Как составить анализ стихотворения 5 класс по литературе

Литература
5 класс. План анализа стихотворения.

1.
Автор и название стихотворения.

2.
Тема стихотворения (о чем стихотворение?).

Стихотворение
посвящено…

Тема
стихотворения-…

В
стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается…

…поэт
изображает…

…перед
читателем возникает образ…

…переданы
размышления

(
чувства, переживания и т.п.)…

автор
выражает…

…с
первых строк…

3.
Настроение стихотворения.

В
стихотворении… царит …настроение…

…пронизано
настроением…

настроение
этого стихотворения…

Настроение
меняется на протяжении стихотворения…

4.
Композиция.

(
Как построено  стихотворение? На какие  части можно его разделить? О чем каждая
часть?)

Стихотворение
можно разделить на ..части…

Композиционно
стихотворение делится на…части, потому что…

5.
Какие картины вам представляются?

Строки
рисуют…

Мне
видится…

6.
Какие приемы использует автор?

(
метафора, эпитет, олицетворение, лексические повторы, употребление слов
определенной части речи  и др.)

Для
создания настроения автор использует…

С
помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают
образ…

…помогают
представить…

7.
Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

Лирический
герой этого стихотворения представляется мне…

8.
Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения).

В
стихотворении автор выражает мысль о…

Основная
мысль стихотворения…

Идея
произведения…

9.
Личные впечатления от стихотворения.

Читая
стихотворение, я восхищался…

…я
откликался…

Меня
взволновало…

…красота
строк…

…остаются
в памяти…

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ 5-6 КЛАССА

  1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Словесное рисование (пейзажная лирика).
  4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.
  5. Определение темы стихотворения, основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Собственное отношение к прочитанному.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Название стихотворения и его автор.
  2. Ведущая тема. (О чем стихотворение?)
  3. Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
  4. Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?)
  5. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
  6. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание.
  7. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

В стихотворении … (автор, название) говорится о …
В стихотворении …(название) … (фамилия поэта) описывается …
В стихотворении царит … настроение.
Стихотворение … пронизано … настроением.
Настроение этого стихотворения ….
Настроение меняется на протяжении стихотворения: от … к ….
Настроение стихотворения подчёркивает …
Автора пронизывает чувство …
Стихотворение можно разделить на … части, так как …
Композиционно стихотворение делится на … части.
Короткие (длинные) строки подчёркивают …
В стихотворении мы словно слышим звуки ….
Постоянно повторяющиеся звуки … позволяют услышать ….
Поэт хочет запечатлеть словами ….
Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т. д.).
С помощью … автор даёт нам возможность увидеть (услышать) ….
Используя …, поэт создаёт образ ….
Лирический герой этого стихотворения представляется мне ….
Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: … (например)
Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т. п.) передают (эпитеты, метафоры): …
Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.
Стихотворение вызывает у меня чувство …

План анализа стихотворения.

1. Автор и название стихотворения.

2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?).

Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения-…

В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления

( чувства, переживания и т.п.)…

автор выражает…

…с первых строк…

3. Настроение стихотворения.

В стихотворении… царит …настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

4. Композиция.

( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Стихотворение можно разделить на ..части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

5. Какие картины вам представляются?

Строки рисуют…

Мне видится…

6. Какие приемы использует автор?

( метафора, эпитет, олицетворение, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…

7. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

8. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения).

В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

9. Личные впечатления от стихотворения.

Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…

План анализа стихотворения.

1. Автор и название стихотворения.

2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?).

Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения-…

В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления

( чувства, переживания и т.п.)…

автор выражает…

…с первых строк…

3. Настроение стихотворения.

В стихотворении… царит …настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

4. Композиция.

( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Стихотворение можно разделить на ..части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

5. Какие картины вам представляются?

Строки рисуют…

Мне видится…

6. Какие приемы использует автор?

( метафора, эпитет, олицетворение, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…

7. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

8. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения).

В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

9. Личные впечатления от стихотворения.

Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…

Анализ поэтического произведения – удивительный инструмент в обучении школьников. Использовать его нужно уже в 5 классе. Чем раньше ученики познакомятся с этим видом работы, тем проще им будет работать с текстами любого типа.

Навыки анализа стихотворения позволяют достичь следующих предметных результатов в соответствии с ФГОС:

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.  

