Как составить алгоритм песни

Алгоритмизируем музыку

Время на прочтение
10 мин

Количество просмотров 5.2K

image

Считается, что сочинение музыки это творческое занятие, где алгоритмы применять невозможно. И действительно, от композиторов чаще всего можно услышать про музу, озарение и золотое сечение, но не про сухие правила. Поэтому в данной статье дается попытка описать простые алгоритмы, которым следует музыка. В итоге можно будет оценить, сколько творчества и сколько профессиональных знаний в данной деятельности. Описание будет на примере популярной музыки, но базовые принципы применимы ко всем жанрам.

Творчество – это создание нового, такого, чего в природе раньше не было. Для лучшего понимания, рассмотрим пример. Имеется два новобранца-дворника, первый окончил профессиональные курсы, а второй даже метлы никогда не видел. Первый сразу же пойдет мести двор, используя стандартные движения, хват метлы и алгоритм обхода двора. Второму же сначала придется проявить творчество, чтобы просто взять метлу в руки. И если он после этого заявит, что он творческая личность, изобрел хват метлы и достоин премии, повышения и известности, вряд ли его кто-то воспримет серьезно. Но если дело относится к музыке, то почему-то воспринимают.

К счастью для данной статьи, российская поп музыка полностью игнорирует даже элементарную теорию музыки, поэтому данные песни будут приводиться в качестве примера творчества. Западная же музыка, а именно мировые поп-звезды, наоборот, пример хорошего применения профессиональных знаний. На контрасте будет легко найти преимущества и недостатки каждого из подходов.

Основы

Цель музыки – вызвать эмоциональный отклик у слушателя. Для этого на макроуровне композитор контролирует энергию, напряжение и предсказуемость. А для того, чтобы слушатель не потерял интерес и дослушал песню до конца, используется обычное для искусства средство — контраст.

Предсказуемость

Предсказуемостью это то, насколько легко можно предсказать, что будет дальше в песне. Детские песни для взрослого полностью предсказуемы, поэтому их интересно слушать только детям. Если же наоборот, песня полностью непредсказуема, то её будет очень тяжело воспринимать.

Песня звучит предсказуемо, если она состоит из элементов (мелодия, аккорды и т.п.), которые все уже много раз слышали. Поэтому задача композитора к стандартному шаблону придумать что-то новое, чтобы в песне появились элементы непредсказуемости. Для этого можно проявить творчество, а можно профессионально украсть. В песнях Dua Lipa – New Rules и Sabrina Carpenter – Why используется странный звук в начале припева именно для непредсказуемости. Если еще вспомнить песню Rita Ora – Anywhere, то получится два новых элемента (странный звук и вокализ) на три песни.

В качестве примера абсолютно предсказуемой песни можно привести Натали – У меня есть только ты. Данную песню слушать приятно, но только один раз. Возвращаться к ней нет желания именно потому, что здесь нет ни одного нового элемента.

Поэтому для песни нужен баланс между предсказуемостью и непредсказуемостью. Сколько нужно последнего, точно оценить сложно, но для популярной музыки эта величина вряд ли превышает единицы процента.

Напряжение и энергия

Напряжение работает следующим образом. Сначала нагнетается уровень напряжения, а потом он разрешается. Куплет нагнетает напряжение, а припев его разрешает.

В течение песни энергия меняется закономерным образом: куплет – низкая энергия, припев – высокая. В одну из последних частей песни помещается максимум энергии, эта точка называется кульминацией.

Энергию песни легко оценить (подробнее ниже), в отличие от напряжения – это сугубо субъективное впечатление, некое чувство, которое возникает при прослушивании музыки. Но общий тренд достаточно прост: растет энергия – растет напряжение, энергия снижается – напряжение разрешается.

Согласованность напряжения и энергии

Если с энергией всё достаточно просто, то с напряжением дело чуть запутаннее. Напряжение растет вместе с энергией, а чтобы его разрешить, нужно понизить энергию. То есть, получается противоречие: припев одновременно должен повысить энергию, и в то же самое время понизить энергию, для того чтобы разрешить напряжение.

Это противоречие можно решить следующим образом. Суммарная энергия припева повышается, но один или несколько элементов снижают свою энергию. В итоге получается, максимальная энергия с одновременным разрешением!

Кульминация

В какое же место песни поместить максимум энергии (кульминацию)? Если в самое начало – то слушать песню дальше будет неинтересно. Если же в самый конец, то песня завершиться очень резко и неожиданно, будет некое чувство потерянности и незавершенности. Остается единственный вариант, максимально близко к концу.

В популярных песнях максимум энергии может находиться в двух местах, либо в бридже, либо в третьем припеве. Если в бридже, то после третьего припева песня сразу же заканчивается. Если же максимум в третьем припеве, то прибавляется какая-либо концовка.
Но это теоретически, на практике же, найти кульминацию может быть затруднительно. Так как считается, что если «сильной» кульминации нет, то слушатель будет слушать песню снова и снова, она станет хитом и принесет много денег звукозаписывающим компаниям.

Контраст

Одним из главных средств выразительности в искусстве является контраст. В музыке чаще всего он проявляется в громкости, высоте мелодии, интонации пения и количестве одновременно играющих инструментов.

Основные функции контраста это сохранять внимание слушателя и определять границы частей песни. Между основными частями песни (куплет, припев, бридж), как правило, присутствует большой контраст, изменения затрагивают практически все элементы песни. Если же основные части песни состоят из двух подчастей, то во второй обычно добавляется какой-либо новый инструмент, то есть контраст получается совсем небольшим.

Если в песне проблемы с контрастом, то понять какая часть песни сейчас играет становится затруднительно, не говоря уже о потере внимания и интереса.

Техники, правила и алгоритмы

Для того, чтобы увидеть техники, правила и алгоритмы, которые доступны композитору для управления энергией и напряжением, музыкальное произведение нужно разбить на более простые составляющие (разделяй и властвуй). Для популярной песни это будут слова, мелодия и аккомпанемент.

Слова

В словах для песни должен быть дизайн, а именно связь между всеми частями песни. Например, функция куплета заинтриговать, задать вопросы, или просто рассказать историю. И в полном соответствии с принципом контраста, функция припева разрешить интригу, ответить на вопросы, или дать эмоциональный отклик на историю.

Обобщая вышесказанное, в куплетах нужно нарастить напряжение, а в припеве его разрешить, чтобы слушатель, услышав ключевую фразу (как правило, название песни) воскликнул: «Ах вот оно как!».

Из этого следует вывод, что лучший способ разрушить дизайн слов песни – это поместить название песни и в куплет, и в припев.

Какие есть еще требования для слов? Так как песня воспринимается слухом, поэтому нужно, чтобы использовались разговорные фразы и выражения. Казалось бы, очевидное требование, но оно далеко не всегда соблюдается. Например, фильмы Гайдая часто используют сложные фразы, переполненные смыслом, которые в разговорной речи не встречаются. Поэтому данные фильмы принесли столько известных крылатых фраз и выражений. Особенно заметна разница в сравнении с американскими фильмами и сериалами, где это требование соблюдается на 200% и даже намёка на крылатые фразы нет.

Что будет, если не соблюдать это требование легко узнать на примере типичной российской поп-песни. Такое ощущение, что авторы специально пишут так, чтобы никто не смог их понять. Первая строчка песни понятна, вторая тоже, но не ясно, как эти две строчки между собой согласуются. А так как третья строчка ни с одной из предыдущих не связана каким-либо смыслом, то дальше наступает жуткий когнитивный диссонанс и пение превращается в бессмысленный набор звуков.

Мелодия

При написании мелодии для слов песни контролируется её скорость (т.е. темп речи), высота и длина фразы (фразу, как правило, легко определить, она ограничена паузами).

Если увеличить скорость, повысить высоту, сократить длину фразы, то энергия увеличится. Если наоборот, понизить скорость и высоту, увеличить длину фраз, то энергия понизится. Достаточно изменить один элемент из трех.

В действительности, средств выразительности, влияющих на энергию мелодии, больше, поэтому были описаны самые основные, причем именно их и легче всего услышать.

Аккомпанемент

Аккомпанемент (минус, instrumental) устроен нетривиально и состоит из трех функциональных частей (основа, ритм и заполнение). Но для общего понимания того, как он влияет на энергию песни, достаточно учесть количество одновременно играющих инструментов. Всё интуитивно просто: увеличилось количество инструментов – увеличилась энергия, уменьшилось – энергия понизилась.

Halsey – Without me

Как это работает, рассмотрим на примере песни Halsey – Without me, которая имела значительный коммерческий успех.

image

На рисунке представлены сверху вниз:

  1. Звуковая дорожка;
  2. Диаграмма звучания основных инструментов (светлый – не играет, темный – играет);
  3. Графики энергии и напряжения: суммарный всей песни, мелодии и аккомпанемента (построены исключительно по субъективным ощущениям). Диаграмма звучания инструментов напрямую коррелирует с энергией аккомпанемента.

Слова песни соответствуют стандартному шаблону – история в куплетах, эмоции в припеве. Причем, последняя наиболее важная деталь истории раскрывается только в бридже, поэтому до этого момента слушателя должна мучить загадка, почему же такая трогательная история любви в итоге закончилась.

В данной песне энергия мелодии в первую очередь зависит от высоты тона, с которым Halsey «в среднем» поёт каждую часть. От первой части первого куплета и до первой части припева высота повышается, далее плавно снижается. Со второго куплета и до бриджа всё повторяется и далее в бридже имеем самую низкую энергию мелодии.

