Как составить алгоритм с помощью трассировочной таблицы

Слайд 1

Линейные вычислительные алгоритмы. Операция п рисваивание. Трассировочная таблица.

Слайд 2

В линейных алгоритмах присваивание является важнейшей операцией в алгоритмах, работающих с величинами, поговорим о ней более подробно. Переменная величина получает значение в результате присваивания. Присваивание производится компьютером при выполнении одной из двух команд из представленной выше системы команд: команды присваивания или команды ввода. Рассмотрим последовательность выполнения четырех команд присваивания, в которых участвуют две переменные: а и b . В приведенной ниже таблице против каждой команды указываются значения переменных, которые устанавливаются после ее выполнения. Такая таблица называется трассировочной таблицей, а процесс ее заполнения называется трассировкой алгоритма.

Слайд 3

х:= 2 у:=х*х у:=у*у х:=у*х s:= x+y Шаг алгоритма Переменные x y s 1 2 3 4 5 2 2 4 2 32 32 16 16 48 16 — — — — — Вычисления по алгоритму Алгоритм Ответ : s = 48 Прочерк в таблице означает неопределенное значение переменной. Конечные значения, которые получают переменные а и b , соответственно равны 2 и 4 .

Слайд 4

Трассировочная таблица иллюстрирует три основных свойства присваивания. Вот эти свойства: 1) пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной; 2) значение, присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения; 3) новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение.

Слайд 5

Обмен значениями двух переменных Рассмотрим еще один очень полезный алгоритм, с которым при программировании часто приходится встречаться. Даны две переменные величины: X и Y . Требуется произвести между ними обмен значениями. Например, если первоначально было: X = 1; Y = 2 , то после обмена должно стать: X = 2, Y = 1 . Хорошим аналогом для решения такой задачи является следующая: даны два стакана, в первом — молоко, во втором — вода; требуется произвести обмен их содержимым. Всякому ясно, что в этом случае нужен дополнительный, третий, пустой стакан.

Слайд 6

Последовательность действий будет следующей: 1) перелить из 1-го стакана в 3-й; 2) перелить из 2-го стакана в 1-й; 3) перелить из 3-го стакана во 2-й. Цель достигнута! По аналогии для обмена значениями двух переменных нужна третья дополнительная переменная. Назовем ее Z. Тогда задача решается последовательным выполнением трех операторов присваивания (пусть начальные значения 1 и 2 для переменных X и Y задаются вводом):

Слайд 7

В трассировочной таблице выводимые значения выделены жирным шрифтом. Аналогия со стаканами не совсем точна в том смысле, что при переливании из одного стакана в другой первый становится пустым. В результате же присваивания ( Х:=Y ) переменная, стоящая справа ( Y ), сохраняет свое значение. Действительно, в итоге переменные X и Y поменялись значениями. На экран будут выведены значения X и Y: 2,1 .

Слайд 8

Описание линейного вычислительного алгоритма Алгоритмы, результатами выполнения которых являются числовые величины, будем называть вычислительными алгоритмами. Рассмотрим пример решения следующей математической задачи: даны две простые дроби; получить дробь, являющуюся результатом деления одной на другую. В школьном учебнике математики правила деления обыкновенных дробей описаны так: 1. Числитель первой дроби умножить на знаменатель второй. 2. Знаменатель первой дроби умножить на числитель второй. 3. Записать дробь, числителем которой является результат выполнения пункта 1, а знаменателем — результат выполнения пункта 2.

Слайд 9

В алгебраической форме это выглядит следующим образом: Теперь построим алгоритм деления дробей для компьютера. В этом алгоритме сохраним те же обозначения для переменных, которые использованы в записанной выше формуле. Исходными данными являются целочисленные переменные а, b , с, d . Результатом — также целые величины m и n . Ниже алгоритм представлен в двух формах: в виде блок-схемы и на Алгоритмическом языке (АЯ).

Слайд 10

Раньше прямоугольник в схемах алгоритмов управления мы называли блоком простой команды. Для вычислительных алгоритмов такой простой командой является команда присваивания. Прямоугольник будем называть блоком присваивания , или вычислительным блоком . В форме параллелограмма рисуется блок ввода/вывода . Полученный алгоритм имеет линейную структуру.

