Как составить акт прокурорского реагирования

Акты прокурорского надзора

  • Акты прокурорского реагирования
    • Протест
    • Представление
    • Постановление
    • Предостережение
    • Требование об изменении правового акта

У прокуратуры, если говорить про осуществление надзора, отсутствуют соответствующие административно-властные полномочия в отношении поднадзорных органов и должностных лиц. Поэтому даже если работниками прокуратуры были выявлены нарушения закона, самостоятельно прокурор не может применить соответствующие меры воздействия к нарушителю. Однако также он и не имеет права игнорировать правонарушение. В итоге, возникает необходимость в использовании актов прокурорского реагирования или надзора. Подробнее о нюансах применения и составления этих документов — далее в статье.

Акты прокурорского реагирования

Итак, самостоятельно прокурор не может предпринимать меры по отношению к правонарушителям. Однако реагировать на нарушения закона он обязан. Что же в этом случае делать?

При обнаружении прокурором факта нарушения законодательства Российской Федерации, он обязан обратить на это внимание соответствующих органов и уполномоченных лиц. Это и есть главное назначение акта прокурорского реагирования. Документ является основным правовым средством для прокурора, который самостоятельно не может привлекать правонарушителей к административной или уголовной ответственности.

Правовые средства прокурорского реагирования можно разделить на пять категорий:

  • Протест.
  • Представление.
  • Постановление.
  • Предостережение.
  • Требование об изменении правового акта.

Акты прокурорского реагирования применяются при специфических обстоятельствах, поэтому распространенное мнение о том, что они взаимозаменяемы, ошибочно.

Протест

Прокурорский протест

Протест, как вариант акта прокурорского реагирования, направлен против незаконно изданного постановления или акта. Документ должен предоставляться уполномоченным органам или прокурором, или его заместителем, и указанные в нем требования подлежат обязательному рассмотрению в течение минимум десяти календарных дней.

Объект рассмотрения — договор, акт, приказ или другой подобный документ, которые были составлены с явными нарушениями делопроизводства и/или прав определенных физических/юридических лиц.

Протест используется с двумя целями:

  • Первая — чтобы аннулировать незаконную документацию, или привести ее в соответствие с действующим законодательством РФ.
  • Вторая — чтобы привлечь составителя незаконного документа к административной (а в особо серьезных случаях — и к уголовной) ответственности.

Решение ситуации с использованием протеста прокурора в порядке надзора состоит из двух шагов. Первый заключается в сборе данных, обосновывающих незаконность рассматриваемого постановления. Второй — это непосредственно составление проекта прокурорского протеста.

Представление

Прокурорское представление

Акт прокурорского надзора под названием «представление» напрямую рассматривает случаи нарушения закона, связанные с нарушениями прав и свобод человека и гражданина.

Акт направляется напрямую лицу, уполномоченному устранить допущенное правонарушение. Как и протест, он подлежит обязательному рассмотрению и, если будет принято решение принимать соответствующие меры, то они осуществляются в течение максимум месяца от внесения представления на рассмотрение.

Стандартные поводы для составления прокурорского представления как акта реагирования:

  • Незаконные действия, повлекшие за собой нарушения положений законодательства.
  • Бездействие должностных лиц, повлекшее за собой нарушение положений законодательства.

Если рассмотрением акта прокурорского представления занимается коллегиальный орган, то прокурор должен быть извещен о запланированной дате заседания и ему в обязательном порядке направляется извещение о результате рассмотрения запроса.

Популярные вопросы по данной статье

✅ Зачем нужен акт прокурорского реагирования?

Прокурор не имеет права привлекать правонарушителей к административной или уголовной ответственности. Однако, при обнаружении им факта нарушения законодательства РФ, он обязан обратить на это внимание соответствующих органов. Делается это при помощи акта прокурорского реагирования. 

✅ Какие виды актов прокурорского реагирования существуют?

Основные виды актов прокурорского реагирования: 

  • протест;
  • представление;
  • постановление;
  • предостережение;
  • требование об изменении правового акта. 

✅ Когда необходим протест как акт прокурорского реагирования?

Протест направлен против незаконно изданного постановления или акта. Должен предоставляться уполномоченным органам и указанные в нем требования подлежат обязательному рассмотрению в течение минимум десяти календарных дней.

✅ В каких случаях необходимо представление как акт прокурорского реагирования?

