Как составить абстрактную композицию

V. V. Kandinsky. "First abstract watercolour" of 1910

По определению, согласимся с Википедией, Абстракционизм (лат. аbstraction — удаление, отвлечение) или нефигуративное или беспредметное направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи, графике и скульптуре.

В основу эстетической концепции первых абстракционистов был положен отказ от реальной формы, которая требует от зрителя эрудированности и логического осмысления, в угоду выражения как минимум чистого эмоционального посыла. Как максимум предполагалось, что художественное творчество отражает закономерности мироздания, скрытые за внешними, наносными явлениями действительности. Эти закономерности, интуитивно постигаемые художником, выражались через соотношение абстрактных форм (цветовых пятен, линий, объёмов, геометрических фигур) [1, С. 42-43].

V. V. Kandinsky. "First abstract watercolour" of 1910

Рис. 1. В. В. Кандинский. Первая абстрактная акварель. 1910 г.

Широко используемый термин абстрактная композиция вырастает из сферы образования, где определяет формулировку учебного упражнения. Слово «композиция»  используется не в значении составления, а в аспекте законченного произведения. Вернее, конечно, говорить о композиции в абстрактном искусстве. Как искусство «личного переживания» абстракционизм в различные периоды существования шокировал зрителя, составлял авангард искусства, затем высмеивался, подвергался осуждению и цензуре, как искусство, не имеющее никакого смысла и дегенеративное. Однако теперь абстракционизм существует наравне со всеми другими формами искусства и, более того, выходит на особые позиции заданий вступительных испытаний при поступлении в образовательные учреждения на архитектурно-дизайнерские специальности. В качестве проверки креативных возможностей абитуриента испытание абстракцией весьма продуктивно т.к. ярко выявляет творческое мышление, композиционные знания и умение выразить тему в усложнённых условиях запрета на узнаваемые формы окружающего мира. Ведь исторически, работая с первичными элементами языка искусства (те геометрические формы из которых методом отрезания лишнего в фигуративном искусстве можно получить объекты зрительного мира), абстракционисты обращались к общим для всего изобразительного искусства композиционным принципам. Неудивительно, что абстракционисты находили применение своим неизобразительным формам в промышленной эстетике (дизайне), художественном конструировании, архитектуре (деятельность группы «Стиль» в Нидерландах и школы Баухауз в Германии; работа Кандинского воВХУТЕМАСе; архитектоны и дизайнерские проекты Малевича; «мобили»Александра Колдера; конструкции Владимира Татлина, работы Наума Габо и Антуана Певзнера). Деятельность абстракционистов способствовала становлению современной архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна [1, С. 42-43].

Лично автору интересна абстрактная композиция только тем, что на примере условных абстрактных форм легче понять психофизиологические законы восприятия зрителем изображения и поставить их на вооружение при выявлении авторской мысли в произведении. Ведь чтобы сделать свои идеи доходчивыми для зрителя логично общаться на понятном для зрителя и художника изобразительном языке, о чем писал доктор искусствоведения Степанов Г.П. (Композиционные проблемы синтеза искусств, 1984). На языке общечеловеческих гештальтов психики Р. Арнхейма (Искусство и визуальное восприятие. 1974) с учётом физиологии рассматривания и обработки увиденного мозгом, которые обобщил для художников в своей книге Г.И. Панксенов (Живопись. Форма, цвет, изображение, 2007). Эта тема подробно расписана автором в статьях «Неоднородность изобразительной плоскости» и «Смысловые основы композиции», которые увеличат понимание этой статьи. Обратим внимание на то, что даже когда эскизируются первые идеи предметной (жанровой или сюжетной, ассоциативно-сюрреалистичной, декоративной и др.) композиции*, все объекты в ней намечаются условными пятнами или массами, которые потом методом «отсечения» лишнего доводятся до узнаваемых форм. Теория композиции однозначно диктует, что именно в условных массах большого и малого, тёмного и светлого на стадии первых неявных эскизов должно быть найдено взаимодействие, гармония, композиционный центр, средства выразительности и бережно сохраняется до конца работы над произведением.

эскизы, наброски, кроки

Рис. 2. Эскизы картин. а) И.И. Левитан. Платформа. Приближающийся поезд. Набросок. 1879. ГТГ. б) Спиридонов В. М. Многофигурная композиция. Эскиз 1941 г. Чувашский гос. музей. в)
Кипарисов П. Г. Марийки Идут. Эскизы к картине «Когда Цветет Сирень». Чувашский гос. музей.

Этот подход роднит все ипостаси композиции (жанровая, абстрактная ассоциативная, декоративная и т.д.). Конечно в абстракции мы можем приблизить зрителя лишь к какому-либо психологическому переживанию, настроению, ощущению, но это уже совсем не мало для произведения и предметного характера. Поэтому понимание композиции в абстракции расширит горизонты и художников фигуративных направлений в искусстве. Именно с этих позиций выдвинем гипотезу о том, что понимание связи психологического с изобразительным должно стать базовым принципом выражения определенных ощущений в композиционном знании. Это позволит художнику более точно выражать свою мысль и создавать более мощное эмоциональное воздействие на зрителя в произведении как фигуративного характера, так и не фигуративного.

Однако все ли рисовальщики понимают принципы отображения тех или иных ощущений, той или иной ассоциации, настроения в беспредметной композиции, с помощью какого кодированного языка должны разговаривать автор и зритель посредством изображения?


*Всё изобразительное искусство можно поделить на предметное и беспредметное. И тот и другой раздел можно представить как совокупность направлений в искусстве, например в абстрактном искусстве два больших направления геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан) и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). В их рамках можно выделить более узкие течения, например, ташизм (живопись пятнами, которые выражают бессознательную активность художника), супрематизм (комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний), неопластицизм (живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра) и т.д. В предметной живописи вмешиваются различные подходы к изображению самой реалистичной формы, действия, времени, пространства. Например, жанровая реалистичная композиция, т.е. отражающая определенный жанр искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический, исторический, батальный, бытовой или т.п.) чётко придерживается Аристотелевых единств — времени, места, действия. В таком искусстве определенные действующие лица в определенный момент времени в реальном пространстве объединены одним действием. Однако, в предметном искусстве исторически сложились и такие направления как сюрреализм, кубизм, футуризм и иные «предметные» авангардные течения, где предметы окружающего мира со значительной степенью стилизации (деформация, упрощения, усложнения и т.д.) или без нее изображаются не в условиях реального физического мира, а как бы в потоке ассоциативных рефлексий автора. Иными словами, есть реальные объекты, но времена, пространства могут смешиваться, цвет трактоваться условно, а форма сильно деформироваться. «Уже период протоавангарда рубежа XIX—XX веков характеризуется как слом, переход от классической эстетики Аристотеля, мимесиса к неклассической, антиаристотелевской традиции» [2, С. 23]. Но, при всём при этом, законы, правила, принципы, средства выразительности едины для всех проявлений и производят заложенное автором воздействие в любых вариантах предметного или беспредметного изображения.