Слайд 11

В алгоритме на АЯ строка, стоящая после заголовка алгоритма, называется описанием переменных . Служебное слово цел означает целый тип. Величины этого типа могут иметь только целочисленные значения. Описание переменных имеет вид: <тип переменных> <список переменных> Список переменных включает все переменные величины данного типа, обрабатываемые в алгоритме. В блок-схемах типы переменных не указываются, но подразумеваются. Запись алгоритма на АЯ ближе по форме к языкам программирования, чем блок-схемы.

Слайд 12

Коротко о главном Трассировочная таблица пошаговое исполнение команд алгоритма с указанием значений переменных, которые устанавливаются после выполнения команд. Трассировка алгоритма – процесс заполнения трассировочной таблицы Основные свойства присваивания: • значение переменной не определено, если ей не присвоено никакого значения; • новое значение, присваиваемое переменной, заменяет ее старое значение; • присвоенное переменной значение сохраняется в ней вплоть до нового присваивания.

Слайд 13

Обмен значениями двух переменных можно производить через третью дополнительную переменную . Трассировочная таблица используется для «ручного» исполнения алгоритма с целью его проверки . В алгоритмах на АЯ указываются типы всех переменных . Такое указание называется описанием переменных . Числовые величины, принимающие только целочисленные значения, описываются с помощью служебного слова цел (целый).

Слайд 14

1) A : =1 B: =2 A: =A+B B: =2*A Задание. Постройте трассировочные таблицы для следующих алгоритмов: 2) A : =1 B: =2 C: =A A: =B B: =C 3) A: =1 B: =2 A: =A+B B: =A-B A: =A-B

§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования

Информатика. 11 класса. Босова Л.Л. Оглавление


Язык программирования

Язык программирования — формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ.

Компьютерную программу можно считать последовательностью строк символов некоторого алфавита. Современные системы программирования допускают использование визуальных элементов (окон, иконок и др.) для построения программ, в частности для создания интерфейса пользователя. Такое программирование называют визуальным. Тем не менее основная, алгоритмическая часть любой программы строится с использованием символьных средств.

В основной школе вы познакомились со школьным алгоритмическим языком КуМир и языком программирования Pascal (Паскаль). В 11 классе мы продолжим работать с языком Pascal.

Желательно установить среду программирования на ваш домашний компьютер.

Все алгоритмы, представленные в этом учебнике на языке Pascal, вы можете записывать и на любом другом интересующем вас языке программирования.

Запись алгоритмов на языках программирования

7.1. Структурная организация данных

Информация, представленная в виде, пригодном для автоматизированной обработки, называется данными. Компьютер оперирует только одним видом данных — отдельными битами, или двоичными цифрами. Причём он работает с этими данными в соответствии с неизменным набором алгоритмов, которые определяются системой команд центрального процессора.

Задачи, которые решаются с помощью компьютера, редко выражаются на языке битов. Как правило, данные имеют форму чисел, символов, текстов и более сложных структур. Алгоритмы, создаваемые для обработки этих данных, учитывают их структуру.

Под структурой данных в общем случае понимают множество элементов данных и множество связей между ними.

Различают простые и сложные структуры данных.

Простые структуры данных не могут быть разделены на составные части больше, чем бит. К ним относятся числовые, символьные, логические и другие данные. Простые структуры данных служат основой для построения сложных структур данных — массивов, списков, графов, деревьев и др.

В языках программирования понятие «структуры данных» тесно связано с понятием «типы данных». Любые данные, т. е. константы, переменные, значения функций или выражения, характеризуются своими типами. Информация по каждому типу однозначно определяет:

1) множество допустимых значений, которые может иметь тот или иной объект описываемого типа;
2) множество допустимых операций, которые применимы к объекту описываемого типа;
3) объём выделенной памяти для хранения данных указанного типа.

Некоторые простые типы данных языка Pascal приведены на рис. 2.10.

Запись алгоритмов на языках программирования

Рис. 2.10. Некоторые простые типы данных языка Pascal

7.2. Некоторые сведения о языке программирования Pascal

Основными элементами языка Pascal являются:

• алфавит языка (латинские буквы, арабские цифры, специальные символы);
• служебные слова, значение которых в языке программирования строго определено;
• постоянные и переменные величины;
• знаки операций (табл. 2.2);
• стандартные функции;
• выражения;
• операторы (языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи).

