Как составить алгоритм учись учится

Строим собственный алгоритм обучения

Ежедневно мы чему-то учимся, даже не замечая этого. Одни извлекают урок из собственных ошибок и «провалов», достижений окружающих, другие – покоряют новые знания и навыки, третьи – читают, занимаются саморазвитием и пр.

Студенты получают массу новой информации в сжатые сроки. От качества обучения, усвоения ими материалов зависят их дальнейшие возможности и перспективы. Поэтому важно ответственно и грамотно подходить к учебному процессу в любом учреждении: будь то СУЗ или ВУЗ, дополнительный кружок или тренинг.

Сегодня мы расскажем, как оптимизировать образовательную деятельность, составить собственный алгоритм обучения для улучшения и повышения собственных позиций в конкурентоспособной рабочей среде.

Алгоритм обучения – это…

Алгоритм обучения представляет собой комплекс тех действий, который учащийся воспроизводит при освоении определенного предмета, учебной программы или профессии. От правильного формирования этого механизма зависит качество знаний, уровень компетентности новоиспеченного специалиста и пр.

Основные составляющие процесса обучения

Что такое алгоритм обучения?

Каждый студент самостоятельно определяет темп обучения, исходя из учебной программы. В частности, он «подгоняет» свое время, планирует день с учетом расписания занятий, объема домашнего задания, посещения дополнительных секций по интересам и пр. В этом случае формирование алгоритма обучения будет учитывать основной учебный процесс, дополнительный (хобби) и свободное время (для отдыха).

Алгоритм обучения в любом образовательном заведении при освоении профиля «с ноля» основывается на нескольких этапах:

  • Подача материала.

Данный этап может реализовываться в разных формах: лекция, семинар, вопросы для самостоятельного изучения, список литературы, рекомендованной к прочтению, самообразование и пр.

  • Усвоение новых данных.

Этот процесс предполагает обработку полученной информации, ее запоминание, применение на практике. Здесь, как гласит народная мудрость, все средства хороши: внимательное изучение темы, интервальное повторение, решение задач по аналогии, пересказ материалов, конспектирование и пр.

Главное, выделить суть, ключевые аспекты и пригодные на практике моменты, запомнить их и научится использовать полученные знания в жизни, на практике.

Индивидуальный алгоритм обучения

Как построить собственный план обучения?
  • Контроль качества полученных знаний.

Как правило, этим занимается преподаватель или учебное заведение, включая в учебный план различные виды аттестаций: контрольные, самостоятельные, курсовые работы, тестирования, зачеты и экзамены и пр.

Сам учащийся также может оценить собственные познания: пройти онлайн-тестирование, решить задачу по пройденной теме, рассказать материал другу/собеседнику, ответить на вопросы и пр.

  • Оценка знаний.

Здесь преподаватель и учащийся должен оценить глубину усвоения пройденных материалов, полученные им навыки, посильный для него уровень сложности заданий, скорость и качество выполнения заданий и пр.

На этой стадии выявляют сильные и слабые стороны студента, делается акцент на тех моментах, которые ему следует «подтянуть» для ликвидации пробелов в знаниях и пр.

  • Коррекция учебного плана.

Конечно, СУЗ или ВУЗ не станет изменять расписание занятий, образовательную программу из-за неуспеваемости одного или нескольких учащихся. Преподаватель при наличии большого количества «неудов» может немного изменить план занятий, чтобы «наверстать» упущенное студентами: повторно рассмотреть тему, закрепить пройденный материал и пр.

Сам учащийся после выявления слабых сторон может самостоятельно и дополнительно заниматься, чтобы не отставать от своих одногруппников, успешно справляться с учебным планом.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Алгоритм обучения позволяет грамотно спланировать учебный процесс, распределить время и силы, успешно усвоить программу и стать квалифицированным специалистом. Данный механизм представляет собой выполнение «плана», предписаний и правил в определенной последовательности, которая приведет к получению качественных знаний и навыков.

Правила построения эффективного индивидуального алгоритма обучения

Каждый студент должен ответственно подойти к формированию собственного «плана» по профессиональному становлению. В этом деле ему пригодится два ключевых инструмента: расписание занятий и тайм-менеджмент.

Для начала необходимо оценить степень загруженности, объем домашней работы, учебный план, взглянув на расписание занятий. Подумайте, какие предметы потребуют наименьших усилий для освоений, а на каких придется остановиться тотально.

Построение эффективного алгоритма обучения

Как сделать свое обучение совершенным и эффективным?

Далее грамотно распределите время в течение дня. Старайтесь заранее планировать каждый день, выделяя периоды для учебы, подготовки домашнего задания, посещения дополнительных секций, выполнения домашних обязанностей, в некоторых случаях требуется выделение времени для работы (трудовой деятельности), а также для отдыха.

Помните, только регулярное обучение позволит достичь максимального эффекта! Невозможно учиться один день в неделю или посещать занятия раз в месяц и получать при этом качественные знания, превращаться в компетентного специалиста. Профессиональная подготовка – колоссальный труд!

Как оптимизировать алгоритм обучения?

С чего начать учебную деятельность? Конечно же, с поступления в профильное учреждение на выбранную Вами специальность. Притом важно, чтобы выбор специализации был осознанным, ответственным и взвешенным, учитывал возможности, способности абитуриента и пр.

Далее необходимо адаптироваться к новым условиям: изучить правила учебного заведения, требования педагогов, оценить учебную нагрузку. Уже в процессе изучения предметов необходимо понять, какой из них дается легче, а с каким придется хорошенько поработать, посидеть вечерами для получения достойного результата. Установите себе планку: положительная успеваемость, минимум прогулов активная работа на занятиях, тотальная подготовка к ним и пр.

Обучение в профильных учреждениях строится по принципу самостоятельности. Доминирующая часть учебного плана подлежит самоизучению. Поэтому важно правильно подбирать источники информации, подходящую литературу.

