Как составить алгоритм действий человека

Алгоритм поведения – это психическая деятельность, распределяющая энергию.

Составляющие алгоритма[править]

В основе алгоритма лежит механизм самоконтроля. Который состоит из контролируемой составляющей, то есть того, что контролируется в данный момент, и эталонной, то есть того, что должно быть. Вопрос о степени соответствия, контролируемой и эталонной составляющих, осуществляется операцией сличения. Именно она позволяет установить тождество, например, в рассуждении «Мыслю, следовательно, существую», между пониманием себя, как мыслящего и пониманием себя, как существующего, то есть занимающего своей мыслью определенное пространство.

Алгоритм поведения начинается с присвоения контролируемой составляющей значения, понимаемых в данный момент времени объектов (К=П). А эталонной составляющей – значения объектов, удовлетворяющих потребность в развитии (Э=У). Операцией сличения сопоставляются контролируемая и эталонная составляющие (К==Э). Если они соответствуют друг другу, то алгоритм повторяется с другими значениями переменных, если нет, то происходит расчет вариантов (РВ), при котором определяется последовательность действий необходимых для достижения удовлетворяющего результата. После, начинается их реализация (Реал), где каждое последующее действие будет сопоставляться с запланированным вариантом. Но, если энергии для расчета вариантов в данный момент недостаточно, то человек, вместо того, чтобы разбивать задачу на подзадачи, может потребовать изменений от людей или обстоятельств, обвиняя их в сложившейся ситуации. Это требование сопровождается чувством собственной значительности (ЧСЗ).

Алгоритм поведения

Алгоритм поведения

Работа алгоритма[править]

Работа алгоритма сопровождается эмоциональными состояниями, которые можно разделить на три категории (Э. Берн):

  1. Дитя – Д;
  2. Родителя – Р;
  3. Взрослого – В.

К категории «Д» относятся состояния радости (счастья, веселья и т.п.), соответствующие той части алгоритма, где контролируемая равна эталонной. К категории «Р» относятся состояния раздражительности (злости, недовольства и т.п.), соответствующие той части алгоритма, где удовлетворяется чувство собственной значительности. К категории «В» относятся состояния интереса (занимательности, любознательности и т.п.), возникающие при рассчитывании и реализации вариантов.
При каждом соответствии контролируемой и эталонной составляющих идет сохранение резервных сил для работы последующих алгоритмов.

Для примера, классическая ситуация между мужем и женой от Э. Берна (мои комментарии в скобках):

Муж (Контролируемой составляющей присваивается значение — отсутствие запонок, эталонной — их наличие, расчет вариантов показал, что запонки будет легче найти, если искать их вместе с женой, реализация сопровождается эмоциональным состоянием Взрослого): «Дорогая, не подскажешь ли, где мои запонки?»
Жена (Контролируемая — муж ведет себя, как маленький, эталонная — муж ведет себя, как взрослый, отсутствие сил рассчитать варианты, что бы сделать мужа взрослым приводит к требованию, чтобы он повзрослел, реализация сопровождается эмоциональным состоянием Родителя): «Ты уже не маленький тебе пора знать, где твои запонки!»
Муж (Контролируемая — жена не выполняет свои обязанности, эталонная — жена их выполняет, отсутствие сил рассчитать варианты, что бы изменить жену приводит к требованию, чтобы она сама изменилась, реализация сопровождается эмоциональным состоянием Родителя): «Если бы у нас в доме был порядок, я бы смог найти свои запонки!»

Далее, жена найдет причину, почему следовало бы измениться мужу, а муж будет требовать изменений от жены. И так до тех пор, пока сил в резерве у кого-нибудь не останется и он не покинет поле боя.
Так как основной источник резервных сил это удовлетворение потребностей, то чем больше человек будет требовать изменений от других (людей, обстоятельств), тем меньше сил в резерве у него останется, а чем меньше сил останется, тем больше он будет требовать изменений от других. Возникает «порочный круг», в процессе которого человек требует изменений от постоянно увеличивающегося количества понимаемых объектов. Итак, до тех пор, пока не наступить декомпенсация (распределение энергии в пользу мышления, но в ущерб работы других органов) и последующая смерть.

Алгоритм поведения может вырабатываться на уровне сознания, а может использоваться и на бессознательном уровне, если ранее был положительный опыт его реализации. И чем больше количество его реализаций, тем менее он осознается (так вырабатывается автоматизм движений, то есть навыки).

При расчете и реализации вариантов одного алгоритма, используются другие. Например, чтобы научиться писать, используются навыки чтения.

Классификация[править]

Матрица[править]

В основе работы алгоритмов лежат понимаемые объекты или явления, которые можно разделить на четыре категории, как это предложил М. Е. Литвак: Я, Вы, Они, Труд.
К категории «Я» относятся объекты, связанные с качествами понимающего субъекта, например, понимание себя, как объективной индивидуальности, существующей независимо от других понимаемых объектов. Со всеми присущими этой индивидуальности характеристиками.

К категории «Вы» относятся объекты, связанные с пониманием близких людей (животных), то есть тех с которыми осуществляется процесс построения тех или иных отношений (например, дружеских, деловых и т.д.).

Категория «Они» включает понимание всех людей (животных), как в широком смысле, то есть все человеческое сообщество, так и в более узком, как понимание отдельных человеческих объединений, например, наций, государств, спортивных клубов, религиозных сект и т.д.