Все величины имеют имена (идентификаторы), формируемые по определённым правилам:

• имя может состоять из буквы или последовательности букв латинского алфавита, цифр и символа подчёркивания, но начинаться такая последовательность должна с буквы или символа подчёркивания;
• желательно, чтобы имя отражало смысл величины;
• имя не должно совпадать ни с одним из зарезервированных слов.

Таблица 2.2

Операции в языке Pascal

Запись алгоритмов на языках программирования

Выражение — это формула, по которой вычисляется значение. Выражение может состоять из операндов (констант, переменных, стандартных функций), знаков операций и круглых скобок. Выражения записываются в строку; знаки операций не пропускаются. Порядок выполнения операций определяется скобками и приоритетом операций (табл. 2.3). Операции одинакового приоритета выполняются слева направо, если порядок выполнения не задан явно круглыми скобками. Вычисление выражения с вложенными скобками начинается с внутренних скобок.

Таблица 2.3

Приоритет операций в языке Pascal

Запись алгоритмов на языках программирования

Программа на языке Pascal имеет следующую структуру:

Запись алгоритмов на языках программирования

Обязательными в ней являются два раздела: описания данных и описания действий, которые над этими данными необходимо выполнить.

Данные, обрабатываемые компьютером, хранятся в памяти. С точки зрения языка Pascal она разделена на секции, называемые переменными. Каждая переменная имеет имя, тип и значение; значения переменных могут меняться в ходе выполнения программы.

Блок описания действий начинается со слова begin, а заканчивается словом end и знаком точки. Действия представляются операторами (табл. 2.4). Операторы языка Pascal разделяются точкой с запятой. Операторы бывают простые и составные (заключённые в операторные скобки begin … end).

Таблица 2.4

Основные операторы языка Pascal

Запись алгоритмов на языках программирования

Пример 1. В начале этой главы мы обсуждали алгоритмы нахождения простых чисел. Напишем программу, проверяющую, является ли заданное натуральное число п простым.

Самый простой путь решения этой задачи — проверить, имеет ли данное число n (n >= 2) делители в интервале [2; n — 1].

Если делители есть, число n — составное, если — нет, то — простое.

В программе будем использовать логическую переменную flag:

• если flag = true, то n — простое число;
• если flag = false, то n — составное число (если у числа n есть делители, то «флаг выключаем» с помощью оператора присваивания flag := false).

Запись алгоритмов на языках программирования

В этой программе мы проверяли, нет ли у числа n делителей из интервала [2; n — 1]. Но если п = а • Ь, то меньшее из чисел а, b не больше

Запись алгоритмов на языках программирования

 (в противном случае оба числа были бы больше

Запись алгоритмов на языках программирования

, а следовательно, их произведение было бы больше n). Кроме того, из делимости числа n на а автоматически следует, что n делится и на n/а.

Усовершенствуйте приведённую выше программу с учётом этих соображений.

Проверку, является ли заданное натуральное число n >= 2 простым, мы осуществили методом перебора всех возможных его делителей. Метод перебора используется для решения достаточно широкого круга задач.

Пример 2. Применим метод перебора для поиска наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел а и b.

Начнём перебор с d — наименьшего из чисел а и Ь. Это первый, очевидный кандидат на роль их наибольшего общего делителя. И далее, пока не найдём d, на которое оба числа делятся нацело, будем уменьшать его на единицу. Как только такое деление произойдёт, останавливаем уменьшение d. Полученное значение d и будет наибольшим общим делителем чисел а и Ь.

Запись алгоритмов на языках программирования

7.3. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц.

Пример 3

Для анализа свойств алгоритма и проверки его соответствия решаемой задаче используются трассировочные таблицы. В них фиксируется пошаговое исполнение алгоритма (программы), что позволяет наглядно представлять значения переменных, изменяющиеся при его выполнении. Поэтому трассировочные таблицы иначе называют таблицами значений.

Используются трассировочные таблицы двух видов:

1) таблицы, каждая строка которых отражает результат одного действия;
2) таблицы, каждая строка которых отражает результат выполнения группы действий.

