Как составить алгоритм решения логических задач

Как решать логические и математические задачи

Решение задач на логику — отличная гимнастика для ума детей и взрослых на каждый день.
На ЛогикЛайк более 3500 заданий с ответами и пояснениями, полноценный учебный комплекс для развития логики и способностей к математике.

Решаем логические задачи

Чтобы научиться решать типовые логические задачи, простые и нестандартные математические задачи, важно знать основные приемы и методы их решения. Ведь решить одну и ту же задачу и прийти к правильному ответу во многих случаях можно разными способами.

Знание и понимание различных методов решения поможет определить, какой способ подойдет лучше в каждом конкретном случае, чтобы выбрать наиболее быстрый и простой путь получения ответа.

К «классическим» логическим задачам относятся текстовые задачи, цель решения которых состоит в распознавании объектов или расположении их в определенном порядке в соответствии с заданными условиями.

Более сложными и увлекательными типами заданий являются задачи, в которых отдельные утверждения являются истинными, а другие ложными. Задачи на перемещение, перекладывание, взвешивание, переливание — самые яркие примеры широкого ряда нестандартных задач на логику.

Основные методы решения логических задач

  • метод рассуждений;
  • с помощью таблиц истинности;
  • метод блок-схем;
  • средствами алгебры логики (алгебры высказываний);
  • графический (в том числе, «дерево логических условий», метод кругов Эйлера);
  • метод математического бильярда.

Давайте рассмотрим подробнее с примерами три популярных способа решения логических задач, которые мы рекомендуем использовать в начальной школе (детям 6-12 лет):

  • метод последовательных рассуждений;
  • разновидность метода рассуждений — «с конца»;
  • табличный способ.

Метод последовательных рассуждений

Самый простой способ решения несложных задач заключается в последовательных рассуждениях с использованием всех известных условий. Выводы из утверждений, являющихся условиями задачи, постепенно приводят к ответу на поставленный вопрос.

Пример:

На столе лежат Голубой, Зеленый, Коричневый и Оранжевый карандаши.

Третьим лежит карандаш, в имени которого больше всего букв. Голубой карандаш лежит между Коричневым и Оранжевым.

Разложи карандаши в описанном порядке.

карандаши

Решение:

Рассуждаем. Последовательно используем условия задачи для формулирования выводов о позиции, на которой должен лежать каждый следующий карандаш.

  • Больше всего букв в слове «коричневый», значит, он лежит третьим.
  • Известно, что голубой карандаш лежит между коричневым и оранжевым. Справа от коричневого есть только одна позиция, значит, расположить голубой между коричневым и другим карандашом возможно только слева от коричневого.
  • Следующий вывод на основе предыдущего: голубой карандаш лежит на второй позиции, а оранжевый — на первой.
  • Для зеленого карандаша осталась последняя позиция — он лежит четвертым.

Метод «с конца»

Такой способ решения является разновидностью метода рассуждений и отлично подходит для задач, в которых нам известен результат совершения определенных действий, а вопрос состоит в восстановлении первоначальной картины.

Пример:

Бабушка испекла для троих внуков рогалики и оставила их на столе. Коля забежал перекусить первым. Сосчитал все рогалики, взял свою долю и убежал.
Аня зашла в дом позже. Она не знала, что Коля уже взял рогалики, сосчитала их и, разделив на троих, взяла свою долю.
Третьим пришел Гена, который тоже разделил остаток выпечки на троих и взял свою долю.
На столе осталось 8 рогаликов.

Сколько рогаликов из восьми оставшихся должен съесть каждый, чтобы в результате все съели поровну?

Решение:

Начинаем рассуждение «с конца».
Гена оставил для Ани и Коли 8 рогаликов (каждому по 4). Получается, и сам он съел 4 рогалика: 8 + 4 = 12.
Аня оставила для братьев 12 рогаликов (каждому по 6). Значит, и сама она съела 6 штук: 12 + 6 = 18.
Коля оставил ребятам 18 рогаликов. Значит, сам съел 9: 18 + 9 = 27.

Бабушка положила на стол 27 рогаликов, рассчитывая, что каждому достанется по 9 штук. Поскольку Коля уже съел свою долю, Аня должна съесть 3, а Гена — 5 рогаликов.

Решение логических задач с помощью таблиц истинности

Суть метода состоит в фиксации условий задачи и полученных результатов рассуждений в специально составленных под задачу таблицах. В зависимости от того, является высказывание истинным или ложным, соответствующие ячейки таблицы заполняются знаками «+» и «-» либо «1» и «0».

Пример:

Три спортсмена (красный, синий и зеленый) играли в баскетбол.
Когда мяч оказался в корзине, красный воскликнул: «Мяч забросил синий».
Синий возразил: «Мяч забросил зеленый».
Зеленый сказал: «Я не забрасывал».

Кто забросил мяч, если только один из троих сказал неправду?

Решение:

Сначала таблицу составляют: слева записывают все утверждения, которые содержатся в условии, а сверху — возможные варианты ответа.

Затем таблицу последовательно заполняют: верные утверждения отмечают знаком «+», а ложные утверждения — знаком «-«.

таблица истинности

Рассмотрим первый вариант ответа («мяч забросил красный«), проанализируем утверждения, записанные слева, и заполним первый столбик.
Исходя из нашего предположения («мяч забросил красный«), утверждение «мяч забросил синий» — ложь. Ставим в ячейке «-«.
Утверждение «мяч забросил зеленый» также ложь. Заполняем ячейку знаком «-«.
Утверждение зеленого «Я не забрасывал» – истина. Ставим в ячейке «+».

Рассмотрим второй вариант ответа (предположим, что мяч забросил зеленый) и заполним второй столбик.
Утверждение «мяч забросил Синий» — ложь. Ставим в ячейке «-«.
Утверждение «мяч забросил зеленый« — истина. Заполняем ячейку знаком «+».
Утверждение зеленого «Я не забрасывал» – ложь. Ставим в ячейке «-«.

И, наконец, третий вариант: предположим, что «мяч забросил синий«.
Тогда утверждение «мяч забросил синий« — истина. Ставим в ячейке «+».
Утверждение «мяч забросил зеленый» — ложь. Заполняем ячейку знаком «-«. Утверждение зеленого «Я не забрасывал» – истина. Ставим в ячейке «+».

Так как по условию лишь один из троих ребят сказал неправду, в заполненной таблице выбираем такой вариант ответа, где будет только одно ложное утверждение (в столбце один знак «-«). Подходит третий столбец.

Значит, правильный ответ – мяч забросил синий.