Аккомпанемент идеально согласован с мелодией вокала. В первой части припева имеем максимальную энергию мелодии и разрешение аккомпанемента. Далее наоборот, мелодия разрешается, а аккомпанемент достигает своей максимальной энергии. В итоге получается, что припев суммарно имеет практически постоянную высокую энергию и напряжение.
Из суммарных графиков видна «конструкция» песни, а именно закономерное изменение энергии и напряжения. Выделяется третий припев, который короче первых двух, что сделано для снижения предсказуемости.

Также в третьем припеве отсутствует участок с постоянным уровнем напряжения. Это не недостаток, а стандартное решение для популярных песен – после бриджа с низкой энергией сразу вступает припев.

Максимальный уровень энергии приходится на 13 часть песни (всего 14 частей). Следовательно, кульминация помещена максимально близко к концу. Поэтому песня заканчивается неожиданно быстро. Именно поэтому графики напряжения не снижаются до нуля. Это оставляет у слушателя чувство незавершенности, которое должно заставлять слушать песню снова и снова. И как видно из коммерческого успеха данной песни, данное решение сработало идеально.

Вывод

Таким образом, алгоритм для сочинения популярной музыки достаточно прост. Для этого песня разбивается на более простые элементы, такие как слова, мелодия и аккомпанемент. И далее эти элементы комбинируются так, чтобы получилась хорошая структура песни. Иначе говоря, чтобы графики суммарной энергии и напряжения отражали какую-либо закономерность. Какие средства выразительности использовать, как развивать мелодию вокала, когда и какие добавлять инструменты, можно решить самому (т.е. проявить творчество), а можно подсмотреть у какой-нибудь успешной песни. В итоге, применив простую комбинаторику можно получить хорошую популярную песню.

Как выглядит творчество (не для впечатлительных)

Как выглядит творчество, рассмотрим на примере песен из топа Русского радио Полина Гагарина – Ангелы в танце и Zivert – Credo.

Полина Гагарина – Ангелы в танце

image

Слова песни Полины Гагариной – Ангелы в танце типичны для русской популярной песни – смысл на слух не воспринимается. Главная строчка песни – «наши ангелы в танце», соответственно возникают следующие вопросы. Почему ангелы и откуда они взялись? Почему они танцуют? Почему наши? Логично прояснить эти моменты в куплетах, но авторы этого не сделали.

Слова всей песни повествовательные, нет ни одной эмоциональной строчки. Причем, первый куплет рассказывает (очень метафорично) о сумасшедшей влюбленности (после тебя, танцы на углях). Далее тема песни резко меняется, и Полина приглашает послушать groove. А в припеве оказывается, что песня посвящена всем, у кого депрессия (и выгорание).

В словах отсутствует какая-либо история, вместо нее малосвязанный набор предложений и общих философских фраз, которые вряд ли смогут вызвать эмоциональный отклик у слушателя.
Энергия мелодии во второй части куплета резко повышается, далее, в припеве, она остается почти такой же, и во второй части припева она значительно падает. Со второго куплета всё повторяется примерно так же. Так как нет значительно контраста между куплетом и припевом, то возникает неопределенность, мы всё еще в куплете или это уже припев.

Аккомпанемент ведет себя не менее странно. Во второй части куплета, вместе с резким повышением энергии мелодии, энергия аккомпанемента тоже резко повышается, причем до уровня припева (так как вступают типичные для припева инструменты: тарелка и длинные ноты пианино). Неопределенность, не припев ли это, значительно усиливается.

Также непонятно, почему в середине первой части второго куплета начинают играть тарелки. Получается, что данная часть песни разбита на две подчасти, но такое решение в структуру песни не вписывается.

В итоге суммарные графики энергии и напряжения песни никакой закономерности не отражают. В действительности, со второй части куплета, происходит «потеря координат» и понимать, где мы сейчас находимся (в куплете или припеве) становится крайне затруднительно.

Данная песня красочно демонстрирует важность предсказуемости в музыке. Так как энергия аккомпанемента и мелодии вокала меняются без всякой логики и закономерности, песня становится абсолютно непредсказуемой.

Zivert – Credo

image

Песня Zivert – Credo пример 100% творчества, даже возникает такое ощущение, что авторы других песен никогда не слышали. Это отчетливо проявляется на структурном уровне, а именно в длительности частей песни.

Музыкальное произведение состоит из частей одинаковой длины (возможны отклонения, но это делается очень аккуратно). Здесь же первое вступление длится около 16 секунд, а второе уже 8, куплет снова 16, а припев целых 32. Далее следует пост-припев, состоящий из двух подчастей по 8 секунд. Хотя обычно, либо все части песни делятся на подчасти, либо ни одной. После такого «творческого» подхода, ожидания слушателя полностью разрушены и не понятно, что дальше ожидать от песни.

Кроме того, в середине припева ничего нового не происходит, хотя ожидания, что должно что-то измениться, есть. А во второй подчасти пост-припева внезапно добавляется хлопок. Имеем гениальный садистский ход: где слушатель ожидает – ничего не добавляем, а где не ожидает – добавляем по максимуму!

В данной песне присутствует два творческих решения, которые невозможно прокомментировать. Первое, в песне два вступления, причем одно — это предприпев. Второе, энергия песни со второго куплета и до второго припева понижается.

После описанных недостатков, остальные кажутся сущими мелочами. В действительности, только их достаточно чтобы полностью испортить песню. К ним относятся неправильное произношение слов: «пЕшим», «прЕчесался», «неовИчно» и бросающееся на слух неверное ударение в слове «чЕловек».

К тому же, все слова песни повествовательны. Фраза «каждому по факту» по интонации ближе к бюрократии, чем даже к нормальному разговору, не говоря уже о пении.

К сомнительно положительному моменту песни можно отнести то, что есть дизайн в словах песни. В куплетах и предприпеве смысл на слух не воспринимается, но припев понять легко (контраст: понятно – не понятно).

Из краткого разбора песни Zivert – Credo, напрашивается вывод, для того чтобы занять первую строчку хит парада Русского Радио достаточно в припеве спеть о чем-нибудь наболевшем. А что творится в оставшихся элементах песни, значения не имеет.

Превращение музыкальных идей в законченное произведение — один из самых больших вызовов, с которым сталкиваются музыканты. Понять, когда набор идей и нот становится готовой композицией бывает трудно не только начинающим, но и матерым профессионалам. Редакция SAMESOUND.RU разбирается, как выглядит структура песни в популярной и электронной музыке. Мы нарочно пока не будем говорить о составе инструментов, стилизации и прочих аранжировочных моментах, уделив основное внимание тому, как строится типовая песня.


Собранные воедино идеи композитора — не более, чем каркас композиции. Основная работа ещё впереди: песне нужна аранжировка, которая проведет слушателя через все задумки автора, сделает композицию единым полотном. Чем комфортнее и интереснее путь через идеи автора, тем охотнее слушатель нажмет на кнопку повтора.

Аранжировка — это карта песни. Обычно эта карта состоит из нескольких типовых решений и маршрутов, которые композиторы и аранжировщики используют очень часто. В этом нет и доли презрения: структура песни и формулы, по которым создаются композиции, обкатаны на множестве хитов, а менять их никто не собирается.

Типовая структура песни в популярной музыке

Чтобы понять типовую структуру композиции, нужно разобраться из каких частей обычно состоит песня. В большинстве случаев, таких частей восемь:

  1. Вступление/интро;
  2. Куплет;
  3. Прехорус/бридж;
  4. Припев;
  5. Постхорус/тэг;
  6. Проигрыш
  7. Брейк;
  8. Концовка/оутро.

Одни части песни могут не входить в аранжировку, другие — повторяться несколько раз, хотя все зависит от смысловой нагрузки, которую они несут, и желаний композитора.

Обычно каждая часть песни в аранжировке состоит из 8-16 тактов, хотя не редки случаи, когда длина отрезка составляет 4, 12 или 32 такта. Количество тактов напрямую зависит от музыкальной идеи, которую вы реализуете в конкретной песне.

Вступление/интро (Intro)

Небольшое введение в песню. Эта часть — первая, которая доносится до ушей слушателей. Задача вступления — подготовить слушателя к остальным частям композиции, а также логично подвести аранжировку к первому куплету.

Зачастую от того, насколько хорошо и интересно сделано интро, зависит общее восприятие песни: если вступление цепляет человека с первых аккоржов, то вероятность того, что он дослушает песню возрастает многократно.

Если вы не играете прогрессив-рок или математический метал, не утомляйте слушателя длинными вступлениями.

С точки зрения содержания, само вступление может быть любым, все зависит от фантазии автора. Его можно сделать из одного-двух элементов основного трека (мелодия и ударные, бас и клавишные) или в аналогичном припеву виде (интро полностью повторяет все составляющие припева). Длительность вступления также зависит от желания композитора, но обычно интро укладывается в 2, 4 или 8 тактов.

Куплет (Verse)

Главная смысловая часть любой песни. Именно здесь располагается весь текст и общий информационный посыл композиции. Помимо донесения основной мысли, в задачи куплета входит подготовка слушателя к последующим частям песни.

В отличие от припева и бриджа, слова этой части песни обычно являются уникальными для каждого куплета. Строго следовать этому правилу необязательно: в мире найдутся десятки и сотни отличных песен с очень простыми куплетами.

Структура песни

Пример структуры песни и аранжировки. Композиция состоит из вступления, двух куплетов, четырех припевов, соло или инструментального проигрыша и концовки. Песня укладывается в 3 минуты 30 секунд.

