Как составить акт на временно проживающих в квартире

ПП РФ № 354 позволяет УО составлять акт о том, что в квартире без ИПУ проживает больше потребителей, чем официально там зарегистрировано. Сделать это непросто. Рассказываем, как правильно оформить акт об установлении временно проживающих в квартире граждан, чтобы затем использовать его данные при расчётах за КУ.

Когда применение повышающих коэффициентов влияет на объём КР на СОИ

Когда применение повышающих коэффициентов влияет на объём КР на СОИ

Составьте в отношении квартир без ИПУ акт об установлении временно проживающих лиц

Вопрос о том, сколько на самом деле в квартире проживает человек, важен для управляющих организаций, ТСЖ и РСО. Количество проживающих влияет на расчёт платы за соответствующую жилищную или коммунальную услугу, если он производится с учётом числа прописанных в помещении потребителей.

Плата за большинство ЖКУ сегодня рассчитывается исходя из площади принадлежащей собственнику квартиры или по показаниям индивидуальных/общедомовых приборов учёта. Однако реальное количество потребителей в помещении важно, если расчёт платы за коммунальные услуги производится исходя из нормативов: при отсутствии или выходе из строя ИПУ.

Управляющие организации и ТСЖ заинтересованы в том, чтобы знать истинное количество потребителей, проживающих в квартире. Если по сведениям исполнителя КУ в помещении всего 1–2 человека, а на самом деле коммунальные ресурсы потребляет большая семья, то неучтённые в нормативе объёмы окажутся в КР на СОИ.

Не так остро вопрос стоит по квартирам, где ИПУ установить можно, но собственники этого не сделали. Тогда к нормативу применяется повышающий коэффициент, и это может значительно компенсировать некорректность расчётов из-за неточных данных о количестве потребителей.

Но если в помещении технически невозможно установить счётчики коммунальных ресурсов, об этом составлен акт, то управляющая организация и ТСЖ могут нести большие расходы при оплате КР на СОИ, ведь величина норматива потребления напрямую зависит от количества проживающих в квартире человек:

Нормативы потребления электроэнергии в Карелии

Не составляйте акт при наличии заявления от собственника квартиры о временно проживающих

В ПП РФ № 354 законодатели официально дали потребителям и исполнителям коммунальных услуг возможность урегулировать вопрос с незарегистрированными в квартире гражданами двумя способами: добровольно и принудительно.

Добровольно, это когда собственники квартиры или постоянно проживающий в ней человек направляет исполнителю КУ заявление о том, что в его жилом помещении есть временно, то есть более 5 дней, проживающие лица (п. п. 56, 57(1) ПП РФ № 354).

В таком заявлении должны быть указаны фамилия, имя и отчество составителя документа, адрес и сведения о количестве временно проживающих потребителей. Также собственник должен указать дату начала проживания в квартире незарегистрированных лиц и, по возможности, дату их отъезда.

Подобное заявление владелец квартиры или постоянно там проживающий потребитель должен направить исполнителю КУ в течение 3 рабочих дней с момента, как в квартире появились временные жители. Однако случаи, когда собственники помещений в МКД пишут такие заявления, скорее исключение, чем правило.

О праве УО применять коэффициент 10 при вмешательстве в работу ИПУ

О праве УО применять коэффициент 10 при вмешательстве в работу ИПУ

Чётко следуйте порядку составления и подписания акта согласно ПП РФ № 354

Собственники не спешат писать заявления исполнителям ЖКУ о том, что в их квартире живёт больше потребителей, чем официально зарегистрировано. Тогда у УО, ТСЖ и РСО есть право зафиксировать самостоятельно такие сведения, составив акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (п. 56(1) ПП РФ № 354).

Правила составления такого акта прописаны в п. 56(1) ПП РФ № 354:

  1. В акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, сведения о количестве временно проживающих потребителей. Если есть возможность определить, с какого времени незарегистрированный человек проживает в квартире, то ставится дата начала временного пребывания. При этом важным условием для проставления такой даты является наличие подписи владельца квартиры.
  2. Акт должен быть подписан исполнителем КУ и собственником помещения. Если собственник отсутствует в квартире во время составления акта или отказывается его подписывать, то в документе обязательно проставляется пометка об этом. Также необходимо, чтобы в такой ситуации акт подписали не менее 2 потребителей и член совета МКД/председатель ТСЖ.
  3. Один экземпляр акта необходимо передать собственнику квартиры/постоянно проживающему потребителю. Если он отказывается брать документ, в акте также об этом должна быть поставлена отметка.

  1. Акт в течение 3 дней с момента его составления обязательно направляется исполнителем КУ в органы внутренних дел.

Вручите копию акта собственнику квартиры или сделайте отметку об его отказе её получить

Задача составить подобный акт сама по себе непростая: вряд ли хозяева «резиновых» квартир с охотой пустят представителей управляющей организации или ТСЖ к себе для проверки. Но если все-таки УО это удалось, то стоит чётко следовать требованиям ПП РФ № 354 к такому акту, чтобы усилия не пропали даром из-за технической ошибки.

