Как составить анализ работы школы за учебный год

План работы
зам. директора. Годовой анализ деятельности школы

Какие сведения
включить в анализ работы школы за год, чтобы подготовить августовский
педсовет и публичный доклад

В данной
статье вы узнаете, как составить Анализ работы школы за 2017/18
учебный год, чем он отличается от прошлогоднего и какие сведения
собрать с коллег перед тем, как приступить к Анализу. Все это должно
упростить вам дальнейшую подготовку августовского педсовета и публичного
доклада.

При подготовке
Анализа работы школы за 2017/18 учебный год (Анализ) учитывайте, чем
он отличается от прошлогоднего. Обязательно отразите, как ученики
написали новые ВПР, сдали ГИА и выполнили учебный план, например, освоили
астрономию как новый учебный предмет.

В этом году
в Анализе 10 разделов. Объединены содержание Анализа с публичным
докладом и отчетом о самообследовании, чтобы не нужно было
готовить отдельно три документа. Ниже – подробно о том, что писать
в каждом разделе.

Что нового
написать в Анализе по сравнению с прошлогодним

По сравнению
с прошлогодним Анализом, измените в его содержании четыре пункта. Они
связаны с ВПР, итоговым собеседованием, ГИА и учебными планами.

Важно! 27 ВПР
и итоговое собеседование провел в школах Рособрнадзор. Напишите
о результатах ваших учеников в Анализе работы школы за год.

Новые ВПР. Напишите о результатах
проверочных работ во 2-х классах. ВПР для второклассников впервые провели
в октябре 2017 года. ВПР для 2-го класса – контрольная работа
с комплексом заданий, которая включает контрольное списывание. Она диагностирует
учебные достижения детей по русскому языку за 1-й класс.  

Отразите, как
шестиклассники впервые написали ВПР в режиме апробации и какие
предметы выбрали из семи предложенных: математику, биологию, географию,
литературу, МХК, историю, обществознание.

Еще напишите,
в каких ВПР участвовали 11-е классы вашей школы. Выпускники могли написать
проверочную работу по иностранному языку, истории, физике, химии, биологии
и географии, если не сдавали по этим предметам ЕГЭ.
Проанализируйте, как школа выполнила план методической работы по развитию
ВСОКО.

Итоговое
собеседование в 9-х классах.
Проанализируйте результаты устного собеседования в 9-х
классах. Выпускники основной школы впервые в этом году участвовали
в такой форме контроля качества образовательных результатов. Напишите,
с какими заданиями справились лучше или хуже, уложились ли
в отведенное время.

Результаты
ГИА.

Федеральный институт педагогических измерений в этом учебном году поменял
задания по физике, литературе, информатике, обществознанию и др. Расскажите,
как выпускники справились с новыми заданиями ГИА. 

Новый предмет
в учебном плане.
Напишите, как педагоги выполнили учебный план с учетом
нового предмета – астрономии. Оцените выполнение учебного плана
в целом. Подсчитайте, сколько уроков учителя не провели из-за болезни
или других обстоятельств.

Что написать
в разделе 1

В разделе 1
оцените открытость и доступность информации о школе, как педагоги
работают с социокультурными ресурсами:

Открытость и
актуальность информации о школе.
Проанализируйте актуальность обязательной информации
на сайте ОО. Укажите, есть ли сведения о педагогах
и насколько они достоверны. Воспользуйтесь показателями анализа сайта
ОО.

Оцените,
насколько доступен сайт для учащихся и родителей, то есть
могут ли они внести в электронной форме на сайте предложения
по работе школы. Проверьте доступность сведений для родителей учащихся,
когда администрация рассматривает их обращения.

Работа школы с
социокультурными ресурсами.
Расскажите, как школа использует социокультурные ресурсы региона,
района или города в обучении школьников. Например, рядом со школой
есть спорткомплекс, музыкальная школа. Напишите, как взаимодействуете
с ними, чтобы развивать учащихся.

Что включить
в раздел 2

В разделе 2
расскажите о том, как контролируете набор в 1-е классы,
об условиях обучения разных групп школьников, ка соблюдаете требования
СанПиН к расписанию.

Набор учащихся
в 1-е классы.
Расскажите, как учитываете количество детей по закрепленной
за ОО территорией. Так вы лучше поймете, сколько учеников придет
учиться в 1-е классы в новом учебном году и какая нагрузка будет
у педагогов.

Условия
обучения школьников с особыми образовательными потребностями.
Вместе с вами этот
подраздел обязан подготовить социальный педагог. Он охарактеризует
контингент обучающихся. Расскажет, какие условия школа создала для обучения
детей-инвалидов и учеников с ОВЗ.

Условия
обучения школьников группы риска.
Этот подраздел напишите вместе с заместителем
по воспитательной работе и социальным педагогом.
Вы проанализируете, какие условия ОО обеспечила для школьников
в социально опасной ситуации, из семей беженцев и переселенцев,
мигрантов без гражданства.

Выполнение
учебных планов.
Проанализируйте учебные планы. Сравните количество часов по плану
на учебные предметы с количеством часов, которое реализовали учителя.
Педагоги заранее должны обосновать расхождение в объеме часов
и пояснить причины.

Напишите, какие
предметы были новыми и как учителя выполнили план по этим предметам.
Если школа реализует дистанционное обучение, включите итоги обучения
в этот раздел.

Выполнение
требований СанПин к расписанию занятий.
Проанализируйте расписание учебных
занятий, чтобы понять, как учителя выполнили требования СанПиН. Вам необходимо
определить трудность расписания по ранговой шкале и построить графики
распределения учебной нагрузки по классам.

Оценка школы
родителями и учениками.
Укажите, сколько учеников и их родителей
положительно оценивают результаты работы школы и как вы выявили
их мнение. Дополните отчет результатами оценки муниципальными и региональными
мониторингами. Исследования помогут увидеть место школы среди других школ
и спланировать мероприятия, чтобы улучшить образовательную деятельность
в новом году.

Что
проанализировать в разделе 3

В разделе 3
расскажите, как школа помогает всем ученикам достичь качественного образования.
Проанализируйте итоги новых ВПР.

Качественное
массовое образование.
Покажите в диаграммах, как поменялись достижения
учащихся по сравнению с прошлым учебным годом. Приведите динамику
по средним оценкам и по количеству выпускников с медалями
или похвальными грамотами.

Напишите, как показатели
внутришкольного контроля качества подтверждаются независимыми диагностиками,
например, муниципальными или региональными проверочными работами.

Итоги ГИА. Расскажите, какие программы
и планы вы реализовали, чтобы ученики повысили результаты
на ГИА. Проанализируйте количество баллов на ГИА ваших учеников
по сравнению с максимальными или минимальными показателями. Объясните
причины успеха или неуспеха учащихся.

Результаты
новых ВПР и итогового собеседования.
Напишите, в каких ВПР и с какими
результатами участвовали школьники в этом году по сравнению
с прошлым годом. Расскажите о результатах итогового собеседования
по русскому языку в 9-х классах. Объясните, как учителя помогли достичь
ученикам образовательных результатов.

Что включить
в раздел 4

В разделе 4
проанализируйте результаты диагностических работ, которые выявляли уровень
развития УУД. Включите анализ итоговых проектов.

Уровень
развития УУД.

В отчете покажите динамику УУД в графиках или таблицах. Начните
с результатов стартовой диагностики в начале года. Сравните
ее с итоговыми работами. Проанализируйте читательскую грамотность
школьников, ИКТ-компетентность. Расскажите, как проводили наблюдение
за проектной деятельностью.

Итоговые
проекты.

Обязательно расскажите об итоговых проектах. Если в вашей школе
есть специальная циклограмма проектной деятельности, покажите, сколько
мероприятий провели и почему не провели остальные. Если в школе
была конференция проектов, то проанализируйте результаты. Например, как
конференция помогла ученикам победить в конкурсах разного уровня.

Что
проанализировать в разделе 5

Напишите
в разделе 5, каких личностных результатов достигли ученики, какие
направления воспитательной работы реализовала школа, как педагоги предотвращали
рост количества учеников, совершивших правонарушения.