Цель данной статьи заключается в попытке описать адекватные принципы, по которым в абстрактной композиции выявляются человеческие ощущения, а вместе с тем объяснить методику размышлений о выражении в композиции жизненных ощущений на примере стандартных для учебных заданий по композиции и формообразованию тактильных, вкусовых, вестибулярных и др. ощущений. Для чего проанализируем особенности композиции в абстрактном искусстве и приведем несколько примеров с иллюстрациями.

Для выражения статики в композиции характерны:

Тяжелый низ и лёгкий верх – это психологическое предвосхищение (ожидание) расстановки сил в листе, которое обусловлено физическими реалиями жизни. Иными словами, от привычки ощущать под ногами надёжную опору, а над головой лёгкое светлое небо. Поэтому композиционный центр лучше закладывать чуть ниже геометрического центра листа дабы усилить низ, притянуть композицию к подразумеваемой платформе. Ассоциативно ощущаемая у нижнего края листа площадь опоры необходима большая в связи с физическим законом о том, что большая плоскость дает большую силу трения. В связи с жизненным опытом нахождения равновесных устойчивых состояний необходимо подчёркивать вертикали и горизонтали в качестве композиционного ключа или доминирующего принципа в композиции. Ничего не стоит ставить на угол. Даже  треугольники в композиции, которые привносят диагонали своими сторонами надо ставить на широкое основание, стремится к равнобедренным и прямоугольным треугольникам. Цвет на вестибулярные ощущения по мнению автора не влияет.

Для выражения динамики в композиции характерны:

В связи со сложившимся «Арнхеймовским» гештальтом психики ощущать над головой лёгкое светлое небо, часто при рассматривании изобразительной плоскости помещенные в верхней части листа предметы кажутся летящими или падающими. Поэтому композиционный центр в динамичных композициях лучше закладывать чуть выше геометрического центра листа с целью сместить акцент для зрителя как бы «в небо». Рискнём предположить, что тёмные объекты и крупные, которые ассоциативно связываются с тяжестью кажутся падающими, а лёгкие и светлые, по аналогии с пухом, снегом, паром и т.д., кажутся летящими. Площади опоры в нижнем крае листа абсолютно не нужна. В отличии от статики структура динамичной композиции — это чаще всего диагональ. Может быть и спираль, но при спирали впечатление постоянного удаления и полёта надо «дожимать» ритмом и масштабом. Обратите внимание, что под динамикой подразумевается не хаотичное движение, а векторно-направленное, как бы с заданным ускорением. Иными словами, изображенные объекты должны казаться летящими (брошенными с силой) к конкретной цели. Такие статичные формы как различные прямоугольники надо ставить на угол, по диагонали. Основное средство выразительности — ритм. Меняя расстояние от одного нарисованного объекта к другому, художник может создавать ощущение разгона или замедления, в зависимости от того насколько далеко нужно перепрыгнуть взгляду от одного объекта к другому. Вместе с тем неплохим подспорьем будет и эффект перспективного сокращения улетающих объектов. Цвет на вестибулярные ощущения, по мнению автора, не влияет.

abstract art, static, dynamic

Рис. 3. Примеры изображения статики и динамики в геометрической абстрактной композиции. а) Юлдашева Е. б) Лазарева В. в) Лазарева В.

Для выражения массивного в композиции характерно:

Для выражения тяжести в листе композиционный центр лучше закладывать чуть ниже геометрического. Формат удачнее выбрать горизонтальный, как бы «приземленный». В частных случаях для массивности площадь опоры должна быть, причем чем больше, тем лучше (в том числе и суммарная нескольких тяжелых объектов) в связи с тем, что тяжелая масса сильнее притягивается к земле. Необходимо прижать изображение к нижнему краю листа. Однако могут встречаться различные художественные задачи, при которых массивное не должно быть связано с землей, тогда стоит ограничится лишь большим масштабом в листе и тёмным тоном. Ярко выраженной структуры для создания массивных композиций, наверное, нет, однако интересно усиливать ощущение тяжести, духоты и давления за счет того, что графически можно зажать или придавить мелкий объект крупными, по аналогии с завалами.  Стараться изображать объекты плотно, без видимых между ними просветов. Для весовых ощущений намного большее значение влияет тон: светлый или тёмный, — нежели цвет. Так для выявления ощущения массивности на помощь должны прийти тёмные тона. Это связано опять же с жизненным опытом, который ассоциативно связывает тяжелые тона с ожидаемой  до опыта (априори) тяжестью. В том числе, образно темнота связывается с тяжелыми эмоциональными состояниями человека. А так-как из курса цветоведения известно, что к каждому цвету можно подобрать соответствующий по силе тон, то естественно для массивного подходят тёмные цвета коричневые, синие, фиолетовые, тёмно-зеленые, тёмно-бардовые цвета и иные тёмные оттенки цветов. Основное средство выразительности – масштаб. Это связано опять же с жизненным опытом, который ассоциативно связывает огромный размер с ожидаемой тяжестью объекта.

Для создания ощущения лёгкости в композиции характерно:

Для лёгкого композиционный центр лучше проектировать чуть выше геометрического центра листа чтобы связать самое главное в композиции с чем-то парящим, возвышенным. Даже формат скорее всего следует выбирать вертикальный. В частных случаях, связанных со статикой или устойчивостью, точки опоры будут нужны, но для большего выражения лёгких конструкций они должны быть точечные (не сплошные), визуально тонкие опоры, вне зависимости от площади опоры. Однако могут встречаться различные художественные задачи, динамического характера. Тогда стоит ограничится лишь выражением идеи с помощью масштаба и светлого тона. Ярко выраженную структуру композиции выделять здесь бессмысленно, однако интересно усиливать ощущение лёгкости обилием «воздуха» между объектами в изображении. Вместе с тем отличным художественным приёмом для подчёркивания лёгкости станет так называемое «рисование насквозь» или «сквозь предмет», создавая впечатление прозрачности изображенных объектов. Также хорошо изображать объекты полыми, ассоциативно облегчая их массу. Для выявления ощущения лёгкости по аналогии с жизненными реалиями подходят светлые тона, по аналогии с пухом, снегом, паром и т.д. А так-как из курса цветоведения известно, что к каждому цвету можно подобрать соответствующий по силе тон, то естественно лёгкое связано со светлыми оттенками цветов: желтые, розовые, оранжевые, голубые, светло-зеленые. Основное средство выразительности – масштаб. Это связано опять же с жизненным опытом, который ассоциативно связывает маленький размер с заведомо известной лёгкостью объекта.

abstract art, massive, easy

Рис. 4. Примеры изображения массивного и лёгкого в геометрической абстрактной композиции. а) Беляева Е., б) Лазарева В., в) Юлдашева Е.