Самостоятельная работа студента

Оптимизация процесса обучения

При чтении вникайте в суть вопроса, выделяйте ключевые слова и моменты, запоминайте их. Чтобы не забывать изученное, периодически повторяйте пройденный материал. Пользуйтесь всеми удобными и доступными для Вас способами запоминания информации.

Своевременно ликвидируйте пробелы в знаниях: непонятные слова выписывайте и утоняйте, разбирайтесь в них. Не стесняйтесь задавать вопросы на парах, обращаться за помощью к друзьям и педагогам.

При изучении новых материалов важно правильно организовать учебный процесс. Создайте подходящие условия: тишина, минимум отвлечений по пустякам, хорошее освещение. Отключите телефон и гаджеты погрузитесь в чтение. Лучше всего заниматься в специально отведенном месте: за столом, имея под рукой необходимые инструменты и канцтовары.

Если предмет или тема с трудом поддается изучению и усвоению, то сои задуматься о помощи экспертов: репетиторов, тьюторов и пр.

Алгоритм обучения в значительной степени упрощает покорение образовательной программы СУЗа или ВУЗа, позволяя правильно расставить приоритеты, спланировать свой день, подобрать подходящие методы изучения новой информации. Главное, следить за сроками выполнения намеченного плана и не отклоняться от заданного ориентира.

Важно понимать, что организму необходимо время на усвоение новых знаний и навыков, восполнение сил и энергии для дальнейших свершений. Поэтому учащийся должен грамотно сочетать «трудовую» (учебную) деятельность с отдыхом. Каждый студент самостоятельно определяет темп обучения, объем времени, который он готов посвящать учебе ради достижения намеченной цели.

Помните, только квалифицированный профессионал будет востребован и конкурентоспособен на рынке труда, сможет занять достойное место работы и получать удовольствие от выполнения своих обязанностей.

Команда образовательного центра DissHelp готова помочь студентам в построении алгоритма обучения. Наши квалифицированные эксперты помогут подобрать подходящие для изучения пособия и источники информации, выполнят письменные проекты, высвободив время на изучение сложных дисциплин, проведут онлайн-консультации, подготовят ответы на любые вопросы, решат любые практические задания независимо от уровня сложности. Мы гарантируем высокое качество и конфиденциальность данных. Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте.

Овладение новым понятием или обобщением происходят не сразу,
а постепенно, в процессе деятельности человек
а.
Д.Н.Богоявленский

 Проблема формирования у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе.
 Известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть и работать над допущенными уже ошибками, но до письма смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание. Ведь нам, учителям русского языка, хорошо знакома ситуация, когда заучивания учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся. Приёмов и методов найдено много. Все они подробно изложены в методической литературе, в той или иной степени являются эффективными. Я не буду на них останавливаться, тем более, что у каждого метода и приёма есть свои преимущества. За годы своей работы учителем – практиком пришла к выводу, что одним из более приемлемых приёмов работы над повышением грамотности является составление и использование алгоритмов учащимися. Тем более, применяя этот способ, убедилась в эффективности такой работы над освоением теоретических материалов и использования их на практике, особенно в национальной школе. В своей работе уже много лет пользуюсь методическими рекомендациями и материалами статей к.ф.н. Надточия Е.Д «Алгоритмы на обобщающих уроках», «Комплекс алгоритмов по орфографии», в которых он справедливо утверждает: «…алгоритмизация процесса обучения закладывает фундамент творческого мышления, напряжённого думания, способствует повышению уровня грамотности».

Также в моей работе очень помогает книга В.Параджанова «Занимательная информатика».

Действительно, используя алгоритмы на уроках русского языка, учитель достигает высокой результативности, так как выполнение предписанных действий несомненно приводит к правильному выбору орфограммы; массовости – алгоритм может быть применён к ряду слов, написание которых предполагает применения данных правил.

На своём опыте убедилась, что на первом этапе необходимо дать учащимся понятие о том, что такое алгоритм. Конечно, можно сразу, как советуют многие методисты, после знакомства с теоретическим материалом учебника, предложить учащимся составить программу действий, но, как показывает практика, это могут сделать осознанно лишь 2-3 учащихся в классе. А ведь в нашей работе необходимо добиваться, чтобы каждый, даже самый слабый ученик, мог не только уметь читать, но и составить алгоритм к любому теоретическому материалу учебника и без труда использовать его на практике. Мне кажется, очень важным является тот момент, когда дети должны сами прийти к выводу, что алгоритмом можно назвать план, рецепт, правило или инструкцию, если все команды, предписания и условия описаны детально, точно и однозначно. Тогда все исполнители команд будут понимать их одинаково и делать в точности одно и то же. Если уж ты взялся составить алгоритм, неоднократно повторяю я детям, будь добр – устрани малейшую неточность и двусмысленность.

С чего начинается усвоение понятия?

На доске пишу вместе с пятиклассниками стихотворение (из книги В.Паранджанова «Занимательная информатика»).

Пароход упёрся в берег,
Капитан кричит: вперёд!
Как такому ротозею
Доверяют пароход?

 В чём же ошибка капитана? Он действует глупо и бестолково, без всякого плана. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее планировать и продумывать свои действия. Если работа сложная, нужно составить детальный план действий – алгоритм. Он позволит лучше понять предыдущую работу и выполнить её качественно.

 Даётся следующее задание учащимся: попытайтесь составить алгоритм из следующих команд:

Возьми, что нужно.
Сделай как следует.
Получишь то, что желаешь.

После некоторых попыток учащиеся приходят к выводу, что задания неконкретные, неоднозначные; каждый может его трактовать по-своему, алгоритм составить невозможно.

Далее пытаемся научиться рисовать алгоритм. Даётся задание, составить алгоритм действий:

Если тучи облепили горизонт,
Непременно захватите плащ и зонт.
Ну а ежели на улице жара
Мы на пляж помчимся с криками «Ура!»

