Как составить анализ текста по истории

СХЕМА АНАЛИЗА ИСТОЧНИКА

  1. Происхождение текста

  • Кто написал этот текст?

  • Когда был написан текст?

  • Какого типа этот текст? (письмо, дневник, официальный документ и т.д.)

  • Это полный текст или отрывок? Если это отрывок, кто его приготовил? Чем руководствовался человек, выбиравший отрывок?

  • Это оригинальный текст или перевод?

  1. Содержание текста

  • Каково содержание текста? Посмотри, на какие части делится текст? Предложи свои названия для основных частей текста. Выдели самые важные слова, самые важные имена, самые важные события, упоминаемые в тексте. Если ты встретишь слова, имена и события, которые тебе неизвестны, спроси учителя. Помни, что во многих книгах есть оглавление, именные указатели, таблицы, которые могут помочь тебе разобраться в смысле текста.

  1. Насколько достоверна информация, содержащаяся в тексте?

  • Был ли автор текста непосредственным свидетелем описываемых им событий или же «опосредованным», т.е. пересказывающим то, что он сам не видел?

  • Является ли текст первичным или вторичным источником? (первичным источником считается первый известный нам тест, вторичный источник почерпнул свою информацию из первичного или другого вторичного текста. Первичный источник может быть «опосредованным» свидетельством и часто бывает создан намного позже описываемых событий).

  1. Субъективность текста

  • Все тексты в той или мере субъективны. Автор видит со своей собственной точки зрения. К тому же разные люди часто по-разному объясняют факты. Субъективность может быть неосознанной, но часто источники пишутся с определенной целью. Автор хочет добиться чего-то от кого-то или защитить себя, свою семью, своих близких и т.д..от обвинений, он может пропагандировать какие-то идеи и.т.д. Субъективность часто может быть выявлена через анализ используемых прилагательных, или же отобранных для описания событий.

Для этого важно найти ответ на следующие вопросы:

  • Были ли у автора особые намерения? Если были, то какие?

  • Является ли автор хорошим наблюдателем? Понимает ли он то, что видит?

  • Есть ли у автора особые симпатии или антипатии?

  • Каким языком автор ведет рассказ?

  • Является ли автор выразителем определенных взглядов или же он исключение – единственный человек, разделяющий подобное мнение?

  • Является ли данный источник единственным, описывающим это событие? Если существуют другие, то описывают ли они его также или по-другому? Если по-другому, то в чем заключается разница и как ее можно объяснить?

  1. Использование источников, для изучения мышления людей

Важно понять, что, если источник субъективен и даже лжив, он может быть использован для решения другой задачи: тот факт, что этот текст был написан, уже важен сам по себе. Если, например, автор субъективно описывает других людей, это может свидетельствовать об отношении к этим людям его самого и ему подобных. Если автор дает осознанно искаженное описание событий, это является доказательством его желания сформировать определенное впечатление у читателя.

  1. Вопросы к позднейшим интерпретациям

Историки по-своему интерпретируют источники. Они не могут делать это объективно – на них оказывает влияние время, в которое они живут и их надежды на будущее. Они могут также писать исторические книги с определенными намерениями.

Поэтому, при чтении книг, надо задавать следующие вопросы:

  • Кто написал эту книгу? Когда и где?

  • Это оригинальный текст или перевод?

  • На каком материале строит автор свои рассуждения?

  • Каково квалификация автора?

  • Какой это тип книги? Школьный учебник? Книга, написанная для широкой публики? Книга, рассчитанная прежде всего на ее чтение другими историками?

  • С какой целью была написана книга? Насколько она субъективна?

  • Каковы взгляды автора на историческое развитие?

  • Упоминает ли автор в своей книге взгляды и интерпретации фактов, отличающиеся от его собственных?

СХЕМА РАБОТЫ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

  1. Описание иллюстрации

  • Люди. Кто они? Их количество, возраст, одежда и т.д. Их взаимоотношения.

  • Пейзажи, вещи, растения, животные. Как показаны отношения между человеком и природой? Гармоничны они или нет?

  • Пространство изображения. Где мы? На открытом воздухе / в помещении. Можно ли выделить в изображении первый, средний и задний планы?

