Как составить анализ литературного произведения

Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.

Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.

Что значит анализ произведения

Под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять произведение, отследить не только его сюжетную линию, но и внутренний смысл.

Благодаря анализу литературного произведения, можно разобраться, что имел в виду писатель, какие идеи и мысли вложил в свой рассказ, пьесу или стихотворение.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Тем, кто интересуется, как делать анализ произведения, поможет план. Он подойдёт для разбора прозы, лирики или пьесы.

Схема анализа литературного произведения

Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:

  1. История создания.
  2. Смысл названия.
  3. Жанр произведения.
  4. Тема, идея и проблематика.
  5. Композиция и ключевые моменты сюжета.
  6. Конфликт в произведении.
  7. Система героев и образов.
  8. Позиция автора.
  9. Художественные средства.
  10. Выводы.

История создания

Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.

Смысл названия

В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.

Жанр

Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).

Тема, идея и проблема

Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.

Например: «Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений».

Композиция и ключевые эпизоды

В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:

  • экспозиции;
  • завязке;
  • развитии действия;
  • кульминации;
  • развязке;
  • постопозиции.

Конфликт

Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.

Система героев и образов

В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.

Позиция автора

Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.

Художественные средства

Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:

  • эпитеты и метафоры;
  • гиперболы и литоты;
  • метонимии и синекдохи и пр.

Выводы

Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Выводы

Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий

Виды анализа художественного произведения

Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.

Анализ прозаического произведения

Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция. При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное.

Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.

Анализ поэтического произведения

План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.

При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание.

Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.

Анализ поэтического произведения

Анализ драматического произведения

Учитывая специфику пьес (обилие диалогов, отсутствие активных действий), при их анализе необходимо обращать особое внимание на речь героев и символику, которая часто заложена в самом названии произведения. Например, в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» сам сад символизирует Россию, а в «Доходном месте» А. Н. Островского в названии отражена мечта главного героя — устроиться так, чтобы много получать и мало работать.

Анализ фольклорного произведения

При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.

Как делать анализ художественного произведения?

На примере романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Ученики 5−11 классов учатся делать анализ художественного произведения. В средних классах он имеет упрощённую форму, в старших — более сложную. Чтобы ты не путался и знал, как готовиться к уроку по литературе, мы решили подготовить универсальный план анализа произведения. Смотри на примере романа «Отцы и дети», как это нужно делать.

Перед чтением художественного произведения советуем просмотреть все пункты, по которым необходимо его анализировать. Так ты сможешь по ходу отыскивать ответы на необходимые пункты: описания героев, их реплики, цитаты и тому подобное. Тебе будет проще ориентироваться на уроке, если оформишь данные в таблицу-подсказку. Для удобства также пометь в тетради страницы с важными мыслями или сделай стикеры-закладки в самой книге. Также заглядывай в статьи с критикой по произведению. В них ты найдёшь много подсказок по всем пунктам анализа художественного произведения. Бери критику за основу, а затем найди подтверждения фактов в тексте. Но не стоит полностью полагаться на чужое мнение. Если ты добавишь собственные рассуждения, хорошая отметка тебе обеспечена.

Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭНужно готовиться к ЕГЭ по русскому языку, а самомотивации не хватает? Преподаватели онлайн-курсов Адукар помогут тебе справиться со всеми сложностями и сдать ЕГЭ на крутой балл!Узнать подробности и записаться

Смотри пример краткого анализа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенный на основе критики в учебнике 10 класса, материалов на сайтах literaguru.ru и obrazovaka.ru.

История создания произведения

Начиная анализировать роман, изучи факты из биографии автора, связанные с созданием произведения. Отследи связь с исторической эпохой и обязательно узнай о значении книги в творчестве автора. Эти сведения помогут тебе понять задумку писателя, а также проблематику и идею романа. Без такой информации сложно построить доказательную базу.

Жанр произведения

Найди таблицу с признаками разных литературных жанров и по ней определи, к какому из них относится наше произведение. Признаки, которые помогут это сделать: объём, количество сюжетных линий и проблематика, продолжительность действия, языковые средства и многое другое.

Название произведения и его смысл

В названии произведения чаще всего скрывается и его смысл. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.

Тема, идея и проблематика произведения

Тема — это то, о чём говорится в произведении, идея — суть, которую хотел донести автор до читателя. А проблематика — совокупность проблем произведения, которые волнуют писателя. Разберём на примере.

Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения

Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном произведении, своего рода его схема. Включает экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, иногда — пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Поэтому, когда читаешь текст, отметь себе эту схему.

Система образов произведения

В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями. Обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на самохарактеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения. Здесь главное подтверждать свои мысли цитатами из текста.

Примерно по такому принципу стоит проанализировать каждого персонажа.

Композиция произведения

Композиция — это построение произведения, деление текста на части. Но не бездумное дробление, а в соответствии с задумкой автора. В этом пункте необходимо обратить внимание на прологи, эпилоги, посвящения и их смысл. Отметить, есть ли вставные эпизоды и лирические отступления, эпиграф. Здесь полагайся на свою внимательность.

Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Для ответа на этот пункт загляни в литературный словарь в конце учебника. Там наверняка есть определения многих художественных средств и приёмов: эпитеты, сравнения, метафоры и другие. Не ленись заглянуть и вспомнить самые распространённые из них, чтобы найти потом в тексте.