(пример взят из книги В.Д.Паронджанова «Занимательная информатика»)

Можно ли превратить стихотворение в алгоритм?

Пятиклассники с удовольствием включаются в игру. Затем им предлагается написать алгоритмическое сочинение на тему «История с кашей». (Пример взят из книги В.Д.Паранджанова «Занимательная информатика»)

Темы алгоритмических сочинений могут быть разные, например: «Как построить дом», «Как собирать ягоды», «Как вымыть пол», «Как развести костёр» и т.д. На данном этапе работы учащиеся должны уяснить и понять: алгоритм – это заранее составленный план действий, такой план, приходят к выводу ученики, очень полезен. Он позволяет лучше понять предстоящую работу и выполнить её более качественно. А так как современные школьники владеют в той или иной степени умениями и навыками программирования, построение алгоритма становится необходимым условием компьютерной грамотности, дети на уроках русского языка с удовольствием откликаются на эти задания. Очень важен и тот момент, что такая работа даёт словеснику надёжное дополнительное средство для развития творческого мышления.

После выполнения подобных заданий пятиклассники с помощью учителя приходят к выводу: алгоритм – это последовательность действий, ведущая к поставленной цели.

Далее вместе с учащимися составляем правила чтения алгоритма:

1. Пойми, зачем нужен алгоритм, какова его цель.

2. Вникни в смысл каждой команды и каждого вопроса. Если что-то непонятно, разберись сам или попроси помощи.

3. Читай алгоритм в том направлении, в каком движутся стрелки.

4. Встретив развилку, проследи оба выхода. Убедись, что при ответе «да» и при ответе «нет» алгоритм выполняет разумные, правильные действия.

На своём опыте убедилась, что алгоритм лучше всего использовать на уроках, на которых дети знакомятся с теоретическим материалом. Работа должна носить поэтапный характер. Например, на уроке изучения орфограммы «Буквы и – ы после ц» в 5 а классе на первом этапе после чтения правила по учебнику для пятого класса Т.А.Ладыженской вместе с детьми построили программу действий, то есть определённый алгоритм, чёткое следование которому и приведёт нас к решению орфографической задачи.

Запись выглядела так:

Затем начинается второй этап — работа по формированию умения применять изученное правило. Алгоритм используется на дидактическом материале, составленном учителем: 

Вставить пропущенную букву в слова ц…фры, акац…я, ц…рк, ц…ган, станц…я, на ц…почки, продавц…, ц…трус, ц…тата, улиц…, ц…стерна, организац…я, определить правильность её выбора (И-Ы), используя алгоритм. 

Образец действий учащихся при написании слова улицы:

1. Является ли слово исключением? (Нет)

2. В какой части слова стоит орфограмма? (В окончании)

3. Пишу в окончании букву Ы. Улицы.

Наиболее приемлемо, мне кажется, составление и использование алгоритма на обобщающих уроках русского языка при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.

Например, при повторении орфограммы «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов» в 10 а классе. На первом этапе читается теоретический материал учебника русского языка для старших классов, затем учащимися была составлена такая программа действий:

Как средство усвоения знаний алгоритм используется учащимся на дидактическом материале, предложенном учителем и учебником:

Вставить пропущенные буквы в слова.

Ране-ый солдат – изране-ый боец, сея-ая мука – просея-ое зерно, кипячё-ая вода- вскипячё-ое молоко, краше-ый пол- покраше-ый забор, коше—ый, некоше-ый клевер — скоше-ая трава, стреля-ый воробей – подстреле-ая птица, пуга-ая ворона – испуга-ая лошадь, кова-ый меч – некова-ое железо, скова-ые движения, балова-ый ребёнок — избалова-ый мальчик.

Тиснё-ая золотом сумка, ране-ый в ногу солдат, писа-ая акварелью картина, печё-ый в золе картофель, жаре-ый в масле картофель, груж-ая углём баржа. Тиснё-ая сумка, жаре-ый картофель, ране-ый солдат.

Определить правильность её выбора (Н, НН), используя составленный алгоритм.

Некошеный клевер.

1. Краткая или полная форма? (Полная)

2. Не заканчивается ли слово на — ованный, — ёванный? (Нет)

3. Определить вид глагола, от которого образовано причастие (Причастие образовано от глагола не косить – несовершенный вид, но с приставкой НЕ)

4. Пишу Н – некошеный клевер.

Учитель должен контролировать ход выполнения задания, своевременно выявляя ошибку в рассуждениях и действиях учащихся, корректировать её, а алгоритм в свою очередь обеспечивает самоконтроль и на каждом этапе даёт учащемуся подтверждение в правильности действий.

Таким образом, научившись составлять алгоритмы, учащиеся не только становятся грамотнее на письме, но и приобретают навык размышлять, планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.

Приложение 1

Приложение 2

Использованные материалы.

  1. Надточий Е.Д «Алгоритмы на обобщающих уроках»? «Комплекс алгоритмов по орфографии»,
  2. В. Параджанов «Занимательная информатика».
  3. Рисунки из диска «Виртуальная библиотека Кирилла и Мефодия».
  4. Мой персональный сайт http://kazakova-op.ru/.

Эту статью я разместила на сайте «Знанио» в разделе «Форум». Здесь до 31 мая можно разместить доклад и получить свидетельство бесплатно для пополнения портфолио.

Алгоритм учебных действий.

В современных условиях объектом проверки и оценивания становятся не только знания, но и умения, навыки учащихся. Однако критерии для оценки уровня овладения предметными, общеучебными умениями прописаны только в общем виде в обязательном минимуме, стандартах. Поэтому так важен поиск системы оценивания индивидуального уровня знаний и учебной деятельности учащихся. В этот могут оказать помощь учебные алгоритмы, которые помимо своей основной функции как логический схемы определяют и способ деятельности учащихся. Именно это сочетание позволяет определить уровень владения:

— содержанием программного материала,

— предметными и общеучебными интеллектуальными умениями, определяющими результативность учебной деятельности.