Для создания ощущения устойчивости и неустойчивости в композиции важно:

Эти две темы неразрывно связаны с человеческим представлением о плоскости земли, пола, подиума, опоры. Конечно не обязательно эти плоскости должны быть нарисованы, но они могут подразумеваться и подчёркиваться концентрацией линий. Устойчивое будет отличаться от статики лишь ощущением того, что статичное простоит века, а устойчивость явление мимолётное. Если статику, как мы понимаем, порушить сложно, то устойчивое разрушается при небольшом усилии. Чтобы безапелляционно присутствовало ощущение устойчивости в графической конструкции площадь опоры (в том числе и суммарная нескольких объектов) может быть и не большой, однако суммарная проекция композиционного центра всей конструкции на плоскость предполагаемого «пола» должна попадать в площадь опоры. Наоборот, если проекция центра тяжести выходит за площадь опоры, то возникает ощущение развала, падения, разрушения. Формат при этом рекомендуем выбирать вертикальный. Композиционный центр располагать выше геометрического.

abstract art, stable, unstable

Рис. 5. Примеры изображения устойчивого и неустойчивого в абстрактной геометрической композиции. а) Лазарева В., б) Юлдашева Е.

Для выражения вкусовых ощущений кислого для композиции важно:

На взгляд автора для выражения вкусовых ощущений огромную роль играет цвет. С кислым из жизни ассоциативно связываются яркие цвета лимона, лайма, ананаса, грейпфрута и др. Поэтому нам подходят все холодноватые оттенки желтого, зеленого, изумрудный, голубой, синий, фиолетовый. Естественно, перечисленных цветов может не хватать для задумки автора-композитора. В то же время не следует обеднять свою композицию перечисленными цветами. Следует запомнить только одно правило – 75% процентов холодных кислых цветов и 25% иных. Следует чётко понимать, чем больше вы вносите в композицию элементов из противоположных ощущений, тем больше у вас появляется посторонних ассоциаций, что противоречит принципам цельности композиции, когда каждый элемент должен работать на выражение генеральной идеи автора. Формообразование в композиции происходит опять же за счет образов реальной жизни. Вспомните свои ощущения от поедания лимона. Ротовую полость словно режет, колет, щиплет, поэтому и формы в композиции следует использовать колкие, игольчатые, острые, ершистые.

Для выражения вкусовых ощущений сладкого для композиции важно:

Ассоциативно из жизни со сладким связаны тёплые оттенки жёлтого, зелёного, вместе с тем оранжевый, красный, коричневый. По поводу иных цветов действует точно такое же правило: 75% процентов ассоциирующихся со сладким вкусом и 25% иных цветов. Для образования формы объектов в композиции вспомните свои ощущения от поедания сладкого, вплоть до приторно-сладкого. Сразу на ум приходят мягкие лекальные кривые, тягучие, каплеобразные формы, могут возникать ассоциации с выдавливающимися джемами, со стекающими кремовыми прослойками между многослойными коржами. Просто надо начать анализировать и преобразовывать собственные воспоминания в отвлеченные от предметов линии и цвета.

abstract art, sour, sweet

Рис. 6. Примеры выражения в абстрактной лирической композиции кислых и сладких ощущений а) в черно-белой графике, б) в цвете. Иконникова Е.

Как выразить радость и грусть в композиции

Грусть в рисунке — это темные, густые ахроматические или стремящиеся к ахроматическим краски, некая обезличенность или скука выраженная однообразными формами и одинаковыми расстояниями между ними, вертикальные ритмы, лекальные кривые, создание эффекта «дымки», туманности специальными приёмами, например пуантелью. Радость – это динамичная композиция, ассиметричная, ритмы постоянно меняются, как и масштабы. Все элементы выполняют свою работу: средние формы по отношению к формату, как правило, несут основную смысловую нагрузку и создают основное действие, у крупных элементов в композиции есть свойство объединять средние в систему, соподчинять разрозненные элементы, мелкие являются «изюмом» каждой композиции. Продуманными пластическими фразами они украшают композицию, подобно маленьким украшением в гардеробе. Опять же вспоминайте атрибуты праздника и компонуйте линии точки похожие на фейерверк, дождик, конфетти, ленты, хлопки, вспышки и т.д. Цвета соответственно должны быть открытые яркие .

abstract art

Рис. 7. Примеры изображения в абстрактной композиции а) тактильных, б) тактильных, в) слуховых и иных ощущений. Иконникова Е.

Общие рекомендации чуть-чуть всё стараться гиперболизировать, чтобы не оставлять зрителю шанса нафантазировать себе что-либо иное.

Мы проделали огромную работу, которую практически невозможно сделать отлично в связи с индивидуальным восприятием. Мы не касались культурологических, религиозных и социальных ассоциаций людей, только физических и физиологических – общих, пожалуй, для всего населения земного шара. Здесь важнее было даже представить метод рассуждений, который в дальнейшем можно применять к таким задачам, как выразить тепло и холод, звонкость и глухость, агрессию или миролюбие, возбуждение и спокойствие и т. д. В статье затронуты важные  моменты композиционных знаний, т. к. в обучении профессиям архитектурно-художественного цикла задания на выражение ощущений в абстракции есть, но факта наличия чёткой опорной теории автор не знает. Поэтому была произведена попытка дать базис из личных наработок автора для индивидуальных размышлений, для поиска авторских приёмов начинающих художников. Обратим внимание читателя на то, что в статье приведены базовые принципы, которые наверняка понятны профессионалам со стажем и аналитическим мышлением. А так как один из принципов композиции новизна (не в том смысле, что любая авторская разработка, которая ранее не существовала сама по себе новая, а в том смысле, что она композиция должна  кардинально выделяться индивидуальными находками из однообразной массы), то к этому базису каждому автору необходимо искать свои индивидуальные наработки. Осталось сказать, что представленная авторская концепция не истина в последней инстанции, учитесь на собственном опыте, анализируйте, синтезируйте. Прислушиваться к внутреннему голосу, как ни странно, очень важно, как важно и анализировать данный себе же ответ и пытаться понять, как исправить то, что не нравится, или как не испортить то, что нравится. Так приёмы и находки связанные с положительным ответом с годами слежаться в огромный профессиональный багаж, который также очиститься и от неудачных проб, связанных с отрицательными личными переживаниями и отзывами педагогов.

А.С. Чувашов

Список литературы:

1. Крючкова В. А. Абстракционизм // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2005. Т. 1. С. 42-43. 768 с.

2. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре ХХ века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 23.

Скачать материал

Основы абстрактной композиции

Скачать материал

  • Сейчас обучается 387 человек из 62 регионов

  • Сейчас обучается 268 человек из 65 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Основы абстрактной композиции

    1 слайд

    Основы абстрактной композиции

  • КОМПОЗИ́ЦИЯ (лат. compositio — "составление, сочетание, приведение в порядок,...