Личностные
результаты учеников.
Вместе с заместителем руководителя
ОО по воспитательной работе проанализируйте, как направления
воспитательной работы помогли учащимся достичь личностных результатов.
Главное – показать не количество мероприятий, а динамику
личностных результатов. Отразите в отчете, как классные руководители
и учащиеся учитывают личностные результаты в портфолио.

Внеурочная деятельность
и дополнительное образование.
Сделайте вывод о том, как программы внеурочной
деятельности помогли школьникам достичь образовательных результатов и как
дополнительное образование развивает личность ученика.

Оцените,
насколько актуальны программы дополнительного образования.
Сделайте вывод о том,
как программы внеурочной деятельности помогли школьникам достичь
образовательных результатов и как дополнительное образование развивает
личность ученика.

Что написать
в разделе 6

В разделе 6
обобщите результаты работы с обучающимися с ОВЗ. Если в вашей
школе есть дети с ОВЗ, то расскажите, как педагоги обучали
по адаптированным образовательным программам.

Итоги
реализации адаптированных программ.
Расскажите в Анализе, сколько учеников
с ОВЗ учится в вашей школе, с какими нозологиями. Укажите
перечень адаптированных основных образовательных программ (АООП). Напишите, как
реализовывали АООП. Если у педагогов были трудности, то укажите, как
преодолели эти трудности и каких результатов добились в конце года.
Отметьте, как школа обеспечила особые образовательные потребности учащихся
с ОВЗ и улучшила условия обучения таких школьников в этом году.
Например, администрация ОО закупила новое оборудование, специальную
технику, методические пособия.

Итоги
коррекционной работы, которые повысили качество образования.
Напишите об итогах
коррекционно-развивающей работы, которую провели педагоги. С помощью
графиков и диаграмм покажите, каких образовательных результатов
педагогический коллектив помог добиться ученикам. Проанализируйте результаты
ГИА, в которых участвовали школьники с ОВЗ. Напишите о том,
какой вклад дети с ОВЗ внесли в общий показатель качества образования
в вашей школе. Если ученики с ОВЗ участвовали в конкрсах
и олимпиадах, обязательно отметьте их результаты.

Что включить
в раздел 7

Для раздела 7
запросите информацию у ваших коллег. Поможет чек-лист. Анализ
психолого-педагогических условий в школе выполнит педагог-психолог,
финансово-экономических – бухгалтер или работник, отвечающий за план
финансово-хозяйственной деятельности. Заместитель руководителя по АХР
представит анализ материально-технического обеспечения.

Анализ
кадровых условий.
Проанализируйте кадровый состав и напишите, как именно этот
кадровый состав обеспечивает качественное массовое образование. Если показатели
качества в вашей школе низкие, то напишите, каких учителей
не хватает, чтобы повысить качество. Включите информацию о том, как
педагоги повысили квалификацию, прошли аттестацию и как это помогает
повысить результаты учеников.

Анализ психолого-педагогических
условий.
Когда
ваши коллеги будут готовить свои разделы для Анализа, проконтролируйте, чтобы
в отчетах была не только количественная информация о том,
сколько мероприятий они провели, но и качественный анализ результатов
этих мероприятий. Так педагог-психолог напишет, как выявлял
высокомотивированных учеников, какие конкретно консультации и тренинги
проводил с олимпиадниками и участниками конкурсов в течение
года, как эти мероприятия поддержали учеников во время конкурсных
испытаний.

Что
проанализировать в разделе 8

Проанализируйте
в разделе 8, как педагоги выполнили программы по охране труда, планы
по пожарной и электробезопасности, гражданской обороне. Укажите
результаты участия школьников в мероприятиях по безопасности.

Новый раздел о
диагностике психологической безопасности.
Проверьте работу педагога-психолога.
Если он в течение учебного года диагностировал, как учителя,
школьники и их родители оценивают психологическую безопасность
в ОО, то включите эти данные в анализ работы.

План работы по
пожарной безопасности.
Проанализируйте план работы, который реализовали педагоги
с учениками по пожарной безопасности. Если такую работу ваша школа
планировала как внеклассную, то запросите данные у заместителя
директора по воспитательной работе.

Что написать
в разделе 9

В разделе 9
расскажите, как развивали ВСОКО. Проанализируйте итоги плана внутришкольного
контроля: сколько посетили урочных и внеурочных занятий, насколько
качественно педагоги готовятся и проводят занятия, оцените результативность
мастер-классов учителей внутри школы и вне ее.

Анализ
посещенных учебных занятий.
Укажите в Анализе, какие оценочные листы или критерии
анализа урока вы использовали в течение года. Расскажите, насколько
хорошо учителя понимают критерии анализа урока, внеурочного занятия или занятия
по программе дополнительного образования. Укажите достижения педагогов.
Если выявили неудачи учителей, напишите, какую работу провели, чтобы исправить
недостатки в подготовке и проведении занятий. Если в школе проводили
предметные или метапредметные недели, то напишите
о результатах.

Качество
работы педсоветов.
Расскажите, какую программу педсоветов реализовала ваша школа
в учебном году.  Проанализируйте, как педагоги выполняют протоколы
педсоветов и заседаний профессиональных объединений. Покажите, как
педсоветы и другие методические мероприятия помогли учителям повысить
качество результатов учеников.

Что включить
в раздел 10

Заключительный
раздел в Анализе завершите списком целей и задач школы
на следующий год. В него можно включить пункты, связанные
с развитием педагогической деятельности, новые программы и планы,
которые помогут ученикам улучшить образовательные результаты.

Программа
работы с учениками, у которых низкая учебная мотивация.
В программу повышения
качества образования в вашей школе вы можете запланировать новый
раздел или программу по работе с учениками, у которых низкая
учебная мотивация.  

Программа
работы с высокомотивированными учениками.
Еще одна новая программа — это
программа по работе с учениками, у которых повышенная мотивация
к учебной деятельности. 

План работы на учебный год является важнейшим
локальным актом образовательного учреждения
(ОУ). Он в полной мере должен соответствовать
Закону РФ “Об образовании”, типовому положению
об ОУ, федеральному, республиканскому
законодательству. План должен основываться на
современных достижениях педагогического
менеджмента, педагогики, дидактики, психологии.
Годовой план работы школы позволяет создать
единое образовательное пространство,
координируя деятельность всех участников
педагогического процесса, школьных общественных
организаций, субъектов социума, являясь
документом коллективного творчества.

Общешкольный план устанавливает способы и
средства достижения цели, задачи, определяет
темп работы коллектива на весь учебный год,
включая летние каникулы; утверждает состав
рабочей группы, которая должна выполнить
предусмотренную планом работу; ориентирует
содержание локальных планов различных
подразделений на решение задач,
сформулированных в общешкольном годовом плане.

Критериями оптимальности годового плана
являются:

  • единство целей и средств их достижения,
    правомерность избранных форм воплощения
    планируемой работы;
  • общественная значимость задач, содержания,
    определенных в плане на предстоящий период
    работы;
  • реальность, выполняемость плана;
  • комплексность, аналитичность построения плана

Краткость, содержательность, конкретность,
научная обоснованность – обязательные условия
успешного планирования работы школы на учебный
год.

Что можно положить в основу определения
структуры годового плана?
Процесс
структурирования годового плана работы школы в
настоящее время не регламентируется
вышестоящими органами образования и является
многовариативным, ориентирующимся на учет
специфики школы и индивидуальных особенностей
ее альтернативного развития Планирование работы
школ, работающих в инновационном режиме, имеет
свою специфику. Учет ее предполагает введение в
единую структуру годового плана особого раздела
– “Управление инновационными процессами в
школе” Планирование можно осуществлять по
следующим основаниям: по коллективам, процессам,
видам деятельности, формам организации, др.

Структура годового плана по коллективам.

  1. Система работы с педагогическими кадрами.
  2. Система работы с учащимися.
  3. Система работы с родителями и общественностью.
  4. Система работы с руководителями школы и т.д.