Метод блок-схем

Метод блок-схем считается оптимальным вариантом для решения задач на взвешивание и на переливание жидкостей. Альтернативный способ решения этого типа задач — метод перебора вариантов — не всегда является оптимальным, да и назвать его системным довольно сложно.

Порядок решения задач по методу блок-схем выглядит следующим образом:

  • графически (блок-схемой) описываем последовательность выполнения операций;
  • определяем порядок их выполнения;
  • в таблице фиксируем текущие состояния.

Подробнее об этом и других способах решения логических задач с примерами и описанием хода решения мы рассказываем в полном Курсе ЛогикЛайк по развитию логического мышления.

Отгадывайте самые интересные загадки на логику, собранные специально для постоянных читателей нашего блога и учеников LogicLike, решайте логические задачи онлайн вместе с тысячами детей и взрослых!

Логика – это основа рационального мышления и фундамент для развития интеллекта ребенка. Решение различных логических задач дает возможность детям научиться анализировать ситуацию, находить взаимосвязи, отличать главное и второстепенное, формировать стратегию, применять в нужном месте свои знания и навыки.

Эти умения пригодятся не только в учебе, но и в реальной жизни. Рассуждая логически, ребенок может грамотно выразить свое мнение, подойти к решению той или иной задачи более осознанно, дать обоснование всевозможным явлениям, быстро сориентироваться в ситуации.

Поэтому решение логических задач должно быть неотъемлемой частью детского развития и образования. А для того, чтобы щелкать их как орешки, нужно понимать, какими приемами и методами пользоваться при решении.

Самое главное в решении логических задач

Почти у любой задачи есть несколько вариантов решения. Чтобы легко справляться даже с самыми непростыми заданиями, надо знать, какой способ будет наиболее подходящим в той или иной ситуации.

Понимание разных методов позволяет находить оптимальный вариант решения, что особенно важно в условиях ограниченного времени.

Все задачи на развитие логики можно разделить на группы:

  • Математические ребусы;
  • Задачи на истинность утверждений;
  • Задачи на перемещение, взвешивание или переливание;
  • Задачи, которые решаются с конца;
  • Работа с множествами;
  • Задачи на сопоставление «Кто есть кто?»

Выбор способа решения зависит от того, к какой группе относится задание.

Известные техники решения логических задач

  1. Табличный метод (таблицы соответствий, истинности, совмещенные, кубические):
    таблицы создают наглядность, прозрачность рассуждений, помогают сделать верные выводы.
  2. Применение законов из алгебры логики: вводятся обозначения для простых высказываний и преобразовываются в некую формулу.
  3. Метод рассуждений: подходит для решения простых задач с небольшим количеством объектов. Последовательное рассуждение над каждым условием задачи приводит к правильному выводу.
  4. Черчение блок-схем: способ, подходящий для решения задач на переливание, взвешивание. Рисуется схема, на которой отмечают последовательность действий и результат, полученный при их выполнении.
  5. Графический метод: подходит для решения задач на объединение или пересечение множеств. Самый популярный графический метод называется «Круги Эйлера». Нарисованная геометрическая схема наглядно показывает отношение между множествами.
  6. Метод «математический бильярд»: используется для решения задач на переливание жидкостей. Вычерчивается траектория движения бильярдного шара, который отталкивается от бортов стола в форме параллелограмма.

Рассмотрим подробно самые распространенные способы, которые могут использовать в решении логических задач ученики начальных классов:

Табличный метод

Условия задачи и результаты записываем в специальную таблицу. На пересечении строк и столбцов ставим «+», если утверждения не противоречат друг другу и «-», если они расходятся.

Задача:

У Сони, Маши, Антона, Кости и Юры есть домашние животные. У каждого из ребят живет или собака, или кошка, или попугай. Вот только девочки собак не держат, а у мальчиков нет попугаев. У Сони и Маши разные питомцы, а вот у Маши с Антоном – одинаковые. У Сони нет кошки. У Кости с Юрой живут одинаковые животные, а у Антона с Костей – разные. Какие животные живут у каждого?

Решение:

Чертим таблицу, где названия столбцов – имена ребят, а названия строк – животные. Ставим в каждой ячейке знаки «+» или «-», опираясь на условия задачи:

1. Девочки собак не держат (ставим «-» на пересечении этих ячеек).
2. У мальчиков нет попугаев (в этих ячейках тоже ставим «-»).
3. У Сони нет кошки (ставим «-»).
4. Значит, у Сони есть попугай (ставим «+»).
5. У Сони и Маши разные питомцы. Получается, у Маши нет попугая (ставим «-»), зато есть кошка (ставим «+»).
6. У Маши с Антоном одинаковые животные. Значит, у Антона тоже живет кошка (ставим «+») и нет собаки (ставим «-»).
7. У Антона с Костей разные питомцы, выходит, что у Кости нет кошки (ставим «-»), зато есть собака (ставим «+»).
8. У Кости с Юрой одинаковые животные, значит у Юры тоже собака (ставим «+»), а не кошка (ставим «-»).

табличный метод решения логических задач

Так мы узнали, какие питомцы живут у каждого из ребят (ячейки со знаком «+»).

Ответ: У Сони попугай, у Маши и Антона кошки, у Кости и Юры собаки.

Круги Эйлера

Чтобы было легче разобраться в условиях задачи и найти решение, чертим круги, каждый из которых – отдельное множество.

Задача:

Всему классу задали на лето читать книжки. В списке литературы были такие произведения, как «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Белый клык» Джека Лондона. Известно, что 15 человек из класса прочитали «Робинзон Крузо», а остальные 11 – «Белый клык». Но среди них были 6 ребят, которые прочитали обе книги. Сколько человек прочитало только «Белый клык»?

Решение:

Чертим два круга, каждый из которых – множество детей, прочитавших определенную книгу, а пересечение кругов – дети, прочитавшие обе книги.

круги эйлера

1. 15 – 6 = 9 – дети, которые прочитали только «Робинзон Крузо».
2. 11 – 6 = 5 – дети, которые читали лишь «Белый клык».

Ответ: 5 человек.

Метод рассуждений

Поочередно рассматриваем каждое из условий задачи и делаем логические выводы.

Задача:
На столе стоят вазы: голубая, зеленая, розовая и оранжевая. Третьей в ряду стоит та ваза, название цвета которой содержит больше всего букв. А зеленая стоит между оранжевой и розовой. Какая ваза стоит последней?