  • Формы и линии. Какие линии преобладают? Вертикальные / горизонтальные / диагональные? Геометрические фигуры: треугольники, четырехугольники, круги.

  • Цветовые и световые эффекты. Какие части изображения выделены при помощи резкого освещения или контрастности?

  • Движение. Обратите особое внимание на контрасты: застывшее положение / движение, вверх / вниз.

  • Положение зрителя. Взгляд червя / нормальная точка зрения / обзор с птичьего полета.

  • Композиция. Сбалансировано ли изображение? Если да, то, каким образом это было сделано? На чем, прежде всего, сосредотачивается наше внимание? Как этот эффект достигается?

  1. Интерпретация / послание

  • Кто люди, изображенные на иллюстрации? Иногда это легко определить, в других случаях надо внимательно их рассмотреть и идентифицировать их при помощи различных символов.

  • Изображенный сюжет. Что происходит?

  • Символы и знаки. Точное описание того, что происходит, часто предполагает объяснение различных символов и знаков. Речь идет не только непосредственно о символах, но так же и о том, что можно узнать по выражению лиц персонажей, движениям, жестам, их положению на изображении, их размерам, соотношению света и тени, и использованию цветов.

  • Кто выполнил это изображение, и на кого оно рассчитано? Было ли это изображение заказано художнику? Если да, то кем? Или же идея полностью принадлежит автору? Каковы были его намерения – спровоцировать зрителей, вызвать жалость, убедить в чем-либо, произвести впечатление?

СХЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ УЧЕНИКАМ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИЛИ ОЦЕНИВАТЬ ИСТОЧНИКИ, ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫ КАК ДЛЯ КЛАССНОЙ РАБОТЫ, ТАК И ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО

Попытайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. Для всех типов исторических источников

  • Является ли источник: Письменным?

Графиком?

Диаграммой?

Рисунком?

Фотографией?

Картой?

Предметом или артефактом?

  • Является ли источник первичным или вторичным?

  • Кто и зачем создал его?

  • Определите цель, с которой он был создан?

  • В каком историческом контексте он был создан?

  • Какую информацию он содержит?

  • На какие исторические вопросы он может помочь ответить?

  • Что источник НЕ может мне сказать?

  • Существуют ли другие источники, которые мне потребуется изучить для того, чтобы понять смысл этого источника?

  • Лжив ли источник или же объективен?

  • Какие чувства он демонстрирует?

  • Насколько этому источнику можно доверять?

  • Насколько этот источник полезен для историка?

  1. Когда вы впервые знакомитесь с источником, сделайте это внимательно: спросите себя:

Кто? Что? Где? Чей? Как? Почему?

  1. Анализ источника состоит из 3 частей:

Понимание:

  • Что он рассказывает вам о прошлом?

  • Что вы НЕ знаете?

  • Содержит ли он сокращения, слова, имена, упоминания о событиях, о которых вы НЕ слышали?

  • Какого типа информация в нем содержится?

Оценка:

  • Каково происхождение источника?

  • Кто его написал?

  • Можно ли доверять автору?

  • Является ли источник первичным или вторичным?

  • Зачем он был написан?

  • Когда он был создан? Описаны ли события в нем уже задним числом?

  • Сомневаетесь ли вы в его точности?

  • Какие части источника содержат факты, а какие – их оценку автором?

  • Какие примеры предвзятости и искажения фактов в нем содержатся?

Интерпретация:

  • Какие упоминающиеся здесь факты подтверждаются другими источниками?

  • Какие в нем есть ошибки?

  • Какие пробелы есть в содержащейся в нем информации?

  • Насколько вы доверяете этому источнику?

  1. Анализ фотографии

Может ли фотоаппарат лгать?

Можно ли внести изменения в фотографию или фильм?

Кто выбирает точку обзора для фотографа?

Является ли это пропагандой?

О чем фотография нам рассказывает?

  1. Газеты

Всегда ли вы доверяете тому, что читаете в газете?

Подвергаются ли газеты цензуре?

Есть ли у автора своя точка зрения?

Что излагается в статье – факты или мнения?

  1. Карикатуры

Когда она была нарисована / опубликована?