Структура годового плана по процессам.

  1. Учебно-воспитательный процесс.
  2. Внеурочный воспитательный процесс.
  3. Внешкольный воспитательный процесс.
  4. Процесс управления школой (планирование,
    организация, контроль, регулирование и др.).

Структура годового плана по видам
деятельности.

  1. Педагогическая деятельность.
  2. Диагностико-коррекционная деятельность.
  3. Познавательная деятельность.
  4. Развивающая деятельность.
  5. Игровая деятельность.
  6. Научная деятельность.
  7. Трудовая деятельность.
  8. Управленческая деятельность и т.д.

Структура годового плана по направлениям
деятельности школы.

  1. Работа по обеспечению обязательной
    образовательной подготовки учащихся. Социальная
    защита школьников.
  2. Система работы с педагогическими кадрами.
    Повышение их квалификации.
  3. Система внеклассной воспитательной работы с
    учащимися.
  4. Совместная работа школы с родителями и
    общественностью.
  5. Финансово-хозяйственная деятельность.
    Укрепление МТБ школы.
  6. Система внутришкольного контроля.
  7. Организационно-педагогические мероприятия.

Структура годового плана может выглядеть
следующим образом: (вариант 1)

Раздел 1. Анализ учебно-методической и
воспитательной работы за прошедший учебный год и
основные задачи на новый учебный год.

  1. Анализ методической деятельности
    педагогического коллектива.
  2. Анализ работы методических объединений.
  3. Анализ учебной деятельности.
  4. Анализ результатов обучения учащихся и
    выполнения учебных программ.
  5. Анализ результатов государственной (итоговой)
    аттестации выпускников 9,11 классов.
  6. Анализ воспитательной работы школы.
  7. Анализ психологической службы.
  8. Анализ социально-педагогической службы.
  9. Состояние работы с педкадрами.
  10. Анализ деятельности администрации по
    управлению и контролю.
  11. Анализ работы школьной библиотеки.
  12. Анализ работы по укреплению МТБ.

Раздел 2. Организация деятельности школы,
направленной на получение бесплатного общего
образования.

  1. Закрепление домов микрорайона по учету детей.
  2. Организационно-педагогические мероприятия.
  3. Охрана прав и жизни учащихся.
  4. Улучшение условий охраны труда работников
    школы.
  5. Предупреждение ДДТТ.
  6. Список учащихся, обучающихся на дому.
  7. План работы с будущими первоклассниками.

Раздел 3. Работа с педагогическими кадрами.

  1. Распределение обязанностей между членами
    администрации школы.
  2. Учебная нагрузка учителей.
  3. Заведование кабинетами.
  4. Руководство спортивными секциями, кружками.
  5. Классное руководство.

Раздел 4. Методическая работа в школе.

  1. Система методической работы в школе.
  2. Состав и план методического совета.
  3. План изучения и обобщения ППО.
  4. План работы с молодыми специалистами.
  5. Планирование аттестации педкадров.
  6. Повышение квалификации учителей.

Раздел 5. Работа психологической службы.

Раздел 6. Работа социально-педагогической
службы.

Раздел 7. Руководство УВП.

  1. Педагогические советы.
  2. Совещания при директоре.
  3. Совещания при ЗД УВР и ЗД ВР.

Раздел 9. Педагогический контроль за УВП.

Раздел 10. Работа с родителями, семьей и
общественностью.

Раздел 11. Укрепление МТБ.

Приложения.

Структура годового плана ОУ (вариант 2)

Раздел 1. Информационная справка о школе.

Раздел 2. Анализ работы школы за прошедший
учебный год.

  1. Анализ уровня здоровья и ЗОЖ.
  2. Анализ уровня воспитанности.
  3. Анализ уровня базового и дополнительного
    образования.
  4. Анализ уровня социализации выпускников школы.
  5. Осуществление обязательного основного общего
    образования.
  6. Анализ работы с педкадрами.
  7. Анализ работы с родителями, общественностью.
  8. Анализ МТБ.
  9. Анализ влияния внутришкольного управления на
    результаты работы школы.

Раздел 3. Цели и задачи работы школы на новый
учебный год.

Раздел 4. Основные направления деятельности
педагогического коллектива по достижению
оптимальных конечных результатов.

  1. Деятельность по сохранению здоровья и ЗОЖ.
  2. Деятельность по созданию системы
    воспитательной работы.
  3. Обеспечение базового и дополнительного
    образования.
  4. Подготовка учащихся к продолжению образования.
  5. Обеспечение всеобщего основного образования.

Раздел 5. Создание условий для достижения
целей и задач.

  1. Работа с педкадрами по повышению квалификации.
  2. Работа с родителями и общественностью.
  3. МТБ и финансовое обеспечение образовательного
    процесса.
  4. Управление достижением оптимальных конечных
    результатов.

Раздел 6. Приложения к плану работы школы.

  1. Образовательные программы школы.
  2. Учебный план школы на учебный год.
  3. Планы структурных подразделений: библиотеки,
    психолога, социального педагога, ШМО, др.
  4. План общественных организаций: родительского
    комитета, попечительского совета, др.

Апробация различных подходов к отбору разделов
годового плана показала, что наиболее эффективным
является конструирование его по коллективам, т.
к. в таком случае план получается целостным
(охватывает всех участников образовательного
процесса), компактным (исключает обилие разделов
плана). Структура такого плана отличается научно
обоснованным системным подходом к его
моделированию.

Главное в плане работы школы – его содержание.
Форма планирования выполняет подчиненную роль.
Рабочим документом план может стать лишь при
наличии удобной для пользователя формы. Опыт
убеждает, что это графическое планирование, его
достоинствами являются четкость содержания
основных просматриваемых разделов планирования,
наглядность, что исключает возможность
дублирования мероприятий по срокам и
исполнителям

В содержании плана всегда можно выделить
периодически повторяющиеся мероприятия, дела.
Эта особенность дает возможность в основу
технологии ежегодного планирования работы школы
заложить комплексный подход, разбив эту работу
на 3 этапа.

Технология графического планирования работы
школы на учебный год

  1. Планирование ежемесячно повторяющихся дел,
    определяемых спецификой функционирования школы
    как образовательного учреждения и особенностями
    каждого месяца учебного года.
  2. Планирование сложившихся традиций школы,
    отражающих ее индивидуальность и
    неповторимость.
  3. Завершается планирование разработкой новой
    системой мер под те цели и задачи, которые
    определены на основе анализа деятельности школы
    за предыдущий учебный год.

Подобный подход к планированию позволяет
ежегодно обновлять лишь определенную часть
плана и концентрировать внимание на
мероприятиях под новые цели и задачи. Так
обеспечивается развитие школьных традиций,
преемственность и целостность содержания плана

Источниками информационных материалов для
подготовки годового плана служат:

  1. Протоколы заседаний педагогического совета,
    совещаний при директоре, совещаний при ЗД УВР и
    ВР, методического совета, ШМО.
  2. Протоколы заседаний общешкольных родительских
    и ученических собраний
  3. Справки по итогам проверки ВШК за учебной и
    внеклассной работой
  4. Итоги диагностики учебных результатов,
    образовательного мониторинга, итоговой
    аттестации выпускников.
  5. Итоги достижений педагогов и учащихся.
  6. Материалы по аттестации ОУ, по аттестации и
    повышения квалификации педагогических кадров,
    статистические документы
  7. Материалы психологических и социологических
    исследований учащихся, их родителей, учителей.
  8. Результаты углубленных медицинских осмотров
    учащихся, мониторинг состояния здоровья.
  9. Справки по состоянию учебно-материальной базы

Программа изучения годового плана работы школы

1. Отвечает ли структура плана поставленным
основным задачам школы.

2. Форма плана, рациональность ее выбора.

3. Как отражены в анализе вопросы:

  • качество знаний учащихся и причины их снижения
    или повышения
  • уровень воспитанности учащихся
  • состояние учебно-материальной базы и ее влияние
    на учебно-воспитательную работу
  • качество методической работы, и т. д.

