Как составить алгоритм действий сотрудника полиции

I. Общие положения.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, является Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – «Федеральный закон № 52-ФЗ»).

В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно статье 33 Федерального закона № 52-ФЗ больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 50 и 51 Федерального закона № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, в том числе о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами.

Главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, имеют право выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Порядок осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и органы государственного надзора определены Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476. Органом государственного контроля в данной сфере в нем определена в том числе Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил.

В настоящее время данным органом утверждены и действуют многочисленные санитарно-эпидемиологические правила, направленные, в том числе на предупреждение возникновения и распространения различных инфекционных и вирусных заболеваний, в частности, «Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» и «Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2,3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.11.2013 № 63 и от 16.12.2013 № 65 соответственно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715, дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCoV).

В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.01.2020 № 3 руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предписано давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства – больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывшим в контакте с больными инфекционным заболеванием. МВД России рекомендовано принимать меры по обеспечению исполнения требований должностных лиц Роспотребнадзора, осуществляющих санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

II. Административно-правовая характеристика нарушений санитарно-эпидемиологических правил.

1. Административная ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена статьей 6.3 (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, составляют в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм: гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.

Дела об административных правонарушениях данной категории рассматриваются органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 1 статьи 23.13 КоАП РФ). Соответственно, с учетом части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, должностные лица этих органов уполномочены составлять протоколы о таких административных правонарушениях.

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3 КоАП РФ, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ).

Возбуждение дел об административных правонарушениях по фактам нарушений санитарно-эпидемиологических правил и принятие решений по ним к компетенции органов внутренних дел (полиции) и их должностных лиц не отнесено.

В случае поступления сообщения о событиях, содержащих признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, соответствующая информация с собранными материалами направляется в органы Роспотребнадзора для принятия процессуального решения.

2. В сложившейся эпидемиологической ситуации возможно применение статьи 6.36 (воспрепятствование оказанию медицинской помощи) КоАП РФ.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия, воспрепятствующие в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.17 КоАП РФ), если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.

Воспрепятствованием могут признаваться любые действия граждан, связанные с противодействием по оказанию медицинской помощи, включая отказ открывать дверь или впускать медицинских работников в помещение для выполнения медицинских процедур (к примеру, медицинского осмотра, госпитализации).

Субъектом правонарушения выступает физическое лицо.

Справочно: полномочиями по составлению протоколов о таких административных правонарушениях наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции) (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ), рассмотрению – исключительно судьи (часть 1 статьи 23.3 КоАП РФ).

Наравне с полномочиями, связанными с привлечением к административной ответственности, в соответствии с пунктом 35 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» к обязанностям полиции также отнесены:

— оказание содействия органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации;

— оказание содействия медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечение медицинским работникам безопасных условий для доступа к этим лицам и их осмотра.

3. На основании пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, выражающихся в том числе в невыполнении законных требований должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль и (или) выполняющих установленные мероприятия по недопущению распространения коронавирусной инфекции(часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Невыполнение такого требования сотрудников полиции может квалифицироваться по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

4. Частью 1 статьи 19.4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль) КоАП РФ установлена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Справочно: полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ) по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ наряду с должностными лицами Роспотребнадзора наделены органы внутренних дел (полиция), в пределах задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Рассмотрение дел об административных правонарушениях по указанной норме относится к исключительной компетенции судей (часть 1 статьи 23.3 КоАП РФ).

Объективную сторону правонарушений по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся в неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора.

Субъектами данного административного правонарушения могут быть граждане и должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения состоит в умысле на неповиновение законной деятельности должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль и надзор.

5. Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении нарушений законодательства предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Справочно: в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, вправе составлять также должностные лица органов внутренних дел (полиции).

III. Последовательность действий при получении и рассмотрении сообщений о нарушении санитарно-эпидемиологических правил, имеющих признаки административного правонарушения.

1. Поступившая в органы внутренних дел информация о событиях, содержащих признаки указанных выше административных правонарушений, принимается и регистрируется в соответствии с предписаниями Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 № 736.

2. В рамках рассмотрения сообщения необходимо получить сведения, подтверждающие выдачу Роспотребнадзором конкретному лицу (лицам) надлежаще оформленных медицинских документов (назначения, предписания) о возложении на него обязанностей по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, связанных с распространением короновирусной инфекции. Отсутствие факта выдачи таких документов либо объективного подтверждения получения их гражданином исключает производство по делу об административном правонарушении.

3. В ходе рассмотрения соответствующих заявлений (сообщений) об административном правонарушении, в том числе устанавливаются:

— факт невыполнения законных требований (рекомендаций, распоряжении) должностных лиц, составляющих объективную сторону указанных правонарушений;

— отсутствие (наличие) признаков составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации;

— лицо, совершившее правонарушение;

— свидетели (очевидцы), которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению;

— осуществляется сбор иных доказательств по делу об административном правонарушении (фото- и киносъемка, звуко- и видеозапись и др.).

4. В целях минимизации риска распространения вирусных инфекций доставление правонарушителей в помещение органа внутренних дел для составления протокола об административном правонарушении осуществлять в исключительных случаях.

5. Собранные материалы направляются в соответствующие государственные органы по компетенции.

6. При установлении признаков преступления выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (статья 29.9 КоАП РФ), материалы направляются для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с подследственностью, определенной статьями 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

7. По делам названной категории помимо решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности сотрудники полиции в соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» принимают меры по оказанию содействия уполномоченным государственным органам в обеспечении проведения необходимых карантинных и иных противоэпидемических мероприятий.