Было ли это до, во время или после изображаемых событий?

Выражает ли она определенную точку зрения?

Ставит ли ее создатель своей целью повлиять на людей?

Какое отношение к происходящему она демонстрирует?

Понимаете ли вы содержащиеся в ней иллюзии на события того времени?

Какие стереотипы здесь проявляются?

С какой целью она была создана?

Инструкция к   исследованию   письменного
исторического источника:

Вид документа

Типология
вопросов   и заданий к нему  (ответы оформить кратко письменно)

1.Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей,
протоколы государственных мероприятий и т.д.

1.Когда
и   где появился этот документ?
(Опишите исторические условия его создания.) Кто является автором?

2.Объясните основные / новые понятия,
употребляющиеся в тексте документа, в чьих интересах?

3.Какую важную
историческую информацию он нам дает?

2.
Документы ме­
ждународного ха­рактера: договоры, соглашения, про­токолы, деловая переписка и т.д.

1.Перечислите
(и покажите на карте) государства, составившие
этот документ.

2.Назовите основные положения
документа.
Оцените
их выгодность и ущербность для каж
дой из сторон и других стран, международной ситуации в целом, изменения в политическом, экономическом, территориальном планах.

3.Документы,
свя­
занные
с поли­
тической
борьбой
: программы, воз­звания, речи поли­тиков, проклама­ции, декларации и т.п.

1.Кто
автор документа? Каковы его политичес
кие взгляды? Почему создан документ?

2. К чему призывает и что осуждает автор
доку
мента?

3. Какую важную историческую информацию он нам дает?

4.Документы
ис
торического
ха­
рактера
: хроники,     летописи,  исторические
монографии,  исследования,  со­
чинения

1.Какие
исторические факты излагаются в до
кументе?

2.Определите время, в которое
происходили описываемые события, если оно не указано в
документе или дано в иной
(нехристианской)
системе
летосчисления.

3.Как
автор объясняет причины, излагает ход и
определяет значение исторических
событий?

4.Какую важную историческую информацию он нам дает?

5.Документы лич­ностного характе­ра: воспоминания, днев­ники, письма, сви­детельства оче­видцев

1.Кто
автор документа? Каково его социальное положение и причастность
к описываемым событиям?

2.Что
увидел автор документа?
Подтвердите свои рассуждения текстом источника.

3.Доверяете ли вы
свидетельствам автора это
го документа? Разделяете его точку зрения? Почему?

4.Какую важную
историческую информацию он нам дает?

6.
Документы ли­
тературного жан­ра:

 как историчес­кие памятники своей эпохи: про­за, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр.

1.Покажите
на карте район мира, где происхо
дит действие этого литературного источника.

2.По характерным
деталям быта, одежды, поведения людей и т.п.
определите примерное вре
мя действия
или написания произведения.  Най
дите
признаки, подтверждающие, что данное про
изведение было создано в эпоху…

3.Какие
образы исторических героев, событий
создает автор? Насколько правдиво?

4. Какую историческую
информацию можно почерпнуть
?

Выводы:

1.главные факты;

2.полезность,
ценность источника;

3.мнение, которое
содержится в источнике;

4.ограниченность
источника;

5.свое отношение к
источнику.

Компетентностный подход в обучении ставит
новые задачи в построении образовательного
процесса: не “чему учить”, а “как учить”.
Поэтому традиционный образовательный процесс,
построенный по логике: содержание образования,
формы и методы обучения подчинены цели — развить
знания, умения, навыки, не вполне соответствует
новому подходу в обучении.

Сейчас очень важно построить образовательный
процесс таким образом, чтобы учащийся овладел
неким комплексом, связывающим воедино знания,
умения и действия, развить способность
мобилизовать умения в конкретной ситуации.
Реализация компетентностного подхода в обучении
возможна через деятельностные технологии
обучения, в основе которых лежит планирование и
организация учебного процесса, в котором главное
место отводится активности и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной
познавательной деятельности школьника. Поэтому,
при изучении материала по истории серьезное
внимание необходимо уделять самостоятельной
работе учащихся с учебным и оригинальным
текстом, что позволит развить умение работать с
проблемами и искать пути их решения, умение
действовать в неопределенной ситуации,
самостоятельно добывая недостающую информацию.

