отчетностью. Что пошло не так в Росприроднадзоре

Скачать

  • Какую экологическую отчетность сдают компании.docx

    Какую экологическую отчетность сдают компании.docx

    16 Кб
    , 1404 загрузки

  • Как могут наказать компанию за непредставление экологической отчетности.docx

    Как могут наказать компанию за непредставление экологической отчетности.docx

    17 Кб
    , 900 загрузок

«Ныне действующий портал https://lk.rpn.gov.ru не дает возможности создавать отчеты и сдавать их вовремя. Он абсолютно не работает. Сроки сдачи отчетов не переносят, а экологи подставляются на штрафы из-за невозможности вовремя сдать отчеты».

Из петиции природопользователей, размещенной на Change.org

Экологическая отчетность довольно обширна. Формы 2-ТП (воздух, отходы, рекультивация), отчет о результатах производственного экологического контроля (отчеты ПЭК), отчетность по экосбору (четыре годовые формы), массивная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Отчетная кампания стартует практически сразу после новогодних праздников и продолжается до середины апреля года, следующего за отчетным.

Организации, которые должны сдавать экологическую отчетность (природопользователи), в разгар отчетной кампании-2020 столкнулись с необходимостью срочно осваивать новый сервис Росприроднадзора. Его работа оказалась нестабильной, а данные пришлось вносить практически с нуля, поскольку возможность загружать готовые файлы исчезла.

Как сдавали отчетность

С конца 2012 года отчетность в Росприроднадзор можно было формировать с помощью программы «Модуль природопользователя» и отправлять в электронном виде через «Личный кабинет природопользователя» (https://lk.fsrpn.ru/#/).

Личный кабинет позволял загружать готовые файлы в формате xml, созданные и в сторонних программах. Кроме того, отчитаться можно было через операторов ЭДО, для чего на портале РПН имелась специальная вкладка.

На протяжении семи лет компании сдавали экоотчетность без особенных проблем. Государство получало причитающиеся платежи в срок, система экоконтроля была относительно налаженной, правила игры — понятны.

Смена коней на переправе

С 25.12.2019 Росприроднадзор ввел в эксплуатацию новый «Личный кабинет природопользователя» (https://lk.rpn.gov.ru/). На сайтах территориальных органов ведомства появились оповещения, что отныне отчетность следует сдавать только через новый сервис.

Практически сразу, с первого же отчета 2020 года (форма 2-ТП воздух, срок сдачи 22.01.2020) начались сбои. Работа «Модуля природопользователя» более не поддерживается, формировать отчеты в нем стало невозможно. Кроме того, все отчеты, хранившиеся в личных кабинетах, исчезли. Компании утратили предыдущие наработки, лишились возможности скопировать и скорректировать свои данные.

Загрузить готовые файлы в систему также невозможно (за исключение формы 2-ТП отходы, добавленной с заметным опозданием).

При этом на заполнение сведений с нуля может уйти от нескольких дней до трех месяцев, что не только существенно повышает трудоемкость рутинной прежде операции, но и чревато риском срыва сроков представления отчетности.

Обновленный сервис не позволяет включить в один отчет несколько объектов, даже когда это прямо предусмотрено нормативными актами. Отсутствуют нужные отчетные формы —отчет ПЭК, формы для экосбора. Ясности, как их сдавать у территориальных органов РПН нет, но ведомство всячески старается не принимать отчеты на бумаге.

Декларация о плате за НВОС появилась только 10 февраля, когда до последнего срока сдачи одного из самых сложных и объемных отчетов оставался ровно месяц. А ведь еще нужно успеть внести плату, значит, все расчеты нужно завершить до 1 марта 2020. При этом сервис сырой, не позволяет сформировать отчет по требованиям законодательства (например, произвести расчет выбросов по источникам, а сбросов — по выпускам). Не говоря уже о пренебрежении деловой стилистикой и русским языком. Так, в разделе 3 графа 8 вместо «Обезврежено в отчетном периоде» значится «Обезьяны в отчетном периоде».