4. Каков характер вводной части плана –
констатирующий или аналитический

5. Вытекают ли главные задачи годового плана из
анализа работы за прошедший период

6. Конкретность и преемственность задач на
новый учебный год.

7. Соответствие набора мероприятий намеченным
задачам. Имеют ли место обезличенные задания в
разделах плана.

8. Как ведется работа по устранению
прошлогодних недостатков в работе, учет
рекомендаций выше стоящих органов управления,
вопросов перспективного развития школы,
изучения нормативных документов.

9. Взаимосвязанность и комплексность основных
разделов плана.

10. Наличие методов и форм оперативного контроля
за выполнением плана

Цель анализа работы образовательного
учреждения – сформировать аналитическое
обоснование для планирования, цели и задачи на
предстоящий год, для чего необходимо вычленить
факторы и условия, положительно или отрицательно
повлиявшие на результаты деятельности.

Аналитическая компетентность руководителя
школы является непреложным компонентом
управленческой деятельности.

Руководитель образовательного учреждения
должен ЗНАТЬ структуру и содержание
аналитического процесса и понимать, в чем смысл,
каковы цели, с помощью каких операций
осуществляется аналитический процесс (анализ,
исследование происходящих процессов, синтез как
обобщение детально проанализированных позиций).

Руководитель должен УМЕТЬ организовать
аналитический процесс, целесообразно и
рационально делегировать часть функций по
организации учебно-воспитательного процесса и
контролю.

Руководитель должен НЕСТИ ответственность за
результаты аналитического процесса в ОУ.

 

Аналитическая деятельность руководителя
осуществляется ради реального осмысления и
понимания управленческой и исполнительской
командой проблем и противоречий, возникающих в
процессе функционирования и развития ОУ.
Аналитическая деятельность становится одним из
показателей эффективности управленческой
деятельности.

Аналитические действия руководителя
должны быть направлены на выявление реальных
проблем и причины их возникновения, на
постановку задач и их ранжирование с позиций
реальных возможностей обеспечения их решения
с учетом конкретных условий ОУ, учебного года,
контингента учащихся, прочих условий.

Аналитические операции должны
соответствовать целям и направленности
аналитических действий, реальным кадровым,
мотивационным и организационным условиям ОУ.

Итоги аналитической деятельности – четкость
поставленных целей и задач, от чего и будет
зависеть результативность их выполнения.

Пожалуй, самым трудным и ответственным для
руководства школы и педагогического коллектива
является определение целей и задач школы на
новый учебный год. Эта операция завершает
аналитическую деятельность. Главное здесь –
указать, что и когда (цель), а не почему
и как (задача) следует достичь. Типичная
ошибка заключается в том, опустив формулировку
целей, руководители начинают с постановки задач,
что научно не обоснованно, т. к. второе должно
истекать из первого. В итоге нарушение логики
целеполагания занижает уровень
целеосуществления. Исходное условие
предупреждения формализма в планировании работы
на учебный год – постановка важнейших целей на
основе глубокого педагогического анализа
достигнутого результата с их последующим
разложением на конкретные, промежуточные цели и
отражением в задачах школы.

Требования, которые предъявляются к цели:

  • конкретность (ощутимость результата)
  • реальность (достижимость результата)
  • контролируемость (возможность оценки уровня
    достижения результата)
  • преемственность

При определении целей важно устанавливать,
какой именно результат предполагается получить
при ее достижении, какими средствами, каковы
сроки достижения. Вот почему в структуре цели при
ее разработке необходимо четко выделить предмет
и результат преобразования.

Задачи в отличие от целей содержат не только
предмет, средства и результат преобразования, но
и способы его достижения.

Набор указанных компонентов при
формулировании цели или задачи обязательно
сохраняется в полном объеме, а последовательность
включения в формулировку может быть различной,
например:

Результат Средство Предмет Способы

В годовом плане школы должна обеспечиваться
внутренняя логическая связь содержания его
частей: анализа, задач и мероприятий. Содержание
аналитической части годового плана должно
глубоко, убедительно и полно рассматриваться в
связи с итогами прошедшего года. Недостаточно
серьезное отношение к анализу итогов учебного
года приводит к планированию случайных и порой
ненужных мероприятий. В аналитической части
плана необходимо четко сформулировать выводы с
применением количественных показателей и
качественных характеристик.

В процессе составления аналитической части
годового плана следует придерживаться общих
требований к анализу:

  • глубина, конкретность
  • четкость построения по разделам годового плана
  • логическая последовательность изложения
  • аргументированность и точность оценок,
    исключающая возможность субъективного
    толкования
  • установление причинно-следственных связей
  • доказательность суждений
  • динамика, сравнение с итогами предыдущего года
  • обязательное применение таблиц, графиков,
    диаграмм

Перспективный план аттестации
педагогических работников

МО/ФИО учителя 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006-07
Начальные классы ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО
Русский язык и литература          
Татарский язык и литература          
Математика / ОИВТ          
Физика/астрономия          
Химия          
Биология          
География          
История          
Иностранный язык          
Технология          
Музыка          
ИЗО/черчение          
Физкультура/СОЗ /ОБЖ          
Библиотекарь          
Психолог          
Руководители          

Основные направления анализа работы
образовательного учреждения можно проследить по
структуре плана.

Учебно-воспитательный процесс – одно из
важнейших звеньев системы управления школой:
Подробнее остановлюсь на анализе работы с
педагогическими кадрами
. Научно обоснованный
анализ работы учителя является основой
совершенствования учебного процесса,
планирования методической работы. В структуре
анализа плана – это результат работы по
повышению педагогического мастерства. Основа
успешной работы — правильно выбранная система
управления кадрами. При анализе, учитывая
методическую тему школы и муниципального
управления образованием, следует показать, как
был обеспечен оптимальный уровень квалификации
педагогических кадров, необходимый для
успешного развития школы, каковы итоги внедрения
инновационных, педагогических технологий
обучения и воспитания.

Анализируется уровень творческой отдачи
учителей 1 к/к и высшей к/к, формы повышения
методической и педагогической культуры. Очень
важно иметь перспективный план аттестации
педагогических работников, который позволяет
регулировать прохождение аттестации.

Администрация школы должна владеть данными обо
всех, даже не очень значимых результатах работы
учителя, победах и промахах. Диагностические
карты упрощают этот процесс, а также
способствуют целенаправленной методической
работе с кадрами. Необходимо установить связь
между деятельностью учителя и результатом его
труда, выраженными в умственном развитии,
культуре, эрудиции учащихся. Всякие факты,
полученные при анализе, должны быть осмыслены,
приведены к единой идее, из которой потом
вытекают рекомендации.

Чтобы сделать вывод о том, какие факторы
стимулируют творческий труд педагогов, а что
препятствует эффективному труду, необходимо
проанализировать эффективность работы
методического совета, проблемно-теоретических
семинаров, творческих групп, ШМО, педагогических
советов, самообразовательной работы;
рассмотреть итоги распространения ППО,
результаты аттестации; оценить уровень
креативности педагогов через участие в
научно-практических конференциях,
педагогических чтениях, работу в составе ГМО,
публикации в научно-методических сборниках,
участии в образовательных проектах.
Обязательному анализу и контролю подлежит
уровень квалификации педагогических работников.
Динамику изменений можно проследить через
таблицу

Анализ качественного и количественного
состава позволяет администрации рационально
расставить педагогические кадры, направить на
курсы, рекомендовать заочное обучение, сделать
выводы о причинах сменяемости или текучести
кадров.

Критерии оценки анализа работы ОУ за учебный
год.