Использование различных форм и методов работы
с учебным и оригинальным текстами на уроках
истории и обществознания позволяет выделить ряд
проблем:

1. Учащиеся недостаточно владеют навыками и
умениями осуществлять поиск необходимой
информации, анализировать и обобщать
неупорядоченную информацию.

2. Учащиеся не владеют достаточным умением
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности.

3. Учащиеся не владеют достаточным умением
осуществлять поиск информации, представленной в
различных знаковых системах (текст, схема,
таблица, диаграмма).

4. Учащиеся не владеют достаточным умением
извлекать из неадаптированных оригинальных
текстов (философских, научно-популярных,
публицистических, художественных) знания по
заданным темам.

Эти проблемы тем более актуальны, так как
итоговая аттестация по истории и обществознанию
в форме ЕГЭ включает в том числе и задания,
связанные с анализом учебного и оригинального
текстов (часть С). Поэтому перед учителем стоит
задача: развить компетенции учащихся, т.е.
сформировать комплекс умений и знаний в сфере
работы с информацией – овладеть методами поиска,
структурирования, свертывания, предъявления
информации в различных формах.

Основные формы и методы работы с текстом,
позволяющие решить эту задачу:

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста .

3. Аналитическое чтение текста.

4. Разбить текст на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление конкретизирующих, сравнительных,
хронологических обобщающих таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи
текста.

8. Составление логической схемы.

9. Преобразование цифровой информации, данной в
тексте, в график, статистическую таблицу,
диаграмму.

10. Реферирование текста.

При работе учащихся с оригинальным текстом
предлагается алгоритм действий:

1. Внимательно прочитайте отрывок.

2. Определите видовую принадлежность документа:

— научный текст: в тексте главное — утверждение,
аргументация какой-либо истины,

— правовой документ: изложены нормы права,

— публицистический текст: основой текста
являются оценочные суждения,

— статистический текст: представлены
количественные показатели, отражающие состояние
или тенденцию развития какого-либо объекта,

— политический документ: содержатся оценки
состояния общества и прогнозы, обещания, планы,
улучшения,

— информационные материалы: излагаются только
факты.

3. Интерпретация текста:

— разделите текст на смысловые блоки,

— проанализируйте каждый блок, определите смысл
текста,

— определите, к какой теме из изученного курса
истории(обществознания) относится текст.

4. Анализ текста:

— раскройте всю полноту социальной информации
источника.

5. Ответьте на вопросы к тексту, опираясь на
знания по данной теме (темам).

Организуя на уроке работу с текстом, я
использую рабочие листы, которые составлены на
основе текста параграфа и включают задания
разной формы. На таком уроке учитель выступает в
роли консультанта, помогая учащимся разобраться
с содержанием текста параграфа. Задания
составлены таким образом, чтобы через разные
формы работы с текстом развивать умение
применять приобретенные знания и умения в
практической деятельности.

Варианты учебных занятий, построенных
на основе самостоятельной работы учащихся с
текстом.

Метод обучения: сочетание проблемного и
поискового метода.

Способ обучения: коллективный – выполнение
одного типа заданий, работа учащихся в
коллективе 20-25 человек.

Основная форма проведения занятий-
самостоятельная работа учащихся с учебным и
оригинальным текстом, построенная на основе
выполнения заданий разной формы и разного уровня
сложности.

1. История средних веков. 6 класс. Учебник
“История средних веков”, авт. Е.В. Агибалова, Г.М.
Донской, изд. “Просвещение”, М., 2006г.

Тема: “Культура Византии”

Изучая тему “Культура Византии” вы должны
узнать:

— чем можно объяснить более высокий уровень
развития образования и науки в Византии,

— отличие архитектуры христианских храмов от
античных,

— правила написания икон.

Развить умения:

— структурировать содержание текста,

— применять полученные знания в практической
жизни (при посещении храма, изучении икон).

Ход урока

1. Развитие научных знаний.

Заполните таблицу:

Область знаний Достижения
   

Область знаний: математика, медицина, химия,
география, история.

Сделайте вывод: в Византии был более высокий, по
сравнению с другими странами, уровень знаний, так
как___________________________.

