Как составить анализ человека

Людям всегда было интересно знать, как устроен наш внутренний мир, какие психологические портреты существуют и как они могут помочь во взаимодействии с определенным человеком. Ведь каждый из нас в одинаковых условиях среды поступает по-разному: один весело смеется, другой громко кричит и проявляет недовольство, третий продолжает молчать с неизменной мимикой. Почему при всем нашем внешнем видовом сходстве (голова, руки, ноги, туловище), мы такие разные по поведению, словам, поступкам? Как узнать, из каких качеств мы сложены? К счастью, в наши дни это возможно проанализировать. Развитие учений о психике дает нам шанс углубиться в этот вопрос и исследовать его.

уровень самоконтроля

Что же такое психологический портрет личности

Каждый из нас обладает особым набором качеств или особенностей характера, которые участвуют в определении внутреннего профиля индивида. Они даются как при рождении, так и приобретаются в жизни. Это качества, которые передаются от родителей, например, особенности нервной системы. А также установки, получаемые в течение жизненного опыта. Вся окружающая среда при взрослении формирует индивидуальность: социально-культурные аспекты общества, сверстники, значимые взрослые. Добавьте к этой характеристике то, как себя ведёт, действует и реагирует индивид в зависимости от той или иной ситуации, и психологическая картина человека готова!

Для чего нужен

Есть мнение, что у каждого из нас три характера. Первым — наделяют люди, которые окружают, ведь нам часто кажется, что мы хорошо знаем друг друга. Второй — мы приписываем себе самостоятельно. И третий — который есть на самом деле. Именно на последний следует ориентироваться. Он помогает нам выбрать спутника жизни и выстроить с ним отношения, определиться с профессией. Также знания о качествах личности выручают, когда необходимо определить особенности будущего сотрудника, чтобы выбрать того, кто наиболее соответствует критериям. Таким образом, эти знания нужны в сфере как профессиональных интересов, так и личных.

Как составить психологический портрет человека: разбираем основные компоненты

социальные установки

Поскольку сложно объективно и беспристрастно оценить свои достоинства и недостатки, существует набор определений, из которых составляются характеристики эмоционального профиля. В него входят следующие параметры:

1. Темперамент

отсутствие мотивации

Именно от него зависит, насколько сильно отреагирует отдельная личность на события, происходящие в жизни, какое поведение даст в ответ на стрессовую ситуацию, как ярко проявит свою реакцию. Подобная настройка базовая, остается неизменной. В вопросе, как составлять психологический портрет человека, важно знать о разделении темперамента на 4 вида:

  • Меланхолик — со стороны по его реакции на события кажется, что ему всё равно. Поскольку внешне он спокоен и пассивен. Внутри себя долго прокручивает ситуацию, принимает все близко к сердцу. Интроверт с нестабильными эмоциями, которые как бы закрыты. Он прекрасно чувствует других людей на эмоциональном уровне, его легко задеть и ранить.
  • Холерик — эмоции экстравертированы, проявлены вовне. Ему свойственно резко меняться. Быстро загорается новым и также скоро остывает. Он активно двигается, жестикулирует, часто вспыльчив и раздражителен. Все эти и перечисленные ниже уникальные тонкости проявлений мы обязательно учитываем, если перед нами стоит вопрос, как писать психологический портрет личности.
  • Флегматик — отличается стабильностью эмоций, кажется, ничего не может его вывести из уравновешенного состояния. Спокойный интроверт, его критикуют или хвалят, а он молчит, потому что держит всё в себе. Стабильность для него превыше всего, ради неё готов идти на компромиссы.
  • Сангвиник — веселый, присутствует оптимизм, всегда настроен на лучшее, в стрессовых ситуациях контролирует себя и сохраняет спокойствие. Эмоционально стабильный экстраверт. Умеет концентрироваться на задаче и продуктивно работать. В коллективе и новой компании быстро становится своим.

Зачастую тип темперамента бывает смешанным с преобладанием одного.

2. Характер

Каждому из нас присущ набор особенных качеств. На социально-психологический портрет характера влияют как врожденные данные, так и приобретенные в результате жизненного опыта. Эти особенности формируют индивидуальные грани каждой личности и отвечают за то, как человек будет себя вести, реагировать и взаимодействовать с другими людьми.

3. Мотивация

какие инструменты используют при анализе

Когда мы хотим достичь того, к чему так стремимся, внутри нас возникает стимул к действию. Это позволяет нам двигаться вперед. Чтобы это внутреннее стремление работало, необходимо ставить конкретную цель и видеть её. Ведь практически невозможно попасть в невидимую мишень. Умение себя мотивировать является одним из пунктов в характеристике психологического портрета и бывает двух видов: «От» и «К».

Когда больше нет сил терпеть и жаловаться на судьбу, то в голове человека рождается мысль, а не пора ли что-то менять. Например, вас не устраивает лишний вес. При этом вы чувствуете, что так дальше продолжаться не может и хотите это исправить. Такая мотивация называется «От».

Если вы замотивированы к лучшей версии себя, не делайте негативных акцентов на лишних килограммах, а нацелены на то, чтобы стать здоровее, успешнее, заработать больше денег, то это мотивация «К».

4. Способности

Психологический портрет личности — это наш ключик на пути познания себя и других. Поэтому здесь также важно говорить о ресурсах, которые дают возможности реализоваться в какой-то определённой сфере и стать успешным. Различают физиологические, духовные и социальные. Физиологические мы получаем в первую очередь. Это наше здоровье, склад ума, физические данные. Рассказывает о том, насколько мы быстрые, ловкие, сильные, умелые. Духовность нам прививают родители, близкие люди и в целом формирующая нас среда. Социальные же мы приобретаем самостоятельно. Здесь большое поле деятельности: кем стать в жизни и какими навыками овладеть, чтобы развить желаемые в себе качества.

5. Эмоциональность

как составить профиль

Способность к выражению своих чувств значительно отличает эмоциональный портрет каждого человека. По этим проявлениям мы получаем большой поток информации о внутреннем состоянии собеседника и можем ориентироваться в выборе своей ответной модели поведения. Если кто-то из нас излишне бурно реагирует и постоянно готов взорваться, словно пороховая бочка, то можно говорить о высокой эмоциональности у индивида. При наличии низкого уровня проявления реакций он будет вести себя абсолютно спокойно. Опираясь на эти критерии, можно сделать вывод о стабильности эмоций. Это даст нам ещё больше понимания о психологическом профиле личности.

6. Интеллектуальность

В процессе развития человечества каждый индивид обучался, познавал, анализировал, систематизировал и применял информацию, которую получил. В результате мы обладаем особым навыком удивительной адаптации к внешним воздействиям. Приспосабливаемся и меняем тактику действий прямо в ходе развития событий. У понятия интеллекта существует множество граней, поэтому его можно разделить на разные составляющие, каждая со своими характерными особенностями. Эти детали тоже играют важную роль в том, как составить психологический портрет личности. Интеллект бывает: музыкальный, логико-математический, кинестетический, социальный, пространственный, лингвистический. И у каждого из нас это собирается в свою причудливую конструкцию. Поэтому одни люди сочиняют прекрасные мелодии, трогающие душу до самой глубины. Другие становятся блестящими переговорщиками — им удается договариваться в условиях, когда это кажется почти невозможным. А третьи совершают невероятные прорывы в технических специальностях, несмотря на все преграды.