Решение:

1. Больше всего букв в слове «оранжевая», значит она третья по счету.
2. Если зеленая ваза стоит между оранжевой и розовой, значит, она будет второй в ряду, так как если ее поставить четвертой, то не останется места для розовой.
3. Соответственно, розовая будет стоять первой.
4. Остается голубая, она будет четвертой, то есть последней.

решение логических задач путем рассуждения

Ответ: голубая ваза.

Метод рассуждений «с конца»

Начинаем раскручивать клубок с конца, а затем сопоставляем результат с условиями задачи.

Задача:

Маме, папе и сыну вместе 125 лет. Когда родился сын, маме был 21 год. А папа старше мамы на 2 года. Сколько лет сейчас каждому из них?

решение задачи с конца

Решение:

1. 21+2= 23 — было папе ( значит вместе родителям было 44 года)
2. (125 — 44) : 3 = 27 — возраст сына
3. 27 + 21 = 48 — возраст мамы
4. 48 + 2 = 50 — возраст папы

Ответ: 27, 48 и 50 лет.


Мы рассмотрели самые популярные и доступные методы, с помощью которых можно легко справиться с заданием. Главное – подобрать подходящий способ решения, который быстро приведет к правильному результату.

Для этого необходимо регулярно практиковаться и развивать свои способности. Отточить навыки решения подобных логических задач и многих других вы можете с помощью образовательной онлайн-платформы «Умназия».

Попробуйте решить вместе с ребенком задачу из раздела «логика» и переходите к регулярным занятиям на тренажере

Поробуйте решить задачу Умназии прямо сейчас!

Попробовать

Математика

Умназисты соревновались в поедании пирожков. Соревнование длилось ровно 45 минут. За это время все соревнующиеся в сумме съели 179 пирожков.

Посмотри на информацию о соревнующихся на рисунке. Можешь ли ты сказать, кто из умназистов занял почётное третье место?

Выбери ответ:

Третье место заняла Ума Коала.

Третье место занял Мышлен.

Третье место занял Грамотигр.

Третье место занял Ква-Квариус.

Третье место заняла Сообразебра.

ответить

Логика решения:

Мы знаем, что Мышлен ел по 1 пирожку в минуту, значит за 45 минут соревнования он съел 45 пирожков (1 х 45 = 45).

Если Мышлен съел на 10 пирожков больше, чем Сообразебра, то Сообразебра съела 35 пирожков (45 – 10 = 35).

Если Ума-Коала съела на 5 пирожков меньше, чем Сообразебра, то Ума-Коала съела 30 пирожков (35 – 5 = 30).

Чтобы выяснить, сколько съели Грамотигр и Ква-Квариус, сложим все пирожки, которые съели Мышлен, Ума-Коала и Сообразебра. Получается 45 + 35 + 30 = 110 пирожков.

От общего количества съеденных пирожков вычтем съеденное тремя умназистами: 179 – 110 = 69. Значит, Ква-Квариус и Грамотигр вместе съели 69 пирожков.

Из условия мы знаем, что Грамотигр съел пирожков в 2 раза больше, чем Ква-Квариус.

Допустим, Ква-Квариус съел 23 пирожка, тогда Грамотигр съел в два раза больше, то есть 23 х 2 = 46 пирожков.

Теперь снова сложим их пирожки, чтобы проверить себя: 23 + 46 = 69. Сходится.

Значит, Грамотигр (46 пирожков) занял первое место, Мышлен (45 пирожков) – второе, а Сообразебра (35 пирожков) – третье.

Если вам понравилось, было весело интересно и полезно, то ждем вас на нашей онлайн платформе!
Умназия сегодня — это:

1. Онлайн тренажер развития навыков мышления — логики, внимания, эрудиции.
2. Программа «Культурный код» по развитию кругозора. Для самых любознательных и тех, кого кажется уже ничем не удивить!
3. Курсы развития памяти. Хотите чтобы Ваш ребенок без труда учил стихи, запоминал иностранные слова и всегда помнил про день рождения бабушки? На курсах покажем и расскажем как же этого достичь.
4. Пять ступеней финансовой грамотности. Увлекательная история героя, которая полностью зависит от действий ребенка и не имеет определенного результата. Сможет ли он пройти все финансовые ловушки и освоить пятую ступень?

Ждем вас, будет весело и интересно!

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Математика и логика для детей 7-13 лет

Развиваем логическое мышление через решение сюжетных математических задач в интерактивном игровом формате

узнать подробнее


Читайте также:

  • 15 сложных загадок на логику
  • Загадки на логику с подвохом
  • Логические загадки для детей
  • Смешные логические загадки
  • Загадки Эйнштейна на логику

to continue to Google Sites

Not your computer? Use Guest mode to sign in privately. Learn more

Логические задачи: алгоритмы и методы решения

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Ткаченко Е.О. 1


1МАОУ «СОШ №85» г.Кемерово

Науменко Т.Г. 1


1Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №85», город Кемерово


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

В современном мире логика имеет большое значение. Способность анализировать ситуации, формировать стратегию, находить правильные пути решения проблем, логически рассуждать и думать — это навыки, благодаря которым, человек зачастую добивается успеха. Тема актуальна, и поэтому я выбрал ее для детального изучения, чтобы развить вышеперечисленные качества в себе. 

В век информационных технологий логика, как область науки, быстро развивается. Появляется спрос на специалистов, чьи профессии тесно связаны с логически-математическими дисциплинами. Логика пронизывает многие сферы жизни: быт, общение, личные отношения, работу. Логика необходима в таких профессиях как программист, IT-специалист, преподаватель, математик, шахматист, следователь, криминалист, юрист, адвокат, психолог, врач, предприниматель, бухгалтер, менеджер, аналитик.

Логика используется в маркетинге, экономике, информатике, медицине и во многих других сферах. Умение решать логические задачи необходимо во многих профессиях. «Логика» буквально означает «учение о словах» и трактуется как «искусство использования слов», «наука о правильном мышлении».Логика также определяется как наука о способах рассуждения, доказательства и опровержения. Основная функция логики — исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете через размышление. Логика является одним из главных инструментов любой науки. При этом логические операции (такие как классификация, определение, опровержение и доказательство) любой человек неосознанно использует ежеминутно. Логика — это знание об абстрактном мышлении, поэтому логика интересуется также языками и высказываниями.

Глава 1. Логика. Логические задачи. История

Логика

Ло́гика (от др.- греч. λόγος — «рассуждение», «мысль», «разум»). В Большом энциклопедическом словаре дается определение логики, как науки о способах доказательств и опровержений: «Совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Различают индуктивную и дедуктивную логику… классическую, интуиционистскую, конструктивную, модальную и другие». [1]. Особую роль в ускорении научно-технического прогресса играют приложения логики в вычислительной математике, теории автоматов, лингвистике, информатике и математической логике.

