Содержание статьи
- 1
- 2 Как подобрать аккорды к песне на гитаре. Общая информация
- 3 Способы подбора аккордов:
- 3.1 На слух
- 3.2 Отталкиваясь от тональности
- 3.3 Онлайн на сайте
- 3.4 Используя приложение на смартфоне
- 3.5 Через программу на компьютере
- 4 Как подбирать аккорды на слух. Пошаговое руководство
- 5 Как подобрать аккорды, зная тональность песни
- 6 Как подобрать аккорды к мелодии
- 7 Подбор аккордов онлайн на сайте
- 8 Приложение на смартфон для подбора аккордов на гитаре
- 8.1 Yalp
- 8.2 AnySong Chord Recognition
- 9 Программа для подбора аккордов
- 10 Популярные последовательности аккордов в песнях
- 11 Как определить тональность песни
- 11.1 По аккордам
- 11.2 По гамме
- 12 Дополнительные материалы по теме:
- 13 Практические советы по теме
Как подобрать аккорды к песне на гитаре. Общая информация
Конечно, в век развития интернет-технологий, когда все гитаристы мира могут связаться друг с другом, найти аккорды можно практически к любой песне. Однако очень часто случается так, что вы слушаете малоизвестную команду, и песня, сыгранная на акустической гитаре, весьма цепляет. Вы идете в интернет – и не находите инструкций по тому, как она играется. Именно тогда вам и требуется самому подобрать аккорды. В этой статье мы подробно расскажем о том, как сделать это быстро и просто.
Способы подбора аккордов:
На слух
Наиболее частый, и, при хорошем слухе, самый надежный метод подбора аккордов. Вы просто слушаете песню или ее фрагменты, и одновременно с этим играете на гитаре, стараясь достигнуть консонанса.
Отталкиваясь от тональности
Еще один удобный способ – когда вы определяете тональность, в которой играется песня, и уже отталкиваетесь от этого. В отличие от первого варианта, в этом вы получаете некую почву, и подобрать аккорды на гитаре становится намного проще.
Онлайн на сайте
В теории – очень удобный и надежный способ, который на практике работает только с чисто акустическими композициями, поскольку программы путаются в аранжировках, считывают ноты, лежащие в одном частотном диапазоне, и от этого аккорды определяются не совсем верно.
Используя приложение на смартфоне
Еще один программный способ. Минусы у него те же самые, что и в подборе онлайн – программа может считать лишнее, и из-за этого аккордовые формы изменятся. Однако если у вас совсем нет слуха, то данные методы помогут хотя бы получить основу.
Через программу на компьютере
Опять же – вы загружаете песню, программа считывает ее. Проблема лишь в том, что крайне желательно, чтобы кроме одной-двух гитар в песне больше ничего не было, а также, чтобы качество записи было хорошим.
Как подбирать аккорды на слух. Пошаговое руководство
Настройте гитару в тот строй, в котором играем исполнитель. Либо же настройте гитару в стандарт, и следите за аккордами – вполне возможно, что ее придется понизить, либо же надеть каподастр.
Начните с аккорда-тоники. Зациклите нужный вам фрагмент и начните просто вешать известные вам аккорды. Внимательно слушайте музыку и себя, и в определенный момент вы поймете, что звучите в унисон с гитарой, либо же на октаву ниже или выше.
После этого проследите, куда уходит мелодия, и переходите на нужный аккорд. Ваша главная задача – воспроизвести мелодику, и с уже известным первым аккордом это станет гораздо проще.
Продолжайте точно так же подбирать мелодику и аккорды, внимательно вслушиваясь, и зацикливая нужные вам фрагменты. С первого раза у вас, скорее всего, ничего не выйдет, однако со временем вы научитесь слышать аккорды сразу, и быстро подбирать песни.
Как подобрать аккорды, зная тональность песни
Если вы знаете тональность песни – то уже сделали половину дела. Как только вы определяете ключ, то можете воспользоваться так называемым кварто-квинтовым кругом тональностей.
Ваша задача – обвести кружком на нем вашу тональность так, чтобы она была по центру и стояла между двумя другими тональностями.
Все шесть аккордов, вошедшие в кружок, входят в центральную тональность, и некоторые из них, скорее всего используются и в вашей песне. Благодаря этому вы сильно сократите процесс.
Как подобрать аккорды к мелодии
К сожалению, для этого, вам потребуется знать тональность песни и хоть какую-то теоретическую гармонию. Для начала определите тонику, в которой играется сольная мелодия. После этого попробуйте сыграть элементарную прогрессию аккордов в виде тоника – субдоминанта – доминанта, и отталкивайтесь уже от нее.
Следите также за тем, куда идет мелодия – вниз, или вверх. Может помочь транспонирование аккордов в другие позиции, чтобы их можно было двигать так же, как и мелодию.
Подбор аккордов онлайн на сайте
Для того чтобы осуществлять подбор аккордов к песне онлайн, существуют специальные сервисы – самый популярный из которых «Yalp.io». Это очень простой сайт, который позволяет вам либо найти нужную песню в интернете, либо загрузить ее самостоятельно. В строке поиска просто введите название нужной композиции, в списке найдите интересующую вас. После чего подождите некоторое время, и сайт выведет на экран аккорды.
Стоит сказать о том, что он хорошо работает только с песнями, в которых гитара как минимум выделена в миксе, а лучше всего – когда она одна. В противном же варианте, сервис распознает аккорды не совсем правильно.
Приложение на смартфон для подбора аккордов на гитаре
Yalp
Официальное приложение, которое можно скачать с сайта, который указан выше. Пользоваться им нужно точно так же, как и на сайте – вы просто выбираете нужную песню, или загружаете ее самостоятельно, и после обработки, получаете аккорды. Приложение имеется как на Android, так и на iOS.