2. Архитектура.

Работа с историческим источником.

“… Там есть храм…, и там же греческий папа,
потому что они не подчиняются римскому папе. В
этой церкви столько алтарей, сколько в году дней.
Его богатства без числа, в него ежегодно приносят
дань с двух больших островов и находящихся там
замков и городов. Ни в одном из храмов мира нельзя
встретить богатства, подобного этому. Внутри
храма колонны и лампады из золота и серебра в
таком количестве, что человек не может сосчитать.
Там возле стены дворца есть место развлечения
царя, называемое ипподромом. Ежегодно в день
рождения Иисуса царь устраивает там великие
зрелища. В присутствии царя и царицы даются
представления( при помощи волшебства и без него),
выводятся всевозможные люди. Выводят львов,
леопардов, медведей и диких ослов одних на других
и обычно также птиц, и ни в одной земле нельзя
видеть подобного увеселения…”

(Путевые заметки Вениамина из Туделы,
посетившего Константинополь в декабре 1117 г.
Хрестоматия. История средних веков, ч.1, стр. 129-130.,
изд. 1980 г.)

Вопросы:

1. О каком храме говорится в документе? Где он
находится? Когда был построен?

2. Чем поразил путешественника этот храм? Чем
этот храм отличался от других храмов?

Устройство храма Святой Софии.

Задание: на основе иллюстрации и текста
учебника опиши храм. Назови основные части храма.

3. Живопись.

1) Перечисли основные виды живописи.

2) Изучи канон в оформлении храма, ответь на
вопросы:

— где располагалась мозаика с изображением
Христа в окружении ангелов?

— Где располагалась фигура Богоматери?

— Где изображались сцены земной жизни Христа?

— Где изображались пророки?

— Где помещались картины ада?

3) Перечисли основные правила написания икон.

4. Расставь буквы по местам и дай определение
понятий:

Заимока

Тальсма

Упрас

Ропрок

Пасотол

Ресфка

Киано

Након

2. История России, 10 класс. Учебник “История
России с древнейших времен до конца XVII века”,
авт. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, изд.
“Просвещение”, М. 2005 г.

Тема “Феодальная раздробленность”

В процессе работы вы должны узнать:

1. Особенности развития Киевского,
Черниговского, Галицко-Волынского,
Владимиро-Суздальского княжеств, Новгородской
земли.

2. Особенности развития культуры в период
феодальной раздробленности.

3. Своеобразие политического устройства
княжеств в период феодальной раздробленности.

Развить умения:

1. Учебного моделирования (составление таблиц,
схем).

2. Анализировать документы, извлекать
необходимую информацию.

3. Приводить доказательства выбранной точки
зрения.

Ход урока

1. Оценка периода феодальной раздробленности.

Задание № 1.

Докажите, рассмотрев причины феодальной
раздробленности, что период феодальной
раздробленности- закономерный этап в развитии
феодального государства.

Задание № 2.

Ряд историков резко негативно оценивают
последствия политической раздробленности Руси в
XII-XIIIвв. Какая другая точка зрения о последствиях
политической раздробленности Руси существует?
Какую точку зрения Вы считаете наиболее
убедительной? Подтвердите фактами избранную
Вами точку зрения.

2. Общая характеристика развития княжеств в
период феодальной раздробленности.

Задание № 1.

Заполните таблицу:

Княжество Где находится Особенности развития хозяйства,
крупные города
Правители
       

Задание № 2.

Заполните таблицу “Политическое развитие
княжеств”.

Княжество Политическое устройство Функции и привилегии
Князь Бояре Боярская Дума Вече
           

3. Особенности развития княжеств в период
феодальной раздробленности.

Задание. Назовите княжества, с которыми связаны
следующие черты развития:

1. В конце XII Святослав Всеволодович делил
власть с правнуком Владимира Мономаха, Рюриком
Ростиславичем. Так бояре иногда объединяли на
престоле представителей враждующих княжеских
группировок и избегали междоусобицы.

2. В этом княжестве у князей сложились особые
отношения с половцами. Князья дружили с
половцами, половцы помогали им в борьбе с
Владимиром Мономахом.