Акт прокурорского надзора под названием «представление» рассматривает случаи нарушения закона, связанные с нарушениями прав и свобод человека. Направляется лицу, уполномоченному устранить правонарушение. 

✅ Когда используется постановление как акт прокурорского реагирования?

Постановление относится к актам, которые обеспечивают взаимодействие прокуратуры и судебных органов. Используется для инициации судебного дела об административном правонарушении. Если есть доказательства, прокурор может вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

Постановление

Постановления относятся к актам, которые обеспечивают прямое взаимодействие прокуратуры и судебных органов. Эти виды актов используются для инициации судебного дела об административном правонарушении. Если есть достаточно соответствующих доказательств, прокурор может вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

У прокурорского постановления есть и второе применение. С помощью акта, прокурор может освободить лицо, взятое под стражу, если данная процедура была проведена без достаточных на то оснований. Освобождение не всегда окончательное (возможны варианты освобождения под залог), но повторное заключение под стражу возможно только при пополнении перечня доказательств обвинения.

Предостережение

Прокурорское предостережение

Полное наименование данного акта прокурорского надзора — предостережение о недопустимости нарушения закона. Он направляется должностным лицам, которые уполномочены предотвращать готовящиеся противоправные деяния (в первую очередь экстремистской деятельности религиозного характера). Если извещенные уполномоченные лица не предпримут соответствующих мер, они привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Предостережение о недопустимости нарушения закона носит превентивный характер, и его можно составлять только при наличии достоверных сведений касательно подготовки противоправных действий. Это же может относиться к бездействию уполномоченных органов, которые были извещены о возможных беспорядках.

Акт-предостережение редко составляется отдельно. Обычно он совмещается с другим актом прокурорского надзора, дополняя и повышая его эффективность.

Требование об изменении правового акта

Данный акт прокурорского реагирования направлен на рассмотрение другого правового акта, содержащего коррупциогенные факторы. Главные требования прокурора в этом случае — изменение или аннулирование незаконного документа.

Этот вид акта прокурорского надзора часто путают с протестом, но, в отличие от последнего, он направлен на документацию, так или иначе связанную с коррумпированными действиями конкретных физических или юридических лиц.

Требование об изменении правового акта может быть отозвано прокурором до того, как было начато рассмотрение запроса.

Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
    по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
    иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
    проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право:
    освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
    опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
    вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению
требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовые средства прокурорского реагирования — это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:
    протест прокурора;
    представление прокурора;
    постановление прокурора;
    предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.
Протест может быть принесен:
    в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
    в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
    в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
    приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
    далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
    приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
    в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
    приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
    в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора. Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;
2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;
3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурора. Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.
Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов

Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
    по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
    иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
    проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право:
    освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
    опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
    вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению
требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовые средства прокурорского реагирования — это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:
    протест прокурора;
    представление прокурора;
    постановление прокурора;
    предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.
Протест может быть принесен:
    в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
    в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
    в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
    приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
    далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
    приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
    в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
    приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
    в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора. Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;
2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;
3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурора. Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.
Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Для достижения целей государства по обеспечению законности создан такой государственный орган, как прокуратура. Для целей выполнения поставленных задач сотрудники учреждения имеют широкие полномочия. Одними из них является написание актов. Цель представляет собой восстановление законности на оперативной основе.

Содержание

  1. Значение акта прокурорского реагирования
  2. Нюансы составления актов прокурорского реагирования
  3. Протест прокурора
  4. Представление прокурора
  5. Постановление прокурора

Значение акта прокурорского реагирования

Определение понятия – решение прокурора, которое обязательно закреплено в письменном виде, целью которого является прекращение выявленных нарушений закона. Иначе можно трактовать данное понятие, как властное полномочие, направленное на противодействие с выявленным нарушением законодательства, ущемлением интересов граждан, организаций. Правомочие по составлению данного документа закреплено Законом о прокуратуре Российской Федерации.

Следовательно, актами реагирования прокурора на нарушение законности являются целесообразность, результативность, законность. Так как составляется с целью прекращения выявленного нарушения, следовательно, поставленная цель должна быть достигнута. Информация по составлению документа должна основываться на букве закона, не должно быть никакого злоупотребления полномочий со стороны прокурора.
Ведь если не соблюдать законность, структуру, тогда это действие повлечет серьезный прецедент, нарушающий всю суть прокурорского надзора.