Формированию этого вида умений способствуют алгоритмизированные «памятки», которые развивают последовательность, обоснованность суждений и выводов. Наряду с использованием специально разработанных развивающих знаний, они помогают формировать культуру умственного труда, без которой усвоение знаний невозможно.

Алгоритм – это:

1.                       правила, инструкции, памятки, определяющие последовательность элементарных для данного объекта операций по решению учебной задачи;

2.                       система работы по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи.

Алгоритм усвоения определенного текста – это своеобразная схема формирования необходимых умений.

Применение алгоритмов обеспечивает не только усвоение предметных знаний, но и организует процесс усвоения.

Алгоритмы разнообразны по содержанию и по функциям:

— учебный алгоритм как предмет усвоения,

— учебный алгоритм как средство обучения.

Применение алгоритмов способствует:

— развитию основных процессов мыслительной деятельности у школьников (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение),

— усвоение переноса интеллектуальных умений из одной ситуации в другую, способствующего эффективности обучения,

— совершенствованию видов творческих письменных работ (составление плана, конспекта, рецензии) и общеучебных интеллектуальных умений (наблюдение, чтение, классификация, самоконтроль, сравнение),

— овладению обобщенными знаниями о видах учебной деятельности.

Но не следует забывать, что алгоритмы лишают учащихся возможности творческого подхода к решению поставленной задачи.

Использование алгоритмов на начальных этапах обучения истории и в классах коррекции обеспечивает успешность усвоение программы школьниками.

Использование учебных алгоритмов на уроках истории.

На уроках истории мною используются учебные алгоритмы в 5-6 классах, на ряде тем в 7 классе.

1.    Алгоритмы при работе с текстом учебника или исторического документа.

А) алгоритм —  схема:

Например, урок «Ян Гус» 6 класс.

«В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать выступления профессора пражского университета Яна Гуса.

Чем привлекали жителей Праги проповеди Яна Гуса?

На доске рисую схему:

изображение1

Используя текст учебника, учащиеся находят предложения со словами, обозначенными в тексте:

Ян Гус беспощадно обличал жадное духовенство. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме. Гус резко осудил продажу индульгенций в Чехии. От критики духовенства Гус перешел к требованиям переустройства церкви. Он призывал отнять у церкви, награбленные ею богатства, отобрать земли у епископов и монастырей. Ян Гус был патриотом – горячо любил свою родину и свой народ.

Таким образом, ответом на поставленный вопрос стал небольшой рассказ, составленный учащимися при работе с учебником. Он может служить материалом для ответа на вопросы:

Почему главной причиной гуситского движения стало общее недовольство чешского народа католической церковью?

Почему папа римский отлучил Яна Гуса от церкви?

Почему Яна Гуса называют патриотом? И так далее.

Алгоритм-схему удобно использовать при сравнении. Урок «Классы в Египте» 5 класс. На уроке учащиеся побывали в гостях у простого египтянина и богатого вельможи. В качестве закрепления перед учащимися ставится вопрос: Сравните жизнь  простого египтянина и богатого вельможи?

У учащихся 5 класса в первом полугодии этот вопрос вызывает затруднения. Помогает схема:

изображение2

Следующим этапом работы с алгоритмом-схемой является её составление самими учащимися. Урок «Путешествие по Афинам. Акрополь» 5 класс. Задание: Составьте схему проведения экскурсии по Акрополю, используя текст учебника.

Эта схема может быть такой:

изображение3

При подготовке этого задания целесообразно использовать изображение древнего Акрополя.

Б) алгоритм – текст с пропущенными словами.

Я использую этот алгоритм при выяснении причин или последствий исторических событий.

Урок «Причины и начало гуситского движения» 6 класс. Для выявления причин дается следующий текст:

                                Причины гуситского движения.

1.     Усиление ______ (феодального) гнета:

а) рост феодальных повинностей: _____ (барщины и натурального и денежного оброка),

б) полная власть ____ (панов) над ____ (крестьянами).

2.     Немецкие ____ (купцы и мастера) заседали в ____ (Городском совете Праги).

3.     Католическая церковь была ____ (крупнейшим землевладельцем):

а) она владела ____ (третью всех земель Чехии),

б) бесчисленные ____ (поборы) с крестьян и горожан.

Пропущенные слова учащиеся ищут в тексте учебника. После выполнения работы по выяснению причин гуситского движения  легко перейти к его участникам и ответить на вопросы: почему оно было общенародным? каковы цели участников гуситского движения?

Население

Чехии

Причины гуситского движения

                     1

               2

                3

паны

купцы

ремесленники

крестьяне

+частично 

              +

     +

     +

     +

            +

+

+

+

В) алгоритм – таблица:

Данный алгоритм я использую для выявления сущности какого-либо исторического события или процесса, для сравнения.

Урок «Культура Византии» 6 класс:

Где образование было развито лучше: в Византии или в Западной Европе? Почему вы так думаете?

Для ответа на вопрос поэтапно заполняется таблица на основе текста учебника:

Западная Европа

Византия

             Кто был грамотным?

В основном    священники

Даже ремесленники и крестьяне

         Какие школы существовали?

Церковные

Церковные, частные, государственные, высшие

            Чему учили в школах?

Чтение, письмо, счет, церковное пение

Чтение, письмо, счет, труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла

           На каком языке обучали?

На латинском (не разговорный язык)

На греческом (разговорный)

Другой пример: урок «Причины и начало гуситского движения» 6 класс.

В чем проявился хозяйственный подъем в Чехии?

Заполняется таблица:

Сельское хозяйство

Ремесло

Торговля

Культура

Распахано много новых земель

Открыты залежи меди, олова, железа.

Одно из первых мест в Европе по добыче серебра.

200 ремесел.

Производство сукна, стеклянной посуды.