Логические задачи — это задачи, для решения которых используются алгоритмы, методы их решения, а также те, которые могу решаться только за счет логического мышления без использования математических решений.

Виды логических задач: задачи на соответствие и исключение неверных вариантов, задачи на упорядочивание множеств, задачи о лгунах, числовые ребусы, игровые задачи, задачи на переливания и взвешивания.

Логика — это нормативная наука о законах, принципах и методах идеализированных рассуждений, выражающих результаты рациональной мыслительной деятельности человека, а также о языке как средстве такой деятельности. Основы логики были заложены работами ученого и философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Он изучал правила мышления, впервые дал систематическое изложение логики.

1.2. Логика в математике и информатике

Основная цель логики  — формализация, схематизация и систематизация правильных (корректных) способов рассуждений и высказываний, то есть общезначимых (истинных) рациональных форм языкового выражения результатов мыслительной деятельности, и выявление законов и правил, которым подчиняются такие рассуждения. Инструмент логики — это математический аппарат, с помощью которого записывается, вычисляется, упрощается и преобразуется логическое высказывание. Основным понятием математической логики является высказывание. Высказывание — это повествовательное предложение, про которое всегда можно сказать истинное оно или ложное.

Математическая логика — это раздел современной формальной логики, в котором логические выводы исследуются посредством логических исчислений на основе математического языка, аксиоматизации и формализации. В качестве другого названия современного этапа в развитии логики используется также термин «символическая логика». Иногда термин «математическая логика» употребляется в более широком смысле, охватывая исследование свойств дедуктивных теорий, именуемое металогикой или метаматематикой. В целом, определение «математическая логика» подчёркивает её сходство с математикой, основывающееся, прежде всего, на методах построения логических исчислений на основе строгого символического языка, аксиоматизации и формализации. Они позволяют избежать двусмысленной и логической неясности естественного языка, которым пользовалась при описании правильного мышления традиционная логика, развивавшаяся в рамках философии.

Алгебра логики — это один из основных разделов символической логики, в основе которого лежит применение алгебраических методов к логике. Алгебра логики — исторически первая форма символической логики, возникшая в середине XIX века в трудах Дж. Буля. К её созданию привела аналогия между решением алгебраических уравнений и выводом следствий из посылок, а также то, что алгебраические уравнения применимы при решении задач из различных областей знания. Поначалу алгебра логики имела своим предметом классы (как объёмы понятий), соотношения между классиками по объёму и связанные с этим операции над ними. Позднее, в связи с появлением в 70-х годах XIX века теории множеств, взявшей на себя часть этих задач, предмет алгебры логики значительно изменился. Основным её предметом стали высказывания (суждения, предложения), рассматриваемые со стороны их логических значений (истина, ложь, бессмыслица и другие), и логические операции над ними. К логическим задачам относится любая задача, для решения которой не нужны особые (специальные) знания, а достаточно только логических рассуждений. Такие задачи не обязаны быть математическими или нестандартными.

Логика является фундаментальной основой информатики как науки. Элементы и основы математической логики заложены в логические элементы и логические устройства ЭВМ, в основы алгоритмизации и языки программирования, в процедуры поиска информации в базах данных и в сети Интернет, а также в системах логического программирования, базах знаний и экспертных системах на ЭВМ.

1.3.Основоположники логики

Всю свою историю цивилизация занимается совершенствованием логики как науки. Античная логика до Платона и Платонова логика, логика Аристотеля, логика стоиков, индийская, китайская, исламская логика, схоластическая средневековая логика, ренессансная и современная логика: эта древнейшая дисциплина сквозь века непрерывно обогащается разными народами, культурами и множеством исследователей. Еще Платон ставил три вопроса: Что можно считать истиной и ложью? Какова природа связи между посылами в рассуждениях и заключениями? Какова сущность понятий? В середине прошлого века прогресс в области вычислительной техники привел к началу новой эпохи в развитии логики и ее проникновению в практические сферы, которые теперь определяют образ жизни человека. Были разработаны такие области логики как логическое проектирование и моделирование вычислительной техники, проблемы логического синтеза. В 80-х годах двадцатого века стартовали исследования в области искусственного интеллекта на основе систем и языков логического программирования. Инженеры приступили к созданию систем с автоматическим доказательством теорем, к разработке методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ. Все это повлекло перемены в образовании: в школах появились персональные компьютеры, начали выходить учебники по информатике с разделами математической логики. Это стало необходимым для того, чтобы объяснить принципы работы логических схем, логического программирования.

Рис.1. Основоположники логики

Наиболее известным основоположником логики можно назвать австрийского логикаматематика, философа математикиКурта Гёделя. Курт Гёдель сформулировал и доказал теоремы о неполноте, которые оказали огромное влияние на представление об основах математики. Считается одним из наиболее выдающихся мыслителей XX века.

Рис. 1.1. Курт Гёдель, австрийский  логикматематикфилософ

Известным польско-американским математиком, логиком и основателем теории истинности (формальной) является Альфред Тарский. Склонность к математическим наукам проявилась в период его обучения в школе. Этому человеку принадлежит ряд работ относительно неразрешимости и разрешимости формальных теории в логике 1-го порядка. Наиболее известными работами стали теоремы о евклидовой геометрии и разрешимости линейной арифметики. При работе с евклидовой геометрией Тарским была разработана собственная аксиоматизация геометрии, оказавшаяся самой удачной из всех ранее известных.

Рис. 1.2. Альфред Тарский, польско-американский математик, логик и основатель теории истинности

Глава 2. Методы и алгоритмы решения логических задач

2.1. Алгоритм

Понятие алгоритма относится к первоначальным, основным, базисным

понятиям математики. Вычислительные процессы алгоритмического характера (арифметические действия над целыми числами, нахождение наибольшего общего делителя двух чисел и т. д.) известны человечеству с глубокой древности. Однако, в явном виде понятие алгоритма сформировалось лишь в начале XX века. Алгоритмы — это конечная совокупность точно заданных правил решения некоторого класса задач или набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для решения некоторой задачи. Система вычислений по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи.

2.2. Методы решения логических задач

Существуют различные способы решения логических задач:

Метод Рассуждений — самый примитивный способ. Его идея состоит в том, что мы проводим рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходим к выводу, который и будет являться ответом задачи. Этим способом обычно решают несложные логические задачи.