Статья 23-25 Закона о прокуратуре Российской Федерации описаны следующие виды актов прокурорского реагирования:

  1. постановление;
  2. представление;
  3. протест;
  4. предостережение о недопустимости нарушения закона.

А также предусмотрены такие акты, как: предписание и официальное предупреждение. При его выборе большое значение играют полномочия лица его составляющего.

Нюансы составления актов прокурорского реагирования

Содержание должно соответствовать ряду требованиям, которые предъявляются к юридическому документу. Так, любой документ, должен включать водную, основную, заключительные части. Данные акты должны носить императивный характер, адресованы тем лицам, которые совершили правонарушение. И также необходимо сообщить лицу, какие пункты закона нарушены. Следовательно, должно быть разъяснение, что нарушил и необходимость исправления. Рекомендуют также указать, какое наказание будет вследствие неисполнения законодательства.

Акт прокурора должен оформляется на основании соответствующих правил оформления документации органами прокуратуры.

Регламентируются они Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждений, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации. Необходимо содержание наименование документа, дату, подпить, адрес и других обязательных реквизитовСогласно инструкции, документу положено являться аргументированным, должен быть краткий. А также гарантировать точное восприятие преподносимой информации.

Должны содержаться все необходимые сведения, положенные для регистрации. Обязательно поставлен на контроль исполнения, что является важным аспектом. Администрация прокуратуры для соблюдения этого пункта ведет специальные журналы либо карточки. Там фиксируется предмет содержания, кому направлен, исходящая дата. Делается дополнительно пометка о получении адресатом и результатов рассмотрения.

На данный момент такой учет стал вестись компьютеризовано. Таким способом облегчает работу по внесению информации, удобному ее хранению, так как производство документооборота достаточно большое. А также предусматривают удобные способы контроля над сроком исполнения и иных аспектов по ведению документации.

Протест прокурора

Протест выражает собой самый распространенный акт. Приносится на перечащий законодательству правовой акт, цель которого – устранение незаконности.

Классификация по отношению которых он составляется:

  1. организации или служебного лица, где был составлен:
  2. вышестоящего служебного лица или вышестоящего органа;
  3. судебное обращение.

Основной целью составления протеста является приведение документа, составленного вопреки закону в соответствие законодательству, либо его отмена. Он может быть составлен по отношению как нормативных документов, так и ненормативных. Выносится только для действующих правовых актов, вступивших в законную силу. Обусловлено это главным образом целью данного документа, пресечения нарушения законодательства страны.

Акты реагирования прокурора могут приноситься, по отношению всего документа, так части, которые содержат не соответствующие закону правовые нормы. Может содержать незаконные правовые нормы с самого начала его издания, либо принятые спустя время. Поэтому одно и то же дело может быть опротестован несколько раз. Вынесение протеста прокурора обязательно приостанавливает процесс действия документа до рассмотрения по существу.

Основные акты реагирования прокурора на нарушения закона

Образец прокурорского протеста

При рассмотрении протеста организацией коллегиально возможно приглашение сотрудника органа прокуратуры. Порядок его нахождения закреплен законодательством. Сотрудник прокуратуры в устной форме разъясняет о выявленных нарушениях. О результатах ему сообщается письменно.

На основании закона протест необходимо рассмотреть до десяти дней.

Неисполнение дает возможность сотруднику прокуратуры обратиться в суд. До рассмотрения протеста по существу, прокурор обладает правом отзыва своего требования. Такая ситуация может произойти, если изменилось законодательство, либо произошла отмена незаконного акта.

Представление прокурора

Еще одной формой реагирования прокурора является представление. Так, на основании закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.  

Отличие от протеста – обязательное, незамедлительное рассмотрение. Незамедлительное рассмотрение означает, что представление нужно рассмотреть в ближайший день или на ближайшем заседании. На протяжении месяца после его получения прокурору должны сообщить о принятых действиях по устранению нарушения законодательства.

Широкие полномочия органов прокуратуры позволяют выносить представления, так как это заложено их принципами. Чтобы понять отличие представления от протеста достаточно провести параллель. Следовательно, видно, что протест выносится, когда установлено нарушение законодательства в правовых актах.

Характеристика представления — констатирование факта деяния/бездействия лиц наперекор закону. Пример бездействия – обращение не рассмотрено уполномоченным лицом.  Выносится, когда есть признаки противоправного деяния, однако нет признаков правонарушения или уголовно наказуемого деяния.