IV. Уголовно-правовая характеристика нарушения санитарно-эпидемиологических правил.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, является преступлением, предусмотренным статьей 236 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Квалифицированным видом данного преступления согласно части 2 статьи 236 УК РФ является то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Преступление, предусмотренное статьей 236 УК РФ, посягает на общественные отношения по охране здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Объективная сторона данного преступления выражается в совершении действий (бездействии), нарушающих санитарно-эпидемиологические правила и повлекших по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека.

Санитарно-эпидемиологические правила установлены нормами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил выражается в совершении активных действий, запрещенных правовыми нормами или предписаниями, либо в бездействии. Например, в неисполнении, ненадлежащем исполнении или уклонении от выполнения возложенных обязанностей, в том числе от карантинных мероприятий, изоляции и госпитализации, либо в несоблюдении ограничений, установленных предписаниями должностных лиц органов государственного надзора.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил признается преступлением только в случае, если оно повлекло по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека.

Массовые заболевания в большинстве случаев вызываются распространением, в том числе в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715.

В судебной практике массовым заболеванием признается, как правило, заболевание группы людей, сосредоточенных на определенной территории, требующее медицинского вмешательства.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил признается преступлением только при наличии прямой причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями.

При ненаступлении указанных последствий нарушение санитарно-эпидемиологических правил может быть квалифицировано как административное правонарушение и повлечь административную ответственность, в частности, по статье 6.3 либо по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом по отношению к нарушению санитарно-эпидемиологических правил и неосторожностью по отношению к наступившим последствиям. Лицо осознает, что нарушает правила, желает совершить эти действия, предвидит наступление общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит, но должно было и могло предвидеть такие последствия.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Им могут быть как лица, явившиеся источником распространения инфекции, так и иные лица при невыполнении ими требований, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности.

Действия должностного лица, нарушившего санитарно-эпидемиологические правила, которые повлекли указанные в законе последствия, могут быть дополнительно квалифицированы по статьям 285 или 286 УК РФ, предусматривающим ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, при наличии всех признаков состава данных преступлений.

При этом все указанные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по одному и тому же уголовному делу одновременно, если нарушение ими санитарно-эпидемиологических правил находится в причинной связи с наступившими последствиями.

V. Последовательность производства процессуальных действий при получении и рассмотрении сообщений о нарушении санитарно-эпидемиологических правил, имеющих признаки преступления.

Расследование преступления, предусмотренного статьей 236 УК РФ в соответствии со статьей 151 УПК РФ следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно статье 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

В соответствии со статьей 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 УПК РФ.

При поступлении в орган дознания сообщения о нарушении санитарно-эпидемиологических правил, повлекшем по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека, по нему проводится проверка в порядке статьи 144 УПК РФ.

По поручению начальника органа дознания либо начальника подразделения дознания проверку по такому сообщению вправе проводить также дознаватель.

Сведения об обстоятельствах нарушения санитарно-эпидемиологических правил и о его последствиях могут быть собраны в том числе путем получения объяснений от:

— лиц, сообщивших о факте нарушения указанных правил;

— граждан-очевидцев их нарушения;

— врачей и иных работников медицинских учреждений;

— должностных лиц органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологических надзор;

— пострадавших и иных лиц (родственники, соседи и знакомые зараженных инфекционной болезнью лиц), обладающих необходимыми сведениями.

При проверке сообщения о преступлении устанавливается наличие или отсутствие основания для возбуждения уголовного дела, которым согласно статье 140 УПК РФ является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. При этом достаточно установления признаков объекта и объективной стороны преступления.

При получении объяснений от больных инфекционными заболеваниями, лиц с подозрением на такие заболевания или бывших в контакте с ними должно обеспечиваться соблюдение правил и рекомендаций по профилактике инфекционных заболеваний:

— соблюдение масочного режима,

— гигиеническая обработка рук,

— обеззараживание и очистка воздуха с применением технологий, прошедших оценку соответствия и разрешенных к применению, в том числе ультрафиолетовое облучение и проветривание помещений, текущая дезинфекция химическими дезинфицирующими средствами.

Данные, указывающие на массовость заболевания, могут быть установлены путем истребования у органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и из медицинских учреждений документов, в том числе справок, о количестве зафиксированных фактов заражения людей инфекционными болезнями на определенной территории, предварительном диагнозе и течении болезни, последствиях заражения.

Медицинские документы (истории болезни или амбулаторные карты) на каждого больного истребуются, как правило, после его излечения, осматриваются и направляются на исследование в судебно-медицинские учреждения. При необходимости назначается судебно-медицинская экспертиза.

Предметом таких исследований и экспертиз наряду с тяжестью причиненного здоровью вреда могут быть и другие обстоятельства, связанные с нарушением санитарно-эпидемиологических правил и его последствиями, в частности, правильность поставленного диагноза и причины наступления болезни.

При проверке сообщения о нарушении санитарно-эпидемиологических правил могут быть также истребованы и приобщены к материалам проверки заключения, составленные главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями на основании результатов проведенных санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований в соответствии со статьей 42 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Предметом таких экспертиз и расследований может быть в том числе установление причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценка последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений).

Производство санитарно-эпидемиологической экспертизы, а также проведение санитарно-эпидемиологических расследований, обследований, исследований и испытаний, если они не проводились, могут быть назначены следователем, дознавателем в ходе проверки сообщения о преступлении в соответствии с положениями статьи 144 УПК РФ.

В случае необходимости может быть проведено освидетельствование больного инфекционным или иным заболеванием.

