Как составить анализ эпизода по литературе

Анализ эпизода

(Работа с текстом художественного произведения)

План (Сжатый)

1. Место данного эпизода в сюжете.

2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.

3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.

4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.

5. Последствия данного эпизода.

6. Озаглавить эпизод.

Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.
  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
  1. кто они?
  2. каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
  1. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
  2. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
  1. автора;
  2. персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
  2. Охарактеризовать героев — участников эпизода:
  1. их отношение к событию;
  2. к вопросу (проблеме);
  3. друг к другу;
  4. кратко проанализировать речь участников диалога;
  5. сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
  6. выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
  7. определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
  2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
  3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
  4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
  5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
  6. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

Как делать анализ эпизода

Анализ эпизода художественного произведения – это одна их форм работы на уроках литературы, имеющая целью определение его места в контексте произведения и связи с идейным содержанием текста. Эпизод определяется как законченный фрагмент, ограниченный временем происходящего действия, его местом и составом действующих лиц. Анализируя эпизод, учитывайте логическую последовательность в этапах этой работы.

Как делать анализ эпизода

Вам понадобится

  • — литературное произведение;
  • — литературоведческий словарь.

Инструкция

Определите границы анализируемого эпизода. Иногда это определение уже обусловлено структурой произведения (например, глава в прозаическом произведении, явление – в драматическом). Но чаще необходимо отграничивать эпизод, используя сведения о месте, времени действия и участии в нем персонажей произведения. Озаглавьте эпизод.

Охарактеризуйте событие, составляющее «основу» эпизода. Выясните, какое место оно занимает в композиционной схеме произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные, заглавные, второстепенные, внесюжетные). Найдите в рамках эпизода цитатный материал, относящийся к портретной и речевой характеристике героев, выражающий авторскую оценку действующих лиц и их поступков. Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.

Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде. Для этого сначала определите тему фрагмента (о чем?), а затем конфликт (между героями, внутренний конфликт одного персонажа). Проследите, как развиваются отношения участников этого конфликта, какую цель они преследуют и что делают для их достижения. Обратите внимание, присутствует ли в эпизоде результат их поступков и в чем он состоит.

Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как окончание эпизода связано с последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается ровным, неизменным.

Сформулируйте основную мысль эпизода. Определите авторскую позицию в отношении к изложенному событию и к проблеме эпизода. Для этого найдите оценочные слова, ее выражающие.

Проанализируйте языковые средства, используемые автором для изображения персонажей и выражения авторской позиции.

Определите роль вспомогательных художественных приемов: лирических отступлений, описаний природы, образного параллелизма и т.д.

Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного плана1.

Определить границы эпизода2, дать ему название.

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: кто они?

каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания: автора;

персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

Охарактеризовать героев — участников эпизода: их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

друг к другу;

кратко проанализировать речь участников диалога;

сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Анализ эпизода

План:

1. Что описывается, что происходит в данном эпизоде.

2. Главные участники эпизода (какие герои учавствуют в данном эпизоде).

2. Как этот эпизод помогает раскрыть характеры героев, что нового мы узнаем о героях из данного эпизода:

из поступков героев;

из речи персонажей (их интонация, слова, котроые они употребляют и др.);

из описания героев (их жестов, мимики, одежды, взглядов и т.д.).

3. Роль данного эпизода в произведении (как он помогает осветить проблемы, затронутые в произведении; раскрыть его идею).

4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей, особенно если это эпизод-диалог. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

  1. Охарактеризовать героев — участников эпизода:

    1. их отношение к событию;

    2. к вопросу (проблеме);

    3. друг к другу;

    4. кратко проанализировать речь участников диалога;

    5. сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

    6. выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

    7. определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

  2. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

  3. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

  4. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

  5. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

  6. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

  7. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

План  анализа эпизода

  1. Место и роль эпизода в композиции произведении.

2.  Тема эпизода.

3.  Герои.

4.  Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).

5.  Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:

–    через обстоятельства;

–    через конфликт;

–    через описания;

–    через монолог;

–    через диалог;

–    через поступки и психологию героев.

6.  Манера повествования, стиль писателя.

7.  Ключевые слова.

8.  Особенности языка.

9.  Средства художественной выразительности.

10.   Средства создания подтекста.

11.   Образ автора, авторская позиция.