Задача №1

Три друга – Петр, Роман и Сергей – учатся на математическом, физическом, химическом факультетах. Если Петр математик, То Сергей не физик. Если Роман не физик, то Петр математик. Если Сергей не математик, то Роман – химик. Определите специальности каждого.

Решение:

Предположим, что Роман не физик, тогда (по условию 2) Петр — математик, но если Петр — математик, то Сергей (по условию 1) не физик. Тогда физиков нет. Противоречие. Значит, Роман — физик. Тогда Сергей— — математик, так как иначе (по условию 3) Роман был бы химиком. Значит, Петр — химик. Итак: Петр — химик, Роман — физик, Сергей — математик. И все три условия выполнены. Ответ. Петр — химик, Роман — физик, Сергей — математик. 

Таким образом, получается, что данная задача решается исключительно только через метод рассуждения.

Метод Блок – Схем — распространённый тип схем (графических моделей), описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединённых между собой линиями, указывающими направление последовательности.

Рис. 3. Блок-схема

Задача №2:

Составить алгоритм планирования выходного дня студентом: если будет хорошая погода, он пойдет гулять, а если плохая − будет писать реферат.

Входные данные: x (информация о погоде);

Выходные данные: y (результат прошедшего выходного дня).

Рис.8. Блок-схема

Метод Таблиц — основной прием, который используется при решении текстовых логических задач, заключается в построении таблиц. Таблицы не только позволяют наглядно представить условие задачи или ее ответ, но в значительной степени помогают делать правильные логические выводы в ходе решения задачи.

Задача №3

 В течение последних четырех лет Алексеев, Фомин, Дементьев и Иванов получали очередной отпуск в мае, июне, июле или в августе. Причем, если один из них отдыхал в мае, то другой — в июне, третий – в июле, а четвертый – в августе. Каждый их них получал отпуск в эти четыре года в разные месяцы. Так в первый год Дементьев отдыхал в июле, во второй год – в августе. Алексеев во второй год отдыхал в мае, Иванов в третий год – в июне, а Фомин в четвертый год – в июле.

Кто в каком месяце отдыхал в каждом из этих четырех лет?

Ответ: 

1 –й год

2 –й год

3 –й год

4 –й год

Алексеев

июнь

май

июль

август

Фомин

май

июнь

август

июль

Дементьев

июль

август

май

июнь

Иванов

август

июль

июнь

май

Метод Кругов Эйлера — геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами. Использование рисунка делает решение задачи простым и наглядным. Ценность задач, решаемых с помощью кругов Эйлера, состоит в том, что решения задач с громоздкими условиями и со многими данными, просты и не вызывают особых умозаключений. Эйлер наглядно изображал операции над множествами при помощи особых чертежей, называемых кругами Эйлера. Для этого множества, сколько бы элементов они не содержали, представляют при помощи кругов, овалов или любых других геометрических фигур. Данный метод позволяет графически решать математические задачи на основе применения теории множеств.

Рис. 4. Круги Эйлера

Задача №4

В футбольной команде «Спартак» 30 игроков, среди них 18 нападающих. 11 полузащитников, 17 защитников и вратари. Известно, что трое могут быть нападающими и защитниками, 10 защитниками и полузащитниками, 6 нападающими и защитниками, а 1 и нападающим, и защитником, и полузащитником. Вратари не заменимы. Сколько в команде «Спартак» вратарей?

Решение:

18+11+17-3-10-6+1=28 (игроков) на этой диаграмме. Но в команде всего 30 футболистов. Значит, вратарей будет 30-28=2.

Ответ: 2 вратаря.

М
етод Графов
— это совокупность непустого множества вершин и связей между вершинами. Кружки называются вершинами графа, линии со стрелками – дугами, без стрелок – ребрами.

Рис. 5. Графы

Задача №5

За круглым столом сидели четыре студента. Филолог сидел против Козина, рядом с историком. Математик сидел рядом с Волковым. Соседи Шатрова — Егоркин и физик. Какая профессия у Козина?

Рис. 6. Варианты решения задачи

Метод математического бильярда – метод заключается в представлении последовательности переливаний аналогично движению бильярдного шарика по столу особой конструкции с размерами, соответствующими объемам первоначально пустых сосудов. Нарисовав на клетчатой бумаге исходную конфигурацию, необходимо проследить возможные движения шарика в соответствии с законом «угол падения равен углу отражения» и попадание им в требуемые точки по условию задачи.

Задача №6

Имеются два сосуда — трехлитровый и пятилитровый. Нужно, пользуясь этими сосудами, получить 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 литров воды.

В нашем распоряжении водопроводный кран и раковина, куда можно выливать воду.

Данная задача решается методом «Математического бильярда».

Решение:

В рассматриваемой задаче стороны параллелограмма должны иметь длины 3 и 5 единиц. По горизонтали будем откладывать количество воды в литрах в 5-литровом сосуде, а по вертикали — в 3-литровом сосуде. На всем параллелограмме нанесена сетка из одинаковых равносторонних треугольников.

Рис. 7. Математический бильярд

Прослеживая дальнейший путь шара и, записывая все этапы его движения в виде отдельной таблицы, в конце концов, мы попадаем в точку Н, которая соответствует состоянию, когда малый сосуд пуст, а в большом сосуде 4 литра воды. Таким образом, получен ответ и указана последовательность переливаний, позволяющих отмерить 4 литра воды. Все 8 переливаний изображены схематически в таблице:

Рис.9. Итоговая таблица переливаний

Метод решения задач с помощью полупрямой

Если в задаче имеется множество объектов и требуется установить взаимоотношение между элементами этого множества, то задачу можно решать на полупрямой.

Задача №7.

В очереди в школьный буфет стоят Вика, Соня, Боря, Денис и Алла. Вика стоит впереди Сони, но после Аллы; Боря и Алла не стоят рядом; Денис не находится рядом ни с Аллой, ни с Викой, ни с Борей. В каком порядке стоят ребята?

Решение:

Построим модель описанной ситуации, считая обычный луч «линией времени».

а) Вика стоит впереди Сони, но после Аллы

б) Денис не находится рядом ни с Аллой, ни с Викой, значит он – крайний слева

в) Боря и Алла не стоят рядом, Борис не находится рядом с Денисом, значит, место Бориса – после Вики

Ответ: Алла, Вика, Борис, Соня, Денис.