При наступлении в результате заражения инфекционной болезнью вреда здоровью человека или смерти человека производство судебной экспертизы в целях установления причин смерти, а также характера и степени вреда, причиненного здоровью, согласно статье 196 УПК РФ является обязательным.

Данные о факте или об отдельных обстоятельствах нарушения санитарно-эпидемиологических правил могут быть зафиксированы работающими в автоматическом режиме камерами видеонаблюдения, установленными на улицах, фасадах зданий различного назначения и жилых домов, внутри помещений социальных, медицинских, торговых и иных учреждений. Записи с камер видеонаблюдения могут быть истребованы при проверке сообщения о преступлении или изъяты после возбуждения уголовного дела.

По результатам проведенной проверки следователь, дознаватель в соответствии со статьей 145 УПК РФ принимает решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении сообщения по подследственности.

Алгоритм подготовлен УОД МВД России совместно с ГУОООП МВД России, ДПД МВД России и ФГКУ «ВНИИ МВД России».

Алгоритм действий должностных лиц при получении сообщений об угрозе совершения террористического акта

Организация и осуществление мероприятий по пресечению террористического акта на территориях муниципальных образований (районов), расположенных в зоне обслуживания территориальных органов МВД России на районном уровне, предусматривается Планами организации и осуществления первоочередных мероприятий по пресечению террористических актов на территории муниципальных образований (находящихся на хранении в дежурных частях УМВД-ОМВД).

К основным задачам проведения первоочередных мероприятий по пресечению террористических актов относятся:

проверка полученной информации и уточнение обстоятельств возникновения угрозы или совершения террористического акта;

немедленный доклад (по линии Дежурной части ГУ МВД России- дежурному УФСБ России по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области в установленном порядке) информации о поступивших сообщениях террористической направленности и угрозах их совершения на территории г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области, а также сведений о принимаемых мерах, результатах оперативно-розыскных мероприятий;

блокирование объекта вероятных террористических устремлений;

осуществление мер, направленных на обеспечение безопасности населения в районе возникновения угрозы совершения террористического акта;

усиление охраны находящихся в районе возникновения угрозы совершения террористического акта объектов органов государственной власти и местного самоуправления, образования, здравоохранения, транспорта, обеспечения жизнедеятельности населения, опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества, дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

проведение первичных оперативно-разыскных мероприятий по уточнению обстоятельств возникновения угрозы совершения террористического акта, установлению лиц, причастных к его подготовке и совершению, их связей и возможных сообщников;

обеспечение беспрепятственного проезда в район возникновения угрозы совершения террористического акта сил и средств.

Действия сотрудников ГУ МВД России по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области при получении сообщения об угрозе взрыва (иного террористического акта) на объекте с массовым пребыванием граждан

Служба «02» и Дежурная часть ГУ МВД России

1. При получении сообщения об угрозе взрыва (иного террористического акта) на объекте с массовым пребыванием граждан сотрудники дежурной смены обязаны:

1.1. Выяснить наиболее полные сведения о времени и месте предполагаемого взрыва (иного террористического акта), об обстоятельствах получения первоначального сообщения (в случае его поступления в иной орган или организацию), данные о лице, сообщившем о предполагаемом взрыве (ином террористическом акте).

1.2. Принять меры, во взаимодействии с оперативными подразделениями ГУ МВД России и УФСБ России, к установлению абонента заявителя (в случае принятия первоначального сообщения).

1.3. Составить контрольную карточку АС ДЧ ГУ МВД России и направить её в территориальный орган МВД России на районном уровне Санкт‑Петербурга и Ленинградской области, а также в УГИБДД ГУ МВД России.

1.4. Доложить о получении сообщения руководителям ГУ МВД России, взаимодействующие органы и ведомства (в соответствии со схемой оповещения).

1.5. Организовать, во взаимодействии с сотрудниками дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне, выезд к объекту (месту предполагаемого взрыва или иного террористического акта) кинологического расчета и взрывотехнической группы ИТО ОМОН ГУ МВД России.

1.6.  Поддерживать постоянную связь с сотрудниками территориального органа МВД России на районном уровне, в т.ч. находящимися на месте происшествия.

1.7. Докладывать о результатах проводимых мероприятий руководителям ГУ МВД России для принятия соответствующих решений, направленных в т.ч. на раскрытие преступления. 

Дежурная часть территориального органа МВД России  на районном уровне.

2. При получении сообщения об угрозе взрыва (иного террористического акта) на объекте с массовым пребыванием граждан сотрудники дежурной смены обязаны:

2.1. Выяснить наиболее полные сведения о времени и месте предполагаемого взрыва (иного террористического акта), об обстоятельствах получения первоначального сообщения (в случае его поступления в иной орган или организацию), данные о лице, сообщившем о предполагаемом взрыве (ином террористическом акте).

2.2. Принять меры, во взаимодействии с ДЧ ГУ МВД России, оперативными подразделениями ГУ МВД России и УФСБ России к установлению абонента заявителя (в случае принятия первоначального сообщения).

2.3. Зарегистрировать полученное сообщение в КУСП.

2.4. Доложить о получении сообщения начальнику (ответственному дежурному от руководящего состава) территориального органа МВД России на районном уровне, в ДЧ ГУ МВД России, взаимодействующие органы и ведомства.

2.5. Информировать правообладателя (представителя) объекта о получении сообщения об угрозе взрыва (иного террористического акта).

2.6. Направить к объекту (месту предполагаемого взрыва или иного террористического акта) ближайшие наряды полиции, сотрудников оперативных подразделений, СОГ, организовать выезд ответственного дежурного от руководящего состава.