Пример 3. Определим значения переменных а и b, полученные в результате выполнения следующей программы:

Запись алгоритмов на языках программирования

Составим трассировочную таблицу первого вида. В её заголовке поместим имена всех переменных, используемых в программе. В отдельном столбце будем записывать команды и условия, имеющиеся в программе. Каждая строка таблицы соответствует одному шагу алгоритма.

Чтобы не загромождать таблицу, будем записывать в каждой строке только то значение переменной, которое получено на соответствующем шаге.

Запись алгоритмов на языках программирования

Из таблицы видно, что в результате работы переменные приняли значения: а = 2 и b = 4.

Пример 4. Определим значение переменной s, полученное в результате выполнения следующей программы:

Запись алгоритмов на языках программирования

Построим трассировочную таблицу второго вида, отражая в каждой строке результат группы действий. Группу действий ограничим контрольной точкой: выполнение алгоритма продолжается до контрольной точки и приостанавливается после выполнения отмеченной ею строки.

Будем считать, что контрольная точка (КТ) поставлена на строке s := s + d.

Запись алгоритмов на языках программирования

Итак, в результате работы программы переменная приняла значение s = 60.

Каким должно быть значение d, чтобы в результате работы программы переменная приняла значение s = 186? Существует ли такое значение d, что в результате работы программы переменная примет значение s = 212?

Пример 5. Определим значение переменной s, полученное в результате выполнения следующей программы:

Запись алгоритмов на языках программирования

Трассировочная таблица может иметь вид:

Запись алгоритмов на языках программирования

Пример 6. Выясним, для чего предназначена следующая программа:

Запись алгоритмов на языках программирования

Прежде всего, обратим внимание на то, что в ней кроме переменной п целого типа используется строка nd, для которой символ « + » обозначает операцию сцепления строк. Начальное значение n вводится с клавиатуры, поэтому зададим его по своему усмотрению, например n = 12.

Запись алгоритмов на языках программирования

Выполните программу для n = 25. Какую задачу, по вашему мнению, решает эта программа?

Функциональный подход к анализу программ

Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой программы или ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая программа представляется в виде «черного ящика». Это позволяет рассматривать отношения программы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой программе.

Именно поэтому все то, что отражает поведение и отношения таким образом представленной функционирующей программы, называют функцией, а подход функциональным.

При изменении в изучаемой программе каких-либо параметров в связи с происходящим процессом в «черном ящике» меняется ее состояние, в том числе взаимосвязи с внешней средой. Зная принципы происходящих в программе процессов, можно исследовать саму программу и получить новые знания. Например, собрав информацию о сбоях и отказах компьютерной сети предприятия, не вникая в сущность происходящих в ней процессов, можно дать их прогноз.

Функциональный подход, подобно системному и ситуационному, не исключает использование при исследовании систем управления процессного подхода. На практике функциональный подход может широко применяться при изучении экономических явлений, в том числе планирования, тенденций экономического развития, оценке акционерного капитала, изменения цен и т.п.

Трассировка алгоритма

Рассмотрим последовательность выполнения четырех команд присваивания, в которых участвуют две переменные а и b. В приведенной ниже таблице против каждой команды указываются значения переменных, которые устанавливаются после ее выполнения. Такая таблица называется трассировочной таблицей, а процесс ее заполнения называется трассировкой алгоритма. Компьютер выполняет команды в порядке их записи в алгоритме.

Запись алгоритмов на языках программирования

Прочерк в таблице обозначает неопределенное значение переменной. Конечные значения, которые получают переменные а и b, соответственно равны 2 и 4.

Этот пример иллюстрирует три основных свойства присваивания. Вот эти свойства:

1) пока переменной не присвоено значения, она остается неопределенной;
2) значение, присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;
3) новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение.

7.4. Другие приёмы анализа программ.

Пример 7

Трассировочная таблица — наглядный, но не универсальный инструмент анализа программ. Например, её затруднительно строить, если в алгоритме много шагов.

Пример 7. Требуется выяснить, какое число будет напечатано в результате выполнения следующей программы:

Запись алгоритмов на языках программирования

Трассировочная таблица для этой программы будет содержать не одну сотню строк. Попробуем проанализировать программу иначе.