Выбор наиболее популярного метода решения логической

задачи

Известный американский психолог, автор понятия Множественный интеллект (Multiple Intelligences), специалист в области клинической психологии и нейропсихологии — Говард Гарднер (Gardner) разработал теорию множественного интеллекта. Гарднер определяет интеллект как «способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленную конкретными культурными особенностями или социальной средой» (1993, р. 15).

Доктор философии Томас Армстронг — преподаватель с 40-летним опытом работы, автор 15 книг, рассказывает в них о том, как почувствовать уверенность в своих силах и найти свое место в жизни. Томас Армстронг 25 лет посвятил изучение работ Гарднера, написал книги о множественном интеллекте. В книге Томаса Армстронга «Ты можешь больше, чем ты думаешь» в переводе Змеевой (Манн, Иванов, Фербер) приводится несколько задач-загадок: «Логику можно назвать инструментом для решения задач. … Хочешь быстро проверить свои способности? Попробуй решить эту загадку:

«У Фриды было девять конфет, семь она уже съела. У каждого из ее друзей тоже было по 9 конфет. Кто-то из них съел 6 штук, а кто-то только четыре. Всего у Фриды и ее друзей осталось 25 конфет. Сколько друзей у Фриды? Подсказка: правильных ответов может быть больше, чем один»!

Рис. 10. Книга Томаса Армстронга «Ты можешь больше, чем ты думаешь»

Глава 3. Социологическое исследование

в 8-9 классах МАОУ «СОШ№85»

«Логико-математический интеллект. Как развить логические способности»

В рамках работы над проектом проведен социологический опрос среди учеников 8-9-х классов МАОУ «СОШ№85» г. Кемерово на основе опросного листа Томаса Армстронга из книги «Ты можешь больше, чем ты думаешь». Целью данного опроса было получение информации о том, как оценивают учащиеся 8-9 классов собственные логические способности.

Задачи исследования: получить общую картину с помощью анкетирования, анализа и обработки результатов опроса.

В данном опросе использовался метод — анкетирование, т.е. заполнение респондентами бланков, включающих в себя набор вопросов. По форме контакта опрос опосредованный (через раздачу анкет респондентам), письменный, анонимный, выборочный (участвовали представители отдельных целевых аудиторий- 8А,Б,Г,Д и 9Б,В,Г,Д).

Объект исследования – учащиеся 8-9 классов, возраст 14-16 лет.

Предмет исследования: логико-математические способности.

Сроки проведения: 3 четверть (март) 2020-2021 учебного года.

Место проведения: аудитории МАОУ «СОШ№85», уроки прикладной математики. Обработка заполненных анкет проводилась в школе и дома Ткаченко Егором.

Число заполненных анкет-162. Число пригодных для дальнейшей обработки – 158 анкет (4 были заполнена частично).

Анализ данных социологического опроса осуществлялся с помощью программы для работы с электронными таблицами Excel. Сводные таблицы и диаграммы представлены в Приложениях к проекту. Рекомендации для учащихся: как развить логические способности, представлены в виде Памятки.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ «Логико-математический интеллект»

Любишь ли ты (нравится ли тебе?):

Поставь от одного до трех + (если нравится) и от одного до трех (если не нравится).

Считать

Читать детективы

Играть в шахматы, шашки, морской бой

Придумывать и разгадывать коды и шифры

Считать и тратить деньги

Собирать спортивную статистику

Играть в компьютерные игры

Работать на компьютере, планшете, телефоне

Вести различные подсчеты

Раскладывать вещи по определенному принципу

Играть в логические игры и игры стратегии

Угадывать количество предметов в емкости

Рассчитывать время

Замечать причинно – следственные связи (связь между действиями и их результатами)

Представлять информацию в виде графиков и таблиц

Любишь науку

Изучать глобус, географические карты

Тебе интересны — карты звездного неба и Солнечной системы.

Обработка результатов: Чем выше положительный результат, тем более развит логико – математический интеллект.

Обычно считается, что математика – очень сложная наука, но для развития математических способностей необходимы большие усилия. В книге Т.Армстронга даются советы: как «развить логические способности и насладиться ими в полной мере». Приложения. Памятка «КАК РАЗВИТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ».

Заключение

Данная работа посвящена логическим задачам и методам их решения. Рассмотрены алгоритмы и методы решения логических задач на примере задач №1-№7. Чтобы успешно их решать, нужно знать способы решения, иметь развитое логическое мышление, обладать графической культурой. В результате работы над проектом были изучены исторические сведения и материалы по теме, рассмотрены разные типы логических задач и разные способы их решения. Каждый из этих способов обладает своими достоинствами при решении задач определенного типа.

Выводы: Логика является одним из главных инструментов любойнауки. Решение логических задач развивает мышление, расширяет кругозор.

Задачи на логическое мышление, как правило, требуют знаний и больших усилий.

В результате проектной работы:

Изучена литература по данной теме.

Решены задачи №1-№7.

Проведен опрос учащихся восьмых (8АБГД) и девятых (9БВГД) классов МАОУ «СОШ№85» «Логико-математический интеллект. Как развить логические способности».

Обработаны результаты исследования в программе Excel: составлены сводные таблицы и диаграммы по классам и параллелям.

Рекомендации «Как развить логические способности» представлены в виде Памятки и буклета.

Подготовлена презентация и доклад по результатам работы над проектом.

Логика помогает нам не только при решении математических задач, но и в повседневной жизни: правильно строить свои мысли, верно их выражать, убеждать других людей, отстаивать свою точку зрения. Логика помогает людям и в их профессиональной деятельности. Например, следователю важно уметь логически мыслить, чтобы правильно восстановить цепь событий для раскрытия преступления. Также знание логики необходимо работникам печати и средств массовой информации, медицинским работникам и людям других специальностей и направлений.

Решение логических задач – это не только увлекательный, но и полезный способ времяпровождения. Логические задачи — это зарядка для ума. Логические задачи развивают умение анализировать и обобщать данные, искать возможные пути решения, формировать стратегию, проверять данные на достоверность.

Литература и интернет-источники

1. Большой энциклопедический словарь. 2012 г.

2. Gtmarket.ru

3. http://ktokemrabotaet.ru/professii-gde-nuzhna-logika/

4. Армстронг Томас, «Ты можешь больше, чем ты думаешь» https://www.b17.ru/article/141395/

5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/217730

6. В. Е. Шевченко, Библиотечка физико-математической школы «Некоторые способы решения логических задач», г.Киев, издательство издательского объединения «Вища школа», 1979г.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Памятка «КАК РАЗВИТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»

Играть в игры, где есть стратегия и логика (настольные стратегические игры, шахматы, домино, шашки).