Прехорус/Бридж (Pre-Chorus/Bridge)

Бридж (от англ. Bridge — мост), или, как его называются в США, прехорус (от англ. Pre-Chorus — предприпев) — связующее звено между куплетом и припевом. Так как припев является самой яркой частью песни, в аранжировку добавляют бридж, который ослабляет контраст между куплетом и припевом.

Если гармония куплета и припева строится на одних и тех же аккордах, бридж может внести разнообразие в общую канву композиции за счет измененной последовательности аккордов. С точки зрения слушателя, прехорус делает композицию интереснее.

Припев (Chorus/Refrain)

Припев — одна из кульминационных частей композиции. Эта часть должна легко запоминаться, но не надоедать — композиции хватит 2-4 припевов, отличающихся своей длиной. Так как припев самая повторяемая часть любого трека, она содержит в себе главные лирические и музыкальные идеи. Именно здесь находится главный информационный посыл композиции, а также музыкальный хук, цепляющий слушателя.

Не надо злоупотреблять припевом. Мы же не очередной хит российской эстрады пишем, верно?

Обычно первое появление припева состоит из 8 тактов (одиночный припев), а второе появление — из 16 тактов (двойное повторение припева с небольшими неявными изменениями). Последний припев песни, появляющийся в конце композиции, может состоять из 16-32 тактов. По своему опыту скажем, что чем меньше припевов в конце песни, тем лучше.

Постхорус/Тег (Post-Chorus/Tag)

Не редки случаи, когда последняя строчка припева выходит за рамки отведенных ей композитором тактов. Такое положение вещей может стать проблемой, если текст следующей части песни (например, куплета) начинается с затакта.

Чтобы слова не накладывались друг на друга, композиторы и аранжировщики вставляют 2-4 такта, которые позволяют вокалисту немного передохнуть перед продолжением песни, а также делают музыкальное повествование более гладким.

Постхорус аналогичен прехорусу и может быть любым: в виде припева или вступления с простым напевом бэк-вокалистов, в виде инструментального проигрыша или наигрывания основной мелодии песни в немного измененном виде. Здесь все зависит от фантазии аранжировщика и композитора, а также музыкальной составляющей песни.

ЧТО ТАКОЕ ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА?

Когда мы говорим о популярной музыке, многие музыканты думают, что речь идет только о поп-музыке, но такое суждение ошибочно. Определения «Популярная музыка» и «Поп-музыка» не синонимы, и относятся к совершенно разным стилистическим направлениям. Термин «Поп-музыка» используется для определения конкретного жанра — «поп».

Что же касается термина «Популярная музыка», то сюда относится огромное количество самых разнообразных музыкальных стилей, не имеющих никакого отношения к поп-музыке: рок, фьюжн, ритм-н-блюз, индастриал, диско, рок-н-ролл, регги, ню-метал, альтернатива и т.д. Таким образом, популярная музыка — это музыка разнообразной стилистики, ориентированная на широкого слушателя.

Проигрыш (Middle  8)

На Западе проигрыш ближе к концу песни называют Middle 8, что дословно можно перевести как «средняя восьмерка». Тем не менее, некоторые музыканты называют Middle 8 бриджем. Обычно эта часть отведена под инструментальную составляющую: в Middle 8 чаще всего встречается соло или какой-либо проигрыш с измененными партиями и мелодиями.

Смысловая нагрузка этой части — достигнуть кульминации композиции перед появлением последнего припева или брейка. На протяжении песни динамика и энергетика композиции постоянно нарастает, достигая своего апогея именно в проигрыше.

Как это понятно из английского названия, по своей длине проигрыш обычно составляет 8 тактов, хотя иногда встречаются и более длинные варианты.

Брейк (Break)

Временами после проигрыша появляется еще одна небольшая вставка, именуемая брейком (от англ. Break — обрыв, обвал, пауза). Смысл брейка в том, чтобы дать слушателю небольшую передышку. Согласитесь, слушать песню, в которой постоянно что-то происходит, может быть утомительно.

Необходимость в брейке и проигрыше зависит от контекста. Если в песне присутствует соло, то возможно есть смысл в спокойном брейке. В то же самое время, никто не запрещает после соло сделать еще один инструментальный или вокальный проигрыш, а то и вовсе перейти в куплет.

Зачастую брейк отличается минимализмом и обычно строится на тех же аккордах и мелодии, что и припев. Иногда брейк представляет собой небольшой и спокойный прехорус перед последним припевом. Средняя длина брейка — от 4 до 16 тактов.

Концовка/оутро (Outro)

Финальная часть песни. Может совпадать с вступлением или быть его полной противоположностью, представлять собой несколько повторений припева с постепенным снижением громкости (затухание, Fade Out) или быть совершенно уникальным и не похожим на другие части песни.

Не увлекайтесь концовкой: постоянное ожидание завершения не ведет ни к чему хорошему. Слишком затянутый выход наверняка приведёт к тому, что слушатель задумается: «Да когда же она кончится? Сколько можно?».

Какой будет концовка песни, зависит от остальных ее компонентов. В особо активных композициях есть смысл уйти в тишину через повторение припевов, в балладах можно взять несколько других аккордов — решать это только самому композитору.

Итоговая структура песни в популярной музыке

Песню можно представить в виде графика. Движение музыки, усиление напряжения и динамики идет по параболе — то вверх, то вниз.

Если представить любую композицию в виде графика, то самым точным отображением станет парабола. На протяжении всей песни музыка набирает обороты, достигает кульминации, а затем плавно выходит на концовку.

Часть песни Возможная длина
Вступление 2-8 тактов
Куплет 8-32 такта
Прехорус/бридж 2-16 тактов
Припев 8-16 тактов
Постхорус/Тэг 2-4 такта
Проигрыш 8 тактов (иногда 16)
Брейк 4-16 тактов
Концовка 2-4 такта

Не делайте все части будущего хита длиной 32 такта — у каждого элемента композиции своя длина, которой стоит придерживаться. Каждая композиция требует индивидуального подхода, поэтому не перегружайте аранжировку и не пытайтесь впихнуть в нее все части, которые только могут быть.

Типовая структура песни в электронной музыке

В отличие от популярной музыки, типичные электронные треки состоят из несколько иных частей. Дело в том, что на аранжировку электронной музыки не в последнюю очередь влияет радио: песни должны вписываться в формат профильных радиостанций, в котором нет места миксам бесконечной длины.

Вместе с тем, аранжировка танцевальных и электронных треков должна быть такой, чтобы под нее было комфортно танцевать. Длинные секции нужно сменять короткими отрезками для передышки танцующих. Обычно танцевальная композиция состоит из семи типовых частей:

  1. Вступительный бит;
  2. Брейкдаун;
  3. Билд-ап;
  4. Дроп;
  5. Средний брейк;
  6. Второй дроп;
  7. Заключительный бит.

Хорошим примером типичной электронной, танцевальной или клубной музыки выступает композиция «United We Dance» коллектива Vicetone.

Вступительный бит (Beat Intro)

Шестнадцать и более тактов, состоящих из ударных или перкуссии. Отличительные черты вступления в электронной музыке — минимум используемых инструментов, преобладание бита и постепенное неторопливое появление основной мелодии.

Основная задача вступительного бита в том, чтобы диджей смог правильно и аккуратно смиксовать новый трек с предыдущим.

Брейкдаун (Breakdown)

В брейкдауне композиция обращается к своим основным элементам. Часто в этом моменте ударные отсутствуют вовсе, уступая больше пространства для остальных музыкальных составляющих аранжировки.

В типовом брейкдауне обычно наигрывается основная мелодическая линия электронной композиции. Мелодия постепенно обрастает дополнительными инструментами, что создает плотность саунда. Количество тактов может быть любым — 16, 32 и более.

Билд-ап (Build-Up)

Билд-ап готовит слушателей к припеву и является аналогом прехоруса в популярной музыке. В этой секции постепенно нарастает напряжение за счет ускоренных барабанных вставок и райзов — синтезаторных звуков, которые плавно набирают громкость и высоту, и выглядят ярче всех остальных элементов аранжировки.

Дроп (Drop)

Эквивалент припева в популярной музыке. Дропы призваны произвести максимальное впечатление на слушателя мощными грувами, качающим басом, сочным битом и синтезаторным хуком (главной музыкальной темой всего трека).

Средний брейк (Middle Break)

Средняя часть композиции. Содержит в себе уникальные музыкальные элементы и находки, но не выходит за рамки общей мелодики композиции. Эта часть любят использовать для плавного подведения слушателя к еще одному билд-апу, чья длина вдвое меньше первого.

Средний брейк обычно выглядит как вариация на тему первого брейкдауна или дропа, хотя не редки случаи, когда средний брейк звучит совершенно отлично от остальных частей песни.

Структура песни

Планирование аранжировки и структуры композиции. Трек начнется с припева, будет содержать два разных куплета, соло или проигрыш и несколько тэгов (проигрышей после припева).

Второй дроп (Second Drop)

Второй дроп часто схож по структуре, энергетике и содержанию с первым, но содержит ряд изменений, которые придают композиции разнообразия. Отличия обычно содержатся в несколько измененном хуке, басовой линии или бите.

Заключительный бит (Outro Beat)

Как и вступительный бит, концовка помогает диджею смиксовать заканчивающийся трек со следующей композицией в сете. По этой причине заключительный бит — очень длинная часть любого танцевального хита.

Итоговая структура песни в электронной музыке

Чтобы вписаться в радиоформат, оригинальные 5-10-минутые версии клубных треков редактируются, чтобы их длина не превышала 3-4 минут. Из-за этого сокращению подвергаются все части композиции, чтобы в результате получился трек, по структуре похожий на обычную поп-песню.

