Как составить анализ текста по плану

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать — составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Что такое анализ текста?

Итак, подробнее. Анализ — это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но впоследствии ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

Комплексный анализ текста

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: «что этим отрывком автор хотел сказать?».

Стоит помнить, что тема — это предмет рассуждения. А тематика — это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

По русскому языку и литературе

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

  1. Жанр текста — легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
  2. Тема текста — в любом произведении есть своя тема
  3. Какие использованы приемы построения текста — повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
  4. Использование изобразительных средств
  5. Общее впечатление от прочитанного — если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

Пример

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора — показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль — это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства — союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием — антитеза, т.е. когда идет противопоставление — глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности — используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности — безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

Анализ текста по литературе как делать

Обзор по литературе

Анализ текста — это краткий пересказ, разбор содержания какого-либо произведения. Можно анализировать стихи, рассказы, поэмы и так далее. Это учит осмысленному чтению. Именно поэтому педагоги дают ученикам такое задание. Анализ простых произведений помогает без проблем понимать более сложные труды. Кроме того, это развивает творческие способности ученика, мышление, речь. Анализ помогает понять смысл произведения, выделить мораль и главную мысль автора.

Как сделать анализ текста по литературе:

Как делать анализ текста

Как делать анализ текста по литературе

  1. Нужно перечитать труд автора (с чувством, выражением, паузами, сменой интонаций).
  2. Необходимо вспомнить все, что известно об авторе, или узнать о его биографии, интересах из дополнительной литературы.
  3. Нужно определить стиль, которым написано произведение. Их всего пять: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
  4. После этого нужно определить тип речи. Их всего три: описание, повествование, рассуждение.
  5. Необходимо обозначить жанр произведения. Примеры: пьеса, рассказ, баллада, былина, очерк, эссе и так далее.
  6. Затем нужно определить главную тему произведения.
  7. Написать заголовок или подумать над заголовком. Почему автор выбрал именно этот вариант?
  8. Составить план работы, разделив его на смысловые части.
  9. Обозначить способы связи частей, обратить особое внимание на лексические и синтаксические средства.
  10. Определить связь, соотношение начала и конца работы.
  11. Определить основные литературные приемы, на которых построен текст. Пример: преувеличение, противопоставление, быстрая смена действий и так далее.
  12. Выделить и описать основные образы, в том числе образ автора.
  13. Изучить фонетику текста. Что и для чего использует писатель? Пример: повторение согласных или гласных.
  14. Изучить морфологический состав текста. Какие части речи и для чего использует автор?
  15. Изучить синтаксис. Почему автор использовал именно эти формы и для чего?
  16. Обозначить главную идею текста. Что хотел сказать автор?
  17. Выразить личное впечатление от прочитанного, свои ощущения, эмоции, состояния.

Отдельное внимание нужно уделить лексическому анализу текста. Необходимо подумать, все ли слова понятны. Если нет, то следует обратиться к словарям.

Как делается анализ текста

На что еще обратить внимание при анализе лексики текста:

  • ключевые слова в каждой смысловой части;
  • опорные синонимы и антонимы;
  • неоднозначные слова и слова с переносным значением;
  • использование архаизмов, историзмов, неологизмов;
  • просторечные выражения и возвышенный слог;
  • эмоциональные и оценочные высказывания;
  • фразеологизмы.

В свободное от учебы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) — выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Важно отдельно проанализировать средства художественной выразительности. В каждом пункте нужно ответить на вопрос: «Зачем, для чего автор использовал именно это слово?».

Универсальный план

Встречаются разные вариации плана. Некоторые учреждения допускают вольное изложение и относят это задание к творческим.

Сокращенный вариант плана для анализа:

Как сделать анализ текста по литературе

  1. Род произведения: эпос, лирика или драма.
  2. Жанр.
  3. Несколько характеристик-особенностей жанра. Например: приключенческий роман.
  4. Что вдохновило автора на создание сюжета. Из личной жизни, из прошлого, по мотивам работ других писателей и так далее.
  5. Главная тема произведения. Тема — это то, что описано в произведении.
  6. Главная идея произведения. Идея — смысл, что хотел сказать автор.
  7. Главное противоречие и его особенности (если есть).
  8. Композиция.