AnySong Chord Recognition
Аналог приложения выше. Работает точно по такому же принципу, однако разница в том, что в бесплатном формате будут распознаны только первые 40 секунд песни – и для комфортной работы вам придется покупать его.
Программа для подбора аккордов
Однако это не настолько полезные приложения, когда есть программы с широким функционалом, которые можно поставить на компьютер. С программой Transcribe! подбор аккордов к песням на гитаре будет гораздо проще. Кроме того, ее даже не надо устанавливать на компьютер. Стоит отметить, что данная программа только предполагает, какой из аккордов больше всего подходит на данный момент – а соглашаться или нет, решаете только вы.
Transcribe.8.40 portable — Скачать программу (15 мб)
Окно состоит из трех сегментов. Наверху – панель инструментов, где можно эквализировать трек, замедлять и ускорять его, а также зацикливать. Посередине вы видите само графическое изображение волны. Внизу – пианинная панель, на которой показаны, какие ноты играются в данный момент. Пики над клавишами обозначают тонику аккорда. С этой программой подбор аккордов станет намного проще.
Популярные последовательности аккордов в песнях
Разумеется, существуют определенные стандарты последовательностей аккордов. В этом разделе мы для удобства возьмем тональность До-мажор, или же Ля-минор. Все последовательности без проблем можно перенести на другие тональности – то есть, транспонировать их.
Итак, есть четыре популярные последовательности:
Am – C – E – Am
Am – Dm – E – Am – эта последовательность также называется блатной, или блюзовой.
Есть и более сложные варианты:
Am – G – C – E – Am
Am – F – C – E – Am.
Кроме того, не стоит забывать про другие аккорды. Чаще всего трезвучий, входящих в тональность всего шесть. Мы также возьмем тональность Ля-минор – для вашего же удобства.
Bm7, Bm5, C, Dm, E7, Em, F, G, Am
В случае с другими тональностями просто перенесите аккорды на нужное число тонов вниз или вверх.
Как определить тональность песни
По аккордам
Самый простой вариант того, как определить тональность — когда перед вами есть аккорды. В этом случае тональностью будет первый аккорд песни.
По гамме
Если вы не имеете под рукой аккордов, но знаете хотя бы один бокс гаммы, то тогда попробуйте проиграть его в разных позициях, от разных тоник, и проследить, какая из них будет звучать наиболее гармонично и не диссонировать. Именно эта тоника и задает тональность всей песне.
Дополнительные материалы по теме:
Мы подготовили для вас также дополнительные материалы, которые помогут вам в освоении инструмента и улучшения слуха.
- Основные аккорды на гитаре
- Аккорды с баррэ
- Аккорды без баррэ
- Последовательности аккордов с примерами
- Транспонирование аккордов
Практические советы по теме
- Старайтесь не искать аккорды к понравившимся песням сразу в интернете, а попробуйте сначала подобрать ее. Это значительно поможет вам развить слух, и сделает процесс подбора мелодий более простым.
- При помощи программы Transcribe можно замедлять и ускорять композицию. Используйте эти инструменты для того, чтобы лучше расслышать мелодию и подобрать аккорды.
- Тренируйте свой слух, подбирая как можно больше мелодий, соло-партий и аккордов.
Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.
Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077
Как только вы научились подбирать на инструменте любимую песню или мелодию, вам захочется сыграть ее с аккордами. Как подобрать аккорды к мелодии так, чтобы они сделали мелодию богаче и ярче? Какие аккорды брать, чтобы они были созвучны с мелодией?
Гармонизация мелодии
Гармонизация мелодии — это и есть подбор подходящих аккордов. Обычно для гармонизации применяют трезвучия и септаккорды.
Трезвучия — это аккорды, состоящие из трех звуков, расположенных по терциям.
Септаккорды — это аккорды, состоящие их четырех звуков, расположенных по терциям.
Вот, например, трезвучие и септаккорд от ноты соль:
Для начинающих музыкантов, конечно, лучше начинать с подбора трезвучий. Трезвучия более простые аккорды, чем септаккорды. Когда вы приобретете достаточный слуховой и игровой опыт, вы сами почувствуете где можно заменить трезвучие септаккордом.
Итак, какие же трезвучия подходят к заданной мелодии? Как правило, это всего лишь — три аккорда.
Три аккорда
Три аккорда — это главные трезвучия лада. К ним относятся трезвучия, построенные на I. IV и V ступенях. Они называются Тоническое трезвучие (Т53), Субдоминантовое трезвучие (S53) и Доминантовое (D53).
Чтобы найти главные трезвучия — основные три аккорда — надо определить тональность, в которой написана та или иная мелодия. Как определить тональность музыкального произведения, можно почитать в статье.
Например, надо гармонизовать известную мелодию «Bella ciao» — «Прощай, красавица». Это народная итальянская песня, которую пели участники Сопротивления. Уж не знаю почему в учебнике Г.Фридкина «Чтение с листа» (с.57) она адаптирована для пионеров.
. Итак, вы определили тональность мелодии — фа# минор. Теперь надо выписать на нотном листе главные трезвучия в этой тональности.
ВАЖНО! Не забывайте, что в минорных тональностях аккорд D используется в гармоническом виде, т.е. c VII повышенной ступенью.
Подбираем аккорды к мелодии
Теперь ваша задача проанализировать мелодию и определить, в состав каких аккордов входит та или иная нота. Конечно же, подбирать аккорд к каждой ноте не надо. Аккорды берутся в определенной ритмической пульсации. В мелодии «Bella ciao» достаточно играть по два аккорда в такте — на 1 и 3 долях.