3. Важную роль в жизни города имел мост. Здесь
нередко происходили кулачные бои между
различными враждующими группировками. Отсюда, по
приговору городских властей сбрасывали
осужденных на смерть преступников.

4. Город славился мастерами кузнечного и
гончарного дела и др. профессий. Улицы зачастую
носили названия ремесленных профессий:
Плотницкий конец, улица Кузнецкая, Гончарная,
Щитная.

5. Большую силу в княжестве получили
бояре-землевладельцы. Они входили в верхушку
общества, так называемую аристократию.

6. Здесь княжили внуки Ярослава мудрого. Большой
мощи княжество достигло при Ярославе Осмомысле.
Княжество славилось своим богатством, развитыми
международными связями, особенно с Византией,
Венгрией, Польшей.

7. Объединение двух княжеств произошло при
Романе Мстиславиче, впоследствии он присоединил
к своим владениям Киевское княжество. Так
выросло новое огромное государство, равное по
территории Германской империи.

8. Земли княжества входили в состав “отчины”
Мономаховичей. В середине XII века княжество из
далекой окраины превратилось в обширное
независимое княжество, которое проводило
активную политику.

9. Князь построил великолепный белокаменный
дворец в селе Боголюбово. В 1169 г. Взял штурмом
Киев. Против него был заговор, в который были
вовлечены жена и ближайшие слуги князя.

10. В этом княжестве князь Всеволод, укрепив свои
позиции внутри княжества, стал оказывать все
большее влияние на дела Руси: вмешивался в дела
Новгорода, овладел землями на Киевщине, подчинил
полностью своему влиянию Рязанское княжество.

4. Особенности политики русских князей в период
раздробленности.

Задание № 1. Заполните таблицу:

Княжество Князь Содержание политики
     

Задание № 2. Соотнесите имя князя, княжество,
содержание деятельности.

1. Князья: Рюрик Ростиславич, Ярослав Осмомысл,
Даниил, Всеволод Мстиславич, Юрий Долгорукий,
Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

2. Содержание деятельности:

А) В борьбе с боярством опирался не только на
города, но и на дворянство. Прозвище получил за
то, что имел большую семью: 8 сыновей и 8 внуков, не
считая потомства женского рода. Укрепив свои
позиции внутри княжества, князь стал оказывать
большое влияние на дела Руси.

Б) В ходе борьбы враждующих сторон князь сжег
Подол, разграбил Cофийский собор и Десятинную
церковь — русские святыни. Затем князь Роман
захватил его в плен и постриг в монахи.

В) Князь прослыл смелым и талантливым
полководцем. С его именем считались правители
Европы. Когда ему было 4 года, бояре выгнали его с
матерью из города. Повзрослев и собрав мощную
дружину, князь смог постоять за себя и в 1221 г.
захватил престол на Волыни.

Г) Князь был женат на дочери Юрия Долгорукого.
Вел борьбу с боярами, побывал в изгнании и даже
оказывался в темнице. Но в конце концов ему
удалось сокрушить противника и усилить
авторитет княжеской власти. Про него в “Слове о
полку Игореве” говорилось, что “он подпер
своими железными полками горы Угорские”.

Д) Князь неустанно воевал с Волжской Болгарией,
с Новгородом, боролся за овладение киевским
престолом. Союзником его был черниговский князь
Святослав. Однажды оба князя встретились для
переговоров и для дружеского пира в суздальском
городке Москва в 1147 г.

Е) В юности князь совершил военный поход и
прослыл смелым воином. Он стремился стать
“самовластцем”. В 1169 г. Князь взял штурмом Киев.
Действия князя вызывали все большее раздражение
среди боярства. Родственники казненного боярина
Степана Кучки организовали заговор и в 1174 г.
убили князя.

Ж). Князь начал противоборство с Суздалем и
потерпел поражение. Это переполнило чашу
терпения жителей княжества. Против князя
выступили бояре и “черные люди”. В 1136 г. князя с
семьей по приговору веча заключили под стражу,
затем выслали из города, обвинив в том, что он “не
блюдет смерд”, т.е. не выражает интересов простых
людей, плохо руководит войском.