7. Коммуникабельность

пространственный интеллект

Анализ этого пункта в методике составления психологического портрета личности имеет ценность. Способность договариваться и взаимодействовать с людьми является не менее важным компонентом в картине психики.

Уметь общаться, выстраивать деловые и близкие отношения, быть открытым для новых людей и свежей информации — всё это является необходимым навыком для профессий, где требуется часто разговаривать и вести диалог.

8. Волевые качества

Воля характеризуется способностью преодолевать какие-либо преграды, стоящие на пути. И дает возможность достичь запланированных целей.

А также волевые качества помогают индивиду идти по намеченному пути, невзирая на трудности, побеждать лень и прокрастинацию. Он видит цель и не видит препятствий, не ищет проблемы, не прячется от них, а ищет способ, как их решить. Именно это качество в структуре психологического портрета во многом зависит от самого человека, поскольку его можно развивать и тренировать.

9. Уровень самоконтроля

Насколько вы способны сдерживаться и не подаваться, если вас откровенно провоцируют? Это качество нередко представляет особую ценность в понимании специалистов по подбору персонала. Поэтому зачастую на собеседовании искусственно создаются ситуации, способные вывести эмоциональный фон из-под контроля, например, неуместные вопросы.

Умение сглаживать острые углы и не допустить ссору, держать неуместные проявления под замком или вовремя обеспечить экологичный выход эмоций — это важная часть в понимании того, как написать психологический портрет человека или личности. Здесь также можно говорить о том, как расставлены жизненные приоритеты. Какой выбор предпочтительнее: сделать то, что важно и значимо или использовать имеющееся время для отдыха.

10. Самооценка

Поговорим о показателе того, насколько объективно каждый из нас оценивает сам себя, свои навыки. В способности дать оценку самому себе выделяют уровни. Заниженный — это когда индивид не уверен в своих силах, думает, что недостаточно компетентен. С завышенным уровнем дела обстоят не лучшим образом, ввиду того, что самомнение заставляет считать себя априори правым и лучшим. Необходимо стремиться адекватно себя оценивать. Воспринимая себя так, мы не становимся выше или ниже кого-то, а чувствуем себя наравне с другими. Таким образом, обладаем здоровым пониманием своего потенциала. Псих портрет личности обязательно включает данную характеристику. Ведь уровень самооценки непременно придаёт деталей поведению, а также способствует его прогнозированию.

11. Способность работать в коллективе

борьба с прокрастинацией

У всех нас разные представления о работе мечты. Для некоторых это обязательно большой коллектив, постоянное общение и выстраивание взаимодействия. А для других — это монотонный труд в отдельном пространстве, где никто не отвлекает от процесса, и результат не зависит от действий других людей. Данные наклонности также представляют собой важную составляющую в описании социально-психологического портрета личности.

Представьте шестерёнки — они крутятся в часах и заставляют слаженно работать этот чёткий механизм. И если одна выйдет из строя, то остановятся все остальные. Работать в команде, значит, решать общую конкретную задачу, но при этом делать то, что поручили именно вам.

12. Социальные установки

Человек — существо коллективное, он общается, взаимодействует с людьми, обсуждает новости, делится планами, накапливает и передаёт опыт. От того, что именно мы услышим, как это воспримем и как на нас это повлияет, будут зависеть наши последующие реакции и поступки.

Как составить свой психологический портрет личности: инструменты

волевые качества

Дать подобную характеристику способен профессиональный психолог. Самостоятельное исследование своего внутреннего мира может оказаться не менее захватывающим. Поэтому, если вы сами хотите сделать подобное описание, необходимо проанализировать перечисленные личные качества по представленным пунктам и записать эти данные. Для наиболее полного исследования особенностей можно пройти дополнительные тесты в интернете, например, на эмоциональный интеллект, тип темперамента и другие. Также можно пройти готовый тест (например, тест «Автопортрет вашей личности» Олдхэма-Морриса, включающий в себя 107 вопросов).

Как составить правильный психологический портрет любого человека: образец

Описание начинают с общих данных, таких как возраст, пол, профессия, должность, социальный статус. Далее проводят анализ по пунктам, описанным выше, и делают выводы, раскрывающие картину психики.

Для примера возьмём персону женщины 39 лет, профессия — экономист, руководитель отдела, замужем, воспитывает двух дочек.

Анализ характеристик:

1. Темперамент: холерик. 7. Коммуникабельность: развита, но касается только тех процессов, в которых она лично заинтересована.
2. Характер: лидерский. Честность, стремление к справедливости. 8. Воля: способна терпеливо следовать цели.
3. Мотивация: сильная, направленность — профессиональные достижения, карьерный рост. 9. Самоконтроль: ослаблен.
4. Способности: развиты в сферах точных наук, талант стратега, умение выстроить слаженно работающий процесс. 10. Самооценка: завышенная.
5. Эмоциональность: открытая. 11. Способность работать в коллективе: присутствует.
6. Интеллект: логико-математический. 12. Социальные установки: большие достижения возможны только через тяжелый и многолетний труд.

Для более полного понимания, как сделать психологический портрет личности, ниже дадим описание, согласно имеющихся характеристик. Темперамент холерика заметен практически с момента знакомства, бурно и очень эмоционально реагирует на любые события. Громко смеется и радуется. Не сдерживается в порывах гнева и способна наговорить лишнего в этом состоянии, поскольку самообладание слабое. Характер лидерский, это позволяет легко управлять коллективом. Очень любит руководить и командовать, раздавать указания. В людях ценит трудолюбие и самоотдачу, не терпит работы спустя рукава, если замечает подобное у сотрудников — обязательно делает критическое замечание. Считает, что имеет право говорить «правду в глаза», так как лучше знает. Мотивирована на карьерный рост, постепенно растет в должности. Рутинные дела по дому предпочитает поручать дочкам. Отчаянный трудоголик. Пропадает на работе, считая, что только таким упорным трудом можно чего-то добиться.

Заключение

Теперь вы знаете методику, которая дает понимание, как создать психологический портрет человека. На основании всех характеристик, описанных выше, можно изучить собственную картину психики самостоятельно, а также узнать больше о ваших близких, коллегах, друзьях. Что может быть увлекательнее, чем заглянуть вглубь и лучше узнать внутренний многогранный мир личности.

loading Загрузка…


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Профайлинг помогает понять психологию людей: почему они поступают так, а не иначе. Остановитесь на минутку и осмотритесь. Вокруг вас множество людей, движущихся из точки А в точку Б, но пытались ли вы когда-то к ним приглядеться? Увидеть то, что незаметно при первом взгляде.

  1. Изображение с названием Profile People Step 1

    1

    Представьте, что человек подобен луковице. Слой за слоем, четыре уровня определяют бытие личности. Чем глубже вы способны проникнуть внутрь, тем более глубоко вы можете понять человека.