Телепрограммы о науке и математике, обучающие курсы по развитию логики и научным открытиям.

Решать простые математические задачки в уме.

Посети научный музей, планетарий, экспериментариум.

Прочти статьи в изданиях и интеренете, публикующие новости из мира науки и математики.

Пытайся угадать количество предметов в коробке, или изюминок в тарелке.

Разгадывай головоломки, играй в математические игры.

Устрой семейный «день математики» или «научный день».

Составь вопросы о неизвестных явлениях. Например – что такое «северное сияние».

Вступи в школьный математический или научный клуб.

Найди сайт, рассказывающий о проведении научного эксперимента в домашних условиях.

Чем больше объясняешь, тем лучше понимаешь: объясни родителям или друзьям значение математических или научных понятий, которые тебе известны.

Анализируй цифры в новостях. Что они на самом деле означают?

«Узнавай о том, как появилась математика в других странах. Многие математические принципы, которые мы используем сегодня, сформулировали индейцы майя и древние арабы. У них были даже «калькуляторы! Научись пользоваться счетами и другими вычислительными приборами, придуманными людьми разных культур».

Создавай свою страничку или сайт. Попробуй освоить один из языков компьютерного программирования.

«Обращай внимание на то, как ты решаешь логические задачи. На уроках математики или физики, отмечай, какие действия помогают, а какие, наоборот, замедляют мыслительный процесс».

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Результаты опроса учащихся наАнкету«Логико-математический интеллект».

Опрошено: 162 человека.

Максимально возможное количество баллов: 54 балла.

Класс

Итого

162

Количество учащихся

22

14

24

26

24

23

24

19

Средний балл

13

21

15

19

24

24

24

19

20

Средний балл по классам:

Чем выше положительный результат, тем более развит логико – математический интеллект.

Общее количество положительных (+) баллов по вопросам №1-18

№ вопроса

баллы

3499

 

14

15

14

27

29

26

31

20

176

 

28

13

21

21

37

31

36

16

203

 

22

21

25

30

33

37

39

23

230

 

13

12

17

26

27

39

23

15

172

 

30

28

41

52

58

39

47

39

334

 

9

9

17

25

14

8

17

5

104

 

23

30

32

55

54

38

44

43

319

 

28

22

30

54

53

46

43

44

320

 

8

19

15

27

26

25

27

15

162

 

25

18

22

30

39

41

42

21

238

 

23

19

24

32

39

41

42

25

245

 

7

11

8

20

18

27

19

19

129

 

12

17

18

33

33

37

29

14

193

 

14

17

16

16

34

47

47

22

213

 

12

15

9

12

18

17

23

10

116

 

6

13

18

18

22

21

27

19

144

 

6

10

12

10

10

8

18

7

81

 

6

7

13

15

22

20

28

9

120

итого

286

296

352

503

566

557

582

366

 

Большинство участвовавших в опросе учеников 8-9 классов развивают логико-математические способности (по их мнению) с помощью логических, стратегических, компьютерных и настольных игр, детективов. Рассчитывать время, замечать причинно-следственные связи и вести различные подсчеты – необходимые навыки для развития логики и интеллекта.

Ответы:

Любят/нравится

Считать и тратить деньги (в среднем — 42 балла на класс);

Играть в компьютерные игры (в среднем — 40 баллов);

Работать на компьютере, планшете, телефоне (в среднем — 40 баллов).

Непопулярные занятия:

Изучать глобус, географические карты и карты звездного неба (в среднем — 13 баллов на класс);

Собирать спортивную статистику (в среднем — 13 баллов);

Представлять информацию в виде графиков и таблиц (15 баллов);

Угадывать количество предметов (16 баллов).

Просмотров работы: 2091

Основные
методы и алгоритм решения логических задач в начальной школе.

Рекомендации
для родителей

        Одной из самых важных составных частей
способности человека мыслить является логическая грамотность, то есть некий
минимум логических умений и знаний, необходимых в любой
интеллектуальной деятельности.  

       Умение логически мыслить помогает человеку
видеть суть вещей, проблем и событий, с которыми он ежедневно сталкивается в
различных ситуациях. Логическое мышление до определенной степени можно развить.
А если вы хотите помочь вашему ребенку в постижении логики, начинайте
развивающие занятия с ним как можно раньше.

        Если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел
мыслить логически, никогда не отказывайте ему в ответе даже на самые абсурдные
вопросы. Возможно, что он и сам, поразмыслив некоторое время, придет к
совершенно иному выводу, что и будет свидетельствовать о том, что он уже имеет
первоначальные навыки логического мышления.

       Научите ребенка сравнивать, исключать и
обобщать. Приобретите книги с простыми логическими задачами для детей и
познакомьте ребенка с принципами их решения.

        Решение задач на логику — отличная
гимнастика для ума детей и взрослых на каждый день.

        Логическая задача (задача на
логику) — это задача, для решения которой, как правило, требуется логическое
мышление, сообразительность, иногда интуиция, иногда применение нестандартного
мышления, но не специальные знания высокого уровня.

       
Особенности логических задач:

— решаются с помощью рассуждений;


не требуют большого запаса математических знаний, и для их решения можно
ограничиться только некоторыми сведениями из арифметики;


почти всегда носят занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не
любит математику;


их решение развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему
усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки. 

Основные
методы решения логических задач

метод
рассуждений
;

метод подбора («Угадывание»«Полный подбор»);

— метод
предположений
 
(по избытку, по недостатку);

метод таблиц;


метод графов;

метод блок-схем;

метод кругов Эйлера.

Метод рассуждений

Суть метода: последовательные рассуждения и
выводы рассуждений, содержащихся в условии задачи.

Задача

Николай,
Сергей и Михаил занимаются различными видами спорта: плавание, борьба и карате.
На вопрос, каким видом сорта занимается каждый из них, один ответил:
«Николай занимается плаванием, Сергей не занимается плаванием, а Михаил не
занимается карате». Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно
утверждение верно, а два других ложны. Каким видом спорта занимается каждый из
молодых людей?

Решение

Имеется
три утверждения:

1. Николай
занимается плаванием;

2. Сергей
не занимается плаванием;

3. Михаил
не занимается карате.

Если
верно первое утверждение, то верно и второе, так как юноши занимаются разными
видами спорта. Это противоречит условию задачи, поэтому первое утверждение
ложно.

Если
верно второе утверждение, то первое и третье должны быть ложны. При этом
получается, что никто не занимается плаванием. Это противоречит условию,
поэтому второе утверждение тоже ложно.