Умения, которые необходимо активно формировать именно на уроках литературы в 5 классе (в соответствии с ФГОС):

  • определять тему и основную мысль произведения;
  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Большинство из перечисленных умений уверенно формируются при анализе поэтического текста, именно поэтому он может быть назван универсальным средством формирования предметных компетенций на уроках литературы, которые могут быть применены учащимися и на других уроках. Для ученика, научившегося анализировать стихотворения, уже не будет представлять трудности и любой прозаический текст. Эти навыки потребуются не только для того, чтобы успешно изучить школьную программу по литературе, но и для того, чтобы максимально результативно написать сочинение на ОГЭ или ЕГЭ по русскому языку.

В 5 классе происходит первое знакомство с техникой анализа поэтического произведения. В связи с этим анализ максимально упрощён и схематичен, что, однако, не делает его примитивным и малосодержательным. Анализ стихотворения в 5 классе – это первый шаг на пути к полноценному глубокому анализу поэтического текста, который выполняют ученики старших классов. Чтобы этот путь был успешен, необходимо идти от простого к сложному, учитывая и возрастные особенности детей, и их психологические характеристики.

В 5 классе, прежде чем знакомить детей с алгоритмом анализа стихотворения, важно в доступной пятиклассникам форме рассказать назначение анализа стихотворения. Естественно, не в сухой форме, а с долей фантазии.

Например, заинтриговать их, сообщив, что анализ стихотворения позволит им заглянуть в тайную комнату, вход в которую разрешён лишь избранным, так как не каждому дано увидеть за словами скрытые смыслы. Стихотворение – это головоломка, ребус, и его анализ – это, выражаясь знакомыми современным школьникам словами, это квест, челлендж, успешное прохождение которого позволит ученику приобщиться к магии поэзии. Можно сказать, что совсем не случайно многие не любят стихи – они их просто не понимают. Ученик, овладевший техникой анализа стихотворения, подобен хранителю тайного знания.

После этапа мотивации можно переходить к объяснению алгоритма анализа стихотворения. В 5 классе, как уже было сказано выше, это упрощённая схема, включающая всего 6 шагов:

  1. Тема
  2. Композиция
  3. Лирический герой
  4. Средства художественной выразительности (СХВ), цель их использования
  5. Основная мысль (позиция автора)
  6. Моё отношение к основной мысли.

Схема не просто даётся ученикам, каждый шаг подробно объясняется. Чаще всего на это уходит целый урок, но результаты стоят того, чтобы посвятить алгоритму 45 минут.

Начинается анализ с темы. Говоря о теме стихотворения, учитель должен дать клише, которые помогут ученикам верно её сформулировать, например «В стихотворении говорится о …». То же и при формулировании основной мысли: «Автор утверждает, что…», «Автор считает, что…» и т.д., эти клише не только избавят учеников от поиска слов, но и направят их мысль по верному пути. Ученики часто путают тему и основную мысль, в связи с этим важно уже в 5 классе чётко разграничить эти понятия: тема – это сюжет, события, то есть ответ на вопрос «о чём автор написал?», основная мысль – это мораль, мнение автора, то есть ответ на вопрос «зачем автор это написал?».

После того как «Тема» сформулирована, необходимо сказать, что все остальные шаги должны помочь нам верно определить основную мысль автора, то есть понять авторский замысел. Каждый успешный шаг – это освоенный уровень мастерства в подчинении поэтического слова своей воли.

Начинается этот процесс с анализа композиции стихотворения – то есть его структуры. Для пятиклассников некоторые термины, такие как «композиция», будут абсолютно новыми, поэтому необходимо не просто назвать термин и дать ему определение, а обсудить с ними, что он может значить, какие есть однокоренные слова, обязательно дать возможность произнести термин вслух. При анализе композиции ученики должны научиться выделять смысловые части текста, которые не всегда совпадают со строфами, и описывать то, о чём говорится в каждой из них. Это позволяет глубже осмыслить суть лирического текста, научиться сжатию текста, пересказу поэтического текста.