3. Княжества:

А) Владимиро-Суздальское

Б) Новгородская земля

В) Ростово-Суздальское княжество

Г) Киевское княжество

Д) Галицкое княжество

Е) Галицко-Волынское княжество.

5. Культура княжеств в период раздробленности.

Задание. Выделите особенности культуры
Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской
земли (архитектура, иконопись), перечислите
памятники культуры.

Сделайте вывод: каковы последствия феодальной
раздробленности для развития страны?

3. История средних веков. 6 класс. Учебник
“История средних веков”, авт. Е.В. Агибалова, Г.М.
Донской, изд. “Просвещение”, М., 2006г.

Тема “Франкское государство

В процессе работы вы должны узнать:

1. Как возникло государство у франков.

2. Какие изменения произошли в управлении
франков.

3. Какую роль играла церковь в жизни
раннефеодального общества.

Развить умения:

1. Раскрывать причинно-следственные связи.

2. Структурировать содержание текста.

3. Анализировать исторический источник.

Ход урока

Задание №1. Прочитайте документ “ Франкский
историк VI века о случае с драгоценной чашей”,
ответьте на вопрос :

Какие качества помогли Хлодвигу стать вождем?

Задание № 2. Распределите причины
образования государства в логической
последовательности:

Начало обработки железа, усовершенствование
орудий труда, стремление вождя к личной власти,
распад родовой общины, местные богачи
поддерживали Хлодвига, появление неравенства,
франки завоевали большие территории, это
требовало более четкого управления.

Задание № 3. Проследите изменения в
управлении франков к нач. VI в.

Вопросы Племя Государство
1. Управление    
2. Войско    
3. Управление на местах    
4. Суд    

Сделайте вывод: чем власть короля отличается от
власти вождя?

Задание № 4. Проанализируйте содержание
законов франков, ответьте на вопросы:

  1. За совершение каких поступков наказывали
    франкские законы?
  2. Какое наказание было основным?
  3. Что в законах указывает на существование
    неравенства у франков?
  4. Что говорит о несовершенстве законов?

Сделайте вывод: чьи интересы защищали законы?

Задание № 5. Проследите процесс формирования
классов феодального общества: крупные
землевладельцы и зависимые крестьяне.

  1. Кто и как становился крупным землевладельцем?
  2. Какие права получали крупные землевладельцы?
  3. Как свободные землевладельцы превращались в
    зависимых?

Задание № 6. Наведите порядок в организации
христианской церкви:

Епископ — глава христианской церкви в
Западной Европе
Аббат – христианин, который вел
уединенный образ жизни
Римский папа – руководитель монастыря
Священники, монахи – служители церкви
Масса верующих

Сделайте вывод: какова была роль церкви в
обществе?

План анализа исторического источника

    1. Внешняя
      критика (анализ происхождения текста).
      Выясните:

а) авторство;

б) время и место
его создания;

в) подлинность
документа;

г) исторические
условия, цели создания.

2.
Внутренняя
критика (анализ достоверности и полноты
текста).
Выясните:

а)
особенности языка (в частности, значения
слов) эпохи созда­ния документа;

б) социальное
положение, образование, профессию,
возможности получить ту или иную
письменную и устную информацию;

в)
факты исторической действительности,
выявленные на основе сведений из данного
источника.

Раздел III Методические рекомендации к подготовке доклада по Отечественной истории

Доклад
является формой самостоятельной работы.
Он система­тизирует и расширяет
знания по теме, учит сопоставлять точки
зрения разных исследователей, понимать
обоснованность сформулирован­ных
автором (авторами) труда умозаключений
и общих выводов. Доклад может быть
историографическим, в котором сравниваются
суждения нескольких исследователей
по какой-либо проблеме; ис­точниковедческим,
если предполагает анализ источника
(источников) по заданной теме.

Тему
доклада предлагает преподаватель или
выбирает сам сту­дент. Работа
выполняется в ходе семестра, на
выступление доклад­чика отводится
10–15 минут. Доклады обсуждаются в группе
по гра­фику, составленному в начале
семестра.

Текст
доклада должен быть напечатан или
написан от руки на бумаге формата А4 и
составлять не менее 15 страниц. Поля:
левое 30 мм, правое 10–15 мм, верхнее
и нижнее 20–25 мм; кегль 12 или 14, интервал
одинарный или полуторный.