К категории «Труд» относятся объекты, связанные с трудовой деятельностью. Например, наблюдение за происходящим, как форма деятельности, может включать все воспринимаемые в данный момент времени объекты предметной действительности. Или, например, сюда можно отнести понимание любимого рабочего инструмента.
По мотивационной составляющей алгоритмы можно разделить на удовлетворяющие потребность в развитии (или потребность в устранении первоначального несоответствия между «К» и «Э»), и удовлетворяющие ЧСЗ. Алгоритмы, удовлетворяющие потребность в развитии, в свою очередь, можно подразделить на три категории:

  1. Удовлетворяющие физические потребности;
  2. Удовлетворяющие психические потребности;
  3. Удовлетворяющие социальные потребности.

Если объединить эти классификации, то все многообразие человеческих алгоритмов можно представить в виде матрицы:

Матрица

Матрица

Так как алгоритмы могут быть разнообразной вложенности, то они могут иметь и разнообразные мотивационно-объектные характеристики.

Например, алгоритм игры в шахматы, по объектным характеристикам включает понимание себя, своих знаний и умений в этой области (это объекты из категории Я), понимание соперника и его мастерства (объекты из категории Вы), понимание обстановки, в которой протекает игра, и шахматной доски с фигурами (объекты из категории Труд). По мотивационным характеристикам может включать любые комбинации в зависимости от контекста, так один играет для удовлетворения психической потребности (получения удовольствия от игры), другой для удовлетворения социальной потребности (поддержание дружеских отношений), третий для удовлетворения физической потребности (если на кону, например, еда, что характерно для мест не столь отдаленных), четвертый для удовлетворения ЧСЗ и т.д.

Алгоритмы ЧСЗ[править]

Классификация стратегических алгоритмов, удовлетворяющих ЧСЗ:
I. За счет избыточного удовлетворения физических потребностей:

  1. Сексуальная потребность. Человек может стремиться к увеличению количества сексуальных партнеров или к увеличению продолжительности полового акта, как к показателям его значительности.

  2. Потребность в безопасности. Это может проявляться в двух вариантах:
    1. Чрезмерное стремление к обустройству своей квартиры, офиса или машины;
    2. Стремление к дорогой одежде.
  3. Пищеварительная потребность. Стремление украсить свой стол дорогими блюдами.

II. За счет избыточного удовлетворения социальных потребностей:

Чрезмерная забота о близких. Которая им только вредит. Может проявляться в упреках, запретах, в избавлении их от проблем, когда они теряют навыки самостоятельного развития.

III. Чувство собственной значительности, как источник удовольствия (зависимость от этого чувства):

  1. Стремление к власти (к получению как можно более «высокой» должности или статуса в обществе).
  2. Антисоциальное поведение (включая употребление табака, алкоголя, наркотиков).
  3. Психологический вампиризм.

Личностные системы[править]

По набору алгоритмов и их направляющему вектору можно выделить три личностные системы:

  1. Бытовая;
  2. Религиозная;
  3. Научная.

Бытовая система или система непосредственного опыта складывается у человека с рождения и может присутствовать до самой смерти, если он ее не изменит. Определяющими ориентирами в поведении при такой системе являются чувства, мнения авторитетов и большинства. Основной метод создания новых алгоритмов – подражание. Это самая нестабильная система (т.е. больше всего способствующая возникновению ошибочных алгоритмов, удовлетворяющих ЧСЗ), так как алгоритмы не упорядочены и часто противоречат друг другу.

Религиозная система основывается на вере в Бога. Определяющими ориентирами в поведении являются священные писания и авторитеты духовного учения. Основным методом создания новых алгоритмов является следование конкретным руководствам их религиозного учения. Более стабильная система по сравнению с бытовой, но не имеет лабильности в формировании новых алгоритмов.

Научная система строится в результате обобщения свойств и закономерностей действительности. Определяющим ориентиром в поведении является разум (логически правильное мышление на базе истинного знания). Основным методом создания новых алгоритмов, является научный метод.
В структуру научного метода входят:
Наблюдение фактов, их количественное или качественное описание.
Анализ результатов наблюдения — их систематизация, вычленение значимого и второстепенного.
Обобщение (синтез) и формулирование гипотез, теорий.
Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции или других логических методов.
Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента.
Научная система самая стабильная и лабильная (в формировании новых алгоритмов) на данный момент.

Методы изменения алгоритмов[править]

Их два:

  1. Психоанализ (позволяет найти ошибку в системе, проявляющуюся в конкретной ситуации, и исправить ее);
  2. Самопрограммирование (позволяет установить новый алгоритм для конкретной ситуации «поверх» ошибочного).

Психоанализ[править]

Собирайте воедино, без какой-либо критики, все случайные мысли, особенно самые неприятные, возникающие при свободном ассоциировании на не устраивающую ситуацию. Преодолевая сопротивления, которые при этом могут присутствовать, анализируйте полученные мысли, пытаясь понять причину ее возникновения. Когда она станет ясна, измените алгоритм, приводящий к этой ситуации, в соответствии с новыми представлениями.

Самопрограммирование[править]

Включает два этапа:

  1. Достижение состояния релаксации (увеличивающего программируемость, т.е. внушаемость);
  2. Внушение пакета команд.

Достижение состояния релаксации
Смотрите на сайте психологос
Внушение пакета команд
Для внушения формулы (пакеты команд) составляются в форме положительных утверждений (без частицы «не», без слов «нет», «никогда», «нельзя»). Во время одного сеанса используют формулу, включающую в себя не более 5—7 команд.
Например, формула прощения А. Свияша:
«С любовью и благодарностью я прощаю (имя человека, название объекта или явления) и принимаю его таким, какой он есть.
Я прошу прощения у (имя) за мои мысли и поступки по отношению к нему.
С любовью и благодарностью (имя) прощает меня».
Для усвоения внушаемых формул надо находиться в состоянии релаксации, но чтобы внушать их самому себе, нужно быть в активном мыслительном процессе. Для разрешения этого противоречия можно записать формулы на диктофон и прослушивать в состоянии релаксации.