В Чехии пересекались торговые пути.

2 раза в год ярмарки.

Строились: Карлов мост, собор Св. Вита, дворцы, храмы.

После заполнения таблицы ставится вопросы:

К чему могли привести изменения в каждой из отраслей хозяйства?

В какой отрасли подъем проявился наиболее ярко и почему?

Г) алгоритм – план: это может быть краткий план ответа на какой — либо вопрос или развернутый план изучения нового материала.

Сравните крестьянина и ремесленника по плану (урок «Ремесло в средневековом городе» 6 класс):

1.     Основное занятие.

2.     Чем владели?

3.     Для чего (для кого) трудились?

4.     От кого зависели?

Подготовьте  рассказ о соляном бунте (урок «Народные движения в XVII веке» 7 класс):

1.     Дата.

2.     Место, где проходил бунт.

3.     Причина и повод.

4.     Участники и их действия.

5.     Действия царя Алексея Михайловича.

6.     Итоги восстания.

Развернутый план изучения темы «Новые черты в экономике России в XVII веке» 7 класс):

В XVII веке в экономике России появляются новые капиталистические черты:

1. Мелкотоварное производство:

   — изделия для продажи,

   — ремесленные мастерские,

   — специализация ремесла,

   — наемный труд.

2. Мануфактуры:

   — какие и что производили,

   — число,

   — династии.

3. Всероссийский рынок:

   — денежный оброк,

   — сельские торжки,

   — ярмарки,

   — специализация торговли,

   — внешняя торговля,

   — таможенные пошлины.

При работе с историческим документом используются все вышеуказанные виды алгоритмов.

Урок «Классы в Египте» 5 класс. Задание:Используя исторические документы, сравните занятия простых египтян и вельмож.

«Поучение Хетти, сына Дуауфа, своему сыну Пепи».

«У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»… устает он… и спокойно ему, как спокойно кому-нибудь подо львом. Болен он постоянно… И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.

Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как предоставлен ветрам… вся одежда его лохмотья… Моется он только один раз… Хлеб — отдает он его домой; избиты, избиты его дети.

Ткач – внутри дома… не дышит он воздухом. Если за день не выработает достаточно ткани, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог видеть свет…

У красильщика пальцы издают зловоние. Словно от дохлой рыбы,… рука его не останавливается.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы».

«Жизнеописание вельможи Уны».

«…Его величество назначил меня судьей, так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей…

Его величество посылал меня пятикратно водить войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью этих отрядов я действовал так, что его величество хвалил меня».

Сначала составляется схема-алгоритм:

изображение4

Затем проводится сравнение занятий знатных и простых египтян, дается характеристика этих занятий и ставится вопрос: почему занятия простого египтянина и вельможи так отличались друг от друга?

Можно сделать и по-другому. Задание: Дайте характеристику занятиям египтян, используя исторические документы.

изображение5

Кто мог заниматься этими занятиями и почему вы так думаете?

1.    Алгоритмы для работы с исторической картой.

Данные алгоритмы могут иметь вид вопросов, плана, таблицы.

Чем было выгодно географическое положение Чехии? (урок «Причины и начало гуситского движения» 6 класс, карты «Европа в XI- XIII вв.» и «Развитие ремесла и торговли в Европе»)

1.     Какие государства входили в состав Священной Римской империи?

2.     Самое большое и самое маленькое из них по площади?

3.     С какими государствами граничила Чехия?

4.     С какими государствами и по каким путям (сухопутным или морским) она могла торговать?

Можно ли государство турок-османов назвать империей? (урок «Могущество Османской империи» 6 класс, карта «Османская империя в XIV-XVII вв.»)

1.     Понятие «империя».

2.     Владения турок-османов в XV веке.

3.     Завоеванные турками-османами территории кXVI веку.

4.     Завоеванные турками-османами территории кXVII веку.

5.     Вывод.

Специализация городов России (урок «Экономика России в XVII веке» 7 класс, карта «Экономика России вXVII веке»).

Города

Ремесленное производство

Мануфактуры

Товарное производство в данном районе

Тула

кузнечное

железоделательные и оружейные

производство хлеба

Новгород

кузнечное

полотняное

кожевенное

производство льна и конопли

Мурашкино

поташное

производство хлеба

И так далее. После заполнение таблицы учащиеся отвечают на вопрос:

Чем могли торговать эти города друг с другом? Почему именно этими товарами?

1.    Алгоритмы при работе с наглядным материалом (картинами, иллюстрациями).

Часто учащиеся затрудняются использовать наглядный материал при изучении нового материала или при его проверке. В этом может помочь алгоритм.

Сравните дом крестьянина и ремесленника (урок «Ремесло в средневековом городе» 6 класс, картины «В хижине средневекового крестьянина» и «В ремесленной мастерской»):

1.     Из чего построен дом?

2.     Каков его размер?

3.     Как дом освещался, отапливался?

4.     Какова обстановка в доме?

5.     Сделайте вывод.

Как выглядел рынок рабов в Греции? (урок «Путешествие по Афинам» 5 класс, картина «Рынок рабов»):

1.     Разделите всех изображенных людей на три группы.

2.     Назовите каждую группу.

3.     Определите особенности каждой группы.

4.     Попробуйте озвучить картину в лицах.

2.    Алгоритмы для проверки знаний при выполнении самостоятельных работ.

5 класс.

Задание: По словам современника «илоты несут господам от своей тяжкой нужды половину всех плодов, которые дарит земля». Чем положение илотов в Спарте отличалось от положения рабов в Аттике?

1. На какие группы делилось население в Спарте?

2. Кого называли илотами?

3. Кому они принадлежали, чем платили за использование земли?

4. Кому принадлежали рабы в Аттике?

5. Кому принадлежал труд рабов?

6. Сделайте вывод.

Задание: В честь победителей при Марафоне была сделана надпись на гробнице:

Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава.