Особенности языка произведения

Если в предыдущем пункте анализируются художественные приёмы, то в этом — языковые средства (лексические единицы, синтаксические конструкции, виды речи и так далее).

Анализ художественного произведения — непростое дело. В школе ты работаешь вместе с одноклассниками, поэтому важно иметь хоть какое-либо представление и мнение, чтобы участвовать в обсуждении произведения. Особенно ценятся высказывания твоей точки зрения. Начни свой ответ со слов: «мне кажется», «я думаю», «по моему мнению» и так далее. Так ты развиваешь умение выстраивать логические цепочки, красиво говорить и писать, что не раз пригодится в жизни.

Работай активно на уроках, и соберёшь достаточно материала для сочинения. Успехов!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Каталог учебных заведений Адукар

Как выбрать предметы ЕГЭ: 3 проверенные методики

Курсы подготовки к ЕГЭ 2022

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Текст: Светлана АПАНАСЕВИЧ

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Записывайся на итоговые занятия!

Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!
Регистрируйся прямо сейчас и получи скидку 80% и крутые бонусы для подготовки!

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

В данной статье делимся с вами рекомендациями по написанию анализа произведения. Данный вид работы (или сочинения) очень популярен в школьной программе, поэтому данная инструкция будет полезна как школьникам, так и учителям.

Анализ произведения – работа, предполагающая проведение углубленного, тщательного исследования произведения, а также извлечение наиболее значимой и полезной информации и идеи из анализируемого текста.

Другими словами, под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять написанное, отследить не только сюжетную линию, но и внутренний смысл, ключевую идею и основной посыл, который автор намеревался передать.

Перед тем, как проводить анализ произведения, необходимо внимательно с ним ознакомиться, не пропуская детали и отмечая для себя важные моменты. Говоря о прочитанном, важно исходить из того, какого рода произведение следует разобрать. Если анализируем рассказ, повесть или роман, то имеем дело с эпосом, эпическим произведением, если стихотворение -то скорее имеем дело с лирикой, лирическим произведением.

Конечно, эти произведения будут различаться. Во-первых, содержанием (темой, проблемой, идеей, сюжетом – четким эпическим или неявным лирическим, системой образов – в том числе образов героев), а во-вторых – формой, способами воплощения авторской идеи (композицией, языком – использованными приемами, изобразительно-выразительными средствами).

План анализа литературного произведения

Мы приводим план анализа произведения, а чуть ниже подробно рассмотрим каждый пункт и дадим советы, как его раскрыть.

  1. История создания (название, автор, когда и где написано, с какими историческими событиями связано, кому посвящено).
  2. Смысл названия (как название раскрывает через себя основную мысль произведения).
  3. Жанр произведения (роман, повесть, поэма, комедия, ода и т.д.).
  4. Время и место действия (когда и где происходят описываемые в произведении события).
  5. Тема и идея (о чём идет речь в произведении, что хотел сказать автор этим произведением, чему научить).
  6. Проблематика (какие проблемы поднимает автор в произведении).
  7. Композиция и ключевые моменты сюжета (построение, взаимная соотнесенность и последовательность частей произведения).
  8. Конфликт (какой конфликт лежит в основе произведения, в чём заключается столкновение противоположных взглядов действующих лиц).
  9. Система образов (в чем особенность системы образов произведения, взаимодействие литературных героев между собой, а также их роль в сюжете и раскрытии авторского замысла).
  10. Художественные средства и особенности языка произведения (общее звучание, стиль речи, образные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.).
  11. Позиция автора (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме).
  12. Значение произведения (место произведения в творчестве писателя, значение в истории русской и мировой литературы);
  13. Выводы (подведение итогов анализа произведения).

Остановимся подробнее на каждом пункте, а в качестве примера разберем роман Отцы и Дети.

История создания

Необходимо кратко пересказать сопутствующие написанию книги события, а также упомянуть условия, в которых автор создавал свое детище.

Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.

Пример: Мысли о создании нового произведения, описывающего окружающую действительность, возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Именно тогда он задумал крупную повесть, героем которой должен был стать молодой врач. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.

Непосредственно к началу работы Тургенев приступает в 1860 году. Он уезжает вместе с дочерью в Париж, обосновывается там и планирует в сжатые сроки закончить работу с новым произведением. В течение первого года работы над «Отцами и детьми» писатель заканчивает первую половину романа.

Смысл названия

В некоторых случаях этот пункт можно пропустить, но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.

К примеру, название романа «Отцы и дети» символизирует конфликт взаимоотношений между родителями и детьми, разрыв поколений, взаимное непонимание.

Жанр

Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Чтобы правильно определить жанр произведения, необходимо обратить внимание на его форму, специфику, особенности, характер повествования и пр.

Пример: «Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом. Психологическую окраску роману придаёт детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. А споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Всё это ведёт к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

Время и место действия

Время и место действия произведения – это структурные элементы художественного произведения, определяющие временную и пространственную локализацию описываемых событий.

Пример: Действия в романе «Отцы и дети» происходят весной 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года. 

Место действия – глубинка Российской империи: Марьино – имение Кирсановых, Никольское – имение Одинцовой, имение родителей Базарова, город ***, Хохловские выселки.

Тема и идея

Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в произведении. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.

Пример: Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений.

Проблематика

Проблематика произведения представляет собой совокупность проблем, которые волнуют автора. Как правило, в литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.