Основные акты реагирования прокурора на нарушения закона

При помощи соответствующего полномочия органы прокуратуры должны прекратить противоправное деяние, пресечь возникновение их.  В предписании должны указываются конкретные действия, направленные на устранения правонарушения. И также стоит указать конкретные нарушенные правовые нормы, последствия их неустранения.

Представление прокурора составляется по отношению совершенного либо длящегося правонарушения. А по отношению готовящегося правонарушения составляется предостережение. Ситуация становится очевидной в ходе прокурорских проверок. Адресатом может стать только должностное лицо.

Постановление прокурора

Постановление прокурора может быть двух форм:

  1. возбуждение уголовного дела, при включении симптомов общественно опасного деяния. Сотрудник следует букве уголовно-процессуального кодекса. Неисполнение может повлечь судебный процесс, значит приговор;
  2. применение производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении уголовного дела

Постановление прокурора о возбуждении административного производства

Постановления, как иные акты прокурора должны быть мотивированы. Данное убеждение документально закрепляется. Так как прокурор не имеет полномочий самостоятельно выбирать способ наказания, он выносит постановление для соответствующих организаций.

Форма обязательно должна содержать информацию о лице совершившим преступление/правонарушение, место, время совершения. Должно быть рассмотрено в определенные сроки о результатах необходимо письменно сообщить органам прокуратуры. Прокуратура активно ведет учет актов, сроков их исполнение. С помощью данного способа воздействия сотрудник хорошо влияет на органы предварительного расследования.

Акты прокурорского реагирования играют важную роль для поддержания законности нашей страны. Прокурорский надзор необходим для противодействия нарушения законодательства. Для его осуществления необходимы соответствующие полномочия, которые человек их имеющий, приводит в действие.  Прокуратура выступает, как необходимый элемент создания правовой государственности страны.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:8 (800) 301-93-70 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)Это быстро и бесплатно!

Образцы актов
прокурорского реагирования

Начальнику Горьковского ЛУВДТ

П Р О Т Е С Т

(в порядке ст.30.10 КоАП РФ)

на постановление зам.начальника
Горьковского ЛУВД

на транспорте №**** от 30.10.2007г.

по делу об административном правонарушении

в отношении Матренычевой В.А.

30.10.2007г. заместителем начальника
Горьковского ЛУВД на транспорте вынесено
постановление №***** об административном
правонарушении, предусмотренном ст.20.16
КоАП РФ за осуществление частной охранной
деятельности без соответствующего
разрешения (лицензии), в отношении
Матренычевой В.А., которой назначено
наказание в виде штрафа в размере 1000
рублей.

Указанное постановление является
незаконным, и подлежит отмене по следующим
основаниям.

В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в
постановлении по делу об административном
правонарушении должна быть указана
статья настоящего Кодекса, предусматривающая
административную ответственность за
совершение административного
правонарушения.

При
этом, согласно Постановлению Верховного
суда РФ № 26 АД-06-1 от 9 июня 2006 года исходя
из положений ст. 28.2 и ч. 1 п. 5 ст. 29.10 КоАП
РФ квалификация действий лица,
привлекаемого к административной
ответственности, требует указания части
статьи, если эта статья содержит несколько
составов административных правонарушений.

Статья
20.16

КоАП РФ, по которой гр.Матренычева
привлечена к административной
ответственности, состоит из 4-х частей,
каждая из которых предусматривает
определенный состав административного
правонарушения, и должна быть в
обязательном порядке указана в протоколе
об административном правонарушении и
в постановлении о привлечении гражданина
к административной ответственности.

Однако, ни в протоколе об административном
правонарушении, ни в постановлении по
делу об административном правонарушении
не указано, по какой части статьи 20.16
КоАП РФ привлечена к административной
ответственности гр.Матренычева.

Согласно, ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке
к рассмотрению дела об административном
правонарушении разрешается вопрос о
вызове лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном
правонарушении.

В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело
об административном правонарушении
рассматривается с участием лица, в
отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении.
В отсутствии указанного лица дело может
быть рассмотрено лишь в случаях, если
имеются данные о надлежащем извещении
лица о месте и времени рассмотрения
дела и если от него не поступило
ходатайство об отложении рассмотрения
дела либо если такое ходатайство
оставлено без удовлетворения.