См. также[править]

  • Это работа является продолжением работы «Высший разум»
  • Чтобы лучше понять чувство собственной значительности почитайте книгу «Пробуждение разума», удовлетворение ЧСЗ там называется эгоизмом.
  • Так же есть серия фильмов по этой книге.
  • О психологическом вампиризме читайте в одноименной книге М. Е. Литвака.
  • Чтобы лучше понять технику психоанализа почитайте лекции З. Фрейда «Введение в психоанализ».

Главная → Программы, сервисы, приложения → Разрабатываем алгоритмы действий и создаем блок-схемы

Разрабатываем алгоритмы действий и создаем блок-схемы

В жизни нам часто приходится встречаться с различными ситуациями, в которых мы совершаем одни и те же определенные действия. Для того, чтобы вовремя проснуться, нам нужно не забыть включить будильник. Для того, чтобы утолить свой голод, нам необходимо выполнить одни и те же действия по приготовлению вкусной пищи. Для того, чтобы выполнить знакомую нам работу, мы тоже часто делаем одно и то же.

Такое поведение можно называть по-разному, смотря в каком контексте оно рассматривается. Если рассмотреть с позиции эффективности деятельности, то эти действия можно назвать привычками или навыками. Если рассматривать с точки зрения отображения процесса, то описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленных задач за определенное количество шагов, называют алгоритмом действий.

Как создаются алгоритмы действий?

Мы постоянно сталкиваемся с этим в обычной жизни. Какие действия мы совершаем, чтобы пополнить счет своего мобильного телефона? Каждый из нас — разные. Так как способов пополнения счета несколько, следовательно мы все по-разному это делаем. Результат, правда всегда один получается — появление средств на телефоне.

Или еще пример: чтобы скопировать картинку или текст, нажимаем правой кнопкой мыши на картинку, затем выбираем «Копировать», помещаем в нужное место, нажимаем правой кнопкой » Вставить», и результат достигнут.

Все это — определенная последовательность действий, в результате которых различными средствами решается поставленная задача. Но пока это только наши знания, которые перерастают в навыки и умения, а если этот процесс описать, то мы сможем наглядно увидеть алгоритм наших действий, и передать его другим людям. На словах не все и не всегда понятно бывает.

Опишите последовательность действий — это запоминается

Создать алгоритм действий можно, описав или изобразив его последовательность. Знают ли все, что надо сделать, чтобы посадить дерево? Возможно, основные шаги понятны всем, но вот когда деревце поливать, перед посадкой или после, помнит не каждый. Созданный алгоритм позволит все действия выполнить в правильной последовательности.

Чтобы описать последовательность действий посложнее, придется постараться и подробно их все записать. Пример можно взять с всевозможных правил и инструкций — там очень четко прописываются по шагам действия, которые нам надо сделать. Но бывают ситуации, в которых за определенным действие следует не один шаг, а несколько, в зависимости от предыдущего результата. В таком случае, предположительные действия тоже записывают, чтобы человек мог легко сориентироваться в разных ситуациях, и знал, что нужно предпринять.

Алгоритм действий в графике — это блок-схема

Если изобразить алгоритмы действий в графическом варианте, с помощью геометрических фигур с линиями-связями, показывающими порядок выполнения действия, то мы получим блок-схему. Блок-схема намного превосходит правила, инструкции, и записанные по порядку алгоритмы действий, по своей наглядности и читаемости.

Представьте, что вам нужно чему-то научить другого человека. Вы отлично знаете все действия в определенной последовательности. Ваша задача — показать, как это нужно делать и передать свои знания так, чтобы другой человек их запомнил и знал так же, как и вы. Устная передача знаний допускает импровизации и некоторый произвол. Самым лучшим способом будет блок-схема, в которой объясняется последовательность и возможные варианты действий. В качестве примера — веселое руководство по изучению блог-схем:

Лучшим условием для получения результата будет повторяемость действий. Это однозначно влияет на скорость достижения результата в будущем. Чем чаще вам придется повторять одни и те же действия, тем быстрее вы научитесь выполнять последовательность действий, а значит в каждый последующий раз, вам потребуется меньше времени на выполнение.

Блок-схемы применяются в продажах

В продажах такое обучение с помощью разработки алгоритмов и изображения их в виде блок-схем имеет большое распространение. Чаще всего их используют в телефонных сценариях разговоров в call-центрах и для «холодных» звонков. Корпоративная культура набирает обороты, поэтому многие компании уже не позволяют сотрудникам нести «отсебятину», даже талантливую, а предлагают действовать им по заранее разработанному сценарию, представляя «лицо фирмы» на различных этапах. Эффект появляется буквально после нескольких дней действий «по бумажке». Со временем, многое из описанных алгоритмов запоминается сотрудником, и в дальнейшем он свободно может общаться, не опасаясь того, в какую сторону может уйти разговор.

Алгоритмы действий и блог-схемы разрабатываются не только в продажах. Большое распространение они имеют в обучении и практике врачей, программистов, «компьютерщиков», у многих технических специальностей.