  1. Какова степень выполнения поставленных целей и
    задач, как отражены результаты работы школы.
  2. Охват анализом всех основных сторон УВП,
    взаимодействие, скоординированность действий
  3. Соответствие содержания анализа конкретным
    задачам.
  4. Отбор объектов изучения и анализа в
    соответствии с задачами, решаемыми в ОУ
  5. Установление причинно — следственных связей
  6. Принятие решений на основе анализа (выводы,
    рекомендации).
  7. Конкретность, обоснованность выдвигаемых на
    новый учебный год целей и задач

Анализ учебно-воспитательной работы

МКОУ ЛСОШ №2

по итогам 2016 – 2017 учебного года

Анализ учебно-воспитательной работы МКОУ Ленинаульской СОШ №2 по итогам 2016-2017 учебного года подготовлен на основе систематизированных данных о состоянии успеваемости, качества знаний, результатов ВШК, уровня воспитанности учащихся, качества учебно-воспитательной работы, работы с педагогическими кадрами, с учащимися

  • их родителями, с общественностью и организациями, а также о состоянии материально-технической базы школы.

Цель анализа итогов работы школы – сформировать аналитическое обоснование для планирования, определение наиболее

актуальных целей и задач на предстоящий учебный год на основе оценки результатов деятельности управленческой команды и педагогического коллектива школы за 2016-2017 учебный год.

Основной задачей управленческой деятельности является контроль со стороны администрации за исполнением требований федеральных государственных образовательных стандартов. Контроль осуществляется в рамках мониторинга образовательной системы школы.

Данная работа позволяет объективно оценивать деятельность учителя и всего педагогического коллектива, видеть достоинства в работе и возможные недостатки, прогнозировать развитие результатов деятельности.

По итогам внутреннего контроля составляются аналитические материалы, они проходят обсуждение в методических объединениях, по ним принимаются административно- управленческие решения.

Планирование внутреннего контроля осуществляется на основе локальных актов школы, годового плана работы с учетом результатов анализа работы педагогического коллектива по следующим направлениям:

  • контроль выполнения всеобуча;

  • контроль за состоянием преподавания учебных предметов;

  • за работой с документацией;

  • за учебной деятельностью педагогических кадров;

  • за работой по подготовке к итоговой аттестации обучающихся;

  • за состоянием учебно-материальной базы;

  • за качеством образования обучающихся.

В содержание внутреннего контроля включаются:

  • контроль качества знаний, умений и навыков и компетентностей;

  • контроль за работой с документацией;

  • контроль состояния и качества организации внеурочной воспитательной работы;

  • работа с педагогическими кадрами;

  • санитарно-гигиенический режим и охрана труда;

  • работа с обучающимися и их родителями (законными представителями);

  • методическая работа;

  • состояние материально-технической базы школы.

Источниками информации являются: урок, коллектив обучающихся, классные журналы, дневники обучающихся, ученические тетради, рабочие программы учителя, учебная программа, контрольные работы, диагностические работы, личные дела обучающихся.

Используются следующие методы контроля: наблюдение, проверка документации, опрос (устный, письменный, включая анкетирование), тестирование, оперативный анализ проведенного урока или мероприятия с его организаторами или участниками, собеседование.

Итоги контроля оформляются в виде таблиц, графиков, диаграмм, текстовой аналитической информации, справок, сообщений на педсовете.

Используются следующие виды контроля:

  • классно-обобщающий;

  • фронтальный;

  • тематический;

  • предварительный;

  • персональный;

  • обзорный;

  • текущий;

  • промежуточный;

  • итоговый.

Административный контроль осуществляется директором и его заместителями, методический контроль — членами предметных МО, руководителями ШМО, учительский — учителями- предметниками в системе «учитель-ученик».

По итогам контроля принимаются управленческие решения в форме решений: педсовета, заседания ШМО, приказов и распоряжений директора.

Особое место отведено мониторингу образовательных отношений, так как данный вид контроля подразумевает исследование динамики процессов обучения и воспитания. Проводятся мониторинги:

  • адаптация обучающихся первых, пятых классов к обучению на следующем уровне образования;

  • качества универсальных учебных действий, включающий обученность и средний балл обучающихся по отдельным предметам;

  • уровня подготовки девятых, одиннадцатых классов к прохождению государственной итоговой аттестации.

Наряду с традиционными формами контроля успешно реализуется педагогический мониторинг возможностей педагогов. Данная форма объективного определения уровня сформированности педагогических умений и навыков осуществляется с помощью методов анкетирования, собеседования, анализа документации и результатов деятельности. Все это ложится в основу построения методической работы образовательной организации.

Существующая система внутреннего контроля и мониторинга в целом позволяет достигать высокой эффективности результатов.

Выводы:

    1. Управление носит государственно-общественный и инновационный характер. Система управления МКОУ ЛСОШ №2 сформирована и реализуется эффективно.

    2. Управление в ОО является системообразующим ресурсом, успешно обеспечивающим развитие всех подсистем школы.

Характеристика контингента  обучающихся

Технические возможности здания школы рассчитаны на обучение 580 человек. В 2016-2017 учебном году в школе было открыто 30 классов: 12 — на уровне начального общего образования, 15 – на уровне основного общего образования, 3 – на уровне среднего общего образования. На начало года обучалось 553 обучающихся. В течение учебного года выбыло 31 обучающихся, прибыло 12. Выбывшие обучающиеся продолжили обучение в других общеобразовательных организациях района . На конец учебного года контингент обучающихся составил -534 .

Выполняя программу всеобуча, в 2016-2017 учебном году для детей-инвалидов и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, было организовано индивидуальное обучение на дому. Эту категорию составили к концу учебного года 14 человек на уровне основного общего образования.

По социальному составу на конец года из 534 обучающихся:

состояли на внутришкольном учёте -23 ученика, на учете КДН и УЗ – 1,

детей из неполных семей — 55,

детей из многодетных семей — 238,

детей, находящихся под опекой — 6,

детей из малообеспеченных семей — 87,

детей-инвалидов — 14 человека.

Основные позиции программы развития учреждения (приоритеты, направления, задачи, решавшиеся в отчетном году)

Основными позициями программы развития являются:

− внедрение ФГОС нового поколения;

− информатизация учебно-воспитательного процесса;

− формирование здоровьесберегающего образовательного пространства;

− повышение компетентности педагогического состава школы.

Приоритетные направления Программы

  • Формирование ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, социального опыта и опыта личности, основных видов деятельности ученика:   ценностно-смысловой, трудовой, личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной,   информационной.

  • Реализация потенциальной эффективности информатизации в рамках интеграции учебно-воспитательного процесса, внедрения информационно-коммуникационных технологий.

  • Повышение качества образования.

  • Организация информационно-диагностической деятельности, содействующей позитивной самореализации.

Администрацией школы планомерно решаются проблемы обеспечения безопасности образовательного процесса, медицинского обслуживания обучающихся и организации их питания. Поэтапно ведется укрепление материально-технической и учебно-информационной базы образовательного процесса и приведение её в соответствие

санитарно-гигиеническим требованиям.

Развитие современного образовательного пространства неразрывно связано с внедрением технологических инноваций в учебный процесс, основанных на применении

компьютерных инновационных технологий.

Образовательный и воспитательный процесс в 2016-2017 учебном году осуществляли 71 педагогических работников, из них 60 учителяей и 11 педагогов вспомогательных служб (педагог-психолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь, педагог-организатор, логопед).

Педагогический стаж работы на 2016-2017 учебный год

.

Работа МКОУ СОШ № 2 в режиме развития и формирования нового образовательного пространства требует от учителя нового типа, нацеленного на высокое качество образования, применяющего современный подход к обучению. Не менее важным элементом в личности нового учителя является культура педагогического влияния на обучающихся, родителей, коллег по работе. Она выражается в педагогическом общении, конечным показателем которого становится переход к сотрудничеству учителей и обучающихся, родителей и учителей, обучающихся друг с другом и учебных групп, поэтому особое внимание в школе уделяется системе повышения квалификации педагогического персонала. Повышение квалификации работников МКОУ СОШ № 2 проходит на базе курсов повышения квалификации при ДИРО в г. Махачкала.

Педагогические работники осваивают новую форму КПК: дистанционную.

Результаты образовательной деятельности.

Качество результатов.