Если подробно заполнить каждый пункт, то получится развернутый портрет работы автора.

Комплексный анализ предполагает разбор текста по трем уровням: идеи и образы, стилистика текста, фонетика текста (для лирических произведений).

Как делается анализ текста:

Как делается анализ текста по литературе

  1. Чтение текста и разделение его на части.
  2. Обзор заголовка (тема, идея, смысл, проблема).
  3. Поиск и разбор позиции автора.
  4. Поиск и разбор микротем.
  5. Разработка плана текста.
  6. Разбор лексики, поиски определений незнакомых слов.
  7. Изучение информации об авторе (в какую эпоху жил, чем интересовался, в каких условиях писал произведение).
  8. Описания жанра и композиции.
  9. Разбор художественных средств выразительности.
  10. Отношение и впечатление читателя.

При разборе важно обратить внимание на систему образов, их связь друг с другом и на особенности развития сюжета. Определить принцип развития, завязку, основную часть, кульминацию и развязку.

Разбор прозы и поэзии

Анализ стихов и прозы несколько отличается. В первом случае больше внимания уделяется сюжету, во втором — действующим лицам.

План для разбора стихов:

Как правильно анализировать текст по литературе

  1. Автор, название, история написания. Если есть информация о том, кому посвящено произведение, то указать и это.
  2. Жанр и литературное направление. Доказать на примерах.
  3. Главная идея и тема.
  4. Размер и используемые рифмы (тип).
  5. Какие тропы использовал автор.
  6. Фонетика стихотворения.
  7. Специфика лексики.
  8. Описание главного лирического героя.
  9. Какие эмоции, чувства, настроения автор хотел передать читателю.
  10. Личное отношение к произведению.

План для разбора прозы:

Как правильно делать анализ текста

  1. Автор, название, условия и история создания.
  2. Направление и жанр.
  3. Главная идея и тема.
  4. Действующие персонажи. Краткая характеристика на каждого.
  5. Описание сюжета (композиция, линия).
  6. Отношение автора к тому и тем, кого он описывает.
  7. Анализ речи, которой написано произведение (строение предложений, приемы).
  8. Описание личного отношения читателя к произведению.

В зависимости от требований учебного заведения план анализа может отличаться. Рекомендуется заранее обговорить с педагогом, какой план можно и нужно использовать.

План
комплексного анализа текста

Подготовила:
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьск, Тюменской
области, ЯНАО  Фиалковская Вероника Петровна

1.     
Прочитайте
текст

Текст

это сочетание предложений, связанный по смыслу и грамматически.

2.     
Вспомните,
что вы знаете о его авторе.

3.     
К
какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный, официально-деловой,
публицистический, научный, разговорный.

(научный — значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное
представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика); 

официально-деловой — официальная переписка,
правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые
отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция); 

публицистический — характерны отвлеченные слова
с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность,
гласность, миролюбивый); 

разговорный — отличается большой смысловой
емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность; 

художественный — используется в художественной
литературе). 

4.      Какого
типа речи данный текст?
Описание, повествование, рассуждение.

Описание — это изображение какого-либо явления действительности,
предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например,
описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет
волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие
его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон
и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо
или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность
проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет
описания, представил его в своем сознании.     Описание
может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика
предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается
только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и
художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только
прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения,
различные переносные употребления слов       Повествование
— это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной
последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о
следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим
является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка).
Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование.
Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением
я. В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени
совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с
ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного
вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность;
глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими
на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как
прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность,
неожиданность того или иного действия.     
     Повествование как тип речи очень распространен в таких
жанрах, как воспоминания, письма.          
 

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо
мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть —
тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или
опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства,
аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
    

Тезис должен быть четко доказуемым, четко
сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы
подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между
отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для
грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные
слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В
тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя,
несмотря на то что, потому что.

5.
Определите жанр текста.
Эпизод художественного произведения,
очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.

6.
Определите тему текста.
О чем это произведение; о чём или о ком в
нём говорится

7.
Если текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему
именно такое название дал ему автор.

8.
Разделите текст на смысловые части (микротемы) и   составьте план для
себя.