Следующий шаг – «Лирический герой». Многие ученики, в первый раз столкнувшись с этим понятием, не сразу понимают, кто это. Путают с автором или героем стихотворения (например, в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» некоторые ошибочно определили в качестве лирического героя воробья, купающегося в песке). Сложность ещё в том, что лирический текст часто глубоко личный, поэтому дети запросто ставят знак равенства между автором и лирическим героем. Чтобы такого избежать, можно привести в пример детективы, написанные от лица преступника: повествование от первого лица в художественном тексте не означает, что автор и есть преступник. Когда появляется ясность в отношении лирического героя, надо рассказать, о чём писать на этом этапе. Мысли, чувства, настроение лирического героя – вот, что нас должно интересовать. Обычно с этим проблем не возникает. Ученики верно определяют, расстроен ли он или он рад, или он восхищён и т.д.

Четвёртый шаг – «СХВ». В 5 классе мы знакомимся с четырьмя основными тропами: эпитетом, метафорой, сравнением, олицетворением. Причём, знакомя учеников с этими терминами, учитель должен не просто дать словарные определения, а «перевести» их на детский язык. Как мы с пятиклассниками ищем тропы в тексте? Сначала предлагаю найти слова и словосочетания, употреблённые не в прямом значении, а в переносном, после этого ответить на вопросы: есть слова «как», «будто» и др.? – значит перед нами сравнение; это черта живого у неодушевлённого? – значит перед нами олицетворение; это прилагательное? – значит перед нами эпитет; это другая часть речи? – значит перед нами метафора. Естественно, что это очень условные объяснения, но в 5 классе на начальном этапе очень помогают в поиске СХВ. Договариваемся с ребятами, что ищем три любых тропа. Когда они найдены и записаны, определяем, с какой целью они используются. Что описывают эти тропы, какой образ характеризуют. Написать, что они используются для придания красоты стихотворению, нельзя – об этом предупреждаю сразу.

Когда осмыслена структура стихотворения, определено настроение лирического героя, выявлены СХВ, можно приступать к формулированию основной мысли. Анализ композиции позволяет определить, что в центре авторского внимания то, о чём часто или больше говорится; настроение лирического героя помогает чётче понять авторское отношение к описываемому, СХВ указывают, на чём автор хотел акцентировать читательское внимание, к каким образам привлечь его. Выше уже упоминались клише, которые помогут структурировать мысль учеников.

Когда основная мысль сформулирована, ученикам предлагается приступить к последнему шагу – выразить своё отношение к авторской позиции. Сразу оговариваем, что писать «Мне понравилось стихотворение …» или «Мне не понравилось стихотворение …» нельзя. Фраза должна начинаться со слов «Я согласен с мнением автора, потому что …» или «Я не согласен с мнением автора, потому что …».

Таким образом, выполнение пятиклассниками анализа стихотворения даже по такой упрощённой схеме позволяет формировать у них как минимум 11 из 13 выше перечисленных предметных умений в соответствии с ФГОС. Кроме этого, анализ стихотворения позволяет формировать личностные УУД, регулятивные, познавательные и коммуникативные. При формулировании собственной позиции по отношению к авторской происходит нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей (личностные УУД). Анализ стихотворения – это учебная задача, в процессе решения которой ученик должен поставить перед собой цель, составить план, попробовать предсказать результат, своевременно скорректировать то, что не соотносится с итоговым результатом, оценить проделанную работу, преодолеть возникающие проблемы (регулятивные УУД). Во время анализа учащиеся учатся смысловому чтению, установлению причинно-следственных связей (СХВ и цель их использования), выстраиванию логических умозаключений – формулирование основной мысли стихотворения (познавательные УУД). Анализ поэтического текста – это полно и точно выраженные мысли, которые должны быть понятны другим (коммуникативные УУД).

Таким образом, анализ поэтического текста – важный и полезный инструмент каждого учителя-словесника в формировании всех компетенций, закреплённых во ФГОСе.

Использованная литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом МО РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

Пример плана и анализа по нему

Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
  10. Мое восприятие стихотворения.

Анализ стихотворения:

Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.

Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.

Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.

Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.

Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.

Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

Автор использовал такие художественные средства, как:

  • инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
  • метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
  • эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения — «Анчар, как грозный часовой».

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.

Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)

Наверх

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Adblock
detector

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить задачу на магнитные поля
  • Как можно найти эту песню
  • Как найти похитителя лиц в бэтмене
  • Ошибка файловой системы 2144927439 windows 10 как исправить
  • Скайрим как найти заклинание телекинез