Пример: Основная проблема, поднятая И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети» заключается в кризисе отношений между поколениями и в столкновении двух идеологий: консерваторов (Кирсановы) и радикально настроенных разночинцев-демократов (Базаров).

Композиция и ключевые моменты сюжета

В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах: экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке и постпозиции. Иногда в произведении еще присутствует пролог или эпилог.

  1. Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия.
  2. Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего развития сюжета.
  3. Развитие действия – часть, в которой конфликт углубляется, обрастает подробностями.
  4. Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострен и требует немедленного разрешения.
  5. Развязка – часть, в которой конфликт подходит к своему логическому разрешению
  6. Постпозиция – сообщение о дальнейшей судьбе героев.

Пример композиции в романе «Отцы и дети»:

  1. Экспозиция – повествование о жизни Николая Петровича и усадьбе Кирсановых.
  2. Завязка – приезд Аркадия и Базарова.
  3. Развитие действия – споры Базарова и Павла Петровича, знакомство с Ситниковым, Кукшиной, поездка к Одинцовой.
  4. Кульминация – признание Базарова в любви Одинцовой, ее отказ.
  5. Развязка – смерть Базарова.
  6. Постпозиция – события, описанные после смерти Базарова. Повествование о дальнейшей судьбе Аркадия, Кати, Фенечки, Николая Петровича, Павла Петровича, Ольги Одинцовой, Кукшиной и Ситникова.

Конфликт

Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (столкновение главного героя с обществом или конкретным человеком) либо внутренний (столкновение главного героя с самим собой).

Нужно определить, какой конфликт присутствует в произведении, сколько их, как они показаны в произведении. Зачастую, конфликт определяет сюжетную линию и, как правило, разрешается в конце произведения.

Пример: Основным конфликтом романа Тургенева «Отцы и дети» является спор между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Именно в их ссоре проявляется непонимание двух поколений. Мы видим, как люди разного времени совершенно отличаются друг от друга. Они имеют разные взгляды, идеи, ценности. Писатель пытается понять, какую сторону нужно принять. В итоге автор приходит к выводу: необходимо искать согласие. Родители должны принимать новую точку зрения детей. А ребёнок, в свою очередь, должен с уважением относиться к традициям прошлых лет. 

Система образов

В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев. Важно отметить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными. Необходимо обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на характеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения.

Кроме того, следует тщательнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.

Пример: Главные герои романа – Базаров и семья Кирсановых (Аркадий, его отец и дядя). Второстепенные герои – родители, друзья и знакомые Базарова, слуги.

Если охарактеризовать Евгения Базарова кратко, то это взрослый человек, примерно тридцати лет. К окружающему миру относится скептически. В его образе преобладают холодные и жёсткие черты. Беспринципная и не высоконравственная личность. Он сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете. Умирает от заражения крови.

Базаров отрицает предшествующую культуру, полагая, что поэзию и музыку создали аристократы «от нечего делать». Он называет искусство чепухой, романтическим бредом.

Художественные средства и особенности языка произведения

Этот пункт чрезвычайно важен при анализе произведения. С помощью художественных средств и особенностей языка произведения можно понять замысел автора, раскрыть образы персонажей, дать максимально точную оценку героям и событиям.

Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности: эпитеты и метафоры; гиперболы и литоты; метонимии и синекдохи и пр.

Пример: Роман «Отцы и дети» – бесспорное доказательство умения И.С. Тургенева виртуозно владеть языковыми средствами. В этом произведении и аристократическая, и разговорная речь, и монологи насыщены общественно-политической терминологией.

Пейзажи, портреты, описание многих событий в основном оформлены как авторская речь. Языковое оформление её отличается богатством лексических единиц и стройными синтаксическими конструкциями.

В тексте без труда можно найти:

  1. Эпитеты: патрuархально-добродушная певучесть, зловещие пятна, ощuпанные дepeвцa, скудная зелень;
  2. Сравнения: говоря об избраннике Одинцовой, автор описывает его как человека молодого и доброго, но “холодного как лед”;
  3. Метафоры: вспоминая об Аркадии на смертном одре Базаров назовет его сперва птенцом, а потом – галкой (перенос значения по сходству).

Позиция автора

Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.

Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.

Пример: Роман «Отцы и дети» – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь полотно повествования просматривается личное отношение автора к выведенным явлениям жизни. В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.

Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и, чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.

Значение произведения

В данном пункте анализа необходимо определить, какое место занимает анализируемое произведение в творчестве автора, и какое влияние оказало на русскую и мировую литературу. Также следует рассказать об особенностях произведения, какие ему присущи характеристики, которые не встречаются в других произведениях.

Пример: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» однозначно признан критиками знаковым произведением как в творчестве великого русского писателя, так и в общем контексте эпохи 60-х годов XIX века. В романе нашли отражение все современные автору общественно- политические противоречия; живо представлены как злободневно-приходящие, так и вечные проблемы взаимоотношений между поколениями «отцов» и «детей». Роман читали во всех слоях общества — от революционно настроенной молодежи до правительственной верхушки и крайних реакционеров. Тип социально-психологического романа, созданный Тургеневым, оказал огромное влияние на развитие общественной и литературной жизни.

Заключение и выводы

В конце анализа следует представить собственные соображения, относительно содержания и формы произведения, его особенностях и способах выражения авторского замысла, а также дать объективную оценку прочитанному.

Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём ещё раз отмечается ключевая идея произведения, даётся комплексная характеристика прочитанному. Также стоит отметить, какое значение это произведение имеет для читателя. Автор анализа должен отобразить в этом пункте свои мысли, эмоции впечатления в отношении прочитанного.

Этот пункт представляет собой общий вывод анализа.

Анализируя произведение, каждый исследователь вправе самостоятельно решать, какой путь анализа применять, и на каких моментах следует акцентировать свое внимания, а какие проигнорировать. Поэтому не обязательно при анализе следовать каждому пункту плана. Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа.

Особенности анализа разных типов художественных произведений

Анализ прозы

В литературе существуют следующие прозаические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и пр. Все они имеют свои особенности, но объединяет их отсутствие рифмы и конкретика описания. При анализе прозы следует уделить внимание главным героям, основной сюжетной линии и ключевым проблемам, затронутым в них. В некоторых случаях, сведения для литературного анализа прозы можно почерпнуть в кратком содержании к произведению. Зачастую там описывается основной конфликт, представлены имена центральных персонажей, а также присутствует информация о стиле автора и его предпочтениях

Анализ поэзии

Поэтическое произведение – это сочинение писателя, написанное стихами. Оно представляет собой короткое или длинное стихотворение. Анализ произведений такого типа может не предполагать освещение сюжетного конфликта и характера главных героев. Важную роль в стихотворении или поэме играют художественные средства. Задача исследователя – выявить, при помощи каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. Также следует определить ритм стиха, стихотворный размер, рифму.

Анализ драмы

Драматические произведения – это творческий труд, в котором описание жизни раскрывается через действие, поступки и разговоры героев. Такие произведения называют пьесами. Они сочетают в себе эпический и лирический способы изображения. Особое внимание в процессе анализа драматических произведений обращается на речь действующих лиц, а также выяснение подтекста их реплик. Обилие диалогов помогает раскрыть духовный мир героев, их чувства, свидетельствует о культуре персонажей, их социальном положении. Довольно часто основная идея пьесы заложена в ее названии. Кроме того, при анализе образов пьесы не следует ограничиваться только выяснением поступков действующих лиц. Необходимо обратить внимание на то, как персонаж осуществляет свои поступки и учесть это при составлении анализа.

Анализ фольклора

При составлении анализа сказки, былины, исторических и лирических песен, народных драм, эпосов, саг и прочих фольклорных произведений важнейшее значение приобретают традиции, менталитет, религиозные убеждения определенного народа. Именно взаимосвязь между этими понятиями следует отобразить в анализе такого рода.

Общая цель литературного анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, раскрытии символики, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.

Общие советы по написанию анализа произведения

1. Делайте заметки и формулируйте аргументы.

В процессе прочтения некоторые фрагменты произведения привлекают к себе особое внимание — основной конфликт, мотивы персонажей, тон повествования, время и место действия. Выделяйте отрывки текста, которые кажутся вам интересными или заслуживающими внимания. Также обращайте внимание на литературные приемы, которые использует автор для доказательства своей точки зрения.

2. Определите тему и цель автора.

При создании произведения автор может ставить перед собой несколько целей. Ваша задача — определить хотя бы одну из них, чтобы написать анализ. Затем сосредоточьтесь на ключевых темах, чтобы определиться с аргументами. Темы — это те основные идеи, который автор повторяет на протяжении всего текста. Также обратите внимание на форму произведения. Форма — это особенности устройства текста. Так, в объемном произведении форма включает особенности деления текста, а также повествование от первого или третьего лица. Проанализируйте, как соотносятся форма и содержание. Вступают ли они в противоречия.

2. Составьте план, сформулируйте тезис.

Тезис — это основная идея вашей работы. Важно охватить свои основные доводы, чтобы читатель понимал, что вы собираетесь обосновать. В литературном анализе нужно связать ключевую идею или тему с особым подходом автора к реализации этой темы в выбранном произведении. Затем продумайте структуру своих аргументов. Вы сами определяете способ организации вашего анализа. Распространенный вариант — последовательный разбор книги от начала и до конца с примерами и доказательствами из текста.

Упорядочьте основные идеи или абзацы. Присвойте римские цифры каждой идее, которую нужно рассмотреть в анализе, а также введению и выводам. Напротив римской цифры кратко запишите идею, а затем добавьте важные пункты, которые нужно рассмотреть в каждом абзаце. Под римскими цифрами используйте буквы и арабские цифры, чтобы добавить подробные сведения по каждому абзацу. Будьте максимально конкретны или укажите только самые главные моменты. Учтите — чем больше конкретики, тем проще написать анализ

3. Напишите анализ.

Начинайте каждую главную тему парой вводных предложений. Каждое ваше утверждение должно начинаться с краткого введения в начале абзаца. Просто опишите свою идею. Также можно связать идею с основным текстом. Не забывайте подкреплять свои утверждения цитатами из текста. При работе над литературным анализом важно показать, где вы нашли подтверждения своих мыслей в тексте. Все утверждения должны сопровождаться цитатами или пересказом событий.

Далее проанализируйте, как ваши доказательства поддерживают вашу основную идею. На этом этапе нужно ответить, почему ваше утверждение действительно важно. Продемонстрируйте, что ваши доказательства связаны с утверждением. Напишите введение, частью которого должен быть главный тезис. Изложите утверждения, которые вы собираетесь доказать в своем анализе, а затем напишите вывод. В заключении необходимо снова вернуться к своим доводам и четко увязать их с тезисом.