На конец 2016 – 2017 учебного года в 30 классе — комплекте обучалось 534 ученика. Переведены в следующий класс 532 человека. Выпущено с документами обычного образца 23 выпускника, на «4» и «5» — 88 человек. Успеваемость по школе составила 99,1 качество ЗУН 33%, что на 3% выше прошлого года.

Учебный год

2012 – 2013

2013 – 2014

2014 – 2015

2015- 2016

2016-2017

I ступень

100/51,9

100/53,9

100/57

100/58

100/59

II ступень

100/18,3

100/ 19

98,8/19,7

99,1/21

99,1/ 21

III ступень

96,7

78,5

61/18,5

92/25

100/25

Здесь четко прослеживается уверенный рост качества ЗУН в начальной и основной школе и нестабильность качества ЗУН в старшей школе. В целом по школе качество ЗУН выросло на 2,1%

В итоговой самоаттестации принимали участие учащиеся 5-9 и учащиеся 10 классов. Были рекомендованы следующие формы аттестации: контрольные работы, работы с применением тестовых технологий для итогового контроля уровня сформированности и качества знаний, умений и навыков учащихся.

Низкий процент относительной успеваемости в этом году только в 7 -8 классах по русскому языку.

Факторы отрицательно влияющие на качество знаний школьников:

1. Низкий уровень мотивации к обучению;

2. Слабая работа с неуспевающими и «одарёнными» учащимися;

4. Ряд учителей формально относятся к обучению учащихся самопознанию, самооценке своей деятельности через рефлексию;

5. Низкий уровень сформированности организационных умений учащихся, плохо представляют себе цели и задачи учебной деятельности, не могут предвидеть результаты своей деятельности.

6. Слабый контроль родителей.

Рекомендации по повышению качества знаний учащихся:

1) Разработать порядок действий педагогического коллектива по преодолению пропусков учащимися уроков без уважительной причины;

2) Работать в контакте: ученик – преподаватель – родитель;

3) Учителям необходимо использовать возможности личностно-ориентационного обучения для организации работы с обучаемыми, испытывающими затруднения в усвоении учебного материала, применять различные формы контроля для проверки уровня учебных достижений обучающихся;

4) Руководителям МО необходимо повысить контроль за соблюдением требований к оценке работ учащихся, а также совместно с учителем проводить анализ работ, самооценку деятельности учителя.

Результаты государственной (итоговой) аттестации

Государственная (итоговая) аттестация в 9 и 11 классах в 2016-2017 учебном году была проведена в соответствии с нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки РФ.

Образовательные программы общего образования по всем предметам учебного плана выполнены в полном объеме часов (теоретическая и практическая части).

При подготовке к итоговой аттестации педагогическим коллективом была проведена большая работа:

1) Результаты пробного ГИА и ЕГЭ в 2016-2017 году были рассмотрены на заседании педсовета и ШМО. Была спланирована дальнейшая работа ШМО по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

2) Для учащихся были организованы дополнительные занятия и консультации, составлен график.

3) Своевременно сформирована база данных на выпускников.

4) Зам. директора по УР, кл. руководителями велась работа с учащимися и их родителями по вопросам выбора экзамена, по обеспечению информационного сопровождения итоговой аттестации. Оформлен стенд, проведены классные часы и родительские собрания.

5) Проводились административные контрольные работы в виде пробных экзаменов с использованием тестов и тестов экзаменационных работ прошлых лет. Анализы пробных экзаменов были тщательно проанализированы, их итоги были доведены до сведения учащихся и их родителей.

6) Для педагогов и выпускников был проведен инструктаж по вопросам процедуры проведения экзаменов.

7) Вопросы подготовки к итоговой аттестации были включены в план внутришкольного контроля на этот учебный год, они рассматривались на педсоветах и совещаниях при директоре.

По результатам года к государственной (итоговой) аттестации были допущены все 45 девятиклассников, из которых сдали экзамены и получили аттестаты установленного образца 45 учащихся..

Результаты ГИА в 9 классах

всего

допущено

сдали

% справляемости

Русский язык

45

45

45

100

Математика

45

45

45

100

К ЕГЭ в 11 классах были допущены все 14 человек. По итогам экзаменов получили аттестат установленного образца- 12

Показатели ЕГЭ

предмет

всего

допущено

сдали

% успеваемости

Русский язык

14

14

14

100

Математика

14

14

12

86

Биология

Обществознание

6

6

4

28

История

7

7

6

86

Нужно отметить, что большая совместная работа администрации школы, классного руководителя 11 — го класса, учителей – предметников в подготовке к ЕГЭ была проведена, поэтому и результат понизился по сравнение с 2015-16 уч. годом на 14 %.

Рекомендации:

Подводя итоги единого государственного экзамена наблюдается снижение среднего балла.

Вместе с тем, в новом учебном году надо:

1. Предусмотреть систему мер по повышению качества преподавания и подготовки к государственной итоговой аттестации по таким предметам, как математика, русский язык, биология, химия.

2. Предусмотреть систему мер по повышению среднего тестового балла по всем предметам.

3. Проводить качественный мониторинг обученности в 11 классе в течение всего учебного года по обязательным дисциплинам и по предметам по выбору.

4. Усилить контроль администрации и руководителей методических объединений  за подготовкой к государственной итоговой аттестации.

5. Разрабатывать индивидуальные планы работы со слабоуспевающими учащимися и школьниками, имеющими серьёзные проблемы со здоровьем.

6. Продумать программу работы с одаренными и высокомотивированными школьниками.

7. Способствовать    развитию  общеучебных  аналитико-математических умений и навыков, обратить  внимание на языковую грамотность.

8. На заседаниях МО проанализировать итоги ЕГЭ  и разработать план мероприятий  по подготовке к ЕГЭ на следующий год; анализировать учебные способности учащихся, с целью успешной подготовки к ЕГЭ; отслеживать уровень обученности учащихся по предметам.

9. Включать в план работы МО практикумы по анализу результатов контрольных работ, контрольного тестирования и результатов ЕГЭ; совершенствовать контрольно — оценочную деятельность учителя.

10. Учителям-предметникам в план каждого урока включать задания, формирующие ЗУН, изучать и широко практиковать активные методы обучения, способствующие развитию познавательной активности учащихся при подготовке к ЕГЭ, использовать  возможности индивидуальных, групповых консультаций, компьютерного класса при подготовке к ЕГЭ.

11. Классным руководителям и учителям – предметникам  формировать ответственность учащихся и родителей за результаты государственной (итоговой) аттестации,  готовность выпускников осуществлять осознанный выбор экзаменов, осуществлять взаимодействие с родителями и учителями – предметниками.

Структура управления образовательным учреждением

В школе создан организационный координационный орган методической работы — Методический совет. Методический совет имеет функцию повышения научно-методического уровня педагогической деятельности каждого учителя. В методический совет входят наиболее опытные учителя, представляющие различные ступени образования, различные профили учебных предметов. Руководит работой методического совета заместитель директора по НР. Давурбегова КД.

Наиболее распространенной формой методической работы в школе является предметное методическое объединение учителей.

  • МО учителей начальных классов

  • МО учителей русского языка и литературы

  • МО учителей математики

  • МО классных руководителей.

2.Особенности образовательных отношений

МО учителей русского языка и литературы нашей школы – коллектив единомышленников, творчески относящихся к преподаванию своих предметов, которые призваны не только сформировать определённые знания и выработать умения, но прежде всего воспитывать высоконравственную, духовно богатую личность будущего гражданина, любящего родину, свой народ, язык и культуру.

Работа МО учителей русского языка и литературы в течение 2016-2017 учебного года велась в соответствии с требованиями нормативных документов. Тема, цель и задачи деятельности МО были сформулированы в начале учебного года, исходя из общешкольных задач.

Тема МО: «Повышение эффективности и качества обучения на основе новых подходов в условиях модернизации российского образовании».

Цель работы – содействие повышению качества образования в условиях информатизации системы образования.

Задачи:

  • оказание поддержки педагогам в освоении и введении в действие государственных образовательных стандартов общего образования;

  • оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников;

  • удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников;

  • создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников через курсы повышения квалификации ИКТ- компетентности (профессиональный уровень).