Мелодия начинается из-за такта. Затакт не гармонизуется. Посмотрите на 1 такт. Все ноты, кроме последней соль#, входят в состав тонического трезвучия фа#-ля-до#. Поэтому, смело ставим там тоническое трезвучие (Т53). Во 2, 3, 4 тактах тоже подходит аккорд фа#-ля-до#:
Теперь надо проверить на слух как звучит:
Звучит всё вполне прилично, спокойно, звуки мелодии и аккордов созвучны между собой.
После знака ферматы и цезуры начинается второе предложение ( с 5 такта). Здесь происходит смена гармонии, так как нота ре принадлежит уже другому аккорду. Посмотрите, какому?
Да, конечно, нота ре входит в состав аккорда субдоминанты си-ре-фа# (S53). В 6 такте на ноте до# возвращаемся к тоническому аккорду фа#-ля-до#. В 7 такте ноты соль# и до# принадлежат доминантовому трезвучию до#-ми#-соль# (D53). На ноте фа# в 8 такте — возвращение к Т53.
Далее, после знака цезуры идёт третье предложение, которое повторяет второе предложение. Аккорды — те же самые:
Проверяем на слух, всё ли звучит гармонично:
Все аккорды гармонично звучат с мелодией. На этом можно было бы и закончить гармонизацию мелодии.
Но в левой руке аккорды далеко располагаются друг от друга. Например, в последовательности T53 — S53 или T53 — D53 приходится прыгать по клавиатуре, чтобы сыграть эти аккорды.
Чтобы избежать таких «прыжков», применяют обращения трезвучий. Подробно об обращениях можно почитать в этой статье.
Обращения трезвучий помогают избежать скачков в аккордах и сыграть их в плавном голосоведении, что всегда легче для исполнения.
Обращение аккордов для плавного голосоведения
Итак, мы применили трезвучия в основном виде. При их соединении образуются скачки в голосоведении. В таком расположении эти трезвучия играть неудобно.
При использовании обращений трезвучий голосоведение становится плавным и удобным для игры и пения.
Теперь попробуем заменить аккорды S53 и D53 на их обращения — S64 и D6:
Давайте послушаем! Отличается ли звучание от предыдущего варианта?
Ну, что ж, играть стало гораздо удобнее. Слышите по звучанию?
ВАЖНО! Советую вам всегда применять обращения трезвучий при гармонизации мелодий.
В этой статье мы не говорили о фактуре, в которой можно исполнять аккорды. Это отдельная тема разговора. Поэтому пока поучитесь играть аккорды в основном виде, что называется «столбами». А приобретя некоторый опыт, ваши пальцы и слух сами захотят применить какую-то подходящую фактуру, которая сделает звучание песни более интересным.
Удачи!
На первый взгляд может показаться, что подбирать музыку на слух невероятно трудно. Некоторые думают, что музыканты тратят годы, чтобы обрести этот навык. Я постараюсь развенчать этот миф и убедить вас в обратном.
Чтобы подбирать музыку, нужен хороший слух. Спешу вас успокоить: музыкальный слух можно развивать специальными тренировками.
Подобрать на слух проще чем кажется, но чтобы делать это быстро и непринужденно, нужно регулярно упражняться и следовать системе, о которой мы поговорим в этой статье.
Обратите внимание на наш авторский курс «С нуля до полной свободы». Он рассчитан на новичков и начинающих музыкантов.
Содержание статьи:
-
- По нотам или без нот
- На какой музыке тренироваться
- С чего начать
- Приёмы, которые украсят вашу игру
- Использовать 6 тональностей 1 ст. родства
- Как научиться играть «удобно» и с закрытыми глазами
- Тренируем слух
А как по-вашему лучше играть: по нотам или на слух?
По нотам или на слух?
Среди музыкантов не мало тех, кто хорошо играет по нотам, бегло читает с листа. Музыкантов, способных воспроизвести музыку на слух – меньшинство. Даже среди тех, кто обладает абсолютным слухом. Так в чем же разница? Может быть умение подбирать музыку на слух это дар, и таких счастливчиков один на тысячу? Попробуем разобраться.
Маленький ребенок сперва учится говорить, а потом уже его учат читать и писать. Логично будет учить ребенка музыке таким же способом — сперва извлекать звуки из инструмента, а потом уже объяснять, как эти звуки записывать нотами. Этот этап обучения, называется донотным периодом. К сожалению, это короткий этап. Вскоре, детей начинают обучать нотной грамоте, игре по нотам. Этому уделяют больше внимания и отводят больше времени на эти занятиях. Получается, ребенок с раннего возраста учится играть ПО НОТАМ. К окончанию музыкальной школы, ученик свободно играет по нотам, но без них чувствует себя обезоруженным.
Есть и другая ситуация. Человек со средними музыкальными способностями хотел обучаться музыке, но по каким-то причинам не попал в музыкальную школу. Такой человек бо́льшую часть времени уделяет практическим занятиям — игре на инструменте. Самоучки, как правило, не владеют теоретическими знаниями. Зато благодаря регулярным занятиям без нот, навык импровизировать и подбирать на слух, у них развит очень хорошо.
Конечно, есть исключения из правил и среди учеников. Встречаются таланты, которые осваивают игру по нотам и без нот параллельно. Но мы будем говорить о человеке со средними музыкальными способностями.
На чем тренироваться
Начинать подбирать аккорды на слух, я рекомендую с простых песен. Именно песня имеет куплетную форму, а значит, сто́ит один раз подобрать куплет, один раз припев и вот уже одно готовое произведение у вас в кармане, точнее в пальцах.