    2 слайд

    КОМПОЗИ́ЦИЯ (лат. compositio — «составление, сочетание, приведение в порядок, соединение, приготовление») — основная категория художественного творчества. В общем значении композиция — один из типов структуры, наиболее сложный и совершенный. Это объединение различных элементов единое целое по смыслу, движению, форме и т.д.
    Определение композиции

  • Основные понятия композицииПятно, линия, точка
2. Единство и соподчинение. Ко...

    3 слайд

    Основные понятия композиции
    Пятно, линия, точка
    2. Единство и соподчинение. Композиционный центр
    3.Симметрия, асимметрия
    4. Движение (динамика) и статика
    5. Тождество, контраст и нюанс
    6. Ритм
    7. Фактура

  • Основные элементы построения композицииТочка, линия, пятно – все это элементы...

    4 слайд

    Основные элементы построения композиции
    Точка, линия, пятно – все это элементы организации плоскостной композиции. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на зрителя. Рождение формы происходит из точки, которая при движении дает линию, смещение линий образует плоскость, а пересечение плоскостей – тело (форму).

  • Основные элементы построения композиции. ТочкаТочка – это тоже форма. Активно...

    5 слайд

    Основные элементы построения композиции. Точка
    Точка – это тоже форма. Активность восприятия точки зависит от ее одиночества или сочетания нескольких точек и других элементов.

  • Основные элементы построения композиции. Точка.

    6 слайд

    Основные элементы построения композиции. Точка.

  • Основные элементы построения композиции. Линия.Линия. Линии бывают округлые,...

    7 слайд

    Основные элементы построения композиции. Линия.
    Линия. Линии бывают округлые, прямые и ломаные. В линии всегда заложено движение. Оно может быть стремительным, направленным или медленным, хаотичным.
    Одна линия – это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Применение разных по характеру линий могут обогатить образ, а могут довести его до абсурда.
    В качестве показателей выступают показатели насыщенности изображения линиями: густота и пустота.

  • Основные элементы построения композиции. Линия.

    8 слайд

    Основные элементы построения композиции. Линия.

  • Основные элементы построения композиции. Линия.

    9 слайд

    Основные элементы построения композиции. Линия.

  • Основные элементы построения композиции. Линия.Алекс Мер. Линеарная композиция.

    10 слайд

    Основные элементы построения композиции. Линия.
    Алекс Мер. Линеарная композиция.

  • Основные элементы построения композиции. Линия.Линейная композиция (паразитич...

    11 слайд

    Основные элементы построения композиции. Линия.
    Линейная композиция (паразитический этюд) Наталья Середа.

  • Основные элементы построения композиции. Пятно.Пятно. Есть 4 варианта простых...

    12 слайд

    Основные элементы построения композиции. Пятно.
    Пятно. Есть 4 варианта простых форм пятен.
    Квадрат
    Треугольник
    Круг
    «Амебообразная» форма

  • Основные элементы построения композиции. ПятноКвадрат. Законченная , устойчив...

    13 слайд

    Основные элементы построения композиции. Пятно
    Квадрат. Законченная , устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. Тяжелая форма, которой чуждо движение.

  • Основные элементы построения композиции. ПятноТреугольник. Активная форма, ра...

    14 слайд

    Основные элементы построения композиции. Пятно
    Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения.

  • Основные элементы построения композиции. ПятноТреугольник.

    15 слайд

    Основные элементы построения композиции. Пятно
    Треугольник.

  • Основные элементы построения композиции. ПятноКруг. Спокойная, уравновешенная...

    16 слайд

    Основные элементы построения композиции. Пятно
    Круг. Спокойная, уравновешенная и лаконичная форма. «Идеальное» выражение формы.

  • Основные элементы построения композиции. Пятно

    17 слайд

    Основные элементы построения композиции. Пятно

  • Основные элементы построения композиции. ПятноФорма «амебы». Ее текучесть выр...

    18 слайд

    Основные элементы построения композиции. Пятно
    Форма «амебы». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Это очень широкий диапазон, от романтики до меланхолии.

  • Основные приемы построения композиции. Стилизация 

Трансформация

    19 слайд

    Основные приемы построения композиции.
    Стилизация

    Трансформация

  • Основные приемы построения композиции. Стилизация – Это один из приемов орган...

    20 слайд

    Основные приемы построения композиции.
    Стилизация – Это один из приемов организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали.

  • Основные приемы построения композиции. Трансформация – это изменение формы пр...

    21 слайд

    Основные приемы построения композиции.
    Трансформация – это изменение формы предмета, то есть преобразование ее в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей.

  • Основные приемы построения композиции. Стилизация

    22 слайд

    Основные приемы построения композиции. Стилизация

  • Основные приемы построения композиции. Стилизация

    23 слайд

    Основные приемы построения композиции. Стилизация

  • Основные приемы построения композиции. Стилизация

    24 слайд

    Основные приемы построения композиции. Стилизация

  • Основные приемы построения композиции. Форма – это основополагающее средство...

    25 слайд

    Основные приемы построения композиции.
    Форма – это основополагающее средство выражения художественного образа. Форма всегда выделяется цветом, фактурой светом.

  • Композиции из простых форм Совместное или разделенное сочетание простых форм,...

    26 слайд

    Композиции из простых форм
    Совместное или разделенное сочетание простых форм, точек и линий образуют абстрактные композиции.

  • Абстрактная композиция. Композиционный центр   Ставя задачу организации гармо...

    27 слайд

    Абстрактная композиция. Композиционный центр
    Ставя задачу организации гармоничной композиции из некоторого количества элементов, необходимо, чтобы она (композиция) была едина. Это должно выразиться в единстве пластического решения, образного и смыслового раскрытия темы, в единстве формообразования, колористического и фактурного решения.

  • Композиционный центр, единство.При организации композиционного центра следует...

    28 слайд

    Композиционный центр, единство.
    При организации композиционного центра следует учитывать законы визуального восприятия плоскости.
    Как правило, он располагается в активной, центральной ее части. Смещение относительно геометрического центра придает порой произведению большую внутреннюю напряженность и пластическую выразительность в раскрытии художественного образа и темы. Лучше всего располагать композиционный центр выше и левее геометрического центра.

  • Композиционный центр, единство.

    29 слайд

    Композиционный центр, единство.

  • Композиционный центр   Композиционный центр может выражаться разными способам...

    30 слайд

    Композиционный центр
    Композиционный центр может выражаться разными способами. Он может быть:

    Самым большим или маленьким элементом
    Самым ярким элементом
    Самым сложным по фактуре
    Самым сложным или самым простым по форме.

  • Композиционный центр   Единство – это единство по тому или иному фактору всех...