2.7. Организовать через ДЧ ГУ МВД России выезд к объекту (месту предполагаемого взрыва или иного террористического акта) кинологического расчета и взрывотехнической группы ИТО ОМОН ГУ МВД России.

2.8.  Поддерживать постоянную связь с находящимися на месте происшествия сотрудниками полиции.

2.9. Докладывать о результатах проводимых мероприятий начальнику территориального органа МВД России на районном уровне и в ДЧ ГУ МВД России для принятия соответствующих решений, направленных в т.ч. на раскрытие преступления.

Алгоритм действий руководителей объектов массового пребывания граждан, служб безопасности и сотрудников полиции при получении сообщений о заведомо ложных заминированиях.

При получении сообщения о заминировании объекта массового пребывания граждан (непосредственно на объект, либо в другие Государственные структуры и гражданские организации) руководитель объекта, либо лицо его замещающее:

  1. Уточняет у руководителя службы безопасности сложившуюся на момент получения сообщения обстановку и возможное нахождение подозрительных лиц (предметов) на объекте (территории) или вблизи него.
  2. Обеспечивает усиление охраны объекта и прилегающей территории.
  3. Служба безопасности объекта, с целью проведения первичных подготовительных мероприятий, объявляет несколько раз по громкой связи кодовое сообщение о готовности (например: «Сверка времени»).
  4. Технические службы объекта незамедлительно отключают систему контроля управления дверями (СКУД), останавливают имеющиеся лифты и эскалаторы.
  5. Служба безопасности  прекращает доступ посетителей на объект,  на въезды уличной или подземной парковки, в погрузочно-разгрузочную зону (ПРЗ), осуществляет контроль выхода посетителей и персонала, в том числе с использованием эвакуационных дверей, а также контроль выезда автотранспорта с мест парковки и территории ПРЗ.
  6. Служба безопасности  предупреждает  арендаторов объекта о необходимости максимально быстро рассчитать покупателей.
  7. Арендаторы, располагающиеся на объекте, самостоятельно проводят осмотр своих помещений на предмет обнаружения подозрительных вещей и предметов, принимая меры личной безопасности. По результатам осмотра незамедлительно сообщают службе безопасности объекта.
  8. Служба безопасности осуществляет постоянный мониторинг систем видеонаблюдения с целью выявления подозрительных лиц или вещей и предметов в помещениях, территориях объекта.
  9. До приезда сотрудников правоохранительных органов, служба безопасности  приступает к осмотру  объекта на предмет обнаружения  взрывчатых веществ и взрывных устройств, в первую очередь наиболее уязвимых помещений и территорий. Проверяет закрытие помещений для служебного пользования, чердаков, подвалов, газовых котельных, помещений с электрооборудованием, и т.п. При наличии штатного кинолога, прошедшего специальную подготовку, осмотр проводится в обязательном порядке с использованием собак. При проведении осмотра без общей эвакуации граждан, данное мероприятие осуществляется в определенном порядке по секторам, заранее обозначенным в паспорте безопасности объекта. При осмотре каждого сектора выводятся посетители и персонал, осуществляется его ограждение. По результатам осмотра составляется Акт и передается прибывшим сотрудникам полиции.
  10. Служба безопасности подготавливает места на парковочной территории для автомашин правоохранительных органов, МЧС, медицинской помощи, а также при необходимости, помещения для работы сотрудников правоохранительных органов.
  11. Служба безопасности, совместно с подразделением полиции координирует движение автотранспорта на территории парковок и участках дорог, прилегающих к объекту.
  12. По прибытии сотрудников полиции на объект, руководитель службы безопасности сообщает им о проведенных мероприятиях.
  13. По завершению проверочных мероприятий сотрудниками полиции на объекте, служба безопасности  объявляет по громкой связи кодовое сообщение о прекращении мероприятий (например «Сверка времени закончена»).
  14. Технические службы включают СКУД, имеющиеся лифты и эскалаторы.
  15. Служба безопасности открывает все входы и въезды на территорию объекта и продолжает осуществлять охрану объекта.

Действия сотрудников полиции на объекте предполагаемого взрыва  (или иного террористического акта)

3. Прибывшие к объекту (месту предполагаемого взрыва или иного террористического акта) сотрудники полиции (старший наряда) обязаны:

3.1. Связаться с представителем правообладателя объекта, уточнить обстановку и оценить реальность и степень угрозы для посетителей и сотрудников объекта, возможное нахождение подозрительных лиц, предметов, на объекте (территории) или вблизи него.

3.2. Принять решение о необходимости проведения дополнительного обследования объекта с использованием кинологического расчета и взрывотехнической группы ИТО ОМОН ГУ МВД России по утвержденным секторам без эвакуации посетителей и персонала, либо о необходимости проведения комплекса эвакуационно-заградительных и оперативно-поисковых мероприятий.

3.3. Доложить о принятом решении в дежурную часть, начальнику территориального органа МВД России на районном уровне и в ДЧ ГУ МВД России.

3.4. Организовать, по результатам проведенного поиска и специального взрывотехнического обследования, составление специалистами, их осуществлявшими, акта осмотра (обследования).

3.5. Передать материалы обследования старшему следственно-оперативной группы для дальнейшего принятия процессуального решения.

Сотрудники следственно-оперативной группы, прибывшие на место происшествия, проводят неотложные следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов.

Контроль за организацией и состоянием совместной оперативно-служебной деятельности, своевременная оценка её результатов, принятие мер по устранению выявленных недостатков, а так же оказание практической помощи сотрудникам при осуществлении ими полномочий по раскрытию преступления и расследованию уголовного дела возлагается на начальника органа внутренних дел.