    • Шелуха: Мы постоянно проявляем и показываем наш характер и свое отношение к окружающим, даже не подозревая об этом. Это может быть просто разговор на остановке автобуса о погоде, о жизни или событиях в мире.
    • Второй слой: Наши знакомые, коллеги и одноклассники имеют возможность узнать и понять нас лучше, чем первый встречный, потому что между нами существуют определенного рода отношения и доверие.
    • Третий слой: Люди, находящиеся с нами в близких отношениях, супруги и лучшие друзья, наши «близкие», которым мы полностью доверяем. Этот уровень определяется интимностью наших личностных отношений: например, мы делимся друг с другом секретами, опасениями и проблемами.
    • Ядро: каждый человек имеет «ядро», где находятся самые глубокие секреты и мысли, которыми мы ни с кем не делимся. Этот слой более близок основам психологии человека, чем любой другой; на данном уровне мы пытаемся понять реальность происходящего, готовы ли мы ее принять или нет.
  2. Изображение с названием Profile People Step 2

    2

    Устраните воображаемые барьеры. Будьте готовы принять истину такой, какая она есть, вместо того, чтобы заставлять себя верить во что-то несуществующее.

    • Многие ситуации могут быть результатом стыда, вины и неуверенности в себе, которые препятствуют принятию реальности жизни, как она есть.
  3. Изображение с названием Profile People Step 3

    3

    Устраните все предубеждения самовыражения. Психологические предубеждения заходят далеко за пределы расы или пола. Признайте, что предубеждения основаны на идеях, которые могут не иметь ничего общего с фактами. Старайтесь держать свое сознание в нейтральном состоянии, вместо того, чтобы руководствоваться лживыми суждениями.

    Реклама

  1. Изображение с названием Profile People Step 4

    1

    Проанализируйте кого-то, кого вы знаете. Не пытайтесь анализировать незнакомцев, потому что вам надо будет наблюдать за субъектом довольно долго. Это может быть ваш супруг или супруга, коллега по работе или друг.

  2. Изображение с названием Profile People Step 5

    2

    Определите «базовый» профиль вашего субъекта. Базовым для человека является состояние, в котором ему уютно, «зона комфорта» или отдыха.

  3. Изображение с названием Profile People Step 6

    3

    Понаблюдайте за человеком в разное время. Отметьте для себя, как он ведет себя в разных ситуациях, какова его реакция, как он общается с разными людьми, как меняется его поведение в разные дни.

    • Уровень стресса у людей разный на работе и дома. Также люди могут вести себя одним образом с большинством людей и по-другому с кем-то, с кем у них плохие отношения.
  4. Изображение с названием Profile People Step 7

    4

    Составьте список всех вариантов поведения данного человека. Постарайтесь сгруппировать их в несколько более общих типов. Эти общие типы станут основой анализа личности, насколько данный человек правдив или, наоборот, фальшив.

    • Тон голоса (обычный тон, возбужденный, испуганный, оправдывающийся и т.д.)
    • Движение зрачков
    • Выражение лица
    • Язык жестов (невербальная коммуникация, движения и жестикуляция)
  5. Изображение с названием Profile People Step 8

    5

    Концентрируйтесь на том, что отличается от обычного поведения субъекта. Напишите лист неожиданных моментов и реакций, всего того, что отличается от «базового» профиля данного субъекта.

    Реклама

  1. Изображение с названием Profile People Step 9

    1

    Попробуйте сделать профайлинг кого-то, кого вы не знаете: кто этот человек? Учтите внешность, стиль и повадки, чтобы ваше определение было полным.

  2. Изображение с названием Profile People Step 10

    2

    Как субъект разговаривает с другими людьми? Мягкий тон голоса может означать застенчивость, но также может быть результатом других факторов, например, усталости. Громкий тон голоса может быть результатом потребности в самоутверждении или готовности руководить окружающими.

    • Меняется ли его голос, когда ему надо защитить свое мнение или же он остается уравновешенным?
    • Как он ведет себя в общении с вами: зрело и взвешенно, или наоборот, безответственно? Ответственность поведения является также индикатором уровня образования и словарного запаса.
    • Важно уметь распознать сарказм, преувеличения, ненормативную лексику и другие выражения речи. Также важно, в каком контексте происходит разговор, чтобы понять насколько образован субъект и не пытается ли он показаться умнее, чем есть на самом деле.
  3. Изображение с названием Profile People Step 11

    3

    Проанализируйте его поведение дома и на работе: есть ли разница, как он ведет себя дома по сравнению с тем, как он ведет себя на людях?

    • В каком районе он живет? Проживание в дешевом районе влияет на человека по-другому, чем проживание в богатом районе; люди, живущие в малообеспеченных районах зачастую думают, что самостоятельно они не способны ничего достичь.
    • Организационные способности говорят о многом, но не делайте скоропалительных выводов. Если он очень занят по работе, неопрятный дом может быть результатом того, что ему просто некогда прибраться, тогда как тот, у кого достаточно свободного времени, возможно, просто классический лентяй. Как правило, чем более организован человек и чем более он проявляет эту черту в общении с окружающими, тем более он уверен в себе и способен оставаться спокойным в любой ситуации.
    • Насколько открыто он делится своей частной жизнью с окружающими? Многие из нас не слишком любят делать это на людях, но можно посмотреть на рабочее место человека, его «комфортную зону» на работе. Многие офисные работники (даже врачи и психологи) имеют на столе фото семьи. Это говорит о том, что человек любит свою семью и с радостью смотрит на их фото по несколько раз в день.
  4. Изображение с названием Profile People Step 12

    4

    Примите во внимание, как он одевается, его квартиру, дом и машину (если есть). Можно сделать много выводов по тому, как человек одевается и выглядит.

    • Развешена ли его одежда по местам или висит, где попало? Одет ли он в опрятный костюм или неформально? Насколько профессионально он выглядит? Или, наоборот, насколько небрежно?
    • Как насчет прически? Создается ли у вас впечатление, что человек потратил время на прическу или, наоборот, просто взглянул в зеркало и радостно пошел дальше? Те, кто предпочитают стиль «взглянул и пошел дальше», возможно, распространяют эту философию на все остальные аспекты жизни: если это не полный кошмар, то сойдет, — и даже не пытаются претендовать на что-то большее.
    • Посмотрите на его обувь. Что вы видите перед собой: начищенные ботинки или что-то непонятного цвета, что вот-вот развалится?
  5. Изображение с названием Profile People Step 13

    5

    Обратите внимание на его поведение в обществе. Если у него отрыжка, старается ли он это сделать как можно более незаметно или же не стесняется? То, как человек кашляет и чихает отличает тех, кто придерживается строгого этикета от тех, кому на это наплевать.

  6. Изображение с названием Profile People Step 14

    6

    Посмотрите на движение его зрачков. Смотрит ли он людям в глаза или же его глаза «бегают» из стороны в сторону? Если его спрашивают о чем-то, смотрит ли он в сторону и в какую? Обратите внимание, куда двигаются его зрачки, когда он говорит неправду.