Еще один плюс песенного жанра заключается в том, что мелодию можно петь. В современных песнях вокальная партия часто бывает однообразной. Она вращается вокруг 2-3 нот, но из-за подачи певца, возможностей голоса и быстрых речитативов звучит неплохо. Если такую мелодию переложить на инструмент, не всегда получается красиво, убедитесь сами:
Если аккорды можно найти на просторах интернета, мелодию, записанную нотами, найти проблематично. Так что сделаем вывод: мелодию иногда лучше петь, а не играть. К тому же, это освобождает обе руки для импровизаций.
Ну и самый главный козырь, о котором нужно помнить: многие песни очень схожи между собой. Они имеют одни и те же последовательности аккордов, одинаковую структуру. Поэтому осваивая одну песню, на самом деле вы осваиваете сразу несколько. При этом не нужно тратить время на подбор мелодии, ведь ее можно спеть.
С чего начать
Первое, что нужно определить – это тональность. Если вы не умеете делать это самостоятельно, можно обратиться к интернету, однако, я не рекомендую так поступать. Лучше приложить усилия, научиться этому и быть полностью независимым от сторонней помощи.
Второе. Не всегда разумно подбирать произведение с самого начала. Выберите отрывок, который кажется вам самым простым и начните с него. Возможно это будет припев или куплет, а может быть бридж (проигрыш).
Третье. Когда вы знаете тональность и выбрали фрагмент с которого начнете, сядьте за инструмент и послушайте этот музыкальный отрезок еще раз. Постарайтесь зацепиться слухом за линию баса. Бас лежит в основании музыкального построения и на нем все держится. Слушайте бас и пробуйте подыгрывать ему. Находите «Звуки-гво́здики» — такие звуки, за которые зацепился слух. Отталкиваясь от этих звуков гораздо проще найти остальные, анализируя: куда двигалась мелодия баса до этого звука, а куда пошла после; перемещается поступенно или скачками.
Для определения баса лучше слушать музыку через колонки или наушники. Динамик телефона не способен передать низкие частоты так же хорошо.
Четвертое. Когда мелодию баса вы наметили, проделайте ту же процедуру с остальными частями произведения.
Пятое. Теперь, когда вся партия баса у вас готова, можно подбирать аккорды. Мы не спроста начали именно с баса: во-первых, на него опирается вся музыкальная фактура; во-вторых, нота в басу часто входит в состав искомого аккорда и выполняет функцию основного тона. А это значит, что стоит попробовать сыграть аккорд от той же ноты, которая лежит в басу. К примеру, мелодия баса получилась такой: До-Ля-Фа-Соль. Попробуйте построить от этих нот аккорды и соедините их с басом. Не забывайте, что аккорд может быть мажорным и минорным – варьируйте, слушайте.
Используем родственные тональности
Есть еще один способ подбирать аккорды. Для этого нам потребуется вспомнить тональности первой степени родства которые компактно расположены на кварто-квинтовом круге. Если вы впервые слышите эти понятия, рекомендую к прочтению эту статью.
Тональности на круге обозначены латинскими буквами. Ознакомиться с буквенной системой обозначения нот можно в этой статье.
А сейчас взгляните на круг:
Например, тональность нашей песни До мажор. Она выделена красным цветом. Рядом с ней располагаются еще 5 тональностей, которые имеют больше всего общего с нашей основной тональностью. Они называются тональностями первой степени родства. И вот мы получаем набор из 6 тональностей, куда входит 3 мажорных – До мажор, Фа мажор, Соль мажор; 3 минорных – Ля минор, Ре минор, Ми минор. Тонические трезвучия этих тональностей (аккорды построенные от этих нот) используются чаще всего.
При поиске нужных гармоний, имеет смысл использовать аккорды первой степени родства в первую очередь.
Рассмотрим еще пару примеров
Допустим, вы нашли тональность песни, которую подбираете. Эта тональность — Фа минор. Берем наш круг, находим нужную тонику:
Ее окружают 5 тональностей, тонические трезвучия которых, с бо́льшей долей вероятности использованы композитором.
Есть еще один важный момент, который нужно запомнить. В мажорных тональностях можно использовать минорную субдоминанту – то есть аккорд, построенный на 4 ступени, но в гармоническом – минорном виде. В тональности Ми мажор, субдоминантой будет аккорд Ля мажор, он есть на круге. Мы можем использовать его гармонический вид и превратить этот аккорд в Ля минор.
В минорных тональностях, можно использовать мажорную доминанту – аккорд, построенный на 5 ступени в гармоническом — мажорном виде. Так в тональности Соль минор, мы можем использовать аккорд доминанты в мажоре или в миноре.
Думаю, принцип вы поняли и теперь сможете сами пробовать работать с этой схемой.
Зачем играть с закрытыми глазами
Возможно, вам кажется странной затея играть с закрытыми глазами. Однако, это умение придет само собой, если вы научитесь играть «удобно». Когда нужные клавиши всегда под пальцами, а руки находятся в удобном положении, потребность смотреть на них исчезает. Играть не глядя, не труднее чем набирать текст на клавиатуре компьютера «слепым» методом. Я еще раз повторю: наша цель научиться играть так, чтобы нужные клавиши были всегда под пальцами и руки сами принимали правильные позиции. А игра «вслепую» возникнет сама собой, как следствие.
Чтобы играть стало удобно, нужно выполнять необходимые упражнения и результат не заставит себя ждать. И первое чему нужно научиться – это обращать аккорды.
Это не трудно, но требует определенных тренировок. Когда пальцы привыкнут к позициям, вы перестанете задумываться о том, как сыграть аккорд – механическая память возьмет все на себя.
Обращение аккордов.