4. Отредактируйте текст.

Убедитесь в логичности ваших доводов от начала и до конца. Вам удалось проследить цепочку доводов по своим утверждениям, доказательствам и аналитическим разборам? Если нет, то начните сначала и заполните все пробелы.

Проверьте грамотность написания. Прочитайте текст вслух, для того чтобы не пропустить ни единой ошибки. Обратите внимание на неуместные слова или громоздкую структуру предложений.

Даниил Романович | Просмотров: 1.9k

Анализ литературного произведения: как правильно правильно его сделать?

Время чтения:  5 минут

5 июля 2021 г.

8 106

  1. Понятие и структура анализа художественной литературы
  2. Особенности анализа разных типов художественных трудов
  3. Рекомендации по написанию анализа художественного произведения

Анализировать прочитанные произведения мы учимся со школьной скамьи. Первые задания получают ученики 5-6 классов, постепенно требования ужесточаются. К моменту окончания школы выпускники умеют писать детальный обзор литературных произведений, написанных в разных жанрах. Эти знания впоследствии облегчают жизнь студентам изучающим филологию. Что такое анализ произведения и как его писать? В статье мы дадим ответы на эти вопросы.

Понятие и структура анализа художественной литературы

Понятие и структура анализа художественной литературы

Анализ художественного произведения – это выполнение определенных действий с целью определения способов выражения идей и замыслов автора. В процессе работы над материалом проводится его по определенным параметрам. Предполагается проведение тщательного углубленного исследования, позволяющего выявить наиболее ценную информацию, заложенную в тексте, отследить сюжетную линию, внутренний смысл и ключевую идею.

Анализ художественного произведения – задание, подразумевающее выполнение следующих действий:

  • выявление основных поворотов сюжета;
  • дача оценки характерам персонажей;
  • обзор переломных событий сюжета и сопутствующих им обстоятельств.

Обычно автор проводит анализ по определенной схеме. Он исследует:

  1. Историю создания. Изыскания помогут понять, что происходило в жизни автора в момент написания литературного труда.
  2. Название. Проведение исследований в этом направлении актуально только в том случае, если речь не идет о поэзии, где наименование часто совпадает с первой строкой стихотворения. Во всех остальных случаях название поможет определить ключевую идею произведения.
  3. Жанр. Определить его можно изучив характер изложения материала, тему и другие особенности текста.
  4. Тему, идею и проблематику. Изучив эти моменты, исследователь дает ответ на вопрос о том, что хотел донести до читателей автор. Сделать это можно, проанализировав проблематику.
  5. Композицию и сюжет. Для проведения анализа этих элементов потребуются хорошие теоретические знания. Исследователю придется изучить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию, развязку и постпозицию.
  6. Конфликт. Он присутствует в большинстве художественных трудов, может быть внешним и внутренним. Именно вокруг конфликта и «закручивается» сюжет.
  7. Героев и образы. В анализе описываются положительные и отрицательные стороны персонажей.
  8. Позицию автора. В результате проведенных изысканий делается вывод об отношении автора к событиям, описанным в произведении.
  9. Художественные средства. При описании этих элементов также понадобятся глубокие теоретические знания. Придется вспомнить, что такое синтаксические конструкции, лексические единицы, эпитеты, гиперболы и многое другое.

Завершается обзор выводами, которые сделал исследователь в результате анализа произведения.

Как сделать анализ художественного произведения?

Особенности анализа разных типов художественных трудов

Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа. Чтобы разобраться в особенностях процесса, давайте рассмотрим, как нужно исследовать прозу, поэзию, драматические и фольклорные материалы:

  1. Проза. В современной литературе существует множество прозаических произведений. К этой категории относят романы, повести, рассказы, новеллы, мемуары, притчи и другие тексты. Чаще всего будущим филологам приходится анализировать именно их. Произведения объединяют такие признаки, как отсутствие рифмы и конкретика описания. При выполнении анализа внимание уделяется сюжетной специфике, главным и второстепенным героям и проблемам, затронутым в тексте. Специфика анализа такой литературы зависит от объема текста. Так, например, романы, как самые объемные литературные труды, требуют наибольшего внимания. Важно не запутаться в особенностях сюжетных поворотов, характеристиках ключевых и второстепенных персонажей. Считается, что полноценный обзор произведения можно написать только после его полного прочтения, но современные студенты «ухитряются» справиться с заданием после изучения краткого содержания. Использование в тексте нескольких цитат создаст видимость, что исследователь прочитал книгу.
  2. Поэзия. Под этим термином подразумевают короткое или длинное художественное произведение, написанное в стихах. Обзор лирических произведений существенно отличается от исследования прозы. В этом случае не всегда нужно анализировать конфликты, основных и второстепенных персонажей, название, авторскую позицию – в некоторых стихотворениях их просто нет. Но такой обзор требует обязательного внесения дополнительных пунктов. Исследователь должен указать тип рифмы и стихотворный размер. Более детального описания требуют художественные средства.
  3. Драма. Под этим термином подразумеваются пьесы. Это особый вид литературных произведений, описывающих жизнь персонажей через их поступки и разговоры. Ключевой особенностью таких творческих трудов является большое количество диалогов при минимуме действий. Соответственно и в самом анализе делается акцент на монологи и беседы героев. Особое внимание уделяется их переживаниям, мыслям. При написании такого обзора исследователю придется столкнуться с большим количеством метафор, сравнений и других элементов, которые автор использовал при создании труда.
  4. Фольклор. Будущие филологи должны уметь анализировать любые литературные произведения, не являются исключением и фольклорные. К этой категории относят сказки, былины, эпосы, саги, и другое творчество, описывающее традиции и историю определенного народа. При написании таких произведений значение имеют традиции, менталитет, религиозные убеждения представителей той или иной народности. При проведении анализа исследователь отображаем именно взаимосвязь между этими факторами.