Остается
считать верным третье утверждение, а первое и второе — ложными. Следовательно,
Николай не занимается плаванием, плаванием занимается Сергей.

Ответ: Сергей
плавает, Михаил занимается борьбой, Николай — карате.

Метод подбора («Угадывание»«Полный подбор»)

Задача

В
клетке находятся фазаны и кролики. У всех животных 6 голов и 20 ног. Сколько в
клетке кроликов и сколько фазанов?

• «Угадывание»: возможно
«угадать», что кроликов — 4, а фазанов — 2.

Проверяем: 1) голов 4+2=6;
2) ног 4*4+2*2=20.

Рационально
ли это решение? Всегда ли удобен это
способ?


«Полный перебор»: основываемся на том, что в любом случае животных не больше и
не меньше, чем число голов, а именно 6. Затем подсчитывается число ног.

Количество
кроликов

Количество
фазанов

Количество

голов

Количество

ног

Всего

ног

1

5

6

4+10

14

2

4

6

8+8

16

3

3

6

12+6

18

4

2

6

16+4

20

5

1

6

20+2

22

Все
случаи перебрали!

Метод предположений (по избытку, по недостатку)

Задача та же

Метод предположения
по избытку

Предположим, что в клетке только кролики, тогда у них:
4*6=24 ноги, т. е. 4 ноги «лишние». Эти ноги принадлежат фазанам. У
фазана 2 ноги, значит 4:2=2 фазана в клетке. Кроликов: 6-2=4.

Метод предположения
по недостатку

Предположим, что в клетке были только фазаны, тогда у них
6*2=12 ног, т. е. не хватает 8 ног. Они-то и принадлежат кроликам (по «лишней» паре по
сравнению с фазанами)
. Значит, всего: 8:2=4 кролика и 6-4=2 фазана.

Метод таблиц

Суть метода: оформление логических
рассуждений в виде таблицы.

Задача

В летний лагерь приехали отдыхать три друга:
Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих
фамилий: Иванов, Семенов, Герасимов. Миша – не Герасимов. Отец Володи –
инженер. Володя учится в 6 классе, Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова –
учитель. Какая фамилия у каждого из трех друзей?

Решение

Имя

Фамилия

Иванов

Семенов

Герасимов

Миша

+

Володя

+

Петя

+

Ответ: Миша – Иванов, Володя – Семенов, Петя – Герасимов.

Метод графов

Суть метода: установление
логической связи между разрозненными фактами и оформление в виде единой целой
схемы.

Задача

Красный,
синий, желтый и зеленый карандаши лежат в четырех коробках по одному. Цвет
карандаша отличается от цвета коробки. Известно, что зеленый карандаш лежит в
синей коробке, а красный не лежит в желтой. В какой коробке лежит каждый
карандаш?

Решение

Обозначим
точками карандаши и коробки. Сплошная линия будет обозначать, что карандаш
лежит в соответствующей коробке, а пунктирная, что не лежит. Тогда с учетом
задачи имеем G1.

Далее достраиваем граф по следующему правилу:
поскольку в коробке может лежать ровно один карандаш, то из каждой точки должны
выходить одна сплошная линия и три пунктирные. Получается граф G2 , дающий
решение задачи.

http://pro-inf.ucoz.ru/_si/0/81410891.jpg

Метод блок-схем

Суть метода: описать последовательность выполнения операций, определить
порядок их  выполнения и фиксировать их состояние.

Метод блок-схем считается оптимальным вариантом
для решения задач на взвешивание и переливание жидкостей.

Порядок
решения задач по методу блок-схем:

— графически (блок-схемой) описываем последовательность выполнения
операций;

— определяем порядок их выполнения;

— в таблице фиксируем текущие состояния.

Метод кругов Эйлера 

Является
еще одним наглядным и довольно интересным способом решения логических задач. В
основе этого метода лежит построение знаменитых кругов Эйлера, обычно
обозначающих какое-либо множество.

Задача

Все
мои подруги выращивают в своих квартирах какие-нибудь растения. У шестерых из
них — орхидеи, а у пяти — фиалки. И только у двоих есть и фиалки и орхидеи.
Угадайте, сколько у меня подруг?

Решение

Итак,
мы имеем, что фиалки растут у пяти подруг, а орхидеи – у шести. Условие, что
только у двоих есть и фиалки и орхидеи, позволяет нам применить круги Эйлера.

     

                        
фиалки                                                                               

                                         
2    орхидеи                  

                             
5                     6

Алгоритм решения
задач на логику

— Ознакомление с условиями задачи.

— Понимание содержания задачи, анализ условий, моделирование.

— Поиск метода решения.

— Применение метода решения, поиск правильного ответа.

— Проверка правильности решения и оформление ответа.

— Анализ проведенного решения.

— Отработка и закрепление навыков решения аналогичных задач.

1.
Внимательно прочитайте условие задачи, лучше несколько раз. Четко уясните
вопрос или проблему, которую нужно разрешить. Чаще всего ошибки в решении
появляются от невнимательности.

2.
Кратко запишите условие задачи. По возможности опишите задачу схематически (в
виде рисунка, схемы, графика, дерева, чертежа и т.д.). Наглядное представление
задачи не только способствует более быстрому уяснению содержания задачи, но и
поможет выявить новые связи между элементами задачи или увидеть скрытые
свойства объектов. Выделите существенные и несущественные условия задачи и
попробуйте упростить задачу, абстрагироваться от действительности, мысленно
смоделировать описанную в задаче ситуацию.

3.
Попытайтесь определить тип задачи и соответственно подобрать метод решения,
который обычно применяется для решения этого вида заданий.

4.
Используя выбранный метод, решите задачу.

5.
Проверьте ваш вариант ответа.

6.
Анализ проведенного решения представляет собой обсуждение всего хода
мыслительных действий и процесса решения логической задачи. Это завершающий и
необходимый этап решения любой задачи, не только логической.

Школьнику
полезно записывать свои решения, алгоритмы и рассуждения в отдельную тетрадь. Таким
образом, он будет «пропускать через моторику» свои рассуждения и всегда сможет
вернуться к своим наработкам.

7.
Чтобы закрепить свое умение решать логические задачи определенного типа,
необходимо не откладывая решить еще ряд подобных, однотипных задач с
постепенным усложнением набора условий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как важно найти своего человека стих
  • Как самостоятельно исправить позвоночник
  • Как найти площадь сечения если известен диаметр
  • Как найти массу атома калия
  • Задвоение номенклатуры в 1с как исправить