Документ подготовлен ОУ ГУ МВД России по г. Санкт‑Петербургу  и Ленинградской области

Если вас задержала полиция

Обращение и проверка документов

  1. Если к вам обратился сотрудник полиции:

— он должен представиться, назвав свою должность, звание и фамилию;

— по вашему требованию предъявить служебное удостоверение;

— сообщить причину и цель обращения;

— разъяснить причину и основания ограничения ваших прав и свобод.

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

2. Когда сотрудник полициивправе проверить ваш паспорт (иные документы):

– при подозрении вас в совершении преступления;

— если имеются сведения, что вы находитесь в розыске;

— если имеется повод к возбуждению в отношении вас дела об административном правонарушении;

– при наличии оснований для задержания.

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

Задержание

  1. Когда вас могутзадержать?

— если вас подозревают в совершении преступления;

— если в отношении вас избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

— если вы уклоняетесь от исполнения наказания;

— если находитесь в розыске;

— если в отношении вас ведется административное производство;

— если вы нарушили правила комендантского часа;

— если вы незаконно проникли или пытались проникнуть на охраняемые объекты;

— если вы предприняли попытку самоубийства;

— если у вас имеются признаки выраженного психического расстройства и своими действиями вы создаете опасность для себя и окружающих;

— если вы являетесь иностранным гражданином и в отношении вас поступило требование о выдаче иностранному государству.

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотреныуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, – до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотренызаконодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, – до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, – до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотреныфедеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотреныфедеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, – до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, – до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, – до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, – до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотренызаконодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренныечастью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее – задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии сзаконодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установленоуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные впунктах 2,3,4,7,8,12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции впорядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

  1. Порядок задержания

— сотрудник полиции должен назвать свою должность, звание, фамилию, предъявить по вашему требованию служебное удостоверение и сообщить причину и цель обращения;

— сотрудник полиции обязан разъяснить вам основания и мотивы задержания, а также ваши права и обязанности, в том числе он должен разъяснить ваши права на юридическую помощь, услуги переводчика, уведомление близких родственников или близких лиц, отказ от дачи объяснений (см. ч.3 ст. 14 ФЗ «О полиции» от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ);

— сотрудник полиции должен составить протокол о задержании (см. ч.14 ст. 14 ФЗ «О полиции» от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ);

— сотрудник полиции уведомляет в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, по вашей просьбе о месте вашего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы, а также защитника;

— если вы являетесь несовершеннолетним, сотрудник полиции должен незамедлительно уведомить ваших родителей или иных законных представителей (см. ч.8 ст. 14 ФЗ «О полиции» от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ).

  1. Протокол задержания

— составляется с момента доставления при административном задержании; а в случае задержания по подозрению в совершении преступления – в течение 3 часов с момента доставления в орган дознания или к следователю (см. ст. 27.2 Кодека об административных правонарушениях (КоАП РФ));

— должен содержать основания и мотивы задержания, указание на место, время и дату составления;

— вы вправе изложить в протоколе все обстоятельства, которые считаете нужными, в том числе если вам грубили, применяли физическую силу, угрожали, отнимали ваши вещи. По желанию вы можете указать, что при задержании имели опрятный вид, на вашей одежде отсутствовали какие-либо повреждения или загрязнения, а также что в момент задержания у вас отсутствовали телесные повреждения;

— вы имеете право внимательно ознакомиться с протоколом задержания и убедиться, что все строки в нем заполнены и пустого места не осталось (пустые строки должны быть перечеркнуты, чтобы исключить факт внесения какой-либо информации без вашего ведома), дата и время составления протокола соответствуют фактическим;

— по факту ознакомления с протоколом задержания вы можете его подписать. Если вы не согласны с содержащейся в нем информацией, вы можете сделать пометку «не согласен с протоколом» или «при составлении протокола допущены нарушения» и т. п. При этом вы можете отказаться подписывать протокол задержания. В этом случае в нем должна быть сделана соответствующая запись (см. ч.15 ст. 14 ФЗ «О полиции» от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ);

— вам должна быть вручена копия протокола (см. ч.15 ст. 14 ФЗ «О полиции» от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ).

  1. Накакойсрок вас могут задержать?

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 22Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

максимальный срок административного задержания:

3 часа с момента доставления в помещение органов внутренних дел или с момента вытрезвления в случае, если при задержании вы находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

48 часов:

если вы совершили правонарушение, посягающее на режим государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ; во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ; повлекшее нарушение таможенных правил – при наличии необходимости для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;

если в отношении вас ведется дело об административном правонарушении, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста.

срок задержания по подозрению в совершении преступления:

— не более 48 часов с момента фактического ограничения свободы передвижения (до вынесения судебного решения);

до 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания с указанием в постановлении даты и времени, до которых продлевается срок;

— общий срок задержания не может составлять более 120 часов (5 суток). По истечению 120 часов вас должны либо отпустить в связи с неподтверждением подозрения в совершении преступления, либо избрать по решению суда в отношении вас меру пресечения в виде заключения под стражу, либо избрать иную меру пресечения, не связанную с ограничением или лишением свободы.