В нарушение требований названной статьи
дело рассмотрено без участия лица,
привлекаемого к административной
ответственности и сведения о надлежащем
его извещении, о месте и времени
рассмотрения дела в материалах дела
отсутствуют, что свидетельствует о том,
что меры по извещению и вызову указанного
лица не принимались. Более того, протокол
об административном правонарушении
рассмотрен в день его составлении, т.е.
когда указанное лицо находилось на
дежурстве выполняя свои служебные
обязанности, что подтверждается
объяснениями правонарушителя о несении
службы 30.10.2007г. на территории
ст.Горький-Московский и уведомлением
директора ООО ЧОП «Калибр» о дежурствах
охранников с 8.00 до 8.00 следующих суток.

Согласно п.3 ст.26.1 КоАП РФ виновность
лица в совершении административного
правонарушения является обстоятельством,
подлежащим выяснению по делу об
административном правонарушении.

ООО «Калибр» имеет лицензию ЧО № 0279 от
27.10.2007г. на осуществление негосударственной
охранной деятельности на всей территории
Российской Федерации, а гр.Матренычева
является работником названного охранного
предприятия.

Согласно п. 4 Положения о лицензировании
негосударственной (частной) охранной
деятельности, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от
14.08.2002 №600, одним из необходимых
лицензионных требований при осуществлении
охранной деятельности является наличие
у работников лицензиата, осуществляющих
охранные функции, квалификации, отвечающей
требованиям Закона о частной детективной
и охранной деятельности и подтвержденной
удостоверениями охранника.

Таким образом, действующим законодательством
не предусмотрена необходимость наличия
лицензии на осуществление частной
охранной деятельности у каждого работника
охранного предприятия.

Материалы дела не содержат фактов,
подтверждающих вину гр.Матренычевой в
совершении административного
правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь
ст.24.6, п.3 ч.1 ст.25.11, ст.30.10 КоАП РФ и ст.23
Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации»,

Т Р Е Б У Ю :

1. В связи с поступлением данных материалов
в Приволжскую транспортную прокуратуру
09.11.2007. восстановить срок обжалования
постановления о привлечении к
административной ответственности гр.
Матренычевой В.А.

2. Постановление №**** от 30.10.2007г. по делу
об административном правонарушении в
отношении Матренычевой, 20.06.1962 г.р.
отменить и производство по делу
прекратить.

О результатах рассмотрения протеста
сообщить Приволжскому транспортному
прокурору в установленный законом
10-дневный срок в письменном виде.

Заместитель Приволжского транспортного
прокурора

Начальнику Горьковской

железной дороги –

филиала ОАО «РЖД»

23.07.2010 № 7-13/1-25-10

Представление

об
устранении нарушений законодательства

о
пожарной безопасности и санитарно-

эпидемиологическом
благополучии населения

Приволжской транспортной прокуратурой
с участием районных транспортных
прокуроров проведена проверка законности
отчуждения и перепрофилирования
дошкольных образовательных учреждений
и детских оздоровительных лагерей, в
ходе которой особое внимание уделялось
обеспечению безопасности жизни и
здоровья детей, пребывающих в детских
оздоровительных лагерях (далее – ДОЛ).

Согласно ст. 37 Федерального закона «О
пожарной безопасности» руководители
предприятий, организаций, учреждений
обязаны соблюдать требования пожарной
безопасности, проводить противопожарную
пропаганду, обучать своих работников
мерам пожарной безопасности, содержать
в исправном состоянии системы и средства
пожарной защиты (включая первичные
средства тушения пожаров). Руководители
организаций должны осуществлять
непосредственное руководство системой
пожарной безопасности в пределах своей
компетенции на подведомственных объектах
и несут персональную ответственность
за соблюдение требований пожарной
безопасности.

Вопреки требованиям названного
законодательства в ДОЛ выявлены нарушения
требований законодательства о пожарной
безопасности, создающие угрозу
безопасности для жизни и здоровья
прибывающих в них детей.

Так, в нарушение Правил пожарной
безопасности ППБ 01-03, утвержденных
приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003, в спальных
корпусах и столовой детского
оздоровительного комплекса «Яльчик»
отсутствует автоматическая пожарная
сигнализация и система оповещения людей
о пожаре, первичные средства пожаротушения
(огнетушители) расположены в неустановленных
местах допускается применение горючих
материалов для отделки, облицовки и
окраски стен, а также ступеней и лестничных
площадок на путях эвакуации, допускается
открытая прокладка электропроводки по
горючему основанию. В подсобных помещениях
эксплуатируются самодельные
электронагревательные приборы, жилы
проводов соединены методом механической
скрутки, горючие материалы хранятся
под лестничными маршами и т.д.