  1. Оценочная позиция автора сочинения.

Сочинение — анализ эпизода.

Эпизод
— это часть художественного произведения, обладающая относительной
самостоятельностью и законченностью.

Сочинение,
содержащее анализ эпизода, схематически можно представить следующим образом:

Вариант 1.

I. Вступление.

1.    
Место
эпизода в произведении, характер изображённого события, действующие лица.

2.    
Тезис-предположение
о роли эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения.

II.     
Основная
часть. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.

1. Краткая характеристика персонажей и события на момент
начала действия эпизода.

2. Участие персонажей в изображенном событии (2-3 момента в
развитии действия).

3.Характеристика персонажей, их поведения и переживаний в
момент кульминации и развязки действия.

4.    
Вывод о
выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях
персонажей.

5.     «Сцепления» эпизода с другими
эпизодами эпического произведения.

III.      
Заключение
о роли эпизода как этапа развития конфликта, важного для понимания идейного
смысла произведения.

Вариант 2.

1.    
О каком
эпизоде идёт речь, где и когда он происходит?

2.    
Какие
события предшествуют в тексте данному эпизоду?

3.    Какие действующие лица заняты
в этом эпизоде? Какую роль
играет  эпизод в раскрытии характеров героев?

4.     
Пересказ
эпизода. Художественные особенности.

5.     
Какие
события следуют после этого эпизода?

6.     
Какое
место занимает этот эпизод в структуре произведения в целом?

Вариант 3.

1.
Сведения об авторе и произведении, из которого взят эпизод:

а)  жанр;

б)  общая
тема произведения;

в)  своеобразие
стиля автора (дать дополнительно: сочетание эпического, лирического и
драматического).

2.     
Какое
место занимает в произведении:

а)  экспозиция,
финал, кульминация;

б) что
предшествует данному эпизоду, его эмоциональный фон. (Важен не сюжет, а
эмоциональное состояние героя).

3.     
Каковы
темы и сюжет эпизода:

а)  как
бы вы озаглавили эпизод? Выбирая заглавие, выйти на основную мысль эпизода;

б) какое
событие изображено в эпизоде? (Встреча, прощание, знакомство, острые
столкновения, решающий поворот в судьбе героя).

в)  как
эпизод раскрывает характер?

4.     
Композиция
эпизода:

а)  общий
план эпизода;

б)
какое событие развивается в данном эпизоде, умение видеть сцены в эпизоде;

в) какое
время охватывает эпизод.

5.
Лирический, драматический, познавательный – какой характер данного эпизода?

        
6.
Детали описания места действия.

а)  изменяется
ли место действия (локально или масштабно)?

б)  Время
и пространство в эпизоде.

7.     
Способы
повествования:

а)  от
чьего лица ведётся повествование;

б)  какое
место в нём занимает рассуждение;

в)  описание,
интерьер, пейзаж, внутренний монолог, диалог.

Всё
это дать в последовательности.

Ниже
приводятся пример, содержащий цепочку заданий, которые помогут обучающимся выработать
общие подходы к анализу эпизода, научат их обращать внимание на художественные
детали, при помощи которых писатель достигает полноты изображаемой картины,
определять значение эпизода для характеристики персонажей произведения,
раскрытия его идейного смысла.

Роль
эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

1.       В каких известных вам произведениях
русской литературы есть эпизоды дуэли? Какова обычно их идейно-композиционная
роль? Сформулируйте тезис – предположение о своеобразии идейно-композиционной
роли дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

2.       Какой фазе развития основного
конфликта романа соответствует эпизод дуэли между Базаровым н Павлом
Петровичем? В какой из глав романа она изображена?

3.       Как ведут себя персонажи в
сцене вызова? Какая художественная деталь использована в ней и с какой
художественной целью? Какие особенности характера и позиции каждого персонажа
отражены в их диалоге? Какова интонация авторских комментариев?

4.       В соответствии с литературной
традицией накануне дуэли герой обычно, подводя итоги прожитой жизни, размышлял,
взвешивал. Приведите примеры, подтверждающие это. Соответствует ли поведение
Базарова, характер его размышления этой традиции? Аргументируйте свои выводы.

5.       С чего начинает автор
описание утра поединка? В чём контраст между пейзажной зарисовкой, появлением
мужика с лошадьми и предстоящим событием?