9.
Как связаны части текста?
Обратите внимание на лексические и
синтаксические средства связи. Повторяющиеся слова, синтаксические параллели
ил, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.

Основные
средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений:
порядок слов в предложениях; интонация и др.

Параллельная
связь

предложений в тексте – предложения, начиная со второго, и по смыслу, и
грамматически связаны с первым.

Цепная
связь

предложений в тексте- предложения связаны по смыслу, последовательно, как бы по
цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такие предложения могут 
сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов, местоимений и др.

10.
Как соотносятся начало и конец текста?

11.
На каком приёме/   приёмах построен текст?
Сопоставление,
противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли,
быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание ).

12.
Отметьте основные образы в тексте. Не забудьте об образе автора.

13.
Понаблюдайте над лексикой текста:

—        
найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание
на правописание этих слов;

—        
найдите опорные слова в каждой части текста;

—        
найдите в тексте контекстуальные синонимы или  антонимы;

—        
найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

—        
обратите на стилевую принадлежность лексики (употребление архаизмов,
историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные 
или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором);

—        
выделите фразеологизмы и установите их значение по словарю, обратите внимание
на правописание этих слов;

—        
найдите опорные слова в каждой части текста;

—        
найдите в тексте контекстуальные синонимы или  антонимы;

—        
найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении; 

—        
обратите на стилевую принадлежность лексики;

—        
обратите внимание на средства художественной выразительности, если они
употребляются автором: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Эпитет – слово,
определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества,
признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи ( красная девица,
добрый молодец, очи светлые, матушка-Волга, ветер-бордяга, сыра земля).

Метафора
переносное значение слова, когда одно явление  уподобляется другому, причём
может использоваться и сходство, и различие (костёр рябины красной, ручка
двери, подошва горы, хвост очереди).

Особый вид
метафоры – олицетворение – уподобление неживого предмета живому существу
(воют ветры, вьюга злится, шепчутся деревья).

Сравнение
определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим
(луна, словно репа; небо, как колокол; месяц – язык).

14. Понаблюдайте
над фонетическими средствами языка.

Чего достигает
автор их употреблением.

Повторение
определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков –
ассонанс)

15. Какими
морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие глаголов и
деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо
изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или
пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных,
подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и
т. д.)

16.Понаблюдайте 
над синтаксисом текста.

Употребление
предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных;
простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление
инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой
речи, диалога и т. д.

17.
Сформулируйте  идею текста (основную мысль)

Это
то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть
выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и
сформулировать.

18. Каково
ваше впечатления от  текста?

Схематичная
таблица  «Комплексный анализ текста».

Основные вопросы

1.
Прочитайте текст

2. Вспомните,
что вы знаете о его авторе.

3. К
какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный,

публицистический,
научный

4.
Какого типа речи данный текст?

Описание,
повествование, рассуждение.

5.
Определите жанр текста.

Эпизод
художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда,
стихотворение в прозе и т.д.

6.
Определите тему текста:

его
основную мысль

О чем
это произведение; о чём или о ком в нём говорится

Это то,
к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть
выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти
и сформулировать.

7. Если
текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему именно
такое название дал ему автор.

8.
Разделите текст на смысловые части (микротемы) и   составьте план
для себя.

9. Как
связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические
средства связи.

Повторяющиеся
слова, синтаксические параллели ил, наоборот, резкое изменение синтаксических
конструкций и интонации.

10 Как
соотносятся начало и конец текста?

11. на
каком приёме/   приёмах построен текст?

Сопоставление,
противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли,
быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание ).

12.
Отметьте основные образы в тексте

Не
забудьте об образе автора.

13.
Понаблюдайте над лексикой текста:

—        
найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите
внимание на правописание этих слов;

—        
найдите опорные слова в каждой части текста;

—        
найдите в тексте контекстуальные синонимы или  антонимы;

—        
найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

—        
обратите на стилевую принадлежность лексики;

—        
выделите фразеологизмы

—        
обратите внимание на средства художественной выразительности, если они
употребляются автором;

Употребление
архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на
просторечные  или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они
употреблены автором )

Зачем
они  употреблены;

Эпитеты,
метафоры, сравнения, олицетворения.