Часть песни Возможная длина
Вступительный бит от 16 тактов
Брейкдаун 16-32 такта
Билд-ап 8-16 тактов
Дроп 16 тактов
Средний брейк 16-32 такта
Второй дроп 16-32 такта
Заключительный бит от 16 тактов

Формы ABA, AABA, AAA и ABABCB

При планировании песни композиторы и аранжировщики часто приводят структуру композиции к одной из четырех распространенных форм — ABA, AABA, AAA и ABABCB.

Форма ABA — самая популярная форма построения аранжировки. Когда мы говорим, что песня построена по стандартной схеме «куплет-припев-куплет», то речь идет именно о форме ABA. Обязательный признак этой формы — наличие двух одинаковых частей (секция А) и одной контрастирующей части (секция B). Контраст секции B вносится разными методами: через смену гармонии и тональности, изменения ритма или настроения музыки. Секциями A и B могут выступать разные части одной песни — куплеты, припевы, проигрыши, соло.

Если представить структуру песни по форме ABA, то она может выглядеть одним из следующих образов:

Куплет 1 (A);
Припев (B);
Куплет 2 (A).
Припев 1 (A);
Проигрыш (B);
Припев 2 (A).
Припев 2 (А);
Брейк (B);
Припев 3 (A).
Куплет 1 (А);
Прехорус (В);
Куплет 2 (А).

Яркий пример использования формы ABA — джазовая классика «I Got Rhythm» Джорджа Гершвина. Секции A играются в Си-бемоль, на один такт приходится по два аккорда, а сами секции звучат энергично. Секция B меняет тональность, один аккорд приходится на два такта, а музыка становится менее динамичной.

Форма AABA является развитием схемы ABA. В этом случае секция A повторяется дважды, затем идет движение к контрастной секции B с последующим возвратом к секции A. По этой схеме композиция может выглядеть так:

Куплет 1 (A);
Куплет 2 (A);
Припев (B);
Куплет 3 (A).
Припев 1 (A);
Припев 2 (A);
Проигрыш (B);
Припев 3 (A).
Припев 2 (А);
Припев 3 (А);
Брейк (B);
Припев 3 (A).
Куплет 1 (А);
Куплет 2 (А);
Прехорус (В);
Куплет 3 (А).

Несмотря на то, что форма AABA использует в начале две одинаковые секции A, это не означает, что они должны совпадать. Композиторы и аранжировщики вносят небольшие изменения в гармонию или состав инструментов по ходу секции, чтобы сделать звучание интереснее. В некоторых случаях изменениям подвергается мелодия или отдельные ее части. Также не редки случаи, когда формы ABA и AABA комбинируются между собой.

Форма AAA предполагает использование трех одинаковых частей (куплетов или припевов) с небольшими гармоническими или мелодическими отличиями. Что же касается формы ABABCB, то здесь композитор решает сначала использовать стандартную схему «куплет-припев-куплет-припев», которая затем разбавляется проигрышем, соло или брейком (секция C), а затем возвращается к припеву.

ПРИМЕРЫ КОМПОЗИЦИЙ С РАЗНЫМИ СХЕМАМИ ПОСТРОЕНИЯ

Форма ABA: The Rolling Stones — Honky Tonk Woman, Pete Seeger — Turn! Turn! Turn!, AC/DC — Back in Black, The Eagles — Hotel California.
Форма AABA: Billy Joel — Just the Way You Are, The Beatles — Yesterday, Crystal Gayle — Don’t It Make My Brown Eyes Blue.
Форма AAA: Bob Dylan — The Times They Are Changin’, The Animals — The House of the Rising Sun, Gordon Lightfoot — The Wreck of the Edmund Fitzgerald.
Форма ABABCB: ZZ Top — Sharp Dressed Man, The Beatles — Ticket to Ride, Tina Turner — What’s Love Got to Do with It?

Структура песни The Beatles — Back in the U.S.S.R.

Знаменитая битловская «Back in the U.S.S.R.» была написана как дань уважения хиту Чака Берри «Back in the USA». Написанная в 1968 году, песня и по сей день звучит современно.

Обложка сингла The Beatles «Back in the U.S.S.R.«

Песня написана в период правления премьер-министра Гарольда Вильсона, который объявил по всему Соединенному Королевству новую политическую компанию «I’m backing Britain» («Я поддерживаю Британию»). Агитационными плакатами с этим лозунгом завесили все улицы Великобритании. Пол Маккартни посчитал, что строчка «I’m backing (back in) the U.S.S.R.» — хороший ответ на политические идеи, царящие в английском обществе того времени. Жители Великобритании оценили юмор Маккартни, а вот для граждан США шутка оказалась непонятной.

Композиция написана Полом Маккартни в соавторстве с Джоном Ленноном и стала открывающим треком битловского безымянного двухдискового альбома 1968 года, который также известен как «The White Album».

Одной из отличительных черт композиции является типичная для поп- и рок-музыки аранжировка песни. Тональность — До минор, темп — 120 ударов в минуту, музыкальный размер — 4/4.

Так как на YouTube наблюдаются проблемы с песнями The Beatles, мы вставили видео с живым исполнением композиции Полом Маккартни в Москве в 2002 году. Тем не менее, в тексте пойдет речь о студийной записи композиции.

0:00. Вступление

Песня начинается со звука садящегося самолета, а также 4-тактового вступления на аккорде Е7. После 4 тактов, на сильную долю звучит аккорд А, который приводит нас в куплет композиции.

0:15. Куплет 1

По ходу того, как Пол Маккартни рассказывает историю бессонной ночи и полета из Майами, композиция набирает обороты. Куплет состоит из 8 тактов: два 4-тактовых квадрата на аккордах A, D, C, D.

0:28. Припев 1

Припев песни состоит из шести тактов, что довольно необычно. Первые три такта построены на аккордах куплета (A, C, D) и именно здесь находится вокальный хук с фразой «Back in the USSR!».

Последние три такта плавно приводят слушателя во второй куплет, который по структуре и гармонии идентичен первому.

0:52. Припев 2

После второго куплета песня приходит во второй припев, так же повторяющий структуру и гармонию первого припева. Здесь мы слышим тот же вокальный хук и основной гитарный рифф.

Несмотря на это, второй припев отличается длиной. При внимательном прослушивании становится заметно, что его длина составляет 7,5 тактов: 7 тактов на 4/4 и 1 такт на 2/4.

1:04. Постхорус и брейк

На отметке 01:04 песня переходит в постхорус (тэг), представляющий собой совершенно новую секцию композиции. Эта часть построена на бэк-вокале в духе The Beach Boys и аккордовой последовательности D, A, D, Bm7, E7, D7, A, A.

Вся часть состоит из десяти тактов: восемь тактов самого постхоруса и два такта брейка на аккордах A и E, который предваряет появление гитарного соло.

1:21. Гитарное соло

Партия соло-гитары вторит вокальной мелодии и поддерживается аккордами из куплетов песни. Часть идентична припевам и куплетам: 8 тактов куплета плавно перетекают в шеститактовый припев и еще один 10-тактовый постхорус.

2:01. Куплет 3

Последний куплет идентичен двум предыдущим. Среди отличий: появление партии лид-гитары, обыгрывающей аккорд A. Третий куплет плавно переходит в еще один шеститактовый припев.

2:25. Концовка

Концовка «Back in the U.S.S.R» строится на блюзовом риффе на аккорде А и бэк-вокальной партии с постоянным повторением напева «Woo-ooo-oo». Последняя часть состоит из 6 тактов и повторяется до того момента, когда на временной отметке 2:40 появляется еще один звук садящегося самолета.

Итоговая структура песни The Beatles — Back in the U.S.S.R.

Часть песни Длина
Вступление 4 такта
Куплет 1 8 тактов
Припев 1 6 тактов
Куплет 2 8 тактов
Припев 2 7,5 тактов
Постхорус 8 тактов
Брейк 2 такта
Гитарное соло 24 такта
Куплет 3 8 тактов
Припев 3 6 тактов
Концовка 6 тактов

Структура песни 2Pac feat. Dr. Dre — California Love

Доктор Дре — один из самых талантливых музыкальных продюсеров современности. Именно его талант и подход к аранжировке и музыке в целом сделали в свое время из обычного хип-хоп квинтета N.W.A. кумиров миллионов. Пример N.W.A. доказал, что черная музыка может быть коммерчески успешной у всех слоев населения.

Музыканты работавшие со знаменитым продюсером отмечают, что Дре — перфекционист, который не выпустит песню, пока не будет на 100% уверен в ее качестве. Работа над композицией может затягиваться на долгие месяцы или даже годы, но конечный результат того стоит — слушатели и исполнитель получают уверенный хит.

Несмотря на все, знаменитый трек «California Love» был написан Дре в 1995 году всего за несколько недель. Изначально песня готовилась к сольному альбому Дре «The Chronic II: A New World Odor (Poppa’s Got A Brand New Funk)», но по ряду причин так и не была записана.

Обложка дебютного альбома 2Pac «All Eyez On Me«

Одновременно с работой над сольным альбомом, в 1995 году на свободу после тюремного заключения выходит Тупак Шакур — близкий друг Дре, чей дебютный альбом частично продюсировался Доктором Дре. Желая порадовать друга и отметить его освобождение, Дре смахнул пыль с залежавшегося минуса и вместе с Роджером Трутменом начал работу над треком, который в скором времени станет легендарной «California Love».

Релиз песни состоялся в октябре 1995 года на первом альбоме 2Pac «All Eyez on Me», а сингл продержался около двух недель на вершинах всех американских хит-парадов. Впоследствии трек номинировался на несколько премий Грэмми и стал одной из лучших записей в стиле G-Funk.