  7. Изображение с названием Profile People Step 15

    7

    Оцените его уверенность в себе в обществе других людей. Некоторые ведут себя нервно в окружении других людей и стараются избежать таких ситуаций, когда им приходится быть среди людей.

    • Нетерпеливые люди обычно переступают с ноги на ногу больше, чем уравновешенные. Нетерпеливые люди также часто кусают губы, бросают взгляды по сторонам или на часы, или постоянно проверяют их телефон.

    Реклама

Советы

  • Профайлинг может быть использован в каждодневных ситуациях, от приема на работу до игры в покер.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 48 938 раз.

Была ли эта статья полезной?

Для того, чтобы достичь успеха в жизни, недостаточно быть только умным человеком с высокими профессиональными навыками, способным на построение логических цепочек. Мы — люди, мы не роботы, и мы живем в социуме, а значит, вынуждены постоянно взаимодействовать с себе подобными.

Логично, что встанет вопрос: как научиться анализировать людей? Ведь они такие странные, непохожие друг на друга и на тебя самого, а анализировать и как-то взаимодействовать с ними, понимать причины их поступков всё-таки нужно. На этот вопрос поможет ответить эта статья. Поехали!

1. В первую очередь, тебе нужно развить эмоциональный интеллект.

Если кратко, то эмоциональный интеллект — это умение распознавать эмоции (свои и чужие) и взаимодействовать с ними. Например, человек с высоким эмоциональным интеллектом поймет, что на близкого человека он сорвался не потому, что близкий человек такой глупый и раздражающий, а потому что он очень устал на работе, за плечами остался тяжелый день, вот и сорвал усталость и накопившееся раздражение на первом, что подверннулось под руку.

А человек с низким эмоциональным интеллектом будет искренне думать, что это просто его близкий так его выбесил, нечего было так по-идиотски себя вести, вот и получил по шее.

Также человек с высоким эмоциональным интеллектом способен выдержать чужие эмоции. То есть, он способен понять, почему человек расстроен или злится, и простить его за это, либо выслушать и поддержать.

Человеку с низким эмоциональным интеллектом чужие эмоции часто непонятны, а то, что непонятно — то и пугающе, поэтому он подсознательно пытается от них абстрагироваться, закрыться, часто пытается запретить. В таком случае могут звучать фразы «да ты придумываешь», «хватить ныть, слезами горю не поможешь», «да не так все страшно, это ты просто нытик» и аналогичные по смыслу.

В первую очередь, тебе нужно развить эмоциональный интеллект.

Умение анализировать других людей тесно связано с умением анализировать себя самого, поэтому важно также и развить рефлексию собственных эмоций. Для этого ты можешь:

  • Время от времени останавливаться и спрашивать себя: что сейчас происходит? Где я? Что я чувствую? Что я сейчас делаю? О чем я думаю? Что ощущает мое тело? Что я буду делать дальше? Отвечая на эти вопросы, ты приучишься рефлексировать свои ощущения, и подсознательно будут формироваться логические цепочки: ага, значит, когда я злюсь — я веду себя вот так (и наоборот: если я веду себя вот так — значит, я злюсь); если я сижу вот в такой позе — значит, у меня что-то болит. Позже мозг сам экстраполирует эти знания на других людей.
  • Используй «я-послания», когда говоришь о своих чувствах, или когда участвуешь в конфликтах с кем-либо. «Я-послания» строятся по такой схеме: «Я испытываю (такое-то чувство), когда ты (делаешь что-то), потому что (причина негативных эмоций). Я бы хотел, чтобы этого не было. Что мы можем с этим сделать?»

Например: «Я злюсь, когда ты опаздываешь, потому что мне кажется, что ты пренебрегаешь своими рабочими обязанностями и показываешь себя как необязательного сотрудника, заставляя меня ждать на морозе и тратя мое время. Я бы хотел, чтобы ты этого не делал. Что мы можем с этим сделать? Возможно, назначать встречи в других местах, куда тебе будет легче добираться?»

Также можно озвучивать свои чувства, когда они положительные: «Мне очень приятно, когда ты встречаешь меня дома с ужином, потому что я чувствую себя любимым, желанным, чувствую себя в безопасности, что меня ждут и любят. Спасибо тебе. Как я могу тебя отблагодарить?»

Это не только поможет тебе научиться рефлексировать свои чувства, но и сделает твои коммуникации с окружающими гораздо экологичнее и спокойнее.

Развивая эмоциональный интеллект, ты больше узнаешь о чувствах вообще, а в дальнейшем ты сможешь экстраполировать эти знания, перенести их на анализ окружающих.

2. Смотри кино и анализируй актёрскую игру.

Спрашивай себя, веришь ли ты этому актёру, достоверно ли он показывает эмоции персонажа? Если да — то почему? Какие конкретно эмоции он показывает, и какими способами? Как он создает ощущение, что его персонаж сыгран достоверно? В дальнейшем ты сможешь перенести эти знания на анализ окружающих, воспринимая их как таких же актеров и анализируя их «актерскую игру».

Смотри кино и анализируй актёрскую игру.

3. Профайлинг.

Вообще профайлинг — это антинаучная дисциплина, воспринимать на веру всё, что с ним связано, не стоит. Учитывай, что профайлинг базируется на изначально ложном положении о том, что определенные жесты и микро-выражения лица свойственны абсолютно всем людям на земле, так как они являются приматами, потомками древних обезьян.

Это неправда: то, как человек проявляет разные эмоции, зависит от многих факторов, начиная окружающей средой и физическим самочувствием человека, и заканчивая его культурными особенностями. Например, профайлеры считают, что если человек поёрзал на стуле, привстал с него и сел обратно — это значит, что он нервничает и пытается уйти от ответа. Однако с таким же успехом у человека просто могут затечь ноги.

Однако в рамках этой дисциплины собрано много информаций об языке тела, которая поможет тебе понять, на что обращать внимание в вопросе «как научиться анализировать людей», на какие жесты, позы человека, и что каждая из них теоретически может обозначать.

Рекомендуемые материалы по профайлингу:

  • «Я вижу, о чем вы думаете» Джо Наварро. Написана бывшим сотрудником ФБР, считается лучшей книгой для тех, кто только начинает разбираться в профайлинге.
  • Классические труды в этой области: «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» и «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь» Пола Экмана. Пол Экман — основоположник профайлинга, именно по его трудам, кстати, был снят популярный сериал «Обмани меня» и «Менталист», которые сделали этого писателя очень популярны.
  • «Библия языка телодвижений». Книгу под таким заголовком написали разом два автора: Десмонд Моррис и Алан и Барбара Пиз. Информация в них приблизительно одна и та же, но у Пизов больше иллюстративного материала и немного другая структура.
  • Ютуб-канал «MENTAL TV». Автор канала разбирает выступления и интервью известных людей по методикам профайлинга на видео, это проще воспринимать, чем книгу — тебе сразу дают конкретные иллюстрации к постулатам этой «дисциплины».