Здесь поразили они гордые персов войска.

Пешими поднялись против Азии конницы сильной,

Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать.

Какова была главная причина победы греков в Марафонском сражении?

1. Кто участвовал в Марафонском сражении?

2. Какова была цель персов в Греко-персидских войнах?

3. К чему привела бы их победа в сражении?

4. Найдите в стихотворении слова или строку, отвечающую на вопрос

   задания.

3.    Алгоритм — игра.

Задание: Отвечая на вопросы «да» или «нет»,  двигайтесь по стрелкам и назовите одну из причин гуситского движения в Чехии. (6 класс)

изображение6

Двигаясь по стрелкам, учащиеся должны определить причину гуситского движения: «Католическая церковь владела 13 земель в Чехии» (алгоритм состоит в правиле игры  «движение по стрелкам: красные – да, черные – нет»).

Задание: В предложенном списке найдите понятия, которые соответствуют данным под цифрами определениям. Каждое следующее понятие будет начинаться на последнюю букву предыдущего. (6 класс)

1.     Платежи крестьян феодалу продуктами или изделиями за пользование землей.

2.     Участник крестового похода.

3.     Страна подчиняется единой центральной власти – власти короля.

4.     Насильственный сгон крестьян с земли.

5.     Торги с участием иностранных купцов.

6.     Сожжение на костре.

7.     Отступник от учения католической церкви.

8.     Корабль с прямыми и косыми парусами.

9.     Лженаука.

Понятия: ярмарка, алхимия, централизованное государство, оброк, огораживания, каравелла, крестоносец, еретик, аутодафе.

Алгоритм-подсказка: расположение понятий по последней букве предыдущего. Ответ:  оброк – крестоносец – централизованное государство – огораживания – ярмарка – аутодафе – еретик – каравелла – алхимия.

2.    Домашнее задание как алгоритм.

Вопросы домашнего задания даются перед началом объяснения нового материала. Последовательность этих вопросов, их логическая связь и есть учебный алгоритм. Урок «Возникновение средневековых городов» 6 класс, вопросы домашнего задания:

              — Какие изменения произошли в хозяйстве Европы к XI веку?

              — Почему ремесло отделилось от сельского хозяйства в XI веке?

              — Почему ремесленники уходили из деревни? Где они селились?

              — Как выглядел средневековый город?

Вопросы записываются в рабочую тетрадь как план изучения нового материала и подготовки домашнего задания. Ход урока – поиск ответа на данные вопросы. Это может быть рассказ учителя, работа учащихся с учебником, с историческими документами, выполнение развивающих заданий и другие методы. Важно в ходе урока сохранить последовательность изучения нового материала и логическую связь между заданными вопросами. Целесообразно в конце урока провести закрепление на основе этих же вопросов.

Использование алгоритма учебных действий позволяет включить в работу на уроке весь класс, даже самых слабых учащихся. Его можно использовать как метод личностно-ориентированного обучения.

Алгоритм учебных действий
DOCX / 138.99 Кб

Слайд 1Памятки -алгоритмы
«Учись – учится»
для изучения предмета История»

Разработал: ГБОУ ЛНР

«АСЭГ»
учитель истории и обществознания
Смекалина Марина Леонидовна

2017г

Памятки -алгоритмы


Слайд 2Алгоритм – конечная последовательность точно сформулированных правил или действий, приводящих к

решению поставленной цели (ожидаемому результату).

Алгоритм – конечная последовательность точно сформулированных правил или действий, приводящих к решению поставленной цели (ожидаемому результату).


Слайд 3Памятка-алгоритм 1
Как оценить значение исторического события и явления
 

Необходимо знать:

значение исторического события (явления) — это и роль (положительная или отрицательная), которую сыграли последствия какого-либо исторического события (явления) в дальнейшем развитии общества, народа, государства;
для правильного определения исторического значения события (явления) необходимо прежде всего определить ее последствия;
последствия — это изменения в жизни общества, народа, государства, которые произошли в результате осуществления какой-либо исторического события (явления);
изменения могут произойти как в жизни одного отдельно взятого народа и государства, так и в жизни всего общества, и многих государств.

Памятка-алгоритм 1 Как оценить значение исторического события и явления    Необходимо знать: значение исторического события (явления)


Слайд 4Как оценить значение исторического события или явления:

 1.Определяем последствия оцениваемого исторического события

(явления):
что изменилось в жизни народа, государства, в истории которого состоялась данное событие (явление)?
что изменилось в жизни общества в целом, в жизни других народов и государств в результате осуществления данного события (явления)?
2. Определяем роль этих изменений:
что изменилось в жизни народа, государства, в истории которого состоялась данное событие (явление), в сторону (положительные изменения), а что — в худшую (негативные изменения)?
что изменилось в жизни общества в целом, в жизни других народов и государств в результате осуществления данного события (явления) в лучшую и худшую сторону (положительные и отрицательные изменения)?
3. Итогом работы это заключение — обобщение полученных результатов.
Обобщение — это объединение словом или предложением важнейших признаков исторических событий или явлений.
Положительные изменения можно объединить словом «прогрессивные» (прогресс — это движение вперед, от низкого к более усовершенствованному состоянию).
Негативные изменения можно объединить словом «отставание», «торможение развития».
Итак, в заключении стоит осветить:
данное историческое событие было прогрессивным или тормозило развитие общества, народа, государства;
событие (явление) могут иметь противоречивое историческое значение: играть как положительную, так и отрицательную роль (в зависимости от того, в отношении чего рассматривались события (явления).

