Добавить в «Нужное»
Акт ревизии наличных денежных средств (бланк и образец)
О порядке ревизии денежных средств в кассе мы рассказали отдельно. А сейчас расскажем об акте ревизии наличных денежных средств, образец которого будет приведен ниже.
Акт ревизии кассы предприятия
Результаты ревизии кассы оформляют актом ревизии денежных средств, находящихся в кассе. Его можно оформить в произвольной форме или же использовать для этих целей акт о проверке наличных денежных средств кассы по форме N КМ-9 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132). Но сразу скажем, что использование именно этой формы не является обязательным (Информация Минфина N ПЗ-10/2012).
Составить акт ревизии кассы должна комиссия, которая проводила ревизию.
В акте ревизии кассы указываются:
- наименование проверяемой организации;
- дата составления акта;
- фактическое наличие наличных денег, находящихся в кассе на момент проверки;
- соответствие или несоответствие фактического количества наличных денег в кассе данным бухучета.
Акт ревизии кассы подписывается работниками, участвовавшими в проверке, а также кассиром, ответственным за сохранность денег в кассе.
По итогам ревизии руководитель организации должен принять меры по устранению выявленных недостатков.
Акт ревизии кассы — бланк
Акт ревизии наличных денежных средств (бланк) по форме N КМ-9 можно скачать здесь.
Акт ревизии кассы: посмотреть образец
Форум для бухгалтера:
Акт по форме ИНВ-15 – главный документ, который используется для фиксации результатов внезапной проверки хранящихся в кассе денежных средств или, говоря проще, инвентаризации кассовой наличности. Проверка эта может производиться как по требованию специалистов налоговой инспекции, так и по инициативе руководства организации, на основании специально изданного приказа.
Если инвентаризация происходит по необходимости, в связи со сменой материально-ответственного сотрудника, то данный документ составляется в трех экземплярах: по одному для бывшего и нового материально-ответственного лица, и третий – для бухгалтерии организации. Если это плановая проверка, то достаточно двух экземпляров.
Образец и пустой бланк формы ИНВ-15
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк формы ИНВ-15 .docСкачать образец заполнения акта инвентаризации наличных денежных средств по форме ИНВ-15 .doc
Форма ИНВ-15 несложная, заполнение ее, как правило, не вызывает особых затруднений. Тем не менее, порой, специалисты без должного опыта сталкиваются с некоторыми непонятными моментами.
1 часть: реквизиты организации и дата проверки
Условно форму ИНВ-15 можно поделить на три части. Первая часть включает в себя все основные данные, касающиеся организационно-правового статуса компании, а также сведения, являющиеся обоснованием проведения данной проверки. То есть здесь нужно указать:
- организационно-правовую форму организации (ИП, ООО, ЗАО);
- полное название компании;
- вид деятельности (шифр из ОКВЭД);
- номер и дату приказа, который явился основанием для внезапной проверки; хранящейся в кассе наличности;
- номер и дату составления данного акта по форме ИНВ 15, то есть актуальные сведения на фактическую дату проведения инвентаризации.
2 часть: расписка материально-ответственного лица и данные по результатам проверки
Следующая часть формы ИНВ-15 относится непосредственно к подсчету суммы средств в кассе. Но прежде материально-ответственное лицо, на которое возложена функция за контролем кассовой наличности и соблюдением установленных законом норм дает специальную расписку. Роспись ответственного лица будет свидетельствовать о том, что все приходники и расходники переданы в бухгалтерию, а наличные средства предприятия в полном объеме находятся на данный момент в кассе. Затем этот сотрудник должен от руки вписать в документ свою должность, поставить дату, подпись и расшифровку подписи.
Следующий этап — инвентаризационная комиссия в составе нескольких человек подсчитывает все финансовые средства в кассе и вносит данные сведения в бланк акта.
Здесь нужно обязательно сделать разделение средств по виду наличности: то есть в акт ИНВ-15 кроме подсчитанной суммы в виде наличных денег надо вписать марки, чеки, ценные бумаги и т.д. Все записи нужно вносить как в числовом виде, так и с полной письменной расшифровкой числового значения.
Чуть ниже вносятся данные о сумме наличных средств по результатам бухгалтерского учета. По идее, эти два значения должны совпадать, хотя иногда по ним встречаются и расхождения. Если выявлено несовпадение реальных и учетных данных, то есть недостача или излишек, их нужно также обязательно внести в акт инвентаризации в соответствующие разделы.