Пример из практики

Компания имеет несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

объект НВОС № 1 — 3 т выбросов в год;

объект № 2 — 3, 5 тгод;

объект № 3 — 1, 5 тонны в год.

При этом в выбросах есть вещества 1-2 классов опасности (например, бензапирен в выбросах котельной), и компания должна представить отчет по форме 2-ТП (воздух).

Согласно приказу Росстата от 08.11.2018 № 661, нужно подавать форму 2-ТП (воздух), если объем выбросов по всем объектам от 5 до 10 тонн (и в выбросах имеются вещества классов опасности 1-2).

По законодательству, если все опасные объекты находятся в одном субъекте Федерации, компания вправе сформировать один отчет, содержащий три экземпляра каждого из разделов (по одному на каждый из опасных объектов). Однако новый личный кабинет не предусматривает нужного алгоритма, и компания вынуждена готовить три разных отчета. Причем на каждый из них поступит отказ в приемке — из-за того, что не выполняется критерий объема выброса в 5 тонн!!!

Список экоотчетности, которую сдают компании, смотрите здесь.

Риск санкций

«Прошу Вас официально признать нестабильную работу ЛКПП в отчетный период, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны Ваших подчиненных, в том числе при проверках предприятий; признать установленную возможность направлять отчеты на бумажных носителях, не сформированные в ЛКПП, в рамках действующего законодательства».

Из коллективной жалобы природопользователей, направленной в адрес главы Росприроднадзора Радионовой С.Г.

Природопользователей волнует, станут ли контролеры применять санкции за то, что компании не в состоянии отчитаться качественно и в срок? Перечень административных штрафов широк, они предусмотрены за искажение или сокрытие информации, за непредставление данных, несвоевременное сообщение сведений (статьи КоАП РФ 8,5; 19.7; 13.19; 8.41 и другие нормы).

Размеры санкций для юрлиц также впечатляют, в среднем от 20 000 до 80 000 рублей. За недостоверные сведения в отчетности по экосбору можно поплатиться 250 000 руб., а за несвоевременное его уплату — не менее, чем 500 000 руб. (расчет суммы экосбора подается не позднее 15 апреля).

Как могут наказать компанию за нарушение сроков представления экологической отчетности

Решение подсказывают природопользователи

Гневные посты экологов, горячие (иной раз нецензурные) обсуждения на форумах, жалобы и петиция содержат одни и те же вопросы. Почему новый сервис вводится в действие в разгар отчетной кампании? Почему нельзя отчитаться на бумаге, если сбоит приемный комплекс? Почему бы не сохранить работу прежнего личного кабинета на время обкатки нового? Почему бы не продлить сроки сдачи отчетов на время отладки системы?

Мы собрали и детализировали меры, которые предлагают компании для наведения порядка в процессе сдачи экологической отчетности.

Не чините искусственных препятствий. Позвольте организациям формировать отчетность удобным способом, в том числе с помощью собственного ПО. Дайте возможность загружать и сохранять файлы в личном кабинете. Обеспечьте выкладку в ЛК форматов и обнародуйте правила составления отчетов, их проверки на ошибки.

Регулируйте и контролируйте процесс законными методами. Избежать проблем и споров при сдаче отчетности позволит закрепление правил и требований в нормативно-правовых актах. Нынешний глава Кабмина Михаил Мишустин в ФНС России на деле доказал, что даже самая сложная отчетность может поступать в ведомство четко и в срок. Для этого ведомству надлежит:

— создать и утвердить регламент или другой нормативно-правовой акт с описанием порядка подачи, приема отчетов в электронном виде (по примеру ФНС, ПФР и других контролирующих органов);

— утвердить и опубликовать электронные форматы форм 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация), 2-ТП (воздух), а также Декларации о плате за НВОС, Заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет, Отчета о результатах ПЭК, форм Экологического сбора.

Разрешите альтернативу. Многие природопользователи начали формировать экологические отчеты в Excel или Word. Они лично приносят их на бумаге или отправляют по почте в территориальные органы РПН. Напомним, если лицо, обязанное вносить плату, не имеет технической возможности подключиться к интернету, декларация представляется на бумаге (приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3). Примите меры для того, чтобы территориальные органы не препятствовали этому, принимали отчеты на бумаге.