6.       Отметьте приёмы, с помощью
которых автор придаёт иронический оттенок процедуре подготовки к дуэли.

7.       Обмениваясь репликами,
участники дуэли произносят фразы на иностранных языках. Как это их
характеризует?

8.        Психологическое состояние
кого из героев изображает автор более подробно? Почему? Каков характер
переживаний героя?

9.       Охарактеризуйте поведение
персонажей в кульминационный момент дуэли. Каков эффект авторского комментария:
«Струйка крови потекла по его белым панталонам»?

10.   Какой характер придаёт развязке дуэли
обморок Павла Петровича и поведение «усовершенствованного» лакея?

11.   Каково психологическое состояние
героев после дуэли во время ожидания дрожек? Почему из авторского комментария
исчезает ирония? Какую роль в композиционном оформлении эпизода дуэли играет
второе появление мужика с лошадьми?

12.   Сделайте вывод о том, что изменилось
в поведении героев и их отношении друг к другу после дуэли, способствовала ли
она разрешению основного конфликта и почему? С каким чувством покидает Базаров
имение Кирсановых? Как приблизила дуэль сюжетную развязку романа? Как отъезд
Базарова и эпизод дуэли в целом отражают авторскую позицию в конфликте «отцов»
и «детей»?

Сочинение.

Роль эпизода дуэли в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Дуэли как способ
решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у
дворян. Поединок вошёл в литературу, с одной стороны, как часть дворянского
быта той эпохи, с другой — как приём, помогающий писателю обострить конфликт,
довести его до кульминации или до развязки. В романе «Отцы и дети» к моменту
дуэли кульминация во взаимоотношениях героев Базарова и Павла Петровича уже
позади (10 глава, спор за чаем). Роль эпизода дуэли в этом произведении —
показать дворянский обычай как пережиток. Дуэль, как и всё произведение,
направлена «против дворянства как передового класса».

Эпизод пропитан
авторской иронией от начала и до конца. Курьёзна уже сама причина дуэли, ведь
общепринятым было драться из-за «прекрасной дамы», или смывать кровью
нанесённое оскорбление. Здесь же Павел Петрович вызывает Базарова из-за того,
что подсмотрел невинный поцелуй своего врага и Фенечки, к которой, кстати,
Павел Петрович был неравнодушен. Она непонятно по какой причине напоминала ему
любимую прежде женщину. Это, несомненно, снижает образ Павла Петровича, придает
ему комический оттенок, ведь простолюдинка Фенечка не ровня загадочной княгине
Р.

Почему Базаров
принимает вызов? Он считает, что «с теоретической точки зрения дуэль —
нелепость, ну, а с практической точки зрения — это дело другое». Согласившись
следовать устаревшему аристократическому обычаю, он тем самым разрушает
нигилистическую идею. На протяжении всего романа автор заставляет Базарова
нарушать заповеди нигилизма.

В завязке эпизода
Базаров — в безвыходном положении, ведь противник сделал вызов с тяжёлой
тростью в руках. При мысли о возможном оскорблении «вся его гордость так и
поднялась на дыбы». Нелепость и комичность этой сцены подчёркивает слова
Базарова: «Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Учёные собаки так
на задних лапах танцуют».

Приняв вызов,
Базаров, возможно, чувствует близость смерти. Вечером перед поединком он даже
начинает письмо к отцу, но бросает его с мыслью: «Нет, я ещё долго на свете
маячить буду». Слово «маячить» отражает душевное состояние героя, который
переживает кризис после разрыва с Одинцовой.

Тургенев опять
отступает от принятого в русской литературе изображения дуэли. Участники дуэли
традиционно подводили итоги своей жизни (Онегин, Печорин). Для Базарова же
временем осмысления прожитой жизни станет предсмертная болезнь, а не дуэль.

Итак, наступило
«славное, свежее утро». Тургенев с большим мастерством рисует природу перед
поединком. Она не зависит от событий, происходящих вокруг, а остаётся неизменно
красивой. Этой картиной писатель ещё раз подчёркивает мысль о том, что всё
острополитическое, сиюминутное уходит на второй план перед вечным. «Какое бы
страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы… говорят…
о вечном примирении и о жизни бесконечной…» — будет написано в финале романа.