    31 слайд

    Композиционный центр
    Единство – это единство по тому или иному фактору всех элементов композиции. Например, единство стилистики, колористического решения, формы и т.д.
    Соподчинение – это подчинение всех второстепенных элементов главному. Главный элемент задает расположение, форму, размер и колористическое решение всех остальных элементов композиции.

  • Композиционный центр     Композиционный центр может так же выражаться компози...

    32 слайд

    Композиционный центр
    Композиционный центр может так же выражаться композиционной паузой.
    Есть два наиболее распространенных варианта решения такого композиционного приема
    Первый – создание движения к центру, который не выражен никакой формой, путем использования одного из средств гармонизации – ритма.
    Второй – расположение элементов, подобных по форме, цвету и фактуре, без какого-либо акцента. Тем самым композиция представляет собой как бы раму.

  • Композиции из простых формВасилий Кандинский. Композиция 5Василий Кандинский....

    33 слайд

    Композиции из простых форм
    Василий Кандинский. Композиция 5
    Василий Кандинский. Композиция 7

  • Композиции из простых формВасилий Кандинский. 
Черный и фиолетовыйВасилий Кан...

    34 слайд

    Композиции из простых форм
    Василий Кандинский.
    Черный и фиолетовый
    Василий Кандинский.
    В белом 2.

  • Композиции из простых формКазимир Малевич. суприматическаяКазимир Малевич. су...

    35 слайд

    Композиции из простых форм
    Казимир Малевич. суприматическая
    Казимир Малевич. суприматическая

  • Композиции из простых формКазимир Малевич. суприматическаяКазимир Малевич. су...

    36 слайд

    Композиции из простых форм
    Казимир Малевич. суприматическая
    Казимир Малевич. суприматическая

  • Композиции из простых форм

    37 слайд

    Композиции из простых форм

  • Композиции из простых форм

    38 слайд

    Композиции из простых форм

  • Композиции из простых форм

    39 слайд

    Композиции из простых форм

  • Композиции из простых форм

    40 слайд

    Композиции из простых форм

  • Композиции из простых форм

    41 слайд

    Композиции из простых форм

  • Композиции из простых форм

    42 слайд

    Композиции из простых форм

  • Спасибо за внимание!

    43 слайд

    Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 308 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 21.11.2020
  • 207
  • 0
  • 05.10.2020
  • 702
  • 7
  • 17.09.2020
  • 257
  • 0
  • 04.08.2020
  • 947
  • 3
  • 21.07.2020
  • 415
  • 4
  • 11.07.2020
  • 346
  • 4
  • 05.07.2020
  • 474
  • 2
  • 05.06.2020
  • 513
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Когда мы смотрим на картину, то воспринимаем ее либо цельно и гармонично, либо ощущаем некое отторжение и дискомфорт. В чем же заключается секрет написания «идеальной» гармоничной картины? Рассмотрим принципы построения композиции и проведем анализ на примерах работ известного французского художника Николя де Сталя.

Николя де Сталь, Agrigente (1953)

Николя де Сталь, Agrigente (1953)

Особенности композиции картины

Композиция — это то, без чего не бывает идеальной картины, не бывает гармонично построенного холста, и не важно, какое живописное направление мы рассматриваем.

Композиция живописной картины строится на определенных принципах.

Принцип №1. Наличие центра композиции

Центр композиции картины может быть хорошо освещенной частью фигуры, если это портрет, или ярким цветовым акцентом в пейзаже, а также это может быть геометрическая форма противоположная всем деталям фона, если речь идет о геометрической абстракции.

Центр, как правило, акцентирован и вполне может быть контрастен по отношению к остальным объектам картины. На фоне спокойной статики — центр композиции может быть динамичным, а если картинная плоскость тесно заполняется фигурами или каким-либо орнаментом центр может быть пустотой.

Принцип №2. Лаконичность

Вторым принципом грамотной композиции является её лаконичность, отсутствие лишних предметов в картине, то есть присутствует главный элемент (он может быть центром, смысловым или визуальным), остальные элементы композиции вычищаются.

Художник старается избегать лишних «слов» или «звуков», чтобы картина в целом сохраняла единое, целостное звучание.

Принцип №3. Цельность

Какие же существуют правила, придающие изображению цельность, выразительность и гармонию?

  • Правило «золотого сечения», называемого в фотографии «правилом одной трети».
  • Правило равновесия.
  • Правило геометрической схемы, помогающей художнику расположить предметы или предметы в картине выразительно, собрать их в единое целое.

Очень важным также является такой композиционный момент, как соотношение фигуры и фона. Первое правило, которое давал своим ученикам ещё Леонардо да Винчи, требуя располагать светлую фигуру на темном фоне, а темную на светлом.

Мы рассмотрели особенности композиции картины, чтобы подойти к анализу композиции абстрактных картин художников на примере работ известного французского художника Николя де Сталя.

Анализ композиции картин Николя де Сталя

Проанализируем несколько работ Николя де Сталя. Это прекрасные абстракции, очень лаконичные и выразительные. Абстракция бывает романтической, геометрической, но в любом случае – это тонко выстроенное живописное полотно, которое несет в себе стройное соотношение элементов по цвету, тону, форме. Можно говорить о музыкальности работы. Ибо ее суть — не изображение реального, а выражение ощущений, состояний.

Николя де Сталь, Le Soleil

Николя де Сталь, Le Soleil

«Le Soleil» – гармоничное по цвету полотно, в котором ключевым является принцип контраста. Контраст раскрывается через цветовое сочетание теплого желтого и церулиума голубого с дополнительными цветами, которые смягчают это тепло-холодное сочетание. Белый круг солнца обрамлен пастельными оттенками, которые передают ощущение теплого плавящегося заката над морем. Это абстракция в пейзаже, которая передает ощущения посредством манеры нанесения цвета (самого материала). Широкие, пастозные, очень рельефные горизонтальные полосы воды и поверхности неба, которое залито солнцем. Контраст подчеркивает полярные свойства и делает их более выразительными. Принцип контрастного сопоставления форм, частей, элементов применяется не только в живописи, но и в музыке, кино, литературе.

Николя де Сталь, Composition (1949)

Николя де Сталь, Composition (1949)

Рассмотрим работу «Composition». Композиция выстраивается посредством дробления элементов картины по направлению к центру. В центральной части мы видим цветовые акценты. Очень сильный и прямой контраст красно-оранжевого и церулиума, для смягчения конфликтности добавлена белая полоса. Вся композиция элементов находится в движении.

Мы можем провести диагональ из правого нижнего угла в верхний левый и внимательно понаблюдать, что происходит на полотне. В этой работе реализуется принцип диагонального построения композиции с акцентом в центральной части, а также принцип подобия элементов.

Направление диагонали вверх или вниз, в левую или правую сторону меняет эмоциональную окраску изображения. Диагональ, идущая из левого нижнего угла в правый верхний – восходящая. Она вызывает ощущение полета, подъема, торжества самой жизни, часто ее называют диагональю борьбы. Диагональ, идущая из левого верхнего угла в правый нижний угол, называется ниспадающей. Она создает ощущение ухода, падения.