Стоит попробовать научиться действовать по подобным блок-схемам. Ведь впервые встречаясь с непонятным поначалу обилием действий и задач, думаешь о том, как тебе не хватает разработанной блок-схемы. После долгих мучений не выдерживаешь, и начинаешь разрабатывать и создавать самостоятельно. Эффективные люди не любят простоев в делах. А блок-схемы значительно упрощают жизнь и позволяют разобраться в решении сложных задач.

Сервисы для разработки блок-схем

В интернете есть сервисы, которые могут помочь вам создавать такие блок-схемы. Один из них — [urlspan]Сacoo[/urlspan]. С его помощью вам легко удастся превращать ваши алгоритмы в различные диаграммы, блок-схемы и графики. Вы увидите, что это очень приятное и радостное занятие — преобразовывать то, что вам известно, в науку для других людей.

На этом онлайн-сервисе — хорошее настроение вам обеспечено. На первоначальном этапе можно воспользоваться возможностями бесплатной учетной записи, а в будущем за доступ нужно будет платить. Естественно, что бесплатный доступ имеет ограничения по сравнению с платными. Но для изучения и первых шагов, функционала вполне достаточно.

Разработав алгоритмы действий и преобразовав их в блок-схемы с помощью Cacoo, вы сможете надолго создать хорошее настроение не только себе, но и другим людям, постигающим азы.

Создавайте игровые блок-схемы для своих детей

Подводя итог вышесказанному отмечу, что теперь вы сможете использовать алгоритмы действий и блок-схемы в различных жизненных ситуациях. Даже ваши дети с огромным удовольствием станут выполнять не самые интересные обязанности, следуя понятным подсказкам. Если будут идеи, где и как можно применять алгоритм действий, поделитесь в комментариях, уважаемые читатели. Очень хотелось бы узнать про ваши алгоритмы.

Моя блок-схема

Вот какая блок-схема у меня получилась в первый раз. Для того, чтобы увеличить изображение, нажмите на него. После перехода на Cacoo, под записью «просмотр фигуры», нажимайте на картинку. Она откроется в большом окне. Удачи!

Успевайте больше за меньшее время вместе с «Копилкой эффективных советов».

Алгоритм-система точных и понятных предписаний, опр-ая последовательность элементарных операций над исходными данными, выполнение кот-ых обеспечивает решение задач данного типа.

дискретность-последовательность решения (процесс) задач должен быть разбит на последовательность отдельных шагов.

понятность-алгоритм обязательно должен быть понятен исполнителю. В связи с этим алгоритм нужно разрабатывать с ориентацией на опр-ого исполнителя, т.е. в алгоритм можно включать команды из систем команд данного исполнителя.

детерминированность — будучи понятным, алгоритм не должен содержать команды, смысл кот-ых может восприниматься неоднозначно. Нарушение составителями алгоритмов этих требований приводит к тому, что одна и та же программа после выполнения разными исполнителями дает не одинаковые результаты.

результативность –состоит в том, что при точном исполнении всех команд алгоритма, процесс решения задач должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен опред-ый при постановке задач результат.

массовость— пригодность алгоритма для решения задач некоторого класса.

Способы записи алгоритма:

словесный – способ на естественном языке.

графический-описания алгоритма с помощью схем.

Процесс выполнения операций или групп операций

ввод исходных данных, вывод результата

Решение-выбор направления выполнения

Модификация-выполнение операций , меняющих команды или группы команд, изменяющих программ.

Соединители линий на одной странице.

язык программирования –удобен для ввода в комп-р.

псевдокод-это язык, к-ый использует структуру и синтексис достаточно формализованного языка и одновременно допускает конструкции естеств. Языка.

Виды алгоритмов и основные принципы составления алгоритмов.

Линейный – алгоритм, в кот-ом команды выполняются последовательно друг за другом в порядке их естественного следования независимо от каких-либо условий. S1, s2 , S3…Sn

-ветвящийся ( разветвящийся) — это процесс, в кот-ом его реализация происходит по одному из нескольких заранее предусмотренных направлений, в зависимости от исходных данных или промежуточных результатов.

· Полная условная конструкция (полное ветвление)

· Неполное условная конструкция

· Выбор из нескольких

циклический – алгоритм, в кот-ом последовательность может выполняться более 1 раза.

· Цикл с параметром

· Цикл с предусловием. Может не выполниться ни разу. В теле цикла обязательно нах-ся оператор, к-ый изменяет значение переменной, входящей в блок Q.

· Цикл с постусловием. Выполняется хоть один раз.

Основные принципы алгоритмизации:

1. Выявить исходные данные, результаты и назначить им имена.

2. Метод решения задач.

3. Разбить метод решения задач на этапы.

4. При граф-ом представлении алгоритма каждый этап в виде соответствующего блока –схемы алгоритма и указать линиями связи порядок их выполнения.

5. В полученной схеме при любом варианте вычислений.

— предусмотреть выдачу результатов или сообщений об их отсутствии.

-обеспечить возможности после выполнение любой операции так или иначе перейти к блоку конец.

40.Основные алгоритмические структуры

Мы уже рассмотрели основные понятия программирования и переходим немного ближе к делу (но только ближе, программировать будем позже).

Рассмотрим основные структуры алгоритмов, а их шесть:

· Следование. Это последовательность блоков (или групп блоков) алгоритма. В программе следование представлено в виде последовательного выполнения операций

· Разветвление. Данная алгоритмическая структура применяется в том случае, когда в зависимости от условия необходимо выполнить одно или другое действие

· Обход. Эта структура является частным случаем разветвения, когда в одной из ветвей нет никаких действий.