  1. Ваши права при задержании

— вы имеете право на один телефонный разговор в целях уведомления ваших близких родственников или близких лиц о задержании и месте нахождения не позднее 3 часов с момента задержания, за исключением случаев, если вы осуществили побег из-под стражи или психиатрического лечебного учреждения; находитесь в розыске; уклоняетесь от отбывания наказания. Если вы задержаны в связи с уголовным преследованием, то телефонный разговор можно вести только на русском языке;

— вы имеете право на молчание, в том числе право не давать показания против себя и своих родных;

— вы имеете право на защиту (в том числе судебную) и соблюдение презумпции невиновности;

— вы имеете право на получение помощи адвоката с момента задержания и на отказ от дачи объяснений и показаний без присутствия адвоката. Если вам назначат адвоката, вы вправе проверить его удостоверение и записать для себя его личные данные;

— вы имеете право на предъявление заявлений, жалоб, ходатайств, в том числе на обжалование действий или бездействия сотрудников полиции в вышестоящем органе или у вышестоящего должностного лица, в органах прокуратуры или в суде;

— вы имеете право на услуги переводчика;

— вы имеете право на ознакомление со всеми составленными документами и осуществление записи в них со своими возражениями;

— если в процессе задержания по отношению к вам была применена физическая сила (например, нанесены побои), и вы считаете, что тем самым был причинен вред вашему здоровью, можете потребовать вызвать в помещение органов внутренних дел врача скорой помощи. Если вы покинули помещение ОВД, вы также вправе незамедлительно обратиться к специалисту с целью осмотра и фиксации полученных вами повреждений (это может быть как врач скорой помощи, так и врач любого травм пункта).

  1. Как вести себя при задержании?

— вне зависимости от того, согласны вы с действиями сотрудников полиции или нет, ведите себя спокойно, не грубите и не оскорбляйте сотрудников полиции;

— не оказывайте физического сопротивления и не угрожайте сотрудникам полиции;

— не пытайтесь скрыться от сотрудников полиции;

— запишите ФИО сотрудника полиции, номер его удостоверения, должность и прочую служебную информацию;

— не подписывайте документы, без собственноручной пометки «не согласен с…», если не согласны с содержанием, и не подтверждайте информацию о действиях, которые вы не совершали;

— при оставлении вас одного в каком-либо помещении органов внутренних дел не трогайте руками предметы или свертки, которые не являются вашими собственными вещами.

  1. Условия проведения личного досмотра, досмотра вещей

— проводятся в целях обнаружения орудий совершения преступления либо предметов административного правонарушения;

— осуществляются без нарушения конструктивной целостности досматриваемых вещей;

— проводятся в присутствии понятых, но в исключительных случаях и без понятых – при наличии оснований полагать, что при вас находятся оружие или предметы, используемые в качестве оружия;

— личный досмотр производится лицом одного пола с вами в присутствии двух понятых того же пола;

— составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании;

— копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей вручается вам по вашей просьбе;

— если вы задержаны по подозрению в совершении преступления, то обыск проводится лицом одного с вами пола и в присутствии понятых того же пола, а результаты личного обыска заносятся в протокол задержания.

Применение физической силы

  1. В какихслучаях сотрудник полиции может применить физическую силу?

— для пресечения преступлений и административных правонарушений;

— для доставления и задержания;

— для преодоления противодействия его законным требованиям.

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

  1. Действия сотрудника полиции при применении физической силы

— обязан сообщить перед применением, что является сотрудником полиции, предупредить о своем намерении и предоставить возможность и время для выполнения его законных требований;

— может не предупреждать о применении физической силы, если промедление создает угрозу для жизни и здоровья граждан или самого сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия;

— при применении физической силы действует с учетом обстановки, характера и степени опасности ваших действий, характера и силы оказываемого вами сопротивления, и стремится к минимизации ущерба;

— если в результате применения физической силы вам были причинены повреждения, сотрудник полиции уведомляет об этом ваших близких родственников или близких лиц в возможно короткий срок, но не более 24 часов.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

Жалоба на действия (бездействие) сотрудников полиции

  1. Подача жалобы на действия (бездействие) сотрудников полиции

— если вы считаете, что действия (бездействие) сотрудников полиции нарушили ваши права, противоречили законодательству или причинили вам вред, вы можете подать жалобу на неправомерные действия сотрудников полиции;

— в устной форме жалоба может быть подана в Главное управление собственной безопасности МВД РФ по телефону (495) 667-07-30 либо по телефону 102. При обращении попросите сразу же зафиксировать ваш звонок. Во время телефонного разговора вам необходимо будет сообщить свои личные данные, оставить контактные телефоны и подробно сообщить о действиях (бездействии) сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными;

— вы можете подать жалобу в письменном виде. При этом возможно обратиться с жалобой в Управления собственной безопасности органов внутренних дел и в прокуратуру;

— жалоба может быть написана от руки или напечатана на компьютере;

— обязательно укажите в жалобе место, время и обстоятельства произошедшего, опишите действия сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными. Приведите сведения о нарушивших ваши права сотрудниках полиции. Если вы не знаете их контактных данных, можете описать внешние признаки (это может быть полезным при установлении личности сотрудника полиции, нарушившего ваши права, в том числе это может быть использовано при проведении ряда следственных действий – к примеру, при предъявлении лиц для опознания). Также вы можете указать номера патрульных машин, которые вас доставляли с места задержания в отделение. В тексте жалобы потребуйте признать действия сотрудников полиции неправомерными и привлечь их к ответственности. Ваши личные данные должны быть указаны максимально подробно: фамилия, имя и отчество, адрес фактического проживания, контактные телефоны, паспортные данные, дата подачи заявления, личная подпись, иначе ваша жалоба не будет принята (см. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 г. N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями));

— если вы подаете жалобу в органы УСБ, то в дежурной части вам должны выдать номерной талон-уведомление, свидетельствующий о принятии вашего заявления. Если вы подаете жалобу в прокуратуру, то вы также должны получить на руки документ о принятии жалобы к рассмотрению (см. Приложение «Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» к Приказу МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (с изменениями и дополнениями));

— также обратиться за защитой нарушенных прав можно в судебном порядке.