Основой композиции послужил переработанный клавишный семпл из малоизвестной песни Джо Кокера «Woman To Woman». Песня написана в тональности Си-бемоль мажор (единственный аккорд в композиции), размер — 4/4, темп — 92 удара в минуту.

0:00. Вступление

Песня начинается с вокального напева Роджера Трутмена «California Love» через толкбокс. На отметке 0:03 появляется бит, а следующие четыре такта мы слышим ударные, бас, клавишные и духовую секцию, наигрывающие основную музыкальную тему песни.

Начиная с этих четырех тактов, на протяжении всей песни клавишная тема остается неизменной, а в аранжировке то появляются, то пропадают те или иные музыкальные инструменты.

0:13. Припев 1

Духовая секция уходит после четырех тактов вступления, уступая место обработанному вокалу. Вокал пропевает слова припева в течение следующих 12 тактов.

Одной из самых запоминающихся музыкальных находок в припеве являются мерцающие синтезаторы, звучащие в начале каждого такта. Синтезаторы играют основной аккорд трека (Си-бемоль мажор) и тем самым подчеркивают общую тональность песни. Припев плавно движется к куплету, чье начало обозначается восходящим движением духовых.

0:45. Куплет 1

Длительность первого куплета — 16 тактов. Все это время Доктор Дре читает свой текст.

В аранжировку добавляется свист, но первые восемь тактов не отличаются от вступления. Вторые восемь тактов дополняются новыми партиями синтезатора, а также вокальным напевом.

1:27. Припев 2

Второй припев идентичен первому, хотя и содержит ряд отличий. Так, здесь появляются дополнительные ответные вокальные фразы и женский бэк-вокал. Переход к следующей части композиции, как и в прошлый раз, обозначается духовыми инструментами.

1:58. Проигрыш/бридж

Вместо ожидаемого куплета, после припева начинается проигрыш (после слов «Shake, shake it, baby»). Здесь также присутствует клавишный рифф и бит, которые дополняются звуком грома в каждом такте. Весь проигрыш занимает восемь тактов.

2:19. Куплет 2

Второй куплет полностью повторяет первый: тот же состав инструментов, та же длительность. Разница заключается только в том, что текст второго куплета исполняет 2Pac.

3:01. Припев 3

Третий припев совпадает с двумя предыдущими. Припев плавно переходит в еще один проигрыш, который идентичен тому, что звучал после второго припева.

3:54. Концовка

Начиная с временной отметки 3:54 песня движется к своему завершению. Постепенно звучание инструментов становится тише, а аранжировка менее насыщенной.

Концовка представляет собой 20-тактовый луп, состоящий из элементов куплета и припева, а также постоянного повторения главной строчки песни.

Итоговая структура песни 2Pac feat. Dr. Dre — California Love

Часть песни Длина
Вступление Затакт + 4 такта
Припев 1 12 тактов
Куплет 1 16 тактов
Припев 2 12 тактов
Проигрыш 1 8 тактов
Куплет 2 16 тактов
Припев 3 12 такта
Проигрыш 2 8 такта
Концовка 20 тактов

Аранжировка песни выполнена таким образом, что отделить ее части друг от друга сложно: звучание песни монолитно и немного монотонно. У слушателя создается ощущение полного отсутствия разграничения по структуре.

Также «California Love» отличается перетасованной структурой песни. Вместо привычной схемы «Вступление-куплет-припев-куплет-припев» здесь используется схема «Вступление-припев-куплет-припев-проигрыш».

Структура песни Martin Garrix — Animals

Композиция Мартина Гаррикса «Animals» вышла в 2014 году, став настоящим хитом — песня надолго поселилась на первых строчках мировых хит-парадов. Несмотря на это, сама композиция отличается типовой аранжировкой: основной упор здесь сделан на грубый бит на 4/4 и запоминающийся перкуссионный рифф, приводящий в движение любой танцпол.

Песня написана в тональности Фа-минор, темп — 128 ударов в минуту.

На YouTube сложно найти оригинальный микс композиции длительностью 5:04. По этой причине к материалу прикреплен видеоклип с радиоверсией песни. Не удивляйтесь, что тайминги не совпадают. Если кто-то обладает ссылкой на полную версию композиции — просим поделиться ей в комментариях.

0:00. Вступительный бит

Первые 16 тактов «Animals» отличаются минимализмом — мы слышим только бочку и райд, напоминающие метроном. Вместе с ритмом также играет арпеджированный синтезатор, чей звук сильно обработан реверберацией. Сила и мощь синтезатора постепенно нарастают, постепенно приводя слушателя к следующей части композиции.

0:30. Басовое вступление

Низко звучащий бас опирается на ритмичные удары бочки (кика), арпеджированный синтезатор отходит на второй план. В миксе появляется еще один синтезатор, чье звучание постепенно нарастает. Ближе к концу басового вступления слышится инвертированный удар по тарелке.

1:00. Мини-брейк

Четырехтактовый брейк выступает в роли перевалочного пункта — микс берет небольшую паузу, в аранжировке практически ничего не происходит. Мы слышим тиканье часов, постепенно угасающий бас и удар по тарелке из конца басового вступления. Аранжировка готовит слушателей к появлению основной мелодической линии.

1:08. Брейкдаун 1

Брейкдаун сделан таким образом, что постепенно уплотняет звучание «Animals». Тикающие часы выступают в роли метронома, на передний план выходит основная мелодия трека. Дополнительно в миксе появляются и другие звуки, усиливающие напряжение.

Обратите внимание, как тиканье часов постепенно превращается в перкуссионную партию.

После восьми тактов мягкого звучания мелодии в дело вступает агрессивный синтезатор, повторяющий основную тему композиции мощными аккордами. Синтезаторы подкрепляются акцентирующими ударами снэйра и хлопками на каждую долю такта.

1:37. Билд-ап

Восьмитактовый билд-ап выводит напряжение композиции на максимальные значения. Учащающиеся удары снэйра, синтезаторный рифф и всплески лазерных звуков логично подводят нас к итоговому такту с вокальным сэмплом.

1:53. Дроп 1

Первый дроп предлагает интересное решение: вместо использования основной мелодической линии, Гаррикс вводит новый рифф, поддерживаемый мощнейшим битом и отсылками к основной мелодии.

2:30. Брейкдаун 2

После еще одного четырехтактового мини-брейка в микс возвращается синтезатор, исполняющий главную тему композиции. Как и в прошлый раз, брейкдаун приходит к еще одному билд-апу.

3:15. Дроп 2

Второй дроп является полной копией первого, но его длительность больше на 16 тактов. После первых восьми тактов в миксе снова появляется вокальный сэмпл и вкрапления синтезаторных аккордов.

3:58. Концовка

После однотактовой вставки с тикающими часами, аранжировка возвращается к элементам из вступления «Animals». По мере приближения к своему завершению, звучание композиции становится мягче и тоньше. В последние мгновения трека арпеджированный синтезатор резко выходит на первый план, что создает необходимый контраст между вступлением и концовкой.

Итоговая структура песни Martin Garrix — Animals

Часть песни Длина
Вступительный бит Затакт + 4 такта
Басовое вступление 12 тактов
Мини-брейк 1 4 такта
Брейкдаун 1 12 тактов
Билд-ап 1 8 тактов
Дроп 1 16 тактов
Мини-брейк 2 4 такта
Брейкдаун 2 8 такта
Билд-ап 2 8 тактов
Дроп 2 32 такта
Концовка 32 такта

Структура песни The Chemical Brothers — Go

«Go» — первый сингл восьмого студийного альбома The Chemical Brothers «Born In The Echoes». Отличная аранжировка, совмещающая элементы популярной и электронной музыки, сочный вокал Q-Tip (настоящее имя — Камаль ибн Джон Фарид) и яркие мелодии превратили песню в один из сильнейших хитов 2015 года. Дополнительной популярности песне придал видеоклип, снятый французом Мишелем Гондри.

Песня написана в тональности Ре минор, темп — 120 ударов в минуту, размер — 4/4.

0:00. Вступление

Песня начинается с мощного бита, дополненного перкуссией и свипами аналогового синтезатора. Спустя восемь тактов к аранжировке добавляется монотонная басовая линия, которая еще восемь тактов играет ноту Ре шестнадцатыми длительностями. Каждый четвертый такт баса содержит ход Си-бемоль, Соль, Ля-бемоль.

В самом конце вступления в песне появляется голос Q-Tip, проговаривающий фразу «Can’t think. Can’t sleep. Can’t breathe».

0:32. Куплет 1

Ритм вступления сохраняется на протяжении всего куплета. Вокальная партия вторит басовой линии, а затем дополняется синтезатором, подчеркивающим концовки каждой фразы баса и вокала.

На протяжении 16 тактов куплета аранжировка постепенно наращивает напряжение, приводя слушателя к припеву.

1:04. Припев 1 и постхорус

Припев начинается с напева на сильную долю, который подчеркивается ярким синтезаторным хуком. Длительность самого припева — 8 тактов.

В конце припева The Chemical Brothers использовали прием, аналогичный тому, что мы видели в битловской «Back in the U.S.S.R.» — использование короткого постхоруса с повторением последней строчки припева («We’re only here to make you…»).

Выкрик «Go!» дает начало следующей секции песни — трехтактовому постхорусу, плавно ведущему нас к следующему куплету. Таким образом, в сумме припев составляет 11 тактов.

1:26. Куплет 2

Следующие 27 тактов полностью идентичны первой половине композиции. Второй куплет повторяет структуру первого, затем плавно переходит во второй припев и оканчивается коротким постхорусом.