Самый простой аккорд состоит из трех звуков. Возьмем аккорд До мажор. В основании лежит нота До, посередине находится нота Ми, в вершине – нота Соль:
Обращением аккорда называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Взгляните, как будет меняться аккорд, если мы перенесем ноту До на октаву вверх:
Теперь, основанием аккорда (нижним звуком) стала нота Ми. Ее также можно перенести на октаву вверх и вот что получится:
Мы можем продолжить эту цепочку перемещая каждый раз нижний звук на октаву вверх. Но тоже самое мы можем сделать и в обратном направлении. Переместим верхний звук на октаву вниз:
Теперь, вершиной стала нота Ми, ее и перенесем вниз на октаву:
Каждый из этих аккордов имеет свое название. Познакомимся с ними:
Тоническое трезвучие – аккорд в основании которого лежит основной тон, а все звуки расположены по терциям.
Секстаккорд – первое обращение трезвучия, в основании которого лежит терцовый тон. Между верхними звуками возникает интервал — кварта.
Квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия, в основании которого лежит квинтовый тон. В этом аккорде кварта возникает между двумя нижними звуками.
Если мы не находимся в системе какой-либо тональности, то эти аккорды будут называться без приставки «тонический». Их можно будет называть просто — «трезвучие», «секстаккород», «квартсекстаккорд».
Обращать можно не только трехзвучные аккорды, но и аккорды с большим количеством звуков:
Почему уметь обращать аккорды так важно
Если играть только трезвучия, руки придется перемещать по клавиатуре в широком диапазоне и делать это придется быстро:
Поначалу, на это будет уходить много внимания и концентрируясь на этом, вы можете не уследить за мелодией. Гораздо удобнее и практичнее использовать обращенные аккорды:
Видите, рука находится в одном положении, не скачет по клавиатуре. Найти нужные клавиши получится даже с закрытыми глазами – это и есть «удобная» игра.
Чтобы рука привыкла к позиции аккорда, рекомендую играть «слепые» аккорды.
Когда вы научитесь бегло обращать аккорды, вплести мелодию будет не трудно. Я покажу как это сделать на примере песни «Во саду ли в огороде».
Тренируем слух
Хочешь узнать насколько хорошо развит твой музыкальный слух? Пройди увлекательный тест здесь.
Пройти тест
Чтобы подбирать музыку, и аккорды в частности, стало еще проще, необходимо развивать слух. Я предлагаю тренировать гармонический слух, чтобы легко определять аккорды, последовательности гармоний, узнавать модуляции. Гармонический слух даст вам возможность быстро подбирать гармонии и аккомпанировать себе, певцу или инструменталисту.
Я не буду подробно рассказывать как тренировать слух (об этом я запишу отдельный видеокурс), но дам вам направление, в котором нужно двигаться.
Сначала тренируйтесь определять на слух лад – мажор и минор.
МАЖОР
МИНОР
Затем тренируйте определять консонансы и диссонансы.
Консонанс – слитное, благозвучное звучание двух и более звуков. К ним относятся следующие интервалы: примы, большие и малые терции, кварты, квинты, большие и малые сексты, октавы.
КОНСОНАНСЫ
Диссонанс – нестройное, резкое звучание двух и более звуков. Сюда входят большие и малые секунды, большие и малые септимы, а также тритон.
ДИССОНАНСЫ
Затем можно переходить к простым песням, которые строятся на трех аккордах. Например:
- А. Пугачева «Миллион алых роз» (Am –Dm – E)
- Tom Jones «Sex Bomb» (Am –Dm – E)
- Народная «Коробейники» (Gm – Cm – D)
- Машина времени «Синяя птица» (Fm – Bm – C)
- В. Моцарт «Колыбельная» (F – C – B)
Слушая музыку, старайтесь анализировать: как движется бас – скачками или поступенно; тоже самое с мелодией. Пробуйте услышать на каких словах меняются гармонии, чтобы повторить это самостоятельно.
Еще больше интересного и полезного вы можете узнать из моих видеокурсов. Главное помните, что музыкальный слух можно натренировать. Но тренировки должны быть регулярными. Поэтому твердо решите, что будете уделять этому по 20-30 минут в день. Не отступайте от своего плана, пока разница между мажором и минором, а также разница в звучании интервалов не станет очевидной.
Надеюсь, эта статья поможет вам научиться подбирать аккорды на слух. Искренне желаю успехов в этом начинании, пишите о своих достижениях в комментариях, не стесняйтесь задавать вопросы, вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До встречи!
Данная статья является текстовой расшифровкой видеоурока https://youtu.be/FD62ldMHV24
В этой статье рассмотрим принципы того как подобрать аккорды к мелодии на примере простой мелодии с использованием системы TSD.
Гармонизация мелодии — это процесс подбора аккордов к существующей мелодии по определённым закономерностям. Эти закономерности называются системой.
Существуют две базовые системы: тональная и модальная.
Тональная система опирается на чередование функций: тоники, субдоминанты и доминанты по определённым закономерностям, среди которых базовой является чередование функций в порядке тоники к субдоминанте и доминанте, которая называется полным функциональным оборотом.
В этой статье мы возьмём известную мелодию «Jingle Bells» (как очень простую и показательную) и подберём к ней простые аккорды в рамках системы T-S-D.
Этот урок прежде всего для тех, кто делает первые шаги в гармонизации и желает понять логику подбора аккордов для мелодии. Здесь будет рассматриваться не совсем привычный для классической гармонии подход, но этот подход, как мне кажется, лучше всего работает именно в современной музыке и он более практичен.
Итак, вначале послушаем мелодию, увидим как она выглядит в нотах и как она звучит.
Разберём первый небольшой фрагмент.
С чего стоит начать гармонизацию? Самый первый и банальный шаг состоит в определении тональности, в которой мы будем использовать аккорды.
Существует несколько способов определения тональности, но самый простой это подобрать ноту, которая звучит устойчиво, и которой стремятся все ноты мелодии.
Так же можно посмотреть и на ключевые знаки. Послушайте этот отрывок.