Затем нужно обязательно указать последние номера приходно-кассового ордера и расходно-кассового ордера, зарегистрированных до начала проверки.
3 часть: подписи инвентаризационной комиссии
К этой части относятся должностные данные всех участников проверочной комиссии с подписями и их расшифровкой. Здесь же, после ознакомления с полученными цифрами, снова должен расписаться материально-ответственный сотрудник, в присутствии которого и должна была проводиться вся процедура.
Внимание! Если в процессе проверки денежной наличности в кассе были выявлены какие-то расхождения между реальными суммами и теми, что зарегистрированы по бухгалтерскому учету, то это необходимо отразить на оборотной стороне акта формы ИНВ -15 с комментариями материально-ответственного лица. В комментариях ответственный сотрудник должен дать необходимые пояснения по установленному факту. На основании данного объяснения руководство предприятия, а также налоговые специалисты (если проверка проведена по их инициативе), принимают решение о том, как поступить с обнаруженными излишками или недостачей. Это решение также вписывается с обратной стороны бланка ИНВ-15 и заверяется подписью руководителя и печатью.
Коротко об основных моментах внезапной проверки средств, хранящихся в кассе
Инвентаризация может проводиться по нескольким причинам:
- выявление избытка или нехватки наличности в кассе;
- завершение календарного года;
- смена материально ответственного лица;
- ликвидация предприятия;
- форс-мажорные обстоятельства (пожары, затопления и пр.).
Проверка обязательно должна проводиться комиссией в составе нескольких сотрудников, а также в присутствии лица, которое несет ответственность за соблюдение норм хранения кассовой наличности. По итогам инвентаризации обязательно должен составляться соответствующий акт, с вынесением решения об устранении обнаруженных нарушений.
Унифицированная форма ИНВ-15 пригодится всем, кто работает с наличкой. О том, как часто нужно заполнять унифицированную форму ИНВ-15 и как правильно ее оформить, можно узнать из нашей статьи. Заодно скачайте бланк и образец заполнения этой формы.
Как часто и в соответствии с какими нормативными актами проводится инвентаризация наличных денежных средств
Инвентаризация кассы проводитсяв соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 № 49. Согласно п. 1.2 данных указаний денежные средства являются имуществом хозсубъекта.
Проверь себя: как провести инвентаризацию
Время прохождения около 5 мин.
Пройти тест
Для инвентаризации наличных денежных средств Госкомстат разработал унифицированную форму ИНВ-15 и утвердил ее в своем постановлении от 18.08.1998 № 88. Данная форма необязательна к применению и может быть заменена аналогичным документом, разработанным компанией самостоятельно. Однако ИНВ-15 продолжает широко использоваться.
Как часто оформляется акт формы ИНВ-15? Ответ зависит от установленной частоты проводимого контроля. Для внутренних ревизий кассы периодичность проверок определяет руководство юрлица или ИП (п. 7 указания Центробанка РФ о порядке ведения кассовых операций от 11.03.2014 № 3210-У). Проверки могут проводиться регулярно (по плану) или носить внезапный характер.
Не следует забывать и о законодательно установленных случаях, когда проведение инвентаризации кассы обязательно (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации, утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49):
- перед составлением годовых отчетов;
- при смене кассиров;
- при выявлении хищения денег или недостачи/излишков в кассе.
Как передать кассу новому кассиру при увольнении или на время отпуска, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Своевременная инвентаризация кассы — это возможность вовремя устранить кассовые нарушения, пресечь злоупотребления, а также избежать возможных штрафов. Если работать с наличными деньгами без учета требований нормативных документов, может последовать наказание по ст. 15.1 КоАП.
Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за ее нарушение — в статье «Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение».
Порядок проведения инвентаризации наличных средств в кассе
Процедура проведения ревизии наличных средств в кассе состоит из следующих этапов:
- Утверждение состава комиссии в приказе по унифицированной форме ИНВ-22 (или аналогичной ей, разработанной самостоятельно).
Пример приказа об инвентаризации кассы смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
- Получение расписки от кассира об отсутствии неоприходованной налички и неучтенных денежных документов. Кассир также передает комиссии последний кассовый отчет.
- Пересчет денежных средств и документов, сравнение результата с бухучетом, сверка наличия и движения бланков строгого учета с информацией, отраженной в журнале их регистрации.
- Оформление итогов инвентаризации в акте формы ИНВ-15.
Внимание! Инвентаризация денежных средств в кассе производится в присутствии материально ответственного за денежные средства лица (как правило, кассира).