2:20. Проигрыш

Очередной выкрик «Go!» после второго постхоруса приводит нас в новую часть композиции — проигрыш. Длительность проигрыша — восемь тактов.

Первые четыре такта повторяют вступление. Во второй половине проигрыша в аранжировку возвращается басовая линия, но теперь ее звучание на октаву выше.

2:44. Билд-ап

В середине песни появляются структурные элементы из электронной музыки. Восьмитактовый билд-ап строится на монотонном басу, повторении слов первого куплета и нарастающих синтезаторов.

3:00. Дроп

В дропе напряжение музыки спадает. С музыкальной точки зрения, перед слушателями появляется еще один инструментальный куплет длительностью 8 тактов. Разница заключается только в отсутствии вокала.

3:16. Концовка

Песня завершается еще одним припевом и трехтактовым постхорусом: те же инструменты, те же мелодические линии и ходы.

Итоговая структура песни The Chemical Brothers — Go

Часть песни Длина
Вступление 1 8 тактов
Вступление 2 8 тактов
Куплет 1 16 тактов
Припев 1 8 тактов
Постхорус 1 3 тактов
Куплет 2 16 тактов
Припев 2 8 такта
Постхорус 2 3 такта
Проигрыш 8 тактов
Билд-ап 8 тактов
Дроп
(инструментальный куплет)
8 тактов
Концовка
(припев + постхорус)
11 тактов

Заключение

Популярные и электронные песни строятся по определенным правилам, которые делают звучание композиций привычным для слушателя. Эти правила применяются уже не одно десятилетие, а ломать то, что и так работает — дело неблагодарное и даже глупое.

Типовая аранжировка — это не всегда вред для песни, ведь иногда простота и предсказуемость идут только на пользу. Тем не менее, не бойтесь нарушать правила и выходить за рамки принятых норм — никогда не знаешь, к какому результату это приведет.

Существует огромное количество отличных песен с типовыми и нестандартными аранжировками, но справедливо и обратное правило. Всегда думайте о том, как сделать интереснее и лучше саму песню, а уж какая у нее будет структура и аранжировка — не так и важно.

#статьи

  • 4 авг 2021

  • 0

Как писать песни: памятка для новичков

Всегда мечтали сочинять песни, но не знали, с чего начать? Вот вам несколько простых советов от практика с 25-летним опытом.

Meery Mary для Skillbox Media

Анна Катунина

Переводчик. Любит языки и всё, что с ними связано. В свободное время учит новые (языков много не бывает!), а ещё рисует.


об авторе

Преподаёт и исполняет музыку уже более 25 лет. Даёт уроки вокала и сочинительства песен, игры на фортепиано и фолк-гитаре, диджеинга и йоги ученикам от пяти до ста пяти лет :)  — как онлайн, так и очно. Живёт в «мировой столице живой музыки» Остине, штат Техас, США.



Интересная идея может посетить сонграйтера когда и где угодно. И её, конечно, захочется записать. Важно быть к этому готовым. Поэтому запаситесь блокнотами, ручками и всегда держите их под рукой — дома, на рабочем месте и в машине. Даже если придумается только название, пусть всего из одного слова, — не поленитесь сохранить и его.

Научитесь быстро открывать диктофон на смартфоне — вдруг вам будет удобнее просто напеть мелодию или наговорить слова новой песни.

С подготовкой закончили, а теперь о вдохновении. Так или иначе на всех нас влияют разные исполнители, композиторы и музыканты. Составьте плейлист с творчеством авторов, которых цените больше всего, — пусть он поможет вам не терять это самое вдохновение.

Для этого надо знать, из каких частей вообще состоят песни. Разберём это на примерах.

В самом простом случае у песни всего одна составная часть — куплет (назовём его «А»). Такова популярная ария Summertime («Летней порой») Джорджа Гершвина.

Куплет в ней повторяется дважды (то есть её структура будет A-A). Послушайте сами:

В песнях с припевом уже две разные части (раз куплет «А», то припев пусть будет «В»). Так в знаменитой песне Боба Дилана Blowin’ in the Wind («В дуновении ветра»).

Вот её структура: A-B-A-B-A-B.

Бывает и более сложная структура — из куплета «A», припева «B» и бриджа «C». Такая песня есть у «Битлз» — это Ticket to ride (дословно «Билет в дорогу» или «Билет на поезд»; подробнее о названии песни и её истории читайте в «Википедии». — Пер.).

Структура здесь уже такая: A-B-A-B-C-A-B-C-A-B.

Переслушайте и проанализируйте любимые композиции (обратите внимание на повторяющиеся части внутри каждой).

Так вы научитесь отличать одну песенную структуру от другой и сможете экспериментировать с ними в своём творчестве.

Песня — лаконичная творческая форма. Поэтому важно, чтобы её текст был объединён какой-то общей идеей. Если мыслей много, не пытайтесь все их вместить в одну песню — лучше напишите несколько разных.

С чего бы вы ни начинали, полезно описать идею песни одним-двумя предложениями — сделать логлайн. Он соберёт вас, поможет не растечься мыслью по древу, всегда напомнит о сути.

Для песни «Битлз» Ticket to ride подобный логлайн мог бы выглядеть так: «Моя девушка уходит от меня. И мне грустно, но ей всё равно» (в оригинале: «My girlfriend is moving away from me and I am sad, but she doesn’t care». — Пер.).

Кстати, вовсе не обязательно писать все слова за один присест: многие сонграйтеры ограничиваются куплетом или припевом и продолжают работу позднее, когда вернётся вдохновение.

Для музыкальных экспериментов отлично подходит диктофон на смартфоне или компьютере. Напевайте свой текст на разные лады. Проделайте это хотя бы трижды и переслушайте, что получилось.

А кто-то, наоборот, предпочитает начинать с аккордов. Сыграйте несколько аккордов на гитаре или пианино и запишите на диктофон. Напевайте текст под них, сравнивайте.

Или попробуйте совместить всё сразу: текст, придуманную мелодию и выбранные аккорды.

Если не получается придумать удачную последовательность аккордов, можно позаимствовать её из другой песни с похожим стилем и ритмом. Главное — не копировать саму мелодию: она защищена авторским правом (а вот последовательность аккордов как таковая — нет).

Песне нужно хорошее название! Кто-то выносит в него хук (самую цепляющую строчку), кто-то — повторяющиеся слова из припева. Единого рецепта тут нет: название может быть даже описательным, отвлечённым, то есть без единого слова из самого текста.

Первая версия готова? Теперь дайте своей песне отлежаться. Хотя бы пару дней даже не вспоминайте о ней. Вы вернётесь со свежим взглядом и слухом — и песня предстанет перед вами в новом свете. Скорее всего, вам захочется доработать текст или заменить какие-то аккорды — и ваше творение зазвучит ещё круче.

Готовую песню можно испытать на публике. Например, исполнить на вечере свободного микрофона или хотя бы перед вашим музыкальным наставником. Реальное исполнение и обратная связь помогут исправить недочёты и сгладить неровности, которых вы сами не замечали.

Ещё одна отличная идея — записать своё исполнение и выложить в интернет. В наш век это легко сделать даже дома (достаточно хорошего микрофона и специального софта). Пусть вашу работу оценят потенциальные поклонники и другие артисты. А может, талант ваш приглянётся даже музыкальным продюсерам.


Научитесь: Профессия Сонграйтер
Узнать больше

Современная эстрада способна удовлетворить любой вкус. Обширный репертуар в самых разных жанрах пополняется, обновляется постоянно. Но это не значит, что нет места для творчества, реализации оригинальных идей. У многих людей, обладающих музыкальными, поэтическими способностями возникает желание написать песню. Не нужно думать, что это привилегия профессионалов. У любительских авторских шедевров тоже есть право на жизнь. Необязательно удовлетворять великие амбиции, мечтать о славе, большой сцене. Можно написать текст, музыку для произведения, которое будет звучать в узких кругах, радовать друзей, близких.

Как написать песню

Из чего может состоять песня

Если вы хотите в итоге получить достойный результат, перед тем, как написать песню, уделите время изучению информации о структуре таких произведений. Соблюдение существующего регламента поможет создать качественный вариант, отвечающий общепринятым требованиям. Структура песни делится на несколько составляющих, у каждой из них свои особенности.

Название

Не думайте, что название не играет особой роли, его может и не быть. Это важная часть структуры. Броское, цепляющее название вызовет интерес, желание послушать песню. Кроме того нередко именно по нему запоминается произведение.

Обычно название подбирается после написания песни, так как оно должно в краткой форме точно отразить ее содержание, настроение. В нем не должно быть слишком много слов, лаконичность является обязательным условием. Считается, что максимальным размером для названия является пять слов. Это может быть строчка из текста или самостоятельная фраза.

Куплет

Основную информацию содержит куплет. В нем полноценно отражается смысл, вкладываемый в текст песни. В нескольких куплетах постепенно раскрывается сюжет, эмоциональная составляющая. Это может быть конкретная история, размышления, рассказ о каком-либо переживании и др.

В написании куплетов важно правильно рассчитывать слоги для строчек. Их содержание отличается, но сохраняется мотив. Куплеты должны исполняться в одном ритме, следовательно, число слогов должно соответствовать длине музыкальной фразы.

Пред-припев

Обязательным элементом пред-припев не является. Но эта составляющая может включаться в текст песни. Одна-две строчки, заканчивающие куплет, подготавливают к припеву. Специалисты называют его pre-chorus. Пред-припевы могут быть одинаковыми во всех куплетах или имеют определенные отличия по настроению, смыслу, но исполняются в одном мотиве.