Через очень глубокий черный мы входим в композицию в нижнем углу справа. Затем видим центральные цветовые акценты и наблюдаем за движением элементов картины, которые как бы скручиваются в бутон или узел. Это центр композиции. Все элементы этого полотна очень плотно привязаны по цвету и форме, согласованы друг с другом. Ни один элемент нельзя выбросить.

Важным является ощущение от поверхности полотна и от того, как нанесен материал. Здесь он наложен очень плотно, но в моментах касания элементов – так называемых швов – все границы очень тонкие, мерцающие. Этот тонкий нюанс дает возможность воспринимать все эти сложные оттенки цвета в согласовании друг с другом. Появляется дополнительное пространство. Обратите внимание, что границы абсолютно нейтральны.

Общая тональность этой абстракции — покой. И только центральная часть полотна акцентирована ярким противопоставлением контрастных цветов, которые уравновешиваются полоской белого. Чтобы услышать тишину, нужен звук.

Связи между частями на картинной плоскости могут быть смысловыми, психологическими, поэтическими, ассоциативными и пространственными. В данной работе они пространственно-поэтические.

Содержание картины – это «ЧТО» изображено, а выбор формальных средств, построение композиции – это «КАК» выражено. Выдающиеся художники считают, что мастерство наступает тогда, когда «ЧТО» и «КАК» приходят одновременно.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Бывало ли такое, что вы смотрели на картину и слышали, как кто-то говорит: «Я мог бы нарисовать точно такое же!»? Абстрактная живопись кажется многим очень простой, но заниматься ей может быть сложнее, чем классической живописью. Это объясняется тем, что абстракционизм отвергает правила и нормы. Лишь вы решаете, нарушать ли правила, как выражать себя и что вы считаете искусством. Для начала подготовьтесь к занятию живописи, затем решите, что вы хотите создать: абстрактную геометрическую картину в духе Пола Янко или Торнтона Уиллиса, минималистичную геометрическую абстракцию с яркими пятнами (в стиле Пье Мондриана или Поля Клее) или вам хочется больше внимания уделить самому процессу живописи (как у Джексона Поллока или Марка Ротко).

  1. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 1

    1

    Подберите холст. Можно купить готовый холст любого размера в специальном магазине. Его можно будет использовать сразу, и натягивать или готовить холст к работе вовсе не обязательно. Очень часто художники-абстракционисты используют ненатянутый и неподготовленный холст.[1]

    • Если фон будет цветным, купите банку гессо и обработайте им холст. Гессо высохнет довольно быстро.
  2. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 2

    2

    Выберите краски. Решите, какую краску вы будете использовать: акриловую или масляную. У акриловой краски нет запаха, и с ней легко работать, поскольку она быстро высыхает, и поверх одного слоя можно нанести другой, если вы где-то что-то сделали неправильно. Масляная краска используется реже, поскольку она дольше сохнет, у нее есть запах, и она не позволяет закрасить места с помарками.

  3. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 3

    3

    Подберите кисти и другие инструменты. Выбирайте любые кисти, с которыми вы сможете работать. Чтобы добавить картине фактурности, можно пользоваться специальным ножом для нанесения краски. Многие художники работают с мольбертом, однако абстракционисты часто предпочитают класть холст на пол, чтобы быть ближе к своей работе.[2]

    • Если вы не уверены, как будут сочетаться цвета, купите цветовой круг. Он поможет вам разобраться в том, какие цвета хорошо смотрятся вместе.
  4. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 4

    4

    Наденьте специальную одежду. Все будет зависеть от того, насколько «грязной» будет ваша работа, но переодеться в старую одежду в любом случае не будет лишним. Если на вас будут вещи, которые вам не жалко будет испачкать, вы сможете полностью погрузиться в процесс живописи и создания абстрактной картины.

    • Можно застелить пол старыми газетами, чтобы не испачкать его краской, особенно если вы собираетесь разбрызгивать краску или укладывать холст на землю.

    Реклама

  1. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 5

    1

    Купите цветовой круг. Цветовой круг — это специальный инструмент, на котором расположены цвета. Он полезен для понимания связей между цветами: что хорошо смотрится рядом, что режет глаз и так далее.[3]

    • Найти цветовой круг можно в магазине художественных принадлежностей, в магазине товаров для рукоделия или в отделе с красками в гипермаркете.
  2. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 6

    2

    Научитесь различать первичные, вторичные и третичные цвета. Цветовой круг разделен на три части. Первичные цвета — это красный, синий, желтый. Вторичные цвета получаются в результате смешения первичных: зеленый, оранжевый, сиреневый. Третичные цвета — результат смешения первичных и вторичных цветов: желтого с оранжевым, красного с оранжевым, красного с сиреневым, синего с сиреневым, синего с зеленым и желтого с зеленым. [4]

    • Чтобы лучше понимать, как появляются цвета, попробуйте сделать свой собственный цветовой круг.
  3. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 7

    3

    Узнайте, что такое теплые и холодные цвета. Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый и все оттенки этих цветов) создают ощущение движения в пространстве. Холодные цвета (синий, зеленый, сиреневый и все оттенки) создают ощущение отступления назад или неподвижности. Эти цвета успокаивают.[5]

    • Черный, белый и серый считаются нейтральными цветами.
  4. 4

    Поработайте с цветовыми сочетаниями. Существует несколько формул для выбора сочетания цветов. Попробуйте объединить:

    • Близкие по оттенку цвета. Подберите 2-3 цвета, которые располагаются рядом на цветовом круге. Один из цветов будет выделяться, но все три будут гармонично смотреться вместе.

      Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 8Bullet1

    • Дополняющие цвета. Подберите цвета, которые располагаются напротив друг друга на цветовом круге. Это цвета могут создавать контрасты.

      Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 8Bullet2

    • Триадические цвета. Выберите три цвета, которые располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Проведите линию между этими цветами, и вы должны получить треугольник. Эти цвета будут контрастировать.

      Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 8Bullet3

    Реклама

  1. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 9

    1

    Создайте фактурный фон. Проще всего нанести профессиональный гессо — плотную основу с консистенцией геля. [6]
    Наносите его как краску или намажьте на холст специальным ножом, если гессо очень густой. Это поможет вам создать нужную фактуру поверхности.

    • Можно оставить холст гладким. Нет никаких правил относительно фактуры холста, на котором вы будете работать, и многие художники пишут по «голому» холсту.
  2. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 10

    2

    Приклейте клейкую ленту так, чтобы линии пересекались. С помощью специальной клейкой ленты отметьте несколько линий, который создали бы геометрические фигуры: треугольники, квадраты, прямоугольники. Важно изобразить фигуры, далекие от реальности. С помощью специальной клейкой ленты вам удастся провести идеально ровные линии.