14.
Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

Чего
достигает автор их употреблением.

Повторение
определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков –
ассонанс)

15.
Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие
глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания
чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании
предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных,
усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих
удивление, восхищение и т. д.)

16.Понаблюдайте 
над синтаксисом текста.

Употребление
предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных;
простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление
инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой
речи, диалога и т. д.

17.
Сформулируйте  идею текста

18.
Каково ваше впечатления от  текста

13.
Понаблюдайте над лексикой текста:

—        
найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите
внимание на правописание этих слов;

—        
найдите опорные слова в каждой части текста;

—        
найдите в тексте контекстуальные синонимы или  антонимы;

—        
найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

—        
обратите на стилевую принадлежность лексики;

—        
выделите фразеологизмы

—        
обратите внимание на средства художественной выразительности, если они
употребляются автором;

Употребление
архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на
просторечные  или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они
употреблены автором )

Зачем они 
употреблены;

Эпитеты,
метафоры, сравнения, олицетворения.

14.
Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

Чего
достигает автор их употреблением.

Повторение
определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков – ассонанс)

15.
Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие
глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания
чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании
предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных,
усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих
удивление, восхищение и т. д.)

Комплексный анализ текста


Комплексный анализ текста

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 593.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 593.

Изучая язык, мы работаем не только с отдельными словами, но и с текстами, то есть последовательностью предложений, объединенной общей темой и основной мыслью. Одной из форм работы является комплексный анализ текста. Как его выполнить, разберем в этой статье.

Основные сведения о тексте

В первую очередь надо обратить внимание на автора. Хорошо, если он нам известен и мы можем сделать вывод, типична ли для него такая тематика или система образов.

Затем необходимо определить жанр.

Кроме обычных жанров (очерк, рассказ, притча, стихотворение в прозе) для анализа может быть предложен отрывок произведения художественной литературы; если известен полный текст, можно рассматривать отрывок с опорой на него, но на самом деле это не требуется.

Какого стиля предложенный текст: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, стиль художественной литературы? Каков его тип (повествование, описание, рассуждение)? Только ответив на эти формальные вопросы, стоит переходить к дальнейшему анализу.

Необходимо не просто сказать или написать жанр, стиль и тип текста, но и в нескольких словах аргументировать свое мнение (например, как в этом образце: “В отрывке мы встречаем несколько терминов, а содержит он подробное и точное описание внешнего вида кенгуру, что позволяет определить стиль как научный, а тип – описание”).

Тема текста

Тема – это то, о чем говорится в тексте. Надо поставить перед собой этот вопрос и таким образом определить тему. Если у текста есть название, объяснить его смысл; если нет, попытаться его придумать.

Форма текста

Переходим к формальной характеристике. Уже в 7 классе русский язык изучен достаточно, чтобы делать простой анализ.

Сколько в тексте абзацев и сколько микротем? Совпадают ли они?

Обычно, конечно, в тексте, который предлагают школьникам, они совпадают. Но не всегда. Уж тем более редко они совпадают в обычном художественном тексте.

Как связаны между собой абзацы? Предложения?

Связь может быть цепная (повтор слов, синонимы, местоимения и т.д.) и параллельная (по смыслу).

Композиция текста

В этой части анализа надо охарактеризовать построение текста. Как он развивается?

Если это повествование, где его кульминация? Если рассуждение, указать его части: тезис, аргументы, вывод.

Возможно, автор использовал какие-то приемы: антитезу, например, или аналогию.

Изобразительные средства языка

Теперь пора охарактеризовать язык текста, сосредоточившись на изобразительных средствах.

Лексические средства – это

  • тропы (метафоры, сравнения, эпитеты и проч.);
  • экспрессивно и стилистически окрашенные слова;
  • обычные и контекстуальные синонимы и антонимы;
  • фразеологизмы и т.д.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись.

Морфологические средства: преобладание определенных частей речи.

Синтаксические средства: синтаксический параллелизм, парцелляция, многосоюзие, односоставные предложения и так далее.