И
в это прекрасное утро Базаров вместе с Петром отправляется к назначенному
месту. По пути они встречают мужика, появление которого ещё раз оттеняет
бессмысленность дуэли: «Вот этот тоже рано встал, да, по крайней мере, за
делом, а мы?»

Павел Петрович
пытается выполнить все правила и формальности поединка. Напротив, в каждом
действии Базарова просматривается ирония по поводу этих формальностей («Я шаги
буду отмеривать», потому что «ноги у меня длиннее»). Он с издёвкой относится ко
всем действиям и словам Павла Петровича. Когда тот предлагает «соблаговолить
выбрать» пистолеты, он отвечает: «Соблаговоляю!» Даже назначение Петра
секундантом — ещё один способ поиронизировать над Павлом Петровичем.

Кульминацией
этого эпизода является ранение Павла Петровича. И в эту «трагическую» минуту
автор не оставляет иронического тона, которым сообщает о появлении струйки
крови на белых щёгольских панталонах — как «красиво»! Хотя ранение не серьёзно,
Павел Петрович теряет сознание. Этим писатель подчёркивает его слабость. Комичным
выглядит побег секунданта: «Пётр! Поди сюда, Пётр! куда ты спрятался?»

Базаров же
проявляет свои лучшие качества, оказывая помощь своему бывшему врагу. «Теперь я
уже не дуэлист, а доктор», — произносит он, и в его словах чувствуется
облегчение от того, что он наконец избавился от навязанной ему роли «дуэлиста».

Сцену дуэли
обрамляет появление мужика с лошадью, важное не только в композиционном, но и в
идейном смысле, оно подчёркивает контраст между народом и обоими героями.

Эпизод дуэли
завершается отъездом главного героя. Становится понятно, что поединок так и не
разрешил конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым, между «отцами и
детьми», а лишь формально примирил их. «Павел Петрович пожал ему руку», «но
Базаров остался холоден, как лёд». Он понимал, что Павлу Петровичу хотелось
«повеликодушничать».

Ведущие
герои Базаров и Павел Петрович Кирсанов в романе «Отцы и дети» —
герои-антиподы, хотя между ними есть и нечто общее: оба самолюбивы,
категоричны, при этом они порядочны, искренны и по-своему привлекательны. Всё
это, как, впрочем, и пропасть, которая их разделяет, мы видим как в эпизоде
дуэли, так и в других эпизодах.

Вопросы
для обучения учащихся рецензии на сочинение – анализ эпизода:

1.    
Внимательно прочитайте предложенное вам
сочинение.

2.    
Ответьте на вопросы:


Придерживается ли автор сочинения плана анализа эпизода?


Соблюдается ли логическая последовательность в изложении мыслей?


Умело и уместно ли используются цитаты?


Есть ли в сочинении выводы и обобщения?

Алгоритм анализа эпизода художественного произведения

1.     Определить
место эпизода в сюжете, определить его особенности.

2.     Озаглавить.
(Заглавие отражает либо тему, либо главную мысль)

3.     Определить
тему, проблемы (вопросы, которые задает автор), определить главную из них, для
этого определим идею (ответ автора на эти вопросы).

4.     Определить
и записать имена героев, участвующих в данном эпизоде

А) характерные черты;

Б) особенности поведения;

В) нравственные качества;

      5.  Определить, кто главный герой.

                а) чем занимается (необходимое для
выяснения роли в раскрытии идеи: профессия, увлечение, хобби, и т.д.);

                 б) приемы, которые использует автор
для раскрытия роли героя в раскрытии идеи;

                 в) нравственные качества;

                 г) отношение к раскрываемой проблеме (другие
данные, необходимые для анализа)

         6. Определить структуру эпизода, определить
его части, в какой из них ярко выражена острота конфликта.

         7. Определить, как связан этот эпизод с
другими эпизодами                       произведения.

          Примечание! Правоту любой вашей гипотезы может подтвердить только
аргумент из художественного текста. Рассуждение, не подтвержденное цитатой, не
может считаться полным и обоснованным утверждением. Художественный текст можно
цитировать или пересказывать в виде косвенной речи. Цитирование литературного
произведения не должно превышать вашу собственную речь по количеству слов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти вес системы
  • Уголки рта опущены вниз как исправить массаж
  • Пропал жесткий диск в биосе как исправить
  • Как найти длину биссектрисы треугольника вектора
  • Как найти крупных поставщиков