1. Выясним, какую функцию выполняет каждая из переменных, задействованных в программе. Начальное значение переменной s = 400. При каждом выполнении тела цикла к значению s прибавляется число 12. Начальное значение переменной n = 0. При каждом выполнении тела цикла значение переменной увеличивается на 2: n — 2, если тело цикла выполнено 1 раз; n = 4 — если 2 раза; n = 6 — если 3 раза и т. д. Таким образом, искомое значение n — это 2 • k, где k — число выполнений тела цикла.

2. Выясним, при каком условии произойдёт выход из цикла. Цикл выполняется, пока s < 2992. Следовательно, цикл завершится при достижении s значения, равного или большего 2992.

3. Выясним, сколько раз выполнится тело цикла, вычислив значение выражения: (2992 — 400)/12 = 216. После того как тело цикла выполнится 216 раз, значение переменной s будет равно 2992, что является условием выхода из цикла. При этом n = 2 • 216 = 432.

Выясните, каким будет результат работы программы, если в ней условие выхода из цикла будет изменено на:

1) s < 2990;

2) s <= 2992;

3) s <= 300.

Пример 8. Получив на вход некоторое натуральное число х, эта программа выводит два числа — m и n.

Запись алгоритмов на языках программирования

Известно, что при некотором значении х были выведены числа 5 и 25. Выясним, сколько существует разных значений х, при вводе которых может быть получен такой результат.

Выясним, какие именно данные накапливаются в переменных.

Начальное значение переменной х задаётся пользователем. Тип этой переменной integer, следовательно, она не может превышать 32 767. В цикле значение переменной х изменяется по правилу, заданному командой:

х:=х div 10

При таком преобразовании значение переменной х уменьшается в 10 раз и дробная часть результата отбрасывается. Можно сказать, что при каждом выполнении тела цикла от значения переменной х «отсекается» одна цифра справа.

Начальное значение переменной m = 0. При каждом выполнении цикла значение переменной m увеличивается на единицу. Можно сказать, что в m подсчитывается количество цифр, «отсечённых» от х.

Начальное значение переменной n = 1. В цикле значение переменной n изменяется по правилу, заданному командой:

n: =n*(х mod 10)

Здесь х mod 10 — не что иное, как последняя цифра числа х. Таким образом, в переменной n накапливается произведение цифр числа х, взятых справа налево.

Выход из цикла осуществляется при х <= 0, т. е. когда все значащие цифры этого числа будут рассмотрены.

Следовательно, если на экран первой выводится цифра 5, то исходное число пятизначное. Второе число указывает на то, что 25 — это произведение всех цифр исходного числа х.

Рассмотрим варианты пятизначных чисел, произведение цифр которых равно 25. Например, 11551, 51151 и т. д. Очевидно, в записи любого из таких чисел должны быть две пятёрки и три единицы. Применение известной вам формулы из комбинаторики позволяет вычислить количество разных чисел, удовлетворяющих такому условию, — это 10.

О какой формуле идёт речь? Приведите эту формулу и выполните соответствующие вычисления.

Укажите наибольшее и наименьшее числа, удовлетворяющие условию задачи.

Выпишите все числа, удовлетворяющие условию задачи.


САМОЕ ГЛАВНОЕ

Компьютерную программу можно считать последовательностью строк символов некоторого алфавита. Современные системы программирования и языки допускают использование визуальных элементов (окон, иконок и др.) для построения программ, в частности для создания интерфейса пользователя. Тем не менее основная, алгоритмическая, часть любой программы строится с использованием символьных средств.

В основной школе вы познакомились со школьным алгоритмическим языком КуМир и языком программирования Pascal (Паскаль). В 11 классе мы продолжаем работать с языком Pascal.

Компьютер оперирует только одним видом данных — отдельными битами, или двоичными цифрами. Задачи, решаемые с помощью компьютера, оперируют данными, имеющими форму чисел, символов, текстов и более сложных структур. Алгоритмы для обработки этих данных создаются с учётом их структуры — множества элементов данных и множества связей между ними.

Различают простые и сложные структуры данных. Простые структуры данных не могут быть разделены на составные части больше, чем бит. К ним относятся числовые, символьные, логические и другие данные. Простые структуры данных служат основой для построения сложных структур данных — массивов, списков, графов, деревьев и др.