Значительная часть природопользователей формирует и сдает отчетность через операторов ЭДО долгие годы. Позвольте компаниям продолжить взаимодействие с операторами. В идеале, если ведомство предоставит программный интерфейс (API), то есть сервис, куда информация будет поступать прямо из информационной системы хозяйствующего субъекта, это выгодно и бизнесу, и государству.

Крупные компании заинтересованы, чтобы сотрудник, ответственный за отчетность, работал в привычном интерфейсе. Тогда ресурсы компании не расходуются впустую на освоение разных интерфейсов многочисленных контролирующих органов, на ввод информации из учетной системы в ручном режиме. Государственное ведомство может не раздувать штат специалистов, ответственных за техподдержку — эти вопросы решает оператор. Он же обеспечивает корректность взаимодействия каналов связи, снижая риск чрезмерной нагрузки на API и DDOS-атак. Оператор, по сути, выступает гарантом процесса, ведь в случае сбоя он рискует своим бизнесом.

/

/

/

Статистическая отчетность 4-ОС и 2-ТП (отходы), декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Разбираем наиболее частые ошибки

Самая «горячая» пора у экологов — первый квартал года. Вместо активного отдыха на праздниках — активная работа по заполнению отчётов. В статье мы разобрали основные ошибки, которые возникают у ваших коллег-экологов при подготовке отчётов 4-ОС (годовая), 2-тп (отходы) и декларации о плате за НВОС.

Анна Ярцева

Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Правила заполнения формы 4-ОС

Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды (форма 4-ОС) утверждена Приказом Росстата от 26.08.2021 № 516 (ред. от 17.12.2021) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».

Согласно нему, отчёт предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие основные фонды природоохранного назначения (Приложение 1), осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 000 рублей в год без учёта НДС независимо от категории НВОС до 25 января. В случае отсутствия трат в таком размере за календарный год, отчёт в территориальные органы Росстата не предоставляется.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Где можно заполнить форму:

  • в онлайн системе Росстата через личный кабинет по предварительной регистрации минимум за 2 недели до сдачи отчёта;
  • через оффлайн модуль (с помощью электронно-цифровой подписи после заполнения в модуле, выгрузить в формате *.xml и подгрузить на сайт, либо отправить на электронную почту Территориального органа Росстата);
  • через сторонних операторов (например, Контур.Норматив, СБИС и другие).

Чтобы во время проверки госорганов требование показать подтверждение отправки и принятия отчёта по форме 4-ОС не стало неожиданностью, необходимо заранее:

  1. определиться, являетесь ли вы респондентом, обязанным предоставлять форму 4-ОС (для этого посмотреть, есть ли вы в перечне Респондентов. В случае отсутствия, внимательно ознакомиться с Приложением 1 Приказа № 516, просмотреть платы на обслуживание основных фондов и видов природоохранной деятельности, указанных в Приложении 2);
  2. Пример: если у вас есть контейнеры и другие емкости, используемые исключительно для накопления, хранения и перевозки (перемещения) отходов; контейнеры для раздельного сбора отходов; установки и оборудование по осаждению и уплотнению отходов; контейнеры для раздельного сбора отходов; оборудование для механической очистки сточных вод (отстойники, песколовки, нефтеловушки, маслоуловители, песчаные и другие фильтры, центрифуги), то вы являетесь респондентом

  3. получить подтверждение от Росстата, что вы являетесь респондентом;
  4. узнать, в какой Территориальный орган требуется сдавать отчёт и способ приёма отчёта, посмотрев информацию на сайте Росстата, либо позвонив в Росстат;
  5. узнать способ приёма отчёта в конкретном Территориальном органе;
  6. Многие столкнулись с тем, что некоторые Территориальные органы не принимали отчёты посредством отправки через электронную почту, требуя произвести отправку через сайт