· Множественный выбор. Эта структура является обобщением раветвления, когда необходимо выполнить одно из нескольких действий в зависимости от значения переменной A.

· Цикл До. Эта алгоритмическая структура применяется в том случае, когда нужно какие-либо операции исполнить несколько раз до того, как будет истинным определенное условие. Бло к выполняемый многократно называется телом цикла. Особенностью данного цикла является его обязательное исполнение хотя бы один раз.

· Цикл Пока. Это цикл отличается от цикла До тем, что проверка условия осуществляется перед самым первым исполнением операторов тела цикла.

Дата добавления: 2017-02-25 ; просмотров: 8009 | Нарушение авторских прав

Схемаэто абстракция какого-либо процесса или системы, наглядно отображающая наиболее значимые части. Схемы широко применяются с древних времен до настоящего времени — чертежи древних пирамид, карты земель, принципиальные электрические схемы. Очевидно, древние мореплаватели хотели обмениваться картами и поэтому выработали единую систему обозначений и правил их выполнения. Аналогичные соглашения выработаны для изображения схем-алгоритмов и закреплены ГОСТ и международными стандартами.

На территории Российской Федерации действует единая система программной документации (ЕСПД), частью которой является Государственный стандарт — ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов программ, данных и систем» [1]. Не смотря на то, что описанные в стандарте обозначения могут использоваться для изображения схем ресурсов системы, схем взаимодействия программ и т.п., в настоящей статье описана лишь разработка схем алгоритмов программ.

Рассматриваемый ГОСТ практически полностью соответствует международному стандарту ISO 5807:1985.

Содержание:

Элементы блок-схем алгоритмов

Блок-схема представляет собой совокупность символов, соответствующих этапам работы алгоритма и соединяющих их линий. Пунктирная линия используется для соединения символа с комментарием. Сплошная линия отражает зависимости по управлению между символами и может снабжаться стрелкой. Стрелку можно не указывать при направлении дуги слева направо и сверху вниз. Согласно п. 4.2.4, линии должны подходить к символу слева, либо сверху, а исходить снизу, либо справа.

Есть и другие типы линий, используемые, например, для изображения блок-схем параллельных алгоритмов, но в текущей статье они, как и ряд специфических символов, не рассматриваются. Рассмотрены лишь основные символы, которых всегда достаточно студентам.

Терминатор начала и конца работы функции

Терминатором начинается и заканчивается любая функция. Тип возвращаемого значения и аргументов функции обычно указывается в комментариях к блоку терминатора.

Операции ввода и вывода данных

В ГОСТ определено множество символов ввода/вывода, например вывод на магнитные ленты, дисплеи и т.п. Если источник данных не принципиален, обычно используется символ параллелограмма. Подробности ввода/вывода могут быть указаны в комментариях.

Выполнение операций над данными

В блоке операций обычно размещают одно или несколько (ГОСТ не запрещает) операций присваивания, не требующих вызова внешних функций.

Блок, иллюстрирующий ветвление алгоритма

Блок в виде ромба имеет один вход и несколько подписанных выходов. В случае, если блок имеет 2 выхода (соответствует оператору ветвления), на них подписывается результат сравнения — «да/нет». Если из блока выходит большее число линий (оператор выбора), внутри него записывается имя переменной, а на выходящих дугах — значения этой переменной.

Вызов внешней процедуры

Вызов внешних процедур и функций помещается в прямоугольник с дополнительными вертикальными линиями.

Начало и конец цикла

Символы начала и конца цикла содержат имя и условие. Условие может отсутствовать в одном из символов пары. Расположение условия, определяет тип оператора, соответствующего символам на языке высокого уровня — оператор с предусловием (while) или постусловием (do … while).

Подготовка данных

Символ «подготовка данных» в произвольной форме (в ГОСТ нет ни пояснений, ни примеров), задает входные значения. Используется обычно для задания циклов со счетчиком.

Соединитель

В случае, если блок-схема не умещается на лист, используется символ соединителя, отражающий переход потока управления между листами. Символ может использоваться и на одном листе, если по каким-либо причинам тянуть линию не удобно.

Комментарий

Комментарий может быть соединен как с одним блоком, так и группой. Группа блоков выделяется на схеме пунктирной линией.

Примеры блок-схем

В качестве примеров, построены блок-схемы очень простых алгоритмов сортировки, при этом акцент сделан на различные реализации циклов, т.к. у студенты делают наибольшее число ошибок именно в этой части.

Сортировка вставками

Массив в алгоритме сортировки вставками разделяется на отсортированную и еще не обработанную части. Изначально отсортированная часть состоит из одного элемента, и постепенно увеличивается.

На каждом шаге алгоритма выбирается первый элемент необработанной части массива и вставляется в отсортированную так, чтобы в ней сохранялся требуемый порядок следования элементов. Вставка может выполняться как в конец массива, так и в середину. При вставке в середину необходимо сдвинуть все элементы, расположенные «правее» позиции вставки на один элемент вправо. В алгоритме используется два цикла — в первом выбираются элементы необработанной части, а во втором осуществляется вставка.

Блок-схема алгоритма сортировки вставками

В приведенной блок-схеме для организации цикла используется символ ветвления. В главном цикле (i Блок-схема алгоритма сортировки пузырьком

На блок-схеме показано использование символов начала и конца цикла. Условие внешнего цикла (А) проверяется в конце (с постусловием), он работает до тех пор, пока переменная hasSwapped имеет значение true. Внутренний цикл использует предусловие для перебора пар сравниваемых элементов. В случае, если элементы расположены в неправильном порядке, выполняется их перестановка посредством вызова внешней процедуры (swap). Для того, чтобы было понятно назначение внешней процедуры и порядок следования ее аргументов, необходимо писать комментарии. В случае, если функция возвращает значение, комментарий может быть написан к символу терминатору конца.