Необходимо помнить, что автор использует изобразительные средства языка не просто “чтоб были”, а с целью подчеркнуть какую-то мысль или произвести какое-то впечатление на читателя. Желательно хотя бы в половине случаев разгадать и раскрыть цель автора (например, “чтобы подчеркнуть свою мысль, автор использует повтор”, “используя аллитерацию, поэт стремится передать шум ветра в ветвях” и т.п.)

Содержание текста

Теперь по плану комплексного анализа текста мы обращаем внимание на образы, а через них приходим к основной мысли. Что хотел сказать нам автор? В чем убедить?

И, наконец, собственное мнение. Какое впечатление произвел на анализирующего этот текст? Что особенно тронуло? Если это рассуждение, можно согласиться (или нет) с мнением автора. Если повествование или описание, сообщить, какие чувства вызвал текст, над чем заставил задуматься.

Заключение

Что мы узнали?

Анализируя текст, надо упомянуть о его жанровых и стилистических особенностях, теме, композиции, изобразительных средствах, основной мысли и рассказать о своем восприятии текста. Можно менять последовательность, но лучше двигаться от формы к содержанию, а не наоборот. И крайне нежелательно все мешать без разбора в одну кучу. Цель автора – что-то сказать нам, и по анализу должно быть ясно, что мы это поняли.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лидия Топоркова

    10/10

  • Максим Чистов

    8/10

  • Анастасия Савичева

    9/10

  • Денис Фольц

    9/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 593.


А какая ваша оценка?

Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.

Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.

Обзор по литературе

Анализ текста — это краткий пересказ, разбор содержания какого-либо произведения. Можно анализировать стихи, рассказы, поэмы и так далее. Это учит осмысленному чтению. Именно поэтому педагоги дают ученикам такое задание. Анализ простых произведений помогает без проблем понимать более сложные труды. Кроме того, это развивает творческие способности ученика, мышление, речь. Анализ помогает понять смысл произведения, выделить мораль и главную мысль автора.

Как сделать анализ текста по литературе:

Как делать анализ текста по литературе

  1. Нужно перечитать труд автора (с чувством, выражением, паузами, сменой интонаций).
  2. Необходимо вспомнить все, что известно об авторе, или узнать о его биографии, интересах из дополнительной литературы.
  3. Нужно определить стиль, которым написано произведение. Их всего пять: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
  4. После этого нужно определить тип речи. Их всего три: описание, повествование, рассуждение.
  5. Необходимо обозначить жанр произведения. Примеры: пьеса, рассказ, баллада, былина, очерк, эссе и так далее.
  6. Затем нужно определить главную тему произведения.
  7. Написать заголовок или подумать над заголовком. Почему автор выбрал именно этот вариант?
  8. Составить план работы, разделив его на смысловые части.
  9. Обозначить способы связи частей, обратить особое внимание на лексические и синтаксические средства.
  10. Определить связь, соотношение начала и конца работы.
  11. Определить основные литературные приемы, на которых построен текст. Пример: преувеличение, противопоставление, быстрая смена действий и так далее.
  12. Выделить и описать основные образы, в том числе образ автора.
  13. Изучить фонетику текста. Что и для чего использует писатель? Пример: повторение согласных или гласных.
  14. Изучить морфологический состав текста. Какие части речи и для чего использует автор?
  15. Изучить синтаксис. Почему автор использовал именно эти формы и для чего?
  16. Обозначить главную идею текста. Что хотел сказать автор?
  17. Выразить личное впечатление от прочитанного, свои ощущения, эмоции, состояния.

Отдельное внимание нужно уделить лексическому анализу текста. Необходимо подумать, все ли слова понятны. Если нет, то следует обратиться к словарям.

Как делается анализ текста

На что еще обратить внимание при анализе лексики текста:

  • ключевые слова в каждой смысловой части;
  • опорные синонимы и антонимы;
  • неоднозначные слова и слова с переносным значением;
  • использование архаизмов, историзмов, неологизмов;
  • просторечные выражения и возвышенный слог;
  • эмоциональные и оценочные высказывания;
  • фразеологизмы.

В свободное от учебы время ты можешь подзаработать
на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) — выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Важно отдельно проанализировать средства художественной выразительности. В каждом пункте нужно ответить на вопрос: «Зачем, для чего автор использовал именно это слово?».