Основной целью анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.

Рекомендации по написанию анализа художественного произведения

Как мы уже говорили, анализ литературного произведения нужно писать после его прочтения. Во время ознакомления с текстом рекомендуется:

  1. Делать заметки, фиксируя интересные мысли и идеи. В процессе прочтения некоторые фрагменты произведения привлекают к себе особое внимание. Можно не только записывать основную идею произведения, проблематику, характеристику персонажей, но и отрывки текста, которые заслуживают внимания. Их можно использовать при написании анализа в качестве цитат.
  2. Фиксировать использованные автором литературные приемы. Чтобы изложить свою точку зрения и донести до читателей интересный, по мнению автора, рассказ, он использует метафоры, аллегории, повторения и другие приемы.
  3. Сосредоточиться на основной идее. Своевременное ее определение позволит сделать заметки и собрать достаточно материала для написания качественного анализа.
  4. Остановиться на форме литературного труда. Под эти термином подразумевают особенность построения текста. Для подготовки качественного анализа нужно отследить соотношение формы и содержания, проверить, есть ли между ними противоречия.
  5. Определить цели, которые ставил перед собой автор литературного труда.

Завершить обзор нужно предоставлением доказательств подтверждающих правильность выводов исследователя.

Оформи заказ прямо сейчас!

Первые отклики исполнителей поступают уже через 5 минут

Пожалуйста, укажите тип работы

Пожалуйста, укажите предмет

География, геология и земледелие

Дисциплины по менеджменту

Производство, промышленность

Психологические дисциплины

Статистика, теория вероятностей

Пожалуйста, укажите тему работы

Читайте также

лучшие ВУЗы России


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Для литературного анализа следует очень внимательно прочитать литературное произведение, чтобы разобраться, как автор доносит свои ключевые идеи. Начните делать примечания к тексту и читайте произведение с максимальной концентрацией, после чего сформулируйте свои доводы и составьте план. Напишите анализ в соответствии с планом и отредактируйте свою работу, чтобы сдать чистовой вариант текста.

  1. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 1

    1

    Записывайте идеи, когда читаете текст. При первом знакомстве с текстом делайте записи о тех аспектах, которые обращают на себя внимание, — основной конфликт, мотивы персонажей, тон повествования, время и место действия.[1]

    • Выделяйте отрывки текста, которые кажутся вам интересными или заслуживающими внимания. В одном из абзацев автор делает важное заявление? Текст внезапно стал философским? Выделяйте или отмечайте такие отрывки.
    • Например, одна из главных цитат романа Джорджа Оруэлла «1984», которая часто повторяется: «Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила». Поскольку это девиз Партии (одной-единственной политической партии государства), нам становится понятно, что данный текст будет важен для сюжета. Можно использовать цветной маркер, чтобы выделять этот отрывок текста при каждом его упоминании. Так вам будет проще найти утверждение, чтобы проанализировать, когда, где и зачем Оруэлл повторяет эти строки.
  2. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 2

    2

    Замечайте литературные приемы. Автор использует литературные приемы, чтобы доказать свою точку зрения или рассказать историю. В литературных произведениях используется аллитерация, художественные образы, метафоры, аллюзии, аллегории, повторения, ретроспектива, различные предзнаменования и другие приемы.[2]

    • Например, художественные образы — это живой язык автора, который помогает сформировать мысленное представление. Они могут задавать тон всего текста. Рассмотрим пример из романа «1984» Джорджа Оруэлла, который встречается в четвертом абзаце:
      • «Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным — кроме расклеенных повсюду плакатов».
    • Этот короткий отрывок позволяет представить суровый мир, очень холодный и лишенный цвета.
  3. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 3

    3

    Сосредоточьтесь на ключевых темах. Темы — это те основные идеи, который автор повторяет на протяжении всего текста. Темой может быть религия, правительство, борьба добра и зла, власть, социальный строй, взросление, война, образование, права человека и многое другое. Определите темы как можно раньше, чтобы вам было проще выписывать примеры таких тем в процессе чтения текста.[3]

    • Среди главных тем романа «1984» можно назвать войну, власть и социальный строй.
  4. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 4

    4

    Обратите внимание на форму произведения. Форма — это особенности устройства текста. Так, в объемном произведении форма включает особенности деления текста, а также повествование от первого или третьего лица. В стихотворении обращайте внимание на переносы строк, порядок куплетов, внешний вид и даже задействованное негативное пространство. Почему автор выбрал именно такую форму и как она помогает лучше представить ключевые идеи?[4]

    • Проанализируйте, как соотносятся форма и содержание. Вступают ли они в противоречия?
    • Например, в стихотворении часто содержится меньше информации, чем в романе, в связи с чем автор может использовать форму, чтобы привлечь внимание к скрытому или вопросам без ответа.
  5. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 5

    5

    Учитывайте исторический контекст. Произведения не создаются в вакууме, так что время и место, в котором работал автор, всегда влияют на произведение. Узнайте, где жил автор, когда написал роман, что происходило в это время в мире.[5]