Припев

Припеву принадлежит важная роль. Смысловая нагрузка у него может быть невысокой. Но именно припев обычно первым запоминается после прослушивания новой песни. Ему нужно уделить особое внимание. Припев может «спасти» не слишком удачное произведение и окончательно испортить шедевр.

Убедиться в его важности несложно. Все слова популярных шлягеров знают единицы, его припев с удовольствием напевают все. Припев должен быть ярким, более динамичным, чем куплет.

Бридж

В классической структуре чередуются куплеты и припевы. Но иногда требуется придать особую выразительность финальной части композиции. Для этого между припевом предпоследнего куплета и заключительной частью вставляется своеобразный мостик, который музыканты называют бридж. Его мелодия отличается от той, что используется для куплета. Бридж может быть текстовым, иногда в этом качестве уместно использовать инструментальный проигрыш.

Как сочинить текст песни

Если вы решили сочинить песню, определитесь, что именно вы хотите донести до слушателей. Смысл текста должен точно передать настроение, эмоции, раскрыть тему. Также нужно выбрать направление для построения песни. Это может быть стихотворная форма, речитатив. У этих вариантов есть существенные различия. Выбор зависит от жанра, стиля, в котором создается произведение.

Текст

Можно считать песню литературным произведением, так как в ней раскрывается определенная тема. Нужно понимать, что содержание текста является инструментом, позволяющим выразить определенную идею.

Стихотворная форма

Стихотворная форма используется в нескольких музыкальных жанрах. В такой песне музыка и слова тесно переплетаются, дополняют друг друга. Этот подход используется в написании фольклора, шансона, поп-музыки.

Перед тем как написать песню в таком формате, нужно ознакомиться с некоторыми особенностями стихотворных текстов. В создании шедевра потребуются поэтические способности, умение соблюдать определенный стихотворный размер, подбирать удачные рифмы. Нужно внимательно подходить к рифмовке. Нельзя просто подбирать слова, чтобы обеспечить звучные сочетания. Это может испортить песню, разрушить смысловую составляющую. Строки в куплете, припеве рифмуются парами.

Если обозначить строчку с одной рифмой А, а с другой Б, рифмующиеся фразы в куплете можно расположить в нескольких вариантах: 

  • АБАБ – рифмы расположены через строчку;
  • ААББ – строчки рифмуются по две;
  • АААА – все строчки рифмуются;
  • АББА – рифмы в первой и последней, во второй и третьей строках.

В песнях не такие строгие требования, как в стихотворениях. Рифмы могут быть неидеальными. Сочетаться между собой им поможет мелодия. Она исправит небольшие нестыковки.

Не у каждого человека есть способности к стихосложению. Можно пойти более простым путем, выбрать для своей песни готовые стихи известных поэтов или произведения друзей, обладающих такими талантами.

Речитатив

Написание шедевра в формате речитатива отличается от стихотворного варианта. В таких песнях музыка является вспомогательным элементом, обеспечивающим оформление композиции. Это направление используется в жанрах ритм-энд-блюз, хип-хоп. Главным элементом мелодической составляющей является ритм. На него нужно опираться при создании текста.

Речитатив симметрическому ряду не подчиняется. Это своего рода разговор, только он певучий. В тексте используется естественная речь. В зависимости от стиля, жанра можно использовать размеренный, певучий или сухой речитатив.

Рэп

Ритм будет важным ориентиром, если вы решили сочинить песню в стиле рэп. Обычно ее написание начинается с хука. Это своеобразный припев, который является лейтмотивом, несколько раз повторяется. Если самостоятельно сочинить его сложно, можно заимствовать строчку из любимой песни. Только не нужно его копировать точно, иначе могут возникнуть претензии в нарушении авторских прав.

Рэп может рассказывать конкретную историю, включать философские размышления, метафоры. Но идея не должна выражаться в сложной форме. Для этого жанра характерны простые слова, четкие образы. В написании слов можно утрировать, раздувать тему, если хочется не просто донести идею, а повеселить зрителя.

Как написать песню к понравившейся мелодии

Можно сочинить песню, начав с создания текста. Но большинство профессиональных музыкантов предпочитают сначала написать музыку. Она формирует настроение, задает ритм. Иногда именно мелодия наводит на определенную тему, подсказывает, о чем нужно рассказать в песне.

Текст к мелодии

Необязательно сочинять мелодию самостоятельно. Такие таланты даются не каждому. Можно написать песню на готовую мелодию. Прослушать ее нужно много раз. Это поможет выбрать подходящий размер стиха или создавать текст песни в формате речитатива, ориентируясь на особенности ритма.

Тематика будущего произведения может определиться автоматически. Музыка вызывает определенные чувства, эмоции, воспоминания, которые можно отразить в стихах. При прослушивании произведения выбираются мелодии для куплета, припева, бриджа. Куплет сопровождает более спокойная, размеренная музыка. Для припева нужны более динамичные, выразительные фрагменты. Бридж отличается от них, является самостоятельной частью.

При выборе тематики для своего произведения можно ориентироваться на безошибочные «вечные» варианты, которые всегда являются для людей самыми важными. Это может быть песня о любви, местах, вере, свободе, отношениях, жестокости окружающих и др. В тексте может содержаться реальная или придуманная история, воспоминания и др. Нужно учесть, что в песне не должно быть идей, способных оскорбить, обидеть людей, нельзя призывать к суициду, навязывать негативные решения.

Настоящий шедевр должен быть уникальным. Следует избегать клише, фраз, которые часто звучат в песнях или используются в разговоре.

Написать красивый, эксклюзивный текст песни можно, обладая обширным словарным запасом. Если он ограниченный, стоит уделить время расширению кругозора. Изучение философии, психологии, истории, чтение литературы окажет существенную помощь в написании песен.

Текстовая составляющая песни должна иметь логическое построение, быть последовательной. Важно соблюдать лаконичность, сделать стихотворение максимально информативным. Есть определенные ограничения в длительности песни, которые следует учитывать. Произведение, длящееся более 4-5 минут, утомит слушателей, снизит внимание, что недопустимо.

После определения жанра, тематики можно приступать к написанию самой песни. Необязательно садиться за стол, приступать к стихосложению, мучительно подбирая слова, рифмы. Многие авторы пользуются спонтанным вдохновением. Оно может придти в любом месте: в дороге, на работе, на отдыхе. Стоит всегда иметь при себе блокнот, карандаш, фиксировать пришедшие идеи. Потом в спокойной обстановке их можно будет скомпоновать, корректировать, сделать качественный текст.

Практические советы профессионалов

Если вы решили не просто сочинить песню, а сделать этот процесс своим главным увлечением, стоит познакомиться с советами профессиональных музыкантов.

Советы

  • Не оставляйте процесс в стадии мечты. Если вы считаете написание песен своим делом, нужно приступить к действиям. Возьмите пример с писателей, определяющих количество слов для ежедневной работы. Для начала можно пообещать себе, создавать по одной песне в неделю.
  • Уделяйте время прослушиванию музыки в разных жанрах. Не нужно ограничиваться на любимых стилях, возможно, вы просто недооценивали достоинства других вариантов. Внимательно проанализируйте все стили, выберите положительные и отрицательные качества. Определите, какой жанр вам ближе.
  • Быть профессиональным музыкантом необязательно. Но теоретические основы знать необходимо. Нужно иметь базовое понятие о мелодии, ритме, гармонии. Стоит затратить время на изучение аккордов, минорной, мажорной тональности, научиться определять их особенности.
  • Руководить вдохновением невозможно. У автора-песенника всегда должны быть под рукой бумага и ручка для записи внезапно пришедших идей. Они окажут замечательную помощь в написании текста. Еще лучше, если у вас с собой всегда будет мобильный гаджет с функцией диктофона. Он поможет записать не только слова, но и мелодии.
  • Наибольшей выразительностью отличаются песни, в которых отражены сильные личные переживания. Нужно тренироваться в стихосложении, учиться отражать таким способом свои эмоции, чувства. Хорошо, если вы играете на каком-либо инструменте. Он поможет сразу положить слова на музыку.
  • Не нужно спешить с окончанием работы. Готовую песню стоит внимательно прослушать несколько раз. Это поможет найти недоработки, корректировать материал, перед тем, как выносить его на суд зрителей.
  • При написании музыки на готовый текст нужно убедиться, что настроение, эмоции в стихах и мелодичность соответствуют друг другу.
  • Красивая музыка важна, но и слова заслуживают внимания. Не нужно подражать поп-шлягерам, в которых зачастую отсутствует серьезный смысл, ставка делается на ритмичную мелодию и простой припев. Долгая жизнь может быть только у песни, которая несет определенную информацию.
  • В написании песен используйте различные музыкальные приемы, которые могут идеально украсить произведение, сделать его максимально выразительным, запоминающимся.

Одной из значимых частей бытия всегда была музыка. Мелодия и слова в любой композиции отражают события, переживания, а также рассказывают истории, которые волнуют ту или иную сторону человеческой души. Композиторы и поэты могут дать бесконечное количество советов о том, как написать песню.

Как написать песню

Но ни один из них не подскажет вам, где взять основные компоненты — вдохновение, энтузиазм и душевный полёт. С этими трудностями начинающий автор просто обязан справиться самостоятельно. Если вдруг муза всё-таки пришла к вам, и вы уверены, что готовы творить, то эта статья как раз для вас. Впереди вас ожидает несколько советов, которые помогут превратить несвязный поток мыслей в популярное музыкальное произведение.