Как оценить значение исторического события или явления: 1.Определяем последствия оцениваемого исторического события (явления): что изменилось в жизни народа,


Слайд 5 Памятка — алгоритм 2
Как изучать восстания (революции)

Необходимо знать:
Восстание — это

вооруженное выступление различных слоев населения против существующих порядков.
Движущие силы восстания — это социальные слои и группы, которые принимали участие в восстании.
Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

 Памятка - алгоритм 2 Как изучать восстания (революции)  Необходимо знать: Восстание - это вооруженное выступление различных


Слайд 6Как изучать восстания (революции):
1) Называем точную дату восстания, его название или

имя лидера.
2) Определяем движущие силы восстания (крестьянское, казачье, городских жителей).
3) Определяем причины восстания: для этого устанавливаем, что происходило в жизни восставших социальных групп и слоев незадолго до выступления, что могло вызвать недовольство до такой степени, что пришлось взяться за оружие для изменения существующих порядков.
4) Определяем предпосылки восстания: для этого устанавливаем условия, которые привели к осуществлению восстания (например, распространение каких-либо идей в обществе; существовала сила или лицо, которые могли возглавить восстание; каким было отношение государственной власти к положению данных социальных групп и слоев к их проблемам).
5) Рассматриваем начало восстания:
а) определяем повод – какое событие послужило непосредственным толчком к началу восстания. Как правило, такое событие можно назвать «последней каплей, переполнившей чашу терпения»;
б) характеризуем лидера восстания — к какой социальной группе принадлежал, что побудило его стать активным и предводителем восстания, основные качества характера, цели.
в) характеризуем состав повстанцев, количество, вооружение, готовность к военным действиям.
6) Освещаем ход восстания:
1) какая программа повстанцев (требования, цели);
2) действия повстанцев; территория, которую охватило восстание;
3) как закончилось восстание?
7) Если восстания данного периода в истории были проиграны, выясняем причины их поражения: готовились они заранее; были стихийными; был ли подробно разработан план; или, представляли повстанцы хорошо те цели, которых хотели добиться; или владели повстанцы необходимым вооружением и опытом ведения военных действий; были их действия согласованными; или единство отсутствовала и др.
8) Определяем результаты (последствия восстания) — как положительные, так и отрицательные.
9) Определяем историческое значение восстания: какую роль в дальнейшем историческом развитии общества, народа, государства оно сыграло?
10) Определяем уроки восстания: чему оно научило народ, какой опыт был почерпнут из данного события?

Как изучать восстания (революции):1) Называем точную дату восстания, его название или имя лидера. 2) Определяем движущие силы


Слайд 7Памятка — алгоритм 3
Как составить сравнительную характеристику
исторических событий, процессов 

Необходимо знать:

Сравнение — очень важная мыслительная операция, дает возможность глубже изучить исторические события и процессы.
Сравнивать можно только однородные явления, события, процессы, связанные общностью признаков, и только по сопоставимым признакам (например, причины, цели, состав участников, итоги и т. д.).

Памятка - алгоритм 3 Как составить сравнительную характеристику  исторических событий, процессов  Необходимо знать: Сравнение - очень


Слайд 8Как составить сравнительную характеристику:
1. Внимательно прочитайте информацию о событиях, явлениях,

процессах, которые сравниваете.
2. Определите существенные к сравнению признаки, по которым можно провести сравнение.
3. Расположите признаки сравнения по степени важности.
4. Ход работы по сравнению можно оформить в таблице,
в левой части которой расположите составленный план (на основе признаков сравнения).
5. Последовательно сравните обе исторические события, оба явления,
процессы по каждому признаку (по каждому пункту плана).
Ход сравнения запишите в центральной части таблицы.
6. Найдите отличия и сходства, сделайте запись в правой части таблицы.

7. Работу необходимо закончить общим выводом по итогам сравнения. Чтобы его сделать правильно, внимательно ознакомьтесь с выводами по каждому признаку сравнения, обобщите их.

Как составить сравнительную характеристику: 1. Внимательно прочитайте информацию о событиях, явлениях, процессах, которые сравниваете. 2. Определите существенные


Слайд 9Памятка — алгоритм 4
Как дать характеристику политическому строю государства:
Необходимо знать:

Государственный

(политический) строй — система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами.

Памятка - алгоритм 4 Как дать характеристику политическому строю государства:Необходимо знать: Государственный (политический) строй - система политико-правовых,


Слайд 10Как составить характеристику политического строя, для этого необходимо указать:
1. Форма правления:

монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
-глав государства, его полномочия,
-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),
-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),
-судебные органы,
-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,
-местные органы власти.
5. Прав граждан (подданных): -избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.); -политические права и свободы; -личные права и свободы; -возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

Как составить характеристику политического строя, для этого необходимо указать:1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика


Слайд 11Памятка — алгоритм 5
Как охарактеризовать общественные выступления (движения)
Необходимо знать:
Общественное движение –

это тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям

Характеристика общественных выступлений (движений) состоит из этапов:
1. Время и место выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности,
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступления, его результаты

Памятка - алгоритм 5 Как охарактеризовать общественные выступления (движения)Необходимо знать:Общественное движение – это тип коллективных действий или


Слайд 12Памятка — алгоритм 6
Алгоритм к изучению материала о войнах
Необходимо знать:
Война —

конфликт между религиозными и политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и так далее, — происходящий в форме вооружённого противоборства, военных(боевых) действий между их вооружёнными силами.

Как необходимо изучать данный материал о войне:

1. Причина войны, хронологические рамки.
2. Характер войны
3. Воюющие страны или группировки стран.
4. Цели сторон.
5. Соотношение сил воюющих стран.
6. Повод к войне.
7. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) военные и политические итоги этапа.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические, экономические и др. итоги войны.

Памятка - алгоритм 6 Алгоритм к изучению материала о войнахНеобходимо знать:Война - конфликт между религиозными и политическими


Составление алгоритмов на уроках русского языка

как способ достижения метапредметных результатов

В настоящее время перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание, как неоднократно сегодня говорилось, уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными результатами понимаются «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». Именно метапредметные результаты, в основе которых лежат универсальные учебные действия, будут являться «мостами», связывающими все изучаемые в школе предметы, помогающими применять тот объем знаний, который сформируется сформировавшиеся в ходе обучения.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Существует немало приемов и методов, способствующих формированию универсальных учебных действий и достижению метапредметных результатов обучения на уроках русского языка. Большинство этих приемов являются классическими видами работ на уроках, постоянно используемыми учителями для достижения предметных результатов. В то же время  упражнения имеют более широкую направленность, развивая у учащихся способность к универсальным учебным действиям. Одним из таких способов является работа с алгоритмами.