Проблемы, над которыми работали члены МО в 2016-2017 учебном году:

  1. Качество знаний учащихся и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

  2. Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы.

  3. Культура слова современных школьников.

  4. Внеклассная деятельность учителей словесников.

В основном, поставленные перед МО цель и задачи были реализованы.

Вывод: как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных целей и задач в 2016-2017 учебном году. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, были разнообразными формы работы.

В течение учебного года учителя МО принимали активное участие во всех творческих делах школы: педсоветах, семинарах, конкурсах, традиционных праздниках. Грамотная работа МО позволила добиться положительных результатов. Учителя МО серьёзное внимание уделяли подготовке школьников к предметным олимпиадам, конкурсам, посвященным юбилейным датам выдающихся писателей, проблемным вопросам молодёжи, сохранению мира.

Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы школы. Выступления основывались на практических результатах, позволяющих делать серьезные методические обобщения. Поставленные задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителей, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой. Для повышения качества обучения в течение учебного года использовались различные формы учебных занятий: урок-лекция, деловые игры, урок-зачет, урок-конференция, урок-исследование, урок-презентация. урок-проект.

С 29. 02 по 5. 03 проводилась Неделя русского языка и литературы.

Цель Недели: развить у обучающихся самостоятельности, творческих способностей, формирование познавательной деятельности, воспитания любви к родному языку, литературе, чувства патриотизма.

С планом проведения Недели обучающиеся были ознакомлены заранее.

Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности.

Организация внеурочной работы по предметам.

МО постоянно находится в творческом поиске, в стремлении углубить знания детей по предмету, уделить большее внимание высоко — мотивированным учащимся, заинтересовать изучением предметов гуманитарного цикла.Значительную роль в углублении гуманитарного образования играют элективы и внеурочные занятия в 5-7 классах. Формированию устойчивого интереса к предмету, полноценному развитию творческой личности способствует внеурочная деятельность учащихся. Учитывая индивидуальные возможности каждого и интересы детского коллектива в целом, учителя-филологи проводили викторины, литературно-музыкальные композиции, лингвистические и литературные турниры.

Работа по совершенствованию методического и педагогического мастерства.

Самообразование осуществлялось путем изучения новинок методической литературы, использования в работе специальных методических журналов и газет, материала.

Учителя посещали уроки коллег с целью обмена опытом, практически всё МО присутствовало на открытых уроках, мероприятиях, проводимых в нашем образовательном учреждении.

Заседания МО проводились систематически, своевременно, в соответствии с запланированными вопросами: прохождение программного материала, утверждение плана работы элективных, материала для проведения олимпиад и экзаменов, результаты проведенных контрольных работ. Помимо этого, обсуждались вопросы, связанные с прошедшими педагогическими советами, заслушивались доклады и выступления, выносились решения и рекомендации по заслушанным вопросам.

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требует актуализации знаний, анализа.

В педагогической деятельности учителями МО широко применяются компьютерные технологии. На уроках и при подготовке дидактических и методических материалов учителя используют Интернет, информационные поисковые системы; текстовый редактор MicrosoftWord, программные среды POWERPOINT, EXCEL.

Выводы и решения

Работу МО учителей русского языка и литературы можно признать удовлетворительной. Учителя МО участвовали в инновационной деятельности, применяли современные образовательные технологии, участвовали в предметной неделе. МО в 2016 -2017 году проводилась работа по созданию условий, дающих возможность каждому учителю реализовать свой творческий потенциал в учебной деятельности, но, вместе с тем, остаётся ряд нерешенных задач:

1. В 2017-2018 учебном году поставить на строгий контроль домашнее чтение учащихся, рекомендовать всем учителям-предметникам на своих уроках работать над развитием техники чтения.

2. Глубоко проанализировать результаты успеваемости за 2017-2018 учебный год, продумать систему работы по повышению качества знаний учащихся.

3. Систематически использовать на уроках активные формы и методы обучения для развития творческих и личностных способностей учащихся.

4. Во время подготовки к школьному туру Всероссийской предметной олимпиады и проведения пробного тестирования в рамках подготовки к ЕГЭ необходимо уделить внимание внутреннему позитивному настрою учащихся, правилам поведения в аудитории и вне её, соблюдению регламента.

Работа с одарёнными и талантливыми детьми

Для системы общего образования инновационный путь развития России определяет необходимость формирования исследовательского потенциала личности учащегося, приобщение его к опытно-экспериментальной и проектировочной деятельности через систему не только учебных занятий, но и дополнительной вовлеченности в научные исследования.

Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  • развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);

  • формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

  • даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

  • воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

  • благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Участие в мероприятиях школы, района, республики

.

Подводя итоги работы научного общества, можно сделать следующие выводы: НОУ имеет для учащихся практическое значение. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы. Во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати. В-третьих, они могут представить работы для участия в районных, краевых и международных конференциях и семинарах. В-четвертых, ребята имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.

Поощрение одаренных детей:
— Дипломы, грамоты, сертификаты.

-Поездки, книги в подарок.

Общие выводы:

в школе в системе организована и ведется работа с одаренными детьми;

используются активные формы организации работы;

увеличилось количество участников мероприятий, конкурсов, олимпиад;

активизировалась учебно-исследовательская деятельность учащихся под руководством педагогов;

Рекомендации:

Активизировать работу в направлениях:

Диагностика склонностей учащихся,

Продолжить индивидуальную работу с учащимися с высокой мотивацией к учёбе.

Систематизировать работу по созданию и обновлению банка данных одарённых детей.

Активизировать работу молодых и вновь прибывших педагогов с одарёнными детьми.

Рекомендации на 2017-2018 учебный год:

1.Создавать условия для самоопределения, самореализации одаренных школьников;

2.Активизировать работу по подготовке учащихся к Всероссийской предметной олимпиаде с целевой установкой на призовую результативность.

3.Продолжить работу над организацией научно-исследовательской деятельности  учащихся.

4. Продолжить индивидуальную работу по предметам учебной программы с учащимися с высокой мотивацией к учёбе.

5. Проводить практические занятия и семинары по исследовательской и проектной деятельности с педагогами и учащимися.

6. Повысить результативность участия в спортивных соревнованиях муниципального уровня.

Учебно-материальная база и оснащенность

Одной из важнейших задач МКОУ СОШ № 2 являлось формирование современной материально-технической базы, соответствующей требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования к оснащению учебного процесса.

В настоящий момент полностью укомплектованы компьютерной техникой и

дополнительным оборудованием, в том числе и выходом в интернет, кабинет директора и секретаря школы, кабинеты заместителей директора и учебные классы информатики, кабинеты начальной школы (2 кабинета), кабинеты учителей-предметников (4 кабинета), остальные кабинеты (4 кабинета начальной школы ) оснащены компьютерами без выхода в интернет.

Наименование ресурса

Обеспеченность доступа

  1. Школьная библиотека

  1. Медиакабинет

  1. Кабинет информатики

+

  1. Кабинет физики

+

  1. Кабинет географии

+

  1. Кабинет математики (3)

  1. Кабинет химии

+

  1. Начальные классы (2)

+

  1. Кабинеты русского языка и литературы (1)

+

Одним из приоритетных направлений программы развития школы является реализация проекта «Школа – открытое информационное пространство»

Основной целью информатизации образовательного пространства нашей школы является создание информационной системы образования, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных. Основными участниками и пользователями информационной системы являются: педагоги, ученики, администрация.

Инновационные (проектируемые) ресурсы

  • Образовательные события:

  • Предметные недели

  • Работа проблемных, творческих групп

  • Результативное участие в конкурсах различных уровней учеников и педагогов

  • Использование педагогами в работе современных образовательных технологий

Направления инновационной деятельности:

  • Ведение курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

  • Использование современных педагогических технологий

  • Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

Охрана здоровья учащихся

В МКОУ ЛСОШ № 2 сложилась целостная система формирования культуры здоровья и безопасного поведения школьников, которая основана на современных программах,

включает разные формы учебной и внеклассной работы, а также современные технологии

обучения здоровью при участии как педагогов и сотрудников школы, так учащихся и родителей.