Как написать песню

Содержание:

  • Структура написания песен
    • Куплет
    • Предприпев
    • Припев
    • Bridge
  • Техника написания слов для песни
    • Идеи для тем и названий песен
  • Ошибки, которые совершают начинающие авторы
  • Видео

Структура написания песен

Любая песня имеет определённый набор структурных вариаций, и он, к слову, очень ограничен. Этот набор используется в большинстве музыкальных произведений, и, если вы решили написать композицию, то вам следует запомнить его, как таблицу умножения. Освоение структуры написания песен нельзя назвать захватывающей и волнующей частью обучения, однако, процесс крайне необходим. Набор вариаций следует воспринимать как базис — успех без которого попросту невозможен. Для большинства музыкальных композиций используются следующие структуры:

  • куплет;
  • предприпев;
  • припев;
  • бридж.

Куплет

Куплет является основной структурной единицей песни и отвечает за передачу информации, которая, в свою очередь, является смыслом композиции. Куплет задаёт настрой песни, а также рассказывает какую-либо историю. Куплет должен содержать лаконичный сюжет, а также детали и основные действия эмоциональной картины. Слова куплета в той или иной композиции отличаются, однако, неизменным должен сохраняться мотив. Количество слогов в строках куплета рассчитываются таким образом, чтобы исполнитель с лёгкостью пропел все куплеты в одном ритме.

Предприпев

В конце куплета может быть вставлен дополнительный элемент — предприпев. Этот элемент музыкального произведения представляет собой пару строк, которые находятся непосредственно перед припевом. Основной задачей компонента является некоторая подготовка слушателя к припеву. Предприпев не является обязательным элементом песни, однако, если использовали один раз, то следует продолжить по всему тексту. Мелодия для предприпева, как и для куплетов, будет одинаковой. На усмотрение автора слова могут отличаться или повторяться.

Припев

Самой чувственной частью песни является припев. Хороший припев должен цеплять слушателя за душу. Припев должен быть продуман на 100%. Если вы всё-таки взялись за написание песни, он должен быть лаконичным и очень эмоциональным. Этот элемент является наиболее запоминающимся и в будущем принесёт популярность композиции и композитору: если, конечно, в нём будет хорошая идея. Чтобы стихи хорошо комбинировать с музыкой, не создавайте значительных различий между припевами в начале и конце композиции. Используйте слова, которые были в предыдущих припевах, и не пытайтесь вносить новую тему или информацию.

Bridge

Бридж — необязательный элемент композиции, однако, им можно разбавить свою песню: на несколько секунд поменять направление, отвлечь слушателя от основной идеи, внести некое разнообразие. Всё это делается для того, чтобы в следующем куплете или припеве вновь окунуть слушателя в прежнюю атмосферу (тему).

В песне любого направление и тематики хорошо составленный Bridge не будет лишним. Не так уж важно, будет это откровенная лирика под гитару, текстовка для рэпа или же композиция про любовь и дружбу. Вставляете бридж для того, чтобы разнообразить мотив песни. Построение хорошего бриджа — задача не из лёгких, поэтому послушайте несколько примеров из различных жанров.

Как написать песню

Техника написания слов для песни

Когда вы решили написать музыкальное произведение, пишите то, что подсказывает сердце, однако, не забывайте о том, чего хочет услышать и запомнить слушатель. Чтобы добиться результата, который будет ласкать ухо, придерживайтесь некоторых правил:

  • текст должен соответствовать структуре песни;
  • количество и порядок составляющих элементов композиции, должны соответствовать тематике;
  • текст должен соответствовать размеру произведения;
  • фразы и словосочетания должны быть лёгкими в произношении, чтобы их можно было пропеть;
  • придерживайтесь стилистики произведения, то есть не пытайтесь написать грустный текст под юмористическую мелодию;
  • текст должен быть лаконичным, с простыми рифмами;
  • название композиции должно соответствовать смыслу произведения, а текст не должен уводить слушателя от темы;
  • куплеты должны полностью раскрыть смысл названия. Наставлений и нравоучение в тексте следует избегать.

Идеи для тем и названий песен

Оценка ваших творческих трудов произойдёт по достоинству, если вы научитесь выбирать современные, актуальные темы и превращать их в интересные истории. Сюжет можно подчеркнуть событиями из реальной жизни или личных переживаний.

Современный слушатель ищет музыку в интернете, не стоит забывать об этом. Старайтесь сделать произведение, которое будет выделяться из огромной массы композиций, находящихся в интернете. Когда вам придётся написать песню на заказ, особых трудностей с выбором темы не возникнет, ведь задача будет состоять в раскрытии смысла и создании хорошей рифмы.

Чтобы вы как автор поняли, как написать текст, представьте сюжет произведения, нарисуйте историю в воображении с конкретными событиями, которые будут описываться в песне. Проявите творческий подход, найдите оригинальную тему, которую приятно будет соединить с музыкой, записать и исполнить. Каждый следующий элемент: каждая фраза и каждое слово должны соответствовать главной мысли. Сейчас у каждого автора свои литературные предпочтения и изыскания, так что давать советы в отношении текста очень сложно. Единственное, о чём стоит задуматься автору — это развитие главной мысли и качественная рифмовка.

Писать текст ни о чём — пустая трата сил и времени.

Хотя бы минимальное развитие сюжета обязательно должно присутствовать в произведении, при этом должен звучать подходящий аккомпанемент. При написании текста избегайте многочисленных повторений одного слова, фразы или словосочетания. Постарайтесь расставить слова в тексте таким образом, чтобы текст не резал слух (избегайте большого количества предлогов и союзов). Избегайте словосочетаний, которые представляют собой «воду».

Как написать песню

Если вы решили написать произведение о своих переживаниях и чувствах, будьте уверены, что всеобщего признания композиция не обретёт.

Только избранные поймут вас, однако, в этом нет ничего плохого. Используйте обороты и слова, доступны широкой аудитории, чтобы созданный вами хит стал народным.

В таком случае его оценят в вашем городе и далеко за его пределами. Главная роль в композиции отводится манере интерпретации и выражения мысли. Такую песню буду узнавать, вы сможете её выгодно продать.

Настоящий хит вы должны создать, он не может родиться случайно. Для создания хорошего хита вам понадобится несколько компонентов, расставленных в некотором порядке. Пошаговый план или алгоритм написание текста песни выглядит следующим образом:

  1. Перед началом написания композиции сгенерируйте идею.
  2. Вы должны понимать и ощущать смысл, который в дальнейшем будет раскрыт в композиции.
  3. Придумайте подходящее название. Как люди встречают по одёжке, так и имя композиции сформирует первое впечатление в голове слушателя. Если название будет отталкивающим, вряд ли кто-то заинтересуется песней.
  4. Обрисуйте историю. Опишите цепочку событий, которые будут основой песни.
  5. Начало. Очень многое будет зависеть от вступительного куплета, старайтесь вложить в него информацию, которая будет интриговать и интересовать слушателя.
  6. Средина. Эмоциональный яркий куплет, который будет вызывать эмоции, выводить на новый уровень эмоции, вызванные в первой части произведения. В этом случае вам может пригодиться бридж.
  7. Последние строчки в тексте обязательно должны намекать на окончание сюжета. Постарайтесь написать такой текст, чтобы окончание поставило точку в истории. Нить событий должно подойти к финалу, чтобы не осталось чувства незавершённости в произведении.

Посредством текста песни автор должен донести до слушателя свои мысли. Именно поэтому сочинитель должен написать такие слова, чтобы любой человек мог понять, запомнить и пересказать сам. Специалисты любят произносить фразу: «Основой хорошего текста является уникальная идея».

Если прослушать все песни, которые играют по радио или телевизору, первое место занимают песни на любовную тему. Тема любви без исключения близка всем людям, ведь, как известно, самое большое желание простого человека — любить и быть любимым. Издавна самые популярные эстрадные темы связаны с чувством любви: восторг и боль, страх и надежда, огорчения и радости, обман и наслаждение, то есть вся гамма чувств, которую может подарить нам любовь.

По словам специалистов, самый простой способ сочинить песню, конечно, написать текст о собственных переживаниях. Песни такого рода обычно не приносят грандиозного успеха, так как отличаются неясностью и замысловатостью. Но если вы любите писать такие песни, огорчаться не стоит. Автор должен чётко разграничить песни, которые помогут обрести признание, и строчки, написанные для себя.

Ну вот, наконец, тема песни выбрана, далее следует подумать, с помощью каких методов её можно выразить. Поверьте, песен с подобной тематикой существует более сотни, и чтобы ваше произведение было неповторимым и оригинальным, к нему необходимо подойти с другой стороны. Постарайтесь дать песне оригинальное, единственное название. Черпайте вдохновение из книг, фильмов, телепередач. А также название может таиться в открытке, журнале, газете или рекламе. Песни с самыми лучшими и сильными названиями затрагивают внимание слушателя, заинтриговывают, заставляют испытывать новые чувства.

Из чего состоит песня

Ошибки, которые совершают начинающие авторы

Чего нельзя делать при написании песен:

  • не форсируйте события;
  • во время, когда вам ничего не приходит в голову, поищите источник вдохновения и попробуйте позже;
  • отдохните, поменяйте обстановку;
  • помните, ваша первая песня не станет хитом, но не расстраивайтесь, а обязательно продолжайте работать;
  • музыкальные отрывки или фразы, которые вы уже придумали, но не использовали, храните в отдельной папке или блокноте. В будущем они вам обязательно понадобятся;
  • помните — это ваши песни, и делайте так, как подсказывает сердце.

Видео

Из этого видео вы узнаете, как написать песню.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти духи которые подходят
  • Как найти перемещение треугольника
  • Нефтяное дело как найти нужный двигатель
  • Как исправить фонограмму
  • Как исправить проблему на компьютере недостаточно памяти