  7. оформить ЭЦП и установить плагин КриптоПро на компьютер, оформить доверенность для сдачи отчёта на сотрудника, который будет подписывать отчёт своей ЭЦП (если подписант — не генеральный директор);
  8. зарегистрироваться на сайте системы сбора данных Росстата минимум за 2 недели до сдачи отчёта (в случае, если ваша организация уже зарегистрирована на сайте система сбора данных, необходимо пользоваться именно этой учётной записью, а не создавать новую. Уточнить статус регистрации можно в самом Росстате, либо у бухгалтерии);
  9. запросить у бухгалтерии акты и/или прочие документы на оплату услуг природоохранного значения и обслуживания основных фондов.

Что касается заполнения самой формы, то здесь есть ряд моментов, на которые стоит обратить внимание:

  1. какие траты не учитываются в отчёте:
  2. проведение мероприятий по охране здоровья, улучшению условий труда и повышению техники безопасности, реализованные по техническим соображениям, но дающие положительный экологический эффект;

    проведение мероприятий по непосредственному использованию природных ресурсов (например, водоснабжение; мониторинг загрязнения питьевой воды; платежи за водопользование по договорам);

    проведение мероприятий по предотвращению или борьбе с последствиями стихийных бедствий и природных катастроф (например, не включаются текущие затраты по прогнозу (профилактике) и устранению последствий засухи, заморозков, землетрясений, лавин, оползней);

    строительство, модернизацию и реконструкцию объектов по охране окружающей среды;

    мероприятия, осуществляемые главным образом в целях удешевления используемых видов топлива, сырья и материалов, общего снижения издержек производства или по оказанию соответствующих услуг, повышения качества выпускаемой продукции, которые могут иметь также некоторый экологический эффект;

    приобретение основных фондов природоохранного назначения;

    экологический сбор, плата за НВОС, различные налоговые сборы и т.д.

  3. нельзя игнорировать правила округления и то, что учёт стоимости определяется без НДС;
  4. Необходимо округлить числа до целого значения; единицы — тысячи рублей, без десятичных знаков

  5. определить, какие графы заполнять;
  6. Если организация не предоставляет никаких природоохранных услуг, то заполняются графы с 3 по 10; если организация предоставляет специализированные природоохранные услуги, то с 11 по 18

  7. правильно учитывать заработную плату сотрудников, ответственных за обслуживание основных фондов.;
  8. Пример: инженер назначен ответственным за обслуживание конкретной установки. Для этого его штатным расписанием предусмотрено время для проведения работ по обслуживанию. Чтобы правильно заполнить соответствующую строку по графе 6 (выбор строки зависит от вида оборудования), требуется из его заработной платы высчитать стоимость работ по обслуживанию установки вместе со страховыми взносами

Анализ всех трат и сведение общих сумм по видам, предусмотренным формой 4-ОС — очень трудоёмкий процесс, поэтому стоит постепенно готовить базу в течении года.

Правила заполнения формы статистической отчетности 2-тп отходы

Форма отчёта 2-тп (отходы) утверждена Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 (ред. от 13.11.2020) «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

Отчёт предоставляют юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Форму не предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны,
  • заключившие договор с региональным оператором,
  • не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

При заполнении отчёта важно помнить, что:

  • временно неработающие организации, на которых в течение части отчетного периода имели место производство товаров и оказание услуг, форму федерального статистического наблюдения предоставляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают. То же самое касается варианта, когда юридическое лицо не ликвидировано, а закрыло один/несколько из своих объектов. Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления первичных статистических данных по указанной форме;
  • в графе «Почтовый адрес» указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом: если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается фактическое местонахождение респондента (почтовый адрес). Для обособленных подразделений, не имеющих юридического адреса, указывается почтовый адрес с почтовым индексом;
  • в графе 4 — код Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) по месту нахождения обособленного подразделения, юридического лица (в случае отсутствия обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя;
  • при заполнении формы все сведения об отходах отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, утверждаемому Росприроднадзором в соответствии с приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов», в последовательности начиная с I класса опасности по V класс опасности включительно;
  • масса отходов указывается в тоннах и округляются: с точностью до одного знака после запятой — для отходов IV и V классов опасности; с точностью до трех знаков после запятой (то есть с точностью до килограмма) — для отходов I, II и III классов опасности;
  • если отходы передаются с целью обработки, утилизации, обезвреживания, хранения или захоронения в другой субъект РФ, необходимо указывать это в соответствующие графы.