Слышно, что последняя нота неустойчивая и она стремится к ноте соль (тоника)
Также, если вы посмотрите на окончание мелодии, то чаще всего в конце будет тоника лада.
Она звучит устойчиво и это и есть та нота, по которой мы определяем тональность.
Звучание здесь явно радостное, светлое, возвышенное и соответственно лад мажорный (G).
Следующий шаг, который вы должны сделать это выбрать аккорды, с помощью которых будем гармонизовывать мелодию. Поскольку мы будем использовать гармонизацию в пределах основных функций, то выберем только три аккорда. Это аккорд тоники G, это C и D. Пока возьмём три аккорда и будем использовать их.
Итак, с чего стоит начать? Здесь существует несколько подходов:
1. Можно посмотреть на ноты из которых состоит мелодия. Например, здесь ноты ре, си, ля, соль, ре
Посмотрим, в какие аккорды могут входить эти ноты.
Нота ре входит в аккорды G и D, то есть в тонику и доминанту.
Нота си входит только в аккорд G
Нота ля входит в аккорд D
И нота соль входит в аккорды C и G
Так же можно увидеть, что интервал отчерчивает здесь трезвучие G
Соответственно, первым можно попробовать аккорд G.
На первых этапах, когда вы ещё не совсем понимаете, как аккорды сочетаются с мелодией, вы можете действовать методом подбора. Затем вы уже будете слышать аккорды и понимать закономерность их взаимодействия.
Итак, пробуем аккорд тоники.
Как видите, он звучит достаточно хорошо.
Здесь мы опираемся на ноту ре, соответственно, можно предположить, что здесь прозвучит аккорд D.
Давайте попробуем сделать такую последовательность: G и D. Сразу оговорюсь, что я показываю сейчас метод гармонизации, при котором вы не знакомы с оригинальным аккомпанементом и подбираете гармонию именно на основе закономерностей движения ступеней.
Как видите, звучит не очень хорошо. Хочется, чтобы мелодия осталась на том же аккорде.
Одним из правил, которое применяется в гармонизации мелодии это организация одинаковых фраз или мотивов одинаковой гармонии. Это не строгое правило, но чаще всего если вы видите похожее движение, то закономерно использовать в начале тот же аккорд. Затем вы уже можете попробовать поэкспериментировать.
Дальше мы видим, что нота ми меняется.
Соответственно, аккорд G не подойдёт. Послушайте.
Не звучит.
Нота ми входит у нас в состав только аккорда C из трёх выбранных нами, поэтому здесь выбор очевиден — мы используем аккорд субдоминанты C. Послушаем.
Мы видим здесь, что нота ми выпадает на сильную долю. Небольшая подсказка: ноты, которые выпадают на сильные или относительно сильные доли очень часто определяют звучание гармонии и по ним можно ориентироваться, какой аккорд здесь более предпочтителен.
Попробуем поставить здесь аккорд C.
Нота фа-диез входит в состав только аккорда D, поэтому мы выберем аккорд доминанты. Получаем то движение, с которым мы работаем: базовая тоника, субдоминанта и доминанта.
Послушаем, что у нас получилось.
Здесь мы видим ноты ре, до и ля.
После доминанты единственный аккорд (отличный от доминанты), который мы можем использовать это аккорд тоники. Попробуем аккорд тоники, поскольку нота ре входит в состав тонического трезвучия.
Как слышите, звучание абсолютно не подходит. Поэтому единственный очевидный выбор здесь доминанта.
Для тех, кто хорошо разбирается в аккордах, обращу ваше внимание, что здесь есть нота до, которая является септимой. Поэтому, здесь можно использовать септаккорд.
И здесь очевидно будет аккорд G, потому что нота B входит в состав только аккорда G, это первая закономерность. Вторая: после доминанты в тональной системе мы можем использовать только аккорд тоники.
Ещё раз повторю, что сейчас мы не обращаем внимание на голосоведение, чтобы не усложнять вашу задачу.
Итак, куплет мы гармонизовали. Послушаем припев.
Нота си. Она входит в состав только G, поэтому мы используем здесь именно его. Как видите, здесь 4 такта будет один аккорд.
Дальше нота до. Очевидно, что это аккорд субдоминанты.
Здесь обратите внимание на следующую особенность: нота до попадает на первую долю.
И логичным, казалось бы использовать аккорд C. Но затем здесь повторяются три ноты си и они оттягивают на себя всё внимание. Всё мелодическое движение сосредоточенно здесь именно на подчёркивании ноты си, поэтому нота до здесь это так называемое задержание. Соответственно, здесь аккорд соль. Послушаем.
Здесь два выбора: аккорд G, либо D. Попробуем G.
Как видите, здесь внимание так же оттягивается на ноту ля, подобно предыдущему такту. Нота ля у нас может быть гармонизована только ре-мажорным трезвучием.
И здесь логично повторить трезвучие пятой ступени.
И здесь, как вы видите я выписал, так называемую, вторую вольту.
При повторении мелодия оканчивается вот этими двумя тактами.
Здесь будет очевидно аккорд D7, который разрешается в тонику.
Мы получили гармонизацию припева. Давайте послушаем.
Итак, мы гармонизовали мелодию «Jingle Bells», используя систему тоника-субдоминта-доминанта. В оригинале мелодия гармонизуется чаще всего по-другому, но тем не менее, данное звучание можно назвать корректным и оно не нарушает закономерности движения гармонии именно в тональной системе.
Давайте сделаем некоторые простые выводы, которые помогут вам гармонизовать мелодию.
Итак, первое что вы делаете это определяете тональность.