Дата изменения 16.08.2021

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

Прокурор разъясняет

Сотрудник полиции обязан представиться и разъяснить права.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции при обращении к гражданину обязан назвать свою должность, звание, фамилию, по требованию гражданина предъявить служебное удостоверение, сообщить причину и цель обращения. Если полицейский применяет меры, ограничивающие права и свободы гражданина, он должен разъяснить причины и основания, а также права и обязанности гражданина.

По такому алгоритму, в соответствии с предыдущей редакцией федерального закона, сотрудник полиции должен был действовать в любой ситуации. Даже если своими действиями преступник создавал реальную угрозу — сначала сотрудник должен был представиться и только потом принимать меры против угрозы.

В новой редакции в закон «О полиции» добавили ст. 5.1, которая в ситуациях, когда преступник своими действиями создает реальную угрозу, позволяет сотруднику полиции представляться, предъявлять удостоверение и разъяснять права уже после пресечения преступления или административного правонарушения.

Полиция получила больше прав для проникновения в жилище.

Перечень случаев, когда полиция могла проникать в жилище, ранее, в соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции», был строго ограничен. Например, это можно было сделать для спасения гражданина: если соседи слышали из квартиры крики о помощи, сотрудники полиции имели право вскрыть дверь.

 Если из окна квартиры выпал человек, а дверь никто не открывал, ее имели право взломать, чтобы выяснить обстоятельства несчастного случая или если в квартире скрылся подозреваемый.

В новой редакции федерального закона оснований для проникновения в жилище у полиции стало больше. Теперь в помещение можно проникать для задержания тех, кто официального статуса подозреваемого не имеет, но был застигнут при совершении действий, содержащих признаки преступления. Сотрудникам полиции необязательно лично видеть такие действия, достаточно показаний потерпевших или очевидцев события, обладающего признаками преступления.

Вместе с тем, законодатель предусмотрел меры по предотвращению злоупотребления сотрудниками полиции новыми полномочиями, так согласно ч. ч. 7,8 ст. 15 ФЗ «О полиции» о каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов с момента проникновения письменно уведомляется прокурор, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления.

Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, связанными со взломом (разрушением) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения.

Полиция может вскрывать машины.

Порядок вскрытия транспортных средств законом «О полиции» никак не регламентировался.

В действующей редакции федерального закона законодателем прописана ст. 15.1, регламентирующая порядок вскрытия транспорта, в ней подробно описаны ситуации, когда это можно делать.

Машину можно вскрывать для осмотра автомобиля или груза, если есть основания полагать, что в машине находится что-то запрещенное — например, наркотики или оружие. Также основанием для вскрытия автомобиля будет наличие в нем пострадавших — например, в результате ДТП.

Вместе с тем, ч. ч. 2, 3, 4 ст. 15.1 ФЗ «О полиции» предусмотрены механизмы предотвращения злоупотреблением права, а также, механизм защиты имущества владельца транспортного средства. Перед вскрытием машины сотрудник полиции обязан назвать свою должность, звание, фамилию и предъявить служебное удостоверение по требованию владельца или находящихся в автомобиле граждан. Еще он должен предупредить, что планирует вскрыть машину и разъяснить причину и основания для вскрытия.

О вскрытии автомобиля необходимо уведомить его собственника — на это закон отводит не более 24 часов с момента вскрытия. Если собственник присутствовал при вскрытии, отдельно его можно не информировать.

Полиция в отсутствие собственника или иного законного владельца вскрытого транспортного средства обеспечивает недопущение доступа посторонних лиц в транспортное средство.

Полиция получила больше прав по проверке личности гражданина.

Согласно старой редакции ФЗ «О полиции» (п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»), если гражданина подозревали в чем-то противоправном, сотрудники полиции имели право проверять документы, удостоверяющие личность. На всех остальных граждан это требование не распространялось: если человек заявлял о преступлении, представляться он был не обязан, а также показывать документы.

В новой редакции указанной статьи федерального закона сотрудники полиции могут требовать назвать фамилию, имя и отчество, проверять документы, даже если граждане просто обратились в полицию.

При проверке заявлений полиция может проводить осмотр.

В соответствии с предыдущей редакцией ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» до возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении полиция имела право вызывать граждан для опроса, получать от них объяснения, требовать справки и документы. Тех, кто уклоняется от явки в полицию без уважительных причин, могли подвергнуть приводу.

Новая редакция федерального закона дополнена п. 3.1 ч. 1 ст. 13, согласно которому, если есть зарегистрированное сообщение о происшествии, полиция может осматривать место происшествия, местность, помещения, транспорт, предметы и документы.

Осмотр — это визуальное обследование, при котором сотрудник полиции может заглянуть в салон автомобиля, двор частного дома, документы. Главное условие осмотра — гражданин не возражает и показывает все сам.

По результатам осмотра сотрудники полиции должны составить акт осмотра.

Изменения федерального закона «О полиции» направлены на более эффективную и своевременную защиту прав граждан. Вместе с тем законодатель с целью защиты основ правового государства, взвешенно установил меры по предотвращению злоупотребления расширенными полномочиями, а также меры правового контроля применения полномочий сотрудниками полиции на практике.

Прокуратура Владимирской области

«Изменения в Федеральный закон «О полиции», вступившие в силу с 21.12.2021»

Сотрудник полиции обязан представиться и разъяснить права.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции при обращении к гражданину обязан назвать свою должность, звание, фамилию, по требованию гражданина предъявить служебное удостоверение, сообщить причину и цель обращения. Если полицейский применяет меры, ограничивающие права и свободы гражданина, он должен разъяснить причины и основания, а также права и обязанности гражданина.