4. Больше читай.

Именно в книгах авторы больше всего заморачиваются с описаниями эмоций и психологии героев, поэтому читая их — легко научиться анализировать людей. Например, ты можешь почитать Достоевского, Набокова, они очень подробно погружаются в мир своих героев; можешь почитать книги Агаты Кристи об Эркюле Пуаро, который основывает свои расследования как раз больше на эмоциональном интеллекте и проницательности, чем на холодной и сухой логике.

5. Разговаривая с человеком, ориентируйся в первую очередь на него, интересно ли ему то, о чем вы беседуете, что он чувствует в данный момент. Пытайся отследить, почему конкретно ты пришел к такому выводу.

Смотри кино и анализируй актёрскую игру.

6. Анализируя человека, обрати внимание на следующие моменты.

  • Как он коммуницирует с миром? Он общается со всеми подряд или подпускает к себе только самых близких? Он — рубаха-парень, душа нараспашку, или общается со многими, но лишь на отвлеченные темы, не подпуская к себе в личное пространство? Насколько он открытый, как хорошо он выдерживает обилие социальных контактов?
  • Как он планирует дальнейшие действия. Он осторожен, предпочитает продумать подробный план и заранее предусмотреть все возможные неприятности? Или он из тех, которые «ай, поехали, на месте разберемся»? Он больше склонен оценивать ситуацию оптимистично или пессимистично? Он принимает руководство на себя или ему больше нравится занимать ведомую позицию? Склонен ли он бросать начатое или всегда доводит дело до конца? Можно ли назвать его целеустремленным?
  • На что он опирается в оценке ситуаций: на факты или собственные личные ощущения? Насколько для него важен нравственный аспект, «правильность и неправильность», «честность и нечестность», «справедливость и несправедливость» поступков — свих и окружающих?
  • Чем он интересуется?
  • Какие у него потребности? Что его мотивирует? Например, в работе: его больше мотивирует похвала, признание его заслуг, или «спасибо в карман не положишь, где деньги, Лебовски?». Почему он делает то, что делает, исходя из каких потребностей?
У тебя всегда есть выбор

Это довольно простые вопросы, но они помогают составить первичное впечатление о человеке и предугадать, как он будет действовать в той или иной ситуации: возьмет ли руководство на себя или будет ждать указаний, пойдет ли на корпоратив или откажется, будет главной зажигалкой на вечеринке или замкнется в углу с телефоном. В дальнейшем ты сможешь проанализировать его и подробнее тоже.

7. Проведи анализ социальных сетей.

Сейчас мы все сидим в соцсетях, и если ведем их активно — их смело можно назвать слепком нашей личности. Посмотри, на что человек подписан, какие записи у него на стене, как он общается онлайн, какие репосты делает, что его волнует. Если в одной соцсети страничка чисто деловая — поищи другие, наверняка хотя бы одна из них несет больше личной информации. Только в сталкера не превращайся, тебе же нужно понять, как научиться анализировать людей, а не людей преследовать… Ну, я надеюсь.

Проведи анализ социальных сетей.

8. Понаблюдай, о чем человек говорит, если не перехватывать инициативу в разговоре.

Чаще всего мы говорим о том, что нам интересно. От чего у него горят глаза, что его волнует? Если он ориентируется больше на тебя — это тоже о чем-то да говорит, например, что он чуткий и вежливый и старается быть приятным собеседником.

9. Попроси человека дать характеристику кому-то еще.

Обычно мы замечаем в людях то, что нам самим свойственно, особенно когда речь идет о недостатках. Наблюдая, как человек высказывается о других людях, можно сделать вывод, каким он является сам.

Например, в его суждениях может явно проскальзывать зависть к чужим успехам и достижениям, или, напротив, он может высказываться обо всех более-менее тепло и доброжелательно, видеть в людях хорошего больше, чем плохого.

Люди склонны судить по себе. Если человек видит в окружающих хорошее — значит, он и сам добродушный, доброжелательный человек; если же видит больше плохого — возможно, ему и самому свойственны эти негативные качества, о которых он говорит, либо он просто проходит через тяжелый психологический период, и ему весь мир кажется очень неприятным местом.

10. Учитывай социальное положение человека.

Мужчина или женщина, какого он возраста, какой социальной группы, социального слоя, каков уровень его достатка, из какой семьи он происходит, какова его национальность. Я не предлагаю тебе мыслить стереотипами, ни в коем случае, просто принадлежность к социальным группам накладывает отпечаток на поведение человека, и их тоже нужно учитывать при анализе.

Учитывай социальное положение человека.

11. Чаще задавай себе вопрос «почему».

Почему он так поступил? Что им двигало? Пробуй встать на место другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами, «пройти километр в его ботинках». Это научит тебя эмпатии и подскажет, как научиться анализировать людей.

12. Больше читай материалов, связанных с психологией.

Например, ты можешь попробовать почитать труды Фрейда или Юнга, как основоположников психологии. Если это слишком тяжелые труды — ничего страшного, можешь почитать о типах людей, например, типах акцентуации, типах темпераментов, или соционике и психософии. Последнее опять же антинаучно и близко к знакам зодиака, но поможет понять, насколько люди могут быть разными, и почему.

13. Помни, что жизнь всегда сложнее

Помни, что жизнь всегда сложнее, глубже и многограннее, чем любая книга о профайлинге, любая теория типирований личности, и даже чем любые, самые глубокие и серьезные психологические труды. Каждый человек — это вселенная, и ты, анализируя его, можешь ошибаться, можешь вообще ничего о нем не знать и строить совершенно неверные выводы.

Это в целом абсолютно нормально: жизнь всегда сложнее любых теорий. Поэтому главный совет, если ты хочешь понять, как научиться анализировать людей — это, пожалуй, больше общаться с ними. Смотреть на людей, слушать людей, стараться их понимать, прислушиваться к ним. Люди разные. Люди удивительные. И это, мне кажется, прекрасно.

Сами того не подозревая, мы рассказываем о себе больше, чем хотим. То, о чем мы говорим, как мы это делаем, наши жесты, мимика, тембр голоса, поза — необъятный кладезь информации. Совокупность всех этих данных образует наш целостный портрет, или профиль. Умение анализировать психологический профиль открывает возможности для правильного диалога, продуктивного взаимодействия, адекватной оценки ситуации.

Содержание:

  • 1 Все, что вы скажете, будет использовано против вас
  • 2 Психологический профиль
  • 3 Психотипы
  • 4 Метапрограммы
  • 5 Как научиться

Все, что вы скажете, будет использовано против вас

Анализ профиля человека используется для поимки преступников, приема на работу новых сотрудников, выдачи кредитов в банке. Дисциплина, изучающая человека по его невербальным признакам, называется профайлингом. Он применим в обычной жизни: опытные профайлеры видят собеседника насквозь. Это помогает качественно выстроить любую коммуникацию, выявить ложь, распознать истинные намерения, даже предугадать поведение оппонента.