Затем выписываете в этой тональности три базовых аккорда: тонику (аккорд I ступени), субдоминанту (аккорд IV ступени) и доминанту. Затем подбираете аккорды к мелодии на основе следующих фактов:
1. Преобладающие тона в мелодии. Это, как правило, ноты, которые попадают на сильную и относительно сильную долю.
2. Движение функций. Вы не должны нарушать движения субдоминанта-доминанта, то есть у вас всегда должно быть движение по формуле T-S-D или её производных D-S-T, T-D-T и так далее. Но ни в коем случае не D-S. Это другая система.
3. Экспериментируйте. Пробуйте разные аккорды даже в, казалось бы, неподходящих ситуациях. Тренируй ваш слух и постепенно вы начнёте слышать нужное движение гармонии
Тренинг по гармонизации мелодии
Пошаговая система гармонизации мелодии в любом стиле
Кратко о тренинге
Гармонизация мелодии
Тренинг “Гармонизация мелодии” – новый формат обучения в StudyMusic. По сути, это …
2,000.00₽ – 15,000.00₽
На чтение 9 мин Просмотров 1.1к.
Еще 20 лет назад гитаристы не имели возможности зайти в интернет и скачать табы. Каждую песню они снимали на слух. Сейчас все по-другому. Есть десятки сайтов с табулатурами, а на Youtube вы можете найти разбор почти любой композиции.
Но для хорошего гитариста по-прежнему очень важно уметь подбирать аккорды к песне. С этим навыком вы сможете снять любую мелодию. Также умение подбирать на слух понадобится в музыкальной группе во время работы над новым материалом.
Ниже вы найдите 5 способов самостоятельного подбора аккордов на гитаре.
Способы подбора аккордов:
- На слух.
- По тональности песни.
- На сайте Yalp.
- По приложениям Yalp и AnySong Chord Recognition на смартфоне.
- С помощью компьютерной программы Transcribe.
Только на слух песню могут подобрать разве что «абсолютники». Даже опытные музыканты, снимая песню, отталкиваются от ее тональности. Просто потому что так быстрее. Начинающие обычно пытаются подобрать аккорды с помощью программ.
ВАЖНО! О программах.
Все способы подобрать понравившуюся вам песню так или иначе связаны с подбором на слух. Ни одна программа не дает на 100% точного результата. Вам все равно нужно будет проверять созвучия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию вашего слуха.
Снимаем песню на слух
Самый правильный способ подобрать аккорды к песне – это использовать свой слух. Во всем алгоритме подбора на слух всего два шага.
Первый шаг – это найти тонику. Сначала вам придется просто перебирать все известные аккорды под зацикленный кусок песни. С наработкой опыта диапазон вашего поиска сузится до 2-3 созвучий.
Второй шаг – это определить интервал между первым аккордом и вторым. Самые популярные интервалы: терция, кварта и квинта. Начните с них. Далее повторяйте этот шаг, пока не снимите всю песню.
Конечно, все звучит намного легче, чем это есть на самом деле. Поначалу вам будет тяжело даже с первым созвучием. Потом надо будет понять, куда уходит мелодия, вверх или вниз. Все эти проблемы решатся только с практикой.
СОВЕТ! О гитарном строе.
Большая часть музыки сыграна в стандартном строе (EADGBE). Но некоторые исполнители работают с пониженными строями. Это может сыграть с вами злую шутку во время подбора песни. Поэтому, настройте вашу гитару в строй вашей любимой группы или используйте каподастр.
Как подобрать аккорды по тональности
Этот способ применяют профессиональные гитаристы, когда сочиняют свою партию под готовый мелодический ход. Любители пользуются им крайне редко. Ведь для того чтобы использовать этот способ при подборе аккордов к песне, нужно знать ее тональность.
Допустим, вы подобрали первое созвучие во всей композиции. Чаще всего оно совпадает с тональностью песни. Теперь подставляйте аккорды из этой тональности. Например, для тональности Ми-минор (Em) это будут G, C, D, Em, Am, B.
Если вы не знаете наизусть созвучия всех тональностей, воспользуйтесь кварто-квинтовым кругом.
СПРАВКА. О кварто-квинтовом круге.
Кварто-квинтовый круг – это схема мажорных и минорных тональностей.
Последовательность их изображения зависит от количества знаков при ключе. Например, в до-мажоре нет знаков при ключе, в соль-мажоре – 1 знак, в ре-мажоре – 2 и т.д. Так формируется внешний круг тональностей. Внутренний минорный круг строится похожим образом.
Найдите на схеме подобранный аккорд. Например, это Am.
5 созвучий вокруг с большой долей вероятности используются в песне.
Как подобрать аккорды к мелодии
Если у вас есть мелодия песни или какого-то ее фрагмента, то подобрать аккорды будет намного проще.
- Определите основные ноты, на которых держится вся мелодия.
- Постройте от этих нот созвучия.
- Определите, какое созвучие минорное, а какое – мажорное.
- Сыграйте получившуюся последовательность.
- В случае необходимости скорректируйте созвучия в прогрессии.
СОВЕТ! Будьте лаконичными.
Скорее всего, чтобы обыграть мелодию, хватит 3-4 аккордов. Если вы подобрали 5, 6 или даже 7, то просто уберите лишние.
Используем онлайн-сервисы для подбора аккордов
Описанные выше способы требуют от вас знания основ музыкальной теории и развитого слуха. Теперь поговорим о программных средствах, которые помогут вам в подборе аккордов. Нет ничего зазорного в том, чтобы пользоваться ими. Эти программы также полезны для развития слуха.
Самым популярным онлайн-сервисом по подбору аккордов является Yalp.
Премиум-аккаунт позволяет загружать собственные mp3-файлы для обработки. Стоимость подписки составляет 2,50 евро в месяц. Не регистрируясь, вы можете искать аккорды к песням по базе данных сайта. В отличие от обычных сервисов Yalp выдает только список используемых аккордов, а не полный разбор произведения.