Для анализа свойств алгоритма и проверки его соответствия решаемой задаче используются трассировочные таблицы. В них фиксируется пошаговое исполнение алгоритма (программы), что позволяет наглядно представлять значения переменных, изменяющиеся при его выполнении. Используются трассировочные таблицы двух видов:

1) таблицы, каждая строка которых отражает результат одного действия;
2) таблицы, каждая строка которых отражает результат выполнения группы действий.


Вопросы и задания

1. Что такое язык программирования? Опишите состав и интерфейс среды разработки программ на используемом вами языке программирования.

2. Приведите примеры структур данных, используемых в языке программирования Pascal.

3. Кратко охарактеризуйте основные элементы языка программирования Pascal.

4. Опишите структуру программы на языке Pascal.

5. Для чего предназначены трассировочные таблицы?

6. Вещественные числа х, у, z являются исходными данными для следующего алгоритма:

7. Определите значение переменной n, которое будет получено в результате выполнения следующей программы:

8. Определите значение переменной s, которое будет получено в результате выполнения следующей программы:

9. Требуется выяснить, какое число будет выведено в результате выполнения следующей программы:

10. Получив на вход число х, приведённая ниже программа выводит два числа — m и n.

11. Напишите программу, выводящую на экран все чётные трёхзначные числа.

12. Напишите программу, подсчитывающую сумму квадратов всех чисел от 1 до n.

13. Напишите программу, позволяющую определить, входит ли заданная цифра в некоторое целое неотрицательное число.

14. Разработайте программу перевода десятичного натурального числа n в троичную систему счисления.

15. Разработайте программу, которая выводит сообщение «Да», если точка с координатами (х, у) принадлежит закрашенной области, и «Нет» в противном случае.

16. Шифр кодового замка является двузначным числом. Буратино забыл код, но помнит, что сумма цифр этого числа, сложенная с их произведением, равна самому числу. Напишите все возможные варианты кода, чтобы Буратино смог быстрее открыть замок. Решите задачу методом перебора.


§ 6. Алгоритмические структуры
§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования
§ 8. Структурированные типы данных. Массивы


Трассировка
– это метод пошаговой фиксации динамического состояния алгоритма на некотором тесте. Часто осуществляется с помощью трассировочных таблиц, в которых каждая строка соответствует определённому состоянию алгоритма, а столбец – определённому состоянию параметров алгоритма (входных, выходных и промежуточных). Трассировка облегчает отладку и понимание алгоритма.

Процесс поиска и исправления (явных или неявных) ошибок в алгоритме называется отладкой алгоритма.

Некоторые (скрытые, труднообнаруживаемые) ошибки в сложных программных комплексах могут выявиться только в процессе их эксплуатации, на последнем этапе поиска и исправления ошибок – этапе сопровождения. На этом этапе также уточняют и улучшают документацию, обучают персонал использованию алгоритма (программы).

Пример. Определим функцию фрагмента алгоритма вида на тесте n=2; x[1]=4; x[2]=9:

k:=1;
s:=x[1];
for i:=1 to n
	if (s<x[i])
		then begin
		s:=x[i]
		k:=i
	end;
writeln (k);

Если выписать трассировочную таблицу вида

i S x[i] K s<x[i] i<=n
1 4 4 1 Нет Да
2 4 9 2 Да Да
3 Нет

то функция алгоритма становится более понятной – эта функция состоит в нахождении индекса максимального элемента ряда.

В заключение данного раздела приведем общую структуру алгоритмического обеспечения. Критерии, по которым алгоритмы могут быть классифицированы, бывают разными, поэтому предлагаемая ниже схема отражает основные элементы структуры и в некоторых случаях является условной, в том смысле, что блоки приведенной на рис. 9.1 структуры могут «перекрываться».

Структура алгоритмического обеспечения

Рис.
9.1.
Структура алгоритмического обеспечения

Основные формы использования алгоритмов – автономное, библиотечное, пакетное.

Автономный алгоритм определяется решаемой задачей, структурой используемых данных, структурой логических связей частей (модулей) алгоритма и языком псевдокодов, на котором представлен, описан алгоритм.

Библиотека алгоритмов определяется множеством задач, решаемых с помощью библиотеки, множеством алгоритмов для решения типовых задач некоторой предметной области и структурой используемых данных.

Пакет алгоритмов, как и библиотека, определяется множеством задач, решаемых с помощью пакета, множеством алгоритмов для решения типовых задач или их составных частей из некоторой предметной области, структурой используемых данных и обменов данными между задачами (модулями), специальным языком, на котором формулируется задание (последовательность этапов решаемой задачи, последовательность задач задания).