По такому алгоритму, в соответствии с предыдущей редакцией федерального закона, сотрудник полиции должен был действовать в любой ситуации. Даже если своими действиями преступник создавал реальную угрозу — сначала сотрудник должен был представиться и только потом принимать меры против угрозы.

В новой редакции в закон «О полиции» добавили ст. 5.1, которая в ситуациях, когда преступник своими действиями создает реальную угрозу, позволяет сотруднику полиции представляться, предъявлять удостоверение и разъяснять права уже после пресечения преступления или административного правонарушения.

Полиция получила больше прав для проникновения в жилище.

Перечень случаев, когда полиция могла проникать в жилище, ранее, в соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции», был строго ограничен. Например, это можно было сделать для спасения гражданина: если соседи слышали из квартиры крики о помощи, сотрудники полиции имели право вскрыть дверь.

 Если из окна квартиры выпал человек, а дверь никто не открывал, ее имели право взломать, чтобы выяснить обстоятельства несчастного случая или если в квартире скрылся подозреваемый.

В новой редакции федерального закона оснований для проникновения в жилище у полиции стало больше. Теперь в помещение можно проникать для задержания тех, кто официального статуса подозреваемого не имеет, но был застигнут при совершении действий, содержащих признаки преступления. Сотрудникам полиции необязательно лично видеть такие действия, достаточно показаний потерпевших или очевидцев события, обладающего признаками преступления.

Вместе с тем, законодатель предусмотрел меры по предотвращению злоупотребления сотрудниками полиции новыми полномочиями, так согласно ч. ч. 7,8 ст. 15 ФЗ «О полиции» о каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов с момента проникновения письменно уведомляется прокурор, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления.

Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, связанными со взломом (разрушением) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения.

Полиция может вскрывать машины.

Порядок вскрытия транспортных средств законом «О полиции» никак не регламентировался.

В действующей редакции федерального закона законодателем прописана ст. 15.1, регламентирующая порядок вскрытия транспорта, в ней подробно описаны ситуации, когда это можно делать.

Машину можно вскрывать для осмотра автомобиля или груза, если есть основания полагать, что в машине находится что-то запрещенное — например, наркотики или оружие. Также основанием для вскрытия автомобиля будет наличие в нем пострадавших — например, в результате ДТП.

Вместе с тем, ч. ч. 2, 3, 4 ст. 15.1 ФЗ «О полиции» предусмотрены механизмы предотвращения злоупотреблением права, а также, механизм защиты имущества владельца транспортного средства. Перед вскрытием машины сотрудник полиции обязан назвать свою должность, звание, фамилию и предъявить служебное удостоверение по требованию владельца или находящихся в автомобиле граждан. Еще он должен предупредить, что планирует вскрыть машину и разъяснить причину и основания для вскрытия.

О вскрытии автомобиля необходимо уведомить его собственника — на это закон отводит не более 24 часов с момента вскрытия. Если собственник присутствовал при вскрытии, отдельно его можно не информировать.

Полиция в отсутствие собственника или иного законного владельца вскрытого транспортного средства обеспечивает недопущение доступа посторонних лиц в транспортное средство.

Полиция получила больше прав по проверке личности гражданина.

Согласно старой редакции ФЗ «О полиции» (п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»), если гражданина подозревали в чем-то противоправном, сотрудники полиции имели право проверять документы, удостоверяющие личность. На всех остальных граждан это требование не распространялось: если человек заявлял о преступлении, представляться он был не обязан, а также показывать документы.

В новой редакции указанной статьи федерального закона сотрудники полиции могут требовать назвать фамилию, имя и отчество, проверять документы, даже если граждане просто обратились в полицию.

При проверке заявлений полиция может проводить осмотр.

В соответствии с предыдущей редакцией ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» до возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении полиция имела право вызывать граждан для опроса, получать от них объяснения, требовать справки и документы. Тех, кто уклоняется от явки в полицию без уважительных причин, могли подвергнуть приводу.

Новая редакция федерального закона дополнена п. 3.1 ч. 1 ст. 13, согласно которому, если есть зарегистрированное сообщение о происшествии, полиция может осматривать место происшествия, местность, помещения, транспорт, предметы и документы.

Осмотр — это визуальное обследование, при котором сотрудник полиции может заглянуть в салон автомобиля, двор частного дома, документы. Главное условие осмотра — гражданин не возражает и показывает все сам.

По результатам осмотра сотрудники полиции должны составить акт осмотра.

Изменения федерального закона «О полиции» направлены на более эффективную и своевременную защиту прав граждан. Вместе с тем законодатель с целью защиты основ правового государства, взвешенно установил меры по предотвращению злоупотребления расширенными полномочиями, а также меры правового контроля применения полномочий сотрудниками полиции на практике.

Прокуратура Владимирской области

Выбор темы

Обычная версия

Черно-белая версия

Бело-черная версия

Зелено-коричневая версия

Синяя версия

Отключение картинок

Отключить картинки

Размер шрифта

Обычный шрифт

Увеличенный шрифт 1.5

Увеличенный шрифт 2

Интервал между буквами (кернинг):

Обычный

Большой

Очень большой

ПРИКАЗ МВД РФ от 30.04.2012 N 389
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ И
РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ПОЛИЦИИ В ДЕЖУРНОЙ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА
МВД РОССИИ ПОСЛЕ ДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.06.2012 N 24696)

Для качественной печати:
PDF-файл документа (1 Мб)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в реестре налоговых как исправить
  • Как найти богатого мужа для дочери
  • Как ребенку учить составить предлоги
  • Как исправить дырку в столешнице
  • Как найти напряжение в болте