    • Например, роман «1984» был опубликован почти сразу после Второй мировой войны, в 1949 году, когда над миром нависла угроза фашизма. Не менее важен тот факт, что Оруэлл был свидетелем проблем тоталитарных режимов в государствах вроде Испании и хотел предупредить весь мир об опасности развития тоталитаризма в любой форме, будь то левые или правые политические силы.[6]
  6. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 6

    6

    Определите цель автора. При создании произведения автор может ставить перед собой несколько целей. Ваша задача — определить хотя бы одну из них, чтобы написать анализ. Если вы способны подтвердить свои идеи доказательствами из текста, то можно выбрать любую цель на свое усмотрение.[7]

    • Чтобы определить цель автора, проанализируйте исторический контекст книги, а также важные для автора темы. Также можно прочитать другие рецензии, комментарии и интервью с автором.
    • Например, одной из главных целей Оруэлла при работе над романом «1984» было показать, что ждет граждан, если не контролировать работу собственного правительства — тоталитарный режим, который следит за каждым шагом и мыслью людей.
  7. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 7

    7

    Обдумайте, как автор демонстрирует свою главную цель. Свяжите свои записи и заметки к тексту с вашими представлениями об одной из целей автора. Подумайте, как автор использует отмеченные вами приемы, чтобы донести свою точку зрения.[8]

    • Так, девиз «Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила» становится введением к цели автора. Он позволяет читателю представить, что произойдет дальше: представителей такого общества заставляют молча проглатывать противоречивые утверждения правительства. В романе этот концепт получил название «двоемыслие».
  8. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 8

    8

    Сосредоточьтесь на теме, чтобы определиться с аргументами. Сосредоточьтесь на одном элементе сюжета, который олицетворяет собой выбранную вами главную цель произведения. Чем именно вас затронула эта конкретная тема. Почему она кажется важной?[9]

    • Например, вы хотите сосредоточиться на том, как художественные образы задают тон в романе «1984». Почему это важно? Без таких образов роман воспринимался бы иначе, а Оруэллу было бы трудно показать читателю убедительный мир.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 9

    1

    Сформулируйте тезис. Тезис — это основная идея вашей работы. Важно охватить свои основные доводы, чтобы читатель понимал, что вы собираетесь обосновать. В литературном анализе нужно связать ключевую идею или тему с особым подходом автора к реализации этой темы в выбранном произведении.[10]

    • Например, можно написать: «В романе «1984» Оруэлл использует художественный образ жуткого и серого мира, чтобы убедить читателей в главном: тоталитаризм недопустим ни при каких условиях и обстоятельствах».
  2. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 10

    2

    Продумайте структуру своих аргументов. Вы сами определяете способ организации вашего анализа. Распространенный вариант — последовательный разбор книги от начала и до конца с примерами и доказательствами из текста.[11]

    • Также можно начать с исторической справки, чтобы погрузить читателя в контекст произведения.
    • Еще один вариант — сначала представить самую важную часть доводов, а затем развивать свою мысль.
  3. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 11

    3

    Упорядочьте основные идеи или абзацы. Присвойте римские цифры каждой идее, которую нужно рассмотреть в анализе, а также введению и выводам. Напротив римской цифры кратко запишите идею.[12]

    • Например, составьте такой план:
      • I. Введение
      • II. Общие сведения и исторический контекст романа «1984»
      • III. Знакомство с главной темой
      • IV. Художественные образы как инструменты реализации выбранной темы
      • V. Выводы
  4. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 12

    4

    Добавьте важные пункты, которые нужно рассмотреть в каждом абзаце. Под римскими цифрами используйте буквы и арабские цифры, чтобы добавить подробные сведения по каждому абзацу. Будьте максимально конкретны или укажите только самые главные моменты. Учтите — чем больше конкретики, тем проще написать анализ.[13]

    • Подробный план может иметь следующий вид:
      • I. Введение
        • А. Указать работу, включая автора, название и дату создания
        • Б. Тезис: В романе «1984» Оруэлл использует художественный образ жуткого и серого мира, чтобы убедить читателей в главном: тоталитаризм недопустим ни в каких условиях и обстоятельствах.
      • II. Общие сведения и исторический контекст романа «1984»
        • А. Вторая мировая война
        • Б. Злоключения Оруэлла в Испании
          • 1. Влияние фашизма на мировоззрение автора
          • 2. Опасность тоталитаризма в случае прихода к власти левых и правых политических сил
        • В. Происхождение фразы «Холодная война»
      • III. Знакомство с главной темой автора
        • А. Предупреждение об опасности тоталитаризма
          • 1. Партия контролирует все аспекты жизни
          • 2. Отсутствие неприкосновенности частной жизни и даже собственных мыслей
          • 3. Логичные последствия абсолютной власти по мнению Оруэлла
      • IV. Художественные образы как инструменты реализации выбранной темы
        • А. Книга начинается с тусклых и бесцветных образов, которые задают тон повествования
        • Б. Описание упадка городов создает ощущение, будто мир распадается на части
        • В. Контрастные образы встреч Уинстона с Джулией подчеркивают цель основных образов
      • V. Выводы

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 13

    1

    Начинайте каждую главную тему парой вводных предложений. Каждое ваше утверждение должно начинаться с краткого введения в начале абзаца. Просто опишите свою идею. Также можно связать идею с основным текстом.[14]