Ранее, Марийским транспортным прокурором
были выявлены аналогичные нарушения,
в целях устранения которых 13.08.2009
директору ДОЛ «Яльчик» внесено
представление об устранении выявленных
нарушений требований законодательства
о пожарной безопасности, однако, нарушения
продолжают иметь место.

Не все нарушения правил пожарной
безопасности устранены и в ДОЛ им. Вали
Котика.

Так, 15.05.2010 Отделением государственного
пожарного надзора МЧС по Семеновскому
району Нижегородской области в ДОЛ им.
Вали Котика проверкой выявлено 18
нарушений требований законодательства
о пожарной безопасности, в целях
устранения которых директору ДОЛ выдано
предписание об устранении выявленных
нарушений.

В ходе проверки в порядке контроля
15.06.2010 установлено, что 1 нарушение
требований пожарной безопасности –
отсутствие искрогасителя на дымовой
трубе котельной установки так и не
устранено, в связи с чем, ОГПН МЧС по
Семеновскому району Нижегородской
области в отношении начальника Детского
оздоровительного лагеря им. В.Котика
15.06.2010 возбуждено производство об
административном правонарушении,
предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ –
неисполнение требований предписания,
которое находится на рассмотрении.

Согласно требованиям ст. 28 Федерального
закона №52-ФЗ
от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» в
образовательных учреждениях, независимо
от организационно-правовых форм, должны
осуществляться меры по профилактике
заболеваний, сохранению и укреплению
здоровья обучающихся и воспитанников,
в том числе меры по организации их
питания, и выполняться требования
санитарного законодательства.

В нарушение требований СанПиН 2.4.4.1204-03
«Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации
режима работы загородных стационарных
учреждений отдыха и оздоровления детей»
в ДОЛ им.Вали Котика количество детей
в возрасте 6 – 9 лет в отрядах составляет
от 27 до 31 человека, а в возрасте 15 лет –
38 человек вместо 25. Отсутствуют отдельные
списки контингента работников лагеря.

В мясном цехе и цехе холодных закусок
неисправно холодильное оборудование.
В столовой отсутствует комната для
хранения уборочного инвентаря, моющих
и дезинфицирующих средств. В жилых
корпусах нет комнат для сушки одежды.

В ДОЛ «Яльчик» не завершена уборка
территории, корпусов и столовой, в
спальных корпусах кровати заправлены
изношенным постельным бельем, не
проведена очистка выгребов надворных
туалетов, в медицинском пункте отсутствует
стерилизационное и бактерицидное
оборудование, лекарственные средства
и средства неотложной помощи.

Указанное стало возможным в результате
ненадлежащего исполнения должностных
обязанностей – руководителями ДОЛ
«Яльчик» Ивановым и ДОЛ им. Вали Котика
Петровой, а также отсутствия контроля
со стороны руководителя Дирекции
социальной сферы Горьковской
железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Сидоровой за их деятельностью.

На основании изложенного, руководствуясь
ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации»,

Т Р Е Б У Ю:

1.
Рассмотреть представление с участием
представителя Приволжской транспортной
прокуратуры и принять меры к устранению
выявленных нарушений закона, причин и
условий им способствующих.

2. Решить вопрос о привлечении виновных
лиц к дисциплинарной ответственности.

3.
О результатах рассмотрения представления
и принятых мерах сообщить в письменной
форме в Приволжскую транспортную
прокуратуру в месячный срок с момента
получения представления.

Приволжский
транспортный прокурор

Начальнику Управления на транспорте
МВД РФ по ПФО

20.09.2010 № 7-13/1-29-2010

Соседние файлы в предмете Прокурорский надзор

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Прокуратура

Прокуратура

Данный ресурс содержит подборки наиболее важных и актуальных документов по различным тематикам. Здесь вы найдете нормативные акты, статьи и консультации экспертов, формы документов по интересующим вас темам:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти старший разряд суммы чисел
  • Как найти свое авто если его угнали
  • Как можно исправить пересоленную еду
  • Как правильно составить анкету для опроса по исследованию
  • Как исправить ошибку при старте