Важность следовать всем требованиям ПП РФ № 354 к акту об установлении количества проживающих в помещении потребителей в сентябре 2019 года подчеркнул ВС РФ, подводя итог судебному делу № А56-102775/2018.

Управляющая организация смогла составить акт, в котором зафиксировала, что в квартире, где не установлены индивидуальные приборы учёта, проживают незарегистрированные лица. На основании этого документа УО стала вести расчёты платы за коммунальные услуги.

Собственник квартиры с завышенными начислениями не согласился и обратился с жалобой в орган ГЖН. Ведомство, проведя документарную проверку УО, вынесло компании предписание прекратить нарушение и сделать потребителям перерасчёт без учёта данных, которые указаны в акте.

Управляющая организация подала в суд иск с требованием признать предписание органа ГЖН недействительным, поскольку она действовала в соответствии с п.п. 56, 57 ПП РФ № 354.

Как составить акт о безучётном потреблении, чтоб его не оспорил суд

Как составить акт о безучётном потреблении, чтоб его не оспорил суд

Обязательно направьте копию акта в орган внутренних дел

Суд первой инстанции отклонил иск управляющей организации, указав на то, что истец не исполнил всех требований к порядку составления акта об установлении фактически проживающих в квартире лиц. Акт не был вручён собственнику квартиры и не направлялся в органы внутренних дел.

Апелляционный суд решение первой инстанции отменил. Судья отметил, что содержание акта соответствует требованиям п. 56(1) ПП РФ № 354, и достоверность содержащейся в нём информации подтверждена проверкой. Ненаправление акта в органы внутренних дел не отменяет факта, что в квартире проживает больше человек, чем зарегистрировано. Следовательно, УО вправе рассчитывать плату за КУ согласно данным такого акта.

Орган ГЖН подал жалобу в кассационный суд, который вернулся к позиции первой инстанции, отменив постановление апелляционного суда. УО не выполнила всех требуемых от неё действий при составлении акта, не направив копию документа собственнику и в орган, уполномоченный на осуществление функций по надзору в сфере миграции.

Составленный акт не может быть признан надлежащим документом для начисления платы за коммунальные услуги, исходя из указанного в нём количества проживающих граждан. ВС РФ подтвердил правильность позиции кассационного суда. Предписание органа ГЖН осталось в силе, и УО пришлось сделать перерасчёт платы за коммунальные услуги без учёта данных, указанных в акте.

Соберите комиссию для подтверждения проживания в квартире незарегистрированных лиц

Ненаправление акта в органы внутренних дел, которые составляют протокол об административном правонарушении по ст. ст. 19.15, 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ чаще всего становится причиной признания действий УО незаконными. Подобная позиция судей встречается, например, в делах № А54-4279/2015, № А50-22264/2015, № А13-7749/2014.

При составлении акта УО могут принять во внимание рекомендации, которые даны в «Методических рекомендациях по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением». Документ утверждён Департаментом ЖКХ и благоустройства г. Москва от 14.06. 2013 № 05-14-182/3.

Авторы документа рекомендуют проводить проверку для составления акта минимум два раза за расчётный период, и делать это целой комиссией. В такую комиссию следует включить представителей УО/ТСЖ и совета МКД, участкового уполномоченного полиции, хотя бы двух независимых свидетелей. Такие предосторожности помогут исполнителю КУ в суде доказать достоверность указанных в акте сведений.

На заметку

Наличие в ПП РФ № 354 законных оснований для исполнителя КУ составить акт о проживании в квартире большего количество потребителей, чем официально зарегистрировано, не помогает УО и ТСЖ справляться с «резиновыми» квартирами, где не установлены ИПУ.

Сначала им достаточно сложно составить акт о том, что в помещении есть временно проживающие лица, а затем доказать надзорным ведомствам и суду, что они имеют право учитывать данные акта при расчёте платы за ЖКУ.

Если УО или ТСЖ решили всё-таки добиться правды, установить количество проживающих в квартире потребителей и составить акт, то им следует точно соблюдать требования ПП РФ № 354 к этому процессу. Им необходимо сделать в акте все необходимые отметки, поставить подписи, направить экземпляр документа собственнику квартиры и в орган внутренних дел.

(Санкт-Петербург) 09.12.2020 Рубрика: Жилье

Кто составляет акт о непроживании соседей по квартире?

В квартире прописано несколько человек помимо меня (собственника). Все кроме собственника в квартире не проживают длительное время. Планирую составить акт о непроживании. Можно ли составить акт самостоятельно с участием соседей или обязательно обращаться в управляющую компанию, к участковому?

Наталия Булахова

Наталия Булахова

Консультаций: 234

В вопросе не указана цель составления данного акта, т.е. как и где автор вопроса планирует использовать составленный акт в качестве документа, подтверждающего юридический факт непроживания нескольких человек в квартире, и какого результата он хочет добиться.

На практике данный акт чаще всего используют в суде в качестве письменного доказательства, чтобы в судебном порядке прекратить право пользования, выселить и (или) снять с регистрационного учета данных лиц.

В дальнейшем снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением уже на основании вступившего в законную силу решения суда.