Приложения на смартфон для подбора аккордов на гитаре
Аналогичные программы есть и для смартфона.
Yalp
Это мобильная версия онлайн-сервиса. Не имеет никаких отличий от работы сайта.
AnySong Chord Recognition
Это приложение в целом является аналогом Yalp, но имеет одно преимущество. Без premium-account приложение распознает 40 секунд трека. Этого вам вполне хватит, чтобы снять гармонию песни.
Программа для подбора аккордов на ПК
Для ПК есть бесплатная программа Transcribe! У нее множество полезных для музыканта функций. Установите ее на свой компьютер.
Алгоритм работы в Transcribe! такой:
- загружаете песню в программу.
- в меню View выбираете нужные параметры.
- в центральной части окна появится спектр с пиками. Это звуки, которые есть в песне.
- вы выделяете нужный фрагмент песни и анализируйте данные по спектру.
Обратите внимание, что вам придется самостоятельно выбрать нужный аккорд из предложенных. Дело в том, то Transcribe! анализирует звучание всех инструментов, а не только гитары. Иногда отдельные ноты разных инструментов программа воспринимает как одно созвучие
Популярные последовательности аккордов в песнях
Песни в основном строятся на одних и тех же последовательностях аккордов. Зная популярные прогрессии, процесс подбора любимых композиций станет намного проще.
Например, в тональности Ля-минор (Am) чаще других используются такие последовательности:
- Am – Dm – F – E;
- Am – Dm – C – E;
- Am – F – C – E;
- Am – C – G;
- Am – Em – G.
Для других тональностей транспонируйте эти созвучия. Например, чтобы получить последовательность для Си-минора (Bm), повысьте все аккорды на 1 тон.
Как определить тональность песни
Определять тональность песни нужно, если вы планируете играть с другими музыкантами.
Есть два простых способа определить тональность:
- по аккордам;
- по гамме.
По аккордам
Первый аккорд в последовательности соответствует тональности.
Если песня начинается с септаккорда или другой вариации, то для определения тональности уберите от аккорда лишние символы. Например, Am7 – Dm7 – Em7 – E7 играется в Ля-миноре (Am).
По гамме
Определить тональность по гамме немного сложнее.
Сначала распознайте настроение композиции. Если оно грустное и печальное, то тональность будет минорная. Если светлое и позитивное – то мажорная.
Теперь играйте известные вам боксы мажорной или минорной пентатоники. Определите тот бокс, который звучит лучше всего. Тоника этого бокса и будет соответствовать тональности.
Подбираем бой и перебор
Допустим, вы сняли песню с помощью компьютерной программы. Теперь нужно подобрать гитарный бой или перебор. Это придется делать на слух.
С боем все немного проще. Есть 3 главных вида гитарного боя: «четверка», «шестерка» и «восьмерка». Начните с них. Если ни один не подошел, то разделите песню на музыкальные фразы и работайте уже с ними.
Подробнее о гитарном бое вы можете узнать в статье Бой на гитаре для начинающих — 12 видов боя с упражнениями, табами и видеоуроками.
Подобрать перебор немного сложнее. Самая стандартная схема гитарного перебора 6 – 3 -2 – 1 и ее вариация 6 3 – 2 1 – 2 – 3. Вы можете использовать их для любой песни, которая играется перебором.
Если хотите снять перебор один-в-один как в оригинале, то сначала определите позицию, в которой он играется. Затем определите очередность игры струн.
СОВЕТ!
Замедляйте песню, чтобы лучше услышать нюансы игры.
Программы для развития слуха
Если вы занимаетесь музыкой, вам нужно усердно работать над развитием своего слуха. Это не значит, что вы должны часами сидеть за учебниками по сольфеджио.
Скачайте себе на телефон бесплатные приложения «Абсолютный слух», «Chord pro» или «My ear training». С их помощью вы научитесь определять звучащие аккорды, интервалы и подбирать ритм. Вам вполне хватит ежедневных тренировок по 15-20 минут. Заниматься можно по пути на работу или учебу.
Также вы можете установить на свой ПК программу «Ear master». Ее возможности совпадают с мобильными приложениями.
Советы начинающим
- Начинайте учиться снимать на слух с простых 3-4 аккордовых песен. Поначалу это будет занимать у вас много времени, но через 10-15 песен процесс пойдет быстрее.
- Подбирайте простые всем известные мелодии («Кузнечика», «Мурку», «Jingle Bells», «Бумер»), мотивы популярных песен и рекламных джинглов. Это поможет вам определять интервалы на слух.
- Не всегда нужно начинать подбор с первого аккорда. Попробуйте «зацепиться» за любую часть композиции (вступление, куплет, припев, кода). Песни чаще всего пишутся в одной тональности. Подобрав припев, вы уже будет знать большую часть нужных созвучий.
- Смотрите видео с концертов ваших любимых артистов. Обращайте внимание на руки гитариста. Зная позицию, в которой играет музыкант, подобрать аккорд проще.
- Помните про септаккорды и другие вариации.
- Развивайте слух.
- Учите популярные аккордовые прогрессии. Большая часть песен популярной музыки строится на одних и тех же последовательностях.
- Когда подбираете аккорды, пропевайте песню. Этот прием позволит вашему мозгу «синхронизировать» ваш слух и ваши руки.
- Проводите работу над ошибками. Сверяйте свои подобранные аккорды с оригинальными. Объясните себе, почему вы допустили ошибки. Это позволит вам избежать их в будущем.
- Играйте «под плюс». Подобрав песню, включите ее и сыграйте вместе с группой. Это поможет вам отработать нюансы оригинального звукоизвлечения и понять акценты.