Значение произведения и отличие его от других

В заключении следует рассказать об особенностях произведения, какие ему присущи характеристики, которые не встречаются в других произведениях.

В конце расскажите какое значение это произведение имеет для читателя. Автор анализа должен отобразить в этом пункте свои мысли, эмоции впечатления в отношении прочитанного. Так же следует рассказать об общественном значении произведения. Этот пункт представляет собой общий вывод анализа.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Универсальный план

Встречаются разные вариации плана. Некоторые учреждения допускают вольное изложение и относят это задание к творческим.

Сокращенный вариант плана для анализа:

Как сделать анализ текста по литературе

  1. Род произведения: эпос, лирика или драма.
  2. Жанр.
  3. Несколько характеристик-особенностей жанра. Например: приключенческий роман.
  4. Что вдохновило автора на создание сюжета. Из личной жизни, из прошлого, по мотивам работ других писателей и так далее.
  5. Главная тема произведения. Тема — это то, что описано в произведении.
  6. Главная идея произведения. Идея — смысл, что хотел сказать автор.
  7. Главное противоречие и его особенности (если есть).
  8. Композиция.

Если подробно заполнить каждый пункт, то получится развернутый портрет работы автора.

Комплексный анализ предполагает разбор текста по трем уровням: идеи и образы, стилистика текста, фонетика текста (для лирических произведений).

Как делается анализ текста:

  1. Чтение текста и разделение его на части.
  2. Обзор заголовка (тема, идея, смысл, проблема).
  3. Поиск и разбор позиции автора.
  4. Поиск и разбор микротем.
  5. Разработка плана текста.
  6. Разбор лексики, поиски определений незнакомых слов.
  7. Изучение информации об авторе (в какую эпоху жил, чем интересовался, в каких условиях писал произведение).
  8. Описания жанра и композиции.
  9. Разбор художественных средств выразительности.
  10. Отношение и впечатление читателя.

При разборе важно обратить внимание на систему образов, их связь друг с другом и на особенности развития сюжета. Определить принцип развития, завязку, основную часть, кульминацию и развязку.

Принципы и элементы композиции

В этом пункте следует отобразить какой ведущий принцип композиции присутствует в произведении:

  • многоплановая композиция
  • линейная композиция
  • кольцевая композиция
  • хронологическая композиция
  • нехронологическая композиция

Необходимо так же сказать о дополнительных средствах композиции:

  • лирические отступления
  • вводные эпизоды
  • художественные предварения и обрамления

Следует упомянуть и о композиционных приемах, например, внутренние монологи, дневники.

Разбор прозы и поэзии

Анализ стихов и прозы несколько отличается. В первом случае больше внимания уделяется сюжету, во втором — действующим лицам.

План для разбора стихов:

Как правильно анализировать текст по литературе

  1. Автор, название, история написания. Если есть информация о том, кому посвящено произведение, то указать и это.
  2. Жанр и литературное направление. Доказать на примерах.
  3. Главная идея и тема.
  4. Размер и используемые рифмы (тип).
  5. Какие тропы использовал автор.
  6. Фонетика стихотворения.
  7. Специфика лексики.
  8. Описание главного лирического героя.
  9. Какие эмоции, чувства, настроения автор хотел передать читателю.
  10. Личное отношение к произведению.

План для разбора прозы:

Как правильно делать анализ текста

  1. Автор, название, условия и история создания.
  2. Направление и жанр.
  3. Главная идея и тема.
  4. Действующие персонажи. Краткая характеристика на каждого.
  5. Описание сюжета (композиция, линия).
  6. Отношение автора к тому и тем, кого он описывает.
  7. Анализ речи, которой написано произведение (строение предложений, приемы).
  8. Описание личного отношения читателя к произведению.

В зависимости от требований учебного заведения план анализа может отличаться. Рекомендуется заранее обговорить с педагогом, какой план можно и нужно использовать.

Исторический аспект

В общеобразовательной школе на уроке литературы школьники достаточно часто получают задание выполнить анализ художественного произведения, например, романа, поэмы, повести и так далее.
Приступая к анализу, следует подробно познакомиться с историческим контекстом произведения. Для нас является важным в каком году было написано произведение, какие исторические события могли повлиять на его идею и проблематику. Немаловажным будет указать, как долго автор находился в процессе написания этого произведения, и в какой период своей жизни он его сотворил.