    • Например, напишите: «Уже в самом начале романа Оруэлл знакомит нас с мрачным и холодным миром, в котором никто не захочет жить».
    • В литературном анализе аргументация должна проходить красной нитью через весь текст работы. Каждый новый абзац должен быть связан с главным тезисом вашего анализа. Благодаря такому подходу читатель сможет рассмотреть вашу главную идею.
  2. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 14

    2

    Подкрепляйте свои утверждения цитатами из текста. При работе над литературным анализом важно показать читателю, где вы нашли подтверждения своих мыслей в тексте. Все утверждения должны сопровождаться цитатами или пересказом событий.[15]

    • Просмотрите свои записи, чтобы найти подходящие цитаты. Далее объясните смысл цитаты и укажите, почему она подтверждает вашу точку зрения. Анализ цитаты должен быть хотя бы не короче самой цитаты.
    • Например, добавьте: «Уже в самом начале романа Оруэлл знакомит нас с мрачным и холодным миром, в котором никто не захочет жить: “Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным — кроме расклеенных повсюду плакатов”».
    • Не забывайте правильно оформлять цитаты в тексте.
  3. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 15

    3

    Проанализируйте, как ваши доказательства поддерживают вашу основную идею. На этом этапе нужно ответить, почему ваше утверждение действительно важно. Продемонстрируйте читателям, что ваши доказательства связаны с утверждением.[16]

    • Например, завершите абзац с цитатой следующим образом:
      • Этот мир жесток к своим обитателям, от него веет «холодом» и предчувствием беды, а будни не чередуются с радостными днями. Даже яркий солнечный день не помогает забыть о мрачности и унынии. Посредством таких описаний Оруэлл демонстрирует, что мир романа может оказаться и нашим будущим, суровой реальностью без возможности найти отраду в фантазиях или веселье.
  4. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 16

    4

    Напишите введение. Если вы еще этого не сделали, то пришло время написать введение. Частью введения должен быть главный тезис, но также следует изложить утверждения, которые вы собираетесь доказать в своем анализе.[17]

    • Во введении стремитесь привлечь внимание читателя. Например, напишите:
      • Попробуйте представить мир, в котором всемогущее правительство тщательно анализирует каждое выражение лица, каждое движение и каждое сказанное слово. Каждого, кто нарушает правила или выходит за рамки дозволенного, ждет жестокое наказание. Если это напоминает вам абсурдную и мрачную реальность, в которой никто не захочет жить, то именно это хотел показать Джордж Оруэлл в своем романе «1984». События книги происходят в антиутопическом будущем, в котором всех граждан контролирует тоталитарное правительство. В романе «1984» Оруэлл использует художественный образ жуткого и серого мира, чтобы убедить читателей в главном: тоталитаризм недопустим ни в каких условиях и обстоятельствах. Он пришел к такому выводу, когда воевал против фашистов в Испании, а также наблюдал за политическим климатом в мире во время Второй мировой войны.
  5. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 17

    5

    Напишите выводы. В заключении необходимо снова вернуться к своим доводам и четко увязать их с тезисом. Покажите читателю, что все линии сходятся в одной точке.[18]

    • Например, напишите:
      • Оруэлл очень боялся того, что мир может двигаться в сторону тоталитаризма. Исходит ли угроза от левых или правых сил, каждый сознательный гражданин должен бороться, чтобы не допустить такой участи. В своем романе Оруэлл показывает логические последствия тоталитарной власти. Художественные образы заставляют читателя поверить в реальность существования этого мира. После знакомства с таким вариантом будущего никто не захочет отдать власть правительству, которое станет причиной подобной жестокой реальности.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 18

    1

    Убедитесь в логичности ваших доводов от начала и до конца. Прочитайте анализ такими глазами, будто вы никогда не видели проанализированный текст. Вам удалось проследить цепочку доводов только по своим утверждениям, доказательствам и аналитическим разборам? Если нет, то начните сначала и заполните все пробелы.

    • Попросите друга прочитать ваш анализ и высказать свое мнение.
  2. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 19

    2

    Избавьтесь от фраз вроде «Я считаю» и «Мне кажется». Если вы впервые написали литературный анализ, то вполне нормально ощущать неуверенность. В этом нет ничего необычного! Однако же излагать свои доводы следует без таких фраз. Они делают доводы менее убедительными и как бы сигнализируют читателю, что вы не уверены в своих словах.[19]

  3. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 20

    3

    Прочитайте текст вслух. Исправьте ошибки, которые найдет программа проверки правописания, а после этого проверьте работу сами. Читайте вслух, чтобы замедлиться и не пропустить ни единой ошибки.[20]

    • Например, обращайте внимание на неуместные слова или громоздкую структуру предложений.
  4. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 21

    4

    Покажите текст постороннему человеку. Всегда полезно показать свою работу еще одной паре глаз, чтобы найти ошибки. Попросите друга, родителя или одноклассника прочитать ваш анализ и подчеркнуть выявленные грамматические ошибки.

    Реклама

Советы

  • Перед началом работы убедитесь, что вы правильно понимаете суть задания. Всегда следуйте указаниям и рекомендациям преподавателя.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 24 816 раз.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти диаметр колеса детского велосипеда
  • Меч короля артура вальхалла как найти
  • Могила пришвина на введенском кладбище как найти
  • Как найти алгебраическое дополнение определителя онлайн
  • Как найти свою династию