Сортировка выбором

В сортировке выбором массив разделяется на отсортированную и необработанную части. Изначально отсортированная часть пустая, но постепенно она увеличивается. Алгоритм производит поиск минимального элемента необработанной части и меняет его местами с первым элементом той же части, после чего считается, что первый элемент обработан (отсортированная часть увеличивается).

Блок-схема сортировки выбором

На блок-схеме приведен пример использования блока «подготовка», а также показано, что в ряде случаев можно описывать алгоритм более «укрупнённо» (не вдаваясь в детали). К сортировке выбором не имеют отношения детали реализации поиска индекса минимального элемента массива, поэтому они могут быть описаны символом вызова внешней процедуры. Если блок-схема алгоритма внешней процедуры отсутствует, не помешает написать к символу вызова комментарий, исключением могут быть функции с говорящими названиями типа swap, sort, … .

На блоге можно найти другие примеры блок-схем:

Часть студентов традиционно пытается рисовать блок-схемы в Microsoft Word, но это оказывается сложно и не удобно. Например, в MS Word нет стандартного блока для терминатора начала и конца алгоритма (прямоугольник со скругленными краями, а не овал). Наиболее удобными, на мой взгляд, являются утилиты MS Visio и yEd [5], обе они позволяют гораздо больше, чем строить блок-схемы (например рисовать диаграммы UML), но первая является платной и работает только под Windows, вторая бесплатная и кроссплатфомренная. Все блок-схемы в этой статье выполнены с использованием yEd.

Нужны ли блок-схемы? Альтернативы

Частные конторы никакие блок-схемы не используют, в книжках по алгоритмам [6] вместо них применяют словесное описание (псевдокод) как более краткую форму. Возможно блок-схемы применяют на государственных предприятиях, которые должны оформлять документацию согласно требованиям ЕСПД, но есть сомнения — даже для регистрации программы в Государственном реестре программ для ЭВМ никаких блок-схем не требуется.

Тем не менее, рисовать блок-схемы заставляют школьников (примеры из учебников ГОСТ не соответствуют) — выносят вопросы на государственные экзамены (ГИА и ЕГЭ), студентов — перед защитой диплом сдается на нормоконтроль, где проверяется соответствие схем стандартам.

Разработка блок-схем выполняется на этапах проектирования и документирования, согласно каскадной модели разработки ПО, которая сейчас почти не применяется, т.к. сопровождается большими рисками, связанными с ошибками на этапах проектирования.

Появляются подозрения, что система образования прогнила и отстала лет на 20, однако аналогичная проблема наблюдается и за рубежом. Международный стандарт ISO 5807:1985 мало чем отличается от ГОСТ 19.701-90, более нового стандарта за рубежом нет. Там же производится множество программ для выполнения этих самых схем — Dia, MS Visio, yEd, …, а значит списывать их не собираются. Вместо блок-схем иногда применяют диаграммы деятельности UML [6], однако удобнее они оказываются, разве что при изображении параллельных алгоритмов.

Периодически поднимается вопрос о том, что ни блок-схемы, ни UML не нужны, да и документация тоже не нужна. Об этом твердят программисты, придерживающиеся методологии экстремального программирования (XP) [7], ходя даже в их кругу нет единого мнения.

В ряде случаев, программирование невозможно без рисования блок-схем, т.к. это один процесс — существуют визуальные языки программирования, такие как ДРАКОН [8], кроме того, блок-схемы используются для верификации алгоритмов (формального доказательства их корректности) методом индуктивных утверждений Флойда [9].

В общем, единого мнения нет. Очевидно, есть области, в которых без чего-то типа блок-схем обойтись нельзя, но более гибкой альтернативы нет. Для формальной верификации необходимо рисовать подробные блок-схемы, но для проектирования и документирования такие схемы не нужны — я считаю разумным утверждение экстремальных программистов о том, что нужно рисовать лишь те схемы, которые помогают в работе и не требуют больших усилий для поддержания в актуальном состоянии [10].

  1. Разрабатываем алгоритмы действий и создаем блок-схемы
    1. Как создаются алгоритмы действий?
      1. Опишите последовательность действий – это запоминается
        1. Алгоритм действий в графике – это блок-схема
        2. Блок-схемы применяются в продажах
        3. Сервисы для разработки блок-схем
          1. Создавайте игровые блок-схемы для своих детей
          2. Моя блок-схема

Разрабатываем алгоритмы действий и создаем блок-схемы

В жизни нам часто приходится встречаться с различными ситуациями, в которых мы совершаем одни и те же определенные действия. Для того, чтобы вовремя проснуться, нам нужно не забыть включить будильник. Для того, чтобы утолить свой голод, нам необходимо выполнить одни и те же действия по приготовлению вкусной пищи. Для того, чтобы выполнить знакомую нам работу, мы тоже часто делаем одно и то же.

PNGCacoo_logo

Такое поведение можно называть по-разному, смотря в каком контексте оно рассматривается. Если рассмотреть с позиции эффективности деятельности, то эти действия можно назвать привычками или навыками. Если рассматривать с точки зрения отображения процесса, то описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленных задач за определенное количество шагов, называют алгоритмом действий.

Как создаются алгоритмы действий?