Замечание 1

Здесь стоит отметить, что существует значительная разница межу исторической обстановкой и исторически-литературной обстановкой. Под исторически-литературной обстановкой обычно понимают типичные литературные направления, которые доминировали в момент написания произведения, место произведения среди произведений других писателей, написанных в это время, критику произведения, его оценку современниками.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Анализ поэтического произведения

План анализа стихотворения

1. Элементы комментария к стихотворению: Время (место) написания, история создания; Жанровое своеобразие; Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.); — Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы: Композиционные решения; Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования; Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации; Ритм, строфика, графика, их смысловая роль; Мотивированность и точность использования выразительных средств.

4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные — любые).

5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения (схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения — переживание, чувство; Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства); — определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая — косвенная); — определить организацию (композицию) лирического произведения; — определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное — скупое); определить лексический рисунок (просторечие, книжно — литературная лексика…); — определить ритмику (однородная — неоднородная; ритмическое движение); — определить звуковой рисунок; — определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов; — выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; — определить своеобразие и активность использования тропов.

ЭПИТЕТ — художественное определение; СРАВНЕНИЕ — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) — изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы; ИРОНИЯ — скрытая насмешка; ГИПЕРБОЛА — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; ЛИТОТА — художественное преуменьшение; ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать; МЕТАФОРА — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

— риторические вопросы, обращения, восклицания — они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; — повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; — антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — Аллитерация – повторение согласных звуков; — Ассонанс – повторение гласных звуков; — Анафора — единоначалия;

Композиция лирического произведения

Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Анализ драматического произведения

Схема анализа драматического произведения

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция: — основной конфликт, этапы его развития; — характер развязки /комический, трагический, драматический

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах: — внешность героя, — поведение, — речевая характеристика — содержание речи /о чем?/ — манера /как?/ — стиль, словарь — само характеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки; — роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ри действие и «подводные» течения. 2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы. 3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи. 4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст. 5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности. 6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др. 7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором. 8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.) 9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) . 10. Проблема интерпретаций и сценическая история

Анализ стихотворения «Море» Жуковского

Для того чтобы закрепить материал и запомнить, как делают анализ произведения, напишем анализ стихотворения Жуковского по плану, приведенному выше.

  1. Данное стихотворение было написано Жуковским в 1822 году. Стихотворение «Море» было впервые напечатано в сборнике под названием «Северные цветы на 1829 год».
  2. Стихотворение написано в духе раннего романтизма. Стоит отметить, что многие произведения Василия Жуковского были выдержаны в этом духе. Сам автор считал, что это направление является наиболее привлекательным и волнующим. Произведение относится к лирике. Данное нам стихотворение относится к жанру элегии.
  3. В данном стихотворении Василия Жуковского описывается не только лишь море, а создан самый настоящий пейзаж души, яркий и инртригующий. Но важность стихотворения состоит не только в том, что писатель создал настоящий психологический пейзаж и выразил чувства и ощущения человека при описании моря. Настоящая особенность стихотворения – это то, что море становится для человека, для читателя живой душой и настоящим героем произведения.
  4. Произведение состоит из 3-х частей. Первая часть является вводной, самой большой по объему и информативной. Ее можно назвать «Безмолвное море», потому что сам Жуковский так называет море в этой части стихотворения. Затем следует вторая часть, которая характерна бурными эмоциями и называется она «Буря». Третья часть едва начинается, как стихотворение завершается – это «Покой».
  5. Художественное своеобразие стихотворения проявляется в большом количестве эпитетов (светлое небо, темные тучи, враждебная мгла и др.)
  6. Данное стихотворение не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за этим автором и другие поэты начали рисовать в своих стихах картину моря.

Анализ стихотворения Жуковского по плану

Анализ стихотворения «Море» по плану данного анализа поможет легко и быстро разобрать художественное произведение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно найти фото машины
  • Как найти коэффициент значимости параметров
  • Как найти в офисе несохраненный документ
  • Как найти работу отдаленную
  • Годовая амплитуда температур это как найти