В настоящее время сферы применения профайлинга почти безграничны — помимо предотвращения противоправных действий и поимки преступников, он используется в банковской, страховой сферах, для оценки кандидатов и сотрудников на предприятиях, в семейной психотерапии. Именно поэтому он так полезен любому человеку в повседневной жизни: для общения, для установления прочных доверительных связей, для достижения взаимопонимания. Профайлинг предполагает определение совокупности всех отличительных особенностей, анализа психотипа, метапрограмм поведения, эмоционального состояния, речи. Для составления профиля человека необходимо не только обладать специфическими навыками, но и иметь высокие когнитивные показатели — развитое внимание, внимательность, наблюдательность, хорошую память, аналитическое мышление.

Психологический профиль

Чтобы правильно составить профиль человека, необходимо последовательно изучить особенности собеседника:

  1. Внешний вид — мимика, жесты, позы. Для правильной интерпретации внешних признаков собеседника необходим высокий уровень эмоционального интеллекта.
  2. Психотип — устойчивые черты характера, поведение в стрессовых ситуациях, особенности речи и моторики, проявление эмоциональных реакций.
  3. Метапрограмма поведения — стиль, стратегии поведения, характерные высказывания, личностные ценности, мотивация.

Психотипы

Практическая психология выделяет 9 основных психотипов личности. Они основаны на устойчивых сочетаниях черт характера, доминирующих характеристиках, которым подчиняется вся деятельность человека. Эту типологию разработали известные психиатры К. Леонгард, А. И. Личко, П. Б. Ганнушкин.

  1. Паранойял: целеустремленный, энергичный, агрессивный.
  2. Эпилептоид: организованный, энергичный, агрессивный.
  3. Истероид: эгоистичный, несдержанный, демонстративный.
  4. Гипертим: активный, организованный, повышенное настроение.
  5. Шизоид: замкнутый, мыслитель, теоретик.
  6. Психастеноид: неуверенный, нерешительный.
  7. Сензитив: чувствительный, тревожный, мнительный.
  8. Гипотим: пассивный, сниженное настроение.
  9. Циклоид: сочетание и смена гипертима и гипотима.

Метапрограммы

Почему происходят такие ситуации, когда двое говорят об одном и том же, но создается впечатление, что говорят они на разных языках? Все дело в нашем восприятии реальности. Мы можем удерживать в поле внимания одновременно примерно 7 объектов – наше сознание избирательно акцентируется на одном и игнорирует другое. За это ответственны индивидуальные фильтры восприятия, которые определяют наше поведение, они называются метапрограммами.

Знание метапрограмм позволит не только правильно понимать, но и предугадывать реакцию собеседника, предполагать ход развития диалога или ситуации. Важно заметить, что мы обычно руководствуемся набором нескольких метапрограмм, определяющим наши слова, поступки, реакции. В повседневной жизни это может быть одна метапрограмма, на работе — другая, а при общении с малознакомыми людьми — третья. Но все они образуют некий метапрограммный комплекс, определяющий наше поведение. Однако иногда мы проявляем несвойственные нам реакции, продиктованные другими метапрограммами. Это чаще всего происходит в стрессовых ситуациях, при эмоциональном возбуждении или чрезвычайной важности происходящего.

Как научиться

Подробный разбор всех психотипов и метапрограмм поведения представлен в нашем курсе «Профайлинг». Научиться анализировать основные характеристики человека вы сможете на специально разработанных тренажерах. Кроме того, в курсе вас ждет бонус — в одном из уроков мы разобрали речевые маркеры лжи, присущие каждому психотипу. Получите новые умения для более эффективной коммуникации в жизни!

Обычно мы представляем работу психологов так. Во время беседы они задают всё новые и новые вопросы, чтобы разговорить нас, внимательно выслушивают ответы, но никогда не дают советов, так как каждый человек уникален и должен самостоятельно найти решение своей проблемы. Психолог помогает в этом.

Умение глубоко понимать людей — их жизнь, опыт и эмоции — действительно помогает анализировать их как личностей. Допустим, вы спрашиваете человека о его родителях, детстве, прошлых отношениях и насколько он доволен своей работой. Два часа вы задаете ему наводящие вопросы, варьируя свой стиль, — от собеседования до допроса. Вооружившись минимальным пониманием психологии, вы сможете сформулировать вполне обоснованное предположение о том, как он решает проблемы и какие субъективные факторы влияют на его мировоззрение.

Другими словами, вы научитесь считывать особенности людей.

Однако этого недостаточно для нашей цели — научиться анализировать и понимать людей за долю секунды, с первого взгляда или на основе одного только наблюдения. Безусловно, эта цель достижима, главное — научиться делать это быстро.

Для этого существует множество причин. Нам нужно понять человека до того, как он откроет рот. Нам нужно распознать его мотивацию. Нам нужно защитить себя. Нам нужно правильно выстроить отношения и добиться понимания. Нам нужно проявить эмоциональный интеллект. Нам нужно решить, к какой категории людей он относится, чтобы правильно себя вести. Нам нужно понять, как произвести на него впечатление — в романтических или иных целях. Нам нужно угадать, врет ли он, каковы его истинные эмоции, независимо от его слов. У каждого свои причины, по которым он хочет анализировать людей с молниеносной скоростью.

Кстати, один из важнейших плюсов этой цели заключается в том, что, анализируя других, мы лучше поймем себя. Если вы не понимаете себя, то вы не поймете причин своего поведения. Вы не поймете, как и почему оказались в нынешнем положении. А главное, не сможете сформулировать свои нужды и желания в разных ситуациях. Считайте, что вы каждый день импровизируете, живете без плана и цели.

Приведем простые примеры из повседневной жизни, чтобы показать, насколько важно высокое самосознание. Если человек знает, что он интроверт, то вместо многолюдного спортзала он предпочтет хайкинг, то есть длительную прогулку без сопровождения проводника, или наденет наушники, чтобы избежать нежелательного контакта с окружающими. Он сторонится людей и прекрасно понимает это. Он использует занятия спортом как возможность отдохнуть от мира, подзарядиться и собраться с мыслями. Если бы он был экстравертом, то записался бы на групповой спиннинг или бегал бы каждое утро с друзьями в парке. Он бы стремился добавить социальное общение практически во все свои повседневные занятия, поскольку именно это приносит ему радость и дает силы.

В обоих случаях наш «герой» знает, что он предпочитает, потому что понимает особенности своей личности. Так, он ставит себя в ситуации, которые больше всего подходят ему, иначе он будет день за днем заниматься саморазрушением. Если бы интроверт не знал, что доводит его до точки, всё закончилось бы приступом паники на пороге фитнес-зала в толпе активных людей. А если бы экстраверт отправился в пятичасовой поход в лес в полном одиночестве, он свихнулся бы от тоски.

Зная себя и обладая самосознанием, вы принимаете осознанные решения, которые приносят вам пользу. Чем лучше вы знаете себя, тем проще вам контролировать себя и ставить перед собой цели. Это приятное дополнение к умению анализировать людей, так что можно только порадоваться.