Структура и содержание доклада

–– Титульный
лист

На
нем должно быть указано: полное название
учебного заведе­ния, где выполнена
работа (ГОУ ВПО Владимирский
государствен­ный университет им.
А.Г. и Н.Г. Столетовых); кафедра (истории
и археологии), тема доклада; сведения
об авторе и проверяющем (Выполнил(а):
студент(ка) (указать группу, курс,
факультет, фамилию, имя, отчество);
Проверил(а): фамилия, имя, отчество);
город и год выполнения доклада (Владимир
––
2010).

–– План
или Содержание

В
Плане (Содержании) должны быть указаны
все основные раз­делы работы с номерами
страниц, в том числе Введение, Заключение,
Приложения (если таковые имеются).

–– Введение

В
нем обосновывается актуальность темы;
может быть проана­лизирована литература
и на ее основе определены цель и задачи
ис­следования, затем дана характеристика
источников и сделан вывод о возможности
достижения цели на их основе.

–– Основное
содержание работы

Включает
в себя несколько разделов или минимум
две главы, разбитые на параграфы и не
совпадающие по заголовкам с названием
доклада. Эта часть работы представляет
собой анализ основных проблем, заявленных
во Введении.

–– Заключение

Содержит
основные выводы по результатам
исследования. Оно должно соответствовать
поставленной во Введении цели и
сформули­рованным задачам.

–– Список
использованных источников и литературы

Должен
быть правильно оформлен и содержать
не менее трех наименований.

Например:

Источники

Владимирская
жизнь, 9 сент. 1917. С. 2.

Местное
самоуправление в России: Отечественный
историче­ский опыт: Сборник документов:
(1861–1917 гг.). М., 1998.

Литература

Гайда
Ф.А.
Механизм
власти Временного правительства //
Оте­чественная история. 2001. № 2. С.
141–143.

Герасименко
Г.А.
Земское
самоуправление в России. М., 1990.

Шутов
А.Ю.
Земские
выборы в истории России (1864–1917 гг.):
Исследование избирательных систем.
М., 1997.

–– Приложения

Могут включать в
себя схемы, таблицы, иллюстрации и любые
другие материалы по докладу, вынесенные
за рамки основного текста.

В тексте доклада
должны быть постраничные или концевые
сноски на цитированные источники и
литературу. В них указываются все
выходные данные, а также номера страниц,
откуда взята цитата или сделан пересказ.

Например:

«Я
уже не первый десяток лет, сколько мог,
писал, объяснял, призывал именно к
свободному действию в России местного
само­управления. В нашей истории
веками существовал и деревенский мир,
и городские веча… а с конца XIX
века ––
плодотворное земство, разогнанное
большевиками в 1918 году…», ––
в очередной раз напоминал А.И. Солженицын1.

Г.А.
Герасименко дал оценку земству как
жизнеспособной сис­теме. Первые
месяцы после Февральской революции он
охарактери­зовал как период
демократизации земств2.
Автор выделил
двух основ­ных инициаторов демократизации
––
Советы крестьянских депутатов и
Общественные исполнительные комитеты3.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1. Общие сведения (автор, название, выходные данные).
 

 

2. Вид документа.
 

 

3. Историческая обстановка.
 

 

4. Адресат.
 

 

5. Цели и задачи документа.
 

 

6. Факты.
 

 

7. Основные понятия.
 

 

8. Затронутые проблемы.
 

 

9. Основные идеи (выводы, главные мысли).
 

 

10. Вопросы к документу или автору.
 

 

11. Система ценностей (или идеология), отраженная в документе.
 

 

12. Стилистические особенности.
 

  13. Уровень эмоциональности

 

14. Возможные сравнения с другими документами.
 

 

15. Историческое значение документа.
 

 

16. Основные части, на которые можно разбить документ.
 

  Форма анализа заимствована на сайте http://history4you.ru/   

Рекомендации по работе с текстами документов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить часы на приоры
  • Как найти в магазине просроченный товар
  • Как найти хорошего аудитора
  • Как найти в мире билайн
  • Как исправить ошибку steamui dll