Видеоурок:
Запись алгоритмов на языках программирования.

Язык программирования

Язык программирования – формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ.

Компьютерную программу можно считать последовательностью строк символов некоторого алфавита.
Современные системы программирования допускают использование визуальных элементов (окон, иконок и др.) для построения программ, в частности, для создания интерфейса пользователя. Такое
программирование называют визуальным. Тем не менее, основная, алгоритмическая часть любой программы строится с использованием символьных средств.

Структурная организация данных

Информация, представленная в виде, пригодном для автоматизированной обработки, называется
данными.

Компьютер оперирует только одним видом данных – отдельными битами, или двоичными
цифрами.

Под структурой данных в общем случае понимают множество эле­ментов данных и множество связей
между ними.

Различают простые и сложные структуры данных.

Простые структуры данных не могут быть разделены на составные части больше, чем бит.

К ним относятся:

 числовые,

 символьные,

 логические и др.

На основе простых структур строятся сложные структуры  данных:

 массивы,

 списки,

 графы,

 деревья и др.

Информация по каждому типу однозначно определяет:

  множество допустимых значений, которые может иметь тот или иной объект описываемого типа;

 множество допустимых операций, которые применимы к объекту описываемого типа;

  объём выделенной памяти для хранения данных указанного типа

Основные элементы языка Pascal

  алфавит языка:

ü  латинские буквы;

ü  арабские цифры;

ü  специальные символы;

 служебные слова, значение которых в языке программирования строго определено;

   постоянные и переменные величины;

   знаки операций;

   стандартные функции;

   выражения;

 операторы (языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над
данными в процессе решения задачи)

Идентификаторы

Все величины имеют имена (идентификаторы), формируемые по определённым правилам:

 имя может состоять из буквы или последовательности букв латинского алфавита, цифр и символа подчёркивания,
но начинаться такая последовательность должна с буквы или символа подчёркивания;

   желательно, чтобы имя отражало смысл величины;

   имя не должно совпадать ни с одним из зарезервированных слов.

Операции в языке
Pascal

Структура программы

Данные, обрабатываемые компьютером, хранятся в памяти. С точки зрения языка Pascal она разделена на секции, называемые
переменными. Каждая переменная имеет имя, тип и значение; значения переменных могут меняться в ходе выполнения программы.

Блок описания действий начинается со слова begin, а заканчивается словом end и знаком точки. Действия
представляются операторами. Операторы разделяются точкой с запятой.

Основные операторы языка Pascal

Анализ программ. Трассировочные таблицы

Для анализа свойств алгоритма и проверки его соответствия решаемой задаче используются
трассировочные таблицы. В них фиксируется пошаговое исполнение алгоритма (программы), что позволяет наглядно представлять значения переменных, изменяющиеся при его выполнении. Поэтому
трассировочные таблицы иначе называют таблицами значений.

Используются трассировочные таблицы двух видов:

1) Таблицы, каждая строка которых отражает результат одного действия.

2)  Таблицы, каждая строка которых отражает результат выполнения группы действий.

Трассировочная таблица первого вида

Пример 1. Дана программа:

program Number;

   var X, Y: longint;

begin

   readln(X);

   Y := 0;

   while X > 0 do

   begin

       Y
:= Y * 10 + X mod 10;

       X
:= X div 10

   end;

   writeln (Y)

end.

Составить трассировочную таблицу при Х = 356

Решение:

В заголовке таблицы поместим имена всех переменных, используемых в программе. В отдельном столбце будем записывать команды
и условия, имеющиеся в программе. Каждая строка таблицы соответствует одному шагу алгоритма.

Трассировочная таблица второго вида

Пример 2. Дана программа:

program Summa;

   var k, x, S: integer;

begin

   S := 0;

   for k :=  0 to 4 do

   begin

       x := k * 3 + 2;

       S := S + x

   end;

   writeln (S)

end.

Определите, что будет напечатано в результате выполнения программы. 

Решение:

Построим трассировочную таблицу второго вида, отражая в каждой строке результат группы действий. Группу действий ограничим
контрольной точкой (КТ): выполнение алгоритма продолжается до контрольной точки и приостанавливается после выполнения отмеченной ею строки.