Как известно, составление алгоритмов и последующая работа на основе этого алгоритма на уроке русского является одним из эффективнейших приёмов работы над повышением грамотности учащихся, развития «орфографической зоркости», и очень много учителей пользуются этим приемом именно для достижения предметных результатов. Однако использование  алгоритмов особенно ценно тем, что оно прежде всего «работает» на достижение метапредметных результатов освоения образовательной программы.

Как уже было сказано, нам нужно стремиться научить детей не только действовать, но и планировать будущее действие, не давая ученику в погоне за результатом терять из вида способы достижения цели. Этому как раз и способствует навык составление алгоритма, во время которого требуется умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть причинно-следственные связи. При конструировании алгоритма ученики не просто узнают новый материал, а осознают принцип поиска, овладевают системой определенных действий.

Обучение алгоритмам можно производить двумя путями. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Даже такая работа способствует формированию таких универсальных действий как умение работать по плану, сверяясь с целью, способность оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, больших затрат времени. Но зато он «работает» на достижение целого комплекса метапредметных результатов, таких как:

— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

— умение самостоятельно планировать пути  достижения целей;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение  устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

— умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— смысловое чтение.

Работу по составлению алгоритмов на уроке, как и любую деятельность, можно организовать по-разному: как массовую, групповую или индивидуальную деятельность. И если учащиеся начинают составлять алгоритм в группе, то тогда эта работа будет направлена и на достижение таких метапредметных результатов (коммуникативных УУД) как умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность со  сверстниками;   работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Таким образом, можно сказать, что работа с алгоритмами способствует  формированию и регулятивных, и познавательных, и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Прием алгоритмизации учебного материала можно использовать при изучении практически всех разделов русского языка, например морфологии, синтаксиса, орфографии, фонетики.

Уже на самом первом этапе «знакомства» с алгоритмами учащимся нужно объяснить, то алгоритм – это последовательность действий, ведущая к поставленной цели. Алгоритм-это правило, пользуясь которым обучающиеся приходят к правильному выбору.  

В образовательной системе «Школа 2100» использование алгоритмов является одним из распространенных способов работы с учебным материалом. В учебнике русского языка Р.Н. Бунеева задания, связанные с алгоритмами, применяются как при освоении с орфографических правил, так и при изучении основных терминов, работе с текстами.

На уроках русского языка я очень часто использую алгоритмы: практически на каждой теме, на каждом уроке мы с учениками создаем алгоритм работы с тем или иным орфографическим или пунктуационным правилом. На своих уроках я использую несколько способов работы, связанные с использованием алгоритмов.

Чтобы ребята поняли, зачем нужен алгоритм работы, чем он помогает  в практической деятельности (например, при применении правила или определении грамматического признака слова) на первых уроках можно предложить уже готовый алгоритм и научить его применять – продвигаться от этапа к этапу и приходить к намеченному результату. Когда же принцип алгоритмизации материала становится понятен ученикам, можно переходить к тому, чтобы учащиеся сами принимали участие в составлении алгоритмов. И тогда я использую следующие способы:

Подбор различных примеров к предложенному готовому алгоритму. Например, предлагается разветвленный алгоритм с разными результатами в итоге, и нужно подобрать примеры, иллюстрирующие все варианты использования алгоритма.

Такая форма работы используется при повторении уже изученного материала.

Совместное составление алгоритма. Например, на уроке изучения новой темы, «познакомившись» с орфографическим правилом, мы начинаем вместе с учениками рассуждать, с чего начинать его применение, что делать в дальнейшем, чего мы должны добиться в результате.

«Продолжение» алгоритма, когда даны только первые «шаги» последовательности  действий, а ученики должна привести всё действие к логическому завершению.

Составление алгоритма учащимися из предложенных этапов. Например, нередко я использую для этого раздаточный материал, чтобы ученики составляли алгоритм «своими руками», что очень хорошо способствует его запоминанию.

Хочу предложить вашему вниманию фрагмент урока, где был использован такой способ работы с алгоритмом. Темой урока было «Тире между подлежащим и сказуемым», и ребята должны были составить алгоритм постановки или непостановки тире между этими членами предложения. Работа проводилась по группам.

— Следующим приемом работы с алгоритмом можно отнести восполнение недостающего звена алгоритма. Примером такой работы может служить упражнение из учебника Бунеева. Одним из первых упражнений, посвященных правописанию букв гласных в безударных личных окончаниях глаголов, является восстановление алгоритма определения спряжения и правописания личных окончаний глаголов.

Определение ошибки в составленном алгоритме. Эту работу можно проводить, предложив учащимся уже готовый алгоритм с ошибкой, либо при составлении алгоритма на уроке, например, группами предложить вариант алгоритма одной из групп для нахождения в нем ошибки оставшимися учащимися.

Полностью самостоятельное составление алгоритма учащимися (опять же его можно проводить как индивидуально, так и по группам или по парам).

В завершение своего выступления еще раз подчеркну, что применение технологии алгоритмизации способствует формированию всех универсальных учебных действий. В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере  регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся  овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, овладеют широким спектром логических действий.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.

Таким образом, составление алгоритмов на уроках русского языка – один из эффективных способов достижения метапредметных результатов обучения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти абсолютный показатель в статистике
  • Как найти девушку для лесби секса
  • Как найти промежуток sin
  • Как найти деньги спрятанные умершим человеком
  • Как исправить погрешность измерения