Скачать бланк инвентаризации кассы по форме ИНВ-15 можно на нашем сайте.
Скачать бланк формы ИНВ-15
Порядок и образец заполнения акта ф. ИНВ-15 при инвентаризации кассы
Акт инвентаризации заполняется на компьютере или вручную. Не допускается наличие исправлений или помарок.
В соответствующие разделы акта вносятся:
- название организации;
- наименование подразделения (при проведении ревизии кассы в обособленном подразделении);
- документ — основание для проведения проверки кассы, его номер и дата;
- номер и дата акта, а также дата проведения инвентаризации;
- подпись кассира в расписке;
- фактическая сумма денежных средств, ценных бумаг и иных денежных документов;
- учетные данные денежных активов;
- данные результатов ревизии;
- пояснение выявленных излишек/недостач;
- подписи членов комиссии и материально ответственных лиц.
Скачать образец заполнения формы ИНВ-15
Подробнее о порядке, который следует соблюдать при ведении кассовых операций, читайте в этой статье.
Итоги
Периодическое проведение инвентаризации кассы в интересах любого юрлица и ИП, работающих с наличными деньгами. Это помогает вовремя выявить все недостачи, пресечь злоупотребления и дисциплинировать кассиров. Оформляются результаты инвентаризации с помощью акта формы ИНВ-15 или аналогичной ей.
Данный акт является официальным документом, составляемым уполномоченными лицами и документально фиксирующий фактическое состояние кассы в определенный период времени или по состоянию на конкретную календарную дату.
Здесь мы подробнее рассмотрим порядок проведения такой ревизии и предложим типовые варианты необходимых документов.
Наши специалисты в области ревизии кассы готовы прийти к вам на помощь и оказать дополнительные бесплатные консультации, для этого необходимо заполнить прилагаемую заявку и наш эксперт сам свяжется с вами.
Порядок проведения ревизии
Подобный документ должен быть составлен комиссионно. Связано это, прежде всего, с повышенной ответственностью за оборот денежных средств и материальных ценностей, находящихся в кассе, требованиями законодательства, а также сложившейся деловой практикой.
Состав ревизионной комиссии устанавливается отдельным распорядительным актом руководства предприятия. Такой приказ или распоряжение, под роспись, доводится до сведений членов комиссии и иных заинтересованных лиц.
С этим документом, также должен быть ознакомлен кассир или иное ответственное лицо за ведение инспектируемой кассы.
Перед началом ревизии, в присутствии всех заинтересованных лиц, председатель комиссии оглашает содержание распорядительного документа, на основании которого производится проверка кассы.
Далее предлагается всем присутствующим сделать заявления о наличии оснований, препятствующих проведению такой проверки. В случае, если существенных оснований для отложения ревизии не обнаружено, комиссия приступает к изучению кассы.
Все действия по ревизии кассы происходят коллегиально в присутствии всех членов комиссии, ответственного за кассу лица и иных привлеченных и заинтересованных лиц.
В процессе осуществления ревизии могут быть составлены протоколы или иные документы, документально фиксирующие порядок проведения проверки.
Правила составления акта
По результатам проверки составляется официальный документ.
Таким документом может быть акт или иная подобная форма.
Такой акт, в обязательном порядке, должен иметь письменную форму и быть составлен в необходимом количестве экземпляров.
Все участники ревизии кассы должны подписать итоговые и промежуточные документы. В случае не согласие участвующих в процедуре лиц с порядком, фактами и результатами проверки, каждый из них вправе сделать соответствующую особую запись в итоговом и иных документах.
Каждый из участников ревизии кассы вправе получить свой экземпляр составленного итогового документа.
УТВЕРЖДАЮ
Финансовый директор ЗАО «Пресвет лтд»
Ю.З. Занижный
02 февраля 2015 года
М.П.
Акт ревизии
№ 445879/66878-К от 31 января 2015 года
Комиссией, на основании приказа № 446879/66818-К от 25 января 2015 года, в присутствии работника, ответственного за ведение кассы кассира — Набальной Татьяны Станиславовны, проведена ревизия кассы предприятия ЗАО «Пресвет лтд» по состоянию на 26 января 2015 года.
В результате проведенной ревизии установлено следующее:
1. Остаток наличных денежных средств в кассе по состоянию на 26 января 2015 года составляет 139998 (сто тридцать девять тысяч девятьсот девяносто восемь) рублей 96 копеек.
И т.д…
Весь образец акта ревизии кассы доступен для скачивания в конце страницы.