Мы постоянно сталкиваемся с этим в обычной жизни. Какие действия мы совершаем, чтобы пополнить счет своего мобильного телефона? Каждый из нас – разные. Так как способов пополнения счета несколько, следовательно мы все по-разному это делаем. Результат, правда всегда один получается – появление средств на телефоне.

Или еще пример: чтобы скопировать картинку или текст, нажимаем правой кнопкой мыши на картинку, затем выбираем “Копировать”, помещаем  в нужное место, нажимаем правой кнопкой ” Вставить”, и результат достигнут.

Все это – определенная последовательность действий, в результате которых различными средствами решается поставленная задача. Но пока это только наши знания, которые перерастают в навыки и умения, а если этот процесс описать, то мы сможем наглядно увидеть алгоритм наших действий, и передать его другим людям. На словах не все и не всегда понятно бывает.

Опишите последовательность действий – это запоминается

Создать алгоритм действий можно, описав или изобразив его последовательность. Знают ли все, что надо сделать, чтобы посадить дерево? Возможно, основные шаги понятны всем, но вот когда деревце поливать, перед посадкой или после, помнит не каждый. Созданный алгоритм позволит все действия выполнить в правильной последовательности.

blok_sxema_algoritm1

Чтобы описать последовательность действий посложнее, придется постараться и подробно их все записать. Пример можно взять с всевозможных правил и инструкций – там очень четко прописываются по шагам действия, которые нам надо сделать. Но бывают ситуации, в которых за определенным действие следует не один шаг, а несколько, в зависимости от предыдущего результата. В таком случае, предположительные действия тоже записывают, чтобы человек мог легко сориентироваться в разных ситуациях, и знал, что нужно предпринять.

Алгоритм действий в графике – это блок-схема

Если изобразить алгоритмы действий в графическом варианте, с помощью геометрических фигур с линиями-связями, показывающими порядок выполнения действия, то мы получим блок-схему. Блок-схема намного превосходит правила, инструкции, и записанные по порядку алгоритмы действий, по своей наглядности и читаемости.

Представьте, что вам нужно чему-то научить другого человека. Вы отлично знаете все действия в определенной последовательности. Ваша задача – показать, как это нужно делать и передать свои знания так, чтобы другой человек их запомнил и знал так же, как и вы. Устная передача знаний допускает импровизации и некоторый произвол. Самым лучшим способом будет блок-схема, в которой объясняется последовательность и возможные варианты действий. В качестве примера – веселое руководство по изучению блог-схем:

ponimanie_blok-sxemЛучшим условием для получения результата будет повторяемость действий. Это однозначно влияет на скорость достижения результата в будущем. Чем чаще вам придется повторять одни и те же действия, тем быстрее вы научитесь выполнять последовательность действий, а значит в каждый последующий раз, вам потребуется меньше времени на выполнение.

Блок-схемы применяются в продажах

В продажах такое обучение с помощью разработки алгоритмов и изображения их в виде блок-схем имеет большое распространение. Чаще всего их используют в телефонных сценариях разговоров в call-центрах и для “холодных” звонков. Корпоративная культура набирает обороты, поэтому многие компании уже не позволяют сотрудникам нести “отсебятину”, даже талантливую, а предлагают действовать им по заранее разработанному сценарию, представляя “лицо фирмы” на различных этапах. Эффект появляется буквально после нескольких дней действий “по бумажке”. Со временем, многое из описанных алгоритмов запоминается сотрудником, и в дальнейшем  он свободно может общаться, не опасаясь того, в какую сторону может уйти разговор.

Алгоритмы действий и блог-схемы разрабатываются не только в продажах. Большое распространение они имеют в обучении и практике врачей, программистов, “компьютерщиков”, у многих технических специальностей.

Стоит попробовать научиться действовать по подобным блок-схемам. Ведь впервые встречаясь с непонятным поначалу обилием действий и задач, думаешь о том, как тебе не хватает разработанной блок-схемы. После долгих мучений не выдерживаешь, и начинаешь разрабатывать и создавать самостоятельно. Эффективные люди не любят простоев в делах. А блок-схемы значительно упрощают жизнь и позволяют разобраться в решении сложных задач.

Сервисы для разработки блок-схем

В интернете есть сервисы, которые могут помочь вам создавать такие блок-схемы. Один из них – Сacoo. С его помощью вам легко удастся превращать ваши алгоритмы в различные диаграммы, блок-схемы и графики. Вы увидите, что это очень приятное и радостное занятие – преобразовывать то, что вам известно, в науку для других людей.

На этом онлайн-сервисе – хорошее настроение вам обеспечено. На первоначальном этапе можно воспользоваться возможностями бесплатной учетной записи, а в будущем за доступ нужно будет платить. Естественно, что бесплатный доступ имеет ограничения по сравнению с платными. Но для изучения и первых шагов, функционала вполне достаточно.

Разработав алгоритмы действий и преобразовав их в блок-схемы с помощью Cacoo, вы сможете надолго создать хорошее настроение не только себе, но и другим людям, постигающим азы.

Создавайте игровые блок-схемы для своих детей

Подводя итог вышесказанному отмечу, что теперь вы сможете использовать алгоритмы действий и блок-схемы в различных жизненных ситуациях. Даже ваши дети с огромным удовольствием станут выполнять не самые интересные обязанности, следуя понятным подсказкам. Если будут идеи, где и как можно применять алгоритм действий, поделитесь в комментариях, уважаемые читатели. Очень хотелось бы узнать про ваши алгоритмы.

Моя блок-схема

Вот какая блок-схема у меня получилась в первый раз. Для того, чтобы увеличить изображение, нажмите на него. После перехода на Cacoo, под записью “просмотр фигуры”, нажимайте на картинку. Она откроется в большом окне. Удачи!