Будем считать, что контрольная точка поставлена на заголовке цикла.

Ответ: S =
40

Но кроме трассировочных таблиц можно использовать и другие приёмы анализа программ.

В качестве примера рассмотрим следующий метод:

Анализ программ методом рассуждений

Пример 3. Определите, какое число
будет напечатано в результате выполнения программы.

var n, s: integer;
begin
  
n := 1;
   s := 0;
   while n <= 625 do
   begin
       
s := s + 30;
        n := n * 5
   end;
   write(s)
end.

Решение:

Выясним, какую функцию выполняет каждая из переменных, задействованных в программе.

Начальное значение переменной S = 0. При каждом выполнении тела цикла S увеличивается на 30. Таким образом, искомое значение S =
30
* k, где k — число выполнений тела цикла.

Начальное значение переменной n = 1. При каждом выполнении тела цикла значение n увеличивается в 5 раз, т.е. n = 5, 25, 125 …, 5k.

Выясним, при каком условии произойдёт выход из цикла. Цикл выполняется, пока n
625
. Следовательно, цикл завершится при достижении S значения, большего 625 = 54, т.е. при n =
 55.

Таким образом, цикл выполнится 5 раз. Следовательно, S = 30 * 5 =150.

Презентация на тему: » 1 Правила заполнения трассировочной таблици. 2 1. Записать алгоритм в левой части. A:=2 B:=3 A:=A*A B:=3*B A:=B+10 B:=A-B.» — Транскрипт:



1


1 Правила заполнения трассировочной таблицы


2


2 1. Записать алгоритм в левой части. A:=2 B:=3 A:=A*A B:=3*B A:=B+10 B:=A-B


3


3 2. Построить таблицу для трассировки. AB A:=2 B:=3 A:=A*A B:=3*B A:=B+10 B:=A-B Количество столбцов в таблице равно количеству переменных используемых в программе в данном примере переменных 2 A и B


4


4 3. Последовательно заполнить трассировочную таблицу. AB A:=2 B:=3 A:=A*A B:=3*B A:=B+10 B:=A-B В каждой строчке выполняется действие указанное в алгоритме. В данном алгоритме присваивание значения переменной.


5


5 3. Последовательно заполнить трассировочную таблицу. AB A:=22- B:=3 A:=A*A B:=3*B A:=B+10 B:=A-B В каждой строчке выполняется действие указанное в алгоритме. В данном алгоритме присваивание значения переменной.


6


6 3. Последовательно заполнить трассировочную таблицу. AB A:=22- B:=323 A:=A*A B:=3*B A:=B+10 B:=A-B В каждой строчке выполняется действие указанное в алгоритме. В данном алгоритме присваивание значения переменной.


7


7 3. Последовательно заполнить трассировочную таблицу. AB A:=22- B:=323 A:=A*A43 B:=3*B A:=B+10 B:=A-B В каждой строчке выполняется действие указанное в алгоритме. В данном алгоритме присваивание значения переменной.


8


8 3. Последовательно заполнить трассировочную таблицу. AB A:=22- B:=323 A:=A*A43 B:=3*B49 A:=B+10 B:=A-B В каждой строчке выполняется действие указанное в алгоритме. В данном алгоритме присваивание значения переменной.


9


9 3. Последовательно заполнить трассировочную таблицу. AB A:=22- B:=323 A:=A*A43 B:=3*B49 A:=B B:=A-B В каждой строчке выполняется действие указанное в алгоритме. В данном алгоритме присваивание значения переменной.


10


10 3. Последовательно заполнить трассировочную таблицу. AB A:=22- B:=323 A:=A*A43 B:=3*B49 A:=B B:=A-B1910 В каждой строчке выполняется действие указанное в алгоритме. В данном алгоритме присваивание значения переменной.


11


11 4. Результат выполнения данного алгоритма. AB A:=22- B:=323 A:=A*A43 B:=3*B49 A:=B B:=A-B1910 В результате выполнения данного алгоритма переменная A = 19, B = 10.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Stage3d error context3d not available как исправить
  • Как найти медиана прямоугольника треугольника
  • Как найти текст по нескольким словам
  • Как исправить межвитковое замыкание генератора
  • Как исправить широкую горловину на вязаном изделии