    • Вместо ленты можно использовать линейку и карандаш. Если вы не хотите закрашивать пустые места, которые останутся после того, как лента будет снята, можно разметить рисунок карандашом и линейкой. Наметьте точки и положите линейку — так у вас получится геометрическая фигура.
  3. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 11

    3

    Смешайте краски. Решите, какие цвета вы будете использовать. Смешайте краски на палитре или на тарелке. Можно смешивать краски и прямо на холсте, но так можно сделать ошибки.

  4. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 12

    4

    Закрасьте промежутки между линиями ленты. Не переживайте, если краска попадет на ленту, и не думайте, что вы обязаны закрасить все пространство на холсте.

    • Некоторые художники-абстракционисты сначала намечают цвета для всех фигур, а другие решают, какие цвета использовать, уже в процессе работы.
  5. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 13

    5

    Снимите ленту. Когда вы решите, что закончили работу, снимите клейкую ленту. Если вы хотите добиться идеально ровных краев, снимите ленту, пока краска не успела подсохнуть. Если потянуть ленту на высохшей картине, она может оторваться вместе с краской, из-за чего края будут некрасивыми.[7]

  6. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 14

    6

    Заполните промежутки, оставшиеся от ленты (по желанию). Когда вы снимите ленту, вы заметите белые линии на местах, где была лента. Их можно оставить, а можно закрасить.

    Реклама

  1. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 15

    1

    Создайте фактурный фон. Проще всего нанести профессиональный гессо — плотную основу с консистенцией геля. [8]
    Наносите его как краску или намажьте на холст специальным ножом, если гессо очень густой. Это поможет вам создать нужную фактуру поверхности.

    • Можно также использовать плотную бумагу или плакатную панель. С ними вам не потребуется подготавливать поверхность.
  2. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 16

    2

    С помощью карандаша и линейки наметьте линии. Можно провести несколько горизонтальных линий на разном расстоянии друг от друга и несколько вертикальных. Намечайте любое количество линий, но помните, что чем меньше линий, тем крупнее будут квадраты и прямоугольники.

  3. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 17

    3

    Проведите краской поверх карандашных линий. Проведите жирные линии черной краской. Одни линии можно сделать толще, а другие — тоньше. Теперь ваша картина будет похожа на сетку из черных линий.

  4. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 18

    4

    Закрасьте несколько квадратов и прямоугольников. Заполните фигуры краской первичных цветов (красный, синий, желтый). Можно закрасить все фигуры, но так ваша картина будет выглядеть слишком пестрой. Лучше выбрать несколько фигур и закрасить только их — так они будут больше выделяться на фоне.

  5. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 19

    5

    Оставьте белые места. Это позволит подчеркнуть цветные пятна.[9]

    Реклама

  1. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 20

    1

    Положите холст на пол. Многие художники считают, что это позволяет им стать ближе к своему творению. Если вы предпочитаете живопись действия, так вам будет проще наносить краску разными способами.

    • Не думайте, что вам нельзя двигать холст во время работы. Можно получить оригинальную картинку, если начать писать на полу, а потом поднять холст вверх, пока краска не высохла.
  2. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 21

    2

    Очистите сознание. В живописи действия не нужно пытаться передать образ. Самое главное — процесс нанесения краски. Попробуйте разные техники, и вы поймете, что вам нравится.

  3. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 22

    3

    Смешивайте краски прямо на холсте. Поскольку в такой живописи процесс важнее результата, палитру можно не подбирать заранее. Решите, какие цвета использовать, в процессе работы.

  4. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 23

    4

    Налейте краску на холст. Это один из способов создания совершенно особенного произвольного изображения. Лейте столько краски, сколько посчитаете нужным.

    • Можно лить или выдавливать краску с разной высоты. Если лить с большого расстояния, получатся брызги, а если держать краску близко к холсту, можно добиться большей точности.
  5. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 24

    5

    Расплещите краску по холсту или накапайте ей сверху (по желанию). Используйте любые инструменты. Погрузите их в краску, затем махните ими так, чтобы краска попала на холст, или подержите их над холстом, чтобы краска стала капать вниз.

    • Можно использовать кисти, соломку, распылитель или старые зубные щетки.
  6. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 25

    6

    Попробуйте закрыть глаза и нарисовать что-нибудь. Практически все абстракционисты сходятся во мнении, что абстрактная картина не должна отражать реальность. Лучший способ не изобразить случайно что-то похожее не реальный предмет — работать с закрытыми глазами.

    • Дайте кисти с краской свободно двигаться по холсту и не думайте о том, каким получится изображение. Здесь процесс важнее результата.
  7. Изображение с названием Create an Abstract Painting Step 26

    7

    Закончите работу, когда почувствуете, что картина готова. Не возвращайтесь к работе и не подправляйте ее. Не переделывайте картину — научитесь останавливаться тогда, когда почувствуете, что работа завершена.

    Реклама

Советы

  • Начните работать, думая об определенном предмете или действии. Не продумывайте картинку — просто размышляйте об объекте или его форме. Ваше воображение и ваши эмоции отразятся в картине. Помните: вы переносите свои ощущения на холст, а не пишете картину.
  • Изучите принципы композиции и подумайте, можете ли вы построить картину на этих принципах, а не на определенном объекте. Вполне возможно, что у вас выйдет неплохая работа!

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 77 605 раз.

Была ли эта статья полезной?

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Абстрактный рисунок

Кристоф Ниманн — американский дизайнер, иллюстратор и автор детских книг, называет абстракцию способом избавиться от всего лишнего, неважного для выражения своей мысли. Канонические правила классического рисования здесь не работают. Абстракционисты творят новую реальность, которая не имеет ничего общего с окружающей действительностью.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Абстрактный рисунок

Что нужно знать новичку?

Новичкам может показаться, что для рисования достаточно безграничной фантазии, которая сама «ляжет» на холст или бумагу, но это не совсем так. Изучить теорию цвета все-таки придется. Достаточно знать базовые понятия, принципы смешивания красок и их сочетания: насыщенность, малонасыщенность, теплые и холодные, основные и дополнительные, противоположные и родственные цвета.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Теория цвета

Посмотрите на цветовой круг. Оттенки, расположенные друг напротив друга – это те самые противоположные цвета. Если обратить внимание на внешний край цветового круга, вы увидите, что все цвета как будто бы сгруппированы по 3: оттенки желтого, красного, синего и зеленого. В итоге получилось 4 группы, а цвета каждой из них и называют родственными.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Цветовой круг

Принцип основных и дополнительных цветов состоит в следующем: в процессе рисования используют 1 основной цвет, а другие 2-3 — в качестве дополнительных. К примеру, основным может выступить желтый, а красный и оранжевый дополняют его на холсте. В этом случае все цвета и оттенки «подчиняются» желтому, он является своеобразной базой для получения других цветов и оттенков.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Дополняющие цвета