Неподражаемый Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Если бы у меня был час, чтобы решить проблему, я бы потратил 55 минут на то, чтобы обдумать проблему, и 5 минут на то, чтобы обдумать решение». Как в нашем назидательном примере с выбором спортивных упражнений, если мы понимаем особенности ситуации (своей и других людей), включая ценности, убеждения, восприятие себя и общие черты личности, все решения становятся проще и эффективнее.

Анализировать людей — безусловно, навык широкого применения, но он далеко не всегда предполагает зондирующие вопросы, которые задают психологи, или наблюдение за языком тела и считывание других подсказок, как практикуют следователи ФБР, хотя чуть позже мы подробно рассмотрим и эти методы.

Существует множество элементов, из которых складывается общее представление о человеке, и только учитывая все эти элементы в совокупности, мы можем дать точную оценку. По этой причине стоит начать с самого начала — а именно с представления о типах личности и отличительных чертах характера. Это даст вам ключ к пониманию поведения людей и его причин.

Чтобы проанализировать характер человека, нужно ли смотреть на его врожденный темперамент или на его окружение? На приобретенные качества или природные черты? От генов никуда не деться, и мы обречены стать такими, как наши родители? Удастся ли нам разрешить многолетние споры психологов, ученых и философов? Скоро увидим.

Краткая история анализа

Чтобы понять, откуда взялись современные представления об особенностях личности, которые помогают анализировать людей, стоит начать с исторической справки. Думаю, никого не удивит, что одна из первых теорий была предложена философами Древней Греции. Греки первыми сказали, что можно классифицировать типы личности и темпераменты по так называемым «жизненным сокам». И назвали эту доктрину гуморальной (от лат. humor — жидкость).

Гиппократ (460–370 до н. э.), один из «отцов медицины», впервые дал определение гуморальной теории как медицинской. Он считал, что настроение и эмоции человека зависят от преобладания в организме одной из четырех жидкостей: желтой желчи, черной желчи, крови и флегмы. Именно от них зависят личностные характеристики и общий темперамент. Позже в своей диссертации De Temperamentis Гален (129–ок. 200) изучил и дополнил типологию темпераментов. Он стремился найти психологические причины поведения людей.

Опираясь на четыре элемента — воздух, земля, ветер и огонь, Гален подразделял типы поведения на горячие или холодные, сухие или влажные. Гален считал, что баланс между этими качествами возможен и характеризует идеальный тип личности.

Однако, осознав, что подобный баланс вряд ли присущ большинству представителей общества, он выделил четыре основных темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик. Они были названы по жизненным сокам, отмеченным Гиппократом. Чрезмерное преобладание одной из жидкостей нарушает баланс парных качеств.

Желтая желчь: холерик. Это человек уверенный, властный, горячий и неравнодушный. Волевая, своенравная личность; чаще экстраверт, чем интроверт.

Черная желчь: меланхолик. Сдержан и задумчив. Ему присущи частая смена настроения и стремление к перфекционизму. Предпочитает проводить время в одиночестве и не торопится принимать решения.

Кровь: сангвиник. Без него не обходится ни одно социальное мероприятие. Сангвиники обожают общаться и производят впечатление беззаботных весельчаков. Однако иногда бывают измотанными и рассеянными.

Флегма: флегматики. Верность и последовательность лучше всего описывают этот тип личности. Флегматики — тихие и надежные, их ценят именно за эти качества, поскольку они позволяют сбалансировать отношения с другими людьми. Иногда кажутся покорными и безответными, поскольку излишне доверчивы.

Многие найдут у себя признаки нескольких типов жидкости, а то и всех. Бывают дни и ситуации, в которых мы проявляем разные темпераменты. Но в целом один из них будет доминировать над остальными.

Итак, гуморальная теория опирается на то, что каждому человеку свойственно уникальное сочетание элементов — как разные вариации одного и того же стандартного рецепта, которые придают блюду особый вкус и индивидуальность.

Однако гуморальная теория не объясняла причин тех или иных особенностей личности. Жидкости скапливаются в разных количествах, но почему? Это благословение или проклятие, которое дается нам с рождения? Тем не менее гуморальная теория опиралась примерно на те же методы, которые мы используем для анализа людей: сначала за человеком наблюдали, а затем решали, к какой категории отнести его сочетание жидкостей; точно так же мы пытаемся по крохам собрать информацию о людях, наблюдая за ними, и затем делать выводы об их характере, склонностях и особенностях. Гуморальная теория не так полезна в наше время, однако она показывает многовековой интерес к пониманию себя и анализу окружающих.

Перемотаем время на несколько сотен лет вперед и вспомним известного австрийского психолога, психоаналитика Зигмунда Фрейда (1856–1939), который выдвинул собственный метод определения типов личности. Разработанная им структурная модель психики человека, вероятно, самая известная модель личности, хотя ее эффективность в реальной жизни и практическое применение вызывают некоторые сомнения. Вам она наверняка известна по названиям трех компонентов: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-я).

Фрейд считал, что психикой человека в основном управляют эти три бессознательных компонента, ведущих нескончаемую битву. Он также считал, что каждый компонент напрямую влияет на другие компоненты. Как в гуморальной теории, нарушение баланса между этими тремя компонентами приводит к появлению определенных типов личности (и соответствующих расстройств).

Ид: «Дайте мне то, что я хочу; немедленно». Человек с преобладанием компонента ид живет удовольствиями. По сути, он действует исключительно ради собственной выгоды. Ид — самый примитивный, инстинктивный компонент из трех. Поэтому человек с таким проявлением личности стремится только к удовлетворению своих простейших желаний — не остаться голодным, получить сексуальные и все другие формы удовольствия. Согласитесь, однобокая мотивация.

Младенцы — идеальный пример ид, поскольку их интересуют только их собственные желания и они плачут, когда не получают то, чего хотят. Младенцы импульсивны и не способны сопереживать и контролировать себя. Эго и суперэго у новорожденных развиваются намного позже, когда они наберутся опыта, оказываясь в различных ситуациях. Младенец, который хочет слопать десерт, не собирается учитывать какие-либо внешние обстоятельства. Его влекут желания, и он хочет получить десерт, а потом — хоть потоп. Тут в игру вступает эго.

Эго: «Я очень хочу получить это, но что для этого нужно сделать?» Компонент ид недолговечен в реальном мире, так как приходится взаимодействовать с другими людьми и их нуждами.

В конечном итоге эго, как принцип реальности, одержит верх над ид. Оно помогает признать конкретные ограничения и внешние факторы, воздействующие на наше поведение. Тот же ребенок поймет, что десерт он будет получать далеко не всегда, особенно если плохо себя ведет и разбрасывает обед по всей кухне. Эти факторы раньше им не учитывались, а теперь он в состоянии их осознать.

Эго — посредник между страданиями оторванного от реальности ид и самой реальностью. По сути, эго учит ребенка принимать решения, учитывая последствия и другие факторы, помимо слепого желания. Умение рассуждать и мыслить логически — одна из характеристик эго в отличие от иррационального ид. Эго ищет реалистичный способ удовлетворить требования ид.