Успевайте больше за меньшее время вместе с “Копилкой эффективных советов”.

Просмотры: 4 615

Алгоритм действий — это пошаговое объяснение, что делать в разных случаях: сдать налоговую декларацию, зафиксировать ДТП, подключить стиральную машинку, вырастить картошку. Один из способов алгоритм указать — составить блок-схему (или флоучарт). Ее определяют, как «графическое отображение решения задачи».

Простой способ прорисовать флоучарт — воспользоваться Google Диск. К тому же он позволяет создавать блок-схему командой: создайте проект и отправьте ссылку на него другим участникам, открыв доступ для редактирования.

  1. Выберите тему, которой будет посвящен флоучарт. Продумайте основную мысль, которую хотите передать в своём материале.
  2. Наберите в Word (или другом текстовом редакторе) тексты для блок-схемы. Они должны быть короткими, без воды. Пары предложений достаточно.
  3. Проверьте на ошибки. Иначе вам придётся переделывать блок-схему.

Открывайте Google Диск. Нажимайте «Создать» (кнопка вверху боковой колонки слева) или кликайте на правую клавишу мышки. Появилось всплывающее окно. Кликайте на «Еще», затем — Google Drawings (Google Рисунки).

Откроется новый документ. Назовите схему.

Вверху справа есть «Настройки доступа», если вам нужно подключить к работе над флоучартом коллег, нажимайте на них и указывайте, как команда может влиять: просматривать блок-схему, комментировать или редактировать.

Приступайте к созданию флоучарта. Установите фон: наведите мышку на поле, кликайте на правую клавишу, выбирайте «Фон».

Панель с инструментами размещена над рабочим полем. Набор функций стандартный: формы, стрелки, текстовое поле. Можно загрузить фотографию.

Работайте с каждым отдельным элементом: выделяйте цветом, меняйте сплошную линию на пунктирную. Увеличивайте или уменьшайте объекты. Стрелки могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, кривыми, рисованными.

Можно вставить отдельно форму, а затем добавить к ней текст. Или можно текст положить на подложку.

Добавляйте текст из подготовленного файла, распределяйте блоки по полю. Стрелками покажите, что за чем следует. При необходимости можете упорядочить элементы: на передний план или на задний.

Если стандартного поля мало — уменьшите масштаб и потяните за уголок в правом нижнем углу рисунка.

Когда флоучарт готов, нажимайте «Файл» в верхней панели, затем — «Скачать как». Выберите нужны формат: PDF, JPEG, PNG, SVG.

Если блок-схема нужна для публикации в интернете, нажимайте «Файл», затем — «Опубликовать в интернете». Выбирайте размер изображения, и — «Опубликовать». Чтобы получит код для вставки на сайт, переходите во вкладку «встроить».

Готово. Результат может выглядеть так.

Где может пригодиться флоучарт?

Алгоритмы легко отрабатывать на создании кулинарных рецептов или пошаговом обучении ваших пользователей. Вариантов таких инструкций множество:

  • способы высадить картошку (да, их есть несколько);
  • как записать ребенка в детский сад, школу, лагерь, кружок;
  • как сдать налоговую декларацию, документы на регистрацию имущества, составить европротокол и пр.;
  • как действовать при конфликтах с магазином, управляющей компанией, соседями, полицией.

Алгоритм действий человека при переходе улицы в виде блок-схемы

начало

Подойти к переходу

Дождаться зеленого света

Перейти улицу

Конец

Алгоритм посадки дерева

1)Выкопать в земле ямку;

2)Опустить в ямку саженец;

3)Засыпать ямку с саженцем землей;

4)Полить саженец водой.

начало

Выкопать в земле ямку

Опустить в ямку саженец

Засыпать ямку с саженцем землей

Полить саженец водой

Конец

Линейные алгоритмы

состоят из команд, которые выполняются последовательно.

Например, при “ решении задачи” сварить борщ — все действия выполняются одно за другим.

Они как бы выстраиваются в одну линию. Отсюда и название – линейный.

начало

действие

действие

конец

начало

Пойди на кухню

Открой холодильник

Возьми банан

Закрой холодильник

конец

Мы всё время

перед выбором

В разветвляющемся алгоритме

имеются разные варианты решения задачи в зависимости от результата проверки какого-либо условия (расходятся в разные

стороны как веточки на дереве, отсюда название – разветвленный).

Например, алгоритм проведения выходного дня в зависимости от погоды. Если будет дождь – одни действия, если – нет, то планы будут другие.

Что делать?

ЕСЛИ <условие> ТО <действие 1> ИНАЧЕ <действие 2>

ЕСЛИ хочешь быть здоров, ТО закаляйся ИНАЧЕ можешь часто болеть

ЕСЛИ низко ласточки летают, ТО будет дождь ИНАЧЕ дождя не будет

ЕСЛИ уроки выучены ТО иди гулять ИНАЧЕ учи уроки

ЕСЛИ <условие> ТО <действие 1>

ЕСЛИ на улице дождь ТО бери зонт

Соседние файлы в папке Презентации. Информатика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    22.05.2015143.36 Кб27Последовательные файлы.pptx

  • #

    22.05.2015327.68 Кб27Представление текста, изображений и звука.ppt

  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти где захоронены участники вов
  • Как найти немецкий алфавит
  • Как найти культиста в ахее берег стервятников
  • Как составить план занятия на дидактической игре
  • Как исправить ошибку 277 в роблоксе на телефоне