С теплыми и холодными оттенками гораздо проще. Холодные цвета на цветовом круге справа, а теплые – слева. Чистые цвета называют насыщенными, а более сложные смеси – малонасыщенными. Это лишь некоторые понятия работы с цветом. Углубляться в эту область можно бесконечно.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Теплые и холодные цвета

Виды творчества, которые созданы для абстракций

Алкогольные чернила

Алкогольные чернила – это чернила на спиртовой основе. «Это же заправка для спиртовых маркеров» — скажете вы, и будете совершенно правы. Некоторые умельцы даже пытаются сделать чернила самостоятельно. Предупредим сразу, не занимайтесь подобной ерундой, материал не так прост, как кажется, и сделать его самостоятельно вряд ли получится.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Алкогольные чернила

Для творчества лучше обзавестись алкогольными чернилами фабричного качества. К примеру, в этом наборе для новичка есть все необходимое:

  • 3 планшета из дерева. Именно на них вы и будете творить абстракцию;
  • 12 пигментов и изопропиленовый спирт. С помощью спирта вы разбавляете краски и получаете нужную насыщенность;
  • Перчатки, стаканчики, укрывная пленка, палочка и ложечка для размешивания. Это понадобится для «добычи» цвета перед нанесением.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Набор для рисования

Подобрать готовый набор для рисования

Приготовьте фен, именно с его помощью и получаются всевозможные разводы, переливы, фактуры и оттенки, а еще он помогает быстро сушить чернила во время работы. Кстати, испортить картину невозможно. Исправьте работу, вытерев неудавшиеся кусочки картины спиртом.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Процесс работы

Всё для работы с алкогольными чернилами

Флюид-арт

Флюид-арт – это техника рисования жидким акрилом. Именно благодаря ему получаются такие космические сюжеты. Чтобы познакомиться с флюид-арт, нужны следующие материалы:

  1. Акриловые краски. Можно использовать набор из 30 цветов от Pebeo.
  2. Медиум. Чтобы придать краске фактуру, используют медиум. К примеру, от фирмы ResinArt. Он создает эффекты кратеров, ячеек и паутины.
  3. Кондиционер. Придает краскам масляную текстуру и густоту. Как вариант, попробуйте кондиционер ResinArt.
  4. Основа для картины. Такая основа на подрамнике будет очень кстати.
  5. Дополнительные материалы: стаканчики, палочки, перчатки.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Флюид арт

Чтобы начать рисовать, нужно приготовить краски: смешайте акрил с медиумом и водой в стаканчике. Соотношение 2:2:1. То есть, из расчета на 10 мл. акрила вам понадобится 10 мл. медиума и 5 мл. воды. Тщательно перемешайте эту смесь.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Флюид арт

А теперь начинается самое интересное. Вылив на основу подготовленные краски, наклоняйте холст в разные стороны, чтобы краска растекалась так, как вам нужно. Палочками можно провести линии, чтобы добиться разных визуальных эффектов.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Готовая работа

Всё для рисования в технике Флюид-арт

Эпоксидная смола

Эпоксидная смола – это еще один материал для работы в стиле абстракционизм, который сейчас стремительно развивается. Эпоксидка не так проста, как остальные материалы, однако освоить ее все-таки можно. Для этого нужен двухкомпонентный состав эпоксидной смолы (смола и отвердитель) и пигмент. Особенность работы в том, что цвета не смешиваются между собой, а образуют отдельные зоны. Если вы совсем новичок, выберите набор для создания картины. Так вы не запутаетесь в материалах и сможете опираться на инструкцию в процессе работы.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Эпоксидная смола

Выбрать готовый набор

Процесс рисования следующий:

  1. Выберите основу для картины. Это может быть фанера или ЛДСП, обработанное акриловыми красками, а также стекло. Рекомендуем оклеить основу малярным скотчем по периметру, чтобы создать бортики.
  2. Добавьте смолу и отвердитель в пропорции 2:1 и хорошо размешайте их от 3 до 5 минут.
  3. Разлейте материал по стаканчикам и понемногу добавляйте в них пигменты. Размешивайте жидкость до тех пор, пока она не станет однородного цвета. На этом этапе самое время использовать люминофоры, глиттеры, дополнительные пигменты.
  4. Выливайте жидкости из стаканов поочередно на основу, формируя рисунок. Наклоняйте ее в разные стороны, чтобы эпоксидка растекалась так, как вам нужно.
  5. Используйте палочки или фен для создания визуальных эффектов.
  6. Через 40-50 минут смола загустеет и бортики можно убрать. Распределите эпоксидную смолу по краям, завершая рисунок.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Работа с эпоксидной смолой

До полного высыхания осталось 24 часа. Накройте картину коробкой, чтобы сохранить ее от пыли.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Готовая работа

Всё для работы с эпоксидной смолой

Эбру

Эбру – это рисование на воде. Вот только художник готовит воду перед нанесением красок, добавляя туда загуститель. Это вещество сгущает жидкость и превращает его в вязкую массу, благодаря чему краски не тонут и не смешиваются между собой. С помощью спиц и гребней, а также других инструментов художник рисует абстракции и создает настоящие шедевры. А после переносит всю эту красоту на бумагу, опуская лист в жидкость.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Эбру

Какие материалы вам пригодятся?

  • Емкость для воды. Лучше, чтобы она была по размеру листа бумаги, на которую вы собираетесь перенести рисунок;
  • Загуститель. Налейте 1 литр теплой воды (50 градусов) в бутылку и добавьте в нее 1 чайную ложку загустителя. Взбалтывайте загуститель 10 минут, а потом подождите еще 30 минут до полной сцепки с водой;
  • Краски. Сами по себе они достаточно жидкие и не требуют специальной подготовки перед рисованием. Единственный момент, разлейте их в отдельные стаканчики для удобства;
  • Шило, спицы, гребни. Вооружитесь этими инструментами и наслаждайтесь процессом.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Рисование эбру

Всё для рисования на воде

Картины с поталью

Поталь – это декоративный материал, который используется в интерьерной живописи. Серебристые, золотые, оттенки металла – это все дает поталь. Она бывает листовая, жидкая, а также в виде хлопьев или ваты.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Картина с поталью

Что понадобится для творчества?

  • Грунтованный холст на подрамнике;
  • Поталь;
  • Густая акриловая краска;
  • Мастихин;
  • Лак-герметик;
  • Кисти.

На фото изображено - Абстракция. Техники рисования, в которых важна фантазия, рис. Картина с поталью

После того, как вы нарисуете абстракцию акрилом, приходит время потали. Кусочки потали приклеивают к сырой краске, вдавливая края поглубже. А после высыхания картины на золотые области наносят лак-герметик.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти штраф гибдд по правам
  • Terraria как найти пирамиду
  • Как можно найти угол равнобедренного треугольника
  • Как найти значение определителя третьего порядка
  • Как найти свой логин на портале госуслуг