В Уставе ОУ отражены все направления деятельности учреждения в

части охраны здоровья учащихся. Воспитание детей в общеобразовательном учреждении рассматривается как одно из направлений в становлении личности ребенка, его духовных и физических качеств. В плане работы школы заложены основные задачи и условия, направленные на повышение уровня образования в области здоровьесбережения учащихся и учителей:

— организация педагогического процесса в школе в соответствии с основными требованиями о здоровье детей и подростков;

— повышение компетентности педагогического состава образовательного учреждения в области применения здоровьесберегающих технологий, создание психологически комфортного микроклимата;

— наработка механизмов духовно-нравственного взаимодействия семьи и педагогов школы;

— организация и проведение диагностики психосоматического и социального здоровья учащихся, ведение мониторинга здоровья учащихся, состоящих на диспансерном учете;

— воспитание у учащихся культуры здоровья через самооценку и самокоррекцию.

Компонентом организационно-управленческого обеспечения реализации здоровьесбережения в школе является взаимодействие учреждения с с медицинским учреждением села

В штате МКОУ СОШ № 2 имеются квалифицированная медицинская сестра, которая обеспечивает проведение оздоровительной работы с обучающимися.

В первую очередь, это социально-психологическая служба.

Основные задачи Службы:

— содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию учащихся,

— выявление и устранение причин отклонений в учебе и поведении;

— обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей в учебном и воспитательном процессах. Деятельность службы на протяжении 2016-2017 учебного года реализовывалась по направлениям:

— собеседования с будущим первоклассником и его родителями при записи в школу:

комплектование классов с учетом уровня подготовки и личностных особенностей дошкольников; консультирование родителей;

— выявление психологической готовности детей к школьному обучению, разработка рекомендаций учителям;

— психологическое просвещение с целью профилактики возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии школьников;

— диагностическая работа, учитывая проблематику;

— консультирование педагогов, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развитие их внимания, памяти, мышления, характера и др. проблемам;

— повышение профессионального уровня.

Работа педагога- психолога с отдельными группами детей младшего школьного возраста направлена на развитие некоторых социально-важных навыков детей:

— коммуникативных способностей;

— развитие эмпатии;

— способности к планированию и прогнозированию.

Целевые установки у детей о том, что их проблемы решаемы, приводят к снижению общих тревожных показателей по школе (согласно данным проведенных тестирований). Особым направлением деятельности психолога является работа с учащимися и родителями по подготовке к ЕГЭ по отдельному плану.

В соответствии с планом работы Службы проводится психолого-медико- педагогическая диагностика школьников, составляются коллегиальные рекомендации по работе с детьми группы риска, оказывается консультативная помощь родителям, опекунам.

Школьным педагогом-психологом ведется работа с детьми-инвалидами

(11человек).

С целью защиты прав ребенка, оказания материальной помощи составлены социальные паспорта всех классов, собраны данные о социально-экономических условиях семей, проведен учет семей разных категорий. Создан и постоянно обновляется банк данных о детях, входящих в «группу риска».

В МКОУ ЛСОШ № 2 принимаются следующие меры, направленные на профилактику гриппа и простудных заболеваний:

— осуществляется плановая вакцинация сотрудников и учащихся школы;

— поддерживается воздушно-тепловой режим и строго контролируется санитарно- гигиеническое состояние учебных кабинетов и мест общего пользования;

— ведется учет пропусков уроков по болезни, по результатам мониторинга информируются специалисты РУО

— оформлены информационные стенды и санбюллетени;

— медработниками проводятся лекции, классными руководителями просветительские классные часы и тематические информационные родительские собрания.

Учебная деятельность школьников организуется рационально, с учётом требований

СанПиН и направлена на снижение утомляемости. На основании данных мониторинга состояния здоровья и адаптации учащихся к учебному процессу осуществляется системная профилактика переутомления, которая включает не только контроль, за количеством уроков в соответствии с возрастом, но и касается вопросов правильного с гигиенических позиций построения каждого урока, их чередования.

Расписание уроков является предметом особого внимания и контроля администрации, поскольку от него напрямую зависит оптимальная работоспособность учащихся. При составлении расписания уроков школа руководствуется Гигиеническими рекомендациями к расписанию уроков При составлении расписания учитывалось:

— трудность предметов учебного плана в баллах,

— чередование видов деятельности, например, естественно-математических и гуманитарных предметов, предметов с преимущественно умственной и физической нагрузкой;

— распределение школьных учебных предметов в расписании в соответствии с учетом дневной и недельной динамики работоспособности школьника.

Одним из важнейших направлений здоровьесберегающей деятельности школы является организация на современном уровне школьного питания.

Заключение. Перспективы и планы развития

Проводимая коллективом МКОУ ЛСОШ № 2 работа обеспечивает заметную положительную динамику качества предоставляемых школой образовательных услуг, эффективное решение задач, поставленных перед современной школой. За 2016-2017годы удалось решить ряд проблем, а именно:

— удалось добиться 81 % обеспечения учебниками обучающихся школы;

— значительно расширена и усовершенствована общая информационно-технологическая и материально-техническая база школы;

— ощутимо повысился уровень информационно-технологической креативности педагогов;

— в лучшую сторону изменилось качество и доля ИКТ в образовательном процессе;

— значительно возросло качество работы по выявлению и развитию детской одарённости;

— создано ученическое научно-исследовательское общество, активизирована поисковая, научно-исследовательская деятельность обучающихся;

— положительная тенденция наметилась в плане работы по профилактике правонарушений среди обучающихся.

Таким образом, по итогам 2016-2017 учебного года можно констатировать следующее:

  • наблюдается положительная динамика качества образования;

  • расширился охват обучающихся школы в различных интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях;

  • выросло количество участников и победителей интеллектуальных и творческих конкурсов, олимпиад и прочих мероприятий различного уровня;

  • в учебно-воспитательном процессе школы шире используются различные виды и формы творческой самореализации;

  • шире используются возможности дистанционного обучения и участия в различных конкурсах и олимпиадах;

  • активизировалась работа по выявлению и поддержке одаренных детей, начиная с начального общего образования.

Проведённый сравнительный анализ даёт основания говорить об эффективности мер, предпринимаемых коллективом по повышению качества образования.

В результате анализа деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 в 2016-2017учебном году были сделаны выводы об удовлетворительном ходе реализации программы развития школы.

В этой связи, первоочередными задачами на следующий 2017 – 2018 учебный год остаются:

  • реализация Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования;

  • введение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования;

  • совершенствование системы организации внеурочной деятельности обучающихся начального и основного общего образования;

  • увеличение доли информационного ресурса в образовательном пространстве школы;

  • совершенствование материально-технической базы школы;

  • дальнейшее повышение эффективности воспитательной работы школы;

  • повышение доли и результативности физкультурно-оздоровительного направления;

  • дальнейшее совершенствование системы работы с одарёнными и талантливыми детьми;

  • совершенствование работы органов общественно-государственного управления школой (Управляющего совета, общешкольного родительского комитета).

Сохранение и укрепление физического и духовно-нравственного здоровья обучающихся.

. Повышение качества знаний, комплексно исследуя причины слабой успеваемости отдельных обучающихся.

Решение обозначенных выше задач обеспечит выполнение целевых установок развития школы, призванного стать тем структурным нововведением, которое, системно затрагивая целый ряд важных составляющих образовательных отношений, позволит выйти на качественные изменения в содержании и структуре образовательных программ, их технологическом и ресурсном обеспечении, в организационно-правовых формах управления школой, механизмах финансово-экономического регулирования

Заместитель директора по УМР Шамирзаева ПМ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти котерминальный угол в тригонометрии
  • Как найти карандаш в иллюстраторе
  • Как найти массу стальной детали
  • Как составить сборник литературных сказок
  • D3derr notavailable mpcore getdevicecaps adapter devicetype caps как исправить