Общими моментами при составлении всех видов акта отсутствия граждан и их непроживания по данному адресу (далее по тексту – Акт) является то, что Акт составляется в письменной форме и при его составлении требуется обязательное присутствие собственника жилого помещения, который также подписывает данный Акт. От имени собственника может присутствовать его представитель с соответствующими полномочиями, оформленными в виде нотариальной доверенности.

Акт обязательно составляется комиссией не менее трех человек, а не одним человеком. Если дело в последующем будет рассматриваться в судебном процессе, то всем участникам комиссии и лицам, которые заинтересованы в этом вопросе, необходимо будет принимать участие в заседании.

Акт может быть составлен как сотрудниками управляющей компании многоквартирного дома, так и  соседями (с обязательным указанием паспортных данных и адресов их регистрации), также такой Акт может быть подписан участковым территориального отделения полиции по месту нахождения жилого помещения.

Как вариант, соседи могут быть приглашены истцом-собственником для участия в судебном процессе в качестве свидетелей.

На основании осмотра жилого помещения в Акте фиксируется факт отсутствия граждан и их непроживание по данному адресу в течение длительного времени. Также в Акте указывается, что в жилом помещении не обнаружены вещи личного пользования и иные признаки, лиц, не проживающих там, обязательно указывается период отсутствия лиц, не проживающих в жилом помещении.

По судебной практике, давая письменную оценку Акту, составленному только соседями (без присутствия представителей управляющей компании или участкового), суд может сделать вывод, что опрошенные соседи не могут достоверно утверждать об отсутствии по месту жительства зарегистрированных лиц, поскольку они к официальным должностным лицам, в чьи обязанности входит контроль и учет проживающих граждан, не относятся, за достоверность представленной информации никакой ответственности не несут, данные обстоятельства, являются лишь их предположениями.

Участковый территориального органа МВД России также может самостоятельно составить Акт о непроживании или выдать справку об установлении лиц, проживающих в конкретной квартире, произведя опрос соседей и собственника квартиры. В этом случае Акт (справка) составляется на основании обращения заинтересованного лица (в данном случае – вас как собственника) с соответствующим заявлением в дежурную часть территориального органа МВД России. Письменные обращения, поступившие в отделение ОВД, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления. В таком Акте (справке) участковым полиции обязательно указывается, что он составлен по личному обращению собственника (с указанием всех данных).

При этом следует учитывать, что Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» не содержит нормы, наделяющей участковых уполномоченных правом или обязанностью выдавать по заявлениям граждан справки о проживании либо непроживании граждан по месту регистрации в определенный период времени.

Пользование коммунальными ресурсами нелегально проживающими гражданами в жилом помещении, не оборудованном приборами индивидуального учета, при наличии приборов общедомового учета приводит к увеличению общедомовых расходов, а значит, и к увеличению сумм в квитанциях за коммунальные услуги всех иных собственников помещений многоквартирного дома (формулы 11, 13 разд. III Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Для исправления такой ситуации граждане могут инициировать процесс установления точного количества проживающих в помещении граждан путем составления акта и передачи его в органы внутренних дел.

Обращение по поводу составления акта

Гражданин вправе обратиться с заявлением к исполнителю коммунальных услуг, обслуживающему соответствующее жилое помещение, об установлении количества временно проживающих в нем граждан. Таким исполнителем могут быть управляющие компании, ТСЖ, кооперативы (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, если располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания (п. 56(1) Правил).

Такими сведениями могут быть свидетельские показания соседей, иных собственников, данные видеонаблюдения и т.п.

Справка. Временно проживающий

Временно проживающими считаются граждане, проживающие в жилом помещении более пяти дней подряд (п. 56 Правил).

Порядок оформления и передачи акта

Акт подписывается исполнителем и потребителем (потребителями), а также председателем совета многоквартирного дома или председателем товарищества собственников жилья или кооператива.

Акт может быть составлен как в присутствии собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), так и в его отсутствие.

В акте обязательно должны быть указаны следующие данные:

  • дата и время его составления;
  • фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя);
  • адрес, место жительства собственника жилого помещения;
  • сведения о количестве временно проживающих потребителей;
  • дата начала проживания временно проживающих потребителей — при наличии возможности определения такой даты и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем).

В случае отсутствия собственника в жилом помещении во время составления акта в акте делается соответствующая отметка.

Также в акте делается отметка об отказе собственника потребителя подписывать акт.

Акт составляется не менее чем в трех экземплярах.

Один экземпляр акта исполнитель коммунальных услуг обязан передать собственнику жилого помещения (при отказе в получении акта об этом делается отметка), другой экземпляр акта в течение трех дней с момента составления направляется исполнителем в органы внутренних дел (п. 56(1) Правил).

Таким образом, нарушения жилищных прав граждан несознательными собственниками помещений, допускающими проживание в своем помещении лиц без надлежаще оформленной постоянной или временной регистрации, можно пресечь с помощью организаций, предоставляющих коммунальные услуги, и уполномоченных органов.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лоу гу точка как найти
  • Как найти фильм который смотрел в кинотеатре
  • Как найти название своего вайфая
  • Что сегодня сделаешь завтра как найдешь
  • Как найти свой тон пудры