Обычно в какой-то момент мы приходим к компромиссу в этом процессе. Иногда мы откладываем вознаграждение, чтобы избежать негативных последствий иррационального поведения. Эго осознает социальные нормы и правила приличия и учит держать себя в руках. Тут нет правильного или неправильного поведения. Цель эго — добиться вознаграждения без вреда. И эго вечно борется с ид за власть. Но есть еще суперэго.

Суперэго: «Я хочу получить это, но только если это не сделает меня ужасным человеком». Суперэго определяет ценности и нравственные принципы, установленные обществом, и стимулирует самосознание. По сути, суперэго — совесть, которая постоянно оценивает, стоит что-то делать или нет.

Суперэго тоже сдерживает примитивные потребности ид, но не так, как эго. Эго подавляет ид, напоминая ему о практической стороне реальности, а суперэго апеллирует к ценностям и нравственным принципам.

Как же проявляются эти три компонента? Допустим, ребенок считает, что если он доест обед, то обязательно получит десерт (ид). Однако он не учел другие факторы. Допустим, он разбросал еду по полу и устроил бардак; в таком случае он обязательно узнает, что это поведение считается неприемлемым, и лишится вознаграждения (эго). Наконец, ему стало стыдно, что он расстроил родителей, и теперь он знает, как правильно себя вести (суперэго).

Фрейд пришел к выводу, что все три компонента психики преследуют свои цели. Именно от них зависит мышление и поведение человека. Ребенок сначала вел себя эгоистично, но со временем научился контролировать свои эмоции и думать не только о собственной выгоде, но и о соблюдении социальных норм.

Труды и исследования Фрейда повлияли на многих психологов. Но, поскольку его структурная теория опирается исключительно на бессознательные побуждения, это исключает любую возможность доказательства и количественной оценки. Без конкретных данных, которые позволят изучить и подтвердить существование и влияние ид и эго, его модель слишком противоречива. Таким образом, она остается всего лишь теорией и мало чем способствует нашей цели — анализировать людей по объективным данным и психологическим характеристикам. Однако она всё равно является одним из фрагментов анализа, поскольку показывает различные силы, диктующие поведение человека.

За более объективными данными придется обратиться к антропологии и биологии — и новым технологиям. Одна из биологических моделей личности утверждает, что наши особенности и характерные черты — результат естественного отбора. Другими словами, качества, которыми обладают современные люди, — это те качества, которые позволили выжить их предкам, то есть у нас остались только самые полезные характеристики. Считается, что в основе личности современного человека лежит известный принцип «выживает сильнейший».

Чтобы выжить, люди стали развивать в себе качества, которые можно подразделить на две категории особенностей: внутриполовые и межполовые. Это две группы характеристик, которые обеспечивают размножение и процветание вида.

Межполовые особенности — это то, что привлекает противоположный пол. Брачные ухаживания, инстинктивное проявление мужественности и женственности, обаяние и ум и, по сути, всё, что порождает любовь и симпатию. Когда два человека встречаются, они демонстрируют определенные черты, чтобы завоевать интерес другой стороны и удержать внимание. Чем лучше у них развиты эти черты, тем большего успеха они добьются в ухаживаниях. Со временем эти черты перерастают в инстинктивное поведение, определяющее личность человека.

Внутриполовые особенности предполагают борьбу с соперниками нашего пола в процессе ухаживания, построения отношений и достижения всех целей, связанных с противоположным полом. Другими словами, это конкуренция и победа. Эти характерные черты отвечают на вопрос: «Почему мы больше привлекаем противоположный пол, чем другие?» Они делают нас мужественными или женственными, чтобы выделиться. Со временем эти конкурентные стимулы тоже становятся инстинктивными проявлениями нашей личности, и, конечно же, у разных людей они присутствуют в разной степени.

Что касается физиологического строения мозга, современные ученые нашли прямую связь между размером различных областей мозга и конкретными чертами личности. Университет Миннесоты провел исследование, в ходе которого участникам предложили ответить на ряд вопросов, связанных с типами личности. Затем было сделано нейровизуальное исследование головного мозга участников, были сфотографированы и изучены конкретные области мозга.

Участников разделили по пяти факторам личности согласно модели «Большая пятерка», которую мы вскоре рассмотрим подробно:

• экстраверсия;

• сознательность (добросовестность);

• невротизм;

• доброжелательность (уживчивость);

• открытость опыту.

Были сделаны следующие выводы.

• У экстравертов чаще всего увеличена орбитофронтальная кора. Она расположена сразу за глазами.

• У сознательных людей увеличена латеральная префронтальная кора головного мозга.

• У невротиков увеличена кора больших полушарий, этим и объясняются их негативные эмоции.

• У доброжелательных людей тоже увеличены кортикальные области. Однако в отличие от таковых у невротиков, они более морщинистые. Отсюда умение сопереживать людям, проникаться их чувствами и мыслями.

• До сих пор не ясно, как области мозга соотносятся с открытостью и интеллектом.

Результаты говорят сами за себя. Теперь можно найти непосредственную связь между характеристиками областей мозга и поведением человека. Личностные особенности и отличия имеют конкретное биологическое обоснование. Природа или воспитание — споры никогда не угаснут, а значит, они идут рука об руку.

Хотя далеко не всегда есть возможность сканировать мозг новых и старых друзей, чтобы понять их, мы стали на шаг ближе к нашей цели: научиться считывать и анализировать особенности людей с помощью наблюдения и сбора объективной информации.

Основные моменты

• Стремление анализировать людей, изучать типы личности и их отличительные черты присуще нам с тех самых пор, как мы стали разумными существами. Понимать себя — значит принимать эффективные решения, а понимать окружающих — значит максимально эффективно строить отношения, какой бы ни была ваша цель. Как и многие науки, анализ типов личности зародился в Древней Греции и начался с гуморальной теории, согласно которой четыре типа жидкости присутствуют в организме в разных объемах, что и объясняет формирование разных типов личности и, в частности, четырех темпераментов.

• Одна из знаковых, можно даже сказать, культовых теорий была выдвинута Зигмундом Фрейдом сотни лет спустя. Она представляет собой структурную модель психики человека и состоит из трех компонентов: ид, эго и суперэго. Как и жидкости организма, они сосуществуют в разных соотношениях и формируют уникальную личность. Ид — гедонист, эго — посредник, а суперэго — совесть.

• Существует неоспоримое биологическое обоснование индивидуальных различий между людьми. Во-первых, внутриполовые и межполовые особенности во многом повлияли на личность современного человека. Во-вторых, есть биологические и физические различия между людьми с разным типом личности по модели «Большая пятерка».

• Почему всё это так важно? Что ж, существует множество причин, по которым мы стремимся понимать окружающих лучше и быстрее. А если вы не знаете, кто вы сами — откуда вы пришли и где вы находитесь сейчас, как же вы поймете, куда вам двигаться дальше?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти быструю зарядку для телефона
  • На двери вздулся шпон как исправить
  • Как найти значение точечного заряда
  • Как найти человека если он потерял документы
  • Как составить свою программу красоты