Отчёт 2-тп (отходы) заполняется через «Личный кабинет природопользователя» (или любой другой сервис по сдаче отчётности в Росприроднадзор) до 1 февраля на основании журнала учёта отходов, утверждённого Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» и отправляется в Территориальное управление Росприроднадзора по месту нахождения объекта.

Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

Подача декларации о плате за НВОС: основные ошибки и рекомендации

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется Приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899», Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»). Ставки платы за НВОС также утверждаются соответствующими Постановлениями РФ и могут меняться из года в год.

С 1 сентября 2023 года в постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» вносятся изменения на основании постановления Правительства РФ от 07.12.2022 № 2244.

Расчёт платы обязаны производить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие НВОС в срок до 1 марта. Декларацию необходимо предоставить в уполномоченный орган до 10 марта. Исключение — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах НВОС IV категории.

С какими типичными ошибками можно столкнуться при подготовке декларации о плате за НВОС:

  • место предоставления декларации о плате за НВОС;
  • Например, если организация расположена в Москве, то раздел декларации по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух предоставляется Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы на основании Соглашения между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 17.02.2020 г.; по отходам — в Росприроднадзор по Московской и Смоленской областям, т.к. полигон размещения отходов расположен на территории Московской области

  • неверное указание срока действия разрешительных документов. Необходимо помнить, что для объектов III категории НВОС, разрешительным документом является отчёт по организации производственного экологического контроля (ПЭК), и срок действия отчёта указывается календарный год, т.е. с 1 января по 31 декабря отчётного года;
  • при действии разных разрешительных документов в течение отчетного года указывается один разрешительный документ вместо всех;
  • отсутствие выбора способы внесения авансовых платежей на следующий год;
  • не учтены авансовые платежи за отчетный год;
  • авансовые платежи учтены неправомерно. Такое случается, если авансовые платежи вносились по неверным реквизитам, либо на закрытый полигон. Чтобы можно было реализовать внесённые средства, необходимо написать письмо в свободной форме в соответствующее ведомство с просьбой перевести деньги на правильные реквизиты. Если оплата была произведена в неправильный орган, то требуется уточнить, могут ли они произвести перевод в нужное ведомство, либо потребуется осуществлять процедуру возврата денежных средств. Только после получения официального ответа о судьбе авансовых платежей, можно будет реализовывать их в своём отчёте;
  • не прикреплены обязательные документы (с 2020 года это журналы учёта отходов и копии договоров на транспортировку и размещение отходов на полигоне);
  • необоснованное применение (или неприменение) дополнительных коэффициентов;
  • Например, если ОНВОС расположен на территории города-курорта, должны применять к расчёту повышающий коэффициент 2

  • отчет не подписан ЭЦП (при плате более 25 000 руб.)

Рекомендации по подготовке к отчётному периоду:

  1. все исходные данные необходимо собирать в течение года, а не за пару дней до сдачи отчётов;
  2. сводить данные в специализированных программах, либо таблицах;
  3. оформлять доверенности на сотрудников, максимально подробно расписывая каждый предоставляемый и подписываемый ими отчёт;
  4. внимательно изучать приказы к формам отчётов во избежание ошибок при их заполнении;
  5. заранее уточнять, в какие ведомства подавать отчёты.

Чтобы ничего не пропустить, подпишитесь на наш дайджест. Каждый понедельник, среду и пятницу делимся подборками самых интересных материалов по охране труда, экологической безопасности и ESG.

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить форму лифчика
  • Детская поликлиника по прописке как найти
  • Как найти сторону правильного треугольника зная радиус
  • Как найти телефон бэушный
  • Как найти кпа в физике формула